ОБЩИНА: , первичная форма социальной организации, возникшая на основе

Община — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

ОБЩИНА: , первичная форма социальной организации, возникшая на основе
Общи́на — форма социальной организации, в широком значении слова различные общности: городские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения. В ряде стран общины (коммуны) являются низовой административно-территориальной единицей.

В исторической науке и социологии общиной называют первичную форму социальной организации, которая возникает на основе природных, кровнородственных связей. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества.

Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, использовалась как аппарат для сбора податей. После Крестьянской реформы 1861 года община стала собственником земли. В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.

На первобытной стадии общественного развития община была универсальным социальным институтом, была производственным, семейно-бытовым и культовым коллективом. В дальнейшем община утеряла всеобъемлющее значение, стала одной из низовых ячеек более сложного социального организма, превратилась в самоуправляющуюся организацию непосредственных производителей.

Природная, естественно возникшая общность людей составила основу, на которой начиналось историческое развитие. Она была необходимой предпосылкой трудовой деятельности людей. Неразвитость труда, примитивность орудий и средств производства обусловливали коллективность добывания жизненных средств.

Существовавшее внутри первобытной общины разделение труда не было общественным в строгом смысле термина; оно основывалось на половозрастных различиях и на сезонных формах хозяйственной деятельности. Действительное общественное разделение труда лишь со временем зарождается между отдельными общинами, обменивавшимися продуктами своей деятельности.

Составлявшие первобытный коллектив структурные элементы — отдельные индивиды, парные и большие семьи, агнатные группы — могли быть хозяйственно обособленными, но оказывались нежизнеспособными вне общины, выступавшей экономическим целым.
В науке существуют разные точки зрения на соотношение общины и рода.

Согласно одной из них, род является основной структурной единицей первобытного общества, на ранних этапах развития община и род совпадали. Разделение общины, как производственной ячейки, и рода, как экзогамного коллектива кровных родственников, произошло позднее — при переходе к патриархально-родовым отношениям.

Прогресс в развитии производительных сил и в общественном разделении труда вел к усложнению внутренней структуры общины, менялось и взаимоотношение составлявших ее элементов.

С переходом от присваивающей экономики к производящей экономике создавались условия для индивидуализации производства, укреплялась и расширялась хозяйственная роль семьи, повышалась ценность производственного опыта, знания и умения отдельных индивидов, наметилось отделение организаторских функций от производительного труда.

С расширением производства, возникновением специализации обмен взаимной деятельностью между членами общины чаще стал совершаться через общинных и родовых старейшин, вождей, постепенно сосредоточивших в своих руках распределение территории, руководство коллективными работами, организацию военного дела, отправление культа.

Привилегированное положение общинной и родоплеменной верхушки в период разложения первобытнообщинного строя стал фактором, ускорявшим развитие имущественной и социальной дифференциации.
Развитие производства вело к умножению и усложнению выполняемых общиной экономических, идеологических, административно-управленческих, военных функций.

Но в дальнейшем значительная часть этих функций переходила к новым социальным учреждениям: государству, рабовладельческой латифундии, феодальному поместью и вотчине. Вместе с тем община оставалась важнейшим социальным институтом в докапиталистических обществах.

В отечественной историографии было принято выделять два основных типа общины — первобытную кровнородственную и соседскую территориальную. В развитии родовой общины обычно различали раннюю родовую общину охотников, рыболовов, собирателей и развитую родовую общину земледельцев и скотоводов.
Конкретно-исторические формы и варианты соседской общины отличаются многообразием.

Карл Маркс выделял три основные формы (ступени, стадии) разложения общины и выделения семейно-индивидуального хозяйства: азиатскую, античную, германскую. Азиатская стадия являлась трансформированной естественной общностью, господствовавшей на первобытной стадии исторического развития. В ее основе лежала общая собственность на землю.

Надел отдельной семьи представлял неотъемлемую принадлежность общины. Азиатская община опиралась на большой удельный вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия, слабое разделения труда между разными общинами. Античная стадия представляла следующую ступень разложения общины, обособления семейно-индивидуального хозяйства и частной собственности.

Члены общины стали частными собственниками обрабатываемого надела, а используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве государственной собственности (Ager publicus) была отделена от частной собственности. Гарантией сохранения античной общины служило равенство входивших в нее свободных граждан, самостоятельно обеспечивавших свое существование.

Германская община стала дальнейшим шагом в обособлении составлявших общину семей, в укреплении семейно-индивидуального крестьянского хозяйства как основной производственной ячейки. В германской общине коллективная собственность была лишь дополнением к собственности отдельных домохозяев.

На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естественно-географическая и историческая среда, характер хозяйственной деятельности, этнические компоненты. Особенностями, порожденными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация), отличалась община восточных деспотий.

Господство общей собственности на землю реализовывалось через собственность верховной общины в лице государства, а отдельные общины выступали наследственными владельцами обрабатываемой земли.
Своеобразную форму ранней соседской общины представляла кастовая община, основанная на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью.

Профессиональные различия, порожденные такой формой общественного разделения труда, были закреплены в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие общине патриархальность и консерватизм, упрочивался автаркизм. Разложение кастовой общины происходило чрезвычайно медленным темпом.

Наиболее полное развитие общинно-кастовая система получила в Индии, но она известна и Древнем Египте, Черной Африке, Океании, Японии.Еще одной формой была кочевая община. Характер производства (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и стихийных бедствий) обусловливал функционирование каждой семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива, обычно по-военному организованного. Район кочевья, занимаемый кочевой общиной был составной частью общей земельной собственности племени.

