Методологическую основу исследования составляют…: Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

Содержание
  1. Введение
  2. Методологическая основа исследования.: Методологическую основу диссертационного исследования составляет
  3. Методология исследования – что это? 10 тезисов
  4. 1. Определяем методологию исследования
  5. 2. Как влияет полнота библиографического исследования на его результат?
  6. 3. Что не следует брать в качестве научной основы исследования?
  7. 4. Так что же можно и нужно брать в качестве научной основы?
  8. 5. Понятийный аппарат, понятие, термин, категория, определение, аксиома, постулат – как примеры теоретической базы исследования
  9. 6. Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?
  10. 7. Что такое эмпирические научные основы?
  11. 8. Что называют теоретическими основами и научно-методическими основами исследования?
  12. 9. Как выбрать методологические основы своего исследования?
  13. 10.Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?
  14. Заключение
  15. Что представляет из себя методологическая основа научного исследования *
  16. Методологическая основа научной работы как часть введения
  17. Формулировка методологической основы в научном исследовании
  18. Методологические основы исследований — Энциклопедия по экономике
  19. Теоретическая база, методологические основы и методы исследования

Введение

Методологическую основу исследования составляют…: Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

Введение – обязательная структурная часть ВКР, располагающаяся перед основной частью.

Во введении должны быть отражены следующие элементы:

1) актуальность темы исследования, ее теоретическая и практическая значимость, постановка проблемы исследования;

2) степень разработанности проблемы;

3) цель и задачи исследования;

4) объект и предмет исследования;

5) нормативно-правовые, эмпирические и теоретические основы исследования;

6) методология исследования;

7) новизна работы;

8) положения, выносимые на защиту;

9) структура работы.

Актуальность темыисследованияобусловлена ее значимостью для науки, практики и законодательства. Данный раздел должен также раскрывать суть проблемной ситуации. Следует избегать представления определений, таблиц, иллюстраций. При необходимости для обоснования актуальности темы целесообразно представить статистические данные.

Степень разработанности проблемы является одним из главных элементов введения, в котором отражено место исследуемой проблемы в системе научных знаний, указывается, есть ли необходимость в ее изучении. Следует перечислить авторов, которые прямо или косвенно рассматривали различные аспекты темы ранее.

Сноска после указания инициалов и фамилий авторов, труды которых были изучены в ходе написания работы, не ставится. Если перечисление получается довольно длинным, то его необходимо сократить, поставив «и др.».

Важно акцентировать внимание на пробелах в области исследования или указать на отсутствие работ по рассматриваемой проблеме.

Следует выделять группы отечественных и зарубежных исследователей, а также сначала кратко характеризовать исследования авторов, занимавшихся изучением проблемы в прошлом, а затем перейти к тем, которые занимаются ей в настоящее время. Раскрытие студентом данного элемента введения отражает его научный кругозор.

Цель исследования – это конкретное описание сути решения проблемы, т.е. для чего проводится научно-практическое исследование. Цель ВКР должна быть сформулирована исходя из ее названия. Для этого к теме исследования необходимо добавить следующие глаголы: «исследовать», «разработать», «проанализировать», «совершенствовать», «оптимизировать» и т.д.

Задачи – это способы достижения цели работы, которые автор ставить перед собой Как правило они вытекают из содержания ВКР и конкретизируют ее цель. Для грамотной формулировки задач следует воспользоваться следующими глаголами: «рассмотреть», «изучить», «выявить», «установить», «обосновать», «раскрыть», «проанализировать» и т.д.

Объектом исследованияпо специальности «Таможенное дело», как правило, является таможенный орган (например, Владимирский таможенный пост, Владимирская таможня, Центральное таможенное управление) или участник ВЭД (например, ЗАО «Ферреро Руссия»), конкретная экономическая система (например, экономика России, отдельная отрасль или сектор экономики), а также общественные отношения в сфере исследования (например, общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля).

Предмет исследования более узок. Под ним принято понимать свойства (аспекты) объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предметом ВКР по специальности «Таможенное дело» является определенный процесс, рассматриваемый на конкретном объекте.

Например, управление цепью поставок на предприятии ООО «БЕКО» или организация таможенного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты таможенных платежей или органы валютного контроля и их деятельность.

Нормативно-правовые основы исследования включают указание нормативных правовых актов РФ и ратифицированных международных актов, которые были использованы автором при написании работы: Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные нормативные акты, акты международного права, нормативные правовые акты иностранных государств.

Например, в тексте работы данный элемент может быть представлен следующим образом:

«Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Конституция РФ, Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.»

Эмпирическая основа исследования можетвключать нератифицированные РФ международные и зарубежные нормативные правовые акты, данные статистики, правоприменительную практику (судебную, таможенную и т.д.), материалы периодической печати. Это база для аналитической части исследования.

Теоретическая основа исследования включает указание на то, что в работе были использованы труды зарубежных и отечественных авторов (правоведов, экономистов, историков и т.д.).

Например,

«Теоретической основой исследования послужили труды в области права, социологии, политологии, экономики известных отечественных и зарубежных авторов:….».

Методологическая база исследования содержит перечисление подходов и методов, которые были использованы автором при решении поставленной проблемы. Методы исследования – это способы познания объективной действительности. (Рисунок 1)

Например,

«Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых…»

Новизна исследования – это один из критериев, определяющих степень дополнения, преобразования, конкретизации научных данных. Автору следует указать, что изучено, рассмотрено, проанализировано впервые.

Новизной может быть:

— преобразование известных данных, их коренное изменение;

— расширение и дополнение известных данных без изменения их сути;

— уточнение, конкретизация известных данных, распространение результатов на новый класс объектов или систем.

Рисунок 1 – Методы научного исследования

Положения, выносимые на защиту, должны содержать перечень тезисов, утверждений, которые будут охарактеризованы при устной защите ВКР.

Например,

«Новизна исследования. В ходе исследования на защиту выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:

1) …;

2) …;

3) …».

Структура работы – это краткое содержание ВКР, описание её структурных элементов. Данный раздел может выглядеть в тексте следующим образом:

«Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и трех приложений».

Общий объем введения должен составлять 3-4 страницы. Лист введения нумеруется страницей 5.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_240692_vvedenie.html

Методологическая основа исследования.: Методологическую основу диссертационного исследования составляет

Методологическую основу исследования составляют…: Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектико-материалистический подход к познанию объективной действительности, взаимосвязи материальных и социальных явлений.

Методы анализа теоретических и эмпирических материалов позволили выделить и систематизировать род и группы должностных преступлений и разработать криминалистические рекомендации по их расследованию.

