Модель коммуникативного процесса: В современной литературе существуют различные модели

Коммуникация: понятие, модели, современная интерпретация

Модель коммуникативного процесса:  В современной литературе существуют различные модели

Коммуникации в современной литературе определяются или как действие (в качестве одностороннего процесса передачи сигналов без обратной связи), или как процесс взаимодействия (двусторонний процесс обмена информацией), или как коммуникативный процесс, коммуникаторы в котором непрерывно и поочередно выступают в качестве получателя и источника информации.

В соответствии с точками зрения, представленными в научной литературе, разные модели коммуникации появляются на основании различных задач, стоящих перед исследователем. Исследователи разделяют их по разным параметрам:

  • социологическим;
  • психологическим;
  • семиотическим.

Модели коммуникации по Г. Г. Почепцову

В соответствии с подходом Г. Г. Почепцова выделяют модели коммуникации:

  • психологические и социологические модели коммуникации;
  • модель коммуникации с точки зрения PR, пропаганды и рекламы;
  • семиотические модели коммуникации — в социологии и психологии были разнообразные модели коммуникации. Анализ коммуникации осуществляется активно на основании их современных подходов;
  • модели имиджевой коммуникации;
  • модели мифологической коммуникации;
  • модели психотерапевтической коммуникации;
  • модели пропагандистской коммуникации;
  • модели аргументирующей коммуникации.

Модель коммуникации по Ф. И. Шаркову

Подход основывается на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Данная модель представлена концепциями системного подхода, структурного функционализма, компьютерной футурологии, технологического детерминизма, информационного общества и др.

Социальные коммуникации в этом подходе базируются на системных функциях и связях. Коммуникативные технологии ставят перед собой задачу сконструировать необходимый образ субъекта и определенных социальных связей в системе.

Данную модель можно сравнивать с принципами классической кибернетики, предполагающими жесткий контроль над деятельностью системы, одновременно исключая все ненужные элементы и взаимосвязи.

Современные модели коммуникаций

Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.

Авторитарная модель – данная модель базируется на жестком административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Эта модель описана исследователями Д. Маккуэйлом и У. Шраммом.

Двусторонняя асимметричная модель — в данную модель включают обратную связь, при этом сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что и формирует асимметрию определенного рода. Двусторонняя асимметричная модель — одна из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом, появившаяся в 20-е гг. XX в.

Двусторонняя симметричная модель – в данной модели симметрия формируется посредством сбалансированного отношения между отправителем и получателем сообщений. Появилась в 60-70-е гг. XX в., описана Т. Хантом и Дж. Груингом.

Неклассическая методология — базируется на когнитивной модели субъектно-объектных отношений касательно объекта. Ю. Хабермас, немецкий философ, автор данной методологии, предпочитал постулаты позитивной науки в изучении и анализе социальных субъектов.

Инструментом осуществления практических интересов человека он называл межличностные коммуникации («интеракции») как способ высвобождения, эмансипации от различного рода влияний (политики, экономики и т.п.) и принуждений. Ю.

Хабермас различает «истинные» коммуникации и «ложные» коммуникации, обосновывает «техническую рациональность» транспозиции технических методов и средств на межличностные коммуникации.

Постнеклассический подход природу социального сводит к субъектно-субъектным отношениям, при этом объектность исключая.

Общество в соответствии с данным подходом рассматривается в качестве сети коммуникаций, а коммуникациям свойственна возможность самоописания общества и его самовоспроизводства (принципы аутопоэзиса и самореферентности Н. Лумана).

Коммуникация в этом случае выступает в качестве активной самоорганизующаяся среда, где самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согласования переживаний и действий присутствующих участников коммуникации.

Общество охватывает все действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие воспринимается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и производится в ней в соотнесении (коммуникации) с иными действиями-событиями.

Не останавливаясь детально на всех моделях, рассмотрим самые известные модели.

Модель Аристотеля

Аристотель выделял три компонента в процессе коммуникации: «Оратор — Речь — Аудитория». В варианте современной обработки модель выглядит так: «Коммуникатор — Сообщение — Коммуникант».

В своем труде «Риторика» древнегреческий философ писал:

«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)». 

На первый план в устной речи ставится ораторское искусство. Однако необходимо отметить, что во времена Аристотеля речь ораторов предназначалась не только для произнесения, а и для прочтения. Об этом Аристотель упоминает в произведении «Риторика» (кн. 3, гл. 12), подчеркивая самодостаточность письменной речи.

Таким образом, представленная модель является универсальной: она описывает коммуникативный акт в устной и письменной формах. 

Элементы «Оратор — Речь – Слушатель» хоть и в незначительно измененном виде, присутствуют и в последующих моделях. Греческое искусство риторики оставалось практически неизменным вплоть до XX в. Лишь с ходом развития массовых коммуникаций посредством телевидения, кино, радио, и под воздействием потребности в совершенствовании методов коммуникации классическая модель подверглась изменениям.

Модель Лассуэлла 

 В 1948 г. Г. Лассуэлл, американский ученый, предложил свою модель коммуникации, которая стала классической моделью в социологии массовой коммуникации. Формула Г. Лассуэлла –  не только модель, отражающая структуру коммуникационного процесса, но и модель исследования данного процесса, его отдельных элементов и структуры.

Таблица 1 – Формула Г. Лассуэлла

Кто сообщает? КоммуникаторАнализ управления
Что?Сообщение (информация)Анализ содержания
Кому?Коммуникант (аудитория) Анализ аудитории
По какому каналу? Канал передачи Анализ средств и каналов
С каким эффектом? Обратная связьАнализ результата

Согласно данной структуре Г. Лассуэлл определял ряд разделов исследования коммуникации, каждый из которых дает ответ на соответствующий поставленный вопрос:

анализ управления процессами массовой коммуникации – ответ на вопрос «кто?» рассматривает факторы, открывающие и направляющие сам акт коммуникации (это сам коммуникатор в первую очередь);

анализ содержания передаваемых сообщений –  сюда входит статистический анализ количества упоминаний того или другого фактора и событий в СМИ;

анализ средств и каналов, с применением которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих массмедиа);

анализ аудитории (специализированной, массовой), которая является жизненно важной для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекают социологические службы, результаты анализа которых используют профессиональные вещательные корпорации, рекламодатели и т.д.;

анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздействия, в целях удобства часто объединяемый с разделом «анализ аудитории»; так как исследования Г.

Лассуэлла относились к деятельности СМИ, то в первоочередно изучалось их воздействие на аудиторию; результативность коммуникации в целом оценивалась на основании появления интереса к сообщению либо отсутствии данного интереса.

Модель Г. Лассуэлла как одна из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации получила широкое признание. Это обусловлено ее удачной формулировкой, которая дает возможность включать не только теоретические положения, но и большое количество эмпирических данных.

В 1968 г. Г. Лассуэлл разработал более подробный вариант своей модели коммуникации. Данная модель также предполагает анализ процесса коммуникации посредством ответов на ряд вопросы:

  • «кто?»;
  • «в какой ситуации?»;
  • «с каким намерением?»;
  • «используя какую стратегию?»;
  • «с какими ресурсами?»;
  • «с каким результатом?»;
  • «оказывает влияние на какую аудиторию?».

Эта модель отражает бихевиористский подход к коммуникации, заключающийся в простом воздействии коммуникатора на реципиента, который является объектом, так либо иначе реагирующим на принятую информацию.

