Невербальная коммуникация: включает в себя:Визуальные виды общения — это жесты (кинесика),

Содержание
  1. 1.1.2 Невербальная коммуникация
  2. Кинесика как средство невербального общения
  3. Что такое кинесика?
  4. Мимика
  5. Взгляд
  6. Жесты
  7. Поза
  8. Походка
  9. Наиболее распространенные жесты
  10. Средства невербального общения: особенности и виды, жесты, позы и их значение
  11. Невербальное общение что это такое в психологии
  12. Происхождение невербальных способов общения
  13. Коммуникации невербального общения
  14. Дистанция
  15. Интонация
  16. Одежда
  17. Особенности невербального общения
  18. Невербальные средства общения: кинесика
  19. Невербальная коммуникация
  20. Узнайте все тонкости невербальной коммуникации
  21. Невербальная коммуникация и ее виды
  22. Невербальная коммуникация и ее средства
  23. Акустическая система невербального поведения
  24. Оптическая система невербального поведения
  25. Тактильно-кинетическая система невербального поведения
  26. Ольфакторная система невербального поведения
  27. Невербальная коммуникация и ее функции

1.1.2 Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация:  включает в себя:Визуальные виды общения - это жесты (кинесика),

Восприятиеинформации от представителей другихкультур зависит не только от знанияязыка, но и от понимания, так называемогоязыка невербального общения. Здесьважно знать, что если партнеры не всостоянии воспринимать содержаниеразговора, то они следят за тем, как этоговорится.

Подневербальной коммуникацией в наукепонимается совокупность неязыковыхсредств, символов и знаков, используемыхдля передачи информации и сообщений впроцессе общения. Мимика, жесты,телодвижения, темп и тембр речи, одежда,прическа, окружающие предметы, привычныедействия – все они представляют собойопределенный вид сообщений.

Формамии способами невербальной коммуникацииявляются:

  1. Кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений;

  1. Такесика– рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и другие прикосновения к телу собеседника по коммуникации;

  1. Сенсорика – совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств;

  1. Проксемика – способы использования пространства в процессе коммуникации;

  1. Хронемика – способы использования времени в процессе коммуникации.

Кинесика– совокупность жестов, поз, телодвижений,используемых при коммуникации в качестведополнительных выразительных средствобщения; «Кин» — мельчайшая единицадвижения тела человека. Поведениескладывается из «кинем» так же, какчеловеческая речь из последовательностислов, предложений, фраз.

Жесты.

Это средство невербальной коммуникациипредставляют собой различного родадвижения тела, рук или кистей рук,сопровождающие в процессе коммуникацииречь человека и выражающие отношениечеловека непосредственно к собеседнику,к какому-то событию, предмету, другомулицу, свидетельствующие о желаниях исостоянии человека. Жест несет информациюне только о психическом состояниичеловека, но и об интенсивности егопереживаний. Считается, что жесты имеютсоциальное происхождение, и поэтомумежкультурные различия проявляются вних особенно ярко.

Например,выражая свое одобрение в общественныхместах, немцы не аплодируют в ладоши,как это принято делать в культурахдругих народов, а стучат костяшкамипальцев по крышке стола, свистят иликричат, При счете они пальцы не загибают,как это принято в русской культуре, а,наоборот, разгибают пальцы сжатогокулака.

Следуетиметь в виду, что в разных странах одини тот же жест может иметь противоположноезначение. Например, немец в знак восхищениячьей-то идеей поднимет вверх брови. Уангличанина тот же жест означает крайнийскептицизм.

Поза–положение человеческого тела и движения,которые принимает человек в процессекоммуникации.

Как и другие элементыневербальной коммуникации, позыразличаются не только в разных культурах,но и в рамках одной культуры в социальныхи половозрастных группах.

Например,почти все западные люди сидят на стуле,положив ногу на ногу, но если европеец,находясь в Таиланде, направит подошвуботинок на тайца, тот почувствует себяуниженным и обиженным, а арабский партнервоспримет это как глубокое оскорбление.

Телодвижения.Моторика тела также помогает человекувыражать свои чувства и намерения.Ошибочное употребление жестов можетпривести к очень серьезным недоразумениям.

