Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

15. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Научный этос

Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

Как мы уже отмечали ко всеобщим характеристикам понятия «наука» относят три подсистемы: 1) наука как специфический тип знания, 2) наука как особый вид деятельности, 3) наука как особый социальный институт.

Ясно, что все они связаны между собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование науки как целого.

Науку как специфический тип знания исследуют логика и методология науки. Главной проблемой является выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от результатов других видов познания. Критериальные признаки научного знания:

  • Предметность
  • Однозначность
  • Определенность
  • Точность
  • Системность
  • Логическая доказательность
  • Проверяемость
  • Теоретическая, эмпирическая обоснованность
  • Инструментальная полезность (практическая применимость)

Выполнение данных признаков должно гарантировать объективную истинность научного знания.

Вторая подсистема — наука как познавательная деятельность. Наука это когнитивная (познавательная) деятельность. Любая деятельность — это целенаправленная процессуальная структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, и средства деятельности.

В случае научной деятельности цель – получение нового научного знания. Предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, соответствующая разрешению научной проблемы. Средство – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, которые способствуют решению проблемы.

Отметим, что есть три основные модели изображения процесса научного познания:

  1. эмпиризм

  2. теоретизм

  3. проблематизм

Согласно, эмпиризму, научное познание начинается с фиксации эмпирических данных, выдвижении на их основе эмпирических гипотез, обобщений, и отбор наиболее доказанных из них. Эта модель научного познания как индуктивного обобщения опыта получило название индуктивистской модели. Представителями этой модели были Ф. Бэкон, Миль, Уэвелл, Корнак и др.

Большинство современных философов отвергают эту модель как несостоятельную в силу ее не универсальности (из ее поля зрения выпадают математика, соц.-гуманитарные знания), и из-за ее внутренних противоречий.

Прямо противоположная модель – теоретизм, который считает исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизма и индетерминизма, дискретности и непрерывности, определенности и неопределенности, порядок и хаос, инвариантность и изменчивость и др.).

В рамках теоретизма научная деятельность представляется, как имманентное конструктивное развертывание того, содержания, которое имплицитно заключается в той или иной общей идее. А эмпирический опыт, считают они, является только один средств конкретизации исходной теоретической деятельности.

Наиболее яркие формы теоретизма – натурфилософия, которая считает любую науку прикладной философией. За конкретизацию теоретизма, этих идей, в философии выступают, Гегель, Уайтхед и др.

понятно, что в современности натурфилософия является непопулярной, однако теоретизм выступает и в других вариантах, в которых достаточно живуч – конвенцианолизм (Югем, Пуанкаре), методология исследовательских программ (Лакатос), сформулированная Поппером (родоначальник постпозитивизма) концепция проблематизма.

Согласно этой модели, наука есть специфический способ решения когнитивных проблем. Эти проблемы и составляют исходный пункт научной деятельности. Под научной проблемой понимают существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, не очевидной эмпирической или теоретической информации. Таким образом, научная деятельность, представляется следующим образом:

Проблема1 — Гипотеза 1,2,3 — Элиминация гипотезы 1,2,3 — Проблема 2 —

Вся научная деятельность сводиться от постановки одной проблемы к другой, новой научной проблеме. Движение науки осуществляется не от опыта к теории, а от одной проблемы (менее общей и глубокой) к более глубокой, поэтому вечное неудовлетворенное любопытство это главная движущая сила науки (Поппер). Современная научная деятельность не сводиться к чисто познавательной.

Научная деятельность является существенным аспектом инновационной деятельности, направленной на создание новых потребительных стоимостей. Как часть инновационной деятельности, наука представляет собой последовательную реализацию следующей структуры: фундаментальные исследования, прикладные исследования, полезные модели, опытно-конструкторские разработки.

В общей структуре инновационной деятельности фундаментальные исследования занимают не более 10 %, все остальное приходится на элементы научной деятельности, которые подчинены созданию новых потребительских стоимостей (гражданских и т. д.).

Реализация, указанной задачи обеспечивается соответствующей системой организации и управления наукой, как особой социальной структурой, институтом.

Наука как особый социальный институт.

Понятно, что функционирование научного сообщества и эффективное регулирование отношений между членами научного сообщества, а также между наукой и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, научно-технической политике общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм (патентное право и т. д.).

Набор внутренних ценностей научного сообщества имеющих статус моральных норм, получил название научный этос. Делались попытки экспликации норм научного этоса. Одна из них была предложена в 1930-х годах Мертоном.

Он считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм.

Позднее Вертер(?) добавил еще два императива – рационализм и эмоциональную нейтральность.

Кратко рассмотрим эти императивы.

Императив универсализма утверждает неличностный объективный характер научного знания. Надежность нового научного знания определяется только соответствием его наблюдения с раннее удостоверенным научным знаниям.

Универсализм обеспечивает интернациональный и демократический характер науки.

Императив коллективизма говорит о том, что плоды научного познания принадлежат всему научному сообществу и обществу в целом, что они всегда являются результатом коллективного научного сотворчества, так как любой ученный всегда опирается на идеи, знания предшественников и современников, поэтому право частной собственности на знания в науке не должны существовать. Хотя ученые, которые вносят наибольший вклад вправе требовать материального и морального поощрения, признания. Такое признание является важнейшим стимулом научной деятельности.

Императив бескорыстности – главная цель, это служение Истине. Истина в науке никогда не должна быть средством для достижения личных выгод, она должна быть только общественно значимой целью.

Императив организованного скептицизма, предполагает не только запрет на догматическое утверждение истины в науке, но напротив вменяет в профессиональную обязанность ученому критиковать взгляды коллег, если на то есть основания, необходимо относиться и к критике в свой адрес как необходимому условию науки.

Скепсис и сомнение – необходимые инструменты ученого.

Ценность рационализма утверждает, что наука стремится не просто к объективной истине, а к доказанному логически организованному дискурсу, что высшим (?) истинности выступает научный разум.

Императив эмоциональной нейтральностизапрещает людям науки использовать при решении научных проблем эмоции, личные симпатии и антипатии, то есть ресурсы чувственной сферы сознания.

Отметим, что изложенный подход к научному этосу, является чисто теоретическим, неэмпирическим, здесь наука описывается как некий теоретический объект, который сконструирован с точки зрения должного, идеального, а не с позиций сущего.

Ученики и последователи Мертона показали, что в своей повседневной деятельности ученый постоянно находится в состоянии выбора между полярными императивами. Так, ученный должен как можно быстрее передавать результаты научному сообществу, но не обязан торопиться с публикациями, то есть остерегаться незрелости или недобросовестного использования.

