Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

Содержание
  1. Инструкция по охране труда при выполнении аварийно-спасательных работ
  2. 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
  3. 2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
  4. 3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
  5. 4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  6. 5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
  7. Охрана труда и БЖД
  8. Инструкция N 7 по охране труда при ликвидации аварийной ситуации
  9. 11 Охрана труда при ликвидации аварий
  10. Требования по охране труда при возникновении аварийных ситуаций на производстве
  11. Какие существуют виды аварийных ситуаций на производстве
  12. Когда разрабатывается план действий персонала при возникновении аварийной ситуации
  13. Значение инструктажей по технике безопасности для минимизации последствий аварий
  14. Общие требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций
  15. Аварийная ситуация при работе с электричеством – порядок действий
  16. Требования электробезопасности в аварийных ситуациях и освобождение пострадавшего от действия электрического тока
  17. Что делать при аварийной ситуации, связанной с возгоранием
  18. Способы оказания первой помощи при переохлаждении, обморожении, солнечных и тепловых ударов
  19. Меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

Инструкция по охране труда при выполнении аварийно-спасательных работ

Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для безопасного выполнения аварийно-спасательных работ.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Аварийно-спасательные работы – это работа в условиях повышенной опасности.

К работникам, допущенным к выполнению аварийно-спасательных работ, предъявляются дополнительные требования по охране труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда. 1.2.

К выполнению аварийно-спасательных работ допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными для выполнения аварийно-спасательных работ, имеющие профессиональные навыки, прошедшие специальное обучение и проверку знаний по правилам безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ и получившие допуск на право выполнения этой работы. 1.3. Работники, допущенные к выполнению аварийно-спасательных работ, должны своевременно и в полном объеме должны пройти все виды инструктажа по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный); в случае нарушения требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, эти работники должны пройти внеплановый инструктаж. 1.4. Работники, выполняющие аварийно-спасательные работы, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должны проходить повторный инструктаж по охране труда и не реже одного раза в год очередную проверку знаний требований охраны труда. 1.5. Работники, не прошедшие обучение, инструктажи по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, к самостоятельной работе не допускаются. 1.6. Работники, допущенные к аварийно-спасательным работам, в дальнейшем периодически должны проходить медицинские осмотры в соответствии с действующим законодательством. 1.7. Работники, выполняющие аварийно-спасательные работы, должны знать правила безопасности при выполнении конкретного вида аварийно-спасательных работ; способы рациональной организации рабочего места; опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на работников; правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности; правила пользования первичными средствами пожаротушения; способы оказания первой помощи при несчастных случаях; правила внутреннего трудового распорядка организации. 1.8. Во время выполнения аварийно-спасательных работ на работников могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие опасные и вредные производственные факторы: — перемещаемые вручную механизмы, трапы, стремянки, лестницы, подставки, оборудование; — незащищенные подвижные элементы применяемых самоходных машин и оборудования (створки капотов, штанги, стрелы, площадки), заправочные и сливные рукава и шланги, тросы, коммуникации энергоснабжения и т.д.; — подвижные части бытового и аварийно-спасательного оборудования самолета (двери, крышки люков, входные трапы, лючки, форточки кабины экипажа, створки, лотки, панели, полки, столики, контейнеры, лифты, откидные сиденья членов экипажа и др.); — выступающие части конструкции внутри фюзеляжа воздушного судна и применяемого оборудования — ручки, кронштейны, упоры отсеков самолета и др.; — падающие съемные изделия бытового и аварийно-спасательного оборудования, удерживаемые специальными устройствами (замками, фиксаторами, задвижками, ремнями); — надувные аварийные бортовые авиационные желоба и спасательные бортовые авиационные плоты при их выбросе и наполнении газом внутри фюзеляжа самолета; — динамическое воздействие газовых и водяных, а также аэрозольных струй при обработке внутренних объемов воздушных судов; — электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека при использовании электрифицированного оборудования; — открытый огонь, при предотвращении пожара; — нагретые до высокой температуры поверхности; — повышенная загазованность воздуха рабочей зоны; — возможность взрыва; — обрушающиеся элементы конструкций; — отлетающие раскаленные и расплавленные частицы; — физические перегрузки при выполнении работ в неудобном положении; — расположение рабочего места или рабочей зоны на высоте более 1,8 м (например, при работе со стремянки); — повышенное скольжение (вследствие обледенения, увлажнения, замасливания) опорных поверхностей, в том числе, трапов, стремянок, лестниц и др.; — загромождение рабочей зоны внутри объема фюзеляжа изделиями авиационной техники, материалами, инструментами и др. 1.9. Для защиты от воздействия опасных производственных факторов лицам, выполняющим аварийно-спасательные работы, необходимо применять средства индивидуальной защиты (предохранительные пояса, защитные каски, противоскользящую обувь и т.п.). 1.10. Если во время предотвращения аварийной ситуации обнаружены пострадавшие, им необходимо немедленно оказать первую помощь. 1.11. Работники, выполняющие аварийно-спасательные работы, при необходимости, должны уметь оказать первую помощь пострадавшему, в том числе, при вывихах, переломах, а также пользоваться медицинской аптечкой. 1.12. Работники обязаны соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям. 1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара работники должны соблюдать требования пожарной безопасности; при этом курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.14. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.

Перед началом выполнения аварийно-спасательных работ работник должен пройти инструктаж по охране труда на рабочем месте и выяснить: — порядок подхода к месту выполнения аварийно-спасательных работ; — характер и безопасные методы выполнения предстоящей работы; — порядок пользования предохранительными приспособлениями; — порядок и места установки грузоподъемных средств; — меры по предупреждению падения с высоты, способы безопасного перехода с одного рабочего места на другое; — мероприятия по обеспечению безопасности труда при установке в проектное положение или снятии конструкций, узлов, деталей; — необходимость применения средств индивидуальной защиты – каски, предохранительного пояса, верхолазных предохранительных устройств и т.п. 2.2. Прежде чем приступать к устранению аварийной ситуации следует осмотреть место предстоящей работы и привести его в порядок; если оно загромождено ненужными предметами, мешающими в работе необходимо привести его в порядок и убрать все лишнее, не используемое в работе. 2.3. Перед началом работы работник должен осмотреть инструмент, приспособления, вспомогательное оборудование, которые будут использоваться в работе, и убедиться в их исправности. 2.4. Перед началом работы следует надеть спецодежду, спецобувь и другие необходимые для работы средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. 2.5. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений. 2.6. Не разрешается использовать средства индивидуальной защиты при наличии следующих дефектов и неисправностей: — защитная каска имеет поврежденный подбородочный ремень, неисправен защитный щиток; — спецодежда, рукавицы имеют разрывы ткани, без пуговиц; — карабин спасательного пояса имеет деформацию (затвор не открывается или не полностью закрывается), пружина не обеспечивает закрытие замка карабина, а также имеются выступы и шероховатости (неровности) в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора; — спасательная веревка имеет местные утолщения и повышенную влажность, а также порывы отдельных нитей (более 15 штук на 200 мм веревки). 2.7. Перед работой вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением и не защищенных от случайного прикосновения к ним, напряжение должно быть отключено; при этом у выключающего устройства должен быть вывешен предупредительный знак: «Не включать! Идут работы!».

