Николай Кузанский: В средневековой Европе первые сомнения о центральном положении Земли

Содержание
  1. Ренессанс
  2. Биография
  3. Философия и теология
  4. Астрономия
  5. Утопические проекты
  6. Математика
  7. Оптика
  8. Память
  9. Библиография трудов Николая Кузанского
  10. Публикации трудов в русском переводе
  11. Кузанский Николай: философия кратко и биография. Основные идеи философии Николая Кузанского кратко
  12. Николай Кузанский философия, биография и становление
  13. Бог есть мир, а мир есть бог. Теория соотношения
  14. Само разворачивание абсолютного максимума, начальная точка отсчета
  15. Космос внутри человека, а человек внутри бога
  16. Постижение божественной сущности, ученое незнание
  17. Философия пантеизма Николая Кузанского и его последователей
  18. Выдающийся философ, мыслитель или еретик?
  19. Читать онлайн
  20. Николай кузанский (1401-1464)
  21. Проблема всеединства мира и зарождение ренессансного пантеизма в философии Николая Кузанского
  22. «Учёное незнание»: размышления о познании и истине
  23. Человек как «микрокосм» в философии Николая Кузанского
  24. Итак, в философии Николая Кузанского находим следующие идеи:

Ренессанс

Николай Кузанский: В средневековой Европе первые сомнения о центральном положении Земли
=> Философы Ренессанса

Николай Кузанский, Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, Nikolaus von Kues, Chrifftz , лат.

Nicolaus Cusanus; 1401, Куза, Трирское курфюршество, Священная Римская Империя — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия, Священная Римская Империя) — кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени.

Николай Кузанский сыграл большую роль в церковной политике, в особенности, в дебатах относительно церковной реформы. На Базельском соборе он первоначально поддерживал позицию концилиаристов, требовавших ограничения полномочий Папы.

Однако впоследствии он перешёл на папскую сторону, которая в итоге и одержала верх. Обладая дипломатическими способностями, он умело продвигал интересы Папы и сделал блестящую карьеру кардинала, папского легата, князь-епископа Бриксенского и генерального викария Папской области.

В Бриксене он столкнулся с сильным противодействием местной аристократии и властей, которому не смог противостоять.

Как философ Николай Кузанский стоял на позициях неоплатонизма, идеи которого он черпал как из античных, так из средневековых источников. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Метафизически и теологически он считал, что Бог есть Единое.

В сфере теории государства и политики он также исповедовал идею единения. Самой важной целью он считал максимально широкое воплощение мира и согласия, невзирая на объективные различия во мнениях. В своей философии он развил необычное для своего времени представление о религиозной терпимости (веротерпимости).

Активно дискутируя об исламе, он признал за этой религией некоторую правдивость и право на существование.

Биография

Николай Кребс родился на берегу Мозеля в богатой виноградниками деревне Кус (нем. Kues) — и получил прозвание по месту своего рождения: Кузанский или Кузанец. Он был вторым из четырёх детей в семье Иогана Кребса (нем.

Johan Krebs или Cryfftz), зажиточного лодочника, и Катерины Рёмер[6]. Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет.

Кузанец изучал латынь в Бернкастеле, затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 году Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кёльне.

В 1426 году, вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце.

В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов (концилиаристы).

В своем первом сочинении «О согласии католиков» он, кроме того, высказывал сомнение в истинности «Константинова дара», а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 году эти идеи он высказывал на Базельском соборе.

Но уже к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления церковной реформы.

Вскоре Николай Кузанский поступил на службу в папскую курию. В 1437 году он входил в состав папской делегации в Константинополь, которая должна была встретиться с императором, патриархами и возможными делегатами от восточных церквей для объединительного собора между западной и восточными церквами.

Глядя с опаской на османскую угрозу, греки всё больше стремились к унии. Однако собор, открытый в Ферраре и продолженный во Флоренции, не дал желаемых результатов.

По дороге из Константинополя на Кузанца, по его словам, сошло Божественное откровение, которое вскоре станет основой знаменитого трактата «De docta ignorantia».

В 1448 году Николай был возведен в сан кардинала, а уже в 1450 году — епископом Бриксена и папским легатом в Германии. В 50-е годы XV века Кузанец много путешествует, стремится примирить различные христианские течения Европы, в частности, гуситов с католической Церковью.

В 1454 году, под впечатлением взятия Константинополя турками, он издал сочинение «De расе sive coucordantia fidei», где указал на единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского соглашения со всеми народами, а вслед за тем в сочинении «De cribralione Alchorani» старался указать на тесную связь мусульманства с христианством (Библейская платформа), тем самым найти основания для мирного диалога (независимо от Кузанского в то время схожими вопросами занимались также Иоанн Сеговийский и Георгий Трапезундский).

В 1458 году Николай вернулся в Рим и в качестве генерального викария, пытался проводить реформы Церкви. Он рассчитывал на успех, ибо новым папой Пием II стал друг его юности Пикколомини. Но смерть помешала Николаю Кузанскому завершить задуманное.

Философия и теология

Николай Кузанский внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI века.

В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства.

