ОБЩЕСТВО: , в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального

Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения

ОБЩЕСТВО: , в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Общество.

Общественныенауки: экономика, философия, социология,политология, этика (о морали), эстетика(о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людейсвязанная общими интересами и целями.

В широком смысле: Обособившаясяот природы, но тесно связанная с нейчасть материального мира, включающаявсе способы взаимодействия людей иформы их объединения.

Общество и природа взаимодействуют,влияют друг на друга. Экономическоевзаимодействие – потребление природныхбогатств, экологическое – охранаприродных богатств.

Ноосфера (В.Вернадский)– среда обитания (биосфера), управляемаячеловеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность,динамичность, историчность, открытость,иерархичность.

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая — материальнойпроизводство и производственныеотношения.

2. Политическая — политика, государство,право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения междуклассами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественногосознания: религия, мораль, наука,искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения –отношения и формы, возникающие в процессежизнедеятельности между социальнымигруппами, классами, нациями, а такжевнутри них.

Общественныеотношения

Духовные Материальные

Типыобществ(по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Доиндустриальное (традиционное, аграрное)ИндустриальноеПостиндустриальное, информационное
С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильностиМассовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильностьИнформация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Восточное (традиционное)Западное (современное)
Религия, коллективное начало, традиции, авторитарная власть.Индивидуальность, либерально-демократическая власть, инновации.

Социальноеизменение – переход социальныхсистем, общностей, организаций из одногосостояния в другое (природные,демографические, социальные, духовныеизменения и т.д.).

Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерийпрогрессастепеньсвободы, которую дает человеку обществодля ее оптимальногоразвития. Прогресс противоречив (иположительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа.Эволюция– постепенноеразвитие.

Научно-технический прогресс (НТП) —качественное изменение производительныхсил общества под воздействиемнаучно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР)– скачок в развитии производительныхсил общества на основе коренных сдвиговв системе научных знаний.

Исторический процесс –хронологическая последовательностьсобытий, оказывающих влияние на развитиеобщества. Субъекты историческогопроцесса: личности, социальные группы,массы. Исторический факт –событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупностьматериальных, духовных и нравственныхсредств, которыми обладает данноеобщество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н.Данилевский,называл цивилизации культурно-историческимитипами. Цивилизации различал по 4признакам: экономическим, культурным,политическим, религиозным. Дляхарактеристики цивилизаций выделяюттакже понятие менталитет.

Менталитет — образ мышления,мировосприятия, присущий определеннойгруппе, индивиду

Дветеории: теория стадиального развития(изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучаютбольшие исторически сложившиесяобщности).

Подходы к изучению историческогопроцесса:

Формационный подход(К. Маркс)Цивилизационный подход(А. Тойнби)Культурологический подход (О. Шпенглер)
В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).Надстройка — государство, политические, общественные институты.К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности –комплекс общественных и природныхпротиворечий, затрагивающий весь мирв целом. Являются показателемцелостности и взаимосвязи современногомира, создают угрозу человечеству,требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымираниевидов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращениямировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиесяи высокоразвитые страны.

Глобализация – усилениеинтеграционных связей в различныхсферах между государствами, организациями,общностями.

Международные организации: ООН(Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ(Международное агентство по атомнойэнергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросамобразования, науки и культуры); ВОИС(Всемирная организация интеллектуальнойсобственности); ВТО (Всемирная торговаяорганизация); НАТО (ОрганизацияСевероатлантического договора); ОБСЕ(Организация по безопасности исотрудничеству в Европе); ЕвропейскийСоюз; ОПЕК (Организация стран-производителейи экспортеров нефти); СНГ (Содружествонезависимых государств); ШОС (Шанхайскаяорганизация сотрудничества) и другие.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/109025.html

Общество. Часть 1. Понятие общества

ОБЩЕСТВО: , в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: Praktika_po_zadaniyu_10.pdf, Praktika_po_zadaniyu_24.pdf, Tema_4_Sotsiologia.pdf, Тесты по экономике.docx, Общество. Часть 2.doc, Arbuzkin_-_Obschestvoznanie.pdf, Obschestvoznanie_posobie-repetitor.pdf, Конспект по социальным отношения в соответствии с кодификатором., Vse_terminy_po_obschestvoznaniyu.

pdf, Praktika_po_zadaniyu_22.pdf и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы
Понятие общества

Понятие общество является одним из ключевых. У него существует множество определений. Для егэ важно понимать, в каких из определений это понятие рассматривается в узком смысле, в каком – в широком.

