Научно-технические инновации: содержание и стадии инновационного

Контрольная работа: и структура инновационного цикла

Научно-технические инновации: содержание и стадии инновационного

Тема: и структура инновационного цикла

Раздел: Бесплатные рефераты по инновационному менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.01K | Скачано: 157 | Добавлен 11.09.12 в 20:47 | : +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2012

Введение 3

1. и структура инновационного цикла  5

 1.1. Понятие инновационного цикла 5

 1.2. Стадии и этапы инновационного цикла 6

2. Задача 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение.

Общие тенденции специализации и концентрации деятельности отечественных производителей, обусловленные финансовым спадом в мировой экономике и нестабильностью рыночной конъюнктуры, являются причиной избирательной политики предприятий в отношении внедряемых ими инноваций, предполагают сбалансированный учет факторов внешней и внутренней среды, выступающих в качестве основных ограничителей эффективности инновационных циклов.

 В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства. Причем, обе проблемы рассматриваются как теоретически, так и в практическом аспекте.

 Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

 Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

 При этом особую актуальность приобретают вопросы анализа инновационного цикла, его содержания, структуры и продолжительности как основного фактора изменения технико-экономических показателей производства.

 Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса.

 Исходя из вышесказанного целью данной работы является изучение содержания и структуры инновационного цикла.

 Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

 — рассмотреть понятие инновационного цикла;

 — выявить стадии и этапы инновационного цикла.

 Объектом исследования является инновационный цикл.

 Предмет анализ — содержание и структура инновационного цикла.

 Значимость данного исследования заключается в обобщении существующих методик изучающих содержание и структуру инновационного цикла.

1. и структура инновационного цикла.

Эффективное управление инновациями (инновационный менеджмент) во многом зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и их содержания, а также познания закономерностей их развития.

  Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой.

Согласно традиционному представлению научно-технический прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений.

В этом случае инновационный цикл можно рассматривать как состоящий из следующих стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений. Современные подходы к инновационному менеджменту акцентируют такую его сторону как уникальность и нецикличность. В этом плане понятие инновационного цикла устарело. Тот факт, что какой-то продукт или процесс устарел, не означает, что его можно автоматически заменить на новый, запланировав создание новшества, подобно планированию производства.

1.1. Понятие инновационного цикла.

Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель за совершенствованием способа удовлетворения своей потребности.

Среди российских ученых, изучающих проблемы цикличности и внесших вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблемы, можно назвать Ю. В. Яковца и Е. Г. Яковенко. Ю. В.

Яковец выделил циклы и фазы развития техники, а также провел периодизацию научно-технических революций. В работах Е. Г.

Яковенко и его коллег рассмотрены циклы жизни изделий, моделирование процессов цикличности на микроуровне [5,стр.14].

Согласно теории длинных волн Н. Кондратьева научно-техническая революция развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. Известно 5 технологических укладов (волн).

Первая волна (1785–1835) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Вторая волна (1830–1890) связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1880–1940) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Эта же волна связана с концентрацией банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930–1990) основана на развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов.

Пятая волна (1985–2035) будет основана на достижениях в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. д [5,стр.15].

1.2. Стадии и этапы инновационного цикла.

Эффективное управление инновациями (инновационный менеджмент) во многом зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и их содержания, а также познания закономерностей их развития.

Важной характеристикой инновационного цикла является рассмотрение его как последовательного и непрерывного процесса, совершающегося во времени и состоящего из логически взаимосвязанных стадий и этапов.

Инновационный цикл включает следующие звенья: наука – производство – потребление (исследование – производство – потребление). Они обладают относительной самостоятельностью [6, стр. 9-11].

Наука. Звено «наука» состоит из четырех стадий (видов исследований): фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, технические разработки (проектно-конструкторские и проектно-технологические). На всех этих стадиях присутствует элемент творчества, поиска новых (нередко принципиально новых) научных и технических решений.

Фундаментальные исследования могут быть разделены на «чистые» (свободные) и целевые.

