Невербальные средства коммуникации: . К средствам невербальной коммуникации, как правило,

Невербальные способы коммуникации

Невербальные средства коммуникации:  . К средствам невербальной коммуникации, как правило,

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономическийфакультет

Кафедрасоциально-культурногосервисаитуризма

Рефератподисциплине:

«Деловое общение»

Натему: «Невербальные способы коммуникации»

fВведение

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие:

1. Жестовый контакт, выражающийся в разнообразных формах — толчки, похлопывания, поглаживания и т. п.

2. Дистанция между общающимися. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре.

3. Ориентация, то есть положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества.

4. Внешний вид. Основная цель — сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.

5. Поза тела. Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях.

6. Кивок головой — используется для одобрения или подтверждения чего-либо, а также как сигнал, дающий партнеру основание вступить в диалог.

7. Выражение лица (мимика) дает возможность для широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об отношении к кому-то или чему-то.

8. Жесты могут быть не очень выразительны, например движения головы или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в ней выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее.

9. Взгляд позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией.

10. Паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи.

Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.

Таким образом, язык тела сам по себе является разновидностью «параллельного» языка, сопровождающего, как правило, речевые выражения человека и охватывающего все его движения, в том числе душевные (психомоторные).

Тот факт, что человек способен молчать, но не может полностью контролировать движения своего тела, предоставляет деловому партнеру, умеющему «считывать» невербальную информацию потрясающий по своим возможностям «инструмент», который позволяет ему адаптировать и реадаптировать свою коммуникационную тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника.

1.3 Фонационные невербальные средства

Говорящий человек передает слушающему информацию разного рода. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций.

Во — вторых — кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера.

Именно благодаря голосу часто, как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

Различают следующие характеристики человеческого голоса.

1. Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека.

2. Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости и самодовольству; малая громкость указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников.

3. Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

4. Тембр голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос свидетельствует, что мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью, что они естественные, а не искусственно созданные; высокий пронзительный голос — признак страха и волнения; низкий тон голоса — это расслабленность, покой и достоинство.

5. Темп и ритм речи.

Ритмическое говорение (ровное перетекание слов с легкими, периодическими колебаниями) — свидетельство богатства чувств, уравновешенности, как правило, хорошего настроения; строго цикличное, правильное говорение означает осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; «округло-текучая» манера говорить позволяет делать выводы о глубокой, полной эмоциональной жизни; угловато-отрывистая манера — факт трезвого, целесообразного мышления. Паузы во время коммуникаций.

6. Интонация. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением.

2. Кинетические компоненты речи

2.1 Мимика и Маски

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения — поворот головы в определенную сторону.

Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга — отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы.

Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи.

Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

· удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

· страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

· гнев — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

· печаль — брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

· счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад

Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

Части и элементы лицаМимические признаки эмоциональных состояний
ГневПрезрениеОтвращениеСтрахУдивлениеРадость
Положение ртаРот открытРот закрытРот открытРот закрыт
ГубыУголки губ опущеныУголки губ приподняты
Форма глазГлаза расширены или прищуреныГлаза суженыГлаза широко раскрытыГлаза прищурены или раскрыты
Яркость глазГлаза блестятГлаза тусклыеБлеск глаз не выраженГлаза блестят
Положение бровейБрови сдвинуты к переносицеБрови приподняты вверх
ЛобВертикальные складки на лбу и переносицеГоризонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частейЛицо динамичноеЛицо застывшееЛицо динамичное

Каждый из людей располагает:

а) набором масок для “безличной” коммуникации;

б) личностью для “межличностной” коммуникации.

Маска — это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости.

В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность.

И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк — значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного человека.

fСписок литературы

2. Гируцкий А.А. Общее языкознание. М.: Гетра-Сист, 2001. 105 с.

3. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. М.: Наука, 2001. 86 с.

4. Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 2002. 215 с.

5. Айслер-Мертц К. Язык жестов. М., 2001. 46 с.

6. Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/ethics/00623455_0.html

Вербальные и невербальные средства речевой коммуникации

Невербальные средства коммуникации:  . К средствам невербальной коммуникации, как правило,

В процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения: вербальные (словесные) – слова, словосочетания, предложения; невербальные (несловесные) – мимика, жесты, позы, интонация и пр. Ученые предполагают, что вербальное (словесное) общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальным способом.

Вербальное общение – это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка. Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных.

Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу.

