Межконфессиональные отношения в современном обществе

Межконфессиональные отношения в структуре современного общества

Межконфессиональные отношения в современном обществе

Термин конфессия происходит от лат. confessio – признание, исповедание и включает в себя два связанных друг с другом понятия: вероисповедание и самостоятельное, независимое от других религиозное направление, течение, ответвление (например православная, католическая, протестанская конфессия). Слово конфессиональный происходит от лат.

confessionalis и означает церковный, вероисповедный. Использование данного прилагательного в сочетании с другими терминами предполагает вполне определенный контекст и указывает на религиозный характер рассматриваемого явления.

Таким образом, межконфессиональными мы будем называть отношения, взаимодействия происходящие между представителями различных вероисповеданий, религиозных направлений, течений, ответвлений и т.д.

Межконфессиональные отношения можно классифицировать по ряду признаков, среди которых: характер принадлежности акторов отношений к разным религиям или к одной религии, но к разным её течениям или ветвям; частота взаимодействия двух или более конфессий (что, как правило, обуславливается степенью их близости с точки зрения географического расположения, близостью цивилизаций, схожестью вероисповедования); уровень конфликтности (конструктивное, конфликтогенное, нейтральное).

Опыт последних десятилетий показал, что межконфессиональные отношения несут в себе конфликтогенный потенциал, а по мнению некоторых ученых, само по себе соприкосновение разных конфессий рано или поздно приведет к конфликту.

В первую очередь, тут следует обратить внимание на американского социолога и политолога Сэмюэля Хангтингтона и его книгу «Столкновение цивилизаций?».

В концепции которого определяющим фактором цивилизационного разделения являются именно различия в религиях. [6]

Тезис о конфликтном характере межконфессиональных отношений подтверждается рядом фактов. В первую очередь это конфликты, произошедшие в период с начала 90-х годов до наших дней. Вот краткий перечень конфликтов и горячих точек, где религиозный фактор стал причиной противостояния или усугублял его (см. табл. 1):

Таблица 1.

Перечень конфликтов и горячих точек с религиозным фактором

страны, регионыстороны конфликта
Чечняхристианемусульмане
Нагорный Карабаххристианемусульмане
Хорватияправославныекатолики
Босния и Герцеговина, Косовоправославныемусульмане
Северная Ирландиякатоликипротестанты
Мьянмабуддистымусульмане
Филиппиныкатоликимусульмане
Восточный Тимормусульманекатолики
Шри-Ланкаиндуистыбуддисты
Кашмириндуистымусульмане
Иракшиитысунниты
Сирияалавиты, шиитысунниты
Кения, Судан, Нигерияхристианемусульмане

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что конфессиональная самоидентификация играет не менее важную роль для индивидов или групп людей чем религиозная самоидентификация, другими словами: для христиан, то к какой ветви христианства они относятся (православные, католики, протестанты), значит не меньше чем к какой религии они себя относят (в данном случае христианство). Таким образом, разногласия между приверженцами разных течений одной религии могут стать причиной столь же выраженного конфликта, как и разногласия представителей разных религий. Дюркгейм отмечал эту сильную степень дифференциации между «своими и чужими» и объяснял её той степенью интеграции индивида в общество, которое обеспечивают «элементарные формы религии». [7]

Представители различных конфессий, являются членами общества, и включены одновременно в сеть других общественных отношений, образующих социальные институты, среди которых экономические, политические и др.

Таким участием в общественных отношениях, верующие пытаются устроить земную жизнь. Вебер определял такое участие, как стремление к рационализации, выраженное в религии, в частности в протестантизме.

[1] 

В политике межконфессиональные отношения играют весьма заметную роль. Внутрицерковные разногласия или наоборот – договренности, могут быть использованы той или иной политической силой для продвижения своих интересов.

Степень влияния церкви на верующих может сыграть определяющую роль не только в вопросах межконфессионального и межэтнического диалога, но и в политических и социальных вопросах. Наконец поддержка церковью существующего политического режима или его смены определяет вектор политического поведения значительной части общества.

В качестве иллюстрации роли религиозных организаций в политическом процессе, наиболее наглядным будет пример «цветных» революций.

