Невидимая и видимая власть: Политическое складывается из двух элементов — из осознания

Элементы власти

Невидимая и видимая власть:  Политическое складывается из двух элементов -- из осознания

Вопрос.

Структура власти представлена следующие элементами.

Политическая власть осуществляется различными методами и средствами, имеет множество видов и форм.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

— согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;

— поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

— придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;

— осуществление легального принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Методы властвования — это способы, приемы, средства воздействия властвующих на подчиненных с целью добиться их повиновения.

Властная деятельность осуществляется двумя основными методами: принуждения и убеждения. Их содержание и соотношение в различных структурах власти различны. Но в любом случае всякая власть предполагает принуждение.

Принуждение — это специфическое свойство любой власти. Оно предполагает достижение субъектом власти своей цели вопреки неповиновению объекта властного воздействия, путем использования силы или угрозы силой и лишения его возможности выбора между подчинением или неподчинением. Принуждение может быть физическим и психическим.

Формами физического принуждения являются штрафы, исключение из организации, лишение свободы, террор, репрессии и так далее. Оно возможно в рамках социальных норм, регулирующих деятельность власти и подчиненных. История свидетельствует, что как только возникает угроза властвующим верхам, они прибегают к несанкционированным законом методам: репрессиям, террору.

Принуждение приобретает форму открытого произвола.

Самым распространенным видом психического принуждения является общественное мнение. Оно регулирует поведение людей и социальных институтов, формулирует и проводит в жизнь определенные нормы общественных отношений.

Убеждениекак метод властвования предполагает использование различных приемов для обеспечения должного поведения подвластных. Это влияние, сдерживание, побуждение, активизация ответственности. Если в обществе преобладают методы убеждения — это свидетельствует об авторитетности, легитимности и гибкости власти.

Основными формами проявления власти является господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическое господство– это деятельность социальных групп и их организаций по подчинению и использованию социальных сил в интересах своего собственного существования, путем утверждения своей воли как всеобщей.

Это система властных отношений, защищающая экономическими, политическими, идеологическими методами интересы наиболее могущественных групп и слоев. В данной системе руководящую волю осуществляет тот, кто владеет собственностью.

То есть основой политического господства являются экономические факторы.

Политическое господство предполагает:

1) владение средствами производства и контроль над ними;

2) контроль за производством;

3) контроль за распределением созданного продукта.

Вместе с тем, научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление.

Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.

Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.

В современных правовых социальных государствах связь политического господства с социальными привилегиями ослабла, хотя и не исчезла полностью. Альтернативой политическому господству является самоуправленческая организация общества, осуществление которой в обозримой перспективе нереально.

Понятия «управление» и «руководство» тесно взаимосвязаны. Это две функции политического властвования.

Смысл руководствавыработка цели и политической линии;

смысл управления — организация поставленных целей.

Руководствоэто направляющая деятельность партий, других социально-политических организаций, определяющая цели и задачи для субъектов управления. Субъекты, осуществляющие управленческую деятельность ответственны не за постановку цели, а за ее достижение.

Руководство как деятельность отдельного лица или коллективного органа складывается из следующих этапов:

1) сбор информации, ее обработка;

2) принятие решения;

3) подбор управляющих-исполнителей;

4) разработка плана достижения цели, определение сроков;

5) осуществление контроля через специальный аппарат или непосредственно.

Субъект управления, например, государственный аппарат, участвует в выработке политических задач. Но ее окончательное определение и принятие — полномочие коллективных руководящих органов (парламентов и так далее), в которых представлены все слои населения, партии, фракции. Деятельность управляющего органа складывается из таких этапов:

1) определение целей работы на основе полученных директив;

2) подбор исполнителей;

3) расстановка и обучение кадров;

4) организация работы;

5) отчет о выполнении поставленных задач.

Политическое руководство обществом осуществляется через государство в двух основных формах:

1) через руководство административно-управленческим аппаратом государства;

2) через парламент, борьбу входящих в него партий и движений.

Политическое руководство предшествует установлению политического господства.

Контроль – это властная деятельность, с помощью которой в обществе обеспечивается следование определенным нормам поведения, соблюдение ограничений.

Контролю подлежат индивиды, организации, поведение которых отклоняется от принятых норм, традиций, предписаний.

С помощью контроля властвующий субъект получает информацию о функционировании системы, причинах отклонения поведения от установленных норм, результатах управленческого воздействия.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.