К первоначальной стадии формирования соседской общины подошли германские племена ко времени падения Западной Римской империи. К этой же стадии относится восточнославянская вервь накануне образования Древнерусского государства, иногда вервь отождествляют с большой семьей или с сельской общиной типа германской марки. Последняя стадия соседской общины связана с феодальным строем, когда она стала зависимой от господина. Общинные порядки продолжали действовать внутри феодального владения в качестве дополнения к парцеллярному хозяйству крестьян. Собственное хозяйство феодала было вынуждено подчиняться распорядку деревенской общины. При помощи общины поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригационные и мелиорационные сооружения, строились мосты, мельницы, военные укрепления, замки, культовые здания. Община сыграла положительную роль в переходе к трехполью и регулированию этой системы земледелия. Существование общины закреплялось в обычном праве, а иногда в писаном праве.

Соседская община лучше всего представлена в источниках и изучена на примере германской марки. Первоначально марка представляла собой объединение свободных землевладельцев. В процессе феодализации с переходом крестьянских наделов из частной собственности их владельцев в феодальное держание свободная марка превращалась в зависимую. В классическом варианте с характерным разделением земель на наделы отдельных семей и альменду, со строго регламентированным использованием последней, принудительным севооборотом, системой «открытых полей», сервитутами и самоуправлением марка сложилась к 12-13 векам и просуществовала до конца средневековья.Русская община была вариантом соседской общины. Относительное многоземелье не требовало введения многочисленных сервитутов, ограничивавших индивидуальное землепользование крестьянских семей, как это было в германской марке. Этому способствовали и относительно небольшие размеры русских деревень. Обширная по территории альменда в русской деревне в гораздо меньшей мере использовалась коллективно. Зато в области самоуправления русская община (волость) имела намного большие права. Распределение земель, регулирование их использования, раскладка «тягла», избрание сельских властей (старост, а впоследствии волостных старшин), сбор средств на мирские расходы, организация взаимопомощи, решение гражданских и мелких уголовных дел составляли компетенцию крестьянских общин. Волость наряду с феодальным поместьем и вотчиной являлась территориально-административной единицей, частью государственного организма. Выборные волостные власти выступали представителями государственной администрации в низовом звене.По мере развития процесса закрепощения крестьян, усиления фискального гнета, а также ростом населения и возникновением земельного «утеснения» крестьянские общины в России, как на государственных, так и на частновладельческих землях претерпевает существенные изменения. На протяжении 17-18 веков становится нормой проведение в общинах уравнительных переделов земли. Вместо определенного участка, находящегося в постоянном распоряжении, крестьянская семья получила меняющуюся по размеру и местоположению долю в общем землепользовании. Выход из общины становился все более затруднительным. Особенностью русской общины было ее укрепление в поздний период.

В условиях крепостного права отношения между помещиком и крестьянской общиной строились на признании общины и ее выборных представителей как органа, регулирующего хозяйственную и бытовую жизнь деревни.

Община пользовалась самостоятельностью в обеспечении выполнения государственные повинностей (подушная подать, рекрутчина), реже в организации выполнения повинностей перед помещиком — больше в оброчных, меньше в барщинных имениях. Как правило, помещики изымали из ведения общины функции суда и расправы. У государственных крестьян эти функции общины в значительной мере сохранялись.

За общиной сохранялось хозяйственное распоряжение надельными землями, организация производства в крестьянском хозяйстве, регулирование внутридеревенских гражданских и семейных отношений.

По Крестьянской реформе 1861 года община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» были определены функции общины, получившей наименование сельского общества, права и обязанности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов — домохозяев. Сельский сход избирал сельских старост. С введением земских участковых начальников (1889) был усилен контроль над общинным самоуправлением.
С середины 19 века вопрос о роли общины в жизни деревни стал одним из ведущих в идейной и общественно-политической жизни России. Славянофилы считали общину исконным славянским институтом, одним из устоев самодержавно-крепостнического строя, спасающим Россию от революции. Отсюда проистекала «охранительная» политика самодержавия по отношению к крестьянской общине. Революционные демократы видели в общине готовую ячейку социалистического общества, благодаря которой Россия сможет пройти особый путь исторического развития, избежать ужасов капитализма. Отношение к общине разделило в конце 19 века народническое и марксистское направления русского революционного движения.
В ходе Первой русской революции 1905-1907 годов деревенская община выступила против помещичьего землевладения, погромы помещичьих усадеб оправдывались решениями «крестьянского мира». Это обстоятельство было одним из поводов для изменения отношения государства к общине. Уничтожение общины и замена общинного землевладения единоличным осуществляла Столыпинская аграрная реформа. Однако полностью завершить процесс разрушения общины в России не удалось. В Европейской России накануне 1917 года общинными оставались почти две трети крестьянских хозяйств и четыре пятых надельных земель.
В Великой Октябрьской революции 1917 года помещичье землевладение в России было уничтожено. В 1917 — первой половине половина 1918 года передельный механизм общины использовался для распределения среди крестьянских хозяйств экспроприированных земель. В ходе уравнительных переделов земли крестьянская община вновь ожила. В 1927 году на территории России в общинном пользовании было 91, 1 % крестьянских земель. Земельным кодексом РСФСР 1922 года, общесоюзными «Общими началами землепользования и землеустройства» 1928 года были оформлены долевой принцип определения размеров землепользования отдельных хозяйств с периодическим уравнением их путем переделов, совместное использование общих угодий, организация самоуправления общины в поземельных делах. Община послужила исходной формой для перехода к коллективизации сельского хозяйства. В этом процессе играли роль и меры принуждения со стороны государства, и традиции взаимопомощи, и традиционное сознание принадлежности земли коллективу, а также наличие сложившегося комплекса сельскохозяйственных угодий, находившегося в совместном пользовании группы крестьянских хозяйств, чаще всего одного селения. В условиях советского общественного строя традиции взаимопомощи и коллективизма в общине поощрялись и поддерживались. При этом община, являясь непосредственным распределителем земель, располагала материальными средствами, собираемыми путем самообложения, имела влияние не только в хозяйственной, но и в политической жизни крестьянства и в ряде случаев начинала противостоять сельским Советам. Иногда Совет оказывался подчиненным мирскому сходу, на котором пользовались равным правом голоса бедняки, середняки, кулаки. В ходе подготовки к сплошной коллективизации сельского хозяйства были внесены коренные изменения в статут общины. В 1927-1929 годах были приняты законы, обеспечившие подчинение общины сельским Советам: утверждение решений, принимаемых сходами, и контроль над их исполнением, передача сельским Советам средств самообложения, лишение кулаков права голоса на сходах и права избираться в органы общинного самоуправления.
Сплошная коллективизация сельского хозяйства устраняла условия существования общины как соседского объединения крестьян-единоличников по совместному пользованию землей. Община ликвидировалась, когда две трети ее членов вступали в колхоз. Все сельскохозяйственные земли и имущество общего пользования передавались колхозам с сохранением права пользования за хозяйствами, не вошедшими в колхоз, несельскохозяйственные земли, имущество, предприятия и общественные здания переходили в распоряжение сельских Советов.Малые народы Севера Европейской части России, Сибири, Дальнего Востока в начале 20 века в значительной мере сохраняли общинно-родовой быт. В послереволюционное время родовые собрания играли роль низового звена советской системы управления. В начале 1930-х годов был осуществлен переход от родовых собраний к территориальным оседлым и кочевым Советам. Формы коллективного производства и взаимопомощи были использованы для создания простейших производственных объединений. В конце 1930-х годов начался переход таких объединений на устав колхозов, завершившийся уже после Великой Отечественной войны.