Метод синтеза использовался для интеграции различных по природе криминалистических знаний, а также в комплексе с методом моделирования применялся для построения и прогнозирования проблемных следственных ситуаций, их разрешения.

В процессе исследования автор обращался к социологическому методу анкетирования сотрудников правоохранительных органов и судей по проблемам расследования указанной категории дел; сравнительно-правовому методу познания при изучении норм уголовного права, уголовного процесса, иных судебных и законодательных норм и их применения в практике расследования должностных преступлений. Структурный метод, направленный на познание и разработку общей методики расследования должностных преступлений, позволил последовательно решить тактические задачи.

Таким образом, в диссертационном исследовании реализован комплексный подход к изучению проблемы. Это дало возможность автору определить дополнительные направления в совершенствовании методов борьбы с должностными преступлениями.

Правовую основу исследования составили положения Конвенций ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности, Конституции РФ, нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, ряда федеральных законов («Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной гражданской службе РФ» «О противодействии коррупции», «О Следственном комитете РФ», «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и др.), иных международных и национальных правовых актов, в том числе подзаконных, относящиеся к вопросам темы диссертации.

Теоретическую основу исследования составили труды в области криминалистики, судебной экспертизы, уголовного и уголовно-процессуального права, оперативно-розыскной деятельности, криминологии, философии, психологии, логики и других наук.

Эмпирическая база исследования представлена систематизированными данными результатов изучения по специально разработанной программе (анкете) 1200 уголовных дел и 720 материалов доследственных проверок в Нижегородской области, в г.

Москве (Главное следственное управление СК России), в Республике Татарстан, в Республике Марий Эл, в Республике Башкортостан; опросов 154 следователей и прокуроров, 140 должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, 110 судей.

По итогам изучения уголовных дел были обобщены показатели, отражающие особенности современной следственной практики по расследованию должностных преступлений.

Эмпирической основой диссертации послужили также статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и МВД РФ по практике расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о должностных преступлениях.

Автор опирался и на собственный многолетний опыт в должности следователя и прокурора (22 года).

Научная новизна исследования определяется тем, что автором была создана концепция выявления и расследования должностных преступлений, в рамках которой сформирован категориальный аппарат исследуемой сферы криминалистической деятельности, смоделированы типичные механизмы совершения должностных преступлений, разработаны теоретические и организационно-методические основы их выявления и расследования и на этой основе сформулированы конкретные рекомендации по повышению эффективности соответствующих видов криминалистической деятельности правоохранительных органов по борьбе с должностными преступлениями.

На защиту выносятся следующие основные положения, отражающие новизну диссертационного исследования:

1. Концепция выявления и расследования должностных преступлений включает в себя следующие направления:

а) разработку единого категориального аппарата, позволяющего однозначно определять терминологию, используемую в процессе расследования рассматриваемых преступлений, и их классификацию;

б) создание типичных моделей механизмов должностных преступлений;

в) унификацию теоретических и организационных основ планирования расследования уголовных дел о должностных преступлениях;

г) выработку системы методических рекомендаций для следственных органов по оптимальным способам выявления и расследования должностных преступлений;

д) формирование эффективного механизма взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, контролирующих и надзирающих органов за деятельностью государственных и муниципальных органов и учреждений;

е) совершенствование тактики доказывания преступлений, совершаемых должностными лицами.

2. Методику расследования должностных преступлений необходимо рассматривать по трем уровням — общему, родовому и частному, каждый из которых несет свою нагрузку и выполняет свои функции по установлению обстоятельств преступления и доказыванию виновности преступника (преступников).

3. Типовая обобщенная криминалистическая характеристика должностных преступлений, предусмотренных ст. 140, ч. 3 ст. 141, ст. 149, 169, 170, ч. 3 ст. 188, ст. 215.

1, 285–287, 289, 290, 292, 293, 299–303, 305, 315 УК РФ, представляет собой целостную криминалистически сходную совокупность преступлений, разделенных по группам и объединенных типовыми, научно обоснованными взаимозависимыми элементами в единую систему.

Такая характеристика позволяет моделировать содержание типичных механизмов и способов совершения отдельных видов преступлений с целью выдвижения версий, определения и планирования основных направлений, задач, средств и методов следственной деятельности, ориентируясь на которые, следственные и оперативные работники могут эффективно реализовывать функции познания и доказывания расследуемых ими уголовных дел.

4. В системе криминалистической характеристики должностных преступлений доминирует коррупционный интерес субъектов, что позволяет выявлять ряд признаков их преступного поведения, устанавливать круг участников преступления, механизм и способы его совершения, определять цели и мотивацию таких правонарушений.

5. Типичная характеристика личности должностного преступника включает в себя два компонента — психологический и функциональный.

В психологический компонент включена личная характеристика должностного лица, доминирование у него коллективных интересов вместе со стремлением к карьерному росту, материальному благополучию и др.

Под функциональным компонентом понимается обладание должностным лицом специальным правовым статусом, определенной правосубъектностью, то есть служебными полномочиями, при осуществлении которых должностное лицо имеет возможность совершать должностные преступления.

6.

В структуре организационно-методических основ расследования должностных преступлений представлена классификация исходных ситуаций, складывающихся на стадии возбуждения уголовного дела, алгоритмы действий по их разрешению и основные направления использования оперативно-розыскной информации при поэтапном установлении события преступления: а) готовящегося; б) совершенного; в) совершающегося.

7. Механизм должностного преступления, включающий активные системные действия лиц по его подготовке, совершению и сокрытию путем использования своих должностных полномочий, направленных на достижение преступного результата; приемы и методы применения определенного объема полномочий в преступных целях.

В зависимости от сложности, масштабности, степени имущественных интересов и иных обстоятельств деяния эти приемы и методы могут быть использованы как при совершении преступлений отдельным субъектом с коррупционным использованием правовых норм, наделяющих его должностными полномочиями, так и в группе с другими должностными лицами.

8. Детерминирующими факторами, прямо или косвенно влияющими на развитие следственных ситуаций, являются особенности обстановки должностной среды и связанные с ней другие объективные и субъективные факторы, а также степень доказанности инкриминируемого деяния, что служит основанием для выдвижения версий, планирования и прогнозирования расследования.

9. Классификация свидетелей по должностным преступлениям представлена в зависимости от характера их отношений с должностным лицом. По этому основанию предлагается разделять свидетелей на следующие категории:

а) совместно работающих с обвиняемым должностным лицом в одном учреждении, в том числе ему подчиненных;

б) зависящих от должностного лица в силу имеющихся у него властных полномочий в отношении неопределенного круга лиц;

в) не работающих с обвиняемым должностным лицом в одном учреждении и в целом не зависящих от его должностных полномочий.

