Методика подготовки и проведения зачетов: На первом уроке изучения темы учащимся сообщаются обязательные

Зачёт в школе

Методика подготовки и проведения зачетов:  На первом уроке изучения темы учащимся сообщаются обязательные

        В.И.Синявский. 

  Зачёт в школе. 

  Система контроля знаний учащихся, степени усвоения ими учебного материала в форме проведения зачёта давно и прочно заняла своё место в школе и не является новой ни для учителей, ни для учащихся.

Зачёты проводятся по самым разным предметам, после прохождения какой- либо темы, в конце четверти (триместра), полугодия, перед контрольными или лабораторными работами как получение доступа к их выполнению. В основном различают три формы проведения зачёта: устный, письменный и комбинированный.

Рассмотрим некоторые аспекты подготовки учителя и учащихся к зачёту, методам его проведения.

  Планируя свою работу на четверть, полугодие, год учитель руководствуется, как правило, примерным поурочным планированием, опубликованным в методической литературе, и вправе изменять количество часов на изучение той или иной темы, в зависимости от степени усвоения изучаемого материала применительно к каждомуконкретному классу. Разброс в индивидуальном усвоении учениками класса корректируется системой поддерживающих и стимулирующих занятий. Внося в свой план работы проведение зачёта учителю необходимо ответить себе на вопросы:

  • Для чего зачёт именно здесь и тогда? – Цели зачёта.
  • Как и где я буду его проводить? – Форма проведения.
  • Что он даст в первую очередь ученикам, что он даст мне? – Задачи зачёта.
  • Как я использую полученные результаты в дальнейшей работе? – Корректировка планирования общей и индивидуальной работы.

Если проведение зачётов у учителя не является эпизодическим, спонтанным, то к их проведению ученики довольно быстро привыкают и, как правило, имеют возможность и желание хорошо к ним подготовиться, а для учителя могут служить одним из инструментов мониторинга усвоения программы.

Проводя мониторинг на постоянной основе (а иначе это уже не мониторинг – а «инспекторская» проверка) по классам одной параллели, возможно по каждому ученику, в зависимости от учебной нагрузки, умения и возможностей использования компьютерных технологий,  других составляющих элементов работы, у учителя появляется возможность видения и анализа степени усвоения учебной программы, поиска причин низких результатов и, наоборот, успехов не на интуитивно – эмоциональной основе и даже не на основе 10 –20 летнего опыта работы, а на основе конкретных цифр, выраженных в  баллах, в процентах, в кривых линиях графиков, в любых удобных конкретно для этого учителя диаграммах, позволяет на основе научного анализа внести коррективы, поправки в свою методику преподавания и обосновать не случайность своих успехов.

  Понятно, что такие диаграммы учитель может составлять по самым различным категориям вопросов, вплоть до мониторинга каждого конкретного ученика по темам, четвертям, предметам и т.д. в зависимости от поставленных вопросов, целей мониторинга, но это тема другой статьи.

  Определившись с тематикой зачётов и сроками их проведения, учителю необходимо сообщить ученикам когда (ориентировочно), по каким темам, в какой форме будут проведены зачёты.

Эта информация будет ориентировать школьников на важность выносимых на зачёт тем, будет побуждать у них желание более осознанного восприятия, стимулирует на постановку вопросов перед собой, перед учителем, на обмен информацией с одноклассниками и друзьями, учащимися этой же параллели, поставит перед ними конкретную задачу: подготовиться к зачёту так, что–бы, по крайней мере, быть не хуже всех в классе, что особенно болезненно воспринимается в подростковом и юношеском возрасте. 

  Целями зачёта могут быть:

  • Изучение уровня усвоения учащимися параллели, класса, каждым школьником изученной темы либо блока тем, умение применять теоретические знания в практическом приложении.
  • Выявление плохо усвоенных вопросов, свойственных классу, параллели в целом, конкретному ученику для корректировки дальнейшей общей и индивидуальной работы, разработки рекомендаций для самостоятельной работы учеников.
  • Определение круга школьников усвоивших тематику, вынесенную на зачёт на четвёртом и пятом уровнях для развития и стимулирования, углубления и расширения их знаний, определения участников олимпиадной команды класса, параллели, а в итоге и школы.

  Определяя для себя эти или иные цели, учителю важно помнить о том, что главная цель учителя это не контроль ради контроля и выставления той или иной цифры в журнал и дневник, а в конечном итоге научить (производная от слова «учитель»). А отсюда следует, что зачёт это не итог, не точка после определённого этапа, а запятая перед дальнейшими размышлениями о своей работе.

  Форма проведения зачёта зависит от поставленных целей, от круга вынесенных на зачёт вопросов 

Устный  зачёт   Перед началом изучения темы (тематический зачёт), в начале четверти (зачёт  по блоку тем) до учащихся доводится  перечень вопросов,  выносимых на зачёт, сообщается форма проведения зачёта. Вопросы готовятся либо учителем самостоятельно с привлечением материалов методической литературы, либо определены в учебнике, как правило, после каждой темы. В первом случае их необходимо дать под запись (неразумная трата учебного времени) или, что более целесообразно, в распечатанном виде; во втором случае указывается страница учебника, обсуждаются и, при необходимости, вносятся коррективы. К перечню вопросов необходимо вернуться и непосредственно перед зачётом на предшествующем уроке – консультации или на дополнительных занятиях. Зачёт проводится путём индивидуального собеседования с каждым учеником либо по всем вопросам, либо на определённое тем или иным способом их количество, что зависит от объёма вынесенного на зачёт материала. Вопросы выбираются случайным образом (знакомые всем билеты) или определяются учителем применительно к индивидуальности каждого ученика. Целесообразно разбить класс на несколько подгрупп и для каждой определить время зачёта. Устный зачёт  даёт возможность убедиться, насколько  полно, последовательно, глубоко и осмысленно усвоил ученик материал, как он работал над учебным материалом, отрывочны или систематизированны его знания.

