Общая норма прибыли: Средняя норма прибыли может быть представлена как средняя из

Средняя норма прибыли

Общая норма прибыли: Средняя норма прибыли может быть представлена как средняя из

Таким образом,постоянная миграция (перелив) капиталовв поисках более эффективного своегоприложения вызывает постепенноевыравнивание отраслевых норм прибыли.Можно исходить и из обратного положения:идет процесс выравнивания издержек,или формирования средних издержек, всоответствии с которыми предпринимателии получают прибыль.

Однако необходимопомнить, что средние издержки, средняянорма прибыли — это всего лишь всеобщаятенденция, устремленная к всеобщемуравновесию, которое со столь же неизменнойсилой нарушается под воздействиемобъективного развития научно-техническогои социально-экономического прогрессаи конуренции.

Условно данный процессвыравнивания норм прибыли можно выразитьформулой:

,

где — средняя норма прибыли; — абсолютная величина полученной прибылив обществе; — абсолютная величина авансированногокапитала обществом во все сферыхозяйственной деятельности.

В результатевыравнивания норм прибыли различныхотраслей и сфер хозяйственной деятельностиреализуется принцип: равновеликиекапиталы приносят равновеликие прибыли.

Однако не надо полагать, что, осуществивинвестиции в любую сферу хозяйственнойдеятельности, мы обеспечили получениеприбыли в соответствии со сложившейсясредней нормой прибыли.

Это достижимолишь в том случае, если дело организованокак минимум на среднем уровнетехнологических, технико-экономических,организационно-экономических исоциально-управленческих требований,предъявляемых к производству.

6. Преимущества, недостатки рынка и роль государства в рыночной экономике

Ограничившисьпока общим представлением о рынке, егоструктуре и механизме конкуренции,обратимся к его преимуществам инедостаткам. Кроме того, короткоостановимся на роли государства врыночной экономике.

К преимуществамрынка обычно относят:

  • эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
  • возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
  • высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
  • быстрое использование достижений науки и техники;
  • свободу выбора и действий предпринимателей и потребителей;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
  • относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.

Основныминедостатками рынка являются:

  • отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
  • отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
  • неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
  • отсутствие гарантий на труд;
  • неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
  • нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам.

В связи с наличиемпроблем, решение которых с помощьюрыночного механизма маловероятно,возникает необходимость участиягосударства в хозяйственной деятельности,проведения им экономической политики,отвечающей задачам национальнойэкономики.

Исходя из объективнойпотребности обеспечениясоциально-экономического прогресса,государство призвано выполнять следующиедве основные функции: первая — созданиенормальных условий для работы рыночногомеханизма; вторая — дополнение рыночногомеханизма элементами, обеспечивающимирешение важнейших проблем, разрешениекоторых с помощью рыночных отношенийосуществить невозможно.

Выполняя вышеуказанныефункции, государство несет ответственностьза обеспечение антимонопольной политики,которая должна базироваться назаконодательных актах, направленныхна поддержание и развертываниеконкуренции. В связи с тем, что денежноехозяйство является

монополиейгосударства, оно призвано обеспечитьздоровое денежное обращение.

В то же времягосударство, выступающее гарантом правчеловека, призвано заботиться о социальнойзащищенности населения, временноиспытывающего экономические затруднения,а также оказывать временную поддержкунаращиванию интеллектуального идуховного потенциала нации, развитиютех сфер человеческой деятельности,которые в полном или достаточном объемене могут функционировать на коммерческойоснове (оборона, социальное страхование,наука, образование, культура). Длявыполнения данных функций государстводолжно располагать необходимымисредствами, которые формируются восновном за счет налогов.

Наиболее важнойфункцией государства является обеспечениеусловий для смягчения циклическогоразвития экономики, которая на протяжениидлительных периодов испытывает топодъемы, то спады.

Государство вынужденонередко прибегать к проведению тех илииных мероприятий, которые либо недопускают «перегрева» экономики, либосмягчают падение производства, либовыводят экономику из депрессивногосостояния.

