НАВЫК: , доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи

Бизинов Алесей |Умные картинки, или Подсказки себе самому | Журнал «Русский язык» № 30/2004

НАВЫК: , доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи

Алексей БИЗИНОВ,
г. Санкт-Петербург Умные картинки, или Подсказки себе самому
  • БСЭ: Навык – доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. (Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого действия, т.е. получается навык в собственном смысле слова.)

Если на одно и то же правило (предположим, на дополнительных занятиях или курсах) дать достаточно много разнообразных практических работ да еще в сочетании с хорошим объяснением, то у многих учеников количество ошибок на это правило уменьшится или даже они вовсе исчезнут. Ура! Казалось бы, мы выработали у учеников умение (а может, даже навык?). Но, увы, проходит время – и у большинства учеников снова появляются ошибки по этой теме. Без ошибок продолжают писать только немногие дети.

Так не способность ли долго сохранять приобретенный практический навык или умение является одной из основ, определяющих грамотность? А если к тому же навыки вырабатываются быстро, то не их ли называют «врожденной грамотностью»?

Как долго должно сохраняться умение или навык для обеспечения грамотности? Как минимум до следующего повторения этой темы.

Пример образования похожего навыка можно привести из области другой дисциплины – высшей математики. В вузе на контрольной работе дается несколько математических примеров, и решить их надо за 1,5 часа.

Дело в том, что каждый пример может быть решен одним из 5–6 типовых способов, но нет времени подбирать их наугад, контрольную можно успешно написать только в том случае, если по внешнему виду примера студент сразу определяет способ его решения.

Все студенты, сдавшие зачет, решая на стадии подготовки то или иное количество примеров, приобретали такой навык. Простота задачи заключалась в том, что полученный навык надо было сохранять только несколько дней.

Логично предположить, что практический навык (по пунктуации, например) позволяет, не проводя подробный анализ, быстро распознать в написанном предложении его структурные элементы (знакомые по практическим занятиям) и выполнить расстановку знаков. В сложных случаях узнавание одних структур, конечно, сочетается с грамматическим анализом других.

Очевидно, в таких случаях стирается грань между хорошо развитым умением и навыком.

О комплексном характере навыка

Утверждение о том, что некоторые люди пишут грамотно, но при этом не помнят правил (точнее, не помнят некоторых подробностей правил), может привести к интересному выводу: эти люди не помнят подробностей за ненадобностью!

Когда мы произносим знакомые слова, вспоминаем ли мы, из каких букв (звуков) состоит слово? Нет, в нашей памяти есть целостный образ слова, и мы вспоминаем слово целиком.

Сравните, когда мы пытаемся запомнить длинное иностранное слово, то его мы разучиваем по частям. Встретив хорошо знакомого человека, мы узнаем его сразу, а не по отдельным приметам.

В то же время на просьбу воспроизвести по памяти его черты (например, какого цвета его глаза, форма носа и т.д.) мы не всегда сможем ответить правильно.

А правила содержат подробный перечень сведений, определяющих ту или иную грамматическую единицу. И эти подробности не надо воспроизводить по памяти тем, кто может узнать грамматическую конструкцию в целом.

Вероятно, в нашем мозге даже независимо от нашего желания возникновению навыка предшествует такая обработка материала, в результате которой формируется и запоминается некий комплексный образ грамматической конструкции и в дальнейшем становится возможным узнавание ее сразу по нескольким признакам.

Внешние факторы

Из-за сложности и неоднородности частей, из которых состоит грамматика русского языка, мы вынуждены усваивать ее разными путями.

Во-первых, по каким-то темам удается выработать и сохранять навыки. Причем, например, навык, обеспечивающий правописание словарных слов, отличается по механизму образования от навыков, обеспечивающих правописание согласно каким-то правилам.

Во-вторых, если навык не удалось образовать, то приходится постоянно подновлять в памяти знание правил и тренироваться в применении грамматического анализа.

Какие внешние факторы, кроме практической тренировки, больше всего способствуют образованию этих умений и навыков?

Если рассматривать сложные случаи, то, конечно, это – хорошее, понятное объяснение, которое ученик сможет надолго запомнить. А если не сможет? Чего будут стоить самые хорошие объяснения, если ученик не сможет их запомнить?

