Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Обмен информацией по формализованным каналам

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Вгосударственных, общественных,коммерческих структурах административныеинструкции определяют, кому, с кем, вкакое время и по какой форме обмениватьсяинформацией.

Чем строже формализованаи закрыта структура, тем подробнеепрорабатываются такие инструктивныедокументы, жестче организовываетсяпланирование и направление информациипо строго определенным каналам, имеющимпредписанные формы.

В военных организациях,например, сложные схемы передачиинформации излагаются в специальных,а отдельные — в секретных инструкциях.

Однимиз способов формализации информацииявляются бланки, формы, которые необходимозаполнять и отправлять по адресу вустановленные сроки. Указания позаполнению размещаются и на самихбланках, и в специальных руководствах.

В них указываются случаи, в какихприменяются данные формы; заполняемоеколичество экземпляров; адреса рассылки;лица, ответственные за заполнениеразделов или всего бланка; дополнительнаяинформация.

Удобство бланков как дляинициаторов информации, так и дляпользователей сделало их распространеннымипрактически во всех сферах жизнедеятельности.К их недостаткам можно отнести отсутствиегибкости.

Большинствоорганизаций разрабатывают планы обменаинформацией и детализации каналов ееаспространения.

Такие планы, исполнениекоторых приобретает обязательныйхарактер для различных подразделений,служб и должностных лиц, становятсядейственным инструментом осуществленияобмена информацией. Они тесно связаныформальной системой властных полномочийв организации.

Иерархическая структура,наделенная полномочиями контролироватьпроцесс обмена информацией и регулированиеканалов протекания информации. Резкоусиливает свои властные функции.

Формализованныесхемы обмена информации «усекают» еезначительную часть и поэтому должныпериодически корректироваться с учетомпроисходящих изменений в структурекоммуникативной системы (субъектах,каналах коммуникации), а также в окружающейее социальной, экономической, правовойи других средах.

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Неформализованнаясистема может существенно восполнитьпробел, связанный с потерей (недополучением)части информации. Существует достаточномного способов осуществления такогообмена (продвижения) информации.

Приведемпример. Несколько друзей, работающихна различных участках крупногопроизводства, регулярно по субботамходят вместе в баню. Они во время отдыхаохотно обмениваются информацией онаиболее существенных новостях в своихподразделениях.

Жена одного из работниковявляется специалистом по связям собщественностью и делится информациейс мужем, тот, в свою очередь, сообщаетподробности своим друзьям. Последниесообщают информацию сотрудникам своегоучастка. Такой обмен информации можетсыграть как позитивную так и негативнуюроль.

Неформальные каналы обменаинформацией играют позитивную роль,если они дополняют формальнуюинформационную структуру и способствуютвыполнять организационной структуреили всей организации выполнять своизадачи быстро и качественно.

Еслинеформальные каналы обмена информациейвносят разлад в соотношение иерархическихполномочий и затрудняет их координацию,и тем более мешают выполнению основныхструктурных и функциональных задач, тоих негативные последствия очевидны.

Линииформального построения связей и передачипо ним информации в данном случаеявляются неформализованными стихийнымиканалами коммуникаций. При всем нежеланиируководства фирмы распространятьинформацию по стихийным каналам, зачастуюэто становится неизбежностью.

Неформальныйобмен информацией происходит не тольковнутри структуры организации, но и внеее.

Частное общение формирует своюструктуру неформальных социальныхгрупп, в функционировании которыхучаствует не только межличностнаякоммуникация, основанная нанепроизводственных (досуговых) интересах,но и производственных.

Это происходитиз за неумения или нежелания ограничиватьвключения во внеслужебные общенияслужебной информации. Полномочияработников, владеющих служебнойинформацией, должны быть определены ив части ее разглашения.

Частонеформально переданная информацияимеет «налет субъективности» и бывает,соответственно искаженной. Когдаформальная система передачи начинаетдавать сбои усиливается неформальнаясоставляющая в общей системе обменаинформацией. В этом случае люди,пользующиеся неформальными каналамисвязи, выводящими их на верхние ступенииерархической структуры, становятсявлиятельными.

Социальныекоммуникации представляют собой какпроцесс взаимодействия между людьми,в процессе которых происходит обменинформацией и передача сведений междулюдьми и группами. В межличностныхкоммуникациях роль канала коммуникациивыполняют слова и предложения. Словопо мысли Г. Г. Шпета , является образом,формой, обликом, идеальной плотью мысли.Услышав слово, человек различает его:

1)какголос человека;

2)какголос конкретного человека;

3)какзнак особого состояния человека;

4)какпризнак принадлежности человека копределенному социуму;

5)какчасть определенного языка;

6)улавливаясмысл слова;

7)различаякультурную форму слова;

8)определяяотношение человека к произносимому им45[45].

Естественно,в общении собеседники так или иначеиспользуют все семь признаков слова.«Мысль рождается в слове и вместе с ним.Даже и этого мало — мысль зачинается вслове.

От того-то и нет мертворожденныхмыслей, а только мертвые слова; нетпустых мыслей, а только — пустые слова;нет позорных мыслей, а только позорныеслова; нет потрясающих мир мыслей, атолько — слова»46[46].

Слово по Шпету выполняет важные социальныефункции, развивая и стабилизируя язык.В этом смысле слова можно разделить наслово-образ и слово-термин.

В первомслучае слово может в свободной форменаложено на признак, случайно бросившийсяв глаза (так происходит в поэзии) и, такимобразом, слово как бы регистрирует новыйопыт. Слово-термин находится вязыково-понятийной системе и служитдля упорядочения и сохранения культурногостроя речи.

Вречевой деятельности используетсястройно организованная система слов.Речь является одним из видов коммуникативнойдеятельности человека. Речь возниклакак средство координации совместнойдеятельности и как одна из форм проявлениявозникающего сознания.

Среди других(выражения, воздействия, мышления и пр.)наибольшее значение придаетсякоммуникативной функции речи.

Коммуникативная направленность речиориентирована на понимание другимилюдьми с целью воздействия на их сознаниеи деятельность, а также на социальноевзаимодействие.

Источник: https://studfile.net/preview/5484807/page:19/

Формализованные и неформализованные методы работы с документами

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 45Следующая ⇒

При проведении социологических исследований задачам получения количественного и качественного знания соответствуют группы методик, которые могут быть охарактеризованы как формализованные и неформализованные.

Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на строгую фиксацию набора анализируемых переменных и количественное их измерение.

Особенность формализованных методов заключается в том, что переменные задаются разработчиком заранее, и отступление от них в процессе исследования становится невозможным.

Высокая степень формализации количественных методик сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и их статистическую обработку. К числу формализованных количественных методов социологического исследования относятся:

· статистика

· анкеты с закрытыми вопросами

· структурированное наблюдение

· контент-анализ

В противоположность количественным, качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений.

Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется «глубиной» исследования, т. е.

детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями.

К числу неформализованных методов относятся:

· включенное неструктурированное наблюдение

· индивидуальное глубокое интервью и фокус-группы

· изучение личных документов (автобиографий, писем и др.)

· традиционный или классический анализ документов, который основан на их интерпретации. Этот метод имеет определенные недостатки, в частности он обладает высокой степенью субъективности оценок. Традиционный анализ, по сути, — перечь вопросов, на которые отвечает респондент

Обе группы во многих отношениях дополняют друг друга. На завершающем этапе исследования, когда целью является окончательная проверка сформулированных ранее гипотез, основное значение приобретают формализованные методики, позволяющие получить обладающий доказательной силой цифровой материал.

Однако на начальном этапе, когда гипотезы еще не сформулированы и методический аппарат не разработан, на первое место выдвигаются неформализованные методы, позволяющие получить первичную (и достаточно глубокую) информацию об объекте, которая послужит исходной базой для дальнейшего уточнения и проверки.

Структурируется на внешний анализ документа и внутренний.

К внешнему анализу документа относится:

· анализ вида

· формы документа

· автор документа

· реальный автор документа

· цели создания(декларируемые и подлинные)

· оценка надежности и подлинности информации

· исторический контекст (были ли тексты связаны с политическими конфликтами и т. д.)

К внутреннему относится:

· анализ установления оценки уровня компетентности

· отношения автора к описываемому объекту

· соотношение фактов и оценок.

По возможности, необходима реконструкция оценок автора, а также черты личности и факты описываемых событий и т. д.

Формализованные количественные методы возникли как альтернативные традиционным из-за необходимости снизить уровень субъективизма исследователя (выделение «приятных» и пропуск «неприятных» мест).

5. Кодировка ответов на открытые и закрытые вопросы.

Кодирование — процесс присвоения количественных значений информации. Кодируется не само содержание информации, а факт ее наличия или отсутствия. Закодированная в цифровой форме информация позволяет применять к ней математические методы обработки.

При приписывании кодов (цифровых выражений операциональных определений) важно помнить, что нужно сохранять непрерывность (ни один номер не должен быть «потерян») и порядок приписывания кодов градациям переменной, например, для порядковых шкал — по степени возрастания или убывания признака.

Исследователю следует помнить, что хотя внешне закодированная в цифры информация номинальных, порядковых и интервальных шкал выглядит абсолютно идентично, существуют жесткие правила их обработки.

Фактически кодировка ответов на закрытые и полузакрытые вопросы осуществляется до начала исследования. Кодировка ответов на открытые вопросы включает три этапа.

На первом этапе выписываются все возможные варианты ответов на отдельный листок. Напротив каждого варианта проставляют число, указывающее частоту его повторения.

На втором этапе все выписанные варианты ответов классифицируются по степени смысловой близости друг к другу.

Близкие по смыслу группы ответов объединяются. В результате получаем формализованный список ответов (кодификатор). На третьем этапе все ответы кодируются при помощи составленного кодификатора. В итоге более тысячи вариантов ответов объединяются в 10—15 смысловых групп.

1. При кодировке необходимо выполнять следующие правила:

2. выделяемые группы ответов определяются целью исследования с учетом специфики собранного материала;

3. объединенные в группы ответы должны иметь общее логическое и смысловое основание;

4. разные группы ответов должны принципиально различаться по смыслу, иначе при классификации возникнут ошибки;

5. выделяемые группы ответов должны логически относиться к одному уровню;

6. при кодировке нельзя формально ориентироваться на форму высказывания респондента, поскольку одни и те же использованные слова могут иметь различный смысл;

7. следует избегать выделения группы «прочее» (если более 5% ответов респондентов не попадает ни в одну из выделенных кодировщиком групп, это означает крайнее несовершенство кодификатора).

Эта работа требует высокой квалификации, поэтому желательно, чтобы кодификацию открытых вопросов выполнял сам исследователь.

В качестве примера выполним кодировку ответов экспертов, преимущественно представителей публичной власти, государственных чиновников высшего уровня и отчасти профессиональной и экономической элиты, на открытый вопрос: «Президент России Путин поставил перед правительством очередную задачу — за ближайшие 3 года искоренить бедность в стране. А Вы как боретесь с бедностью?».

После вариантов ответов в скобках мы указали критерий для кодирования.

Обращаем внимание, что в некоторых случаях респонденты в рамках одного высказывания на самом деле озвучивали не одно, а большее количество ответов. В таком случае за исследователем остается право кодировать каждое суждение отдельно или только одно — то, которое, по его мнению, отражает реальную позицию интервьюируемого (обычно в этом случае кодируется первое высказывание).

1. В тексте были представлены следующие варианты ответов:

2. «Путем экономии — продукты покупаю не в супермаркетах, а на рынках и мелкооптовых базах» (экономия, персональная стратегия).

3. «Работаю, а как еще с ней бороться?» (работа, персональная стратегия).

4. «Если правительство не даст возможности работающим людям, то через 3 года у нас бедных будет не больше 10% — остальные успеют умереть от голода и безденежья» (констатация факта).

5. «Недавно перечислил из собственной зарплаты 50 тыс. руб. в Детский дом в Саратовской области, где жил в годы войны» (благотворительность).

6. «Принимаем законы, направленные на повышение благосостояния населения и помощь малоимущим» (законодательная деятельность).

7. «Я подаю милостыню старушкам и отдаю в Детский дом излишки игрушек и детские книжки» (благотворительность).

8. «Я бедной никогда не была. Средство от бедности только одно — трудиться и еще раз трудиться» (нет проблем).

9. «Работаю, пишу книги, читаю лекции. Приходится эксплуатировать свои знания» (работа, персональная стратегия).