 

    • Задания типа «закончить предложение» -диктовка учителем или при помощи аудиоаппаратуры начала формулировки,                     а учащиеся её заканчивают в письменном варианте.
    • Задания: « записать определения, формулы, теоремы, события по датам или наоборот, правила, законы и т. д.» — даются, как правило, на определённое небольшое (10 – 15 минут) количество времени. Проводятся как одна из форм промежуточного контроля усвоения знаний. Постоянная практика таких мини зачетов по небольшой части учебного материала не даёт ученикам «расслабиться» после получения текущей отметки («больше на ближайших уроках не вызовут»), помогает отследить уровень усвоения темы каждым учеником и вовремя отреагировать на критическую ситуацию, способствует увеличению накопляемости что в свою очередь, повышает объективность итоговой оценки знаний.
    • Зачёт по практикуму решения задач – учащимся раздаются на карточках типичные, «базовые» задачи (ситуации, вопросы, схемы, алгоритмы, словарные слова с пропущенными буквами или целые предложения, основные теоремы и т.д.) умение решать или доказывать которые, является необходимым условием дальнейшего движения вперёд по пути изучения программы.
    • Тестирование – очень популярный в последнее время способ, как контроля знаний, так и определения их уровня.

 

       Комбинированный      зачёт      Сочетание устного и письменного  зачётов в различных пропорциях. Ученик в индивидуальной беседе с учителем объясняет решение, обосновывает ответы сделанных письменных заданий или отвечает по поставленным вопросам теории предмета. Сочетание письменный   —     устный или устный     —    письменный зависит от того, что учитель хочет проверить на этом зачёте, от поставленных целей и определённых им задач. Такой мини – экзамен как никакой другой позволяет установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, глубину понимания учебного материала, владение доказательной базой, литературным языком, научными терминами. При собеседовании необходима постановка вопросов требующих активной мыслительной деятельности, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. Если на первых зачётах, как показывает практика, ученик может вести себя скованно, то на последующих, оценив созданную учителем психологически доброжелательную, доверительную, спокойную атмосферу зачёта, поняв, что учитель ставит перед собой задачу не поставить отметку похуже, а помочь в получении знаний и более осознанном их усвоении, помочь ученику раскрыть свой творческий потенциал – учащиеся отвечают более уверенно, спокойно, приводя порой неожиданные, нестандартные ответы, решения, гипотезы.     Сочетание теоретической и практической частей зачёта выявляет степень, уровень усвоения и владения всеми гранями изучаемого предмета

 

  Одним из методов проведения устного или комбинированного зачёта является проведение «Общественного смотра знаний». Это учебно — методическое мероприятие целесообразно и уместно при проведении предметной недели, при подведении итогов каких – либо этапов.

Для проведения  такого зачёта привлекаются учащиеся классов разных параллелей и учащиеся старших классов, после определённого этапа повторения ранее изученного учебного материала и осмысления его уже с более высоких позиций, подготовки в практическом плане, принимают зачёт по определённой теме (темам ) у своих младших товарищей по школе. Если учащиеся младшей параллели сдают зачёт все, то право принимать зачёт и оценивать знания (по чётко разработанным критериям ) получают не все, а наиболее подготовившиеся старшеклассники, что тоже может служить способом стимулирования, оценивания повторения, методом поощрения,  признания и повышения авторитета старшеклассника. К приёму зачёта по заданным темам готовятся все учащиеся параллели классов определённых как кандидаты в помощники учителя. Они при этом повторяют ранее пройденный материал, восполняют когда — то сделанные пробелы в знаниях по той или иной причине, задают ранее не заданные вопросы. Предоставленное право опросить ученика младшей параллели воспитывает ответственность за свои знания и умения и никому не хочется услышать во время приёма зачёта: «Да ты сам не знаешь, а меня спрашиваешь!» Труд не получивших права приёма зачёта тоже не напрасен, согласно известной поговорке, и не помешает при подготовке к своим экзаменам. К приёму зачёта могут быть привлечены учителя школы, родители и т.д. Проходит он в просторном, торжественно оформленном помещении, с приглашением родителей, дедушек и бабушек, получивших возможность послушать  ответ своего сына, дочери, внука или любимой внучки и сравнить с ответами других детей. Надо ли говорить, как ответственно будут готовиться к такому зачёту сдающие его ученики? Их знания и умения выносятся на ОБЩЕСТВЕННЫЙ  СМОТР. 

  Разработка плана проведения такого зачёта – поле творчества как для одного учителя, так и для методического объединения с привлечением  педагога-организатора, заместителя директора по учебной работе, заместителя по воспитательной работе, психолога (создание условий и атмосферы комфорта и успеха), социального педагога (чей папа обязательно должен порадоваться успехам сына и может это нужно больше папе для восстановления нормальных отношений в семье), так модных в последнее время спонсоров (поощрение и не только моральное лучших).

Источник: https://www.turboreferat.ru/pedagogy/zachjot-v-shkole/237794-1202543-page1.html

Методика проведения зачетного урока

Методика подготовки и проведения зачетов:  На первом уроке изучения темы учащимся сообщаются обязательные

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет.

Зачет — это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки [1].

С помощью зачетов проверяется овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим, их можно разделить на тематические и текущие [10].