«Чистые» фундаментальные исследования – это исследования, главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов и закономерностей природы и общества, причин возникновения явлений и раскрытие связей между ними, а также увеличение объема научных знаний. В «чистых» исследованиях имеет место свобода выбора области исследования и методов научной работы.

Целевые фундаментальные исследования направлены на разрешение определенных проблем при помощи строго научных методов на основе имеющихся данных.

Они ограничиваются определенной областью науки, и их цель заключается не только в познании законов природы и общества, но и в объяснении явлений и процессов, в более полном понимании изучаемого объекта, расширении человеческих знаний. Однако, как и в «чистых» исследованиях, практическое использование полученных результатов не ставится в качестве непосредственной задачи.

Эти фундаментальные исследования можно назвать ориентированными на цель. Для них сохраняется свобода выбора методов работы, но в отличие от «чистых» фундаментальных исследований при этом отсутствует свобода выбора объектов исследования, ориентировочно задаются область и цель исследования (например, разработка управляемой термоядерной реакции).

Они главным образом проводятся в институтах Российской академии наук (РАН) и отраслевых академиях, а также в высших учебных заведениях. Результаты фундаментальных исследований – теории, открытия, новые принципы действия. Вероятность их использования – 5—10 %.

Поисковые исследования охватывают работы, направленные на изучение путей и способов практического приложения теоретических выводов фундаментальных исследований. Их проведение предполагает возможность вариантных разработок проблемы и выбор наиболее перспективного направления.

Они опираются на известные фундаментальные исследования, хотя в результате поиска основные их положения могут быть пересмотрены. Поисковые работы проводятся в институтах РАН, частично в вузах и отраслевых научных организациях.

В отдельных отраслевых институтах промышленности и других отраслей народного хозяйства удельный вес поисковых работ доходит до 10 %.

К поисковым исследованиям могут быть отнесены работы по созданию принципиально новой технологии обработки металлов или производству пряжи непосредственно из массы текстильных волокон (например, с использованием аэродинамики, электростатических полей и др.

), изысканию новых методов формирования полимерных покрытий, изучению и разработке научных основ оптимизации технологических процессов, поиску новых лекарственных препаратов, анализу биологического влияния на организм новых химических соединений и т. п.

Поисковые исследования имеют разновидности: они могут быть широкого профиля без специального приложения к тому или иному производству и узконаправленного характера для решения конкретных вопросов.

Основная цель поисковых исследований – использование результатов фундаментальных исследований для практического применения в различных отраслях в ближайшем будущем (например, поиск и выявление возможностей применения лазера в практике). Вероятность практического использования поисковых исследований – около 30 %.

Выводы и рекомендации поисковых исследований позволяют перейти к следующему, наиболее распространенному виду научных исследований – прикладным исследованиям. Прикладные исследования в основном проводятся в отраслевых институтах.

К прикладным работам относятся исследования, которые осуществляются с целью практического использования достигнутых результатов фундаментальных и поисковых работ применительно к конкретным задачам.

Конкретная цель прикладных исследований – создание новых и совершенствование используемых технологических процессов, выявление возможностей создания конструкций машин и приборов, основанных на новых принципах, создание новых видов сырья и материалов, изыскание конкретных путей и методов совершенствования организации производства и управления.

Вероятность практического использования прикладных исследований – 75–85 %. Результаты прикладных исследований – патентоспособные схемы, научные рекомендации, доказывающие техническую возможность создания новшеств (станков, приборов, технологий). На этой стадии можно с высокой степенью вероятности установить рыночную цель.

Продолжением научно-исследовательских работ прикладного характера являются технические разработки (опытно-конструкторские, проектно-технологические и проектные), цель которых – непосредственное практическое использование результатов прикладных исследований.

На этой стадии разрабатываются новые технологические процессы, создаются и осваиваются образцы новых машин, изделий. В отраслевых институтах промышленности технические разработки занимают небольшой удельный вес, они в основном осуществляются проектными и конструкторскими организациями.

Вещественный результат этой стадии – чертежи, проекты, стандарты, инструкции, опытные образцы. Вероятность практического использования – 90–95 %.