10. «Повышаем зарплаты и увеличиваем социальный пакет» (законодательная деятельность).

11. «Надо просто пересмотреть валютный и стабилизационный фонды»

12. (изменение финансовой политики).

13. «Да никак. Я чувствую себя комфортно. Своих близких плюс нескольких пенсионеров прокормлю» (нет проблем).

14. «Я победил свою бедность, когда стал академиком РАН» (нет проблем).

15. «Я не верю, что можно побороть бедность за 3 или 4 года» (констатация факта).

16. «Чтобы не увеличивать количество нищих, развиваем экономику области» (развитие экономики).

17. «Нам нужно начать перерабатывать сырье у себя в стране, а не создавать рабочие места за границей» (развитие экономики).

18. «Продаю свое имя за границей. Для меня бедность — это официальная зарплата, и если бы я не продавал свои работы за рубеж, до сих пор бы бедствовал» (работа, персональная стратегия).

19. «Я для этого голову берегу и работаю с 14 лет» (работа, персональная стратегия).

20. «Я плохо представляю себе, что такое бедность. Я слишком давно начала заниматься бизнесом» (нет проблем).

21. «Никак, и бедным никогда не был» (нет проблем).

22. «Приходится думать не только о благосостоянии своей семьи, но и о благосостоянии коллег и шофера» (корпоративно-патерналистская поддержка).

23. «Правительству нужно снизить налоги и обеспечить поступление бюджетных денег получателям — школам, больницам, минуя промежуточные звенья» (изменение финансовой политики).

24. «Мне редко приходится общаться с бедными, и больше или меньше их стало у нас, я не знаю» (нет проблем).

25. «Никак, и бедным никогда не был. Я умел довольствоваться тем, что есть, и не отказывался работать больше и лучше» (нет проблем).

26. «Меня кормит работа, поэтому я полностью отдаю себя ей» (работа, персональная стратегия).

27. «Без четкой и ясной государственной программы с бедностью не покончишь» (констатация факта).

28. «С помощью благотворительного фонда. Его мы создали 10 лет назад вместе с друзьями. Чем больше будет таких фондов, тем меньше будет нищих в стране» (благотворительность).

29. «Дома бдрьба с бедностью ведется очень просто — моя жена, как и я, работает. А живем скромно, без излишеств» (работа, персональная стратегия).

30. «Мы разработали комплекс мер по защите метро от бомжей и попрошаек, их не пускают на платформы и в вагоны подземки» (физическое дистанцирование).

31. «Моя семья давно не бедствует» (нет проблем).

32. «Я создал агентство, оказывающее бесплатные юридические услуги моим коллегам» (корпоративно-патерналистская поддержка).

33. «Уверена, у государства есть огромные резервы для борьбы с бедностью, главное — создать условия для работы» (констатация факта).

34. «В молодости не бросал деньги на ветер, поэтому в зрелом возрасте пожинаю результат» (нет проблем).

35. «Стараемся выбить из Москвы часть природной ренты. И направляем эти средства на социальные нужды» (изменение финансовой политики).

36. «Моя борьба в том, чтобы давать людям возможность больше зарабатывать» (корпоративно-патерналистская поддержка).

37. «Каждый день борюсь. И лично для себя я эту проблему уже решила» (нет проблем).

38. «Из своих средств выплачиваю стипендию трем студентам нашего университета, оставшимся без родителей» (благотворительность).

В результате получим кодификатор, представленный в табл. 9.

Обращаем внимание на то, что при небольшой выборке, которая используется в экспертных опросах, представлять данные в процентном распределении не следует: глупо, опросив, например, 13 экспертов, утверждать, что 22,6% опрошенных (т.е. 2 человека) думают так-то.

Мы не стали относить изменение финансовой политики к группе «государственное мышление», поскольку эта позиция опирается на принцип «поделить, что есть», а не создать новое и решить проблему в принципе. Физическое дистанцирование означает фактически борьбу не с бедностью, а с бедными.

Неожиданно звучит из уст политиков формальное признание проблемы бедности и ограничение только констатацией этого факта, хотя именно они могут и должны решать эту острую социальную проблему.

Только 4 из 36 опрошенных представителей элиты высказали суждения, которые свидетельствуют об их чувстве ответственности за народ и перед народом, над которым они властвуют.

Вопрос о борьбе с бедностью — с подвохом. В формулировке звучит постановка государственной задачи, исходящая от «первого лица» страны. И хотя там есть обращение к конкретному респонденту, вопрос нарочито безличен — там нет указания на проблемы той персоны, к которой обращен вопрос. Кроме того, в выборке — элита, те люди, которые, по определению, не испытывают финансовых затруднений.

Ответы на этот вопрос интересны тем, что фактически происходит саморазоблачение намерений тех людей, которые призваны заботиться о благе народа. Ежи Вятр в публикациях 1979 г.

приводил результаты исследований, согласно которым не более 10% политиков в своих действиях руководствуются руководствуются социоцентрическими мотивами, остальные ориентированы исключительно на себя и свои нужды.

Как показывает практика, за 30 лет ничего не изменилось.

6. Традиционный/классический анализ работы с документами (все варианты).

Анализ документов — совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ, от англ. content-analysis — анализ содержания).

Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Необходимость в этом виде анализа связана с тем, что подавляющее большинство документов не предназначено специально для исследовательских целей социологии. Документы создаются с др.

целями: ведомственными, личными, обществ., поэтому социологу требуется осмыслить их содержание, чтобы извлечь необходимую информацию. При этом он опирается на нек-рые приемы, разработанные источниковедами для оценки предварительной пригодности документа (критика источника). Напр., рекомендуется выяснить, является документ подлинником или копией.

Для копий важно установить их достоверность и возможные искажения информации.

Кто автор документа, с какими целями и в каком контексте он создавал документ? Каково соотношение фактов, отраженных в документе, с изучаемой реальностью? Как отражается в содержании документа субъективное отношение автора к описываемым событиям (отбор фактов, их интерпретация, мнения, взгляды, оценки, установки)? Целью критики источника является определение его пригодности, степени полезности и возможностей его использования для получения необходимой информации, а также оценка надежности этой информации. В зависимости от целей исследования в традиционном анализе документальных источников могут преобладать специализированные приемы: источниковед., психологич., юридич., лингвистич. и др.