В целом современные национальныеэкономики развитых стран сочетаютэлементы рынка, плана и государственногорегулирования. Поэтому можно с уверенностьюсказать, что как нет свободных рынков,так и не существует в мире нерегулируемыхнациональных экономик.

Причем многиестраны активно используют прогностическиерасчеты, индикативное планированиенародного хозяйства и программно-целевыеметоды регулирования развития отдельныхотраслей, их комплексов или отдельныхрегионов.

Выводы

1. Рынок — этосистема экономических связей, базирующаясяна меновых отношениях, т.е. на платностии возмездности приобретаемых

товаров и услуг.В свою очередь отношения обмена являютсяпроизводными от товарного производства,которое, в свою очередь, предопределяетсяналичием разделения труда и обособленныхсобственников средств производства ипродуктов труда.

2. По своемуназначению вся произведенная продукцияраспадается на предметы потребления ина средства производства.

Первыепредназначены для удовлетворениянепосредственных потребностей людей,вторые — для использования в процессепроизводства с целью решения задачи поудовлетворению потребностей обществав необходимых благах.

Поэтому товарныйрынок распадается на рынок товаровпотребительского назначения и рыноктоваров производственного назначения,т.е. рынок средств производства, илиинвестиционных товаров.

3. Другим крупнымрынком является рынок ресурсов, в которыйвключаются рынок труда, рынок капитала(ссудного и фиктивного) и рынок земли.На рынке труда товаром выступает рабочаясила. Ее ценой является заработнаяплата.

На рынке капиталов агентамивыступают владельцы финансового капиталаи предприниматели реального сектораэкономики. В качестве регулирующей ценына этом рынке используется процент(процентная ставка).

На рынке земли вотношения обмена вступают собственникиземли и арендаторы как покупатели. Ценойтовара «земля» является рента.

4. Для нормальногофункционирования рынка формируетсяего инфраструктура — система институтов,призванных содействовать рыночнымотношениям. К ней относится розничнаяи оптовая торговля, торговая и фондоваябиржи, биржи труда, банковская система.

5. Свободный, илисовершенный рынок характеризуетсяатмосферой полной свободы, непринужденности,абсолютным равенством всех участниковрыночных отношений. Основными егопризнаками являются открытость рынкадля входа и выхода из него, отсутствиеэлементов

монополизма иконтроля над ценами, абсолютнаямобильность ресурсов, свободный доступк исчерпывающей информации о рыночнойситуации. На таком рынке царит свободная,или частная конкуренция.

6. Конкуренциябывает внутриотраслевая и межотраслевая.Внутриотраслевая конкуренцияхарактеризуется соперничествомконтрагентов на рынке определенноготовара.

Объектом конкуренции выступаетмасса получаемой прибыли. Межотраслеваяконкуренция возникает между представителямиразличных отраслей.

Объектом конкуренцииявляется норма прибыли, которая указываетна уровень доходности вложения капиталав ту или иную отрасль.

7. Несмотря надостоинства рыночной системы, существуютпроблемы, решение которых невозможноили маловероятно с помощью рынка. Сцелью разрешения таких проблем государствовынуждено либо брать на себя это бремя,либо создавать условия для их разрешения.

Источник: https://studfile.net/preview/3938507/page:10/

Рентабельность

Общая норма прибыли: Средняя норма прибыли может быть представлена как средняя из

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство — это производство, не приносящее прибыли.

Отрицательная рентабельность — это убыточная деятельность. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей — коэффициентов.

Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы (два вида): рентабельность продаж и рентабельность активов.

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Формула рентабельности:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Помимо приведенного выше расчета (рентабельность продаж по валовой прибыли; англ.: Gross Margin, Sales margin, Operating Margin), существуют и другие вариации расчета показателя рентабельности продаж, но для расчета всех их используются только данные о прибылях (убытках) организации (т.е. данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», не затрагивая данных Баланса). Например:

  • рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).
  • рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая прибыль на рубль выручки от продаж (англ.: Profit Margin, Net Profit Margin).
  • прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Рентабельность активов

В отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е.

