МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ: , докса и эпистеме (греч. ???? ??? ????????), категории др.-греч.

Эпистема — это… Понятие, основные принципы теории, формирование и развитие

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ: , докса и эпистеме (греч. ???? ??? ????????), категории др.-греч.

«Эпистема» — это философский термин, производный от древнегреческого слова ἐπιστήμη (epistēmē), которое может относиться к знаниям, науке или пониманию. Он происходит от глагола ἐπίστασθαι, что означает «знать, понимать или быть знакомым». Далее это слово будет сокращаться до буквы Э.

По Платону

Платон противопоставляет эпистему понятию «докса», которое обозначает общее убеждение или мнение. Эпистема также отличается от слова «техне», которое переводится как «ремесло» или «прикладная практика». Слово «эпистемология» происходит от эпистемы. Если говорить простыми словами, эпистема — это своего рода гиперболизация понятия «парадигма».

По Фуко

Французский философ Мишель Фуко использовал термин épistémè в специальном значении в своей работе «Порядок вещей» для обозначения исторического — но не временного — априорного суждения, которое обосновывает знание и его дискурсы и, таким образом, является условием их возникновения в определенной эпохе.

Утверждение Фуко об «épistémè», как отмечает Жан Пиаже, было схоже с понятием парадигмы Томаса Куна. Тем не менее есть решающие различия.

В то время как парадигма Куна представляет собой всеобъемлющую «коллекцию» убеждений и предположений, которые приводят к организации научных мировоззрений и практик, эпистема Фуко не ограничивается только наукой. Она включает в себя более широкий круг рассуждений (вся наука сама подпадает под систему эпохи).

Смена парадигмы Куна является следствием ряда сознательных решений, принятых учеными для решения забытого набора вопросов. Эпистема Фуко же является чем-то вроде «гносеологического бессознательного» эпохи.

Суть знаний об определенной эпистеме основана на наборе изначальных, фундаментальных допущений, которые настолько фундаментальны для Э., что они эмпирически «невидимы» для ее составляющих (таких как люди, организации или системы). То есть их не может познать обычный человек. Как утверждал М.

Фуко, формирование эпистемы классической рациональности — сложный и многогранный процесс.

Более того, концепция Куна соответствует тому, что Фуко называет темой или теорией науки. Но Фуко проанализировал, как противоположные теории и темы могут сосуществовать в науке.

Кун не ищет условий возможности противостояния дискурсам в науке, но просто ищет инвариантную доминантную парадигму, управляющую научными исследованиями.

Эпистема же стоит над любыми дискурсами и парадигмами и, по сути дела, определяет их.

Фуко пытается продемонстрировать конститутивные пределы дискурса и, в частности, правила, обеспечивающие его продуктивность. Фуко утверждал, что, хотя идеология может проникать в науку и формировать ее, она не должна этого делать.

На представления Куна и Фуко, возможно, повлияло представление французского философа науки Гастона Башлара о «эпистемологическом разрыве», как, впрочем, и некоторые идеи Альтюссера.

Эпистема и докса

Начиная с Платона, идея эпистемы сопоставлялась ​​с идеей доксы. Этот контраст был одним из ключевых средств, с помощью которых Платон создал свою мощную критику риторики. Для Платона эпистема была выражением или утверждением, выражающим суть любого учения, т. е., была как бы его сердцевиной. Докса же имела гораздо более узкое значение.

Мир, приверженный идеалу эпистемы, — это мир ясной и твердой истины, абсолютной уверенности и стабильного знания. Единственная возможность для риторики в таком мире состоит в том, чтобы, так сказать, «сделать правду более эффективной». Предполагается, что между открытием истины и ее распространением существует определенная пропасть.

Можно утверждать, что мы даже не были бы людьми без нашего владения эпистемой. Проблема скорее заключается в том, что от имени эпистемы мы утверждаем: то знание, которым мы обладаем — единственно верное. Так нас заставляет говорить принятая в данный момент Э.

Она имеет важное значение для нашей самоидентификации как людей, так же как и «техне». Действительно, наша способность объединять оба эти понятия отличает нас от других существ и от людей, живших в прошлом, а также от различных видов искусственного интеллекта.