В традиционном анализе различают внешний и внутренний виды. «Внешний анализ» — установление вида документа, его формы, времени и места появления, автора, инициатора, цели создания, оценки его надежности, достоверности и контекста. Тенденциозное освещение событий в связи с политической обстановкой, требования цензуры, конфликты между руководителями какой-либо политической организации или

структуры власти и т.д. будут влиять на текст документа, их необходимо установить. «Внутренний анализ» — выявление соответствия между фактическим и литературным содержанием документа, оценка уровня компетентности и отношения автора документа к описываемым событиям.

Современный вариант классического неформализованного анализа политических текстов, предложенный А. Г. Алтуняном, включает 3 этапа.

1-ый этап связан с интерпретацией содержания на уровне прямого слова и поиском ответа на следующие вопросы: какие проблемы автор считает важнейшими? Каковы предполагаемые пути решения? Кто адресат речи? К чьему мнению автор апеллирует, чьей поддержки ищет? Каково самоопределение автора текста в политическом поле? Кто союзники? Кто противники? Как соотносится позиция автора с текущим моментом, с проводимой политикой? С кем автор вступает в полемику? По каким вопросам? Что нового вносит текст в баланс политических сил? В каком направлении автор стремится изменить ситуацию? 2-ой этап анализа политического текста связан с анализом используемых автором средств и приемов: какие риторические, стилистические и графические средства использованы в тексте? Каковы образы автора, адресата, оппонентов, союзников? Как автор позиционирует политических игроков в символическом пространстве «я» — «мы» — «они»? Как описываются субъекты действия? Возникает ли из текста образ врага? Кто он, какой? Какие способы аргументации (обращенные преимущественно к логике или эмоциям) использованы в тексте? 3-ий этап предполагает оценку идей и априорных посылок, которыми руководствуется автор текста. Фактически третий этап анализа связан с реконструированием его политических ценностей, установок и предпочтений.

Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ) рассчитан на извлечение социологич. информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении нек-рых количественных, статистич. характеристик текстов (или сообщений).

При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают нек-рые существенные черты изучаемых соц. явлений и процессов. Напр., устойчивые, повторяющиеся в течение достаточно длительных периодов времени, тематич.

разделы газеты (частота их встречаемости), или размер газетной площади (число строк), или время передач, отводимое для данных тем, отражают в той или иной степени интересы читательской (зрительской) аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в общ-ве нормы их взаимодействия.

Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, к-рыми могут быть: отдельные слова (термины, географич. названия, имена политич. деятелей и т.д.); суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов; мнения, оценки, т.зр., аргументы и т. п.

, а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и др.). Определение единиц счета обусловлено целями исследования. Процедура их выделения аналогична разработке индикаторов при подготовке вопросов анкеты для проведения опроса.

Исходя из анализа предмета исследования, социолог определяет систему категорий (переменных), информация о к-рых предположительно может быть получена из тех или иных документальных источников. Следующим шагом является определение смысловой единицы анализа, к-рая связывает содержание изучаемой переменной с содержанием конкретного вида документов.

Это может быть тема, статистич. показатель, жанр публикации, т. е. такая характеристика содержания документа, к-рая требует дальнейшей конкретизации, а именно определения единицы счета. Единица счета и смысловая единица анализа могут совпадать.

изучаемых переменных, их соотношение со смысловыми единицами и единицами счета описываются в программе контент-анализа, разрабатываемой социологом. Для регистрации единиц счета разрабатывается специальная кодировочная карточка. Правила поиска единиц счета в содержании документа и правила их фиксации в кодировочной карточке описываются в «Инструкции кодировщику».

Необходимо проводить проверку надежности этих методич. инструментов. Применяется следующая процедура контроля: один и тот же документ (текст, фильм, фотография) кодируется группой различ. кодировщиков, получивших «Инструкцию кодировщику» и кодировочную карточку. О надежности разработанной процедуры будет свидетельствовать высокий процент совпадения рез-тов кодировки у разных исполнителей. Стандартизация процедур кодирования при достаточной ее надежности позволяет избежать при интерпретации содержания документальных источников субъективных смещений, возможных при традиционном анализе.

Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степени дополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд на проблему.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2015-08-15; view: 3360; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/4-85995.html

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Неформализованная система может существенно восполнить пробел, связанный с потерей (недополучением) части информации. Существует достаточно много способов осуществления такого обмена (продвижения) информации.

Приведем пример. Несколько друзей, работающих на различных участках крупного производства, регулярно по субботам ходят вместе в баню. Они во время отдыха охотно обмениваются информацией о наиболее существенных новостях в своих подразделениях.

Жена одного из работников является специалистом по связям с общественностью и делится информацией с мужем, тот, в свою очередь, сообщает подробности своим друзьям. Последние сообщают информацию сотрудникам своего участка. Такой обмен информации может сыграть как позитивную так и негативную роль.

Неформальные каналы обмена информацией играют позитивную роль, если они дополняют формальную информационную структуру и способствуют выполнять организационной структуре или всей организации выполнять свои задачи быстро и качественно.

Если неформальные каналы обмена информацией вносят разлад в соотношение иерархических полномочий и затрудняет их координацию, и тем более мешают выполнению основных структурных и функциональных задач, то их негативные последствия очевидны.

Линии формального построения связей и передачи по ним информации в данном случае являются неформализованными стихийными каналами коммуникаций. При всем нежелании руководства фирмы распространять информацию по стихийным каналам, зачастую это становится неизбежностью.

Неформальный обмен информацией происходит не только внутри структуры организации, но и вне ее.

Частное общение формирует свою структуру неформальных социальных групп, в функционировании которых участвует не только межличностная коммуникация, основанная на непроизводственных (досуговых) интересах, но и производственных.

Это происходит из за неумения или нежелания ограничивать включения во внеслужебные общения служебной информации. Полномочия работников, владеющих служебной информацией, должны быть определены и в части ее разглашения.

Часто неформально переданная информация имеет «налет субъективности» и бывает, соответственно искаженной. Когда формальная система передачи начинает давать сбои усиливается неформальная составляющая в общей системе обмена информацией. В этом случае люди, пользующиеся неформальными каналами связи, выводящими их на верхние ступени иерархической структуры, становятся влиятельными.