показатель из формы №2 «Отчет о финансовых результатах» делится на среднее значение показателя из формы №1 «Бухгалтерский баланс».

Рентабельность активов, как и рентабельность собственного капитала, можно рассматривать в качестве одного из показателей рентабельности инвестиций.

Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:

Ra = P / A

где: Ra — рентабельность активов; P — прибыль за период;

A — средняя величина активов за период.

Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала):

Рентабельность собственного капитала (ROE)Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала.
Рентабельность инвестированного капитала (ROCE)Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.
Рентабельность производственных фондовОтношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов

Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.

Нужный уровень рентабельности достигается с помощью организационно-технических и экономических мероприятий. Повысить рентабельность — значить получить больший финансовый результат при меньших расходах. Порог рентабельности — это точка, отделяющая прибыльное производство от убыточного, точка, в которой доходы предприятия покрываю его переменные и условно-постоянные затраты.

Смотрите также

Источник: https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/performance/profitability.html

Как рассчитать рентабельность проекта: формула и примеры

Общая норма прибыли: Средняя норма прибыли может быть представлена как средняя из

Таким образом, среднегодовая чистая прибыль = (400 000 + 512 000 + 307 000) / 3 = 406 000 рублей.

ARR = (406 000 / ½ * 3 000 000) * 100% = 27%

Вариант 2. Расчет с учетом остаточной стоимости имущества

Применяется, если нужно учесть остаточную стоимость актива. То есть разницу между его первоначальной стоимостью и суммой износа, начисленной за весь срок его использования.

ARR = (чистая среднегодовая прибыль / ½ * (первоначальные инвестиции — остаточная стоимость)) * 100%

Например. Предприниматель планирует купить производственную линию за 5 200 000 рублей. Износ будет начисляться линейным способом на протяжении пяти лет, то есть каждый год на расходы будет списываться по 1 000 000 рублей. Остаточная стоимость оборудования по истечении срока его эксплуатации составит 200 000 рублей. Прогнозируемая среднегодовая прибыль — 400 000 рублей.

ARR = (400 000 / ½ * (5 200 000 — 200 000)) * 100% = 16%

Вариант 3. Расчет по размеру первоначальных инвестиций

Применяется для оценки проектов, которые обеспечивают равномерный объем доходов на очень длительный или неопределенный срок. К таким проектам относится, например, покупка недвижимости, которую можно сдавать в аренду в течение многих лет.

ARR = (чистая среднегодовая прибыль / сумма инвестиций) * 100%

Например, компания планирует купить недвижимость и сдавать ее в аренду коммерческим предприятиям. Стоимость объекта нежилого фонда — 100 миллионов рублей. Ожидаемая среднегодовая сумма прибыли — 30 миллионов рублей. Подсчитаем рентабельность проекта.

ARR = 30 / 100 * 100% = 30%

Итак, рентабельность проекта отражает прибыльность объекта инвестирования. Чем она выше, тем больше прибыли получит вкладчик.

Величина показателя сравнивается:

  1. во-первых, с показателем рентабельности собственного капитала самого предприятия: учетная норма прибыли проекта должна быть выше;
  2. во-вторых, со среднеотраслевыми значениями рентабельности капитала (показателями конкурентов).

Например, рентабельность собственного капитала компании составляет 30%. То есть на 1 рубль, вложенный в свой бизнес, предприятие получает 30 копеек чистой прибыли.

Руководству предложили поучаствовать в новом проекте, норма прибыли которого оценивается в 20%. Стоит ли компании принять предложение? Если других выгод вроде выхода на новые рынки или улучшения деловой репутации сделка не принесет, то не стоит.

Ведь доходов от этого проекта будет меньше, чем может получить фирма от своей обычной деятельности.