При этом Кузанский критиковал схоластику как «учёное незнание» — противопоставляя ей «мудрое незнание» (docta ignorantia), в стиле Сократа.

В философском трактате «Об учёном незнании (De docta ignorantia)», Н. Кузанский сформулировал один из важнейших принципов своей философии:

…не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудрённость в собственном незнании….

Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает.

Подчёркивая бесконечность Бога, он характеризует его как «абсолютный максимум», в то же время, отмечая, что любые определения его ограничены. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога.

Суть своих взглядов, пантеистическая тенденция которых опирается на широчайшие философские основы от Платона и неоплатонизма до мистики средневековья, Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире.

Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли: именно в разуме — богоподобие человека.

Астрономия

С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже.

Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы, хоть их жители могут быть несоизмеримыми с земными.

Почти за два века до Галилея он утверждал: все светила, включая Землю, движутся в пространстве, и каждый наблюдатель вправе считать себя неподвижным.[9]. Видимое движение небосвода он объяснял осевым вращением Земли. У него встречается одно из первых упоминаний о солнечных пятнах.

Николай Кузанский сомневался в астрономической точности юлианского календаря — и призывал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году).

Астрономические труды Николая Кузанского, по мнению историков науки, оказали (прямое или косвенное) влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея.

Утопические проекты

Немецкому мыслителю принадлежит и ряд проектов крупных взаимосвязанных церковных и политических реформ.

В его предложениях причудливо сплетались трезвое понимание насущных потребностей развития Германии, опасение затронуть традиционные основы полновластия духовных и светских князей и утопия преодоления межконфессиональных споров, всеобщего согласия различных вер, в том числе христианства и ислама.

Веяния гуманистического характера, независимость ума, способного подвергнуть сомнению такие важнейшие церковные документы, как Константинов дар и Лжеисидоровы декреталии, сочетались в Николае Кузанском с верностью основам схоластических традиций и позицией крупного католического иерарха, кардинала, призывавшего к терпимости на словах и жёстко проводившего линию Рима на деле.

Математика

В 1445—1449 годах написал трактаты «О квадратуре круга» (De quadratura circuli) и «О соизмерении прямого и кривого» (De recti ac curvi commensuratione) — о спрямлении окружности. Основной его результат для приближённого спрямления дуги окружности в современных обозначениях можно выразить формулой:

{\displaystyle \varphi \approx {\frac {3\sin \varphi }{2+\cos \varphi }}} \varphi \approx {\frac {3\sin \varphi }{2+\cos \varphi }}

Оптика

В 1451 году изобрёл рассеивающую линзу для очков.

Память

В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Николая Кузанского кратеру на видимой стороне Луны.

Библиография трудов Николая Кузанского

  • De maioritate auctoritatis sacrorum conciliorum supra auctoritatem papae (1433)
  • De concordantia catholica (1433/34)
  • De docta ignorantia (De la docte ignorance, ca. 1440)
  • De coniecturis (ca. 1441/42)
  • Epistola ad Rodericum Sancium de Arevalo (1442)
  • De deo abscondito (1444/45)
  • De quaerendo deum (1445)
  • De filiatione dei (1445)
  • De dato patris luminum (1446)
  • De genesi (1447)
  • Apologia doctae ignorantiae (1449)
  • Autobiographia (1449)
  • Idiota de sapientia (1450)
  • Idiota de mente (1450)
  • Idiota de staticis experimentis (1450)
  • De pace fidei (1453)
  • De visione Dei (1453)
  • Complementum theologicum (1453)
  • De mathematicis complementis (1453/54)
  • De beryllo (1458)
  • De mathematica perfectione (1458)
  • De aequalitate (1459)
  • De principio (1459)
  • Trialogus de possest (1460)
  • Reformatio generalis (ca. 1460)
  • Cribratio Alkorani (1460/61)
  • Directio speculantis, seu De non aliud (Le Non-Autre, 1462)
  • Commentatio de notione creandi (fragmentum ca. 1462)
  • De venatione sapientiae (La Chasse de la sagesse, 1463)
  • De ludo globi (Le Jeu de boule, 1463)
  • Compendium (1463)
  • De apice theoriae (1464)
  • Sermones

Публикации трудов в русском переводе

  • Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. — М.: Соцэкгиз, 1937. [«О неином», «Об уме», «О бытии-возможности» / пер. А. Ф. Лосева; «Об учёном незнании» / пер. С. А. Лопашова]
  • Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. М.: «Мысль» (книжная серия Философское наследие) — 960 с.
    • Том 1. (ФН, т.80) — 1979. — 488 с. Том 2. (ФН, т.82)— 1980. — 471с.
  • Николай Кузанский. Об учёном незнании. Перев. Бибихин В. В. М.: «Академический проект», 2011. — 160 с.

    — ISBN 978-5-8291-1301-8.

  • Источник: https://renesans.ru/philosophy/nikolay_kuzanski.shtml

    Кузанский Николай: философия кратко и биография. Основные идеи философии Николая Кузанского кратко

    Николай Кузанский: В средневековой Европе первые сомнения о центральном положении Земли

    Один из величайших философов, ученый и политический деятель Николай Кузанский родился на юге Германии, в селе Куза, в 1401 году.