Наиболее ярко процесс политизации религии проявил себя в «Арабской весне». Так, в Тунисе, после бегства из страны президента Бен-Али на многопартийных выборах уверенно победила исламская партия «Ан-Нахда». При этом сторонникам данной партии достались ключевые посты премьер-министра, министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра юстиции. [2]

В Египте, после отставки президента Хосни Мубарака в 2012 году прошли выборы в народное собрание и вопреки ожиданиям светских партий и движений, которые, кстати и организовали протесты и выступления против прошлого режима, к власти пришли исламисты – «Партия свободы и справедливости», которая является полтическим крылом движения «Братья-мусульмане» и салафитская партия «Ан-Нур». В совокупности, обе эти партии получили две трети мест в парламенте страны. Президент М. Мусри подписал новую конституцию Египта, в которой подчеркивается, что ислам – это государственная религия, а нормы шариата – основной источник законодательства. Сам Мусри никогда не скрывал своих салафитских взглядов. [2]

Свержение Муаммара Каддафи в Ливии также не обошлось без радикально настроенных исламистов в лице «Братьев-мусульман», «Ливийской исламской боевой группы» (ЛИБГ). Сторонники данных движений отвергают демократические реформы и ценности в целом, настаивая на том, что джихад – это единственно правильный путь к достижению идеалов ислама. [2]

Гражданская война в Сирии демонстрирует очень высокую степень политизации релгии в данном конфликте. В глобальном медиапространстве сирийский конфликт часто освещается в контексте конфессионального деления его участников – шииты, суниты, алавиты.

Противостоящие правительственной армии силы представляют из себя исламистские группировки. Среди них наиболее известные это: «Фронт ан-Нусра» (с июля 2016 года «Джабхат Фатх аш-Шам»), «Исламский фронт» (арб. аль-Джабхат аль-Исламийя), «Армия ислама» (араб.

Джейш аль-Ислам) и др.

Феномен ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта), демонстрирует стремление религии не только взять в свои руки власть в государстве, но создать собственное государство посторенное исключительно на принципах шариата. Идеология ИГИЛ идет намного дальше идеи создания исламского государства на территории Сирии и Ирака.

Лидеры исламистов призывают к строительству всемирного Халифата.

Примечательно, что на борьбу под флагом радикального ислама за идею «глобального джихада» охотно встаёт большое количество не только жителей Ближнего Востока, но и представители Европейских стран (традиционно немусульманских), выходцы из бывших республик СССР, граждане РФ из Северного Кавказа, что выводит террористическую деятельность ИГИЛ на транснациональный уровень. [3]

Влияние религии на современную политику актуально не только в странах где ведущую религиозную роль занимает ислам. Традиционно христианские страны, такие как Грузия, Украина, Польша демонстрируют высокую степень участия религии в политических и гражданских процессах.

В контексте темы «цветных революций» стоит упомянуть «революцию роз» в Грузии, когда часть населения, возглавляемая оппозицией действующей власти, отказалась признавать новый состав парламента.

Тогда Каталикос-Патриарх всея Грузии Илья II, традиционно освящающий первый рабочий день нового состава парламента, отказался прийти, сославшись на то, что должен присутствовать на службе в храме. [4] Тем самым продемонстрировал свою позицию относительно происходящего политического процесса.

Продолжая разговор о Грузии, следует отметить наличие конфликтности в отношениях между двумя конфессиями на её территории – Грузинской церковью и Армянской церковью.

В Украине с начала девяностых годов продолжаются разногласия между православными конфессиями в лице Украинской православной церкви Московского патриархата и Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Во время «майдана» 2014 года, Украинская православная церковь Киевского патриархата наряду с Греко – и римо-католиками, выступила в поддержку протестующих и оппозиции. Более того, здания церквей использовались в качестве баз, пунктов отдыха и обогрева. Храмы используются и для мобилизации протестующих.

Так, во время очередной попытки штурма майдана в ночь с 10 на 11 декабря монахи Михайловского собора ударили в колокола. [5]

Межконфессиональные отношения в структуре современного общества играют весьма заметную роль, что обусловленно высокой степенью их интеграции в социальные процессы. Большое опасение вызывает использование конфликтогенного потенциала межконфессиональных отношений в построении глобальными политическим центрами своей геополитической стратегии развития.

