Международные стандарты и индексы КСОAA 1000S: Стандарт разработан в 1999 г. Институтом социальной и этической

Международные стандарты КСО

Международные стандарты и индексы КСОAA 1000S: Стандарт разработан в 1999 г. Институтом социальной и этической

АА1000

Стандарт социальной отчетности компаний АА1000 разработан британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability) в 1999 году.

Стандарт предназначен для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предоставляет процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит их деятельности.

Основное отличие этого подхода от других существующих стандартов в этой области заключается во внедрении в повседневную практику компании системы постоянного диалога с заинтересованными сторонами — стейкхолдерами.

Согласно Стандарту АА1000 в рамках процесса социальной отчетности обязательным является соблюдение следующих принципов: • исчерпывающее отражение существующих мнений; • полнота и публичность представления деятельности компании (отчет проверяется аудитором); • практическая значимость: рассмотрение информации, способной повлиять на мнение одной или более общественных групп; • регулярность и своевременность; • обеспечение качества: проведение аудита независимой и компетентной третьей стороной; • доступность: распространение информации о результатах социальной деятельности организации и отчетность перед представителями общественности; • интеграция: включение процесса социальной отчетности и его аудита в повседневную практику организации.

ISO 26000

Руководство по социальной ответственности ISO 26000 было выпущено Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 2010 году. Сама компания определяет свой стандарт как «руководство о том, как предприятия и организации могут работать социально ответственным образом.

Это означает прозрачное и этичное поведение, которое способствует здоровью и благополучию общества».

Разработка стандарта основывалась на участии около 400 экспертов, представлявших интересы потребителей, государства, трудящихся, а также различные точки зрения профессионального сообщества в области КСО.

Не предполагается возможности использовать данный стандарт для сертификации компаний и проведения аудиторских проверок на его основе. ISO 26000 является в первую очередь руководством и содержит в себе принципиальные основы подхода к реализации деятельности по социальной ответственности бизнеса.

ISO также разрабатывает и публикует различные стандарты корпоративной деятельности, такие как ISO 9000 – стандарт качества менеджмента, ISO 14000 – стандарт менеджмента в сфере защиты окружающей среды и другие.

Критики и скептически настроенные исследователи говорят об изолирующем от организационной структуры подходе к корпоративной социальной ответственности (ISO-lating corporate social responsibility in the organizational context), проявляющемся в стандартах, разрабатываемых организацией ISO.

По их мнению, данные стандарты изолируют компанию от реальных остро стоящих в мире социальных проблем и «деконтекстуализируют» социально-ответственную деятельность, так как изначально рассчитаны на организации всех типов, как большие, так и малые, функционирующие как в развитых, так и развивающихся странах.

SA 8000

Стандарт корпоративной социальной ответственности, разработанный международной некоммерческой организацией Social Accountability International в 1997 году (штаб-квартира в Нью-Йорке).

Особенность стандарта заключается в его узкой направленности на соблюдение компаниями прав человека и совершенствование условий труда наемных работников.

Таким образом, группой стейкхолдеров, которую SA 8000 ставит в центр внимания социально-ответственной деятельности компании, являются её сотрудники, и лишь во вторую очередь клиенты и акционеры.

Документ предполагает его использование для осуществления сертификации компаний, добровольно внедряющих данный стандарт и стремящихся к соблюдению его положений.

Помимо собственных разработок, стандарт ссылается также на международные правовые документы, в частности на конвенции, принятые Международной Организацией труда по вопросам свободы труда, защиты трудящихся, труда женщин и детей, трудовой дискриминации и др.

Данный стандарт использовала, например, компания Avon.

GRI (The Global Reporting Initiative – Глобальная Инициатива по Отчетности)

Руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности — это международный стандарт отчётности для добровольного применения организациями, отчитывающимися по устойчивому развитию. В Руководстве предложен список конкретных показателей для отчетности по социальной, экологической и экономической деятельности предприятия.