Ученый должен быть восприимчив к новым идеям, но не должен поддаваться интеллектуальной моде, стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других, защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения.

Прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество. Быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию. Всегда помнить, что знание интернационально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь национальной науке.

Воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени, учиться у крупного мастера, подражать ему, но не походить на него.

Таким образом выбор в пользу того или иного императива носить ситуативный характер, он определяется множеством факторов, которые определяют конкретную личность.

Следует отметить, что исследование науки как соц.

института, показывает, что наука не представляет собой какую-то единую монолитную систему, а представляет собой гранулированную конкурирующую среду, которая состоит из множества мелких, средних сообществ, интерес которых иногда не только не совпадает, но и противоречит друг другу, современная наука — это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций, учреждений, государственных институтов и т. д. Все они так или иначе связаны между собой множеством коммуникационных связей и являются подсистемами общества и государства, то есть подсистемами экономики, политики и т. д.

Рассмотрев науку как соц.-культурный феномен, можно указать, что наука — это особая, профессионально-организованная познавательная деятельность направленная на получение нового знания.

Источник: https://studfile.net/preview/6145159/page:11/

13 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
  • отрасль духовного производства (НИОКР);
  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.


3. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,
  • познавательно-объяснительная,
  • прогностическая,
  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

  • постепенное развитие науки;
  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

  • объективность;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения;
  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

8. Уровни, формы и методы научного познания

УровниЭмпирическийТеоретический
Формы— научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;- эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.— вопрос- проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);- гипотеза – научное предположение;- теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.- концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Методы(строгость и объективность)
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • классификация;
  • систематизация;
  • описание;
  • сравнение.
  • Единство исторического и логического
  • Восхождение от абстрактного к конкретному
  • Формализация
  • Математизация
  • Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

  •  анализ – разложение целого на части;
  •  синтез – воссоединение целого из частей;
  •  дедукция – выведение общего положения из фактов;
  •  дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
  •  аналогия – сходство нетождественных объектов;
  •  моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  •  абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
  •  идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10. Социальные науки
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:

  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика 
  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процессаИзучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
Результат исследования
Социальное знаниеГуманитарное знание
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явленийАнализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности:
  • Понимание
  • Обращение к текстам
  • Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1.   субъект и объект познания совпадают;

1.2.   получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3.   социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4.   сложность объекта познания – общества;

1.5.   установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6.   ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2.  Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1.  рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2.  изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3.  выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1.  объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2.  научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3.  виды социальных фактов:

3.3.1.    действия, поступки;

3.3.2.    материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3.    словесные (вербальные) действия.

3.4.     Оценка социального факта:

3.4.1.     свойства изучаемого объекта;

3.4.2.     соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3.     познавательные цели исследователя;

3.4.4.     личная позиция исследователя;

3.4.5.     интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch1_13

Наука как специфическая форма духовной деятельности

Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

Основные методы и структура научного познания

В понимании структуры научного познания философы разделились на две партии: эмпирики полагают, что в основании науки лежат факты чувственного опыта, а рационалисты утверждают, что научное знание покоится на аксиомах и постулатах.

Таким образом, у эмпириков научное знание складывается по образу мозаики из множества отдельных опытных фактов, между которыми ученый ищет причинные связи. У рационалистов наука подобна дереву, вырастающему из немногих корней-аксиом, а факты опыта оказываются чем-то вроде листьев на ее ветвях.

Эмпирики предпочитают индуктивные методы, а рационалисты отдают предпочтение методам дедуктивным. Латинское слово inductio означает «представление, приведение» (здесь: представление множества фактов в какой-либо общей форме; приведение данных опыта к общему знаменателю).

Индукция — это обобщение опытных данных. Мы мыслим индуктивно всякий раз, когда, сравнивая разные предметы, приходим к заключению об их сходстве или различии. Дедукция же исходит из общих понятий, на основе которых мышление выносит суждение о тех или иных опытных данных.

Эталоном научного знания среди эмпириков считается классическая механика; рационалисты в качестве образца научности рассматривают математику.

Раздел философии, рассматривающий проблемы научного познания, его методы и формы, называется методологией, в которой принята классификация методов на общие, к числу которых относят: методы эмпирических исследований (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.), теоретических исследовании (восхождение от абстрактного к конкретному и др.), эмпирических и теоретических исследований (идеализация, формализация, анализ, синтез и др.) и специальные, определяемые каждой наукой в соответствии со своим предметом познания.

В качестве форм научного познания отмечают: вопрос — это положение, требующее разрешения; проблему, вскрывающую противоречия между наличными, устаревшими знаниями, и недостаточностью новых; гипотезу, заключенную в доказательном предположении разрешения совокупности вопросов и проблем; теорию, систематизирующую знания, полученные в ходе решения вопроса, проблемы и доказательства истинности гипотезы.

В общем понимании наука — это система, сознания и деятельности, людей, направленная, на достижение объективно-истииных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Научная деятельность включает в себя следующие.; элементы: субъект, объект, цель (цели), средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Субъект — носитель сознательной целенаправленной деятельности. Субъектами науки являются ученые и специалисты — научные работники, коллективы ученых и обслуживающий персонал, например, научно-производственные ассоциации, бюро, объединения, научные школы.

В предельно общем выражении субъектом науки выступает человечество как всеобщий носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами. Объект (в общем понимании) — это все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Объекты науки универсальны.

Сюда включаются явления и сущности, законы и случайности микро-, макро- и мегамиров, внешне объективированные и внутреннеидеальные состояния человека и социальных групп. Уникальность объектов науки — их второе свойство.

Оно состоит в том, что в отличие от чувственно воспринимаемой житейской конкретности в поле активности ученого присутствуют теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении. Так, ученые-теоретики исследуют свойства точки, линии, «абсолютно черного тела», «идеального газа» и т. д., а затем переводят полученные результаты на уровень непосредственных объектов.

В связи с усложнением научного познания различают объект науки и предмет научного исследования. Предметом научного исследования становится конкретная часть объекта науки. Например, объектом биологии в целом выступает живое вещество, а предметом физиологии высшей нервной деятельности —процессы центральной нервной системы.

Цель вообще — это предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности. Благодаря цели действия людей обретают конкретную последовательность и эффективность. Цели науки многообразны. К непосредственным относятся: описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами).

Систематизация знаний и реализация полученных научных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества — все это также является целями науки. Их как бы задает общество, а не объект. Одним словом, цели науки — это сложная система ожидаемых результатов научной деятельности.