Список литературы:

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Ивано-Франковск «Ист-Вью», 2002. – 352 с.
  2. Грузия в ноябре 2003 года: Революция роз // Интернет-СМИ «КАВКАЗСКИЙ УЗЕЛ» – [Электронный ресурс] – URL: http://www.kaaz-uzel.eu/articles/47312/ (дата обращения 03.11.2017)
  3. Крылов А.В. Роль религиозного фактора в «Арабской весне» – Вестник МГИМО, №4 (31) // Москва: Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», 2013. 43 – 51.
  4. Степанова Е. ИГИЛ и транснациональный исламистский терроризм // Пути к миру и безопасности. декабрь 2014. № 2(47). С. 13–27.
  5. Церкви вышли на майдан  // Независимая газета – [Электронный ресурс] – URL: http://www.ng.ru/events/2013-12-18/3_maidan.html (дата обращения 03.11.2017)
  6. Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations? — Foreign Affairs, Vol. 72.- № 3.- Summer 1993.- РР. 22-49.
  7. Durkheim, E. The Elementary Forms of Religious Life. A Study in religious Sociology // Illinois: The Free Press, 1947.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxvii/82210

Межконфессиональные отношения в современной России

Межконфессиональные отношения в современном обществе

Для российского общества издавна характерна поликонфессиональность. В связи с развитием демократии и существенным расширением в последние годы свободы религии и вероисповеданий она еще более возросла. В наст, вр. в стране функционируют свыше 70 религий, религ. направлений и течений.

Религиозность населения заметно усилилась, влияние религии на различные сферы жизни об-ва возрастает, что актуализирует проблему межконфес. отношений. Между тем эти отношения развиваются довольно противоречиво. Религ.

орг-ции различных конфессий России эпизодически сотрудничают в сфере милосердно-благотворительной деятельности, в миротворчестве, принимают совместное участие в подготовке законопроектов в рабочих группах Государственной Думы, а также в законодательных органах субъектов Федерации. По общему признанию политиков и ученых, мусульманские и правосл. религ.

орг-ции внесли немалый вклад в дело формирования благоприятного общественного климата, способствовавшего урегулированию острых этнополитич. противоречий, возникших в связи с суверенизацией Татарстана. Совместные усилия правосл., мусульманских и др. ре лиг. орг-ций страны способствовали тому, что бесславная чеченская война не приобрела ре лиг.

характера и в конечном итоге была прекращена. Есть примеры межконфес. взаимодействия и при проведении воспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях, при оказании разносторонней помощи беженцам.

Социологические опросы, проводимые Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) и др. научными учреждениями, свидетельствуют о том, что уровень конфес. толерантности населения остается в целом довольно высоким.

Так, опрос, проведенный РНИСиНП в 1995 по всероссийской выборке, показал, что доля респондентов, отрицательно относящихся к различным конфессиям, не превышает 10 %.

Наиболее толерантно население относится к православию (положительно 75,9 %, отрицательно 1,4 %), наименее толерантно к исламу (положительно 39,2 %, отрицательно 12,0 %) и к иудаизму (положительно 24,8 %, отрицательно 13,0 %). Однако наметившаяся тенденция настораживает.

Сравнение данных социологических опросов, проведенных РНИСиНП в 1993 и 1995, свидетельствует о заметном снижении толерантности населения прежде всего к нехрист. конфессиям. (К исламу в 1993 отрицательно относилось 9 % опрошенных, в 1995 — 12 % соответственно к буддизму 3 и 9 %, к иудаизму 7 и 13 %.

) За это же время существенно снизилась доля респондентов, положительно относящихся к вступлению в брак с лицом др. вероисповедания (с 49 до 39 %), уменьшилась и доля респондентов отрицательно относящихся к тем, кто, считая свою религию единственно верной, выступает против др. религий (с 86 до 75 %).

В этом же ключе приходится рассматривать и устойчивый рост конфес. нетерпимости среди подрастающего поколения (16-20-летних). Можно к этому добавить, что межвероисповедные противоречия обострились не только на личностном, но и на институциональном уровне. Подавляющее большинство экспертов полагает, что в последующие 10 лет нет надежды на ослабление противоречий между мусульманами и христианами (70 %), а также между православными и католиками (73 %).

