Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в

Влияние шума железнодорожного транспорта на человека и экосистему

Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время безответственно относятся к состоянию экосистем прилегающих территорий к железной дороги.

Гипотеза: если шум окружает человека повсюду, то как, он влияет на здоровье человека?

Цель исследования:

-выяснить, проблему воздействия железнодорожного транспорта на природу и воздействие шума  на население;

-как влияет железнодорожный транспорт на состояние окружающей среды поселка Сарепта.

Ход исследования:

-какие виды работ используют при ремонте ж/д полотна;

-о возможных отрицательных последствиях данной деятельности;

-исследовали  месторасположение жилого массива вдоль ж/д полотна;

-проведение описания лишайников, определение их видового состава;

-определение площади покрытия каждого дерева лишайниками;

-закладка  пробных площадок и сбор почвенных проб;

-оценка физико-химического состояния почв;

-шумовое воздействие железнодорожного транспорта.

Отрицательные экологические последствия  железнодорожных линий:

-изменение ландшафта, уничтожение фитоценоза;

-нарушение гидрогеологических условий;

-пылевые загрязнения;

-уничтожение плодородного слоя   почвы;

-замусоривание территорий;

-слив загрязненных вод.

Значение лесных насаждений для железнодорожных линий:

-Ограждает путь от снежных, пыльных и песчаных заносов.

-Защищают земляное полотно и различные сооружения от разрушающего действия водных потоков и лавин.

-Закрепляют оползни и осыпающиеся откосы почвогрунтов.

-Препятствуют  проникновению на путь диких животных и безнадзорного скота.

-Прикрывают  коммуникации  железной дороги  и движущиеся поезда от вредного воздействия ветров и интенсивного гололедообразования.

-Применяются для декоративного и санитарного-оздоровительного озеленения объектов.

-Снижают температуру и влажность в прилегающей к полотну ж-д зоне на 10-15%.

-Полоса древесно-кустарниковых насаждений шириной 25-30м снижает уровень концентрации углекислого газа на 70%.

-Один гектар зеленых насаждений за год поглощает 75-80кг фтора, 200кг  сернистого газа, 30-70т пыли.

-Снижает общую загрязненность воздуха на 10-35%.

-Защищают от шума (при этом узкие лесные полосы с межполосными интервалами по 2-5 рядов более эффективны для снижения шума).

Результаты исследования:

-загрязнение атмосферы  топочными газами; 

-отвод земель под путевую инфраструктуру;

-незначительное количество лишайников на деревьях вдоль железнодорожного полотна ст.Сарепта, что подтверждает загрязнения воздуха;

-замусоривание территории;                               

-в почве обнаружены углеводороды, нефтепродукты и наиболее опасные элементы 1 – 3 класса опасности (свинец,  медь, никель, цинк, хром).

-как показали результаты анкетирования, шум от поездов вызывает негативные последствия, выражающиеся, прежде всего в нарушении сна, ощущении болезненного состояния, в изменении поведения, увеличении употребления лекарственных препаратов и т. д.

Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. Звучат вокруг нас голоса людей и музыка, шум ветра и щебет птиц, рокот моторов, проезжающих мимо машин и шелест листвы. С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об окружающем мире.

По мере эволюции человечества появляется всё больше разнообразных звуков, большая часть из которых вредят нашему здоровью, один из них шум.

Шум как гигиенический фактор — это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, которые воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное субъективное ощущение.

В данной исследовательской работе освещена проблема воздействия железнодорожного транспорта на экосистему и воздействие шума на население. Подробно описаны методы и средства снижения шума.

Рассмотрены факторы способствующие возникновению гипертонической болезни, нарушения нервной и сердечно сосудистой системы.

Рассмотрены эффективности борьбы с шумом  и введен обязательный гигиенический контроль объектов.

Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта с точки зрения воздействия на окружающую среду:

-высокая эффективность использования энергоресурсов;

-меньшая потребность в занимаемых площадях;

-меньший объем выбросов вредных веществ.

Однако в последнее время железнодорожный транспорт все чаще становится причиной жалоб населения на повышенный шум. Далеко не все железные дороги имеют зону санитарного разрыва.

И строительство жилых домов зачастую ведется на расстоянии менее 100 м от железнодорожных путей.

Проезд железнодорожного состава обуславливает возрастание уровня шума в некоторых случаях до 80-90 дБА на прилегающей жилой территории, что вызывает большое количество обращений жителей с жалобами на повышенный шум.

Технические нормы шума в Российской Федерации, ограничивающие уровень шума, создаваемого поездом, никак не стыкуются с санитарными нормами и действуют далеко не для всех видов подвижного состава. Отечественный подвижной состав железнодорожного транспорта в среднем на 7-10 дБА более шумный, чем европейские модели.

Проблема повышенного акустического воздействия на население от железнодорожного транспорта актуальна практически для всех населенных пунктов, прилегающих к железным дорогам.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Слух — способность организма воспринимать и различать звуковые колебания. Орган слуха выполняет два задания: снабжает организм информацией и обеспечивает самосохранение.

Шум — совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени. Повышенный шум – одна из основных причин жалоб населения, поэтому решению этой проблемы уделяется внимание во всем мире. Из всех вредных экологических факторов шум – самый массовый. Под его воздействием находится от 50 до 70% населения.

В современном мире источников шума великое множество. Различные виды транспорта, технологическое оборудование, оборудование жилых зданий, звуковоспроизводящая аппаратура и т.д.- все это является источниками нежелательных звуков, которые и составляют шум.

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются движущиеся поезда, путевые машины, производственное оборудование.

Железная дорога проходит через населенные пункты, это создает не удобства для проживающего населения и вызывает загрязнение окружающей среды.

В поселке Сарепта проведен предварительный опрос основных источников шума, воздействующих на население проживающего по улице Арсеньева и Сологубова.

Таблица 1.

Основные источники шума, воздействующие на население:

Источники шума%  населения, обеспокоенного шумом
Высокая степень беспокойства
деньночь
Автомобильный транспорт20,318,7
Железнодорожные поезда6,010,5

Воздействие шума железнодорожного транспорта на окружающую среду и пассажиров чрезвычайно многообразно. По интенсивности этот шум занимает промежуточное положение между авиационным и автомобильным, но по числу источников шума различного происхождения ему нет равных.

Источником интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо, которые в нашем городе не вынесены за городскую черту.

На прилагаемых территориях по улицам Арсеньева, Сологубова основными источниками шума в окружающей среде являются:

 Таблица 2.

Источники шума железнодорожного транспорта:

Источник шумаРасстояние, мУЗ, ДБ
Движение подъездного состава при скоростях 120…180 км.ч.35110-115
Электровозы3585-90
Тепловозы35100- 105
Соударение вагонов40105-110
Звуковые сигналы локомотивов и электроподвижного состава35115-120

Предприятия железнодорожного транспорта, находящиеся в городской черте наносят большой вред человеку и экологии, так как вибрации, которые создаются при движении поездов, механические колебания, не только негативно действуют на  состояние человека, но и наносят вред окружающей среде.Например, при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты, что приводит к медленному разрушению строений и влияет на речной планктон.

Воздействие шума на жителей зависит не только от типа поезда и его скорости, но и от числа пар поездов, а также от расстояния от железнодорожной линии до жилой застройки, подвергающейся акустическому воздействию.

С каждым годом идет расширение сети железных дорог, увеличивается объём перевозок. В связи с этим происходит увеличение скорости поездов, что соответственно вызывает рост шума.