Понять это несложно: в узком смысле – общество это либо какой-то круг людей, объединенных общностью целей, интересов, либо отдельное конкретное общество (город, регион, страна, государство), причем первое из определений более узкое, чем второе.

А общество в широком смысле – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Важно понимать, что общество складывается в процессе взаимодействия людей. Его обязательными признаками являются наличие целей и задач, а также деятельность, направленная на их осуществление. Таким образом, общество – это не просто хаотичное множество людей, недостаточно сказать, что общество состоит из индивидов, нужно подчеркнуть их единство и связи между собой.

Общество является системой.Ниже вы увидите признаки системы и доказательства того, что общество обладает этими признаками.

  1. Целостность. Очевидно, что общество в широком смысле слова является единым и целостным. Все сферы общества взаимодействуют между собой, индивиды, входящие в общество, взаимодействуют между собой.
  2. Наличие разветвленной структуры. На этом стоит остановиться подробнее. Общество делится на подсистемы, которые также называют сферами общества. Это экономическая сфера (включает в себя производство, распределение, обмен и потребление благ, необходимых для жизни людей), социальная сфера (отношения между классами, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий), политическая (отношения между государством и людьми, политические партии), духовная (отношения, возникающие в процессе создания и потребления духовных ценностей). На каждой из сфер подробнее мы остановимся позже. Сейчас главное просто понять их суть.
  3. Взаимосвязь сфер. Все перечисленные выше сферы взаимосвязаны между собой. На егэ в части С довольно часто попадаются вопросы о конкретных примерах взаимосвязей тех или иных подсистем. Поэтому на этом тоже стоит остановиться.

Экономика-политика. Примером взаимосвязи могут служить какие-либо реформы государства в сфере экономики (снижение налогов для предпринимателей способствует росту производства).

Социальная сфера – политика. Ведущую роль в государстве играют специалисты, которые и формируют политические силы общества. Также государство может проводить реформы в сфере социальной жизни: повышать пенсии, зарплаты, устанавливать прожиточный минимум. Как видите, здесь проиллюстрирована взаимосвязь даже не двух, а трех сфер жизни общества: экономики, политики, социальной сферы.

Экономика-духовная сфера. Фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производственных сил. Люди перешли от ручного труда к машинному благодаря сделанным научным открытиям. Это привело к росту производства в экономике.

Общество и природа

Природа– среда обитания общества, обладающая своими законами, не зависящими от воли и желания человека.

В древности люди полностью зависели от окружающего мира. В ранних религиях провозглашалось единство человека и природы. Хозяйство было присваивающим, то есть люди ничего не производили сами, они пользовались только тем, что давала им природа.

Потом люди стали изменять мир: сжигать леса, приручать животных, развивать земледелие, выводить новые сорта растений, строить города. Таким образом, человек стал воздействовать на природу, приспосабливая ее к своим потребностям.

Качественные изменения во взаимодействии общества и природы получили название техногенных революций. Их было три.

  1. Неолитическая. В результате нее зародилось производящее хозяйство, то есть люди уже не просто пользовались тем, что давала природа, но и производили что-то сами. Появилось скотоводство, земледелие.
  2. Индустриальная – переход от ручного труда к машинному. Именно в ходе этой революции влияние человека стало для природы губительным.
  3. Постиндустриальная. Появление «умных машин» — компьютеризация общества, появление электронных средств связи, интернета.

