Меры по повышению надежности оператора: Реалии нашего времени предъявляют достаточно жесткие требования к

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Меры по повышению надежности оператора:  Реалии нашего времени предъявляют достаточно жесткие требования к

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами.

Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями.

Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию.

Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены.

Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

© Bruce Almighty / Universal Studios   © Bruce Almighty / Universal Studios  

Что удивительно, эту идею высказал не кто иной, как исполнительный директор Google Эрик Шмидт. По его мнению, современные цифровые устройства и обилие информации, которой они захлестывают людей, могут препятствовать глубокому мышлению, пониманию, формированию воспоминаний и в конечном итоге затрудняют обучение.

Американский писатель, ученый-публицист и бывший редактор Harvard Business Review Николас Карр поддерживает идею о негативном эффекте цифрового гипертекста, считая, что он приводит к фрагментации знаний. При поиске информации в интернете контекст этой информации часто игнорируется. «Мы не видим даже деревьев, мы видим ветки и листья», — пишет Карр.

Таким образом, информационная перегрузка приводит к когнитивной (мыслительной) перегрузке, из-за чего снижается способность человека не только запоминать информацию, но и сопоставлять ее с опытом, хранящимся в долговременной памяти, что делает мысли рассеянными и поверхностными.

4. Однообразие подачи и потребления информации снижает эффективность ее восприятия

Все мы еще со школьной скамьи помним, что существует 3 канала восприятия информации: аудиальный (слух), визуальный (зрение) и кинестетический (тактильные ощущения). И любая информация лучше всего запоминается, если использовать все 3 канала: услышать, прочитать и записать.

При получении информации из интернета, как правило, задействован только визуальный канал, в меньшей степени — аудиальный, а кинетический и вовсе не используется.

Так, доцент Университета Индианы Карин Харман Джеймс доказала, что студенты лучше запоминают информацию, которую переписали, чем ту, которую напечатали на клавиатуре, что уж говорить об информации, которую просто прочли и тем более просканировали взглядом?

5. Недоверие к данным снижает мотивацию к их удержанию в памяти

© Sherlock / BBC One   © Sherlock / BBC One  

Обилие информации, простота и скорость ее распространения и удобство манипулирования ею вполне естественно снизили доверие к ней у населения. Опросы показывают, что из всех источников информации больше всего доверяют библиотекам, в то время как интернет-источники и в первую очередь соцсети находятся в самом низу рейтингов.

6. Новые технологии вызывают социальную изоляцию и препятствуют обмену опытом

© The Holiday / Universal Pictures   © The Holiday / Universal Pictures  

Даже сегодня, несмотря на повальное распространение онлайн-курсов, все основные программы обучения реализуются очно, и это неслучайно: обучение в коллективе дисциплинирует и синхронизирует учащихся, в результате те, кто не готов, постепенно подтягиваются за остальными. Это важный фактор обучения.

Не менее важен и личный обмен знаниями и опытом, обретение того самого коллективного духа, а также формирование навыков эмпатии и, следовательно, развитие эмоционального интеллекта. Все это невозможно получить в отсутствие полного зрительного контакта, интерпретации ого тона или языка тела.

7. Бесконечный серфинг в море информации не оставляет времени на другие аспекты развития

© The Intern / Warner Bros.   © The Intern / Warner Bros.  

Виртуальный мир неслучайно ассоциируется со словом «Вселенная». Он так же бесконечен, а цикличность производимых в нем действий приводит к полному растворению в информационном потоке: почта, мессенджеры, новости, лента друзей, уведомление о новом письме — все, круг замкнулся.

С этой точки зрения даже телевизор — высшее благо, так как количество TV-каналов хотя бы поддается исчислению.

Рано или поздно они наскучат и вы оторветесь от экрана, чтобы вернуться в мир, где надо учиться водить автомобиль, разбираться в маркировках подгузников, перекрывать потекший кран и делать еще множество вещей, не таких информационно наполненных, как интернет-серфинг, но, как выяснилось, куда более эффективных для повышения нашего IQ.

Иными словами, у цифрового мира есть не только огромные преимущества, но и весомые недостатки. И все же в другом нам жить не доведется, а значит, надо просто учитывать все плюсы и минусы такого порядка вещей и учиться жить в условиях бесконечного информационного потока, контролируя и себя, и его.

А как вы относитесь к такому объему информации вокруг? Вам она больше помогает или мешает?