Меры, которые применяются работниками железнодорожного транспорта следующие: устранение износа и дефектов поверхности катания колес;  шлифовка рельсов, уложенных в пути; повышение гибкости системы буксового рессорного подвешивания тележек; ограничение скорости движения поездов – это самый более эффективный способ.

При снижении скорости движения поезда можно уменьшить уровень шума. Поэтому скоростное движение состава ограничено в скорости, если  подвижной состав находится в городской черте.

Зависимость шума и вибрации от скорости движения меняется как с интенсивностью движения, так и с типом подвижного состава.

При движении грузовых составов снижение скорости может привести к изменению уровня демпфирования системы, а следовательно – к обратному эффекту и увеличению вибрации и шума, поэтому грузовые составы проходят на больших скоростях.

Под влиянием шума возникают явления утомления и ослабления слуха. Эти явления с прекращением шума быстро проходят. Больше всего под воздействием шумов на железнодорожном транспорте оказываются работники железной дороги.

Если же переутомление слуха повторяется систематически в течение длительного срока, то развивается тугоухость. Начальные проявления профессиональной тугоухости чаше всего встречаются у лиц со стажем работы в условиях шума около 5 лет.

Адаптация к шуму рассматривается как защитная реакция слухового анализатора на акустический раздражитель, а утомление является пред патологическим состоянием, которое при отсутствии отдыха может привести к снижению слуха.

Развитию начальных стадий снижения слуха могут предшествовать ощущение звона или шума в ушах, головокружение, головная боль. Восприятие разговорной речи в этот период не нарушается. Постепенно это заболевание перерастает в профессиональное.

Шум, даже когда он невелик (при уровне 50—60 дБ), создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей.

Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда, физическое и душевное состояние человека в момент действия шума и другие факторы. Степень вредности какого-либо шума зависит также от того, насколько он отличается от привычного шума. Неприятное воздействие шума зависит и от индивидуального отношения к нему.

Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.

Известно, что ряд таких серьезных заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни, неврозы, в ряде случаев желудочно-кишечные и кожные заболевания, связаны с перенапряжением нервной системы в процессе труда и отдыха.

Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости, а часто и к заболеваниям. В этой связи необходимо отметить, что шум в 30—40 дБ в ночное время может явиться серьезным беспокоящим фактором. С увеличением уровней до 70 дБ и выше шум может оказывать определенное физиологическое воздействие на человека, приводя к видимым изменениям в его организме.

При уровне шума свыше 160 дБ происходит потеря слуха – происходит разрыв барабанной перепонки.

Результатом многолетних клинических наблюдений и обследований больших групп людей различных специальностей, связанных с воздействием интенсивного шума, позволяют считать шумовую болезнь самостоятельной формой профессиональной патологии.

Шумовая болезнь — это общее заболевание организма с преимущественным поражением органа слуха, центральной нервной и сердечнососудистой систем, развивающееся при длительном воздействии интенсивного шума.

Допустимым можно считать лишь тот уровень шума, который никак не сказывается на здоровье и не оказывает влияния на слух и организм в целом.

Работники железнодорожного транспорта  постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который помимо вредного действия маскирует информационные звуковые сигналы. Это  повышает опасность производственного процесса.  Снижение шума является одной из задач охраны труда и окружающей среды.

На железных дорогах применяются новые пассивные и активные средства шумоподавления:

К пассивным средствам относятся полимерные прокладки, они устанавливаются между земляным полотном и щебёночным балластом, между шпалами и щебёночным балластом, между рельсами и шпалами.

К этим же средствам относится шлифовка рельсов и колёс.

Проведение таких мероприятий значительно сокращает шум и вибрацию и позволяет достичь уровня шумового воздействия на окружающую среду в пределах 35-40 дБА, это значительно ниже допустимого в дневное время суток уровня шума в 65 дБА.

Активные средства шумоподавления — современные системы, состоящие из микрофонов, динамиков и электронного устройства, которое анализирует спектр шума и формирует сложный гармонический сигнал, подающийся в динамики в противофазе источника шума. Сигналы накладываются друг на друга, образуя за динамиками область с низкими шумовыми показателями.

Шум — совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени. Для нормального существования человеку шум необходим, но в пределах 20-80 дБ.

Как мы видим, особое внимание нужно обратить на локомотивы и электровозы, которые являются основными источниками шума. Соблюдение требований может сыграть положительную роль и это приведет к улучшению экологической обстановки, значит, и на улучшении здоровья людей.

С целью охраны здоровья от шума работающих  введен обязательный гигиенический контроль объектов, генерирующих шум, регистрация физических факторов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду и человека.   

Меры борьбы с шумом:

1) замена шумных процессов бесшумными или менее шумными;

2) улучшение качества изготовления и монтажа оборудования;

3) укрытие источников шума;

4) вывод работающих людей из сферы шума;

5) применение индивидуальных защитных средств.

Снижение шума железнодорожного транспорта:

Очень многое делается для снижения шума от железной дороги, вот некоторые меры которые применяются:

1) устранения износа и дефектов поверхности катания колес;

2) шлифовка рельсов, уложенных в пути;

3) повышение гибкости системы буксового рессорного подвешивания тележек;

4)ограничение скорости движения поездов – это самый более эффективный способ.

Список литературы:

  1. Шум на транспорте/Под ред. В.Е. Тольского, Г.В. Бутакова, Б.Н. Мельникова, М.: Транспорт, 1995.
  2. Шум качения и методы борьбы с ним. «Железные дороги мира»/ Пер. T. Klimpel, K. Knothe. GlasersAnnalen, 2002, № 10, S. 450 – 457.
  3. Снижение шума в кривых. «Железные дороги мира» – 2009, № 6 с. 70-76.
  4. Иванов Н.И., Прокудин И.В., Дариенко И.Н., Куклин Д.А., Буторина М.В., Тюрина Н.В. Проблема снижения шума и вибрации поездов. Сборник трудов II XXVII сессия РАО, Санкт-Петербург, 16-18 апреля 2014 г. Д.А. Куклин Оценка и снижение шума железнодорожного транспорта Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита населения от повышенного шумового воздействия», СПб, 17-19 марта, 2009 с. 9-35.
  5. Мякишев Г. Я. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учебник для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа, 2012 с.46-89.
  6. Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете / Пер. с нем. М. С. Осиновой, Ю. М. Фролова/. – М.: Мысль, 1990 с.42-65.
  7. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002 с. 23-89.
  8. Снижение шума в кривых. «Железные дороги мира» – 2009, № 6 с. 70-76.

Оригинал работы: Влияние шума железнодорожного транспорта  на человека и экосистему

Источник: https://www.informio.ru/publications/id2909/Vlijanie-shuma-zheleznodorozhnogo-transporta-na-cheloveka-i-yekosistemu

Экология СПРАВОЧНИК

Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в

Транспортный шум создается моторами, колесами, тормозами и аэродинамическими особенностями транспортных средств. Уровень шума, создаваемый работой автомобильного транспорта (автобусы, легковые и грузовые автомобили), составляет 75—85 дБ. Железнодорожный транспорт способен повышать уровень шума до 90—100 дБ.

Наиболее сильный шум — авиационный — создается работой двигателя и аэродинамическими характеристиками самолета — до 100—105 дБ над трассой воздушного транспорта. В зонах аэропортов статистически достоверно увеличивается число мерт-ворождений и врожденных аномалий. Авиационный шум ведет также к увеличению числа психических расстройств.