Средство — это способы действия и орудия для осуществления какой-либо деятельности. К средствам науки относят в первую очередь методы мышления — правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического исследования — правила наблюдений, экспериментов и т. д.

Помимо методов значительную часть средств составляет активная и пассивная техника — система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность. Важнейшее значение имеет денежно-кредитное обеспечение научной деятельности. Универсальные средства науки — язык и разумно-рассудочный уровень мышления.

; Конечный продукт, результат — это итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий. Результаты науки также многообразны. Но смысл ее — получение научного знания, которое отличается следующими показателями: объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого), систематизированность, логическая обоснованность, полнота для данного уровня познания, открытость для компетентной критики, интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одиночки ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие), практическая применимость. Формами научного знания выступают: научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира.

Результатами науки являются не только научные знания, но и:

• научный способ рациональности, который выходит за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей;

• технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в производстве;

• нравственные ценности — образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной деятельности.

Социальные условия науки — это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве.

К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские, институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров. Активность субъекта — один из важнейших элементов функционирования науки. Без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество также не может быть реализовано, как и без необходимого уровня финансирования. обеспечения методами, техникой и т. д. Хотя, конечно, в истории культуры существуют примеры, когда ученые достигали выдающихся научных результатов, не обладая необходимыми материальными средствами и находясь в ограниченных социальных условиях (Архимед, Г. Галилей, Дж; Бруно, А. Л. Чижевский и др.). Итак, функционирование науки раскрывает ее уникальность и высокую общественно-человеческую значимость. В составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. Помимо науки в нее входят: искусство, мораль, религия, право, идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения, поведения и иных состояний человеческого бытия. Так как человеческое существование исторично, т.е. эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и науки прошла такой же путь эволюции.

Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки.

• Наука так опыт практической деятельности людей началась с каменного века (около 2 млн лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимое знание.

• Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.

• Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана высокая значимость опытного знания в творчестве таких деятелей церкви в Англии, как Р.Гроссетест, Р.. Бэкон.

• Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVJI вв., когда появились работы И. Кеплера, X. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и других ученых.

Признаками науки выступают: построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов.

К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых), Парижская академия наук.

• Есть и такая точка зрения: время возникновения науки — конец первой трети XIX в., когда произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. И создатели науки — немецкие естествоиспытатели В. Гумбольдт и Ю. Либих.

В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных «преднаучных» состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование — с XVII в.

Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В XX в. научная информация за 10—15 лет удваивается. Если в 1900 г. существовало около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на XX в.

90% ученых, когда-либо живших на Земле, — наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн человек. Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы. По мнению ряда ученых, в том числе академика В.И. Вернадского, началась новая антропогенная эра Земли.

Формируется ноосфера — оболочка Земли, преобразующаяся на -основе науки в положительно значимое для человека и живого вещества состояние. Пока такой уровень не достигнут, но прогресс позволяет это сделать. Современная наука имеет очень сложную организацию.

С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических. Естествознание — система знаний и деятельности (по ее достижению), объектом которых является природа — часть бытия, существующего по законам, не созданным активностью людей.

Обществознание — система наук об обществе — части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей. В процессе вещественного, энергетического, информационного и иного рода взаимодействия людей с природой и друг с другом создается новая реальность — общество. Оно становится объектом научного познания, так как имеет свои особые законы и должно быть определенным образом упорядочено.

В противном случае разнонаправленная активность индивидов будет малоэффективной и даже гибельной. В рамках общественных наук изучаются законы и специфика макро- и микрообъединений и общностей людей (социология, демография, этнография, история и т. д.).

Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности. Мир техники уникален, он имеет свои законы, которые необходимо профессионально изучать для достижения технического прогресса.

Гуманитарные науки — системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. К ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения и поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группы и человечества каких-либо предметных действий. Сфера гуманитарных наук велика.

Она включает философию, религиоведение, этику, эстетику, юридические науки и т. д. Антропологические науки — совокупность наук о человеке, о единстве и различии его природных и общественных свойств. Сюда относятся: физическая антропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология, медицина (в трехстах специализациях), криминология и т. п.

Существуют и иного рода классификации. О них вы можете узнать из рекомендованной литературы. Важно выделить аспекты взаимосвязи и взаимодействия указанных наук. Они могут быть установлены по различным основаниям. Во-первых, по методам. Так, метод наблюдения применяется во всех группах наук. Во-вторых, по типу проникновения в сущность объекта: эмпирический и теоретический уровни познания представлены в каждой из наук в разной степени завершенности. И в-третьих, антропное (т.е. человеческое), которое выступает универсальным основанием взаимосвязи.

Именно человек является основным звеном связи всех наук.

Это обосновано тем, что человек:

• непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу, контролирует протекание собственной познавательной активности;

• использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;

• постоянно совершенствует научную деятельность;

• определяет смысл науки, идеалы, прогнозирует развитие.

Источник: https://studopedia.su/15_83321_nauka-kak-spetsificheskaya-forma-duhovnoy-deyatelnosti.html

Наука как вид духовной деятельности. Структура познавательной деятельности

Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

Наука — это когнитивная, познавательная деятельность, т.е. целенаправленная, процессуальная, структурированная активность. Структура любой деятельности состоит из 3-х основных элементов: цель, предмет, средства деятельности.

В случае научной деятельности цель — получение нового научного знания, предмет — имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства — имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы.

Известны три основные модели изображения процесса научного познания: 1) эмпиризм; 2) теоретизм; 3) проблематизм.

Согласно эмпиризму, научное позна­ние начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете научного исследования, выдвижение на их основе возможных эмпирических гипотез — обобщений, отбор наиболее доказанной из них на основе ее лучшего соответствия имеющимся фактам.

Модель научного познания как индуктивного обоб­щения опыта и последующего отбора наилучшей гипотезы на основе наиболее высокой степени ее эмпирического подтверждения имеет в философии науки название индуктивистской (или неоиндуктивистской). Ее видными представителями были Ф. Бэкон, Дж. Гершель, В. Уэвелл, Ст. Джевонс, Г. Рейхенбах, Р.

Карнап и др. Большинством современных философов науки эта модель научного познания отвергнута как несостоятельная не только в силу ее не-универсальности (из поля ее применимости начисто выпадают математика, теоретическое естествознание и социально-гуманитарное знание), но из-за ее внутренних противоречий.

Прямо противоположной моделью научного познания является теоретизм, считающий исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления (детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, определенность, неопределенность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.).

