НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Характерной особенностью людей, живущих в России, входящих или не

Основные черты русского менталитета

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Характерной особенностью людей, живущих в России, входящих или не

Возможно вы кого-нибудь узнаете…

Иностранным гостям русская душа кажется сложной и непонятной. Они считают, что у нас отсутствует логика, мы живем по зову чувств, агрессивны и не образованны. Но в то же время создается контраст на фоне общего мнения, если начать изучение культурного наследия России.

Художники, поэты, писатели, архитекторы, творившие вдохновленные красотой родной природы и противоречивостью русского народа, опровергают это мнение. Поэтому зарубежные, а теперь и российские историки и ученые, изучают феномен русского менталитета и выясняют, что повлияло на его становление и каковы его особенности. Что такое менталитет.

Под этим словом подразумевается совокупность общих черт поведения, нравов, устоев и стереотипов того или иного народа. Менталитет формируется под действием множества факторов, таких как территориальное расположение, погодные условия, исторические события и другие. Россия – большая страна, с точки зрения географии и этнической принадлежности.

У нас русским называют каждого, кто входил в состав великой державы. Будь то украинец или казах, белорус или кто-либо еще. В этом и заключается особенность российского менталитета – на него повлияли ранее сложившиеся народные культуры, и каждая внесла в него свои черты. Понятие «ментальность народа» появилось еще в начале ХХ века, но русские узнали о нем только к 80 годам.

Тогда искусствоведы, историки и психологи нашей страны стали усиленно изучать сложившиеся черты личности ее жителей. Но зарубежные ученые начали это делать гораздо раньше. И они пришли к любопытным для нас выводам. Мифы о суровых зимах и медведях на улице отошли на второй план. Их место заняли другие занимательные наблюдения.

Равенство в правах между мужчинами женщинами приняли раньше в России, чем в США.

Что думают иностранцы о России:- иностранцы считают русский народ вычурным, так как мы одеваемся и ведем себя вульгарно и вызывающе; — мы громко разговариваем, носим красивую, но неудобную и непрактичную одежду, женщины ярко красятся, мы хвастаемся успехами и указываем на неудачи других; — зарубежные гости поражены русским гостеприимством, когда-то они думали, что у нас живут одни бандиты; — зарубежные предприниматели знают, что русские любят переплачивать за качество и пользуются этим; — к сожалению, в зарубежных странах до сих пор уверены, что все русские пьют; — но даже иностранцы заметили насколько крепки в России семейные узы.Если за границей принято перестать помогать взрослым детям, а пожилых родителей отправлять в дом престарелых, то у нас это считается дикостью. Это не все занимательные факты о русском менталитете глазами зарубежных гостей. Но и их достаточно для того, чтобы понять некомпетентность их (иностранцев) в этом вопросе. Отличительные черты русского менталитета. Почему иностранцы не могут сказать ничего конкретного о русском человеке, кроме глупых стереотипов, навеянных Западом. Потому что наш менталитет многогранен и сложен, он имеет черты, которые, совершенно не совместимы, но прекрасно уживаются между собой.Чтобы выделить главные из них, потребовалось не одно десятилетие. Еще Гитлер положил начало этому исследованию, и не закончено оно до сих пор. По сей день мы являемся предметом изучения иностранных ученых. Делается это в благих целях и для того, чтобы найти уязвимое место, которое поможет подчинить русский народ. Почему эта компания до сих пор не принесла успеха.Те, кто вырос на других континентах и не имеет такой истории, не поймет, что и зачем делает русский человек. Отличный склад ума и особенности мышления не дают сделать однозначные выводы и заключения. Соборность. Эта главная черта российского менталитета. На нас очень влияет общественное мнение, более того, мы допускаем вмешательство в нашу жизнь посторонних людей. Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.Ни в какой другой стране не принято подходить к незнакомым людям и высказывать им свое мнение. За рубежом это считается верхом неприличия. У нас же наоборот, каждый норовить озвучить свое мнение и даже навязать его окружающим. В России было крепостное право, но не было рабства, которое отличается жестокостью и бесчеловечностью. Почему так происходит. Русский человек отличается простотой и добродушием и укоряет прохожих, соседей или знакомых не из негативных побуждений, а стараясь исправить ситуацию, повлиять на него своими советами. Точно так же к вам могут подойти и подсказать, что вы испачкали юбку или обронили платок. Кстати, за границей это тоже не принято. Люди пройдут мимо и ничего вам не скажут. Правдивость и искренность.В генах русского человека заложено добиваться правды в любой ситуации. Эта черта менталитета преследует нас со времен Древней Руси. Тогда правдой называли свод законов, основанных, в большинстве, на Священном писании. С тех пор выражение «вершить право» и «правосудие» укоренились как единственно верные способы решения конфликта. Этому способствует и другая яркая черта менталитета русского народа – следование чувствам. Чтобы добиться правды и справедливости разжигались восстания, свержения правителей, творился самосуд. Люди знали, что шли против логики и разума, что им грозит гибель, но не могли отказаться от своей идеи. Многие исторические события привели к тому, что русский народ приобрел еще одно качество – отсутствие дисциплины. Мы не любим, когда нами управляют и командуют, не верим правительству и думаем, что знаем больше, чем те, кто во главе страны.Так сложилось, что у нас отсутствует рациональность, мы считаем, что если искать личную выгоду в каком-то предприятии – это признак корыстности. Может, поэтому Россия помогает всем, кроме самих себя. Негативизм.Русский человек часто недооценивает свои способности. Поэтому в стране много подавленных и потерянных личностей. Эта черта менталитета сложилась в связи с тем, что мы любим искренность и высказываем друг другу все, что на душе. Если в других странах принято быть вежливым и до последнего сохранять спокойствие в любой ситуации, то русский человек выскажет все как есть, даже если вы просто наступили кому-то на ногу. Мы не улыбаемся незнакомым людям, как принято на Западе. В России это признак недалекого ума (если вы будете постоянно улыбаться). Но это не мешает нам быть добродушными и чувствительными людьми. Если попросить незнакомого человека о помощи, то он непременно это сделает. Мы не остаемся равнодушными к тем, кому плохо, нам жалко больных людей, бездомных животных и всех тех, кто слабее нас. Мы помогаем, даже если нас об этом не просят. Не для того, чтобы получить благодарность, а просто так. Философский дар. Несмотря на то, что большинство жителей нашей страны живут неблагополучно, нас мало интересуют материальные вопросы. В компании друзей любой разговор рано или поздно приобретает черты вселенского масштаба. А как русский человек любит поумничать и поспорить. Доказать собеседнику свою правоту, добиться его согласия с вашими словами – это черта русского характера. Любой разговор плавно перетекает в спор, который закончится только тогда, когда один из участников сдастся другому. Это происходит, потому что мы любим правду. На чьей она стороне, тот и сильнее. Русские не любят проигрывать в споре, поэтому часто, чтобы доказать свою правоту, начинают громко и грозно разговаривать. Если иностранец может воспринять это как грубость и невоспитанность, то для русского – это демонстрация своей правоты и нежелания уступать. По сравнению с зарубежными правителями средних веков, русские цари были в 100 раз добрее и мягкосердечнее. Об этом говорят количества совершенных казней. Мы часто ругаемся, но такое общение не несет негатива, на следующий день два вчерашних противника могут стать лучшими друзьями. Наоборот, когда кто-то может отстоять свое мнение, люди проникаются к нему уважением и симпатией. Вера в чудеса.Виноваты в этой черте характера русского человека религиозное прошлое и культурное наследие в виде народных сказок. Нас с детства учат, что нужно делать добро и тогда оно вознаградиться, что все будет хорошо и все мечты сбудутся. И даже став взрослыми мы продолжаем в это верить. Вспомните, как героям русских народных сказок везло. Один лежал на печи 30 лет, другой был младшим и бесполезным сынком. Но появлялись волшебные звери и все делали за них. И вот у Иванушки дурачка уже невеста и полцарства в придачу. У каждого из нас есть мечта, но чтобы ее осуществить мы ничего не делаем. Вместо этого ждем, когда она сбудется сама по себе. Поэтому часто наши мечты находятся за гранью возможного — мы хотим все и сразу. Ведь кто-то это должен сделать за нас. Мы работаем как обычно, занимаемся домашними делами и ни на грамм не приближаемся к нашей мечте, день за днем. Мы лучше купим лотерейный билет, чем начнем наконец-то откладывать деньги на квартиру или машину. Мы лучше будем ждать изобретения волшебной таблетки, чем наконец-то возьмем себя в руки и похудеем. Нездоровый образ жизни. Как это ни грустно, но жители страны не заботятся о своем здоровье. Любимая фраза русских: «Само пройдет!». Доверять врачам у нас не принято, а принято использовать рецепты народной медицины. Некоторые даже рак лечат травами и волшебными аппаратами. Происходит это по тому, что за такой долгий период существования страны, мы не акцентировали внимание на здоровье. Любовь к праздному образу жизни приводит русских людей к нелюбви к себе и своему телу. К счастью, сегодня молодое поколение начинает интересоваться своим здоровьем, увлекается спортом, ходит в тренажерный зал для обретения красивой фигуры. Но это только начало большого пути после осознания того, что Россия катилась вниз. Жизнь «по блату».Еще одна сложившаяся отличительная черта русского народа – это взятничество. 200 лет назад в России было принято давать чиновникам плату за услуги, но даже когда это право отменили, привычка осталась. Поэтому вопросы до сих пор решаются не по закону, а «по блату». Искоренить эту черту на данном историческом этапе России невозможно, так как существуют другие глобальные проблемы, но борьба уже началась и приносит успехи. Выносливость.Исторические события, такие как восстания, войны, блокады и постоянные смены правителей привели к неблагополучию русского народа. Это и позволило воспитать в людях выносливость, терпеливость и умение противостоять невзгодам. Русский человек относительно недавно начал привыкать к комфорту. Раньше мы много времени проводили на полях, чтобы прокормить семью, часто годы были неурожайными, поэтому приходилось работать в режиме без сна и отдыха.