    Будучи подростком, Николай сбежал из родительского дома, после скитаний его приютил граф Теодорик фон Мандершайд, который покровительствовал ему на протяжении всей жизни. Предположительно опекун отправил его на учебу в Голландию.

    Там, в школе «братьев общей жизни», он изучил греческий и латынь, занимался комментированием и переписыванием книг по философии и теологии. После окончания школы он вернулся в Германию и продолжил учебу в Гейдельбергском университете.

    Николай Кузанский философия, биография и становление

    Приехав в Падую, в 1417 году, Николай Кузанский стал обучаться церковному праву. Но одной юриспруденции талантливому юноше было недостаточно, он стал изучать медицину и математику, географию и астрономию, естествознание и точные науки. В Падуе он познакомился со своими будущими друзьями Паоло Тосканелли и Юлианом Цезарини, они привили Николаю тягу к философии и литературе.

    Получив докторское звание по каноническому праву, в 1423 году Николай Кузанский отправился в Италию, где и познакомился с Римским канцлером Поджо Браччолини, который заинтересовал его тягой к богословию.

    После возвращения в Германию он начал изучать богословскую деятельность в Кельне.

    В 1426 году, став священником, был назначен секретарем папского легата кардинала Орсини, а позже и сам становится настоятелем церкви в Кобленце.

    В первой половине 15 века авторитет католической церкви был подорван, многочисленные распри между соборами и папой, феодалами и духовенством привели к расколу в церковном мире.

    Для восстановления влияния церкви требовались реформы, многие кардиналы предлагали ограничить папское влияние и усилить соборную власть.

    На собор в 1433 году приехал и Николай Кузанский, который выступал за лишение папы верховной власти.

    Реформаторские идеи касались как церкви, так и государства в целом.

    Кузанский Николай, философия которого проявилась в его первом сочинении «О согласии католиков», подверг сомнению документ, так называемый Константинов дар, в котором говорилось о передаче церкви не только духовной, но и светской власти императором Константином.

    Также Николай Кузанский провозгласил идею, предложенную ранее Оккамом, о воле народа, равной для государства и церкви. А любой властитель — лишь носитель воли народа. Также он предложил отделить власть церкви от государственной власти.

    Под угрозой нашествия турецких войск греки и византийцы провели переговоры по поводу объединения восточной и западной церкви, на которые приехал и Николай Кузанский. Там он знакомится с Виссарионом и Плифоном, известными в то время неоплатониками, именно они сыграли основную роль в становлении мировоззрения будущего философа.

    Замыслы о реформах, которые предложил Николай Кузанский, философия, основные идеи, кратко которые описать, конечно, достаточно сложно — все это было навеяно влиянием эпохи, ее противоречивостью, борьбой различных тенденций. Только зарождающаяся антифеодальная жизненная позиция, еще довольно зависима от средневековых представлений и образа жизни.

    Возвышение веры, излишний аскетизм, призывы умерщвлять плоть, абсолютно не совмещались с жизнерадостностью эпохи. Яркий интерес к познанию законов природы, оценка достоинств математики и других точных наук, влияние античности и мифологии — такова была философия эпохи Возрождения.

    Николай Кузанский принимал активное участие в церковной и политической жизни, но в то же время уделял много времени занятиям наукой.

    Знакомство с Амброджо Траверсари, Лоренцо Валлой, Сильвием Пикколомини (будущий папа Пий II) известными гуманистами того времени сказалось на восприятие мировоззрения Николая Кузанского. Обратившись к античным философским трудам, он прочел в подлинниках Прокла и Платона.

    Углубленное занятие астрономией, космографией, математикой, общность интересов связали его с гуманистами, такими как его друг Тосканелли. Философия бесконечности Николая Кузанского, соответствовала тому времени. Научные принципы требовали методичного изучения математики, счета, измерения, взвешивания.

    Его трактат «Об опыте со взвешиванием», стал первым шагом к новой эпохе научного и технического прогресса. В своей работе Николай Кузанский затрагивает экспериментальную физику, динамику, статику, ему удается связать воедино теорию с практикой.

    Он же первый создал в Европе географическую карту, а также предложил реформировать юлианский календарь, который впоследствии все же исправили, но только спустя полтора столетия.

    Философия Николая Кузанского и Джордано Бруно в чем-то схожа. Идеи относительно космологии, были значительно новей идей Коперника и подготовили своеобразную почву для учения Бруно.

    Ими оставлено много научных трудов по богословию, философии, церковным и политическим темам, объединенных одной идеей, о бесконечной вселенной. Переход от традиций Средневековья наглядно демонстрирует философия Возрождения.

    Николай Кузанский развивает понятие предела, используемое им в объяснении Бога и фигур в геометрии.

    Бог есть мир, а мир есть бог. Теория соотношения

    Главной проблемой в размышлениях Николая Кузанского было соотношение мира и бога, теоцентризм его философии был совершенно чужд для средневекового богословия. Схоластическим знаниям о боге Кузанский противопоставил теорию «ученого незнания», давшую название его первой философской работе.