Человек является частью природы. Общество не может существовать вне ее. Природа и человек воздействуют друг на друга. Климат, географические условия даже сейчас во многом определяют пути развития регионов, занятия живущих там людей. В древние же времена люди полностью зависели от природы, строя города только на берегах рек. Человек от природы получает необходимые ресурсы: уголь, нефть, металлы и многое другое. В ходе индустриальной революции люди возомнили себя хозяевами природы. Пагубное воздействие на окружающий мир (вырубка лесов, осушение рек, загрязнение воды и воздуха из-за выбросов заводов и фабрик) привело в частности к ухудшению здоровья людей.

Важно запомнить, что общество и природа зависят друг от друга. Человек не может существовать без природы, а вот природа может существовать без человека. Поэтому к ней нужно относиться бережнее. Правда, к сожалению, люди поняли это совсем недавно.

Общество и культура

Культура– результат деятельности общества за все время его существования.

Именно культура выделяет человека из природы, из животного мира. Это все то, что возвышает человека надо животными.Люди творят культуру и сами меняются под ее влиянием, осваивая нормы, ценности, обычаи своих предков и создавая собственные.

Культура влияет и на биологические (физиологические) потребности людей.

К примеру, человек придумал все нормы этикета за обеденным столом. Мы не едим сырое мясо мамонта, разрывая его ногтями. Мы тщательно готовим разные вкусняшки, а потом аккуратно их поедаем, используя при этом всякие там ножички и вилочки. Это и является проявлением культуры, и именно это отличает нас от животных.

Культура связывает нас с предками и потомками. Традиции, обычаи, нормы передаются из поколения в поколение.

Каждый народ создает свою культуру, у них различаются традиции, обычаи и ценности. Но существует такое понятие как культурные универсалии– элементы, присущие всем культурам. Это грамматический строй языка (совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения предложений или словосочетаний), нормы воспитания детей, заповеди мировых религий.

Существует такое понятие, как эрзац-культура, т. е. подделка, мнимая культура, мнимые духовные ценности. Она удобна для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами и потребностями, для людей, которые не стремятся развиваться.

К эрзац-культуре можно отнести многие из популярных сейчас сериалов, «мыльные оперы», пошлые комедии, поп-музыку.

Одной из проблем современного общества является рост любителей именно поддельной культуры, что естественно снижает интеллектуальный уровень людей.

Виды культуры:

  1. Материальная – то, что создается руками человека (здания, орудия труда)
  2. Духовная – плоды мысли, творчества человека.

Данное разделение условно.

Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, и порой нельзя сказать к какому виду относится то или иное творение человека. Например, токарный станок создан руками человека и по идее является частью материальной культуры.

Но ведь его изобретение – дело человеческого интеллекта, плод мысли. Картина Малевича «Черный квадрат», разумеется относится к духовной культуре: художник выразил на холсте свои мысли, это плод его разума. Но ведь он создал эту картину своими руками.

В общем, в большинстве случаев, вопрос к какому виду культуры отнести что-то, созданное человеком, является спорным.

Социальные институты

Социальный институт– устройство общества, созданное для удовлетворения важнейших потребностей, регулируемое сводом правовых норм.

Социальный институт – широкое и сложное понятие. Оно включает в себя все то, что создано людьми для реализации их потребностей. Говоря об этом понятии, необходимо понять, что это не какое-то конкретное учреждение, социальным институтом порой называют какое-то явление (вы наверняка слышали словосочетание «институт брака»)

Чтобы данное определение стало более понятным, стоит поговорить о делении институтов на группы.

  1. Экономические институты (к примеру, люди хотели иметь в личной собственности квартиры, поэтому был создан институт собственности.

    Права собственности регулируются правовыми нормами, они установлены законодательно)

  2. Политические институты реализуют властные полномочия. К ним относятся государство, политические партии, армия. Рассмотрим подробнее, почему, к примеру, политические партии являются социальным институтом.

    Они созданы из-за потребности людей выражать свое мнение, бороться за осуществление власти, и их деятельность также регулируется нормами права.

  3. Институты стратификации созданы с целью распределения социальных позиций. К примеру, древнее индийское общество делилось на касты с целью определения положения человека в обществе.

    Человек принадлежал определенной касте по праву рождения, что было предусмотрено нормами права. Подробнее о стратификации поговорим в разделе социология.