Погодные условия тоже повлияли на становление русского менталитета. Иностранцы жутко боятся холода. Для них 0°С уже повод надеть дубленку. Русский народ привык к таким температурам и прекрасно их переносит. Стоит только вспомнить традицию окунаться в прорубь на крещение.

Некоторые русские вообще практикуют моржевание всю зиму.Сегодня Россия выходит из кризиса, перед народом встают новые задачи. Поэтому менталитет постепенно меняется, обретая новые черты.

Но некоторые из них навсегда останутся в русских душах и помогут оставаться непобедимыми и неустрашимыми.

Источник: https://pikabu.ru/story/osnovnyie_chertyi_russkogo_mentaliteta_5616237

Чем русская культура отличается от всех остальных

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Характерной особенностью людей, живущих в России, входящих или не

Бесконечный спор между «почвенниками» и «западниками» лишь отвлекает нас от главного: от сути нашей культуры, объемлющей и объединяющей все, даже пытающиеся отрицать ее крайности.

А ведь уже скоро, по завершении 30-летия национального предательства, в ходе трудного преображения России и возрождения русской цивилизации нам придется в полной мере учитывать нашу специфику.

ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Не являясь культурологом, я взялся за тему русскости, поскольку она заинтересовала меня с сугубо практической точки зрения.

Я увидел массовость реакций в русской культуре, которые не описываются стандартными теориями.

В различных культурах граница между теми, кого носитель данной культуры признает людьми, равными ему самому, и всеми остальными, не признаваемыми людьми в социальном смысле этого слова, различна, — но, как правило, она существует.

Хорошо известны и подробно описаны культуры, считающие людьми в полном смысле слова лишь кровных родственников. Интеллигенция обычно умиляется многочасовым выяснениям наличия или отсутствия исчезающе дальнего кровного родства, происходящим при встречах носителей таких культур, не понимая, что причиной этого трогательного ритуала часто является не сентиментальность, а жесткий прагматизм.

Выясняя вопрос о кровном родстве, носители этой культуры прилагают огромные усилия не для того, чтобы при случае передать троюродной бабушке привет от внучатого племянника, но чтобы выяснить, кто сидит перед ними — человек или же биологический объект, которого можно без зазрения совести обмануть, а то и убить.

Русская культура является едва ли не единственной культурой современного мира, a priori воспринимающей как человека в социальном смысле слова любого, являющегося человеком биологически. Именно в этом наиболее выпукло и полно выражается ее всеобщий, всеохватывающий, космический характер .

Общеизвестны культуры, не считающие людьми в полном смысле этого слова представителей другого народа, другой расы или другого вероисповедания.

Последовательный кальвинизм отказывал и отказывает в праве быть полноправными людьми беднякам (и во многих в том числе даже и не кальвинистских странах бедняки долгое время не имели политических прав), а культура диктатуры пролетариата — богачам и священникам, а иногда и «буржуазной интеллигенции».

Современная американская политическая культура, насколько можно судить, считает полноценными людьми лишь три категории: живущих в условиях признаваемой США демократии, искренне (с точки зрения самих американцев) стремящихся к ней или же являющихся политическими союзниками США. Всех остальных можно произвольно объявлять врагами и «вбомбливать в каменный век».

История человеческой цивилизации до настоящего времени была связана с расширением круга признаваемых людьми; собственно, это медленное и сопровождающееся откатами, но неуклонное расширение и стало основным содержанием социального прогресса.

Русская культура является едва ли не единственной культурой современного мира, a priori воспринимающей как человека в социальном смысле слова любого, являющегося человеком биологически. Именно в этом наиболее выпукло и полно выражается ее всеобщий, всеохватывающий, космический характер.

Вероятно, данная особенность связана с многоплеменным, а по мере расширения и многонациональным характером русской культуры, а затем и самого русского этноса.

Именно всечеловечность русской культуры делает недопустимым вновь активизировавшиеся попытки урезать границы России до территории «чисто-русских», населенных этническими русскими регионов.

Порочность этой идеи, интенсивно продвигаемой именно либеральными фундаменталистами и профессиональными «западниками», заключается даже не только в практических вопросах вроде того, к югу или к северу от Мурманска лежит граница Северного Кавказа и зачем России отдавать свою нефть и газ китайцам (которые неминуемо освоят азиатскую часть России при таком подходе).

Фундаментальная порочность идеи сжатия России до этнических границ (то есть много уже раньше границ XVI века) заключается в ее полном отрицании русской культуры, ее всечеловеческой сущности, не позволяющей, но прямо требующей считать «своим» любого, кто осознанной подлостью не доказал обратное.

Недаром справедливость является основополагающей чертой русского национального характера, высшей абстрактной, отделенной от практических интересов отдельной личности, ценностью.

Носитель русской культуры готов внутренне примириться с практически любым ущербом для себя (вплоть до лишения самой жизни), если по тем или иным причинам будет считать это справедливым.

Важным проявлением справедливости является требовательность к себе (размываемая ленью) и ближайшим окружающим; в русской культуре права человека имеет лишь тот, кто выполняет служебные обязанности. Пренебрегающий интересами других утрачивает, по крайней мере частично, свои права как человека.

(Интересно, что эта требовательность не распространяется на «начальство», воспринимаемое как отделенное от отдельного обычного человека «явление природы».)

Другим выражением всечеловечности русской культуры служит, как представляется, принципиальное отсутствие в ней понятия абсолютного зла.

У нас любое зло относительно, и даже с Бабой-Ягой в сказках добрый молодец прекрасно договаривается (и в итоге обманывает ее).

Именно поэтому таким страшным потрясением стала Великая Отечественная война, в которой наша культура столкнулась именно с абсолютным по отношению к себе злом, самой возможности которого она попросту не предусматривала.

Справедливость является основополагающей чертой русского национального характера, высшей абстрактной, отделенной от практических интересов отдельной личности, ценностью .

Человечное отношение к представителям других культур и народов и отсутствие представления об абсолютном зле обеспечивает носителям русской культуры высокую гибкость и способность не только вести плодотворные переговоры, но и вызывать к себе долговременную симпатию (особенно по контрасту с носителями качественно иных культур). Минусом этой черты является повышенная уязвимость в критических ситуациях.

ЕВРАЗИЯ И АЗИОПА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Однако наиболее популярной специфической чертой нашей культуры является все же не ее всечеловечность (мы привыкли к ней, воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся и потому обычно не замечаем ее), а противоречивое сочетание в ней европейских и азиатских черт.

Наиболее интересна в этом отношении борьба европейских «культурных» элементов, в первую очередь индивидуализма (а русские — значительно большие индивидуалисты, чем даже американцы), и азиатского «варварства», в первую очередь привычки к насильственному внешнему объединению и, более того, органической потребности в нем.