Максимальный допустимый уровень этого шума у поверхности земли определяется в 50 дБ.[ …]

Шум уличного движения представляет собой совокупность транспортного шума и всех звуков улицы (свистков регулировщиков дорожного движения, шуршания шагов пешеходов и т.д.).[ …]

Борьба с транспортным шумом ведется по нескольким направлениям. Одно из них — подавление шума и вибраций в самом источнике их возникновения конструктивными мерами и эксплуатационными воздействиями. Другим эффективным направлением являются планировочно-строительные мероприятия и улучшение автомобильных дорог.[ …]

Снижению шума в городе должно способствовать и создание малошумных средств транспорта, таких, как электромобили, паромобили, автомобили с усовершенствованными двигателями, высокоэффективными глушителя ми и дожигателями газов.

Однако мощная автомобильная промышленность, выпускающая сотни тысяч автомобилей и автобусов существующих конструкций, не может быть перестроена в короткие сроки для производства новых видов городского транспорта, а также малошумных грузовых автомобилей и автобусов.

Анализ отечественных и зарубежных данных о прогнозе развития городского транспорта позволяет сделать вывод, что до конца нашего века новые бесшумные автомобили или электромобили не смогут заменить весь парк современных автомобилей.

Поэтому в ближайшие 40—50 лет в борьбе с городским транспортным шумом следует использовать в первую очередь средства архитектурно-планировочного и строительного характера.[ …]

В борьбе с транспортным шумом используют не только инженерно-технические решения, но и организационные меры: запрещение звуковых сигналов, полетов над городом воздушных транспортных средств, ограничение движения, взлетов и посадок самолетов на эродромах, расположенных вблизи населенных мест, в ночное время и др.[ …]

Повышение содержания холестерина в сыворотке крови может способствовать развитию атеросклероза.[ …]

Чтобы уменьшить шум транспорта, надо прежде всего принять меры для уменьшения шума каждой отдельной машины, однако и продуманная перепланировка дорог может принести большую пользу.

Машины производят максимальный шум, набирая скорость на первой передаче, поэтому сокращение числа остановок способствует уменьшению шума.

Объезды, кольцевые дороги и городские автострады играют очень важную роль, но необходимо так их планировать, чтобы они сами не создавали угрозы для окружающей среды. Зеленые насаждения и насыпи вдоль шоссейных дорог также способствовали бы уменьшению транспортного шума.[ …]

Исследования влияния транспортного шума 80 дБ А на организм животных в зависимости от длительности воздействия показали, что наибольшие изменения физиологических функций имели место на первом месяце экспозиции.

К концу третьего месяца изменения стали менее выраженными. Это тоже может свидетельствовать о напряжении защитно-приспособительных сил и быть связано с процессом адаптации.

Однако для окончательного решения этого весьма сложного вопроса необходимы дальнейшие исследования.[ …]

Необходимость борьбы с шумом определена Постановлением Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» от 20 сентября 1972 года.

Совет Министров СССР 3 октября 1973 года принял специальное постановление «О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах» за № 726.

Существенное значение в ограничении транспортного шума имеют ГОСТ № 19358-74 «Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды. Внешний и внутренний шум. Предельно допустимые уровни.

Методы измерений», главы «Строительных норм и правил» — «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» (СНиП П-60-75), «Жилые здания» (СНиП П-Л.1-71) и другие нормативные документы.[ …]

Интенсивность уличного шума, в связи с тем, что транспортный шум является непостоянным, зависит от интенсивности транспортных потоков. Эта зависимость была изучена (И. Л.Ка-рагодина, Г. Л. Осипов, И. А. Шишкин, 1972) и представлена на графике (рис. 32).[ …]

Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно-законодательными актами регламентируется его интенсивность, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах.

В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 — ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84— 92 дБ и со временем будут снижаться.[ …

]

Эксперименты выявили неблагоприятное влияние транспортного шума на различные органы и системы организма в зависимости от длительности воздействия. Установлено влияние шума не только на родительский организм, но и на потомство.[ …]

Влияние зеленых насаждений на распространение транспортных шумов незначительно, учитывая, что листья на деревьях и кустарниках держатся недолго. Механизм прохождения звука через них описан в литературе [2].[ …]

К планировочно-строительным средствам борьбы с транспортным шумом относится строительство и улучшение автомобильных дорог. Выбоины, трещины, раскрытые швы, выемки, просевшие крыши колодцев, рытвины снижают скорость, заставляют резко тормозить, вызывают излишний шум.[ …]

С помощью номограммы можно определять снижение транспортного шума в 7,5 м от оси первой полосы движения Д£экв, которое происходит за счет изменения условий движения на магистралях (интенсивности, скорости, процента грузового и общественного транспорта в потоке). С этой целью устанавливают уровни звука при существующих (1/экв) и перспективных (¿»экв) условиях движения. Разность Ь 0 кв и Х/ экв дает количественную оценку изменения уровня звука на магистрали.[ …]

5.3

Разделительная полоса на автодороге снижает уровень транспортного шума. Изменение уровня шума на различных покрытиях при их одинаковом состоянии может достигать 7,5 дБА. Наибольший шум возникает на мокром покрытии и на покрытии с шероховатостью более 3 мм (рис. 3.15).

Оптимальной с точки зрения шумообразующего фактора является шероховатость в пределах 0,8— 1,2 мм, соответствующая покрытию из мелкозернистого асфальтобетона [36].

Из группы дорожных факторов наибольшее влияние на уровень транспортного шума оказывают тип и шероховатость покрытия, число полос движения, а также наличие и размеры разделительной полосы.[ …]

Источник: Прутков Б. Г. Защита примагистральных территорий от транспортного шума//Преобразование городской среды: Проблемы охраны и оздоровления.— М., 1978.[ …]

25

В случае расположения зеленого массива (парка, сада) в окружении транспортных магистралей зона с комфортными условиями среды для отдыха населения (вне влияния транспортного шума и выхлопных газов) зависит от размера массива и его конфигурации (рис. 94).

Зона «поражения» массива газом и шумом может достигать 100—200 м. Поэтому очень важно . обеспечить максимальное по площади внутреннее ядро парка вне пределов отрицательного воздействия указанных факторов на состояние окружающей среды.

Это можно обеспечить в достаточно крупных парках.[ …]

Описанные архитектурно-плани-ровочные приемы защиты населения от транспортного шума показывают возможности регулирования зашумленности городских территорий на всех стадиях проектирования населенных мест.[ …]

М., 1976, с. 92—94.[ …]

Специальные территориальные разрывы дают возможность значительно снизить уровень шума на селитебных территориях. Санитарные нормы и правила предусматривают создание санитарно-за-щитных зон между производственными объектами, транспортными магистралями, аэродромами, морскими и речными портами и жилой застройкой.

В пределах санитарно-защитных зон допускается размещение экранирующих зданий нежилого назначения, в которых допускается уровень шума 55—60 дБ А. Шумозащитные свойства домов-экранов достаточно высоки. Особенно эффективны протяженные здания типа торговых рядов.

Они снижают транспортный шум на 20—30 дБА и надежно защищают внутриквартальную территорию. В зданиях-экранах можно располагать гаражи, мастерские, приемные пункты предприятий бытового обслуживания, столовые, кафе, рестораны, ателье, парикмахерские и т.д.

