Мораль: Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы.

Тест по обществознанию Мораль 8 класс

Мораль: Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы.

Тест по обществознанию Мораль для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.

Часть 1

1. Выберите определение, соответствующее понятию «Мо­раль».

1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке2) осознанная потребность личности действовать в соот­ветствии со своими ценностными ориентациями3) совокупность представлений о добре и зле, справедли­вости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях

4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий

2. Наукой о морали, нравственности является

1) этика2) эстетика3) экзистенция

4) эклектика

3. Какое из перечисленных ниже определений ne относится к определению морали?

1) совокупность представлений о добре и зле, справед­ливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий3) система норм, правил, регулирующих общение и пове­дение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов

4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной дейст­вительности

4. Центральными в этике являются понятия

1) общего и частного2) добра и зла3) абсолютного и относительного

4) идеального и материального

5. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений, представлением о высших моральных требованиях является

1) идеал2) ценность3) право

4) религия

6. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как

1) регуляторная2) правоохранительная3) ценностно-ориентационная

4) социализирующая

7. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (общественное мнение людей, общество, церковь и т.д.).
Б. Нравственность, в отличие от морали, в большей сте­пени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные представления о добре и зле, совести и справедливости.

1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль проводит границу между добром и злом, спра­ведливостью и несправедливостью.
Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе социа­лизации.

1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Мировоззрение, в центре которого находится идея челове­ка как высшей ценности

1) антропоцентризм2) гелеоцентризм3) гуманитаризм

4) гуманизм

Часть 2

1. Установите соответствие между видами чувств и их содержанием.

Чувства

А) НравственныеБ) эстетические

В) интеллектуальные

1) любопытство, сомнение, любо­знательность2) любовь, дружба, патриотизм

3) восторг, радость, отвращение, тоска

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «мораль».
Социальный регулятор, религия, ценности, нравствен­ность, воспитание.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Вставьте пропущенное имя: «Одним из первых сформули­ровал «золотое правило морали» знаменитый китайский философ __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Мораль происходит от латинского понятия mores — нравы — и означает форму общественного __________(1), в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности (категории блага, добра, справедливости и т.д.).

Мораль представляет собой совокупность __________(2), норм поведения людей, определяющих их __________(3) и отношения друг к другу и к обществу. Однако люди могут заблуждаться, принимая доброе за злое, и наоборот. Поэтому мораль включает в себя оценку.

Отношения между людьми, выражающиеся в этических оценках поведения, образа жизни, являются моральными отношениями. Наука о морали называется этикой. Термин «этика» восходит к греческому слову ethos, что можно перевести на русский язык как нрав, то есть определенный склад души.

Этика — наука о морали (нравственности) — один из разделов __________(4). Аристотель, считающийся родоначальником этики, устанавливая её границы, поместил её между __________(5) (учением о душе) и __________(6) (учением о государстве)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) сознаниеБ) политикаВ) историяГ) философияД) психологияЕ) правило

Ж) обязанность

Часть 3

1. Прочитайте текст и выполните задания.С 1 по 4 октября 2007 года проходил первый визит Патри­арха Московского и всея Руси Алексия II в Страсбург и Па­риж, в программу которого входило и выступление главы Рус­ской Православной Церкви на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.

В числе прочего он сказал: «…Человек легко склоняется к плохим поступкам, а зна­чит, отвергает своё достоинство, если постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств. Как раз направ­ление этих трудов задают нравственные нормы, которые слу­жат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в человеческой жизни.

Христианские идеи достоинства, свобо­ды и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым сози­дательным потенциалом в личной и общественной жизни.…Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравствен­ности.

Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании без­нравственных поступков с помощью прав человека. В связи с этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включе­но упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность.

Убеждён: создатели данной конвенции включили в её текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определённый элемент всей системы прав человека.

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества.

Мораль обеспечи­вает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека.

Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может по­дорвать мировосприятие европейского человека и привести на­роды континента к черте, за которой — потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а зна­чит, и самостоятельного места в истории».

1) Как соотносятся свобода и нравственность? Приведите пример. Может ли быть по-настоящему свободен безнрав­ственный человек?

2) Согласны ли вы с мыслью о том, что нравственность явля­ется основой свободы человека? С опорой на текст и зна­ния обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.

3) Одна из газет, издающихся в Дании, опубликовала кари­катуры на пророка Мохаммеда, настаивая на том, что это является проявлением прав человека на свободу слова.