Эта жесточайшая внутренняя борьба, в которой победа любого из двух начал дестабилизирует все общество и потому оказывается временной, является постоянной особенностью русской культуры и, вероятно, одной из фундаментальных движущих сил развития как ее, так и всего российского общества.

Принудительное внешнее объединение полностью свободных внутренне элементов — это и есть формула российского общества .

Ее происхождение исторически представляется достаточно очевидным.

С одной стороны, крестьянские хозяйства, в которых складывалась русская культура, с хозяйственной точки зрения были по-европейски самодостаточными, прекрасно могли обойтись без какой бы то ни было внешней помощи и были готовы поэтому стать первичной ячейкой, основой общества, как это произошло в развитых странах Европы.

С другой стороны, будучи самостоятельны внутренне, внешне эти же хозяйства были исключительно уязвимы, так как нападения кочевников и разбойников (которым большие пространства и растянутость транспортных путей давали намного больше шансов, чем в Европе), а затем и татаро-монгольское иго создавали необходимость их внешней защиты, были фактором постоянного принудительного объединения перед лицом внешних опасностей.

Принудительное внешнее объединение полностью свободных внутренне элементов — это и есть формула российского общества, наиболее четко выражающая движущее и развивающее его органически присущее ему внутреннее противоречие.

Исключительно интересным и важным с практической точки зрения, хотя и, безусловно, частным проявлением этой особенности русской культуры является органическое, хотя и противоречивое сочетание ценностей конкуренции с солидарностью и коллективизмом как в группах, так и в отдельных личностях.

Каждая организация, каждый коллектив, каждая неоформленная группа в российском обществе одновременно раздираются изнутри острейшей конкуренцией и являются скрепленным солидарностью монолитом в конкуренции с другими организациями, коллективами и группами.

(В этом отношении исключительно интересна артель, являющаяся продуктом переноса в иные хозяйственные условия принципов крестьянской общины и представляющаяся органически соответствующей русской культуре исторической формой самоорганизации русского трудового процесса и российского общества в целом.)

Ситуация дополнительно усложняется тем, что один и тот же человек, как правило, является членом нескольких групп, которые конкурируют между собой как минимум за его силы и время.

Это пространство сложно переплетенных и разнородных обязанностей, сфер ответственностей и конфликтов и образует социальную ткань российского общества, требующую от его члена постоянного принятия решений в условиях высокой неопределенности.

Правда, решения эти принимаются, как правило, неосознанно и случайно, так как к осмысленному принятию и сознательной реализации своих собственных решений носитель русской культуры не приспособлен; ему значительно комфортнее плыть по течению, ситуативно реагируя, а лучше пассивно подчиняясь объективным обстоятельствам или, в крайнем случае, внешней воле.

Сочетание конкуренции и солидарности, делая общество внутреннее разнообразным, создает предпосылки для невиданной эффективности, но и предъявляет при этом весьма суровые требования к качеству управления, — значимость которого при этом многократно повышается из-за пассивности преобладающей части общества в «нормальных» обстоятельствах.

»ТЕРПЕНИЕ: СОБЛАЗН И ВЫЗОВ»

Легендарная пассивность носителей русской культуры, готовность терпеть до самой последней возможности, уклонение от открытого конфликта является не только следствием «власти пространств над русской душой» (в России, в отличие от Европы, редко припирали к стенке население, – почти всегда было куда бежать, и она расширялась именно за счет такого бегства) и наследием длительного жестокого угнетения. Важную роль в формировании этой черты играли и скудость ресурсов, крайне ограничивающая материальную базу любого сопротивления и тем самым делающая его исключительно рискованным, и европейское ощущение самоценности собственной личности и ценности своей жизни (рисковать которыми оказывалось значительно труднее, чем в слитно-роевых традиционных азиатских обществах).

Терпение исторического русского и современного российского народов, продиктованное общей для них русской культурой, создает колоссальный соблазн и одновременно вызов любой системе управления.

Она достаточно быстро обнаруживает, что управляемое ей общество прощает ей почти любые ошибки и притеснения и при этом почти не тратит сил (в силу не только пассивности, но и общей скудости ресурсов) не только на принуждение ее к нужным для него решениям, но и на простую обратную связь с нею.

В результате у нее возникает ошибочное ощущение полной безнаказанности практически любого произвола по отношению к обществу, отлитое в начале 2000-х годов в классической формуле «Это быдло будет думать то, так и тогда, что, как и когда мы покажем ему по телевизору».

Но это – ловушка для системы управления в терпеливом обществе, которое остается для власти «вещью в себе». Практическая реализация этого ощущения ведет к подспудному нарастанию общественного недовольства, которое не проявляется в резкой и отчетливой форме до тех пор, пока не разряжается – внезапно для правящей элиты и с крайней разрушительностью.

Разрушительность эта многократно усугубляется не только беспощадностью, но и точно зафиксированной тем же Пушкиным «бессмысленностью»: доведенное до крайности общество взрывается не осознанным и направленным на конкретные проблемы недостатки протестом, но принципиальным отказом подчиняться дискредитировавшей себя системе, в том числе и в тех сферах жизни, в которых она действовала разумно и никакого недовольства общества не вызывало.

Общим правилом является не только самоочевидное использование этого недовольства внешними конкурентами (от половцев до американцев), но и менее осознаваемое аналитиками неизбежное расслоение, внутреннее разделение и раздробление правящей элиты под действием обычно не осознаваемого ею весьма мощного «силового поля» растущего общественного недовольства.

Это внутреннее раздробление управляющей системы и ее периферии многократно усугубляет разрушительность общественного взрыва (в том числе облегчением внешнего влияния), однако оно же обеспечивает управляющей системе необходимую гибкость и жизнеспособность, так как в ней еще до взрыва появляются не только идейные, но порой и организационные зачатки будущего, посткатастрофического устройства.

Принудительное внешнее объединение внутренне обособленных и самостоятельных единиц, вошедшее в плоть и кровь русской культуры, проявляется и как симбиоз ее носителя с государством, самоидентификация отдельной личности как части не только страны, но и государства, причем ее права воспринимаются как заведомо подчиненные интересам страны, воплощаемым в себе государством.

»СИМБИОЗ ЛИЧНОСТИ С ГОСУДАРСТВОМ, НО НЕ ГОСУДАРСТВА С ЛИЧНОСТЬЮ»

Государство воспринимается не как наемный управленец, но как ценность самостоятельная и высшая по отношению к обществу, которое оно скрепляет, спасает от опасностей и развивает.

Подобно тому, как глубоко религиозный человек, как правило, не является целостной, законченной личностью, так как добровольно делегирует часть своей личности на небеса, лишаясь тем самым этой части и суверенитета над собственной жизнью, – так и русский человек делегирует часть своего «Я», своего самоосознания государству и вообще «начальству», выступающему представителем и олицетворением последнего и устанавливаемых им порядков (даже в сугубо частных структурах).

Интересно, что сами слова «начальство» и «начальствовать», означающие буквально «давать начало», уже свидетельствуют о непропорциональной роли всякого внешнего (относительно отдельно взятой личности) управления для россиян.

Симбиоз личности с государством исключительно важен для понимания практических особенностей нашей культуры.

Именно в этом заключается секрет колоссальной эффективности и жизнестойкости носителя русской культуры, действующего «заодно» со своим государством (в этих случаях, действительно, «нам нет преград ни в море, ни на суше»).

Именно в этом заключается секрет его же полной беспомощности и неспособности даже к элементарной самоорганизации (русские – единственный народ мира, так и не создавший своей диаспоры в США) и самозащите в ситуациях «оставленности» государством, которые по своим трагическим последствиям напоминают последствия «богооставленности» для истово верующих. В ситуациях же, когда государство по тем или иным причинам становится врагом своего народа, носители русской культуры и вовсе оказываются абсолютно беспомощными до «последнего предела» (а порой и за ним); в этом – одна из причин исключительно высокой роли инокультурных элементов в массовых (и особенно успешных) выступлениях против государства.

Ощущение государства, даже явно враждебного личности, тем не менее как «своего» – одна из самых поразительных особенностей русской культуры, носители которого с легкостью прощают руководителям страны (да и любым «начальникам») то, десятую долю чего они не прощают своим ближайшим родственникам и друзьям! Ярким проявлением этой особенности является привычка называть государство и чиновников словом «наши», которое в сочетании с площадной бранью в их адрес производит на следящего за смыслом произносимых слов слушателя поистине глубокое впечатление. Выражение «наши мерзавцы совсем обнаглели» в России никому не режет ухо.

