Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П.

Ответьте, пожалуйста,

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П.

Методика определения стиляруководства трудовым коллективом

Данная методика разработана В. П.Захаровым. Основу методики составляют16 групп утверждений, отражающих различныеаспекты взаимодействия руководства иколлектива. Методика направлена наопределение стиля руководства трудовымколлективом.

Применение методики не требуетиндивидуального тестирования. Возможноиспользование в блоке тестов, особенноэффективно использование его вместе ссоциометрией в целях оптимизациисоциально-психологического климата вколлективе.

Инструкция

«Опросник содержит 16 групп утверждений,характеризующих деловые качестваруководителя. Каждая группа состоит изтрех утверждений, обозначенных буквамиа, б, в. Вам следует внимательно прочестьвсе три утверждения в составе каждойгруппы и выбрать одно, которое в наибольшейстепени соответствует вашему мнению оруководителе.

Отметьте выбранноеутверждение на опросном листе знаком«+» под соответствующей буквой. Если выоцениваете одновременно двух руководителейили более, сравните их между собой поприведенным трем утверждениям.

Выберитепо одному из утверждений, характеризующихкаждого руководителя (или одно утверждение,характеризующее двух или болееруководителей), и отметьте ваше мнениео каждом на опросном листе разнымизнаками: *; +; -. Ставьте отметки на листеответов».

Текст опросника

1.

а. Центральное руководство требует,чтобы обо всех делах
докладывалиименно ему.

б. Старается все решать вместе сподчиненными, единолично решает толькосамые срочные и оперативные вопросы.

в. Некоторые важные дела решаютсяфактически без участия руководителя,его функции выполняют другие.

2.

а. Всегда что-нибудь приказывает,распоряжается, настаивает, но никогдане просит.

б. Приказывает так, что хочется выполнить.

в. Приказывать не умеет.

3.

а. Старается, чтобы его заместители быликвалифицированными специалистами.

б. Руководителю безразлично, кто работаету него заместителем, помощником.

в. Он добивается безотказного исполненияи подчинения заместителей, помощников.

4.

а. Его интересует только выполнениеплана, а не отношение людей друг к другу.

б. В работе не заинтересован, подходитк делу формально.

в. Решая производственные задачи,старается создать хорошие отношениямежду людьми в коллективе.

5.

а. Наверно, он консервативен, так какбоится нового.

б. Инициатива подчиненных руководителемне принимается.

в. Способствует тому, чтобы работалисамостоятельно.

6.

а. На критику руководитель обычно необижается, прислушивается к ней.

б. Не любит, когда его критикуют и нестарается скрыть это.

в. Критику выслушивает, даже собираетсяпринять меры, но ничего не предпринимает.

7.

а. Складывается впечатление, чторуководитель боится отвечать за своидействия, желает уменьшить своюответственность.

б. Ответственность распределяет междусобой и подчиненными.

в. Руководитель единолично принимаетрешения или отменяет их.

8.

а. Регулярно советуется с подчиненными,особенно с опытными работниками.

б. Подчиненные не только советуют, номогут давать указания своему руководителю.

в. Не допускает, чтобы подчиненные емусоветовали, а тем более возражали.

9.

а. Обычно советуется с заместителями инижестоящими руководителями, но не срядовыми подчиненными.

б. Регулярно общается с подчиненными,говорит о положении дел в коллективе,о трудностях, которые предстоитпреодолеть.

в. Для выполнения какой-либо работы емунередко приходится уговаривать своихподчиненных.

10.

а. Всегда обращается к подчиненнымвежливо, доброжелательно.

б. В обращении с подчиненными частопроявляет равнодушие.

в. По отношению к подчиненным бываетнетактичным и даже грубым.

11.

а. В критических ситуациях руководительплохо справляется со своими обязанностями.

б. В критических ситуациях руководитель,как правило, переходит на более жесткиеметоды руководства.

в. Критические ситуации не изменяютспособа его руководства.

12.

а. Сам решает даже те вопросы, с которымине совсем хорошо знаком.

б. Если что-то не знает, то не боитсяэтого показать и обращается за помощьюк другим.

в. Он не может действовать сам, а ждет«подталкивания» со стороны.

13.