Пастбищно-кочевая община скотоводов Казахстана и Средней Азии в 1920-х годах была разновидностью соседско-родовой общины. Первичной хозяйственной и социальной ячейкой кочующих скотоводов был хозяйственный аул, состоявший из большесемейной общины или группы родственных семей.

Группа хозяйственных аулов составляла административный аул, который являлся общиной, осуществлявшей коллективный выпас скота на принадлежавшей ей территории. С середины 1920-х годов началось преобразование пастбищно-кочевой общины из соседско-родовой в соседскую сельскую.

Общинно-родовые связи и традиции оказали влияние на процесс коллективизации скотоводческих хозяйств.

Многие колхозы возникли на основе и в рамках хозяйственных аулов и поэтому были небольшими (10-15 семей) и сохраняли во внутренней структуре, в производстве и быту родовые начала.

  • Хомяков А. С. О сельский общине // О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. С. 159-167.
  • Чернышевский Н. Г. Критика философских предубеждений против общинного землевладения // Избр. филос. произв.: В 3 т. М., 1950. Т. 2. С. 449-493.
  • Герцен А. И. Письма к противнику // Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 18. С. 511-512.
  • Огарев Н. И. Русские вопросы // Избр. социально-полит. и филос. произв. М., 1952. Т. 1. с. 137-169.
  • Ковалевский М. М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879. Ч. 1.
  • Он же. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. СПб., 1905. Вып. 1-2.
  • Качоровский К. Р. Русская община. СПб., 1900. Т. 1.
  • Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.
  • Утопический социализм в России. М., 1985.
  • Emmonce T. The Russian Landed Gentry and the Peasant Emancipation of 1861. Cambridge, 1968/
  • Grant S. Obschina and Mir // Slavic Review. 1976. № 4.

Статья находится в рубриках

Источник: https://megabook.ru/article/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Община

ОБЩИНА: , первичная форма социальной организации, возникшая на основе

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

исходная форма социальной организации, возникшая на основе кровнородственных связей.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом социальных отношений.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

естественная форма существования людей, связанных органическими узами, регулируется традицией. Противостоит обществу, в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

у Ф. Тенниса, тип социальной организации, противоположный обществу, характеризующийся господством органических связей. Форма социальной организации, основанная на общем владении средствами производства и совместном труде, полном или частичном самоуправлении, на родственных, семейных или соседских связях.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

англ. commune/community; нем. Gemeinschaft. 1. Форма соц. организации, возникшая на основе родственных связей, характеризующаяся общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением. Различают О. родовую, О. семейную, О. соседскую. 2. По Ф.

Теннису -в отличие от общества тип организации соц. жизни с органической связью частей, составляющих соц. целое. О. характеризуется преобладанием личных отношений родства, привязанности, эмоциональной и духовной близости. 3.

Совокупность людей, объединенных общими интересами, обладающих общими правами и обязанностями и подчиняющихся одним и тем же законам. 4. Самоуправляющаяся организация, имеющая публично-правовые функции (городские коммуны, землячества и т. д.). 5.

Низовая административно-территориальная единица в ряде стран.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

автономная социальная подструктура, объединенная общей деятельностью. По форме деятельности различают: -первобытные, -конфессиональные, -национальные и -коммунальные (городские) общины.

Первобытная сложилась на основе кровнородственной организации как первичный самостоятельный производственный коллектив, ведущий натуральное хозяйство, размеры к-рого определялись способностью О. к самообеспечению.

Конфессиональная объединяет группу живущих по соседству верующих од­ного религиозного вероисповедания вокруг религиозного центра. Религиозная со­лидарность внутри конфессиональной О. нередко сопровождается национальной или социальной (касты у индуистов и ряда др. верующих).

Национальные, объединяя территориальные группы национальных мень­шинств или иммигрантов, помогают им адаптироваться к социальной действитель­ности в стране проживания. Городские (коммунальные) О. создают иллюзию автономности, обычно сохраняя социальную структуру и социальные отношения, господствующие по всем обществе.

О., т.о., является и типом социального устройства, и одновременно структурным элементом общества. Цели О. в социальном государстве совпадают с целями всего государства, способствующими осуществлению интересов местных, территориально-соседских групп населения.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

автономная соц. подструктура, объединенная перманентной общей деятельностью. По форме деятельности Различают: 1) производственные, 2) конфессиональные. 3) нац. и 4) коммунальные (городские) общины. 1) Первобытная О.