    Ученое незнание не означает отказ от бога и познания мира, это не отказ от скептицизма, а возможность выразить полный объем знаний при помощи схоластической логики. Философия должна исходить в решении вопросов бога и мира, именно от незнания и несоизмеримости понятий и представлений об объекте.

    Пантеизм в философии эпохи Возрождения Николай Кузанский объясняет не исключительно с религиозной точки зрения, а, скорее, с философской. Отождествление бога как единого целого с миром и сущности всего, легло в основу его философии.

    Это позволило отойти от религиозности и персонализации бога, упрощенных представлений о духовности и возвышенности всего сущего.

    Когда Иоганн Венк обвинил Николая Кузанского в еретизме, то в свое оправдание он высказал необходимость отделить бога — предмета почитания, основывающегося на восприятии культа преклонения, от бога — объекта изучения. Таким образом, Николай Кузанский, поставил бога как собственное философское восприятие, а не как проблему теологии. При этом идет речь о соотношении законченного мира вещей с миром бесконечным, первоначальным.

    Само разворачивание абсолютного максимума, начальная точка отсчета

    Бог, которого он рассматривал в полном отречении от мира вещей — начало величайшего бытия, абсолютный максимум. Это начало всего и единое целое со всем, так утверждал Кузанский Николай. Философия исходит от того, что бог содержит в себе все остальное. И превосходит над всем.

    Именно отрицательное понятие бога, что ввел Николай Кузанский, философия соотношения которого отвергает его потусторонность, объединяет его с миром. Бог как бы охватывает мир, а мир находится в боге. Такая позиция близка к пантеизму, так как не бог отождествлен с природой, а мир и природа находятся внутри него, так же, как он сам находится внутри человека.

    Для характеризации процесса Кузанский Николай, философия которого заключена в процессе перехода от божественного к мирскому, применяет термин «развертывание». Подразумевается само разворачивание абсолюта, это приводит к глубочайшему пониманию единства мира, разрушению иерархических понятий.

    Как объясняла такого ученого, как Николай Кузанский, философия, основные идеи которой заключены в понятии сущности, находящейся в свернутом виде внутри бога, разворачивание покоя и есть движение, временной промежуток – мгновение, а линия развертывания – точка.

    В самом учении заключается диалектическая основа совпадения противоположностей мира и бога. Творение, трактуемое как развертывание, не может носить временный характер, потому что сотворение — это существование бога, а оно является вечным.

    Таким образом, само творение, не являясь временным, получается проявлением необходимости, а не божественного замысла, как учит религия.

    Вселенная существует как постоянное развертывание бога, так как только в нем, абсолютном максимуме, возможно существование наиболее совершенного состояния во множестве, иным словом, вне бога Вселенная может находиться лишь в ограниченной форме.

    Это ограничение — главный показатель отличности бога от Вселенной. Как представлял Николай Кузанский, философия кратко объясняет данную проблему и нуждается в полном пересмотре.

    Схоластическая картина мира, когда сотворенный движимый во времени мир ограничивается неподвижностью небесных тел и отождествлен с христианским богом, не совпадает с учением, которое представил Николай Кузанский.

    Философия, основные идеи которой заключены в пантеистическом представлении божественного и мирского, объясняет понятие бога и мира как окружность с центром внутри, так как он нигде и в то же время везде.

    Космос внутри человека, а человек внутри бога

    Исходя из такой теории уподобления бога природному космосу, мир не имеет собственной окружности, однако его центр находится повсюду. Но все же мир не является бесконечным, иначе он бы был равным богу, а в таком случае у него были бы окружность с центром, был бы конец и, соответственно, начало, было бы завершение.

    Так проявляется связь зависимости мира от бога, объясняет Николай Кузанский. Философия, основные идеи кратко которой можно объяснить безграничностью, зависимости мирского от божественного начал, явление свернутости в физическом и пространственном существовании. Исходя из этого, можно сделать вывод о космологии.

    Получается, Земля не является центром мира, а ее окружностью не могут быть неподвижные небесные тела, утверждает Кузанский Николай.

    Философия о космологии лишает привилегированности землю, которую ранее считали центром Вселенной, а бог становится центром всего, в то же время это объясняет подвижность земли.

    Отвергнув центральное расположение и неподвижность земли, не представиВ схему движения всех тел на небе, расшатав уже устоявшееся представление о земле, он проложил путь к развитию космологии и лишил геоцентризм логического оправдания.

    Постижение божественной сущности, ученое незнание

    Разрушив религиозное представление о мироздании, которое свойственно неоплатоникам, Николай Кузанский представил бога не нисходящим, опустившимся до ступени материального существом, а как проявление высшей божественной сущности.

    Таким образом, мир представляется как прекрасное божественное творение, которое позволяет увидеть превосходство и искусство бога. Тленность всего сущего не может скрыть благородство божьего замысла. Красота мира, которую описал Николай Кузанский, философия универсальных связей и стройности творения получают оправдание.

    При сотворении мира бог использовал геометрию, арифметику, астрономию, музыку и все искусства, применяемые человеком.

    Гармоничность мира ярко выражена в человеке — величайшем творении бога. Об этом говорит Николай Кузанский.