В рамках теоретизма научная деятельность представляется как имманентное конструктивное развертывание того содержания, которое имплицитно заключается в той или иной общей идее. Эмпирический опыт призван быть лишь одним из средств конкретизации исходной теоретической идеи.

Наиболее последовательной и яркой формой теоретизма в философии науки выступает натурфилософия, считающая всякую науку прикладной философией, эмпирической конкретизацией идей философии (Г. Гегель, А. Уайтхед, Тейяр де Шарден, марксистская диалектика природы и др.).

Сегодня натурфилософия является в философии науки довольно непопулярной, однако другие варианты теоретизма вполне конкурентоспособны (тематический анализ Дж. Холтона, радикальный конвенционализм П. Дюгема, А. Пуанкаре, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и др.).

Наконец, третьим, весьма распространенным в современной философии науки вариантом изображения структуры научной деятельности является концепция проблематизма, наиболее четко сформулированная К. Поппером.

Согласно этой модели наука суть специфический способ решения когнитивных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности.

Научная проблема — это существенный эмпирический или теоретический вопрос, формулируемый в имеющемся языке науки, ответ на который требует получения новой, как правило, неочевидной эмпирической и/или теоретической информации. Вечно неудовлетворенное любопытство — главная движущая сила науки.

Современная научная деятельность не сводится к чисто познавательной. Она является существенным аспектом инновационной деятельности. Научные инновации являются первичным и основным звеном современной наукоемкой экономики.

Как часть инновационной деятельности наука представляет собой последовательную реализацию следующей структуры: фундаментальные исследования, прикладные исследования, полезные модели, опытно-конструкторские разработки.

В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня ― уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание, т.е.

вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов чувств ― зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление.

Обычно в чувственном познании, составляющем основу эмпирических методов научного познания, выделяют три основные формы ― ощущения, восприятия и представления.

Как уже говорилось, рациональное познание ― познание на основе мышления и логики. Обычно и в рациональном познании выделяют три основные формы ― понятия, суждения и умозаключения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_223463_nauka-kak-vid-duhovnoy-deyatelnosti-struktura-poznavatelnoy-deyatelnosti.html

�����, � ��������� � ����� �������� ��������

Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

����

������� ���������

�� ��������

��������� ������������ ��������������

�� ����: ������, � ��������� � ����� � ����� �������� ���������

��������� ���������

���-��-24

������� ���������

������������� �������� �.�.

������ 2008�

����������.

1. �������� � 3

2. ������� �������� � 4

3. ������������ � �������� �������� � 5

4. ����� ��� ��������� �������� �������� � 7

5. �������� ������� � �����: �� ������������ � �������������� � 8

6. ������� � �������������� � 12

7. ����������. ����� � � ���� � ����������� ���� � 14

8. ������ �������������� ���������� � 17

�����, � ���������, � ����� � ����� �������� ��������.

����� � ���� �� ����������, ��������� � ���������� ����������� ������������ ��������.

��� � ����� ������������� ��� ������������ ������, ������� ��������� �������� ��������������� ������� � ��������������� �� ��� �������������� ����� ��� ������������ ������������ � �������� ������������.

��� � ������� ������� ����������������� ������������, ������������ �� ������������ ����� ������. ��� � ���������� ��������, ������������ ������ ����� ����� ������-��������������, �������� ���� ������, ����, ���������� ������� ���������� ������� �������, �������� � ������ ��������.

����� ��������� ������� ������� � ������������ �������������, � ��������� �������������� �������, ���������� ���������. ������� ����� ������������ �������� �������� ������� �� ���� �����, ������ ����� ���������� ��������������.

������� ������� ���� ������ ���� � ��������� ��������� ������ ������������� ��������.

������� ��������� �������, �������� � ��������� �����, ����������� ���������� ���������� ����������� ��������� ���� ��������, ����� ��� �������������, ��������, �����������, �������� ��� ������������ � ���������.

����� � ��� ������������ � ������ � ��� ��������� �����������, ��������� ���������� ��������, � ��� ����� ������������ � ������������ �����, � ����� ��������� ����������������� � ���������������� ���������� ��������� ������� ������� ����� �����. ��� ������� �������� ��������������� � ������� ������ ����� ������, ����, �������, ������������� �� ������������ ���� � ������������ � �� ������������ � ������������, � �������������� ����� ������� � ������� � ������� �� �������� � ��������.

������� ��������.

������ ������� ������������ ����� ������� ������������� �������, ��������������� �� ���� �������������� � ���������� ������. �����������, ������������ ����� �������� � ���������� ������ ���������� ��� �����������, �.�.

����� ���� ��������� � ���������� �����, ������� ���������� �������� ��� ��� ����������� ����������������, ����������������� � ��������.

������� ������������ �������� � ��� ��� �����, ���������, ��������� ��������� ��� �������������� ��� ������������, ���� �� ��������� ������������� ������������ �����������������.

����� �������, ��� ��������� � ����� ������� ������ ����� ����� ������� �������� ��� ��, ��� ������� ��������� (��� �������������, ������), ������������� � ���� ��� �������, � ������� �� ��������� ��������� � �������, �.�.

������� ������������� ����� ������� ������������ �������� ������� � ���, ��� ��� ���������� ������������ ������. � ������� ����� ������ �������������� ��� ���������������� ������� � ������������ ����������� �������� ��������, ��� ��������, ������, ������, ����.

������, �������� � ��� �������������� ��� ������������ ����������.

���������� ������������� ����� ��������� �������������, � ������ ������� �������� ����������� ����������� � �����������. ������� ����������� ����� ������ ����������� ��� ������������ ��������. ������ �� ����� �� ������ ����� ����� �����, ������� �� � ��� ��� ���� ���� �� ��������� �� ���������� ���� ��������, �� ������� �� ���� �� ������ ������������� ����.

��� �������� �������� �������. ����� ����, ������� ���������� ��������� ���������, ��������� �� ��������� (������������ ����������� ����������� �����) ����� ������������ �� ������������ � ������������� ��������� ��������.

� �����, � �����, � ������ ������� ���������, �� ������, � ������� � ������� ������ �� ��������� ������� ���������� ���� ��������, ���������������� �� ��� ����. ������ �� ���� ���� ������� �������� ��� ����, ��������� ���� ���������� �������� ���, ���� ������, ��������, ������, ������, �������������, ��������, ����������� � ��.

��� ���� ������� �������� ��������� ���������� ��������, ��� ������� ����� �� ����� ������ � �� ���������� ��������.

������������ � �������� ��������.