Не следует только размещать в этой зоне аптеки, библиотеки и другие учреждения, в которых уровень шума не должен превышать 40 дБА.[ …]

В России примерно 35 млн человек (или 30% городского населения) подвержены воздействию транспортного шума, превышающего нормативы. Шумовое воздействие — одна из наиболее острых экологических проблем современности: более половины населения Западной Европы проживает в районах с уровнем шума 55—70 дБ.[ …]

Дивергенция — распространение звуковой волны от источника в свободном пространстве. В случае транспортного шума существует сферическая и цилиндрическая дивергенция.[ …]

Планировка и застройка примагистральных территорий оказывают существенное влияние на проникновение транспортного шума в квартал (рис. 3.19). На этом рисунке представлены некоторые наиболее типичные приемы застройки транспортных магистралей жилыми домами.

В указанных вариантах (при равной плотности застройки) глубина проникновения шума может значительно отличаться. В связи с этим площадь территории дискомфорта и численность населения, проживающего на этой территории, колеблется в пределах 96—40 %.[ …

]

При рассмотрении комплекса вопросов, связанных с защитой окружающей среды, часто забывают о неблагоприятном влиянии шума, инфразвука и вибрации на жизнедеятельность человека. Шумовые загрязнения» окружающей среды являются серьезной проблемой.

Уровни городских шумов возрастают в среднем за каждые 5—10 лет на 5—10 дБ. Большую опасность представляют ультразвук и инфразвук. Даже при относительно низких уровнях энергии инфразвука он может привести к довольно серьезным заболеваниям.

Многие нервные болезни городских жителей вызываются именно инфразвуками, проникающими сквозь самые толстые стены.[ …]

В условиях массовой застройки примагистральных территорий многоэтажными протяженными зданиями для защиты населения от транспортного шума целесообразно строительство специальных типов жилых домов.

Окна спален и большинства жилых комнат должны быть ориентированы в сторону дворового пространства, а окна общих комнат без спальных мест, кухонь, лестнично-лифто-вых узлов, веранд и галерей — в сторону магистральных улиц.

Сохранить тишину в доме поможет не только планировка квартир, но и шумозащитные звуконепроницаемые окна с тройным остеклением и высокой степенью герметизации, которую обеспечат специальные переплеты. Для устранения шума из соседних помещений эффективны массивные стены и звукоизолирующие плиты.[ …]

С. А. Солдаткина и О. С. Черкасский провели экспериментальное исследование по изучению длительного (в течение трех месяцев) воздействия транспортного шума 80 дБ А. Они установили учащение сердцебиений на 30 уд/мин на первой неделе и к концу первого месяца испытаний. Физиологические исследования выявили изменения в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах.[ …]

С одной стороны, окружающая природная и социальная среда в связи с развитием автомобилизации все больше подвергается негативному воздействию при строительстве и эксплуатации транспортного сооружения.

В результате увеличиваются издержки общества, уменьшается биоразнообразие, повышается риск гибели людей и животных в ДТП, их отравления в результате загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, повышается уровень транспортного дискомфорта, психологических стрессовых ситуаций для населения (вследствие дорожной аварийности, транспортных заторов), транспортного шума, вибрации, ландшафтного загрязнения (снижаются рекреационные способности ландшафтов).[ …]

Воздействие транспорта и обеспечивающей его функционирование инфраструктуры на окружающую природную среду сопровождается значительным загрязнением окружающей среды.

В качестве основных видов воздействия транспортно-дорожного комплекса России (ТДК России) можно отметить загрязнение атмосферного воздуха токсичными компонентами отработанных газов транспортных двигателей, выбросы в атмосферный воздух стационарных источников загрязнения, загрязнение водных объектов, образование производственных отходов и воздействие транспортного шума.[ …]

Анализ шумовой карты показывает, что постоянный рост автомобильного парка при наличии большого количества узких улиц и тротуаров, отсутствие необходимого благоустройства и изоляции микрорайонов и кварталов от проникающего транспортного шума создали предпосылки для повышенного шумового фона города. Для обеспечения акустического комфорта населения ширина магистрали при таком интенсивном движении транспорта должна быть не менее 100—120 м.[ …]

Источник: https://ru-ecology.info/term/12319/

Охрана труда

Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в

26.04.2011 

  Производственный шум и его влияние на организм человека

Шум — это совокупность звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека и мешающих его работе и отдыху. Скорость звука в воздухе при нормальной температуре составляет приблизительно 340 м/с, в воде –1 430 м/с.

Звук с частотой от 16 Гц до 20 кГц называется слышимый, с частотой менее 16 Гц — инфразвук и более 20 кГц — ультразвук. Интенсивность воздействия шума на человека оценивается уровнем звукового давления. Единица измерения — децибел, (дБА).

На пороге слышимости при частоте 1 000 Гц уровень звукового давления равен нулю, а на пороге болевого ощущения — 120–130 дБ.

Окружающие человека шумы имеют разную интенсивность, например: шепот — 10–20 дБА, разговорная речь — 50–60 дБА,  шум от двигателя легкового автомобиля — 80 дБА,  от грузового — 90 дБА,  шум от оркестра — 110–120 дБА, шум при взлете реактивного самолета на расстоянии 25 м — 140 дБА, выстрел из винтовки — 160 дБА,

из тяжелого орудия — 170 дБА.

Гигиеническое нормирование шума Основная цель нормирования шума на рабочих местах — это установление предельно допустимого уровня шума (ПДУ), который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Допустимый уровень шума — это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Предельно допустимые уровни шума на рабочих местах регламентированы Санитарными Нормами 2.2.4/2.8.562-96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки ”. В соответствии с ними, при выполнении всех работ на постоянных рабочих местах в производственных помещениях на территории предприятий – максимальное ПДУ составляет 80 дБА.

Воздействие шума на организм человека Шум, возникающий при работе производственного оборудования и превышающий нормативные значения, воздействует на центральную и вегетативную нервную систему человека, органы слуха. Шум воспринимается весьма субъективно.

При этом имеет значение конкретная ситуация, состояние здоровья, настроение, окружающая обстановка.

Основное физиологическое воздействие шума заключается в том, что повреждается внутреннее ухо, возможны изменения электрической проводимости кожи, биоэлектрической активности головного мозга, сердца и скорости дыхания, общей двигательной активности, а также изменения размера некоторых желез эндокринной системы, кровяного давления, сужение кровеносных сосудов, расширение зрачков глаз.   Работающий в условиях длительного шумового воздействия испытывает раздражительность, головную боль, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, нарушение сна. В шумном фоне ухудшается общение людей, в результате чего иногда возникает чувство одиночества и неудовлетворенности, что может привести к несчастным случаям.

Длительное воздействие шума, уровень которого превышает допустимые значения, может привести к заболеванию человека шумовой болезнью — нейросенсорная тугоухость. На основании всего выше сказанного шум следует считать причиной потери слуха, некоторых нервных заболеваний, снижения продуктивности в работе и некоторых случаях потери жизни.

Мероприятия по защите от шума Защита от шума достигается разработкой шумобезопасной техники, применением средств и методов коллективной защиты, а также средств индивидуальной защиты. Разработка шумобезопасной техники — уменьшение шума в источнике — достигается улучшением конструкции машин, применением малошумных материалов в этих конструкциях.

Средства и методы коллективной защиты подразделяются на акустические, архитектурно-планировочные, организационно-техни-ческие.

