Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

Требования к проведению экспериментов

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

  • 1. Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим требованием является принцип «нс навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. В процессе экспериментов не стоит пытаться заставить животное делать то, что для него нс свойственно. В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред растению, а именно: не поливать длительное время, выносить па мороз, вызывать солнечные ожоги. Воздействие данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в процессе наблюдений в естественной среде, а не в специально организованном наблюдении.
  • 2. Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, при работе со свечой или горячей водой), лучше проводить демонстрационные опыты.
  • 3. Эксперименты всегда должны строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений, труда. Воспитанникам должны быть ясны их цели и задачи, поэтому педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу, что хотим узнать. Например, тепло траве под снегом или холодно?
  • 4. Объект, выбранный для эксперимента, должен максимально соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение такому, у которого данный признак выражен ярче. Например, нахохливапие птиц зимой во время мороза лучше всего показать на примере воробьев, снегирей, а не ворон.

Объект, выбранный для экспериментирования, должен быть типичным для данной группы объектов и содержать все необходимые части. Так, для запланированного наблюдения неправильно приносить котенка без хвоста, щепка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света.

При знакомстве с дефектными объектами у детей складываются неправильные представления об их строении и функциях. Кроме того, дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные эмоции.

  • 5. Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными участниками (подбирали вазы для веток, наливали воду, определяли, куда лучше поставить, и т.п.).
  • 6. Необходимо осуществлять руководство экспериментом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
  • 7. Для проведения сравнительных экспериментов, чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один — опытный, второй — контрольный. Например, одни посевы поливаем, а другие — нет.
  • 8. Во время экспериментов необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует определить. Например, проводя опыт по выявлению необходимости света для роста растений, педагог выбирает два одинаковых растения, организует одинаковый уход за ними, но одно растение стоит в темном месте, а другое — остается на свету.
  • 9. При обсуждении результатов эксперимента педагог должен подводить воспитанников к самостоятельным выводам и суждениям.
  • 10. Один и тот же эксперимент необходимо проводить дважды, чтобы все дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также чтобы в повторном опыте могли поучаствовать все воспитанники, которые в первый раз не проявили к нему интерес.

И. В процессе длительных опытов необходимо фиксировать наиболее характерные этапы в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это, с одной стороны, помогает детям отмечать состояние, условия и устанавливать причины изменений, а с другой — поддерживает интерес детей к происходящему.

12. При проведении природоведческих экспериментов всегда сеть некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми.

Иногда это связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики проведения эксперимента, но чаще всего обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта.

Например, нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котенок, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение, поэтому педагог должен быть постоянно готов к незапланированным явлениям. Всегда надо помнить: непредусмотренный результат нс является неправильным.

Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.с. таким, каким должен быть в сложившихся условиях.

Если он нс соответствует ожидаемому, значит, нс соблюдены какие-то условия, неудачно подобран объект, нс учтено его физиологическое состояние и т.п.

Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя.

Педагог должен обсуждать с дошкольниками тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить себя и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Важно помнить, что природа никогда не обманывает, никогда не ошибается.

13. Важно уделять внимание вопросам гигиены. Детей следует приучать после окончания работы мыть руки и приводить в порядок свое рабочее место и оборудование.

природоведческих экспериментов. знаний о природе, представленное в учебной программе, позволяет педагогу отобрать материал, который можно дать детям, организуя эксперименты.

В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты:

  • ? с предметами неживой природы, направленные на изучение изменения агрегатного состояния воды под влиянием температуры; выявление свойств и качеств песка, глины, почвы, воды, льда, снега, воздуха; изучение свойств света, звука, теплоты;
  • ? растениями, направленные на изучение основных потребностей растений (в свете, влаге, тепле, почвенном питании); изучение функций частей растения (дыхание, питание); познание дифференцированных потребностей растений;
  • ? животными, направленные на изучение приспособлений животных к условиям окружающей среды (их движения, защита от врагов); познание дифференцированных потребностей животных;
  • ? направленные на познание организма человека, изучение назначения его органов чувств, функционирование носа, языка, уха, глаз, рук.

В методике организации и проведения экспериментов можно четко выделить четыре этапа:

  • 1) осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи;
  • 2) поиск путей решения проблемы;
  • 3) выполнение работы и проведение наблюдения;
  • 4) обсуждение итогов и формулирование выводов.

Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи используются как способ решения познавательной задачи.

Эта задача может быть выдвинута самими детьми, постоянно задающими взрослым вопросы «Почему?», «Отчего?».

Например, при запрете взрослого сеть снег, дети спрашивают: «А почему нельзя сеть снег?» Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой чистый, искристый, сверкающий… Убедительно эту проблему можно решить путем постановки эксперимента.

Для этого надо растопить снег и посмотреть на мутную воду, которая образовалась. Для убедительности эту воду можно профильтровать с последующим рассматриванием грязного фильтра.

Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В дошкольном учреждении эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое.

Например, готовясь к посеву семян на огороде, педагог спрашивает детей: «Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена в невскопанную землю?» Во время прогулки на участке педагог обращает внимание воспитанников, что на тропинке трава нс растет.

Пробует копнуть палочкой и убеждается, что на дорожках земля твердая, а рядом на обочине — рыхлая. Подводит детей к выводу: раз такую почву не может вскопать сильный человек, значит, и слабому растению трудно через нее пробиться.

Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Например, прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает: «Почему Маша пожалела травку?» А Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом нс холодно. Почему он так сказал? Ведь у Маши руки от снега закоченели.

Так холодно под снегом или тепло?» Дети вовлекаются в проблемную ситуацию: «Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши руки закоченели». Постепенно удивление перерастает в любопытство, а любопытство — в познавательный интерес.

И тут наступает время спросить детей: «А как мы узнаем, тепло под снегом или холодно?»

Это уже следующий этап постановки эксперимента — поиск путей решения проблемы. В результате анализа жизненной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных способах решения проблемы.

Предложения, высказанные детьми, часто бывают противоречивыми и самыми невероятными. Например, ребенок предлагает «Закопайте меня в снег, я посижу там и скажу, тепло под снегом или холодно».

Из всех способов может быть выбран или самый подходящий, причем его может предложить и педагог, или самый противоречивый. Иногда целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки.

На таком приеме базируется рекомендация известного немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания Ф. Фрсбеля не заставлять детей поливать свои индивидуальные грядки, а разрешать им работать, как захочется.

Когда разница между растениями, получающими разный уход, станет достаточно заметной, педагог обсуждает с воспитанниками, почему одни растения растут лучше, другие — хуже. Проанализировав причины, дети сообща приходят к выводу, что это зависит от качества ухода, и далее определяют, какие условия необходимы для жизни растений.

Следующий этап — выполнение работы и проведение наблюдения. Одним из методических требований проведения экспериментов является организация максимальной активности детей.

Но иногда педагогу приходится решать задачу: как сделать, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей нс сформированы необходимые навыки, казалось, что они работают самостоятельно.

Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов: выполнение работы самими детьми; дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям; совместная работа педагога и детей; помощь педагога воспитанникам; работа педагога по указанию детей; допуск педагогом неточности в работе.

Специфика этапа обсуждения итогов и формулирования выводов заключается в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у дошкольников слово еще нс стало сигналом сигналов (И.П. Павлов). Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую нс могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо.

Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита. Отказаться от формулировки выводов, как и от постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности.

В связи с этим в дошкольном учреждении словесный отчет об увиденном и формулирование выводов нс должны копировать опрос воспитанников. Независимо от выбранной формы, педагог должен:

  • ? побуждать детей к самостоятельным выводам; лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с педагогом радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу;
  • ? выслушать все высказывания детей, задавая дополнительные вопросы, которые могут дать правильное направление мысли, и постоянно оказывая помощь детям в подборе слов и построении предложений;
  • ? нс торопиться формулировать выводы самостоятельно, если дети ошибаются;
  • ? помочь осознать возникшее противоречие, если дети делают неправильные или недостаточно четкие выводы; в таком случае можно использовать дополнительные наблюдения, опыты или эвристические рассуждения. Важно, чтобы каждое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых явлений природы было опровергнуто, чтобы дети были подведены к правильному пониманию сущности того или иного явления.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Подберите примеры для каждого вида эксперимента.
  • 2. Организация таяния снега — это опыт или эксперимент?
  • 3. Какие типы экспериментальных задач доступны дошкольникам?

Источник: https://studref.com/678906/pedagogika/trebovaniya_provedeniyu_eksperimentov

Альманах педагога |

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

Нужнова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 30 «Зоренька»
Населённый пункт: п.Каменоломни,Ростовская область
Наименование материала: Развлечение;конспект занятия
Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического образования»
15.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

«Детское экспериментирование как метод экологического

образования»

ПЛАН

1.Особенности естественно-научных и экологических экспериментов.

2.Особенности организации детского экспериментирования.

3. Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.

4. Практическое задание: проанализировать уголок

экспериментирования в ДОУ в любой возрастной группе.

1

.В наше время из-за недостаточной методической и фактологической разработанности экспериментирование является одним из наиболее сложных

методов обучения

.

Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды,

необходимо соблюдать ряд правил;

некоторые из них приведены ниже. 1. Так как в большинстве природоведческих

экспериментов

в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в детс- ком саду не разрешается собирать коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать, как одни животные поедают других. Например, в одном из методических пособий содержится описание такого опыта: «Оторвите мухе крылья и бросьте на паутину; пронаблюдайте, как паук опутает муху паутиной и будет высасывать ее содержимое», или «Покормите аквариумных рыбок живым кормом и понаблюдайте, как они будут его ловить». Безусловно, ни эти, ни аналогичные им эксперименты в детском саду недопустимы. В

экспериментах

с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызывать солнечные ожоги или иными способами доводить растения до гибели. Воздействия данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений, а не в специально организованном эксперименте. Детей часто тревожит вопрос, не больно ли деревьям и траве; поэтому при осуществлении агротехнических мероприятий необходимо постоянно подчеркивать: нет, не больно. Растения боли не чувствуют, но, несмотря на это, они все равно болеют. Их можно подрезать тогда они хоть немного и поболеют, но потом будут расти лучше (сравнить с уколом, который делают детям по медицинским соображениям), но нельзя ломать и рвать бездумно и бессмысленно. 2. Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо время его пребывания в группе сократить до разумного предела и после окончания наблюдения обязательно вернуть на то место, откуда оно было взято, независимо от того, было ли это какое-то крупное животное или муравей. Желательно делать это вместе с детьми. Они должны знать, что в природе каждое животное имеет свою территорию, границы которой помечает пахучими веществами. Попав на чужую территорию, животное может быть уничтожено хозяином. Кроме того, на незнакомой территории оно не знает, где можно спрятаться, где найти пищу. Животное всегда будет стремиться найти свой участок, а совершая большие переходы, почти наверняка погибнет. 3. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить конт- роль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или с горячей водой), опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами. 4. Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей — работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т.п. 5. Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Дети уже в средней группе должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место, оборудование. 6. При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Иногда все это связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики экспериментирования, но чаще всего обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта. Например, нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котенок, взойдут ли посеянные семена, приживется ли пересаженное растение. Поэтому воспитатель должен быть постоянно готов встретиться с незапланированными явлениями. Всегда необходимо помнить и глубоко осознавать:

непредусмотренный результат не является неправильным.

Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Если он не соответствует ожидаемому, значит, не соблюдены какие-то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние и т.п. Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего, не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя. Из сказанного следует вывод: воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный ре- зультат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что Природа никогда не обманывает и никогда не ошибается. Случается только то, что должно случиться. 7. Иногда животные, принесенные в уголок природы или живущие там постоянно, по какой-либо причине гибнут. Как правильно отреагировать на это событие? В принципе дошкольникам знакомо понятие «смерть», но они еще не созрели для встречи с нею в реальной жизни. Естественной реакцией на гибель животного должна быть печаль. Однако реакция может быть и иной: у кого- то возникнет страх, у кого-то жалость или равнодушие. Не исключено, что педагогу придется увидеть любопытство, злорадство и даже (правда, в ред- чайших случаях) наслаждение. Каждая из этих эмоций нежелательна. Она может закрепиться в сознании детей и сохраниться на всю жизнь. Поэтому, если воспитатель поймет, что какое-то животное вот-вот погибнет, необходимо принять меры, чтобы дети не наблюдали процесса умирания. В дальнейшем, зная обстоятельства гибели животного и психологические особенности своих детей, педагог либо скажет им истину, либо заменит ее правдоподобной версией по поводу исчезновения животного. В тех же случаях, когда смерть животного скрыть не удалось, ни в коем случае нельзя его выбрасывать на помойку или в мусорное ведро, где дети могут его увидеть. Нужно убрать трупик, выразив общепринятое уважение к умершему. Не беда, если кто-нибудь из детей заплачет, это вполне естественная реакция при расставании со своим другом. Но нельзя организовывать коллективные похороны, привлекать детей, которые боятся мертвых, или, напротив, паясничают, или неуместно шутят, нарушая общее настроение. Все должно осуществиться быстро, без каких-либо ритуалов и психологического надрыва. Задача воспитателя показать, что смерть является закономерным окончани-ем жизни, и не акцентировать на данном событии особого внимания. При этом надо внушить детям, что они не виноваты в гибели животного: они сделали все, что могли, но спасти животное, к сожалению, не удалось. Все вышесказанное относится, естественно, только к тем случаям, когда животное гибнет по объективным причинам, не зависящим от воспитателя и детей. Чаще всего это происходит из-за наступления старости. Естественная продолжительность жизни многих мелких животных (некоторых аквариумных рыбок, золотистых хомячков) невелика около двух-трех лет; более старшие животные могут рассматриваться как долгожители. Не исключена возможность их заболевания. Но в детском саду не должно быть случаев гибели живых организмов (не только животных, но и растений) из-за халатного отношения, из-за отсутствия еды и воды. Если такой случай имел место, следует задуматься о соответствии воспитателя своей должности. Если ему не жалко животного, если он способен уморить беззащитное существо голодом по собственной лености, значит, он в принципе не способен воспитать у детей гуманные черты характера. Сколько бы он ни проводил бесед на морально-этические темы, его равнодушие и жестокость все равно оставят след в душах детей.

2. Особенности детского экспериментирования в ДОУ

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний само стоятельно или под тактичным руководством в з р о с л о го , осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. Л. Панько и др.) . Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» (Н. Н. Подьяков, 1995). Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Решая задачи познавательного характера, педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные, направленные на формирование потребности, решать их опытным путём. Работа по экспериментированию должна начинаться с построения предметно-развивающей среды в группах детского сада: оформление уголков экспериментирования, приобретение приборов-помощников: -увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты; -природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; -утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.; -технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная др.; -медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки и др; В методическом кабинете должна быть сформирована мини-библиотека литературы, рассматривающей вопросы организации д е т с ко го экспериментирования в детском саду. Так же нужен план семинаров- практикумов для воспитателей по вопросам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, построения развивающей среды, перспективного планирования, детского экспериментирования. В дальнейшем должны быть определены этапы развития проектно-исследовательской деятельности: 1-й этап – изучение личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей; 2-й этап – создание предметно-развивающей среды, составление проекта; 3-й этап – совместная деятельность с детьми, направленная на развитие познавательной активности через проектно-исследовательскую деятельность. Изучив соответствующую литературу, каждая группа должна разработать свой исследовательский проект, например, «Воздух-невидимка», «Раз песчинка, два песчинка», «Птицы нашего края», «Осенний лист», хорошо в з я т ь з а о с н о ву ком п л е кс н о — ц е л е ву ю п р о г р а м м у « Д е т с ко е экспериментирование средство интеллектуального развития дошкольников», разработанную П. И. Прохоровой, И. Р. Климовой. А также программу по организации поисковой деятельности детей «Ребёнок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной. Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития речи у дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. В своей работе с детьми педагоги руководствуются мудрым советом «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский).

3. Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Случайные наблюдения и эксперименты. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам земледелия. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, следя за поведением детей и предупреждая всевозможные ЧП, он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы, адресованной работникам ДОУ. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотребить этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Кроме того, как говорилось выше, при отсутствии возможности проговаривать свои действия и увиденные результаты качество восприятия знаний резко ухудшается. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные спо собы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из-за этого в ходе занятия в работе детей периодически возникает десинхронизация. Это – вполне закономерное явление. Оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории. Таких ситуаций не следует избегать, но не стоит их и усугублять. При значительной десинхронизации обстановка в группе может выйти из-под контроля. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Как говорилось в предыдущем разделе, иногда это можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени. Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: « А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

4. В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены

(средний дошкольный возраст)

Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий — книги познавательного характера для среднего возраста; — тематические альбомы; — коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани». «Бумага», «Пуговицы» — Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.) — Песок, глина; — набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; — материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). — семена бобов, фасоли, гороха — некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: — Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. — «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки — на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста. — персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. — карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается. Основной комплект вышеперечисленных предметов в нашей группе имеется. Тем более, что в процессе этой работы материал постоянно добавляется и обновляется. К сбору всего этого материала привлекали и привлекаем наших воспитанников и родителей.

Литература

1.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 — 92 2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 13-17. 3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 4. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с. 5. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М. :Сфера, 2012. 5. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры

дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001. 6. Поддьяков Н.Н.

Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. — М.: Российское психологическое общество, 1998.- 85 с. 7. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 8. Селевко Г. К.

Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М. : Народное образование, 2008. – 256 с.

В раздел образования

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4454

Консультация для воспитателей по теме: «Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов»

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

Наталья Гришина
Консультация для воспитателей по теме: «Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов»

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Наблюдение за явлениями природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению.

Познание связей и отношений формирует понимание природы.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Наблюдение является также и методом экологического воспитания, актуальность которого диктуется современными условиями.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с постановки педагогом конкретных задач.

Случайные эксперименты и наблюдения специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в зависимости от той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное на участке (например на участке увидели бабочку, в «Уголке природы»(например расцвел цветок).

Однако это не значит, что ситуативные наблюдения или эксперименты проводить просто. Важно, чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями.

В противном случае, интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незамеченными. Отсюда следует, что воспитатель должен повышать самообразование в разделах биологии, географии, экологии, землеведения. Педагог должен быть сам готов разглядеть в природе новое и интересное.

Проводя прогулку с детьми важно выискивать в природе те явления, которые могут заинтересовать детей, быть для них интересными, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции или отклик.

Плановые наблюдения и эксперименты.

Подготовка к запланированных наблюдений и экспериментов начинается с постановки педагогом конкретной задачи.

Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и используя соответствующую литературу.

Одновременно осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу,

Которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает к обсуждению методики и хода эксперимента. Не желательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей тишины, работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.

В то же время он не выпускает из вида тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из- за этого в работе детей возникает десинхронизация.

Это вполне естественно, оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулировка выводов. Иногда это можно сделать в словесной форме, иногда избирать другие способы.

После экспериментирования дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место- помыть (например совочки или палочки) и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор, вымыть руки с мылом.

Временные рамки эксперимента определяются многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Если дети устали, то эксперимент следует отложить, если наоборот, интерес велик, работу можно продолжить сверх запланированного времени. (в зависимости от ситуации).

Эксперименты как ответ на детские вопросы.

Помимо запланированных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводят как ответ на вопрос ребенка.

К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.

Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину,проведя несложное наблюдение : «А ты сам посмотри, что будет в тепле со снежинкой», «Дети, Маша спрашивает, будут ли воробьи прилетать к кормушке, если положить туда семечки и крошки? Давайте проверим!» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-po-teme-metodicheskie-trebovanija-k-podgotovke-i-provedeniyu-nablyudenii-i-yeksperimentov.html

Опыты: методика их организации и проведения

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Зимовниковский педагогический колледж»

Домашняя контрольная работа

по дисциплине: «Естествознание»

Опыты: методика их организации и проведения

Выполнила: Левкович Ольга Михайловна

Студентка группы НЗ-1(НЗБ-1),

Проверил: преподаватель Арутюнова В.П.

fВведение

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий нас мир.

Всем известно, что знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания.

Систематическая научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.

* Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

* Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

* Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.

И прежде чем говорить об исследовательской деятельности, мне хотелось бы немножко остановиться на том, какие именно это могут быть исследовательские работы.

f1. Методика организации опытов

Исследовательские работы — это тип работ, в которых содержатся обязательные элементы научного исследования:

? постановка цели;

? выделение главного;

? анализ и синтез;

? сравнение;

? конкретизация;

? определение и объяснение понятия;

? обобщение и систематизация;

? моделирование;

? доказательство;

? объяснение результатов исследования.

Исследовательские работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Они выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследований, а учителя выступают при этом как консультанты и при необходимости помогают учащимся на разных этапах их выполнения.