������� �������� ����� �������. ��� ����������, �� ����, ����������� ��������� ����� ������������� ����� � ���������, ��������� � ������������� �������� � �� ������������. ������������� ������� ����������� �������� � ����������� �� ����� ������������ ������� ������������ �� ��� ������� � ����� ��������� ������� � ������������ �������� � �������� ��������.

������������ ����� ����� � ��� ������� ������������ ������������, ������� ������� � ������������� ���������, �����, �������������� ���� �������������, ����������������� �������� � ��������������� �������� ����������� ����� (� ����, ������, ����� � ��.).

�������� ��������� �������� ��������������� �������� ����� �����, �� ���������� � ��������.

�������� �������� ������� � �������������, ������������ �� �������������� �� ������������, � �������� ������������ �������� � � ��������, ����������������� ����������� ���� ��������, ��� ��������, ����������, ��������, ������, ������, ����������� � ��.

������������� �������� ������������, � ����� ������, �������� �������� �� ���������. ��� ����������� ��������������� � ���� �� �������������, � ��������� ������������, � �������� �������� ������������.

� ������ �������: �� ������ ������ ��� �������. ������� �������, ����� �������� ������� �� ������ � �� ������� � �������������� ������������ (�.�. � ����� ������, �������������) ������������, ������� � ���������� ��� �����������, ��������� ����.

��������� �������� �������� �������� (����� �� ������ �����, ������� � ����� ������� ��� � ���������� ���������, ������� ������ � �.�.), �� ���������, ��������� ���� ����������, �������� ��� � ��� ������, �������, ���������, �����������.

��� ���� �� ������� ������� ��� ����������������� �� ������ ��������, �� � �������� ����� � ������������ ������������.

������� �� ������ ���������� �������� �������� ��������, ��������� ������� ������. �� ����� � ������� ��������� ����� �������� �������� ��������.

�������� �������� ������������ �������� �������� ��� ����������� ������� � �������� ������ � �������� ��������. � ����� ������ ������� ���������� ������� ��������, � ��� ������������ � ����������.

� �������� ����� ��������� �������� �������� ����������� ������ �������������� ��������.

������ ������� �������� �������� ��� ������ ��������� �������� ��������� �������� ���������� �������� ��������: ������������ ��������, �������������, ������, ���������, �������, ��������� �, �������, �����.

������ �� ���� ����������� ����� ���� ������������ �������, ���� ������������� ������ ���������, ��������� � ����� �������� ���������� ���������� �������, �������� � ���� (� ������ ����������) �������������� � ��������� ������� � ������� ������ � ������� ������.

������� �� ������ ����� ���-��, �� �� ������ ��������� ��, ��� �� �����. ����� ���������� �������� ��������, ��� ������, �������, �������� �� ���� ����� �����������, �� ����������� � ��������� �������������� �������. � ������� ������� �������������� ������� ������ ������������� �������� � �������������.

�������� � ���������� ���������� �������������� � ���������� ������������ � ���������.

����� �� �������� ��������������� �������������� ������ �������� ������������, ���� � ���, �������, �������� � ������������ ���� � ���������� ��������, ������� ��������� ���� �� ������� � ����������, ������� � �������� ��������.

����� ��� ��������� �������� ��������.

����� �������� ����� �� ��������� �������� ����������� �������� ��������. �� ������ ����� � �������� �������� ������������ ��������� �������� � ������� ����� �������� � ����, � ��������, �����������-���������� �������������� ����.

�����������-����������, ������������ ��������� ���� ���������� ��� �������� ����. �������� �������� ����������, ������������ �������� ������������ ������������. �������� � �������� ������� ��������� � ���������� ���� �����.

�������� ����������� ��������� �������� �, � �������� �����, �������� �� �� �����������������.

�������� ����� ���� ���������, ���������� � �������. ��������� � ���������� ���������, ��������� ������ ��������� ���� �������������� � ������������ ��������� ��������� ���������, �����, ����������� ��������� �����.

������� ������ ������������ �� ������ ��������, �� � ���������� ������, ��������� ����� ��������� ������, ����������� �������.

����� ������������� �� ��������� ������ ������ ������, ���������� �������� �� ������ ������������, �� � ������������, ��������������, ������������� �� �������, ���������������� ����������� ������, �� ��� ��������������, ��������� ����������� ������������ � �.�.

����� ��������� � ������������ ��������, �������������. ���� �� ������� ������������ ����� ������� � ���, ��� ��� �������� �� ��������� ����������� ������ ����, �.�. �� ��������� ����� ������, ���������� ������� �� ������� �� �� ��������, �� �� ������������.

����� ���������, ������ �����, ��������� ����������� ������� ����, �.�. �������� ��� ���, ��� �� ���������� ���� �� ����, ���������� �� ��������. ������� ������ ��������� �������� �������� (�� ���������, �� ���������, �� ������� � �.�.

) ����� ���� ����� ����� �� ������.

����� ������������ ����� ����������� ����������� ������� �������� ����������� ������� ����. ������� ������, ���������� �� ������ ����������� ��������� ������� ��������, ���������� � ��������� ������: � ��������, ����������, �������, ���������, �������, ������� ������� ���� � ��. ��� ���� ����������� ����������� � �������������� ���������������� � ��������� �������� � ��������.

�������� ������� � �����: �� ������������ � ��������������.

����������� ����� � ������� � ������������� ������� ��������� ������� ���������. ��������� ����������� �� ��������� �����, ������� ����� ���������� � ��� ��������� �����: ��������������� � ���������� �����.

��������������� ����� ����� ����� ����� �������� ����������� ������� ����, ��� ��� ���������� ����� �� ���� ��������������� � ��������� � ������������ ��������; ������ ����������������� ��������, ������������, �������� ��� ���������� ���������� ������� ������� ����.

���������� ����� �������� �� ���������� �������� ���������� ���������� ��������������� ������ ������ ����������� ������� ���� ��� �������������� ������������ � ��������� �����. � ���������� ������ ��������������� ������ ����������� ������������ ��������, ������������ ��� �������� ���������������� ��� ��������, ����������������� ���������� ����� ������������� �����, ������������ ��������.

������ ����� ��������������� ������������ ������������� �������������� ������������.

����� ����������� ��������� ��������, ���������� � �������� ��������, ������� ���������� ��������, ���� ��������� ���������, ��������, ����������������� �����������, ������� ��������, ������� ������������� � ������ ����� � ���������� ��������� ������ � � �������� ��������, � � ���������-����������� ���� �����.