Таблица 2 — Модель коммуникации Г. Лассуэлла

КТО? Данный вопрос связывается с установлением источника информации, который может и не совпадать с коммуникатором, который непосредственно ее передает (это могут быть как разные лица, так и одно лицо). Это необходимо определить для установления верного ответа на следующий вопрос.
В КАКОЙ СИТУАЦИИ?Ответ на этот вопрос связан с выявлением того, в какой ситуации — благоприятной, нейтральной или неблагоприятной — реализуется коммуникативный акт. Необходимо, при этом, установить наличие искусственных и естественных барьеров между аудиторией и коммуникатором, которые мешают доведению необходимой информации до адресата, и постараться минимизировать уровень их влияние.
С КАКИМ НАМЕРЕНИЕМ? Этот вопрос – ключевой. Только определив истинную цель коммуникации, можно думать о подборе необходимых данной цели средств (канала, сообщения, коммуникатора), о выборе целевой аудитории и т.п. Верное понимание цели (инструктирование, информирование или мотивирование аудитории) является определяющим элементом в подборе других компонентов коммуникации в целях ее эффективности.
ИСПОЛЬЗУЯ КАКУЮ СТРАТЕГИЮ?Ответ на данный вопрос поможет верно выбрать стратегию, и в итоге, обеспечить самый эффективный способ по достижению цели (в нашем случае — эффективной коммуникации). Стратегия является не только определением перспективных целей, но и подбором рациональных путей и средств их достижения. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь наличием ресурсов, особенностями аудитории, характером цели. При выборе оптимальной стратегии руководствуются решением ряда задач: обеспечение эффективной, быстрой и надежной обратной связи; обеспечение возможно более полной информации. Бывают случаи, когда из-за отсутствия нужных элементов приходится отказываться от прекрасно разработанной стратегии.
С КАКИМИ РЕСУРСАМИ?Отвечая на этот вопрос, необходимо понимать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов — коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.
С КАКИМ РЕЗУЛЬТАТОМ?Отвечая на этот вопрос, мы подразумеваем оценку итога совокупных усилий участников коммуникационного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в знаниях и установках, убеждениях или поведении получателя информации.
НА КАКУЮ АУДИТОРИЮ?Данный вопрос связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективная коммуникация связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей). Поиск «своей» аудитории и умение подобрать к ней соответствующие средства и способы коммуникативного влияния требуют высокого профессионализма и владения методами и методиками конкретных социальных исследований.

Формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла является одновременно и моделью исследования коммуникативного процесса, и развернутым планом коммуникативного действия.

Одновременно, данной модели присущ существенный недостаток — она монологична, в состав модели не входит обратная связь, благодаря которой коммуникация рассматривается не однонаправленно и не «сама по себе», а в качестве двустороннего процесса и в ее отношении к политическому, экономическому, культурному, социальному и другому контексту.

Это важно для массовой коммуникации, в первую очередь, в кризисных ситуациях жизни общества, актуализирующих результаты деятельности СМИ и ее трактовку в массовом сознании общественности.

Модель бихевиоризма 

Джон Б. Уотсон (1878-1958), основатель бихевиоризма,  в основу коммуникации ставил не язык как систему, конструкцию, а речевые сигналы, манипулирование которыми предоставляет возможность влияния на индивида. Поведение личности он сравнивал с системой скрытых и видимых реакций в модели «стимул-реакция».

Сторонники бихевиоризма в радикальной форме все общественные процессы и явления сводили к интерактивности между стимулами, которые воздействуют на человека, и реакциями на данные воздействия.

Закрепление реакций, в соответствии с их теорией, подчиняется «закону упражнения», в соответствии с которым частое повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует данные реакции.

Модель Шеннона — Уивера

К. Шеннон и У. Уивер в 1949г. разработали математическую теорию коммуникации. Разработана эта теория первоначально была в целях отделения фоновых шумов от полезной информации, которая передается источником. Преодоление шумов, по Шеннону, может быть достигнуто посредством применения избыточности сигналов (повторения частей сообщения в целях предупреждения коммуникативной неудачи).

Избыточность в коммуникации, согласно К. Шеннону, можно достичь при многократным повторении информации, или ее дублировании с применением иных каналов связи.

Таким образом, появляется модель двух — или многоканальной коммуникации. Достоинством данной модели является то, что с ее возникновением появилось представление о количестве и скорости передаваемой информации.

Модель Шеннона – Уивера, вместе с этим имеет и ряд ограничений:

  • абстрагированность от сущности передаваемой информации (все внимание обращено лишь на ее количество);
  • механистичность (в основном отражает технические способы коммуникации, а индивид в нее включается лишь как «источник» или «приемник» информации);
  • отсутствие обратной связи, однонаправленный линейный характер коммуникативного процесса.

Циркулярная (циклическая) модель коммуникации 

Была предложена в работах Ч. Осгуда и У. Шрамма.

У. Шрамм полагал, что коммуникация не может быть рассмотрена как линейное взаимодействие, так как это цикличный процесс, и в процессе коммуникации ее участники (получатель и источник) периодически меняются местами.

Коммуникация, таким образом, определяется как двусторонний процесс связи, когда и получатель информации, и отправитель в одинаковой степени взаимодействуют один с другим, обмениваясь сигналами (сообщениями), в результате чего коммуникация трансформируется в диалог.

Собственно механизм «обратной связи» делает процесс коммуникации более эффективным.

Двухканальная модель речевой коммуникации 

Разработана В. П. Морозовым, отечественным психологом, в которой коммуникация показана в виде двухканальной системы, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В. П. Морозовым коммуникация представлена как двухканальный процесс, который состоит из речевого лингвистического, вербального и экстралингвистического невербального каналов.

Данная теория базируется на схеме Шеннона, в соответствии с которой каждая система коммуникации является взаимодействием ряда основных частей:

  • источника информации — человека, который передает информацию;
  • сигнала – транслирует информацию в закодированном виде;
  • слушателя или приемника – обладает навыком декодировать информацию.

В этой модели была учтена роль функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной.

Двухступенчатая модель коммуникации

Исследования роли масс-медиа выявили, что спустя две недели влияние полученного сообщения не падает, а, совершенно наоборот, растает. Данная ситуация обуславливается обсуждением информации и сообщений получателями с теми, кого принято называть  «лидеры мнений».

Так, из одноступенчатой модели коммуникации (СМИ — получатели) появляется двухступенчатая (СМИ — лидеры мнений — получатели). Если в первой модели главным условием является передача информации, то во второй в действие вступает процесс передачи влияния.

Отсюда следует вывод о первенстве межличностной коммуникации над массовой при стремлениях убедить аудиторию.

Опора на «лидеров мнения» является опорой на уже существующие в данном сегменте общества коммуникативные и социальные сети, что является более эффективным, чем формирование каких-то новых сетей.

Теория «Спираль тишины/молчания»

 «Спираль тишины/молчания» была разработана Э. Ноэль-Нойман. В соответствии с данной теорией средства массовой коммуникации могут производить манипуляции общественного мнения за счет передачи слова меньшинству вместо большинства.

В соответствии с ее гипотезой человек, который ощущает себя в меньшинстве, не высказывает свое мнение, тем самым становясь частью большинства. Когда же масс-медиа производят коррекцию картинки реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает. В массовой коммуникации, таким образом, представленной оказывается лишь одна сторона. Иная сторона замыкается в себе. 

Функция общественного мнения формируется в социальном контроле. Результатом того, что индивид не хочет очутиться в изоляции, является то, что он либо перемещается на позиции большинства, или молчит. К данной области также относится отмеченное многими учеными явление «присоединения к победителю» в ходе ания.

 Э. Ноэль-Нойман пишет: «Дважды мне приходилось наблюдать «сдвиг последней минуты», давление общественного мнения, что приносило кандидату дополнительные 3-4% . Лазарсфельд, будучи свидетелем этого явления, еще в 1940 г.

во время выборов американского президента назвал его «эффектом оркестрового вагона», за которым следуют другие. Согласно же общепринятому объяснению, каждому как бы хочется быть с победителем, считаться тоже победителем».