Как же помочь тем, у кого полученный навык и знание правил быстро пропадают? Напрашивается ответ: создать методику, помогающую запоминать.

Мы предлагаем создать методику запоминания, опирающуюся на зрительную память. Этот вид памяти мало используется в учебном процессе. Кстати, у большинства людей зрительная память является ведущей.

Особенность памяти

Представьте себя последовательно в двух ситуациях: а) вы прослушали трехчасовую лекцию о каком-нибудь городе, где никогда не были; б) вы совершили трехчасовую экскурсию по тому же городу, слушая тот же текст.

Из собственного опыта все знают, что во втором случае мы запомним больше.

Но наша способность запоминать при этом не менялась! Мы изменили лишь форму подачи материала: добавилась образная информация (то, что мы увидели, потрогали руками и т.д.).

Вся эта информация одновременно запоминалась словесными и образными структурами памяти (эти структуры памяти находятся в разных отделах мозга). И, вспоминая, мы получаем возможность черпать информацию из всех этих источников.

Образная информация дублирует и поясняет словесную информацию. Иначе говоря, при воспроизведении каждая структура памяти вносит свои дополнения в общую картину.

Ниже мы покажем, как можно использовать эту особенность нашей памяти при изучении правил русского языка.

О недостатках механического запоминания

Нередко приходится слышать, что есть ученики, которые хорошо знают правила, но при этом делают ошибки на те же правила. Причин может быть много, назовем одну из них: недопонимание смысла правила из-за того, что выбран неподходящий для конкретного ученика способ запоминания.

Дело в том, что правильное написание является результатом применения нескольких мыслительных операций, и если первая – вспоминание какого-то правила и удержание его в оперативной памяти – требует от ученика больших усилий, то сил на выполнение других операций у него уже не остается.

Например, ученик может выделить в предложении обращение и при этом забыть поставить знаки препинания, выделяющие прямую речь (или наоборот). Между тем, как известно из теории памяти, что-либо, запомненное с помощью зубрежки, у некоторых учеников держится в памяти неустойчиво и требует больших усилий для воспроизведения.

Доказательство этого любой человек может привести из собственного школьного опыта.

Информация, «усвоенная» с помощью большого количества бездумных повторений, зачастую никак не желает воспроизводиться именно в тот момент, когда она очень нужна, например, в момент ответа у доски, и быстро всплывает в памяти, как только начал отвечать другой ученик. Для воспроизведения не хватило самой малости – небольшой подсказки.

Причины забывания

Для ученика правило обычно представляет собой набор сведений, мало связанных между собой. А ведь забывание (упускание из виду) даже небольшой части правила (всего лишь одного слова или даже буквы!) может привести к ошибкам.

Например, упустив из виду, что правило относится только к правописанию наречий, ученик не может вспомнить, когда надо ставить дефис, а когда нет (ср. будь по-моему, но по моему желанию). Или же ученик не может вспомнить, перед какой буквой ставится «твердый знак», а перед какой не ставится (ср. двухъярусный, но двухэтажный).

Каким же образом идет процесс забывания правила (во времени)?

Предположим, мы выучили правило. Что произойдет в нашей памяти с этой полезной информацией впоследствии? В течение какого-то времени (t1) мы будем помнить все?

Следующий временной отрезок (t2) можно будет охарактеризовать тем, что, хотя мы «забыли» какие-то части правила, тем не менее мы можем быстро восстановить их в памяти, если:

а) нам кто-то или что-то подскажет (но обычно это запрещено);

б) мы воспользуемся такой подсказкой к правилу, которую легко запомнить, и она сохраняется в памяти более долговременно, чем само правило.

В предлагаемой методике созданы подсказки, когда можно «подсказать» самому себе. Речь идет о картинках-образах. Часть из них в качестве примеров приведена ниже.

Как видно из схемы, время, в течение которого мы в состоянии вспомнить правило, может сложиться из суммы двух отрезков t1 и t2, и оно гораздо больше времени удержания в памяти правила без использования подсказки (t1).

Картинки-подсказки в примерах

1) Правописание слов с разделительным ъ

Разделительный ъ пишется после приставок на согласную перед е, ё, ю, я: подъезд, подъём, изъять.