Источник: https://studopedia.su/3_38057_elementi-vlasti.html

Трудность понимания «сакрального»

Невидимая и видимая власть:  Политическое складывается из двух элементов -- из осознания

Качество сакрального ускользает от современного человека, так как основные параметры современной культуры ориентированы таким образом, чтобы игнорировать эти аспекты, умалчивать о них, представлять их чем-то «устаревшим», «предрассудком», «пережитком», «атавизмом».

Но не следует забывать, что человечество прожило в традиционном обществе много тысячелетий, и большинство человечества до сего дня живет в той или иной модели традиционного общества, а светское, секулярное мировоззрение возникло относительно недавно и укоренилось в довольно ограниченном цивилизационном пространстве – на Западе.

Поэтому для полноты картины политической философии, для адекватного постижения структуры Политического мы просто обязаны предпринять определенные усилия и постараться понять, изучить структуру сакрального.

Хотя наше сознание и стало вполне современным, наша душа, наша культура, наши эмоциональные связи остаются во многом традиционными. Если понятие «сакрального» нашему рассудку ничего не говорит, следует прислушаться к голосу сердца.

Глава 6. Функциональное значение тайных обществ в структуре Политического

Душа мира и тело мира

Традиционное общество видит реальность (историческую, социальную, политическую и т.д.) как состоящую из двух частей: видимой (внешней) и невидимой (внутренней). Внутреннее, невидимое объясняет внешнее, является более существенным и изначальным.

Это проецируется на антропологию — учение о человеке. Традиционное общество видит в человеке тело и душу. Обе эти реальности обладают самостоятельной субстанцией и автономным существованием.

Субстанция души является первичной и предопределяющей, субстанция тела — вторичной.

Поскольку человек и мир в этой парадигме являются одним целым, соответственно, есть душа мира и тело мира.

Тело мира — это совокупность вещей, веществ, стихий, которые мы видим вокруг нас в разных состояниях. Душа мира, «мировая душа», о которой учит, в частности, Платон, — это то внутреннее измерение реальности, тот «тайный свет», «секретное место», где пребывает бытие, «софия».

Душа живет дольше тела, как и сама Традиция живет дольше людей, ее исповедующих. Невидимое содержание человеческого бытия, Традиция, остается неизменным, а люди меняются и умирают.

Исходя из положительной нагрузки «онтологии невидимого» строится и социальная структура традиционного общества.

Онтологии тайны, почитания невидимого, определяет изначальное представлении о функциях «тайных обществ».

Место тайного общества в структуре Традиции

Тайное общество воплощает в социальной структуре невидимую часть. Так же, как душа невидима человеческому взгляду, тайное общество в традиционной структуре Политического невидимо внешнему наблюдателю.

Тайное общество представляет собой закрытую группу людей, которые осуществляют нечто в тайне, не посвящая остальных в то, что они делают. Часто засекречивается сам факт существования такой организации*.

По самой логике устройства традиционной структуры Политического тайное общество является приоритетной инстанцией, и наиболее характерной чертой его структуры.

Если невидимая душа ставится выше видимого тела, невидимая душа общества ставится выше конкретного общества (равно как и невидимая душа мира ставится выше телесного мира), соответственно, и тайное общество становится во главе структуры управления Политическим в сакральном строе.

Продолжая аналогию с душой, легко предположить, что тайное общество, занимающее центральное место в структуре Политического, озабочено наиболее сущностными, масштабными и глубокими, онтологическими аспектами Политического.

Невидимая и видимая власть

Политическое складывается из двух элементов — из осознания масштабных реальностей и формирования на основании этого осознания воли или проекта, направленных в будущее.

Преимущественная компетенция тайного общества в полноценной структуре Традиции связана с первым моментом Политического — с осознанием масштабной реальности.

Проект же будущего формируется и реализуется видимыми властными инстанциями.

Так в рамках традиционной структуры Политического происходит разделение функций (заметьте: не разделение властей, а разделение функций). Тайное общество, занимающееся «невидимыми» вещами, душой мира, сопряжено с осознанием, осмыслением масштабных реальностей. А с волей к реализации, действием, связаны иные инстанции традиционного общества — видимая власть.

Это разделение соответствует двум основополагающим, высшим уровням политической и социальной иерархии в сакральной структуре.