 

Основой данного явления считают страх человека, который является по своей природе, существом социальным, и оказаться в изоляции одиночества не хочет.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/modeli-kommunikatsii/

Модели массовой коммуникации

Модель коммуникативного процесса:  В современной литературе существуют различные модели

Модели массовой коммуникации

Коммуникация сложный процесс, который изучается различными научными направлениями. В настоящее время формируется новая отрасль научного знания – Теория коммуникации.

Маркетологам необходимо иметь представление о моделях коммуникации, поскольку планирование маркетинговых коммуникаций включает постановку целей и анализ.

В зависимости от точки зрения, возможно выделение для детального анализа различных элементов процесса коммуникации.

Выделяя цель коммуникации, и рассматривая различные характеристики, присущие элементам системы коммуникации возможно построение схемы анализа системы с целью максимально эффективного достижения поставленной цели. Для анализа  коммуникации как системы используются модели коммуникации, предложенные авторами в различное время.

Базовые модели массовой коммуникации

В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования.

Моделирование может быть определено как представление объекта моделью, которая подобна структуре данного объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительно самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте.

В рамках изучения коммуникации возможно построе­ние разного рода моделей, которые соответствуют пос­тавленным перед исследователем или практиком задачам. Процессы коммуникации являются ключевыми в челове­ческой цивилизации, что обуславливает множественность возможных моделей коммуникации.

Модели коммуникации, о которых вы можете прочитать на сайте “маркетинг для практиков”:

В некоторых из статей даны ссылки на первоисточники.

Большинство базовых моделей коммуникации связаны с исследованием массовых коммуникаций, поскольку, как сказано в работе «Коммуникативные компании» «В определенных случаях кампании (имеются в виду пропагандистские кампании), создают идеальные ситуации для изучения человеческого поведения при коммуникации и для развития теории коммуникации». [Эверетт M. Роджерс Дж. Коммуникационные кампании.]

В своей работе «Общая теория социальной коммуникации» А. Соколов исходит из того, что механистические модели коммуникации представляют собой частный случай процесса коммуникации.

Он говорит: «Руководствоваться технической трактовкой социальной коммуникации в метатеоретических построениях нельзя, потому что она относится к частному случаю коммуникативной деятельности». [Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации // СПб.

Изд-во Михайлова, 2002] Тем не менее, большинство авторов, например, Панфилова, Почепцов и другие используют их при моделировании процесса коммуникации.

Г. Почепцов в своей книге “Теория и практика коммуникации” [Почепцов Г. Теория коммуникации. // Москва: “Рефл-бук”, 2001] представляет обзор 30 теорий и моделей коммуникаций, которые являются результатами исследований различных аспектов этого явления: от лингвистической и театральной до разведывательной и конфликтологической.

В статьях показано развитие классических моделей массовой коммуникации, оказавших наибольшее влияние на развитие теории коммуникации.

Модели коммуникации, отражают лишь наиболее характерные черты реального процесса коммуникации, и отражают лишь наиболее существенные ее элементы. В то же время, эта упрощенность, отражает те цели, которые ставил перед собой исследователь, создавая ту или иную модель.

Каждая модель отражает то состояние теории коммуникации как науки, которое существовало на момент создания модели.

Поэтому, рассматривая развитие моделей по мере их создании и опубликования, можно проследить взгляды ученых на процесс коммуникации, а так же наиболее актуальные проблемы, теории коммуникации, которые привлекали их внимание в этот период.

Модель Лассуэла

Модель Лассуэла является первой в ряду других моделей коммуникации. В ней отражается интерес исследователей, в первую очередь, к результату коммуникации. Как сообщение, передаваемое коммуникатором, влияет на реципиента.

Естественно, в этом случае коммуникация рассматривается как односторонний процесс. Модель не учитывает ни внешнюю среду, ни внутренние установки коммуникантов.

Основное внимание исследователя сосредоточено на эффекте коммуникации:  сообщение -> результат.

Модель коммуникации Лассуэлла

Развивая и уточняя модель Г. Лассуэла, Р. Брэддок ввел в модель элементы, которые являются существенными, а именно: цель, которую преследует коммуникатор и влияющие на процесс убеждения факторы. В то же время основное внимание так же осталось на процессе убеждения, а процесс коммуникации, рассматривался, как односторонний процесс: цель -> результат.

Модель Шеннона – Уивера

Модель К. Шеннона, являлась иллюстрацией процесса коммуникации к его математической модели коммуникации. Свое внимание он сосредоточил на правильности передачи данных через канал связи, на который воздействуют искажающие первичное сообщение помехи. Достоинством его модели, явилось то, что он ввел в нее понятия, которые сделали ее наиболее универсальной, из простых моделей.

Кроме того, он показал необходимость принимать во внимание процессы кодирования и декодирования сообщения, которые так же влияют на правильность принятия сообщения. Тем не менее, и в этой модели, процесс коммуникации рассматривается как однонаправленный.

Основное внимание в модели сосредоточено на соответствии переданного и принятого сообщения: переданное сообщение ->  принятое сообщение.

Модель коммуникации Шеннона-Уивера

Модель Шрамма

Модель В. Шрамма, в отличие от существовавших до него моделей, сконцентрировал внимание на установлении взаимоотношения между коммуникантами. Кроме того, он первым включил в свою модель опыт, который имеют коммуниканты и который влияет на результаты процесса коммуникации.

Логичным развитием модели, стал переход к модели коммуникации, как циркулярному процессу.

В отличие от всех предыдущих моделей, Шрамм и Осгуд обратили внимание в своей модели на то, что коммуникация является циркулярным процессом, а внимание было сосредоточено на взаимодействии двух субъектов коммуникации: коммуникатор -> реципиент.

Модель коммуникации Шрамма

Модель Гербнера

В модели Г. Гербнера внимание сосредоточено на том, каким образом информация о событии преобразуется в сообщение.

Эта модель, прежде всего, рассматривает событие, как информацию, представляющую интерес для субъекта, который ее воспринимает, В то же время, в этой модели использованы подходы Шрамма, рассматривающие процесс кодирования информации, как важный этап процесса коммуникации.

  В отличие от предыдущих моделей, он не уделяет достаточного внимания декодированию сообщения, ограничиваясь его созданием. Таким образом, акценты модели можно выразить в паре: событие -> сообщение.

Модель коммуникации Гербнера

Модель Ньюкомба

Модель Т. Ньюкомба относят к социально-психологическим моделям и внимание в ней сосредоточено на взаимодействии коммуникантов в зависимости от отношения каждого из них к какому-то объекту (или событию).

Она представляет интерес, поскольку, с одной стороны, является одной из первых моделей, в которой коммуникация рассмотрена под данным углом зрения, с другой, поскольку предлагает рассматривать процесс коммуникации с учетом не только информационных, но и психологических аспектов: (психологические аспекты) коммуникатор -> реципиент (психологические аспекты).

Модель коммуникации Ньюкомба

Модель Уэстли – Маклейн

Модель Уэстли и Маклейн, обобщила практически все основные модели, которые были предложены исследователями к моменту ее создания. Так, видно, что в ней учтены Прежде всего,  ее отличает принятие модели Ньюкомба, как модели взаимоотношения двух субъектов по отношению к внешнему объекту.

В модели видно и влияние модели Гербнера в отношении формирования сообщения на основании восприятии события. Наконец, в модели учитывается цикличность взаимодействия между коммуникантами. В отличие от предыдущих моделей, она рассматривает в качестве реципиента аудиторию, и, соответственно, может представлять коммуникацию любого уровня.

Таким образом, модель Уэстли и Маклейн, можно рассматривать, как универсальную модель коммуникации, акцентирующую внимание на паре: событие -> аудитория.

Модель коммуникации Уэстли и Маклейн

Модель Д. Берло

Модель Д. Берло акцентирует внимание на деталях системы коммуникация, рассматривая различные характеристики коммуникантов, сообщения и канала коммуникации.