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nesmotrya-na-dostupnost-znanij-my-ne-stanovimsya-umnee-1803965/

Охрана труда и БЖД

Меры по повышению надежности оператора:  Реалии нашего времени предъявляют достаточно жесткие требования к

Реалии нашего времени предъявляют достаточно жесткие требования к уровню надежности человека, работающего с техническими системами.

Приемлемый, по нормам сегодняшнего дня, уровень надежности обеспечивается комплексом мер, среди которых основными следует считать:

— медицинский и психологический отбор, медицинский контроль;

— повышение уровня профессиональной подготовки;

— воспитание;

— профилактику перегрузок;

— подбор членов бригады для работ с повышенной опасностью с учетом психологической совместимости;

— строгий контроль за выполнением правил и норм охраны труда и производственной безопасности;

— контроль за соблюдением производственной и технологической дисциплины.

Профессиональная надежность работников в значительной мере может быть обеспечена высокими требованиями к подбору кадров, в основе которого лежит научно обоснованное прогнозирование их профессиональной пригодности для данной работы.

Оно осуществляется путем предварительного медицинского обследования перед поступлением на работу.

Для лиц, работа которых будет связана с повышенной опасностью, кроме медицинского обследования, должен вводиться обязательный психологический отбор.

Отслеживание изменений в состоянии здоровья работников данной категории в процессе трудовой деятельности осуществляется с помощью периодических медицинских осмотров и психологического контроля.

Оценка психофизиологического состояния в данный момент времени осуществляется систематическим медицинским контролем перед началом работы, а иногда и в ее процессе. Создана, например, система мониторинга предрейсового состояния машинистов и контроля бодрствования машинистов в пути следования.

Чтобы не перегружать психику оператора, его необходимо заранее надежно обучить всему, что он обязан знать и уметь. Необходимые навыки приобретаются обучением и тренировкой.

Значительный эффект (хороший тренинг) дает использование в процессе обучения тренажеров, деловых игр, разбора на занятиях проблемных ситуаций.

Можно ожидать, что ущерб жизни и здоровью окажется минимальным, если в человека заложить знания о том, как необходимо действовать в экстремальных ситуациях и как выходить из них.

Становление личности работника (ответственное отношение к выполняемой работе) должно реализоваться воспитанием в процессе профессионального обучения. Воспитательными воздействиями преподавателя человек стихийно программируется. Психологи утверждают, что запрограммированное поведение реализуется в экстремальных ситуациях.

При этом оно свершается как бы само собой, без видимого вмешательства воли и без насилия над личностью, «на автопилоте».

Осознанная необходимость ответственного поведения как воспитанное качество становится свойством человеческой натуры, мерой психологической готовности правильного, безошибочного поведения как в экстремальных обстоятельствах, так и в повседневных рабочих условиях.

Для работников, генетически склонных к риску, для лиц, не желающих адекватно оценивать опасность, или для тех, кто склонен халатно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, воспитательными воздействиями, профилактикой правонарушений в сфере охраны труда на производстве являются меры административного воздействия, в основном — наказание рублем.

Профилактика перегрузок, перенапряжений и эмоциональных стрессов также является действенной мерой снижения уровня ошибочных действий у работников. Эта мера крайне важна для машинистов локомотивов, работа которых характеризуется однообразием, монотонностью и в то же время умственной напряженностью.

Известно, что согласованная работа, понимание друг друга с полуслова у совместно работающих людей связано с их психологической совместимостью.

Количество ошибочных действий каждого из работников в бригаде или другом коллективе, подобранном с учетом психологической совместимости его членов, резко снижается. На железной дороге пока только подбор членов локомотивных бригад (и то не всегда) осуществляется с учетом этого фактора.

Хотя было бы правильно учитывать психологическую совместимость при подборе членов бригад для всех работ, связанных с повышенной опасностью.

Эффективно снижает уровень ошибочных действий оператора чувство комфортности пребывания на своем рабочем месте, осознание того, что оно грамотно и удобно обустроено. Обеспечить человеку чувство комфортности, сделать труд эффективным и безопасным, призвана наука эргономика.

Она изучает человека и его деятельность в процессе современного производства для оптимизации орудий, процессов и условий труда. Эргономика изучает функциональные возможности человека и максимально учитывает их при разработке конструкций машин, аппаратов, технических систем.