Тайное общество связано со жреческой кастой

Во всех типах традиционного общества Политическое преимущественно состоит из касты жрецов, служителей культа и касты воинов, администраторов.

Классическое тайное общество представляет именно братство жрецов, которое уполномочено заниматься реальностями невидимого мира, проникать в миры души, исследовать их, познавать, утверждаться них.

Тайное общество в своем архетипе представляет собой группы священников, жрецов, шаманов, духовидцев, магов, колдунов и т.д. Оно является тайным, потому что занимается тайными сторонами бытия. Оно является невидимым, потому что имеет дело с невидимым.

Осознание и формулировка основополагающего мифа предполагает контакт с невидимыми и далекими от человека сферами, а воля к реализации проекта, формируемого на базе мифа, связана с более конкретными и ощутимыми вещами.

Поэтому существует иерархическое соподчинение двух аспектов Политического и дифференциация типов, ангажированных в политику. Оба типа -жреческий и воинский — участвуют в Политическом по-своему. Воинский, административный тип, как правило, является явным — царь, властелин, князь, вождь, это – очевидная, явная власть.

Жрецы — это власть тайная, неявная, они принадлежат к области тайных обществ и связаны с проблемами и с реальностями невидимого.

Диалектика жрецов и воинов

В исторической реальности мы сталкиваемся с взаимоотношениями двух высших каст – жрецов (брахманов) и воинов (кшатриев). Они являются сердцем Политического, и от их диалога, взаимодействия и диалектического соподчинения в решающей степени зависит политическая система общества.

https://www.youtube.com/watch?v=bH8qGs6-n28

Брахманы формируют и комментируют мифы и священные тексты, передают легенды и сакральные учения, наставляют кшатриев, а кшатрии, сообразуясь с Традицией, воплощают все это применительно к конкретной реальности. Брахманы ошибаются реже (потому что они меньше делают), кшатрии — чаще (потому что меньше думают).

Сфера сознания (и созерцания) в традиционном обществе ставится выше сферы действий. Поэтому в структуре Политического наличествует жесткая иерархия.

Жреческие функции, тайное общество жрецов всегда важнее, чем функции явной царской власти, поэтому в традиционном обществе тайная власть стоит над явной властью, духовное владычество — над временным господством*.

Артур и Мерлин

В качестве примера рассмотрим цикл легенд о короле Артуре и маге Мерлине.

Здесь мы видим классическую парадигму структуры Политического в традиционном обществе, где явное и тайное соприкасаются друг с другом согласно четкой функциональной схеме.

Юлиус Эвола описывал ее структуру так:
«В общей ткани легенды историческая реальность Артура — который был dux bellorum («военным предводителем» — латинское, А.Д.) северных кимров в их борьбе против англосаксов между V и VI веками н.э.

— отходит на задний план перед лицом того обстоятельства, что его царствование было архетипом королевской власти (…). В конечном счете, царствование короля Артура стало фактически выражать парадигму сакральной королевской власти в символическом и сверхисторическом комплексе. (…

) И в высшей степени показательно, что каждый рыцарь того периода стремился стать членом таинственного ордена «Короля Артура».

Имя «Артур» поддается различным интерпретациям, но наиболее вероятной из них является та, что возводит его к кельтскому слову «arthos» — «медведь» и «viros» — «человек». (…) Это означает мужскую силу, которая внушает ужас(…) и отсылает нас к идее центральной или «полярной» королевской функции.

Медведь — это один из сакральных символов древнего культа, и вместе с тем, в астрономическом символизме он соответствует одному из «полярных» созвездий (Большая Медведица).» *

Артур совершает многочисленные подвиги, но компетенция его власти заканчивается там, где кончается зона деяний, осуществимых с помощью личной доблести, мужества, смелости, благородства и т.д.

Когда король Артур в устройстве государства, в управлении подданными, рыцарями, во взаимоотношениях с супругой Джиневрой сталкивается с границами воинского начала, когда в дело вступают потусторонние силы или некоторые невидимые и глобальные цели и задачи, появляется Мерлин.

«Исключительно мужской и чисто воинский характер Артура как «медведя страшного» (ursus horribilis) («медведь» — древнейший символ касты кшатриев, — А.Д.

) восполняется и уравновешивается тем фактом, что Артура всегда сопровождает Мирддхин или Мерлин, хранитель сверхъестественного знания и сверхматериального могущества, являя собой не столько отдельную личность, сколько персонификацию трансцендентной и духовной стороны самого Артура.

