МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: Для обеспечения реализации основных положений и функционирования

Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: Для обеспечения реализации основных положений и функционирования

Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации.

Социальное партнерство — это идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Оно выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре класса или личности. Общественная значимость социального партнерства определяется широтой сферы его действия.

Поскольку это тип отношений в первую очередь между работниками и работодателями, основной сферой его функционирования являются социально-трудовые отношения.

Вместе с тем в эту сферу включаются и связанные с социально-трудовыми отношениями экономические и политические отношения.

В широком смысле под социальным партнерством понимают отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом и образующих его групп, общностей и слоев; установления и воспроизводства социально-допустимой системы социальных неравенств, обусловленных разделением труда, места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.

Социальное партнерство в узком смысле, или собственно социальное партнерство, — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основу складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять принципы, выработанные Международной организацией труда (МОТ), на которых строится идеология всей системы СП:

1. всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

2. непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;

3. свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;

4. нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;

5. все люди, независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;

6. содействие полной занятости и повышению жизненного уровня.

Сферы реализации социального партнерства:

  • сотрудничество при разработке и реализации базовых программ;
  • общественный контроль организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечение законности и справедливости в вопросах заключения и исполнения контрактов;
  • предоставление квалифицированной правовой помощи;
  • контроль вопросов охраны труда;
  • развитие массовой культуры и спорта;
  • проявление постоянной заботы о детях;
  • работа с семьями, детьми и молодежью, проведение благотворительных акций и др.

Отечественная система социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) включает следующие уровни:

· федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

· межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

· региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ;

· отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;

· локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.

Отечественная система социального партнерства (ст. 26 ТК РФ) включает следующие уровни:

· федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

· межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

· региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования трудовых отношений в сфере труда в субъектах РФ;

· отраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования в сфере труда в муниципальном образовании;

· локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

На федеральном уровне для регулирования социально-трудовых отношений образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, представители Правительства РФ.

На уровне субъектов Федерации также образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На уровне отраслей (группы отраслей) образуются отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми органами местного самоуправления.

На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора.

В настоящее время в РФ сложился следующий механизм функционирования системы социального партнерства:

· законодательное оформление социального партнерства в законах и нормативных актах РФ, субъектов РФ и нормативных актах соответствующих органов государственной власти;

· постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих состояние и проблемы социального партнерства;

· постоянно функционирующий переговорный процесс между представителями работников (профсоюзов), объединений работодателей и органов государственной власти;

· постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

· нормативное закрепление и соблюдение процедур согласования интересов сторон;

· система контроля выполнения принятых соглашений и договоров.

Для Российской Федерации важнейшей задачей является дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение эффективности его воздействия на решение социально-экономических проблем развития каждого региона и страны в целом.

57и 58. Международная организация труда (МОТ), ее значение, структура и развитие.

Международная организация труда (МОТ) – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций.

Создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда; с 1946 г.

стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Дата образования организации – 11 апреля 1919 г.

Международная конференция труда (МКТ) — высший орган МОТ, собирается ежегодно.

Административный совет – исполнительный орган МОТ; направляет работу МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу и др.

Международное бюро труда (МБТ) — постоянный исполнительный орган, секретариат МОТ, ее административный и исполнительный орган, исследовательский и информационный центр.

Конвенции МОТ– это международно-правовые договоры, содержащие минимальные стандарты в области социально-трудовых отношений и закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера.

Рекомендации МОТ предназначены для создания ориентиров при выработке государствами – членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.

Основными направлениями МОТ являются:

· разработка международной политики и программ с целью содействия реализации основных прав человека, улучшения условий труда и жизни;

· создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением (эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики);

· проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации;

· профессиональная подготовка и обучение, исследования и издательская деятельность в поддержку названных усилий.

Приоритеты в деятельности МОТ можно свести в основном к следующим:

· поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма в каждом государстве;

· продолжение борьбы с бедностью и особенно за счет увеличения занятости, в частности, путем организации широкой переподготовки рабочей силы;

· защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.

МОТ оказывает большое влияние на развитие формирование и регулирование социально-трудовых отношений во всем мире. Это влияние идет по нескольким направлениям. Они определены в основных документах МОТ – Уставе и ее декларациях, а конкретная их разработка – в Конвенциях и рекомендациях МОТ, в технической помощи, т.