Слитность, неразделенность личности с государством обуславливает среди прочего и объективную безнадежность пересаживания на российскую почву западных демократических институтов (и всех остальных институтов, основанных на отделенности личности от государства и от другой личности).

»ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ: «СВЕРХЗАДАЧА», МОТИВАЦИЯ, «РУССКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА»»

Особенностью русской культуры является органическая неспособность ее носителя существовать без «сверхзадачи», без некоей цели, возвышающейся далеко над его повседневным существованием и придающей этому существованию философский смысл.

Если обращаться к известной притче, носитель русской культуры органически не способен не только «таскать эти треклятые камни», но даже и «зарабатывать на жизнь своей семье» – по-настоящему хорошо он может только «строить Руанский собор».

Потребность в «сверхзадаче» вместе с тягой к «справедливости» сформировали в рамках русской культуры весьма специфический тип трудовой мотивации, ориентированной на деньги лишь как символ этой справедливости.

Поэтому голое стимулирование работника рублем, что доказала вся практика последнего двадцатилетия (да и многие эксперименты с «хозрасчетом»), оказывается совершенно недостаточным, что многократно усложняет задачу системы управления.

Простое для нее материальное стимулирование оказывается эффективным лишь при наличии внятно осознаваемой «сверхзадачи» (поэтому политические пропагандисты, а до них священники выполняли, по сути, непосредственно производственную функцию), но самое главное – его безусловная вторичность по сравнению с одобрением окружающих, являющимся непосредственным доказательством «справедливости» тех или иных действий одобряемого.

Практическим источником такой зависимости от мнения коллег по работе (равно как и общее для россиян стремление к «миру и согласию», пусть даже в ущерб собственным интересам) является соседский характер российской общины и в целом сельской жизни.

Грубо говоря, ставший врагом сосед легко может сжечь ваш дом, тем самым уничтожив ваше благосостояние и пустив вас по миру, – поэтому с ним лучше ладить.

Тысячелетняя жизнь в условиях практической реализации этой «доктрины гарантированного взаимоуничтожения», безусловно, наложила огромный отпечаток на русский национальный характер, – но как минимум не меньшее влияние на формирование трудовой мотивации наложила все же экзистенциальная тяга к справедливости.

Важной особенностью русской культуры, выявленной в начале ХХ века зарубежными социологами и впечатлившей их до такой степени, что они ввели термин «русский способ производства», является склонность к штучной уникальной работе, но не массовой монотонной. Это связано и с органической потребностью в «сверхзадаче», с идеей которой монотонная простая работа связывается намного труднее, чем с «подковыванием блохи», и к индивидуальному ремесленничеству крестьян (во время зимы или при отпуске «на оборок»).

Таким образом, еще до появления конвейера была выявлена неприспособленность к нему русской культуры: выполнять монотонные однородные операции просто скучно, и поэтому наша страна делала прекрасные сложные машины (вроде боевых самолетов) и хронически не справлялась с более массовым и более простым производством (условно говоря, штамповкой).

Интересно, что бригадный подряд (вводимый в 70-е годы не только в нашей стране, но и, например, в Японии и США), позволяя уйти от конвейера и расширить сферу компетенций каждого работника, сделав его труд более творческим (или хотя бы менее монотонным), соответствовал объективным потребностям русской культуры. При бригадном подряде характер труда приближался к традиционному для нас артельному.

«Русский способ производства» при правильном использовании выведет российское общество из положения заведомо непосильной для него конкуренции с Китаем (ибо мы как работники всегда будем стоить дороже и всегда будем менее организованными и трудолюбивыми) в положение гармонического дополнения его. Ведь культура Юго-Восточной Азии идеально соответствует потребностям именно конвейерного производства, а русская культура позволяет развивать производство более сложных, «штучных» изделий.

‘НАШИ ГЛАВНЫЕ ВРАГИ: БОЯЗНЬ СЧАСТЬЯ И АВРАЛЬНОСТЬ

Конечно, говоря о в целом позитивных особенностях нашей культуры (равно как и о сочетающих в себе позитивные и негативные последствия для общественного развития), нельзя закрывать глаза и на ее, безусловно, вредные черты, на протяжении как минимум столетий мешающие нам нормально жить и развиваться.

Самая главный, едва ли не фатальный порок носителей русской культуры – боязнь счастья и инстинктивное бегство от него как от греха, неумение и, главное, искреннее нежелание любить себя и принимать себя такими, какими они являются.

Это качество является прекрасным стимулом как для личного самосовершенствования, так и (при грамотном использовании со стороны управляющих систем) для общественной модернизации, однако оно же обрекает значительную часть народа на хроническое неблагополучие, как материальное, так и в первую очередь психологическое, которое, проявляясь в значительных масштабах, подрывает конкурентоспособность общества.

Названное выше уклонение от конфликта до последней черты, по достижении которой следует неожиданный для привыкшего к отсутствию сопротивления взрыв, в тактическом плане удобно для управляющей системы, но в стратегическом плане является колоссальной проблемой. Именно эта черта вкупе с получением нефтедолларов стала причиной окончательного отказа от построения в Советском Союзе общества массового потребления, – отказа, который и привел к его краху.

Несмотря на индустриализацию (и даже информатизацию), русская культура, российский образ жизни по своей природе остались глубоко сельскохозяйственными. Это проявляется не только в традиционных катастрофах и принятии стратегических решений в августе, не только в осеннем всплеске свадеб даже в крупных городах.

Крестьянин, подчиняясь естественной смене времен года, привыкает уже хотя бы в силу только этого к «внешнему управлению» – и весьма естественно переходит от подчинения природным силам к подчинению силам общественным (и даже иностранным).

Однако главное проявление сельского характера русской культуры – авральный, крайне неравномерный характер как труда, так и всей жизни в целом. Крестьянин привык, что периоды исключительно интенсивной работы (на посевной и особенно на уборке урожая, когда «один день год кормит») перемежаются с длительными периодами хронического безделья (например, зимой).

В результате добросовестное планирование на любом уровне в нашей стране вынуждено учитывать, что трудовой цикл начинается с длительного периода раскачки, за которым следует нормальная работа «в охотку», сменяющаяся диким авралом, в ходе которого могут быть как значительно перевыполнены первоначальные задания, так и разрушено все, что можно разрушить, – от оборудования до человеческих отношений.

Однако внятный учет этой и других особенностей русской культуры позволяет, как многократно показывала практика, добиваться непредставимых для иных культур, поистине фантастических результатов. Но, опять же, это предъявляет особые требования к системе управления, которая должна быть не столько «сильной», сколько «умной».

Источник

Источник: https://www.gumilev-center.ru/chem-russkaya-kultura-otlichaetsya-ot-vsekh-ostalnykh/

Очерк о русской бизнес-культуре. Характер в России важнее идей

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Характерной особенностью людей, живущих в России, входящих или не

Готовясь к 100-летию журнала Forbes, я сделал несколько интервью с крупными российскими предпринимателями, которые частично публикуются в этом номере.

Одной из центральных тем наших бесед была национальная бизнес-культура. Очевидно, что она не только суммирует опыт относительно молодого русского капитализма 2.

0, но и питается привычками, поведенческими практиками, которые формировались у нас на протяжении долгого времени.

Россия столетиями развивалась как экстенсивная экономика. Огромные пространства, доставшиеся относительно малочисленному населению, попросту не ставили перед людьми задач интенсификации труда.

Первые статистические данные о населении России относятся к подворной переписи 1646 года. Тогда на территории Московского царства проживало около 6,5–7 млн человек при плотности населения 0,5 человека на квадратный километр.

Для сравнения: Италия около 1600 года насчитывала 44 человека на квадратный километр, Нидерланды — 40, Франция — 34 и так далее.

Основной хозяйственной деятельностью наших предков на протяжении долгого времени было освоение леса. Русское слово «дорога» происходит от глагола «дергать» — дорогу буквально продирали сквозь лес. Так же выдирали у леса землю под пашню. Участок расчищали, вырубленный лес сжигали (палили), добиваясь таким образом искусственного удобрения небогатой почвы, — такие участки назывались палями.

