Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного

Научная революция и философия XVII века

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного

В последней трети XVI – начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII в. (1642—1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране.

Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.

Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового – буржуазного – общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей.

Важнейшим фактором такого изменения обшественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. В XVII в.

разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым – в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии.

Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в.

, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период.

И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии, продолжается, идущая от Средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII в. предстают как эмпиризм и рационализм.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского эмпиризма, известен прежде всего как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний. “Scientia est potentia” (“Знание — сила”) — провозглашал он.

Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека. Схоластическое же знание, с точки зрения Бэкона, на самом деле не знание. Он противопоставил свою философию средневековой схоластике.

Его девиз «Знание — сила» находится в явном противоречии со знаменитым высказыванием библейского проповедника Екклесиаста: “во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь”.

Основное сочинение Бэкона – «Новый Органон». В нем он попытался создать новый научный метод, дедуктивной логике Аристотеля противопоставил индуктивную логику. Дедукция — движение от общего к частному. Бэкон предложил противоположный ход — мы идем к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента.

Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума.

Идолы Рода или Племени. Призрак рода присущ самой природе человека. Уже с рождения человек обречен на то, что все вещи он рассматривает субъективно, через призму самого себя.

К призракам рода относятся антропоморфизм, оживотворение природы или гилозоизм (мир – живой организм). Это выражалось в том, что в природе все действует в соответствии с какими-то целями, конечными причинами.

Люди наделяли природные объекты функцией целеполагания.

Идолы Пещеры свойственны только отдельным индивидуумам. Они рождаются из индивидуальных особенностей человека. Каждый человек имеет свою отдельную пещеру. Он выдает свою личную интерпретацию за то, что существует на самом деле. Бэкон говорил, что у человеческого ума есть крылья, но неплохо бы к ним привязать гири, чтобы человек приземлялся и вставал на почву фактов.

Идолы Площади или Рынка рождаются в речевом общении людей, в процессе которого люди воображают, что их разум повелевает словами. Люди часто не понимают друг друга из-за того, что вкладывают в слова разный смысл. Идолы Площади препятствуют взаимоотношению людей.

Идолы Театра или Теорий порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские системы или религиозные доктрины. У Бэкона есть термин «философский театр». Люди принимают мысль старого философа за истину без анализа, без исследования.

Ф. Бэкон разработал методы научной индукции. Он считал, что человек должен не просто обобщать, т.е. идти от каких-то фактов к общим выводам, а проводить анализ фактов и только на этой основе делать общий вывод.

Индуктивный метод не дает стопроцентной гарантии истинности утверждения, но он позволяет определить, какова степень истинности того или иного утверждения. Ф. Бэкон считал, что только путем наблюдения и эксперимента можно делать какие-то научные выводы.

Он и умер как ученый-исследователь, простудившись во время опыта над замораживанием курицы (набивал ее внутренность снегом). Бэкон был очень уважаемым человеком в Англии, лордом-канцлером. Наиболее популярен его труд под названием «Опыты». — Это настоящий кладезь практической, житейской мудрости.

В “Опытах” Бэкон активно использовал один из основных методов практической философии — метод антитез. Он излагал аргументы за и против тезиса, предоставляя окончательный вывод читателю.

Рене Декарт (1596 – 1660) – французский философ. Многие считают его отцом философии нового времени. В противоположность Ф. Бэкону Декарт подчеркивал значение ума-мышления, был философом-рационалистом. Его рационализм выражался прежде всего в тезисе «Я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Этот тезис имеет два смысла:

1) первый, который вкладывал Декарт: факт, что человек мыслит, самый очевидный и самый достоверный; поэтому из факта мышления вытекает факт существования;

2) второй смысл: “только мыслящий человек по-настоящему живет” или “как мы думаем, так и живем”. Человек мыслит, следовательно, существует. Биологи установили, что чем выше удельный вес головного мозга по отношению к телу живого существа, тем выше данное живое существо по степени развития. У человека самый высокий удельный вес головного мозга. Чем более человек мыслит, тем более он живет.

Декартовское «Я мыслю, следовательно, существую» – основа не только рационализма, но и идеализма. Ведь существование, бытие человека выводится из факта его мышления. Мышление первично, бытие вторично.

В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение. Им выдвинут принцип методологического сомнения. Человек не должен сразу принимать на веру все, что ему говорят или что он видит-ощущает.

Он должен подвергнуть сомнению, а существует ли это на самом деле? Без процедуры сомнения нельзя понять природу вещей и прийти к правильному выводу.

Декарт не был скептиком, он лишь считал, что нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания, размышления: утверждение и критика этого утверждения; отрицание и критика этого отрицания; в результате мы избегнем многих ошибок.

Декарт — философ-дуалист. Он считал, что в основе мира лежит не одно начало, материальное или духовное, а два — и материальное и духовное: протяжение и мышление. Духовное существует рядом с физическим, а физическое (материальное) рядом с духовным. Они не пересекаются, а взаимодействуют друг с другом благодаря высшей силе, которая называется Богом.

Декартовский дуализм послужил основой теории психофизического параллелизма, которая сыграла конструктивную роль в психологии и вообще в науках о человеке. Поскольку Декарт был рационалистом, он считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека, так называемые «врожденные идеи».

Он в какой-то мере предугадал генетическую запрограммированность человека и, соответственно, мышления. У человека есть некоторые генетические структуры, которые превращаются в нервные клетки головного мозга, а те в свою очередь задают определенную возможность появления этих идей и мыслей.

Декарт отчасти возрождает платоновскую теорию воспоминания или анамнезиса, что человек познает не путем обращения к внешнему миру, а путем воспоминаний, изнутри себя, из памяти.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) — нидерландский философ-рационалист, считал себя учеником Декарта, взял от последнего многие понятия своей философии, прежде всего, представление о двух началах – мышлении и протяжении. Но, в отличие от Р. Декарта, он мыслил не как дуалист, а как философ-монист.

(Монист — человек, придерживающийся взгляда на окружающий мир как на нечто единое, целое, в основе которого лежит какое-нибудь одно начало.) Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция, которую он обычно называл Богом или, реже, Природой.

Субстанция, Бог, Природа у него взаимозаменяющие понятия, означающие одно и то же. У Бога как субстанции имеются два атрибута: мышление и протяжение. Протяжение – пространственная категория, означающая, что нечто материальное имеет какие-то размеры и отделено от чего-то другого каким-то расстоянием.

Спиноза говорил и о том, что субстанция может иметь бесконечное количество атрибутов, но он знает только два.

Осмысляя мир через призму субстанции, атрибутов (мышления, протяжения), модусов (видоизменений атрибутов) Спиноза выстраивает определенную иерархию понятий-категорий, которую можно назвать категориальной картиной мира.

Он проанализировал многие философские понятия, возродив этим аристотелевскую традицию категориального анализа. От Спинозы ведет свое происхождение знаменитая формула: «свобода — познанная необходимость».

Негативный момент учения Спинозы о свободе: оно в значительной мере фаталистично; согласно ему жизнь человека предопределена; человек должен осознать это и без сопротивления следовать своему предназначению.

В «Богословско-политическом трактате» Спиноза подверг тщательному анализу-критике Библию, показал, что в ней немало противоречий, критиковал представление о Боге как личном существе. Через эту критику Библии его называли князем атеистов. Он, конечно, не был стопроцентным атеистом. Его позиция – пантеизм, он отождествлял Бога и природу.