Тесная связь между двумя принципами — воинским и духовным — характерна для всего «рыцарства» при дворе короля Артура, и именно она предопределяет особенность и смысл совершаемых им подвигов.» *

Мерлин — важнейшая фигура в цикле о короле Артуре. Мерлин — маг, жрец, колдун, главным наставник и советник Артура.

Он связан со всеми глобальными проектами — волшебным мечом Эскалибур, извлекаемым из камня, поисками святого Грааля, появлением Круглого Стола, созданием святилища Стоунхендж (культовое сооружение друидов в Англии, состоящее из огромных глыб, расставленных в виде амфитеатра, которые по преданию были перенесены и поставлены вертикально, благодаря волшебным способностям Мерлина) и т.д. История со строительством Стоунхэнджа показательна. — Согласно одной из легенд, король Артур посылает своих воинов для строительства гигантского культового святилища. Несмотря на недюжинную силу воины не могут сдвинуть с места гигантские камни, необходимые для строительства. Жрец Мерлин, наблюдая за усилиями воинов короля Артура, лишь посмеивается: «Мало того, что камни тяжелые, они еще и волшебные, поэтому сколько людей ни послать, сдвинуть их никак не удастся». Когда король Артур понимает, что целое войско не может сдвинуть с места ни одного камня, Мерлин произносит заклинания и гигантские колонны летят через десятки миль и встают на место в том порядке, который Мерлин заранее предсказывает — в форме круга.

Эвола уточняет: «Следует напомнить эпизод, связанный с камнями Стоунхенджа,— с камнями, которые существуют и сегодня и не перестают поражать многих своей тайной — как можно было в столь давние эпохи обработать и установить в том порядке, в каком они стоят по сей день, гигантские блоки, являющиеся останками древнейшего до-неолитического солнечного храма? Мерлин, приказывая воинам принести с далеких гор эти огромные камни, сказал: «Принимайтесь за дело, храбрые воины, и узнайте, принося эти камни, «что является более могущественным — дух или простая сила». «Воины не смогли этого сделать, и тогда сам Мерлин, улыбаясь, легко осуществил эту задачу.» *

Кругообразная структура Стоунхенджа воспроизводит Круглый Стол, вокруг которого рассаживаются рыцари короля Артура.

«Круглый стол» как идиоматическое выражение относится именно к тому круглому столу, уникальному сакральному объекту, за которым собирались воины короля Артура.

Их было двенадцать, как месяцев в году. Этот круглый стол подсказал Артуру поставить посреди царских палат именно Мерлин.

«Эти же идеи стоят и за символизмом Круглого Стола, который установил Артур по совету Мерлина, чтобы основать рыцарский орден, чьей главой был он сам. (…) Круглый Стол был создан по образу мира, и в нем была воспроизведена вся Вселенная, небо и земля.

В других текстах, упоминаются движения звезд и вращение небес относительно неподвижной точки, из чего явствует, что рыцари, восседающие за Круглым Столом, суть представители высшей центральной власти.

Теперь важно указать, что в различных вариантах сказаний рыцари Круглого Стола (или, по меньшей мере, лучшие из них) выступают в количестве «двенадцати», что явно близко к двенадцати Пэрам,из «Романа о Бруте», «которые разделили землю на 12 частей, сделали каждую феодом одного из них и назвались королями».

Важность этой детали состоит в том, что 12 — это солнечное число, которое всегда в той или иной форме фигурирует там, где образуется или уже образовался сакральный центр традиции: 12 тронов Мидгарда, 12 высших богов Олимпа, 12 деревянных шестов в дельфийском святилище Аполлона, 12 ликторов в Риме, 12 жителей Аваллона, 12 избранных наследников Карла Великого и так далее. Но в истории о Граале и короле Артуре этот символизм связан также с последующим мотивом «опасного места». Это — оставленное пустым место у Круглого Стола, предназначенное для ожидаемого избранного рыцаря, превосходящего всех остальных, который должен стать «тринадцатым» рыцарем. Этот тринадцатый явно соответствует в данном случае самому правителю высшего центра, Властелину и Полюсу всех остальных двенадцати, образу самого Чакраварти, «Короля Мира» (каста хамса – А.Д.). .» *

Функции Артура и Мерлина как две фундаментальные функции политического устройства традиционного общества, показывают, как соприкасаются между собой воинское и жреческое начала, явная и тайная власть.