Одно из основных отличий и преимуществ, декларируемых самой GRI, заключается в том, что это руководство позволяет отчитывающейся организации использовать рекомендации поэтапно.

То есть компания, которая только встает на путь отчетности по устойчивому развитию, может на первых порах использовать лишь общие принципы документа.

Также GRI предусматривает возможность подготовки отчета только по одной или нескольким областям деятельности организации с постепенным распространением на другие сферы.

Данный стандарт использовали,например, такие компании как Роснефть, МТС, Х5- RETAIL GROUP и др.

Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1824; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-5937.html

Серия стандартов AccountAbility (АА1000)

Международные стандарты и индексы КСОAA 1000S: Стандарт разработан в 1999 г. Институтом социальной и этической

Данная серия стандартов разработана британским Институтом социальной и этической отчетности. В них большое внимание уделяется роли стейкхолдеров в процессе анализа деятельности предприятия. Целью стандартов является повышение качества нефинансовой отчетности, прозрачности, подотчетности и устойчивости бизнеса.

К данной серии относятся следующие стандарты.

1. Стандарт принципов подотчетности AA1000APS (The АА1000 Account Ability Principles Standard) является основой для распознания и выявления компаниями наиболее важных проблем в области устойчивого развития и реагирования на них. Другие стандарты серии АА1000 базируются на принципах этого стандарта и направлены на их достижение167.

Стандарты основываются на предпосылке, что подотчетные организации предпримут определенные действия в следующих направлениях:

  • — формирование стратегии, которая учитывает абсолютно все вопросы, имеющие существенное отношение к организации и ее стейкхолдерам;
  • — формулировка цели и стандартов, в соответствии с которыми организационная стратегия и деятельность может корректироваться;
  • — раскрытие достоверной информации о стратегии и деятельности заинтересованным лицам.

Соблюдение стандарта принципов подотчетности АА1000APS, который был разработан на базе многочисленных интервью со стейкхолдерами, дает возможность бизнесу развиваться в социально-ответственном направлении. Данные принципы используются компаниями с 2008 г. и могут быть сравнимы с такими [1]

принципами, как UN Global Compact (Глобальный договор ООН), GRI (Глобальная инициатива по отчетности) и ISO 26000 (Руководство по социальной ответственности).

2. Стандарт верификации отчетов AA1000AS (The АА1000 Assurance Standard) предоставляет верифицирующим организациям методологию для оценки уровня соответствия базовым принципам стандарта AccountAbility, на котором находятся отчитывающиеся компании.

Первый вариант стандарта был опубликован в 2003 г. как первый международный общепримснимый стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также оценки лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности.

Он был разработан для удостоверения эффективности и качества социально-ответственной деятельности организации, а также для формирования нефинансовой отчетности.

Стандарт стал результатом обширного международного двухгодичного опроса, включавшего сотни организаций от финансовых обществ до негосударственных учреждений, рабочей силы и бизнеса.

Стандарт верификации отчетов АА1000 поддерживается следующими пунктами:

  • — обязательным процессом лицензирования верифицирующих организаций, занимающихся контролем качества;
  • — программой по сертификации верифицирующих организаций;
  • — сертифицированными международными программами тренингов по корпоративной ответственности;
  • — широким спектром руководств.
  • 3. АА1000 Stakeholders Engagement Standard (Международный стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами) является одним из главных форматов нефинансовой отчетности в рамках КСО. Это общеприменимая общедоступная нормативная база для планирования, исполнения, оценки, информирования и нефинансовой аудиторской проверки качества взаимодействия с заинтересованными лицами.

Согласно требованиям стандарта А А 1000, основными этапами процесса социальной отчетности являются планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение / уточнение ценностей и задач компании и др.

), отчетность (выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации), подготовка отчета и проведение аудита внешней организацией. Основное отличие такого подхода от других существующих стандартов в этой области заключается в применении системы постоянного диалога с заинтересованными сторонами, т.с.

