НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: Краткий научно-популярный очерк фило- и онтогенеза человека Научные

Науки о человеке как индивиде и его онтогенезе

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: Краткий научно-популярный очерк фило- и онтогенеза человека Научные

До сих пор мы рассматривали структуру научного познания человека как вида (Homo sapiens) и как человечества в его историческом существовании. Фундаментальные основы современной системы человекознания складываются именно в этих двух гигантских констелляциях научных дисциплин, сосредоточенных вокруг общих проблем человекознания.

На границах с ними, как мы видели, дифференцируются такие крупнейшие центры современного естествознания и науки в целом, как проблемы биогеносферы, ноосферы и освоения космоса.

Однако было бы серьезной ошибкой полагать, что всех охарактеризованных междисциплинарных объединений, специализирующихся на изучении проблем Homo sapiens и человечества, достаточно для научного познания человека. Они составляют лишь основу системы человекознания, включающей еще ряд комплексов наук о человеке как индивиде и личности, субъекте и индивидуальности.

Рассмотрение всех этих комплексов, хотя бы в самом кратчайшем виде, позволит нам понять современное осуществление принципа единства теории и практики применительно к познанию законов человеческого развития и управлению ими в интересах общества и личности.

Поскольку мы имели раньше возможность охарактеризовать структуру человека как индивида и междисциплинарные связи в ее изучении*, достаточно ограничиться схематическим изображением классификации наук в этой области соответственно основным ее проблемам (рис. 5).

* Ананьев Б. Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь). – М.: Советская педагогика, 1966. – № 1; Его же. К изучению человека // Человек и общество: Сб. – Вып. 1. – Л.: Изд. ЛГУ, 1966.

Рис. 5. Схема основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе

Феномены онтогенетической эволюции человека – возрастные и половые, конституциональные* и нейродинамические** свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию.

Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков, составляющих природную основу личности***. Взаимосвязи этих свойств индивида разнообразны.

Так, например, темперамент не является свойством отдельного органа (его реактивности), тем более отдельных клеток (в том числе и нейронов). Этот феномен является интегральным производным всей структуры индивида, эффектом совокупного действия его более общих свойств.

Упрощенное толкование этого сложного феномена индивида в недавнем прошлом выражалось в отождествлении темперамента с гуморально-эндокринной реактивностью организма и определении темперамента как функции телосложения (конституционального типа) и его гуморальной регуляции.

Отсюда широко распространенные в 20-30-х годах представления об однозначных зависимостях темперамента от телосложения.

Однако с каждым новым успехом физиологического исследования типов нервной системы животных и человека обнаруживалась несостоятельность такого взгляда, так как основные характеристики темперамента ближе всего коррелировали с основными параметрами типов нервной системы. Теоретически значительно более обоснованными явились представления о том, что именно нервная система – тот субстрат, который непосредственно определяет психофизиологические характеристики поведения.

* Уильямс Р. И. Биохимическая индивидуальность. – М.: ИЛ, 1960; Кречмер Э. Строение тела и характер. – ГИЗ, 1930; Его же. Медицинская психология. – М., 1927; Матес П. Конституциональные типы женщин. – Киев, 1927; Шевкуненко В. П., Геселевич А. М. Типовая анатомия человека.

** Павлов И. П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах // Поли. собр. соч. – Т. 3. – Кн. 2. – М.: Изд. АН СССР, 1951; Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий.– М.; Изд. АПН РСФСР, 1961; Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. – Т. 1-4.

– М.: Изд. АПН РСФСР, 1960-1964; Методика изучения типологических особенностей высшей нервной деятельности животных: Сб. – М.: Наука, 1964; Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 1966; Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964.

*** См., например: Мирзоян Э. Н. Индивидуальное развитие и эволюция. – М.: Изд. АН СССР 1963; Равен X. Оогенез. – М.: Мир, 1964, Пэттен Б. М. Эмбриология человека. – М.: Медгиз, 1959; Очерки по физиологии плода и новорожденного. – М.: Медицина, 1966; Исраэлян Л. Г, Анатомо-физиологические даты детского возраста.

– М.: Медгиз, 1959, Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. – М.: Медгиз, 1962; Развитие мозга ребенка: Сб. – М.: Медицина, 1965; Регуляция вегетативных анимальных функций в онтогенезе: Сб. – М.: Наука, 1966; Тих Н. А. Ранний онтогенез поведения приматов; Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. – М.