Таким образом, достоинством этой модели, можно назвать то, что она показывает то, что любую из подсистем коммуникации можно рассматривать с какой угодно степенью детализации, а суть модели, представить парой: элемент коммуникации à характеристики элемента.

Модель коммуникации Берло

Модель ДеФлера

Учитывая накопленный опыт, ДеФлер, предложил в своей модели уточнить модель Шеннона-Уивера, введя в нее канал обратной связи, идентичный прямому. Таким образом, он совместил в своей модели Шеннона-Уивера и Шрамма-Осгуда.

Свое внимание он уделил, в первую очередь на согласовании одинакового восприятия информации, переданной с помощью сообщений между коммуникантами.

При этом суть модели соответствует модели Шеннона, но несколько видоизмененной, а именно – правильность восприятия не сообщения, а информации, передаваемой с помощью этого сообщения:  (информация) коммуникатор -> реципиент (информация).

Модель коммуникации ДеФлера

Модель Малецке

Модель Малецке, фактически обобщает накопленный опыт и предлагает системную модель коммуникации, в области массовой коммуникации.

Если взглянуть на модель, которую предлагает Малецке, то, очевидно, что процесс коммуникации рассматривается с точки зрения взаимодействия систем коммуникатора и реципиента.

При этом, в рамки той или иной системы, могут быть включены любые элементы, которые исследователь сочтен необходимым рассмотреть в рамках анализа коммуникации. Таким образом, данную модель можно отразить в паре: система коммуникатор -> система реципиент.

Модель коммуникации Малецке

Модели коммуникации: автор и год создания

Рассматривая годы создания моделей коммуникации, можно сказать, что основной период созданию моделей пришелся на пятидесятые годы прошлого века, как наиболее активный начальный период развития теории коммуникации.

Модели коммуникации – автор и год создания

В последующие годы модели коммуникации продолжали создаваться, различными авторами, например, системная модель коммуникации (1972 г.) голографическая модель Броуна (1987 г.), фрактальная модель коммуникации и другие, ссылки на которые встречаются в литературе. Это говорит об актуальности данного метода для изучения процесса коммуникации.

Источник: https://marketing-course.ru/models-mass-communication/

7.Модели и типы коммуникационного процесса

Модель коммуникативного процесса:  В современной литературе существуют различные модели

Линейная,интерактивная и трансакционнаякоммуникации. Модели Аристотеля,Шеннона-Уивера, де Флера, Лассуэла,Якобсона, Морозова. Линейные и циклическиемодели коммуникации. Особенностисемиотической модели коммуникации:треугольник Пирса.

В основе межличностнойкоммуникации лежат различные мотивы,цели и задачи ее участников. В качестведетерминанты этого вида коммуникациимогут выступать передача или получениекакой-либо информации, побуждениепартнера к совершению действий, намерениеизменить его взгляды, стремление оказатьэмоциональную поддержку и т.д.

Взависимости от этих факторов принятовыделять несколько моделеймежличностной коммуникации. 1. Наиболее широкоераспространение получила линейнаямодель,рассматривающая коммуникацию какдействие, в рамках которого отправителькодирует идеи и чувства в определенныйвид сообщения и затем отправляет егополучателю, используя какой-либо канал(речь, письменное сообщение и т.п.).

Еслисообщение достигло получателя, преодолевразного рода «шумы», или помехи, токоммуникация считается успешной. Даннаямодель привлекает внимание к некоторымважным моментам в процессе коммуникации.Это — влияние канала, по которомуполучено сообщение, на реакцию получателя.

Так, признание в любви при встрече сглазу на глаз будет воспринято совсеминаче, чем прочитанное в письме илиуслышанное по телефону. Также линейнаямодель обращает внимание на «шум»,помехи, искажающие сообщение.

К нимотносятся как физические (людное, шумноепомещение), так и психологические (онисвязаны с физическим или эмоциональнымсостоянием человека, мешающим емуадекватно воспринимать сообщение)помехи. Но у этой модели есть недостаток— она рассматривает коммуникацию какоднонаправленный процесс, идущий ототправителя к получателю.

Поэтому модельгодится для описания письменнойкоммуникации, воздействия средствмассовой информации, где получательсообщения рассматривается как объектвоздействия. 2. Другой модельюмежличностной коммуникации являетсятрансакционнаямодель. Онапредставляет коммуникацию как процессодновременного отправления и получениясообщений коммуникаторами.

Ведь в каждыйконкретный момент времени мы способныполучать и декодировать сообщениедругого человека, реагировать на него,и в то же самое время другой человекполучает наше сообщение и отвечает нанего. Таким образом, акт коммуникацииневозможно отделить от событий, которыеему предшествуют и следуют за ним.

Этамодель обращает наше внимание на тообстоятельство, что коммуникация — этопроцесс, в котором люди формируютотношения, постоянно взаимодействуядруг с другом. Данная модель намноголучше описывает процессы коммуникации,чем линейная. 3. Существуеттакже интерактивная,или круговая модель,межличностной коммуникации.

Онапредставляет собой не просто процесспередачи сообщения от отправителя кполучателю, в ходе которого первыйкодирует, а второй декодирует информацию.Важным элементом этой модели являетсяобратная связь. Это — реакция получателяна сообщение, которая выражается вответном сообщении, направляемомотправителю.

Введение обратной связинаглядно демонстрирует кругообразныйхарактер коммуникации: отправитель иполучатель сообщения последовательноменяются местами. Даннаямодель состоит из следующих элементов:отправитель (источник) — кодирование— сообщение — канал — декодирование— получатель — обратная связь. В этомпроцессе создаются различные помехи,«шумы», препятствующие эффективнойкоммуникации.

Эффективностькоммуникации характеризуется тем, чтопереданная информация должна бытьпонята в соответствии с ее первоначальнымзначением. Поэтому коммуникация — этоне только передача, но и пониманиеинформации. • Отправитель (источник)— создатель сообщений, им может бытькак человек, так и организация (хотя влюбой организации сообщения составляютлюди).

• Кодирование — превращениесообщения в символическую форму. •Сообщение — информация, идея, радикоторой осуществляется коммуникация.Оно состоит из символов, может бытьустным, письменным или визуальным. •Канал — путь физической передачисообщения, средство, с помощью которогопередается сообщение. Он может бытьмежличностным и массовым.

• Декодирование— расшифровка сообщения, которая врезультате различных помех может бытьболее или менее адекватной. • Получатель— объект, которому передается сообщение.Им так же может быть как отдельныйчеловек, так и организация.

• Обратнаясвязь — принятое сообщение вызывает уполучателя какую-то реакцию, так как врезультате коммуникации у него произошлиизменения в знаниях, установках,поведении.

Согласно этой моделипроцесс межличностной коммуникацияначинается с того, что отправитель,которым является человек, обладающийтолько ему свойственным жизненнымопытом, устойчивой картиной мира, модельюего восприятия, в какой-то конкретнойситуации составляет сообщение, преследуяопределенные цели. Его сообщение можетбыть как вербальным, так и невербальным.

Отправитель должен стремиться к тому,чтобы его послание было как можно болеепонятным, четким и убедительным.Подготовленное сообщение кодируется,то есть превращается в символическуюформу. После этого оно по выбранномуканалу передается получателю.

Могутбыть использованы речь, письмо, а такжедоступные сегодня средства связи, средикоторых все большую роль играютэлектронные средства передачи информации.Получатель — это также человек со своимиличностными характеристиками, безусловно,отличными от качеств отправителя.

Поэтому, когда получатель принимаетсообщение и декодирует его, расшифровкапослания происходит не полностью, а счастичными искажениями. Затем получательреагирует на сообщение на когнитивном,эмоциональном или поведенческом уровнеи обеспечивает обратную связь. Она тожеявляется сообщением, которое проходитте же этапы, пока не придет к отправителю.