Пространственную организацию рабочего места определяют государственные стандарты. Параметры рабочего места устанавливают по антропометрическим характеристикам (размерам элементов человеческого тела). Эти данные также используются при проектировании рабочих мест.

Антропометрические характеристики позволяют устанавливать зоны досягаемости рук и ног, зоны видимости средств информации (приборного пульта), пульта управления и других устройств, возможности обзора внешнего пространства.

Эргономика уделяет внимание удобным рабочим позам, комфортному, не вызывающему утомления, положению тела оператора в процессе работы.

Полезная информация:

Источник: http://ohrana-bgd.narod.ru/jdtrans/jdtrans_036.html

Обеспечение психической надежности оператора

Меры по повышению надежности оператора:  Реалии нашего времени предъявляют достаточно жесткие требования к

Профессиональный отбор. Уже в 1575 г.

испанский врач Хуан Уарте пришел к выводу: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подхо­дит к его природному дарованию, государю следовало бы вы­делить уполномоченных людей великого ума и знания, кото­рые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном воз­расте, они тогда заставили бы его обязательно изучать ту об­ласть знания, которая ему подходит, и не представляли бы это дело его выбору». [22]

Организатор армии М.В. Фрунзе в начале 20-х годов пи­сал: «Сели мы в Морской флот, в специальные технические войска, в авиацию будем давать такой контингент, который по своей физической структуре, по своей психологии неприго­ден … то тем самым мы весьма и весьма ударяем по их боевой мощи». [23]

В печати сообщается «Причиной неосторожных действий, увеличивающих вероятность травмирования, могут быть так­же расстройства психологического характера. Так, обследо­вав водителей, ставших жертвой несчастного случая, устано­вили, что в 55% случаев это были лица эмоциональные и сверхэмоциональные, а в 15% – сверхсомнамбулы и эпилеп­тики, в 5% параноики». [24]

Учитывая это, несомненно, возникает необходимость меди­ко-психологического и психиатрического обеспечения безопас­ности путем отбора и предрейсового контроля лиц для работы на высокоответственных должностях.

Положительная роль физиологии и психологии труда в анализе причин производственного травматизма, осуществле­ния профилактики для нас была очевидна уже в шестидеся­тых годах.

В числе актуальных вопросов создания безопасной рабо­ты можно выделить наиболее значимые для решения пробле­мы приспособления человека к тем или иным условиям тру­да. Во-первых, индивидуальная пригодность человека для вы­полнения данного вида трудовой деятельности, т. е. соответ­ствие его физических, психических и психологических качеств характеру предстоящего труда.

Во-вторых, соответст­вие уровня его подготовки и профессионального опыта реша­емым производственным задачам. В-третьих, устойчивость установки на выполнение данного вида работы (заинтересован­ность, чувство долга и т. п.). В-четвертых, соблюдение требо­ваний безопасности труда.

В-пятых, физическая и психологи­ческая способность в данный (конкретный) период эффектив­но решать вопросы производственной деятельности.

Научно-технический прогресс сопровождается концентрацией производственных процессов и повышением ответственности человека за организацию производственной деятельности.

В связи с этим проблема психической надежности специалистов приобретает все большую остроту не только для транспортных средств (авиация, железнодорожный и автомобильный транспорт), но и для многих специалистов на производстве: операторов АСУ, диспетчеров энергосистем и др.

Решение вопросов психической надежности специалистов, деятельность которых связана с ответственностью за жизнь, складывается из двух направлений.

Первое направление представляет организацию медицинского и профессионального отбора лиц для выполнения работ с повышенными формами эмоциональной (психической) нагрузки.

Второе направление составляет постоянный контроль за здоровьем и особенно за психическим и психологическим состоянием этой группы специалистов.

Повседневная практика и медико-психологические наблюдения свидетельствуют о предрасположенности определенных групп людей к рискованным поступкам и повышенной травматизма. К их числу относятся рабочие с низкими трудовыми навыками, слабой профессиональной подготовкой, а также лица с психическими расстройствами (болезнями) или признаками нервно-психической неустойчивости.

К группе с психическими заболеваниями могут относиться также лица со всеми формами патологии характера, определяемые понятием психопатии, а также больные с отдаленными последствиями закрытых травм головного мозга, тяжелых инфекций интоксикаций, сопровождающихся стойкими нарушениями в эмоциональной сфере.