Защита от шума акустическими средствами предполагает звукоизоляцию (устройство звукоизолирующих кабин, кожухов, ограждений, установку акустических экранов); звукопоглощение (применение звукопоглощающих облицовок, штучных поглотителей); глушители шума (абсорбционные, реактивные, комбинированные).

Архитектурно-планировочные методы — рациональная акустическая планировка зданий; размещение в зданиях технологического оборудования, машин и механизмов; рациональное размещение рабочих мест; планирование зон движения транспорта; создание шумозащищенных зон в местах нахождения человека.

Организационно-технические мероприятия — изменение технологических процессов; устройство дистанционного управления и автоматического контроля; своевременный планово-предупредительный ремонт оборудования; рациональный режим труда и отдыха.

Если невозможно уменьшить шум, действующий на работников, до допустимых уровней, то необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) — противошумные вкладыши из ультратонкого волокна “Беруши” одноразового использования, а также противошумные вкладыши многократного использования (эбонитовые, резиновые, из пенопласта) в форме конуса, грибка, лепестка.

Они эффективны для снижения шума на средних и высоких частотах на 10–15 дБА. Наушники снижают уровень звукового давления на 7–38 дБ в диапазоне частот 125–8 000 Гц. Для предохранения от воздействия шума с общим уровнем 120 дБ и выше рекомендуется применять шлемофоны, оголовья, каски, которые снижают уровень звукового давления на 30–40 дБ в диапазоне частот 125–8 000 Гц.

Основными мероприятиями по борьбе с шумом и защите от него – это технические мероприятия, которые проводятся в трех направлениях: • устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике; • ослабление шума на путях передачи; • непосредственная защита работающих.

Защита работающих от шума может осуществляться как средствами и методами коллективной защиты, так и средствами индивидуальной защиты. Общая классификация средств и методов защиты от шума приведена в ГОСТ 12.1.029 «Система стандартов безопасности труда. Средства и методы защиты от шума. Классификация».

В первую очередь необходимо использовать средства коллективной защиты, которые по отношению к источнику возбуждения шума подразделяется  на средства, снижающие шум в источнике его возникновения, и средства, снижающие шум на пути его распространения от источника до защищаемого объекта. Наиболее эффективны мероприятия, ведущие к снижению шума в источнике его возникновения.

Борьба с шумом после его возникновения обходится дороже и часто является малоэффективной. Выбор средств снижения шума в источнике его возникновения зависит от происхождения шума.

Снизить шум зубчатых передач можно повышением точности их обработки и сборки, заменой металлических шестерен на шестерни из других материалов, менее шумными являются конические, косозубые и шевронные шестерни и т.п.

Шум подшипников может быть снижен путем тщательного их изготовления, плотной посадки на цапфы вала и в гнезда щитов, более совершенными смазками и присадками к ним, подшипники скольжения создают меньший шум, чем подшипники качения и т.п. Шум при обработке резанием зависит от материала резца, его формы, заточки, размера стружки и т.п.

Применение быстрорежущей стали для резца, смазочно-охлаждающих жидкостей, изменение формы резца, его заточки также способствует снижению шума. Снижение шума аэродинамического происхождения (истечение сжатых газов, горение жидкого и распыленного топлива в форсунках, работа вентиляционных систем, компрессоров и т.п.

) возможно улучшением аэродинамических характеристик машин, использованием шумоглушащих элементов и т.п. Снижение шума в источнике его образования обеспечивается также заменой возвратно-поступательного перемещения деталей вращательным, заменой ударных процессов безударными (клепку сваркой, обрубку фрезерованием и т.п.

), обеспечением рассогласованием собственных частот колебаний механизма с частотой возбуждающей силы, уменьшением частоты вращения валов, изменением конфигурации быстровращающихся деталей и т.п.

Однако следует отметить, что эффективность мероприятий по снижению шума эксплуатируемых машин и механизмов зачастую невелика, и поэтому снижения шума следует добиваться прежде всего в процессе проектирования оборудования. Методы снижения шума на пути его распространения также разнообразны.

Снижение шума на пути его распространения от источника в значительной степени достигается: • акустическими средствами (звукоизоляция, звукопоглощение, глушители шума и т.п.

); • архитектурно-планировочными методами (рациональные акустические решения планировок зданий и генеральных планов объектов, рациональное размещение технологического оборудования, машин и механизмов, рациональное размещение рабочих мест, рациональное акустическое планирование зон и режимов движения транспортных средств и транспортных потоков, создание шумопоглощающих  зон и т.п.).

Значительный эффект в борьбе с шумом дают организационно-технические методы, которые включают: • применение малошумных технологических процессов (изменение технологии производства, способа обработки и транспортирования материалов, сырья, полуфабрикатов и т.п.); • оснащение шумных машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля; • применение малошумных машин, изменение конструктивных элементов машин, их сборочных единиц; • совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин; • использование рациональных режимов труда и отдыха работников на шумных предприятиях. Интересным и принципиально новым методом снижения шума является метод, связанный с созданием «антизвука», т.е. созданием равного по величине и противоположного по фазе звука. В результате интерференции основного звука и «антизвука» в некоторых местах шумного помещения можно создать зоны тишины. В случаях, когда средства коллективной защиты и другие средства не обеспечивают снижение шума до допустимых уровней, необходимо применять средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты также весьма разнообразны: противошумные наушники, закрывающие ушную раковину снаружи; противошумные вкладыши, перекрывающие наружный слуховой проход; противошумные шлемы и каски; противошумные костюмы. Противошумные вкладыши изготавливают из твердых, эластичных и волокнистых материалов, они бывают многократного и однократного использования. Противошумные шлемы закрывают всю голову, они применяются при очень высоких уровнях шума в сочетании с наушниками, а также противошумными костюмами. Средства индивидуальной защиты позволяют снизить уровень воспринимаемого звука на (10-40) дБ, причем наиболее значительное глушение шума наблюдается в области высоких частот, которые наиболее опасны для человека.

Наибольший эффект дает комплексное использование всех перечисленных методов борьбы с шумом и защиты от него.

 Технический инспектор БКДП Владимир Лозовский

26.04.2011 

  Производственный шум и его влияние на организм человека

Шум — это совокупность звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека и мешающих его работе и отдыху. Скорость звука в воздухе при нормальной температуре составляет приблизительно 340 м/с, в воде –1 430 м/с.

Звук с частотой от 16 Гц до 20 кГц называется слышимый, с частотой менее 16 Гц — инфразвук и более 20 кГц — ультразвук. Интенсивность воздействия шума на человека оценивается уровнем звукового давления. Единица измерения — децибел, (дБА).

На пороге слышимости при частоте 1 000 Гц уровень звукового давления равен нулю, а на пороге болевого ощущения — 120–130 дБ.

Окружающие человека шумы имеют разную интенсивность, например: шепот — 10–20 дБА, разговорная речь — 50–60 дБА,  шум от двигателя легкового автомобиля — 80 дБА,  от грузового — 90 дБА,  шум от оркестра — 110–120 дБА, шум при взлете реактивного самолета на расстоянии 25 м — 140 дБА, выстрел из винтовки — 160 дБА,

из тяжелого орудия — 170 дБА.

Гигиеническое нормирование шума Основная цель нормирования шума на рабочих местах — это установление предельно допустимого уровня шума (ПДУ), который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Допустимый уровень шума — это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.

Предельно допустимые уровни шума на рабочих местах регламентированы Санитарными Нормами 2.2.4/2.8.562-96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки ”. В соответствии с ними, при выполнении всех работ на постоянных рабочих местах в производственных помещениях на территории предприятий – максимальное ПДУ составляет 80 дБА.