2.8. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности освещения места предстоящего проведения работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Аварийно спасательные работы должны выполняться в соответствии с планом ликвидации аварий, технологической документацией и правилами технической эксплуатации применяемого оборудования, машин и механизмов с соблюдением требований, обеспечивающих защиту работника от воздействия опасных производственных факторов. 3.2.

Во время устранения аварийной ситуации работники должны вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда. 3.3.

При передвижении по аэродрому (к самолету и от него) работникам необходимо соблюдать осторожность, особенно в условиях плохой видимости, повышенного шума, неудовлетворительного состояния покрытия (в снег, гололед и др.

), следует помнить, что опасно (для жизни) находиться около воздушных судов с работающими двигателями в плоскости вращения воздушных винтов, а также на расстоянии менее: — 50 м в направлении выхода газов из двигателя; — 10 м перед воздухозаборником двигателя; — 50 м от вертолета с работающими двигателями. 3.4.

Для предупреждения несчастных случаев при передвижении по салону ВС следует соблюдать осторожность; перемещение работающих по салону самолета допускается только по закрепленным ковровым покрытиям при отсутствии на них складок и неровностей. 3.5.

При осмотре, проверке, демонтаже и монтаже контейнеров надувных аварийных бортовых авиационных желобов и надувных спасательных бортовых авиационных плотов следует убедиться в том, что исключена возможность автоматического выброса и наполнения желоба или плота смесью в пассажирском салоне или в месте их размещения; демонтаж плотов и надувных желобов следует производить после исключения подачи воздуха и его стравливания из внутренних объемов. 3.6. При установке или снятии с ВС контейнера с трапом не следует трогать фал петлевого замка контейнера, а также пусковые фалы, соединенные с пусковыми тросиками агрегатов питания трапа при их обслуживании; при этом необходимо иметь ввиду, что натяжение пускового тросика может вызвать срабатывание агрегата питания. 3.7. Для исключения случайного срабатывания агрегатов питания после отсоединения пусковых фал от пусковых тросиков необходимо установить на них стопоры-предохранители. 3.8. После отсоединения агрегатов питания от системы газонаполнения следует установить на выходные штуцеры агрегатов накидные гайки с заглушками. 3.9. При проверке работоспособности аварийного бортового авиационного желоба, прежде чем приводить в движение ручку аварийного открытия двери для выпуска желоба, следует поставить на проем двери предохранительный ремень и удалить проверяющего из зоны возможного движения аварийного желоба. 3.10. При проверке работоспособности аварийных бортовых авиационных желобов, лестниц, канатов под нагрузкой необходимо предварительно визуально проверить крепление этого оборудования к конструкции самолета. 3.11. Размещение материалов, инструмента и других предметов при выполнении аварийно-спасательных работ должно быть таким, чтобы исключалась возможность их падения. 3.12. Использую при устранении аварийной ситуации лестниц-стремянок необходимо выполнять следующие меры предосторожности: — перед подъемом следует проверить устойчивость лестницы-стремянки в рабочем положении; — при работе на лестнице-стремянке следует соблюдать осторожность при изменении позы; при этом, во избежание потери устойчивости, нужно избегать резких движений; — поднимаясь или опускаясь по лестнице-стремянке следует располагаться лицом к ступенькам, держась обеими руками за поручни; при этом руки не должны быть заняты инструментом, оборудованием, материалами; — при работе одного из работников на приставной лестнице, другой работник, находясь внизу, должен подстраховывать работающего на лестнице; — нельзя увеличивать высоту лестниц-стремянок с помощью случайных предметов (ящиков, брусков и т.п.), устанавливать приставные лестницы под углом более 75 (0) без дополнительного укрепления их верхней части, работать с верхней ступени лестницы, применять неисправные лестницы-стремянки, с истекшими сроками очередных испытаний. 3.13. При использовании в работе предохранительного пояса необходимо помнить: — предохранительный пояс должен быть регулируемым по длине и обеспечивать обхват талии от 640 до 1500 мм.; — карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице; продолжительность цикла «закрепление — открепление» должна быть не более 3 секунд; — карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие; — замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически; — металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев; — на предохранительном поясе должны быть нанесены: товарный знак предприятия-изготовителя; размер и тип пояса; дата изготовления; клеймо ОТК; обозначение стандарта или технических условий; знак соответствия; — предохранительный пояс через каждые шесть месяцев должен подвергаться испытанию статической нагрузкой; — предохранительный пояс следует прикреплять к местам, специально предусмотренным в конструкции; при отсутствии узлов крепления для предохранительного пояса необходимо применять страховочные канаты; — перед пользованием предохранительным поясом нужно проверить его исправность и убедиться в том, что он своевременно испытан на прочность. 3.14. При обнаружении очага возгорания и ликвидации пожара необходимо выполнять следующие требования безопасности: 3.14.1. Необходимо пользоваться только исправным ручным пожарным инструментом. 3.14.2. Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. 3.14.3. Поверхности металлических ручек ломов должны быть гладкими (без вмятин, зазубрин и заусенцев). 3.14.4. При ликвидации горения работники обязаны следить за изменением обстановки, поведением строительных конструкций, состоянием технологического оборудования и, в случае возникновения опасности, немедленно предупредить участников тушения пожара. 3.14.5. Во время работы на крыше и на перекрытиях внутри помещения нужно следить за состоянием несущих конструкций. 3.14.6. Работник, участвующий в ликвидации пожара должен знать виды и типы веществ и материалов, при тушении которых опасно применять воду или другие огнетушащие вещества. 3.14.7. Запрещается применять пену для тушения горящих приборов и оборудования, находящихся под напряжением, а также веществ и материалов, взаимодействие которых с пеной может привести к вскипанию, выбросу, усилению горения. 3.14.8. Во время разведки пожара необходимо выполнять следующие требования безопасности: — следить друг за другом, изучая окружающую обстановку и запоминая пройденный путь; — открывать двери с предосторожностью, защищаясь от возможного выброса пламени и раскаленных газов; — не входить с открытым огнем в помещение, где хранятся легковоспламеняющиеся или горючие жидкости; — входить в помещения, где имеются установки, находящиеся под напряжением, сосуды, работающие под давлением, взрывчатые вещества следует по согласованию со специалистами и с соблюдением рекомендованных ими правил безопасности; — следить по ходу движения за поведением конструкций, учитывать возможность быстрого распространения огня и свои наблюдения докладывать лицу, возглавляющему группу разведки. 3.15. При проведении спасательных работ необходимо выполнять следующие меры предосторожности: — при спасении людей необходимо определить порядок и способы их спасения в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь;

— работы по спасению людей должны проводиться быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону. 4.2.

При обнаружении в процессе работы неисправностей применяемого инструмента или оборудования работу следует немедленно прекратить и сообщить об этом своему непосредственному руководителю. Продолжать работу с использованием неисправного инструмента или оборудования не разрешается. 4.3.

При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся. 4.4.

Работник должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале. 4.5.