«Человек свободный, — писал он, — ни о чем так мало не думает, как о смерти; и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».

Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, последовательный материалист. Даже человеческую душу он понимал как какое-то материальное тело, как совокупность легких, невидимых частиц.

Основные сочинения: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан» (это библейское чудовище, с которым Гоббс сравнивал государство). Гоббс оставил после себя систематическое учение, в котором рассматривал все разделы философии: о мире, природе, о человеке и обществе.

Как и Бэкон, Гоббс был эмпириком, считал, что в основе знаний лежит опыт, т.е. непосредственный чувственный контакт с окружающим миром.

Гоббс один из первых рассмотрел проблему общественного договора. Он считал, что люди конфликтуют друг с другом по своему естественному состоянию. Это он сказал: «Война всех против всех». Чтобы люди перестали конфликтовать, убивать друг друга, они должны были договориться, заключить общественный договор.

В результате общественного договора и возникло государство – институт, призванный гармонизировать человеческие отношения. Как философ-эмпирик, Гоббс понимал нравственность в духе индивидуализма. Он утверждал, что «золотое правило поведения» является законом всех людей, основой нравственности.

Гоббс — автор правовой по существу формулировки золотого правил.

Джон Локк (1632 – 1704) — английский философ-просветитель придерживался формулы: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах». По его мнению на основе ощущений человек формирует свои знания, и благодаря этому мыслит. Локк выдвинул теорию «чистой доски» (tabula rasa).

Согласно этой теории человек изначально представляет собой чистую доску и при столкновении с жизнью он получает массу впечатлений, которые закрашивают эту чистую доску. Локк способствовал развитию направления, которое считает, что человека формируют обстоятельства и что, изменив обстоятельства, можно изменить самого человека.

Положительная сторона этого учения состоит в том, что оно настраивает на оптимизм, на то, что он может повлиять на свою жизнь, на судьбу. Негативная сторона учения заключается в переоценке влияния среды, условий, обстоятельств на жизнь человека. От Локка тянется нить к Песталоцци с его теорией обучения и К.

Марксу с его теорией влияния обстоятельств на человека.

Локк был отцом либерализма. Он произвел настоящую революцию в области политического мышления. По его мнению права человека естественны и неотчуждаемы. Человек по своей природе — свободное существо. Свобода одного человека, если и ограничивается, то только свободой другого человека.

Локк выдвинул идею разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную). Он считал, что государственная власть не должна быть безграничной. Ограничить ее можно только разделением на три ветви власти. В истории политических идей это самая мощная идея.

Как и Гоббс, Локк считал «золотое правило нравственности» основой нравственности.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ-рационалист. Одновременно с Ньютоном разработал основы дифференциального и интегрального исчисления, предвосхитил некоторые идеи математической логики, выдвинул идею машинизации мыслительного процесса.

Он выдвинул учение о монадах (субстанциальных единицах). Последние – духовные сущности, которые не имеют частей и существуют независимо друг от друга. На Земле огромное число людей и душа каждого – уникальная монада. Монадология Лейбница — своеобразная теория идеалистического плюрализма.

Главное его сочинение – «Новый опыт о человеческом разуме». В этом сочинении он спорит с Джоном Локком, в частности, выступил против учения Локка о душе как «чистой доске», а формулу сенсуализма — «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — дополнил «кроме самого разума».

Лейбниц считал, что изначально у человека есть предрасположенность к тому или иному мышлению – естественная логика, которая действует даже на бессознательном уровне. Эта естественная логика мышления позволяет упорядочивать опыт. Лейбниц подчеркивал неповторимость каждого явления природы, каждой монады.

Он выдвинул теорию об изначальном различии вещей, о том, что нет абсолютных копий, нет абсолютных тождеств и повторений.

Лейбниц — автор четвертого закона логики (достаточного основания). Это важный закон мышления, направленный против поклонения авторитетам и слепой веры. Он выдвинул также учение о предустановленной гармонии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_124147_nauchnaya-revolyutsiya-i-filosofiya-XVII-veka.html

Лекция 5. Новое время: научная революция и рождение современной (классической) науки (XVII-XIX вв.)

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного

В XVII в. произошлиперемены, начавшиеся еще в эпохуВозрождения, когда были свергнуты старыеавторитеты и научные теории. Наметилисьсдвиги, сокрушившие старую науку,оторванную от технической практики, исоздавшие предпосылки мощного подъемановой культуры.

Существенно расширилисьзнания человека о мире, Галилеем былизаложены основы нового мировоззрения.В своем отношении к окружающему миручеловек не мог уже опираться на веру вБога, и был вынужден рассчитывать насвой разум.

Начиналась эпоха рационализмаи критического отношения к реальности,получившая название Нового времени.

Наука пересталабыть привилегией духовенства, появляютсянаучные заведения нового типа – академии.В XVII в. ученые стремились к синтезунаблюдения и математического расчета,техники и науки. Ф. Бэкон дал определениеиндуктивного и дедуктивного методовдоказательства.

Новый научный метод,применяемый в это время, основывалсяна рациональном обобщении результатовэкспериментов, поставленных для проверкиранее выдвинутых гипотез, начинаетсяпроцесс утверждения науки в качестведоминирующей формы постижения бытия.

Это глубокое преобразование наукиназывают научной революцией.

Революция в науке‑ это период развития науки, во времякоторого старые научные представлениязамещаются частично или полностьюновыми, появляются новые теоретическиепредпосылки, методы, материальныесредства, оценки и интерпретации, плохоили полностью несовместимые со старымипредставлениями. «Научной революцией»называют отрезок времени примерно отдаты публикации работы Н. Коперника«Об обращениях небесных сфер» (1543 г.) додеятельности И. Ньютона, сочинениекоторого «Математические началанатуральной философии» было опубликованов 1687 г.

«научнойреволюции» заключается в том, что ученыеделают открытия в различных областяхнауки, то есть устанавливают неизвестныеранее закономерности, свойства и явленияматериального мира, вносящие измененияв уровень познания. Научная революциястала возможной благодаря динамичномуразвитию общества, уже достигшеготехнологического прогресса.

Огнестрельноеоружие, порох и корабли, способныепересекать океаны, позволили европейцамоткрыть, исследовать и нанести на картузначительную часть мира, а изобретениекнигопечатания означало, что любаяинформация становилась доступной ученымвсего континента. Начиная с XVI в.

,взаимосвязь между обществом, наукой итехникой становилась все более тесной,поскольку прогресс в одной из областейзнания подталкивал к развитию другие.

Символамиобщественного прогресса в XVII в. становятсябуржуазные революции. Под влияниемреволюционных преобразований происходятизменения в экономике, политике,социальных отношениях, сознании.

Мануфактурное производство, быстрыйрост мировой торговли, мореплавание,интересы военного дела определилиосновной вектор развития науки.

Всеболее проявляется потребность в научныхисследованиях, имеющих прикладное,практическое значение.

Буржуазная революцияв Англии сделала господствующей формойпроизводства капиталистическуюмануфактуру и повлияла на промышленноеи техническое развитие феодальныхевропейских государств. В экономическоми техническом отношениях во вт. пол.XVII в.

Англия при сохранении мануфактурыне могла выйти вперед, несмотря на свойпередовой социальный строй.

