Некоторые основные термины и определения: Авария — происшествия в технической системе не сопровождающиеся

Некоторые основные термины и определения стр. 3 — стр. 3

Некоторые основные термины и определения:  Авария - происшествия в технической системе не сопровождающиеся

Некоторые основные термины и определения

Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми с помощью воздействия технических систем.

Производственная среда – пространство в котором совершается трудовая деятельность человека.

Происшествия — события, состоящие из негативного воз­действия с причинением ущерба людским, природным и/или материаль­ным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) — событие, про­исходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем нега­тивного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы (крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия).

Авария — чрезвычайное происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа — чрезвычайное происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей.

Стихийное бедствие — чрезвычайное происшествие, свя­занное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей. В результате возникновения ЧП на объектах экономики, в регио­нах и на иных территориях могут возникать чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — состояние объекта, территории или авкатории, как правило, после ЧП, при котором возни­кает угроза жизни и здоровья для групп людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Учебная литература

1. Конституция Российской Федерации 1993

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2008

3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. — Ростов-на-Дону. Феникс, 2007.

4. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Академия, 2007

Тема 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Лекция 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Время — 2 ч.

Учебные вопросы:

1. Классификация ЧС техногенного происхождения.

2. Прогнозирование обстановки в районе ЧС.

1. Классификация ЧС техногенного происхождения

В большинстве случаев техногенные аварии связаны с неконтролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и/или энергии. Самопроизвольное высвобождение энергии приводит к промышленным взрывам, а вещества — к взрывам, пожарам и химическому загрязнению окружающей среды.

Мир техногенных опасностей вполне познаваем и у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Теоретически воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено полностью или ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных свойств.

Виды ЧС:

мирного времени (природные, техногенные, социальные);

военного времени (природные, техногенные, социальные).

Источником ЧС техногенного происхождения являются аварии на промышленных объектах. Под промышленным объектом как источни­ком ЧС будем понимать также объекты транспортные, хозяйственные, административные и другие, если они относятся к категории опасных.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997) вводит понятие опасного производственного объекта. К опасным отнесены объекты, на которых осуществляете использование:

токсичных веществ с уровнем средней смертельной концентрации в воздухе менее 0,5 мг/л;

оборудования, работающего с высоким избыточным давлением;

взрывчатых и горючих веществ;

веществ, образующих с воздухом взрывоопасные смеси;

оборудования, работающего при больших температурах или при температуре нагрева воды более 115° С и другие объекты.

https://www.youtube.com/watch?v=LZoM_FyCH6s

Вероятность возникновения ЧС на таких объектах необходимо учитывать как при его проектировании, так и на всех стадиях после дующей эксплуатации.

С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленны объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г.

№ 675 «О декларации безопасности промышленной объекта РФ» ввело для предприятий, учреждений организаций и других юридических лиц всех форм собственности имеющих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку декларации

промышленной безопасности.

Согласно этого постановления декларация безопасности промыш­ленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных ЧС.

Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий, она является обязательным документом который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется в органы Гостехнадзора России при получении лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышен­ной опасностью производств.

Опыт показывает, что ЧС (аварии) на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз (этапов):

первая — накопление отклонений от нормального состояния или процесса; фаза относительно длительная по времени, что дает возможность принятия мер для изменения или остановки производственного процесса и существенно снижает вероятность аварии и последу­ющей ЧС;

вторая — фаза инициирующего события или фаза «аварийной ситуации»; фаза значительно короче по времени, хотя в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо предотвратить аварию, либо уменьшить масштабы ЧС;

третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование разви­тия наступившего бедствия;

четвертая — фаза действия остаточных и вторичных поражающих факторов;

пятая — фаза ликвидации последствий ЧС.

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения ЧС и их последствий.

Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем.

Второе направление базируется на анализе возможного развития аварии во второй, третьей и четвертой фазах и заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС.

Под ЧС понимается нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям.

Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер

развития. В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. Нерегулируемые воздействия человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным катастрофам.