Воздействие шума на организм человека Шум, возникающий при работе производственного оборудования и превышающий нормативные значения, воздействует на центральную и вегетативную нервную систему человека, органы слуха. Шум воспринимается весьма субъективно.

При этом имеет значение конкретная ситуация, состояние здоровья, настроение, окружающая обстановка.

Основное физиологическое воздействие шума заключается в том, что повреждается внутреннее ухо, возможны изменения электрической проводимости кожи, биоэлектрической активности головного мозга, сердца и скорости дыхания, общей двигательной активности, а также изменения размера некоторых желез эндокринной системы, кровяного давления, сужение кровеносных сосудов, расширение зрачков глаз.   Работающий в условиях длительного шумового воздействия испытывает раздражительность, головную боль, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, нарушение сна. В шумном фоне ухудшается общение людей, в результате чего иногда возникает чувство одиночества и неудовлетворенности, что может привести к несчастным случаям.

Длительное воздействие шума, уровень которого превышает допустимые значения, может привести к заболеванию человека шумовой болезнью — нейросенсорная тугоухость. На основании всего выше сказанного шум следует считать причиной потери слуха, некоторых нервных заболеваний, снижения продуктивности в работе и некоторых случаях потери жизни.

Мероприятия по защите от шума Защита от шума достигается разработкой шумобезопасной техники, применением средств и методов коллективной защиты, а также средств индивидуальной защиты. Разработка шумобезопасной техники — уменьшение шума в источнике — достигается улучшением конструкции машин, применением малошумных материалов в этих конструкциях.

Средства и методы коллективной защиты подразделяются на акустические, архитектурно-планировочные, организационно-техни-ческие.

Защита от шума акустическими средствами предполагает звукоизоляцию (устройство звукоизолирующих кабин, кожухов, ограждений, установку акустических экранов); звукопоглощение (применение звукопоглощающих облицовок, штучных поглотителей); глушители шума (абсорбционные, реактивные, комбинированные).

Архитектурно-планировочные методы — рациональная акустическая планировка зданий; размещение в зданиях технологического оборудования, машин и механизмов; рациональное размещение рабочих мест; планирование зон движения транспорта; создание шумозащищенных зон в местах нахождения человека.

Организационно-технические мероприятия — изменение технологических процессов; устройство дистанционного управления и автоматического контроля; своевременный планово-предупредительный ремонт оборудования; рациональный режим труда и отдыха.

Если невозможно уменьшить шум, действующий на работников, до допустимых уровней, то необходимо использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) — противошумные вкладыши из ультратонкого волокна “Беруши” одноразового использования, а также противошумные вкладыши многократного использования (эбонитовые, резиновые, из пенопласта) в форме конуса, грибка, лепестка.

Они эффективны для снижения шума на средних и высоких частотах на 10–15 дБА. Наушники снижают уровень звукового давления на 7–38 дБ в диапазоне частот 125–8 000 Гц. Для предохранения от воздействия шума с общим уровнем 120 дБ и выше рекомендуется применять шлемофоны, оголовья, каски, которые снижают уровень звукового давления на 30–40 дБ в диапазоне частот 125–8 000 Гц.

Основными мероприятиями по борьбе с шумом и защите от него – это технические мероприятия, которые проводятся в трех направлениях: • устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике; • ослабление шума на путях передачи; • непосредственная защита работающих.

Защита работающих от шума может осуществляться как средствами и методами коллективной защиты, так и средствами индивидуальной защиты. Общая классификация средств и методов защиты от шума приведена в ГОСТ 12.1.029 «Система стандартов безопасности труда. Средства и методы защиты от шума. Классификация».

В первую очередь необходимо использовать средства коллективной защиты, которые по отношению к источнику возбуждения шума подразделяется  на средства, снижающие шум в источнике его возникновения, и средства, снижающие шум на пути его распространения от источника до защищаемого объекта. Наиболее эффективны мероприятия, ведущие к снижению шума в источнике его возникновения.

Борьба с шумом после его возникновения обходится дороже и часто является малоэффективной. Выбор средств снижения шума в источнике его возникновения зависит от происхождения шума.

Снизить шум зубчатых передач можно повышением точности их обработки и сборки, заменой металлических шестерен на шестерни из других материалов, менее шумными являются конические, косозубые и шевронные шестерни и т.п.

Шум подшипников может быть снижен путем тщательного их изготовления, плотной посадки на цапфы вала и в гнезда щитов, более совершенными смазками и присадками к ним, подшипники скольжения создают меньший шум, чем подшипники качения и т.п. Шум при обработке резанием зависит от материала резца, его формы, заточки, размера стружки и т.п.

Применение быстрорежущей стали для резца, смазочно-охлаждающих жидкостей, изменение формы резца, его заточки также способствует снижению шума. Снижение шума аэродинамического происхождения (истечение сжатых газов, горение жидкого и распыленного топлива в форсунках, работа вентиляционных систем, компрессоров и т.п.

) возможно улучшением аэродинамических характеристик машин, использованием шумоглушащих элементов и т.п. Снижение шума в источнике его образования обеспечивается также заменой возвратно-поступательного перемещения деталей вращательным, заменой ударных процессов безударными (клепку сваркой, обрубку фрезерованием и т.п.

), обеспечением рассогласованием собственных частот колебаний механизма с частотой возбуждающей силы, уменьшением частоты вращения валов, изменением конфигурации быстровращающихся деталей и т.п.

Однако следует отметить, что эффективность мероприятий по снижению шума эксплуатируемых машин и механизмов зачастую невелика, и поэтому снижения шума следует добиваться прежде всего в процессе проектирования оборудования. Методы снижения шума на пути его распространения также разнообразны.

Снижение шума на пути его распространения от источника в значительной степени достигается: • акустическими средствами (звукоизоляция, звукопоглощение, глушители шума и т.п.

); • архитектурно-планировочными методами (рациональные акустические решения планировок зданий и генеральных планов объектов, рациональное размещение технологического оборудования, машин и механизмов, рациональное размещение рабочих мест, рациональное акустическое планирование зон и режимов движения транспортных средств и транспортных потоков, создание шумопоглощающих  зон и т.п.).

Значительный эффект в борьбе с шумом дают организационно-технические методы, которые включают: • применение малошумных технологических процессов (изменение технологии производства, способа обработки и транспортирования материалов, сырья, полуфабрикатов и т.п.); • оснащение шумных машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля; • применение малошумных машин, изменение конструктивных элементов машин, их сборочных единиц; • совершенствование технологии ремонта и обслуживания машин; • использование рациональных режимов труда и отдыха работников на шумных предприятиях. Интересным и принципиально новым методом снижения шума является метод, связанный с созданием «антизвука», т.е. созданием равного по величине и противоположного по фазе звука. В результате интерференции основного звука и «антизвука» в некоторых местах шумного помещения можно создать зоны тишины. В случаях, когда средства коллективной защиты и другие средства не обеспечивают снижение шума до допустимых уровней, необходимо применять средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты также весьма разнообразны: противошумные наушники, закрывающие ушную раковину снаружи; противошумные вкладыши, перекрывающие наружный слуховой проход; противошумные шлемы и каски; противошумные костюмы. Противошумные вкладыши изготавливают из твердых, эластичных и волокнистых материалов, они бывают многократного и однократного использования. Противошумные шлемы закрывают всю голову, они применяются при очень высоких уровнях шума в сочетании с наушниками, а также противошумными костюмами. Средства индивидуальной защиты позволяют снизить уровень воспринимаемого звука на (10-40) дБ, причем наиболее значительное глушение шума наблюдается в области высоких частот, которые наиболее опасны для человека.