10. Алгоритмы, реализуемые в тактике следственных действий при проведении допросов подозреваемых и обвиняемых должностных лиц, производстве осмотра, обыска и выемки, следственного эксперимента и проверки показаний на месте, а также применения специальных знаний экспертом и специалистом.

11.

Этапами обнаружения противодействующих факторов при расследовании должностных преступлений выступают распознание признаков противодействия, выявление противодействия, диагностирование противодействия, оценка соответствия факторов противодействия уголовно-правовым, административным, дисциплинарным или нравственно-этическим нормам; принятие решения о конкретных правовых и тактических мерах по нейтрализации и преодолению противодействия в процессе предварительного расследования.

12.

Различные виды угроз безопасности участников предварительного расследования необходимо разделить на уровни опасности по аналогии с уровнем установления террористической угрозы: низкий, средний и высокий.

Для каждого из этих уровней рекомендованы конкретные меры безопасности, сгруппированные по следующим направлениям: общепредупредительные, оперативно-розыскные, процессуальные, специальные.

13.

Система действий следователя по установлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, при расследовании должностных деяний включает: 1) выявление конкретных объективных и субъективных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; 2) проверка выявленных обстоятельств; 3) подготовка мер реагирования; 4) применение мер правового (процессуального и непроцессуального) воздействия на обстоятельства, способствующие совершению преступлений; 5) последующий контроль за применением мер воздействия.

14.

Система конкретных мер по предупреждению должностных преступлений в ее процессуальной реализации в ходе предварительного расследования включает в себя следующие этапы следственной деятельности, по мере возможности и необходимости выполняемые на протяжении всего расследования: 1) общепрофилактические мероприятия; 2) специальное реагирование на выявленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений; 3) предоставление информации другим специальным ведомственным и межведомственным, контролирующим и надзирающим органам для принятия мер воздействия; 4) возможности индивидуальной профилактики в отношении должностных лиц; 5) участие в специальных профилактических мероприятиях, проводимых оперативно-розыскными органами и (или) органами прокуратуры; 6) выступление следователя в средствах массовой информации.

Источник: https://jurisprudence.club/ugolovno-protsessualnoe-uchebnik/metodologicheskaya-osnova-issledovaniya-66869.html

Методология исследования – что это? 10 тезисов

Методологическую основу исследования составляют…: Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

Методология исследования – это важный раздел научной работы, в котором раскрывается теоретический базис исследования.

Часто авторы научных статей путают методологию исследования с методами исследования и ошибочно перечисляют преимущества использования различных техник и технологий вместо того, чтобы показать теоретическую основу исследования. Об этом мы вкратце написали в предыдущей статье.

Итак, давайте изучим вопрос детальнее, чтобы разобраться в сути реализации методологии в выполняемом исследовании.

1. Определяем методологию исследования

2. Как повлияет полнота библиографического исследования на его результат?

3. Что не следует брать в качестве научной основы исследования?

4. Так что же можно и нужно брать в качестве научной основы?

5. Понятийный аппарат – как пример теоретической базы исследования

6. Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?

7. Что такое эмпирические научные основы?

8. Что называют теоретическими основами и научно-методическими основами исследования?

9. Как выбрать методологические основы своего исследования?

10. Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?

Заключение

1. Определяем методологию исследования

Прежде чем претендовать на что-то новое и своё в науке необходимо определить методологию собственного исследования. Одной из сложностей в формализации исследования является выбор и конкретизация его теоретической основы. Дело в том, что в современной науке нет фактической возможности разработать новое знание без опоры на уже известное.

В этом и заключается смысл определения теоретической основы исследования. Проще говоря, прежде чем «замахнуться» на формулировку научной новизны собственного научного исследования, нужно проверить, кто уже выполнял исследования в этом вопросе, и на что они опирались.

То есть в науке существует преемственность, которую принято озвучивать в своих исследованиях, чтобы понимать, какая теория предшествовала рождению нового знания.

2. Как влияет полнота библиографического исследования на его результат?

Итак, мы выяснили, что говорить о научной новизне мы можем только по отношению к современному научно-историческому состоянию разработанности указанной проблемы исследования в научном сообществе.

Может оказаться так, что исследователь считает свое «детище» великим открытием, о котором вообще еще никто не знает, и тем самым автор претендует на свое первенство в научном познании.

Всё это сопряжено с поиском того, где и кем подобное уже было описано, и в каких вариациях.

Иначе можно попасть в курьезное положение, при котором это «новое» является новым только для самого исследователя, только потому, что он недостаточно хорошо изучил то, что до него уже сделали другие.

Так было с Циолковским, когда он оформил свою первую научную работу «теория газов» и отправил с попутным грузом в Петербург, в «Русское физико-химическое общество». Работу его изучили, оценили, но публиковать не стали.

И дело было не в том, что оформлена работа была не подобающим образом. Дело было совсем в другом! Все разъяснил Менделеев, с которым Циолковский состоял в переписке.

На самом деле, кинетическая теория газов, которую Циолковский сам разработал, уже отчасти была разработана 25 лет назад.

Поэтому очень важно смотреть, что же указывают в списках литературы предшественники и исследователи, занимающиеся схожей или подобной проблемой. Может быть то, что преподносится как новое, уже давно разработано, и тем более, имеет своих последователей.

3. Что не следует брать в качестве научной основы исследования?

Сведения, которые берутся учеными в качестве научной основы собственного исследования, должны отвечать критериям научного знания. Существует фундаментальная наука, которая дает «пищу» для всех прикладных наук, и это тоже следует учитывать в выполнении научного исследования.

Когда я сама защищала кандидатскую диссертацию в Москве (2008 г.), я проживала с аспиранткой, которая рассказала мне о ситуации, случившейся у её знакомых (начинающих ученых) на предзащите.

Один из присутствующих, когда в докладе была озвучена теоретическая основа, подошел и выхватил доклад из рук, разорвал его, бросил на пол и начал при всех его топтать. Можно себе представить, что докладчик при этом просто впал состояние шока.

Разумеется, с таким финалом предзащита не прошла, и была назначена детальная экспертиза.

Дело в том, что существуют и абсолютно не научные публикации (лженаука), и публикации в научных журналах, которые выполнили интернет-тролли для того, чтобы проверить и снизить репутацию и статус научного журнала. Чего стоит только скандал со статьей «Корчеватель: Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности», опубликованной в 2008 году как результат машинного перевода.