������������ ����� ������ ���������, �������, ���������������� ���������, ������ ��������, �������� ��������� ������ � �� ����������, ������ �������� ������� ���������; �������, ��������, � �������� ������������� ��������, �������� ������������������� ��������, �������� ������������ ������ � �.�. �������� ������� �������� ������ ���������� � � ��������� ����������� �����, � � ��������� ��������� ����� � ��������. �������� ���������� ����� �������� �������� ������� ����� ���������� ������������� � ������������������� ��������.

������ �������������� ������������� � ����� ���������� � ����� � ������������������ �������� � ������������ ��������. ���������� ������� � �������� �.

���� ������� ����� � ����� ����������, ������� ���������� � ����������� �������������� � ������������������ �������� � �����������-������� � �����������-��������������[1] . �� ����������� �� ������ �������� ��������, ������� ����������� ����� ���� � � ������ ����� ��� ����������.

������, ����������� ���� �������� ������������ � ������ �������� ������, ��� ����� � ����� �� �������� ���� �����. �� ������ ����, ��� ����� ������� ���������, ������� ������ ������� ���� ������������ ��������.

�������������, ���������� ������� �������� ����� ������������������ � ������������ ���������. �������������� ������������� �� �������������, ����� � �������������, �����������; ������������ �������� � �� �����������, ���������� � ����������, ������������.

���� �������������� � ������� � ��������� ���� ������, ���������� ���� ����������� �� �����������-������������ �������� � �������� ������ � ������� ������������ ��������� �����, �������� �� ������ ������������, �� � �������������� �������������� �������.

���� ������������ ���� � ������ �����, ������ ���� ������, ����� ������� ���������-�������������, ����������� �����������, ���������� � ���������� ������� �������� � ������ ��������� � ���� � �.�. � 1960-1970-� ��.

� �������� ��������, � ����������, ������������ ����� ��� �������� ���������� � ������ ������� ���� �������� ����� ��������� � ���������.

� ��������, ������������ ����, ���� ��� �������. ������ ������ � ���������������� �������������� ����� � ���������, ������ � � ��������� �������� �����. ������� � ������ �� ���. �������������-�������� � ������-������������ ������� ��������� ���� ����� �� ��������� ���� �����.

������ ������ �������� ������������ �� ������ � �����������, �� � � ��������� ����������, � ������, �������� ������ �������������� ������ [2] . ���, ������ ������ ��������� ����������� � ���������, ��������, ����������, ������ �� ����������� ������������, ������� ���������� ����������.

����� ����, ���� ������� ���������� ��������� ��� ��� ��� ����� ��� ���������. � �����, ���� ������������� ����������� �������� ������-��������������� ��������������, �������������� ������������ �������� � ���� �������������-�������� �������. ������� ����������� ������� ������ � ������� �����.

� ������ �������, ��������, ������� ��������� ������ �� ������������, � ���������� �������������� ������, �������������� ������� ���������, �������� ����������������. ����� �������, �������������� ������ ��������� ������ ���������, ������� � ������������ �������� ��������� ����������� ����. �������� � ������ ����������� ��� �����, ��� � ���������.

� ������� �������� �������� ����� � ��������� �� ���������, � ������������ � ��������� ���� ����� ���, ��� ���� ���� � ������������ ��������� ������������� ��������, � ������� ������������� ������������.

������ ������ ������ �������� ������ � ��������� �����. ����� � ����� � ��� ������������ � ������ � ��� ��������� �����������, ��� ��������� ���������� �������� (���������� �����) ��������� ������� �������. �������� ����� ������� ��������� ����������, ������ ������ ����� ����������, ���� ���������� �� ������ ������ ��������, ��������� ������.

������������������ ������ �������� ��� � ������� ���� ������������ � ������������ � ������������ ������.

��������, � ������������ ������������� ��� ���� �������� ������ ��� ��������� ��� ������������ �������, ��������� ����� ����������� ��� �������� ������� ����� ����������, ������ � ��.

���������� ��� ��������� ���������� �������� ��������������� ������ � ������������ ����� ����� ������ ����, �������, �������, � ������ ��������-�������������� �����, ������� �������������� ������������� �������� ���������� (���������������).

��� ���������� ������� ������������ ���� ���� �� ��������� ���������� ���������� ����������� ����� � ������������� �������� � ��������. ����� ����������� ���������������� �����������-�������� � ������������� ������ ����������� � ��������� �������� ������ ��������������� � �����������.

���� �� �������� ��������������� ������������� �������� ����� � �������������� �������� �������������� � ���������� �����. ����������� ����� ������� �����������, ��������� ���� ���������� �� ��������� ������ ������, ����������� ��������� ������� �����, � ������������ ������������� �������� ����� (�����������, ������ ������, �����������, ����������� � ��.

), �������� ������� ��������, ����������, ��������� � �.�. ����� � ����� ���������� ��� ����� ������� ������ �������� � ������� ���������� ������������, ��� ����������� ������������ ����������� ������ ���������� �����.

����� �������, �� ������������ ��������� �������� � �����, � �� ������ ��������, ��������������, ������������������� �������� ������������ ���������� ������������ �������� ��������.

������� � ��������������.

������ ������� � ������ ����������� ������������, ��� ��� �� �������������� ��������� ���������� ��������������. ����� �������� ����� ��������, �������������� ���� �����.

����������������� ����������� �� ���: � ���������� ��������, � ��������� � ������������, � ��� ������������ � ������������� ����������, � ��������� ������ � �. �. �� ��������� �������� �������� ������� � ����� �������� ������� � ��������������: � ������� �������������� �� ���������� ���������� ������.

����� ������ ������ ���������, ������� ��������������. � ������� ���� ���������� ������, ������� �� ����� ���� �� ����������, �� ��������, �� ��� ����� �������� � ��� ���.

�������� �������������� ����� � ������� ������� ���� �� ����� ������� ����������. ��� �������� ������ ����� ���� �������� � �������, � ������� ������������. ������������ �� ������� �����. �� ��� �� ���������. ������������������ ���� �� � ��������� ��������� �������� ������������� � ��� ����� ������� ���� �� �� �� ������ �������� ������������� � ���������������.

������� ������� ���� �� � ��������� ������������� ��� ���. � ��� ����� ��������. ��� �� ����������� �� ��������� �����������, �� ���� � �������. ����� ����, ����� � ��� ����� ����� ������������, ������� � ���� ���������������� ��������� �� ����� ���� ����� ������.

������� ��������� ����������� ������� ����������� ����� ����� ���� �������, ����� �� ������� ������� ����������.

� �� �� �����, �������� �� ��� ����������, ������� �������������� ����������� �������� ���� ������������ ����� ������������� ��������. ������� ������������� ����� ���� ������������� � �����������. �������� ����������. ���� � ����� ������������ ������ ����������� ������� ���� �������, �� ������ ������� ���������� ���� ����� ��� ��������������� ������� ��������.