В зависимости от видов инноваций (по степени новизны, предметному содержанию) и конкретных задач по созданию новшеств звено «наука» может быть трех – или двухстадийным.

Например, если создается отличающийся принципиальной новизной вид техники (технологии), допустим производство электроэнергии на основе магнитно-динамического эффекта без котлов, турбин и генераторов, фундаментальные и поисковые исследования включаются в инновационный цикл.

А в случае создания лишь моделей (а также при модернизации) определенного вида техники или совершенствования традиционных технологий фундаментальные исследования (во многих случаях и поисковые исследования) в инновационном цикле не учитываются.

Производство. Звено «производство» включает две стадии: освоение новшеств (новой продукции и новых технологических процессов) и собственно производство.

На стадии освоения создаются производственно-технологические и организационно-технические условия для начала производства, а на стадии собственно производства начинается массовый выпуск новшеств, тиражирование результатов научно-технических разработок.

Стадия освоения новшеств включает следующие этапы: техническое освоение, экономическое освоение, изготовление установочной серии (партии), выпуск первых промышленных серий.

На этапе технического освоения осуществляется изготовление, испытание и доводка опытного образца (партии), отрабатываются отдельные технологические операции, проверяются их соотносительность и возможность приспособления к реальным условиям производства.

В целом на этом этапе уточняется возможность технического осуществления заложенных в проекте (конструкции новшества, технологическом регламенте, рецептурах) идей и достигается уровень проектных технико-технологических и эксплуатационных параметров новшества.

Экономическое освоение заключается в достижении основных экономических и социальных показателей (себестоимости, производительности, улучшения условий и повышения безопасности труда), заложенных в проекте новшеств.

Основное функциональное назначение этой стадии – технико-технологическое и производственно-экономическое освоение параметров показателей новшеств. Началом стадии освоения считают принятие решения о выпуске (тиражировании) новшеств и подготовке производства (технической, организационной, материальной). Окончанием этой стадии является выпуск и испытание первой промышленной партии (серии).

Стадия собственно производства начинается с серийного (массового) выпуска новшеств (продукции) или широкого использования технологических новшеств, а завершается снятием продукции-новшества с производства или прекращением использования технологий-новшеств. Функциональное назначение этой стадии – выпуск (тиражирование) новшеств для удовлетворения общественных потребностей (производственных и личных).

Потребление. Звено «потребление» состоит из двух стадий: распространение (реализация) новшеств и их использование. Включение звена «потребление» в состав инновационного цикла ориентирует управление инновационным процессом на удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения.

Стадия распространения (реализации) новшеств начинается с момента поступления изделия потребителям для эксплуатационного освоения и завершается полным удовлетворением общественных потребностей.

Началом стадии использования новшеств следует считать момент, когда потребители приступают к эксплуатации продуктовых новшеств (машин, приборов, установок), вошедших в первую промышленную серию, и к применению новшеств личного потребления (продуктов питания, одежды, предметов гигиены и т. д.) или внедрению технологических и организационно-управленческих новшеств. Окончание этой стадии установить сложно, ведь потребителей много и сроки использования разные. Целесообразно его увязывать со сроком морального износа и отчасти со сроком физического износа, а практически – с появлением новых, более эффективных моделей изделий.

Предельная длительность инновационного цикла в основном определяется сроками морального износа изделий. Срок морального износа изделий машиностроения составляет 6–7 лет, легкой промышленности – 2–3 года.

Звенья и стадии инновационного цикла логически связаны между собой, составляют целостную систему.

Для них характерна обратная связь, обратный поток информации (например, для доводки новшеств, их экономического освоения и т. д.).

2. Задача.

Задание.

Ожидаемые результаты реализации инвестиционного проекта (запуск новой технологической линии) представлены в таблице.

Определите сумму приведенных (дисконтированных) эффектов при норме дисконта, равной 0,2.

ПоказательГод
1-й2-й3-й
1. Объем выпуска продукции после освоения технологической линии, шт.10 00015 00020 000
2. Оптовая цена (без НДС) единицы продукции, руб.200180175
3. Себестоимость единицы продукции, руб.150140135
4. В том числе амортизация, руб./шт.15107,5
5. Налоги и прочие отчисления из прибыли, руб.250 000300 000350 000

Решение.