Были они, как правило, небольшими, поскольку для земледелия годились только сухие места, а они на постледниковой Русской равнине были очень редки. Едва ли поселение составляло один, много три крестьянских двора. Через шесть-семь лет паль истощалась, и деревне приходилось идти дальше, снова рубить и жечь лес. Такое лесное кочевание охватывает столетия русской истории. И лес все равно стоит.

Известный историк Василий Ключевский говорил: «История России есть история страны, которая колонизуется». Правда, в отличие от Западной Европы внутренняя колонизация здесь была не следствием относительного перенаселения, а спецификой хозяйственной жизни. Русские не столько расселялись, сколько переселялись, словно стая птиц, с одной пали на другую.

Благо громадная пустота Русской равнины это позволяла. Аналогично выглядела и древнейшая русская промышленность, под которой изначально понимали исключительно промысел пушного зверя. Первое серебро Сибирь даст в 1704 году, золото — в 1752 году, но основным мотивом ее освоения с XVI века являлась именно добыча пушнины (этому посвящена статья Максима Артемьева в номере).

Характерно, что, когда русский человек попадал в средневековую Западную Европу, его поражала «хитрость» тамошней жизни. Вот что пишет анонимный автор из Суздаля, который первым из соотечественников оставил записки о своем путешествии на Запад около середины XV века: «И среди града того (Люнебурга в Германии.

 — Forbes) суть столпы устроены, в меди и позолоченные, вельми чудно, трех сажень и выше; и у тех столпов у каждого люди приряжены тоже из меди (то есть медные статуи.

 — Forbes) и истекают из тех людей изо всех воды сладкие и студеные: у одного из уст, а у иного из уха, а у другого из ока, а у иного из локтя, а у иного из ноздри, истекают же вельми прытко, яко из бочек; те люди выглядят как живые, и те бо люди напояют весь град той и скот; и все приведение вод тех вельми хытро, истекание их несказанно».

А вот Лейпциг: «И таковаго товара и хитра рукоделиа ни в коем граде из описанных не видел». Нюрнберг: «И полаты в нем деланы белым камнем, вельми чудны и хитры; такоже и реки приведены к граду тому великими силами хитро; а иные воды во столпы приведены хитрее всех предписанных градов, и сказати о сем убо не мощно и недомыслено отнюдь».

Европейцы хитры, русские бесхитростны. Умничанье у нас вообще не поощряется (по политическим мотивам тоже). Столетия экстенсивной экономики, безусловно, сформировали особый тип личности — «бесхитростный», не «умствующий», или, как бы мы сказали сегодня, неинновационный.

Можно было бы назвать его даже паразитическим, если бы жизнь нашего народа не была так трудна и трагична. При всей громадности Россия была страной, в которой суровый климат и бедные почвы обрекали население на скромную жизнь, часто на грани существования. Запад почти не знает голода с XVIII века, Россия — только со второй половины XX века.

«В Европе, — пишет Ключевский, — нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого». Правда, и более склонного к краткому, зато чрезвычайному напряжению сил в миг короткого северного лета, нежели к постоянному размеренному труду в течение всего года.

Корабельное слово «аврал» — спешная работа на судне — пришло в наш язык из голландского уже при Петре, но очень точно описывает национальные трудовые привычки. Предприниматель Игорь Рыбаков, разговаривая со мной для этого номера, метко назвал этот национальный навык предельной концентрации на задаче «кузькиной матерью».

Почти все мои собеседники отмечали огромную роль неформальных связей для русской бизнес-культуры. При желании корни этого феномена можно обнаружить еще в старообрядческом капитализме, который строился на основе конфессиональной близости и культа «купеческого слова».

Но, безусловно, решающее воздействие на развитие неформальных связей оказала сама многолетняя история авторитаризма в России. Ученые давно обратили внимание на феномен атомизации масс при тоталитаризме.

Когда задача всех легальных общественных институтов заключается в подавлении личности, индивиды вынуждены вырабатывать неформальные стратегии приспосабливания и выживания. Старообрядческая этика — одна из таких стратегий. В этом смысле и русский блат, и русскую коррупцию можно также отнести к особенностям национальной бизнес-культуры. Их удельный вес прямо пропорционален степени государственного давления на индивидов.

https://www.youtube.com/watch?v=zyYf6go-qJE

Означает ли все вышесказанное, что Россия не слишком приспособлена к предпринимательству? Отнюдь. Более того, сложности среды привели в российский бизнес людей сильных и рисковых. Характер здесь часто важнее идей, а значение эмоционального интеллекта обусловлено не только логикой развития глобального бизнеса, но неразвитостью легальных процедур и практик.

дня. «Доктор Франкенштейн» на свободе: лже-хирурга отпустили

Источник: https://news.rambler.ru/other/38728716-ocherk-o-russkoy-biznes-kulture-harakter-v-rossii-vazhnee-idey/

Национальный характер. Нравы, обычаи, быт. | Cтрановедение России (Reálie Ruska)

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Характерной особенностью людей, живущих в России, входящих или не

Стереотипы поведения русских, конечно, зависят от того, к какому поколению кто принадлежит. Молодое поколение и менеджеры, получившие лучшее образование в Западной Европе, ведут себя по-другому, нежели поколение их отцов. Однако некоторые стереотипы переносятся из поколения на поколение и их можно считать „русскими архетипами“.

Как я стал русским (трайлер сериала)

Важнейший фактор, до сих пор определяющий поведение русского человека (и его отношение к жилью, одежде, питанию, чистоте, порядку, собственности), это длительное проживание в тоталитарном государстве.В том числе на психику населения очень сильно воздействовал как постперестроечный кризис, так и „шоковая терапия“ преобразований в обществе 90 гг.

Правила повседневной жизни меняются часто и быстро, причем никто не знает, по каким законам и никто никому ничего не объясняет. В России не хватает уверенности, не на что положиться.

Анекдот из времен после распада СССР
Государство приходит к народу и говорит: „У меня для тебя две новости: хорошая и плохая. С какой начать?“ – „С хорошей.“ – „Ты свободен!“ – „А теперь плохую.“ – ”Ты свободен… “

  • „загадочность русской души“ — менталитет русского народа – это загадочная тайна, которую невозможно разгадать
  • „народность“ – патриотизм, служение отечеству, любовь к родине, верность традициям
  • „надежда на светлое будущее“ – поиски правды, справедливости, свободы, надежда на идеальное государство, ожидание „справедливого правителя“
  • „мессианизм“ – Россия как пример другим народам, готова пожертвовать собой ради других („Других спасают, себя губят.“)
  • „фатализм“ – смирение с тем, что многое произойдет независимо от воли и желания человека, вера в то, что ничего случайного не бывает в жизни. Эта черта характера русских ведет иногда к пассивному поведению, привычке полагаться не на себя, а на Божью волю, „доброго дядю“ (поговорки: „Поживем – увидим“, „Мы привыкли…“; „ничего“ – самая частая реакция на неудачу)
  • „сентиментальность“, „открытость эмоций“, „пафос“ (фразеологизмы: „излить душу“ „душа нараспашку“ „поговорить по душам“)
  • „поляризация“ – деление всего многообразия мира на добро и зло, правду и кривду, „своих“ и „чужих“
  • „максимализм“, „фанатизм“, „экстремизм“
  • установка на соблюдение обрядов, традиций, обычаев

Противоположности русского национального характера

Сами русские считают, что русский характер состоит из крайностей и противоположностей. Руководящий лозунг русского человека: „Или все, или ничего.“ По мнению русских и иностранных наблюдателей, Россия — „страна систематичесих парадоксов“.

Друг другу противоречат:

  • доверчивость, надежда на истинного правителя — и мечты о свободе
  • щедрость, гостеприимность, открытость в частной жизни — и формализм, строгость, неулыбчивость в официальном общении
  • большая культура (литература, музыка, театр), развитие науки, способность достичь лучших результатов (совершенства) во многих областях, наличие современных технологий — и незаконченность, неспособность видеть последствия своих поступков заранее и планировать их, половинчатость, неумение и нежелание доводить до конца начатое дело – все решается на ходу, большинство учреждений работает на грани своих возможностей (почта, городcкой транспорт) (из этого вытекающие положительные черты характера — „находчивость“, „приспособляемость“, „умение создавать что-то из ничего“).
  • страх перед начальством — и упорное несоблюдение предписанных и установленных правил

Мнение иностранцев о русских

Русские — это очень гордый, самоуверенный народ.

Но с другой стороны русские обманывают, притворяются, скрываются перед проблемами (Когда немецкие войска вошли в Киев, Сталин утверждал, что ни один немецкий солдат не перешагнул русские границы.).