представителями групп или организаций, на которых деятельность компании может оказывать влияние или которые сами влияют на деятельность компании, стейкхолдерами[2].

Стандарт AA1000SES может применяться по отношению ко всем видам взаимодействия, в том числе:

  • — функциональному взаимодействию (обеспечение интересов заказчиков);
  • — взаимодействию по отдельным вопросам (по вопросу о защите прав человека);
  • — взаимодействию в масштабе всей организации (применительно к отчетности и нефинансовому аудиту).

Стандарт AA1000SES нс предназначен для использования в качестве основы для формального юридически оформленного взаимодействия между организациями и их заинтересованными сторонами (выборы, официальные переговоры между работодателями и наемными работниками и т.п.). В то же время он вполне может помочь повысить информативность и действенность этих видов взаимодействия к’9.

В основу стандарта GRI (Руководства по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности) положена концепция устойчивого развития бизнеса, при которой компаниям необходимо сбалансировать экономическую, экологическую и социальную деятельность. Также как и стандарт АА1000, GRI предусматривает подготовку отчета на основе диалогов с представителями заинтересованных сторон (стейкхолдерами)[1] [2].

GRI предоставляет возможность постепенного внедрения своих рекомендаций к нефинансовой отчетности, что очень удобно для организаций, только что решивших осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами КСО.

Также к преимуществам данной системы отчетности относится сопоставимость отчетов, как как показатели в отчете должны быть предоставлены в сравнении с аналогичными цифрами за предыдущий отчетный период, а где целесообразно, и в сравнении с отраслевыми показателями.

Однако процедура подготовки отчета в соответствии с вШ довольно сложна, а также требуется последующая публикация или публичное выступление с отчетом.

15026000

Принятый в 2010 г. 18026000:2010 представляет собой один из последних стандартов в области КСО и является добровольным руководством по принципам социальной ответственности, ее признанию, взаимодействию с заинтересованными сторонами, основным темам и проблемам, лежащим в основе социальной ответственности, способам интеграции социально- ответственного поведения повсеместно в организации.

1БО 26000 был подготовлен рабочей группой «Социальная ответственность», образованной при Техническом совете 180 (ИСО). Руководство рабочей группой взяли на себя представители Бразилии и Швеции.

Россия также принимала участие в процессе разработки ИСО 26000. Специально для этого приказом Ростехрсгулирования от 22 ноября 2005 г.

был создан Технический комитет (ТК 471) по стандартизации «Социальная ответственность» под руководством Сергея Папаева[3].

В процессе разработки данного стандарта были учтены мнения шести основных групп заинтересованных сторон: государства, бизнеса, потребителей, некоммерческих организаций, академических институтов, представителей профсоюзов и работников.

Стандарт охватывает семь основных социально- экономических аспектов: организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями и участие в жизни сообществ и их развитие.

ИСО 26000 не является документом, предполагающим сертификацию третьей стороной, это добровольное руководство.

Источник: https://ozlib.com/858977/ekonomika/seriya_standartov_accountability_aa1000

Стандартизация КСО: российские и международные реалии в области устойчивого развития (в авторской редакции)

Международные стандарты и индексы КСОAA 1000S: Стандарт разработан в 1999 г. Институтом социальной и этической

Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) давно привлекает внимание научных кругов.

Сначала она рассматривалась как содержание пиар-коммуникаций, часть корпоративного управления, инструмент борьбы с нефинансовыми рисками. Самые последние исследования раскрывают КСО как политику устойчивого развития корпораций.

Широкое распространение концепции вызвало необходимость стандартизации КСО как на мировом, так и на национальном уровнях.

Людмила Сергеевна КИСЕЛЕВА — аспирантка Санкт-Петербургского торгово-экономического института

Аннотация

Статья наглядно демонстрирует процесс развития стандартизации КСО на международном уровне и на уровне России.