    Философия, основная идея которой заключена в объяснении всего прекрасного, что создано богом, тесно связана с изучением космологии и пантеистической онтологии. Человек рассматривается как высшее творение бога.

    Поместив его над всем, поставив на определенную ступень в иерархии, можно сказать, что он как бы обожествлен. Таким образом, он оказывается высшим существом, заключив в себе весь мир.

    Что характерно для всего существенного: притяжение противоположностей ярко выражено и в человеческом существовании.

    Соответствие свернутого максимума в боге и космическая развернутость бесконечности нашли отражение и в природе человека, так называемом уменьшенном мире.

    Это полное совершенство и есть божественная сущность, которая свойственна человечеству в целом, а не отдельной личности. Человек, поднявшись на максимальную ступень, став с ней единым целым, смог бы стать таким же богом, восприниматься богочеловеком.

    Такое объединение человеческой и божественной природы является возможным только в божьем сыне, Христе. Таким образом, теория о человеке тесно переплетается с христологией, а та — с теорией развертывания, которую выдвинул Николай Кузанский.

    Философия кратко и понятно объясняет, что абсолютно совершенная природа сына бога и есть свертывание природы человека, наподобие космоса в свернутом состоянии, содержащегося в боге. Воплощенная во Христе человеческая сущность бесконечна, но ограниченная в отдельном человеке, она конечна.

    Таким образом, человек бесконечно – конечное существо. Отождествление Христа и человека Николаем Кузанским помогло ему сместить идею сотворения человека, присущую учению церкви. Он рассматривает человека не как творение, а как творца, именно это и уподобляет его божественной сущности.

    Об этом говорит и способность человеческого мышления бесконечно постигать мир, познавать новое.

    Философия пантеизма Николая Кузанского и его последователей

    С философией пантеизма Николая Кузанского связана мысль о соотношении знаний и веры. В основу учения легло представление космоса как книги божественного происхождения, где бог раскрывается для человеческого знания. Поэтому вера является путем постижения божественной сущности в свернутом виде, находящаяся в самом человеке.

    Но, с другой стороны, осознание развернутой сущности, осознание бога — это дело человеческого разума, который не может быть заменен слепой верой. Недостаточному знанию Николай Кузанский противопоставил созерцание интеллектуальное, которое дает понятие притяжения противоположностей.

    Такое знание он называет интеллектуальным видением или интуицией, осознание неосознаваемого, подсознательного, иными словами, ученое незнание.

    Стремление к постижению истинного смысла, невозможность объять необъятное показывают незавершенность объектов. А истина представлена как нечто объективное, но недостижимое, так как познание, изучение не может останавливаться, а истина бесконечна.

    Мысли Кузанского о том, что человеческие знания относительны, распространились и на религиозные знания. Таким образом, любая религия лишь отдаленно приближена к истине, поэтому следует придерживаться веротерпимости и неприятия фанатизма религиозного.

    Выдающийся философ, мыслитель или еретик?

    Основные идеи Николая Кузанского оказались весьма плодотворными для дальнейшего развития прогрессивной философии. Влияние, оказанное развитием естествознания, гуманизма, сделало его выдающимся философом эпохи Возрождения. Учение о диалектике, притяжении противоположностей дало продолжение развитию немецкого идеализма в философии 18-19 веков.

    Сильное влияние на восприятие мира оказала и космология, идея бесконечной Вселенной, отсутствия в ней окружности и центра. Позднее она была продолжена в трудах последователя Кузанского, Джордано Бруно.

    Воспринимая человека как бога, творца, способствовал поднятию значимости человека Кузанский.

    Он превозносил умственные способности человека к безграничному познанию, хотя, по существу, это было несовместимо с тогдашним представлением церкви о человеке и воспринималось как еретизм.

    Многие идеи Николая Кузанского противоречили феодальному строю и подрывали авторитет церкви. Но именно он положил начало философии Возрождения и стал выдающимся представителем культуры своего времени.

    Источник: https://FB.ru/article/225344/kuzanskiy-nikolay-filosofiya-kratko-i-biografiya-osnovnyie-idei-filosofii-nikolaya-kuzanskogo-kratko

    Читать онлайн

    Николай Кузанский: В средневековой Европе первые сомнения о центральном положении Земли

    Смелые взгляды Аристарха стали высшим достижением древней гелиоцентрической доктрины, но они не получили поддержки научного мира и навлекли на автора обвинения в безбожии (на том основании, что он „своими домыслами“ нарушает покой Гестии – богини домашнего очага, т.е. заставляет ее вращаться).

    Спасаясь от религиозного преследования, Аристарх вынужден был бежать из Афин в египетскую Александрию, где и умер.

    Гелиоцентрическая система Аристарха Самосского не получила признания в древности, его пророческие гипотезы были забыты и оставались неизвестными в Европе вплоть до времен Коперника [4,7-10,13-17].

    Арьябхата, Бируни

    На Востоке в средние века гелиоцентрические идеи нашли отклик в трудах индийского математика и астронома Арьябхаты (Ариабхата; ок.476-550) и хорезмского ученого-энциклопедиста Бируни (973-1048) [4,5,8,10,13,16,17].