Однакотолько в этой стране в то время былиблагоприятные условия для возникновенияи развития техники, и уже сложилисьусловия для технической и промышленнойреволюции, после которых она стала самойпередовой в техническом и промышленномотношении страной в мире.

Правящие круги,стремясь к военному и экономическомугосподству, оказывали покровительствоученым и поддержку научно-исследовательскойдеятельности. Государственная политикапо отношению к науке проявляется вобразовании академий наук, научныхобществ. Значительную роль в европейскойнауке XVII в.

сыграло Лондонское королевскоеобщество. Членами общества являлисьР. Бойль, основоположник химии ифизики нового времени, и И. Ньютон,автор теории движения небесных тел.

Ведущей отраслью науки становитсямеханика ‑ наука о движении тел,сыгравшая огромное значение в формированиифилософско-мировоззренческих взглядовXVII в.

К XVII в. наука далекопродвинулась в своем развитии. Помимотелескопа, были изобретены такие приборы,как микроскоп, термометр, барометр ивоздушный насос. Европейская наукавышла на новые рубежи. Передовыемыслители, исследовав Вселенную спомощью приборов, нарисовали совершенноновую картину мироздания и местачеловечества в нем.

За исключениемнескольких открытий, в период позднегосредневековья научная мысль уступалав развитии технологическим изобретениям.В XVI-XVII вв. происходит процесссовершенствования конструкций водяныхи ветряных двигателей.

Для компенсациинеравномерности силы в водяных, ручныхи ветряных мельницах, и вообще вмеханизмах, находящихся во вращательномдвижении, в первой пол. XVII в. стали вводитьмаховик. Это изобретение способствовалодальнейшему развитию механики имашиностроения. В начале XVII в.

былиизобретены деревянные меха, приводимыев действие водяным колесом. В 1620 г. такиемеха были установлены на металлургическихпредприятиях в Гарце.

Подлинным техническимпереворотом в черной металлургии явилсяпереход от сыродутного способа полученияжелеза к двухстадийному ‑ к выплавкев домнах чугуна с последующим его кричнымпеределом в сталь и железо.

Кричныйпередел соответствовал мануфактурномупроизводству железа, предполагавшемуучастие в производстве несколькихрабочих, между которыми существовалоразделение труда. К первой половинеXVII в. были усовершенствованыметаллообрабатывающие инструменты.

Теперь строили большие кузницы дляотковки металла в штанги или листы спомощью механических рычажных молотов,приводимых в действие водяными колесами.Вал водяного колеса имел кулаки,поднимавшие молоты, которые при свободномпадении совершали удар.

Применение вкузнечных работах механической силыспособствовало специализации инструментов.Широко стали использоваться токарныестанки, в которых обрабатываемое изделиеполучило вращение от водяного колеса,но резец держал в руках рабочий.

Наука же изучалаприроду и законы Вселенной. Передовыеидеи часто наталкивались на ожесточенноесопротивление. В частности, новые теориивошли в противоречие с религиознымидогмами в объяснении природных явлений,подвергать сомнению которые считалосьнедопустимым.

Чтобы определить,что послужило причиной научной революцииXVII в., и в чем она состояла, недостаточноперечислить результаты и достижениянауки.

Так как многие из новых идей быливыдвинуты частично или целиком вовремена, предшествующие научнойреволюции, и, тем не менее, не оказалитогда решающего влияния на развитиенауки.

Например, представление обесконечности Вселенной, считающеесяодним из основных результатов научнойреволюции, было выдвинуто Н. Кузанскимна 100 лет раньше Коперника и не оказалов то время никакого воздействия наученых.

Становлениеновой науки. Выделяютсятри этапа становления естественнойнауки нового времени: первый связан сдеятельностью Галилео Галилея, второй– с именем Рене Декарта и третий – сИсааком Ньютоном.

В основе теорииГалилея лежат четыре аксиомы: свободноедвижение по горизонтальной плоскостипроисходит с постоянной по величине инаправлению скорости (закон инерции);свободно падающее тело движется спостоянным ускорением; тело, скользящеебез трения по наклонной плоскости,движется с постоянным ускорением. ТакжеГалилей вывел принцип относительностии формулу движения, траектории снаряда.Опыты Галилея продолжал его ученикТорричелли, открывший вакуум, атмосферноедавление и создавший первый барометр.

Рене Декарт ‑основатель философии Нового времени ‑явился типичным представителемятрофизики, направления в естествознании,где живая природа рассматривается спозиций физики.

Основными выводамиДекарта явились следующие положения:в мире отсутствует пустота, Вселеннаянаполнена постоянно движущейся материей,материя и пространство – это одно и тоже, абсолютного движения и абсолютнойсистемы отсчета не существует. Декартпервый стал изображать кривые в видеграфиков функций и создал аналитическуюгеометрию.

Он ввел в науку правиламатематического доказательства,настаивал на необходимости доказательствалюбого утверждения. Когда у Декартапопросили доказать, что он существует,он ответил: «Я мыслю – следовательно,я существую».

Революцию в наукезавершил Ньютон с теорией, ставшейфундаментом классического естествознания.Ньютон доказал существование тяготениякак универсальной силы, соединил законыГалилея, Кеплера и философию Декарта вединую теорию.

Ньютон установил, чтопланеты удерживаются на орбитах некойсилой, которая обратно пропорциональнаквадрату расстояния до Солнца;математическим путем вывел эллиптическуюформу планетарных орбит и перемену ихскоростей.

Другим открытием Ньютонабыл закон всемирного тяготения, придоказательстве которого он использовалформулу центробежной силы, полученнуюранее Гюйгенсом.

С помощью трех законовдвижения – закон инерции, закон ускоренияи закон равного противодействия – изакона всемирного тяготения Ньютонобъяснил морские приливы и отливы,траекторию метательных снарядов, орбитыдвижения планет. Было найдено подтверждениеидей Декарта о том, что природа являетсясовершенным образом упорядоченныммеханизмом, который подчиняетсяматематическим законам.

Росту популярностии новым открытиям в астрономииспособствовало изобретение телескопа.Имя первого изобретателя телескопа неизвестно. В 1609 г.

Галилей усовершенствовалподзорную трубу и линзы и добился30-кратного увеличения: были открытыгоры на Луне, фазы Венеры, спутникиЮпитера, доказано, что Млечный Путь нетуман, а скопление звезд. В 1668 г.

Ньютонизготовил первый зеркальный телескоп.В 1682 г. Э. Галлей открыл первуюпериодическую комету, которая получилаего имя.

Кроме астрономическихобъектов ученых интересовал имикроскопический мир. Первый простоймикроскоп использовал для изучениямикроорганизмов Антуан Левенгук. Засвою жизнь ученый изготовил более 400приборов.

Помимо микрофлоры дождевойводы, Левенгук изучал строение клетокрастений, дал первое описание красныхкровяных телец и способы движения иразмножения у некоторых простейших.Роберт Гук с помощью усовершенствованногомикроскопа изучал структуру растенийи ввел термин «клетка». Одним изоснователей микроскопической анатомиибыл М.

 Мальпиги, занимавшийся анатомиейживотных, ботаникой, он завершил начатуюанглийским врачом У. Гарвеем теориюо кровообращении.

Ученых интересовалоисследование вакуума. Во второй половинеXVIIв. француз Блез Паскаль установилосновной закон гидростатики: давлениена поверхность жидкости, произведенноевнешними силами, передается жидкостьюодинаково во всех направлениях.

