МОНИТОРИНГ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РОССИИ: В России, имеющей развитую сеть заповедников (93, включая 21

ЛЕКЦИЯ 5. МОНИТОРИНГ БИОРАЗНООБРАЗИЯ.

1.                Понятие «мониторинг биоразнообразия»

2.                Создание баз данных и геоинформационных систем (ГИС)

3.                Биоиндикация и биотестирование

4.                Глобальная система наземных наблюдений (GTOS)

5.                Национальные законодательства

6.                Законодательная защита видов

1.                Понятие «мониторинг биоразнообразия»

Проблема мониторинга природных процессов и состояния окружающей среды активно разрабатывается начиная с 1975 года. Вполне естественно, что мониторинг прямо связан с инвентаризацией природных объектов. Действия по определению целей и задач мониторинга проводят в два этапа.

На первом этапе – информационном – устанавливается факт изменений тех или иных показателей и определяется их масштаб и скорость. Второй этап важен для анализа причин наблюдаемых изменений, определения их экологических и экономических последствий.

Данные, получаемые в процессе мониторинга, служат основой для составления экологического прогноза.

Экологический мониторинг – система слежения за процессами, происходящими в экосистемах, популяциях и организмах (включая и человека) под влиянием изменения среды обитания. Различаются фоновый и локальный мониторинг. В первом случае объектом наблюдения служит биосфера в целом и ее крупные подразделения – биомы.

Во втором – антропогенные изменения конкретных объектов (экосистем). Особый вид мониторинга – биологический. В этом случае оценивается состояние видов растений и животных и целых экосистем, причем по состоянию этих «живых приборов» судят о влиянии деятельности человека.

Широкое развитие получил аэрокосмический мониторинг, когда состояние экосистем оценивается по снимкам, сделанным с самолетов или космических аппаратов.

Экологический мониторинг предполагает наличие некоторых стандартных характеристик среды, которые позволяют оценивать ее состояние. В настоящее время экологическое нормирование является развитой областью прикладной экологии.

Разработаны системы нормативов для оценки состояния всех сред (атмосферы, воды, почвы), предельно допустимых нагрузок на популяции и экосистемы, предельно допустимого содержания токсичных веществ в продуктах питания и непосредственно в тканях человека.

На основе данных экологического мониторинга разрабатывают прогнозы дальнейшего изменения наблюдаемых признаков и принимают решения для улучшения экологической ситуации за счет снижения влияния хозяйственных объектов на окружающую среду.

В России сложились отраслевые системы сбора информации о состоянии используемых биологических ресурсов в сельском, лесном, рыбном, охотничьем хозяйстве, государственной санитарно-эпидемиологической службе, службе земельного учета, водном хозяйстве, системе особо охраняемых природных территорий. Однако, отраслевые системы учета биоресурсов охватывают биоразнообразие не полностью, они разобщены, используют различные параметры и методы сбора данных. Эффективность работы многих из них в последние годы сильно снизилась.

Мониторинг должен обеспечивать органы управления, научные, общественные организации, коммерческие структуры и население информацией о состоянии биоразнообразия и тенденциях его изменения.

Конкретные задачи, построение, обеспечение системы мониторинга и использование его результатов определяются в зависимости от объекта мониторинга и условий его осуществления.

Оперативная информация о состоянии биоразнообразия должна позволять своевременно корректировать управляющие воздействия, направленные как непосредственно на биосистемы, так и на социально-экономические процессы, влияющие на них. Наиболее общая информация о биоразнообразии должна входить в национальную отчетность о состоянии среды.

Основные задачи

·                   Инвентаризация биоразнообразия на популяционном, видовом и экосистемном уровнях, а также инвентаризация почв. Выявление и оценка состояния особо ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов биоразнообразия и почв.

В первую очередь инвентаризацию биоразнообразия необходимо провести в регионах, где наиболее высока опасность его разрушения, что даст возможность максимально быстро приступить к разработке и реализации программ по сохранению биоразнообразия в этих регионах.

·                   Формирование системы мониторинга биоразнообразия, его непрерывная реализация, обеспечение системы управления данными, необходимыми для принятия решений.

Многообразие и сложность объектов мониторинга, различия условий в регионах не позволяют строить систему мониторинга в России по единому образцу.

Эффективную единую государственную систему мониторинга биоразнообразия (как подсистему ЕГСЭМ – Единой государственной системе экологического мониторинга) необходимо создавать путем организации единого информационного пространства и развития распределенной системы относительно самостоятельных региональных, отраслевых и других информационных структур.