а. Пожалуй, он не очень требовательныйчеловек.

б. Он требователен, но одновременно исправедлив.

в. О нем можно сказать, что он бываетслишком строгим и даже придирчивым.

14.

а. Контролируя результаты, всегдазамечает положительную сторону, хвалитподчиненных.

б. Всегда очень строго контролируетработу подчиненных и коллектива в целом.

в. Контролирует работу от случая кслучаю.

15.

а. Руководитель умеет поддерживатьдисциплину и порядок.

б. Часто делает подчиненным замечания,выговоры.

в. Не может влиять на дисциплину.

16.

а. В присутствии руководителя подчиненнымвсе время приходится работать внапряжении.

б. С руководителем работать интересно.

в. Подчиненные предоставлены самимсебе.

КЛЮЧ

ОПРОСНЫЙЛИСТ
Оценивает(ют)ся:
1. а б в9. а б в
2. а б в10. а б в
3. а б в11. а б в
4. а б в12. а б в
5. а б в13. а б в
6. а б в14. а б в
7. а б в15. а б в
8. а б в16. а б в

Ключ

абвабв
1дкп9дкп
2дкп10кпд
3кпд11пдк
4дпк12дкп
5пдк13пкд
6кдп14кдп
7пкд15кдп
8кпд16дкп

Интерпретация

Подсчитываются количество баллов покаждой из трех компонент. Максимальныйбалл определяет стиль руководства.

ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д , Ориентацияна собственное мнение и оценки. Стремлениек власти, уверенность в себе, склонностьк жесткой формальной дисциплине, большаядистанция с подчиненными, нежеланиепризнавать свои ошибки. Игнорированиеинициативы, творческой активностилюдей. Единоличное принятие решений.Контроль за действиями подчиненных.

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П

Снисходительность к работникам.Отсутствие требовательности и строгойдисциплины, контроля, либеральность,панибратство с подчиненными. Склонностьперекладывать ответственность в принятиирешений.

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К

Требовательность и контроль сочетаютсяс инициативным и творческим подходомк выполняемой работе и сознательнымсоблюдением дисциплины. Стремлениеделегировать полномочия и разделитьответственность. Демократичность впринятии решения.

Методика определения стиляруководства трудовым коллективом

Методика позволяет определить стильруководства трудовым коллективом, быларазработана В. П. Захаровым.

Инструкция

Данный тест включает в себя 9 группвопросов, каждая из которых подразделяетсяна 3 утверждения, условно обозначаемыхбуквами а, b и с. Для того чтобы правильноответить на вопросы, необходимовнимательно прочитать предложенныйтекст и из трех вариантов ответов-утвержденийвыбрать только один, наиболеесоответствующий стилю руководства ввашем трудовом коллективе.

Текст теста 1. Ваше предприятие производитгруппу товаров, не пользующихся большимспросом у покупателей. Конкурентыразработали новую технологию производстваэтих же товаров, отличающихся высокимкачеством, но требующих дополнительныхкапиталовложений. Как в данной ситуациипоступит ваш руководящий начальник?

а) продолжит производство товаров непользующихся спросом у покупателей;

b) издаст приказ о скорейшем внедрениив производство новых технологий;

с) потратит дополнительные средства наразработку собственных новых технологий,для того чтобы товары по своим качествампревосходили товары конкурентов. 2.Представьте себе, что вы работаете наавтомобильном заводе.

Один из вашихсотрудников недавно вернулся изкомандировки, целью которой былопосещение выставки новинок автомобильногопроизводства. Он предложил модернизироватьодну из выпускаемых заводом моделейавтомобиля.

Руководитель вашегозавода: а) примет активное участие вразработке новой идеи, приложитмаксимальные усилия, для того чтобыбыстро ввести ее в производство;

b) отдаст распоряжение о разработкеновой идеи соответствующему персоналу;с) прежде чем ввести это новшество впроизводство, ваш руководитель соберетколлегиальное совещание, на которомбудет принято общее решение оцелесообразности модернизациивыпускаемого вами автомобиля.