Мимика.Это все изменения выражения лицачеловека, которые можно наблюдать впроцессе общения. Различные формыпроявления человеческих эмоций нередкоимеют специфический характер для разныхкультур. Например, смех и улыбка во всехзападных культурах ассоциируются сшуткой и радостью.

Типичная «улыбчивость»азиатов может быть одновременновыражением как положительных эмоций(симпатии, радости и т.д.), так и способомскрыть негативные эмоции (недовольство,растерянность, удивление и т. д.).

Еслиевропеец не знает такой особенностияпонской культуры, то его гневувеличивается, так как он может подумать,что над ним смеются.

Окулистика– это использование движения глаз, иликонтакт глаз, или визуальный контакт впроцессе коммуникации.

Такесика– особое научное направление, изучающеезначение и роль прикосновений приобщении. Как показали различныеисследования, с помощью разного родаприкосновений процесс коммуникацииможет приобретать различный характери протекать с различной эффективностью.

Сэтой точки зрения культуры можноразделить на контактные,в которых прикосновения оченьраспространены и дистантные,где они совсем отсутствуют. К контактнымпринадлежат латиноамериканские,восточные, южноевропейские культуры.Североамериканцы, азиаты и жителиСеверной Европы принадлежат книзкоконтактным культурам.

Онипредпочитают находиться при общениина расстоянии от собеседника. Немцыредко пользуются прикосновениями приобщении. Исследования тактильногоповедения немцев, итальянцев исевероамериканцев подтвердили, чтопринадлежность к контактной илидистантной культуре зависит также и отличности человека и его принадлежностик полу.

Например, в Германии и США мужчиныобщаются на большем расстоянии и режеприкасаются друг к другу, чем в Италии.

Атрибутомвстречи и общения является рукопожатие.В коммуникации оно может быть оченьинформативным, особенно его интенсивностьи продолжительность. Слишком короткое,вялое рукопожатие очень сухих рук можетсвидетельствовать о безразличии.Наоборот, весьма продолжительноерукопожатие и слишком влажные рукиговорят о сильном волнении, высокомчувстве ответственности.

Унемцев, как и у всех европейцев, рукопожатиеявляется неотъемлемой частью приветствия.Они пожимают руки не только во времяпервого приветствия, но и по окончанииразговора. У них предпочтительно крепкоерукопожатие.

Обычно человек, старшийпо возрасту либо занимающий болеевысокое положение в обществе, предлагаетруку первым. Женщина подает руку первой,если только статус мужчины не выше, чемее собственный. Мужчина при приветствиислегка наклоняется. Обычно это легкийнаклон плечей и шеи.

Если человек заходитв комнату, в которой находятся другиелюди, ему необходимо пожать руку каждомуприсутствующему.

Сенсорика– тип невербальной коммуникации,основывающийся на чувственном восприятиипредставителей других культур.

Мы строимнаше общение с собеседником во многомв зависимости от того, как мы чувствуемзапахи, ощущаем вкус, воспринимаетцветовые и звуковые сочетания, ощущаемтепло тела собеседника.

Особенно большоезначение в общении имеют запахи.Запахи, привычные в одной культуре,могут казаться отвратительными в другой.

Особенностинациональной кухни такжеразличаются у разных народов. Ароматытрадиционной кухни, которые иностранецвоспринимает как необычные илиотталкивающие, представителям даннойкультуры могут казаться вполне приемлемымии привычными.

Цветовыесочетания,используемые в разных культурах, такжесильно варьируются. Нам могут не нравитьсякакие-то сочетания, узоры, они могутказаться слишком яркими или чересчурблеклыми.

Слуховыепредпочтениятакже зависят от конкретной культуры.Именно поэтому так сильно отличаетсямузыка у разных народов. Чужая музыканередко кажется странной, непонятнойили некрасивой.

Проксемика.Это использование пространственныхотношений при коммуникации, выражающеесяв отделении личной территории,персонализации места и объекта общения,которые становятся собственностьючеловека или группы индивидов. Данныйтермин был введен американским психологомЭ.

Холлом [2] для анализа закономерностейпространственной организации коммуникации,а также влияния территорий, расстоянийи дистанций между людьми на характермежличностного общения. Холл в результатесвоих наблюдений выделил четыре зоныкоммуникации: интимную, личную, социальнуюи публичную.