, 1935; Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959; Элъконин Д. Б. Детская психология. – М.: Учпедгиз, 1960; Изучение развития и поведения детей: Сб. – М.: Просвещение, 1966; Пархон К. И. Возрастная биология. – Бухарест: Меридиан, I960; Основы геронтологии. – М.

: Медгиз, 1960; Нагорный А. В., Никитин В. Н., Буланкин И. Н. Проблемы старения и долголетия. – М.: Медгиз, 1963; Бурлъер Ф. Старение и старость. –М.: ИЛ, 1962; Вопросы геронтологии и гериатрии: Сб. – М.: Медгиз, 1962; Давыдовский И. В. Геронтология. – М.: Медицина, 1966; Александрова М.Д.

Очерки психофизиологии старения. – Л.: Изд. ЛГУ, 1965.

Вместе с тем типические особенности нервной системы обособлялись от общесоматических особенностей индивида и его эндокринно-биохимических характеристик, от общего типа метаболизма и морфологических особенностей структуры организма в целом.

При идентификации темперамента с типом нервной системы оказывалось, что эмоциональность, сенситивность и другие характеристики темперамента непосредственно не связаны с организмом как целым.

Рассмотрение темперамента как однозначной функции типа нервной системы является, таким образом, недостаточным. Относительной оказалась и нейродинамическая обусловленность темперамента, равно как раньше была обнаружена аналогичная относительность конституциональной его обусловленности.

Очевидно, темперамент обусловлен не только нейродинамической организацией головного мозга, но и структурно-динамическими особенностями организма в целом.

То же можно сказать и о структуре органических потребностей, связанных не только с безусловными рефлексами (пищевыми, половыми, защитными и т. д.), но и с более общими характеристиками метаболизма всех систем, органов и тканей организма.

Механизм органических потребностей может быть прослежен в современных условиях не только до клеточного, но и до молекулярного уровня включительно.

Однако общая структура этих потребностей, их взаимодействие и динамическая иерархия существуют лишь на уровне организма в целом, определяя мотивацию поведения.

И структура органических потребностей, и темперамент могут, следовательно, рассматриваться как природные свойства высокого уровня (по интеграции). Вместе с тем их можно определить как вторичные свойства, истоками которых являются более общие природные свойства, функционирующие на всех уровнях–от молекулярного до организма в целом.

Особый интерес к темпераменту и структуре органических потребностей объясняется тем, что они являются природными основаниями характера, эмоций, мотиваций поведения и т. д.

Однако с признанием бесспорного факта вторичности, производности этих природных свойств особую важность приобретает вопрос о тех первичных свойствах или особенностях человеческой природы, взаимодействия которых определяют темперамент и задатки, мотивацию элементарных действий и их тонус, общее во всех первичных свойствах человека как индивида, заключенное в их генетической обусловленности. Особый интерес представляют исследования генотипической обусловленности первичных природных свойств человека, к которым относятся, как указывалось выше, общесоматические (конституциональные) и нейродинамические свойства человеческого организма. Примыкает к конституционально-нейродинамическим свойствам и функциональная геометрия тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных органов (особенно двигательных и сенсорных). Правшество, левшество, амбидекстрия– явления одновременно конституциональные и нейродинамические.

Эти три группы природных свойств (конституциональные, нейродинамические, билатеральные – особенности симметрии организма) образуют класс первичных свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств (темперамента, структуры органических потребностей и т. д.

) от этого класса первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств в целом, а не от отдельно взятых (конституциональных или нейродинамических). Отметим кстати, что каждое из входящих в этот класс первичных свойств оказывается одним из источников образования различных вторичных свойств.

Это доказано в отношении типологических свойств нервной системы, определяющих, с одной стороны, темперамент, а с другой – задатки.

Внутренние зависимости между природными свойствами, разумеется, всегда опосредованы зависимостями индивида от условий внешней среды (социальной, биологической, абиотической), но особенно важно подчеркнуть, что эти внутренние зависимости определены общей морфофизиологической организацией человека как вида, причем безотносительно к расовым, возрастным, половым и другим антропологическим особенностям. По отношению к этим особенностям конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности организации тела имеют частные значения индивидуально-типических вариантов единой природы человека как биологического вида, сформировавшегося в процессе социально-исторического развития.