Понятно, что для докладчика и так большой стресс – выступление перед членами диссертационного совета, ведь все они имеют большой авторитет в науке, но использовать свою осведомленность о трудах и заслугах членов комиссии, чтобы «задобрить» их, крайне не рекомендуется. Особенно не следует указывать их труды в качестве «научной основы», если эти работы имеют отдаленное отношение к теме исследования. Все это «шито белыми нитками», и скорее произведет обратный эффект, чем приведет к одобрению вашей научной работы.

4. Так что же можно и нужно брать в качестве научной основы?

Итак, для того, чтобы выбрать научную основу, нужно, чтобы эта основа была «железобетонной». Это не означает «общепризнанной», ибо в науке существуют и революционные открытия, и постоянная оглядка на существующие авторитеты как раз может науку и тормозить. Но очень часто основанием могут являться научные знания, которые включают в себя используемый понятийный аппарат.

Как правило, он уже разработан, и в своих исследованиях ученые так или иначе используют термины и понятия, которые имеют общепринятый смысл в науке. Не лишним является как раз указание, кто именно разработал подобную формулировку, и затем исследователь либо следует этим формулировкам, либо их уточняет в своем исследовании применительно к какой-либо ситуации или проблеме.

То есть следует помнить, что то, что кажется само собой разумеющимся и не вызывает вопросов, возможно когда-то было революционным и уж точно разработано кем-то. А знать своих предшественников в науке – это необходимость для любого ученого.

Это также касается теоретических гипотез и концепций, которые уже были доказаны ранее в чьих-то уже проведенных научных исследованиях. Если что-то уже доказано в науке, то оно уже может быть использовано в качестве научной основы.

Все мы знаем из геометрии о системе исходных допущений, аксиом, постулатов, из которых впоследствии выводятся следствия и теоремы. Подобное движение и происходит в науке, только со временем уже доказанные «теоремы» могут стать основой для дальнейшего исследования, если они пройдут проверку на практике и окажутся достоверным знанием.

5. Понятийный аппарат, понятие, термин, категория, определение, аксиома, постулат – как примеры теоретической базы исследования

Чем отличается понятие от понятийного аппарата? Понятие – это суждение, включающее в себя отличительные признаки изучаемого объекта, в то время как понятийный аппарат – это совокупность не только одних понятий, но и терминов, категорий, определений, аксиом и постулатов, используемых в рамках определенной научной теории.

Термин является «именем», названием определенного понятия в определенной научной области. Откроем словари, для того чтобы уточнить, в каком аспекте можно еще рассматривать понятия. А именно:

1) категория – это основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания;

2) определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения.

Разумеется, все это создавать заново не имеет смысла, хотя и не запрещено. Но как правило, для того, чтобы быть понятыми, исследователи выбирают понятный и общепринятый в научном сообществе язык, лишь уточняя его при необходимости.

6. Можно ли создать что-либо в науке без опоры на теоретические доказательства?

Как правило, любая научная теория проверяется практикой, и строится для того, чтобы дать необходимые и актуальные практические результаты. Конечно, теория может быть и абстрактной, и в то же время в теоретическом конструировании возможно использование некоторых основополагающих пунктов вообще без каких-либо доказательств.

То есть существуют еще два «столпа» научных теорий, которые принимаются в науке на особых положениях, а именно им не требуются доказательств вообще.

Это «аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой они принимаются без доказательства».

И «постулат – принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках».

Можно, конечно, сформулировать и собственные аксиомы, и постулаты, а затем создать на основе этого свою собственную научную теорию. Однако вопрос с доказательствами не будет снят – теория все равно так или иначе проверяется на практике и вам придется доказывать ее состоятельность теми методами, которые общеприняты в науке.

Может оказаться и так, что в каких-то обстоятельствах разработанная вами теория не будет работать.

Поэтому необходимо для каждой теории указать допущения – «предположения, положенные в основу упрощения описания реального объекта (процесса), используемые при исследовании».

И ограничения – «требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании».

7. Что такое эмпирические научные основы?

То есть мы с вами разобрались, что любая научная теория имеет свой базис (теоретические основания), на котором она строится. Научные основы – это характерные струк­турные элементы знаний любой науки, не зависимо от того, является она фундаментальной или же прикладной.

Какие же бывают научные основы? В качестве примера предлагаю выделить несколько их видов, не претендуя на полноту их описания.

В первую очередь – эмпирические основы.

Это та экспериментальная база, которая и побуждает любого исследователя искать теорию, которая научно описала бы интересные и необычные факты, которые не могут быть объяснены в рамках уже существующих теорий.

Эмпирические основы должны иметь возможность воспроизводства в эксперименте, иначе они не могут быть восприняты научным сообществом в качестве доказательной базы.

Известным примером из этой «оперы» является «чайник Рассела».

Он писал: «Если бы я стал утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов». Поэтому эмпирическая основа очень важна в качестве доказательной базы исследования. Думаю, когда-нибудь в честь ученого этот чайник все же будет запущен в космосе по данной орбите.

8. Что называют теоретическими основами и научно-методическими основами исследования?

Теоретические основы определяются некоторыми авторами как «сборная солянка», которая включает в себя как исходные эмпирические, так и исходные теоретические основы данной предметной области, так как теория не может существовать в отрыве от практики.

Так же некоторые исследователи включают в них и научно-методические основы. Согласно одной из общепринятых научных позиций, научно-методические основы науки включают в себя два элемента:

1) научно-методический аппарат науки,

2) методологические основы данной науки.

Воспользуемся еще раз словарем для разъяснения приведенных данных: «Научно-методический аппарат – часть теории в виде арсенала процедурных знаний, основными элементами которых являются методы, алгоритмы, методики, имитационные модели, технологии решения научных и практических задач. Методологические основы предметной науки объединяют в своём составе методы научного обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования».

9. Как выбрать методологические основы своего исследования?

То есть если мы хотим указать методологические основы своего исследования – мы должны грубо говоря взять тот способ, благодаря которому были построены и обоснованы уже известные термины, понятия, определения, процедуры, методы, алгоритмы, методики, технологии, положенные в основу вашего исследования и применить этот же СПОСОБ ОБОСНОВАНИЯ к созданию и применению уже подобного, но своего, авторского научного продукта.

10. Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?

Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический ап­парат такой науки может быть назван научно-ме­тодологическим.

То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.

Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!

Заключение

Итак, методология исследования – это важный элемент научного знания, в ней конкретизируется теоретическая основа исследования. А теоретическая основа – это те теории и знания, которые послужили основой для нового знания.

Перед любым научным исследованием подробно изучайте работы ваших предшественников и определяйте свой теоретический базис и уже потом приступайте к формулированию новизны исследования.

Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.Профессор Российской Академии Естествознания

Заслуженный работник науки и образования

Источник: https://xn--90aexm.xn--80aegcaa6cbngm5a6c1ci.xn--p1ai/metodologiya-issledovaniya-eto/

Что представляет из себя методологическая основа научного исследования *

Методологическую основу исследования составляют…: Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.

Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:

– определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;

– обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;

– создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;

– определяет способы анализа информации.

Методологическая основа научной работы как часть введения

Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях.

Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).

На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.

В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.

Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.

Выделяют следующие виды (уровни) методологии:

  • Всеобщая. Она может применяться ко всем наукам без исключения. В рамках этого способа обработки и систематизации информации используются общенаучные методы: сравнение, анализ, обращение к историческим или архивным данным, дедукция и индукция, и пр.
  • Частная. Она применима в отдельных отраслях имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности. Например, в экономике существуют свои способы определения результата предлагаемых мероприятий: расчет прибыли или убытков, анализ коэффициентов банкротства, финансовой устойчивости и пр.
  • Общенаучные. Эти методы действуют в конкретных областях, направлениях на всех этапах изучения сведений.

Формулировка методологической основы в научном исследовании

Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.

В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции.  Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.

Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).

Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.

Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.

Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.

Источник: https://disshelp.ru/blog/chto-predstavlyaet-iz-sebya-metodologicheskaya-osnova-nauchnogo-issledovaniya/

Методологические основы исследований — Энциклопедия по экономике

Методологическую основу исследования составляют…: Методологическую основу исследования составляют общенаучные и
В качестве методологической основы исследования были использованы
 [c.7]

Теоретические и методологические основы исследования. Научное
 [c.5]

Методологической основой исследования являются системный анализ, ком-
 [c.7]

Методологическая основа исследования. Методологическую основу
 [c.6]

Методологической основой исследования послужили принципы
 [c.6]

Теоретической и методологической основой исследования послужили
 [c.17]

Методологической основой исследования является системный анализ,
 [c.6]

Методологическую основу исследования составляют результаты
 [c.43]

Методологические основы исследований
 [c.28]

Наконец, последний этап. Он заключается в отыскании оптимальных значений параметров, обеспечивающих максимум либо минимум основного критерия в зависимости от характера механизма. Таким образом, в работах Чебышева были изложены фактически все принципиальные положения, которые в последующем составили методологическую основу исследования операций и анализа систем  [c.370]

Методологическую основу исследования операций составляют теория вероятностей, включающей теорию случайных процессов (в том числе методы моделирования операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний), теорию информации, теорию массового обслуживания, теорию игр, методы сетевого планирования, математические методы оптимизации (например, простейшие методы нахождения экстремумов — максимума и минимума), сложные методы линейного и динамического программирования) и др.
 [c.110]

В настоящей статье предлагается попытка как в гносеологическом, так и в предметном плане предложить некоторые методологические основы исследования существенных свойств мировой юстиции.

Этот вопрос особенно важен, если ставить не только задачу познания, но и преобразования природы объекта, которая определяет особенности осуществления мировыми судьями своей профессиональной деятельности в обществе.
 [c.293]

Методологические основы исследования
 [c.124]

Одним из основных методологических принципов, положенных в основу исследования, являлось дифференцированное рассмотрение этих особенностей и тенденций в условиях стран мировой социалистической системы, промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран.
 [c.304]

Являясь методологической основой других экономических наук, политическая экономия вместе с тем черпает в них материалы, способствующие углублению политико-экономических исследований, раскрытию свойственных социализму закономерностей, теоретическому осмыслению практики строительства коммунизма.
 [c.10]

Комплексное решение этих проблем требует проведения систематических обширных исследований на единой методологической основе с привлечением территориальных научно-исследовательских институтов, объединений и предприятий отрасли.
 [c.102]

Данная статья посвящена методологическим основам моделирования и прогнозирования экономических показателей и созданию экспертной системы для моделирования поведения и управления сложными системами. В качестве объекта исследования взяты реальные задачи прогнозирования экономических показателей для ряда крупных банков и Министерства экономики Республики Башкортостан.
 [c.176]

Развитие статистики как общественной науки тесным образом связано с развитием общества, его организацией и научно-техническим прогрессом, которые определяют методологические основы и технический инструментарий статистического исследования, что в полной мере относится и к статистике финансов.
 [c.13]

Методологической и методической основой исследования явились научные теории, гипотезы и концепции интеграции финансового и промышленного капитала, диалектический метод познания и современные методы анализа.
 [c.6]

Социально-экономическое исследование потребительского спроса исторически развивалось по двум самостоятельным, подчас пересекающимся, а в отдельных случаях и взаимосвязанным направлениям.

Первое направление включало проблематику потребительского поведения и анализ потребительских предпочтений. Второе — влияние совокупного потребительского спроса на хозяйственное равновесие в государстве и общее развитие экономической системы.

Эти два направления предопределили методологические основы появления микро-и макроэкономических аспектов анализа.
 [c.53]

Методологической основой диссертационного исследования стали общенаучные приёмы анализа и синтеза, группировки и классификации, методы обследования, обобщения и сравнения, исторический и логический подход к изучаемым явлениям.
 [c.9]

Методологической основой диссертационного исследования являлись
 [c.10]

Методологические и теоретические основы исследования. Настоящее исследование
 [c.9]

Методологической и теоретической основой исследования послужило использова-
 [c.7]

Методологические и теоретические основы исследования.
 [c.6]

Для понимания сущности организационной деятельности необходимы знания прикладного характера, обобщающие наиболее эффективные приемы и способы частных видов деятельности, а также общая фундаментальная теория, раскрывающая законы, принципы, методы и функции организационной деятельности.

Эта организационная наука может стать теоретико-методологической основой повышения эффективности исследования организаций. Ее созданию способствует ретроспективный подход, поскольку человечество накопило богатый опыт организационного строительства в различных областях своей жизнедеятельности.

 [c.5]

Схема 4 показывает методические основы исследования организации в качестве специфической процедуры координации усилий ее участников, т. е. в качестве объекта управления.

Такой подход позволяет говорить о том, что одновременный учет в анализе поведения участников организации, связанный с выбором управленческого решения, и того факта, что это поведение реализуется в рамках организационной структуры и зависит в основном от установленных взаимосвязей между участниками, представляет собой фундаментальный методологический ориентир в управлении организацией.
 [c.7]

В современных теориях организации, базирующихся на социологических представлениях, значение исследований конфликта в организации существенно возросло, а сама организация часто трактуется как конфликтная система. Изменились и методологические основы его изучения. Конфликт рассматривается как многостороннее и многофакторное явление.