Как и все, что связано с тайным обществом, Мерлин появляется внезапно, неизвестно откуда – прямо из воздуха — и в нужный момент. Кончается его жизнь, правда, плохо — он был замкнут в скале посреди озера, влюбившись в одну даму, которая не отвечала ему взаимностью. И для магов бывают определенные испытания, иногда непреодолимые.

Как бы то ни было, распределение ролей короля Артура и мага Мерлина в древнем мифе с безусловно кельтскими корнями, далеко уходящими в дохристианские времена, четко показывает нам соотношение функций светской власти и духовного владычества.

В отношении всего, что касается проявленной силы, полновластия и могущества в мирах посюсторонних и видимых, король Артур является последней инстанцией. Он судит, распределяет, управляет королевством: он — полноценный суверенный политик.

И если бы не наше глубокое стремление понять философию политики, мы бы описывали общество короля Артура только на основании деяний самого короля Артура (а также фигур его статуса — Ланселота Озерного, Парсифаля, сэра Говэйна и т.д.

), а также его воинов, изучая их подвиги, основы воинского права, этикеты турниров, выясняя границы суверенности, полномочия и распределение властных инстанций и т.д. Фигура Мерлина казалась бы нам при этом совершенно излишней, данью «предрассудкам», «сказкой», «фольклором», т.е. величиной, которой легко можно пренебречь. Но философский подход к Политическому заставляет нас внимательно вглядываться в тайное, невидимое, чьим олицетворением является маг Мерлин.

Инициация

Тайное общество представляет собой организацию, предполагающую, что для вступления в него человек выходит из потока обычного («профанного») бытия и попадает в совершенно новую реальность. Вхождение или вступление в тайное общество — это «новое рождение«. «Новым рождением» называется ритуал вступления в тайное общество.

Показательно, что в христианстве обряд крещения также называется «новым рождением». (Это связано с тем, что изначально христианство также было «тайным обществом», и поэтому христиане именуются «царским священством».) Точно так же дело обстоит и у многих примитивных народов – папуасских, малазийских, африканских, сибирских, американских индейцев и т.д.

В архаических культах обряд «нового рождения» имеет выразительные подробности – неофита помещают в яму (пещеру, шалаш и т.д.), символизирующую утробу, или заставляют проползать между широко расставленными ногами «посвящающего», имитируя появление младенца на свет. Вступление в тайное общество есть переход из мира тела в мир души, рождение в этом новом мире.

Данный обряд в научной литературе принято называть «инициация».

Функциональность тайны

Структура традиционного общества предполагает обязательное наличие инстанций, которые парадигмально предопределяют реальные шаги власти, создают контекст для принятия решений, и эти структуры остаются чаще всего тайными.

Характер тайны обусловлен не тем, что нам неизвестны подробности устройства или состава этих структур, но тем, что они оперируют с неочевидными реальностями глубинной онтологии, и через концентрацию внимания на них вырабатывают столь же неочевидные, смутные методики, ускользающие от жестких нормативов трезвой рациональной оценки. Тайные общества занимаются тайными смыслами и делают это при помощи тайных методов. Картина проясняется лишь в том случае, если сама область таинственного (сакрального, мифологического, созерцательного, мистического, богословского, инициатического и т.д.) вызывает у нас живой интерес.

В цикле легенд о короле Артуре в дело включается Мерлин именно тогда, когда границы власти и полномочия короля Артура достигают своего предела, и этот факт осознается им и его окружением. Так традиционное общество понимает общую диалектику души и тела. Душа вступает в свои права тогда, когда тело уже неспособно что-то сделать. Сфера души — это сфера чудесного, запредельного.

Опыт души

В традиционном обществе представление о душе совершенно конкретно. Как экспериментальным образом столкнуться с реальностью души? – Через близость к порогу телесной смерти. Смерть человека (или смерть тела человека) является, в каком-то смысле, днем рождения (или днем пробуждения) души. Отсюда практики умерщвления плоти у аскетов, йогов, посвященных.

Это один из традиционных способов опытным путем понять, что такое душа. Когда тело минимализируется или, вообще, умирает, исчезает, душа вступает в свои права. Это событие оценивается в традиционном обществе вполне положительно, так как тело мыслится здесь лишь «одеждой души», без души не может существовать, а вот душа без тела — вполне.



Источник: https://infopedia.su/3x636d.html

Scicenter1
Добавить комментарий