Пояснения к картинке-подсказке

Башня похожа на ъ и стоит на подставке, напоминающей условное обозначение приставки, – это «подсказывает» связь ъ и приставки.

Ъ всегда рад таким гостям, как ёж с яблоком и ежиха в юбке, потому что первые буквы названий этих животных и предметов соответствуют его любимым буквам е, ё, ю, я.

Центральное место на картинке занимает подъемный мост. Подъемный – это слово-пример, имеющее достаточно распространенную приставку под-, оканчивающуюся на согласную.

При необходимости можно обыграть название знака – твердый. Например, таким образом: дом твердого знака стоит на острых, твердых скалах.

Можно обратить внимание на пространственное расположение предметов на рисунке слева направо: сначала идет подставка (напоминающая обозначение приставки), потом башня, символизирующая «твердый знак», и в завершение – ежики, подсказывающие буквы, перед которыми ставится ъ.

2. Правописание корней с чередованием гласных е – и

В корнях с чередованием гласных е – и (-бер-/-бир-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -тер-/-тир-) пишем букву и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: стереть – стираю, запереть – запираю.

Рис. Леонида Мельника

Пояснения к картинке-подсказке

Для того чтобы запомнить по одному слову с каждым из этих корней, представьте себе, что вы перенеслись лет на 200 назад и оказались в роли дежурного по классу. Вам прочли наставления (см. рисунок, начиная со стоящего на первом плане стола и далее по часовой стрелке):

На стол свежую скатерть постелить. Стекла должны блестеть. С доски стереть (см. рис.). Лампу не зажигать. Дверь не запирать. Не то выберу лозу И выдеру как сидорову козу.

«Сейчас я со смеху помру (помер – помираю)», – подумал я и проснулся.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200403003

НАВЫК: , доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи

​​​​​​​Навык – отработанное до автоматизма действие. Навык — звено из цепочки «интерес — вера — знание — умение — навык — привычка — потребность». Смотри ЗУН

Действие, которое человек выполняет не задумываясь, без контроля сознания — это навык. Вот я сейчас печатаю «слепым методом» и не задумываюсь, как и куда ставить пальцы: пальцы просто бегают по клавишам. Это и есть навык. Ещё критерий — если человеку дали по башке, он ничего не соображает, но что-то делает достаточно уверенно — это навык. Например, пьяный открывает дверь ключом. Это навык.

Навык — это действие, которое человек может выполнять легко, автоматически, не задумываясь, сосредотачиваясь на чём-то другом, а не на самом действии.

«Ричард Паскэйл, автор книги «Управление на краю», привел простой пример, демонстрирующий различие между знанием и навыком, во время одного нашего совместного семинара в Лондоне. Ричард спросил участников, могут ли они написать свое имя. Жаль, что вас там не было, и вы не видели выражения лиц присутствующих.

Если бы мы могли читать мысли, мы бы услышали явственное бормотание: «И за это мы платили деньги?» Однако все сказали, что прекрасно умеют писать собственное имя.

Затем Ричард предложил: «Хорошо, а теперь напишите свое имя, только левой рукой или правой, если вы левша…» Группа снова захихикала, но все старательно вывели свое имя на листе, не привыкшей к письму рукой. Ричард сказал: «Видите, сам по себе тот факт, что вы имеете знание о чем-то, не означает, что у вас есть навык в той же самой области.

Вы все имеете знания, необходимые, чтобы написать ваше собственное имя. Но навыка написать его другой рукой у вас нет…» Ясно, что хорошая осведомленность, понимание или профессиональное отношением к предмету не гарантируют, что игрок сможет справиться с задачей с блеском.

Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! (Ну что, получилось испытать очередное Озарение?)» Джермэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г., с. 91-92.

В обычной жизни, когда говорят о навыках, имеют в виду навыки поведенческие, двигательные навыки, среди которых можно говорить о навыках бытовых, рабочих, музыкальных или спортивных. Однако для специалистов мир навыков гораздо богаче: кроме двигательных, несложно заметить навыки речевые и умственные (интеллектуальные).