Система мониторинга биоразнообразия должна включать следующие взаимосвязанные подсистемы:

—                   Федеральный информационно-аналитический центр по биоразнообразию, координирующий работу по сбору, хранению и анализу данных и ориентированный на обеспечение управленческих действий федерального уровня, а также выполнение международных обязательств России в области сохранения биоразнообразия.

—                   Региональные системы мониторинга биоразнообразия на базе региональных центров мониторинга при обязательном участии заповедников и биологических станций. Эти системы ориентированы на информационную поддержку управленческих решений регионального уровня, а также на сбор и обработку информации, запрашиваемой федеральным центром мониторинга.

—                   Отраслевые системы мониторинга биоресурсов в сельском, лесном, рыбном, охотничьем хозяйстве, санитарно-эпидемиологической службе, водном хозяйстве, системе особо охраняемых природных территорий.

—                   Информационная система по генетическим ресурсам.

—                   Система анализа данных о состоянии земель и почв.

—                   Система анализа данных о состоянии абиотических компонентов окружающей среды в аспекте сохранения биоразнообразия.

—                   Система анализа данных дистанционного зондирования.

—                   Системы анализа данных общей госстатистики (для учета воздействий человека на живую природу) и данных мониторинга общественного мнения (для выявления отношения различных общественных групп к биоразнообразию).

Для формирования системы мониторинга необходимы следующие действия.

—                   Организация федерального и региональных информационно-аналитических центров по биоразнообразию.

—                   Разработка системы индикаторов биоразнообразия, включая показатели состояния популяций, видов, сообществ и экосистем, а также показатели состояния здоровья организмов в природных популяциях; разработка схемы территориального размещения наблюдения, методик использования современных технических средств, включая дистанционные системы сбора информации.

—                   Разработка единых стандартов сбора, хранения и представления информации о биоразнообразии с учетом существующих отраслевых традиций.

—                   Корректировка в соответствии с целями сохранения биоразнообразия традиционных отраслевых систем учета биоресурсов, включая систему мониторинга на особо охраняемых природных территориях.

—                   Организация информационной системы по генетическим ресурсам.

—                   Организация связи с системами мониторинга состояния абиотических компонентов окружающей среды.

—                   Организация связи с системой государственного мониторинга земельных ресурсов; создание системы мониторинга охраняемых почв.

—                   Организация системы сбора данных о состоянии не используемого в экономике биоразнообразия вне особо охраняемых территорий. Существенный объем данных в этой области может быть получен от научных организаций, любителей природы, учащихся.

—                   Разработка методов и систем учета данных о деятельности хозяйственных структур для оценки их воздействия на состояние биоразнообразия.

—                   Организация использования данных дистанционного зондирования для мониторинга биоразнообразия.

—                   Согласование и информационная интеграция региональной и отраслевой информации о биоразнообразии.

—                   Организация подготовки данных мониторинга биоразнообразия для их использования в системах принятия решений на всех уровнях государственного управления и во всех секторах экономики.

—                   Обеспечение подготовки технико-оперативного персонала и руководителей информационных центров по биоразнообразию.

—                    

2.                Создание баз данных и геоинформационных систем (ГИС)

С целью обобщения и анализа данных о видах животных и растений, нуждающихся в охране, о ключевых биотопах, экосистемах и ландшафтных комплексах создаются информационные системы, позволяющие оперативно управлять процессами сохранения биоразнообразия.

Использование ГИС весьма эффективно, поскольку эти системы содержат четкие критерии для оценки земель под разные виды землепользования и позволяют судить об экологическом состоянии ландшафта, разрабатывать рекомендации по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Многократно возрастают возможности обновления базы данных.

Так, программа GisMaster обеспечивает использование одной или одновременно нескольких карт с просмотром, поиском и выбором объектов, печатью карт или их фрагментов, редактированием, нанесением графической информации любого вида, наложением баз данных с графической интерпретацией в удобном виде и масштабе.

Многие программы ГИС позволяют оперативно управлять информацией о границах существующих и проектируемых ООПТ с использованием различных баз данных.

Предпочтение отдается таким программам ГИС, которые обеспечивают подготовку статистических данных, тематических карт, создают основу для пространственно-временного анализа данных, экологического моделирования, а также позволяют осуществлять мониторинг биоразнообразия.