Наибольший эффект дает комплексное использование всех перечисленных методов борьбы с шумом и защиты от него.

 Технический инспектор БКДП Владимир Лозовский

Источник: http://www.bkdp.org/content/20/ohrana-truda/1/8/

Борьба с транспортным шумом

Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в

При невозможности обеспечения достаточно большой буферной зоны между дорогой и населенными пунктами или отдельно стоящими больницами, санаториями, домами отдыха, пионерскими лагерями, детскими садами, школами, базами отдыха должны быть предусмотрены специальные мероприятия по защите от транспортного шума.

При разработке шумозащитных мероприятий сложность достижения требуемого снижения уровней шума можно оценить по табл. 14.4.1.

Таблица 14.4.1

Сложность достижения снижения уровня шума

Требуемое снижение уровня шума, дБА
Сложность Легко Достижимо (возможно) Сложно Очень сложно

Основной принцип разработки мероприятий по защите от транспортного шума — функциональное зонирование придорожных территорий с учетом допустимых уровней звука для зданий различного назначения.

При проектировании обходов населенных пунктов, развитии сети автомобильных дорог необходимо учитывать, что снижение уровней шума наиболее эффективно в диапазоне интенсивности движения в час пик до 400 авт/ч, когда уменьшение интенсивности, например, на 200 авт/ч приводит к снижению уровня шума на 1,5 дБА. Изменение интенсивности от 2000 авт/ч до 1500 авт/ч снижает уровень шума транспортного потока всего на 0,5 дБА.

При прохождении дорог вблизи застройки следует использовать элементы рельефа в качестве естественных преград на пути распространения шума, трассировать дорогу в естественных выемках, по дну оврагов, ложбин.

Поскольку увеличение расстояния от автомобильной дороги до населенного пункта создает дополнительные трудности для местных пользователей, расстояние удаления должно быть минимально необходимым, а вызванный этим перепробег учтен при сравнении различных методов защиты от транспортного шума.

В случаях, когда уровни транспортного шума не превышают допустимые более чем на 15 дБА, а увеличение расстояния до жилой застройки невозможно или нецелесообразно, необходимо предусматривать специальные шумозащитные сооружения и рациональный поперечный профиль земляного полотна. Существенное влияние на снижение транспортного шума оказывают препятствия в виде шумозащитных барьеров, галерей, грунтовых валов, откосов выемок.

Размещение шумозащитных сооружений и их ограждения на поперечном профиле должны обеспечивать безопасность движения, минимум затрат на их содержание, удобную очистку проезжей части и обочин, доступность для производства работ по эксплуатации. Расстояние от кромки проезжей части до шумозащитного барьера должно обеспечивать размещение снега при его уборке с проезжей части.

Шумозащитные барьеры не должны являться элементами повышенной опасности. Для достижения этих целей барьеры могут быть вынесены за границу полосы отвода автомобильной дороги, выполнены комбинированными с ограждениями или защищены ограждениями.

В последнем случае расстояние между ограждениями и шумозащитным сооружением должно быть больше максимального прогиба ограждения при наезде автомобиля с расчетной скоростью и достаточным для обеспечения возможности механизированной уборки снега.

Длину отгона ограждений за шумозащитным сооружением назначают не менее 9 м.

При расположении жилой застройки с обеих сторон от автомобильной дороги отражение шума от поверхности барьера может привести к его увеличению в жилой застройке. В таких случаях применяют шумопоглощающие барьеры, которые в результате поглощения звуковой энергии в отличие от шумоотражающих не вызывают увеличения уровней шума на противоположной стороне и в салонах проезжающих автомобилей.

Снижение шума в застройке можно достичь также за счет наклона шумоотражающего барьера и отражения шума в сторону от жилой застройки, либо строительством ступенчатого шумоотражающего барьера.

Минимальная длина шумозащитного барьера за пределами жилой застройки должна составлять не менее 100…150 м и может быть уменьшена, если его концы отогнуты в плане и сторону от источника шума.

Для придания шумозащитным барьерам лучшего внешнего вида рекомендуется сажать около них декоративные растения, которые, украшая дорогу и частично устраняя однообразный вид барьера, усиливают шумопоглощающее действие барьера, особенно в летнее время.

Шумозащитные барьеры и их стойки должны рассчитываться на ветровые нагрузки, быть прочными и долговечными, легко монтироваться в полевых условиях, вписываться в ландшафт. Их устройство не должно приводить к снижению бе-

РАЗДЕЛ VII
ЗИМНИЕ ДОРОГИ И ЛЕДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_136515_borba-s-transportnim-shumom.html

16.2. Борьба с транспортным шумом

Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в

16.2.1.При проектировании шумозащитныхмероприятий сложность достижениятребуемого снижения уровней шума можнооценить следующим образом:

Требуемое снижение уровня шума, дБА5101520
Сложность достижения результатовЛегкоДостижимо (возможно)СложноОчень сложно

16.2.2.Основной принцип разработки мероприятийпо защите от транспортного шума -функциональное зонирование придорожныхтерриторий с учетом допустимых уровнейзвука для зданий различного назначения.

16.2.3.При проектировании обходов населенныхпунктов, развитии сети автомобильныхдорог необходимо учитывать, что снижениеуровней шума наиболее эффективно вдиапазоне интенсивностей движения вчас пик до 400 авт.

/ч, когда уменьшениеинтенсивности, например, на 200 авт./чприводит к снижению уровня шума на 1,5дБА. Изменение же интенсивности от 2000авт./ч до 1500 авт./ч снижает уровень шуматранспортного потока всего на 0,5 дБА.

16.2.4.При проложении дорог вблизи от застройкиследует использовать элементы рельефав качестве естественных преград на путираспространения шума, трассироватьдорогу в естественных выемках, по днуоврагов, ложбин и т.п.

16.2.5.Поскольку увеличение расстояния отавтомобильной дороги до населенногопункта создает дополнительные трудностидля использующих данную дорогу, расстояниеудаления должно быть минимальнонеобходимым, а вызванный этим перепробегучтен при сравнении различных методовзащиты от транспортного шума.

16.2.6.

В случаях, когда уровни транспортногошума не превышают допустимые более чемна 15 дБА, а увеличение расстояния дожилой застройки невозможно илинецелесообразно, необходимо предусматриватьспециальные шумозащитные сооруженияи рационально проектировать поперечныйпрофиль земляного полотна. Существенноевлияние на снижение транспортного шумаоказывают препятствия в виде шумозащитныхбарьеров, галерей, грунтовых валов,откосов выемок.

16.2.7.

Размещение шумозащитных сооружений иих ограждения на поперечном профиледолжны обеспечивать безопасностьдвижения, минимум затрат на их содержание,удобную очистку проезжей части и обочин,доступность для производства работ поэксплуатации.

Примеры зон, легко и труднодоступных для службы эксплуатации,показаны на рис.16.1 и 16.2. Расстояние откромки проезжей части до шумозащитногобарьера должно обеспечивать размещениеснега при его уборке с проезжей части(табл.16.1).