Тематические зачеты проводят в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Учитель заранее определяет задания для тематического зачетного урока, которые включает теоретический и практический материал, продумывает этапы урока и их количество, занимательный материал.

Зачетный урок такого типа состоит из нескольких этапов:

1 этап — проведение словарного диктанта, где учащимся предлагается написать под диктовку 10-15 слов, после чего работа каждого ученика будет оценена учителем;

2 этап — математический диктант, который может включать задания разного характера: знание математических формул, определений, нумерации, сравнение чисел, знание математических операции между числами и нахождение их значения;

3 этап — мини-экзамен, где вначале дается инструктаж учителя о его проведении, затем дети получают билеты, которые содержат один теоретический вопрос, подготовка к которому занимает время в течение 1-7 минут, а затем отвечают на вопрос билета учителю или ученику-экзаменатору;

4 этап — письмена работа, включающая тесты, контрольную работу, решение задач и примеров, заданий занимательного характера в виде викторины, решения кроссвордов.

Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения по небольшим, законченным темам. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется проводить целый урок [10].

Структура урока-зачета:

1 этап — опрос по определениям 10-15 минут.

2 этап — решение контрольной работы или теста.

Оба вида зачета можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется.

Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к обязательным.

В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачете [10].

Структура урока-зачета, прежде всего должна соответствовать логике процесса обобщения и систематизации знаний, в котором предполагается следующая последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся понятий, их категории и систем, от них к усвоению все более сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной науки. Этой последовательности должны соответствовать основные звенья урока данного типа [26].

Возникает очень много трудностей в подготовке и проведении зачетных уроков:

— необходимо проверить теоретические знания: определения, формулы, алгоритмы, теоремы и т.д. В тоже время необходимо оценить уровень практических умений работы, следовательно, зачетный урок может занимать 1 или 2 часа;

— проблема любого контроля знаний: подсказки и списывание. Поэтому традиционные два варианта заданий на письменной или практической работе заставляют задуматься об адекватности оценки знаний и умений;

— еще одна проблема заключается в том, что учитель не сможет принять теорию сразу у всех детей, поэтому на практике привлекала студентов, а на уроках можно воспользоваться помощью учеников старших классов, они повторяют тему в целом на более высоком уровне по сравнению с предыдущим годом и после повторения могут принимать теорию у учеников или принимают ученики, которые сдали теорию быстрее всех. Приходиться учить детей общению на зачете, воспитывать уважение младших к старшим, доброжелательное, но требовательное отношение старших к младшим;

— каждый ученик индивидуален, с собственной психологией, развитием, отношением к учебной работе, знаниями, умениями, к каждому надо подобрать свой «ключик», чтобы полнее и глубже выявить знания, умения, научить конструировать ответ;

— скорость работы учеников разная, поэтому перед зачетным уроком нужно продумать дополнительный материал, а также нужно продумать систему оценивания и пересдачу зачетного урока.

Структура урока-зачета. Одной из наиболее сложных для учителей задач является четкое определение рациональной структуры и методики урока-зачета [19].

Этот урок может отличаться по структуре и методике в зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и производственного окружения, педагогического опыта, подготовки учащихся.

Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы итоговых зачетов (3-4 в год). Разрабатывая урок-зачет следует придерживаться следующего плана.

Этапы подготовки и проведения урока-зачета:

1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.

2. Проведение урока-зачета.

3. Подведение итогов и внесение корректив.

1 этап — предварительная подготовка.

Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:

— понимание, запоминание, воспроизведение материала;

— применение знаний и умений в знакомой ситуации;

— применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики ранее не разбирались.

2 этап- проведение зачета.

В свою очередь зачетный урок должен идти поэтапно:

1. Организационный момент. В это время идет приветствие учителя, настрой на работу учащихся. Учитель отвечает на возникшие вопросы, озвучивается инструктаж проведения зачета.

2. Выполнение работы. Можно использовать различные формы проведения зачета: письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д. и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся.

3 этап — подведение итогов.

Обычно за зачетный урок ставят две оценки: за практическую и теоретическую при выставлении оценок успеваемости руководствуются утвержденными органами народного образования нормами оценок (приложение 2), но оценка может состоять из полученных ребятами баллов при решении и ответе, которые в свою очередь суммируются, и выставляется оценка [8].

Большое внимание уделяется анализу результатов зачета. В результате устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями, какие пробелы и недочеты следует устранить.

Применение этой системы убеждает в том, что через зачет должны пройти все школьники, так как:

— проверка знаний есть форма контроля учебной работы учащегося. Проверяются организация и методика его домашней самостоятельной работы, качество знаний и умений по заданному и уже пройденному материалу, или иначе, качество усвоения программы;

— проверка знаний есть форма закрепления, обязательное участие в зачете делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков;

— проверка знаний есть форма воспитания у учащихся навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, вооружения методикой такого воспроизведения. И тем лучше организован опрос, тем больше оснований надеяться, что учащиеся научаться отвечать так, как требуется.

— результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, поэтому освобождение от зачета повлечет за собой неравные условия для учащихся;

— проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на их внимание;

— сильные ученики, уверенно владеющие опорными знаниями, быстро выполняют обязательный уровень и имеют возможность проявить себя в решении более сложных заданий и получить повышенную оценку.

Данные рекомендации помогут при подготовке урока-зачета, если учитель предусмотрит все трудности подготовки, то урок даст высокий результат учащихся.

Для того чтобы эффективно оценить знания, умения и навыки учащихся нужно использовать различные методы проверки в целостности в виде зачетных уроков.

Рассмотрев виды контроля входившие в зачетный урок, а также методику проведения, можно составить систему зачетных уроков по алгебре 8 класса.