Под нервно-психической неустойчивостью (медицинский критерий) понимается не болезнь, а группа признаков, указывающих на слабость психических процессов и предрасположенность человека к срывам в условиях высокой психической нагрузки. [25]

При решении вопросов индивидуальной пригодности человека к различным видам трудовой деятельности, в зависимости от характера труда, к психическому здоровью человека могут предъявляться различные требования.

Медицинским отбором выявляются лица, страдающие психическими заболеваниями или перенесшие тяжелые формы психических болезней.

При этом на работу, связанную с возможностью травматизма (верхолазы), специалисты по работе с энергоустановками высокого напряжения или высокой ответственностью за характер деятельности (водители транспорта, машинисты подъемных башенных кранов и т. п.

), не допускаются лица, обнаруживающие недоразвитие, эпилепсию и другие пароксизмальные расстройства сознания, психозы (в том числе и в стадии ремиссии), некоторые формы психопатии (экспло­зивная, астеническая и др.) и неврозы.

Медицинские освидетельствования осуществляются врача­ми с использованием клинических методов обследования. При вынесении решений комиссии руководствуются медицинскими критериями болезни.

Когда характер труда требует ограни­чения приема лиц, страдающих психическими расстройствами, а в регламентируемых документах нет на это указания, адми­нистрация может принять меры для получения в соответству­ющих инстанциях специального разрешения на проведение более тщательного отбора, так как это мероприятие направ­лено на сохранение здоровья людей.

Современная производственная деятельность может предъявлять повышенные требования к психической надеж­ности специалиста. Действия человека и его поведение опре­деляются психическим состоянием. От устойчивости психиче­ских функций зависит возможность оператора своевременно и правильно решать вопросы, связанные с управлением про­изводством (системой).

Аварийность и производственный травматизм связаны с такими психологическими критериями, как психическая рабо­тоспособность, устойчивость человека к психическим и физиче­ским нагрузкам, надежность психических процессов при эк­стремальных воздействиях (сложная или аварийная ситуа­ция).

Решение этих проблем возможно путем внедрения в практику имеющегося опыта организации профессионального медико-психологического отбора.

Профессиональный отбор на первом этапе ставит задачу не допустить к работе, связан­ной с высокой ответственностью за жизнь людей и повышен­ными эмоциональными нагрузками, лиц с нервно-психичес­кой неустойчивостью.

В настоящее время разработана комп­лексная медико-психологическая методика обследования больших коллективов с использованием бланкового метода, поз­воляющая выявлять лиц с различными формами нервно-психической неустойчивости (эксплозивной, тормозной, астенической и др.) [25].

Лица с нервно-психической неустойчивостью, как облада­ющие повышенной степенью риска, не должны обучаться про­фессиям, требующим повышенной эмоциональной устойчивости (оператора АСУ, диспетчера пультов управления электростанцией и энергосистем, верхолаза, мастера буровых установок, электрика высоковольтных линий, водителя специальных машин и др.). Для выявления нервно-психической неустойчивости (психопатические черты характера, легко остаточные явления травм, инфекционных и интоксикационных поражений головного мозга) также должны направляться лица, совершившие аварии и склонные к травматизму.

У лиц с нервно-психической неустойчивостью скорее возникают запредельные формы психического напряжения и легко развиваются тяжелые формы утомления. В состоянии чрезмерного психического напряжения или тяжелого утомления человек легко совершает ошибки, у него нарушается внимание, снижается осторожность.

Все это создает психологические предпосылки к аварийности и производственному травматизму. Поэтому лица с нервно-психической неустойчивостью не могут направляться на должности с высокой ответственностью за свои действия. На рис.

5 показано снижение (утрата) работоспособности оператора с признаками нервно-психической неустойчивости в условиях сильного волнения (эмоциональной активизации). Работоспособность оценивалась по результатам работы с корректурным тестом.

Рис.5. Снижение работоспособности оператора с признаками

нервно-психической неустойчивости

Перед организаторами сложных современных видов производственной деятельности в ряде случаев возникает необходимость проведения психологического (психофизиологического) отбора специалистов. Профессиональный психологический отбор имеет целью с помощью качественных и количественных психологических критериев (тестов) определять при­годность человека к различным видам труда.

Систему профотбора составляют два раздела: профессиография и психодиагностика. Психологическая профессиография изучает содержание работы в целях определения знаний, умения и психических способностей, требуемых от работника для выполнения данного вида труда.

Психодиагностика на основании обследования психологическими методами (бесе­да, тестовые испытания) выявляет особенности психических процессов человека и сопоставляет их с требованиями про­фессий.