  4. Институты родства. К ним относятся брак и семья. Семья нужна человеку для того, чтобы воспитывать детей, вести совместное хозяйство.

    Некоторые аспекты жизни семьи, в частности вступление в брак, его прекращение контролируются законодательно.

  5. Институты культуры (религия, образование, наука). Человеку необходимо образование, чтобы постигать опыт предыдущих поколений, учиться тому, без чего в жизни он обойтись не сможет.

    Государство контролирует образование, например, по конституции РФ гражданин обязан получить основное общее образование.

Как вы уже поняли, я всячески заостряла внимание на признаках социального института: удовлетворение потребностей и регулирование правовыми нормами.

Функции социальных институтов (их мы будем рассматривать на примере такого института, как школа)

  1. Устанавливают системы ролей и статусов. Основные социальные роли в школе – учитель и ученик. Учитель выполняет свои обязанности: обучает вас своему предмету. Вы выполняете свои ученические обязанности: внимательно слушаете на уроках, делаете домашнее задание, хорошо себя ведете… ну и там миллиарды прочего блаблабла 😀
  2. Включают систему санкций. За плохое поведение в школе могут вызывать родителей, записать замечание в дневнике, за успеваемость в школе ставят оценки, а если вы придете без второй обуви, то тут вообще кранты 😀
  3. Придают действиям людей предсказуемый характер. С самого первого класса нас учили поднимать руку, если хочешь ответить на вопрос учителя или попроситься в туалет.
  4. Обеспечивают стандартное поведение людей в той или иной типичной ситуации. Вы опоздали на урок. Ваше стандартное поведение: постучаться, поздороваться, извиниться, получить разрешение войти и сесть на место. Все до жути предсказуемо.

Функции институтов бывают явными (заявлены официально и подконтрольны обществу) и скрытыми. Даже не знаю, насколько удачен пример, но мне бы хотелось в данной ситуации сказать о России как о государстве. Деятельность нашего государства согласно Конституции направлена на построение демократии, правового государства, то есть государства, где все подчиняются нормам права. Но в реальности мы не видим стремления в этим целям. Иногда есть ощущение, что у государства прямо противоположные цели, но об этом молчат.

Расхождение между скрытыми и явными функциями формирует двойной стандарт, что ведет к нестабильности развития общества, что мы сейчас собственно и наблюдаем.

Общественное развитие.

Общество – динамическая система, то есть система, которая всегда в развитии. Общество может развиваться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Формы общественного развития:

  1. Прогресс – направление развития общества, характеризующееся движением от низшего к высшему, от простого к сложному
  2. Регресс – понятие обратное прогрессу, то есть деградация общества, движение в худшую сторону.

Прогресс применительно к обществу – понятие очень относительное. Прогресс в одной сфере может привести к регрессу в другой. Возникает так называемый вопрос о критериях прогресса. К критериям общественного прогресса относятся:

  1. Уровень экономического развития
  2. Уровень нравственного развития общества
  3. Уровень развития прав и свобод человека
  4. Возможность доступа к социальным благам (образование, здравоохранение)
  5. Уровень жизни общества (уровень минимального размера оплаты труда, количество людей, относящихся к среднему классу)

Таким образом, если все вышеперечисленное изменяется в лучшую сторону, то можно говорить о том, что общество прогрессирует. По сути, получается, что прогресс применительно ко всему обществу практически невозможен. Прогресс и регресс постоянно переплетаются: к примеру, изобретение деления ядер урана вроде бы прогресс в духовной сфере, но он привел к появлению ядерного оружия, что привело к многочисленным смертям, что прогрессом уже назвать нельзя.

Также есть такое понятие как стагнация – остановка в развитии. Это очень опасное явление.

Оно означает, что общество не способно воспринимать новое, стремится сохранить порядки, которые уже реально устарели и не подходят новому времени.

На мой взгляд, неплохой пример стагнации – это правление Николая II: он изо всех сил пытался сохранить уже отжившие устои общества, сохранить абсолютную монархию. В итоге его упорство, желание стоять на месте привело к революции.

Пути осуществления изменений в обществе:

  1. Эволюция – длительные, постепенные изменения, не предполагающие резких перемен, осуществляемые путем накапливания новшеств.