Рис.16.1.Пример образования сложной для службыэксплуатации зоны между двумя шумозащитнымисооружениями

Рис.16.2.Схема размещения барьера на поперечномпрофиле с образованием

минимальнойзоны, требующей организации ландшафта:

1— граница полосы отвода; 2— зона организации ландшафта; 3— шумозащитный барьер; 4— обочина; 5— проезжая часть

Таблица16.1

Ширина проезжей части, мРасстояние до шумозащитного барьера, м, при его расположении
с одной стороны дорогис двух сторон дороги
72
92,52
10,52,5-3,02
153,0-3,52,5
203,5-4,02,5

16.2.8.Шумозащитные барьеры не должны являтьсяэлементами повышенной опасности. Длядостижения этих целей барьеры могутбыть вынесены за границу полосы отводаавтомобильной дороги, выполненыкомбинированными с ограждениями,защищены ограждениями (рис.16.3).

В последнемслучае расстояние между ограждениямии шумозащитным сооружением должно бытьбольше максимального прогиба огражденияпри наезде автомобиля с расчетнойскоростью и достаточным для обеспечениявозможности механизированной уборкиснега.

Длину отгона ограждений зашумозащитным сооружением назначают неменее 9 м.

Рис.16.3.Схема установки ограждений у шумозащитныхбарьеров:

à— полужесткого планочного типа отдельноот барьера; á— ограждение жесткого парапетного типа,комбинированное с

барьером;â— ограждение полужесткого планочноготипа, усиленное тросом и комбинированноес барьером

16.2.9.При расположении жилой застройки собеих сторон от автомобильной дорогиотражение шума от поверхности барьераможет привести к его увеличению в жилойзастройке.

В таких случаях применяютшумопоглощающие барьеры, которые врезультате поглощения звуковой энергиив отличие от шумоотражающих не вызываютувеличения уровней шума на противоположнойстороне и в салонах проезжающихавтомобилей (рис.16.4).

Рис.16.4.Схема распространения шума при устройствебарьера:

à— шумоотражающего; á— шумопоглощающего

16.2.10.Снижение шума в застройке можно достичьтакже за счет наклона шумоотражающегобарьера и отражения шума в сторону отжилой застройки (рис.16.5), либо строительствомступенчатого шумоотражающего барьера(рис.16.6). Угол наклона барьера определяетсяв соответствии со схемой, приведеннойна рис.16.6.

Рис.16.5.Отражение звука от барьеров при различномих наклоне:

ÈØ— источник шума

Рис.16.6.Схема ступенчатого шумоотражающегобарьера с основными геометрическимиразмерами:

à— ступенчатый профиль барьера; á— схема расположения барьера; углынаклона >;>

16.2.11.Шумоотражающие барьеры проектируютдостаточно большой массы для обеспечениятребуемой звукоизоляции при заданномснижении уровня звука:

Снижение уровня звука по расчету, дБА510141618202224
Минимальная удельная масса конструкции, кг/м14,5171719,52224,53239

16.2.12.При наличии разделительной полосы наавтомобильной дороге шумозащитныйбарьер устанавливают также по ее оси,совмещая при необходимости с ограждением.В этих случаях барьер одновременнопрепятствует ослеплению водителейсветом фар встречных автомобилей. Высоташумопоглощающего барьера для обеспечениявысокой эффективности его работы должнабыть не менее 2 м.

Источник: https://studfile.net/preview/2640797/page:51/

3.5.5. Защита работников железнодорожного транспорта от шума

Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в

дятся конструкторские мероприятия, связанные с установкой шумоизоляции в обшивку вагонов, с совершенствованием тормозных и сцепных устройств, улучшением систем вентиляции и кондиционирования воздуха помещений и др.

Снижение уровня шума в рабочих зонах транспортных предприятий достигается ослаблением шума за счет применения звукоизолирующих преград (кожухов, облицовок, экранов), глушителей шума, специальных отделочных шумопоглощающих материалов для стен и перекрытий. Другим направлением борьбы с шумом является расположение источников шума в цехах на максимально возможном удалении от рабочего места человека.

В настоящее время начинает проводиться санитарно-гигиенический мониторинг с применением лабораторных методов исследования в целях обеспечения соответствия показателей шума и вибрации санитарным нормам. Разработаны методические рекомендации по проведению приемки пассажирских составов после деповского ремонта.

По данным (за 1998 г.) Сетевого центра Госсанэпиднадзора МПС России 63 % объектов не отвечают нормативным требованиям по уровню шума. Там,

где на современном техническом уровне невозможно уменьшить шум до санитарных норм, работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты.

К средствам коллективной защиты (ГОСТ 12.4.011—89 ССБТ) относятся: оградительные, звукоизолирующие и звукопоглощающие устройства, глушители шума, устройства автоматического контроля, сигнализации, дистанционного управления.

Одним из наиболее важных средств профилактики профессиональной тугоухости являются индивидуальные средства защиты от шума.

Так, например, к индивидуальным средствам защиты от шума относятся противошумные вкладыши (беруши), противошумные наушники и шлемы. К ним предъявляется ряд требований: эффективность, удобство и безвредность применения.

Методика выбора средства индивидуальной защиты и оценка его эффективности изложены в ГОСТ 12.4.051—87 «Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытания».

В табл. 3.15 приведены основные индивидуальные средства защиты работающих от действия шума (противошумные шлемы, наушники, вкладыши — «беруши»).

Т а б л и ц а 3.15

Средства индивидуальной защиты от шума

Тип противошума

Краткая характеристика

Наушники противошумные ЭЛУР-1

Защита от широкополосного шума

с уровнем до 110 дБ

Наушники противошумные ВЦНИИОТ2М

Защита от высокочастотного шума

до 110 дБ

Наушники противошумные ПШ-00

Защита от высокочастотного шума

до 100 дБ

Противошумные вкладыши «Беруши»

Защита от высокочастотного шума

до 100 дБ

Противошумные вкладыши ЗМ (США)

Защита от широкополосного шума

до 110 дБ

Противошумные наушники серии «Силена»

Защита от широкополосного шума

до 110 дБ

Частота появления начальных признаков профессиональной тугоухости у работников «шумоопасных» профессий, не использовавших противошумные вкладыши («беруши»), в 5 раз выше, чем у тех, кто ими пользуется постоянно.

Существенную роль в защите работников от вредного воздействия шума и вибрации играет уменьшение времени нахождения в условиях шумового воз-

действия — защита временем. С этой целью применяются специально разработанные режимы труда, которые предусматривают регламентированные перерывы.

Защита временем при работе в условиях воздействия интенсивного производственного шума предусматривает определение суммарной суточной дозы шума, полученной работником.

Определение реальной шумовой нагрузки за сутки проводится для разработки оптимальных режимов труда и отдыха работающих, особенно для железнодорожников, работа которых связана с обеспечиванием безопасности движения поездов.

Для реализации мероприятий по защите работающих необходимо установить профессии и число занятых на них работников, подвергающихся воздействию шума и вибрации в течение рабочего дня.

Решающая роль здесь отводится аттестации рабочих мест, выявляющей и обосновывающей необходимость приведения условий труда по уровням шума к уровню действующих нормативов.

Зоны с уровнем звука выше 80 дБ должны быть обозначены знаками безопасности, а работающих в этих зонах необходимо обеспечить средствами индивидуальной защиты органов слуха. Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с октавными уровнями звукового давления выше 135 дБ в любой октавной полосе.

Источник: https://studfile.net/preview/1856506/page:42/

Scicenter1
Добавить комментарий