На этапах кодирования, передачи идекодирования информации возможныпомехи. При кодировании помехи возникаютиз-за ограниченного количества символов,неточности в самом послании. Во времяпередачи сообщения помехи носят восновном технический характер (плохаяслышимость, видимость и т.п.).

Придекодировании получатель сообщения всилу иного жизненного опыта, социальногоположения и других причин может приписатьсимволам, использованным в сообщении,иное значение, чем отправитель, и в силуэтого понять послание не так, как хотелотправитель. Поэтому эффективностькоммуникации тесно связана с уменьшениемпомех. Можно свести к минимуму техническиепомехи при передаче сообщения, нужностремиться к максимальному упрощениюязыка послания. Но унифицировать процессывосприятия информации, носящиеиндивидуальный характер, полностьюневозможно. Поэтому эффективностькоммуникации никогда не будет абсолютной. К психологическим компонентамакта коммуникации прежде всего относятсякоммуникативное намерение, замысел ицель, то есть мотивационная сторонаобщения. Они определяют, что, зачем ипочему хочет сообщить автор получателю,а также понимание сообщения, то естькогнитивную составляющую. Коммуникативноенамерение— это желание вступить в общение сдругим человеком. Такое намерениеприсутствует у вас, когда вы приглашаетекого-то на прогулку, но отсутствует,если вы идете гулять в одиночку. Замыселсообщения— это информация в исходном виде, которуюавтор хочет передать получателю, проект,идея предстоящего сообщения. Целисообщения обычно делятся на две группы:ближайшие, непосредственно выражаемыеавтором, и более отдаленные, долговременные.Среди ближайших целей обычно выделяютинтеллектуальные, связанные с получениеминформации, выяснением позиций и мнений,разъяснением и критикой. Также естьцели, связанные с установлением характераотношений: развитие или прекращениекоммуникации, поддержка или отвержениепартнера, побуждение к действию

Процесскоммуникации легче всего представитьв ее наиболее простой форме, то есть каксообщение и передачу определенныхданных. Но любая информация передаетсяс помощью той или иной системы знаков.Для этого необходимы отправитель,получатель, инстанция посредничества.Отправитель зашифровывает свою информациюс помощью кода или знаковой системы.

Взаимопонимание между партнерами покоммуникации в этом случае может бытьдостигнуто только тогда, когда междуними заранее было установлено содержаниеи значение используемых кодов и знаков.Успех коммуникации достигается лишь втом случае, если участники коммуникацииобладают общей возможностью интерпретацииопределенного знака.

Эти процессыявляются важнейшими элементамикоммуникативного акта. Поскольку человекне владеет телепатией и не способенпередать электрические импульсынепосредственно из своего мозга в мозгпартнера, то возникает необходимостьзашифровать свои мысли, чтобы потомпередать их вербально или невербально.

При межкультурной коммуникации каждаякультура представляет собой системукодов, которая распространяет своедействие на повседневные отношения,социальные и культурные нормы и т.д. Этикодовые системы культур, как правило,несопоставимы между собой или в лучшемслучае сопоставимы только ограниченно.

В связи с этим в процессе коммуникацииприобретает важное значение проблемакодирования и декодирования информации. Кодирование— это процесс зашифровки наших мыслей,чувств, эмоций в форму, узнаваемуюдругими. Для этого человек используетсимволы, которые могут быть письменными,вербальными, невербальными, математическими,музыкальными и т.д.

Набор таких символовявляется сообщением. Декодирование— это процесс получения и интерпретациисообщений, получаемых человеком извне.Он связан с расшифровкой символов,составляющих сообщение.

Способы кодирования и декодированиясообщений формируются под влияниемопыта человека, который понимается нетолько как индивидуальный опыт, но икак опыт группы, к которой принадлежитчеловек, а также опыт той культуры,представителем которой этот человекявляется, осваивает ее в процессеинкулыурации.

Модель Аристотеля:

Оратор — Речь —Аудитория.

Эта триада, правдав несколько ином звучании, — “коммуникатор— сообщение — коммуникант” присутствуетво всех последующих моделях коммуникации,составляя ядро всех моделей.

Модель Лассуэла

Полвека назадамериканский политолог Г.Лассуэлл началсвою знаменитую статью, положившуюначало исследованиям политическойкоммуникации, с логической схемы:“Наиболее подходящий способ описаниякоммуникационного акта состоит в том,чтобы ответить на следующие вопросы:Кто? Что сообщает? По какому каналу?Кому? С каким результатом?

МодельШеннона-Уивера

МодельШеннона – Уивера описывает коммуникациюкак линейный и однонаправленный процесс.

Вначале источникинформации создаетсообщение(в более общем случае – последовательностьсообщений), которое затем поступает впередатчик,где принимает форму сигнала,адаптированного для передачи по каналусвязи, ведущему к приемнику.Приемник восстанавливает сообщение изполученногосигнала.

Затем восстановленноесообщениедостигает адресата.В процессе передачи сигнал обычноискажается шумом,или помехами,которые возникают, например, приодновременной передаче несколькихсообщений по одному каналу.

Наложениепомех приводит к тому, что переданныйи полученный сигнал будут в большей илименьшей степени отличаться друг отдруга. Соответственно, сообщение,созданное источником информации, исообщение, которое получил адресат каксигнал, восстановленный приемником,так или иначе будут иметь разноесодержание, вплоть до того, что иногдаони даже могут не совпадать в смысловомотношении.

В отличие от формулыЛассуэлла, модель Шеннона – Уивераоказывается значительно ближе кдействительности. Она нагляднодемонстрирует, что передаваемые поканалам связи сообщения отнюдь не всегдаприводят к ожидаемому результату.

Однакоздесь так же, как и в формуле Лассуэлла,отсутствуют принципиально важные длявластно-управленческих отношенийэлементы обратной связи.

В результатепроцесс управления предстает лишь какединичный и далеко не всегда эффективныйакт: “источник информации” не имеетвозможности контролировать действия“адресата” и, соответственно,корректировать свои последующиеуправляющие воздействия таким образом,чтобы поведение “управляемого” всеболее и более приближалось к заданному.Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшемэто стали связывать с понятием энтропиии, наоборот, негэнтропии) и избыточности.

Энтропия(шум) в теории коммуникации связана стеми внешними факторами, которые искажаютсообщение, нарушают его целостность ивозможность восприятия приемником.

Негэнтропия(отрицательная энтропия) связана с темислучаями, когда неполное или искаженноесообщение все же получено приемником,благодаря его способности распознатьсообщение, несмотря на искажения инедостающую информацию.

Избыточность– повторение элементов сообщения дляпредотвращения коммуникативной неудачи,средства против энтропии.

В дальнейшем этамодель получила развитие и перерослав двухканальную модель коммуникации.Был введен еще один важный компонент –обратная связь.

Коммуникационнаямодель Р.Якобсона

Если коммуникативнаясистема “Я — ОН” обеспечивает лишьпередачу некоторого константного объемаинформации, то в канале “Я — Я” происходитее качественная трансформация, котораяприводит к перестройке самого этого“Я”.

В первом случае адресант передаетсообщение другому, адресату, а самостается неизменным в ходе этого акта.

Во втором, передавая самому себе, онвнутренне перестраивает свою сущность,поскольку сущность личности можнотрактовать как индивидуальный наборсоциально значимых кодов, а набор этотздесь, в процессе коммуникационногоакта, меняется

Этамодель не учитывала реакции коммуникантана сообщение источника в виде обратнойсвязи. Но именно обратная связь делаеткоммуникацию двусторонним процессом(диалогом), позволяя каждой из сторонкорректировать свои действия и цели.Циркулярная или циклическая моделькоммуникации была предложена  вработах У.Шрамма и Ч. Осгуда.