3.  На коллегиальном совещании одиниз сотрудников предложил наиболеерациональное решение одной из возникшихв вашем трудовом коллективе проблем.Однако это решение полностью противоречитпредложению, которое до этого внес вашруководитель. В сложившейся ситуациион:

а) поддержит рациональное решение,предложенное сотрудником;

b) будет отстаивать свою точку зрения;с) проведет опрос сотрудников, которыйпоможет прийти к единому мнению.

4. Ваш коллектив проделал большуютрудоемкую работу, которая не принеславам желаемого успеха (прибыли). Вашруководитель: а) попросит переделатьвсю работу, подключив новый, болееквалифицированный персонал;

b) обсудит сложившуюся проблему ссотрудниками, для того чтобы выяснитьпричины неудачи, чтобы избежать их вдальнейшем; с) попытается найти виновныхв неудаче (не справившихся с работой)сотрудников.

5. В вашу организацию пришел журналист,работающий в газете, пользующейсяпопулярностью у читателей. Если бы васпопросили перечислить ценные качествавашего руководителя, то какие бы из нихвы назвали в первую очередь:

а) квалифицированность, требовательность;

b) осведомленность обо всех затруднениях,возникающих на предприятии; умениебыстро принимать нужное решение;

с) одинаковое отношение ко всемсотрудникам, умение идти на компромисс.6.  Один из сотрудников допустил всвоей работе незначительный промах,однако для того, чтобы его устранить,потребуется большое количество времени.Как вы думаете, как в данной ситуациипоступит ваш руководитель?

а) сделает замечание этому сотрудникув присутствии его коллег, с цельюнедопущения подобных промахов вдальнейшем;

b) сделает замечание наедине, не привлекаявнимание других сотрудников;

с) не придаст этому событию большогозначения. 7.  На вашем предприятииосвободилась должность. На нее претендуютсразу несколько сотрудников предприятия.Действия вашего руководителя:

а) предпочтет, чтобы достойный претендентбудет выбран коллективным анием;

b) он будет назначен самим руководителем;с) прежде, чем назначить человека на этудолжность руководитель посоветуетсятолько с некоторыми членами коллектива.8.

Принято ли в вашем коллективе проявлятьличную инициативу при решении вопроса,который не связан непосредственно сдеятельностью всего предприятия? а) всерешения принимаются только руководителемпредприятия; b) на нашем предприятииприветствуется личная инициативасотрудников; с) принимая, самостоятельноерешение, прежде чем начать действовать,сотрудник предприятия должен обязательнопосоветоваться с руководителем; 9. Вцелом, оценивая деятельность вашегоруководителя вы можете сказать, чтоон… а) полностью поглощен проблемами,возникающими у вас на производстве, такчто даже в свободное от работы времяраздумывает над их разумным разрешением.Он требователен к другим так же, как ик себе;

b) относится к тем руководителям, которыесчитают, что в для плодотворной работыв коллективе между сотрудниками должныбыть ровные, демократические отношения;

с) ваш руководитель не принимает активногоучастия в управлении предприятием,всегда действует по определенной схеме,не стремится совершенствоваться вмалоизвестных ему областях. 10. Руководительпригласил вас и других сотрудников наюбилей. Обычно в неофициальной обстановкеон:

а) говорит с сотрудниками только оработе, о планах по расширению производства,об увеличении рабочего персонала и т.п., при этом именно он задает основнойтон беседе;

b) предпочитает оставаться в тени, длятого чтобы предоставить возможностьсобеседникам, коллегам по работе,высказать свою точку зрения поинтересующему их вопросу, рассказать,занимательный эпизод из их жизни;

с) принимает активное участие в разговоре,не навязывая своего мнения другимсобеседникам, не отстаивая противоположнуювсем остальным участникам разговораточку зрения. 11.

Руководитель попросилвас побыстрее завершить начатую совсемнедавно работу, которая займет у васдополнительное время, ваши действия:а) тут же приступите к ее скорейшемувыполнению, так как не хотите показатьсяне исполнительным работником и дорожитетем мнением, которое сложилось у вашегоруководителя о вас;

b) выполню эту работу, но несколько позже,так как начальник прежде всего оцениткачество ее выполнения; с) постараюсьуложиться в сроки, предложенныеруководителем, однако не гарантируювысокого качества ее выполнения. В нашемколлективе главное — выполнить работув намеченное время. 12.