Почему именно в посткоммунистическое время ухудшились межрелиг. (межконфес.) отношения? В годы советской власти ряд факторов способствовал сглаживанию противоречий между конфес. общностями.

Во-первых, в условиях тотального давления воинствующего атеизма на последователей всех вероисповеданий различные конфессии в борьбе за выживание стремились к солидарности. Вовторых, законом категорически была запрещена миссионерская деятельность, и т. обр.

одна из основных сфер, где сталкиваются интересы различных деноминаций, была практически «выведена из игры».

В-третьих, серьезным стимулом к взаимодействию вероисповедных сообществ было стремление внести посильный вклад в дело предотвращения ядерной войны, реальная угроза к-рой нависала над человечеством в результате противостояния двух военных блоков. Теперь эти факторы не действуют.

Демократизация общественной жизни в России разрушила систему строгого контроля за деятельностью конфессиональных орг-ций, заставила отступить воинствующий атеизм, создала благоприятные условия для процесса ре лиг.

возрождения, широкого развертывания миссионерской деятельности. При этом отсутствие опыта свободных цивилизованных отношений между вероисповеданиями в скором времени привело к возрастанию конфликтогенного потенциала процесса религ.

возрождения.

Тлевшие ранее межвероисповедные противоречия получили импульс для усиления. Мн.

факторы влияют на такое развитие событий: и резкое ухудшение жизненного уровня населения, и падение нравов, и активная деятельность зарубежных миссионеров, и усиление пропаганды антисемитизма, и активизация крайних форм исламского фундаментализма в ближнем зарубежье и в ряде регионов России, и грубые нарушения конституционного принципа равенства религ.

объединений перед законом в пользу религии большинства. Упомянутый социологический опрос 1995 показал, что лишь 26 % респондентов уверены, что принцип равенства религ. объединений перед законом осуществляется в стране на практике. Доля опрошенных, придерживающихся противоположного мнения, более чем в полтора раза выше (44,8 %).

Что касается конфессиональных меньшинств, то среди них значительная часть респондентов считает, что формально все религии и религ. объединения равны перед законом, но на деле Русская Православная церковь имеет преимущества. Такого мнения придерживаются 54 % протестантов, 38,5 % католиков, 34,5 % мусульман, 53,8 % последователей др. религий. Более пятой части православных (21,5 %) также разделяют эту позицию.

Решение проблемы гармонизации межконфес. отношений во многом зависит от религ. центров и их руководителей. В вероучительных текстах мировых религий зафиксировано немало общечеловеческих нравственных ценностей и норм, идеи всечеловеческого единства, но там же канонизированы стереотипы отражающие межплеменные и межрелиг.

противоречия и конфликты прошлых эпох. Следовательно, весь вопрос в том, какими положениями св. текстов будут руководствоваться верующие в своей общественной практике, во взаимоотношениях с приверженцами иных вероисповеданий. Характер взаимоотношений между членами различных конфес. общностей зависит не только от предписаний, содержащихся в религ.

первоисточниках, от соответствующих обычаев и нравов, т. е. от давно установленных правил и форм поведения, но и от той позиции, к-рую занимают в наст. вр. религ. центры, от тех идей, к-рые распространяют духовные наставники. Переходный период в нашей стране, характеризующийся небывалым обострением социальных, межнациональных и межконфес.

противоречий, требует новых подходов к решению возникших проблем, в т. ч. и формирования цивилизованных отношений между вероисповедными сообществами. Отсюда понятно, что установки религ.

центров, устные и печатные выступления их руководителей, учебные пособия для будущих служителей религий должны быть освобождены от всяких предубеждений в отношении любых народов, их верований и традиций.

Обеспокоенность проявлениями религ. нетерпимости, фактами усиления межвероисповедных противоречий побуждает служителей религий, ученых и общественных деятелей искать пути гармонизации межконфессиональных отношений. Известным шагом в направлении решения этой задачи явился ряд религ.

форумов, состоявшихся в последнее время как в России, так и в странах СНГ. Межконфес. конференция «призваны к одной надежде в союзе мира», прошедшая в Минске в окт.