Интимная–разделяющая достаточно близких людей,не желающих посвящать в свою жизньтретьих лиц.

Доказано, что ощущениетерритории человека является генетическими от него невозможно избавиться: чемсильнее человеку мешает чье-то приближение,тем больше в его крови вырабатываетсягормонов борьбы [4]. В такой моментчеловек, как правило, готовится ксамозащите.

В западноевропейскихкультурах зона интимной дистанциисоставляет около 60 см. В культурахвосточноевропейских народов этадистанция меньше – приблизительно 45см.

Дляпроцесса коммуникации наиболее важнымявляется личноепространство,непосредственно окружающее тело человека(расстояние, которое поддерживаетиндивид при общении между собой и всемидругими людьми). Эта зона составляет45-120 см и в ней происходит большая частьвсех коммуникационных контактовчеловека.

Например,немцы общаются на больших расстояниях,чем русские, и чрезмерно близкоеприближение русского немец можетинтерпретировать как вторжение в своеличное пространство и может ответитьагрессивно. Культуры, в которыхпредпочитают тесный контакт, характерныдля регионов с теплым климатом, а текультуры, где люди предпочитают общатьсяна расстоянии и меньше соприкасатьсяфизически, – с холодным.

Социальнаязона– дистанция между людьми при формальноми светском общении. Она составляет120-260 см.

Публичнаязона– дистанция общения на публичныхмероприятиях. Она начинается с расстоянияот 3,5 м и может простираться добесконечности, но в пределах сохранениякоммуникационного контакта.

Вовремя Второй мировой войны пленныхнемцев американцы помещали по четыречеловека в комнату. Они тут же начиналиделить пространство комнаты на своиличные территории. Конструкция домовв Германии обеспечивает максимумуединения: дворы там тщательно огорожены,все, что можно, запирается на ключ. Когданемец желает уединения, он прячется зазакрытой дверью, а араб уходит в самогосебя.

Хронемика.Это использование времени в невербальномкоммуникационном процессе. Восприятиеи использование времени является частьюневербального общения и существенноразличается в разных культурах. Критериемотношения ко времени в разных культурахслужит величина допустимого опоздания.Выделяют две основные модели использованиявремени – монохронную и полихронную.

ВГермании существует монохронная модельиспользования времени, т.е. время образнопредставляется в виде дороги или длиннойленты, разделенной на сегменты.

Благодаряэтому разделения времени на частичеловек в данной культуре предпочитаетодновременно заниматься только однимделом, а также разделяет время для делаи для эмоциональных контактов. Вмонохронных культурах допускаетсяопоздание на 10-15 мин, но при этом онодолжно сопровождаться извинениями.

ВГермании время фиксировано, людипунктуальны, ценится соответствиепланов и результатов. События происходятбыстро, ибо время конечно, необратимои поэтому очень ценно.

Вполихронной модели нет такого строгогорасписания, человек там может заниматьсянесколькими делами сразу. Время здесьвоспринимается в виде пересекающихсяспиральных траекторий или в виде круга.Крайним случаем являются культуры, вязыках которых вообще нет слов, относящихсяко времени (например, у североамериканскихиндейцев). Здесь обычно опоздание на40-60 мин и отсутствие каких-либо извинений.

Хронемикатакже изучает ритм, движение и расчетвремени в культуре.

Источник: https://studfile.net/preview/5840173/page:2/

Кинесика как средство невербального общения

Невербальная коммуникация:  включает в себя:Визуальные виды общения - это жесты (кинесика),

Основным способом передачи информации между людьми является речь. Однако этот способ не единственный. Немаловажную роль играет и невербальное общение. К основным средствам невербальной передачи информации относятся жесты, мимика, взгляд и поза. Они могут многое рассказать о характере человека и его отношению к собеседнику.

Что такое кинесика?

Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения.

Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию.

Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.

Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.

Мимика

Произвольные и непроизвольные движения мышц лица называются мимикой. Мимика является важным элементом невербальной коммуникации.

Движения лицевых мышц помогают человеку более полно доносить информацию до собеседника, демонстрировать свое настроение и отношение к теме разговора. С помощью мимики люди выражают основной набор эмоций – радость, грусть, гнев, страх, удивление, разочарование.

Одна только улыбка может иметь множество смыслов. Она бывает радостная, натянутая, презрительная, вежливая, печальная и т. д.