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

— степень внезапности: внезапные и ожидаемые. Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации;

скорость распространения: ЧС могут носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный плавный характер. К стремительным чаще всего относятся военные конфликты, технические аварии, стихийные бедствия. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

— масштаб распространения: локальные, объектовые, местные, региональные, национальные, глобальные;

— продолжительность действия: кратковременные или затяжные;

Существует множество классификаций ЧС по причине возникновения и последствиям

2. Прогнозирование обстановки в районе ЧС

Выбор состава мероприятий, защищающих от действия поражающих факторов ЧС, и разработка рекомендаций по их применению основываются на постоянном анализе причин и течения имевших место аварий на промышленных объектах, на моделировании возможных аварийных производственных ситуаций и их всестороннем изучении, на прогнозировании процессов развития ЧС с учетом метеорологических, климатических, геофизических и других факторов.

Прогнозные методы расчета возможных значений параметров ЧС, включая разработку сценариев их развития, являются основой организации защиты в ЧС.

Методики прогнозирования параметров ЧС разрабатываются для типовых сценариев развития аварий на опасных производственных объектах, для ЧС природного происхождения (прогноз сейсмической обстановки, прогноз параметров волны прорыва при наводнениях и др.), для ЧС военного происхождения на территориях, прилегающих к районам боевых действий и в тылу.

Рассмотрим основные виды ЧС техногенного происхождения и методы оценки их параметров.

Радиационно-опасные объекты, их характеристика. Классификация чрезвычайных ситуаций на радиационно-опасных объектах

В 30 странах мира эксплуатируется 432 атомных реакторов (в т.ч в РФ 9 АЭС). Атомная энергетика обеспечивает 17% мирового производства электроэнергии (во Франции – 70%, в РФ – 12%)

Классификация ЧС на РОО (по МАГАТЭ)

0 – нет аварийной ситуации;

1 – р/а загрязнение в технологических помещениях;

2 – р/а загрязнение в здании АЭС;

3 – р/а загрязнение на территории АЭС;

4 – на окружающей территории (Г~30км);

5 – р/а загрязнение в региональном масштабе;

6 – глобальное р/а загрязнение;

Характеристика аварии на Чернобыльской АЭС

По данным ИАЭ им. Н.В. Курчатова суммарный выброс р/а веществ составил 50 Мега Кюри. В РФ на площади ~ 2,4 тыс. км2 плотность заражения составила >15 кюри /км2. Спад радиоактивности определялся наличием долгоживущих р/а нуклидов – Sr – 96, Cs – 137, Pa – 239.

Стадии аварии:

1 стадия – 26.04.86 – разрушение реактора, выброс имел активность 20…22 мега кюри;

2 стадия — 26.04. – 1.05. – выбросы уменьшаются;

3 стадия — 2.05. – 6.05. – нарастание выбросов (обогащенных J — 131);

4 стадия – после 6.05. – снижение выбросов (до октября 1986г.)

За время ликвидации последствий 25 тыс. человек получили дозу Д=50…70 бэр, 250 тыс. человек – 5…25 бэр

Радиоактивное загрязнение при чрезвычайных ситуаций на

радиационно-опасных объектах

График спада мощности дозы излучения

Рн

Рк

0 tн tк t

t н – время начала облучения;

tк – время окончания облучения;

При аварии на АЭС выделяются 5 зон загрязнения

Г – зона чрезвычайно опасного загрязнения;

В – опасного;

Б – сильного;

А – умеренного;

М – пороговая;

РБМК – 100

Г В Б А М

Каждая из зон характеризуется параметрами (на внешней границе зоны)

Наименование зоныМощность дозыР / 1 часпосле авариирад/часВеличина дозыЗа 1 год, рад
Г14500
В1,4500
Б0,14200
А0,01450
М0,00145

Особые опасности возникают при авариях на радиационноопасных объектах (РОО). В настоящее время в 30 странах мира эксплуатируется около 450 атомных энергоблоков, из них 46 в странах СНГ.

За всю историю атомной энергетики во всем мире было зарегистрировано более 300 аварий.

Кроме опасности, которую создают аварии на АЭС, существуют еще многие реальные источники радиоактивного заражения.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/3030788-p3.html

1. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения

Некоторые основные термины и определения:  Авария - происшествия в технической системе не сопровождающиеся

ВОПРОСЫ НАИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО БЖД

  1. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения.