1996, в своем итоговом документе высказалась за «ведение межконфессионального диалога в целях взаимопознания и устранения исторически сложившихся предубеждений».

Участники конференции «выразили убежденность, что примирение между различными вероисповеданиями произойдет тогда, когда в глубине сознания и в сердце каждого человека произойдут те изменения, которые помогут принять другого как своего брата, несмотря на существующие различия. Поэтому все церкви и религ.

объединения призываются к тому, чтобы помочь своим прихожанам пережить такую перемену, а также к выражению на офиц. уровне своей преданности служению примирения». В целях активизации работы по межконфес. сотрудничеству конференция учредила Христианский межконфессиональный консультативный комитет.

Стремлением всемерно способствовать гармонизации отношений между различными вероисповедными общностями России была проникнута и работа конференции «Межконфессиональный мир и консолидация общества», проходившей в Москве в февр. 1997 под эгидой Российского отделения Международной ассоциации религиозной свободы.

Ее участники приняли «Декларацию принципов мирного сосуществования религий и религ. объединений Российской Федерации».

В соответствии с этим документом религиозно-конфессиональные отношения как на институциональном, так и на личностном уровне должны основываться на следующих принципах: приверженность общечеловеческим ценностям; уважение прав человека и основных свобод, в т. ч. права каждого человека на религ.

самоопределение; признание за последователями всех религий и конфессий права распространять свои убеждения методами и средствами, не противоречащими духу любви и не нарушающими свободу личности: уважение человеческого достоинства последователей каждой религии (конфессии); юридическое равенство религ. объединений, ни одна религия или религ.

объединение не пользуется никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими; отказ от конфронтационного мышления, готовность к межконфес. (межрелиг.) диалогу по проблемам, вызывающим напряженность в об-ве; взаимодействие между религ. — конфес.

сообществами в миротворчестве, в гуманитарных сферах, в деятельности по экологическому возрождению России и ее регионов. На этой же конференции говорилось о необходимости создания Российской ассоциации межрелигиозной гармонии с отделениями в регионах. Ассоциация и ее филиалы могли бы выступить инициаторами и координаторами межконфес.

взаимодействия, выдвигать проблемы для межвероисповедного диалога, разрабатывать программы совместных благотворительных, правозащитных, миротворческих акций. Взаимодействие представителей разных вероисповеданий по реализации таких программ поможет снять бытующие предубеждения и подозрительность, будет способствовать формированию конфес. толерантности (см. также Противоречия в религиозной жизни России).

Источник: Религии народов современной России

Источник: https://terme.ru/termin/mezhkonfessionalnye-otnoshenija-v-sovremennoi-rossii.html

Межконфессиональные отношения — это что такое?

Межконфессиональные отношения в современном обществе

Россия является многоконфессиональным государством. Так сложилось исторически, ведь на территории, которую сегодня занимает Российская Федерация, на протяжении тысячелетий жило великое множество народов.

Все они во многом отличались друг от друга — своими традициями, национальной культурой, ну и, конечно же, верованиями, а потом и религией.

И несмотря на все эти различия, все они постоянно взаимодействовали друг с другом, общались, вели торговлю, и в результате этого традиции одних постепенно перекочевывали к другим, и наоборот, они обменивались накопленным опытом, постепенно их культуры приобретали общие черты.

Что же касается религии, то здесь все было намного сложнее. Именно на этой почве чаще всего возникали различные конфликты. Во избежание этого государство должно всегда регулировать межконфессиональные отношения. Это должно делаться очень осторожно и ненавязчиво.

Межконфессиональные отношения: что это такое?

Давайте прежде определим значение слова «конфессия». Оно имеет латинское происхождение. В переводе на русский confessio означает «вероисповедание».

Как правило, этот термин используют при определении какого-либо направления в рамках той или иной религии.

Отсюда следует, что межконфессиональные отношения — это взаимодействие между конфессиями и религиями. И они немного отличаются от межрелигиозных.

Как уже было отмечено, с древних времен народы, которые жили рядом и делили одну и ту же территорию, с уважением относились к чужой культуре, постепенно перенимая из нее те элементы, которые им были по душе. Практически никогда один народ не высмеивал и не принижал какие-то особенности соседнего народа.