Паскальсовершил восхождение на гору с барометроми обнаружил, что по мере подъемаатмосферное давление падает. Немец ОттоГернике и англичанин Роберт Бойль почтиодновременно изобрели воздушный насос.

Бойль также установил, что объем,занимаемый газом, обратно пропорционалендавлению (закон Бойля-Мариотта).

В математикепроисходит выделение тригонометрии ианалитической геометрии, становлениедифференциального и интегральногоисчисления, разрабатываются теориибесконечно малых величин. Шотландскийматематик Д.

 Непер изобрел логарифмы,которые помогли ускорить вычисления,с помощью логарифмов была рассчитанаорбита Марса. Б. Паскаль в 1641 г.сконструировал суммирующую машину длямеханизации процессов сложения ивычитания. В 1667 г. Г.

 Лейбниц изобрелсчетную машину, позволяющую вычитать,складывать, делить, умножать, извлекатьквадратные корни.

Успехи в областиматематики, появление вычислительныхмашин обязаны совершенствованию часовыхмеханизмов. Еще в конце XVIв.

Галилей открыл явление изохронностиколебаний физического маятника, нонастоящий переворот в часовом делесовершил Х. Гюйгенс, который в 1657 г.создал первые маятниковые часы.

Гюйгенсприменил маятник в качестве регуляторахода, а также изобрел балансир со спиральюи анкерным спуском.

В период научнойреволюции вплотную занялись химией. ВXVIIв. во Франции стали печатать учебникипо химии, химию стали преподавать намедицинских факультетах. В ШвейцарииПарацельс предложил модель трех начал– серы, ртути и соли, которая оказалавлияние на развитие химии и аптекарскогодела. Во второй половине XVIIв.

были открыты некоторые новые вещества,например, фосфор. В Англии Р. Бойльприменил к анализу строения веществаатомистическую теорию, его экспериментыс воздухом способствовали появлению«пневматической химии» и созданиюхимической науки нового времени. Он жеразработал экспериментальный метод вхимии, в частности, химический анализ.

Бойль развивал идею о том, что химическоевзаимодействие происходит междумельчайшими частицами – корпускулами.Корпускулы, из которых состоят тела,остаются неизменными при различныхпревращениях этих тел.

В Германии ИоганнБехер разработал учение о трех видахземли, а Франциск Сильвиус и Отто Тахениуссоздали теорию кислотно-щелочныхвзаимодействий и применили ее в«медицинской химии».

XVIIв. был характерен обращением к наукедворянства. Научная работа стала вестиськоллегиально, что способствовалопоявлению научных организаций новоготипа. В начале XVIIв. в Италии возникает несколько ассоциацийученых, которые называют себя академиями,например, флорентийская академия. В1660 г.

в Лондоне появляется «Коллегиядля развития физико-математическогоэкспериментального знания», позжепреобразованная в Лондонское королевскоеобщество. Успехи ученых привлекливнимание королей и министров. В 1666 г.министр Людовика XIV Кольбер уговорилкороля спонсировать создание ФранцузскойАкадемии наук.

В Академии были обсерватория,библиотека и исследовательскиелаборатории, выпускался научный журнал.Кольбер ставил перед Академиейпрактические задачи: был измерен градусмеридиана и составлена точная картаФранции. Х.

Гюйгенсом была разработанаволновая теория света, где светрассматривался как упругий импульс,распространяющийся в особой среде –эфире. Ученик Гюйгенса Д. Папен работалнад созданием паровой машины.

Гуманитарные наукиразвиваются в контексте утверждениярационалистического мировоззрения.Буржуазные революции повлияли наразвитие политической мысли. Зарождаетсяи формируется теория «естественногоправа», которая развивала мысль, чтогосударственная власть и право даны несвыше, а созданы людьми в соответствиис законами разума.

Требования человеческогоразума исходят из природы людей исоставляют основу «естественногоправа». Естественному праву должносоответствовать «положительное право»,т. е. законы государства. Теорияестественного права получила развитиев трудах Б. Спинозы, Т. Гоббса иДж. Локка.Юридические науки отмечены началомформирования концепции общественногодоговора и правового государства(Т.

 Гоббс, Дж. Локк), принциповмеждународного права (Г. Гроций).

В философиигосподство рационализма вызвало интереск вопросам гносеологии (теория познания).Сформировались два основных методапознания: эмпирический (Ф. Бэкон) ирационалистический (Лейбниц, Декарт).

В конце XVII в. вевропейской культуре возникла идеологияПросвещения, проповедовавшая приоритетнауки, разума в жизни личности, обществаи государства, идею воспитания совершенногочеловека. Наибольшее развитие идеиПросвещения получили во Франции.

Итого:

Одним из итоговнаучной революции XVIIв. стало соединение производства иремесленно-технической деятельностис традициями античной и средневековойнауки.

Основой метода познания становитсялогический вывод из гипотез и егопроверка с помощью опыта. Это был периодпотрясений и переосмыслений, возвышенияновых научных знаний.

Наука выходит накачественно новый уровень в связи споявлением научных организаций,становится светской и доступной.

Крупнейшимдостижением научной революции сталокрушение антично-средневековой картинымира. Изменение картины мира повлеклоза собой перемены в науке, были сформированыновые черты мировоззрения, появиласьновая естественнонаучная идеология.

Согласно этой идеологии в наукекультивировались следующие идеи: природасамодостаточна и управляема с помощьюестественных законов; мир представляетсяв качестве машины, состоящей из разныхпо важности элементов; все явления вмире объяснимы естественными причинами,основанными на законах механики;Вселенная безгранична, однородна иуправляется едиными законами.

Новыеидеи и новое мировоззрение послужилистановлению новой науки, свободной отцерковной идеологии и направленной наслужение человеку.

Наука приобрелаогромный авторитет в обществе, открытияи изобретения стали активно внедрятьсяв хозяйственную жизнь. Человек сталпонимать, что научные знания обладаютопережающим потенциалом, что это основабудущего научно-технического прогресса.На глазах современников происходилопревращение науки в производительнуюсилу. В ней начинают видеть основупреобразования и господства над миром.

Источник: https://studfile.net/preview/1762591/

Научная революция XVII века и философия. Проблема метода. Философия Ф. Бекона и Р. Декарта

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного

В 17 веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым — в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии.

Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки — экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания — гносеологии.

Продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Как и большинство мыслителей его эпохи, Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века.

Цель научного знания — в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук — увеличение власти человека над природой.

Те, кто относились к природе созерцательно, склонны были, как правило, видеть в науке путь к более углубленному и просветленному разумом созерцанию природы. Такой подход был характерен для античности. Бэкон резко осуждает такое понимание науки.

Наука — средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей.

Для того чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования.

В средние века, да и в античности, наука, говорит Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам.

Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного.

Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.

Однако Бэкон сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего — математики.

Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука.

И хотя бэконовский призыв обратиться к опыту был услышан и поддержан, однако эксперементально-математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.

Принципы эмпиризма, провозглашенные Ф. Бэконом получили свое дальнейщее развитие у материалиста Т. Гоббса. Гоббс — классический представитель номинализма; согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей.

Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой — знание об именах вещей.

Источник этого второго опыта — ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предметом философии Гоббс считает тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий.

Что же касается духовных субстанций, то, даже если бы они и существовали, они, по словам Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само существование их Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных духов.