При этом в организационной теории можно выделить ряд школ, в рамках которых представления об организации как о системе, имеющей конфликтную природу, выступают отправной точкой для дальнейших концептуальных построений, а конфликтные отношения исследуются не только внутри организации, но и за ее пределами (Например, конфликтно-игровой подход в теории организации, теория ресурсной зависимости и др.).
 [c.328]

Создание единой методологической основы для проведения маркетинговых исследований, для поиска, сбора, анализа и отображения маркетинговой информации
 [c.441]

Недостаточная подготовленность специалистов службы маркетинга и особенно других структурных подразделений предприятий.

Она же мешает не только собрать нужные данные, но и систематизировать ту маркетинговую информацию, которой уже располагают многие подразделения предприятия, предоставить ее в том виде, который позволяет разработать действительно систему мероприятий в этой области.

Очень важно поэтому, чтобы у предприятия была прочная методологическая основа для проведения исследований рынка (действительно в полном объеме).

Но любые методические руководства и рекомендации по проведению маркетинговых исследований, переданные руководителям и специалистам других структурных подразделений предприятия, могут вызвать у них настоящее нервное расстройство, если не будет проведена соответствующая работа по их обучению. Как минимум необходимо разъяснить, для чего нужен план маркетинга, почему нужна именно система мероприятий на различных уровнях и по различным функциям управления (т. е. именно интегрированный план), зачем нужно собирать и систематизировать информацию по различным компонентам маркетинга.
 [c.445]

Задачи информационного сопровождения технологических процессов автоматизированных производств и поиск их решения на базе единой методологической основы, использующей положения теории информации, потребовали разработки и исследования  [c.19]

Теоретической и методологической основой исследования явились следующие методы системно-функциональный анализ, метод иерар-
 [c.47]

Вполне закономерно поэтому, что в исследованиях классиков марксизма, посвященных капиталистическим производственным отношениям в рентообра-зующих отраслях, сосредоточено внимание на разработке общих положений теории ренты, на методологических основах решения данной политико-экономической проблемы. Именно в таком контексте общих экономических законов, вероятнее всего, автором Капитала сделаны неоднократные указания на то, что рента с рудников определяется совершенно так же, как земледельческая рента [4, ч. 2, с. 336] или что вместо земледелия можно было бы взять рудники, потому что законы — те же самые [4, ч. 2, с. 164]. В современных же условиях возникает все более настоятельная необходимость различать и анализировать специфику этих закономерностей в конкретных отраслях сырьевого хозяйства, рассматривать частные случаи их проявления при возрастающем разнообразии ситуаций.
 [c.200]

Экспериментальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории ожиданий.

Некоторые критики этой теории призывают, однако, к проведению таких экспериментальных исследований, которые сумели бы учесть конкретные особенности как отдельных людей, так и организаций .

Другие специалисты считают, что необходимо уточнить и доработать технические, концептуальные и методологические основы теории ожиданий26.
 [c.378]

В работе [8] созданы методологические основы совершенствования производственных отношений нефтегазодобывающего объединения, которые были использованы для разработки методических подходов совершенствования производственных отношений подразделений, занятых транспортным обслуживанием нефтегазопромысловых производств. Основные составляющие этой методологии следующие трудовая теория стоимости К. Маркса, его учение о двойственном характере труда системный анализ и, в частности, метод построения дерева целей и принцип причинно-следственной связи. Видимо, поэтому использование экономической теории К. Маркса для познания социалистических производственных отношений в экономической литературе не получило должной разработки [1]. Именно поэтому приходится восстанавливать по трудам К. Маркса его метод познания законов функционирования общественного производства. Исследуя природу капиталистического производства, К. Маркс пользовался методом логического восхождения от частного к общему. В его исследовании в роли частного выступает простое производство товара как носителя стоимости, а в роли общего — капиталистическое производство товаров как источник прибавочной стоимости и прибыли1.
 [c.101]

В системе экономических наук главенствующее положение занимает политическая экономия она служит теоретической и методологической основой всего комплекса экономических наук. Применение методов математического моделирования в экономике началось именно в политико-экономических исследованиях. В 1778 г.

лейб-медик короля Людовика XV доктор Франсуа Ке-нэ (1694—1774 гг.) опубликовал работу Экономическая таблица , в которой сделал попытку описать процесс общественного воспроизводства ).

Качественный скачок в применении математического моделирования для политико-экономических исследований связан с именем Карла Маркса.
 [c.15]

Политическая экономия, в рамках которой долгое время развивалась финансовая наука, впервые поставила проблему переложения как проблему исследования налогов с точки зрения их переложимости.

Используя имеющийся у нее тогда инструментарий — априорный метод, наука пыталась с абсолютной точностью определить степень переложимости того или иного налога и с той же категоричностью, определить конкретных носителей налога.

Теории переложения, разработанные на такой методологической основе, позднее были названы абсолютными .
 [c.150]

Совпадение этапов и процедур в приведенных технологиях объясняется тем, что исследование операц] составляют методологическую основу системотехники.
 [c.41]

К сожалению, для сохранения стройности теории такой формулировки постулата все еще недостаточно. Чтобы скрыть этот изъян, современные экономисты использовали просто гениальный прием они выдвинули утверждение о том, что кривые спроса и предложения должны считаться данными.

Это утверждение не было представлено в качестве исходного постулата оно было провозглашено на методологической основе. Утверждалось, что. задачей экономики является изучение взаимосвязи между спросом и предложением, а не этих категорий как таковых.

Спрос может быть подходящим предметом исследования для психологов, предложение может входить в компетенцию инженеров или ученых — специалистов по менеджменту но обе эти категории находятся за пределами экономики2. Следовательно, они должны считаться данными.

В то же время, если мы перестанем задаваться вопросом о том, что же следует из того, что категории спроса и предложения считаются независимыми данными, становится очевидным, что введен новый постулат. Если это не так, то почему же речь идет именно об этих кривых Мы имеем дело с постулатом под личиной методологического подхода.

Считается, что решения о выборе из набора альтернатив принимаются участниками процесса на основе имеющейся у них шкалы приоритетов. Необсуждаемый постулат состоит здесь в том, что участники знают, каковы эти альтернативы и каковы их приоритеты. Как я попытаюсь показать, этот постулат неприемлем. Конфигурации кривых спроса и предложения не могут считаться независимыми данными, так как обе эти
 [c.28]

Фишберн П. Теория полезности // Исследование операций. Методологические основы и математические методы. Т. 1. — М. Мир, 1981. — С. 448-480.
 [c.175]

Внимание многих исследователей, занятых Э.э., сосредоточивается на групповых имитационных экспериментах — такие группы в разное время существовали и некоторые из них продолжают действовать в России (ЦЭМИ, МГУ, ЛГУ и др.