Невладение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

Вербальное речевое воздействие предполагает учет следующих факторов:

Соблюдение коммуникативной нормы:

— соблюдайте нормы речевого этикета;

— соблюдайте нормы культуры речи;

Контакт с собеседником:

— произведите благоприятное внешнее впечатление;

— меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе;

— укрупняйте собеседника;

— снижайте себя в глазах собеседника («принцип коромысла», не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте немного себя в его глазах);

— говорите комплименты;

— отождествляйте свои интересы с интересами собеседника;

— интересуйтесь проблемами собеседника;

— вспоминайте положительный опыт;

:

— говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

— больше сообщайте положительной информации;

— сведите к минимуму негативную информацию;

— не давайте советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекайте его в форму заботы);

— чаще обращайтесь к собеседнику («закон имени»);

— приводите аргументы, не будьте голословны;

— приводите примеры из жизни;

— используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации;

Убедительность, достоверность:

— подача факта как нового (недавно установили…, я только что читал, что…, вчера стало известно, что…);

— подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я долгое время сам в это не верил…, я долго сомневался в этом… и т. д.);

— подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов (экспериментально установлено…, эксперименты показали, что… и т. д.);

— подача факта как установленного психологами;

— подача факта как установленного иностранными учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., такого эффекта в русской аудитории не будет);

— подача факта как установленного молодыми учеными;

— упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; упоминание фамилий ученых, установивших этот факт;

— ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I, И. Грозный, Я. Мудрый, Л. Толстой;

— ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Екатерина Вторая писала в письме к…, все французские короли, русские князья всегда имели…, Александр Македонский всегда учитывал… и т. д.);

— подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХVI веке использовали этот метод…, об этом знали еще в XIX веке… и т. д.);

— персонифицируйте свои идеи (феномен личной реальности);

— говорите: «Я лично думаю…», «Мое мнение таково…», «Я это испытал на себе…», «Мне лично рассказывал один знакомый…» и т. д.;

— приводите конкретные подробности, детали;

Языковое оформление:

— разнообразьте используемые слова;

— используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты;

— используйте слова, вызывающие образы (вместо жирная пища лучше сказать масло, свинина и т. д.);

— используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;

— разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;

— держите одинаковый темп с партнером;

— цифр приводите немного и округляйте их;

Манера:

— демонстрируйте дружелюбие, искренность;

— воодушевление;

— умеренную эмоциональность;

— физическую бодрость, подвижность;

Объем:

— будьте кратки;

— говорите меньше собеседника;

— говорите короткими предложениями;

Расположение информации:

— важную информацию давайте в начале и конце;

— повторяйте несколько раз в различных местах в речи и разными словами;

Адресат:

— в большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой – спокойно и рационально;

— с малоподготовленной аудиторией и малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов;

— с женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать один вопрос за раз;

— с мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление;

— с ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме;

— с людьми старшего поколения нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки авторитетных людей.

В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей. Делается это с помощью таких инструментов, как музыка, видеофильмы, стихи и т. п.

Сенсорность предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т. п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.

Интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

Специалисты считают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка плана выступления, подбор материалов, проработка тезисов – залог успеха выступления.

Современная аудитория не приемлет менторского (назидательного) тона – разговор должен идти на равных. При этом внимание аудитории необходимо привлечь сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, фактами и т. п. Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы.

Никогда не уклоняйтесь от них. Многие думают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и служит вспомогательным средством делового общения.

Однако исследования показывают, что от культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении – степень убежденности аудитории в правоте ваших слов.

Профессиональная деятельность предполагает овладение навыками риторики, т. е. навыками подготовки и доведения до слушателей смысла публичного выступления вне зависимости от формы (совещание, лекция, презентация, доклад и т. п.).

Для того чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной, необходимо применять определенные средства:

— варьирование тональности выступления;

— акцентирование главных мыслей;

— постановка риторических вопросов по ходу выступления;

— использование форм диалога;

— включение образных сравнений, поговорок, крылатых выражений, речевых средств выразительности (тропы и фигуры речи) и т. п.;

— использование примеров;

— применение повторов.

Следует подчеркнуть, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает некоторые проблемы во взаимоотношении с аудиторией, если выступающий просто читает текст. Вместе с тем устная речь имеет бесспорное преимущество перед письменной, позволяя раскрыть выступающего как профессионала и интересного оратора.

Невербальное общение – это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов.

Невербальные сигналы – это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А.

Пиз утверждал, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми.

Их роль очень велика: по данным ученых, до 60 – 70% информации в процессе общения передается невербально.

Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, в то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной.

Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.

https://www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Невербальная коммуникация может быть представлена в виде следующих основных систем: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.

Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, взгляд, пространственно-временную организацию общения и т. д.

Акустическая система общения задействует такие средства, как паузы, смех, интонация и др.

Тактильная система общения характеризуется прикосновением, пожатием рук, объятиями и т. п.

Ольфакторная система основана на восприятии приятных или неприятных запахов как самого человека, так и окружающей среды.

Специалисты выделяют следующие функции невербального общения:

— выражение межличностных отношений;

— выражение чувств и эмоций;

— управление процессами вербального общения;

— обмен ритуалами;

— регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.

Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами.

На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как словесный.

Невербальные знаки нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений, другой в данный момент может вообще ничего не значить.

Поэтому их необходимо читать в контексте, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.

Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения.

К невербальным сигналам общения относятся:

— кинесика – поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд, направление взгляда, частота контакта);

— такесика и экстралингвистическая система – рукопожатие, поцелуй, похлопывание, касание;

— просодика – общее название таких ритмико-мелодических сторон голоса, как высота, громкость, тембр, сила ударения;

— проксемика – ориентация, дистанция;

— внешность – одежда, прическа и т. д.

Кинесика и формы ее проявления:

— поза – положение тела, типичное для данной культуры; позы могут быть: открытые, закрытые, авторитарные;

— мимика – движение мышц лица (рта, глаз, бровей, лба);

— взгляд – глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера;

— походка является знаковой, поскольку по ней можно определить эмоциональное состояние человека (гнев, радость, гордость, горе);

— жесты – динамически выразительные движения тела.

Особое значение в невербальной коммуникации имеют сигналы, посылаемые глазами и губами. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации.

Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 – 70% всего времени общения. Глаза обладают особым способом самопрезентации, название которому взгляд.

Последний может осуществлять сильное психологическое давление и говорить о многом.

Рассмотрим виды взглядов и их трактовку:

— подъем головы и взгляд вверх: подожди минуту, подумаю;

— движение головой и насупленные брови: не понял, повтори;

— улыбка, возможно, легкий наклон головы: понимаю, мне нечего добавить;

— ритмичное кивание головой: ясно, понял, что тебе нужно;

— долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику: хочу подчинить себе;

— взгляд в сторону: пренебрежение;

— взгляд в пол: страх и желание уйти.

В мимике очень важно положение губ – молчаливых источников эмоциональной информации. Улыбка в создании привлекательности личного имиджа просто незаменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на доверительные и дружелюбные отношения в общении у тех, кто ее использует.

Немалое значение при общении имеют жесты. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя.

В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы.

Оратор не должен специально «придумывать» жесты, он обязан их контролировать.

Основные правила жестикуляции:

— жесты должны быть непроизвольными: прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем;

— жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

— управляйте жестами: никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

— вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

— жесты должны отвечать своему назначению: количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, смех, кашель, вздох, плевок, «звуковой» поцелуй и пр.

К такесическим средствам общения относятся рукопожатие, похлопывание, касания, поцелуи.

Доказано, что человеку необходимо в день более 20 «касаний», так как они являются формой биологической стимуляции общения.

К проксемическим характеристикам относят ориентацию партнеров в момент общения относительно друг друга. Даже дистанция, которую выдерживают люди при общении, уже о многом говорит. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними.

Здесь также видны биологические корни (любовь – дружба – доброжелательность – недоброжелательность – вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держать» на расстоянии вытянутой руки. «Втереться в доверие» можно, подсаживаясь все ближе и ближе: вспомните поведение Маленького Принца по отношению к Лису.

Кстати, межкультурные различия в проксемике часто приводят к непониманию, к коммуникативным неудачам между политиками и бизнесменами.

Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами (по А. Пизу):

— интимная зона (от 15 до 46 см): в эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте;

— личная зона (от 46 см до 1,2 м): на таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках;

— социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м): такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми;

— общественная зона (более 3,6 м): такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.

Таким образом, невербальное общение помогает создать образ партнера, способствует установлению определенных взаимоотношений, усиливает эмоциональную атмосферу, а также выступает в качестве показателя социально-ролевых отношений коммуникантов.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.

Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами.

На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет.

Вопросы для контроля

1. Что такое вербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

2. Что необходимо учитывать при вербальном общении?

3. Какие принципы речевого воздействия необходимо учитывать при вербальном общении?