Найдем выручку (объем выпуска умножить на оптовую цену)

1-й год – 10000х200=2000 тыс руб;

2-й год – 15000х180=2700 тыс руб;

3-й год – 20000х175=3500 тыс руб;

Затраты (объем выпуска умножить на себестоимость)

1-й год – 150х10000=1500 тыс руб;

2-й год – 140х15000=2100 тыс руб;

3-й год – 135х20000=2700 тыс руб;

Амортизация составит

1-й год – 15х10000=150 тыс руб;

2-й год – 10х15000=150 тыс руб;

3-й год – 7,5х20000=150 тыс руб;

Прибыль (выручка-затраты):

1-й год – 2000 тыс-1500 тыс=500 тыс руб;

2-й год – 2700 тыс-2100 тыс=600 тыс руб;

3-й год – 3500 тыс-2700 тыс=800 тыс руб;

Чистая прибыль с учетом налогов:

1-й год – 500 тыс-250 тыс=250 тыс руб;

2-й год – 600 тыс-300 тыс=300 тыс руб;

3-й год – 800 тыс-350тыс=450 тыс руб;

Чистый приток денег (прибыль+амортизация):

1-й год – 150 тыс+250 тыс=400 тыс руб;

2-й год – 600 тыс+150 тыс=750 тыс руб;

3-й год – 800 тыс+150 тыс=950 тыс руб.

Результаты представим в таблице и рассчитаем дисконтированный эффект за каждый год и их сумму:

ПоказательГод
1-й2-й3-й
Чистый приток денег, руб.400 000750 000950 000
Дисконтированные эффекты333 333520 833549 769

Сумма дисконтированных эффектов:

1-й год – 400 000/(1+0,2)=333 333

За 2 года – 333 333+750 000/(1+0,2)(1+0,2)=854 166

За 3 года – 854 166+950 000/(1+0,2)(1+0,2)(1+0,2)= 1 403 934,5

Ответ: сумма приведенных эффектов — 1 403 934,5 руб.

Заключение.

В заключении можно сделать краткие выводы по теме.

Эффективное управление инновациями (инновационный менеджмент) во многом зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и их содержания, а также познания закономерностей их развития.

  Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой.

Основной причиной больших  циклов  колебания экономической конъюнктуры можно считать технологические сдвиги – научно-технические перевороты базисного характера, вызывающие подъём  инновационной  активности.

Согласно традиционному представлению научно-технический прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений.

В этом случае инновационный цикл можно рассматривать как состоящий из следующих стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.

Важной характеристикой инновационного цикла является рассмотрение его как последовательного и непрерывного процесса, совершающегося во времени и состоящего из логически взаимосвязанных стадий и этапов.

Список использованной литературы.

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экономика: Учебник для вузов. — М., 2008.

 2. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. — СПб., 2007.

 3. Валдайцев С. В. Управление инновационным бизнесом. — М., 2009.

4. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. — М., 2009.

5. Маховикова Г. А., Ефимова Н. Ф. Инновационный менеджмент. – СПб., 2011.

6. Мухамедьяров  А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М., 2008.

6. Иванов И. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. — Ростов-на-Дону., 2008.

 7. Инновационная экономика / под общей ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. — М., 2007.

 8. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л.Э. Миндели. — М., 2008.

 9. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. проф. Л. Н. Оголевой. — М., 2009.

10. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. — М., 2008.

 11. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М., 2009.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+1

Размер: 20.01K

Скачано: 157

Скачать бесплатно

Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

могут только зарегистрированные пользователи.

Источник: https://studrb.ru/works/entry12002

Этапы инновационного процесса: научный, технический, технологический, эксплуатационный

Научно-технические инновации: содержание и стадии инновационного

Содержательная сторона жизненного цикла инноваций связана с характером деятельности в инновационном процессе. Этапы инновационного процесса показывают специфику деятельности по превращению новшества в инновацию и вместе с тем содержание деятельности на каждом этапе жизненного цикла инновации.