Внешним проявлением эволюции является реформа – усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающее фундаментальных основ жизни общества.Реформы бывают прогрессивными, то есть они создают то, чего не было ранее (реформы Александра II – он провел крестьянскую реформу, дав крепостным, пусть пока относительную, но все же свободу) и регрессивными (контрреформы Александра III привели к тому, что много вернулось к дореформенным временам, то есть общество повернуло назад).

Реформа является деятельностью «сверху», инициатива изменений исходит от власти.

Революции происходят в условиях острого кризиса, когда власти не готовы к изменениям, противостоят им. Февральская революция в России произошла из-за нежелания крестьян и рабочих смиряться со своим бесправным положением. Революции освобождают значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать инициаторам революции.

  1. Инновация – однократное улучшение какой-либо сферы общества, связанное с повышением адаптационных возможностей индивида. Инновация является «профилактикой болезни» в то время как реформу можно сравнить с лечением уже имеющегося заболевания, в революцию с кардинальным вмешательством в эту болезнь (операция, к примеру).

Главное в этом разделе – понять относительность прогресса и научиться отличать реформы от революций. Еще раз напомню: реформа проводится по инициативе власти, революция – по инициативе народа. Реформа – изменение в какой-либо сфере общественной жизни, революция – кардинальное изменение почти всех сфер жизни общества. Реформа предполагает постепенные преобразования, революция же протекает стихийно, изменения происходят резко.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества.

В этой теме важно понять, в чем отличие этих подходов.

Цивилизация – исторически сложившаяся социо-культурная целостность, обладающая особыми формами материальной и духовной культуры. Также это определенный уровень, стадия развития общества.

Цивилизационный подход делает акцент на уникальности и самобытности каждой цивилизации.

По мнению большинства ученых, в мире 6 цивилизаций:

  1. западная
  2. восточно-европейская
  3. мусульманская
  4. индийская
  5. китайская
  6. латиноамериканская

Культура каждой из этих цивилизаций отличается от других.

Формация – определенный этап в развитии общества, характеризующийся уровнем развития производственных сил и отношений, экономики в целом.

Формационный подход был предложен Марксом и Энгельсом. По их мнению, каждое общество обязательно проходит через определенные стадии. Таким образом, акцент в этом подходе на общих чертах, на общности пути, который проходит каждый народ, страна или государство.

Маркс и Энгельс выделили следующие формации, то есть стадии, через которые проходит любое общество:

  1. первобытно-общинный
  2. рабовладельческий
  3. феодальный
  4. капиталистический
  5. коммунистический

По мнению Маркса, классовое общество капиталистической формации изживет себя, и после этого классы исчезнут, будет создано социалистическое общество, а позже и коммунистическое. Именно коммунизм ученый считал идеалом, к которому рано или поздно придут все.

Запомните: цивилизационный подход предполагает уникальность пути развития каждой цивилизации, а формационный подход ориентируется на общность пути развития.

перейти в каталог файлов

Источник: https://biologo.ru/ponyatie-obshestva/index.html

Общество В широком смысле слова В узком смысле слова Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает. — презентация

ОБЩЕСТВО: , в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального

1

2 Общество В широком смысле слова В узком смысле слова Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса») Все человечество в прошлом, современности и перспективе Определенный этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)

3 Объединение не является частью какой — либо более крупной системы ( общества ) Браки заключаются между представителями данного объединения Оно пополняется за счет детей членов этого общества Своя собственная территория Собственное название и своя история Собственная система управления Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида Общая система ценностей ( обычаи, традиции, законы, правила, нравы ), которые называют культурой

4 Сохранение международного мира Максимальный выпуск продукции при полной занятости населения и равновесии денежной системы Возможно бо'льшая индивидуальная свобода Улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами Эмансипация групп, не пользующихся равноправием Главные цели общества по Я. Тинбергену Голландский ученый, лауреат Нобелевской премии

5 Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне сознания и независимо от него Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Производственные отношения Экологические отношения Отношения по делопроизводству Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения

6 Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера Классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно- воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты Нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей Производство, распределение, обмен, потребление и отношения люде в процессе экономической деятельности Государство, политика, право, отношения людей по поводу власти Общество

7 Исторический период Сущность представлений о природе Античность Человек – одна из составных частей природы.