У животных есть техне, а у машин есть эпистемы, но только у нас, людей, есть и то, и другое.

Археология знаний Мишеля Фуко

Археологический метод Фуко пытается раскрыть позитивное бессознательное знания.

Термин, которому посвящена статья, если говорить шире, обозначает набор «правил формирования», которые составляют разнообразные и гетерогенные дискурсы данного периода и ускользают от сознания сторонников этих различных дискурсов. Это основа всякого знания и общепринятого мнения.

Позитивное бессознательное знания также отражено в термине «эпистема». Это условие возможности дискурса в данном периоде, априорный набор правил формирования, которые позволяют дискурсам и точкам зрения появляться на свет.

Критический этос

Отстаивание Фуко критического этоса через нашу историческую онтологию основывается на стремлении Канта и его заинтересованности исследовать пределы нашего разума.

Однако проблема Фуко не в том, чтобы понять, какие гносеологические пределы мы должны соблюдать, чтобы не превышать их. Скорее, его забота об ограничениях связана с анализом того, что дано нам как универсальное, необходимое, обязательное знание.

Ведь на самом деле представления об обязательном и необходимом знании меняются от эпохи к эпохе в зависимости от Э.

Критический проект Фуко, как он сам объясняет, не является трансцендентным в кантовском смысле, а носит исключительно исторический, генеалогический и археологический характер. Обдумывая его методологические подходы, а также чем его цели отличаются от целей Канта, Фуко утверждает, что его версия критики не стремится сделать метафизику наукой.

Принципы и правила

В своих работах философ Мишель Фуко обрисовывает то, что его археология стремится раскрыть. Это исторические принципы или априорные правила.

Учитывая данную историзацию априори, требования к знаниям являются частичными, исторически ограниченными. Поэтому они всегда открыты для пересмотра.

Из множества дискурсивных событий, которые анализирует философ, археология знаний изучает исторические закономерности и понятия об истинности. Такова суть эпистемы в философии.

Задача генеалогии, по крайней мере, одна из них, состоит в том, чтобы проследить различные непредвиденные обстоятельства, которые сформировали нас как людей и наши представления о мире.

В целом критический философский дух Фуко стремится придать широкий и новый импульс свободе мышления. И у него это получается весьма удачно, ведь он считается одним из главных философов постмодерна. Эпистема — это самый важный термин в философии постмодернизма.

Понимание ее очень интересно и познавательно, но разобраться достаточно сложно.

Источник: https://FB.ru/article/459984/epistema---eto-ponyatie-osnovnyie-printsipyi-teorii-formirovanie-i-razvitie

Слово мнение

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ: , докса и эпистеме (греч. ???? ??? ????????), категории др.-греч.

Мнение

МНЕНИЕ — одно из важнейших проявлений общественного и индивидуального сознания, совокупность связанных между собой суждений, заключающих в себе скрытое или явное отношение, оценку к.-л. явлений, процессов, событий и фактов действительности.

Философская энциклопедия

МНЕНИЕ (греч. δόξα) — суждение, выражающее чувственное отношение к чему-нибудь — оценку, взгляд и т. п. В античной философии докса была противопоставлена логосу как истинному знанию.

Философская энциклопедия

МНЕНИЕ — выражение представления о каком-либо фрагменте действительности, не имеющее достаточно полного и надежного обоснования. М. чаще всего базируется на одностороннем, несистематизированном восприятии какого-либо события или идеи.

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

Мнение — точка зрения, которой придерживаются и которую выражают в форме гипотезы. Термин употребляют с коннотацией, что этого мнения придерживаются осознанно и что оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

МНЕНИЕ В основном – точка зрения, которой придерживаются и которую выражают в виде гипотезы. Этот термин употребляется с коннотациями, что этого мнения придерживаются осознанно и оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах или данных.