В последнее время для проведения регионального мониторинга биоразнообразия разрабатываются экологические информационные системы (ЭИС). Они уступают существующим программам ГИС в географической точности и наглядности, но обладают рядом преимуществ, таких как дешевизна, экономичность в использовании ресурсов, а также простота в освоении, эксплуатации и интерпретации выходных данных.

3.                Биоиндикация и биотестирование

Препятствием при экологических исследованиях часто становится сложность применения методов анализа, труднодоступность и дороговизна оборудования, значительные затраты времени, необходимого для получения достоверных данных. В результате получение конкретных результатов задерживается и необходимое решение принимается с опозданием или не принимается вообще.

В связи с этим в современных экологических исследованиях все чаще используются методы биоиндикации и биотестирования. Метод биоиндикации основан на биологической информации, получаемой при исследовании видового состава той или иной экосистемы. Этот метод широко применяют при мониторинге водной среды, воздушной среды и почвы.

В отличие от биоиндикации, биотестирование является экспериментальным методом, суть которого в быстром и обобщенном определении качества среды при ее действии на лабораторные культуры тест-организмов.

Методы биотестирования перспективны для экспрессной интегральной оценки, благодаря чему полезны при рекогносцировочных исследованиях и хорошо дополняют метод биоиндикации.

К достоинствам методов биоиндикации и биотестирования можно отнести следующие: чувствительность, экспрессность, универсальность (применимость в различных регионах), информативность и доступность, то есть относительную дешевизну в использовании.

Так, метод лихеноиндикации основан на закономерном исчезновении эпифитных лишайников при возрастании содержания загрязняющих веществ в воздухе, он не требует дорогостоящего оборудования; для его применения нужен только подготовленный исследователь, способный распознать в природе разные виды лишайников.

В оценке состояния пресноводных водоемов широкое распространение получил метод биотического индекса (БИ).

Он основан на известной закономерности последовательного исчезновения видов или целых систематических групп беспозвоночных животных по мере загрязнения водоема. Большинство методов биоиндикации наглядны и эстетичны.

Работать этими методами легко и приятно, а простота, с какой производится оценка качества воздуха, воды и почвы, делает их доступными широким группам населения.

4.                Глобальная система наземных наблюдений (GTOS)

Мониторинг биоразнообразия не может проводиться в отрыве от наблюдения за другими компонентами окружающей среды и происходящими в ней процессами, так как на биотические сообщества оказывают большое влияние и глобальные изменения климата, и уровень содержания тех или иных химических веществ в атмосфере, и особенности землепользования. Вопрос о необходимости осуществления глобальной программы мониторинга для сбора сопоставимых данных в разных типах экосистем был поставлен еще в 1972 году на Стокгольмской конференции по окружающей среде и развитию.

Организационные усилия завершились созданием программы Глобальной системы наземных наблюдений. Согласно содержанию программы, сбор данных о наземных и пресноводных экосистемах планируется проводить на пяти уровнях с разной частотой и детальностью, а обмен полученными результатами и накопленными базами данных – с помощью INTERNET через национальные и региональные центры.

На центр GTOS, который пока не создан, и секретариат GTOS возлагается при этом важная задача поддержания оперативной справочной системы о месте нахождения той или иной информации.

Предполагается, что на начальную фазу формирования GTOS потребуется около 5 лет и по завершении ее можно будет получить требуемую информацию о состоянии различных экосистем даже из самых удаленных районов мира.

Нормальное функционирование GTOS невозможно без развития сети биосферных заповедников. В 1996 году общее число биосферных заповедников достигло 337; они расположены в 85 странах, в том числе 18 в России.

Несмотря на развитость сети биосферных заповедников и других ООПТ, на территории которых проводится мониторинг, Россия пока официально не участвует в создании Глобальной сети наземных наблюдений.

Скорее всего, это задача ближайшего будущего.

В настоящее время в России создается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) с задачами и функциями, близкими к таковым GTOS.

В основу развития ЕГСЭМ положен опыт функционирования региональных сетей мониторинга, в частности программа экологического мониторинга Мещерской низменности на территории Владимирской и Рязанской областей.

Осуществляется аналогичный проект экологического мониторинга в Псковской области. Цель проекта – получение количественных данных о поступлении биогенов в Чудское озеро.

Охрана отдельных видов обеспечивается принятием специальных законов, подобно закону о сохранении исчезающих видов. Образцы или семена редких и исчезающих видов хранятся в музеях и банках семян, а ботанические сады и зоопарки подчас служат их последним пристанищем. Однако наилучший путь, путь, ведущий к успеху – создание национальных парков и заповедников.