Идеал – жизнь в согласии с природой Средневековье Окружающая человека природа – нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом – душой.

Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом Природа – источник радости, наслаждения Возрождение

8 Исторический период Сущность представлений о природе Становление промышленного капитализма Природа – объект интенсивной преобразовательной деятельности, кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета Современность Природа – уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы

9 Ученые о развитии общества Гесиод Пять стадий жизни человечества: 1 – «золотой век»: люди жили весело и свободно, без печали и бедствий, без болезней и старости; 2 – «серебряный век»: начались вражда, неисполнение долга и обычая; 3 — «медный век»: грубость, вражда повсюду, насилие; 4 – «героический век»: бедственные войны, кровопролитные битвы; 5 – «железный век»:везде зло, неуважение, бедствия, зависть Циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии Платон и Аристотель А. Тюрго, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс Исторический процесс как путь социального прогресса К. Поппер История или общество не могут прогрессировать, прогрессировать может только человек (индивид)

10 Модели развития общества Социальная статистика (статическая) Социальная динамика Нет движения, нет развития Циклическая (цикличность) Линейная (линеарная) Спираль (не линеарная) Развитие по кругу (простое повторение). Пример: — день – ночь – день — ночь Развитие как сложное повторение (соединение цикличности и линейного прогресса) Прогресс Регресс Движение вперед Движение назад

11 Прогресс – развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному Области прогресса Экономический прогресс Социальный (общественный прогресс) Научно- технический прогресс Формы социального прогресса Реформистский (эволюционный), т.е. постепенный Революционный, т.е. скачкообразный

12 Ученые о критериях прогресса Ж. Кондорсе Развитие человеческого разума Вольтер Торжество разума и просвещения Ш. Монтескье Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн Улучшение законодательства Счастье и «разумный порядок» Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком

13 Ученые о критериях прогресса Ф. Шеллинг Постепенное приближение к правовому устройству Г. Гегель Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов Развитие знаний, распространение просвещения К. Маркс Овладение природой, развитие производства (развитие производительных сил)

14 ! Критерий должен быть универсальным, т.е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития.

Он должен быть связан с человеком Закономерность развития общества Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую Закон неравномерного (экономического и политического) развития общества Человек есть мера всех вещей. Протагор Все прогрессы – реакционны, если рушится человек. Андрей Вознесенский

Источник: http://www.myshared.ru/slide/966538/

Общество обособившаяся от природы часть материального мира

ОБЩЕСТВО: , в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального

Общество представляет собой группу людей, вовлечённых в постоянное социальное взаимодействие или большую социальную группу, разделяющую одну и ту же географическую или социальную территорию, обычно подчинённую одному и тому же политическому авторитету и доминирующим культурным ожиданиям.

Характеризуются закономерностями взаимоотношений (социальных отношений) между людьми, которые имеют разную культуру и институты и может быть описано как совокупность таких отношений между его членами. В социальных науках более широкое общество часто демонстрирует стратификацию или модели доминирования в подгруппах.

  • Признаки и типы общества
  • Характеристики и признаки общества
  • В политической науке
  • В социологии
  • Типы
  • Современное использование

Признаки и типы общества

Термин «общество» происходит от латинского слова societas, которое, в свою очередь, был получено из существительного socius («товарищ, друг, союзник»), используемого для описания связи или взаимодействия между дружественными сторонами. Этот термин может относиться ко всему человечеству.

: что означает термин литота, ее примеры в русском языке.

Используемое в смысле ассоциации оно представляет собой совокупность лиц, очерченных границами функциональной взаимозависимости, включающих такие характеристики, как:

  • национальная или культурная самобытность;
  • социальная солидарность;
  • язык или иерархическая структура.

Под обществом в широком смысле слова понимают (особенно в структуралистской мысли), экономическую, социальную, промышленную или культурную инфраструктуру, состоящую из разнообразных людей и обособившуюся от природы.