Представьте, чтокабинет вашего руководителя временнозанят (в нем идет ремонт), поэтому емунесколько дней придется поработать ввашем кабинете, что вы при этом будетечувствовать? а) вы постоянно будетенервничать, испытывать страх, боятьсядопустить какую-либо оплошность в егоприсутствии.

b) буду этому очень рад, таккак это лишняя возможность обменятьсяопытом работы с опытным, интереснымчеловеком; с) присутствие руководителяникак не отразится на моей работе. 13. Вывернулись с курсов повышения квалификации,узнали много полезного и ценного длявашей дальнейшей работы.

Руководительдал вам небольшое поручение и вы дляего выполнения использовали приобретенныена курсах знания.
Как вы думаете,каковы будут действия вашего руководства?

а) обязательно заинтересуется тем, чтоему пока неизвестно, подробнее расспроситвас о других нововведениях;

b) не придаст этому факту никакогозначения;

с) предпочтет, чтобы вы обратились к еголичному опыту выполнения подобныхпоручений, то есть посоветует выполнитьпорученное задание так, как ему бы этогохотелось.

КЛЮЧ К ТЕСТУ
1. а-0 b-1 с-2
2. а-1 b-0 с-2
3. а-2 b-0 с-1
4. а-1 b-2 с- 0
5. а-0 b-2 с-1
6. а- 0 b-2 с-1
7. а- 2 b-0 с-1
8. а- 0 b-2 с-1
9. а-2 b-1 с-0
10. а — 0 b-1 с-2
11. а-1 b-2 с-0
12. а-0 b-2 с-1
13. а-2 b-0 с-1

Интерпретация результатовОт 0 до 10 баллов.Руководитель вашего предприятияпредпочитает самостоятельно приниматьвсе решения, до конца отстаивает своюточку зрения, все идеи, исходящие отсотрудников, им тщательно обдумываются,однако он не всегда к ним прислушивается.

Он всегда действует по одной и той жесхеме, которая, по его мнению, подходитдля всех случаев жизни, поэтому всеновшества воспринимаются ими неохотно,с некоторой настороженностью. В своейуправленческой деятельности онруководствуется принципом: критикаодного сотрудника — стимул для активнойработы других работников. От 11 до 20баллов.

«Коллектив превыше всего!» —таков девиз вашего руководителя, поэтомуглавное для него — доброжелательнаяатмосфера в коллективе. Он всегдаприслушивается к мнению своих сотрудников,к обсуждению вопросов, связанных смодернизацией производства, внедрениемновых технологий, избранием работниковна новые должности, активно привлекаютсявсе члены трудового коллектива.

Вашруководитель охотно идет на компромиссы,не любит критики, предпочитает работатьс людьми, которые являются профессионаламив своем деле, при возникновениивсевозможных производственных проблемобращается только к ним.

От 21 и выше. Ваш руководитель наделенвеликолепными организаторскимиспособностями, он быстро принимаетважные решения, с интересом следит зановыми идеями, активно внедряет их впроизводство.

При возникновениипроизводственных проблем он не боитсяобращаться за советом к остальнымсотрудникам, охотно соглашается с ихмнением, если оно представляется емунаиболее разумным и рациональным.

Кчислу его безусловных достоинствруководителя относится требовательность,объективность, умение критиковатьсотрудников, не задевая их самолюбия.

Методика диагностикиинтеллектуальных качеств руководителя(компетентность, аналитичность мышления)

Настоящая методика рассматривается врамках общего теста управленческихспособностей (ОТУС), разработанногоотечественными психологами Е.М.Борисовой,Г.П.Логиновой, М.О.Мдивани.

Ими быливыделены три основных блока профессиональноважных качеств руководителей:интеллектуальный (компетентность,аналитичность мышления), личностный(лидерство, устойчивость к фрустрациям,активность, деловая направленность) идинамический (сила и лабильность нервныхпроцессов).

В ОТУС вошли десять субтестов.Интеллектуальные способности изучаютсяс помощью четырех субтестов:»Осведомленность», «Аналогии»,»Классификации» и «Обобщения».Ниже приводятся примеры заданий каждогоиз субтестов, направленных на диагностикууровня развития понятийного мышления.

1.