Универсального значения учетной нормы прибыли не существует. Она зависит от отрасли, в которой планируется реализовать проект. Например, для сельского хозяйства норма прибыли в 15% — очень хороший показатель, он выше среднеотраслевой рентабельности капитала. А для строительства и 50% будет недостаточно.

Величина показателя должна соответствовать степени риска.

Если инвестируется стабильное предприятие, давно и плотно занявшее свою нишу на рынке, норма прибыли на уровне среднеотраслевых значений считается хорошей.

Но если вкладчику предстоит инвестировать новый инновационный проект, когда существует риск потери дохода или всех вложенных денег, норма рентабельности должна быть на порядок выше.

Если вкладчик выбирает самый доходный проект из нескольких, нужно рассчитать и сравнить нормы прибыли по каждому из них.

Преимущества и недостатки

Основное достоинство учетной нормы прибыли — простота расчета. С другой стороны, она не учитывает такие факторы:

Стоимость денег во времени
В данном случае деньги, поступающие на n-ый год реализации проекта, оцениваются по тому же уровню рентабельности, что и поступления в первый год. Один рубль сегодня стоит больше, чем через год.

Деньги можно пустить в оборот и на конец года получить реальный доход. Если же инвестор сможет вернуть вложения только через несколько лет (проект с длительным сроком реализации), то он потеряет возможность получения такого дохода.

Кроме того, деньги ежегодно дешевеют из-за инфляции.

Распределение прибыли по годам
Например, инвестор рассматривает два взаимоисключающих проекта. Базовые данные в обоих случаях идентичны: стоимость 20 миллионов рублей, ожидаемая среднегодовая прибыль — 6 миллионов рублей. На первый взгляд проекты выглядят равнозначными, поскольку учетная норма прибыли одинакова:

ARR = (6 / ½ * 20) * 100% = 60%

Однако прогнозируемые объемы прибыли по годам заметно отличаются. В таблице приведены ожидаемые показатели за пять лет реализации проекта.

Из таблицы видно, что второй проект привлекательней для инвестора, поскольку прибыль в первые два года здесь значительно выше.

Разницу в продолжительности срока жизни активов
Если оценивать несколько проектов равной стоимости с приблизительно равной суммой ежегодной прибыли, но разным сроком эксплуатации актива, то результат расчетов будет очень схож. Однако если срок службы активов заметно отличается, то инвестору выгоднее вложить деньги в тот проект, который просуществует дольше.

Сложность прогнозирования будущей прибыли
Если речь идет о новом бизнесе, то прогнозирование прибыли может вызывать затруднения. А в условиях отечественной экономики разброс между ожидаемым и реальным результатом может быть значительным.

Использование различных методов амортизации
Например, амортизация на предприятии начисляется не линейным, а иным способом, то есть сумма варьируется из года в год и спрогнозировать ее нереально. В таком случае расчет по приведенному алгоритму теряет смысл.

Вывод: учетная норма прибыли — удобный и простой инструмент, но область его применения ограничена. Он хорошо подходит для прогнозирования прибыли от внедрения краткосрочных проектов при условии равномерного поступления доходов.

Источник: https://spark.ru/startup/seeneco/blog/55540/kak-rasschitat-rentabelnost-proekta-formula-i-primeri

Норма чистой прибыли

Общая норма прибыли: Средняя норма прибыли может быть представлена как средняя из

Исчисление нормы чистой прибыли маржи чистой прибыли позволяет разработать простой и интуитивно понятный показатель прибыльности компании по отношению к ее общей выручке. Это простой способ определить, насколько велика прибыль, полученная за один рубль продаж.

 Владельцы бизнеса, инвесторы и акционеры обычно предпочитают более высокий коэффициент рентабельности чистой прибыли (также называемый «нормой чистой прибыли»), поскольку он указывает на общее финансовое состояние компании и информирует о том, является ли бизнес-модель фирмы эффективной и устойчивой.    