Практические психологи чаще имеют дело с навыками внутренними — личностными и душевными. Дело в том, что на самом деле навыками являются и наши внутренние действия, достигшие уровня автоматизма.

И это не только навыки сложения и вычитания, навык анализировать происходящее и принимать решения, это также навыки возражать или обижаться, навык вдруг уставать или заниматься прокрастинацией: упорное занятие ерундой вместо того чтобы заняться делом.

Навыки бывают простыми и сложными.

Простые — состоящие из элементарных действий. Взять ложку, поднести ко рту, открыть рот и так далее — примеры простых навыков.

Сложные навыки складываются из множества более простых навыков, это футбольный финт, командная игра, навык не сдаваться при усталости… Кроме того, важно различать навыки конкретные и навыки универсального действия Конкретные навыки действуют только в рамках одной конкретной ситуации.

например навыки эффективных телефонных переговоров… В отличие от них, навыки универсального действия действуют в очень широком кругу ситуаций. Это, в частности, навыки универсального переговорщика: умение слушать, тотальное ДА, позиция сотрудничества…

Освоение навыка

Обычно навык вырабатывается путем многократного повторения. Овладение навыком — вид последовательного научения, (этап обучения), когда заучивается не последовательность слов, а последовательность движений, действий, тактик или стратегий.

Важно: не бросать на полпути. Большинство навыков вырабатываются где-то за 14 дней (при ежедневном повторении без пропусков). См.→

Обучение навыку

Навык формируется либо через дрессировку, либо через тренировку. В случае тренировки обучение навыку почти всегда предполагает три стадии:

  1. объяснение, иногда инструктирование, цель которого — определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения;
  2. тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее;
  3. Доведение до автоматизма, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматизма служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол).

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/navyk-dvoe-zn--deystviezpt-dovedennoe-do-avtomatizma

НАВЫК: , доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи

доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как нек-рое самостоятельное, развернутое и сознат.

действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. Н. в собств. смысле слова. В отличие от привычки Н.

, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определ. условиях.

Источник: Советский философский словарь

действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Физиологический механизм навыков — динамический стереотип.

Неосознанные, складывающиеся в ходе приспособления к окружающей среде навыки характерны для животных, но аналогичные им по психическому механизму возникают и у человека. Но пока они не осознаны, их практически нельзя передать др. человеку.

Только осмысленные, осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки как высшая их форма дают возможность человеку сохранять сознательный контроль за своими действиями и сравнительно легко их перестраивать.

Источник: Философский энциклопедический словарь

действия, к-рые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, к-рая включает потребность и склонность человека к действию, Н. касаются лишь технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений.

В моральной деятельности посредством Н. может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия. Сознательное отношение к труду, напр.

, предполагает не только готовность человека служить общественным интересам, но и выбор наиболее эффективных приемов и методов труда, умение выполнять необходимые производственные операции.

Коммунистическая нравственность требует от людей не только готовности следовать ее принципам, но и умения наиболее целесообразно использовать имеющиеся средства (Цели и средства). В этом отношении выработка необходимых общественных Н. в деятельности людей является важной составной частью коммунистического воспитания.

Источник: Словарь по этике

действия, к-рые в результате длительного повторения становятся автоматическими. Физиологический механизм Н.— динамический стереотип. Н. животных неосознанны. Они складываются в ходе приспособления, приноравливания к окружающему. Аналогичные им по психологическому механизму Н. возникают и у человека.

Это автоматические действия, приуроченные к конкретным особенностям ситуации. Нек-рые из таких Н. практически ценны, однако, пока они не осознаны, их нельзя передать др. человеку совр. формами обучения. Высшей формой Н. являются те Н.

человека, компоненты к-рых предварительно осознаются, осмысленно расчленяются и объединяются в системы, отвечающие обобщенным особенностям объективной ситуации формирования Н. В таком случае человек в процессе автоматизации и функционирования Н. сохраняет возможность сознательного контроля за своими действиями и по мере надобности может сравнительно легко их перестраивать. Н.

включаются во все виды деятельности, как внешней (напр., двигательные Н.), так и внутренней (напр., автоматизированные умственные действия). Н. являются не только итогом, но и условием творческой деятельности человека.