сложилась на основе кровно-родственной организации как первичный самостоятельный производственный коллектив, ведущий натуральное хозяйство, размеры к-рого определялись способностью О. к самообеспечению. Конфессиональная О.

объединяет группу живущих по соседству верующих одного релишиозного вероисповедания вокруг религиозного центра. Религиозная солидарность внутри конфессиональной О. нередко сопровождается нац. или соц. (пример — касты у индуистов и ряда других верующих). 3) Нац. О.

, объединяя территориальные группы нац меньшинств или иммигрантов, помогают им адаптироваться к соц. действительности в стране проживания. 4) Городские (коммунальные) О.

с одной стороны, способствуют осуществлению интересов местных, территориально-соседских групп населения и до нек-рой степени обеспечивают взаимопомощь членов этих О., с другой — создают иллюзию автономности, обычно сохраняя соц. структуру и соц. отношения, господствующие во всем об-ве. Ф. Теннис впервые предложил дихотомию «общность» (Gemeinschaft, обычно переводимую как «община») — «об-во» (Gesellschaft) (см. Община и общество). Н.Т. Кремлев.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

community), совокупность людей, живущих на одной терр. или имеющих нечто общее, что их объединяет (напр., религию, расу или деят-ть). В рез-те индустриализации и техн. прогресса террит. О. утрачивают свое значение. О., основанные на общих верованиях, особенностях деят-ти или интересах, сохраняются в разных странах мира. Напр.

, аналитик фондовой биржи из Сингапура будет иметь гораздо больше общего с коллегой из Торонто, нежели с живущей по соседству учительницей-пенсионеркой. Термин О. означает также форму социальной орг-ции, характеризующейся тесными связями. В кн. Общность и общество (1887) нем. социолог Фердинанд Теннис противопоставил органич.

общность с господствующими в ней чувствами и инстинктами механич. обществу — господству разума и расчета. Он утверждал, что первая основывается на родстве, традиции и сильных эмоциональных связях, в то время как для второго большое значение имеют закон, контракт и императивы торговли и бизнеса.

Сторонники концепции Тенниса считают, что такая трансформация О. имела пагубные последствия и что разобщенность в совр. индустриальных об-вах приводит к изоляции, отчуждению и аномии. Критики Тенниса утверждают, что преимущества тесно сплоченных О. сильно преувеличены, и приводят в пример ценности совр.

об-в —значит, личную свободу, право на частную жизнь и большие возможности для самореализации.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

COMMUNITY) Один из наиболее расплывчатых социологических терминов — по сути до сегодняшнего дня он так и не обрел точного значения. По меньшей мере, он обозначает совокупность людей, проживающих на определенной географической территории. При любом использовании этого термина могут присутствовать также три других элемента.

(1) Под общиной может пониматься совокупность людей, имеющая определенную социальную структуру; следовательно, существуют такие совокупности, которые не являются общинами. Такое представление часто ведет к отождествлению общины с сельским или доиндустриальным обществом, при этом городское или индустриальное общество может рассматриваться как безусловно деструктивное.

(2) Понятие общины предполагает наличие чувства принадлежности или «духа общины». (3) Все виды повседневной деятельности общины — как связанные, так и не связанные с работой — протекают в пределах одной географической территории; общины являются в этом смысле автономными (self-contained). Различные концепции общины включают в себя какие-либо или все эти элементы.

Понятие общины явно или неявно использовалось многими социологами XIX в., поскольку они оперировали такими дихотомиями, как общество доиндустриальное и индустриальное или сельское и городское. Например, Ф.

Теннис, проводя различие между Gemeinschaft и Gesellschaft, рассматривает общину как определенный вид общества, преимущественно сельского, автономного, связанного воедино родственными узами и определенным чувством принадлежности. Многие социологи XIX в. использовали это понятие в рамках критики городского, индустриального общества.

Общины связывались со всеми позитивными чертами, которыми, как полагалось, обладали сельские общества. Городские общества, с этой точки зрения, напротив, были сопряжены с разрушением общинных ценностей. Некоторые из этих установок сохранились и сегодня.

Однако постепенно выяснилось, что общества нельзя четко подразделять на сельские и городские, общины и необщины, поэтому социологи предложили идею «сельско-городского континуума», вдоль которого в соответствии с различными характеристиками социальной структуры могут быть расположены поселения людей.

К сожалению, не сложилось единого мнения относительно характеристик, дифференцирующих поселения в рамках этого континуума, подчеркивалось лишь значение родства, дружбы и автономности. Отсутствие единства мнений среди социологов затрудняло сравнение результатов большого числа исследований отдельных поселений, проведенных, в частности, в период с 1920 по 1950 гг.

В Соединенных Штатах Америки интерес социологов (в особенности представителей Чикагской школы и У.Ф.Уайта — см. Whyte, 1961) вызывали прежде всего городские поселения, тогда как в Британии больше внимания уделялось сельскому обществу.

Все эти исследования основывались на предположении о том, что общины являются в значительной степени автономными и поэтому обладают определенным «духом общины», однако сам термин «община» больше не увязывался лишь с одним типом социальной структуры.

Традиция исследования общины сыграла важную роль в развитии техники включенного наблюдения, однако в последнее время эта традиция утратила свою популярность.

Это произошло отчасти вследствие того, что общины лишились известной доли своей автономии, поскольку более важными стали национальные соображения, а отчасти потому, что социологи города стали интересоваться другими проблемами. В последнее время термин «община» используется для обозначения чувства идентичности или принадлежности, как связанного, так и не связанного с географическим поселением. В этом смысле община формируется тогда, когда у людей появляется достаточно четкое представление о том, кто имеет что-то общее с ними, а кто нет. Общины, таким образом, — это в сущности мыслительные конструкции, образованные воображаемыми границами между группами. Понятие общины все еще сохраняет некоторое нормативное значение. Например, идеал сельской общины в определенной мере по-прежнему действует на воображение англичан, и градостроители в своих проектах часто пытаются воссоздать некий дух общины. См. также: Округа.