��� ������ ����� ������, � ������� ����������� ��������� �������, � ����������� �������� ��������������, �������� �������� ���������� ������ �������������. �� ��������� ������������� ��������� ������ ����������� ��� ������ �������� ������������.

������ �� ��� � ��� ����������� � ����, ������������� �� ������������ ��������������� ��������� ������� ���� ��������� � ���������� �� �����-�� ������� ���������. ��� ��������� ��� �������. ������ � ��� ����������� � ���������. ������� �� ����� ������������ � ���������� ��������� ����.

����� ����� ���������� ���������� ��������������� ��� ��������� ����� ���������� � ������������ ������� ����. � ����� ����������� ����������� ������� �������������, ������� ������������� ����������� � ���� � ����������� � ���������.

� ���� �������� ����������� ����������� �������������� �, ��������, � ������� ������� ������� ���������� ��������, ��������� ����������� ����������� ������� ����� � ������� ������, ��� ������� ���� � ���������� ������������ ��� ����� �������������� ������� ���� �� �����. � �� �� �����, ��������, ������� ���-�� ��-������ �������� ��������� �������� �������, ������� ��������� ���������� � ������������� ��� ������� �������� ����������������.

����� � � ���� � ����������� ����.

�����, ���� ���������������� ���������������� �����, ��������� �������� ����������� �������� �����, ������������ ��������, ���������� ������� �������� �������� �� ������� ��������. ��� ������� �. ������, ����� ����� �������, �� �������� ���� ������� � ������������ � ������.

������������ ������ ��� �������� ��������� � �����-�� ���� ���������� ������� ���������� � ������� ������-����������� ������������. ������������ �������������� ����� �������� ��� ����, ��� � XX �. ����� 40 % ������ ���� ��� ��� ����� ������� � �������� �����, ������� ��������� � ������� ����������. �� �������� ������ �� ������ �� ����� ���������� ��� ������������ �������.

� ������������ ��������� ��� �������� � �� ����� ������� ������������ � ���� �� ������ ���������� �����������.

����������� ������� ������������ ������� � ����������� ����� ������� �� ������ � ��������� �������������� ����������, �� � ������������ �������� ������ ��������. �. ��� �������, ��� �� ����� ������ � ���������, �� ����� ���������.

����� ��������� ��������� ������ �� �����, � �������� ������� ������, �� � ����� �������� �������� �������, �������� � ��������. ���������� �������� ������ �������� ������������ ������� ������� ���������.

������ �������� ������� ���� ��������� � ����� �������� � ����������.

����� �� ����������� �������, ������� ������������� ����������� ����������� �����, �������� ������ �� ��������������� ������ ����� ���������: ���������� � � ����� ���� ������ ������������ �� ����������� ���������� �� ���� ��� ����������� ����������? � ����� ���� ��� ��������� � �������������� � ������������� ���������� ������������ ������������� ���������� ����� � ������� � XX ��������?� � ��� ������� ������������� ����������, ��� ��� �������� ����������� ����� � ������, ���������� ������� � ���� ��������������� ������������ �������� �� ���� �� �������� ��� ������������� ����������� ����������� ����� � �������.

����� ��������� ����� ������ ���. ������ ����� ������������ � ��� ���������� ���������� �����. �� ����� �� ����� �������, � ����� ����� ������� ����������, ����� ������ ������� ������. ������ ���� ������� ������������ ���������� ��������, �.�.

����������, ������������, ���������� ��� �������������� ��������� ����� �����. ��������, ����� ��������� ������ �������� ������, � ��� �������, ������� ��� ���, ��� ������ ������������ ��� �������� �������� ������, �������� �� ���������� �������, ������ ������� �� �����.

� �� �� ����� ������� ������ �������� ������ �������� ��������, ������������ ����������� ���������� ��������. ����� ����, ����� �� ������� �� ��� �������������� ������������ ��������� � ������. ��� ���� ����� �����������, ��� ����� ���������, ���� �� ������������. �� ����� � �� ���������.

������� � ��� ���������� ���������� ������, ���� � ��� ����, �� �� ���������� � �� ����������.

����� � ��� ������ ���� �� ���� �������� �������� �� ����� ���������� � ��������, � ���� �� ���� �� ����� ��������� ������ ��������� ������������ �����������. ����� � ������ �������� � ������� ��������� ������� ������������� �������������. �� ������ ������������ � ���, ����� ������� ������ �� ���������������� �� ������ �������, ��� ��� �� ���������. �.

���� �������, ��� ������������ � ��������� �������� �� ����� ������� ������������ �� ������� ��������. ����� ����� ��� ����� ����, ��, ����� ������� ���������, ����� �� ���� �������������� �� �����. ������� ��������� ���������� ����� � ���������, ����������, � ����������� �������� �.�.

� ���������� ����������� �������� ������ ���������� ����� � ��� �����, � ��� ���������, � ��� �������, � ��� ���� ������ ������������ ��������.

������ �������������� ����������.

1. ������� �. �. ��������� ������������ ��������������: ������� �������. ���-�, ���, 2003. � �. — ISBN

2. ������ �.�. ��������� ������������ ��������������: �������.���. 2-�, �������. � ���. � �.: �����-�; �����-�, 2004.

3. ������� �.�. ��������� ������������ ��������������: ������� �������. � �.: ���������, 2006.

4. ��������� ������������ ��������������. ��� ���. ���������� �.�. ��������. ����� ��������� � ������� �������� � 4-� ���., �������. � ���. �������, 2003

5. ��� �. ��������� ������� ���������, — ������,2000.

[1] ���� �. ��� ��������. �., 1973.

[2]

����������   ..  110  111  112   ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/00500biologia/000_lekcii_biologia_06/111.htm

Кохановский Валерий Павлович. Философия для аспирантов (5)

Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

      Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

      Наука — творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний (преимущественно в понятийной форме), приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

      Таким образом, основные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, результат этого процесса, т.е.

объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.

; этос (нравственность) науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых, особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

      Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

      1. Его основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.

Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов.

Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная ее особенность.

      2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

      Предвидение будущего — это, во-первых, такая категория, которая объединяет любые способы получения и использования информации о будущем, в отличие от прошлого и настоящего, и которая конкретизируется в понятиях «прогноз», «план», «программа», «проект» и др. Во-вторых, под будущим понимается главным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало известным.

      Предвидение будущего — третье звено в цепи логической операции, два предшествующих звена которой составляют анализ настоящего и исследование прошлого.