Рене Декарт. (1596 — 1650г). В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. — идеалист. В теории познания Д.

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: «Я мыслю, следовательно — Я существую».

В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает Бог.

В познании главную роль играет разум — рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения — аксиомы.

В логической цепи дедукции, следующее за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти.

Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

Вооружившись интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае, если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований:

  • 1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности;
  • 2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы;
  • 3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
  • 4. не допускать никаких пропусков в отдельных звеньях исследования.

Источник: https://studwood.ru/954362/filosofiya/nauchnaya_revolyutsiya_xvii_veka_filosofiya_problema_metoda_filosofiya_bekona_dekarta

Новое время. Научная революция XVII века: этапы, структура, герои, результаты

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного

Общепринятым считается положение отом, что именно в XVII в.возниклаевропейская наука (прежде всего этоотносится к классическому естествознанию),причем «в начале века ее еще не было,в конце века она уже была».

Характерно,что возникла она сразу во взаимосвязивсех составляющих: теоретическогознания, его логического обоснования иматематического описания, экспериментальнойпроверки, социальной структуры с сетьюнаучных коммуникаций и общественнымприменением.

Географияэтого процесса включаетнемало европейских стран и городов, нопредставляется возможнымвыделениеИталии в начале, и Англии в конце периода,как его «главных» научных центров.

Условно могут быть выделены три этапастановления науки. Первый, связанный,прежде всего, с деятельностью Г. Галилея– формирование новой научной парадигмы;второй – с Р.

Декартом – формированиетеоретикометодологических основ новойнауки; и третий – «главным» героемкоторого был И. Ньютон, – полное завершениеновой научной парадигмы – началосовременной науки. И хотя не все согласныс определением «научная революция»,впервые введенным в 1939 г.

А. Койре,все сходятся в том, что именно в XVII в.была создана классическая наукасовременного типа.

На вопрос: «Почему возникает наука?»– вряд ли возможно дать исчерпывающийответ, но вполне можно проследить иописать механизм возникновения этогоявления. Познавательной модельюантичности был Мир как Космос; и мыслителейволновала скорее проблема идеальной,чем «реальной» природы.

Познавательноймоделью средневековья был Мир как Текст;и «реальная» природа также малозаботила схоластов. Познавательноймоделью Нового времени стал Мир какПрирода.

Разработка общезначимойпроцедуры «вопрошания» –эксперимента и создания специальногонаучного языкаописания диалогас Природой –составляет главноесодержание научной революции.

«Старый» и «новый» космос»Старый космос» – это мир «поАристотелю и Птолемею»: он имеетшаровидную форму, вечен и неподвижен;за его пределами нет ни времени, нипространства; в центре его – Земля; ондихотомичен: изменяющийся подлунныймир и совершенно неизменный надлунный;пустоты нет: в подлунном мире – 4 элемента(земля, вода, воздух, огонь), в надлунном– эфир; все движения в космосе – круговые,в соответствии с кинематикой Птолемея.«Новый космос»(по Копернику)начинался с простой модели, совпадавшейс моделью Аристарха Самосского: вращениеЗемли происходило вокруг оси; центральноеположение Солнца – внутри планетнойсистемы; Земля – планета, вокруг которойвращается Луна. Именно эта модель, какпифагорейский символ гармоничного миравдохновляла и самого Коперника, Галилея,и Кеплера, поскольку соответствовалаастрономическим наблюдениям лучше, чемгеоцентрическая модель Птолемея. Оченьмощным оказался удар этой модели похристианскому мировоззрению – недаромМартин Лютер и Джон Донн в своейсатирической поэме «Святой Игнатий,его тайный совет…» всячески поносиликатолического священника Коперника:он, «остановив Солнце», лишил Землюсакральности центра мироздания.

Наблюдательная астрономия. Высшегосовершенства в наблюдательной астрономиив «дотелескопическую эпоху» достиг,несомненно,Тихо Браге(1546 –1601), помощником и, в определенной мере,научным наследником которого былИоганн Кеплер(1571 – 1630). На основенаблюдений Браге составил каталог 777звезд, причем координаты 21 опорнойзвезды были им определены с особойтщательностью.

Ошибка при определенииположений звезд не превышала однойминуты, а для опорных звезд – еще меньше.Позднее список звезд был доведен до1000.Самым революционным в науке былонаблюдение Тихо Браге появления новойзвезды в созвездии Кассиопеи 11 ноября1572 г. Тихо Браге не только зафиксировалэто явление, но и строго научно егоописал.

Совершеннейший надлунный мирАристотеля получил еще один сильнейшийудар.

Новая модель мира. Первый «рабочийчертеж» новой модели мира сужденобыло выполнить Иоганну Кеплеру, накоторого с детства выпало столько личныхнесчастий, что трудно найти более тяжелуюсудьбу.

Кеплер был открытым ипоследовательным пифагорейцем исовершенство своей астрономическоймодели искал (и нашел!) в сочетанииправильных многогранников и описывавшихих окружностей, правда, нашел их в своейтретьей геометрической модели, отказавшисьпри этом от круговой орбиты небесныхтел.

В книге «Новая астрономия, основаннаяна причинных связях, Или физика неба,выведенная из изучения движений звездзвезды Марс, основанных на наблюденияхблагородного Тихо Браге», завершеннойв 1607 г.

и опубликованной двумя годамипозже, Кеплер привел два из своихзнаменитых трех законов движения планет:Каждая планета движется по эллипсу, водном из фокусов которого находитсяСолнце.

Каждая планета движется вплоскости, проходящей через центрСолнца, причем линия, соединяющая Солнцес планетой (радиус-вектор планеты), заравные промежутки времени описываетравные площади. В 1618 г. Кеплер обнародовалсвой третий закон планетных движений:Квадраты периодов обращения планетвокруг Солнца соотносятся как кубыбольших полуосей их орбит.

Кеплер не смог объяснить причиныпланетных движений: он считал, что их»толкает» Солнце, испуская присвоем вращении особые частицы (speciesimmateriata).Кеплеровский закон площадей –это первое математическое описаниепланетарных движений, исключившеепринцип равномерного движения поокружности как первооснову.

Более того,он впервые выразил связь между мгновеннымизначениями непрерывно изменяющихсявеличин (угловой скорости планетыотносительно Солнца и ее расстояния донего). Этот «мгновенный» методописания, который Кеплер впоследствиивполне осознано использовал при анализедвижения Марса, стал одним из выдающихсяпринципиальных достижений науки XVII в.

– методом дифференциального исчисления,оформленного Г. Лейбницем и И. Ньютоном.

Кеплер заложил первый камень (вторымстала механика Галилея) в фундамент, накотором покоится теория Ньютона.

Космология и механика Галилея.УГалилео Галилея(1564 – 1642) впервыесвязь космологии с наукой о движенииприобрела осознанный характер, что истало основой создания научной механики.Первоначально (до 1610 г.

) Галилеем былиоткрыты законы механики, но первыепубликации и трагические моменты егожизни были связаны с менее оригинальнымиработами по космологии. Изобретение в1608 г.

голландцем Хансом Липперсхеем,изготовителем очков, телескопа(правда, не предназначавшегося дляастрономических целей), дало возможностьГалилею, усовершенствовав его, в январе1610 г. «открыть новую астрономическуюэру».