Если в начале 21 века можно было говорить о том, что Россия только поспевает за новыми тенденциями в сфере социально-корпоративной ответственности бизнеса, то к настоящему времени наша страна принимает активное участие в мировом диалоге по проблемам КСО и вопросам стандартизации данного процесса (обоснованием это утверждения могут служить принятие международных стандартов ISO26000 и IC CSR-08260008000). Процесс развития стандартизации КСО свидетельствует о том, что корпорации начинают затрагивать в нефинансовой отчетности различные сферы своей деятельности, а не только отражают результативность по «триединому итогу». Последние международные руководства по КСО становятся обоснованием применения полноценной политики устойчивого развития бизнеса. Статья интересна тем, что автор рассматривает конкретные международные и российские стандарты, выявляя при этом их преимущества и взаимосвязь. Автор основательно анализирует взаимозависимость стандартов и предлагает обобщённую схему в построении единой системы управления деятельностью в области устойчивого развития.

Стандартизация КСО: зарубежные и российские реалии в области устойчивого развития

На современном этапе социально-экономического развития мирового сообщества компаниям необходимо учитывать социальные последствия воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей, территории на которой осуществляется та или иная деятельность.

Этот процесс представляет собой социальную ответственность бизнеса, которая обеспечивает согласованность интересов, координацию усилий различных организаций, групп населения и властных структур в решении определенных социальных проблем, достижении единой позиции по важнейшим направлениям развития.

С каждым днем бизнес-сообщество принимает все более активное участие в разрешении данных проблем.

Распространение концепции КСО как политики устойчивого развития организаций вызвало необходимость стандартизации данного процесса как на мировом, так и на национальном уровнях.

Стандарты КСО, принятые на международном уровне

С 1990-х годов предпринимались многочисленные попытки создания инструментария и стандартов, которые можно было бы использовать в целях унификации нефинансовой отчетности, а также для объективной оценки вклада корпораций в социальную, экологическую, экономические сферы и определения критериев их устойчивого развития. В данной статье мы уделим внимание следующим признанным международным сообществом стандартам КСО: SA8000, AA1000SES, GRI, ISO 26000.

SA8000 (Social Accountability 8000) – стандарт для оценки социальных аспектов систем управления. В основу этого универсального стандарта положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция Организации Объединенных Наций по правам ребенка и Всемирная декларация прав человека.

SA 8000 основан на тех же системных подходах, что и стандарты ИСО 14001 (управление охраной окружающей среды) и ИСО 9000 (управление качеством), однако значительно отличается от них базовыми значениями используемых оценочных показателей. Первым получателем сертификата соответствия требованиям стандарта SA 8000 стала фабрика компании Avon Cosmetics в Нью-Йорке. [2, C.1]

Основным назначением стандарта SA 8000 является улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Он может применяться в развивающихся и индустриально развитых странах, как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций.

Данный стандарт устанавливает критерии для оценки следующих аспектов: детский и принудительный труд, здоровье и техника безопасности, свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора, дискриминация, дисциплинарные взыскания, рабочее время, компенсация, системы управления. [9, C.

1] При этом данный стандарт не затрагивает вопросы охраны окружающей среды и экономии природных ресурсов, помощи местному сообществу и этические нормы деловой практики. [5,c.2]

Все нормы, отраженные в SA 8000, действуют в России в рамках Трудового Законодательства.

Тем не менее, одним из пунктов стандарта является требование соответствия данному стандарту всех поставщиков организации, что в российских условиях практически не осуществимо.

Поэтому, за более 10-летнюю историю функционирования стандарта, в России лишь единичные предприятия были сертифицированы на соответствие SA800 (те, кто входит в цепочку поставок европейских компаний, требующих наличие такого сертификата).

Ведущим форматом нефинансовой отчетности по КСО является стандарт АА1000 Stakeholders Engagement Standard, созданный Институтом социальной и этической отчетности (The Institute of Social and Ethical AccountAbility). Стандарт опирается на практический опыт подготовки и верификации социальных отчетов более чем 1000 компаний по всему миру.