Шраммполагал, что было бы слишком большимзаблуждением рассматривать коммуникациюкак линейный процесс, у которого естьначало и есть конец.

В действительностиэто процесс бесконечный; чтобы исправитьнеточность линейных моделей, необходимоподчеркнуть циклический характеркоммуникации, когда ее участники(источник и получатель) периодическименяются ролями.Ее главная отличительная черта -постулирование циркулярного характерапроцесса массовой коммуникации.

Шрамми Осгуд обратили свое внимание наповедение главных участников коммуникации- отправителя и получателя, основнымизадачами которых являются кодирование,декодирование и интерпретация сообщения.

Особое вниманиеавторы модели обращали на проблемуинтерпретации сообщения. Еслимеханистические, линейные модели(например, Р.Якобсона) в первую очередьбыли нацелены на исследование точностипередаваемых сообщений, то в циркулярноймодели основной акцент переносится наинтерпретацию сообщения.

Посколькукаждый участник коммуникации подходитк расшифровке смысла передаваемогосообщения со своими критериями, то вкоммуникационном процессе возникает«семантический шум». Минимизироватьего последствия и сделать коммуникациюболее эффективной (результативной)можно лишь посредством механизма«обратной связи».

Обратная связь – этосвоеобразная загадка природы. Системыс обратной связью отличаются не толькоболее высоким уровнем сложности; оникачественно отличаются от систем,действующим по обычным механизмам.

Внастоящее время исследование такихсистем затруднено, хотя бы потому, чтопока не существует научного языка,способного их адекватно описывать иобъяснять.

Ч.Пирсупринадлежит разделение семиотическихзнаков на индексы (знаки непосредственноуказывающие на объект), иконы, илииконические знаки (знаки с планомвыражения, сходным с феноменом изображаемойдействительности) и символы (знаки спланом выражения, не соотносящимся собозначаемым объектом). Пирс различалэкстенсионал, т.е.

широту охвата понятия(множества объектов, к которым применимоданное понятие), и интенсионал, т.е.глубину содержания понятия.

В анализепредложения им были введены понятияСубъекта, Предиката и Связки; при помощипонятия Связки, играющей важную роль вего теории, Пирс обозначал противопоставление(в современных терминах) предложения ивысказывания.

Линейная,интерактивная и трансакционнаякоммуникации. Модели Аристотеля,Шеннона-Уивера, Лассуэла. Линейные ициклические модели коммуникации.Особенности семиотической моделикоммуникации: треугольник Пирса.

Коммуникационныйпроцесс— это обмен информацией между двумя илиболее людьми. Основная цель коммуникационногопроцесса — обеспечение пониманияинформации, являющейся предметом обмена,т.е. сообщений.

Коммуникация– в широком смысле – процесс взаимодействияи способы общения, позволяющие создавать,передавать и принимать разнообразнуюинформацию.

Коммуникациясоциальная– обмен информации между социальнымисубъектами (индивидами, индивидом иобщностью, общностями, индивидом иинститутом, общностью и институтом,социальными институтами).

В теории социальнойкоммуникации принято выделять триосновные модели взаимодействия междуотдельными людьми или их группами,причем численный состав группы такжевлияет на процесс коммуникации.

Линейная моделькоммуникациипредусматривает одностороннююнаправленность информации без обратнойсвязи. Она используется при передачеприказов и распоряжений, требующихтолько исполнения, и не допускаетинтерпретации полученной информациисо стороны реципиента.

В определеннойстепени к линейной модели коммуникацииможно отнести любой тип монологическойречи, в основе своей не предусматривающейучастия аудитории во время выступления.

Прежде всего, говоря о линейнойкоммуникации, следует упомянутьдикторскую речь по радио и телевидению,в силу самой специфики являющуюсямонологической, хотя уже в течениепоследнего десятка лет мы сталисвидетелями участия зрителей и слушателейв интерактивных ток-шоу на радио ителевидении.

К этому же типу общенияотносятся выступления с докладами наконференциях, презентациях, собранияхи митингах, да и чтение лекций, еслипоследние не проводятся в режиме ответовна вопросы, задаваемые студентами впроцессе самой лекции, а не после нее.

Интерактивнаямодель коммуникацииотличается от линейной наличием обратнойсвязи, что позволяет участникам такогообщения поочередно становиться тоисточником информации, то ее приемником.

В качестве примера интерактивной моделикоммуникации можно привести такие формывзаимодействия между людьми, как беседаили интервью, в течение которых по законужанра участники все время меняютсяролями.

Смена ролей носит разовыйхарактер.

Трансакционнаямодель коммуникацииотличается от интерактивной модели нетолько количеством людей, одновременноучаствующих в процессе общения, но ипостоянной сменой ролей, исполняемыхучастниками коммуникации.

Они попеременновыступают то в роли источника информации,то в роли принимающего ее, при этомсодержание каждого следующего посыласведений всякий раз учитывает результатыобратной связи (и зависит от них),полученные в ходе коммуникации от разныхее участников, выступавших в предыдущиемоменты взаимодействия в качествереципиентов. Именно эта модель наиболееполно отражает ситуацию и тип коммуникации,которые имеют место во время деловыхвстреч, проходящих в рамках малых группи не только. При реализации трансакционноймодели все участники подобной публичнойкоммуникации в равной степенизаинтересованы как в получении информации,так и в ее обсуждении и принятии решения,если это оказывается необходимым вданной ситуации.

Линейные моделикоммуникаций.Сообщение направляется в одну сторонубез обратной связи. Линейные моделикоммуникации, благодаря упрощениям,облегчают понимание последовательностисобытий.

Однако в реалии коммуникацияпредставляет собой сложные многоуровневыеи не всегда последовательные действиясубъектов, обменивающихся информацией.

Не всегда информация создается в одномместе, а потом, через какое-то времяпринимается в другом месте получателем,как, например, это происходит при обменесообщениями с помощью техническихсредств. Линейные модели в большинствеслучаев не отражают реального состояниясистемы.

На практике же часто происходитне просто последовательный обменинформацией, а протекают более сложныепроцессы, вовлекающие в свою структурумысли, чувства, отношения, социальныйопыт, эмоционально-психическое состояниелюдей. Иначе говоря, между коммуникантамивозникает актуальная социальнаяситуация. Акцент здесь – на исследованииточности передаваемых сообщений

В циркулярной(циклической) коммуникации,в отличие от линейной, человек одновременновыступает и как источник, и как получательинформации. Здесь линейная модельтрансформируется в непрерывный процесскоммуникации. Циркулярная или циклическаямодель коммуникации была предложена вработах У.Шрамма и Ч. Осгуда.

Шраммполагал, что было бы слишком большимзаблуждением рассматривать коммуникациюкак линейный процесс, у которого естьначало и есть конец.

В действительностиэто процесс бесконечный; чтобы исправитьнеточность линейных моделей, необходимоподчеркнуть циклический характеркоммуникации, когда ее участники(источник и получатель) периодическименяются ролями. В циркулярной моделиосновной акцент переносится наинтерпретацию сообщения.

Посколькукаждый участник коммуникации подходитк расшифровке смысла передаваемогосообщения со своими критериями, то вкоммуникационном процессе возникает«семантический шум». Минимизироватьего последствия и сделать коммуникациюболее эффективной (результативной)можно лишь посредством механизма«обратной связи».

Суть модели Осгуда– Шрамма в том, что получатель, так жекак и отправитель, вовлечены впродолжающийся и активный акт коммуникации.Каждой стороне необходимо было создаватьсообщение и формировать ответ, преждечем посылать его другому. Эту модельможно представить в виде схемы:

Сообщение

Кодирующееустройство Декодирующееустройство

Коммуникатор А КоммуникаторБ

Декодирующееустройство Кодирующееустройство

Сообщение

Семиотическиемодели коммуникацииреализуют информационную, экпрессивнуюи прагматическую функции коммуникации.Информационная функция отражаетспособность сообщать информацию опредметах, явлениях, действиях ипроцессах. Экспрессивная функциявыражает как смысловую, так и оценочнуюинформацию о реалиях окружающейдействительности. см. вопрос 4- треугольникфреге!!!!