Оказалось, что Луна покрытагорами, Млечный путь состоит из звезд,Юпитер окружен четырьмя спутниками ит.д. «Аристотелевский мир» рухнулокончательно. Вместе с тем, Галилей несоздал цельной системы.

Новая механика.В 1638 г. вышла последняякнига Г. Галилея «Беседы и математическиедоказательства, касающиеся двух новыхотраслей науки, относящихся к механикеи местному движению…

«, в которой онкасался проблем, решенных им за 30 летдо этого.

Механика Галилея даетидеализированное описание движениятел вблизи поверхности Земли, пренебрегаясопротивлением воздуха, кривизнойземной поверхности и зависимостьюускорения свободного падения от высоты.

В основе «теории» Галилея лежатчетыре простые аксиомы (правда, в явномвиде Галилеем не сформулированные):

Свободное движение по горизонтальнойплоскости происходит с постоянной повеличине и направлению скоростью(сегодня – закон инерции, или первыйзакон Ньютона).

Свободно падающее тело движется спостоянным ускорением. dV = gdt, где dV –приращение скорости, происходящее заинтервал времени dt, а g – постоянноеускорение cвободного падения. Тогдаскорость V свободно падающего тела вмомент t будет равна V = g(t-t0)+ V0, где Vо –скорость тела в начальный момент времени.

Тело, скользящее без трения по наклоннойплоскости, движется с постояннымускорением g sinQ. Где Q – угол наклонаплоскости к горизонту. V2 = 2(g sinQ )d, где d= h/sinQ , h – высота, с которой тело началодвигаться, так что V2 = 2gh.

Галилей чрезвычайно гордился этойформулой, поскольку она позволялаопределять скорость с помощью геометрии.

Принцип относительности Галилея и движение снарядов

(«Преобразования Галилея»).

Траектория снаряда описывается уравнениемпараболы: y = y0 +(Vy/Vx)x-1/2(g/Vx2)x2, где y0 – высотавылетевшего снаряда; Vx- его горизонтальнаяскорость; Vy – вертикальная скорость.

Философско-методологическая манифестациянаучной революции. Только спустянесколько веков оказалось возможнымвыделить какие-либо тенденции в XVII в.»Внутри» же него процессы были малосвязаны друг с другом.

Мощное эмпирическоедвижение в естествознании зародилосьсамо по себе – оно отвечало какой-товнутренней потребности познания;философскометодологическое осознаниеэтого «внутреннего движения»развивалось также само собой, и то, чтосегодня мы видим их тождественность –весомый аргумент в обосновании научностикак таковой.

Первыми «концептуалистами» Новоговремени принято считать ФрэнсисаБэкона (1561 – 1626) и Рене Декарта (1596 –1650).

Бэкону принадлежит провозглашениеглавенства метода индукции.

Декарт несравненно более глубокиймыслитель – основатель философии Новоговремени. В отличие от Бэкона, Декартищет обоснование знания не столько всфере его практической реализации,сколько в сфере самого знания. Поэтомув центре методологических размышлений(«сомнений») Декарта – мысль и самЧеловек.

Три положения механики Декартаважны для понимания последующей философииестествознания: в мире отсутствуетпустота, Вселенная наполнена материей(и вся она в непрерывном движении),материя и пространство суть одно. Несуществует абсолютной системы отсчета,а следовательно, иабсолютного движения.Р.

Декарт явился типичным представителемятрофизики – направления в естествознании,рассматривавшее живую природу с позицийфизики.

Дальнейшее развитие это направлениеполучило в работах итальянского анатомаДжованни Борелли(1608-1679) –основоположника ятромеханики,которое в последствии выросло вбиомеханику.

С позиций ятрофизикии ятромеханики живой организм подобенмашине, в которой все процессы можнообъяснить при помощи математики имеханики.

(Подобно ятрофизике широкоеразвитие получила и ятрохимия –направление, представляющее все процессы,совершающиеся в организме – химическими.)

Новая картина мира.К концу XVIIв. «Новый космос», новая картинамира, что и было когнитивной сутью науки,была полностью создана. («Ньютоновскаяфизика была … спущена с Небес на Землюпо наклонной плоскости Галилея», АнриБергсон). Ее архитектором и прорабомсталИсаак Ньютон(1643 – 1727).

Роль Ньютона в истории науки удивительна.Многое, чем он занимался, что он описал,в частности, в знаменитых «Математическихначалах натуральной философии»(первое издание вышло в 1687 г. поднаблюдением Э.

Галлея) было раньшевысказано и описано другими. Например,в частных экспериментах и рассужденияхХ.

Гюйгенс(1629 – 1695) фактическииспользовал основные положения, которыепозднее легли в основу теории Ньютона:

Пропорциональность веса тела G его массеm; (G = mg).

Соотношение между приложенной силой,массой и ускорением (F = ma).

Равенство действия и противодействия.

В истории известны не всегда красивыеприоритетные споры, героем которых былНьютон (чего стоит один спор с Лейбницем).Но все это не умаляет величие научногоподвига Ньютона. Он показал себя настоящимМастером, который не столько обобщал,сколько создавал оригинальную новуюконцепцию мира.

Основные положения теории Ньютона УНьютона, также как и у Галилея, слилиськосмология и механика (правда, безфилософии – «гипотез не измышляю»),главными положениями которых сталиследующии: Понятие движущей силы –высшей по отношению к телу (любому:снаряду или Луне, например), котораяможет быть измерена по изменению движения(его производной). При этом Ньютон понял,что сила, скорость и ускорение представляютсобой векторные величины, а законыдвижения должны описываться каксоотношения между векторами.

Наиболее полно все это выражается вторымзаконом Ньютона: «Ускорение «a»,сообщаемое телу массы «m», прямопропорционально приложенной силе «F»и обратно пропорционально массе «m»,т.е. «F = ma».

Введено понятие инерции, котораяизначально присуща материи и измеряетсяее количеством.

Первый закон Ньютона гласит: «Еслибы на тело не действовало никаких силвообще, то оно после того, как ему сообщилиначальную скорость, продолжало быдвигаться в соответствующем направленииравномерно и прямолинейно».Следовательно, никаких свободныхдвижений нет, а любое криволинейноедвижение возможно лишь под действиемсилы.

Введено понятие соотношения гравитационнойи инертной масс (они прямо пропорциональныдруг другу).

Отсюда следует обоснование тяготениякак универсальной силы, а также третийзакон Ньютона: «Каждое действиевызывает противодействие, равное повеличине и противоположно направленное,или, иными словами, взаимное действиедвух тел друг на друга равно по величинеи противоположно по направлению».

Особое место в размышлениях Ньютонапринадлежит поиску адекватногоколичественного (математического)описания движения. Отсюда берет началоновый раздел математики, который Ньютонназвал «методом начальных и конечныхотношений» (дифференциальноеисчисление).

Исследуя движения по некруговой орбите,Ньютон рассматривал его как постоянно»падающее». При этом он ввел понятие»предельное отношение», основанноена интуитивном представлении о движении,так же, как евклидовы понятия «точки»и «линии» основаны на интуитивномвосприятии пространства – это своегорода кванты движения.

Важное значение при этом имеют те»предельные отношения», которыехарактеризуют скорость изменениякаких-либо величин (т.е. изменения взависимости от времени).

Ньютон назвалих «флюксиями» (сейчас – производные).Вторая производная при этом звучалакак «флюксия от флюксий», чтоособенно возмущало одного из критиковНьютона епископа Дж.

