Мировой Дух как абсолютный разум: Согласно Гегелю, история состоит в восхождении Мирового Духа к

Гегель о хитрости мирового разума

Мировой Дух как абсолютный разум: Согласно Гегелю, история состоит в восхождении Мирового Духа к

История оказывается у Гегеля «шествием духа по земле». Здесь корень мистификации, которую претерпевает у Гегеля мировая история. Тем не менее, заслуга Гегеля в том, что история у него окончательно превращается из внешней череды событий в закономерный процесс, имеющий внутреннюю логику.

История, утверждает Гегель, есть «прогресс в осознании свободы». С этой точки зрения он выделяет три этапа в мировой истории: во-первых, древность, когда восточные народы знали, что свободен один, т. е.

деспот; во-вторых, греко-римский мир, в котором было известно, что свободны некоторые, т. е.

свободные граждане, а рабы были несвободны и; наконец, современный Гегелю христианско-германский мир, как его называет Гегель, когда прогресс в осознании идеи свободы дошел до того, что свободны все.

Мировой дух, согласно Гегелю, осуществляет свои цели в истории так, что он заставляет человеческие страсти работать на себя. Люди стремятся к тому, чтобы осуществить свои собственные цели, но, вместе с тем, они осуществляют цели Мирового духа, которые они совсем не имели в виду.

В этом, согласно Гегелю, состоит «хитрость» Мирового разума. Аналогичным образом, утверждает он, действует человек по отношению к природе. В искусственных условиях, созданных человеком, природные тела взаимодействуют по своим законам, но при этом осуществляют человеческие цели.

Свободные действия выдающихся личностей, подобных Наполеону, считает Гегель, продиктованы целями, гораздо более близкими целям Мирового духа. В этом и состоит, по его мнению, особенность выдающихся личностей. Они вернее угадывают «дух эпохи», т. е.

потребности общества, и видят дальше, чем обычные люди. И именно поэтому великие люди действуют свободно, доказывает Гегель, а не потому, что творят историю совершенно произвольно.

Таким образом у Гегеля выходит, что свобода есть осознанная и реализованная человеком необходимость.

По сути в «таинственной руке», действующей в истории, можно без труда узнать историческую закономерность. При этом законы истории предзаданы великому человеку, как и всем другим людям.

Здесь следует вновь напомнить, что гегелевская система отличается преформизмом, суть которого в предзаданности любых законов как историческому, так и природному бытию. У Гегеля выходит, что люди, созидающие свою жизнь, получают готовыми законы собственной жизни. Человек — творец существования, но не сущности истории.

В этом одна из особенностей «философии истории» Гегеля, против которой впоследствии выступят его последователи, и прежде всего К. Маркс.

Здесь нужно уточнить еще один момент в учении Гегеля, связанный с понятием «объективный дух», о котором постоянно упоминает Гегель и в котором легко узнается общественная основа нашей жизни.

Мы часто говорим о «духе эпохи», и в общем знаем, что имеем в виду. Имеются в виду те господствующие настроения, которые свойственны тому или иному обществу в определенные исторические периоды.

Мы говорим также, что та или иная идея витает буквально в воздухе. И от этого не становимся духовидцами.

Просто, как заметил Руссо, всеобщее не есть общее всем. И господствующее настроение, которое царит в обществе, не есть простое механическое сложение настроений отдельных его членов. Оно порождается и усиливается чисто общественными органами: государством, религией, искусством, а в настоящее время так называемыми «средствами массовой информации». К.

Маркс в этом случае использовал термин «общественное сознание». И это опять-таки не сумма сознаний отдельных людей, а обладающее определенной автономией сознание общества. И идеализм в понимании такого сознания начинается только там, где оно объясняется не из определенных условий общественной жизни, а истолковывается как сущее само по себе, как нечто, существующее до всякой реальной истории.

И как раз так в конечном счете поступил Гегель.

Философия истории Гегеля

Философско-историческая концепция изложена Гегелем в курсе лекций под названием «Философия всемирной истории». Сфера истории — это сфера объективного духа, по терминологии Гегеля.

Объективный дух выступает в форме права, морали и нравственности, а нравственность, в свою очередь, объективируется через семью, гражданское общество и государство. Понятие «всемирной истории» впервые появляется у Гегеля как один из моментов в характеристике государства.

Высшей ступенью познания истории Гегель считает философское её постижение. Философское — значит разумное. Разум правит в мире, а значит и в истории. Реальный исторический процесс разумен. Лишь приняв эту установку, мы сможем адекватно постичь тайну истории.