Социальные коммуникации представляют собой как процесс взаимодействия между людьми, в процессе которых происходит обмен информацией и передача сведений между людьми и группами. В межличностных коммуникациях роль канала коммуникации выполняют слова и предложения. Слово по мысли Г. Г. Шпета , является образом, формой, обликом, идеальной плотью мысли. Услышав слово, человек различает его:

1)как голос человека;

2)как голос конкретного человека;

3)как знак особого состояния человека;

4)как признак принадлежности человека к определенному социуму;

5)как часть определенного языка;

6)улавливая смысл слова;

7)различая культурную форму слова;

8)определяя отношение человека к произносимому им [45][45].

Естественно, в общении собеседники так или иначе используют все семь признаков слова. «Мысль рождается в слове и вместе с ним. Даже и этого мало — мысль зачинается в слове.

От того-то и нет мертворожденных мыслей, а только мертвые слова; нет пустых мыслей, а только — пустые слова; нет позорных мыслей, а только позорные слова; нет потрясающих мир мыслей, а только — слова»[46][46].

Слово по Шпету выполняет важные социальные функции, развивая и стабилизируя язык. В этом смысле слова можно разделить на слово-образ и слово-термин.

В первом случае слово может в свободной форме наложено на признак, случайно бросившийся в глаза (так происходит в поэзии) и, таким образом, слово как бы регистрирует новый опыт. Слово-термин находится в языково-понятийной системе и служит для упорядочения и сохранения культурного строя речи.

В речевой деятельности используется стройно организованная система слов. Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла как средство координации совместной деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания.

Среди других (выражения, воздействия, мышления и пр.) наибольшее значение придается коммуникативной функции речи.

Коммуникативная направленность речи ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_143034_obmen-informatsiey-posredstvom-neformalizovannih-kanalov.html

Формализованные и неформализованные способы сбора информации

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО 

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА    

Кафедра «Социология и СКТ»          

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 «Связи с общественностью»

Вариант № 3

«Формализованные и неформализованные способы сбора информации»            

                  Проверила:Шайхисламова Н.С.       

УФА -2010

  План 

Введение…………………………………………………………………………..

1.Формальная и неформальная  коммуникация……………………………….

2.Методы сборы информации……………………………………………………..

3.Заключение………………………………………………………………………..

4.Литература……………………………………………………………………..                     

  Введение 

    Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент)

При сборе первичных данных используют четыре основных метода:

     опрос — (устный — применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакцией человека, отвечающего на вопросы , позволяет глубже проникнуть в психологию человека)  , письменный (позволяет охватить большое количество людей), свободный, стандартизованный) – это метод , при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов

     -анкетирование — опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него;

     -наблюдение — метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах;

     -эксперимент – самое надежное средство получения достоверной   информации об изучаемых явлениях;

     Различают три вида интервью: формализованное, полуформализованное и свободное.

     Формализованное интервью (стандартизованное)- самая распространенная разновидность интервьюирования.При использовании данног вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента.

Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации.

Стандартизованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, а также множества других целей, включающих получение количественной информации.

     Полуформализованное интервью —  предусмотрен лишь список основных вопросов, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.         

Неформализованное интервью — данный  вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. При использовании нестандартизованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей.

интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом. Поэтому использование заранее подготовленного обширного вопросника часто бывает просто помехой. В связи с этим в нестандартизованных интервью часто вообще не используется вопросник.

          

  1.Формальная и неформальная  коммуникация

 Коммуникации делится на формальные (официальные) и неформальные.

   1. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам. Среди формальных коммуникаций выделяют:

    — вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

       -горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации, подразделяются на:

  — восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Данный тип коммуникаций содержит информацию, необходимую менеджерам для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

  — нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Данный тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

     2. Неформальные коммуникации происходят по неформальным каналам, которые существуют в силу личных отношений между членами организации.

     В организационных коммуникациях могут быть преграды, снижающие их эффективность. Под эффективностью коммуникаций понимают быстроту прохождения информации до адресата и сохранение ее адекватности. Этому могут мешать:

— Информационные перегрузки (преграды из-за большого объема 
информации, неумения отбирать действительно нужную и важную информацию).

   — Неудовлетворительная структура организации (если структура организации неоправданно усложнена, то информация как бы 

«запутывается» при прохождении по ней, искажается или неправильно трактуется).

 

  —    Неудовлетворительный кадровый состав.

   —   Неудовлетворительный способ организации власти и распределения задач.

— Конфликты между разными группами и подразделениями.

2.Методы сборы информации

     По применяемому методу сбора информации различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

1.Опрос:

—   Интервью: свободное или стандартизированное,  фокусированное или направленное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное

— Анкетные опросы: экспресс-опросы, групповой или индивидуализированный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспериментные.

2.Анализ документов: качественный или  количественный (контенет-анализ);

3.Наблюдение: включенное или невключенное, формализованное или неформатизованное;

4.Эксперемент: истинные эксперименты, квазиэксперементы, натурные эксперименты, натуралистические эксперименты.

Интервью – это обязательное целенаправленная беседа, как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, т.е способ получения информации с помощью устного опроса. 

1.Анкетирование – опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него.

     Метод опроса (survey methods) основан на получении информации от респондентов, которые отвечают на задаваемые им вопросы.

Респондентам предлагается множество вопросов об их покупательском поведении, намерениях, отношениях, осведомленности, мотивации, демографических характеристиках и образе жизни.

Вопросы могут задаваться устно, письменно или с помощью компьютера, равно как и ответы можно получить любым из этих трех способов.

     — групповое — за короткое время можно опросить значительное число людей.

(беседа одного интервьюера, который в с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет).

     — индивидуальное – беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей)

     — фокусированное или направленное (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.

     — свободное или стандартизированное – применяется в тех случаях, когда только приступают к определению проблемы исследования, уточняют ее содержание в конкретных условиях  того района или предприятия, где будет проходить опрос, данное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы, определяется только тема, которая предлагается для обсуждения.

Анкетные опросы — вопросно-ответная форма организации текста;

         — групповой (индивидуализированный) – по числу опрашиваемых;

         — очная (раздаточная анкета) – курьерская;

     — очная (раздаточная анкета) или заочная (почтовая анкета, прессовая анкета) — рассылаемая по почте, публикуемая в газете или в журналах;

     — массовые —  для респондентов-неспециалистов;

     — экспериментные  — для специалистов в той или иной области;

     — экспресс-опросы пробные, пилотажные, зондажные;

     2. Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикации газет, журналов, в письмах.