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ докса и эпистеме (греч.), категории др.греч. теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Уже у Ксенофана (фр. В 34) «точность» провозглашается прерогативой божеств. субъекта…

Философская энциклопедия

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ, — докса и эпистеме, категории др.-греч. теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Уже у Ксенофана (фр. В 34) «точность» провозглашается прерогативой божеств. субъекта…

Советский философский словарь. — 1974

Мнение аудитора

Мнение аудитора Мнение аудитора — выраженный в установленной форме: — вывод аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, который аудитор обязан привести в своем заключении…

Словарь финансовых терминов

МНЕНИЕ АУДИТОРА — выраженный в установленной форме вывод аудитора (аудиторской организации) о достоверности в целом (недостоверности, достоверности с оговорками)…

Термины аудиторской деятельности

МНЕНИЕ АУДИТОРА — выраженный в установленной форме вывод аудитора о достоверности во всех существенных аспектах в целом, недостоверности, достоверности с оговорками бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта в целом или нек-рых ее частей…

Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — 2004

Особое мнение

Особое мнение (англ. Minority Report или Separate opinion), лат. votum separatum — термин в юриспруденции, обозначающий мнение члена коллегиального органа, не согласного полностью или частично с решением, принятым большинством данного органа.

ru.wikipedia.org

ОСОБОЕ МНЕНИЕ – изложенное в письменном виде мнение судьи, оставшегося в меньшинстве при ании и не согласного с решением или приговором (см.) по делу, принятым большинством судей.

Советский юридический словарь. — 1953

«Осо́бое мне́ние» (англ. Minority Report) — фантастический триллер Стивена Спилберга по мотивам повести Филипа Киндреда Дика. 2054 год. Джон Андертон — сотрудник системы предупреждения преступлений «Precrime»…

ru.wikipedia.org

Коллективное мнение

Коллективное мнение совокупность оценочных суждений, выражающих мнение большинства членов коллектива по отношению к тому или иному вопросу. Это разновидность общественного мнения, существующего в обществе как социально-психологический феномен.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива.

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — 2003

Коллективное мнение — разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества, данного коллектива.

Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. — 1992

Общественное мнение

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

ru.wikipedia.org

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью или публикой, к событиям и фактам социальной действительности.

Философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — в наиболее общем значении — это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом.

Социология: Энциклопедия. — 2003

Мнение о предпочтениях акционеров с точки зрения налогообложения

Мнение о предпочтениях акционеров с точки зрения налогообложения — в отношении дивидендной политики фирмы — убеждение, в соответствии с которым акционеры предпочитают прирост капитала выплате дивидендов.

glossary.ru

Мнение о предпочтениях акционеров с точки зрения налогообложения — в отношении дивидендной политики фирмы — убеждение, в соответствии с которым акционеры предпочитают прирост капитала выплате дивидендов.

Словарь финансовых терминов

Опрос общественного мнения

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (survey research) Изучение на научной основе политического поведения масс началось в 1930-х гг. с открытия, что правильно спланированное исследование поведения небольшого числа людей может дать более точный прогноз…

Политика: толковый словарь. — М., 2001

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (survey research) Изучение на научной основе политического поведения масс началось в 1930-х гг. с открытия, что правильно спланированное исследование поведения небольшого числа людей может дать более точный прогноз…

Политика: толковый словарь. — М., 2001

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — (opinion poll) Опрос с использованием техники маркетинговых исследований, когда внимание уделяется мнению по проблемам политики.

Словарь бизнес терминов. — 2001

Опросы общественного мнения (opinion polls)

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).

Джойс П. 101 ключевая идея политика. — М., 2002

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (оpinion polls) Исследования, призванные выявить отношение или определить предполагаемое или реализованное поведение действующих лиц на политической сцене.

Политика: толковый словарь. — М., 2001

Опросы общественного мнения (opinion polls) Можно проводить различие между двумя типами О. о. м. — в одном точность рез-тов опроса может оцениваться на основе последующего события; в др. собираются мнения…

Психологическая энцклопедия

Русский язык

Мне́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

Мне́ни/е [й/э].

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова мнение

Мнение аналитиков: у «медведей» есть цель. Мнение аналитиков: у медведей есть цель.

Высказывая свое мнение, примадонна руководствовалась чувством жалости к ребенку.

ну так она видимо подумала что вы по городу так рассекаете,высказала свое мнение!

Однако некоторые специалисты не разделяют мнение надежды бразильского футбола.

В итоге, скорее всего, придут к консенсусу, хотя учитывать мнение РФ будут в меньшей степени.

Они были неуважительными и оскорбительными и никак не отражают моё личное мнение.