Будучи изобличены во лжи, они лишь пожмут плечами.
Проблема бюрократии – любое дело оформляется очень долго и сложно, правила часто меняются, желающего бесконечно посылают из одного окошка в другое.

Русские плохо выносят одиночество, это общительный народ.Они могут заговорить даже с незнакомыми людьми (общение в поезде), любят часто общаться по телефону (в городах пока не введен повременной принцип оплаты телефонных разговоров, и народ „висит на телефоне“).

В жизни русских до сих пор важны отношения с соседями — соседские связи играют почти семейную роль.Русским свойственны такие черты характера, как сострадательность, сердечность, жалостливость (глухота к несчастью другого человека русским несвойственна).

С другой стороны многие из них приняли такой образ жизни: жить как все, не высовываться.

К коллективизму можно отнести любовь к массовым праздникам, к компаниям, традицию гостеприимства. В деревне есть привычка встречаться с соседями в одной избе — „посиделки“. Русские ценят принцип „соборности“ – внутреннего единения людей на основе общности духа.

„Ruský kolektivismus se v Rusku projevuje sklony k masovosti, Občané se tlačí, vytvářejí fronty a z těch front se vyčleňují přirození vůdci, kteří buď organizují dav nebo sepisují pořadníky. To bývá na úřadech. Kdyby tam nebyla fronta, určitě by lidé odešli, že mají zavřeno. Fronta bývá jedna ústřední, pořadníků více.“
Elizabeth Roberts: Xenofobův národnostní průvodce: Rusové

Однако в последнее время для русских характерна и тяга к индивидуализации (с падением СССР каждый россиянин окончательно оказался предоставленным самому себе).

Общественная роль

Русские более выразительно вступают в свою общественную роль, соблюдают правила формального поведения, стараются всегда сохранить „доброе имя“, для них характерна постоянная оглядка на то, „что скажут или подумают о нас другие люди“.Наблюдается огромная разница поведения человека в общественной (профессиональной) сфере и в частной жизни.

Характерна „сервильная психология“ по отношению к начальству (один и тот же человек может проявить пренебрежение к зависимому от него человеку и через минуту стать рабским, угодливым перед лицом начальника), популярна пословица: „Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак“. В обществе не сегда работают демократические принципы по отношению к срокам занятия некоторых должностей (ректора университета, например). Если уже человек занял высокую должность, то он,как правило, на нее прочно «сидит».

Важнейшие ценности

Русские высоко ценят: храбрость, силу, хорошее общественное положение, „доброе имя“, репутацию в глазах друзей и соседей, сентиментальные и эмоциональные поступки.Особенно русские очень почитают умных людей.

Умность, это в глазах русских не рациональные способности, а скорее духовность, деликатность, общественная ответственность, высокие моральные качества.

Издавна принято измерять уровень культуры количеством прочитанных книг.

Как это ни странно, показателем глупости иногда считают улыбку (народная пословица: „Смех без причины – признак дурачины.“).

Деньги не считаются особенно большой ценностью, русские люди убеждены, что богатство нельзя нажить честным трудом.

…иностранцам

Еще в 19 веке в России, по всей вероятности, отсутствовала ксенофобия. Россияне были готовы быстро смириться с присутствием иностранцев. К тем, кто приходил без злого умысла, они относились по-дружески, но к тем, кто приходил со злым умыслом, — жестоко.

В советскую эпоху для приезжих иностранцев были предназначены другие (лучшие) рестораны, гостиницы, им уступали первые места в очередях, но не впускали их в запретные зоны.В настоящее время все зависит от национальности иностранца. Чехов русские любят, также им близки сербы.

А вот с поляками, украинцами, немцами у них уже немного более сложные отношения.

В некоторых музеях введены двойные цены для иностранцев (в Эрмитаже билет для них в 3 раза дороже, чем для русского).

…нищим

Нищих в России жалеют, дают им деньги.

…детям

Детей русские, конечно, очень любят и готовы отдать последние средства на их образование и улучшение их будущего.

… родителям

Русские очень почитают своих предков и старых родителей и окружают их заботой. В семьях, как правило, чаще чем у нас живет вместе несколько поколений. Поместить стариков в дом для престарелых считается грехом.

…власти

Для русского архетипа характерен страх перед государством.Государство практически постоянно вмешивалось в жизнь своих подданных (насилием, идеологией) – русский человек редко мог сосредоточиться на своей частной жизни.

Воплощение злой власти, которая давит на народ и цинично его обирает, для русского человека – это чиновничество, страшная и непреодолимая сила.

Образовался „православный тип человека“, который терпелив, пассивен, консервативен, иногда даже равнодушен, способен выживать в самых невероятных условиях, погружен в прошлое и поглощен вечным поиском идеалов, воздержан от произвола вмешательства во что-либо.

С этим связана неспособность русских принять на себя личную ответственность („Моя хата с краю, ничего не знаю.“)Парадокс отношения к власти: с одной стороны, русский человек генетически приучен не ждать от власти добра, помощи, поддержки; в то же время, надеется на чудо, на „хорошего царя“, реформатора – избавителя (иллюзии, эйфория постоянно сменяются разочарованием, осуждением власти).

В истории России повторяется обожествление власти, харизматических лидеров – показатель сакральности сознания русских.

Мужчины

Мужчины (уже мальчиками) не должны проявлять свою слабость (иногда им в этом помогает грубость). Они не так часто делают женщинам комплименты, как им бы хотелось. Когда им женщина нравится, они ей об этом скажут прямо, проявляют свою любовь подарками, внимательностью. (Значит — женщинам не так трудно узнать – любит или не любит?)

„Mladý muž univerzál — nosí černé džíny, černou koženou bundu, černou koženou čepici s nápletem. Tváří se nepřístupně (žvýkačka narozdíl od cigarety není podmínkou), mluví úsečně záměrně hlubokým hlasem.

Mladíci se shlukují kolem stánků u výstupu z metra, usrkávají z lahve pivo domácí výroby, kouří, pojídají buráky, plivou (i slupky slunečnicových semínek) a dokáží kolem sebe udělat slušný svinčík.“
D.

Šťáhlavský: Rusko mezi řádky

Русская женщина

Русская женщина любит чувствовать себя слабым полом. Она способна последние свои деньги отдать на одежду и косметику. Раньше женщины должны были работать в мужских профессиях, они привыкли обо всем заботиться, сразу становились взрослыми.

„Ruská žena je často buď puťka, která se bojí překročit stín svého muže, nechá se bít manželem, tyranizovat synem a vydírat tchýní, nebo je to emancipovaná energetická bytost s věčně doutnající cigaretou na rtech a stejně razantním stylem za volantem i bez něj.
D.Šťáhlavský: Rusko mezi řádky

Признаком дурного тона поведения в обществе считается..

  • сморкаться
  • пользоваться зубочисткой
  • иметь грязные ботинки
  • прийти в гости без подарка
  • демонстрировать свое плохое настроение
  • говорить „замысловатые обороты“ (русских также раздражает „пустая болтовня“ пространственное рассуждение о том, что можно выразить в двух словах)
  • „бросаться словами“ (русские воспринимают сказанное слишком серьезно и буквально; нельзя шутить просто так).
  • Русским непонятна европейская манера „не замечать“ что-то неприятное, что не соответствует нормам поведения. Они будут активно вмешиваться, комментировать, исправлять ситуацию. (Если например в очереди кто-то не спешит, задерживает других, его поведение может вызвать шумное негодование и даже скандал.)
  • Выясняя отношения с русскими, рекомендуется быть более осторожными в словах и интонации – русский часто как бы интуитивно домысливает ситуацию и предпочитает действовать (иногда дело доходит даже до грубых телесных реакций, драки).
  • Разговоры о деньгах русским неудобны, не принято также говорить о интимных отношениях, высмеивать национальные черты и достоинства русских.
  • Лучше не задавать собеседнику вопросы о месте рождения. В связи со сложной историей России (в том числе принудительной миграцией населения) могут быть затронуты очень сложные вещи.
  • Русские ценят разговор „по душам“ – это долгая, неспешная, откровенная беседа с хорошим знакомым, с близким другом. Предпочитаются „высокие темы“ – например о смысле жизни, будущем России, политике, литературе, театре, кино. Можно беседовать и о семейных делах.