Источник: Социологический словарь

Источник: https://voluntary.ru/termin/obschina.html

Община — форма социальной организации

ОБЩИНА: , первичная форма социальной организации, возникшая на основе

Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением.

Более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества.

Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была структурно замкнутой “сверху” сословной единицей, предназначенной как средство для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 — собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.

Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.

Неандертальцы (от названия долины Неандерталь (Neandertal) в Германии) — ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования 200 — 35 тыс. лет назад.

Синантропы (от позднелатинского Sina — Китай и греческого anthropos — человек) — ископаемые люди, существовавшие около 460-230 тыс. лет назад. Скелетные остатки синантропов найдены в пещере Чжоукоудянь (Сев. Китай). Антропологически близки к питекантропам.

Кроманьонцы (от названия грота Кро-Маньон, Cro-Magnon, во Франции) — обобщённое название ископаемых людей современного вида (неоантропов) эпохи позднего палеолита. Известны по костным остаткам, открытым во всех частях света. Появились около 40 тыс. лет назад.

Филогенез (от греческого phylon — род, племя и…генез), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп — видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Филогенез изучается в единстве и взаимообусловленности с индивидуальным развитием организмов — онтогенезом.

Археологические свидетельства того, что возраст человека значительно превышает 40 тысяч лет и что появился он, скорее всего, в Африке, заставили некоторых исследователей еще в 70-х годах заявить, что, хотя «точная дата появления анатомически современного Homo S apiens [Homo sapiens sapiens] неизвестна, но это событие произошло не менее чем 110 тысяч лет назад ».

Ориньякская культура (в археологии), позднего палеолита в Западной Европе. Названа по пещере Ориньяк (Aurignac) во Франции (департамент Верх. Гаронна). Характерны кремневые пластины с ретушью, костяные наконечники копий и др. Занятие — охота.

Мадленская культура (в археологии) позднего палеолита (около 15-8 тыс. до н. э.) в Европе. Названа по пещере Ла-Мадлен (La Madeleine) во Франции. Каменные резцы, костяные и роговые орудия, настенные росписи в пещерах, резьба по кости. Хозяйство: охота, рыболовство.

Иными словами, окружающая среда хоть и являлась одним из главных факторов давления на культуру людей, но параллельно этому фактору ещё более динамично развивался технологический фактор — фактор социальной организации, присущий только генотипу «Человек Разумный».

Имеются археологические данные, свидетельствующие и о куда более раннем проникновении в Америку не только неоантропов, но и предшествующих видов. Находки в разных частях американского континента были датированы возрастом от 100 до 500 тысяч лет назад.

В искусстве палеолита нет ни сцен боев, ни сцен охоты. Там нет вообще ничего такого, что вызывало бы более или менее устойчивые ассоциации с искусством более поздних времен.

Причина его “непроницаемости” состоит в том, что по многим параметрам оно принципиально отличается от всего того, что рисовалось, писалось красками и ваялось на протяжении всей последующей истории человечества.

Прежде всего, это относится к “упорядоченности” изображений — к тому, что обычно называется композицией.

Композиционная организованность изображения, трехмерных скульптур и т.д. характерна для всех времен и народов.

Показательно, что лишь для первобытного и традиционного искусства (начиная с неолита) весьма характерна предельно жёсткая организация пространства, в котором изображение размещено.

Примеры самых ясных, замкнутых в себе композиций даёт, например, неолитическая скульптура, а также маски и скульптура тропической Африки.

В палеолитических наскальных изображениях несомненных признаков упорядоченности нет; больше того, скопления рисунков производят впечатление хаоса.

К тому же палеолитические изображения это буквальные повторения увиденного (копирование уведенного: в основном животные) при полном отсутствии абстрактного преображения образов в воображении художника, что характерно лишь для более поздних периодов начиная с неолита.

При этом следует учитывать, что “корректировка” Свыше в сторону предопределения «Homo Sapiens» гораздо больших возможностей к осознаваемому творчеству в нашей цивилизации (по отношению к творчеству на бессознательных уровнях присущему людям прошлой цивилизации) выражается последние 10-12 тыс. лет в невиданном ранее ускорении технико-технического прогресса, в результате чего естественное изменение биологической ниши человека так отстаёт от технического прогресса, что им можно пренебречь.

Дата весьма спорная, но у Э.Р.Мудлашева названа эта дата.

Но при этом не следует забывать и версию почему погибла Атлантида, изложенную в первой книге нашего учебного пособия.

В современных “интеллигентских” кругах общеприняты выражения «…такова природа человека»; «человек грешен и с этим ничего не поделаешь»; «все мы смертны и надо жить в удовольствие в этой жизни, поскольку неизвестно что будет после смерти…». Этими и другими высказываниями “интеллигенты” и внимающая им толпа ставят себя на путь уклонившихся от Промысла, принимая для себя нормы откровенного сатанизма.

Особенно в сыром виде, либо в полусыром виде, что обычно и происходило при поверхностной жарке туши на костре. Это так, поскольку самое большое количество информации несут на себе клетки крови, поскольку кровь омывает практически все органы, каждый из которых отвечает за свои функции в организме.

В этом отношении культ раннего тотемизма докатился до наших дней, когда некоторые “заядлые” охотники хвастаются тем, что они такие крутые потому что ели мясо убиенного ими медведя или кабана.

Но мало кто хвастается тем, что ел мясо утки или какого-нибудь кулика.

До сих пор считается за особую крутизну «приобщиться» к мясу медведя, что в умолчаниях подразумевает — стать таким же сильным и огромным.

Но при этом мало кто из употребляющих в пищу мясо животных задумывается о том, что вместе с мясом он поглощает в себя мягко говоря “не совсем” свойственную Человеку Разумному информацию зверя и ведёт себя согласно поглощённой звериной мhре. Разве человек создан для того, чтобы быть зверем, даже немножко?