Публикация вызвала волну возмущения в исламском ми­ре, считающем, что нарушены элементарные правила мо­рали и уважения к религиозным убеждениям мусульман.

Какой точки зрения на данную ситуацию придерживае­тесь вы? Найдите и выпишите из текста предложение, помогающее ответить на этот вопрос.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Даже в наихудших из нас есть частица добра, и в луч­ших из нас есть частица зла» (М.Л. Кинг).
2. «Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред» (Микеланджело Буонар­роти).
3. «Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в доброе» (Я. Беме).

Ответы на тест обществознанию Мораль
Часть 11-3, 2-1, 3-2, 4-2, 5-1, 6-2, 7-1, 8-3, 9-3, 10-4

Часть 2

1. 2312. религия3. Конфуций

4. АЕЖГДБ

PDF-версияТест Мораль

(102 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/09/22/test-po-obshhestvoznaniyu-moral-8-klass/

Что такое «мораль» в современном понимании?

Мораль: Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы.

Приветствую Вас, друзья!

Мораль всегда была и остается одной из важнейших составляющих человеческих отношений. Однако, далеко не каждый сможет сходу ответить на вопрос, что такое мораль? Сегодня Вы узнаете это, а также откроете для себя много интересного о том, как впервые сформировались представления о морали, и что из себя представляет мораль в современном понимании. Начнем.

Что такое мораль?

Мораль – это совокупность представлений о добре и зле, а также правил поведения, которых принято придерживаться в определенном обществе на основании этих представлений.

И хотя их соблюдение поощряется, оно не является строго обязательным.

Правила морали формируются под влиянием общепринятых представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», поэтому зависят от общества, государственного устройства, господствующей религии и прочих социальных факторов.

Нормы морали обладают следующими особенностями:

  • они являются универсальными для всех;
  • не нуждаются в законодательном закреплении (поскольку считаются очевидными для любого разумного человека);
  • обосновываются господствующими в обществе представлениями о справедливости, добре и зле;
  • играют роль поведенческого ориентира для людей;
  • несоблюдение моральных норм осуждается в обществе.

Моральная составляющая большинства поступков может зависеть от обстоятельств. Так приготовление еды – нейтральное занятие, но если человек готовит еду для бездомных – это высокоморальный поступок.

Смех – нормальное явление, но если кто-то смеётся над чужой неудачей – это аморально. Причинять вред другому человеку нельзя.

Но если сделать это, защищая свою семью, даже этот поступок может быть оправданным.

Моральные нормы формировались задолго до правовых норм. Именно с их появлением начали возникать первобытные общества. Мораль предохраняла их от саморазрушения, позволяла им организовываться, накапливать знания и строить цивилизацию. На основе устоявшихся моральных норм были сформулированы первые законы – более четкие, однозначные и логически обоснованные правила поведения.

Как формировалось понятие морали?

Нельзя сказать наверняка, когда люди впервые задумались о том, что такое мораль. Самым древним источником, описывающим данное понятие, являются притчи Соломона (середина X в. до н.э.).

О вопросах нравственности и морали много писал Конфуций (VI-V вв. до н.э.), считавший милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.

Он утверждал, что не создавал новое учение, а собрал воедино знания, полученные от древних мудрецов.

Современное слово «мораль» происходит от латинского слова mores (традиции, нравы). Его употребляли древнеримские авторы, чтобы показать соответствие определенного поступка добрым нравам.

Также о понятиях совести, чести и добродетели много рассуждали древнегреческие авторы, начиная с VIII века до нашей эры.

Интересно, что в русский язык слово «мораль» пришло через французский (la morale) в XVIII веке.

Большой вклад в формирование понятия морали внёс Цицерон. Мыслитель много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право.

Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок.

Конечно, Цицерон, живший в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввёл определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.

Мораль это не только философское понятие. Она традиционно служит основой для многих религий. Ключевые принципы морали присутствуют в учениях Моисея, Иисуса, Мухаммеда и Будды. Поскольку уровень воспитания в те времена был другим, многие нормы морали были непонятны и неочевидны для простых людей. Но веря в то, что «так хочет Бог», они принимали и соблюдали эти нормы.

Как формируется мораль?

Понятия «добро и зло», «плохое и хорошее» относительны. В каждом обществе они формируются исторически и несут в себе отпечатки всех значимых событий.

Мораль создаётся на основе этих понятий, поэтому она также является достаточно условной, свойственной конкретному обществу или социальной группе.