Но вид определяет индивид и его вторичные природные свойства не только этими индивидуально-типическими вариантами. Известно, что темперамент настолько изменяется в процессе индивидуального развития, что в науке многократно возникали предположения о возрастной его обусловленности и даже о тождестве его с психологической характеристикой возраста.

Согласно таким взглядам, темперамент есть состояние, а не константное свойство, и человек имеет столько темпераментов, сколько возрастных фаз он прошел. Это, конечно, сильнейшее преувеличение. В настоящее время известно, что существуют константы поведения, сохраняющиеся во всех возрастах и проявляющие себя с первых недель жизни до умирания.

Однако возрастные изменения (в процессе роста и созревания, зрелости, старения) захватывают не только темперамент, но и лежащие в его основе конституциональные, нейродинамические и функционально-геометрические свойства человека.

Эти возрастные изменения характеризуют строго определенную фазность онтогенетического развития, обусловленную филогенетической эволюцией и историческим развитием человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_24191_nauki-o-cheloveke-kak-individe-i-ego-ontogeneze.html

Скелет человека. Краткий очерк развития костей туловища в фило- и онтогенезе. Опорно-двигательная система

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: Краткий научно-популярный очерк фило- и онтогенеза человека Научные

Зачем человеку скелет?

«Чтобы заниматься биологией»

думает Вика С, ученица 3-го класса

В развитии скелета позвоночных животных различают три стадии развития:соединительнотканную (перепончатую), хрящевую и костную.

Осевым органом в раннем периодеонтогенеза у всех позвоночных является хорда.

Хорда впервые в филогенезе появляется унизших хордовых животных (ланцетника), она сохраняется в течение всей индивидуальнойжизни организма. Вокруг хорды из мезодермы формируется перепончатый скелет.

В эмбриогенезе у большинства представителей хордовых животных перепончатыйскелет замещается хрящевым. Этот процесс начинается вокруг хорды с того, что в эмбриональнойсоединительной ткани, окружающей хорду и нервную трубку, появляются островки хрящевых клеток(зачатки будущих хрящевых позвонков).

У круглоротых (миноги, миксины) и у низших рыб(акуловые, осетровые) хорда существует одновременно с примитивными хрящевыми позвонками.Начиная с костистых рыб и у более высокоорганизованных позвоночных за хрящевой следуеткостная стадия. Костная ткань развивается на месте хряща.

У млекопитающих хорда образуетсялишь в период эмбрионального развития, являясь основой для возникновения вокруг нее болеедифферецированных структур.

Хорда возникает у 2,5-недельного эмбриона человека в виде округлого тяжа с заостреннымиконцами, который очень рано окружается эмбриональной соединительной тканью, а затем зачаткомгиалинового хряща, формирующим полость, в которой зелегает хорда. Хорда преобразуется в студенистыеядра межпозвоночных дисков.

Клетки хорды сохраняются в толще студенистого ядра у детей в возрастедо 7 лет. Вокруг новообразованной хорды и между зародышевыми листками возникает и распространяетсяэмбриональная зародышевая соединительная ткань, которая замещается хрящевой. Последняя, в свою очередь,окончательно перестраивается в костную.

Кости туловища человека (и других позвоночных) развиваются из первичных сегментов(сомитов) — производных дорсального отдела мезодермы, состоящих из клеток мезенхимы.

Клетки мезенхимы,выделяющиеся из медиовентральной части каждого сомита (склеротома), размножаются, постепенно окружаютхорду и нервную трубку, в результате чего образуются первичные (перепончатые) позвонки.

Каждый вторичный(окончательный) позвонок образуется из двух рядов лежащих склеротомов — задней части вышележащего ипередней — нежележащего склеротома.

На 5-й неделе эмбрионального развития человека в телах и возникающихдорсальных и вентриальных дугах позвонков появляются отдельные гнезда хрящевой ткани, которые в дальнейшемсливаются друг с другом. Дорсальные дуги позвонков разрастаются и, сливаясь, образуют остистые отростки,парные суставные и поперечные отростки.

У человека закладывается 38 позвонков: 7 шейных, 13 грудных, 5 поясничных и 12-13крестцовых и копчиковых. В процессе развития XII грудной позвонок превращается в I поясничный, а Vпоясничный позвонок — в I крестцовый. В дальнейшем большинство копчиковых позвонков редуцируются.У новорожденного ребенка позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков.