В следующей главе будет проведен эксперимент целью которого является: выявить зависимость качества образования от зачетной формы контроля знаний на уроках алгебры в 8 классе.

Учителя школ используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы.

Устная проверка: развивает математическую речь, учащиеся учатся выражать свои мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся, не фиксируется проверка, а письменной проверкой за небольшое количество времени мы можем проверить знания всех учащихся, также фиксируется проверка и результаты, но не развиваем математическую речь и учащиеся не учатся выражать свои мысли. Поэтому проверку знаний эффективнее проводить в виде зачетных уроков. В ходе работы было проведено анкетирование учителей математики (приложение 3):

1. Вековшинина О.В. — учитель математики высшей категории лицея №1 г. Кунгура, стаж работы 22 года, окончила Пермский педагогический институт. Ведет алгебру, геометрию, внеклассную математику с 6-9 класс, работает по традиционной системе с углубленной подготовкой математики по учебнику Мордковича А.Г. и Атанасяна.

2. Соловьева Н.А. — учитель математики первой категории Уинской общеобразовательной школы, окончила Пермский педагогический институт. Ведет математику в 5-6 классах, алгебру, геометрию 7-9 класс, работает по традиционной системе, в своей работе использует различную методическую литературу, а также с мультимедийными средствами.

3. Воронкова Н.И. — учитель математики первой категории школы №10 г. Кунгура, окончила Пермский педагогический институт. Преподает математику в 5 классах и алгебру с геометрией в 8 классах, работает по традиционной системе, используя учебники Мордковича А.Г. и Виленкина.

4. Гедровец Ж.Н. — учитель математики первой категории школы №16 г. Кунгура, окончила Пермский пелагогический институт. Ведет математику в 5-6 классах, а также алгебру с геометрией с 7-11 класс. Работает по учебнику Виленкина, Мордковича А.Г. и Атанасяна.

Цель анкеты состояла в том, чтобы узнать:

— какими методами пользуются учителя при проверке знаний, умений учащихся;

— пользуются или нет зачетной системой при проверке знаний, умений учащихся;

— как относятся к урокам такого типа;

— что видят положительного и отрицательного в этих уроках;

— какие новые методы проверки известны;

После анализа анкет было выявлено:

— учителя считают, что контроль знаний является частью процесса обучения. Контроль повышает качество знаний, их систематизацию, создает основу для стимулирования деятельности учащихся;

— к урокам такого типа относятся положительно, так как в зачетную систему входят различные методы контроля и за один или два урока можно проверить теорию и практику. Уроки такого типа развивают: математическую речь, память, внимание, мышление;

— зачетной системой пользуются мало, так как возникает много трудностей при подготовке уроков такого типа, а полной методики в литературе не встречали.

Анализ анкетирования показал необходимость разработки зачетных уроков по алгебре за курс 8 класса, так как при проведении уроков такого типа идет комплексная проверка знаний, то есть включаются несколько методов контроля, а также повышается качество знаний учащихся.

Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач по данной теме была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:

1 этап: Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить качество знаний 8а и 8б класса лицея №1 г. Кунгура. По темам: «Алгебраические дроби», «Квадратичная функция», «Квадратные уравнения», «Действительные числа».

2 этап: Формирующий эксперимент.

Цель: разработать, провести и апробировать зачетные уроки в 8а классе.

3 этап: Контрольный эксперимент.

Цель: выявить уровень знаний в 8а классе, в котором проходили зачетные уроки и в 8б классе, который работал с практической частью зачетного урока.

Исследование проходило на базе лицея №1 г. Кунгура. Были взяты два класса: 8а-экспериментальный, учитель математики высшей категории Вековшинина Ольга Вячеславовна и 8б-контрольный, учитель математики высшей категории Горбунова Надежда Сергеевна.

Характеристика экспериментального 8а класса.

Уроки алгебры и геометрии в данном классе преподает Вековшинина О.В., обучаются 27 человек: 15 мальчиков и 12 девочек. Класс занимается по традиционной программе с углубленным изучением математики. Данный класс спокойный, трудолюбивый, отзывчивый, старательный, много различных наград в спортивных мероприятиях, интеллектуальных играх, внешкольных конкурсах.

На уроках активно обсуждают новую тему, решение заданий, особенно отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (Герасимов, Еремин, Сафонов, Мичкова, Окунева). Класс занимается по учебнику Мордковича А.Г., в который входят учебник и задачник. Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются, лекции ведутся в отдельных тетрадях.

Характеристика контрольного класса.

Уроки алгебры в данном классе преподает Горбунова Н.С., обучаются 27 человек: 14 мальчиков и 13 девочек. Класс занимается по традиционной программе с углубленным изучением математики.

Данный класс отличается от других невнимательностью на уроках, но активностью в школьных мероприятиях. Занимаются по учебнику Мордковича А.Г., в который входят учебник и задачник. На уроках отличаются особой активностью (Борисова, Еремин, Мальгин).

Систематически проходит занимательная математика, которая идет по учебному плану в обязательном порядке.

Проанализировав учебный план по алгебре 8 класса, учащиеся к концу учебного года должны:

Знать:

— тему: «Алгебраические дроби», то есть основные понятия, свойства алгебраических дробей, правила;

— тему: «Квадратичная функция», то есть свойства функции, определение функции, графики функций;

— тему: «Квадратные уравнения», то есть основные понятия, алгоритмы, формулы, теоремы;

— тему: «Действительные числа», то есть основные понятия, математическую символику, тождества.