Это может означать объективные отношения людей с материальным миром и с другими людьми.

: зачем в обществе существуют правила этикета, общепринятые правила поведения.

: для чего человеку нужна физическая культура?

Характеристики и признаки общества

Это определение можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В более узком смысле этот термин относится к группе людей, но в более широком смысле это относится ко всему человечеству которое имеет следующие характеристики и признаки:

У общества должно быть население. Без группы людей оно не может быть сформировано и скорее относиться не к группе людей, а к системе социальных отношений. Но для установления социальных отношений необходима группа людей.

Популяция должна самовоспроизводиться человеком, который воспроизводит себя через какие-то родственные отношения. Следовательно, это первый признак.

: этнос — это что такое, примеры.

Сходство между собой

Сходство также является одной из характеристик. Без чувства подобия не могло быть никакого взаимного признания «принадлежности» к группе. Это чувство сходства между собой было обнаружено в ранних группах людей, а в современном мире условия социального подобия расширились до принципов национальности.

Различия

Наряду со сходством различия являются ещё одной характеристикой, потому что все люди связаны различиями и зависят от них так же, как и от сходства. Первичное подобие и вторичные различия создают величайший из всех институтов — разделение труда. Различия дополняют социальные отношения.

Семья первое общество, основанное на биологических различиях, различиях в способностях и интересах. Хотя различия необходимы, но различия сами по себе они ничего создают. Следовательно, различия подчиняются сходству.

: что такое архаизмы?

Взаимозависимость

Факт взаимозависимости проявляется во всех аспектах современного мира. Известный греческий философ Аристотель заметил, что «Человек — это социальное животное». Как социальное животное он зависит от других.

Выживание и благополучие каждого члена очень зависят от этой взаимозависимости. Ни один человек не является самодостаточным.

Он должен зависеть от других для пищи, жилья и безопасности и для удовлетворения многих своих потребностей.

С развитием, эта степень взаимозависимости возрастает многократно. Семья, являющаяся первым обществом, основана на биологической взаимозависимости полов. Не только отдельные люди взаимозависимы, но также и группы.

Сотрудничество и конфликт

И сотрудничество, и конфликт — ещё два признака. Известный социолог Маклвер однажды заметил, что «Общество — это сотрудничество, скреплённое конфликтом». Люди не могут поддерживать счастливую жизнь без сотрудничества. Семья, являющаяся первым обществом, опирается на сотрудничество. Сотрудничество приводит к экономии расходов.

: что представляет собой духовная сфера?

Конфликт также необходим. Конфликт выступает в качестве цементирующего фактора для укрепления общественных отношений. В здоровом и хорошо развитом коллективе сотрудничество и конфликт сосуществуют. Конфликт делает сотрудничество значимым.

Социальные отношения — основа общества. Но эти социальные отношения основаны на взаимном осознании или признании.

Поскольку социальные отношения абстрактны по своей природе, так и общество абстрактно по своему характеру. В нём постоянно происходят различные виды социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликт.

Постоянство

Это не временная организация людей. Сообщество продолжает существовать даже после смерти отдельных членов.

Общество — абстрактное понятие. Мы не можем видеть эти отношения, но мы это чувствуем. Следовательно, это абстрактное понятие. Кроме того, оно состоит из обычаев, традиций, нравов и культуры, которые также являются абстрактными.

Сама природа общества динамична и изменчива и имеет свойство постоянно меняется. Старинные обычаи, традиции, народные традиции, нравы, ценности и институты изменились, появились новые обычаи и ценности. Все меняется от своей традиционной природы к современности. Следовательно, это одна из важнейших характеристик.

: биография Чайковского, краткое содержание — самое главное.

Всесторонняя культура

Культура — ещё один важный признак. У каждого общества есть своя культура, которая отличает её от других. Культура — это образ жизни, убеждения, искусство, мораль и т. д. Следовательно, культура является всеобъемлющей, потому что она отвечает потребностям социальной жизни и культурно самодостаточна. Кроме того, каждое сообщество передаёт свою культурную модель последующим поколениям.