Окостенение позвонков начинается в конце 8-й недели эмбиогенеза. Часть тела I позвонкаеще на стадии хряща отделяется от него и соединяется с телом II позвонка, превращаясь в зуб, которыйимеет самостоятельную точку окостенения. Зуб сливается с костным телом II позвонка на 3-5 году жизни.

Крестец новорожденного ребенка состоит из пяти отдельных позвонков. Процесс окостенения хрящевых дисковмежду крестцовыми позвонками начинаетя от периферии к центру в возрасте 13-15 лет для III, IV, V позвонкови заканчивается в 23-25 лет для первых двух.

При рождении ребенка задняя стенка крестцового каналаи дуга V поясничного позвонка открыты, сращение дуг II, и III крестцовых позвонков начинается в 3-4 года,III-IV — в 4-5 лет, в 7-8-летнем возрасте крестцовый канал закрывается.

Копчиковые позвонки срастаютсяв возрасте от 12 до 25 лет, причем этот процесс идет в направлении снизу вверх.

Соединительная ткань, а затем хрящевые модели передних дуг позвонков растут в стороны и проникают ввентральные отделы миотомов, формируя ребра. Передние концы девяти верхних хрящевых ребер расширяютсяи на каждой стороне сливаются в хрящевые (грудные) полоски.

В начале 8-й недели в каждом ребре на местеего будущего угла возникает точка окостенения, из которой костная ткань разрастается в обе стороны,постепенно замещая все тело ребра. Точка окостенения в головке ребра возникает в возрасте 15-25 лет,головка срастается с телом ребра в 18-25 лет.

У десяти верхних ребер на 15-20-м году жизни точкаокостенения появляется также и в бугорке ребра. К концу 2-го месяца внутриутробного развития верхниеконцы правой и левой грудных полосок сливаются, образуя рукоятку грудины.

Несколько позже образуютсятело и мечевидный отросток благодаря соещинению друг с другом нижних отделов грудных полосок.У новорожденного ребенка грудина состоит из 4-5 отдельных костей, соединенных между собой прослойкамихрящевой ткани. В возрасте около 17-18 лет начинается их сращение понаправлению снизу вверх.

Полноеокостенение грудины заканчивается в возрасте 30-35 лет. Мечевидный отросток начинает окостеневать на6-20-м году и срастается с телом грудины лишь после 30 лет. Рукоятка и тело срастаются позже всех частейгрудины или вовсе не срастаются.

Источник: http://skeletos.zharko.ru/main/G1EvolBones

Фило- и онтогенез: Антропосоциогенез — как его понимать? В научной литературе нет

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: Краткий научно-популярный очерк фило- и онтогенеза человека Научные

  Антропосоциогенез — как его понимать? В научной литературе нет единой трактовки данного термина. Попробуем разобраться.

В отечественной литературе принято делить весь человеческий род на три большие группы: 1) архантропы, т.е.

формирующиеся люди (к ним относятся питекантропы, синантропы и другие ранние виды); 2) палеоантропы (неандертальцы), они жили в формирующемся обществе, которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом (праобщиной); 3) неоантропы (Homo sapiens), т.е. «готовые» люди: в этот время праоб- щество превратилось в «готовое» общество. По археологической периодизации это ранний палеолит. Примерно 35—40 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн лет, назывался эпохой становления человека и общества, т.е. антропосоциогенезом1. В зарубежной литературе нет архантропов, палеоантропов и неоантропов. Да иотечественные ученые все больше отходят сегодня от устаревших советских схем, привыкая к международной терминологии. Между тем схема была довольно логичной, но, к сожалению, она ничего нового к объяснению антропологического материала не добавляла. Как следует из самого понятия, антропогенез — это происхождение человеческого рода, включая всю его дописьменную историю. В этом случае такой процесс включает все историко-эволюционные типы человека, начиная с древнейших видов гоминид (первого обезьяночеловека — питекантропа) и заканчивая высшим их видом — Homo sapiens sapiens. Такова расширительная трактовка антропогенеза. Она имеет право на существование, потому что исключение из этого глобального процесса самых ранних, по существу, еще обезьяньих предшественников человека, чистых гоминид, в частности австралопитеков, не позволит проследить все этапы и выявить все механизмы превращения «недочеловека» в современного человека. Другие специалисты придерживаются узкой трактовки антропогенеза, полагая, что его начало стоит связывать с переходом от хабилисов к питекантропам, который произошел примерно 1—1,5 млн лет назад. Временная шкала антропогенеза сокращается, зато на укороченном отрезке более отчетливо видны произошедшие изменения, в частности морфологические изменения черепа и тела.