), в ФРГ — в университете Франк-фурта-на-Майне, в США, где известны работы В. Смита, А. Тверского и др. На Западе Э.э. во многом направлена на анализ рынка, конкурентных отношений, монополистического поведения, аукционов и др.

Их методологической основой служит теория игр. Другое направление — исследование экономического поведения людей, поставленных в специальные условия напр., изучение реакции на рекламу, на те или иные изменения цен, анализ кривых безразличия (здесь Э.э.

в ряде случаев сближается с экспериментальной психологией)—развивается в Швеции и США (Д. Канеман).
 [c.422]

Теория человеческих отношений — концепция принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), разрабатываемая в социальной науке. Возникла в 20-х гг. XX в. в США как мировоззренческая и методологическая основа индустриальной социологии. Ведущие представители в США — Ф. Дж. Ретлисбергер, У. Мур, Э. Мэйо, во Франции — Ж. Фридман.

Теория сформировалась как оппозиция тейлоризму. Отказавшись от биологических и механических подходов теилористского научного руководства , она выдвинула задачу внедрения методов-обращения с работником как социально-психологическим существом .

В основе новых методов интенсификации и повышения производительности труда теория человеческих отношений предложила учитывать психологические и моральные качества человека (установки, мотивы, ценностные ориентации и т.п.).

Используя данные эмпирических исследований удовлетворенности работника трудом, влияния коллективных требований и психологического климата в трудовой ячейке на производительность труда, ученые предприняли попытку разработать программу гармонизации отношений различных групп и индивидов в целях наиболее эффективного функционирования организации в целом.
 [c.438]

Источник: https://economy-ru.info/info/168101/

Теоретическая база, методологические основы и методы исследования

Методологическую основу исследования составляют…: Методологическую основу исследования составляют общенаучные и

В основе любого исследовательского процесса лежат определенные концепции, идеи, теории, методологические принципы, подходы, а также комплекс применяемых методов и методик.

Для качественного выполнения работы и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика.

Указанный понятийный аппарат приведен на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Взаимосвязь понятий методология, метод и методика

Теоретическую базу работ, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки «Бизнес-информатика», составляют концепции, идеи, теории, которые выдвинуты авторами:

  • основополагающих и современных научных трудов в области информатики, информационных технологий, экономики и менеджмента;
  • исследований консалтинговых и аналитических агентств, ИТ-компаний;
  • современных научно-практических публикаций в рассматриваемой предметной области.

При описании теоретической базы исследования следует привести те положения, идеи, концепции, теории, на которые опирается исследование, и сопроводить каждый выделенный компонент указанием авторов научных трудов и других работ. Для этого рекомендуется использовать схему, представленную на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Схема описания теоретической базы исследования

Методологической основой исследования являются те методологические принципы, приемы и подходы, на которых базируется проведение исследования. Описание методологической основы исследования обычно начинается словами: «Основой методологии исследования является подход….., а также принципы………»

Теоретическая база и методологические основы исследования излагаются во введении письменной работы.

Пример описания теоретической и методологической базы магистерской диссертации на тему «Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии»

Теоретическую базу исследования составляют концепция ИТ-аутсорсинга, рассмотренная в трудах таких российских и зарубежных авторов, как П. Готтштальк, Д.Хейвуд, Х.Солли-Сетер, Э. Спарроу, С. О.

Календжян, Д.М.Михайлов, а также основополагающие принципы организации и планирования перехода к модели ИТ-аутсорсинга, изложенные в работах Р. Аалдерса, Е. Г.Аксенова, И.Г. Альтшулера, С. Клементса, М.

Доннелана.

Основой методологии исследования являются отдельные элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии исследования объектов изучения в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Успешность выполнения работы во многом определяется правильностью выбора совокупности методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи и достичь цели.

Применение в исследовании тех или иных методов должно быть обоснованным, методы должны дополнять друг друга, быть взаимосвязанными и объединенными на основе принципов системности.

Выбранная совокупность методов исследования является уникальной для каждого исследования.

В научной литературе существует множество различных классификаций методов исследования по различному основанию, например, выделяют:

  • экспериментальные методы, методы обработки эмпирических данных, методы построения научных теорий и их проверки, методы изложения научных результатов;
  • всеобщие (философские), общенаучные и специальные (конкретно-научные) методы;
  • методы качественного и количественного изучения реальности.

Классификация методов исследования по степени общности и широте применения приведена на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Классификация методов научного исследования

В научном познании выделяют эмпирические и теоретические исследования.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект исследования и опирается на данные наблюдения и эксперимента. В его задачи входит сбор, накопление и первичная обработка данных опыта, фиксация фактов, внешних общих признаков исследуемых объектов.

В теоретическом исследовании центральное место занимает деятельность, связанная с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки, работа с различными концепциями и моделями.

Оба этих вида исследования взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

В соответствии с видом научно-познавательной деятельности общенаучные методы обычно делят на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования, методы, используемые как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании (см. рис. 2.8).

Рис. 2.8. Классификация общенаучных методов исследования

В научной и научно-методической литературе (например, 1, 4, 6, 7, 12) подробно рассматриваются общенаучные методы исследования.

Краткий обзор общенаучных методов исследования, наиболее часто применяемых при написании исследовательских работ, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки «Бизнес-информатика», приведен ниже.

Наблюдение — это метод научного познания, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Под наблюдением за исследуемыми объектамипонимается сбор данных посредством регистрации событий, действий, а также их предварительное описание.

При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношенияхисследуемых объектов. Наблюдение применяется, когда вмешательство в естественное течение процесса не допустимо.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. При этом должно выполняться два основных требования:

  1. Сравниваться должны только те предметы и явления, между которыми может существовать определенная объективная общность
  2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение — это процедура определения численного значения некоторой величины путем её сравнения с эталоном.

Эксперимент представляет собой процесс изучения объекта (явления) в специально созданных, управляемых условиях и позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства, устанавливать их зависимость от внешних воздействий.

Восхождение от абстрактного к конкретному — согласно данному методу мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении. В этом случае процесс познания разбивается на два этапа:

  • На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект разделяется, описывается при помощи суждений и понятий, превращается в совокупность зафиксированных мышлением абстракций.
  • Второй этап — это восхождение от абстрактного к конкретному. Происходит переход от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. Исходная целостность объектавосстанавливается во всей многогранности, но уже в мышлении.