е помощи государствам-членам в разработке социально-трудового законодательства и переподготовке кадров, в научных исследованиях социально-трудовых проблем и путем публикации этих исследований других работ и документов.

В частности на развитие социального партнерства большое влияние оказывают нормы, содержащиеся в рекомендациях и конвенциях МОТ:

· К №150 и Р №158 «О регулировании вопросов труда» определяют руководящие принципы относительно всей системы по регулированию вопросов труда.

· К №98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» определяет, что трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

· К №154 и Р №163 «О коллективных переговорах» предусматривают переговоры в целях определения условий труда и занятости, регулирования отношений между работниками и предпринимателями.

· К №135 «О представителях трудящихся» определяет, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнить свои функции.

Структура МОТ, построенная на трехсторонней основе, способствует развитию трипартизма. МОТ оказывает помощь правительствам, организациям трудящихся и предпринимателей в создании и укреплении органов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства, установления здоровых социально-трудовых отношений

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s20459t9.html

Социальное партнерство и механизм его реализации

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: Для обеспечения реализации основных положений и функционирования

Социальное партнерство –это особый тип социально-трудовых отношений, который обеспечивает оптимальный баланс реализации интересов различных социальных групп, прежде всего наемных работников и работодателей.

Объектом социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни в стране и регионах.

социального партнерства состоит в следующем:

1) совместное рассмотрение и согласование работниками и работодателями социально-трудовой политики на всех уровнях общественного производства на основе повышения эффективности труда;

2) выработка критериев социальной справедливости и установление гарантированных мер защиты эффективного труда субъектами социального партнерства;

3) преимущественно переговорно-договорные взаимоотношения между представителями работников и работодателей при подготовке соответствующих соглашений, а также при разрешении возникших разногласий.

Система социального партнерства включает следующие элементы: принципы, субъекты, уровни и механизм реализации.

Общие принципы социального партнерства заложены Международной организацией труда, которая является центром социально-трудового сотрудничества.

Общие принципы социального партнерства следующие:

1) всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;

2) непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;

3) свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;

4) нищета в любом месте является угрозой для всеобщего благосостояния;

5) все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие;

6) полная занятость и повышение жизненного уровня.

Правовой базой социального партнерства является закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В этом законе отражены следующие основные принципы:

1) полномочность представителей сторон,

2) равноправие сторон в свободе выбора и обсуждении вопросов в коллективных договора и соглашениях,

3) добровольность сторон в принятии на себя обязательств;

4) систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

Субъектами социального партнерства выступают работники, работодатели и государство. В переговорном процессе представителями работников являются профсоюзы, представителями работодателей – сам руководитель предприятия или уполномоченное им лицо, представителями государства – федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Основные функции государства как социального партнера следующие:

1) формирование правового полясоциального партнерства;

2) координация действий участников социального диалога;

3) участие в разрешении трудовых конфликтов, примирение сторон.

Уровни социального партнерства.Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном, региональном, отраслевом или профессиональном уровнях и через заключение коллективных договоров на предприятиях.

Механизм реализации социального партнерства в РФ:

1. Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами РФ и охватывают интересы работников и работодателей. Они являются трехсторонними и заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

2. Отраслевые или профессиональные соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Они являются тоже трехсторонними и заключаются между отраслевыми профсоюзами, работодателями и Министерством труда и социального развития РФ. Данные соглашения включают правовые нормы трудовых отношений, права и обязанности сторон.

3. Территориальные соглашения заключаются между территориальными советами профсоюзов, объединениями работодателей и территориальными органами исполнительной власти.

4. На предприятии заключаются коллективные договоры для регулирования трудовых отношений. В них конкретизируются нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях.

Развитиесоциального партнерства в РФ наталкивается на следующие трудности:

1) высокий уровень зарегистрированной и скрытой безработицы;

2) задержка с выплатой заработной платы;

3) расслоение населения по уровню доходов;

4) низкие темпы структурной перестройки экономики.

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г. с изменениями и дополнениями работодатели и работники имеют право сами определять содержание коллективного договора.

В коллективном договоре отражаются взаимные обязательства работодателя и наемного работника: оплата труда, продолжительность рабочего времени и времени отпуска, льготы для отдельных категорий работников, нормы по социальному обеспечению и медицинскому страхованию работника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_92760_sotsialnoe-partnerstvo-i-mehanizm-ego-realizatsii.html

Механизмы реализации социального партнерства

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: Для обеспечения реализации основных положений и функционирования

Стороны признают взаимовыгодный характер реализации социального партнерства на основе учета и совмещения интересов бизнеса, власти и общественных организации Региона.