Оказывая первую помощь при ранении, необходимо соблюдать следующие правила: — нельзя промывать рану водой или даже каким-либо лекарственным препаратом, засыпать порошком и смазывать мазями, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи; — нужно осторожно снять грязь с кожи вокруг раны, очищая ее от краев наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок кожи нужно смазать йодом и наложить повязку. 4.6. Для оказания первой помощи при ранении необходимо вскрыть имеющийся в аптечке перевязочный пакет. 4.7. При наложении перевязочного материала не следует касаться руками той его части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; если перевязочного пакета почему-либо не оказалось, то для перевязки можно использовать чистый платок, чистую ткань и т.п.; накладывать вату непосредственно на рану нельзя. 4.8. На то место ткани, которое накладывается непосредственно на рану, нужно накапать несколько капель йода, чтобы получить пятно размером больше раны, а затем положить ткань на рану; оказывающий помощь должен вымыть руки или смазать пальцы йодом; прикасаться к самой ране даже вымытыми руками не допускается. 4.9. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму, используя медикаменты и перевязочные материалы, которые должны храниться в аптечке. 4.10. Аптечка должна быть укомплектована перевязочными материалами и медикаментами, у которых не истек срок реализации; аптечка должна находиться на видном и доступном месте.

4.11. При возникновении пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону 101, руководителю работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя, внутреннего пожарного водопровода, установки пожаротушения и т.п.).

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После окончания проведения аварийно-спасательных работ, применявшиеся материалы, инструмент, приспособления должны быть приведены в порядок и сложены в специально отведенное для них место. 5.2.

По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости — сдать в стирку, чистку. 5.3.

Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

5.4. После окончания работы следует тщательно вымыть руки с мылом, при необходимости, принять душ.

Скачать Инструкцию

Источник: https://xn------7cdbxfuat6afkbmmhefunjo4bs9u.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%85.html

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

Аварийная ситуация — условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды. К аварийным ситуациям относятся также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Предупреждение травматизма, отравлений и заболеваний работников железнодорожного транспорта при ликвидации последствий железнодорожных транспортных аварий и при производстве аварийно-восстановительных работ (АВР) — обязательное требование.

Основным контингентом работников, выполняющим АВР, является штат восстановительного поезда, но к этим работам при необходимости могут быть привлечены работники других подразделений железнодорожного транспорта.

В обязательном порядке, прежде чем приступить к ликвидации последствий железнодорожных транспортных происшествий, проводится инструктаж по безопасному ведению работ и правилам пожарной безопасности со всеми работниками, задействованными в АВР, включая привлеченных лиц. Инструктаж проводится, исходя из конкретных условий, из сложившейся ситуации.

Работники, задействованные в проведении АВР, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и средствами связи.

В месте проведения работ должны быть установлены и ограждены опасные зоны. Они должны быть обозначены знаками опасности, освещены. Должны быть приняты меры по соблюдению безопасных приемов работы (особенно вблизи контактной сети), меры пожарной безопасности, меры, обеспечивающие минимальный ущерб природе.

Средствами индивидуальной защиты являются защитные комбинезоны, обувь, рукавицы, респираторы, противогазы.

Для защиты органов дыхания и зрения рабочих от воздействия вредных веществ в виде газов, паров, пыли, дыма и тумана в зонах химического заражения или в зонах с наличием токсичных продуктов горения предназначены фильтрующие и изолирующие противогазы.

Каждая марка противогазов имеет свое назначение. Противогазами надлежит пользоваться в соответствии с указаниями инструкции по их эксплуатации.

Средства связи — приемо-передающие радиоустройства, громкоговорящие средства связи, переносные и мобильные телефоны — предназначены для координации восстановительных работ и управления ими, для своевременного предупреждения о возможном возникновении опасной ситуации, для обеспечения безопасности работ.

Ограждение места работ на путях производят соответствующими сигналами в зависимости от вида, объема, степени опасности и места работ при расчистке железнодорожных путей от завалов на перегонах и станциях. Ограждение места работ выполняют в соответствии с «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации».

Сигналы могут быть следующие:

— остановки;

— уменьшения скорости;

— сигнальный знак «С» подачи звукового сигнала локомотивом, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом.

Руководитель работ обязан провести инструктаж работников о порядке ограждения места работы, о необходимости наблюдения за движением поездов, о своевременном прекращении работы и сходе с пути, если по соседнему пути открыто движение.

До начала работ выставляют сигналы остановки или уменьшения скорости, сигнальные знаки «С» и сигналистов. Для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути, при работах на одном из путей двухпутного участка, независимо от того, какими сигналам ограждено место работ, по соседнему пути устанавливают знаки «С».

Места работ, не ограждаемые сигналами остановки или уменьшения скорости, для предупреждения работающих о приближении поезда, ограждают с обеих сторон знаками «С». Знаки «С» устанавливают на расстоянии 500—1500 м от границ участка производства работ, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, — на расстоянии 800—1500 м.

Машинист поезда при подходе к знаку «С» обязан подать оповестительный сигнал — один длинный громкий гудок.

В случае использования работниками пути электрического и пневматического инструментов, ухудшающих слышимость, руководитель работ дает заявку на выдачу предупреждений на поезда об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ. Кроме того, устанавливают оповестительную сигнализацию. При отсутствии такой сигнализации руководитель работ обязан выставить сигналиста.

Схемы ограждений мест работы, требующие остановки поезда, снижения скорости и не требующие уменьшения скорости движения поездов, определяются «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации». Место производства работ на перегоне, требующее остановки поезда, и место внезапно возникшего препятствия ограждают сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет.

Перед началом работ, выполняемых в темное время суток, во время тумана, метелей, когда видимость составляет менее 800 м, принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих на путях.

В этом случае необходимо дать заявку для выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ, выставить сигналистов с обеих сторон от места работ.

Схема установки сигналов уменьшения скорости и сигнальных знаков «Начало опасного места», и «Конец опасного места» определяются «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» в зависимости от руководящего спуска и максимальной допустимой скорости движения поездов на перегоне.

На рельсы, кроме того, укладывают петарды. Петарды охраняются сигналистами, которые должны находиться на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места работы и иметь ручные красные сигналы. Расстояния между петардами указываются в той же Инструкции.

При работах на путях и стрелочных переводах станций руководитель работ делает соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети о месте и времени производства работ.

Дежурный по станции после ознакомления с записями руководителя работ дает указания дежурным по постам, сигналистам, дежурным стрелочных постов, составителям, а через них машинистам локомотивов и работающим на станции о недопустимости заезда на те или иные пути или участки путей, об уменьшении скорости или соблюдении особой бдительности при следовании по путям, где производится работы; о предстоящем пропуске поездов и маневровых передвижениях заблаговременно ставит в известность руководителя работ.

Участки со скоростью движения поездов более 120 км/ч считаются скоростными. Перед началом работы руководитель проводит инструктаж об особенностях производства работ на таких участках, разъясняет необходимость заблаговременного ухода с места работ на расстояние не менее 4 м от пути, указывая при этом, что поезд, движущийся со скоростью 140 км/ч, проходит за 1 с расстояние 39 м.

При производстве работ, требующих ограждения сигналами остановки, путевые бригады снабжаются переносными телефонами или радиостанциями. Переносные телефоны или радиостанции руководители используют для уточнения времени проследования скоростного поезда, для подачи заявки на выдачу предупреждения об ограничении скорости движения поездов при необходимости выполнения непредвиденных работ.

В случае, когда скоростной поезд не проследовал по расписанию, не разрешается приступать к работе до уточнения с поездным диспетчером времени его проследования. Руководители работ и путевые обходчики на участках со скоростным движением должны иметь при себе часы, сверенные с часами дежурного по станции.