    Арьябхата, автор астрономического труда“Арьябхатия“ (499 г.), написанного на санскрите (от санск. samskrta искусственный; литературный язык древней и средневековой Индии), первым в Индии высказал мысль о вращении Земли, имеющей форму шара, вокруг своей оси при неподвижности звездного неба.

    Вероятнее всего, Арьябхата заимствовал эту идею из трудов античных греческих натурфилософов, но сам факт усвоения „чужеземных“ идей стал для ученого нарушением предписаний жречества, доказывавшего, что единственным правомерным источником знания являются канонизированные ведийские и индуистские тексты.

    Его мысль встретила решительное осуждение, как „ложное знание“, не только со стороны жрецов индуизма, оберегавших незыблемость „божественного откровения“ вед, брахманов, упанишад и других священных книг (в них утверждалась неподвижность Земли и вращение Луны, Солнца, планет и звезд вокруг мифической священной и высочайшей горы Меру), но и со стороны ортодоксальных ученых, угодничавших перед хранителями древних преданий и религиозных догм. Эти ученые возражали, что если „Земля вращается, как будто она укреплена на гончарном круге…то птицы и другие не возвратились бы с небес к своим местам обитания…если Земля движется, то почему же тогда не падают высокие предметы“. Религиозным нападкам подверглась и концепция Арьябхаты о естественной природе солнечных и лунных затмений, которая резко противоречила архаичным представлениям индуизма, согласно которым затмения наступают тогда, когда демон Раху, постоянно преследующий Луну и Солнце, „проглатывает“ светило.

    Бируни – автор 150 сочинений, написанных им на арабском языке в областях математики, астрономии, физики, ботаники, фармакологии, географии, геологии, минералогии, этнографии, филологии и истории (сохранилась лишь пятая часть этих сочинений).

    Он, в частности, ознакомил индийских ученых с греческими трудами по математике и астрономии, переведя „Начала“ Евклида и „Альмагест“ Птолемея на санскрит. Вместе с тем, изучив труды индийских ученых, Бируни изложил индусскую науку в своей книге “Индия“ (1030 г.

    ; из 80 глав книги 40 посвящены астрономии, поскольку искусством наблюдать небесные светила индусы обладали с древнейших времен). Бируни, хотя и придерживался геоцентрической системы Птолемея, впервые на Среднем Востоке высказал идею о возможности движения Земли вокруг Солнца.

    Он считал, что геоцентрическое учение “представляет многие и большие затруднения“.

    Возражения ученых, отмечавших, что „при движении Земли камни и деревья падали бы с нее“, он опровергал указанием на свойство Земли притягивать тела к центру (это мнение он заимствовал у знаменитого индусского математика и астронома Брахмагупты, или Брамагупты, 598-660 гг.). Для мировоззрения Бируни характерны рационалистический скептицизм (исламские воззрения у него сочетались с естественнонаучным подходом к познанию природы) и презрительно-ироническое отношение к религиозным суевериям. Он отвергал астрологию и стремился отделить науку от религии.

    Николай Кузанский

    В средневековой Европе первые сомнения о центральном положении Земли в мироздании и ее неподвижности возникли в эпоху Ренессанса (от фр. renaissance возрождение), или Возрождения. В эту эпоху – в Италии она имела место в 14-16 вв., а в других странах западной и центральной Европы – в 15-16 вв.

    – произошел переход от средневековой религиозной культуры, полностью поработившей сознание и жизнь европейцев (ее идеалом был греховный, смиренный, униженный, убогий, несамостоятельный, полностью зависимый от „бога“ и церкви человек, имевший право лишь на религиозную веру, искупление грехов и загробное счастье), к более свободной светской культуре нового времени, основанной на возрождении гуманистических идеалов античности (идеалов гармонично развитого человека, его личного достоинства, самостоятельности и свободы воли, безграничных возможностей его творческого разума и созидающего труда, неотъемлемого права на самопознание и земное счастье).

    В небольшом кругу активно мыслящих европейских ученых и философов пробудился интерес к основательно забытым трудам древнегреческих и древнеримских натурфилософов, идеи которых дали толчок к постепенному преодолению религиозного, схоластического, догматического мышления и началу формирования у передовых средневековых мыслителей элементов мышления нового типа – естественнонаучного. В середине 15-го века новые прогрессивные космологические идеи высказал крупнейший немецкий философ раннего Возрождения, богослов и церковно-политический деятель Николай Кузанский, или Кузанец (1401-1464; Николай Кребс из поселка Кузы близ г.Трир на юго-западе Германии; учился в Гейдельбергском университете, созданном в 1386 г. по образцу Парижского университета – второго по старшинству европейского вуза, основанного в 1170 г.), проживший значительную часть жизни в Италии. Здесь он учился в Падуанском университете – втором, старейшем, после Болонского (1088 г.), университете Италии, основанном в 1222 г., с 1437 г. стал советником при папской курии в Риме, а в 1448 г. получил сан кардинала [4,5,8,9,12,13].