Социогенез, вторая составляющая термина «антропосоционегез», включает всю дописьменную историю человеческого общества, начиная с стада предлюдей и заканчивая появлением ранних государств (Шумер, Аккад, Древний Египет и др.). С первых письменных обществ начинается история общества, государства и цивилизации.

Термин «доисторический человек», давно вошедший в научный обиход, заставляет думать, что кроме него существует исторический человек, тот, руками и разумом которого созданы цивилизация и письменная летопись человечества.

Стало быть, должны существовать две парные категории — доисторический и исторический человек, доисторическое и историческое общество.

В обыденном словоупотреблении «социальное происхождение» человека предполагает сбор информации о той части родословной, которая непосредственно предшествует появлению на свет данного индивида. Прежде всего о социальном статусе его родителей. Это и есть социальное происхождение человека. Оно отвечает на вопросы: откуда он родом, где его социальные корни. Собственная история человека, хроника его жизни — это уже биография. Так же обстоят дела и с обществом. С момента появления на свет самого общества начинается его история, а корни, социальное происхождение общества, то, откуда оно вышло, должно относиться к социогенезу. Таким образом, с человеком как родовым существом происходит то же самое, что и с обществом как эволюционной категорией. Антропогенез и социогенез — две исторические универсалии, описывающие глобальный процесс происхождения человеческого рода и общественной формы бытия человека. Правда, между учеными не достигнуто единства в понимании не только начала, но и конца антропогенеза. Большинство исследователей склонны считать, что с появлением неоантропов завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс антропосоциогенеза. По отношению к доисторическому прошлому человеческого рода, которое насчитывает, принимая во внимание всех ископаемых обезьян, ранних приматов (дриопитека, рамапитека и сива- питека), не менее 14 млн лет, вполне применим термин «филогенез», используемый специалистами. Тогда период с появления австралопитеков, включая одну из их разновидностей Homo habilis (2,2 млн лет назад), до Homo sapiens sapiens (130 тыс. лет назад) надо именовать антропогенезом в узком смысле слова. Древнейшие люди действительно начинались с австралопитеков. Они представляли собой высокоразвитых двуногих человекообразных обезьян, которые первыми стали сознательно изготовлять орудия и оружие, в то время как их предшественники пользовались лишь тем, что давала им природа (камни, палки, кости животных и т.д.). Филогенез (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) — историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений. Графическое изображение филогенеза — родословное (или филогенетическое) древо. Древо жизни — отражение эволюционного пути развития большой социальной группы, ее филогенеза, в виде дерева с ветвями. Родственное филогенезу понятие «филогения» обозначает историческое развитие мира живых организмов как в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов. Если использовать термины «доисторический» и «исторический» применительно к антропогенезу, то получим такую классификацию. К раннему или древнему доисторическому человеку надо относить питекантропа (Homo erectus), который уже использовал камни и кости, а к позднему доисторическому человеку — неандертальца. В широком значении «антропогенез» обозначает совокупность всех историко-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens, т.е. включает филогенез и антропогенез в узком смысле. Социогенез — совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность). В связи с широким значением антропогенеза в отечественной антропологии используется еще один термин — «гоминизация». Гоминизация (от лат. Homo — человек) — процесс очеловечивания обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида Человека Разумного (Homo sapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эволюционно более позднего отдела — неокортекса (неэнцефали- зация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Согласно Н.Н. Моисееву развитие человечества начиная с верхнего палеолита происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социогенезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее развитие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессировать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Ведущим фактором социогенеза, с точки зрения Н.