Поскольку человек способен произвольно двигать лицевыми мышцами, он может сознательно усиливать или, наоборот, сдерживать проявление эмоций. Поэтому для более полного усвоения информации, необходимо учитывать слова, которые говорит собеседник и его мимику.

Взгляд

Взгляд тесно связан с мимикой. Визуальный контакт очень важен в процессе беседы. По взгляду собеседника можно понять, говорит ли он правду или лжет, заинтересован ли он в беседе, чувствует себя уверенно или смущается.

Чем более раскованно чувствуют себя участники беседы, тем чаще их взгляды пересекаются. Собеседник, который прячет глаза, не вызывает доверия. Зрачки тоже о многом могут рассказать. Расширение зрачков указывает на то, что человек находится в хорошем расположении духа, возбужден или заинтересован в беседе. Сужение зрачков, наоборот, свидетельствует о плохом настроении.

Жесты

Жестами называются различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несет в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция ее участников.

Выделяют несколько основных видов жестов:

  • Коммуникативные – жесты, которые люди используют для приветствия, прощания, привлечения внимания и пр.
  • Модальные – с их помощью человек выражает свое отношение к собеседнику или ситуации (одобрение, неодобрение, удовлетворение, доверие или недоверие).
  • Описательные – жесты, которые используются только в контексте определенного разговора.

У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение.

Например, приветствие у разных народов выражается по-разному: кивком, поклоном, поднятием руки, поцелуем, рукопожатием и даже столкновением головами.

У некоторых национальностей принято обнюхивать друг друга, ударять приятеля кулаком по голове или плечу, изгибать руки в определенном жесте и многое другое.

Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Иностранцам многие жесты кажутся странными и необычными. Например, во многих странах основным жестом приветствия является рукопожатие. Но представители некоторых наций считают физический контакт между малознакомыми людьми неприемлемым.

Поза

Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.

Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат.

Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства.

В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться. Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации.

Психологи выделяют три основные группы поз:

  • Открытость или закрытость. Если человек расположен к общению, он улыбается, его поза расслаблена, ладони раскрыты, туловище повернуто к собеседнику. Если человек закрыт, он скрещивает руки и ноги, отклоняется от собеседника, сцепляет пальцы.
  • Зависимость или доминирование. Человек, стремящийся к доминированию, может нависать над собеседником, похлопывать его по руке, плечу, смотреть сверху вниз. Зависимость выражается взглядом снизу вверх, опусканием головы.
  • Гармония или противостояние. Гармония выражается в позе, которая соответствует позиции собеседника. Противостояние проявляется в виде сжатых кулаков, выставленного вперед плеча, воинственно приподнятого подбородка, руках, расположенных на боках или на бедрах.

Походка

Походка – это стиль передвижения человека. Сюда относятся ширина и ритм шага, движения во время ходьбы, положение туловища и головы. Походка включает в себя компоненты, которые могут рассказать о физическом и психическом самочувствии человека, особенностях его характера и темперамента.

Тяжелая походка присуща людям, находящимся в плохом, подавленном настроении, легкая, наоборот, свойственна оптимистам. Неуверенный в себе человек ходит с опущенной головой и сгорбленной спиной. Уверенный – держится прямо с высоко поднятой головой и расправленными плечами.

Активные и инициативные люди ходят быстро и уверенно, часто размахивают руками при ходьбе. Скрытные люди держат руки в карманах или прячут за спиной. Человек, занятый мыслительной деятельностью, ходит медленно, с задумчивым видом. Люди демонстративного склада характера высоко задирают подбородок, ходят на прямых ногах, стараясь подчеркнуть свое превосходство.

Наиболее распространенные жесты

Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.