5.                Законодательная защита видов

После того как установлено, что конкретные виды нуждаются в защите, можно принимать законы и подписывать договоры для реализации такой защиты. Национальные законы защищают виды внутри стран, международные соглашения регулируют торговлю видами между странами.

6.                Национальные законодательства

Во всем современном мире национальные правительства вместе с национальными природоохранными организациями играют ведущую роль в решении задач сохранения всех уровней биологического разнообразия.

Принимаются законы по организации национальных парков, регулированию человеческой деятельности в рыболовстве, лесозаготовках, выпасе скота, загрязнении воды и атмосферы.

Международные договоренности реализуются на границах и касаются торговли редкими животными, находящимися под защитой договора в какой-то стране. Многие национальные законы направлены на сохранение видов.

Эффективность, с какой эти законы выполняются, характеризует намерения государства защищать национальные ресурсы и, соответственно, своих граждан. Во многих странах признано, что сохранение здоровой экологии и защита видов – неотъемлемое условие сохранения здоровья людей.

Защита биологического разнообразия в разных странах осуществляется по-разному.

Пятнадцать членов Европейского Союза (Шенгенского Соглашения) строят свою работу по защите видов на основе международных конвенций, например Международной Конвенции о торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Conventionon International Tradein Endangered Species), и Конвенции по биологическому разнообразию (Conventionon Biological Diversity). Кроме того, при защите биологического разнообразия эти страны руководствуются специальными директивами. В качестве примера можно взять Директиву по птицам (Bird Directive), в соответствии с которой страны-члены должны защищать и организовывать местообитания птиц, особенно те, которые необходимы при миграциях и в период размножения. Реализация и применение этих природоохранных мер сильно различается в разных европейских странах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1.       Что представляет собой понятие «мониторинг биоразнообразия»?

2.       Перечислите основные задачи мониторинга биоразнообразия?

3.       В чем значение создания баз данных и геоинформационных систем (ГИС) в деле сохранения биоразнообразия?

4.       Охарактеризуйте место и роль биоиндикации и биотестирования в деле сохранения биоразнообразия.

5.       Охарактеризуйте место и роль мониторинга биоразнообразия.

6.       Что представляет собой глобальная система наземных наблюдений (GTOS)? Какую роль она играет в деле сохранения биоразнообразия?

Источник: http://eor.dgu.ru/lectures_f/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8/%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%AF%205.%20%D0%9C%D0%9E%D0%9D%D0%98%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%9D%D0%93%20%D0%91%D0%98%D0%9E%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9D%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%98%D0%AF..htm

Мониторинг охотничье-промысловых млекопитающих

МОНИТОРИНГ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РОССИИ: В России, имеющей развитую сеть заповедников (93, включая 21

По традиции, сложившейся в России на протяжении многих лет, учет природных ресурсов, в том числе биологических, и контроль за их состоянием был возложен на министерства и ведомства, осуществляющие использование данных ресурсов.

В этих государственных органах имеются специальные подразделения, в задачу которых входит контроль и определение политики в области сохранения определенного вида ресурса.

Это определяло в прошлом и определяет в настоящее время набор параметров мониторинга биоты, в котором широко представлены оценки состояния объектов как «ресурсов».

На протяжении многих лет сформировались системы мониторинга различных объектов, которые могут рассматриваться как составные части общенациональной системы.

Наибольшее развитие получили ведомственные системы мониторинга абиотических факторов, к которым в первую очередь следует отнести мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, почв; качества поверхностных вод и их ресурсов; геологической среды, в том числе качества и ресурсов и т.п.

Ведущим государственным органом, осуществляющим эту деятельность, является Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Кроме того, в составе Министерства природных ресурсов Российской Федерации и в системе Минсельхозпрода России имеются подразделения, которые контролируют состояние среды и экосистем на подведомственных территориях (в лесах, на аграрных землях).