    Мировоззрение Кузанца сформировалось под влиянием религиозно-философских идей различных авторов и направлений:

    1) Филона Александрийского, или Филона Иудея (ок.25 до н.э. – ок.50 н.э.

    ) – еврейского религиозного философа, который первым, используя идеи стоического платонизма, сделал попытку синтезировать религию откровения (иудаизм) с философским разумом и тем самым стал предшественником христианской теологии (его идеи об эманации божества, о логосе как самом совершенном творении бога, о слиянии верующего с божеством в религиозном экстазе и др. оказали большое влияние на неоплатоников и патристиков – „отцов, или учителей, церкви“);

    2) неоплатонизма в изложении главы платоновской Академии Прокла (412-485 гг.; глава Академии почти на протяжении 50 лет, начиная с 437 г.

    ), завершившего в своем труде „Начала теологии“ разработку универсальной системы неоплатонизма на основе циклического, 3-ступенчатого, или триадического, „божественного“ метода порождения мира (пребывание первоосновы-первопричины-бога в себе; выход, выступление, или эманация, божества из себя в инобытие; возвращение, или поворот, божества из инобытия обратно в себя);

    Источник: https://www.rulit.me/books/dumat-ili-verit-oda-chelovecheskoj-oslinosti-read-397656-53.html

    Николай кузанский (1401-1464)

    Николай Кузанский: В средневековой Европе первые сомнения о центральном положении Земли

    Николай Кузанский (1401-1464) – крупнейший мыслитель эпохи Возрождения, учение которого стало своеобразным переходом от средневековой схоластики к ренессансному гуманизму и новоевропейскому рационализму. Его собственные философские взгляды сложились под влиянием идей античной философии, христианского богословия и средневековой мистики.

    Центральным для учения Николая Кузанского является вопрос о взаимоотношениях между бесчисленным множеством конкретных единичных вещей и явлений природного мира и божественным абсолютом.

    В сугубо философском плане (если отвлечься от религиозно-теологического аспекта проблемы) этот вопрос трансформируется в метафизическую проблему единства духовного и всякого другого вселенского порядка.

    Также им ставятся проблемы достижения человеком абсолютной полноты знания об окружающем его мире, который, как и сам человек, оказывается включённым в бесконечность божественного бытия (беспредельность онтологически подвижного духа); выявления основы гармонии и красоты, а также определения той меры, какой красота отмерена в мире; соотношения природы и искусства; духовного и социально-политического единения людей. К числу наиболее значимых философских произведений немецкого гуманиста, раскрывающих широту его интеллектуального горизонта, многогранность и глубину мысли, относятся трактаты: «Об учёном незнании», «Книги простеца», «Об игре в шар», «О вершине созерцания».

    Проблема всеединства мира и зарождение ренессансного пантеизма в философии Николая Кузанского

    тема онтологической проблематики, разработанной Николаем Кузанским, – это вопрос о действительных основаниях единства природного существования и духовного бытия, человека и окружающего его мира. В основе мировоззрения мыслителя стоит идея божественного бытия-потенции.

    Это Бытие есть абсолютная возможность всего, которая парадоксальным образом есть вместе и абсолютная действительность. Мир – произведение «чувственного Бога»; во всём многообразии мира нет ничего, кроме осуществления замысла Создателя.

    Личная потенция Творца выступает как «форма форм», потому что образует сущность любой конкретной вещи.

    Традиционная для средневековой философии дуалистическая онтологическая концепция, согласно которой Бог как предельное духовное бытие противопоставлен миру конечных телесных вещей, преодолевается у Николая Кузанского мыслью о единстве бесконечного Бога и мира конечных вещей. Новизна его мировосприятия выражается формулой, по которой «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

    Наиболее значимой для Николая Кузанского оказывается разработанная ещё Платоном категория Единого.

    В своей философии он преодолевает противоречие между единым и противоположным ему не-единым (множественным), простым и сложным, которое, в соответствии с концепцией пифагорейцев и элеатов, носит онтологический характер.

    У Николая Кузанского находим ряд принципов, ставших основой создания им новой онтологии. В ней утверждается триединство основных форм бытия – имманентного (природно-физического, космического), трансцендентного (божественного) и трансцендентального (интеллектуального, человеческого).

    Единое (Бог), согласно его учению, образует своеобразное тождество с Универсумом. «Думаю, – пишет он, – что душой мира Платон называл то, что Аристотель – природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который всё во всём создаёт, и которого мы называем духом всего в совокупности».

    Основные положения онтологии Николая Кузанского предварили развитие сначала ренессансного (Т.Кампанелла, Дж.Бруно), а затем и новоевропейского пантеизма (Б.Спиноза) – направления в философии, рассматривающего Бога в качестве сверхприродного начала (божественного духа), которое тем не менее вмещает в себя всё существующее, весь мир.

    Бог как некое высшее единство и целостность бытия присутствует повсюду и в то же время нигде не локализован; он являет собой полноту всего, но вне мира.

    Вот как об этом говорит сам философ: «Начало же всех вещей есть то, через что, в чём и из чего производится всё способное быть произведенным, и, однако же, начала нельзя достигнуть посредством какой бы то ни было произведённой вещи».

    Принцип совпадения противоположностей оказывается важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского.