Жесты

  • щелкать по горлу указательным или средним пальцем: означает „выпить водки“ или „он пьяный“
  • постучать указательным пальцем по виску: „не совсем умный человек“
  • положить руки на сердце: подчеркивать свою искренность в разговоре
  • большой палец просунуть между средним и указательным при сжатом кулаке: фига (кукиш с маслом), вульгарный жест выражающий категорическое отрицание
  • счет ведут русские так, что сгибают пальцы, постепенно собирая их в кулак, начиная с мизинца

Быт — жизненный уклад, повседневная жизнь, материальное и культурное развитие общества.

В России сильна духовная ориентация на Восток, т. е. сосредоточение на духовной жизни (служение высшей цели). Русские всегда упрекали Запад в чрезвычайно потребительски ориентированном бытии (деньги, вещи, личные успехи).

Поэтому часто наблюдается равнодушие русских к деньгам и вообще к материальной стороне жизни, недостаток заботы о жизненном комфорте; наоборот, они придают значение таким ценностям, как образованию, литературе и культуре, уважению в обществе.

Непредсказуемость и суровость русской природы и климата и многие исторические катаклизмы затруднили выработку европейского прагматизма, способности организовать время и экономить пространство.

„Bolševismus naučil lidi skromnosti, nenáročnosti, ale také rozmařilosti a plýtvání. Naučil je žít s pocitem, že to dnes může být naposledy.“
D. Šťáhlavský: Rusko mezi řádky

Жилье

В последнее время во многих крупных городах России появилось огромное количество улучшенного жилья, благоустроенных квартир, но, все равно, новое жилье могут себе позволить лишь очень обеспеченные люди. Для россиян представляет „квартирный вопрос“ по-прежнему огромную проблему.

До сих пор есть семьи, где в одной квартире совместно проживают несколько поколений.Большинство жилых домов в России – огромные, многоэтажные, многоподъездные. Для них типичны окна, защищенные решетками, тяжелые бронированные двери в подъездах и квартирах, грязь в подъездах, на лестнице и в лифте.

Люди не научились заботится о доме и его окрестностях как о своем собственном.

В отличие от других народностей, у русских не принято показывать гостям свой дом, свою квартиру.

Мода состоятельных людей – строить загородные комфортабельные дома, особняки, т. наз. „коттеджи“.

В советское время (особенно сталинское) многим людям пришлось жить в коммунальных квартирах, то есть в квартирах, представляющих государственную собственность, в которой живут несколько семей (не связанных семейными отношениями людей, принадлежащих к разным социальным слоям). Жизнь в коммунальных квартирах фактически искалечила психическое здоровье и межчеловеческие отношения одного поколения русских.

Виртуальный музей коммунальной квартиры

Чистота — беспорядок

Повсюду в России много неубранных мест, заброшенных пустырей. Странный запах России складывается из бензина, гречки и водки. Однако русские тщательно моют руки, чистят ботинки, пользуются духами.В туалетах можно встретить надпись „Большая просьба! Не бросайте бумагу в туалет!“.

У некоторых туалетов отсутствует дверь или верхняя часть стен. В ресторанах они часто не различаются на мужские и женские.

Пьянство

У русских наблюдается весьма легкомысленное отношение к своему здоровью, в том числе пристрастие к алкоголю.Русские обычно хорошо переносят спиртное, могут выпить много водки и остаться „в разуме“, но они быстро попадают в зависимость от алкоголя.

Причины алкоголизма – суровый климат, трудные жизненные условия (веками искал русский в рюмке забвение проблем).

Власти России продолжают боротъся с алкоголизмом. С 2014 г. пить спиртные напитки в общественных местах запрещено. Питъ можно дома, в кафе или в ресторане.

Уже в 2013 г.  был введен полный запрет курения во всех закрытых общественных местах. Можно курить на верандах или на улице. Подробнее: http://ria.ru/society/20140601/1010172090.html

Таблица: Потребление алкоголя на душу населенияТаблица: Потребление алкоголя в России и смертность: Алкоголизм на работе

Баня известна на Руси с 10 века. В деревне это отдельная бревенчатая избушка рядом с домом. Она состоит из предбанника и парилки. В парилке – печь-камейка. Когда ее топят, камни раскаляются. Для того, чтобы баня наполнилась жарким паром, камни поливают горячей водой. В бане похлопывают себя березовым или дубовым веником.

Роль бани в жизни русского человека, ее функции: очищение тела, укрепление физического здоровья, лечение насморка, простуды, ломоты, сброс лишнего веса, профилактика, наслаждение, отдых. (Баня „проясняет мозги, сушит слезы“.)
Общественная функция бани — знакомство, зарождение дружбы, место для переговоров и налаживания торговых связей

  • банный день: суббота
  • вышедшему из бани говорят: С легким паром!

Свадьба

Традиционная русская свадьба продолжалась несколько дней и ей предшествовало сватовство и венчание. Свадьба походила на театральную пьесу (кража и выкуп невесты) с печальными и веселыми моментами.

Чаще всего устраивали свадьбу между Рождеством и Великим постом, чтобы повеселиться, пережить длинную зиму; в этот период было меньше работы.В современной свадьбе все зависит от денег.

Жених должен „пробиться“ к невесте, выполняя разные задачи (например, он должен выложить имя невесты купюрами).

Есть также обычай обкладывать яблоки бумажными деньгами одинакового цвета — получается яблоко зеленое, красное… Большая и богатая свадьба – это дело чести.

Похороны

Похороны проводятся по традиции на третий день со дня смерти человека. Верующих отпевают в церкви. В течение года устраивают поминки, обряд в память о умершем родственнике, проводимый членами его семьи — 3, 9 и 40 день после кончины.

В обряд поминок входят домашние молитвы, посещение храма и могилы усопшего и обед, на котором подают водку, блины, кутью (сладкая каша из пшена или риса с изюмом) и похоронное блюдо – белый кисель.На могилы своих родственников приходят русские на Пасху; при этом на могилу обычно кладут рюмку водки, прикрытую ломтиком хлеба или оставляют другое угощение.

Раньше был в России был распространен обряд оплакивания. Хороших професиональных плакальниц, которые рыдают на могиле, высоко ценили.

Выражение соболезнования: Примите мое глубокое соболезнование. Разделяем Ваше глубокое горе.

Новоселье

Переезд в новую квартиру или новый дом – важное событие для семьи, издавна сопровождается обрядами (в современности обязателен пир).

  • Белянко, О, Трушина, Л.: Русские с первого взгляда. Русский язык, Москва 2001.
  • Жельвис, В. Ах эти странные русские. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. Доступно из: http://psylib.org.ua/books/inostra/txt15.htm#3
  • Сергеева, А.: Русские. Стереотопы поведения, традиции, ментальность. Издательство „Флинта“, Издательство „Наука“, Москва 2005.
  • Соловьев, В.М.: Тайны русской души. Русский язык, Москва 2003.
  • Procházková, P.: Novinářka na divokém Východě. Portál, Praha 1998.
  • Roberts, E.: Xenofobův národnostní průvodce. Rusové. Sagitta, Praha 1995.
  • Šťáhlavský, D.: Rusko mezi řádky. Radioservis, Pardubice 2000.
  • Трезвая Россия: http://trezvost.ru/

Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r1-6A.php

Особенности страны

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: Характерной особенностью людей, живущих в России, входящих или не

/ Жизнь в России / Условия жизни

© ННГУ

Россиянам, как и жителям любой страны, присущи черты характера, которые отличают их от представителей других культур. Зная о них, вы быстрее адаптируетесь к местным условиям.

Любят принимать гостей

© shutterstock.com

Россияне известны своим гостеприимством. Они любят встречать гостей и с удовольствием ходят к друзьям и знакомым сами. Щедро накрытые столы – главный атрибут таких встреч.

Даже если вас пригласили на чашку чая, то лучше не есть перед визитом – русские имеют обыкновение выкладывать перед гостями едва ли не все имеющиеся дома запасы, в том числе и собственного приготовления. Нет ничего обиднее для хозяйки, чем зрелище пустого стола в разгар посиделок.

В ее представлении, это признак того, что гости еще голодны, и еды было припасено недостаточно.

В России не ходят в гости с пустыми руками. Даже если это не день рождения, а скромные дружеские посиделки. Нужно обязательно что-то принести. Это может быть торт, конфеты, бутылка вина или шоколадка для младших членов семьи. Сам подарок не так важен. Главное, чтобы он был. Иначе вас могут посчитать скупым.