Источник: Философский энциклопедический словарь

сложившаяся в индивидуальном опыте субъекта система регуляторных процессов, обеспечивающая устойчивое и стандартное выполнение действия. Это определение включает традиц. в сов. психологии понимание Н., к-рый определяется как «…упрочившиеся благодаря упражнению способы действий…» («Психология», М., 1956, с. 415).

Под «стандартным выполнением» понимается реализация действия (направленного на решение двигательной, перцептивной или мыслит. задачи) одним и тем же способом, выбор к-рого определяется: а) содержанием задачи, б) внешними условиями ее решения, в) средствами решения, г) возможностями субъекта.

Существует известный интервал варьирования параметров реализуемого действия, содержания и условий решения задачи, при к-ром способ действия может оставаться неизменным. Под «устойчивым выполнением» понимается стабильность действия и всех составляющих его компонент при реализации его в условиях влияния внешних и внутр. возмущающих факторов. Т.о., стандартность и устойчивость Н.

предполагают подвижность лежащих в его основе регуляторных процессов. Чем прочнее освоен Н., тем шире круг вариантов и осложнений задачи, к-рые не приводят к его дезорганизации. Под «системой регуляторных процессов» понимается вся совокупность влияний психологич. и физиологич. механизмов, координирующих реализуемое действие на микроинтервалах времени. Психологич.

содержанию процесса координации соответствует ориентировочная деятельность субъекта. Процесс ориентировки протекает на базе ориентировочной основы действия, в к-рую входят: система объективных условий реализации действия, способ его выполнения и корректировки и используемые средства (орудия и материал).

Будучи отраженной в сознании субъекта, ориентировочная основа составляет содержание психич. образа, в соответствии с к-рым осуществляется ориентировочная деятельность. При формировании Н. (двигательного, перцептивного или умственного) ориентировочная основа действия, как явление объективное, остается относительно постоянной, в то время как содержание психич.

образа и, соответственно, ориентировочной деятельности изменяется по мере упражнений. Поэтому следует различать предварит. психич. образ, складывающийся в начале формирования Н., и образ, к-рый является продуктом, результатом процесса формирования. В предварит. образе отражаются внешние признаки действия (в случае, напр., двигат.

акта к этим признакам относятся: элементы траектории, амплитуда движения); в сформированном же образе количество внешних признаков сокращается до минимума, уступая место внутр. признакам. Последние в своей совокупности образуют «внутренний опыт» субъекта, существование к-рого было бы невозможно без активной практич.

деятельности, направленной на решение поставленной задачи (в том же примере к внутр. признакам относятся кинестетич. сигналы, возникающие при работе мышц движущегося органа). Изменение в содержании ориентировочной деятельности выражается в том, что в начале формирования H.

она значительно развернута во времени и направлена на всю совокупность внешних признаков, а в конце она превращается в симультанный процесс, направленный только на нек-рые внешние и внутр. признаки действия (в том же примере зрительное восприятие смежных микроучастков траектории сменяется дискретным «вырыванием» отд. ее точек или «узловых» участков на пути движения).

Описанные психич. процессы, связанные с формированием Н., тесно переплетаются с работой разных уровней центр. нервной системы. Эта работа направлена на освоение всей совокупности рецепций, характерных для задач данного вида, с выявлением адекватных и оптимальных сензорных коррекций для всех деталей и компонент действия, с переключением фоновых коррекций в низовые уровни.

Частичная передача регуляторных функций с высших уровней центр, нервной системы на нижележащие уровни, являющиеся наиболее адекватными для тех или иных сензорных коррекций, образует стадию автоматизации Н. Для этой стадии чрезвычайно характерным является то, что в какой-то момент происходит внезапное, скачкообразное овладение действием. После автоматизации Н.

наступает стадия его стабилизации, при к-рой происходит срабатывание отдельных нижележащих уровней с ведущими и между собой, укрепление устойчивости Н. против «сбивающего» влияния возмущающих факторов. Т.о., Н. является многоуровневой структурой: высшие (ведущие) уровни центр, нервной системы, являющиеся материальным субстратом различных форм сознат.