  • Прикосновение к уху или почесывание его говорит о том, что человеку не нравится, о чем говорит собеседник.
  • Подпирание подбородка свидетельствует о скуке и желании поскорее закончить беседу.
  • Поглаживание или почесывание подбородка указывает на раздумья и размышления.
  • Постукивание пальцами или другими предметами по столу, бросание взгляда на часы, постукивание ногой по полу или покачивание ступней говорит о нетерпении.
  • Раскрытые ладони, расстегнутые пиджак или кофта указывают на готовность к общению и открытость.
  • Скрещивание рук и ног, закрытая поза свидетельствует о недоверии или нежелании общаться.
  • Потирание или почесывание шеи говорит о сомнении и неуверенности.
  • Руки, заложенные за спину или за голову, свидетельствуют о стремлении собеседника показать свое превосходство.
  • Снимание и протирание очков, покусывание дужки указывают на размышления.
  • Прикрывание рта ладонью означает скрытность или ложь, собеседник чего-то недоговаривает или говорит заведомо неправдивую информацию.
  • Руки в карманах говорят о скрытности или нежелании участвовать в беседе. Если же большие пальцы выступают из карманов наружу, собеседник стремится доминировать.

Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.

Источник: https://yapsiholog.ru/kinesika-kak-sredstvo-neverbalnogo-obshheniya/

Средства невербального общения: особенности и виды, жесты, позы и их значение

Невербальная коммуникация:  включает в себя:Визуальные виды общения - это жесты (кинесика),

Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы.

Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации.

Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – ой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Восприятие — что это такое в психологии

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура.

Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи.

Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Общепринятые «знаки тела»

Коммуникации невербального общения

Эффект плацебо — что это такое в психологии

Невербальные средства общения это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

  1. Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
  2. Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
  3. Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
  4. Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
  5. Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
  6. Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
  7. Паравербальное общение определяется ым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин.

Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль.

Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах.

Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые.

Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме.

Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия.

Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Источник: https://srazu.pro/socializacia/neverbalnoe-obshhenie-v-psixologii.html

Невербальные средства общения: кинесика

Невербальная коммуникация:  включает в себя:Визуальные виды общения - это жесты (кинесика),

Мapинa Измaйлoвa

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность.

Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А.

Лабунской (табл. 1).

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лицаЭмоциональные состояния
ГневПрезрениеСтраданиеСтрахУдивлениеРадость
Положение ртаРот открытРот закрытРот открытРот обычно закрыт
ГубыУголки губ опущеныУголки губ приподняты
Форма глазГлаза раскрыты или суженыГлаза суженыГлаза широко раскрытыГлаза прищурены или раскрыты
Яркость глазГлаза блестятГлаза тусклыеБлеск глаз не выраженГлаза блестят
Положение бровейБрови сдвинуты к переносицеБрови подняты вверх
Уголки бровейВнешние уголки бровей подняты вверхВнутренние уголки бровей подняты вверх
ЛобВертикальные складки на лбу и переносицеГоризонтальные складки на лбу
Подвижность лицаЛицо динамичноеЛицо застывшееЛицо динамичное

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST  (введена Полом Экманом).

Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок).

Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

В профессиональной психотехнике мимика используется для:

  • усиления речевого высказывания;
  • воздействия на собеседника;
  • установления психологического контакта;
  • формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
  • маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
  • улучшения самочувствия.

Мимика динамична и, как правило, отражает:

  1. отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
  2. психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
  3. отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
  4. отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
  5. некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение.

Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица.

Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:

  • выражение глаз;
  • направление взгляда;
  • особый рисунок носогубных складок;
  • особый рисунок складок лба;
  • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
  • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).

2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движенияТрактовкаНеобходимо
Подъем головы и взгляд вверхПодожди минуту, подумаюПрервать контакт
Движение головой и насупленные бровиНе понял, повториУсилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головыПонимаю, мне нечего добавитьПродолжить контакт
Ритмичное кивание головойЯсно, понял, что тебе нужноПродолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседникуХочу подчинить себеДействовать по обстановке
Взгляд в сторонуПренебрежениеУйти от контакта
Взгляд в полСтрах и желание уйтиУйти от контакта

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника.

Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность.

Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.

Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения.

Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»).

Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела.

При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера.

Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются.

Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.

«Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).

Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад.

Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

  1. коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
  2. модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
  3. описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

  • Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).
  • Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
  • Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).
  • Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
  • Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
  • Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).
  • Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).
  • Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).
  • Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

Источник: https://psycho.ru/library/3785

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация:  включает в себя:Визуальные виды общения - это жесты (кинесика),

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

1. оптико-кинетическую,

2. пара- и экстралингвистическую,

3. организацию пространства и времени коммуникативного процесса,

4. визуальный контакт.

В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи , репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.