Инновационный процесс имеет циклический характер развития и основными этапами его являются: научный, технический, технологический, эксплуатационный.

Научный этап нацелен на отыскание идеи, которую можно использовать в инновационном развитии сервиса, и приспособление её к конкретным пространственно-временным условиям деятельности определённой сервисной фирмы. Он складывается из трёх последовательных стадий научного исследования:

  • 1. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Их цель — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития объектов.
  • 2. Прикладные исследования нацелены на отыскание путей, форм, способов практического применения ранее открытых явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью уточнение неясных теоретических вопросов, получение практически значимых научных результатов.
  • 3. Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания (модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. К опытно-конструкторским работам относятся: разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы, разработка идей и вариантов нового объекта, разработка технологических процессов. На этой стадии окончательно проверяют результаты теоретических исследований, разрабатывается соответствующая документация.

Технический и технологический этапы инновационного процесса связаны с непосредственной подготовкой новшества к практическому освоению, к эксплуатации инновации.

Технический этап означает создание либо приобретение новой техники, необходимой для производства, предоставления и потребления инновационных услуг.

Вместе с этим технический этап знаменует превращение результатов научных исследований в коммерческий продукт в виде принципиально новой либо модернизированной услуги, пользующейся спросом на рынке. Последнее определяется специально проводимыми маркетинговыми исследованиями.

Технологический этап инновационного процесса обусловливается прежде всего характером той техники, которая используется для производства инновированной услуги. Но не только.

На специфику технологии производства, предоставления и потребления новых услуг влияют и такие факторы, как безопасность производителей и потребителей услуг, культура сервиса, нравственное, воспитательное, эстетическое содержание услуг, доставляемое ими удовольствие (гедонистический результат потребления услуг) и др.

Эксплуатационный этап означает систематическое предоставление инновированных услуг потребителям. Здесь происходит практическая проверка инновации, выявление недостатков и их устранение. Иначе говоря, на данном этапе осуществляется окончательная доводка инновированных услуг до запланированных потребительских кондиций.

Таким образом, инновационный процесс состоит из ряда этапов (здесь отмечены лишь наиболее общие из них), объединённых в одну логическую цепь.

Каждое звено этой цепи подчиненно своей логике развития, имеет свои закономерности и особенности.

Соединяясь воедино, научные исследования и технико-технологические разработки подчинены главной цели — рождению инновации и проверке её жизнеспособности в процессе эксплуатации.

  • 1. Что понимается под жизненным циклом услуги?
  • 2. Взаимодействие каких циклов обеспечивает экономический прогресс общества?
  • 3. Из каких этапов складывается жизненный цикл услуги?
  • 4. Какие закономерности взаимодействия больших, средних и малых циклов открыл Н. Д. Кондратьев?
  • 5. Как понимается жизненный цикл инноваций?
  • 6. Из каких четырёх этапов состоит жизненный цикл инноваций?
  • 7. Какие стадии характерны для каждого из этапов жизненного цикла инноваций?
  • 8. Когда происходит структурная перестройка экономики страны?
  • 9. Какие существуют виды технологических инноваций?
  • 10. В чём суть каждой из технологий (стабильной, плодотворной, изменчивой)?
  • 11. Из каких стадий складывается научный этап инновационного процесса?
  • 12. С чем связан технологический этап инновационного процесса?
  • 13.Чем обусловлен технологический этап инновационного процесса?
  • 14. Какие задачи решает эксплуатационный этап инновационного процесса?

Источник: https://bstudy.net/603331/turizm/etapy_innovatsionnogo_protsessa_nauchnyy_tehnicheskiy_tehnologicheskiy_ekspluatatsionnyy

Этапы инновационного процесса

Научно-технические инновации: содержание и стадии инновационного
1 Хайруллин Р.А. 1 1 Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург В статье раскрываются сущность, роль и значение инновационного процесса, даётся классификация и мотивация использования основных этапов инновационного процесса, используемых в инновационном менеджменте.

Инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта. Подвергаются анализу основные этапы инновационного процесса и фазы жизненного цикла продукта.

Изучается роль научно-технических идей о материализации имеющихся теоретических знаний и открытий, оценивается содержание прикладных научно-исследовательских работ, анализируются разработки со стадиями – опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, демонстрируется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. Рассматривается связь между технологией производства и выпускаемым продуктом. 1. Ковалёв В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
2. Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. – 3-е изд., доп. – М., 2010.
3. Организация и управление машиностроительным производством / под ред. Б.П. Родионова. – М.: Машиностроение, 1989.
4. Росвелл Рой. Изменение характера инновационного процесса. – М., 2010.
5. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: учебник. – М.: Эксмо, 2005.

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, — процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до её разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Рой Росвелл, автор статьи «Изменение характера инновационного процесса», выявляет несколько поколений моделей инновационного процесса [4, с. 36].

Линейный подход к определению инновационного процесса он относит к 1950-м — середине 1960-х гг., т.е. к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями. Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технической активности производства представлен на рис. 1.

Второе поколение инновационного процесса, по Росвеллу, относится к концу 1960-х — началу 1970-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (рис. 2).

Третье поколение: начало 1970-х — середина 1980-х гг. Сопряжённая модель. В значительной степени комбинация первого и второго поколений с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка (рис. 3).

Четвертое поколение: середина 1980-х гг. — настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи.

Главное здесь в параллельной деятельности. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях.

Это ускоряет решение задачи, ибо время реализации технической идеи и превращения её в готовую продукцию в современном мире — это очень важный аспект [1].

Рис. 1. Первое поколение инновационного процесса

Рис. 2. Второе поколение инновационного процесса

Рис. 3. Третье поколение инновационного процесса.
Интерактивная модель инновационного процесса

Пятое поколение: настоящее время — будущее. Это модель стратегических сетей, стратегическая интеграция и установление связей. Её отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.

Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых научно-исследовательских работ (НИР), в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей о материализации имеющихся теоретических знаний и открытий.

Завершаются поисковые НИР обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые НИР проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации.

Финансирование поисковых НИР осуществляется, в основном, из государственного бюджета и на безвозвратной основе. При этом многие поисковые НИР имеют бюджетное финансирование по заданиям из государственных программ по решению важнейших научно-технических проблем.

В конечном итоге выигрывает общественное производство, так как результаты эволюции научного знания включаются в производительные силы в виде законченного решения важной научно-технической проблемы на основе экспериментальной проверки научно-технических идей.

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания [2, с. 17].

Следующий этап инновационного процесса — прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

На третьем этапе выполняются разработки со стадиями — опытно-конструкторские (ОКР) и проектно-конструкторские работы (ПКР), связанные с разработкой аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.

Эти работы проводятся как в специализированных лабораториях вузов, в КБ и на опытных заводах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования их те же, что и на втором этапе, а также собственные средства промышленных организаций.

С целью уменьшения риска инвесторов финансирование ОКР целесообразно осуществлять в две стадии. На первой стадии финан­сируются работы, связанные с разработкой аванпроектов и эскизно-техническим проектированием.

Здесь обычно выполняется общая компоновка макета проектируемого изделия и проводятся его стендовые испытания.

Прогрессивность новшества оценивается по числу авторских заявок на изобретения при безусловном соответствии макета изделия заданным техническим требованиям.

Только лишь по результатам такого рода предварительной оценки можно принимать решение о целесообразности дальнейшего финансирования инновационного процесса. Продолжение финансирования на второй его стадии связано с разработкой рабочей конст­рукторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов новой продукции.

Обоснованность финансирования работ третьего этапа инновационного процесса по двум стадиям аргументируется тем, что инвестиции в ОКР имеют рисковый характер. При этом следует иметь в виду, что затраты на первой и второй стадиях соотносятся как 1,0:2,5.

Поэтому, если предварительная оценка результатов работ после первой стадии финансирования свидетельствует об их неперспективности, то дальнейшее финансирование третьего этапа инновационного процесса можно и не проводить.