Но никак не приемлемого для человека начала XXI века. Хотя и в наше время даже крупнейшие корпорации современности создают себе «тотемный знак» (не говоря о том, что вся современная глобальная цивилизация употребляет в пищу мясо животных, птиц и рыб). Так например символом «Единой России» является медведь (ныне белый, а изначально он был — бурый).

Среди обрядов почитания и умилостивления тотема (подобно появившимся позже богам) имелись такие как обряд «размножения тотема », или обряд «умножения еды ». У бога-тотема выпрашивали многое, давая зачастую ему щедрые жертвы.

Сущность обряда «размножения тотема » состояла в признании единства тотемного вида животных и тотемного коллектива людей. Таким образом модель размножения животных (а брались те животные, которые размножаются очень плодовито) переносилась на людей.

И магия будущего людского “плодородия” вполне могла действовать в условиях, когда люди не знали о Боге и не могли обратиться к Нему непосредственно, а изучали основные закономерности духовного мира через имеющиеся в их распоряжении эгрегориальные модели.

Поскольку через такие обряды возможности эгрегора-тотема как бы объединялись с просьбами людей, которые входили через тотемные «пароли доступа» в эгрегор в процессе тотемного культа, результат мог оказаться положительным.

Ведь возможности эгрегора намного превосходят возможности людей, которые хотят побольше потомства от тотема. А культ нужен был для бессознательного вхождения в эгрегор: в ходе культа люди коллективно называли нужные пароли доступа и входили в состояние общего транса, в ходе которого информация эгрегора становилась доступна коллективу.

Здесь мы имеем в виду лишь те области, где эволюция людей последней цивилизации (последние 13 — 15 тыс.

лет) шла естественным образом — без вмешательства “цивилизаторов”, которые уцелели после гибели Атлантиды.

Там, где вмешательство “цивилизаторов” доминировало над естественным развитием племён и родов, процесс духовного и классового расслоения шёл гораздо быстрее и под контролем “цивилизаторов”.

Чтобы покойник «не вернулся», культ проводов покойного сопровождался обильными дарами — которые клали в могилу и даже небольшими жертвами «душе и духам». Считалось, что дары будут служить двояко: во-первых, они задобрят злую душу (духов) и она не вернётся после смерти, и во-вторых, дары будут на первое время необходимы в том мире, в которую войдёт душа после смерти.

Нужно понимать — оставшемуся от него духовному наследию.

Это расходится с принятым в наши дни принципом «о покойнике — только хорошее ». Понятно, что и древние не всегда говорили вслух на поминальном обряде чем покойник был плох при жизни, но думать об этом им не запрещалось…

Один из обрядов погребения так и назывался «очистительная церемония ». На могилу ставили свечи и желали умершему скорейшего прибытия на место назначения.

Умершие не от старости становились для окружающих промежуточным звеном между различными генерациями рода (в преемственности поколений) теми, кто живёт сейчас, и теми кто уже умер. Таким образом восстанавливался духовный потенциал, данный умершим не по старости, но который последние не смогли использовать во благо общины.

Имеется в виду эгрегориальный «контакт» и эгрегориальные «возможности». Ведь письменности не было и прочесть о предках не представлялось возможным: черпать информацию можно было лишь из духовного наследия, да преданий.

Как правило после длительной изоляции в лесу ученик оставлялся наедине со старейшим членом общины.

Магия и магические обряды, как разновидность первобытной религиозной системы, будут описаны в следующий главе.

Так в современном компьютере существует возможность переименования файла, либо программы. Эгрегор — та же программа, только «записанная» на сборке биополей людей.

Мы уже говорили, что каждый предмет является носителем своей уникальной частной мhры. Поэтому при манипулировании частными мhрами люди-маги могут включать в доступную им эгрегориальную алгоритмику ставшие их достоянием вещи, которые являются одновременно и частью объекта воздействия.

Таким образом маг наилучшим для него образом входит в контакт с «частичкой» объекта воздействия. Ясно, что «частичка» объекта воздействия является и частью эгрегора (в информационном плане), в который включена психика объекта.

То есть, через «частичку» объекта маг легко входит в часть эгрегора и воздействует через алгоиртмику эгрегора на алгоритмику психики объекта (либо в некоторых случаях на окружение объекта — для создание «желаемой ситуации»).

Лишь в случае когда психика объекта магии слабее в части того фрагмента (в информационном плане), на который оказывается магическое воздействие, чем само воздействие субъекта-мага — магия достигает цели.

В случае когда маг входит в непосредственный контакт с объектом воздействия (с человеком) при близости мага и объекта, задействование магом эгрегора как основного средства воздействия вовсе не обязательно.

Маг входит в духовный контакт с объектом через биополя объекта, через его образ, глаза и прочие видимые и ощущаемые магом информационные каналы. Но принцип тот же: если на биополевом уровне маг слабее объекта воздействия, то магическое воздействие не достигнет цели.

И часто в таких случаях маги отказываются «работать» с клиентом.

В контексте таких рассуждений транс это — буквально трансляция эгрегориальных навыков через бессознательные уровни вошедшего в транс с целью оптимизации его поведения в той и или ной ситуации, поскольку эгрегор гораздо мощнее индивидуальности и гораздо больше “знает”, чем индивидуальность. Поэтому уровень сознания в ситуациях необходимости эгрегориальной трансляции работает в лучшем случае как «посторонний наблюдатель», либо вообще отключен.

Возможно с целью предотвратить отравление вождя и старейшин, которые почитались основными хранителями мудрости и духовного наследия.

Примерно такого же результата можно было достичь, подключившись к психике нарушителя через эгрегор, сигнал с которого его психика восприняла бы как «кару за нарушение»: в том случае, если бы нарушитель знал о табу, но всё же не побоялся бы тайно съесть остатки обеда вождя.