Сущность истории Гегель выявляет в схеме целесообразной деятельности: «цель — средство — результат» Она сложна и реализуется на трех уровнях:

История как сфера индивидуальной человеческой деятельности.

История как национально-историческая форма жизнедеятельности людей.

Собственно всемирная история.

Всемирная история совершается в сфере духа. Дух, в противоположность природе, — это свобода. Поэтому история есть прогресс в сознании свободы. Что бы в истории не происходило, что бы индивиды ни делали, свобода есть та конечная цель, к которой направляется работа всемирной истории.

Начало истории, по Гегелю, характеризуется деятельностью индивидов, которые руководствуются интересами, страстями и т.п. Но поскольку история разумна, она все эти аффектные действия пытается оразумить и для этого выбирает в качестве орудия великих личностей. Гегель называет имена Александра Македонского, Цезаря, Лютера.

Первый взгляд на историю как арену деятельности великих личностей не дает ответа на многие вопросы, в частности, на вопрос о разумности истории. Поэтому, Гегель предлагает второй, более конкретный уровень рефлексии.

На этом уровне центральным понятием является понятие «народного духа». Свобода здесь понимается в контексте национальных особенностей. Средством реализации свободы выступает государство.

И, наконец, третий уровень исторической рефлексии — история как всемирная история. Орудием истории выступает не отдельная личность, а всемирно исторические народы. Гегель выделяет три этапа мировой истории:

Период погружения духа в естественность.

Период сознания свободы.

Период возвышения свободы до её чистой всеобщности.

«Философия истории» Гегеля — первое произведение, в котором философия и история не просто соединены, а взаимно раскрывают друг друга.



Источник: https://infopedia.su/17x9a2e.html

5.4 Философия духа Гегеля

Мировой Дух как абсолютный разум: Согласно Гегелю, история состоит в восхождении Мирового Духа к

Средидругих представителей немецкойклассической философии (Канта, Фихте,Шеллинга) Гегель выделяется своимвниманием к истории. Именно философияистории и философия культуры являютсяпредметом его «философии духа».Духовная культура представлена в нейкак закономерное развитие и постепенноевыявление творческой силы «мировогоразума».

Воплощаясь в последовательносменяющих друг друга образах культуры,безличный мировой дух одновременнопознает себя как их творца. Духовноеразвитие индивида воспроизводит стадиисамопознания «мирового духа»,начиная с акта наименования чувственно-данныхвещей и кончая «абсолютным знанием»,т.е.

знанием тех форм и законов, которыеуправляют изнутри всем процессомдуховного развития — науки, нравственности,религии, искусства. В «Энциклопедиифилософских наук» (1817), произведенииГегеля, излагающем систему абсолютногоидеализма, «Философия духа» являетсятретьей, заключительной частью (после»Логики» и «Философии природы»).

В «философии духа» описывается»возвращение» духа из его природногоинобытия «к себе». Эта часть философииГегеля состоит из учения о субъективном,объективном и абсолютном духе.

Этапы,предшествующие философии духа — этоэтапы эволюции (саморазвития) абсолютнойидеи («мирового разума»).

Абсолютнаяидея — основная категория философииГегеля, обозначающая универсум в егополноте, безусловную и конкретнуювсеобщность, своим содержанием имеетпроцесс своего же собственного раскрытияв виде последовательного движения отабстрактно-общих определении копределениям, обогащённым конкретнымсодержанием, причём каждая ступеньпроцесса представляет собой полаганиеопределённости (тезис), её раскол напротиворечащие смысловые полюса (тезиси антитезис) и «снятие» противоречияв общности более высокого типа (синтез).Первым этапом раскрытия Абсолютнойидеи является логика или, по Гегелю,изображение бога в его вечной сущности.Разворачивая своё содержание от первойкатегории (бытие) до последней (Абсолютнаяидея), логика оказывается абсолютно-конкретнымединством всех категорий, т.е. живойистиной.

Второйэтап самодвижения Абсолютной идеи -природа, т. о. «отпустившая» себя винобытие, растворившаяся в чужом(материи) Абсолютная идея. Раскрываясодержание в «ином», которое положеноею самой, Абсолютная идея по ступенямприроды восходит к духу и возвращаетсяк единству с собой.