Выражениелица(мимика) отражает внутренне эмоциональное состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Считается, что мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Основные человеческие эмоции (страх, печаль, гнев, отвращение, радость, удивление…) выражаются с помощью мимических движений лба, бровей, рта, глаз, носа, подбородка. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, удивление.

Труднее воспринимаются отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. К.Изард отмечает, что в процессе социализации человек научается скрывать мимические проявления своих эмоций.

Он говорит, что часто развернутое проявление какой-либо эмоции мы можем наблюдать лишь в условиях очень интенсивной стимуляции.

И. Атватеротмечает, что обычно эмоцииассоциируются с мимикой следующим образом:

§ удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

§ страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

§ гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

§ отвращение — брови опущены вниз, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

§ печаль — брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

§ счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Жесты,позы,походка и т.д. также несут при общении много информации. В языке жестов, как и в речи, есть свои слова и предложения. Для примера приведем некоторые виды жестов, которые часто возникают при общении:

§ жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.

§ жесты уверенности — соединение пальцев в купол; раскачивание на стуле;

§ жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем как на него сесть и др.;

§ жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом зажимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

§ жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

§ жесты отрицания — сложенные на груди руки; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.

§ жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

§ жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

§ жесты неискренности — “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Умение понимать жесты позволит лучше разбираться в людях. Однако следует учесть то обстоятельство, что некоторые жесты имеют разное значение в разных национальных культурах. Например, поднятый вверх большой палец руки в Америке используется при ании на дорогах; в Греции этот жест обозначает “заткнись”; в России — “все в порядке”.

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований кинесика, которая имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой “добавки” к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система — это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плач, смех и т.д.).

Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию “околоречевыми” приемами.

Тон голоса, высота и сила звуков — это ценный ключ к пониманию чувств собеседника. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом.

Гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков.

Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи тоже отражает чувства говорящего. Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-то. Медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас и т.д. Этот ряд бесконечен, потому что звуки часто обозначают больше, чем слова.

Пространство и время организации коммуникативного процесса также выступают в качестве знаковой системы и несут определенную смысловую нагрузку. Наука, занимающаяся пространственной и временной организацией общения, называется проксемика. Основателем проксемики является американский психолог Э. Холл.

Межличностное пространство (как близко или как далеко находятся собеседники по отношению друг к другу) является важным фактором в общении.

Часто наши отношения мы выражаем пространственными категориями: “держаться подальше” от того, кого мы боимся; “держаться поближе” к тому, в ком мы заинтересованы. Существует определенный предел расстояния между собеседниками. И.

Атватер, продолжая исследования Э. Холла, выделяет следующие расстояния между собеседниками, которые характерны для США:

§ интимное расстояние (до 0,5м) соответствует интимным отношениям. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

§ межличностное расстояние (0,5—1,2м) — для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

§ социальное расстояние (1,2—3,7м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

§ публичное расстояние (3,7м и более) — на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение, отрицательно сказывается на общении.

Нужно также отметить, что данные правила варьируют в зависимости от возраста, пола, уровня культуры, общественного статуса собеседника. Традиция — также один из наиболее важных факторов. Например, установлено, что жители Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

Таким образом, средства проксемики способствуют оптимальной организации коммуникативного процесса.

Визуальный контакт или “контакт глаз” является исключительно важным элементом общения. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются в том, как люди смотрят друг на друга. По этому поводу И. Атватер пишет: “Например, мы склонны смотреть больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения.

Женщины к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражение враждебности.

Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта… Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: “Я все сказал, теперь Ваша очередь”.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Системы невербальной коммуникации могут не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников.

Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией между людьми.

Коммуникация– это обмен информацией между общающимися сторонами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_244364_neverbalnaya-kommunikatsiya.html

Узнайте все тонкости невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация:  включает в себя:Визуальные виды общения - это жесты (кинесика),

Мы составная часть общества. Ежедневно люди во всех странах взаимодействуют друг с другом с помощью языкового общения и средств знаковой (невербальной) коммуникации. Это явление происходит в социуме с целью достижения разных намерений.

Наладить общение помогают невербальные компоненты коммуникации. Данное понятие характеризуется отсутствием речевых средств и использованием тела человека как инструмента коммуникационного взаимодействия.