Субтест «Аналогии»— предлагаются трислова: между первыми двумя существуетопределенная логическая связь; необходимок третьему слову подобрать одно изпредлагаемых на выбор и обозначенныхбуквами а, б, в, г, д понятий для установленияаналогичной связи. Рост цены : ростсебестоимости = банкротство : ? а) снижениеприбыли; б) рентабельность; в) невозможностьуплаты долгов; г) нищета; д) убытки.

2. Субтест «Классификации»— требуется из шестислов выбрать два, которые объединяютсяодним общим понятием высшей категории:а) демократ; б) панк; в) урбанист; г)резервист; д) монархист; е) буддист.

3. Субтест «Обобщение»- требуется обобщитьдва понятия по наиболее общему признаку:акция — облигация.

4. Субтест «Осведомленность»— необходимо вместопропущенных в предложении слов вставитьпредлагаемые на выбор пары понятий:

Хороший … умеет четко формулировать…

а) брокер — кредиты; б) брокер ставки; в)менеджер — цели; г) производитель -ресурсы; д) менеджер — цены.

Для исследования особенностей оперированияколичественными отношениями, гибкостимышления, умения переходить с одногоалгоритма на другой используется субтест»Числовые ряды».

Например, необходимо продолжить числовойряд: 47, 39, 32, 26, 21, 17….

Для диагностики проявленийлабильности нервной системы предлагаетсяспециальный субтест, в котором требуетсякак можно быстрее и точнее выполнитьряд простых инструкций. Испытуемыйдолжен за ограниченное время выполнитькак можно больше простых указаний.

Например: «Подчеркните вторую буквуи в слове «легитимность». Напишитездесь …. любую букву английского алфавитакроме буквы к, аздесь … напишите слово «нет», еслирезультат 144 : 12 = 12 является правильнымответом.

Если Фейербах — не поэт, топодчеркните все гласные буквы в слове»лицензия».

Источник: https://gigabaza.ru/doc/91647-p2.html

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П.

Разработана В. П. Захаровымна основе опросника А. Л. Журавлева.Основная методика состоит из 27 группутверждений, отражающих различныеаспекты взаимодействия руководства иколлектива22.

Методика направлена на определениестиля руководства трудовым коллективом.Порядок тестирования содержится винструкции.

Инструкция:«Опросник содержит16 групп утверждений, характеризующихделовые качества руководителя. Каждаягруппа состоит из трех утверждений,обозначенных буквами а, б, в.

Вам следуетвнимательно прочесть все три утвержденияв составе каждой группы и выбрать одно,которое в наибольшей степени соответствуетВашему мнению о руководителе.

Отметьтевыбранное утверждение на опросном листезнаком «+» под соответствующей буквой.

Если Вы оцениваете одновременнодвух руководителей или более, сравнитеих между собой по приведенным тремутверждениям, выбрав по одному изутверждений, характеризующих каждогоруководителя (или одно утверждение,характеризующее двух или болееруководителей), и отметьте Ваше мнениео каждом на опросном листе разнымизнаками: 0;+;–. Не пишите на опроснике. Ставьтеотметки только на листе ответов!».

Текст опросника

абв
1.Центральное руководство требует, чтобы о всехделах докладывали именно ему.Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2.Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.Приказывает так, что хочется выполнить.Приказывать не умеет.
3.Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4.Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.В работе не заинтересован, подходит к делу формально.Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
5.Наверно, он консервативен, так как боится нового.Инициатива подчиненных руководителем не принимается.Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
6.На критику руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней.Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.Ответственность распределяет между собой и подчиненными.Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
8.Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9.Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10.Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11.В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12.Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
13.Пожалуй, он не очень требовательный человек.Он требователен, но одновременно и справедлив.О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.Контролирует работу от случая к случаю.
15.Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.Часто делает подчиненным замечания, выговоры.Не может влиять на дисциплину.
16.В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.С руководителем работать интересно.Подчиненные предоставлены сами себе.
Опросный листОценивает(ют)ся:
1. а б в9. а б в
2. а б в10. а б в
3. а б в11. а б в
4. а б в12. а б в
5. а б в13. а б в
6, а б в14. а б в
7. а б в15. а б в
8. а б в16. а б в

Интерпретация

Директивныйкомпонент — Д

Ориентацияна собственное мнение и оценки, стремлениек власти, уверенность в себе, склонностьк жесткой формальной дисциплине, большаядистанция с подчиненными, нежеланиепризнавать свои ошибки, игнорированиеинициативы, творческой активностилюдей, единоличное принятие решений,контроль за действиями подчиненных.