отражения действительности, обеспечивают работу психич. механизмов регуляции; под их контролем функционируют нижележащие (фоновые) уровни, обеспечивающие весь комплекс необходимых для реализации данного действия биологич. функций. Лит.: Уотсон Д. Б., Психология как наука о поведении, пер. с англ., М.–Л., 1926; Коффка К., Основы психич. развития, пер. с нем., М.–Л.

, 1934; ?орндайк Э., Процесс учения у человека, пер. с англ., М., 1935; Бернштейн ?. ?., О построении движений, М., 1947; его же, Нек-рые назревающие проблемы регуляции двигат. актов, «Вопр. психологии», 1957, No 6; Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследоват. деятельность, М., 1958 (см. ст. Гальперина П. Я. и Пантиной Н. С., Запорожца А. В., Зинченко В. П.); Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию умственных действий, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960. А. Назаров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: https://terme.ru/termin/navyki.html

НАВЫК: , доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи

​​​​​​​Навык – отработанное до автоматизма действие. Навык — звено из цепочки » — — — — — — «. Смотри

Действие, которое человек выполняет не задумываясь, без контроля сознания — это навык.

Вот я сейчас печатаю «слепым методом» и не задумываюсь, как и куда ставить пальцы: пальцы просто бегают по клавишам. Это и есть навык.

Ещё критерий — если человеку дали по башке, он ничего не соображает, но что-то делает достаточно уверенно — это навык. Например, пьяный открывает дверь ключом. Это навык.

Навык — это действие, которое человек может выполнять легко, автоматически, не задумываясь, сосредотачиваясь на чём-то другом, а не на самом действии.

«Ричард Паскэйл, автор книги «Управление на краю», привел простой пример, демонстрирующий различие между знанием и навыком, во время одного нашего совместного семинара в Лондоне. Ричард спросил участников, могут ли они написать свое имя. Жаль, что вас там не было, и вы не видели выражения лиц присутствующих.

Если бы мы могли читать мысли, мы бы услышали явственное бормотание: «И за это мы платили деньги?» Однако все сказали, что прекрасно умеют писать собственное имя.

Затем Ричард предложил: «Хорошо, а теперь напишите свое имя, только левой рукой или правой, если вы левша…» Группа снова захихикала, но все старательно вывели свое имя на листе, не привыкшей к письму рукой. Ричард сказал: «Видите, сам по себе тот факт, что вы имеете знание о чем-то, не означает, что у вас есть навык в той же самой области.

Вы все имеете знания, необходимые, чтобы написать ваше собственное имя. Но навыка написать его другой рукой у вас нет…» Ясно, что хорошая осведомленность, понимание или профессиональное отношением к предмету не гарантируют, что игрок сможет справиться с задачей с блеском.

Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! (Ну что, получилось испытать очередное Озарение?)» Джермэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г., с. 91-92.

В обычной жизни, когда говорят о навыках, имеют в виду навыки поведенческие, двигательные навыки, среди которых можно говорить о навыках бытовых, рабочих, музыкальных или спортивных. Однако для специалистов мир навыков гораздо богаче: кроме двигательных, несложно заметить навыки речевые и умственные (интеллектуальные).

Практические психологи чаще имеют дело с навыками внутренними — личностными и душевными. Дело в том, что на самом деле навыками являются и наши внутренние действия, достигшие уровня автоматизма.

И это не только навыки сложения и вычитания, навык анализировать происходящее и принимать решения, это также навыки возражать или обижаться, навык вдруг уставать или заниматься прокрастинацией: упорное занятие ерундой вместо того чтобы заняться делом.

Навыки бывают простыми и сложными.

Простые — состоящие из элементарных действий. Взять ложку, поднести ко рту, открыть рот и так далее — примеры простых навыков.

Сложные навыки складываются из множества более простых навыков, это футбольный финт, командная игра, навык не сдаваться при усталости… Кроме того, важно различать навыки конкретные и навыки Конкретные навыки действуют только в рамках одной конкретной ситуации.

например навыки эффективных телефонных переговоров… В отличие от них, навыки универсального действия действуют в очень широком кругу ситуаций. Это, в частности, навыки универсального переговорщика: , , позиция сотрудничества…

Наука доведения навыков до автоматизма

Добиться «автоматизма» — значит сделать новый навык не просто очередным умением, а неотъемлемой частью себя.

