Опасные факторы световой среды на транспорте:   На объектах железнодорожного транспорта к опасным факторам световой

Основные опасные и вредные производственные факторы, имеющие место на железнодорожном транспорте и в дистанции пути

Опасные факторы световой среды на транспорте:   На объектах железнодорожного транспорта к опасным факторам световой

Опасный производственный фактор это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор — производственный фактор воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. (В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным).

Опасные и вредные производственные факторы по природе их действия подразделяют на группы: физические, химические, биологические и психофизиологические, которые в свою очередь подразделяются на следующие подгруппы:

физические опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования;

передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

разрушающиеся конструкции; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура, влажность, повышенный уровень шума и вибрации, ионизирующих в т ч. радиоактивных и неионизирующих излучений в том числе излучений от ПВЭМ, значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, электромагнитных излучений;

недостаточная освещенность рабочей зоны, острые кромки, заусеницы на поверхности заготовок, инструментов и оборудовании;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).

Химические опасные и вредные производственные факторы: подразделяют на две подгруппы:

по характеру воздействия на организм человека, — токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

по пути проникновения в организм человека — через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы:

биологические объекты, патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы: по характеру воздействия подразделяются на:

физические — могут быть статические и динамические.

нервно-психические — умственное перенапряжение, монотонность труда и эмоциональные перегрузки.

В дистанции пути имеют место следующие опасные и вредные факторы рисунок 4.4:

шум;

вибрация;

тяжесть труда;

напряженность труда;

ЭМИ магнитная составляющая и др.

Рисунок 4.4 — Опасные и вредные производственные факторы

Действие вредных и опасных факторов на организм человека

Хозяйство дистанции пути относится к отрасли с особо тяжелыми условиями труда, особенно в подразделениях по текущему содержанию пути.

Проводимая работа по созданию условий труда, отвечающих современным требованиям безопасности труда, приводит к устранению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, а также снижает уровни производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей, где особо остро ощущается специфичность труда и его повышенная опасность. Рабочие места и рабочие зоны многих железнодорожников расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижного состава. Условия труда усложняются еще и тем, что дорога работает круглосуточно и при любой погоде.

К особенностям работы на путях можно отнести:

ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями;

большая протяженность фронта работ при ограниченном обзоре;

низкая освещенность рабочей зоны в темное время суток.

Воздействие климатических факторов также вносит ряд дополнительных трудностей. В зимний период резко ухудшается состояние производственной территории.

Из-за снежных заносов усложняются условия перехода путей, передвижения по междупутью. В гололед увеличивается опасность падений.

В холодное время приходится использовать теплую спецодежду, что затрудняет движение, ухудшает восприятие звуковых сигналов.

При выполнении работниками дистанции пути определенную опасность представляет выполнение работ металлообрабатывающими механизмами и станками, использование домкратов, других механизированных приспособлений, электроинструмента, ручного путевого инструмента. Специфические опасности характерны для сварочных работ, работ в кузнечном цехе дистанции пути, в аккумуляторной.

Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с опасностью падений стропальщиков и грузчиков, а также травмирования их грузом.

Применение едких и ядовитых веществ опасно поражением кожи и органов.

Работы, связанные с подъемом на высоту, опасны травмированием работников вследствие их падения с высоты. Производство работ с подъемом на высоту более 1м от поверхности земли (пола) выполняются работниками.

Применение в подразделениях автотранспортных средств опасно травмированием работников подвижными транспортными единицами.

Источник: https://studbooks.net/1554372/bzhd/osnovnye_opasnye_vrednye_proizvodstvennye_faktory_imeyuschie_mesto_zheleznodorozhnom_transporte_distantsii

Тема 3.6. Факторы световой среды на производстве. Освещение

Опасные факторы световой среды на транспорте:   На объектах железнодорожного транспорта к опасным факторам световой

Студент должен:

знать виды освещения, вредные факторы световой среды на

производстве на объектах железнодорожного транспорта, реакции на них

организма человека, средства и способы защиты;

уметь производить выбор эффективных средств защиты от вредных факторов световой среды и приборов контроля, за качеством световой среды.

учебного материала

Общие сведения об электромагнитных излучениях видимого спектра. Освещение. Искусственное, естественное и совмещенное освещение производственных помещений. Искусственное освещение (рабочее общее и комбинированное, аварийное, эвакуационное, охранное, дежурное).

Вредные факторы световой среды на производстве (отсутствие или недостаточность естественной освещенности, недостаточная искусственная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, чрезмерная яркость, пульсация освещенности). Воздействие на человека вредных факторов световой среды. Показатели освещенности помещений.

Количественные показатели (световой поток, сила света, освещенность, коэффициент отражения). Качественные показатели освещенности (фон, контраст объекта с фоном, коэффициент пульсации светового потока, спектральный состав, показатели ослепления). Средства нормализации световой среды (источники света, светильники). Расчёт осветительных установок.

Источники освещения на объектах железнодорожного транспорта. Влияние освещенности на безопасность движения. Гигиеническое нормирование освещенности. Классификация условий труда и их оценка по показателям световой среды.