Уметь:

— составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

— выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

— применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

— решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения;

— решать текстовые задачи алгебраическим методом, а также решение задач, приводящих к квадратным и простейшим рациональным уравнениям;

— находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком;

— определять свойства функции по ее графику, применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.

Понимать:

— существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;

— существо понятия алгоритма, примеры алгоритмов;

— как используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения для решения математических и практических задач;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Эксперимент заключался в том, что при проведении зачетных уроков в одном из классов, а именно в 8а лицея №1, улучшается рейтинг успеваемости, идет лучше подготовка к экзаменам, так как урок несет несколько функций:

— готовим учащихся к сдаче экзамена в конце учебного года (приложение 4);

— развиваем математическую речь, память, внимание;

— готовим детей к сдаче ЕГЭ.

Источник: https://studbooks.net/1976861/pedagogika/metodika_provedeniya_zachetnogo_uroka

Методика подготовки и проведения зачета в школе

Методика подготовки и проведения зачетов:  На первом уроке изучения темы учащимся сообщаются обязательные

Информацию предоставила Н. С. Венглинская,

методист МКОУДО «ИМЦ»,

по материалам статьи В. И. Синявского

(журнал «Педагогическая мастерская. Всё для учителя!» № 5 2013 г.)

Зачет как система контроля знаний учащихся не является новой ни для учителей, ни для учащихся. Тем не менее в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации зачёт как форма промежуточного контроля знаний приобретает актуальное значение, поскольку зачёт позволяет учителю провести мониторинг как пробелов учащихся, так и их успешного усвоения пройденного материала.

Данные методические рекомендации адресуются учителям всех предметов основной и средней школы.

Итак,

Зачёты проводят:

— по самым разным предметам;

— после прохождения какой- либо темы;

— в конце четверти/триместра/полугодия;

— перед контрольными или лабораторными  работами как получение доступа к их     выполнению.

Различают 3 формы проведения зачета:

— устный;

— письменный;

— комбинированный

Остановимся на вопросах подготовки и проведения зачётов.

Внося в свой план работы проведение зачёта, учителю необходимо ответить себе на вопросы:

  • Для чего нужен этот зачёт именно сейчас? (Так определяются цели зачёта)
  • Как и где я буду его проводить? (Определяется форма проведения)
  • Что он даст ученикам, что он даст мне? (Задачи зачёта)
  • Как я использую результаты в дальнейшей работе? (Корректировка планирования общей и индивидуальной работы)

При систематическом использовании зачётной практики ученики к этой форме быстро привыкают и, как правило, имеют возможность и желание хорошо к ним подготовиться. Для учителя зачёты могут служить одним из инструментов мониторинга усвоения программы, в результате которого педагог имеет материал для анализа степени усвоения учебной программы и причин низких результатов (и наоборот).

Определившись с тематикой зачётов и сроками их проведения, учителю необходимо сообщить когда, по каким темам, в какой форме будут проведены зачёты. Эта информация будет ориентировать школьников на важность выносимых на зачёт тем, будет пробуждать у них желание более осознанного восприятия учебного материала, поставит перед ними конкретную задачу — подготовиться к зачёту.

Целями зачёта могут быть:

  • Изучение уровня усвоения учащимися параллели, класса, каждым школьником изученной темы либо блока тем, умение применять теоретические знания в практическом приложении.
  • Выявление плохо усвоенных вопросов для корректировки дальнейшей общей и индивидуальной работы, разработки рекомендаций для самостоятельной работы учеников.
  • Определение круга школьников, усвоивших тематику, вынесенную на зачёт, для развития и стимулирования, углубления и расширения их знаний, определения участников олимпиадной команды класса, школы.

Обозначив эти цели, учитель должен осознать, что главная цель зачета не контроль ради выставления отметки в журнал или дневник, а определённый этап в учебной деятельности, организованной учителем.

Методика проведения устного зачёта

Перед началом изучения темы (тематический зачёт) или в начале четверти (зачёт по блоку тем) учащимся предлагается перечень вопросов, выносимых на зачёт. Вопросы можно дать под диктовку или в готовом распечатанном виде. К перечню вопросов нужно вернуться и непосредственно перед зачётом на уроке-консультации.

Зачёт проводится путем индивидуального собеседования с каждым учеником либо по всем вопросам, либо на определённое количество тем, что зависит от объема вынесенного на зачёт материала.

Вопросы выбирают случайным образом («билеты») или их определяет учитель применительно к индивидуальности каждого ученика.

Устный зачёт даёт возможность убедиться, насколько полно, последовательно, глубоко и осмысленно ученик усвоил материал, отрывочны или систематизированы его знания.

Методика проведения письменного зачёта

  • Задания типа «Закончить предложение», «Записать определения, формулы, теоремы и т.д.» дают, как правило, на определённое, небольшое (10-15 минут) количество времени. Проводят как одну из форм промежуточного контроля усвоения знаний. Постоянная практика таких мини-зачётов по небольшой части учебного материала не даёт ученикам «расслабиться» после получения текущей отметки, помогает отследить уровень усвоения темы каждым учеником и вовремя отреагировать на критическую ситуацию, способствует увеличению накопляемости повышает объективность итоговой оценки знаний.
  • Зачёт по практикуму: учащимся раздают на карточках типичные задачи (ситуации, вопросы, схемы, алгоритмы, словарные слова с пропущенными буквами или целые предложения), умение доказывать которые является необходимым условием дальнейшего движения вперёд по пути изучения программы.
  • Тестирование — очень популярный способ контроля знаний и определения их уровня.