Точность и достоверность предвидения и определяются прежде всего тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояния предмета исследования, так и закономерности его изменения.

Без знания этих двух важнейших моментов в их единстве невозможно и само научное предвидение как таковое.

      Хотя «механизм» превращения прошлого в настоящее и настоящего в будущее в принципе одинаков (оно, в частности, неосуществимо без определенных предпосылок и известной степени их зрелости, развитости), однако, с точки зрения познающего эти процессы мышления, здесь имеется существенное различие.

Последнее заключается в том, что если в первом случае познание имеет дело с тем, что уже было и прошло, то во втором — с тем, чего еще не было и что может только произойти.

Первый путь — это реконструкция прошлого по его «обломкам» в настоящем, второй путь — конструирование будущего по его «зародышам» в настоящем, так как будущее вырастает не откуда-нибудь, а именно из настоящего.

      Теоретический, строго научный анализ действительности исходит из того, что в процессе развития одна конкретно-историческая система взаимодействия — настоящее — превращается в другую систему исторической конкретности — в будущее и те элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.

     Таким образом, научное предвидение в своей сущности сводится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать «модель» будущего по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосылкам и т.п.

), которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, затемняющих, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-исторической целостности.

      Когда осуществляется предвидение событий, еще не имеющих места в действительности, то на основе уже известных законов и теорий происходит экстраполяция в будущее процессов настоящего и прошлого.

Однако это не означает фатальной предопределенности, ибо при данной экстраполяции учитываются допустимые пределы, в рамках которых можно проецировать в будущее закономерности, выявленные в настоящем, возможность изменения данных пределов и данных тенденций и т.д.

      Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию.

В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) никогда, ни при каких условиях, не может.

По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реализацию, предвидение в целом развивается, конкретизируется, наполняется новым, более глубоким содержанием.

      3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное целое»), не объединенных в систему, еще не образует науки.

Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

      4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п.

Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

      5. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.

Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях — существенная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности. Научная истина, по словам В. И. Вернадского, более важная часть науки, чем гипотезы и теории (которые преходящи), поскольку научная истина «переживает века и тысячелетия».

      6.

Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

      7. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы (см. об этом ниже).

      8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

      В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним — кроме названных — такие, как формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

      Интересные и оригинальные идеи об отличиях научного мышления от других духовных «исканий человечества развивал В. И. Вернадский.

Он, в частности, считал, что только в истории научных идей четко и ясно проявляется прогресс, чего нет в других сторонах культурной жизни (в искусстве, литературе, музыке) и даже в истории человечества, которую «едва ли можно принимать за нечто единое и целое».

По мнению русского мыслителя, характерными особенностями исторического процесса научного творчества являются, во-первых, единство процесса развития научной мысли; во-вторых, общеобязательность научных результатов; в-третьих, большая и своеобразная независимость науки (по сравнению с другими духовными образованиями — философией, религией, искусством и др.

) от исторической обстановки; в-четвертых, очень глубокое (подобно религии), но совершенно своеобразное влияние научного познания на понимание человеком смысла и цели своего существования; в-пятых, научное творчество является основным    элементом «научной веры» (противоположной религиозной), которая является могущественным созидательным фактором в науке [1].

      1 См.: Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна, 1997. С. 118-126.

      Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.

      Предварительно отметим, что в структуре всякого научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т.д. Имея в виду подобные элементы, В. И. Вернадский указывал, что «есть одно коренное явление, которое определяет научную мысль и отличает научные результаты и научные заключения ясно и просто от утверждений философии и религии, — это общеобязательность и бесспорность правильно сделанных научных выводов, научных утверждений, понятий, заключений» [2]. Этим наука отличается и от всякого другого знания и духовного проявления человечества.

      2 Там же. С. 400.

      Рассматривая основную структуру научного знания, В. И. Вернадский считал, что «основной неоспоримый вечный остов науки» (т.е. ее твердое ядро) включает в себя следующие главные элементы (стороны): «1) Математические науки во всем их объеме.

      2) Логические науки почти всецело.

      3) Научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения — научный аппарат, взятый в целом.

      Все эти стороны научного знания — единой науки — находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, все увеличивается» [1]. При этом, согласно Вернадскому, во-первых, новые науки всецело проникнуты этими элементами и создаются «в их всеоружии».

Во-вторых, научный аппарат фактов и обобщений растет непрерывно в результате научной работы в геометрической прогрессии.

В-третьих, живой, динамичный процесс такого бытия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отражается в среде жизни человечества, является все растущей геологической силой, превращающей биосферу в ноосферу — сферу разума.

      1 Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна, 1997. С. 428.

      С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

      а) Субъект науки — ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п.. в конечном счете — общество в целом. Они-то, т.е. субъекты науки, и исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов (материальных или духовных) в данных условиях и в определенное время.

Научная деятельность требует специфической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает предшествующий и современный ему концептуальный материал, сложившиеся средства и методы его постижения, делает их своим достоянием, учится грамотно им оперировать, усваивает определенную систему ценностных, мировоззренческих и нравственных ориентаций и целевых установок, специфичных именно для научного познания.

      б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

      Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.

В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; во-вторых, объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.

      Понятие «предмет» может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту (например, предмет диалектики — всеобщие законы развития). По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания.

Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина — болезни и т.п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.

) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т.п.).

Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.

      в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. (См. об этом гл. V).

      г) Свой специфический, именно для них язык — как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

      При ином «срезе» научного познания в нем следует различать такие элементы его структуры: а) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б) результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; в) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г) «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д) философские установки (основания); е) социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж) методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы; з) стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

      Идеалы и нормы научного познания — совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития.

Их основная функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы.

Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте.

      Целостное единство норм и идеалов научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в научном познании регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер.

Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме.

Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления (о чем впереди будет идти речь).

      Понятие «философские основания науки» выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке (научной дисциплине, концепции и т.п.) и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности.

Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую (участвуют в построении новых теорий) и методологическую функции. Являясь средством (орудием) приращения нового знания, они способствуют формированию новых методов научного исследования.

Философские основания науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

      Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности (т.е.

о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

      Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими.

Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом — квантовой механики и теории относительности (с начала XX в.

), а сегодня — на основе синергетики.

      Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования. (Подробнее о научной картине мира см. гл. III, § 4).

      Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, когнитологией, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением.

С середины XX в.

активно начала формироваться особая область (сфера) философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование — философию науки.

К титульной странице Вперед Назад

Источник: https://www.booksite.ru/localtxt/koh/ano/vsky/5.htm

Scicenter1
Добавить комментарий