      качественный или  количественный (контенет-анализ) – многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания;

     3. Наблюдение – метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

     — включенное (участвующее, соучаствующее) – действует  под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и цели исследования;

     — невключенное (простое) – исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вмешиваясь в ход его протекания;

     — формализованное (структурированное – разрабатывается детальный инструментарий (карточки и протоколы); стандартизированное (контролируемое) регистрирует  события по детально разработанной процедуре.

     — неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное) — лишь общим принципиальным планом, опирается на продуманную теорию и детальный анализ  проблемы исследования;

4. Эксперимент – исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики  явления (процесса, ситуации).

     — истинные эксперименты – организованные с соблюдением всех требований научного метода, выработанных естествознанием (программа исследования, выдвижения гипотез о причинно-следственных связей);

     — квазиэксперементы — нарушаются все мыслимые и немыслимые требования научного метода, а именно отсутствует программа исследования, не выдвигаются гипотезы и переменные;

     — натурные эксперименты  — изучаются аспекты поведения людей;

     — натуралистические эксперименты – искусственно конструируем условия и обстановку позволяющие собрать необходимую информацию  .       

     Заключение

      Эмпирическое исследование — это система логически последовательных методологических и методических и организационно – технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

     По применяемому методу сбора информации различают: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.                      

Источник: https://www.freepapers.ru/22/formalizovannye-i-neformalizovannye-sposoby-sbora/197426.1190172.list1.html

Выбор каналов коммуникации стр. 15 — стр. 15

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Выбор каналов коммуникации

Для рекламодателя, как и для любого другого коммуниканта, выбор канала, в котором протекали бы оптимальные коммуникационные процессы, является чрезвычайно ответственной задачей.

При использовании СМИ в качестве рекламного канала коммуникации должны учитываться следующие признаки:

  • система распределения информации (сколько людей получают информацию по данному каналу);
  • частота и периодичность прохождения информации по данному каналу;
  • специфика аудитории, использующей данный канал;
  • стоимость использования различных видов СМИ.

Одним из наиболее эффективных каналов доставки информации остаются газеты, благодаря большим тиражам и «покрытию» большинства территорий жизнедеятельности человека. Журналы передают информацию заинтересованному потребителю и имеют меньшие возможности, чем газеты из-за низкой периодичности.

*Эффективность коммуникативного процесса, осуществляемого с помощью радио зависит от конкурентоспособности канала. Телевидение – эффективным каналом воздействия, на массовую аудиторию, процесс осуществления коммуникации интенсивен и интерактивен.

Телевидение в отличие от кино значительно увеличило возможности коммуникации. Каналы и передачи имеют своих постоянных зрителей, которые достаточно активно включаются в обратную связь.

Интерактивное телевидение существенно увеличило эти возможности. Многие ведущие (коммуникаторы) идентифицированы и легко узнаваемы, имеют своих зрителей, которые в то же время не привязаны жестко к коммуникатору.

Пресса, как канал письменной коммуникации, резко отличается по своим коммуникативным возможностям от радио и телевидения, являющимися каналами устной и аудиовизуальной коммуникации.

Одновременное зрительное и слуховое восприятие информации в сочетании с ситуативным представлением телепередач резко увеличивает познаваемость, исключает многие «недосказанности».

Печать, обеспечивая регулярность выпуска, массовый тираж и адресность (своего читателя), имеет мощный механизм воздействия на большую аудиторию. Однако период «срабатывания», обратной связи выше, чем у интерактивных радио – и телепередач.

Телевидение и радио все чаще стали искать возможности использования механизма межличностных коммуникаций, приглашая на популярные интервью, «чашку чая», «беседы без галстука» и др. известных личностей, что создает эффект вовлечения в меж личностную коммуникацию и их поклонников.

Таким образом, коммуникационные процессы в различных каналах коммуникации сильно отличаются и ориентированы на аудиторию как на потребителей информации. Они представляют собой не только последовательную смену этапов протекания информации в различных направлениях, но и динамику изменения в коммуникационных системах.

*Эффективность коммуникационных процессов зависит и от возможностей сохранения информации на всех этапах осуществления коммуникации и отсутствия ее искажений во всех звеньях коммуникативной системы.

ПРИМЕР: Руководители различного уровня в производственном процессе чаще всего обращаются непосредственно к своим заместителям, передают им определенную информацию, требующую принятия определенных решений. Заместители, в свою очередь, осуществляют селекцию информации, т. е. определяют, какая часть информации должна передаваться дальше в соответствующем направлении.

Например, директор предприятия информирует своего заместителя о том, что при определенных обстоятельствах со следующего года возможно сокращение в подведомственных этому заместителю подразделениях. Заместитель директора передает начальникам производств через своего помощника информацию о том, что со следующего года возможно сокращение.

Начальник производства, получив информацию от заместителя директора, предупреждает начальников цехов, что им со следующего года придется работать при меньшей численности.

Начальники цехов в свою очередь сообщат на очередном совещании своим заместителям и начальникам отделов о том, что скоро им придется произвести сокращение, а заведующие секторов, получив информацию, сразу же приступают к сокращению штатов.

При числе ступеней передачи информации более 5 система становится чрезвычайно громоздкой, неоперативной и достаточно сильно искажающей информацию при селекции. Поэтому на практике, число таких ступеней не должно превышать 3-4. Кроме того, информация должна дублироваться по разным формальным и неформальным каналам.

Неформальные (неиерархические) каналы используют систему личных неслужебных коммуникаций. В отдельных случаях они могут не просто дублировать официальные иерархические каналы, а существенно корректировать информацию, проходящую через них, и выполнять контрольные функции.

НАПРИМЕР, дома за ужином помощник директора, общаясь со своим мужем – заведующим одним из секторов на том же предприятии, достаточно точно ретранслирует полученную во время совещания при директоре информацию о том, что со следующего года возможно сокращение на предприятии.

Муж, через три недели, получив эту информацию от своего начальника цеха на совещании, заранее имея информацию о предстоящем сокращении, усомнился в правильности указания начальника цеха, что немедленно нужно начать работу по сокращению штатов.

После перепроверки информации действия всех руководителей, уже приступивших к сокращению штатов, были скорректированы.