Психологический отбор целесообразен, когда для тех или иных профессий необходимы более высокие требования к слуху, зрению, скорости сенсомоторных реакций, памяти и другим свойствам психической деятельности.

При проведе­нии профессионального отбора обычно не осуществляется вы­бор лиц с повышением той или иной функции, а исключаются обследуемые с недостаточной выраженностью этих функций.

Осуществляя психофизиологический отбор, необходимо иметь в виду известный в психологии факт, что многие пси­хические свойства формируются и развиваются в процессе обучения и воспитания.

В числе психологических факторов, предрасполагающих к повышению травматизма, особое ме­сто занимает уровень профессиональной подготовки. Имеются наблюдения, что до 50% производственных травм в машино­строении и строительстве приходится на молодых рабочих со стажем до двух лет.

Профессиональная неопытность тесно связана с низкой дисциплиной труда, неосторожными дейст­виями и поведением.

В комплексном процессе совершенствования профессио­нальной подготовки специалистов вопросы гармонического со­четания обучения и воспитания должны занимать важное ме­сто.

Специалистам необходимо не только давать знания в об­ласти безопасности труда, но и прививать установку на не­укоснительное соблюдение требований безопасности труда.

Неудовлетворенность работой, утрата интереса к деятельности снижают рабочий тонус, ослабляют внимание и нередко являются причиной несчастных случаев.

Рабочий, заинтересованный в своей профессии, охотно при­нимает все требования по соблюдению безопасности и сохра­нению высокой работоспособности. Заинтересованность в работе вытекает из личности специалиста, обеспечивает эмоциональный настрой и, следовательно, благотворно влияет на безопасность труда.

Некоторые неблагоприятные условия производства (недостаточное освещение, шум, запыленность, чрезмерно низкая или высокая температура рабочего помещения, загрязненность и другие вредные факторы) могут прямо или косвенно влиять на уровень производственного травматизма.

Вредные и неблагоприятные факторы, вызывая дискомфорт, изменяют настрой человека на выполнение работы и снижают заинтересованность не только в работе, но и соблюдении техники безопасности.

Режим труда, особенно монотонные формы работ, способен самостоятельно угнетать психическую активность и снижать осторожность специалиста в процессе производственной деятельности.

Неоценимую роль в обеспечении безопасности труда играет психологическая атмосфера производственного коллектива.

Формирование правильных взглядов на организацию и выполнение мероприятий по охране труда имеет решающее значение в развитии рабочего коллектива.

Для выполнения этой работы необходимы постоянное внимание руководителей производства икомплексные усилия общественных организаций и специалистов охраны труда.

Учитывая наибольшую подверженность молодых рабочих производственному травматизму, для этой категории лиц в коллективах должна создаваться особая обстановка заботы по воспитанию и обучению безопасным формам труда.

Производственному активу, наставникам следует использовать все методы формирования у молодых рабочих устойчивой установки на соблюдение требований безопасности труда.

В мире и в нашей стране имеется важнейшая проблема, связанная с безопасностью деятельности людей, о которой не сообщается в печати. На территории бывшего Союза было 5% лиц с выраженными формами дефектоинтеллектуального развития – олигофрены (дебилы). Но, кроме того, еще 1980 г. у нас было 50 млн.

лиц с генетическим слабым основанием для умственного развития (маргиналы). Эти лица в физических видах труда могут удерживаться, но в случае доверия им средств управления, вождения транспорта и т. д.

, они в сложных обстоятельствах не способны их своевременно понять (увидеть) и найти быстрое и правильное решение. Исходя из этого, организаторы производственной деятельности не должны доверять сложных и ответственных видов работ лицам с задержкой (дефектом) умственного развития.

Это определяется уровнем образования – 5 – 8 классов, низким интеллектом, выявляемым при обследовании и при общении с окружающими людьми.

Есть еще одна тема, недооцениваемая как опасность. В мире от курения ежегодно погибает 2 млн. человек. Но ведь и деятельность человека после курения неадекватна. Не случайно в США на особо ответственные должности в авиации (летчики наиболее сложных самолетов) лица, употребляю­щие табак, не назначаются ипри установлении курения увольняются.

Монотонность труда и психическая надежность оператора. Научно-технический прогресс характеризуется автоматиза­цией и концентрацией производства, уменьшением доли физи­ческого труда, повышением психической нагрузки и значимо­сти проблемы психической надежности человека в системе «человек-машина».