Методика проведения комбинированного зачёта

  • Комбинированный зачёт — это сочетание устного и письменного зачёта в разных пропорциях. Ученик в индивидуальной беседе с учителем объясняет своё решение, обосновывает ответы сделанных письменных заданий или отвечает на поставленные вопросы по теории предмета. Такой мини-экзамен позволяет установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, глубину понимания учебного материала, владение доказательной базой, литературным языком, научными терминами. При собеседовании необходима постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.
  • Общественный смотр знаний — один из видов комбинированного зачёта. Это учебно-методическое мероприятие целесообразно проводить на предметной неделе, при подведении каких-либо итогов. Методика проведения такого зачета состоит в следующем: учащиеся старших классов – наиболее продвинутые, хорошо подготовившиеся — после этапа повторения пройденного ранее материала и с учетом осмысления его уже с более высоких позиций, подготовки в практическом плане принимают зачёт по определённым темам у своих младших товарищей. Этот прием служит также способом стимулирования, оценивания, повторения, поощрения, признания и повышения авторитета старшеклассника. Они повторяют ранее пройденный материал, восполняют пробелы в знаниях по той или иной причине, задают ранее не звучавшие вопросы. Предоставленное право опросить ученика младшей параллели воспитывает ответственность за свои знания и умения, поскольку в глазах младших учеников никому не хочется быть незнающим. К приёму зачета могут быть привлечены учителя школы, родители и т.д. Проходит он в просторном, торжественно оформленном помещении. Ученики к такому зачёту готовятся ответственно, потому как их знания и умения выносятся на общественный смотр!

Источник: http://www.imc-new.com/teaching-potential/58-metodrecommend/633-2014-04-30-08-20-45

3. Методика проведения зачета

Методика подготовки и проведения зачетов:  На первом уроке изучения темы учащимся сообщаются обязательные

3. Методика проведения зачета.

На зачете проверяются знания студентов. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить, из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебного предмета. На зачет необходимо выносить следующее:

  • · материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;
  • · фактический материал, составляющий основу предмета;
  • · решение психологических задач, ситуаций, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;
  • · задания и вопросы, требующие от учащихся навыков самостоятельной работы, умений работать с учебником, пособием и т. д[1].

Принимая зачеты, преподаватель получает информацию не только о качестве знаний отдельных учащихся, но и о том, как усвоен материал группы в целом.

Важно выяснить, какие вопросы усвоены студентами, над, чем следует дополнительно поработать, какими умениями студенты пока не смогли овладеть.

Поэтому отбираются вопросы, которые в совокупности охватывают все основное содержание зачетного раздела, при решении которых, можно видеть, как учащиеся овладели всеми умениями, запланированными при изучении данного зачетного раздела.

Виды зачетов

В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:

а) письменный зачет;

б) устный зачет;

в) комбинированный зачет.

Письменный зачет должен удовлетворять требованиям:

1. Психологические задачи и ситуации должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме.

2. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь 4-6 вариантов заданий).

3. Задания должны быть рассчитаны на студентов со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Критерий оценки зависит от набора заданий, которые выполняются студентом, и от их количества.

4. Вопросы теоретического характера, например, (психодиагностика как наука о разработке и использовании методик оценки свойств, состоянии и уровня психического развития. Изучение динамики возрастного развития, выявление индивидуальных различий, определение одаренности.

Требования валидности, надежности и точности. Морально-этические требования к психодиагностическому исследованию. Теоретические и практические вопросы психодиагностики в школе.

Психодиагностирование способностей, познавательного развития, личностного развития и межличностных отношений).

Устный зачет целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты.

Комбинированный зачет наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением психологичесих задач и ситуаций.

Типы комбинированного зачета[2]:

1) устно-письменный зачет;

2) устно-практический зачет.

При    проведении   зачета   уровень   подготовки   студента фиксируется  в  зачетной  книжке  словом   «зачет».

   При   проведении дифференцированного  зачета  и  контрольной  работы уровень подготовки студента  оценивается  в  баллах:   5   (отлично),   4   (хорошо),   3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Возможный вариант распределения баллов для итогового контроля в форме «Зачета»[3]:

Оценочная шкала«Зачтено» или «Не зачтено»Не зачтеноЗачтено
Необходимое количество балов по 100 бальной шкале0- 40Свыше 40

Приведем пример структуры билета для проведения зачета по психологии.

ФОРМА СТРУКТУРЫ БИЛЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА

Кафедра
Дисциплина:
БИЛЕТ № 1
Теоретическое задание:
1. .
Тестовые задания:
  1. Задание: найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных

Вопрос:?А)Б)В)Г) 

       2. Задание: вставьте слово, которое по вашему мнению является правильным ответом.< ……………………………………………………………………………………….> — это __________________.
   3.Задание: вставьте слово, которое по вашему мнению является правильным ответом.< ……………………………………………………………………………………….> — это __________________.
   4. Задание: Присвойте номера, позволяющие установить правильную последовательность.< В период с ……….  по ………………… происходили >_______ -_______ -_______ -_______ —
   5. Задание:                          Установите соответствие:XXXXXXXXXXXXXXXXX                         XXXXXXXXXXXXXXXX      1)                                                  А)2)                                                  Б)3)                                                  В)4)                                                  Г)Ответы:1) соответствует _____, 2) соответствует _______, 3) соответствует _______, 4) соответствует ______     
Практическое задание № 1:
Практическое задание № 2:

Проведение зачетов даёт возможность оценить конкретные знания и умения студентов по каждой теме, указать на пробелы, дать возможность их устранить.

Повысилось качество знаний по дисциплине, т. е. учащиеся осознали необходимость не стихийного выполнения задания, а системного, т. к.

от уровня проработки типичных заданий дома, зависит уровень восприятия нового материала на лекции.