Инвестору целесообразно ограничиться финансированием только эскизно-технического проектирования, тем самым избежав неоправданных затрат по заведомо отрицательным результатам работ на второй стадии финансирования.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усо­вершенствования) образцов новой техники, материала, технологии.

ОКР — это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

К ОКР относятся: разработка определённой конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разработки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразными.

В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

Исполнителями работ на предварительном этапе являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др.

На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения ещё неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.

На финансирование работ по четвертому этапу, связанных с освоением масштабного производства новой продукции, и последующее совершенствование технологии за счет нововведений-процессов потребуется в 6-8 раз больше затрат, чем на расходы, связанные с исследованиями и разработками.

Увеличение затрат зависит от принятой масштабности освоения производства новой продукции (мелкосерийный, серийный или крупносерийный тип производства). Учитывая большие затраты на освоение масштабного производства новой продукции, на данном этапе инновационного процесса проводится эмиссия ценных бумаг.

Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции. Однако основным источником инвестиций являются собственные средства организаций, аккумулируемые в специальных фондах на эти цели, а также заёмные средства (банковские кредиты).

Финансирование работ по четвёртому этапу инновационного процесса может привести к организации технологического освоения неконкурентоспособной продукции, если ничего кардинально нового не будет создано на предыдущих трёх этапах.

В условиях рыночных отношений такая продукция не найдёт покупателя, на неё не будет спроса.

Четвертый этап инновационного процесса можно рассматривать как инвестиционный проект, ибо он совпадает со второй фазой жизненного цикла продукции, а затраты на его осуществление, как отмечалось выше, в 6-8 раз больше, чем на расходы по исследованиям и разработкам, проводимым на трёх первых этапах того же процесса.

С другой стороны, если новшества, созданные на первых трех этапах инновационного процесса, позволяют организовать технологическое освоение и коммерциализацию новой продукции, не имеющей зарубежных аналогов или замещающей импортные товары, то государство принимает частичное участие в финансировании этих работ.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и её реализация потребителям. Первый — это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй — доведение новой продукции до потребителя.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчёт кривую жизненного цикла изделия, т.е. периоды её подъёма и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции [3, с. 15].

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии.

Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства.

Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникновения инновационной среды определяется равновесным распространением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг.

В конечном счёте, диффузные процессы дают возможность занять доминирующее положение новому технологическому укладу в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики.

Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Рецензенты:

Макаров А.Д., д.э.н., профессор кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург;

Бирюков В.Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций», г. Санкт-Петербург.

Работа поступила в редакцию 30.12.2011.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29485

и структура инновационного процесса

Научно-технические инновации: содержание и стадии инновационного

ЛЕКЦИЯ 3. Организация инновационного менеджмента

> Понятие, содержание н структура инновационного процесса

> Схема развития фундаментальных исследований

> Методы поиска идей инновации: метод проб и ошибок, метод контрольных вопросов, мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, метод теории решения изобретательских задач

> Этапы разработки и реализации инноваций

> Анализ инновационного процесса

и структура инновационного процесса

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае она представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации (НТИ) — конечный результат научных исследований и разработок.

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновациям присущи в равной мере три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е.

процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая из них предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи.

Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства.

В ходе второй фазы общественно полезный эффект перераспределяется между субъектами нововведения, производителями и потребителями.

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Диффузия инновации — процесс, посредством которого нововведение с течением времени распространяется по коммуникационным каналам между членами социальной системы.

Иными словами, диффузия — это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или сферах применения.

В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи информации, свойств социальной системы, а также от свойств самого нововведения.

Один из важных факторов распространения инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением. Согласно теории нововведений И.

Шумпетера, диффузия инноваций — это процесс увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих инновации вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Й.

Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия инновации.

Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравнивают с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной совокупности фирм. Этим обусловливается неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике.

Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако возможность извлечения дополнительной прибыли от использования нововведения снижается с течением времени.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер.

Инновационный процесс состоит из семи элементов, соединение которых в последовательную цепочку образует соответствующую структуру (рис. 3.1). К этим элементам процесса относятся: инициация; маркетинг; выпуск (производство); реализация; продвижение; оценка экономической эффективности; диффузия.