Одним из видов таких работ являются опыты (или эксперименты) — основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Различают опыты:

* по специфике проведения:

— демонстрационные, лабораторные: (работа детей);

* по поисковой направленности:

— традиционные (цель ставитcя учителем);

— проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираютсяматериалы).

2. Проведение опытов

Есть ряд методических рекомендаций, которые необходимо учитывать при постановке учащимися опытов:

? Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель.

? Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.).

? В проведении экспериментов роль педагога остается ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Но педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

? Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить.

Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, учитель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое — в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Подготовка проведения:

При подготовке опытов учителю необходимо учитывать следующее:

? соблюдать меру вещества;

? вещества должны быть доброкачественные;

? прибор не должен иметь дефектов;

? всё оборудование готовится заблаговременно;

? необходим комплект нужного оборудования.

? категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и.т.д.

) Например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают.

Подобную ошибку некоторые учителя допускают и в опытах с удобрениями.

? Особое внимание необходимо уделять вопросам безопасности и правилам гигиены.

Основные требования к постановке опытов:

? ясная постановка цели;

? чёткая инструкция по технике выполнения с показом технических приемов выполнения и с указаниями на те моменты, за которыми надо наблюдать;

? проверка усвоения детьми хода предстоящей работы путем пересказа ими данной инструкции;

? своевременная раздача на столы принадлежностей для опыта;

? контроль со стороны учителя за самостоятельной работой учащихся;

? уборка рабочего места;

? отчет в форме связного рассказа о том, как собирали прибор, какие наблюдали по ходу опыта явления, установления причинно-следственных связей, выводы и обобщения;

? повторение и закрепление выполненных опытов в тетради. Опыты позволяют реализовать принцип наглядности обучения.

? Фиксация полученных результатов может быть в виде схемы, таблицы, зарисовки результатов опыта. Процесс зарисовки — это одновременно и повторение содержания опыта, воспроизведение картины наблюдения. Главное состоит в том, что рисунок подчеркивает сущность явления. Правда, не всякий опыт подлежит зарисовке.

Методические требования к фронтальной демонстрации наглядных пособий:

Опыты относятся к наглядным методам обучения. При использовании наглядных методов обучения требуется соблюдение определенных методических условий.

* демонстрируемый объект должен быть виден всему классу. Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные пособия размещают на демонстрационном столике. При необходимости создают специальный фон освещения.

Небольшие объекты проносятся по классу, чтобы все ученики имели возможность их рассмотреть. Недопустимо во время демонстрации пускать объект по рядам, одновременно проводя беседу с детьми.

Мелкие объекты и рисунки могут быть показаны с помощью проекционных приборов.

* пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации. В противном случае внимание учеников будет рассеяно. Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.

* не следует показывать много пособий одновременно.

Объем внимания младших школьников — 3 — 4 объекта.* в элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков. Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.

* с помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия.

Подготовка вопросов для учеников:

Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их можно задавать устно или записать на доске. Часто детям дается план описания природного объекта. Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану:

? К какой группе относится это животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?

? Размеры и окраска тела.

? Особенности внешнего строения.

? Способ передвижения.

? Образ жизни: чем питается животное, где селится, как спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?

Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике.

Во время беседы выделяются черты приспособленности животного к условиям существования.

3. Примеры опытов

Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать в природе: высота волны в реке (море, озере) зависит от силы ветра.

Образование радуги. Стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора, шланга или ртом; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образует радугу.

fВыводы

Завершая свой реферат, мне хотелось бы упомянуть ещё один аспект, касающийся исследовательских работ.

Организованная исследовательская деятельность, как я уже говорила, способствует развитию личности учащихся, формирует их творческие способности, интерес к естествознанию как к предмету, даёт толчок к изучению научных основ проводимых исследований.

опыты исследовательский безопасность

fСписок используемой литературы

1) http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-opyt-ot-eksperiment (19/11/2016)

2) infourok.ru/doklad_na_temu_organizaciya___issledovatelskoy_deyatelnosti_uchaschihsya-475771 (19/11/2016)

3) http://studopedia.ru/ (20/11/2016)

4) http://www.plam.ru/ekolog/estestvoznanie_i_osnovy_yekologii/p6. (20/11/2016)

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/biology/00757626_0.html

Основные методические требования к демонстрационному эксперименту

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

1.

Оно из главных методических требований состоит в том, чтобы каждая демонстрация была органически связана с излагаемым материалом. Она должны являться органической частью урока. Демонстрация может быть исходным элементом для объяснения (мобилизация внимания учащихся, создание проблемной ситуации, выяснение темы занятий), иллюстрировать сопровождать беседу, рассказ, объяснение и лекцию учителя, подтвердить изложенное.

Демонстрации используют также для постановки экспериментальных задач и хотя (гораздо реже) – при опросе учащихся и повторении пройденного материала.

2.

Необходимость в какой-либо демонстрации должна быть строго мотивирована, что определяется принятой методикой преподавания темы. Эксперимент не должен загружать урок, он призван иллюстрировать основные положения изучаемого материала, ставить вопрос для выяснения, подтвердить выводы из изложенного.

В связи с этим возникает необходимость подбирать демонстрационные опыты при подготовленности к каждому уроку. Рациональный выбор демонстраций осложнении многочисленностью вариантов опытов на данную тему, разработанных в методике физики.