Нормы чистой прибыли используется для оценки эффективности управления компанией и прогнозирования будущей прибыльности на основе прогнозов менеджмента по продажам.

 Сравнивая чистую прибыль с общим объемом продаж, инвесторы могут видеть, какой процент доходов идет на оплату операционных и внереализационных расходов, какой процент остается для выплаты акционерам или реинвестирования в компанию.

Что такое норма чистой прибыли?

Норма чистой прибыли – это финансовый коэффициент, используемый для расчета процента чистой прибыли, которую компания получает, к общему доходу. Он измеряет сумму чистой прибыли, которую компания получает за рубль полученной выручки.

Норма чистой прибыли  обычно выражается в процентах, но также может быть представлена ​​в десятичной форме.

Важно! Норма чистой прибыли каждой компании может быть разной в зависимости от отрасли, в которой фирма работает.

Концепция

Норма чистой прибыли  – это коэффициент рентабельности, который измеряет процент чистой прибыли к продажам. Сравнение чистой прибыли двух разных периодов или двух разных компаний иногда может быть неуместным из-за различий в размерах.

Индикатор используется для описания способности компании получать прибыль, а также для рассмотрения разных сценариев, таких как рост расходов, который считается неэффективным. Он широко используется в финансовом моделировании и оценке компаний .

Норма чистой прибыли  является сильным показателем общего успеха фирмы и обычно указывается в процентах. Увеличение выручки может привести к убыткам, если за этим последует увеличение расходов. С другой стороны, снижение выручки, а также жесткий контроль над расходами могут привести к дальнейшему увеличению прибыли компании.

Высокое значение коэффициента означает, что компания способна эффективно контролировать свои расходы и предоставлять товары или услуги по цене, значительно превышающей ее затраты. Следовательно, высокое значение соотношения может быть обусловлено следующими факторами:

  • эффективное управление;
  • низкие затраты (расходы);
  • сильные ценовые стратегии.

Низкое значение нормы чистой прибыли означает, что компания использует неэффективную структуру затрат и стратегию неправильного ценообразования. Следовательно, низкое значение индикатора может быть обусловлено:

  • неэффективное управление;
  • высокие затраты (расходы);
  • слабые ценовые стратегии.

Важно! Инвесторы должны использовать значение нормы чистой прибыли  как общее представление о прибыльности компании, а также начать более глубокое исследование причин увеличения или уменьшения эффективности по мере необходимости.

О чем говорит данный индикатор?

Норма чистой прибыли указывает на то, что бизнес правильно оценивает свою продукцию и осуществляет хороший контроль над расходами. Это применимо для сравнения результатов предприятий в одной и той же отрасли, поскольку все они подчиняются одной бизнес-среде и клиентской базе и могут иметь приблизительно одинаковую структуру затрат.

Норма чистой прибыли используется в основном для внутреннего сравнения. Трудно достаточно точно сравнить коэффициент для разных предприятий.

 Механизмы работы и финансирования отдельных предприятий настолько различны, что они имеют разные уровни расходов. Поэтому сравнение одного с другим не имеет смысла.

 Низкая норма прибыли указывает на низкую маржу безопасности: более высокий риск того, что снижение продаж приведет к потере прибыли и к чистому убытку или отрицательной марже.

Норма чистой прибыли влияет на все виды деловой активности компании, включая:

  • общий доход;
  • весь исходящий денежный поток;
  • дополнительные источники дохода;
  • стоимость проданных товаров;
  • прочие операционные расходы;
  • долговые платежи, включая уплаченные проценты;
  • инвестиционный доход;
  • доход от вторичных операций;
  • единовременные платежи за чрезвычайные события, такие как судебные иски и налоги.

Норма чистой прибыли является одним из важнейших показателей финансового состояния компании. Отслеживая увеличение и уменьшение коэффициента, компания может спрогнозировать прибыль на основе выручки. Поскольку компании выражают норму чистой прибыли в процентах, а не в рублях, то можно сравнить прибыльность двух или более предприятий независимо от их размера.