Введение

Быстрота обучения зависит от возможностей нашей памяти и того, как мы ей пользуемся. Поначалу префронтальная кора головного мозга, отвечающая за краткосрочную память, занята выяснением того, как выполнить поставленную задачу. Эта часть мозга связана с сознательным принятием решений и планированием.

Как только вы достигаете успеха в новых для себя действиях, префронтальная кора прекращает свою бурную деятельность и продолжает функционировать лишь на 10%. Теперь вы можете выполнять необходимую задачу автоматически, не задействуя для этого все внимание сознания.

Такой уровень производительности называется автоматизмом. Некоторые психологи считают, что его можно добиться с помощью процесса, который они называют «избыточным обучением». Мы рассмотрим, как натренировать свой мозг и научиться выполнять какие-либо действия бессознательно, и выясним, чего ждать в случае успеха.

За пределами автоматизма

Если вы водите машину, то наверняка обращали внимание на то, что большую часть времени вы не осознаете себя за рулем — просто едете и думаете о чем-то постороннем. Примерно то же самое происходит и с более сложными навыками. Джошуа Вайцкин, американский шахматист и мастер тайцзицюань, в своей книге «Искусство учиться» (The Art of Learning) объясняет это так:

«Теперь мое сознание фокусируется быстрее, а скорость восприятия картины окружающего мира, кажется, увеличилась с 4 кадров в секунду до 300−400. Важно понять, что натренированный мозг не обязательно работает быстрее, чем нетренированный — но он работает более эффективно, а это значит, что вы меньше распыляете активное сознание».

Другими словами, о достижении автоматизма свидетельствует не то, что вы научились быстро с чем-то справляться, а то, что вы стали экспертом и новатором в определенной сфере.

Повторение, повторение и еще раз повторение

Первый шаг к автоматизму — непрерывно заучивать информацию небольшими порциями. Например, если вы хотите научиться хорошо играть в баскетбол, следует раз за разом тренировать один и тот же бросок. На данном этапе важно выйти на новый уровень мастерства.

Избыточное обучение подразумевает, что, непрерывно повторяя одно и то же действие, вы узнали и запомнили о нем все. Как только навык получен, вы понимаете, что вам больше не нужно сверяться со «сценарием в голове» — отныне вы можете выполнять задачу автоматически и даже обучать этому других, причем самыми разными способами и при различных обстоятельствах.

Великие ораторы тщательно зазубривают материал своих выступлений, чтобы иметь возможность по-своему представлять его разным аудиториям.

Другими словами, автоматизм — это не просто свободное владение навыком, а умение подстраивать его под обстоятельства. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Изучайте правила как профессионал и нарушайте их как художник».

Тяжело в учении, легко в бою

Второй шаг дается с большим трудом. Это легко объяснить: такая же ситуация повторяется с физическими нагрузками, когда вы увеличиваете, к примеру, вес и интенсивность тренировки.

Нужно усложнять себе задачу до тех пор, пока она не станет слишком сложной. Когда это произойдет — немного сбавьте нагрузку, но продолжайте стремиться к верхней границе своих возможностей.

По мере увеличения интенсивности тренировки добавляйте временные ограничения. Некоторые преподаватели математики заставляют учеников решать задачи все быстрее и быстрее.

Ограничение по времени задействует сразу два важных аспекта. Во-первых, вы вынуждены работать быстро, во-вторых, так вы задействуете часть оперативной памяти, заставляя ее фокусироваться на минутах.

Четвертый, и последний, шаг к автоматизму — увеличение нагрузки памяти. Следует учиться выполнять несколько задач одновременно, проще говоря, целенаправленно отвлекать себя в процессе обучения.

Вернемся к учителям математики. Они просят ученика запомнить какой-то отвлеченный факт и повторить его сразу после решения задачи. Тим Гровер в своей книге «Неумолимый» (Relentless) описал случай, когда баскетболисты одной команды выпили по бокалу пива в перерыве игры, чтобы доказать, что могут обыграть противников даже в неравных условиях.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/navyk-dejstvie-dovedennoe-do-avtomatizma-psihologiya.html

Scicenter1
Добавить комментарий