4. Назовите приемы, которые помогут сделать устную речь выразительной и эмоциональной.

5. Что такое невербальные средства речевого общения? Что к ним относится?

6. Каково соотношение вербальных и невербальных средств в речевом общении?

7. В виде каких систем может быть представлена невербальная коммуникация?

8. Каковы функции невербального общения?

9. Какие основные группы невербальных знаков выделяют? Какие невербальные сигналы включает каждая группа?

10. Какова роль взгляда в невербальном общении?

11. Какова роль жестов в невербальном общении?

12. Какую роль играет дистанция в процессе речевого общения? Назовите основные зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами.

13. Национальная специфика невербальных средств общения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_70272_verbalnie-i-neverbalnie-sredstva-rechevoy-kommunikatsii.html

Невербальные средства коммуникации

Невербальные средства коммуникации:  . К средствам невербальной коммуникации, как правило,

Ольга Дацко
Невербальные средства коммуникации

«НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ»

ПОДГОТОВИЛА

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 21

ДАЦКО ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

ст. Приазовская

Глава I. Классификация и сущность основных невербальных средств коммуникации

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.

Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровне, не только в себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).

Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации:

– кинестетические выражения (поза, телодвижения);

– проксемика (пространственная организация общения);

– пара– и экстралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи, а также запинки, оговорки, паузы и молчание;

– такесика (прикосновения, рукопожатия);

– выразительные движения (жесты, мимика);

– движения глаз, взгляд.

1.2. Мимика.

Название наиболее изученного компонента невербальной коммуникации происходит от греческого слова mimikos – подражательный. Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица.

Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных.

У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др.

Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы.

Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи.

Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Так же мимические движения подразделяются на:

1)мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др. ;

2)активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др. ;

3)пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др. ;

4)мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5)мимику удовольствия-неудовольствия;

6)маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения.

При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление.

Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств.

И не только сами глаза, но и вся около глазная область.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица… По мнению антрополога Эдуарда Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков.

Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество.

Взглядом можно выразить своё отношение к собеседнику (уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие и т. п., к его поведению (например, насмешливый взгляд на завравшегося собеседника). Взглядом можно задать вопрос или дать ответ. Например, кратковременное закрытие век означает ответ: «Да».

Исследования показывают, что в какие-то моменты диалога взгляд обязателен, в какие-то – нет. Обычно визуальный контакт происходит в конце предложений, не происходит во время пауз нерешительности и на стыках двух реплик. Воздействие взгляда зависит от дистанции общения.

Воздействие взгляда на собеседника тем сильнее, чем ближе находится к вам собеседник. Особенно большое влияние оказывает безразличный и пристальный взгляды, которые могут быть весьма неприятными для собеседника.

1.3 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)

Окулесика — наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. Глаза — это одна из тех частей тела, которые сложно контролировать. Они расположены рядом с мозгом и напрямую выражают его мыслительные процессы. Движение глаз уже означают, что собеседник начал размышлять.

Главные характеристики: направление взгляда и его тип (способ визуального воздействия).

Знаковость языка глаз зависит от таких признаков, как длительность, интенсивность, статичность/динамичность взглядов. В окулесике принято выделять следующие виды взглядов: односторонний взгляд, взгляд в лицо, прямой взгляд в глаза, совместный взгляд, контакт глаз, (визуальный контакт, избегание взгляда, пропуск взгляда.

Главными характеристиками становятся направление взгляда, тип взгляда (способ визуального воздействия). Это может быть прямой взгляд в глаза, который обычно трактуется как взгляд вызова. Обычно он гипнотический или агрессивный, вызывая у адресата возбуждение, ставит его в затруднительное положение. Поэтому правилами этикета принято, что­бы прямой взгляд был коротким по длительности.

Основные коммуникативные функции глаз описаны Г. Е. Крейдлиным. Когнитивная функция проявляется в том, что собеседник стремится передать некоторую информацию и прочесть ее отклик в глазах адресата. Эмотивная функция передает знаковость выражения глаз и считывание с них испытываемых чувств. Следующая функция — контролирующая. Это проверка, как воспринято и понято ли переданное сообщение.

Регулятивная функция — выражаемое глазами требование отреагировать на передаваемое сообщение.

Соответственно функциям, выражения глаз могут иметь следующие смыслы: готовность к коммуникации; подавление воли или влияния другого, контроль над партнером и его поведением; желание установления контакта и получения информации; выражение чувств.