Невербальная коммуникация и ее виды

Невербальное общение подразделяется на виды. Типология связана с тем, что, имея понятие о знаковых формах общения и их видах, гораздо проще понять себя и окружающих людей.

Знаковые коммуникации делятся на виды:

  • Кинесика. К ней относятся жесты, телодвижения и позы. Их роль заключается в дополнении разных средств общения. Для системы невербальной коммуникации значение имеют позы, жесты, мимика и взгляд – главные кинесические элементы.
  • Сенсорика – чувственное восприятие с помощью осязательных органов.
  • Хронемика. Она подразумевает использование времени при невербальном общении.
  • Проксемика. Она базируется на использовании межличностных отношений. Она делится на следующие виды:
  1. Личная.
  2. Интимная.
  3. Публичная.
  4. Социальная.

Невербальная коммуникация и ее средства

Невербальные средства коммуникации классифицируются в зависимости от использования разных каналов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного и тактильного чувства. Типология делит их на основные типы невербальной коммуникации, для которых характерны свои средства.

Акустическая система невербального поведения

Для акустической системы невербального общения природа предусмотрела использование слуха оппонента и восприятие им звуковых колебаний. При этом речевой компонент общения не используется. Акустическая система включает в себя следующие виды общения:

  • Паузы. Пауза – составляющая часть речи. Невербальная коммуникация использует ее для улучшения понимания речевой смысловой нагрузки, подчеркивая аспекты сказанного ранее. Во время беседы важно уметь пользоваться кратковременным молчанием, что позволит акцентировать внимание на высказывании и дать право выговориться оппоненту.
  • Вздох. Смех. Плач. Кашель. Используются данные средства для выражения состояний и эмоций. Например: волнения, радости, обиды или сомнения.

Оптическая система невербального поведения

Кинесика – оптический канал восприятия. Общение происходит за счет зрительного контакта собеседников и передачи информации через органы зрения. Внутреннее состояние человека описывают жесты, поза и мимика. Типология оптической системы:

  • Мимика. Мимикой называется комплексное движение лицевых мышц. Это происходит естественно под влиянием эмоционального состояния человека, но иногда может усиливаться специально для придания словам драматичности.
  • Жесты. Это проявления состояния человека, демонстрирующие интенсивность переживаний. При эмоциональном перевозбуждении увеличивается количество разных непроизвольных движений рук и ног. Жесты делятся на самопроизвольные и искусственные. Первые выражают эмоции. Искусственные жесты иногда называют профессиональными, поскольку ими владеют люди разных специфических специальностей. Например: движение кисти дирижера, «язык глухонемых», жесты моряков.
  • Поза. Презентация позиции тела характеризует состояние психики человека. Голова, тело и конечности одновременно подчинены скоординированным движениям. Причем человек принимает позу надолго, изредка корректируя ее. Люди, находящиеся в смятении, смущении или обиде, принимают закрытую позу. Подсознательно она помогает человеку защититься и скрыться от факторов, вызывающих отрицательные чувства. Открытая поза возникает у человека с оптимистичным настроем и бодрым настроением.
  • Походка. Походкой называется привычный стиль и способ ходьбы. Зажатость или, наоборот, открытость сильно меняет походку. Уверенная энергичная походка указывает на человека с адекватной самооценкой. А зажато ковыляющий прохожий наверняка окажется закомплексованным и неуверенным в себе.
  • Зрительный контакт. Во время разговора между людьми поддерживается контакт глазами. Таким образом, умение устанавливать зрительный контакт – главный навык, необходимый для разных ситуаций общественной жизни. Глаза дают человеку получать знания сразу из 5 источников:
  1. Изменение формы глаз из-за сокращения мышц. Определение изменений внешнего вида глаза, его строения, формы и выражения лица, создающего представление о человеке.
  2. Направление взгляда. Люди отводят взгляд в сторону, когда испытывают некоторые эмоции. Например: взгляд направлен вниз из-за обиды, огорчения или стыда.
  3. Моргание. Этот процесс становится интенсивнее при напряжении и чрезмерном переживании. Невербальная коммуникация позволяет это заметить.
  4. Размер зрачков. При возбуждении зрачки расширяются. Происходит это независимо от желания и воли человека. Сужение и расширение зрачков регулируется вегетативной нервной системой человека.
  5. Слезы. Иногда их также относят к функции вегетативной нервной системы. Однако у некоторых людей есть навык искусственного вызывания слез.
  • Физиогномика. Физиогномикой называется метод определения типа личности человека, состояния его физического, психического здоровья и душевных качеств. Идентификация происходит благодаря анализу черт, понятию особенностей внешности и выражения лица. До сих пор доподлинно не известна природа появления физиогномики, но ученые со всего света доказывают или опровергают зависимость характера человека от типа его лица. Физиогномика включает в себя следующие формы:
  • Этнологическая. Взаимосвязь внешности человека со временем года и окружающей средой.
  • Геометрическая. Основные типажи лица делятся на 5 типов и 15 классов. Каждому из них присущи особенности характера.
  • Мимическая. Физиогномическим признаком являются внешние выражения чувств. Жесты и мимика указывают на соответствующий тип личности.
  • Астрологическая. Предписывает связь между чертами лица и небесными светилами.