Согласно требованиям стандарта AA 1000 основными этапами процесса социальной отчетности являются планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение/уточнение ценностей и задач компании и др.

), отчетность (выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации), подготовка отчета и проведение аудита внешней организацией.

Основное отличие этого подхода от других существующих стандартов в этой области заключается в применении системы постоянного диалога с заинтересованными сторонами, т.е.

представителями групп или организаций, на которых деятельность компании может оказывать влияние или которые сами влияют на деятельность компании, стейкхолдерами. [2,c.2] Он рассматривает принципы, механизмы и процедуры выявления заинтересованных сторон, выстраивания с ними конструктивных отношений и разработки социальной отчетности.

Русская версия стандарта подготовлена Фондом «Институт экономики города» с учетом широкой мировой практики.

В настоящее время стандарт AA1000SES в России успешно внедрен более чем 30 ведущими компаниями, включая ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Бритиш Американ Тобакко Россия», ОАО «Российские коммунальные системы», ОАО «ТНК ВР-Холдинг», ОАО «Русал», ОАО «Кузбасэнерго», РАО «ЕЭС России» и др. [1, C.1]

В основу стандарта GRI (Global Reporting Initiative) положена концепция устойчивого развития бизнеса, при которой компаниям необходимо сбалансировать экономическую, экологическую и социальную деятельности.

Так же, как и стандарт AA 1000, GRI предусматривает подготовку отчета на основе диалогов с представителями заинтересованных сторон (стейкхолдерами). [4,c.1]Одно из основных отличий и преимуществ GRI состоит в том, что это руководство позволяет отчитывающейся организации использовать рекомендации поэтапно, т.е.

компания, которая только встает на путь отчетности по устойчивому развитию, может на первых порах использовать лишь общие принципы документа. Также GRI предусматривает возможность подготовки отчета только по одной или нескольким областям деятельности организации с постепенным распространением на другие сферы.

Однако по сравнению с AA 1000 GRI предлагает более сложную процедуру подготовки отчета. После того как текст отчета написан, необходимо подготовить его публикацию или публичное выступление с отчетом.

Одним из самых последних стандартов в сфере КСО является принятый в 2010 г. ISO 26000:2010, «Руководящие указания по социальной ответственности», который представляет руководство по принципам, основным темам и проблемам, лежащим в основе социальной ответственности, способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, практики и процессы организации.

Стандарт основан на международном консенсусе между экспертами различных заинтересованных сторон из более чем 90 стран, и 40 международных или региональных организаций, и таким образом содействует распространению и внедрению наилучшей практики по социальной ответственности повсеместно.

ISO 26000 был подготовлен РГ «Социальная ответственность», образованной при Техническом совете ISO. Руководство рабочей группой взяли на себя представители Бразилии и Швеции. Россия также принимала участие в процессе разработки ИСО 26000.

Специально для этого приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2005 года был создан Технический комитет (ТК 471) по стандартизации «Социальная ответственность» под руководством Сергея Папаева.[3, C.1]

Социально-экономические аспекты КСО охватываются в рамках семи основных тем: организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями и участие в [жизни] сообществ и их развитие. При этом, в стандарте отмечается, что в будущем могут возникнуть и новые проблемы, и, соответственно, новые разделы.

Существенное отличие стандарта от других подобных инициатив заключается в том, что в процессе разработки ИСО 26000 были учтены мнения шести основных групп заинтересованных сторон: государства, бизнеса, потребителей, некоммерческих организаций, академических институтов, представителей профсоюзов и работников.

Компетентность ИСО заключается в разработке гармонизированных международных договоренностей, основанных на двойном согласии – между основными категориями заинтересованных сторон, и между странaми (ИСО – это сеть национальных органов по стандартизации 163 стран). [7, C.4]

Более того, ИСО 26000 содержит не требования, а добровольно используемое руководство, и, таким образом, не является стандартом для сертификации, как ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004.