При таком выборе важно, чтобы опыты по той или иной теме составляли логически связанную систему, в которой каждый следующий развивает предыдущий и опираться на него, причем ученики должны видеть и понимать взаимосвязь опытов. Это достигается тем, что демонстрационная установка для каждого следующего опыта в основном оставляется прежней, а новый эффект получается путем небольшого ее изменения или дополнения.

3.

Для успешного проведения опытов нужно сообщить учащимся их целевое назначение. В большинстве случаев беседа преподавателя должна привести к постановке вопроса, ответ на который дает намеченный опыт.

Учащиеся должны быть подготовлены к восприятию опыта. Всякий опыт вызывает непроизвольное внимание учащихся, однако оно неустойчиво и с помощью слова его нужно перевести в произвольное, то есть вызвать интерес к опыту путем выяснения его цели.

Результат каждого эксперимента – это ответ природы на поставленный ей вопрос. Поэтому необходимо довести до сведения учеников этот вопрос, чтобы они ожидали ответа и поняли его.

Необходимо отметить, что предварительное сообщение результатов уменьшает активность и интерес учащихся к опыту. Поэтому часто советуется давать учащимся возможность выступать до проведения опыта с предположением об его результате.

4. Вся демонстрационная установка должна быть по возможности простой. Это имеет важное значение для понимания опыта и выводов из него.

Надо всегда иметь в виду, что при проведении различных опытов преподаватель может использовать лишь те приборы, принцип работы которых учащимся уже известен.

В случае необходимости можно использовать отдельные приборы, устройство которых учащимся неизвестно, при этом следует предварительно объяснить принцип их работы.

5.

В большинстве случаев установки должны собираться на глазах учащихся. А перед этим принцип (сущность) опыта должна разъясняться учащимся с помощью блок-схемы, чертежа, рисунка и элементам, которых сопоставляются приборы и детали установки. При сборке иногда часть установки собирают заблаговременно, и только в редких случаях установка может быть собрана заранее. Однако в любом варианте приборы принадлежности выставляют на демонстрационный стол только на время демонстрации опыта. Здесь же должно произойти объяснение установки. Выяснение назначения отдельных приборов и блоков, функциональных зависимостей между элементами установки.

6.

Темп демонстрирования должен соответствовать темпу устного изложения и скорости восприятия учащимися. Если явление протекает быстрее, чем его успевают воспринять школьники, опыт следует повторить (например, искровой разряд), если возможно в замедленном темпе. Вместе с тем, нужно помнить, что неоправданно растянутая демонстрация понижает интерес учащихся к ней и приводит к потере учебного времени.

При объяснении установки оправдан более быстрый темп по сравнению с изложением сущности явления; паузы делают тогда, когда акцентируют внимание на той или иной детали установки, на том или ином компоненте рассматриваемого процесса.

7.

Демонстрация явления или процесса должна сопровождаться объяснением того, что и как наблюдать, на чем акцентировать внимание, как выделить интересующие нас объекты, процессы, новые знания; варьируя опыт, учитель не говорит о наблюдаемых результатах, а организовывает работу так, чтобы в процессе беседы учащихся сами заметили его, что необходимо, и сделали соответствующие выводы.

При постановке большинства опытов рекомендуется придерживаться такой последовательности:

  1. Объяснение целевого назначения опыта.
  2. Объяснение принципиальной стороны опыта с помощью схемы, рисунка, выполненных на доске учителем, или с помощью плаката, диапозитива.
  3. Разъяснение собранной установки.
  4. Выделение объекта наблюдения, на котором обнаруживается эффект опыта.
  5. Проведение демонстрации.
  6. Выводы учащихся из данного опыта.
  7. Подведение итогов опыта.

Предлагаемая схема не является строго обязательной при постановке всех демонстраций(многое зависит от особенностей данного опыта).

3.03.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566515/

Требования к проведению эксперимента

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов

Исходя из вышесказанного, выработаны общие требования к проведению эксперимента.

Во-первых, прежде чем проводится эксперимент необходимо иметь в наличии четко сформулированные гипотезы о причинно-следственных связях, в которых данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений.

Во-вторых, необходим объект эксперимента, который допускает: а) возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение; б) возможность количественных и качественных измерений, воздействующих на него управляемых факторов и изменения его деятельности и поведения; в) контроль за воздействующими факторами и состоянием объекта. В-третьих, наличие адекватных способов контроля, а также за условиями проведения эксперимента. Надо отметить, что результаты эксперимента никогда полностью не «подтверждают» и не «доказывают» гипотезы.

Помимо общих требований к социальному эксперименту как методу исследования предъявляются, если можно так выразиться частные требования. Эксперимент должен обладать внешней, внутренней и конструктивной валидностью.

Под внешней валидностью понимается возможность обобщения (переноса) вывода, полученного в эксперименте, на определенные внеэкспериментальные ситуации.

Под внутренней валидностью понимается такое качество эксперимента, которое гарантирует, что именно экспериментальное воздействие (выделенный экспериментальный фактор) явилось причиной изменений, зарегистрированных в экспериментальной ситуации.

Конструктивная (прикладная) валидность означает доказательную адекватность, применяемых в экспериментальной ситуации – инструментария, языка, которые позволяют распространять результаты на практическую сферу.