Место производства работ на перегоне, требующее остановки поезда, и место внезапно возникшего препятствия ограждают сигналами остановки, независимо от того, ожидается поезд или нет.

Опасные зоны при авариях, границы опасных зон. Опасная зона — зона аварии, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, облучения, ожогов, обморожения людей и животных. Нахождение посторонних лиц в границах опасных зон плюс 5 м не допускается.

К зонам действия опасных факторов относятся участки: вблизи неизолированных токоведущих частей электроустановок; вблизи неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы; в местах перемещения машин; в местах, где присутствуют вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых; в местах, над которыми происходит пересечение грузов, поднимаемых грузоподъемными кранами.

Любые выемки в грунте в местах возможного доступа людей в пределах рабочей зоны должны быть закрыты или ограждены знака -ми опасности.

Границы опасных зон при авариях вблизи работающих машин определяются пространством, в пределах которого происходит перемещение элементов завала и необходимое при этой работе маневрирование. При появлении в зоне работ вредных газов проводится анализ воздушной среды.

В случае превышения ПДК вредных веществ производство работ в данном месте следует остановить и продолжить их только после нормализации показателей воздушной среды. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны (мг/м ) определяет ГОСТ 12.1.005-88. Их превышение создает опасность для человека.

Замерами концентраций вредных веществ по границам опасной зоны и сопоставлением их значений с ПДК уточняют границы опасной зоны.

Контроль содержания вредных веществ производится газоанализаторами с индикаторными трубками.

При организации восстановительных работ следует установить опасные зоны и обозначить их знаками опасности и надписями установленной формы.

Меры по соблюдению работниками безопасных приемов работы. Участники АВР могут оказаться в зоне работы подъемного и накаточного оборудования (кранов, тягачей, тракторов, бульдозеров, домкратов, накаточных башмаков). Эта категория работников должна следовать специальным правилам и предупреждениям.

На грузоподъемных кранах вывешиваются предостерегающие надписи: «Не стой под стрелой и грузом», «Остерегайся поворотной части крана», «Работа вблизи ЛЭП запрещается», «Подниматься на крышу крана под проводам контактной сети запрещается» и др.

Груз (обычно элемент завала), который перемещает тяговая техника, не всегда находится в свободном состоянии. Чаще всего он зажат или сцеплен с другим.

При вынужденном рывке тяговой техники могут произойти обрыв троса, выброс или излом приспособления, соединяющего трос с перемещаемым оборудованием. В рабочей зоне не должны находиться люди, и в этом руководитель работ и водитель обязаны убедиться, прежде чем начать движение.

Руководитель работ подает сигнал начала движения и остановки техники. Перешагивать через трос, соединяющий тяговую технику и груз, категорически запрещается.

Участникам АВР запрещено находиться в рабочей зоне при кантовании подвижного состава и грузов с высоких насыпей.

При освобождении рельсов от подвижного состава работники не должны находиться вблизи места работ, так как возможен выброс рельса в сторону.

Проезд людей на тракторах вне кабины не допускается. При движении тракторов по пересеченной лесистой местности окна и двери кабины должны быть закрыты.

При применении домкратов и накаточных башмаков (для установки на рельсы сошедшего подвижного состава) работники должны находиться с торцевой стороны подвижного состава.

Колесные пары подвижного состава, находящиеся на рельсах, должны быть подклинены деревянными клиньями, так как металлические клинья и подкладки легко выскальзывают из-под колесных пар и могут травмировать близко стоящих людей.

Газорезчикам при работе запрещено смотреть на открытое пламя без средств защиты глаз.

Газопламенные работы в завалах (например, газовую резку металла) разрешается выполнять на расстоянии не менее 10 м от переносных генераторов и газовых баллонов и на расстоянии не менее 5 м от кислородных баллонов; использовать бензорезы можно на расстоянии не менее 5 м от бачков с жидким горючим.

При эксплуатации, хранении и перемещении кислородных баллонов должны быть обеспечены меры, исключающие соприкосновение кислородных баллонов, редукторов, вентилей и шлангов со смазочными материалами, а также одеждой и обтирочными материалами, имеющими следы масел.

Безопасность работников при перевозке техники к месту аварии и ее разгрузки.

Не допускается нахождение работников в кабине тракторов, тягачей, бульдозеров во время движения поезда при доставке их на платформах восстановительного поезда к месту аварии.

Особые меры предосторожности необходимо соблюдать зимой при снятии брезента с тяговой техники, когда подвижной состав стоит на путях, оборудованных контактной сетью. Эта работа производится только под наблюдением руководителя работ.

Работы на электрифицированных участках.

На электрифицированных участках перед началом восстановительных работ с применением грузоподъемных кранов, тягачей, тракторов и другой техники должно быть снято напряжение с контактного провода на весь период работы. После получения информации о снятии напряжения контактную сеть на участках работы следует заземлить в возможно короткий срок. Запрещается:

— приближение людей к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

— приближение людей к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам на расстояние менее 8 м;

— прикосновение к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;

— работа с длинными токопроводящими предметами (штангами, проволокой) при расстоянии от концов этих предметов до ближайших частей контактной сети, находящихся под напряжением, менее 2 м.

При обслуживании электроустановок, в том числе и используемых для сварочных работ, должны соблюдаться требования «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Межотраслевых правил безопасности при эксплуатации электроустановок».

Освещение места выполнения работ. Освещение места выполнения работ производится мощными светильниками от переносной электростанции с напряжением 220 В. Переносные электростанции должны надежно заземляться.

Необходимые меры безопасности во время пожара. Во время пожара в зоне восстановительных работ возникают внутренние напряжения в металле, поэтому растаскивание вагонов, грузов и конструкций должно производиться с большой осторожностью.

Не разрешается людям находиться вблизи торцовых стенок нагретых цистерн с жидкостями ввиду возможного выбивания стенок и выплескивания содержимого.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыши вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети на расстояние меньше 2 м.

Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения (огнетушителями) без снятия напряжения. При этом необходимо следить за тем, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.

Полезная информация:

Источник: http://ohrana-bgd.narod.ru/jdtrans/jdtrans_151.html

Инструкция N 7 по охране труда при ликвидации аварийной ситуации

Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

«Утверждаю»

Главный врач ОГБУЗ «Киренская РБ»

«___»____________201___ г.

ИНСТРУКЦИЯ N 7

по охране труда при ликвидации аварийной ситуации

В организации на рабочих местах могут присутствовать следующие вредные и опасные производственные факторы, это:

— электроток;

— движущиеся, вращающиеся части (детали) машин и механизмов;

— открытое пламя, нагретые детали,

Несоблюдение правил техники безопасности при наличии данных и других вредных и опасных производственных факторов может привести к несчастным случаям и профзаболеваниям.

Безопасные и здоровые условия труда обеспечиваются:

— точным соблюдением правил и инструкций по охране труда;

— выполнением только той работы, по которой обучен и проинструктирован по мерам безопасности и которая поручена руководителем;

— правильной организацией технологических процессов;

— содержанием производственных помещений и рабочих мест в соответствии с правилами и санитарно — гигиеническими нормами;

— правильной эксплуатацией оборудования, технологической оснастки, инструмента;

— содержанием в исправном состоянии ограждающих устройств и защитных приспособлений на оборудовании;

— содержанием в исправном состоянии вытяжной вентиляции, своевременным ее включением;

— соблюдением личной гигиены труда;

— своевременным прохождением предварительных и периодических медицинских осмотров.