  2. Опасность – определение, последствия, классификация опасностей.

  3. Среда обитания человека, переход от биосферы к техносфере.

  4. Теоретические основы и практические функции БЖД.

  5. Аксиомы БЖД в техносфере.

  6. Роль и задачи руководящих работников в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

  7. Функции и строение нервной системы.

  8. Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.

  1. Гомеостаз, адаптация, естественные системы защиты организма.

  2. Классификация основных форм деятельности человека.

  3. Основные пути обеспечения комфортности жизнедеятельности (трудовой деятельности)

  4. Физиология труда – определение, задачи. Работоспособность – определение, фазы, характеристика. Утомление и хроническое утомление.

  5. Загрязнения атмосферы и их последствия.

  6. Энергетические загрязнения техносферы и их характеристика.

  7. Средства и методы защиты атмосферы, гидросферы, земель.

  8. Загрязнения гидросферы, литосферы и их последствия.

  9. Негативные факторы производственной среды и их классификация.

  10. Воздействие на организм человека вредных веществ.

  11. Негативное воздействие вибрации и акустических колебаний.

  12. Негативное действие электромагнитного поля, ионизирующего излучения. Методы защиты.

  13. Воздействие на организм человека электрического тока. Меры электробезопасности.

  14. Источники негативных факторов бытовой среды и их классификация.

  15. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой.

  16. Влияние климатических условий на состояние здоровья человека и работоспособность. Классификация производственного микроклимата.

  17. Терморегуляция организма человека. Способы терморегуляции в организме.

  18. Защита работающих от действия шума, вибрации, электромагнитных полей, ионизирующего излучения.

  19. Классификация социальных опасностей, их причины. Характеристика отдельных видов социальных опасностей.

  20. Краткая характеристика терроризма.

  21. Безопасная жизнедеятельность человека – показатель цивилизованности общества.

  22. Аварии на АЭС и их характеристика.

31. Классификациясистем безопасности АЭС и их характеристика.

32. Воздействие АЭСна окружающую среду.

33. Характеристикарадиационной катастрофы на ЧернобыльскойАЭС.

34. Зоны радиоактивногозаражения местности вокруг ЧернобыльскойАЭС.

35. Чрезвычайнаяситуация и её особенности, классификацияЧС.

36. Краткаяхарактеристика стихийных бедствий.

37. Землетрясения:классификация, предвестники и ихпоследствия.

38. Правила поведенияи действия населения при некоторыхстихийных бедствиях.

39. Землетрясениев Армении 7 декабря 1988 года. Уроки ивыводы из опыта ликвидации его последствий.

40. Крымскоеземлетрясение 1927 года и его характеристика.

41. ЧС военноговремени,их поражающие факторы ипоследствия.

42. Аварии на ХОО.Зона заражения и очаг химическогопоражения при авариях на химическиопасных объектах.

43. КлассификацияХОО и сильнодействующих ядовитыхвеществ.(АХОВ)

44. Организацияликвидации последствий при авариях наХОО.

45. Сильнодействующиеядовитые вещества, применяемые напредприятиях Крыма.

46. Авиационныекатастрофы – ЧС нового типа.

47. Катастрофы нажелезных дорогах, причины, последствия,.

48. Аварии и катастрофына морском и речном транспорте и ихособенности.

49. Автотранспортныеаварии, катастрофы. Причины, характеристика.

50. Основные принципыи способы защиты населения при ЧС.

51. Эвакуациянаселения при ЧС и рассредоточениерабочих и служащих.

52. Защитныесооружения: убежища, противорадиационныеукрытия и простейшие укрытия.

53. Назначение иклассификация средств индивидуальнойзащиты.

54. Средстваиндивидуальной защиты органов дыхания.

55. Средства защитыкожи.

56. Медицинскиесредства защиты.

57. Дезактивация,дегазация, дезинфекция – их цели изадачи. Санитарная обработка населения.

58. Спасательные инеотложные аварийно-восстановительныеработы при ликвидации последствийстихийных бедствий, крупных аварий икатастроф.