    По мысли Николая Кузанского, всякое сущее включает весь универсум, как весь универсум включает Бога. Бог во всём и всё в Нём.

    «Значит, если Вселенная конкретизируется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает и в каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге.

    Поэтому сказать, “каждое – в каждом”, значит то же самое, что “Бог через всё – во всём, и всё через всё в Боге”». При переходе от «бесконечно великого» к «бесконечно малому» речь может идти не об абсолютном, но лишь об относительном их различии.

    Не существует «низших» или «высших» сфер, ни одно место во вселенной не отличается по полноте бытия от другого, но все могут с равным основанием считать себя центром мира. Бог в вещах есть то, что они есть по своей природе. «Бог в этом качестве, – говорит Николай Кузанский, – есть истина в своём образе».

    Вместе с этим мыслителем обнаруживаются и те трудности, которые могут возникнуть на пути познания.

    «Учёное незнание»: размышления о познании и истине

    Николай Кузанский задаётся вопросом: как протекает процесс познания, и какие стадии ищущий разум при этом проходит, пока не обретает истину? Для установления истины относительно различных единичных вещей неопределённое связывается с определённым, неизвестное с известным. Поэтому о вещах конечных познавательное суждение сформулировать не трудно.

    Однако человеческое познание не может удовлетвориться этим. Как бы самостоятельны ни были единичные вещи они, как уже было сказано, выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственная глубина божественной сущности. Мир в конечной форме то же самое, что Бог в бесконечной. Бесконечное бытие как таковое не представимо ни в какой форме.

    Осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включён и к познанию которой он стремится, – это и есть «учёное незнание». Безграничность проявлений божественного ума всё равно рано или поздно опровергнет любое частное утверждение, превзойдёт любое определение.

    «Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше или меньше, она заключается в чем-то неделимом, и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом» (Там же. С. 40-41).

    Всякое научное исследование должно руководствоваться такой критической установкой разума.

    Николаем Кузанским было сформулировано так называемое «правило учёного незнания». Согласно этому правилу, нельзя прийти к бесконечности путём постепенных прогрессивных приращений; для её постижения надо совершить скачок к точке совпадения несоизмеримых величин, творения и Творца.

    На любых путях познания, будь то философские доктрины, математические выкладки, художественнее интуиции, жизненный опыт и пр., в каждой частице вселенского бытия для Николая Кузанского открывается «питательная» глубина бесконечности с её всеобъемлющим единством – источником всякой гармонии.

    По мнению Николая Кузанского, при постижении такого всеединства мира, уничтожающего главным образом индивидуальные противоположности, следует отказаться от представлений здравого смысла. Философ пытается оправдать возможность такого преодоления, используя восходящие к платонизму отличия степеней познания – чувственное восприятие, рациональное познание и интеллектуальное знание.

    Чувственное восприятие, опыт дают только представления об единичных вещах. Действия рассудка – этой способности умозаключения, направленные на различение конечных вещей, приводят к тому, что резко и явно в виде понятий устанавливается их противоположность. Наконец, интеллектуальное знание – схватывает принцип совпадения противоположностей в интуиции.

    Понимание его превосходит силы чувственного восприятия и рассудочного мышления. Его можно понять непосредственным духовным созерцанием (умом), той высшей познавательной деятельностью, которая составляет самую сокровенную тайну созерцающей души (ума): «видение без постижения, постижение непостижимого».

    Углубляясь в интуитивные озарения, ум видит во всём только совершеннейшее единство, в котором узнаёт и свою собственную суть.

    Согласно концепции Николая Кузанского, духовное начало внутренне присуще миру. Задача философа заключается в том, чтобы раскрыть его. Мудрость заключается в том, чтобы следовать предвкушению полноты и совершенства жизни.

    «Итак, сущность вещей, которая есть истина бытия, недостижи¬ма в своей чистоте.

    Все философы искали эту истину, но никто её не нашел, какой она есть, и, чем глубже будет наша учёность в этом незнании, тем ближе мы подойдем к самой истине».

    Человек как «микрокосм» в философии Николая Кузанского

    Человек в философии Николая Кузанского представлен как «микрокосм». Человек есть малый мир, поскольку он обладает разумом и, познавая, включает в себя образы всех вещей.

    Образы вещей оказываются выражением глубочайшего смысла их существования.

    В своём произведении «Об игре в шар» он пишет: «В человечности человеческим образом, как во Вселенной уни¬версальным образом, развёрнуто всё, раз она есть человеческий мир».

    По его мнению, сам человек оказывается совершенным миром. Многие люди несут в себе вид и образ единого и завершённого универсума. В таком множестве малых, «текучих», сменяющих друг друга миров устойчивое единство большого универсума развёртывается с наибольшим возможным совершенством.

    Итак, в философии Николая Кузанского находим следующие идеи:

    • идею пантеизма, т.е. его мировоззренческого смысла
    • идею бесконечности мира
    • идею равного онтологического достоинства всех вещей в мире
    • идею бесконечности познания
    • идею роли противоречия в познании.

    Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/nikkolo-kuzansky

Scicenter1
Добавить комментарий