Несомненно, общество состоит из людей, но это нечто большее и нечто вне личности, это больше, чем сумма его частей, т. е. индивидов.

Проживание и ассимиляция

Этот два ассоциативных социальных процесса также важны для бесперебойного функционирования и непрерывности. Следовательно, это ещё одна характеристика.

: кто написал гимн России?

В политической науке

Общества также могут быть структурированы политически. В порядке возрастания размеров и сложности существуют группы, племена, вожди и государства. Эти структуры могут иметь разную степень политической власти, в зависимости:

  • от культурной;
  • географической;
  • исторической среды.

В социологии

Социальная группа позволяет её членам извлекать выгоду таким образом, что, в противном случае это было бы невозможно на индивидуальной основе. Таким образом, можно выделить и рассмотреть как индивидуальные, так и социальные (общие) цели.

Учёный социолог Питер Л. Бергер определяет общество как «…человеческий продукт и ничего, кроме человеческого продукта, который все же постоянно действует на своих производителей». По его словам, оно было создано людьми, но это творение поворачивается и создаёт или формирует людей каждый день.

Социологи выделяют общества на основе их этапов развития:

  • техники;
  • коммуникации;
  • экономики.

: элитарная культура — примеры, отличия от массовой культуры.

Создана система классификации во всех культурах людей, основанную на эволюции социального неравенства и роли государства. Эта система классификации содержит четыре категории:

  1. Группы охотников и собирателей (категоризация обязанностей).
  2. Племена, в которых есть некоторые ограниченные случаи социального ранга и престижа.
  3. Стратифицированные структуры во главе с вождями.
  4. Цивилизации, со сложными социальными иерархиями и организованными, институциональными правительствами.

В дополнение к этому есть:

  • Человечество, на котором покоятся все элементы социальной сети.
  • Виртуальное общество, основанное на онлайн-идентичности, которое развивается в век информации.

Со временем некоторые культуры продвигались к более сложным формам организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели сообщества. Племена охотников-собирателей поселились вокруг сезонных запасов продовольствия, чтобы стать аграрными деревнями. Деревни превратились в города. Города превратились в города-государства и национальные государства.

Некоторые общества дают статус индивидууму или группе людей, когда этот человек или группа совершает желаемое действие.

Этот тип признания предоставляется в виде имени, названия, способа платья или денежного вознаграждения. Часто статус взрослого мужчины или женщины подчиняется ритуалу или процессу этого типа.

Альтруистические действия в интересах большей группы наблюдаются практически везде.

Интересно знать: Интересные темы для научно исследовательской работы.

Типы

Общества — это социальные группы, различаемые в зависимости от стратегий жизнеобеспечения, способов, которые используются для обеспечения потребностей.

Хотя люди создали множество типов обществ на протяжении всей истории, антропологи склонны классифицировать их в зависимости от того, насколько разные группы в этом образовании имеют неравный доступ к таким преимуществам, как ресурсы, престиж или власть. Практически все они развили некоторую степень неравенства среди своих людей через процесс социальной стратификации, разделение членов на уровни с неравным богатством, престижем или властью. Социологи размещают общества в трёх широких категориях:

  • доиндустриальные;
  • промышленные;
  • постиндустриальные.

Современное использование

Термин «общество» в настоящее время используется для покрытия как ряда политических и научных коннотаций, так и различных ассоциаций.

Хотя значение информационного общества обсуждалось с 1930 годов, в современном мире оно почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на людей. Поэтому оно охватывает последствия компьютеров и телекоммуникаций дома, на рабочем месте, в школах, правительстве и различных общинах и организациях, а также на появление новых социальных форм в киберпространстве.

По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале XXI века особое внимание было уделено информационному обществу.

Доступность интернета наиболее способствует новому пониманию в применение знаний к экономической деятельности в той мере, в какой оно стало преобладающим фактором в создании богатства.

В настоящее время говорят, что 70−80 процентов экономического роста обусловлено новыми и лучшими знаниями.

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/ponyatie-obshhestva-v-shirokom-smysle-etogo-slova.html

Scicenter1
Добавить комментарий