Инвесторы могут оценить, приносит ли руководство компании достаточно прибыли от продаж и сдерживаются ли эксплуатационные и накладные расходы.

 Например, компания может получать растущий доход, но если ее операционные расходы растут более быстрыми темпами, чем доход, ее чистая прибыль уменьшится.

 В идеале инвесторы хотят видеть увеличение маржи, означающее, что норма чистой прибыли со временем вырастит.

Большинство публичных компаний и корпораций  сообщают о размерах чистой прибыли ежеквартально в отчете о финансовых результатах, а также в своих годовых отчетностях. Компании, которые могут увеличить свою чистую прибыль с течением времени, обычно получают вознаграждение в виде роста цен на акции, что тесно связано с ростом прибыли.

Ограничения при расчетах

На маржу чистой прибыли могут повлиять единичные ситуация, такие как продажа актива, что временно увеличит прибыль. Норма чистой прибыли не влияет на продажи или рост выручки, а также не дает представления о том, управляет ли руководство своими производственными затратами.

Лучше всего использовать несколько коэффициентов и финансовых показателей при анализе компании. Норма чистой прибыли обычно используется в финансовом анализе, наряду с рентабельностью по валовой и операционной прибыли.

Важно! При расчете нормы чистой прибыли аналитики обычно сравнивают этот показатель с различными компаниями, чтобы определить, какой бизнес работает лучше всего.

Данный индикатор может сильно различаться между компаниями в разных отраслях. Например, компании в автомобильной промышленности могут говорить о высоком коэффициенте рентабельности, но меньшем доходе по сравнению с компанией в пищевой промышленности. Компания в пищевой промышленности может показать более низкий коэффициент прибыли, но более высокий доход.

Рекомендуется сравнивать только компании одного сектора с аналогичными бизнес-моделями.

Другие ограничения включают возможность неверной интерпретации нормы чистой прибыли и показателей движения денежных средств. Низкая чистая прибыль не всегда указывает на плохо работающую компанию. Кроме того, высокая норма не обязательно означает высокие денежные потоки.

Формула и расчет

Расчет нормы чистой прибыли включает информацию, представленную в отчете о финансовых результатах.

Норма чистой прибыли рассчитывается по следующей формуле:

НЧП = ЧП / В * 100%,

где    НЧП – норма чистой прибыли, %

ЧП – чистая прибыль, т.р.;

В – выручка, т.р.

Формула расчета по отчетности:

НЧП = стр. 2400/стр.2110*100%

Важно отметить, что «чистый объем продаж» используется в вычислениях. Чистая выручка равна валовой выручке за вычетом скидок, возвратов и скидок. Использование чистых продаж вместо валовых продаж делает вычисления более точными, поскольку отражается «истинный» доход от продаж.

Схема расчета показателя представлена тут.

Схема расчета

Методика расчета показателя следующая:

  • в отчете о прибылях и убытках вычесть стоимость проданных товаров, операционные расходы, прочие расходы, проценты (по долгам) и налоги из выручки;
  • разделить результат на доход;
  • перевести цифру в процент, умножив ее на 100.

Элементы формулы расчета

Общая сумма выручки  или общий объем продаж включает все деньги, которые компания заработала в результате своей деятельности за период. Обычно она является первой строкой, указанной в отчете о прибылях и убытках.

Чистый доход представляет собой сумму дохода, оставшегося после того, как все расходы были оплачены за период. Эта сумма всегда расположена в нижней части отчета о финансовых результатах.