Основными мерами защиты человека от поражения ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ являются:

— применение безопасного напряжения;

— изоляция токоведущих частей и проводов;

— защита от прикосновения к токоведущим частям;

— защитное заземление и зануление;

— защитные отключения (блокировочные устройства) автоматически устраняющие опасность поражения электрическим током;

— применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Прикосновение к токоведущим частям, находящимся под напряжением, вызывает в большинстве случаев непроизвольное, судорожное сокращение мышц. Вследствие этого пальцы, если пострадавший держит провод в руках, так сильно сжимаются, что освободить провод из рук становиться невозможным. Поэтому пострадавшего необходимо освободить от действия электрического тока. При этом следует помнить, что:

— в случае нахождения пострадавшего на высоте отключение может принести не меньший вред, чем поражение электротоком. При отключении общего рубильника может потухнуть электрический свет, поэтому необходимо иметь наготове другие источники освещения (фонарик, свечи, факел);

— без применения надлежащих мер предосторожности прикасаться к пострадавшему, находящемуся под током, опасно для жизни;

— для отделения пострадавшего от токоведущих частей или провода, находящегося под напряжением до 1000 вольт, следует пользоваться сухой одеждой, тканью, сухим предметом, не проводящим электрический ток. Нельзя пользоваться в таких случаях металлическими или влажными предметами;

— можно оторвать пострадавшего от токоведущих частей, взявшись за одежду, если она сухая и отстает от тела, например, за полы, избегая при этом прикосновения с окружающими металлическими предметами и с частями тела, не покрытыми одеждой;

— оттаскивая пострадавшего за ноги, не следует касаться его обуви без хорошей изоляции рук, так как обувь может быть сырой, и находящиеся в ней гвозди и крючки для шнуровки являются проводниками электрического тока;

— для изоляции рук при спасении, особенно если необходимо коснуться тела пострадавшего в местах, не покрытых одеждой, следует на­деть диэлектрические перчатки и галоши, или обмотать руки шарфом, надеть на руки суконную фуражку, кепку, шляпу, опустить на руку рукав,

или накинуть на пострадавшего резину, прорезиненную ткань, плащ, суконную материю;

— при перерезании или обрыве проводов следует пользоваться инструментом с изолированными ручками, топором с сухой деревянной ручкой, сухой доской и т. д.

Для отделения пострадавшего от земли или токоведущих частей, на­ходящихся под напряжением выше 1000 вольт, следует надеть диэлектрические перчатки, боты и действовать штангой или изолирующими клещами, рассчитанными на напряжение данной установки.

Меры первой помощи пострадавшему от электрического тока зависят от состояния пострадавшего после освобождения его от действия тока.

Первую помощь пострадавшему (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца) следует оказывать в соответствии с требованиями инструкций по охране труда N 4, 5 по оказанию первой доврачебной помощи.

Для оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшему необходимо срочно вызвать врача по или срочно доставить его в лечебное заведение при помощи транспортных средств или носилок.

О происшедшем необходимо срочно сообщить руководителю.

Пожаром называется неконтролируемое горение вне специального очага, в результате чего возникают опасные и вредные производственные факторы: открытое пламя, удушающие газы, причиняющие людям тяжкие телесные повреждения и могущие привести к человеческим жертвам.

К основным ПРИЧИНАМ ПОЖАРОВ и возгораний относятся:

— искрения в электрических аппаратах и машинах,

— токи коротких замыканий и токовые перегрузки,

— электрическая дуга,

— неосторожное обращение с огнем, при проведении сварочных и других огневых работ,

— неисправность отопительных приборов и нарушение режимов их работы,

— нарушение технологических процессов с выбросом паров, газов, вредных веществ в воздушную среду,

— курение в пожароопасных и газоопасных помещениях (взрывоопасных),

— самовозгорание некоторых материалов,

— неправильное хранение и выполнение работ с нарушениями требований безопасности при работе с ЛВЖ и ГЖ.

Быстрому распространению пожара способствуют:

— скопление горючих материалов и веществ в складских и производственных помещениях;

— запоздалое обнаружение пожара и сообщение о нем в пожарную часть;

— отсутствие средств пожаротушения;

— необученность производственного персонала и его неправильные действия при тушении пожара;

При ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА или загорания действуйте оперативно, решительно:

— сообщите в пожарную часть города по точный адрес, номер строения, подъезд, этаж и т. д.,

— сообщите окружающим о происшедшем, поставьте в известность руководство организации;

— сообщите руководителю об обесточивании помещения, отключении вентиляции, включении пожарных насосов, систем дымоудаления, пожаротушения;

— примите меры к эвакуации пострадавших;

— приступайте к самостоятельному тушению загорания всеми имеющимися средствами.

Для тушения пожаров применяются: огнетушители, вода, песок, кошма, специальные средства пожаротушения (автоматические, полуавтоматические установки газового, пенного, водяного пожаротушения).

Вода является наиболее дешевым и распространенным средством пожаротушения. Высокая теплоемкость воды и большая активность отбирать тепло от очага пожара позволяют широко использовать при тушении пожаров пожарные гидранты в зданиях и сооружениях.

Однако воду нельзя применять при тушении легковоспламеняющихся жидкостей — бензина, ацетона, керосина и т. д., так как, имея больший удельный вес, вода скапливается внизу жидкости, увеличивая горящую поверхность.

Нельзя применять воду при тушении электропроводки, электроустановок без снятия напряжения.

Для ликвидации загораний в электроустановках необходимо применять ручные углекислотные типа ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 или порошковые огнетушители.

Без снятия напряжения запрещается тушение пожаров и загораний ручными химическими, пенными огнетушителями типа ОХП-10, ОВХП-10.

Кошма и асбестовое одеяло применяются при накрывании небольших очагов пожара.

Научиться правильным действиям в случае обнаружения пожаров, а также умелому применению первичных средств пожаротушения помогают учебные тренировки членов ДПД.

Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить!

При аварийном порыве водо — канализационных систем срочно сообщите руководителю, а при значительных повреждениях вызовите по телефону аварийную службу Водоканала.

При авариях в электроустановках:

При выявлении искрения в распределительных, осветительных или силовых щитах, в действующих электроустановках, электронагревательных приборах и т. д.:

— примите меры к обесточиванию аварийного прибора, сети

— немедленно сообщите руководителю

— до устранения неисправностей к работе не приступайте!

При каждом несчастной случае:

— пострадавший или очевидец должен немедленно сообщить непосредственному руководителю,

— срочно организовать первую медицинскую помощь пострадавшему и доставку его в поликлинику, лечебное заведение

— сохранить на рабочем месте до начала работы комиссии по расследованию обстановку и состояние оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

Источник: https://pandia.ru/text/80/236/89415.php

11 Охрана труда при ликвидации аварий

Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

11.

1Организация и выполнение АВР намагистральных нефтепроводах должнысоответствовать требованиям Правилтехнической эксплуатации магистральныхнефтепроводов, Правил безопасности приэксплуатации магистральных нефтепроводови настоящих Правил.

11.

2Привлекаемый к работам по ликвидацииаварий персонал должен быть проинструктированпо безопасным методам и приемам выполненияАВР.