Беркли, которыйсчитал это нелепым изобретением, подобнымпризраку призрака.

В «тени» Ньютона несколько теряютсяфигуры других выдающихся исследователейи мыслителей XVII в.

Прежде всего, следуетотметить Готфрида Лейбница(1646-1716)и упомянуть его значительно болееглубокое, чем у Ньютона, осмыслениепонятиядифференциалакак общенаучноготермина (сам термин принадлежит Лейбницу),как собственно научного метода, а нетолько языка научного описания конкретногонаучного факта; и указать его удивительнуютеорию – «Монадологию» – освоеобразных квантах – «монадах»бытия.

Отдельно упоминания заслуживают понятияабсолютного («пустого») пространства,в котором находятся сосредоточенныемассы (с их взаимным дальнодействием иединым центром масс); и абсолютного жевремени с начальной точкой отсчета(полностью обратимого, поскольку переменазнака времени в формулах механики неменяет их вида и смысла).

Теория Ньютона – простая, ясная, легкопроверяемая и наглядная – сталафундаментом всего «классическогоестествознания», механической картиноймира и философии, интегральным выражениеми критерием самого понимания научностина более чем 200 лет. Не утратила онасвоего значения и сегодня.

Социальная сторона научной революцииXVII века.Рассмотрение историинаучной революции XVII в. не может бытьисчерпано лишь ее когнитивной стороной.В XVII в. наука стала частью социальнойсистемы.

С самого начала века во многих странахпоявляется множество «миниакадемий»,например, флорентийскаяАкадемия деиЛинчеи, знаменитым членом которойбыл Г. Галилей. Во второй половине векавозникают«большие»академии– сообщества профессиональных ученых.

В 1660 г.

организованный в частной лондонскойнаучно-исследовательской лабораториисовременного типа кружок, куда входилиРоберт Бойль (1627 – 1691),КристоферРен(1632 – 1723),Джон Валлис, ВильямНейли другие, был преобразован в«Лондонское королевское обществодля развития знаний о природе» (RoyalSociety of London for Improving Natural Knowledge).Ньютонстал членом этого общества в 1672 г., а с1703 г. – его президентом. С 1664 г. обществостало регулярно печатать свои труды –«Philosophical Transactions».

В 1666 г., также путем преобразованияподобного кружка, была организованаАкадемия наук в Париже.

Становление науки выражало стремлениек осмыслению мира, с одной стороны; сдругой – стимулировало развитие подобныхпроцессов в различных сферах общественнойжизни.

Огромный вклад в развитиеправосознания, идей веротерпимости исвободы совести внесли такие философыXVI – XVII вв., как М. Монтень(1533 – 1592),Б. Спиноза(1632 – 1677),Т. Гоббс(1588 – 1679),Дж. Локк (1632 – 1704) и др.

Ихусилиями разрабатывались концепциигражданского общества, общественногодоговора, обеспечения прав личности имногое другое.

Научное мышление позволяло выдвигатьи обосновывать механизмы реализацииэтих концепций. В этом контексте ключевойявляется оценка Локком (друг Ньютона ичлен Лондонского королевского общества)парламента как социальной научнойлаборатории, способствующей поиску,изобретению и реализации новых иэффективных форм синтеза частныхинтересов граждан, включая интересгосударства.

Краткий научный итог XVII века.Старый Космос устарел и был разрушен.В новой картине мира, которая замениластарый Космос, не было ничего живого инеопределенного и, казалось, все можнобыло рассчитать («кеплеровскийдетерминизм»).

Наука обрела своимеханизмы и процедуры конструированиятеоретического знания, проверки исамопроверки, свой язык, прежде всего,в математической его форме, ставший»плотью» метода.

Наука сталасоциальной системой – появились своипрофессиональные организации, печатныеорганы, целая инфраструктура (включаяспециальный инструментарий). В наукевозникли свои нормы и правила поведения,каналы коммуникации.

Наука черезраспространение принципов научностистановится мощной интеллектуальнойсилой – школой «правильного»мышления, – влияющей на специальныепроцессы в самых различных формах.

Вырастая из мистицизма, наука постепеннопреодолевала его.

Научная революция XVII века (Выводы)

Основы нового типа мировоззрения, новойнауки были заложены Галилеем. Он началсоздавать ее как математическое иопытное естествознание.

Исходнойпосылкой было выдвижение аргумента,что для формулирования четких сужденийотносительно природы ученым надлежитучитывать только объективные –поддающиеся точному измерению свойства,тогда как свойства, просто доступныевосприятию, следует оставить без вниманиякак субъективные и эфемерные.

Галилей разработал динамику – науку одвижении тел под действием приложенныхсил. Он сформулировал первые законысвободного падения тел, дал строгуюформулировку понятий скорости иускорения, осознал решающее значениесвойства движения тел, в будущемназванного инерцией.

Очень ценна былавысказанная им идея относительностидвижения. Философское и методологическоезначение законов механики, открытыхГалилеем, было огромным, ибо впервые вистории человеческой мысли былосформулировано само понятие физическогозакона в современном значении.

Законымеханики Галилея вместе с егоастрономическими открытиями подводилифизическую базу под теорию Коперника.

Завершить коперниковскую революциювыпало Ньютону. Он доказал существованиетяготения как универсальной силы –силы, которая одновременно заставлялакамни падать на Землю и была причинойзамкнутых орбит, по которым планетывращались вокруг Солнца.

Заслуга Ньютонабыла в том, что он соединил механистическуюфилософию Декарта, законы Кеплера одвижении планет и законы Галилея оземном движении, сведя их в единуювсеобъемлющую теорию.

После целого рядаматематических открытий Ньютон установил:для того чтобы планеты удерживались наустойчивых орбитах с соответственнымискоростями и на соответствующихрасстояниях, определяющихся третьимзаконом Кеплера, их должна притягиватьк Солнцу некая сила, обратно пропорциональнаяквадрату расстояния до Солнца; этомузакону подчиняются и тела, падающие наЗемлю (это касалось не только камней,но и Луны – как земных, так и небесныхявлений). Кроме того, Ньютон математическимпутем вывел на основании этого законаэллиптическую форму планетных орбит иперемену их скоростей, следуя определениямпервого и второго закона Кеплера. Былполучен ответ на важнейшие космологическиевопросы, стоящие перед сторонникамиКоперника, – что побуждает планеты кдвижению, как им удается удерживатьсяв пределах своих орбит, почему тяжелыепредметы падают на Землю? – и разрешенспор об устройстве Вселенной и осоотношении небесного и земного.Коперниковская гипотеза породилапотребность в новой, всеобъемлющей исамостоятельной космологии и отнынеее обрела.

С помощью трех законов движения (законинерции, закон ускорения и закон равногопротиводействия) и закона всемирноготяготения Ньютон не только подвелнаучный фундамент под законы Кеплера,но и объяснил морские приливы, орбитыдвижения комет, траекторию движенияпушечных ядер и прочих метательныхснарядов. Все известные явления небеснойи земной механики были теперь сведеныпод единый свод физических законов.Было найдено подтверждение взглядамДекарта, считавшего, что природа естьсовершенным образом упорядоченныймеханизм, подчиняющийся математическимзаконам и постижимый наукой.