59. Вопросы БЖД взаконах и подзаконных актах России.

60. Министерство поделам ГО,черезвычайных ситуациям иликвидации последствий стихиных бедствий(МЧС России) и его задачи.

БЖД– это наука о сохранении здоровья ибезопасности человека в условиях быта,производства и чрезвычайных ситуациях.

Безопасность– состояние деятельности, при которомс определённой вероятностью исключенопроявление опасностей, или отсутствиечрезмерной опасности.

Деятельность– специфическаячеловеческая форма активного отношенияк окружающему миру, содержанием которойявляется его целесообразное изменениеи преобразование. Это труд, отдых,повседневная деятельность и способсуществования человека. (Совокупностьвсех видов человеческой активности).

Здоровье– естественноесостояние организма, характеризующеесяего уравновешенностью с окружающейсредой и отсутствием каких-либоболезненных изменений.

Происшествие– событие,состоящее из негативного воздействияс причинением ущерба людским, природнымили материальным ресурсам.

Авария –происшествие в технической системе, несопровождающееся гибелью людей, приэтом восстановление технических средствневозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа– происшествие в технической системе,сопровождающееся гибелью или пропажейлюдей.

Стихийноебедствие– происшествие, связанное со стихийнымиявлениями на Земле и приведшее кразрушению биосферы, гибели или потериздоровья людей.

Жилище– помещение,предназначенное для защиты человекаот воздействия неблагоприятныхметеорологических факторов (холод,жара, ветер, атмосферные осадки), а такжедля отдыха и осуществления трудовых ибытовых процессов

Опасность –явления, процессы, свойства предметов,способные в определённых условияхпричинить ущерб здоровью человека.

Идентификацияопасности– процесс распознавания образаопасности, установления возможныхпричин, пространственных и временныхкоординат, вероятности проявления,величины и последствий опасности.

Опасностипо своей природе имеют следующиеособенности:

  • вероятны (т.е. случайны);
  • потенциальны (т.е. скрыты);
  • перманентны (т.е. постоянны, непрерывны);
  • тотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи).

Антропогенныеопасности подразделяются на вредныеи травмирующиефакторы.

Вредный фактор– это фактор, воздействие которогоможет привести к ухудшению самочувствия,стойкому снижению работоспособностиили заболеванию (в производственныхусловиях – к профессиональномузаболеванию).

Опасный(травмирующий) фактор– фактор, воздействие которого можетвызвать травму или другое резкоеухудшение здоровья или даже смертьчеловека.

Классификацияопасностей:

  • По происхождению (природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные — физические, химические, биологические, психофизиологические).
  • По продолжительности действия (импульсные и кумулятивные).
  • По локализации (связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом).
  • По последствиям (усталость, заболевания, травмы, аварии, пожары, смертельные случаи).
  • По нанесённому ущербу (социальные, технические, экологические и т.п.).
  • По сфере проявления (бытовые, спортивные, дорожно-транспортные, производственные, военные и т.п.).
  • По структуре (простые и производные – взаимодействие нескольких простых).
  • По характеру воздействия на человека (активные и пассивные: активизирующиеся за счёт энергии человека).

Последствияопасностей:

  • отклонения здоровья человека от нормального состояния;
  • ухудшение состояния окружающей природной среды, опасное для здоровья или жизни людей.

2.Опасность-определение,последствия,классификацияопасностей.

Опасность —центральное понятие БЖД, под кото­рымпонимаются любые явления, угрожающиежизни и здоровью человека.

Количество признаков,характеризующих опасность, может бытьувеличено или уменьшено в зависимостиот целей анализа. Данное определениеопасности в БЖД поглощает существующиестандартные понятия (опасные и вредныепроизводственные факторы), являясьболее объемным, учитывающим все формыдеятельности.

Опасность хранятвсе системы, имеющие энергию, химическиили биологически активные компоненты,а также характеристики, несоответствующиеусловиям жизнедеятельности человека.

Опасности носятпотенциальный характер. Актуализацияопасностей происходит при определенныхусловиях, именуемых причинами. Признаками,определяющими опасность, являются:угроза для жизни; возможность нанесенияущерба здоровью; нарушение условийнормального функционирования органови систем человека. Опасность — понятиеотносительное.