Выделяются следующие критерии валидности:

а) Чистота– означает, что выводы эксперимента должны сопоставляться с данными полученными в контрольной группе, то есть эксперимент должен иметь средства контроля;

б) Воспроизводимость –означает, что любой исследователь может повторить эксперимент с теми же результатами;

в) Устойчивость – заключается в том, что количество экспериментов должно быть большим с целью исключения случайности;

г) Адекватность – означает, что эксперимент должен проводится с теми же объектами, которые представлены в гипотезах.

В социально-психологических науках есть еще одно правило: «Если нельзя провести совершенный эксперимент, то нужно минимизировать его несовершенства».

4. Этапы проведения социологического эксперимента

Зачастую социальный эксперимент рассматривают как особую социальную технологию (способ сознательного регулирования социальных процессов).

Поэтому эксперимент требует от исследователя большой осторожности, ответственности и компетентности, то есть знания техники проведения эксперимента.

Ошибки в социальном эксперименте не только отразятся на качестве информации, но и могут оказать вред практике социальной жизни людей.

Существует тезис: социальный эксперимент проводят не тогда, когда хочется, а когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный. Для того, чтобы эксперимент мог следовать данному тезису, он должен быть спланирован до мельчайших подробностей. Для решения этой трудности разработана техника проведения эксперимента. Вся техника эксперимента состоит из трех этапов.

Первый –подготовительный имеет своей целью выделение факторов, с помощью которых исследователь будет оказывать воздействия на объект (экспериментальную группу).

В методологическом отношении эксперимент базируется на концепции социального детерминизма, и в соответствии с этим социолог (экспериментатор) должен выделить детерминирующие и детерминированные факторы.

Эти факторы принято называть переменными или категориями экспериментального анализа. В системе переменных выделяется независимая и зависимая переменные.

Независимая переменная – это такой фактор, который будет оказывать влияние на экспериментируемую группу. Эту переменную зачастую называют экспериментальным фактором. Она характеризуется тремя признаками:

а) независимая переменная определяется не произвольно, а в полном соответствии с программой исследования (гипотезами, которые выносятся на проверку;

б) она должна быть управляема экспериментатором, от него зависит направление и интенсивность действия переменной;

в) направление и интенсивность действия переменной должны поддаваться контролю со стороны экспериментатора, то есть социологическим измерениям.

Наряду с экспериментальным фактором определяется зависимая переменная. Это такие факторы, которые предположительно будут меняться под воздействием независимой переменной. Установление связей, зависимостей между названными переменными и является задачей эксперимента.

*В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Исследования социальной напряженности работников определенной отрасли хозяйствования показали, что, скорее всего, подобное связано с системой оплаты труда в данной отрасли.

Исследователь предположил что, изменив систему оплаты труда, можно ожидать снижения социальной напряженности.

В качестве независимой переменной выступит «система оплаты труда»; в качестве зависимой переменной – «социальная напряженность».

Кроме определения переменных на подготовительном этапе определяется объект эксперимента, то есть та группа, которая будет подвергаться воздействию. Объект эксперимента выражается в понятии – «экспериментальная группа« – именно на нее непосредственно будет воздействовать независимая переменная.

И «контрольная группа» – такая группа, которая не будет подвергаться воздействию факторов, но за ней будет осуществлять наблюдение. Назначение последней – обеспечить «чистоту» (критерий) эксперимента.

Под чистотой эксперимента понимается возможность обнаружения действия факторов, не входящих в разряд независимых переменных. Эти факторы называются случайными. Контрольная группа должна быть идентична по основным параметрам, свойствам экспериментальной группе.

Техника отбора экспериментальной и контрольной групп называется «процедурой выравнивания». Сопоставление характеристик этих групп «до и после» эксперимента позволяет оценить влияние экспериментального фактора.

На завершающей стадии данного этапа проектируется инструментарий, разрабатываются технические приемы измерения, причем в эксперименте может быть задействован весь спектр методов и техник социологического исследования (наблюдение, анкетирование, интервью и т.д.).

Второй этап – его называют по-разному: оперативный, или полевой, или экспериментальный. На этом этапе вступает в силу экспериментальная ситуация: начинается эксперимент.

Проводится инструктаж участников эксперимента, производится замер переменных, ведется наблюдение за группой, ее характеристиками, осуществляется контроль, ведется регистрация событий (с помощью различных средств, в том числе и технических: видео-аудио аппаратуры).

Третий этапрезультирующий. Его основная цель обработать и проанализировать всю полученную информацию, а также сделать выводы.

На данном этапе осуществляется: сбор документов, которые регистрировали экспериментальную ситуацию (это бланки наблюдения, интервью и анкеты) и главное протоколы эксперимента (в качестве главного инструментария метода).

В протоколе фиксируются все значимые признаки эксперимента: тема, время, характеристики экспериментальной и контрольной групп, описание обстановки эксперимента (физическая среда, позитивное или негативное действие факторов), описание независимой переменной и т.д.

Результатом эксперимента являются факты, характеризующие изменения (или стабильность) реакций социальной группы в экспериментально проверяемых условиях. Но этот результат сложен, двойственен: он соединяется в реальный (изменения) и познавательный результаты. Под реальным понимается характер воздействия экспериментального фактора на деятельность, поведение группы, под познавательным – отношение реального результата к поставленным задачам.

Кроме изложенного, на третьем этапе производится: обработка всех материалов, как вручную, так и на машинных носителях; проверяется чистота эксперимента; анализируются полученные факты; обобщаются выводы, сопоставляются полученные выводы с аналогичными в других экспериментах; оценивается эффективность эксперимента и выявляются ошибки.