Началом инновационного процесса является инициация, представляющая собой деятельность, включающую выбор цели инновации, постановку задачи, выполняемой инновацией, поиск идеи инновации, ее технико-экономическое обоснование и материализацию (осуществление) идеи.

Материализация идеи означает превращение ее в товар (имущество, новый продукт, документ имущественного права или документ технологической операции).

После экономического обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации.

В ходе этих исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяются объем выпуска продукта, потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выводимому на рынок.

Затем начинается продажа инновации, т. е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Рис. 3.1. Схема инновационного процесса

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации — распространением однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и в новой финансово-экономической ситуации.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это индивидуальные изобретатели, исследовательские организации.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Такие реципиенты получили название «пионерных» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

Экономическое и технологическое воздействие инвестиционного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала инновационной системы и ее составных элементов.

Согласно одному из мнений, обсуждаемому в литературе, в общем виде инвестиционный процесс можно записать как последовательность

ФИ ПИ Р Пр С ОС ПП М Сб,

где ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ — прикладные исследования;

Р — разработка;

Пр — проектирование;

С — строительство:

ОС — освоение;

ПП — промышленное производство;

М — маркетинг:

Сб — сбыт.

Для анализа этой схемы следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС. который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С и т. д.).

Таким образом, основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (ПСНТ), который начинается с ФИ. Это начальная стадия инновационного процесса, тесно связанная с понятием научной деятельности.

Научная работа, от развития которой зависит появление новшеств, — это исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации.

Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать новые закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые. Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, в обосновании новых понятий и представлений, в создании новых теорий.

К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления.

Фундаментальные исследования должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе, а также могут частично использовать и внебюджетные средства.

Необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Теоретическое исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно составляет фундамент инновационного процесса.

Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в прикладные исследования. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. Из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике, Цель ФИ — познание и развитие процесса (теории вопроса).

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

Прикладные исследования являются второй стадией ПСНТ. Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) — следующая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному выпуску.

Под ОКР понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате научных исследований и (или) практического опыта, и направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг либо значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.

К ним относятся: создание определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); проработка идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы): подготовка технологических процессов, т.е.

способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, дающую определенный полезный результат (технологические работы). В состав ОКР включают также создание опытных образцов.

Опытные и экспериментальные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов НИР.

Опытные работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов.

Экспериментальные работы включают изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.

Опытная база науки — совокупность производств, выполняющих опытные и (или) экспериментальные работы. Она является составной частью научного потенциала страны.

Опытные производства могут быть различных организационных форм (типов) — завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т. п.

; у них могут быть различное местонахождение, разная степень хозяйственной самостоятельности — они могут находиться на балансе научной организации или выступать юридическим лицом.

Собственная опытная база научной организации охватывает все подчиненные ей опытные производства.

В результате разработок (Р) создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы: проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП).

Фазы маркетинга и сбыта связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса. Таким образом, одной из завершающих стадий процесса исследования научной разработки является освоение промышленного производства нового изделия.

В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и освоения промышленной продукции. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР.

Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии же ОКР около 95-97% разработок оцениваются положительно.

Инновационные организации, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями.

Промышленное производство осуществляется в два этапа: собственно производство новой техники и реализация новой продукции потребителям. Первый этап — это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью второго этапа является доведение новой техники до потребителей.

За производством новшества следует его использование конечным потребителем.

На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание новой техники в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения теоретических и прикладных исследований, включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Каждая фаза жизненного цикла относительно самостоятельна, имеет определенные закономерности, выполняет специфическую роль. Жизненный цикл продукции имеет временные, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организации планирования, финансирования и использования научно-технических достижений (рис. 3.2).

Таким образом, инновационный процесс определяется как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Инновационный менеджер имеет дело с различными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_91700_soderzhanie-i-struktura-innovatsionnogo-protsessa.html

Scicenter1
Добавить комментарий