Дух- третья и последняя стадия раскрытияАбсолютной идеи — проходит этапысубъективного духа, объективного духаи абсолютного духа, реализуя окончательноесоединение единичного со всеобщим(абстрактного с конкретным) и воплощаяполноту Абсолютной идеи.

Субъективныйдух представляет собой этап становленияотчуждённого существования абсолютнойидеи в природе, когда преодолеваетсяпротиворечие «дремлющего в природе»духовного содержания и природной формы,т.е. бытия вне идеи, и создается дух, т.е.человек и человечество как носителиидеи.

Субъективныйдух, или индивидуальная душа, рассматриваетсяГегелем на трех уровнях: антропологияраскрывает душу как чувствующуюсубстанцию тела; феноменология исследуетпревращение души в сознание по ступеням:сознание — самосознание — разум; психологияпоказывает теоретические и практическиеспособности духа.

Входе своего развития Субъективный духактивно усваивает «данное» емусодержание, осознает себя как субстанциюсвоего тела и переживаний и, наконец,как разумный дух, обладающими свободнойволей.

Разумная воля — субъективносвободная, но ограниченная другимидуховными и телесными сущностями (живымисуществами, личностями), — переходит ксвободной деятельности, создающейправо, мораль, нравственность игосударство, становясь тем самымобъективным духом (объективируясь).

Пройдястадию субъективного духа и подчинивсебе свои состояния, освободив себявнутренне и став разумным свободнымдухом, дух реализует свою свободнуюволю в объективном мире. Индивидуальныйдух на этом этапе должен постичь, чтовсе внешне данное и противостоящее емуесть дух.

Человек подчиняет себе природу,нравственно и политически преодолеваетсвою иллюзорную оторванность от другихлюдей и погружается в скрытое в егоиндивидуальности родовое всеобщее. Наэтом пути приобретается действительнаяиндивидуальность, тождественнаянародному духу. Объективный дух проходиттри стадии развития. На первой стадиион реализует себя в правовых отношениях.

Стадии права противостоит и сменяет еёстадия морали как права субъективнойсознательной воли. Синтезом этих стадийявляется нравственность, реализующаясяв семье, гражданском обществе игосударстве. Поскольку в нравственностисовпадают правовое и моральное, онастановится высшей формой Объективногодуха.

Вершина нравственности -соответствующее своему понятиюгосударство — синтезируя субъективноеи объективное в народном духе, можетстать носителем абсолютного духа, т.е.последней стадии развития духа,раскрывающей содержание и смысл эволюцииабсолютной идеи.

Абсолютныйдух реализует самосознание абсолютнойидеи. Пройдя этапы субъективного духаи объективного духа, дух восходит кабсолютному знанию. Формами знания (исамосознания) абсолютной идеи являютсяискусств, религия и философия.

Духпостигает идею в искусстве через еёобразное созерцание и чувственно внешнееизображение; затем — в религии, осуществляяее образно-эмоциональное переживание;и, наконец, находит адекватную формупостижения идеи в мысли или в философии,которая раскрывает абсолютную идею какмыслящее себя понятие.

Абсолютный дух,таким образом, снимает дуализм идеи иеё порождений, которые оказываютсясредством актуализации духа. Какконкретное единство личности, обществаи смысла Абсолютный дух являетсясвободным, сознательным, бесконечными беспрепятственным самотворчеством.

Философиядуха обосновывается далее Гегелем в»Философии права» (1821). Развитое вфилософии права учение об объективномдухе оказало сильное влияние напоследующее становление социальнойфилософии и социологии.

«Объективныйдух» охватывал у Гегеля сферу социальнойжизни и понимался как сверхиндивидуальнаяцелостность, возвышающаяся над отдельнымилюдьми и проявляющаяся через их различныесвязи и отношения.

Историю Гегельрассматривал в целом как «прогрессдуха в сознании свободы», которыйразвертывается через «дух» отдельныхнародов, сменяющих друг друга висторическом процессе по мере выполнениясвоей миссии.

Идея объективнойзакономерности, прокладывающей себедорогу независимо от желаний отдельныхлиц, нашла свое отражение в учении Гегеляо «хитрости мирового разума»,пользующегося индивидуальными интересамии страстями для достижения своих целей.

Из»философии духа» Гегеля вытекалиопределённые социально-политическиеследствия.

Поскольку в философскойсистеме Гегеля человечество пришло кпознанию абсолютной истины (в форменаучной философии), постольку и времяи место, где творил Гегель — Германиявремен кайзера Вильгельма, являетсявысшим этапом исторического развития.