Факторы, влияющие на расчет

Чистая прибыль зависит от ряда факторов, которые включают в себя:

  • сопоставимость. Низкая чистая прибыль в одной отрасли, такой как продукты питания, может быть приемлемой, потому что ТМЦ обращаются быстро. Наоборот, может возникнуть необходимость в получении высокой чистой прибыли в других отраслях просто для того, чтобы генерировать достаточный денежный поток для покупки основных средств или финансирования оборотного капитала;
  • леверидж. Компания может предпочесть рост за счет долгового финансирования, а не долевого варианта. В этом случае она понесет значительные процентные расходы, что приведет к снижению чистой прибыли. Таким образом, решение о финансировании влияет на размер чистой прибыли;
  • соблюдение бухгалтерского учета. Компания может накапливать статьи доходов и расходов в соответствии с различными стандартами бухгалтерского учета, но это может дать неправильное представление о ее денежных потоках. Большие амортизационные расходы могут привести к низкой норме чистой прибыли, даже если денежные потоки высоки;
  • нерабочие активы. Норма чистой прибыли может быть радикально искажена из-за наличия необычно больших внереализационных прибылей или убытков. Например, большая выручка от продажи подразделения может создать большую норму чистой прибыли, даже если операционные результаты компании являются низкими;
  • краткосрочный фокус. Руководство компании может намеренно сократить расходы, которые снижают способность бизнеса конкурировать в долгосрочной перспективе, такие как техническое обслуживание оборудования, исследования и разработки, а также маркетинг, чтобы увеличить размер чистой прибыли;
  • налоги. Если компания может применить перенесенный чистый убыток от операционной деятельности в свою прибыль до налогообложения, она может зафиксировать большую норму чистой прибыли. С другой стороны, управление может попытаться ускорить признание неденежных расходов с тем, чтобы минимизировать сумму налогового обязательства. Таким образом, конкретный налоговый сценарий может существенно повлиять на норму.

Существует ли оптимальное соотношение рентабельности чистой прибыли?

Если прибыль компании не является отрицательной, то формула нормы чистой прибыли должна давать значение от 0% до 100%. На практике часто бывает трудно найти оценки, превышающие 30%.

Типовые значения этого показателя зависят от направленности бизнеса. Если компания сталкивается с жесткой конкуренцией, то чистая прибыль, вероятно, будет ниже по сравнению с ситуацией, когда фирма являетесь единственным поставщиком на рынке.

Важно! Следовательно, нормативные значения этого показателя являются полностью относительными. Также полезно сравнить показатели рентабельности с показателями ликвидности, такими как коэффициент текущей ликвидности, чтобы получить более широкую картину финансовой позиции компании.

Основное правило

Как правило, предприятия должны стремиться поддерживать норму чистой прибыли, превышающей средний показатель по отрасли, в которой участвует бизнес. В то же время бизнес должен также поддерживать тенденцию с таким соотношением, которое улучшается медленно с течением времени. Компания может поддерживать низкий коэффициент, находя способы снизить расходы.

Примеры расчетов

Пример № 1. Возьмем условные данные для расчетов, представлены в таблице ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=P3MeZFwmwP4

Исходные данные для расчетов, т.р.

Показатель2017 год2018 год
Выручка4589978955
Себестоимость3741154711
Коммерческие расходы12452555
Управленческие расходы8993444
Доходы от участия179588
Проценты к получению255741
Проценты к уплате322231
Прочие доходы247737444
Прочие расходы29873471

Расчеты производим следующим образом:

  • определяем значение прибыли до налогообложения в таблице ниже.

Расчет прибыли до налогообложения, т.р.

Показатель2017 год2018 год
Выручка4589978955
Себестоимость3741154711
Коммерческие расходы12452555
Управленческие расходы8993444
Доходы от участия179588
Проценты к получению255741
Проценты к уплате322231
Прочие доходы24773444
Прочие расходы29873471
Прибыль до налогообложения774426204

определяем значение налога на прибыль:

2017 год: 7744*0,2 = 1549 т.р.

2018 год: 26204*0,2 = 5241 т.р.

  • определяем значение чистой прибыли:

2017 год: 7744-1549 = 6195 т.р.

2018 год: 26204-5241 = 20963 т.р.

Пример № 2.

Компания A и компания B имеют норму чистую прибыль 12% и 15% соответственно. Обе компании заработали 150 000 рублей. Сколько чистой прибыли получила каждая компания?