Деятельность ряда операторов в черной металлургии наряду с ограничением подвижности протекает в условиях возрастающего воздействия однообразных рит­мичных раздражителей. Фактор ожидания, малая активность оператора, ограниченный объем информации требуют от че­ловека особых волевых усилий.

Целенаправленность волево­го процесса необходима тем более, чем менее труд увлекает своим содержанием, чем меньше работающий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил.

https://www.youtube.com/watch?v=fR8ktJ0L7Uw

Монотонность труда снижает производительность труда и ведет к развитию невротических расстройств, определяемых понятием монотонии, ведущих к профессиональной заболева­емости и деквалификации специалистов.

С позиций задач, решаемых психологией безопасности труда, для профилактики аварийности и травматизма на произ­водстве имеют значение профилактика запредельных форм психического напряжения, тяжелых форм утомления и осо­бых психических состояний, легко возникающих под воздей­ствием монотонного труда.

В условиях длительного «напряженного бездействия» и под влиянием размеренного шума, однообразно вращающихся де­талей, движущихся заготовок, мелькания световых сигналов пульта управления, стереотипного светового воздействия раскаленных заготовок и т. п.

у оператора развивается общая заторможенность, «физическое и психическое одеревенение». При этом, как показывают, наши наблюдения, окружающая обстановка воспринимается оператором поверхностно, реагирует он на изменение ситуации с несвойственной ему медлительностью.

Действия по управлению (прокатным станом, на пульте управления) приобретают профессионально автоматический характер. Такие состояния иногда называют производственным (дорожным) гипнозом и возникают они в условиях однообразной деятельности.

Психическое притупление по физиологической сущности и внешним проявлениям является предшественником сна и в условиях производственной деятельности ведет к аварии и травматизму.

Монотонность труда способствует развитию пароксизмальных состояний функционального происхождения. Пароксизмальные (приступообразные) состояния характеризуются кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания оператором, что может сопровождаться самыми неблагоприятными последствиями в связи с потерей способности управления техническими средствами.

Основные пути повышения психической надежности оператора в условиях монотонных видов труда:

— эргономический подход к организации трудового процесса с учетом необходимости разнообразия;

— разработка оптимальных ритмов труда;

— профессиональный отбор специалистов для монотонных и ответственных видов работ;

— контроль, в том числе и техническими средствами, за психическим состоянием оператора в процессе его деятельности;

— оптимизация санитарно-гигиенических условий труда и быта лиц, работающих на монотонных участках производства.

Контроль за психическим состоянием оператора. Психическая деятельность человека характеризуется изменчивостью и большим разнообразием состояний.

Человек, годный по своему здоровью к высокоответственным формам труда, может временно находиться в состоянии, когда он не способен эффективно и качественно выполнять свои обязанности.

Поэтому для ряда специалистов с высокоответственной деятельностью (пилоты, водители транспорта, диспетчеры энергосистем и др.

) необходим не только специальный отбор, но и организация контроля за их психическим состоянием при заступлении на дежурство, а для некоторых специалистов и в процессе работы. Наиболее распространенными формами психических состояний, развивающихся в процессе производственной деятельности и неблагоприятно влияющих на работоспособность оператора, являются запредельные психические напряжения и тяжелое утомление.

Запредельные (чрезмерные) формы психического напряжения, как показано в соответствующем разделе, снижают эффективность труда и лежат в основе ошибочных и неправильных действий оператора.

Практика знает значительное число случаев возникновения аварий и травматизма в результате растерянности и непринятия необходимых мер оператором.

Специально проведенные исследования показали большую роль психического напряжения и особенно его запредельных форм в развитии тяжелых видов утомления астенического симптомокомплекса и возникновения невротических заболеваний у операторов, работающих в обстановке повышенной эмоциональной нагрузки.