Так, например, если татары отмечали свой национальный праздник Сабантуй, то русские проявляли к нему интерес, хотя и не праздновали сами.

В последнее время в рамках программы межконфессиональных отношений этот праздник был признан всероссийским, и теперь его празднуют и русские, и татары, и люди других национальностей, причем не только в Татарстане, но и по всей Российской Федерации.

И вообще, наше государство старается все держать в балансе, чтобы каждому народу, независимо от его веры, традиций и обычаев, было комфортно жить в стране.

Ведь одной из главных задач государства является защита интересов всех этносов, которые его населяют.

При Советском Союзе все было намного проще: все считали друг друга братьями, кроме этого, в стране пропагандировался атеизм, и конфликты на религиозной основе были практически невозможны.

Межконфессиональные отношения в наши дни

После распада СССР, с колоссальными изменениями в политике, экономике, социальных отношениях, произошел рост национального самосознания каждого из народов. В результате этого в обществе стали происходить межэтническое расслоение и обособление, которые зачастую перерождаются в национальную непримиримость и нетерпимость.

Все это, естественно, оказало негативное влияние на общество в целом. И для того чтобы сохранить необходимую прочность, государство должно заниматься гармонизацией межконфессиональных отношений, а основой гражданского общества российского государства должно стать признание поликультурного и полиэтнического построения нашей государственности.

Опорой нам будет служить гибкая национальная политика и формирование межнациональных дружественных отношений.

Согласно статье 14 Конституции РФ, Россия является светским государством, поэтому ни одна из существующих в мире религий не должна и не может быть установлена как обязательная государственная.

Ввиду этого все религиозные объединения действуют отдельно от государства и все они равны перед законом.

Из данной конституционной статьи следует, что государство хотя и не против существования той или иной религиозной организации в стране, однако оно не поощряет какую-нибудь одну из них, даже если глава державы исповедует ту или иную религию.

Ведь согласно вышеназванной статье, граждане Российской Федерации могут не быть верующими, могут быть приверженцами любой из существующих религий, и это является их личным выбором и делом.

Однако государство должно взять это под контроль и заниматься гармонизацией межнациональных и межконфессиональных отношений, чтобы между народами, обитающими бок о бок, не возникали конфликты на религиозной почве.

В Советском Союзе этого удалось достичь: и мусульмане, и буддисты, и христиане, и иудеи практически никогда не конфликтовали.

После распада “великой и могучей” многое изменилось, сразу же вспыхнули межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Для того чтобы держать эти процессы под контролем, в РФ был создан Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Далее в статье рассмотрим, что представляет собой этот орган.

Совет при Президенте РФ по межнациональным и межконфессиональным отношениям

Это консультативный орган при президенте страны. Он был создан для обеспечения гармоничного взаимодействия региональных и федеральных органов власти, а также общественных, научных и др.

организаций во время рассмотрения вопросов, которые связаны с реализацией национальной государственной политики. Интересно, что председателем данного совета является В. В. Путин, а его заместителями выступают А.

Хлопонин и С. Кириенко.

цель Совета — совершенствование гос. политики относительно межнациональных отношений, а также решение межрелигиозных проблем на уровне государственном.

Межконфессиональные отношения, как правило, в данном контексте отдельно не рассматриваются. В состав этого правительственного совета входят пятьдесят человек.

Среди них члены Администрации президента РФ, представители правительства и федеральных органов госвласти, различных общественных объединений и научных организаций.

Основные задачи Совета

Первое, на чем акцентируют свое внимание члены совета, – это изучение концептуальных основ, задач и целей национальной политики страны, далее идет определение форм, способов и этапов ее реализации.

На совете чаще всего обсуждается практика реализации системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений.

Для ее образования члены совета занимаются подготовкой предложений, которые в дальнейшем передаются на рассмотрение президенту страны, который, в свою очередь, определяет приоритетные направления государственной национальной политики РФ. Среди задач совета — мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений.