Идеализация — это мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности.

Формализация — метод изучения разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме какого-либо искусственного языка.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.

Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных связей, свойств, отношений и выделении сторон предметов, явлений, интересующих исследователя.

Анализ представляет собой разложение целого на составные части, т.е. выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого.

Синтез — метод научного познания, который состоит в объединении отдельных частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей.

Аналогия является методом научного познания, в котором знание о предметах и явлениях приобретается на основании того, что они имеют сходства с другими.

Индукция — умозаключение от частного к общему, когда на основании знания об отдельных предметах класса формулируется общий вывод о классе в целом.

Дедукция — умозаключение от общего к частному, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях. Модель должна соответствовать объекту познания в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта.

Моделирование может быть предметным, физическим, знаковым, математическим, логическим и др. В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике существуют различные подходы к классификации видов моделирования.

В научных работах, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки «Бизнес-информатика», часто применяется:

  • имитационное моделирование,
  • моделирование бизнес-процессов,
  • математическое моделирование,
  • статистическое моделирование,
  • экономико-математическое моделирование.

Обобщение — определение общего понятия, в котором находит отражение основное, характеризующее объекты данного класса.

В исследованиях, выполняемых в учебном процессе, широко используются как общенаучные методы исследования, адаптированные к конкретному исследованию, так и специальные методы, которые определяются характером предмета исследования, поставленными целью и задачами.

Например, в работах, связанных с обоснованием выбора наиболее подходящих ИТ-решений для информационной системы предприятия наряду с общенаучными методами (кабинетное исследование, анализ и синтез, обобщение, классификация, сравнение, формализация, моделирование) применяются такие специальные методы исследования, как:

  • методы многоцелевого анализа;
  • метод полуматриц;
  • метод анализа иерархий;
  • метод дерева решений;
  • метод экспертных оценок;
  • методы оценки затрат ИТ-проектов;
  • методы оценки рисков.

Описание используемых методов исследования (в виде перечисления) приводится во введении письменной работы.

В совокупности использованные методы исследования обуславливают достоверность анализа и выводов, полученных в выполненной работе.

Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании теоретической базы, методологических основ и методов исследования приведены в таблице 2.8.

Таблица 2.8. Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании теоретической базы, методологических основ и методов исследования
Группа ошибок Примеры
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании теоретической базы и методологических основ
  • Описание теоретической базы и методологических основ отсутствует.
  • Описание теоретической базы подменено перечислением авторов научных работ, основные концепции и теории не приведены.
  • Приведенная теоретическая база и методологические основы не соответствуют поставленной цели изадачам исследования
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании методов исследования
  • Методы исследования подменены задачами исследования.
  • Не рассмотрены общенаучные методы исследования.
  • Приведенный перечень методов исследования не соответствует поставленным задачам

Научная новизна

В Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 №74, дается основное содержательное представление о научной новизнедокторских и кандидатских диссертаций:

«Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

….Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, — рекомендации по использованию научных выводов»9).

Таким образом, под научной новизной результатов понимаются теоретические положения, которые сформулированы и обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись.

Наиболее распространенными формами результатов исследований в магистерских диссертациях по направлению подготовки «Бизнес-информатика» являются следующие:

  • тенденции, закономерности;
  • принципы, правила;
  • формализованное описание, математические модели;
  • способы, подходы, методики;
  • научно-обоснованные требования, характеристики, критерии, показатели, проектные решения;
  • модели бизнес-процессов;
  • алгоритмы;
  • инструментальные средства;
  • учебно-методические комплексы;
  • научно-обоснованные рекомендации;
  • положения, регламенты, инструкции, планы.

Новые знания, получаемые в большинстве магистерских диссертаций по направлению подготовки «Бизнес-информатика», относятся к области прикладных исследований.

Часто они связаны с обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций; адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем; распространением применения или комплексным использованием известных в экономический теории и/или теории менеджмента методов и подходов на сферу ИТ-проектов.

Следует отметить, что требования к магистерским диссертациям ниже, чем к кандидатским, а тем более докторским диссертациям.

Поэтому для магистерских диссертаций достаточно наличия в ней элементов научной новизны. Их количество в регламентирующих документах не оговаривается.

В специальной литературе можно найти предложения по наличию двух пунктов научной новизны для магистерских диссертаций10).

Как правило, в магистерских диссертациях по направлению подготовки «Бизнес-информатика» элементы научной новизны представляют собой:

  • новый объект исследования;
  • применение известного метода к новому объекту исследования;
  • применение нового метода к известному объекту исследования;
  • постановку известных проблем или задач в новых условиях;
  • новые следствия из известных теоретических положений в новых условиях;
  • новые или усовершенствованные архитектуры, принципы разработки, модели, методологии, методы решения, методики, технологии, алгоритмы, средства, критерии, показатели.

Элементы научной новизны составляют основу магистерской диссертации и отличают её от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку свидетельствуют о том, что выпускник обладает необходимыми компетенциями в области производства новых знаний.

Элементы научной новизны должны быть четко и аргументировано изложены в виде совокупности научных/научно-методических положений и обобщений и оценены в сравнении с известными научными результатами других авторов в данной области. Для этого в процессе исследования необходимо изучить и проанализировать лучшие практики, известные научные достижения, научные труды, аналитические исследования по выбранной проблематике.

Формулируя элементы научной новизны, необходимо соотнести их с поставленными задачами, т.е.

указать, что выявлено, определено, обосновано, разработано, показать сущность нового результата и его отличие от ранее известных.

Например, отличительными признаками элементов научной новизны модели могут быть новые ограничения и допущения, применение модели в новой предметной области, введение новых элементов, блоков, взаимосвязей.

Описание элементов научной новизны рекомендуется проводить по схеме, представленной на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Схема описания элементов научной новизны

Пример описания элементов научной новизны приведен в таблице 2.9.

Таблица 2.9. Пример описания элементов научной новизны в магистерской диссертации по направлению подготовки «Бизнес-информатика»
Тема Описание элементов научной новизны
Оценка степени зрелости российского рынка ИТ-консалтинга Предложен подход к оценке степени зрелости рынка ИТ-консалтинга, отличительными особенностями которого является применение в качестве основы оценки собственного набора критериев, учитывающего специфику рынка ИТ-услуг, и подходов, используемых в портфельном анализе для определения уровня развития рынка

Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании элементов научной новизны, приведены в таблице 2.10.

Источник: https://poisk-ru.ru/s19072t9.html

Scicenter1
Добавить комментарий