11.

3К выполнению работ по ликвидации аварийна магистральных нефтепроводахдопускаются лица не моложе 18 лет,прошедшие обучение безопасным методами приемам работ и проверку знаний.

11.

4К работам по сбору разлитой нефтидопускаются работники в соответствующейодежде, обуви и обеспеченные средствамииндивидуальной защиты (шланговыми илиизолирующими противогазами, защитнымиочками, предохранительными поясами и т.п.

) в соответствии с Типовыми отраслевыминормами выдачи рабочим и служащимспецодежды, спецобуви и других средствиндивидуальной защиты. К ведению огневыхработ сварщики допускаются в теплостойкихкостюмах, защищающих от искр, брызграсплавленного металла и окалины.

Выдаваемая спецодежда и обувь должнаотвечать требованиям государственныхстандартов или технических условий исоответствовать размеру работающего.

11.

5Запрещается работа в одежде и обуви,пропитанных нефтью или легковоспламеняющимисяжидкостями.

11.

6При проведении подводных работ зимойдолжны приниматься меры, предохраняющиеводолазов от переохлаждения: выдачавторого комплекта шерстяного белья;ограничение времени пребывания водолазовпод водой; устройство отапливаемыхпомещений на плавсредствах или специальныхпередвижных будок.

11.

7При ликвидации аварии, для обеспеченияусловий безопасной работы, необходимопредусматривать следующие мероприятия:

-прекратить работу производственногооборудования или перевести его в режим,обеспечивающий локализацию или ликвидациюаварии;

— оказать первую помощь пострадавшимпри аварии, вывести их за пределы опасногоучастка;

-доступ к месту аварии людей долженпроводиться только с разрешенияответственного руководителя работ;

-в случае угрозы для жизни людей немедленноорганизовать их эвакуацию, используядля этого все имеющиеся силы и средства:

-вызвать пожарную, газоспасательную имедицинскую службы и привести в готовностьимеющиеся средства пожаротушения;

-на месте аварии и на смежных участкахпрекратить работы с применением открытогоогня и другие работы, кроме работ,связанных с мероприятиями по ликвидацииаварии;

-проводить работы по локализации иликвидации аварии, с применением защитныхсредств и безопасных инструментов;

-удалить, по возможности, легковоспламеняющиесяи горючие жидкости, понизить давлениев нефтепроводе и оборудовании;

-на месте аварии и на соседних участках,при наличии газоопасных зон, запретитьпроезд для всех видов транспорта, крометранспорта аварийных служб, до полногоустранения последствий аварии.

Дополнительныемероприятия по ликвидации аварии вкаждом конкретном случае определяютсяответственным руководителем работ поликвидации аварии, исходя из создавшегосяположения и с соблюдением мер безопасности.

11.

8Персонал, выполняющий работы по ликвидациипоследствий аварий на воде, должен знать и выполнять специфические правилабезопасности проведения работ на воде,знать способы спасения утопающих иоказания им первой помощи.

Плавучиесредства (катера, лодки), используемыепри работах по ликвидации последствийаварий, должны быть оборудованы всеминеобходимыми средствами и устройствами,обеспечивающими безопасность персоналаи безопасность выполнения работ,средствами пожарной безопасности.

11.

9В процессе выполнения работ на воденеобходимо учитывать погодные условия.

Категорическизапрещается проводить работы с речныхкатеров при силе ветра свыше 6 баллов,с лодок — при силе ветра свыше 4 баллов.

Запрещаетсяпри скорости течения реки больше 1 м/сплавать на лодке вдоль боновых загражденийс верхней стороны (по течению).

11.

10Персонал, выполняющий работы с лодки,должен беспрекословно исполнять всераспоряжения и команды старшего.

Приработе на фарватерах судоходных рекдолжен назначаться дежурный, наблюдающийза движением судов, который привозникновении опасности для персоналаобязан действовать в соответствии сзаранее предусмотренным планом.

11.

11Всложных природно-климатических условияхтрассы (экстремальное состояние погоды,пустыня, горные районы)ответственный руководитель по ликвидацииаварий на период производства АВР должениметь постоянную связь с селевой иметеорологической станциями исвоевременно оповещать персонал орезких изменениях погоды и надвигающихсястихийных бедствиях (пурга, ураганныйветер, снегопад, сель, гроза и т.п.).Одновременно должны быть приняты мерыпо обеспечению безопасности людей(определены заранее безопасные местаи укрытия, организовано страхованиеработающих, система сигнализации ит.п.).

11.

12При проведении АВР продолжительностьюболее 12 ч для работающих должны бытьсозданы бытовые и санитарные условияв соответствии

с действующими нормами. Персонал,участвующий в ликвидации аварий, долженбыть обеспечен горячей пищей, сухимпайком.

11.

13Площадка для размещения палаточногогородка для отдыха людей должна находитьсяна ровной территории, по возможностиудаленной от заболоченных мест и стоянкитехнических средств.

Напериод выполнения АВР на месте ихпроведения может быть организованодежурство медперсонала.

11.

14При размещении рабочих площадок, рабочихмест, проездов ремонтно-строительныхмашин и транспортных средств, проходовдля людей, следует установить опасныедля людей зоны, в пределах которыхпостоянно действуют или потенциальномогут действовать опасные производственныефакторы.

Опасныезоны должны быть обозначены с учетомнаправления ветра красными сигнальнымифлажками, а в темное время — светильникамиво взрывозащищенном исполнении, а такжезнаками с надписями: “Нефть, огнеопасно!”,“С огнем не приближаться!”, “Не курить!”и т.д.

Предупреждающиезнаки должны быть установлены нарасстоянии 800 м от места разрывамагистрального нефтепровода в обестороны автомобильной или железнойдороги.

Всетехнические средства, не используемыев работе, должны находиться за пределамизоныс разлитой нефтью на расстоянии не менее100 м.

Всеагрегаты и механизмы в рабочей зонеследует устанавливать в соответствиис требованиями нормативов, но не ближечем за 30 м от места разлива нефти снаветренной стороны.

11.

15Передвижение технических средств приликвидации аварии в техническом коридоре,а также в зоне выполненияаварийно-восстановительных работ должновыполняться с учетом требований Правилохраны магистральных нефтепроводов,ВСН 31-81 и других нормативных документов.

11.

16Удаление торфяной массы, начиная сглубины 0,3 м от верха трубы, проводитьразмывом и откачкой насосами.

Приручной доработке котлована рабочийдолжен работать с дублером и надеватьшланговый противогаз и предохранительныйпояс со спасательной веревкой.

11.

17В слабых грунтах и топких местах долженбыть устроен настил из бревен, брусков,инвентарных щитов или сланей.

Общаянагрузка технических средств на настилне должна превышать расчетной величины,а для инвентарных покрытий — паспортныхданных. Устойчивость работающих нанастилах (покрытиях) механизмов должнаобеспечиваться креплением.

11.

18Работы в колодцах, шурфах или закрытыхемкостях следует выполнять, применяяшланговые противогазы, при этом двоерабочих, находясь вне колодца, шурфаили емкости, должны страховатьнепосредственных исполнителей работс помощью канатов, прикрепленных к ихпредохранительным поясам.

11.

19Рабочие места, объекты, проезды и подходык ним, переходы в темное время сутокдолжны быть освещены. Светильникирабочего и аварийного освещения должныпитаться от разных источников.