Помимо понятий о «добре и зле» мораль вбирает в себя многовековые традиции и обычаи, поэтому для представителей других культур может выглядеть довольно странно.

Сегодня мы прекрасно понимаем аморальность рабства, геноцида и «святых» войн. Но буквально несколько веков назад всё перечисленное поощрялось в большинстве стран мира (в том числе и образованными людьми, всерьез рассуждавшими о нравственности и всеобщем благе). Поэтому мораль – это важный признак развития человеческого общества, показывающий, насколько зрелым оно является.

Процессы формирования морали в различных этносах представляют особый интерес для ученых, которые изучают социальную эволюцию народов.

В своих исследованиях они исходят из того, что поведенческие нормы формируются так, чтобы обеспечить выживание этнической группы и гарантировать продолжение рода.

При этом отдельно взятый человек соблюдает нормы всеобщей морали, чувствуя ответственность перед социумом.

Мораль в современном обществе

Если вы захотите разобраться, как устроена мораль современно общества, то обнаружите преимущественно такие ценности как:

  1. Уважение к чужому личному пространству, убеждениям и вере;
  2. Стремление быть успешным, сильным и энергичным;
  3. Развитие и самообразование на благо всего человечества;
  4. Высокие доходы, богатство и жизнь в достатке.

Но буквально несколько веков назад многое из этого считалось аморальным. В те времена были совсем другие взгляды на то, что такое мораль. Людям предписывали быть смиренными и не стремиться к большим достижениям. Богатство считалось страшным грехом, навечно закрывавшим путь в Рай, а навязывание своей религии и прочих взглядов всячески поощрялось.

Наверное, представитель средневековья жестко раскритиковал бы современную мораль, сказав, что эти нормы потакают «низменным инстинктам».

При этом он не заметил бы, что главным ориентиром для современного общества является всеобщее процветание. И от успеха отдельной личности зависит благополучие всего общества.

В то же время нормы средневековой морали были слишком примитивными и вообще не подразумевали, что кто-то должен быть счастлив.

Современная мораль требует от нас постоянной работы над собой. Мы должны развиваться и быть успешными, и собственный путь к успеху каждый должен найти самостоятельно.

Взамен мы получаем вдохновляющее чувство собственной уникальности – мы сами находим своё призвание и своими руками строим собственный успех.

Ощущение саморазвития и самореализации вдохновляет, и нормы морали подталкивают нас к этому.

Важным отличием современной морали от средневековой является снятие многих бессмысленных запретов и ограничений (например, связанных с сексуальной жизнью).

Получив большую свободу в сфере личной жизни, мы ничего не потеряли, а жить стало гораздо приятнее и интереснее.

В то же время современная мораль требует, чтобы человек сдерживал такие примитивные инстинкты как агрессия, жажда мести, стремление к доминированию и шовинизм.

Каждый человек должен чувствовать себя максимально свободным в плане саморазвития и самореализации.

При этом он должен уважительно относиться к окружающим и никогда не позволять себе ущемлять или унижать кого-либо – вот что такое мораль в современном мире.

А главное отличие от средневековья заключается в том, что быть счастливым теперь не запрещено никому. Наоборот, стремление к счастью и благополучию своей семьи должно быть целью каждого человека.

Заключение

Мораль – важное понятие в жизни человека, определяющее его взаимоотношения с окружающими. Она не универсальна и формируется у каждого этноса отдельно, сохраняя в себе множество исторических отпечатков.

При этом вполне естественно то, что многие вещи, которые были нормальными в средние века, считаются аморальными сегодня, и наоборот.

Современная мораль поощряет стремление к успеху и богатству, поскольку от успешности каждого отдельно взятого человека зависит благополучие общества и человечества в целом.

Источник: https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/chto-takoe-moral.html

Мораль как регулятор социального поведения

Мораль: Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы.

 

Глава1Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 2 Мораль как регулятор социального поведения…………………………………….5

2.1Функции морали………………………………………………………………………….7

    2.2Социально-историческая обусловленность морали и ее саморазвитие………………8

   2.3Проблем морального выбора личности……………………………………………..11

Глава3 Заключение…………………………………………………………………………….14

Библиография………………………………………………………………………………….16

Глава 1

 

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы.Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.

Основные социальные функции морали:

регуляторная,

ценностно-ориентационная,

социализирующая,

личностного самоопределения.

Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем.

Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое.

Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть.

При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.

  Цель написания данной работы: понять, как мораль влияет на людей в отдельности, так и на общество в целом.