Сбой информации часто происходит и по другой причине – слишком велик объем передаваемой информации или слишком часто и слишком много передается детализированной информации по одному и тому же адресу.

ПРИМЕР: Показательным в этом отношении является пример деятельности управления по трудоустройству Вашингтона, проявившего столь сильную решимость рационализовать организационную структуру и рабочие процедуры, что стали собирать и систематизировать все приказы, уведомления, инструкции, формы и организационные схемы, исходящие из этого управления.

Все эти документы с коррективами вначале умещались в одной папке, затем – в двух, через полтора года – в восемнадцати, которые также со временем не смогли уместить весь объем материалов. Ежедневно курьеры данного управления обходили служебные здания в Вашингтоне и разносили последние добавления и коррективы.

Материалы были столь детализированы, что для проверки правильности размещения многочисленных папок на своих местах были наняты три дополнительных работника. В противном случае невозможно было вовремя по установленной системе собрать, обобщить и распространить информацию.

Материалы становились настолько объемными, что в качестве своеобразного путеводителя были вынуждены издать к Сборнику документов тематический указатель, а позднее – дайджест «Сборника документов». Директор одного из региональных отделений Управления по трудоустройству признался, что пытался найти смысл в издаваемых в огромном количестве инструкциях, но для этого всегда не хватало времени.

*Проследив пути прохождения любой информации от ее источника до реципиента можно обнаружить кроме формальных множество неформальных каналов, что существенно усложняет систему.

Так или иначе, избежать сложностей обеспечения коммуникаций многим большим и малым, простым и сложным коммуникативным системам не удается. Информация из источника ее происхождения поступает в центр, принятия решений, а оттуда дальше по указанным адресам.

Эффективность обмена информацией является одним из основных критериев выбора схемы коммуникаций.

Обмен информацией можно разделить на три вида:

  1. Инициированный получателем обмен информации.

  2. Передача информации от источника по его инициативе.

  3. Стандартизированный обмен информацией по установленным заведомо правилам.

Л. Я. Аверьянов считает, что «потребность во взаимодействии есть потребность в освоении результатов деятельности объекта и субъекта, которая одновременно становится и полем их деятельности.

Взаимодействие – это потребление результатов деятельности друг друга для решения каждый раз своей собственной задачи и тем самым для реализации общей задачи». (Л. Я. Аверьянов. В поисках своей идеи. Часть I.

– М., 2000. – С. 2)

Далее автор в книге «В поисках своей идеи» констатирует: «Не имея возможности существовать отдельно друг от друга, они постоянно находятся в состоянии противоречия и противоборства, что и обусловливает их прогрессивное развитие». (Там же. – С. 23.)

«Полная доброжелательность и враждебность со всеми возможными градациями и нюансами – это и знаковая система, демонстрирующая другому человеку, как к нему относятся и как он должен себя вести.

Изменить отношения – прежде всего изменить либо свою концепцию, либо действия другого человека как объекта, сделать их, так или иначе, адекватными друг другу.

Чаще всего и, надо сказать, гораздо выгоднее для себя, изменить свою собственную концепцию, сделать ее адекватной движению объективной реальности, т. е.

движению объекта, и тем самым привести в соответствие со своими собственными интересами, а значит наилучшим образом решить свои задачи». (Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Часть I. – М., 2000. – С.24)

Процесс обмена информацией, таким образом, протекает по планируемой, формализованной или непланируемой, неформальной схеме.

В организациях существуют официальные структуры, которые информацию собирают, обрабатывают, формализуют и передают по назначению. Эта система дополняется неформальным прохождением информации по стихийным каналам.

Обмен информацией по формализованным каналам

В государственных, общественных, коммерческих структурах административные инструкции определяют, кому, с кем, в какое время и по какой форме обмениваться информацией. Чем строже формализована и закрыта структура, тем подробнее прорабатываются такие инструктивные документы, жестче организуется планирование и направление информации по строго определенным каналам, имеющим предписанные формы.

В военных организациях, например, сложные схемы передачи информации излагаются в специальных, а отдельные – в секретных инструкциях.

Одним из способов формализации информации являются бланки, формы, которые необходимо заполнять и отправлять по адресу в установленные сроки.

Указания по заполнению размещаются и на самих бланках, и в специальных руководствах. В них указываются случаи, в каких применяются данные формы; заполняемое количество экземпляров; адреса рассылки; лица, ответственные за заполнение разделов или всего бланка; дополнительная информация.

Удобство бланков как для инициаторов информации, так и для пользователей сделало их распространенными практически во всех сферах жизнедеятельности. К их недостаткам можно отнести отсутствие гибкости.

Большинство организаций разрабатывают планы обмена информацией и детализации каналов ее распространения. Такие планы, исполнение которых приобретает обязательный характер для различных подразделений, служб и должностных лиц, становятся действенным инструментом осуществления обмена информацией. Они тесно связаны формальной системой властных полномочий в организации.

Иерархическая структура, наделенная полномочиями контролировать процесс обмена информацией и регулирование каналов протекания информации, резко усиливает свои властные функции.

Формализованные схемы обмена информации «усекают» ее значительную часть и поэтому должны периодически корректироваться с учетом происходящих изменений в структуре коммуникативной системы (субъектах, каналах коммуникации), а также в окружающей ее социальной, экономической, правовой и других средах.

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Неформализованная система может существенно восполнить пробел, связанный с потерей (недополучением) части информации. Существует достаточно много способов осуществления такого обмена (продвижения) информации.

ПРИВЕДЕМ ПРИМЕР. Несколько друзей, работающих на различных участках крупного производства, регулярно по субботам ходят вместе в баню. Они во время отдыха охотно обмениваются информацией о наиболее существенных новостях в своих подразделениях.

Жена одного из работников является специалистом по связям с общественностью и делится информацией с мужем, тот, в свою очередь, сообщает подробности своим друзьям. Последние сообщают информацию сотрудникам своего участка. Такой обмен информацией может сыграть как позитивную, так и негативную роль.

Неформальные каналы обмена информацией играют позитивную роль, если они дополняют формальную информационную структуру и помогают организационной структуре или всей организации выполнять свои задачи быстро и качественно.

Если неформальные каналы обмена информацией вносят разлад в соотношение иерархических полномочий и затрудняют их координацию, и тем более мешают выполнению основных структурных и функциональных задач, то их негативные последствия очевидны.