В поздних первобытных обществах зачастую власть вождя передавалась по наследству от отца к сыну (либо по линии матери). Это обосновывалось необходимостью полноценной передачи навыков управления по кровному родству.

Ведь ребёнок от своих родителей более гарантированно получает в наследство весь набор родовых эгрегоров, которые будут для него как минимум набором «паролей доступа» в управленческие эгрегоры, а в лучшем случае — сын вождя будет пользоваться информацией, наработанной его предками как «само собой разумеющимися» навыками, которым его и учить специально не надо. Община с этим соглашалась, не желая потери качества управления.

Можно сказать демократическое. В этом деле невозможно было морочить голову «чёрным и белым пиаром», как повсеместно принято в наше время при выборных процедурах.

Конечно шарлатанство с целью возвышения над другими могло иметь место и в те времена, но оно неизбежно влекло за собой падение качества управления, что не могло пройти мимо внимания общины. Такой горе-шаман скорее всего изгонялся в конце концов для замены другим.

Шаманская Вселенная в самом распространённом варианте состояла из трёх частей: Верхнего Мира (Неба), Среднего Мира (Земли), где живут люди, и Нижнего Мира.

А также и свободно передвигаться по алгоритмике (по матрице) одного эгрегора в поисках нужной информации, смещая в своей психике задания в целях настройки на матричные узлы эгрегора.

Мера возможностей старейших шаманов в этом отношении могла определяться соответствием эгрегориальной направленности и воли шаманов а также степенью владения старейшими шаманами управлением эгрегором.

Мир умерших — эгрегориальная информация о прошлом, хранящаяся на фрагментах эгрегориальной алгоримики от предков данного племени и даже от предков других племён (если туда есть выход в «путешествиях» по мирам).

Информация о настоящем: можно узнать что где происходит, не пребывая в этом месте. Эта информация также записана на эгрегориальной алгоритмике. Так можно узнать о пропавшем человеке. Особенно доступна информация о людях своего племени, так как они принадлежат одним и тем же эгрегорам, что и шаман.

О будущем можно узнать конечно же не всё. Алгоритмика всяких эгрегоров (в том числе и родоплеменных) имеет свою направленность.

Если мысленно охватить эту алгоритмику и представить её экстраполяцию в будущее, то можно выдать некий прогноз в смысле: «если сделать это, то будет плохо», а «если сделать то — будет хорошо».

Скорее всего шаман мог экстраполировать коллективные намерения (мыследеятельность) людей племени в будущее и этим увидеть «дальше других» что может их таких намерений получиться.

Выдавая в общество тот или иной прогноз, шаман управленчески воздействовал на это общество, заставляя всех задуматься о своей безопасности в будущем. А если к прогнозу ещё давалась и оценка, то это уже прямое управление будущим. После чего принималось решение о пересмотре некоторых намерений, оказавшихся опасными.

причина чего — переход от кровнородовой общине к раннеклассовому обществу — который сопровождался нарастанием массивов управленческой и прикладной информации надплеменного характера, охватить которую племенные шаманы были не в силах.

Поглощение могучей региональной иерархией разрозненных племён далеко не всегда проходило лишь в рамках «культурного сотрудничества». Естественно было военное сопротивление племён, приводящее к массовым кровопролитным столкновениям.

Общность — определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например, социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность и тому подобное.

Мистерия (от греческого mysterion — тайна) — таинство.

Древние мистерии широко известны как тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные — мисты. В Древнем Египте — мистерии Исиды и Осириса; в Вавилонии — мистерии Таммуза; в Древней Греции — Элевсинские мистерии, Орфические мистерии, Самофракийские мистерии; в Древнем Риме — мистерии Вакха, Аттиса и другие.

В данных рассуждениях имеются в виду манипуляции людьми, не ведающими куда их втягивают, а не эгрегориально-матричное управление, которому можно противопоставить другое эгрегориально-матричное управление.

Бог оценивает лучший сценарий-матрицу, которая предоставляется с одного из видов иерархий. Если это будет «соревнование» двух или нескольких иерархий по-умолчанию, то побеждает лучший сценарий (как его оценивает Бог).

Конечно, при этом многие люди автоматически оказываются втянутыми в тот или иной сценарий по их нравственно-психологическому складу.

Однако, если эти люди уведомлены хотя бы о том, что мы предлагаем к изучению в рамках нашего курса — после этого они сами виноваты, что вляпались в тот или иной сценарий по-умолчанию. Если же люди не ведают всех механизмов управления, но их втягивают в обход сознания в сценарий той или иной иерархии, это — плохо.

Храм-зиккурат — в архитектуре древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами.

Клинопись, письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла около 3000 лет до н.э. в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись — идеографически-ребусное, позже — словесно-слоговое письмо.

Эллинистическая эпоха — период в истории стран Восточного Средиземноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинение Египта Риму).

Борьба за власть между диадохами привела к образованию на месте державы Александра Македонского нескольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др.

, политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенностями греческого полиса; в течение 2-1 вв. эти эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и местных восточных культур.

Мистерия смерти-воскресения весьма действенна на психику людей, поскольку ни один «смертный» воскреснуть не может. Тем самым показная на толпу процедура смерти-воскресения верховного бога ставит его и высшие власти (причастные к мистерии) на уровень божественных и могучих владык, равных которым не может быть в среде «простых смертных».

Помимо этих параллелей в дальнейшем мы увидим, что «космическое жертвоприношение», в результате которого якобы появился мир — весьма распространено как основополагающий космогонический миф во многих религиозных системах (особенно Востока).

На подобного рода эгрегориальных эффектах выстроены многие более современные художественные произведения, в которых мертвецы встают из могил и мешают (либо помогают, но помогают — реже ) жить тем, кто живой.

Мало того, многочисленные сюжеты более современных романов и кинофильмов основаны на том, с мертвецом, потревоженным живущими, когда-то (когда он был живой) поступили не справедливо и пока справедливость не будет восстановлена в мире живых, мертвец будет приносить беды этим живым.