Верят в приметы

Россияне обычно плюют через левое плечо, если дорогу перебежала черная кошка; стучат по дереву, чтобы не сглазить задуманное, и не свистят в доме, чтобы не остаться без денег. Если возвращаются в помещение, забыв какую-то мелочь, то перед уходом обязательно смотрятся в зеркало.

Чтобы поездка выдалась удачной, считают русские, нужно обязательно молча посидеть перед дорогой. Ничего хорошего, согласно поверьям, не сулит разбитое зеркало или просыпанная соль.

Перед важными событиями (например, перед сдачей экзамена) россияне желают друг другу «ни пуха, ни пера». В ответ нужно сказать: «К черту!», иначе не сработает.

Есть свои приметы и у студентов:

  • не стричься во время сессии;
  • в полночь перед экзаменом громко звать удачу, размахивая зачеткой из окна;
  • во время экзамена нужно подкладывать под пятку пятирублевую монету.

Считается, что эти манипуляции обеспечат хорошие оценки.
Конечно, ко всем приметам надо относиться с долей иронии.

Ценят настоящую дружбу

© ТГУ

Дружба – важная вещь в жизни россиян. Истинный друг порой бывает ближе родственника.

Понятия преданности, верности друзей не пустые слова для многих русских.

Настоящая дружба может начаться в школе или университете и длиться до конца жизни.

Россияне не из тех, кто привык держать свое мнение при себе. Большинство имеет свою позицию по широкому кругу вопросов – от способов выращивания кабачков до внешней политики Белого дома. Расхожий на Западе стереотип о политической цензуре в России не мешает россиянам открыто высказываться в самых разных местах – от студенческой аудитории до пресс-конференций с участием главы государства.

Не улыбаются незнакомцам

В России не привыкли улыбаться без причины, и уж тем более, скрывать за жизнерадостным выражением лица плохое настроение или проблемы. Это неискренне, считают многие россияне.

В общественных местах они склонны сохранять сосредоточенное выражение лица.

Но стоит русскому человеку очутиться в кругу коллег, друзей или родных, он моментально «перевоплощается» в самого улыбчивого на свете, а смеху и шуткам порой нет конца.

По-особому относятся к женщинам

О том, что в России очень красивые женщины, известно во всем мире. Наталья Водянова, Мария Шарапова, Анна Курникова и другие знаменитости русского происхождения – наглядное тому подтверждение.

В России существует особое отношение к представительницам прекрасного пола. Им уступают место в общественном транспорте, придерживают двери, подают руку, помогая выйти из машины.

Такая галантность не расценивается как посягательство на независимость или принижение деловых качеств женщин.

А вот пристальное рассматривание незнакомок в общественных местах, преследования, навязчивые ухаживания, посвистывания вслед воспринимаются как оскорбление.

Россияне – в целом народ веселый: любят шутки, розыгрыши и анекдоты. Ценят хороший юмор и сатиру, умеют посмеяться над собой.

Частенько вставляют в свою речь цитаты из популярных фильмов, особенно советских комедий, к этим фильмам буквально все относятся с особой любовью независимо от возраста.

Порой, чтобы понять, о чем шутят русские, нужно просто посмотреть советские кинохиты – «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «Покровские ворота», «Бриллиантовая рука» и другие.

Ходят в баню

© shutterstock.com

Поход в баню в России – это особый вид времяпрепровождения как мужских, так и женских компаний. Считается, что парная очищает тело и душу. Русские ходят в баню не только помыться, но и пообщаться с друзьями или хорошими знакомыми.

Банный ритуал включает подбор подходящей компании, сам процесс мытья и пребывание в парилке – чем дольше человек парится, тем он здоровее и сильнее духом. После парной принято нырять в прорубь или бассейн с ледяной водой. По окончании «процедур» раскрасневшихся купальщиков приветствуют традиционной фразой «С легким паром!».

* * *

Каждый год в России отмечают свыше 50-ти только официально установленных праздников – от общенациональных и религиозных до профессиональных и памятных дат. Россиянам есть где разгуляться в прямом и переносном смыслах этого слова.

© shutterstock.com

Самый главный и любимый праздник россиян – с елкой, подарками, долгими семейными застольями и грандиозными салютами. Отмечается в ночь на 1 января. Главные атрибуты Нового года в России – добрый Дед Мороз и его внучка Снегурочка, шампанское, икра, салат «Оливье», бой курантов и поздравление главы государства по ТВ, а еще обязательный просмотр советской комедии «Ирония судьбы».

© shutterstock.com

Второй по важности после Пасхи праздник православных христиан в России. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах по всей стране проходят торжественные богослужения. На Рождество россияне украшают дома, устраивают застолья. Также принято гадать, незамужние девушки надеются узнать имя жениха. Считается, что рождественские предсказания самые точные.

© ТГУ

Отмечается 25 января. В 1775 году в день памяти раннехристианской мученицы Татианы Римской императрица Елизавета подписала указ об основании Московского университета (ныне МГУ), ставшего впоследствии центром русской науки и культуры.

Со временем день рождения университета стал праздником российского студенчества. В 2005 году этот статус был закреплен официально. В этот день студенты чтят свою покровительницу Татьяну и празднуют окончание зимней сессии.

В каждом городе и университете свои традиции: капустники, концерты, балы, выставки, игры, бесплатные угощения и развлечения.

В советские годы его отмечали как День Советской Армии и Военно-Морского флота, поздравляя всех военных и военнослужащих. В современной России 23 февраля – это праздник не только военных, но и всех мужчин, независимо от того, служили они в армии или нет.

В этот день, кроме поздравлений, они ожидают небольших подарков от коллег, родственников, друзей, своих жен и подруг. Россияне шутят: от того, что женщина подарит своему избраннику на 23 февраля, зависит, каким будет ее подарок в женский день (8 Марта).

Масленица

© shutterstock.com

Традиционный славянский праздник проводов зимы и встречи весны. Отмечается в течение недели перед Великим постом, во время которой принято ходить в гости на блины. На последний, седьмой, день приходятся массовые гуляния, которые завершаются ритуалом проводов зимы, когда сжигают чучело Масленицы.

Международный день борьбы за права женщин в России отмечается просто как женский день. Восьмого марта все женское население страны от девочек до бабушек превращается в объект поклонения и обожания: в этот день им говорят только приятные вещи, дарят цветы и подарки.

Пасха

© shutterstock.com

Древнейший христианский праздник отмечается в России в начале весны. В этот день в православных храмах проходят торжественные богослужения, россияне приветствуют друг друга фразой «Христос воскресе», на которую принято отвечать «Воистину воскресе». Специально к Пасхе пекут или покупают пасхальные куличи и красят яйца.

В советское время 1 мая отмечали День международной солидарности трудящихся. Праздник был официальным, имел идеологическую окраску.

Основные атрибуты – масштабные шествия под марши по центральным улицам городов, включая Красную площадь в Москве, приветствие руководства компартии с трибун. Сейчас это Праздник Весны и Труда.

Шествия устраиваются профсоюзами, защищающими права работающих россиян.

День Победы

© ТГУ

Один из самых главных праздников страны: 9 мая отмечается победа СССР над нацистской Германией и окончание Великой Отечественной войны (1941-1945). В этот день по всей стране проходят масштабные празднования: шествие к Могиле Неизвестного Солдата в Москве, военные парады в городах-героях и праздничные салюты, концерты. Россияне чествуют ветеранов.

Отмечается ежегодно 12 июня. В этот день по всей стране проходят праздничные мероприятия и концерты. Установлен в честь принятия в 1990 году декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Религиозные праздники народов России

© СФУ

Свои традиции есть у представителей различных конфессий, проживающих в России.

В частности, мусульмане соблюдают Рамадан (месяц обязательного поста), празднуют Ураза-байрам (праздник окончания поста) и Курбан-байрам (весенний праздник жертвоприношения); иудеи справляют Хануку (еврейский праздник свечей) и Песах (еврейская пасха); буддисты – Сагаалган (праздник Белого месяца, первый день Нового года по лунному календарю) и Зула-Хурал (праздник тысячи лампад). В некоторых российских регионах дни религиозных праздников официально объявлены нерабочими, например, в Татарстане (Ураза-байрам, Курбан-байрам) и Бурятии (Сагаалган).

Источник: https://studyinrussia.ru/life-in-russia/life-conditions/features/

Scicenter1
Добавить комментарий