Тактильно-кинетическая система невербального поведения

Такесикой называется коммуникативное общение посредством осязательных ощущений.

  • Рукопожатие. Пожатие людьми рук друг друга – своеобразный жест, применяемый в момент приветствия или прощания. Рукопожатие выражает доброжелательность и открытость человека к дальнейшему общению. Отказ от пожимания руки расценивается признаком неприязни и агрессии.
  • Поцелуй. Это понятие охватывает семью и общество в целом. Поцелуй выражает искреннее чувство любви и приязни между людьми. Он возникает между влюбленными. Такой поцелуй называется романтическим, он нежен и трепетен, а иногда страстен. Поцелуй между приятелями, друзьями или родственниками выражает симпатию и дружелюбность.
  • Поглаживание. Поглаживания доставляют человеку приятные ощущения. Поэтому люди, дарящие поглаживания близким, выражают таким образом любовь и заботу.
  • Похлопывание. Это жест, демонстрирующий одобрение или поддержку.

Ольфакторная система невербального поведения

Ольфакторная система базируется на человеческом обонянии. Анализу подвергаются все окружающие запахи.

К ольфакторной системе относятся:

  • Запах тела. Определение запаха служит индикатором образа индивида. Об этом позаботилась сама природа. Понятие о человеке складывается исходя из особенностей запаха его тела. Благодаря природному обонянию людям удается жить социальной жизнью гораздо проще.
  • Запах парфюмерии или косметики. Этот аспект касается исключительно женского пола. По выбранному аромату появляется понятие о вкусе, настроении и даже материальном достатке женщины.

Невербальная коммуникация и ее функции

Люди, беседуя друг с другом, утоляют свои потребности или достигают поставленных целей. цель общения – коммуникативное взаимодействие человека с другим человеком. Для этого используются знаковые и языковые способы передачи и получения информации.

Функции невербального общения:

  • Дополнение речевой коммуникации. Илья Наумович Горелов, российский филолог и психолингвист, утверждал, что знаковые средства общения тесно взаимосвязаны с речевой составляющей. Для составления полного впечатления о состоянии собеседника учитываются несловесные проявления общения. Поэтому общение с человеком исключительно посредством писем или других письменных носителей, не дает достоверно понять эмоции и чувства собеседника. Специфика невербальной коммуникации, в отличие от речевой, заключается в использование тактильных, слуховых, зрительных и обонятельных каналов получения информации.
  • Регуляция межличностных отношений. Данная функция относится как к вербальному общению, так и к невербальному.
  • Презентация эмоциональных состояний. Словом трудно выразить спектр возможных состояний и эмоций. Особенности невербальной коммуникации: жестикуляция, мимика или жесты. Благодаря этому возникает понимание себя и окружающих.
  • Обмен ритуалами. Специфика невербального общения заключается в перенимании национальных особенностей одних народов другими. Благодаря этому развивается терпимость и толерантность в современных странах между различными культурами. Отличительная национальная черта, особенность или жесты удачно воспринимается другими людьми, выросшими и живущими в разных странах.

Специфика невербальной коммуникации дополняет устную речь. Благодаря синтезу речевой и знаковой коммуникации возникает цельная картина эмоционального состояния человека, что нужно для адекватного восприятия действительности.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnaya-kommunikaciya.html

Scicenter1
Добавить комментарий