Шаг 1. Использование формулы:

Норма чистой прибыли = чистая прибыль / выручка.

Чистая прибыль = норма чистой прибыли * выручка

Шаг 2. Рассчитать чистую прибыль для каждой компании:

Компания А:

Чистая прибыль = норма чистой прибыли * доход = 12% * 150 000 = 18 000 рублей.

Компания Б:

Чистая прибыль = норма чистой прибыли * доход = 15% * 150 000 = 22 500 рублей.

 Пример № 3.

Компании A и B заработали 83,50 т.р. и 67,22 т.р. чистой прибыли соответственно. Обе компании имеют рентабельность по чистой прибыли 18,22%. Сколько дохода заработала каждая компания?

Шаг 1: выписать формулу

Чистая прибыль = Норма чистой прибыли / выручка

Выручка = Норма чистой прибыли / Чистая прибыль

Шаг 2: Рассчитать доход для каждой компании

Компания А:

Доход = 83,50 / 18,22% = 458,29 т.р.

Компания Б:

Доход = 67,22 / 18,22% = 368,94 т.р.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос № 1. Что означает более высокая норма чистой прибыли?

Ответ. Более высокая норма всегда лучше, чем более низкое значение, потому что это означает, что компания может перевести большую часть своих продаж в прибыль в конце периода.

 Норма резко меняется между отраслями, и если одна отрасль имеет более низкую среднюю норму, чем другая, то это не означает, что она менее прибыльна.

 Отрасли, такие как розничная торговля, могут иметь более низкую среднюю норму, чем другие, но они компенсируют это большим объемом продаж, что делает их более прибыльными в совокупных объемах.

Вопрос № 2. Каковы проблемы при расчете нормы чистой прибыли?

Ответ. Хотя норма является значимым мерилом финансового анализа, существуют некоторые ограничения проблемы.

Во-первых, она не дает четкой картины операционной прибыльности компании. Это происходит потому, что норма учитывает уплату процентов и налоги. В этом отношении лучше использовать операционную маржу.

Во-вторых, у компании может быть несколько единовременных статей, которые снижают чистый доход и негативно влияют на рентабельность. Эти расходы не будут повторяться в будущем. В таких случаях аналитики обычно прибавляют единичные платежи и пересчитывают скорректированную чистую прибыль.

Этот финансовый коэффициент является полезным инструментом в сочетании с другими показателями финансовой эффективности.

Вопрос № 3. Почему данный коэффициент так важен?

Ответ. Норма чистой прибыли является одним из наиболее тщательно отслеживаемых показателей в области финансов. Акционеры внимательно смотрят на норму чистой прибыли, потому что она показывает, насколько хорошо компания преобразует доход в прибыль, доступную для акционеров.

Изменения в чистой прибыли постоянно анализируются. В целом, когда норма чистой прибыли компании с течением времени снижается, в этой ситуации может быть множество проблем: от снижения продаж до плохого качества обслуживания клиентов и неадекватного управления расходами.

Вопрос № 4. Какой норматив данного показателя?

Ответ. Как правило, норма чистой прибыли, превышающая 10%, считается превосходной, хотя это зависит от отрасли и структуры бизнеса.

Заключение

Норма чистой прибыли, также называемый чистой маржой, является мерой прибыльности,  которая измеряет, какой процент от каждого рубля, заработанного бизнесом, переходит в прибыль в конце года. Другими словами, он показывает, сколько чистого дохода бизнес получает с каждого рубля продаж.

Выводы:

  • норма чистой прибыли равна сумме чистой прибыли, получаемой в процентах от выручки;
  • норма чистой прибыли помогает инвесторам оценить, получает ли руководство компании достаточно прибыли от продаж и сдерживает ли эксплуатационные и накладные расходы;
  • норма чистой прибыли является одним из важнейших показателей финансового состояния компании.

Источник: https://finzz.ru/norma-chistoj-pribyli.html

Scicenter1
Добавить комментарий