ИСО 26000 рекомендует организациям проанализировать все основные темы и выявить актуальные проблемы, применимые к организации, а затем оценить значимость воздействия организации в отношении заинтересованных сторон и влияние на устойчивое развитие.

Он предназначен для применения всеми типами организаций в частном и государственном секторах, развитых и развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой. [7, C. 3]

Таким образом, международное сообщество выработало большое количество стандартов для оценки социально ответственной деятельности корпораций. В зависимости от потребности компания выбирает наиболее подходящий для нее стандарт отчетности.

Например, GRI способствует повышению конкурентоспособности компании в области привлечения инвестиций и участия в тендерах международных организаций. ИСО 26000 носит универсальный характер и подходит больше для компаний, деятельность которых оказывает значительное воздействие на общество (например, табачные компании).

SA 8000 больше ориентирован на соблюдение трудового законодательства и экологических норм и подходит для компаний, которые хотят получать заказ от государства.

Рассмотренные выше стандарты используют системный подход и предъявляют высокие требования к сбору информации, и несмотря на свою уникальность, имеют общие точки соприкосновения:

· предоставление компанией помимо финансовых нефинансовых отчетов;

· ведение открытого диалога со всеми стейкхолдерами, анализ, учет и оценка их интересов и требований;

· лояльность всех подразделений компании, а не только ее руководства, идеологии социальной отчетности.

Российские реалии

Россия в свою очередь также активно участвует в процессе стандартизации. Первым значимым шагом в развитии нефинансовой отчетности в России стало одобрение в 2004 г. XIV съездом РСПП Социальной хартии российского бизнеса.

Социальная хартия — это свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики (касаются вопросов экономической и финансовой устойчивости, прав человека, качества продукции, взаимоотношений с потребителями, участия в развитии местного сообщества и экологической безопасности), которые применимы в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности. В настоящее время Социальная Хартия российского бизнеса признана ООН документом, целиком соответствующим Глобальному договору: компании, присоединившиеся к ней, автоматически регистрируются как присоединившиеся к Глобальному договору (в реестре 238 предприятий и организаций).

В этот же период в России был разработан стандарт ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ».

Указанный документ подготовлен с учетом базовых принципов известных международных стандартов КСО АА1000, а также Стандарта «Руководство по отчетности устойчивого развития».

Стандарт ТПП РФ рекомендуется использовать при подготовке социальных отчетов корпорациями всех форм собственности и любого правового статуса. При этом данный документ не противоречит Социальной хартии российского бизнеса.

В стандарте рассматриваются социальные проблемы, которые наиболее актуальны для России — полная уплата налогов, справедливая оплата труда работников, помощь беспризорным детям, финансирование социальной сферы. Тем не менее, этот документ не в полной мере охватывает разнообразные аспекты КСО, причем речь идет не об ответственности, а об отчетности, что далеко не одно и то же. [6, c.14]

В 2008 г. были опубликованы Базовые индикаторы результативности РСПП, разработанные на базе GRI и адаптированные к российской системе бухгалтерской и статистической отчетности.

Их использование позволяет компаниям достаточно убедительно представить информацию о своей деятельности по «триединому итогу» — экономическая, социальная и экологическая результативность — в соответствии с принципами отчетности по устойчивому развитию.

Универсальный набор базовых индикаторов может быть встроен в более широкую систему показателей, применяемых компаниями для отражения результатов своей деятельности. [6,C.23]

При этом, если сравнить Базовые индикаторы результативности РСПП со стандартом GRI, то можно сделать следующие выводы:

— базовые индикаторы результативности РСПП наиболее соответствуют стандарту GRI, берут за основу его «триединый итог», при этом учитывают специфику российской бухгалтерской и статистической отчетности;

— но, тем не менее, ограничиваются возможностями стандартных данных предприятий, не содержат блока отчетности по менеджменту и корпоративному управлению и не стимулируют внедрение управленческих инноваций в области КО.

В 2011 г. Всероссийская организация качества (ВОК) сразу вслед за выходом ISO 26000 выпускает международный стандарт ICCSR-08260008000 или CSR.