Попустительскийкомпонент (пассивногоневмешательства) —П.

Снисходительностьк работникам, отсутствие требовательностии строгойдисциплины, контроля, либеральность,панибратство с подчиненными, склонностьперекладывать ответственность в принятиирешений.

Коллегиальныйкомпонент — К

Требовательностьи контроль сочетаются с инициативными творческим подходом к выполняемойработе и сознательным соблюдениемдисциплины, стремление делегироватьполномочия и разделить ответственность,демократичность в принятии решения.

Ключ

абвабв
1дкп9дкп
2дкп10кпд
3кпд11пдк
4дпк12дкп
5пдк13пкд
6кдп14кдп
7пкд15кдп
8кпд16дкп

Применениеметодики не требует индивидуальноготестирования. Возможно использованиев батарее тестов, особенно эффективноиспользование его вместе с социометриейв целях оптимизации социально-психологическогоклимата в коллективе.

Источник: https://studfile.net/preview/1741418/page:44/

Тест «Стиль руководства коллективом» Методика определения

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П.

Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социальнопсихологического климата в коллективе.

Инструкция

«Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в.

Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям.

Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

  • 1.
  • • Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
  • • Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
  • • Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
  • 2.
  • • Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
  • • Приказывает так, что хочется выполнить.
  • • Приказывать не умеет.
  • 3.
  • • Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
  • • Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
  • • Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
  • 4.
  • • Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
  • • В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
  • • Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
  • 5.
  • • Наверно, он консервативен, так как боится нового.
  • • Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
  • • Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
  • 6.
  • • На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к

ней.

  • • Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
  • • Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
  • 7.
  • • Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
  • • Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
  • • Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
  • 8.
  • • Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
  • • Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
  • • Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
  • 9.
  • • Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
  • • Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
  • • Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
  • 10.
  • • Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
  • • В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
  • • По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
  • 11.
  • • В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
  • • В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
  • • Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
  • 12.
  • • Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
  • • Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
  • • Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
  • 13.
  • • Пожалуй, он не очень требовательный человек.
  • • Он требователен, но одновременно и справедлив.
  • • О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
  • 14.
  • • Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
  • • Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
  • • Контролирует работу от случая к случаю.
  • 15.
  • • Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
  • • Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
  • • Не может влиять на дисциплину.
  • 16.
  • • В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
  • • С руководителем работать интересно.
  • • Подчиненные предоставлены самим себе.

Ключ к тесту:

ОПРОСНЫЙ лист
Оценивает(ют)ся
1.а б в9.а б в
2.а б в10.а б в
3.а б в11.а б в
4.а б в12.а б в
5.а б в13.а б в
6.а б в14.а б в
7.а б в15.а б в
8.а б в16.а б в
абвабв
1дкп9дкп
2дкп10кпд
3кпд11пдк
4дпк12дкп
5пдк13пкд
6кдп14кдп
7пкд15кдп
8кпд16дкп

Интерпретация

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ — Д, ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ — П, снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ — К, требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Источник: https://bstudy.net/605515/ekonomika/test_stil_rukovodstva_kollektivom_metodika_opredeleniya

Реферат: Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П.

(В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)

Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в.

Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям.

Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.

б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

б. Приказывает так, что хочется выполнить.

в. Приказывать не умеет.

а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.

в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.

б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.

в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.

в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.

а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.

а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.

б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

в. Контролирует работу от случая к случаю.

а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.

б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.

в. Не может влиять на дисциплину.

а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.

б. С руководителем работать интересно.

в. Подчиненные предоставлены самим себе.

Ключ№ а б в

1 д к п

2 д к п

3 к п д

4 д п к

5 п д к

6 к д п

7 п к д

8 к п д

9 д к п

10 к п д

11 п д к

12 д к п

13 п к д

14 к д п

15 к д п

16 д к п

Интерпретация:

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

Директивный компонент – Д

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент – П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-285910.html

Scicenter1
Добавить комментарий