Н. Моисеева, выступали особенности организации и социальной структуры племени, а не интеллект и личностные качества, такие как доброта или сочувствие к ближнему2. Оба термина — «антропогенез» и «социогенез» — выступают конкретизацией более широкого и одновременно более размытого термина «социальное происхождение». Социальное происхождение человека — общественная позиция и статус родителей. У Homo sapiens sapiens, к которому принадлежат сегодня 6 млрд землян, «родителями» выступают все обезьяноподобные предки и ранние люди. В таком очень широком значении наша родословная имеет не менее 14 млн лет, а в узком — более 2 млн. У человеческого общества, как и у человеческого рода, тоже существует своя родословная. О ней мы только что говорили. Примерно так же рассуждают этнографы, когда пишут о происхождении наций и народностей. В частности, термин «этногенез» Ю.В. Бромлей предлагал относить только к фазе зарождения этноса, а далее следовала «этническая история»3. Не будет ничего удивительного в том, если новые открытия археологов и антропологов изменят существующие представления о человеческой и общественной родословной. Возможно, одна из них удлинится или укоротится, пополнится новыми ветвями родословного древа, какие-то из них, ранее казавшиеся незыблемыми, отпадут или укоротятся. Вслед за новыми открытиями придется, возможно, пересматривать и теоретические модели. Скажем, в соответствии с новейшими данными самые ранние виды людей (за это их называют еще предлюдьми, пралюдьми) появились 6—7 млн лет назад. В таком случае хронологическую карту антропогенеза придется видоизменить, но как именно, еще не ясно. Но важно договориться о понятиях. Вряд ли следует пересматривать положение о том, что общество в собственном смысле слова возникло 30—40 тыс. лет назад. Длительную стадию кристаллизации человеческой коллективности, которую именуют стадом предлюдей, по всей видимости, нельзя еще считать началом общества. За ней последовала другая и не менее короткая стадия — стадо людей, которое тоже не совсем корректно причислять к началу общественного развития в строгом смысле. Специалисты предлагают для нее несколько терминов, в частности «протообщество», «предобщество», «праобще- ство» и др. Стало быть, это еще не общество в собственном смысле слова. Родоплеменная организация, с которой целиком и полностью историки связывают первобытно-общинную формацию, сложилась позже — после прохождения человечеством первых двух стадий и, возможно, хронологически она относится к позднему палеолиту. Так что свое общество человек в буквальном смысле выстрадал — как награду за многомиллионное существование в лоне слепой биологической стихии. О своих человеческих прародителях мы можем судить сегодня только на основе ископаемых останков. Антропосоциогенез относится к разряду всемирно-исторических процессов, охватывающих не отдельные общества, страны или регионы мира, а все население планеты. Антропосоциогене- зом называется процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К основным вопросам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII в. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. Сегодня исследование проблем антропогенеза осуществляется с помощью данных антропологии (прежде всего палеоантропологии) и родственных ей наук — эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологии приматов, археологии, исторической социологии, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, палеогенетики, этнографии и лингвистики. В биологическом смысле антропогенез представляет собой растянувшийся на исторически необозримый срок процесс адаптации человека и его ранних форм к искусственной среде. Он происходил так: местные архаичные формы гоминид время от времени заменялись пришлыми формами, которые были менее специализированными, но обладали большим потенциалом для дальнейшего развития. В результате современный человек оказался самым неспециализированным организмом на Земле, и ему удалось заселить все экологические ниши, сохранив видовое единство4. Из всех видов гоминид, когда-либо существовавших на Земле, Homo sapiens — единственный, чью эволюционную судьбу можно рассматривать в перспективе, поскольку только этот вид дожил до настоящего времени, широко расселившись по земному шару. На протяжении развития рода Homo более высокоорганизованные виды гоминид, расы и народы, находившиеся на так называемой оси эволюционной магистрали, вытесняли тех, чья организация была ниже или даже упрощалась в процессе адаптации к специфическим средам обитания, таким, например, как горы или тропические леса. Представители рода Homo изначально отличались стремлением к широкой экспансии5, и закономерным следствием такого пути развития стало зарождение в Европе техногеннойцивилизации, которая оказалась поистине универсальной, ориентированной на самый широкий спектр климатических и географических условий.

Во время крупных геологических преобразований в истории планеты, когда условия существования становились крайне нестабильными, преимущество в выживании получали универсальные формы живых существ, наименее специализированные и зависимые от окружающей среды. Именно такие формы давали начало новым, более высоким таксонам организмов — типам или классам6. 

Источник: https://texts.news/antropologiya-etnografiya_1383/filo-ontogenez-67039.html

Scicenter1
Добавить комментарий