Особое место в этом ряду занимает мониторинговая программа «Летопись природы» — ежегодная сводка данных о состоянии заповедных территорий, охраняемых популяций растений и животных, интересных природных объектов. В некоторых заповедниках такие «Летописи» ведутся уже 40-50 лет и включают непрерывные ряды данных по численности животных, биологическому разнообразию, динамике экосистем. Параллельно, здесь приводятся данные климатических наблюдений. Имея столь развитую сеть биологических станций (заповедников), Россия долгие годы получала достоверную информацию о тенденциях изменения биоразнообразия на модельных территориях во всех природных зонах и основных физико-географических регионах.

https://www.youtube.com/watch?v=SSznbXBqIvo

В связи со значительностью территории и разнообразием физико-географической и, в целом, экологической ситуации в разных частях страны, для России наиболее целесообразен дифференцированный подход, учитывающий региональную специфику. Отдельные отрасли обеспечить это не могут, т.к. размещают точки наблюдений в соответствии с распространением ресурса, который используют.

Пока на государственном уровне отсутствует орган и инфраструктура, обеспечивающая сбор, обработку, анализ и проверку поступающей информации, в том числе и от отраслевых министерств и ведомств, научных организаций и других источников.

На стадии подготовки находится набор приоритетных параметров по слежению за компонентами биоразнообразия, имеющих важное значение для их сохранения и устойчивого использования. Выявляется спектр антропогенных факторов, оказывающих наиболее сильное воздействие на биоразнообразие и учитываемых при мониторинге его состояния.

Для организации национальной системы мониторинга создается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), как межведомственная информационно-измерительная система в целях информационной поддержки управления охраной природы в России.

Она будет функционировать на двух иерархических уровнях — федеральном и административно-территориальном, органически связанными с соответствующими уровнями управления природоохранной деятельности. В ряде регионов созданы и функционируют региональные информационно-аналитические центры, оснащенные современными компьютерными технологиями, включая ГИС-технологии обработки данных.

Карантинный мониторинг. Проблема инвазий организмов имеет две составляющие — экологическую и биотическую.

С позиции экологической — появление в стране нового организма — катастрофа, угроза разрушения аборигенных популяций растений и животных, возможная деградация природных экосистем и агроэкосистем.

С биотических позиций при инвазиях видов-интродуцентов — происходит увеличение уровня биоразнообразия страны, реже — вытеснение аборигенных видов.

Государственная служба карантина растений в России координируется Минсельхозпродом России. В ее состав входят следующие организации:

  • Росгоскарантин Минсельсхозпрода России;
  • государственные пограничные и государственные органы карантина растений (с Всероссийским научно-исследовательским институтом карантина растений, карантинными лабораториями и фумигационными отрядами) в республиках, краях и областях (региональные отделения Росгоскарантина);
  • межрайонные и районные отделения Росгоскарантина;
  • пограничные пункты карантина растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, на главпочтамтах и пограничных переходах.

Полнота карантинного мониторинга за поступающими на территорию России организмами и оценка последствий их завоза зависит от эффективности работы карантинных инспекций, уровня биологической (систематической) подготовки карантинных инспекторов, наличия современной информационной системы и связи с научными учреждениями, обладающими специфической информацией по энтомологии, ботанике, фитопатологии, вирусологии, агрономии (Зоологический институт РАН, Зоомузей Московского Государственного Университета, Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии и т.д.). Слабое звено в карантинном мониторинге — общий уровень биологической подготовки инспекторов по карантину растений и отсутствие информационной системы (ГИС) и базы данных по распространению карантинных организмов, как на территории России, так и в мире. Карантинная служба в России направлена только на мониторинг и защиту лесного и сельского хозяйства от очень ограниченного числа инвазионных организмов (растений, насекомых, грибов, бактерий). В отношении биологического загрязнения природных экосистем, флоры и фауны собираются ограниченные сведения по лесным и аграрным экосистемам. Наблюдения за генетическими новообразованиями не ведутся. Для усиления роли карантинного мониторинга необходимо развитие и минимальная поддержка исследований по систематике организмов, аборигенной флоре и фауне в связи с их биологическим загрязнением и по ГИМО, а также создание координирующего, информационного центра для сбора и обработки подобной информации от служб карантина растений, ветеринарной службы, научных институтов.

Мониторинг состояния охотничьих животных. Ежегодная оценка состояния ресурсов промысловой фауны в России проводится Департаментом по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России.

Результаты учетов раз в 5 лет обобщаются в специальных сборниках, в которых приводятся сведения по численности 18 видов охотничьих животных в отдельных регионах России, динамика охотничьих угодий.

Такой мониторинг состояния популяций охотничьих животных осуществляется в настоящее время в 84 субъектах Российской Федерации. Основные методы учета:

  • зимний учет по снегу на маршруте;
  • учет копытных с помощью авиации;
  • осенний учет лесной и полевой дичи на маршруте;
  • учет охотничьих животных в бесснежных районах методом прогона.