Многие авторы подчеркивают влияние пола на визуальное коммуникативное поведение людей. Так, мужчины чаще бросают взгляды в сторону женщин с ростом расстояния между ними, в то время как для женщин соотношение между числом взглядов и расстоянием между мужчиной и женщиной обратно пропорциональное.

Контакт глаз в беседе женщин обычно больше, чем между беседующими мужчинами. В смешанных парах женщины смотрят дольше на мужчину, чем наоборот, даже если этот мужчина им не нравится.

Это объясняется тем, что женщины более эмоциональны, стремятся сохранить «тепло» беседы, поиск участия со стороны мужчин, стремление получить одобрение, проявление зависимого положения.

Это относится к людям европейской и североамериканской культур. В Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшими. Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения.

Арабы и южноамериканцы определяют малое число ответных взглядов как невнимание и проявление невежливости. Индейцев навахо учат никогда не смотреть на собеседника. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз и это — общепризнанный знак проявления уважения к собеседнику.

Кочевники в Северной Африке, чьи лица прикрыты вуалью или иной материей, общаются друг с другом только «глаза в глаза». Это дает возможность получить максимальную информацию при общении. В Древнем Китае по типу глаз и глазных выражений классифицировали и сравнивали людей, их свойства и характеры. Особое внимание в общении людей занимают зрачки.

Как правило, они расширяются при повышенном эмоциональном состоянии, при удивлении. Девушек с большими зрачками воспринимают красивыми, женственными и привлекательными, с маленькими — злыми, эгоистичными, холодными.

1.4 Дистанция общения (пространственная организация)

Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский учёный Э. Холл. Эти исследования привели к образованию новой области в изучении психологии общения – проксемики, т. е.

пространственной психологии, которая занимается, в частности, связью между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.

Проксемическое поведение людей вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы, из психофизиологического процесса восприятия и из организации пространства в зависимости от влияния культуры. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями (концентрические пространства с субъектом общения в центре):

1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей;

2) персональное расстояние о 45 до 129 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми;

3) социальное расстояние от одного метра до четырёх метров оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;

4) публичное расстояние от четырёх до семи с половиной метров используется при выступлении перед различными аудиториями.

В основном изменение величины расстояния в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Увеличивается дистанции общения с лицами, которые старше по возрасту, отдаляются «незнакомые», приближаются «родственники».

Любой человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме, но наиболее чуткими оказываются лица с повышенной тревожностью (у них преобладает реакция «избегания»).

Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, однако при этом всё же имеют значение социальный престиж собеседника, его национальность, культура поведения, возраст, пол, степень близости и темперамент. Нарушение оптимальной дистанции общения вызывает у людей негативную реакцию, они пытаются её изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения».

Один из проксемических компонентов невербальной системы – ориентация (расположение партнёров по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу) и угол общения.

Например, место, которое занимается партнёром за столом, определяется характером общения. Если партнёры – соперники, то они садятся напротив, если единомышленники – на одной стороне стола. Обычная беседа и, особенно, случайная, даёт позицию «наискосок» — через угол.

Проксемикой изучается и персональное пространство – пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить (не является кругообразным, его удалённость в разные стороны не равна).

Мерой персонального пространства служит расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек.

Наряду с персональным пространством существует пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». При расстоянии 100-125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно может вторгаться в их пространство, критическое расстояние – 90 см.

В ситуациях длительной групповой изоляции, в условиях скученности, у человека возникает дистресс, поскольку происходит совмещение (наложение друг на друга) персональных пространств и персонализированной территории (удлинённое личное пространство, включающее собственную территорию – место в камере, квартире, транспорте и т. д.

– и различные объекты, а, следовательно, возникает информационная перегрузка. Интересная гипотеза М. Аргайла и Д. Дина о равновесии между такими системами невербального поведения, как такесика (физический контакт, визуальное взаимодействие (контакт глаз) и дистанция.

По мнению учёных, при слишком интенсивном использовании одной из этих систем происходит торможение проявления других элементов невербального поведения. Например, чем ближе подходит партнёр с целью физического контакта, тем меньше контакт глаз, до полного исчезновения.

1.5. Жесты

Интерес к языку жестов, возрастая со временем, вызван той ролью, которую играют жесты в человеческом общении. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:

o Выражать то же, что и речь;

o Выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

o Предвосхищать значения, переданные речью;

o Акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

o Быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

o Сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

o Заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

o Заменять отдельное слово или фразу;

o С опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:

Жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чьё-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

Жесты-сигналы – они непроизвольны и не рассчитаны на чьё-либо восприятие (хотя имеют значение для опытного наблюдателя).