Полномочия по координации деятельности в сфере социального партнерства возлагаются на Трехстороннюю комиссию, реализующую свои функции в соответствие с федеральным законодательством, Законом Субъекта Федерации «О социальном партнерстве», Положением о комиссии, иными нормативно-правовыми актами.

Стороны признают необходимость закрепления в соглашении основных механизмов социального партнерства в Регионе и считают необходимым выделение координационных, мотивационных, реализующих механизмов социального партнерства, а также инструментария информационной открытости социального партнерства.

Стержневым координационным механизмом следует считать институт договорного регулирования социального партнерства, пронизывающий всю его систему от Федерального уровня до уровня конкретной организации, на основе совмещения и взаимоучета интересов сторон.

Стороны признают значимость заключения на всех уровнях социального партнерства двухсторонних, трехсторонних соглашений и соглашений с большим числом участников.

Особо следует отметить необходимость заключения соглашений, выходящих за рамки протоколов о намерениях и закрепляющих обязанности сторон по реализации конкретных проектов и программ.

Координационными механизмами социального партнерства являются:

ü ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

ü осуществление взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования отношений социального партнерства;

ü организация деятельности по совместной работе и совместном контроле сторон;

ü выработка эффективных методов регулирования и др.

Также координационные механизмы включают элементы непосредственных коммуникаций органов государственной власти, регионального бизнеса и общественных организаций, в том числе лоббирования и выстраивания позитивных отношений предприятий и госструктур.

В целях реализации соглашения стороны: в рамках трехсторонней комиссии стороны вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в органы власти и добиваются их реализации. После подписания каждая из сторон в течение 1-го месяца разрабатывает план мероприятий по реализации соглашения и предоставляет его в трехстороннюю комиссию.

Стороны пришли к соглашению, что основным механизмом реализации социального партнерства в Регионе является интеграция элементов социального партнерства и взаимной ответственности в основную деятельность субъектов.

В Регионе могут быть использованы следующие механизмы социального партнерства:

ü органы исполнительной власти Региона признают и используют программно-целевой метод в качестве главного механизма реализации социального партнерства в управлении Субъектом Федерации;

ü инструменты и технологии частно-государственного партнерства: концессии, лизинг, аренда, государственно-частные контракты и др.

ü инструменты и технологии реализации социальных программ:

— конкурсные механизмы могут осуществляться как властными структурами Субъекта Федерации, так и региональным бизнесом и направлены на поиск наиболее эффективного решения злободневных проблем;

— программы пожертвований;

— корпоративные фонды;

— социально значимый маркетинг;

— эквивалентное финансирование призвано объединять усилия власти, бизнеса и общественных организаций в рамках долевого финансирования социальных программ и проектов;

— социальные инвестиции – форма финансовых инвестиций, выделяемых бизнесом на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышения уровня жизни различных слоев общества;

— делегирование сотрудников – добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, контактов и связей сотрудников;

— социальный бюджет – сумма средств компании, выделяемых на реализацию собственных социальных программ и др.

ü участие в управлении и совершенствование систем государственно-муниципальной власти Региона, включая совместную разработку сторонами законопроектов, целевых программ, документов и решений по вопросам социального партнерства, участие бизнеса и некоммерческих организаций в наблюдательных, координационных, экспертных советах при региональной Администрации, осуществления консультационных услуг по совершенствованию управления развитием Региона и муниципалитетов и т.д. Также стороны обязуются защищать интересы Региона в вышестоящих Федеральных органах через уполномоченные органы, средства массовой информации и иными законными методами и способами.

Основным мотивационным механизмом участия в системе социального партнерства сторонами признается его эффективный и взаимовыгодный характер.

Однако активно участвующие в реализации социального партнерства коммерческие предприятия и некоммерческие организации пользуются приоритетной поддержкой региональной власти, объединений предпринимателей, профсоюзов, иных общественных организаций, в том числе в системе государственного и муниципального заказа. Ежегодно в Регионе проводится конкурс предприятий лучшей социальной эффективности.

Стороны считают, что информационная открытость социального партнерства является залогом эффективности всей системы. В связи с этим Трехсторонняя комиссия не менее двух раз в год информирует население Региона о ходе реализации соглашения в средствах массовой информации.