Система учета численности животных была создана в конце 50-х гг. Сейчас в центральном звене Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России ежегодно обрабатывается более 44 тысяч карточек учета следов животных.

Общая протяженность маршрутов учета — до 320 тыс. км в год. Для расчета плотности населения животных сейчас используются компьютерные технологии. Однако, сбор, первичная обработка и передача информации, по-прежнему происходит без применения современных технологий.

Основные показатели мониторинга биоразнообразия в России. Сложившаяся система мониторинга биоразнообразия в России отличается исключительно ведомственным (отраслевым) подходом и отсутствием четкой координации действий.

Наиболее полные сведения о состоянии биоразнообразия, экосистем и ландшафтов, служащих местообитаниями для растений и животных, а также биологических ресурсов страны можно найти в ежегодных государственных докладах о состоянии окружающей природной среды России, которые издаются с 1989 года и содержат информацию от всех министерств и ведомств, связанных с сохранением биоразнообразия и использованием биологических ресурсов. Однако многие показатели состояния биоразнообразия остаются неиспользованными и хранятся в отраслевых архивах. Ниже приводится перечень показателей мониторинга биоразнообразия в России и системы наблюдения и контроля за его состоянием (табл.1).

Таблица 1. Перечень основных показателей мониторинга биоразнообразия в России и органы его осуществляющие

Объекты мониторинга

Показатели

Форма представления

Органы контроля и сбора информации

Видовое и генети-ческое разнообразие

Число видов в стране, регионе, в т.ч. эндемиков

Таксономические справочники национального и регионального уровней

РАН, Минобразования России (университеты)

Редкие и исчезающие виды

Число видов в стране, регионе.

Классификация видов по категориям угрозы (статус)

Красная книга России;

Красные книги субъектов Феде-рации и регио-нов;

Списки редких видов

МПР России, Минсельхозпрод России, РАН, Минобразования России (университеты)

Редкие и исчезающие виды на охраняемых территориях

Число видов.

Плотность населения животных.

Число видов, занесенных в Красную книгу.

Репрезентативность охраняемых территорий в отношении видов, занесенных в Красную книгу

Специальные издания (например Приложение к Государственному докладу о состоянии окружающей среды)

МПР России (заповедники и национальные парки), Минкультуры России (участки культурного и природного наследия), РАН

Виды животных и растений в коллекциях ex-situ

Число видов

Число видов в Красной книге России

Отраслевые источники

Минсельхозпрод России, Минкультуры России, РАН

Охотничьи животные

Численность охот ничьих животных.

Лимит добычи по видам животных.

Нормативы платы.

Штрафы и платежи

Сроки, период и орудия промысла.

Сборники (5-летние данные) Госохотучета РФ, таблицы в «Государственном докладе…»

Минсельхозпрод России

Рыбные ресурсы

Фактическая продуктивность водоемов.

Лимит добычи по видам ресурсов.

Штрафы, платежи.

Сроки, период и орудия промысла

Отраслевые источники, ежегодные отчеты и рекомендации, таблицы в «Государственном докладе…»

Госкомрыболовство России, Межведомственная ихтиологическая комиссия

Прочие виды животных и продукты их жизнедеятельности

Фактический запас.

Лимит добычи и использования.

Штрафы и платежи

Отраслевые источники, ежегодные отчеты и рекомендации.

Минсельхозпрод России, МПР России

Растительные ресурсы — технические, пищевые, кормовые, лекарственные

Лимит использования.

Сроки, период и методы пользования.

Штрафы и платежи.

Отраслевые источники, расчетная лесосека, материалы лесной таксации, таблицы в «Государственном докладе …»

МПР России, Минсельхозпрод России,

Разнообразие сельскохозяйственных и домашних животных и растений

Число сортов и пород.

Районирование сортов и пород.

Государственные реестры сортов культурных растений и пород домашних животных

Минсельхозпрод России

Виды растений и животных, попавшие на территорию страны в результате непреднамеренной и преднамеренной интродукции и инвазии

Число видов по таксономическим группа.

Число видов со статусом опасности для культурных форм растений и животных

Отраслевые источники

Росгоскарантин и Ветеринарная служба Минсельхозпрода России, ГТК России, МПР России

Источник: http://biodat.ru/vart/hunt/texts/monitoring.htm

Scicenter1
Добавить комментарий