Плюс к этому, в процессе самоподготовки всплывают пробелы в знаниях, как наследство от прежних недоработок, которые требуют дополнительной работы дома, а порой и разъяснений со стороны преподавателя.

Самообразование, усидчивость, умение работать со справочной литературой, решать психологические задачи, ситуации, не сдаваться при получении неверного результата, общение с однокурсниками по спорным вопросам, поиск простых неординарных решений – всё это приводит студента к самоутверждению, признанию его способностей коллективом.

В приложении мы приводим список литературы по психологии, по которому, как мы считаем, студенты могут подготовиться к сдаче экзамена или зачета по психологии.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что все сделанные рекомендации имеют смысл только при правильной методике проведения экзаменов и зачетов. В частности, методика проведения экзаменов по психологии должна учитывать специфичность психологических дисциплин, состоящую в том, что в них всегда имеются принципиальные, как правило, трудно преодолимые узловые вопросы.

При различных методах изложения имеющиеся трудности могут перемещаться из одного места в другое.

Поэтому может оказаться, что некоторый вопрос при одном методе излагается довольно сложно, так как именно в этом месте преодолевается одна из упомянутых выше принципиальных трудностей, а при другом методе тот же вопрос излагается просто, поскольку трудность перенесена в другое место.

Будет очень плохо, если студент «изучит» отдельные части пройденного курса по различным источникам, выбирая каждый раз те из них, в которых эти части излагаются проще, но не усвоит внутренней логики изучаемого предмета и, более того, не разберется ни в основных идеях, лежащих в его основе, ни в методах преодоления принципиальных трудностей, ни в важности и полезности полученных в итоге результатов[4]. Поэтому если студент отвечает на экзамене по психологии, используя разные источники, то экзаменатор обязан разобраться, понимает экзаменующийся внутреннюю логическую связь между разными частями курса и владеет ли он основными идеями курса в целом. В противном случае экзамен будет служить лишь поощрением верхоглядству и ловкачеству, вред чего трудно переоценить.

Попутно специально заметим, что если студент во время экзамена не отвечает на какой-либо вопрос или не решает психологическую задачу, то это вовсе не означает, что он не заслуживает отличной оценки и что ему объективно нельзя ее поставить.

Экзаменатор имеет возможность выяснить (и ему следует это сделать), случаен или нет неправильный ответ экзаменующегося и каковы его действительные знания.

Вполне может оказаться, что, несмотря на осечку, студенту можно и нужно поставить «отлично» за экзамен.

Отметим еще недопустимость, к сожалению, достаточно широко распространенного обычая просматривать перед выставлением отметки студенту за экзамен его предыдущие экзаменационные оценки. В этом случае преподаватель сознательно или подсознательно руководствуется при выставлении своей экзаменационной оценки предшествующими.

У некоторых преподавателей существует даже мнение, что оценка, полученная студентом на предыдущем экзамене по данному предмету или близкому к нему, обязательно должна приниматься во внимание при выставлении ему оценки по этому предмету на очередном экзамене: например, после оценки «удовлетворительно» нельзя ставить оценку выше «хорошо».

Это, безусловно, неправильно.

Мы рассмотрели роль и значение экзамена по психологии в учебном процессе. Из всего сказанного явствует, что экзамен действительно является важным средством воспитания и, в частности, учит распознавать добро и зло.

Правильно проведенный экзамен укрепляет веру человека в торжество справедливости, в объективность оценки его деятельности, а неправильно – наоборот, подрывает веру в справедливость и объективность и тем самым подрывает моральные устои.

Правильно проведенный экзамен, успешно сданный студентом, приносит ему большое чувство удовлетворения, ощущение важности и нужности проделанной им работы, сознание того, что его труд был правильно оценен.

Это мобилизует его силы и энергию на преодоление дальнейших трудностей, создает у него объективную уверенность в своих силах.

Очень хорошо, когда студент на экзамене ощущает, что и для преподавателя, который его экзаменует, экзамен является неформальной проверкой его знаний, что преподаватель сознает существенность момента.

Источник: http://www.easyschool.ru/publications/17/71/2

Методика подготовки и проведения уроков

Методика подготовки и проведения зачетов:  На первом уроке изучения темы учащимся сообщаются обязательные

Начинающий преподаватель, какую бы дисциплину он не преподавал, нередко сталкивается с проблемой неправильного распределения времени занятия.

Поэтому распределять время, затрачиваемое на объяснение новой темы, ее закрепление и опрос студентов следует заранее: это позволит избежать нежелательных пауз, а также «скомканных», торопливых объяснений.

Именно поэтому преподаватели со стажем считают, что правильно составить план урока и придерживаться регламента гораздо полезнее, чем ориентироваться исключительно на собственный опыт.

Поурочный план — документ, регламентирующий деятельность на уроке:

• преподавателя — по организации учебного процесса;

• студентов — по овладению знаниями, умениями, и по дисциплине всоответствии с рабочей программой и требованиями ФГОС

Поурочный план составляется преподавателем в соответствии с

Рабочей программой и календарно- тематическим планированием по дисциплине

Основные задачи поурочного плана:

• определение места урока в изучаемой теме;

• определение цели урока;

• отбор содержания урока в соответствии с ФГОС

• группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

• отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности студентов, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

• формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессионального модуля

Разработка поурочного плана

Основными компонентами поурочного плана являются:

• целевой: постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

• содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;

• технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

• контрольно-оценочный: использование оценки деятельности студента науроке для стимулирования его активности и развития познавательногоинтереса;

Определение цели на каждый урок обязательно.