Со стороны регионального бизнеса поощряется внедрение института социальной отчетности и раскрытие информации о деятельности компании в сфере социального партнерства не только для ее акционеров, но и для других заинтересованных лиц и организаций, в том числе регионального сообщества.

Значение инструментария информационной открытости также состоит в налаживание обратной связи с населением Региона и оценке эффективности системы социального партнерства.

Средства, необходимые для финансирования реализации соглашения, закладываются сторонами в соответствующие бюджеты и сметы. Обязательства Правительства Региона, предусмотренные приложением к настоящему соглашению, закладываются в бюджет Субъекта Федерации на соответствующий финансовый год.

Источник: https://cyberpedia.su/9x74c9.html

Социальное партнерство — важнейший механизм реализации защитной функции профсоюзов

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: Для обеспечения реализации основных положений и функционирования

В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство».

Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.

Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

В России социальное партнерство выступает как определенного рода амортизатор социальной напряженности, открытой конфронтации интересов и институтов в сфере труда.

В ходе процедур социального партнерства происходит оформление интересов и прав, реструктурированных социальных, корпоративных и региональных групп, формирование адекватных им институтов представительства, нормативно-правовой базы, наработка практики коллективных договоров.

Наличие как противоположных, так и общих интересов обусловливает, с одной стороны, конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать «социальный диалог» или «социальное партнерство» (термин, принятый в РФ).

Спецификой становления отношений социального партнерства на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений.

Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) — первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства.

Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных договоров и соглашений, деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).

Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ).

Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».

Универсальными сторонами отношений социального партнерства являются работники и работодатели.

Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей. Соответственно к регулированию данных отношений не применяются нормы раздела 2 ТК РФ. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести соглашение, во-первых, между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, во-вторых, между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.

Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, принято именовать «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».

Органы государственной власти, органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства:

1) когда они выступают в качестве работодателей или их представителей;

2) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, участие Правительства РФ в отношениях социального партнерства предусматривается Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Стороны социального партнерства участвуют в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке.

ТК РФ не определяет круг лиц, представляющих в отношениях социального партнерства органы государственной власти, органы местного самоуправления.

На практике от имени государства, местного самоуправления в отношениях социального партнерства выступают соответствующие органы исполнительной власти.

При разрешении разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства между работниками и работодателями, государство, местное самоуправление представляет особый орган — Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными принципами социального партнерства являются:

    • равноправие сторон;
    • уважение и учет интересов сторон;
    • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
    • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
    • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
    • полномочность представителей сторон;
    • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
    • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
    • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
    • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
    • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
    • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст.24 ТК РФ).

Принципы социального партнерства — это основные начала, исходные положения, которым в своей деятельности должны следовать стороны социального партнерства.

Принципами социального партнерства руководствуется и государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Данный тезис находит подтверждение в статье 24 ТК РФ, поскольку закрепленная в ней совокупность принципов объединяет в себе и принципы взаимодействия сторон социального партнерства, и принципы законодательного регулирования отношений социального партнерства.

Принцип равноправия сторон обеспечивается, прежде всего, гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей.

Конвенция МОТ № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

Организации как трудящихся, так и работодателей, должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их представителей или членов данных организаций. Соответствующая защита распространяется на отношения, опосредующие создание и деятельность организаций или управление ими.

В частности, как недопустимое вмешательство квалифицируются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под контролем работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

Обеспечению равноправия сторон социального партнерства служат положения ст.5 Закона РФ от 11 марта 1992 г.

«О коллективных договорах и соглашениях», которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.

Принципы уважения и учета интересов сторон, заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воль соответствующих сторон, основанное на взаимном учете их интересов.

Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе определяет содержание как законодательной, так и исполнительно-распорядительной деятельности государства. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов равнозначен общеправовому принципу законности и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.

В силу принципа полномочности представителей сторон соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц.

Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах.

При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц.

принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств вытекает из свободы сторон в обсуждении вопросов труда и означает, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников трудовым законодательством.

В силу принципа реальности обязательств сторонам следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить.

Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

Осуществление контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений — один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства.

При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников.

Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение.

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора, соглашения вытекает из принципа обязательности выполнения этого договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа.

Перечень принципов социального партнерства не исчерпывается принципами, закрепленными в ст.24 ТК РФ.

Принято выделять еще принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров, — самими сторонами социального партнерства, их представителями.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_08/socialnoe-partnerstvo--vazhnejshij-mehanizm/412084.2770337.page1.html

Scicenter1
Добавить комментарий