Завершая разговор об эксперименте, остается назвать достоинстваиограничения данного метода, связанные с его особенностями (см. табл.).

5. Таблица. Достоинства и недостатки эксперимента

Особенности эксперимента Достоинства (преимущества) Ограничения (недостатки)
а) Зависимость от действия экспериментального фактора Есть возможность установить причинную связь между отдельными фактами и дать не только описание, но и объяснение Экспериментальный фактор может нарушить естественные связи как внутри, так и вне объекта, а также вывести его из нормального состояния
б) Зависимость от установок экспериментатора Полученная информация сориентирована на задачи исследователя, носит конкретный характер Субъективизм восприятия, неверные методологические установки могут привести к искажению сущности происходящего, а также несущественные факторы могут быть истолкованы как причины
в) Экспериментальная ситуация находится под контролем Возможность воспроизвести эксперимент и перенести в практику Искусственный характер ситуации снижает возможность для обобщенных выводов
г) Зависимость не только от экспериментального, но и других факторов, в том числе и от реакций участников Участники могут оказать помощь в выявлении возникающих изменений в эксперименте Может возникнуть эффект «исключительности», то есть участники будут вести себя не традиционным способом, а особенным, нехарактерным для данной ситуации

А теперь перейдём к известным социальным экспериментам

6. Известные социальные эксперименты:

Ø Стэнфордский тюремный эксперимент (Филипп Зимбардо, Варшава, 2009)

Ø Эксперимент Милграма

Ø Третья волна (эксперимент)

Ø Эксперимент Аша

Стэнфордский тюремный эксперимент

Филипп Зимбардо (Варшава, 2009)

Стэнфордский тюремный эксперимент — психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии.

Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации.

В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

С точки зрения этики эксперимент часто сравнивают с экспериментом Милгрэма, проведённым в 1963 году в Йельском университете Стенли Милгрэмом, в прошлом соучеником Зимбардо, о нём поговорим позже.

Цели и средства

Исследование было заказано Военно-морским флотом США для того, чтобы объяснить конфликты в его исправительных учреждениях и в морской пехоте.

Участников набрали по объявлению в газете, и им предлагались 15 долларов в день (с учётом инфляции сумма эквивалентна 76 долларам в 2006 году) за две недели участия в «симуляции тюрьмы».

Из 70 человек, отозвавшихся на объявление, Зимбардо и его команда выбрали 24, которых они сочли наиболее здоровыми и психологически устойчивыми.

Эти участники были мужчинами, учащимися в колледжах, преимущественно белыми, принадлежали к среднему классу.

Группу, состоящую из двадцати четырех молодых мужчин, поделили случайным образом на «заключенных» и «охранников». Заключенным потом казалось, что в охранники берут за высокий рост, но на самом деле их честно набрали по жребию, подбрасывая монету, и между двумя группами не было никакой объективной разницы в физических данных.

Условная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Стэнфорда. Лаборант-старшекурсник был назначен «надзирателем», а сам Зимбардо — управляющим.

Зимбардо создал для участников ряд специфических условий, которые должны были способствовать дезориентации, потере чувства реальности и своей самоидентификации.

Участникам, которые были выбраны для того, чтобы изображать заключенных, было сказано ждать дома, пока их не «призовут» для эксперимента. Безо всякого предупреждения их «обвинили» в вооруженном ограблении, и они были арестованы полицейским департаментом Пало Альто, который участвовал в этой стадии эксперимента.

Заключенные прошли полную процедуру полицейского осмотра, включая снятие отпечатков пальцев, фотографирование и зачитывание прав. Их привезли в условную тюрьму и присвоили номера.

Результаты

Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.

Зимбардо решил прекратить эксперимент раньше времени, когда Кристина Маслак, аспирантка и одновременно его невеста, не знакомая прежде с экспериментом, выразила протест против устрашающих условий тюрьмы после того, как она пришла туда провести беседы. Зимбардо упоминает, что из всех пятидесяти свидетелей эксперимента только она поставила вопрос о его этичности. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней он был прекращен.

В 2009 году увидела свет научно-популярная книга «Эффект Люцифера», в которой Зимбардо подробно описывает ход и результаты эксперимента.

Выводы

Результаты эксперимента были использованы для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая их поступки идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов.

В психологии результаты эксперимента используются для демонстрации ситуативных факторов поведения человека в противовес личностным. Другими словами, ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности.

Этим эксперимент похож на известный эксперимент Милгрэма, в котором обычные люди подчинялись приказу вопреки своим собственным желаниям, и таким образом становились сообщниками экспериментатора.

В культуре

В 1999 году итальянский писатель Марио Джордано (итал.) написал повесть «Чёрный ящик». Произведение было экранизировано в двух фильмах: немецком — «Эксперимент», снятом в 2001 году; и американском — «Эксперимент», 2010 года выпуска.

Эксперимент Милгрэма

Схема эксперимента: экспериментатор (E) требовал от «учителя» (T) давать «ученику» (L) простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

Экспериме́нт Сте́нли Ми́лгрэма (англ.

Stanley Milgram) — известный эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» (Behavioral Study of Obedience), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование»[en] (Obedience to Authority: An Experimental View; 1974).

.

Источник: https://mylektsii.ru/7-82751.html

Scicenter1
Добавить комментарий