морозови де флер :http://74.125.77.132/search?q=cache:sTL6W3eZNzMJ:window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt%3Fp_id%3D1038%26p_page%3D4+%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

Источник: https://studfile.net/preview/2023037/page:6/

Модели коммуникационного процесса

Модель коммуникативного процесса:  В современной литературе существуют различные модели

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

1. Понятие и классификация коммуникаций

2. Модели коммуникации

Введение

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе взаимодействия люди обмениваются между собой различными мнениями по тому или иному вопросу, представлениями о каком-либо предстоящем событии, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все эти явления можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Согласно точке зрения ведущих отечественных ученых (Г.М. Андреевой, М.М. Бахтина и др.), при всяком рассмотрении человеческого взаимодействия с позиции теории коммуникации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя и более людьми. Его цель — обеспечить понимание информации, являющийся предметом обмена, т.е. сообщений.

Модель коммуникации — абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, выражающее взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), адресом, каналами коммуникаций, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом).

Актуальность данной темы заключается в том, что существует множество моделей коммуникационного процесса. И эти модели до сих пор изучаются и дополняются. коммуникация коммуникативный процесс модель

Основу исследования в данной сфере составляют работы таких авторов как: Конецкая В.П., Королько В., Кашкин В.Б., Гнатюк О.Л. Из зарубежных исследователей можно выделить: Лассуэлл Г. Д., Шеннон К., Лазарсфельд П., Мертон Р., М. де Флер.

1. Понятие и классификация коммуникаций

Коммуникации — доведение информации от одного человека до другого или до группы людей с целью добиться взаимопонимания, позволяющего принять хорошее решение. Система коммуникаций сложна и включает много разновидностей, которые можно классифицировать по ряду признаков (рис. 1).

Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане — это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Рис.1- Классификация коммуникаций

Цели коммуникаций:

— Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

— Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

— Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

— Регулирование и рационализация информационных потоков.

Коммуникации подразделяются на следующие виды (см. табл. 1):

1. Внешние коммуникационные сети: государство, другие регулирующие агентства, потребители, конкуренты, профессиональные ассоциации, общественные и иные организации.

От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на вопросах, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.

Межличностные

Организационные

Непосредственное формальное или неформальное общение между работниками организации

Целостная сложная система передачи и обмена информацией внутри организации.

Формальные

Неформальные

Определяются политикой организации, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам.

Осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации

Вербальные

Невербальные

Устные

Письменные

Язык телодвижения

Параметры речи

Прямые

Опосредованные

Диалог Презентация Совещание Переговоры

Голосовая связь Телефонный разговор

Письмо Меморандум Отчет  

Поза Жест Выражение лица

Интонация Громкость голоса

Табл.1 — Виды коммуникации

2. Модели коммуникаций

В современной литературе коммуникации рассматриваются либо как действие (односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникативный процесс, в котором коммуникаторы поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации.

Согласно представленным в научной литературе точкам зрения различные модели коммуникации возникают исходя из разных задач, которые стоят перед исследователем. Исследователи структурируют их по различным основаниям:

— социологические;

— психологические;

— семиотические.

Можно выделить ряд групп моделей коммуникации (по Г.Г. Почепцову):

— модель коммуникации с точки зрения PR, рекламы и пропаганды;

— социологические и психологические модели коммуникации;

— семиотические модели коммуникации: в психологии и социологии были открыты многие интересные модели коммуникации. Анализ коммуникации активно осуществляется на стыке их современных научных подходов;

— модели психотерапевтической коммуникации;

— модели мифологической коммуникации;

— модели аргументирующей коммуникации;

— модели имиджевой коммуникации;

— модели пропагандистской коммуникации.

Ф.И. Шарков выделяет несколько подходов [122, с. 387-395]. Первый методологический подход базируется на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Он представлен концепциями структурного функционализма, системного подхода, информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии и др.

Онтология социальных коммуникаций в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемый образ субъекта и определенные социальные связи в системе.

Данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, который предполагает жесткий контроль за поведением системы, при котором исключаются все ненужные взаимосвязи.

Очевидно, что все модели коммуникации можно структурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам. Практическое применение на сегодняшний день в интегративных системах находят следующие модели коммуникации.

Авторитарная модель — основана на максимальном ограничении свободы информации и жестком административно — управленческом контроле за деятельностью СМИ. Данная модель описана У. Шраммом и Д. Маккуэйлом.

Двусторонняя асимметричная модель — в нее включается обратная связь, сохраняя при этом власть коммуникатора нал коммуникацией, что и создает определенную асимметрию. Это одна из четырех моделей, предложенных Дж. Груингом и Т. Хантом, возникшая в 20-е гг. XX в.

Двусторонняя симметричная модель — симметрия достигается сбалансированностью отношений между получателем и отправителем сообщений. Возникла в 60-70-е гг. XX в., описана Дж. Груингом и Т. Хантом.

Неклассическая методология — основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений по поводу объекта. Автор этой методологии, немецкий философ Ю. Хабермас отдавал предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов.

Инструментом реализации практических интересов людей он рассматривал межличностные «интеракции» (коммуникации) как способ эмансипации, высвобождения от различного рода влияния (политика, экономика и т.д.) и принуждения. Ю.

Хабермас отличает «истинные» коммуникации от «ложных» коммуникаций, пытается обосновать «техническую рациональность» перенесения технических средств и методов на межличностные коммуникации.

Постнеклассический подход сводит природу социального к субъектно-субъектным отношениям, исключая объектность. Общество рассматривается как сеть коммуникаций, а коммуникации имеют возможность к самоописанию общества и его самовоспроизводству (принципы самореферентности и аутопоэзиса Н. Лумана).

Коммуникация в данном случае предстает как активная самоорганизующаяся среда, где простейшие социально-коммуникативные системы формируются через взаимное согласование действий и переживаний присутствующих участников общения. Общество же охватывает все действия, достижимые для соотнесения друг с другом в коммуникации.

Действие понимается как подлинный элемент социальной системы, которое производится и воспринимается в ней в соотнесении (коммуникации) с другими действиями-событиями.

Не останавливаясь подробно на всех, рассмотрим наиболее известные модели.

Модель Аристотеля. Например, Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: «Оратор — Речь — Аудитория». В современном варианте она выглядит так: «Коммуникатор — Сообщение — Коммуникант».

В «Риторике» древнегреческий философ отмечал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» 17, с. 991.

В условиях устной речи на первый план выдвигается ораторское искусство. Однако следует отметить, что во времена Аристотеля речь ораторов стала предназначаться не только для произнесения, но и для чтения. Об этом Аристотель специально упоминает в «Риторике» (кн. 3, гл.

12), отмечая самодостаточность письменной речи.

Таким образом, данная модель универсальна — она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации:

Оратор — Речь — Слушатель.

Эти элементы, хотя и в несколько измененном виде, воспроизводятся и в последующих моделях коммуникации. Греческая традиция искусства риторики оставалась практически неизменной вплоть до XX в. Только с развитием массовых коммуникаций через радио, кино, телевидение и иод влиянием потребности в совершенствовании методов пропаганды классическая модель претерпела изменения.

Модель Лассуэлла [87, с. 127-130]. В 1948 г. американский ученый Г. Лассуэлл предложил свою модель коммуникации, ставшую классической в социологии массовой коммуникации.

Формула Г. Лассуэлла стала не только моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, но и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Кто сообщает?

Коммуникатор

Анализ управления

Что?