  При выполнении контрольной работы были поставлены следующие задачи:

-узнать что такое мораль;

-понять, как мораль развивалась;

-каким образом она выступает в роли регулятора социального поведения.

  Для выполнения контрольной работы были использованы, в основном, теоретические методы, то есть изучение и анализ литературы и документов, просмотр документальных фильмов по данной тематике.  

Глава 2

 

Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы. Мораль — это особая, культурно-нормативная форма внебиологической регуляции человеческих отношений. Различают моральное сознание, моральные отношения, моральные поступки.

Термины «мораль» и «нравственность» обычно используют в качестве синонимов. Однако само наличие двух терминов, обозначающих одно явление, указывает на существование двух смысловых оттенков в понятии морали.

С одной стороны, мораль — это регулятор человеческих отношений, это нравы, «естественные» стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение.

С другой стороны, мораль — это противостояние природе активного волевого субъекта, осознающего свою автономность, это личностное измерение общества.

Мораль играет роль регулятора социального поведения, так как человек — существо общественное, социальное. Потому, непременным условием допуска в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры.

А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей.

Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Возникающая в этом случав общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна.

Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали ведущего духовного регулятора жизни общества.

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.

В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об «обществе в целом». Но в моральных установлениях как готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены.

Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно.

Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей.

Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.

), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей.

Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включает в себя достаточно строгую мораль, и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность».

Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей.

Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В развитие морали даже средств вложить нельзя — некуда вкладывать.

Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

 Императивность (третья особенность морали) состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления.

Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призыве, думается, есть вполне рациональный смысл — ведь общий баланс творимого добра и воздаяний за него сводится только на уровне общества.

Ожидать же ответной благодарности за свои добрые дела в каждом конкретном случае, право, не стоит.

2.1 Функции морали

Среди функций морали основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.

функция морали, безусловно, регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому.

Моральный способ регуляции, в отличие от других (правовых, административных и пр.), уникален. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каких учреждениях, карательных органах и т. д.

Во-вторых, потому, что моральное регулирование предполагает усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется внутренним убеждением отдельного человека.

Такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать. Это пока мало кому удавалось.

Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции — оценочно-императивной. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло».

Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

Позновательная функция морали в известной степени производна от оценочной.

Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выраженное языком моральных требований и идеалов.

Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет социальную роль морали.

2.2 Социально-историческая обусловленность морали и ее саморазвитие

Всякая мораль социально-исторически обусловлена.

Её конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей. и т. д. Иными словами, качественно разнообразные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем, в т. ч. религиозных.

Из всех религиозных моральных систем лучше других нам известна, пожалуй, христианская.

Она предложила принципиально новую шкалу человеческих ценностей, решительно осудила обычную для конца прошлой эры жестокость, насилие, угнетение и возвеличила «страждущих», неимущих, угнетенных.

Именно христианство центр тяжести в моральной регуляции фактически перенесло с внешних, принудительных ее форм на внутренние, подчиняющиеся велениям совести. Тем самым оно признало известную нравственную автономию и ответственность личности.

Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно в основном для эпохи средневековья, феодализма. Мораль буржуазной эпохи — совсем иная.

Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм, в отличие от индивидуализма, есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а сделать это непременно за счет другого).

Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать навязанный еще философией Просвещения культ разума, согласно которому только разум способен преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.

Источник: https://www.turboreferat.ru/sociology/moral-kak-regulyator-socialnogo-povedeniya/121775-625027-page1.html

Предмет профессиональной этики. Мораль (от латинского moralis – нравственный, mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека

Мораль: Само слово «мораль» происходит от латинского mores — обычаи, нравы.

Мораль (от латинского moralis – нравственный, mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений[1].

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений меду людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции1. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует е формировании человеческой личности, ее самосознания.

Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других.

Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и другое.

Моральные нормы –это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу социальной группе нравы.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведениикак вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности существующей в том или ином обществе.

Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм –бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; единство принципов справедливости и законности.Примечательно, что в латинском языке – языке Древнего Рима – слово «закон» (jus) и «справедливость» (justitia) – одного корня и что сам термин «юстиция», охватывающий всю систему права, является собой воплощение одного из важнейших принципов – принципа справедливости.

Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (соц. слоев, групп) в жизни общества и их соц.

положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

Законность — соответствие действий индивидов, социальных групп установленному в данном обществе правопорядку.

коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_167875_predmet-professionalnoy-etiki.html

Scicenter1
Добавить комментарий