Такое ощущение, что ему наплевать на моё мнение, перебивал при разговоре и начинал темы о своём.

У меня менялось мнение по этому поводу, особенно после первых игр второй части чемпионата.

Хозяева требовали желтую карточку нарушителю правил, но у судьи свое мнение на этот счет.

Хочется услышать ваше мнение о предстоящих соперниках по группе: испанцах, немцах и голландцах.

Источник: https://wordhelp.ru/word/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера

МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ: , докса и эпистеме (греч. ???? ??? ????????), категории др.-греч.

Гносеология— философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая.

В отличие от эпистемологии, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции ‘субъект — объект’.

Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением.

Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.

Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут быть: — индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями; — группа (коллектив) — общество в целом.

Общество считается универсальным (трансцендентальным — по Канту) субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. В настоящее время нет возможности представить познание вне общества.

Поэтому, с одной стороны — познание каждого человека обусловлено состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Особую роль в познании играет язык.

Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека. Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот.

Один человек, являясь субъектом познания, в то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свои ощущения, чувства, мысли. поведение.

Порой грани между субъектом и объектом трудноуловимы или отсутствуют вовсе.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Зна́ниев широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений.

Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. 3на́ния фиксируются в образах и знаках естественных и искусственных языков.

Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).

Вера – акт принятия чего –либо.

Вера – это особая реальность, специфический компонент сознания.

Вера – механизм оправданности всякого чувственного образа.

Основные свойства веры: ценность или устойчивость.

Функции веры:

1.Компенсаторная

2.Санционирующая

3.Антивизитирующая

4.Эвристическая

5.Организующая

6.Терапевтическая (исцеляющая)

16. Познание

Это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Практика — материальная деятельность человека.Различают материальную и духовную практику.

Материальная практика существует как самостоятельный род деятельности человека или в качестве компонента или условия какой-либо духовной деятельности. Практика как материальный труд есть высшая и универсальная форма материальной активности.

Практика, труд — это сущность человека в действии, выражение всеобщей, универсальной природы человека как микрокосмоса, высшей ступени развития материи. Живое только приспосабливается к среде,становится в отношение к конечной среде.

Человек обладает уникальной способностью преобразовывать вещи, а эта способность может принадлежать только существу, являющегося итогом бесконечного развития материи,несущему в себе бесконечность, поставленному в отношения бесконечности самим процессом своего возникновения их этой бесконечности,бесконечного мира, преобразуя мир, человек преобразует себя, проходит путь от примитивного существа первобытнообщинного строя, «частичного и разделенного» человечка к целостному и всестороннему человеку со«свободной индивидуальностью.Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру, суть которого заключается в том, что в отличие от представителей животного мира, человек не просто приспосабливается к окружающей среде, а активно преобразует ее. Этот способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и определяется как практика. Именно практика выявляет место человека в структуре бытия, еговзаимосвязи с живой и неживой природой, с социальной действительностью,его включенность в систему материальной и духовной культуры, благодаря практике раскрывается сущность человека. Структура практической деятельности представляет собой единство объект-субъектных и субъект-субъектных связей, где человек может выступать и как субъект и как объект практических действий. Таким образом, взятая в качестве общеисторического процесса, практика предстает как единство предметно-материальных изменений природы и социальных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.Цели познавательной деятельности, проблемы определяются общественно-исторической практикой. В конечном счете, практика является целью процесса познания.

Знание — это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей мыследеятельносги отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

во-первых, знание — это способности, умения, навыки, которые приобретаются людьми в процессе их жизнедеятельности; во-вторых, любая информация, несущая максимум правдоподобных (адекватных) сведений об объекте; в-третьих, особый квант знания, который является познавательной формой отношения человека к действительности, существующий параллельно с другим — практическим отношением.

Если знание — информация об окружающем мире и самом человеке, то незнание— отсутствие таковой. Естественно более разработанной является категория «знание», при этом знание рассматривается как некий информационный результат познавательного процесса, его итог, откладывающийся в человеческой культуре и создающий ориентировочную основу поведения людей.