Подобные сюжеты — не выдумки фантастов, полностью оторванные от жизни. Мир устроен таким образом, что зло и несправедливость совершённые предками через эгрегориальную алгоритмику общих с предками эгрегоров живущих будут воздействовать на живых до тех пор, пока живые не наложат “табу” на всё неправедное, что сделали их предки, “успокоив” всё предыдущее зло.

Так и “достают” живых покойники (призраки, мертвецы, вампиры… кому из творческих особо чувствительных авторов произведений о мертвецах что более пришлось к сюжету).

Ну а кому какой образ «материализует» тот или иной эгрегор его предков в этой жизни в виде видения, привидения, призрака и прочих персонажей сказок, рассказов и мифов — это второй вопрос: если в эгрегоре есть информация, то проходя через психику подключенного к эгрегору субъекта, эта информация предстаёт перед ним в образе — возможно даже движущимся.

Но предстаёт этот образ лишь как наваждение его личной психики (при коллективных мистериях, когда люди, собираясь вместе входят одновременно в один и тот же эгрегор с помощью одинаковых “ключей”, может быть коллективное видение): не случайно окружающие такого субъекта обычно ничего не видят.

В случаях, когда зло не «вычищается» из эгрегоров под воздействием которых проходит жизнь и управление государствами и цивилизациями до срока установленного в Божием Промысле, государственность или даже цивилизация могут рухнуть под грузом неразрешённых духовно-нравственных проблем.

С этого момента истории и появляется принцип, спущенный с верхушки иерархии в толпу «о покойных — только хорошее ».

Это принцип закрепления сословности и кастовости в духовном наследии по родовым линиям, чтобы люди и не думали двигаться вверх по социальной иерархии, что утверждалось авторитетом их умерших предков.

Эта признак особой системы сохранения и передачи управленческих навыков от одного поколения “жрецов” к другому — в том числе и с помощью доступа в высшие управленческие эгрегоры жречества, где хранилась необходимая эзотерическая информация не доступная «простым смертным».

В дальнейшем, по мере рассмотрения разных религиозных систем, мы ещё встретимся с идеей бессмертия…

Такого рода действа героев впоследствие вошли в многочисленные эпизоды Ветхого Завета.

Культура древнего Вавилона оказала огромное воздействие на духовное и каноническое наследие иудаизма (Ветхий Завет).

И это не удивительно: ведь знаменитый вавилонский плен иудеев оказался исторической отправной точкой, после которой их культурное наследие стало развиваться именно в том направлении, которое иудеи поддерживают до сих пор. Более подробно мы эти параллели рассмотрим в теме «Иудаизм».

Во последующие времена хозяйственными постройками при храмах стало владеть духовенство.

С именем царя Кира связан важнейший этап в становлении иудаизма — восстановление Иерусалимского храма.

А древняя вавилонская культура и персидская культура имеют много общего в плане доктрины посмертного воздаяния для рабов — и это общее объединилось во времена вавилонского плена и оказало огромное влияние на исторически складывающийся иудаизм под опекой посвящённых наставников самих иудеев из Древнего Египта.

Источник: https://vuzlit.ru/597965/obschina_forma_sotsialnoy_organizatsii

Формы развития общества: община, общность и общество

ОБЩИНА: , первичная форма социальной организации, возникшая на основе

Анализ форм развития общества показывает, что общество проходит в основном три этапа (или формы) своего развития:

община— первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая непосредственным типом социальных отношений

общность — это совокупность людей, социальных групп, связанная сходством условий жизни, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности. В основе общности лежат интересы основных классов, больших социальных групп, общностей, с которыми, так или иначе, связано воспроизводство общество.

общество — современная форма общественной жизни (социальной организации), характеризуемая усложнением системы социальных связей, приводящим к формализации (и обезличенности) межчеловеческих отношений. Общество – это современное общество, имеющее сложную структуру.

Выяснить различия между этими формами обществ необходимо для того, чтобы проанализировать, какие существуют изменяемые и неизменяемые факторы развития общества, какие из них претерпевают изменения в силу исторических обстоятельств, а какие остаются постоянными независимо от времени и места.

[1] Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι — «сравниваю») в философии науки — означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности

Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Конце́пция (от лат.

conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения[1]; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе[2]; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Парадигма в риторике — пример, взятый из истории или мифологии и приведенный с целью сравнения; парабола, басня.

Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.

Парадигма в политологии — совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Кроме того, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой:

К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования.

Личная парадигма — это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения.

Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной — никто не может знать всё обо всём».

Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

[2] Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, ивр. ברוך שפינוזה‎; лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист…

[3] Макс Ше́лер (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен, Королевство Бавария, Германская империя — 19 мая 1928 … «Положение человека в Космосе» „предлагает грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира.

ru.wikipedia.org›Википедия

›Шелер,_Макс копия ещё

[4] Толкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма

[5] Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия — 23 февраля 2003, Нью-Йорк) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.

[6] Эдвард Шилз (англ. Edward Shils, 1 июля 1911, Чикаго — 23 января 1995, там же) — американский социолог, представитель структурного функционализма. Участвовал во Второй мировой войне.

[7] Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь, Франция — 15 ноября 1917, Париж, Франция) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа

[8] Ро́берт Ки́нг Ме́ртон (англ. Robert King Merton; урожденный Meyer R. Schkolnick; 4 июля 1910, Филадельфия — 23 февраля 2003, Нью-Йорк) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.

[9] Эдвард Шилз (англ. Edward Shils, 1 июля 1911, Чикаго — 23 января 1995, там же) — американский социолог, представитель структурного функционализма. Участвовал во Второй мировой войне.

[10] Сэр Карл Раймунд По́ппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_153152_sovremennoe-obshchestvo.html

Scicenter1
Добавить комментарий