Сообщение (информация)

Анализ содержания

По какому каналу?

Канал передачи

Анализ средств и каналов

Кому?

Коммуникат (аудитория)

Анализ аудитории

С каким эффектом?

Обратная связь

Анализ результата

Табл.1 — Формула Г. Лассуэлла

В соответствии с этой структурой Г. Лассуэлл определяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:

1. Анализ управления процессами массовой коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);

2. Анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иных фактов и событий в средствах массовой информации;

3. Анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работы самих массмедиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя (например, не использовать телефон для общения с глухим абонентом или компьютерную связь для передачи сообщения слепому);

4. Анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийся жизненно важным для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекаются социологические службы, результаты деятельности которых используются профессиональными вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.;

5. Анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздействия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим разделом; поскольку исследования Г. Лассуэлла касались деятельности средств массовой информации, то в первую очередь изучалось их влияние на аудиторию; в целом результативность коммуникации оценивалась на основании возникновения интереса сообщения или отсутствия такого интереса.

Модель Г. Лассуэлла получила широкое признание в качестве одной из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации. Это объясняется ее удачной формулировкой, рамки которой позволяют включить не только теоретические рассуждения, но и большой массив эмпирических данных.

В 1968 г. Г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопросы:

— «кто?»;

— «с каким намерением?»;

— «в какой ситуации?»;

— «с какими ресурсами?»;

— «используя какую стратегию?»;

— «оказывает влияние на какую аудиторию?»;

— «с каким результатом?».

Данная модель выражает бихевиористский подход к коммуникации как к простому воздействию коммуникатора на реципиента, который выступает объектом, так или иначе реагирующим на полученную информацию.

Кто?

Этот вопрос связан с определением источника информации, который может и не совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим (это может быть как одно лицо, так и разные лица). Это важно определить для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

С каким намерением?

Это ключевой вопрос. Только поняв истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Ясное понимание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет подбор остальных компонентов коммуникации для того, чтобы она была эффективной.

В какой ситуации?

Ответ на данный вопрос связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

С какими ресурсами?

Отвечая на этот вопрос, необходимо понимать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов — коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

Используя какую стратегию?

Ответ на этот вопрос поможет правильно выбрать стратегию, а следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (в нашем случае — эффективной коммуникации). Стратегия это не только определение перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения.

Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов. При выборе стратегии руководствуются решением следующих задач: обеспечение возможно более полной информации; обеспечение надежной, быстрой и эффективной обратной связи.

Возможны случаи, когда из-за отсутствия необходимых средств приходится отказываться от великолепно разработанной стратегии.

На какую аудиторию?

Данный вопрос связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективная коммуникация связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей).

Поиск «своей» аудитории и умение подобрать к ней соответствующие средства и способы коммуникативного влияния требуют высокого профессионализма и владения методами и методиками конкретных социальных исследований.

С каким результатом?

Отвечая на этот вопрос, мы подразумеваем оценку итога совокупных усилий участников коммуникационного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в знаниях и установках, убеждениях или поведении получателя информации.

Таким образом, формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия.

Вместе с тем она обладает существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не «саму по себе», а как двусторонний процесс и в ее отношении к социальному, культурному, экономическому, политическому и иному контексту.

В первую очередь это важно для массовой коммуникации, особенно в кризисных ситуациях общественной жизни, актуализирующих деятельность СМИ и ее интерпретацию в массовом сознании.

Модель бихевиоризма [122, с. 387-395]. Основатель бихевиоризма (Джон Б. Уотсон — 1878-1958) в основу коммуникации ставил не язык как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и скрытых реакций в схеме «стимул-реакция».

Бихевиористы в радикальной форме сводили все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человека, и реакциями на них. Закрепление реакций, по их мнению, подчиняется «закону упражнения», когда многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции.

Модель Шеннона — Уивера. К. Шеннон и У. Уивер разработали математическую теорию коммуникации (1949).

Данная теория первоначально была разработана с целью отделить фоновые шумы от полезной информации, передаваемой источником.

По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов (т.е. повторения элементов сообщения для предупреждения коммуникативной неудачи).

Согласно К. Шеннону, избыточность в коммуникации достигается многократным повторением информации, или ее дублированием с использованием других каналов связи.

Таким образом возникает модель двух — или многоканальной коммуникации. Достоинство данной модели заключается в том, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации.

Вместе с этим модель Шеннона — Уивера имеет определенные ограничения:

— механистичность (т.е. отражает в основном технические способы коммуникации, а человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации);

— абстрагированность от значения передаваемой информации (все внимание уделяется лишь ее количеству;

— однонаправленный линейный характер коммуникативного процесса, отсутствие обратной связи.

Циркулярная (циклическая) модель коммуникации была предложена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда.

У. Шрамм считал, что коммуникацию нельзя рассматривать как линейное взаимодействие, поскольку это цикличный процесс и в ходе коммуникации ее участники (источник и получатель) периодически меняются ролями.

Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда и отправитель, и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами), в результате чего коммуникация превращается в диалог.

Именно механизм «обратной связи» делает коммуникацию более эффективной.

Двухканальная модель речевой коммуникации была предложена отечественным психологом В. П. Морозовым, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В. П. Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, речевого лингвистического и невербального экстралингвистического каналов.

Его теория основывается па схеме Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие следующих основных частей:

— источника информации (человека, передающего информацию);

— сигнала (транслирует информацию в закодированном виде);

— приемника или слушателя (обладает свойством декодировать информацию).

В данной модели была учтена роль функциональной асимметрии мозга человека, которая является физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной.

Двухступенчатая модель коммуникации. Исследования роли масс-медиа показали, что через две недели воздействие полученного сообщения не падает, а, наоборот, возрастает. Это связано с обсуждением этих сообщений получателями информации с теми, кого называют «лидерами мнения».

Так, из одноступенчатой модели коммуникации (СМИ — получатели) возникла двухступенчатая (СМИ — лидеры мнений — получатели). Если на первом этапе главным моментом становится передача информации, то на втором в действие вступает передача влияния.

Отсюда последовал вывод о приоритетности межличностной над массовой коммуникацией при попытках убедить аудиторию.

Опора на лидеров мнения представляет собой опору па уже имеющиеся в данном сегменте общества социальные и коммуникативные сети, что гораздо более эффективно, чем создание каких-то новых сетей.

Теория «Спираль тишины/молчания». «Спираль тишины/молчания» разработана Э. Ноэль-Нойман. Согласно данной теории средства массовой коммуникации могут манипулировать общественным мнением за счет предоставления слова меньшинству вместо большинства.

По ее гипотезе человек, ощущающий себя в меньшинстве, не высказывает своего мнения, тем самым как бы присоединяясь к большинству. Когда же массмедиа корректируют картинку реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает.

Таким образом, в массовой коммуникации оказывается представленной только одна сторона. Другая сторона в ответ замыкается в себе. Функция общественного мнения реализуется в социальном контроле.

В результате из-за того, что человек не хочет оказаться в изоляции, он либо смещается на позиции большинства, либо молчит. В этой же области лежит отмеченное многими исследователями явление присоединения к победителю в процессе ания. Э.

Ноэль-Нойман пишет: «Дважды мне приходилось наблюдать «сдвиг последней минуты», давление общественного мнения, что приносило кандидату дополнительные 3-4% . Лазарсфельд, будучи свидетелем этого явления, еще в 1940 г.

во время выборов американского президента назвал его «эффектом оркестрового вагона», за которым следуют другие. Согласно же общепринятому объяснению, каждому как бы хочется быть с победителем, считаться тоже победителем». В основе этого явления лежит страх индивида, являющегося по своей природной сути существом социальным, оказаться в изоляции одиночества.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00490354_0.html

Scicenter1
Добавить комментарий