Отделение религиозных объединений от государства

Принцип отделения религии от государства предполагает невмешательство государства, то есть его органов, должностных лиц в те вопросы, которые определяют отношение людей к религии, а также во внутреннюю организацию религиозных объединений, конечно, если их деятельность не несет за собой угрозу сохранению мира в стране и не нарушает ее законы.

С другой стороны, государство ни в коем случае не должно финансировать религиозные организации или пропагандировать те или иные убеждения. А эти объединения, в свою очередь, не должны вмешиваться в государственные дела, они не могут участвовать в выборах органов власти или в управлении деятельностью политических партий.

Однако религиозные служители как индивиды, наравне с другими гражданами, имеют право на участие в политической деятельности страны. В этом и заключается особенность современных межконфессиональных отношений. Так, например, любой служитель церкви может баллотироваться в депутаты и даже, по идее, может выдвинуть свою кандидатуру в президенты.

Участие религиозных конфессий в общественной жизни

Несмотря на то что Россия, согласно действующей конституции, является светским государством, религия, тем не менее, проникает во все области общественной жизни, в том числе и в сферы, которые должны быть полностью отделены от веры, например гос.

органы, школы, наука, армия и образование. Так, например, в средних учебных заведениях России стали преподаваться такие предметы, как «основы религиозных культур». Подобные дисциплины преподаются и в вузах, кстати, в некоторых из них даже есть такая специальность, как «Теология».

Капелланы – военные священники – имеются в армии.

Поскольку граждане России исповедуют несколько религий, то государство должно заниматься формированием системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. Нужно взять все под контроль, чтобы не допустить развития конфликтов.

Несмотря на то что Рождество Христово является праздником исключительно для приверженцев христианской веры, тем не менее этот день объявлен официальным нерабочим праздничным днем в России.

Естественно, для представителей других религий это не может быть праздником, для них он просто нерабочий день, дополнительный день отдыха.

Все три российских президента были приверженцами христианской веры, однако они всегда занимались регулированием межконфессиональных отношений в России. Таким образом, начиная с 2000 года в стране были восстановлены или заново построены более 7000 мечетей. Конечно, отремонтированных христианских сооружений в разы больше, их число составляет около 17 тысяч. Синагог в РФ всего лишь 70.

Что же касается буддистов, то в Северной столице имеется великолепный буддистский храм, который был построен еще до революции 1917 года. Называется он «Гунзэчойнэй». Сегодня это ценнейший туристический объект. Есть информация, что скоро в Москве будет построен новый буддийский храм.

Государство взяло на себя обязанность по созданию условий для удовлетворения религиозных потребностей всех своих граждан, что, по сути, будет способствовать гармоничному развитию межконфессиональных отношений. План действий, которые нужно совершить в данном направлении, был разработан во всех областных администрациях страны.

Взаимодействие религий и конфессий в нашей стране

Давайте еще раз приведем определение данного понятия.

Итак, межконфессиональные отношения — это отношения как между направлениями в рамках одной и той же религии, то есть конфессиями, так и между сообществами и последователями основных мировых религий.

При этом в обществе одна конфессия отличается от другой своей идеологией, самой группой верующих, священнослужителями, сочувствующими им людьми.

Мирное сосуществование конфессий

Испокон веков религиозная принадлежность была очень важным фактором общественной жизни. Сегодня, несмотря на многие преобразования, это также остается актуальным. Стабильность общества во многом зависит от гармоничных межконфессиональных отношений.

Это является залогом здорового общества. Есть еще одна особенность: со временем одна из конфессий в стране становится доминирующей, однако представители других не должны чувствовать себя ущербными и притесненными.

А это произойдет, если государство встанет на сторону доминирующей.

Конкурентные межконфессиональные отношения

Это и является основной проблемой в данном вопросе. Иногда некоторые из представителей того или иного религиозного направления убеждены, что их идеология и вера являются наилучшими и единственно правильными. Именно из-за этого происходит втягивание религии не только в межэтнические, но и в межгосударственные конфликты. Порой религия выступает как сильная сторона.

Причем межконфессиональные отношения и их состояние гораздо больше зависят не от идеологии конфессий, а от настроя и намерений политиков и благоволящих им представителей высшего духовенства. Большую роль здесь играет также уровень развития верующих.