11.

20В процессе проведения работ по ликвидацииаварий следует контролировать содержаниевредных веществ в воздухе, которое недолжно превышать предельно допустимойконцентрации по санитарным нормам (неболее 300 мг/м3по углеводородам).

11.

21Работы в ремонтном котловане должнывыполняться с соблюдением требованийдействующих Правил безопасности приэксплуатации магистральных нефтепроводовпод контролем и руководством мастерааварийно-восстановительной бригады.

11.

22При сооружении ремонтного котлованагрунт, извлеченный из него, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 мот бровки выемки.

Валуныи камни, а также отслоения грунта,обнаруженные на откосах, должны бытьудалены.

Переддопуском рабочих в котлованы или траншеи,глубиной более 1,3 м, должна бытьпроверена устойчивость откосов иликрепления стен.

Источник: https://studfile.net/preview/6864859/page:21/

Требования по охране труда при возникновении аварийных ситуаций на производстве

Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

Обеспечение защиты от аварийных ситуаций, а также полная готовность к ним являются неотъемлемыми частями единой системы управления охраной труда на предприятии.

Руководствуясь этим, каждая организация должна определить мероприятия по профилактике аварий, обеспечить полную готовность и быстрое реагирование.

Данные мероприятия составляются в зависимости от рода и специфики деятельности предприятия.

Какие существуют виды аварийных ситуаций на производстве

Аварийной ситуацией называют произошедшую аварию, которая стремительно прогрессирует во времени, и состоит из цепочки опасных событий. Чтобы охарактеризовать размер и площадь аварии, применяют термин «аварийная зона».

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Производство — сфера деятельности, в которой часты случаи аварий. Основными видами аварий здесь являются:

  • разрушения, излом оборудования, металлических конструкций, автоматов, автомобилей, машин, трубопроводов, котлов, обрывы цепей подъемных механизмов;
  • падение лифтов, подъемников, фуникулеров;
  • выход из строя газового оборудования, приведший к утечкам газа, взрывам;
  • выход из строя водонапорных механизмов, разрыв водопроводных труб, утечка воды;
  • взрывы и пожары.

К высокому риску происшествий приводит ряд факторов:

  • Большая концентрация на одной территории объектов, признанных опасными.
  • Несоблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, особенно с опасными веществами, на высоте.
  • Ухудшение мер безопасности.
  • Падение дисциплины на производстве.
  • Прочие отклонения работников от установленных норм работы с механизмами.

Важно! Каждый из этих факторов потенциально увеличивает вероятность опасных случаев, вплоть до масштабных. Аварии особо крупных размеров именуются «техногенными катастрофами».

Когда разрабатывается план действий персонала при возникновении аварийной ситуации

Требования охраны труда: что это такое

Законодательством РФ установлено, что любое предприятие должно непременно иметь план ликвидации аварий. Этот документ очень важен — он позволяет предотвратить, обезопасить от возникновения чрезвычайных ситуаций, уменьшить масштабы урона, а соответственно, и последствия для самого предприятия.

План действий персонала при ЧС.

Данный план изготавливается и утверждается для каждого предприятия, признанного потенциально опасным, и каждого объекта, на котором могут произойти аварии.

Основной задачей документа является планирование действий работников предприятия касательно устранения последствий происшествия. Кроме того, в план входит перечень действий для населения, органов местной власти, спецподразделений.

Важно! Документ подлежит пересмотру каждые пять лет.

Значение инструктажей по технике безопасности для минимизации последствий аварий

Сократить возможный ущерб последствий аварий можно только тогда, когда для работников предприятия проводились занятия по тренировке навыков поведения при чрезвычайных ситуациях, охране труда. Важны и теоретические знания, и практические умения, отработанные навыки.

Общие требования охраны труда и безопасности

Составление плана ликвидации последствий аварии — основная задача руководства предприятия. Кроме этого, очень важно научить работников приемам самообладания и быстрого реагирования в стрессовых ситуациях. Результатом практического изучения и инструктирования персонала должно являться умение концентрироваться и вспомнить все рекомендации относительно действий в аварийных случаях.

Важно! На территории предприятия обязательно должны висеть яркие плакаты с утвержденным планом эвакуации.

Общие требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций

Требования охраны труда во время работы на производстве

Существует ряд требований, применимых ко всем видам производств и организаций. Эти единые нормы установлены законом об Охране Труда и выглядят так:

Работник обязан знать:

  • свои действия в аварийной ситуации и при устранении происшествия;
  • методы оказания первой неотложной помощи;
  • места хранения средств для тушения пожара;
  • места хранения аптечки;
  • порядок эксплуатации СИЗ, огнетушителей и т. д.

Ряд требований при авариях

На территории предприятия, на видном месте должны быть расположены: контакты ближайших больниц, медицинских учреждений, ведомств МЧС, схемы эвакуации, а также инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.

  • На каждом рабочем месте должна быть аптечка.
  • Каждое помещение должно быть оснащено уголком с первичными приборами тушения пожара. Места таких уголков обязательно обозначаются указателями.
  • При наступлении чрезвычайной ситуации рабочие должны прекратить работу, выключить все механизмы и оборудование, немедленно оповестить руководство. Затем действовать необходимо по указаниям руководителя.
  • При обнаружении подозрительного предмета нужно без промедления сообщить руководству, дежурному охраннику, и ограничить доступ остальных к такому объекту.
  • При несчастном случае на производстве нужно немедленно освободить пострадавшего от действия аварийного фактора, принять меры первой помощи, оповестить руководство.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях устанавливают поведение руководства, администрации, работников предприятия в случае ЧС.

Аварийная ситуация при работе с электричеством – порядок действий

На любом предприятии есть риск возникновения аварийной ситуации, связанной с перепадом напряжения в электросети. К такому случаю может привести короткое замыкание, которое зачастую является причиной возгорания.

Кроме этого, стихийное бедствие также может спровоцировать аварию вследствие разрыва электромагистралей.

Поэтому работник, обнаруживший возможную причину или угрозу возникновения такой ситуации, обязан незамедлительно обесточить электроприбор, распространить по цеху стоп-сигнал.

Важно! Если выявлена неисправность в каком-либо из участков магистрали — необходимо немедленно сообщить диспетчеру.

Требования электробезопасности в аварийных ситуациях и освобождение пострадавшего от действия электрического тока

Результатом аварий, связанных с электричеством, могут стать ранения разной степени, ожоги, поражение электротоком. Касается это не только электромонтеров, но и всех работников, контактирующих с электроустановками.

При обнаружении факта поражения сотрудника током в первую очередь нужно изолировать рабочего от воздействия очага тока. При этом обязательно использовать диэлектрики с целью предохранения себя от воздействия токоведущих частей.

Затем пострадавшему нужно оказать первую медицинскую помощь, после чего оповестить дежурное медучреждение, вызвав бригаду фельдшеров или при необходимости реанимационную бригаду. После этого доложить руководству предприятия.

Что делать при аварийной ситуации, связанной с возгоранием

При выявлении пожара на предприятии, заводе следует реагировать незамедлительно. Особенно эти правила касаются сварщиков и работников прочих связанных с горением профессий.

Для тушения пламени необходимо использовать все возможные и доступные предметы: огнетушители, воду, песок.