Крупнейшим достижением научной революциистало крушение античносредневековойкартины мира и формирование новых чертмировоззрения, позволивших создатьнауку Нового времени. Основуестественнонаучной идеологии составилиследующие представления и подходы:

натурализм– идея самодостаточностиприроды, управляемой естественными,объективными законами;

механицизм– представление мира вкачестве машины, состоящей из элементовразной степени важности и общности;отказ от доминировавшего ранеесимволически-иерархического подхода,представлявшего каждый элемент миракак органическую часть целостногобытия;квантитативизм– универсальныйметод количественного сопоставленияи оценки всех предметов и явлений мира,отказ от качественного мышленияантичности и Средневековья;

причинно-следственный автоматизм– жесткая детерминация всех явлений ипроцессов в мире естественными причинами,описываемыми с помощью законов механики;

аналитизмпримат аналитическойдеятельности над синтетической вмышлении ученых, отказ от абстрактныхспекуляций, характерных для античностии Средневековья;

геометризм– утверждение картиныбезграничного однородного, описываемогогеометрией Евклида и управляемогоедиными законами космического универсума.

Вторым важнейшим итогом научной революциистало соединение умозрительнойнатурфилософской традиции античностии средневековой науки с ремесленно-техническойдеятельностью, с производством.

Ещеодним результатом научной революциистало утверждение гипотетико-дедуктивнойметодики познания.

Основу этого метода,составляющего ядро современногоестествознания, образует логическийвывод утверждений из принятых гипотези последующая их эмпирическая проверка.

Источник: https://studfile.net/preview/6070293/page:9/

Научная революция xvii в. и философия

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного

1.Идейные и социально-исторические предпосылки научной революции XVII в.

2. и философское значение научной революции.

Работая над этой темой, необходимо учитывать, что философия XVII в. опиралась все более на авторитет науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. Научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых вам и необходимо раскрыть.

Обратите внимание на то, что в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, то на первый план выходили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в новой форме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями – номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум).

В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений. Выясните, в чем состояло основное содержание научной революции. Покажите, что научная революция XVII в. привела к созданию новой картины мира.

Раскройте ее основные компоненты.

В заключении работы необходимо сделать вывод об особенностях философской мысли данной эпохи.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 146-151.

2. Краткий очерк по истории философии / Под общ. Ред. М.Т. Иовчука. – М., 1981. С.188-195.

3. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 . С 80 — 89

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

5. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.146-166.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 10.

ПРОБЛЕМА МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XVII В. Р.ДЕКАРТ И Ф. БЭКОН

1. Рационалистическая философия Рене Декарта.

2. Эмпиризм Френсиса Бэкона, проблема научного метода.

1. Данная тема является логическим продолжением предыдущей.

Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.

Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р.Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р.

Декарта: «Мыслю, следовательно существую» («Cogito ergo sum»).

2. Ф. Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф.

Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. С помощью учебника «Введение в философию» (М., 1989) и философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента.

Далее изложите учение об «идолах» (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» — искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. В чем суть индуктивного метода? Попытайтесь разобраться в содержании работы Ф.

Бэкона по усовершенствованию индуктивного метода.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997.

2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М.,1972. – Т.2.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158.

4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. — М., 1995. С.345 – 420.

6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.493-498.

8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

ТЕМА 11.

РАЗВИТИЕ СЕНСУАЛИСТИЧЕСКОЙ И ЭМПИРИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

1.Сенсуализм и эмпиризм Джона Локка.

2. Философия Джорджа Беркли Дэвида Юма.

1. Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта.

В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта.

Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

2. Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции.

Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке.

В чем состоял агностицизм Юма?

Список литературы

1. Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Соч.-М., 1978.

2. Локк Дж. Соч.: В 3 т. – М.,1988.-Т.3.

3. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч.: В 2 т.-М.,1966.-Т.1.

4. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988;

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

6. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 12.

РАЗВИТИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

1. Бенедикт Спиноза.

2. Готфрид Вильгельм Лейбниц.

1. Первый вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.

2. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о субстанция как монада. Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма.

Список литературы

1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

2. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989.

3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

4. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

6. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 13.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.

2. Механистический материализм и сенсуализм.

1. Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики Просвещения – течения духовно-культурной жизни Европы XVI – XVIII вв. Идеологи Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.

) исходили из принципа, что «человек разумен» (Homo sapiens), и в своих рассуждениях они шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней.

Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым.

Таким образом, здесь мы опять сталкиваемся с рационализмом, но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида, как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др.

2. Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма.

Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма. На примере двух ярких представителей этого течения – Ламетри и Гольбаха – охарактеризуйте механицизм и основные его принципы.

Одновременно с механицизмом развивалось и другое течение – сенсуализм, проявления которого вам и предстоит изложить в заключении работы.

Список литературы

1. Антология мировой философии. В 4 т.- Т. 2.-М., 1970.- С.536-693.

2. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988;

3. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961;

4. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1973-1974; 5. Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. – М., 1983.

6.Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1.

7.История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. — М., 1995.

8.Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

9.Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. – М., 1996. С.317-347.

10.Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 .

11.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

12. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Тема 14.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

1. Система философии И. Канта.

2. Основные черты этического учения И.Канта.

1. Творчеством гениального немецкого философа Иммануила Канта открывается новый этап в развитии философской мысли – немецкая классическая философия. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта познания.

Эту проблему вы и должны раскрыть в первом вопросе своей работы. Постарайтесь понять суть кантовского переворота в философии: до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах).

Достоверность и объективность знания, по Канту, обусловливаются наличием априорных форм чувственности– пространства, времени, а также априорных форм рассудка. Мы можем познать только то, что сами создали, — считает И. Кант.

Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как «явление» и «вещь в себе». С помощью философского словаря и учебника разберитесь в них.

В заключении первого вопроса обобщите огромный вклад И. Канта в развитие философии.

2. Во втором вопросе постарайтесь раскрыть суть этической теории И. Канта. И. Кант был убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного писания. Именно такой была современная ему христианская этика. По И. Канту, этика может быть построена как точная наука.

Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Это значит, что И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. В чем суть кантовского категорического императива.

Почему он столь же естествен, как закон природы? Сделайте вывод о том, что категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973;

2. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

3. Гулыга А. Кант.-М.,1981.

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

5. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.395-397.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.303-404.

8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997 . С.95 – 100.

9. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней:В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

10. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.167-185.

Тема 15.

ФИЛОСОФИЯ Г.ГЕГЕЛЯ

1. «Абсолютный идеализм» Гегеля.

2. Философия истории.

1. Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления.

Мышление, с точки зрения Гегеля , не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствуют составные части философской системы Гегеля.

Это лучше всего сделать, обратившись к произведению «Энциклопедия философских наук». Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. В заключении раскройте основные категории и законы диалектики.

2. Во втором вопросе сосредоточьте внимание на концепции истории Гегеля. Покажите, что бесспорной заслугой Г.Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества.

Он усмотрел в истории человечества не случайно-хаотический, а закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю.

Постарайтесь раскрыть основные положения истории философии Гегеля.

В заключении сделайте вывод о значении творчества Гегеля для всего последующего историко-философского процесса.

Список литературы

1.Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук: В 3-х т.- М., 1974.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997. С.96-101.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.185-189. 4. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

5. История философии в кратком изложении: Пер с чеш. И.И. Богута. – М., 1995.

6. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.104-112.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1991.

9.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней:В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

10.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 1999. С.158-164.

Тема 16.



Источник: https://infopedia.su/11xfc1.html

Scicenter1
Добавить комментарий