Этапы планирования урока:

• определение типа урока, разработка его структуры;

• отбор оптимального содержания учебного материала урока;

• выделение главного материала, который студент должен понять и запомнитьна уроке;

• подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии стипом урока и каждым отдельным его этапом;

• выбор форм организации деятельности студентов на уроке,

форморганизации и оптимального объема их самостоятельной работы;

• организация контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины (модуля);

• определение форм и объема домашнего задания;

• продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

• оформление поурочного плана;

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное

проведениепланируемого урока:

• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей студентов, уровня их знаний, а также особенностей всей группы в целом;

• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой

ситуации, формирование компетенций, творческий подход к знаниям;

• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;

• определение способов развития познавательного интереса студентов продумывание приемов педагогической техники.

Оформление поурочного плана

Поурочный план содержит:

— название дисциплины;

— тему урока ( должна совпадать с КТП и Рабочей программой);

— цель урока;

— задачи урока;

— тип урока;

— вид урока;

— оборудование, ТСО;

— содержательную часть.

— итог.

Цель урока:

цель урокаодна и выражена именем существительным, задачи — минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда.

цель уроканесколько, выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые «глобальные цели», некий идеал, ориентиры человеческой деятельности (воспитывать сознательного гражданина России).

Задачи— это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.

Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей). При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока: — цель обучения(предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний.

Обучающая цель должна быть максимально конкретной; — цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера; — цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.).

Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать: какая есть проблема? её решение — цель какие причины этой проблемы? их преодоление — задачи. Например, Студенты не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах.

Почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.

Типы уроков:

  1. урок усвоения новых знаний;
  2. урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
  3. урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
  4. урок систематизации и обобщения знаний и умений;
  5. урок контроля знаний и умений;
  6. урок коррекции знаний, умений и навыков;
  7. комбинированный урок;

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений студентов, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний студентов. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка студентов к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у студентов умений и знаний. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Виды учебных занятий

1. Урок

2. Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная)

3. Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)

4. Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная)

5. Тематическая конференция (тематическая, обзорная, заключительная)

6. Лабораторная работа

7. Практическое занятие

8. Консультация

9. Курсовое проектирование

10. Дипломное проектирование

11. Учебная практика

Нетрадиционные формы урока:

  • ролевые игры;
  • урок-путешествие;
  • урок-спектакль;
  • круглый стол или конференция;
  • исполнение сказочного сюжета;
  • урок-состязание;
  • смотр знаний;
  • пресс-конференция;
  • урок фантазирования;
  • урок взаимообучения;
  • урок-игра;
  • урок открытых мыслей;
  • деловая игра;
  • урок-восхождение;
  • урок-зачет;
  • урок-соревнование;
  • урок взаимообучения;
  • урок-диалог;
  • урок-КВН;
  • мозговая атака;
  • урок-викторина;
  • урок-брифинг;
  • игра «Следствие ведут знатоки»;
  • актуальное интервью;
  • аукцион знаний;
  • имитационно-ролевое моделирование;
  • урок-диспут;
  • моделирование мышления учащихся;
  • урок-турнир;
  • ролевая деловая игра;
  • урок-эврика;
  • урок-лекция:
  • игра «Волшебный конверт»;
  • межпредметный интегрированный урок;
  • урок-конкурс;
  • лекция вдвоем;
  • урок творчества;
  • математический хоккей;
  • лекция-провокация;
  • лекция-диалог
  • лекция-конференция.

Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока,названия, последовательность и содержание которых зависит от выбранного типа и вида урока.

Перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Этапы, выбранные преподавателем самостоятельно в зависимости от типа, вида урока.
  3. Рефлексия.

Преподаватель самостоятельно определяет объем содержательной части поурочного плана и форму его оформления. Выбор формы поурочного плана зависит от методической подготовленности педагога, профессионализма и опыта работы. Поурочный план может быть написан

• в форме структурно-логической схемы урока;

• в форме развернутого плана-конспекта;

• в форме полной методической разработки;

• в форме технологической карты.

Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются профессиональные особенности группы, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д.).

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

Дисциплина_______________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________

Методическая(ие) цель(и) урока_______________________________________

Задачи урока_____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Планируемые результаты:

Знать____________________________________________________________

Уметь___________________________________________________________

Тип урока_______________________________________________________

Вид урока_____________________________________________________

Оборудование, ТСО_______________________________________________

Этапы урока

деятельности

Время

Организационный момент

Проверка посещаемости

Проверка готовности кабинета к уроку

Проверка готовности студентов к уроку

Проверка внешнего вида студентов

5 мин

Мотивационный момент

Сообщение темы, цели и задач урока

Создать проблемную ситуацию, необходимую мотивацию

5 мин

Проверка исходного уровня знаний (домашнего задания)

Фронтальный опрос или

Тестирование или

Логический диктант

(опрашивается не менее 30% студентов от присутствующих на уроке)

Изложение нового материала

Составляется план лекции, возможно с применением презентации, наглядных пособий и т.д.

Закрепление нового материала

Выборочный опрос по пройденному материалу или

Выборочная проверка конспектов или

Работа с учебником или раздаточным материалом или

Работа у доски

(заранее составляется перечень вопросов или заданий)

Рефлексия

Уточнение- что было не понятно и есть ли еще вопросы

Спросить у студентов какое впечатление от урока у них осталось.

Подведение итога урока:

Сообщение оценок

Указание на ошибки и достоинства

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Проведение инструктажа по его выполнению

Источник: https://multiurok.ru/blog/mietodika-podghotovki-i-proviedieniia-urokov.html

Scicenter1
Добавить комментарий