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические (конвенционные).

o Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.

o Дактилологические жесты – система жестов глухонемых;

o Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения.

К конвенционным жестовым системам относятся: тайный «язык» жестов кочевых народов, «язык» жестов американских индейцев, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижёров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др. Существуют различные классификации жестов с точки зрения их эмоциональной тональности.

Выделяются следующие тональности общения:

Возвышенная;

Нейтральная;

Нейтрально-обиходная;

Фамильярная;

Вульгарная.

Возвышенная тональность характеризуется торжественностью и эффективностью; к ней относятся жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству и ритуальные жесты наподобие возложения руки на Библию или на Конституцию во время принесения присяги. Нейтральной тональностью характеризуются конвенционные жесты (например, регулировщиков дорожного движения или строителей, которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение.

Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определённое направление жестов, наличие зачаточных форм, своеобразных «полу жестов».

1.5. Пантомимика.

Каждый человек, иногда сам того не замечая, показывает свое внутреннее эмоциональное состояние окружающим. Если вы умеете видеть внутренними эмоции, отношение человека к кому или чему-либо, то вас можно поздравить, так как вы умеете читать невербальный язык.

Пантомимика — один из типов выразительных движений каждого человека. Он проявляется в жестах, походке, осанке человека. Благодаря этому передается его психологическое состояние, настроение, переживание и пр. Изменения в пантомимике возникают несознательно. Наиболее информативными средствами пантомимики являются жесты, мимика.

Мимика и пантомимика представляет собой группу выразительных движений мышц глаз, тела, лица человека. Они являются результатом психического состояния каждого человека. Это универсальный язык для общения, который понятный как иностранцам, детям, так и животным.

Мимика и пантомимика представляют собой внешнее проявление внутренних ощущений (это может быть испуг, боль, удовольствие и пр.). С их помощью выражаются также и сложные интеллектуальные процессы. Мимико-пантомимические особенности могут зависеть от факторов, которые формируют и влияют на мышечный тонус, движения.

На формирование мимической выразительности оказывает также влияние внутреннее состояние клетчатки, находящейся под кожей и кожных лицевых покровов.

У ребенка невербальные средства общения более ярко проявляются, чем у взрослого человека и пантомимика отличается наибольшей экспрессивностью. Но на протяжении взросления человека и его воспитания, мимический диапазон значительно расширяется и увеличивается количество сознательного контролирования мимических реакций.

На развитие мимической экспрессивности влияют соматические факторы. К примеру, когда человеку приходится голодать, изменяются не только характеристики его мышц, кожи, но и общая выраженность любых мимических проявлений.

Стоит отметить, что жесты мимика и пантомимика – это совокупность выразительных человеческих движений, благодаря которым можно понять намерения состояние человека.

Функции пантомимики

Жесты служат для уточнения речевого общения. Они подразделяются на указательные, поясняющие, иллюстративные, выделяющие и выразительные, которые показывают эмоциональное состояние личности.

Так, некоторые типы жестов на протяжении развития историко -общественной практики, приобрели обобщенное символическое общение.

Актеры, танцоры и ораторы наибольшее количество своей профессиональной деятельности посвящают отработке жестов.

Развитие мимики и пантомимики помогает развить вашу память и снять напряжение в речедвигательном аппарате. Для детей это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную само регуляцию.

Так же, делая комплекс определенных упражнений, вы научитесь держать под контролем свои эмоции и уметь контролировать их мимическое проявление, что очень важно для людей бизнеса, ораторов и пр.

Нет сомнений, что эти навыки положительно скажутся на вашем будущем. Развивать мимику и пантомимику можно и находясь дома.

Пантомимика – это целое искусство, поэтому приведем примеры всего нескольких пантомимических движений:

1. Жест открытости. Раскрытые руки, расстегивание пиджака – эти жесты свидетельствуют о добродушном расположении собеседника к вам, о его открытости.

2. Жесты скрытности. Машинальное потирание лба, подбородка, при этом взгляд отводится в сторону, говорит о желании вашего собеседника что-то скрыть от вас, он сомневается в вашей правоте.

3. Жесты защиты. Скрещивание рук, скрещенные кисти рук обхватывают плечи — это знак того, что собеседник видит в данной ситуации угрозу, опасность, он негативно к вам настроен.

Итак, искусство пантомимики является очень многогранной совокупностью движений, понимая которые, можно найти общие точки соприкосновения с любым человеком.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-neverbalnye-sredstva-komunikaci.html

Scicenter1
Добавить комментарий