Положения данного стандарта полностью соответствуют требованиям стандарта ISO 26000:2010, относящимся к праву на труд, к социальным гарантиям, к охране труда, производства продукции и услуг надлежащего качества, к охране окружающей среды и ресурсосбережению, участию в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества, к социальному менеджменту.

Главным преимуществом данного стандарта по сравнению с ISO 26000 является возможность сертификации, которая производится в Международной системе сертификации деятельности организаций в области СО «ИНТЕРСОЦСЕРТ» (Россия, Беларусь, Украина, Хорватия).

Более того, правила Системы «ИНТЕРСОЦСЕРТ» предусматривают возможность сертификации или декларирования не только на соответствие требованиям всех модулей стандарта CSR, но также по одному или нескольким из них.

Если сертификация или декларирование будут успешно проведены по модулям «А» и «И», то организация, кроме сертификата соответствия стандарту CSR, получит сертификат соответствия стандарту SA 8000, так эти модули гармонизированы с положениями этого стандарта. [8, C.1]

Этот стандарт дает бизнесу наиболее эффективный инструмент для демонстрации успешности своей социальной деятельности.

В отличие от таких стандартов как GRI, SA 8800, АА1001 стандарт CSR позволяет любой организации (от самой крупной до самой малой) самостоятельно (через внутренние проверки) или через сертификацию оценить свою приверженность принципам КСО.

Данный стандарт не имеет аналогов в России и за рубежом, поскольку он охватывает все основные составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и его финансовой прозрачности.

По состоянию на 07 сентября 2011 г. в Национальный Регистр внесены нефинансовые отчета 101 компания, зарегистрировано 274 отчета, которые выпущены в период, начиная с 2000 г. В их числе: экологические отчеты — 37, социальные отчеты – 146, отчеты в области устойчивого развития – 87, интегрированные отчеты – 4. [10, c.1]

Взаимосвязь международных и российских стандартов

Следует отметить, что российские и международные документы, регулирующие политику КСО, взаимосвязаны между собой. Так Социальная хартия российского бизнеса во многом перекликается с Глобальным Договором ООН, имеют точки соприкосновения и международные стандарты и руководства (ISO 26000, GRI, AA1000SES, AA1000AS, SA8000) с российскими аналогами, что отражено в таблице №3.

Таблица 3.

Взаимосвязь международных и российских стандартов КСО

Международный стандарт Российский аналог
ISO 26000IC CSR-08260008000
SA8000
GRIБазовые индикаторы РСПП
AA1000SESНет
НетСтандарт социальной отчетности ТПП

Другими словами положения стандарта IC CSR-08260008000 перекликаются с положениями ISO 26000 и SA 8000, а за основу Базовых индикаторов РСПП положен стандарт GRI, только с учетом бухгалтерской и статистической отчетности в России. Взаимосвязь всех этих стандартов и документов можно представить схематично:

Схема 1. Взаимосвязь стандартов и документов по КСО

Согласно данной схеме постулаты Глобального договора ООН являются основополагающими элементами всех последующих корпоративно-социальных стандартов. В свою очередь стандарт GRI взял лучшие достижения от стандартов SA800 и AA 1000. К настоящему моменту наиболее разработанными и универсальными стандартами являются ISO 2600 и IC CSR-08260008000.

Однако, несмотря на то, что стандарт ISO 2600 охватывает все аспекты социальной ответственности, он напоминает больше справочник, чем стандарт, и не предназначен для сертификации.

В то время как CSR больше применим к практическим целям и кроме сертификата соответствия непосредственно самому стандарту, организация может получить сертификат соответствия стандарту SA 8000, так как модули CSR «А» и «И» гармонизированы с положениями SA 8000.

Руководствуясь международными стандартами КСО, компания может выстроить систему управления деятельностью в области устойчивого развития, начиная от выработки стратегии взаимодействия со стейкхолдерами заканчивая списком рассылки нефинансовых отчётов. Значимость и вклад каждого из стандартов в построение единой системы управления деятельностью в области устойчивого развития отображены на схеме №2.