Здесь явно присутствует идеологическийоттенок, направленный на увековечиваниемонархического строя. Но социально -политические следствия не ограничиваютсяэтим. Гегель дал аргументы для развитиянемецкого национализма.

Он учил, чтоэтому, якобы осуществляющемуся в Германиивысшему этапу развития идеи, соответствуети наиболее совершенная немецкая системаобщественного и государственногоустройства, а немецкий народ являетсяизбранным народом. Что же касается всехдругих народов мира, то они, по Гегелю,или уже сыграли свою роль в истории, иливообще не способны к самостоятельнойисторической роли.

Источник: https://studfile.net/preview/3873883/page:49/

Мировой дух и абсолютная идея. Ступени развития абсолютной идеи

Мировой Дух как абсолютный разум: Согласно Гегелю, история состоит в восхождении Мирового Духа к

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа.

Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи.

Все, что существует на свете, — лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три ступени:

ступень логики — безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логи ческих категорий;

ступень природы, понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; наэтой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий в конечном счете материальность природы своей духовной деятельностью; •

ступень духа — история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает самое себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума — в самопознании.

Эти три ступени развития абсолютной идеи Гегель отразил в структуре своего основного труда — «Энциклопедии философских наук». Последнюю составили три книги (три стадии развития мирового духа):

«Наука логики»«Философия природы»«Философия духа»
Абсолютная идея сама по себе Учение о бытии Учение о сущности Учение о понятии Инобытие абсолютной идеи Механика Физика Органическая физика Абсолютная идея в духе Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух

Под «субъективным духом» у Гегеля следует понимать сознание человека; «объективный дух» — это семья, гражданское общество, государство; абсолютный дух последовательно воплощен в искусстве, религии и философии.

Диалектическое развитие мирового духаТаким образом, действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. Для истории философии такой взгляд далеко не новость (систем объективного идеализма к тому времени было создано уже немало).

Своеобразие же построений Гегеля заключалось в том, что «мировой разум» получился у него в итоге каким-то очень живым, беспокойным, ищущим, в общем — весьма живописным субъектом, несмотря на всю свою безличность.

Он очень динамичен, этот «дух» -постоянно занят перевоплощением, реализуясь то в природе, то в человеческой истории, пробуя свои силы то в оформлении спокойно-величественного восточного мира, то стимулируя геройку мира греко-римского, то ищет свое отражение в зеркале искусства и религии, то созерцает себя в философских абстракциях.

Он частенько посмеивается над людьми («ирония истории»), беззастенчиво пользуется ими для достижения своих целей (как сказал бы А. Эйнштейн: «коварен, но не злонамерен»). Но в итоге, развивая человеческую историю, мировой дух оказывается этаким «прогрессистом» образца XIX в., в общем вполне удовлетворенным результатом проделанной работы.

Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключалась главным образом

(1) в представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;

(2) усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;

(3) последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.

Вклад Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.

«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения» — — этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 г., можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики.

«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью»,1 — утверждает философ.Тезис — антитезис — синтезПротиворечие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей.

Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).

Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве.

Это касается и гегелевской трактовки взаимоотношений различных философских систем: они сменяют друг друга, наращивая все новые открытия, которые не пропадают во времени, а переходят из одной системы в другую, причем каждый раз в новом качестве (т.е. меняется место и значение того или иного фрагмента знания в общей картине мира).

Составляющая первооснову мира (по Гегелю, разумеется) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде — тезису, антитезису и синтезу.

Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа — праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).

«Чистые логические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи — это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, универсальные формы мышления, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.).

Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке (таких систем, начиная с Аристотеля, было создано немало), но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», взаиморефлексирующими, порождающими и обусловливающими друг друга.

Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных воз-можностей, т.е. силою логики, мысли, духа.

Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.

Три части «философии духа»У Гегеля «философия духа» распадается на три части: субъективный дух (сознание человека), объективный дух (право, мораль, нравственность, т.е.

семья, гражданское общество и государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Лишь в последнем, т.е.

абсолютном духе, дух мировой обретает некоторое успокоение — ведь он добрался, наконец, до цели, познал сам себя.

Абсолютной эту форму духа Гегель называет потому, что в ней дух не связан с конечным определением и полностью свободен. Он эволюционирует от чувственного созерцания (искусство) к представлению (религия) и от него к мышлению в понятиях (философия).

Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мыслях», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.

Гегель сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего — он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е.

исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности. Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.

Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_264978_mirovoy-duh-i-absolyutnaya-ideya-stupeni-razvitiya-absolyutnoy-idei.html

25. Гегель — 28вопросов

Мировой Дух как абсолютный разум: Согласно Гегелю, история состоит в восхождении Мирового Духа к

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.)

Немецкий философ, поэт, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа.

Учение Гегеля оказало огромное влияние на формирование марксистской мысли, мировоззрение Фейербаха и философию жизни.

В «Лекциях по философии религии» Гегель размышляет о свободе, соотнося ее с проблемой назначения человека, его природы.

Гегель приводит два противоположных определения человека — «человек по природе добр» и «человек по природе зол», пытаясь сопоставить эти два понятия и показать не столько их различия, сколько неотделимость одного от другого.

Художественное и научное творчество Гегеля занимает уникальное положение в культуре рубежа XVIII—XIX вв.

Характерной его особенностью является стремление к универсальному, цельному знанию, понимание и видение мира как совокупности живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия, где нет, считал мыслитель, ничего «устойчивого, ничего покоящегося, законченного», где все, напротив, «зыбится в непрестанном движении».

Познание мира возможно, если «держаться во всем естественности и видеть вещи такими, каковы они на самом деле», т.е.

«жить в идее», изучать явления в пластической цельности, преодолевая дуализмы между Богом и миром, языком и вещью, субъективным переживанием и внешним событием.

Природа и человеческое познание находятся в глубоком соответствии (видимого и видящего, света солнц и глаза), поэтому познание природы человеком, по мнению Гегеля, есть вместе с тем самопознание природы через человека.

Утверждая, с одной стороны, полнейшее тождество внутреннего и внешнего, видимого и невидимого, сущности и явления, Гегель, с другой стороны, переживает природу как сокровенность, тайну, которая, как он считает, постигается человеком лишь в отблесках, отражениях, пронизывающих весь мир природы и нравственности.

Основные сочинения Гегеля — «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812—1815 гг.), «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯГ. В. ГЕГЕЛЯ. МЕТОД И СИСТЕМА

Гегель– второй (после Канта) выдающейся представитель немецкий классическойфилософии, создатель систематической теории диалектики на основе объективногоидеализма.

СамГегель называл свою философскую систему “абсолютным идеализмом”. Абсолютныйидеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь природный идуховный мир единым понятием.

За основу своей системы объективного идеализмаГегель взял концепцию тождественности мышления и бытия, духа и природы,субъекта и объекта.

Ядро такой тождественности составляет мировой дух (разум)или Абсолютная идея.

Чтотакое “Абсолютная идея”? По, Гегелю, Абсолютная идея – это разум, мышление,разумное мышление. В обыденном понимании идея – это определяющее понятие,лежащее в основе теоретической системы, плана, замысел или главная мысльхудожественного, научного или политического произведения. У Гегеля Абсолютнаяидея (мировой разум) есть все во всем.

Это субстанция, которая составляетсущность и первооснову всех вещей.

“Разум есть субстанция, а именно то,благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие, разум естьбесконечная мощь, потому, что разум не настолько бессилен, чтобы ограничиватьсяидеалом долженствования и существовать как нечто особенное лишь внедействительности, неведомо где, в головах некоторых людей”. (Гегель Г. В. Ф.Соч. в 14 – ти томах. М. 1929 – 1959.

Том 8, стр. 10). Таким образом,Абсолютная идея (разум) есть первоначало или субстанция всего существующего.Ясно, что абсолют Гегеля это не что иное, как оторванное от мира,абсолютизированное и обобщенное сознание человека как вида.Исходное понятие мирового разума (мирового духа) у Гегеля многогранное. Вчастности, этот абсолют у Гегеля есть:

1.        единство субстанции и субъекта;

2.        он вечный, содержит в себе все возможные явления действительности – природы,общества, человека;

3.        в самом себе он имеет источник саморазвития и движущего принципа этогосаморазвития.

Универсальнаясхема творческой деятельности “мирового духа” раскрывается у Гегеля на основепроцесса саморазвития “Абсолютной идеи”. В процессе саморазвития Абсолютнаяидея проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактно– общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Первымэтапом самораскрытия Абсолютной идеи является логика. По Гегелю, логика – этонаучно – теоретическое осознание Абсолютной идеи. Через логику Абсолютная идеяраскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная отсамых бедных – бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д.

икончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями химизма, биологизма,познания и т. д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся всостоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. И по форме, ипо содержанию категории не даются в чувственно — воспринимаемом материале.

Какчистые мысли и ступени развития идеи они сами по себе содержательны и поэтомусоставляют сущность вещей.

Следующийэтап саморазвития – природа, т. е. неорганический и органический мир. Философияприроды наиболее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естествознание ипоэтому в философии природы можно встретить много неточностей, ошибок. Гегельочень низко оценивает природу.

Природа, по Гегелю, это необходимое в процессеразвития Абсолютной идеи, но все же вспомогательное средство. Создавая природу,или точнее, превращаясь в природу, Абсолютная идея опредмечивает себя, и темсамым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечныхчувственных, телесных единичностей.

По Гегелю, Бог создает природу с той целью,чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух, который всвоем развитии проходит несколько стадий.

Первойстадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух.Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии,феноменологии и психологии.

Антропология раскрывает душу как чувственнуюсубстанцию. Феноменология исследует превращение души в создание по ступеням:сознание – самосознание – разум.

Психология показывает теоретические ипрактические способности духа.

Второйстадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный духохватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальнаяцелостность, которая возвышается над отдельными людьми и проявляется через ихразличные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали,нравственности, государстве, религии, искусстве.

Высшейформой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютнымдухом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества напротяжении тысячелетий развития всемирной истории.

Другимисловами, это – духовная деятельность сменяемых друг друга поколений. Такимобразом, Абсолютный дух – это та же Абсолютная идея, скрыто работающая вчеловеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений. Это ихвнутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

Хотяпонятия “Абсолютная идея” и “Абсолютный дух” у Гегеля нередкоупотребляется в одном и том же значении, все же не следует упускать различие уэтих понятий. Идея – это субстанция, чистая всеобщность.

Дух – это та же идея,но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельностилюдей, начиная от низших, чувственных форм и кончая абсолютным знанием. ВАбсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи, мышления и бытия.

Естественно, может возникнуть вопрос: когда же произошло и почему вообще на каком– то конкретном историческом этапе могло произойти это событие? И здесь Гегельпопадает в зависимость от логики развития системы. Всякая система, но егомнению, должна быть завершена, т. е., давать окончательные ответы напоставленные вопросы.

Движение Абсолютной идеи, а следовательно, и всегопредметного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг. УГегеля получается, что высшей формой и концом развития Абсолютной идеи, где онаосознает самое себя и весь пройденный ею путь и становиться Абсолютным духом,является философская система самого Гегеля.

Отныне восходящее движениеАбсолютной идеи прекращается, и дальнейший процесс движения может быть мыслимкак замкнутый круг, пустое повторение идеей пройденного пути. Отсюда неизбежновытекали социально – политические следствия.

Поскольку в философской системеГегеля человечество пришло к познанию абсолютной истины, постольку и время, иместо, где творил Гегель – Германия времен Кайзера Вильгельма, — являетсявысшим этапом исторического развития. Здесь явно присутствует идеологическийоттенок, направленный на увековечение монархического строя.

Но социально –политические следствия не ограничиваются только этим. Гегель дал аргументы дляразвития немецкого национализма. Он утверждал, что этому, якобыосуществившемуся в Германии высшему этапу развития идеи, соответствует инаиболее совершенная немецкая система общественного и государственногоустройства, а немецкий народ является избранным народом. Что же касается всехдругих народов мира, то они, по мнению Гегеля, или уже сыграли свою роль вистории, или вообще не способны к самостоятельной исторической роли.

Вопределенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля.Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов вовсеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Диалектическийметод в философии встречался и до Гегеля. Родоначальником диалектики можносчитать Сократа и софистов.

Согласно их учению, диалектика – это искусствоведения спора. Вместе с тем диалектика разрабатывалась в философии как методанализа действительности. Например, учение о развитии Гераклита (“Pan terei”),учение Зенона, Канта и др.). Однако только Гегель придал диалектике наиболееразвитую и совершенную форму.

Он характеризовал диалектику как движущую душуистинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь инеобходимость.

Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит втом, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорийфилософии и сформировал три основных закона диалектики: законвзаимопроникновения противоположностей, закон перехода количественных измененийв качественные и закон отрицания отрицания.

Источник: https://www.sites.google.com/site/28voprosov/25-gegel

Scicenter1
Добавить комментарий