Тяжелое утомление наблюдается во всех видах психической деятельности. Наступающие при этом изменения, главным образом, проявляются в снижении работоспособности, затруднении принятия решений и снижении скорости действий. Тяжелое утомление вызывает следующие изменения психических процессов:

— в области ощущений оно сопровождается снижением вос­приятия сигналов, что ведет к запоздалым реакциям, а иногда и нереагированию на слабые раздражители;

— снижается активность внимания, нарушается способность длительное время концентрировать внимание на операции, появляется легкая отвлекаемость под воздействием посто­ронних факторов;

— ухудшается способность к запоминанию, снижается воз­можность воспроизведения имеющихся знаний, специалист затрудняется применить свои знания и опыт в решении за­дач;

— мышление становится замедленным, снижается кругозор, широта, число вариантов, гибкость, способность сопоста­вить ситуацию с прежним опытом;

— эмоциональные проявления характеризуются безразличи­ем (апатией), неустойчивостью и чрезмерностью;

— двигательные реакции замедляются, появляется скованность, нарушаются также движения и координация дейст­вий, исчезает гибкость и плавность.

Возникающие при тяжелом утомлении изменения в психической деятельности оператора неблагоприятно отражаются на принятых им решениях и действиях в критических ситуациях. Специалист в состоянии утомления испытывает неуверенность, что ведет к появлению ошибок, страха, в свою очередь дезинтегрирующего психическую деятельность человека.

В процессе обучения и воспитания специалиста ему необходимо прививать твердое убеждение, что он не имеет права приступить к работе (особенно высокоответственной) в случаях повышения температуры тела, приема психически активных средств (транквилизаторы, снотворное), алкогольного опьянения, посталкогольной астении, утомления и других состояний, ведущих к изменению внимания, настроения, скорости мышления, эффективности действий.

В настоящее время в крупных авто предприятиях страны введен медицинский контроль за психическим состоянием лиц, приступающих, к работе, и получен положительный эффект снижении аварийности. Водители автотранспорта обследуются медицинскими работниками для выявления посталкогольной астении, при этом выявляются и другие формы утомления.

Такие осмотры следует проводить для всех специалистов, деятельность которых связана с опасностью травматизма или совершением ошибок, ведущих к гибели людей.

Задачу медицинского контроля за психическим состоянием людей нельзя ограничивать определением лиц, склонных к употреблению алкоголя.

Специалисты, осуществляющие контроль должны быть подготовлены и в вопросах выявления различных форм предболезненных состояний, снижающих и притупляющих профессиональную бдительность.

Проблема надежности работы специалистов может решаться методом дублирования, т. е. совместной деятельности двух человек. Повышают контроль и надежность работы операторов, проводимые в некоторых организациях так называемые аварийные игры.

Выполнение их не только развивает профессиональные навыки оператора, но и дает руководителю возможность судить о способностях оператора решать ситуационные проблемы.

Контроль за психическим (психофизиологическим) состоянием операторов в процессе их деятельности проводится методом наблюдения и оценки работоспособности специалистов в течение рабочего дня. Выполняется эта работа лицами, старшими по должности, а также в форме самоконтроля и взаимоконтроля.

Учитывая особую роль некоторых специалистов в процессе производства и быструю их утомляемость при выполнении служебных обязанностей (напряженный труд с высокой ответственностью за характер действий), возникает необходимость объективной оценки психического состояния оператора.

Это может быть сделано по анализу качества профессиональной деятельности (эффективности труда).

Перед современной техникой стоит задача разработки средств инструментальной регистрации физиологических и психофизиологических пока­зателей операторов для контроля за их психическим состоя­нием и в процессе работы (регистрация пульса, дыхания, ар­териального давления, электрокардиограмма, электроэнцефа­лограмма, критическая частота световых мельканий и др.).

За лицами, работающими в условиях высокого психиче­ского напряжения или воздействия профессионально вредных факторов (вибрация, шум, электромагнитное поле, ионизиру­ющая радиация и т. п.), в целях раннего выявления и свое­временной организации гигиенических и профилактических мероприятий осуществляются динамические врачебные наб­людения (периодические диспансерные обследования).

Результаты динамического наблюдения за психическим (физическим) состоянием являются не только методом про­филактики профессиональных заболеваний, но и способом прогнозирования психической надежности оператора.

Из организационных мероприятий, позволяющих эффективно решать проблемы психической надежности специалистов, следует отметить положительный опыт ряда объединений и предприятий, в частности объединения «Светлана», создававших комплексные бригады (комиссии) по охране труда, объединяющие специалиста охраны труда, представителя профсоюзной организации и цехового врача.

Когда говорят, что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей или одинаковость физических сил и душевных способностей людей. Само собой разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный… человек не забывает этого.

В.И. Ленин

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_56300_obespechenie-psihicheskoy-nadezhnosti-operatora.html

Scicenter1
Добавить комментарий