Схема 2. Система международных стандартов управления деятельностью
в области устойчивого развития организации

Таким образом, несмотря на то, что корпоративно-социальная ответственность относительно новое явление, на современном этапе развития мирового сообщества уже достигнуты достаточно весомые результаты в процессе стандартизации КСО.

Первые шаги и основной толчок в направлении развития социальной отчетности и стандартизации КСО были сделаны зарубежными странами.

Однако, если в начале 21 века можно было говорить о том, что Россия только поспевает за новыми тенденциями в сфере социально-корпоративной ответственности бизнеса, то к настоящему времени наша страна принимает активное участие в мировом диалоге по проблемам КСО и вопросам стандартизации данного процесса (обоснованием это утверждения могут служить принятие международных стандартов ISO26000 и IC CSR-08260008000). В то же самое время, все стандарты в совокупности, включая два выше указанных, создают основу для создания и функционирования единой системы управления деятельностью в области устойчивого развития корпораций. Другими словами, процесс стандартизации КСО привел к тому, что предприятия стали более ответственно относится к результатам своей деятельности и рассматривать корпоративное управление в рамках устойчивого развития компании в мировом сообществе.

Список использованной литературы:

1. Гарбер Наталья. КСО: от PR-деклараций к реальной социокоммерческой инноватике //Корпоративная социальная ответственность — 2010 – [Электронный ресурс].: http://www.csrjournal.com/lib/analiticarticle/2386-kso-ot-pr-deklaracij-k-realnoj-sociokommercheskoj-innovatike.html
2. Паршукова Г.Б.

Социальная отчетность как форма пиар-технологий библиотеках // Мастер- класс -2006. –[Электронный ресурс].: http://www.spsl.nsc.ru/win/Bibliosfera/parshukova.pdf
3. Подольская Виктория. Новый международный стандарт ИСО 26000: как и зачем быть социально ответственным. // НКО: законы развития – 2011- [Электронный ресурс].: http://www.nkozakon.ru/materials/294/
4.

Скитина В.В. Практическая конференция: годовой отчет: опыт лидеров и новые стандарты.// Теория и практика управленческого учета — 2005 – [Электронный ресурс].: http://gaap.ru/articles/56535/
5. Социальная ответственность бизнеса: опыт России и Запада. Консалтинговая группа «Управление PR» // Полит.ру- 2008- [Электронный ресурс].: http://www.polit.

ru/article/2004/06/21/social/ 6. Доклад II Съезду Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» // РСПП — 2008 — [Электронный ресурс].: archive.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=5176

7. ИСО 26000 – Социальная ответственность.// ИСО. Международная организация по стандартизации – 2011 — [Электронный ресурс].: http://www.iso.

org/iso/ru/iso_catalogue/management_and_leadership_standards/social_responsibility/sr_iso26000_overview.htm

8. Стандарты по корпоративной социальной ответственности // ВОК- 2011- [Электронный ресурс].: http://www.ksovok.com/text.php
9. SA 8000. Социальная ответственность// quality.eup.ru — [Электронный ресурс].: http://quality.eup.ru/GOST/sa8000.htm
10. Ассоциация менеджеров. — [Электронный ресурс].: www.amr.ru

Основные понятия:

Корпоративно-социальная ответственность, стандартизация и стандарты КСО, устойчивое развитие, международный уровень, уровень России, нефинансовая отчетность, социальная, экологическая, экономическая сферы, SA8000, AA1000SES, GRI, ISO 26000, Социальная хартия, Глобальный договор ООН, ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ, Базовые индикаторы результативности РСПП,IC CSR-08260008000, «ИНТЕРСОЦСЕРТ».

Рубрика: На соискание ученой степени

Автор(ы): Людмила КИСЕЛЕВА

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

448

Источник: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=60780

Scicenter1
Добавить комментарий