Признаками,определяющими опасность являются:

1) угроза жизни;

2) возможностьнанесения ущерба здоровью;

3) нарушениеусловий нормального функционированияорганизма человека и экологическихсистем.

Классификацияопасностей

1) По происхождениюопасности бывают: природные, техногенные,экологические, социальные, биологические,антропогенные.

2) По локализацииопасности бывают: связанные с литосферой,гидросферой, атмосферой, космосом.

3) По вызываемымпоследствиям: утомление, заболевания,травмы, аварии, пожары, летальные исходыи т. д.

4) По приносимомуущербу: социальные, технические,экологические, экономические.

5) По сферепроявления опасностей: бытовые,спортивные, производст-венные,дорожно-транспортные, военные.

6) По структуре(строению) опасности делятся на простыеи производст-венные, порождаемыевзаимодействием простых.

7) По реализуемойэнергии опасности делятся на активныеи пассивные.

К пассивным относятсяопасности, активизирующиеся за счетэнергии, носителем которой являетсясам человек (например, острые предметы).

8) По временипроявления: импульсивные и кумулятивные.

Источникиформирования опасности.

1. Сам человек,его деятельность, средства труда;

2. Окружающаясреда;

3. Явления ипроцессы, возникающие в результатевзаимодействия человека и окружающейсреды.

Причины характеризуютсовокупность обстоятельств, благодарякоторым опасности проявляются и вызываютте или иные нежелательные последствия,ущерб.

Формы ущерба, илинежелательные последствия, разнообразны:травмы различной тяжести, заболевания,определяемые современными методами,урон окружаю­щей среде и др.

Источник: https://studfile.net/preview/6652096/

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Некоторые основные термины и определения:  Авария - происшествия в технической системе не сопровождающиеся

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

«дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb913d54e70c700a9364d3a/5be1c23eaac00400aad2b1ad

СТРУКТУРА, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ КУРСА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И АКСИОМЫ БЖД

Некоторые основные термины и определения:  Авария - происшествия в технической системе не сопровождающиеся

Безопасность жизнедеятельности – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в сфере обитания, изучающая природные и антропогенные опасные и вредные для человека факторы, методы и средства защиты от их воздействия на организм, а также меры по ликвидации последствий опасных событий и чрезвычайных ситуаций.

Цель БЖД — достижение безопасности человека в сфере его обитания.

Задачи БЖД:

1. Идентификация потенциальных опасностей и вредностей.

2. Изучение профилактических мер защиты человека от возможных проявлений этих опасностей и вредностей.

3. Изучение способов и средств борьбы с реальными опасностями  и вредностями и ликвидация последствий при их проявлении.

Структура курса БЖД.

1. Человек и среда обитания.

2. Безопасность и экологичность технических систем.

3. Защита населения и территорий в ЧС.

4. Управление БЖД.

5. Безопасность в отрасли (электротехнические специальности).

Основные понятия, термины, определения.

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Техносфера – регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера – регион города или промышленной зоны, производство или бытовая сфера).

Регион – территория, обладающая общими характеристиками состояния биосферы или техносферы.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Стихийное действие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы. Гибели или потери здоровья людей.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия, с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий фактор(травмоопасный) — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или к летальному исходу.

Безопасность — состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Экологичность источника опасности – состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу и/или биосферу.

Качество среды обитания – степень соответствия параметров среды потребностям людей и других живых организмов.

АКСИОМЫ БЖД В ТЕХНОСФЕРЕ.

1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии, информации в техносфере превышают пороговые значения.

https://www.youtube.com/watch?v=_3s5hDqK4No

Пороговые значения устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение этих значений создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы.

Технические неисправности и нарушения режимов использования технических систем приводят  к возникновению травмоопасных ситуаций, а выделение отходов  сопровождается формированием вредных воздействий на человека, природную среду и элементы техносферы.

3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах: от рабочих зон до всего земного пространства.

4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

7. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности.

Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.

Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Источник: http://xn----8sbnaarbiedfksmiphlmncm1d9b0i.xn--p1ai/bezgd/vveden/11-vvedeniebgd.html

Основные термины и определения. Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически

Некоторые основные термины и определения:  Авария - происшествия в технической системе не сопровождающиеся

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Атмосфера – газообразная оболочка Земли, включающая смесь различных газов естественного или антропогенного происхождения, водяных паров и пылевых частиц.

Безопасность – свойство системы «человек – среда обитания» сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Безопасность жизнедеятельности – наука и комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Биологическая ниша – пространство обитания организма.

Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

Биотоп – неорганическая основа (вода, воздух, почва) биологической ниши.

Вредные факторы – негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к заболеванию.

Геосфера – концентрические оболочки, из которых состоит Земля. В направлении от периферии к центру планеты выделяются: магнитосфера, атмосфера, гидросфера, мантия и ядро Земли.

Гидросфера – весь глобальный мир воды (без подземных вод), населенный живыми организмами.

Гражданская оборона (защита в чрезвычайных ситуациях) – раздел науки о БЖД, признанный идентифицировать негативные воздействия стихийных явлений и прогнозируемых техногенных аварий, разрабатывать и использовать средства для защиты людей и ликвидации последствий негативного воздействия.

Жизнедеятельность – способ существования или повседневная деятельность человека.

Идентификация– распознавание и количественная оценка.

Катастрофа– происшествие в технической сфере, сопровождающееся гибелью или пропажей людей без вести.

Комфорт – сочетание удобства, благоустроенности , уюта и оптимальных метеорологических условий.

Литосфера – внешняя сфера Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии.

Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды и предупреждение о чрезвычайных, опасных и вредных для здоровья человека ситуаций.

Наука – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Негативная ситуация – состояние системы «человек-среда обитания», характеризующееся отклонением от условий безопасного взаимодействия.

Ноосфера – дальнейший этап развития биосферы мыслью и трудом в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого на Земле.

Опасность– негативное свойство системы «человек-среда обитания», способное причинить ущерб и обусловленное энергетическим состоянием среды и действиями человека.

Опасный фактор – негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному (смертельному)исходу.

Отравление – результат воздействия химического вещества на человека, приводящего к заболеванию или летальному исходу.

Охрана труда – раздел науки о БЖД, призванный идентифицировать негативные факторы производственной среды, создавать комфортные и безопасные условия труда.

Производственная среда – пространство, в котором происходит трудовая деятельность человека.

Происшествие – событие, состоящее из воздействия опасного фактора с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Промышленная экология– раздел науки о БЖД, призванный идентифицировать негативное воздействие производств и технических средств на биосферу, разрабатывать и применять средства для снижения этого воздействия до допустимых значений, развивать основы малоотходных и безотходных производственных циклов.

Рабочая зона — пространство высотой 2м над уровнем пола, на котором расположено рабочее место.

Рабочее место – зона постоянной или временной деятельности работающего.

Регион– «безразмерное» понятие, обозначающее любую территорию, обладающую общими характеристиками состояния биосферы или техносферы.

Риск – вероятность реализации опасности в зоне пребывания человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное с измерением природной среды и приведением к материальному ущербу, гибели или потери здоровья людей.

Техника – совокупность средств, создаваемых для оборудования потребностей общества и осуществления производственного процесса.

Технология – совокупность приемов и методов обработки в производственных процессах.

Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально-экономическим потребностям (регион города или промышленной зоны техносферы ).

Тропосфера– нижний слой атмосферы высотой 16-18км на экваторе и 10 км над полюсами, в котором происходит большинство метеорологических процессов.

Экология — (греч.: экос –дом, логос — изучать)-наука, изучающая условия существования живых существ и их взаимодействие со средой обитания.

Экологическая экспертиза – система комплексной оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов, строительства и реконструкции промышленных объектов, применение технических средств и материалов, направленное на достижение их минимально-допустимого отрицательного влияния на окружающую среду и обеспечивая рациональное использование природных ресурсов.

Экосистема – сочетание биоценоза и биотопа.

Лекция № 1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_130509_osnovnie-termini-i-opredeleniya.html

Scicenter1
Добавить комментарий