Если ликвидировать огонь в короткий срок невозможно — обязательно нужно вызвать пожарную службу иди экстренную МЧС.

Аварийная ситуация, связанная с возгоранием

Эвакуация из горящих помещений должна происходить очень быстро, не задерживая никого и не создавая толпу. Места горения необходимо миновать, закрыв нос или задержав дыхание. Можно использовать смоченную в воде ткань, длинный платок или салфетку.

Следует помнить! При поиске возможных пострадавших — их нужно громко позвать. В ситуации, когда на человеке загорелась одежда — ее нужно помочь снять, или накинуть поверх большое полотно, покрывало, чтобы потушить огонь.

При наличии взрывоопасных предметов, и при риске их детонации, ни в коем случае не следует подходить к ним. Если есть угроза взрыва — необходимо лечь на живот, закрыв руками голову.

В любом случае, главная задача при возгорании, как и при любой аварийной ситуации — не допустить паники, и вовремя оказать медицинскую помощь пострадавшим.

Следует помнить! Риск возгорания можно существенно сократить, если соблюдать нормы пожарной безопасности, охраны труда и содержать электрооборудование в исправном состоянии.

Способы оказания первой помощи при переохлаждении, обморожении, солнечных и тепловых ударов

При значительном перегреве организма может случиться тепловой удар. Это понятие часто путают с термином «солнечный удар», однако это немного разные вещи. Солнечный удар возникает при перегревании головы воздействием солнечного излучения.

Однако, симптомы этих диагнозов схожи:

  • головокружение;
  • тошнота, рвота;
  • слабость;
  • обморок.

При выявлении этих признаков и подозрении на тепловой или солнечный удар, пострадавшего нужно переместить в прохладное помещение. На голову кладут холодный компресс, тело обтирают влажной прохладной тканью или платком.

Обморожение — состояние организма, возникающее при длительном или сильном воздействии низких температур. К признакам обморожения относятся:

  • побледнение кожи;
  • потеря чувствительности;
  • после нагревания обмороженного участка кожи — сильная боль.

Следует помнить! При выявлении симптомов обморожения пострадавший участок кожи обтирают мягким платком, при этом конечности – обязательно в последовательности от центра к краю.

Если сила обморожения чрезмерна — пострадавшие места следует обездвижить и хорошо замотать, обеспечив тепло. После этих обязательных действий больного показывают врачу.

Первая помощь

Ни одно предприятие невозможно уберечь от возникновения нештатных ситуаций. Однако гарантом безопасности рабочего процесса является безукоризненная дисциплина на производстве. Поэтому, одной из главных задач админсостава организации является обеспечение коллектива всеми данными по соблюдению правил ТБ.

Осведомленность рабочего коллектива о нормах и правилах техники безопасности и охраны труда, умение слаженно и грамотно распознавать и блокировать травмоопасные факторы в момент возникновения аварии — все это является признаками полной готовности предприятия к любой чрезвычайной ситуации.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/trebovania-ohrany-truda-v-avarijnyh-situaciah.html

Меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

7.1. При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции и определить с ним порядок дальнейших действий.

7.2. При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда. В дальнейшем локомотивная бригада должна действовать в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

7.3. В случае обрыва и падения контактного провода, провода воздушной линии электропередачи на локомотив, МВПС или рядом с ним локомотивная бригада должна сообщить о случившемся поездному диспетчеру и оставаться в кабине управления (будке машиниста).

В случае возгорания локомотива (при падении провода на локомотив) и невозможности дальнейшего пребывания на нем локомотивная бригада должна сойти с локомотива. При сходе с локомотива следует спуститься до нижней ступени лестницы и, отпустив руками поручни лестницы локомотива, спрыгнуть на земляное полотно. Во время приземления и после не касаться руками земли, рельса или локомотива.

7.4. В случае неминуемого столкновения локомотива с внезапно возникшим на пути препятствием (выезд трактора, большегрузного автомобиля на путь на переезде и т.п.) машинист должен применить экстренное торможение, а помощник машиниста уйти в машинное (дизельное) отделение, оставив двери открытыми для ухода машиниста из кабины управления.

7.5. В случае отказа в пути следования блокирующих устройств на одной из секций локомотива локомотивной бригаде следует перевести ее в положение «Отключено».

На односекционных или двухсекционных локомотивах, имеющих единую систему блокирующих устройств, допускается при технической возможности следовать с выключенными или блокированными защитными устройствами до ближайшей железнодорожной станции, имеющей пункт технического обслуживания локомотивов, локомотивное депо или пункт оборота локомотивов. При этом локомотивная бригада должна находиться только в кабине управления.

7.6.

В случае неисправности локомотива машинист после остановки и приведения в действие вспомогательного тормоза локомотива при приведенных в действие автотормозах поезда должен объявить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов, следующих по перегону, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, вызвать на локомотив начальника пассажирского поезда (при обслуживании локомотива одним машинистом), руководителя работ в хозяйственном поезде и согласовать с ними дальнейшие действия. При неисправности поездной радиосвязи сообщение должно быть передано по другим видам связи в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах, машинист должен привести в действие ручной тормоз локомотива и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде). В поездах, где упомянутых работников нет, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки, а при недостаточном их количестве, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов в количестве и в порядке, установленных начальником железной дороги.

При устранении неисправности разрешается пользоваться только аварийными схемами, предусмотренными заводом-изготовителем локомотива или утвержденными службой локомотивного хозяйства железной дороги по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства.

Если необходимо зайти в высоковольтную камеру локомотива, машинист должен в журнале технического состояния локомотива произвести запись «Вхожу в высоковольтную камеру для производства работы (указывает вид работы)», поставить подпись, указать дату, время и после этого:

— затормозить локомотив (поезд) и подложить под колесные пары тормозные башмаки;

— вынуть реверсивную рукоятку и ключи выключателей;

— открыть шторы высоковольтной камеры;

— войти в высоковольтную камеру, оставив дверь, шторы, ограждения открытыми. При этом помощник машиниста должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия машиниста, находящегося в высоковольтной камере.

При обнаружении запаха газа локомотивная бригада должна надеть противогазы.

7.7. При грении буксы колесной пары локомотива машинист после плавного торможения и остановки поезда сам должен осмотреть колесную пару локомотива.

В грузовом поезде проверку грения буксы колесной пары вагона, волочения деталей вагона, состояния состава и сцепных приборов у разъединившихся вагонов при саморасцепе в поезде по указанию машиниста локомотива должен произвести его помощник.

Перед сходом с локомотива помощник машиниста должен надеть сигнальный жилет со световозвращающими накладками. Следуя по междупутью вдоль состава поезда, помощник машиниста должен быть внимательным к движению встречных поездов по смежному пути.

На время проследования встречного поезда помощник машиниста должен укрыться на переходной площадке вагона стоящего поезда или отойти на обочину смежного пути.

7.8. Запрещается соединять части поезда на перегоне:

— во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы;

— если отцепившаяся часть находится на уклоне круче 0,0025 и от толчка при соединении может уйти в сторону, обратную направлению движения поезда.

Если соединить поезд невозможно, машинист должен затребовать вспомогательный локомотив или восстановительный поезд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_136173_meri-bezopasnosti-pri-likvidatsii-avariynih-situatsiy.html

Scicenter1
Добавить комментарий