Знание представлено через символы, образы, суждения, понятия, теории. Незнание регистрируется и существует в таких формах, как задача, вопрос, проблема, парадокс, противоречие. Чувственно-эмоциональная сторона незнания отражена словами неведение, тайна.

Незнание реализуется только в самом процессе познания и не имеет прикладного значения, те неприменимо для утилитарных практических нужд и потребностей человека. Чем больше человек получает знаний, тем более он проваливается в пропасть незнания. Во-вторых, незнание выполняет природосохраняющую функцию.

В условиях, когда в обществе сложились стереотипные нормативные знания, незнание поддерживает жизнь общества за счет экспансионистской предметной активности человека. А это способствует сохранению природы в алгоритме ее эволюционного, имманентного развития. В-третьих, в сфере науки, незнание выполняет функцию его постоянного катализатора, оно — предусловие нового знания.

В-четвертых, катализаторская функция незнания касается не только научного, но и обыденного познания. Потребность в незнании присуща каждому человеку, а тем более, если он творчески мыслит. Конструктивное незнание несет в себе парадоксы и неожиданности, которые стимулируют мыслительную активность.В-пятых, незнание выполняет функцию психологической защиты человека от нежелательного для него знания.

17. Вера

Принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в подтверждении и доказательстве со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную ценность.

Вера означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Так, напр., мы безусловно верим в существование внешнего миpa самого в себе (независимо от его явления для нас), признаем такое его существование бесспорною истиною, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные доселе философами, строгой критики не выдерживают и, во всяком случае, спорны и не разрешают всех сомнений. Если вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретичекого познания и ясного сознания вообще. Осования веры лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их. Она есть более или менее прямое или косвенное, простое или осложненное выражение в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, общее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответствующая ей вера. Так, всего сильнее мы верим в бытие внешнего миpa, потому что эта вера лишь отражает в нашем сознании тот первоначальный, простой и неустранимый факт, что мы, т. е. данный субъект, есть часть общего бытия, член всемирного целого. Так как этот факт предшествует всякому мышлению и познанию, то и определяемая им вера не может быть устранена никаким мыслительным и познавательным процессом. От веры в собственном смысле следует различать уверенность и доверие Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно ,либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. Проблема веры и знания одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного и опытного знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени .По М.Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, — такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия (Sosein) и наличного бытия. Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание — знание ради божества. Его называют искупительным знанием. Объяснение— важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования (и соответственно тот его этап, на к-ром эта функция выполняется), состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя О. осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону (законам). О. может быть атрибутивным, субстанциальным, генетическим (в частности, причинным), контрагенетическим (в частности, функциональным), структурным и т. д. По своему механизму О. делятся на О. через собственный закон и О. с помощью моделирования. О. тесно связано с описанием, как правило, основывается на нем и, в свою очередь, составляет базу для научного предвидения.Понимание— присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов “мира человека”. Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений (Значение и смысл). П. и есть процесс выработки, постижения, освоения их человеком. Гл. функция П. связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. П. развивается в процессе общения людей, во взаимодействии различных культур. Исходные донаучные виды П.— освоение языка, П. других людей (в сопереживании, диалоге), П. социальных норм, знаков, символов — складываются в непосредственном жизненном процессе.

Истина

— правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется “истинным”; см. Истинный. Согласно Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, букв.

– “нескрытность”) является откровенностью бытия.большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью.

Проблема истины достаточно сложна.

1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи.

До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается (алетейя — несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства.

Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.

2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция.

Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр.

— вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.

3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость».

В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии».

Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.

5. Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной.

Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.

Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.

Истина одновременно:

1. субъективна и объективна (этот человек порядочный);

2. абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);

3. относительна и абсолютна (пример с атомом).

Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.Ложь — намеренное искажение верного.Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло.

Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной).

Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину.

В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к.

философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название «абсолютная истина», отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму.

Последний в общих чертах сводится к утверждению, что «всякая истина относительна», которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима.

Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике.

Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.

Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.
Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.Критерии истины
Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами:

1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности;

2) позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность) суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт. В качестве дополнительных критериев истинности такого знания служат:

• согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; • простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;

• внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.



Источник: https://infopedia.su/1x95f0.html

Scicenter1
Добавить комментарий