Линии формального построения связей и передачи по ним информации в данном случае являются неформализованными стихийными каналами коммуникаций.

При всем нежелании руководства фирмы распространять информацию по стихийным каналам, зачастую это становится неизбежностью.

*Неформальный обмен информацией происходит не только внутри структуры организации, но и вне ее.

Частное общение формирует свою структуру неформальных социальных групп, в функционировании которых участвует не только межличностная коммуникация, основанная на непроизводственных (досуговых интересах, но и производственных.

Это происходит из-за неумения или нежелания ограничивать включения во внеслужебные общения служебной информации. Полномочия работников, владеюших служебной информацией, должны быть определены и в части ее разглашения.

*Часто неформально переданная информация имеет «налет субъективности» и бывает, соответственно, искаженной. Когда формальная система передачи начинает давать сбои, усиливается неформальная составляющая в общей системе обмена информацией. В этом случае люди, пользующиеся неформальными каналами связи, выводящими их на верхние ступени иерархической структуры, становятся влиятельными.

Социальные коммуникации представляют собой процесс взаимодействия между индивидуумами и группами людей, при котором происходит обмен информацией.

В межличностных коммуникациях роль канала коммуникации выполняют слова и предложения.

Слово, по мнению Г. Г. Шпета, является образом, формой, обликом, идеальной плотью мысли. Услышав слово, человек различает его:

  1. как голос какого-либо человека;

  2. голос конкретного человека;

  3. знак особого состояния человека;

  4. признак принадлежности человека к определенному социуму;

  5. часть определенного языка;

  6. определенный смысл;

  7. культурную форму слова;

8) отношение человека к произносимому им. (См.: Шпет Г. Г. Сочинения. – М.: Правда, 1989. – С. 384.)

Естественно, в общении собеседники так или иначе используют все семь признаков слова.

«Мысль рождается в слове и вместе с ним. Даже и этого мало – мысль зачинается в слове. Оттого-то и нет мертворожденных мыслей, а только мертвые слова; нет пустых мыслей, а только – пустые слова; нет позорных мыслей, а только позорные слова; нет потрясающих мир мыслей, а только – слова» (там же – С.403).

Слово, по Шпету, выполняет важные социальные функции, развивая и стабилизируя язык. В этом смысле слова можно разделить на слово-образ и слово-термин.

В первом случае (слово-образ) слово может в свободной форме наложено на признак, случайно бросившийся в глаза (так происходит в поэзии) и, таким образом, слово как бы регистрирует новый опыт.

Слово-термин находится в языково-понятийной системе и служит для упорядочения и сохранения культурного строя речи.

В речевой деятельности используется стройно организованная система слов.

Речь является одним из видов коммуникативной деятельности человека.

Речь возникла как средство координации совместной деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания.

Среди других (выражения, воздействия, мышления и пр.) наибольшее значение придается коммуникативной функции речи. Коммуникативная направленность речи ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/2218520-p15.html

Формализована и закрыта структура, тем подробнее прорабатываются такие инструктивные

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

документы, жестче организовывается планирование и направление информации по строго

определенным каналам, имеющим предписанные формы. В военных организациях, например,

Сложные схемы передачи информации излагаются в специальных, а отдельные — в секретных

Инструкциях.

Одним из способов формализации информации являются бланки, формы, которые необходимо

Заполнять и отправлять по адресу в установленные сроки. Указания по заполнению размещаются

И на самих бланках, и в специальных руководствах. В них указываются случаи, в каких

Применяются данные формы; заполняемое количество экземпляров; адреса рассылки; лица,

Ответственные за заполнение разделов или всего бланка; дополнительная информация. Удобство

Бланков как для инициаторов информации, так и для пользователей сделало их

Распространенными практически во всех сферах жизнедеятельности. К их недостаткам можно

Отнести отсутствие гибкости.

Большинство организаций разрабатывают планы обмена информацией и детализации каналов ее

аспространения. Такие планы, исполнение которых приобретает обязательный характер для

Различных подразделений, служб и должностных лиц, становятся действенным инструментом

Осуществления обмена информацией. Они тесно связаны формальной системой властных

Полномочий в организации. Иерархическая структура, наделенная полномочиями контролировать

Процесс обмена информацией и регулирование каналов протекания информации. Резко усиливает

Свои властные функции.

Формализованные схемы обмена информации «усекают» ее значительную часть и поэтому

Должны периодически корректироваться с учетом происходящих изменений в структуре

Коммуникативной системы (субъектах, каналах коммуникации), а также в окружающей ее

Социальной, экономической, правовой и других средах.

Обмен информацией посредством неформализованных каналов

Неформализованная система может существенно восполнить пробел, связанный с потерей

(недополучением) части информации. Существует достаточно много способов осуществления

Такого обмена (продвижения) информации.

Приведем пример. Несколько друзей, работающих на различных участках крупного производства,

Регулярно по субботам ходят вместе в баню. Они во время отдыха охотно обмениваются

Информацией о наиболее существенных новостях в своих подразделениях. Жена одного из

Работников является специалистом по связям с общественностью и делится информацией с

Мужем, тот, в свою очередь, сообщает подробности своим друзьям. Последние сообщают

Информацию сотрудникам своего участка. Такой обмен информации может сыграть как

Позитивную так и негативную роль. Неформальные каналы обмена информацией играют

Позитивную роль, если они дополняют формальную информационную структуру и способствуют

Выполнять организационной структуре или всей организации выполнять свои задачи быстро и

Качественно. Если неформальные каналы обмена информацией вносят разлад в соотношение

Иерархических полномочий и затрудняет их координацию, и тем более мешают выполнению

Основных структурных и функциональных задач, то их негативные последствия очевидны.

Линии формального построения связей и передачи по ним информации в данном случае являются

Неформализованными стихийными каналами коммуникаций. При всем нежелании руководства

Фирмы распространять информацию по стихийным каналам, зачастую это становится

Неизбежностью.

Неформальный обмен информацией происходит не только внутри структуры организации, но и

Вне ее. Частное общение формирует свою структуру неформальных социальных групп, в

Функционировании которых участвует не только межличностная коммуникация, основанная на

Предыдущая43444546474849505152535455565758Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/11x44b3.html

Scicenter1
Добавить комментарий