Ведь это напрямую связано с их способностью принимать право людей на свободный выбор без агрессии и высокомерия, а также возможность мирно сосуществовать.

Отношение к иноверным религиозным организациям

РФ является одной из наикрупнейших стран в мире, в состав которой входит огромное количество различных народов, этнических и религиозных групп.

Вот почему государство должно время от времени проводить различные регулирующие мероприятия. Межконфессиональные отношения должны быть если не дружественными, то хотя бы нейтральными.

Особенно когда речь идет о двух самых крупных по численности своих последователей религиях — православии и исламе.

Чаще всего, когда говорят о межконфессиональных и межрелигиозных отношениях, имеют в виду прежде всего взаимоотношения между представителями этих двух религий.

А если посмотреть на проблему шире и представить, что оппонентами выступают не одиночные последователи той или иной веры, а целые страны? Представляете масштаб вероятного конфликта? Поэтому государство должно проводить мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений с учетом всех существующих религиозных группировок.

Мирное сосуществование христиан и мусульман — древняя традиция

Должны с радостью констатировать, что за все годы существования Российской Федерации каких-то серьезных конфликтов на почве веры между представителями этих двух религий практически не было.

На территории нашей страны обитает множество народностей, исповедующих ислам. Многие из них пришли на русскую землю вместе с кочевыми племенами, входящими в Великую Орду, и не ушли после того, как Русь смогла освободиться от монголо-татарского ига.

К ним относятся волжские, сибирские, астраханские и кавказские татары, то есть азербайджанцы.

Поэтому несмотря на то, что сами русские уже более 1000 лет являются христианами, ислам также является коренной религией страны.

Кроме этого, мусульманами являются некоторые кавказские народы – дагестанцы, аварцы, адыгейцы, чеченцы и др. Государство не должно допускать пренебрежительного отношения к интересам своих граждан-мусульман.

Ведь это будет чревато возникновением конфликтов на религиозной почве.

Помимо государства, в этом должны быть заинтересованы и сами руководители религиозных конфессий. Они должны заниматься обнаружением догматических совпадений, вероучительных параллелей, тождественных этических постулатов. Все это, несомненно, будет говорить о перспективности диалогового пути с целью сближения нескольких позиций.

А вот углубление в этнические и догматические детали, естественно, не приведет к сближению, хотя и может способствовать взаимопониманию.

Например, углубленное изучение основ ислама и христианства может привести к нахождению таких поразительных и значимых соответствий, что на этой ниве даже можно будет говорить о близком родстве двух вер.

Тем не менее ученые-богословы понимают, что между этими религиями имеется вероучительная пропасть. Несмотря на это, верха обеих религий должны пропагандировать среди верующих терпимость и толерантность к другим религиям и не способствовать разжиганию межрелигиозных конфликтов, чтобы было возможным мирное сосуществование представителей различных религиозных групп, конфессий на одной земле.

Религиозная толерантность (РТ)

РТ в зависимости от объекта бывает нескольких видов:

  • толерантность по отношению к представителям различных религий, например христиан к мусульманам или буддистов к мусульманам, христиан к буддистам, всех вышеперечисленных религий к иудеям;
  • толерантность по отношению к приверженцам других конфессий в рамках одной религии, например католиков к протестантам, католиков к православным или к представителям Армянской апостольской церкви (все они являются христианами) или же суннитов к шиитам (мусульмане);
  • толерантность представителей крупных религий к различным сектантским движениям, а также толерантность последователей различных сект друг к другу;
  • толерантность между атеистами и верующими.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Несмотря на то что сегодня проводится множество мероприятий по предотвращению подобных конфликтов, совершенно мирного, неконфликтного сосуществования различных конфессий не получается.

Вот почему в данном вопросе очень важно вмешательство государства, которое будет способствовать обеспечению нормальных отношений между религиями, а следовательно, и между конфессиями. Это и есть то, что называется культурой межконфессиональных отношений.

Очень важно обеспечение не только формального, но и фактического равенства перед законом для всех религиозных объединений. А вопрос нейтральности государства в вопросах свободы совести даже не обсуждается.

Источник: https://FB.ru/article/371494/mejkonfessionalnyie-otnosheniya---eto-chto-takoe

Scicenter1
Добавить комментарий