Тема 3.7. Вредные химические и биологические факторы

Производственной среды. Экобиозащитная техника

Студент должен:

знать виды и источники вредных химических и биологических факторов производственной среды на железнодорожном транспорте; средства и методы обеспечения безопасных условий труда;

уметь выбирать средства защиты работников, экобиозащитную технику.

материала

Классификация вредных химических веществ по токсическому эффекту воздействия на человека (чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно-опасные, малоопасные). Параметры их разделения на классы опасности.

Источники химических вредных веществ, наиболее часто встречающихся на транспорте. Метод контроля загрязнения среды. Специальные методы предупреждения отравления. Защитные средства.

Экобиозащитная техника обезвреживания сбросов, содержащих вредные химические вещества.

Гигиеническое нормирование. Предельно допустимые концентрации вредных веществ, наиболее часто встречающихся на транспорте. Гигиеническая классификация условий труда от класса вредности и опасности отдельных факторов производственной среды.

Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ химической природы. Вредные биологические факторы производственной среды. Классификация вредных биологических веществ.

Их источники на транспорте (санобработка, ремонт вагонов после перевозки больного скота, лекарственных препаратов, вакцин). Меры предупреждения заражения. Защитные средства. Контроль параметров. Гигиеническое нормирование.

Предельно-допустимые концентрации микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов в воздухе рабочей зоны. Гигиеническая классификация условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ биологической природы.

Раздел 4. Опасные факторы производственной среды

Тема 4.1. Электрический ток

Студент должен:

знать степень опасности и вредного воздействия электрического тока на человека; способы предупреждения от поражения человека электрическим током, средства и методы обеспечения безопасных условий труда;

уметь проводить анализ электротравмоопасных ситуаций, выбирать средства защиты работников.

учебного материала

Электрический ток. Особенности поражения электрическим током. Воздействие на организм человека. Понятия о системе электроснабжения железных дорог; электрические сети, электроустановки, распределители, трансформаторы, оборудование с электроприводом, в

том числе электроподвижной состав. Основы безопасности. Воздействие электрического тока на человека (при прикосновении к открытым токоведущим частям, при повреждении изоляции электрических установок).

Степень опасности и вредного воздействия электрического тока в зависимости от: рода тока, величины тока и напряжения, частоты тока, от условий включения в электросеть, пути протекания тока через тело человека; продолжительности воздействия, условий внешней среды, индивидуальных особенностей организма человека (физиологического и психологического состояния организма).

Классификация переменного тока промышленной частоты по степени воздействия на организм человека (ощутимый, неотпускающий, фибрилляционый).

Классификация по видам поражения: местные поражения (ожоги, в том числе с обгоранием, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения, электроофтальмия); общие поражения (сбои в функционировании центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения; потеря соз­нания, расстройство речи, судороги, нарушение дыхания вплоть до остановки, мгновенная смерть).

Классификация по характеру воздействия: термические, электролитические, биологические, химические и механические нарушения. Обеспечение безопасности при обслуживании электроустановок (соблюде­ние правил технической эксплуатации электроустановок, проведение меро­приятий по защите от электротравматизма и по его предупреждению, организа­ционные и правовые меры).

Предупреждение поражения человека электрическим током: применение безо­пасного напряжения; защита от случайного прикосновения человека к токове­дущим частям; изоляция токоведущих частей; защитное заземление или зануление; защитное отключение; выбор производственных помещений по ус­ловиям выполнения работ; защита от опасного воздействия статического элек­тричества; использование средств коллективной и индивидуальной защиты. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность проведения работ в электроустановках. Организационные мероприятия (профотбор персонала, предварительный и пе­риодический медицинские осмотры, обучение, инструктажи, проверка знаний, наличие классификационной группы по технике безопасности, оформление ра­боты, допуск к работе, надзор во время работы, оформление перерыва в работе, перевода на другое рабочее место и окончания работы).

Ограждения, щиты, экраны, расположение опасных или незащищенных электрических проводов на недоступной высоте, сигнализация и блокировка. Заземление, зануление, защитное отключение. Средства коллективной и инди­видуальной защиты. Изолирующие средства (основные, дополнительные, вспомогательные). Рабочая изоляция. Испытание изоляции.

Опасность поражения электрическим током от условий в производствен­ных помещениях. Подразделение помещений по степени опасности поражения человека током (без повышенной опасности, помещения с повышенной опасно­стью, особо опасные помещения). Работы на открытом воздухе.

Явления статического электричества (при операциях слива (налива)

нефте­продуктов, химических жидкостей из железнодорожных цистерн, при движении навалочных грузов по лентам транспортеров, в шнеках винтовых конвейе­ров, в воздуховодах пневморазгрузчиков).

Защита от негативного воздействия статического электричества(заземляющие устройства, антиэлектростатические присадки, увлажнение помещений, усиленная вентиляция, токопроводящие полы, спецобувь и спецодежда).

Явления атмосферного электричества.



Источник: https://infopedia.su/14x1182a.html

18. Классификация опасных и вредных производственных факторов на железнодорожном транспорте. Факторы, определяющие повышенную опасность труда в отрасли

Опасные факторы световой среды на транспорте:   На объектах железнодорожного транспорта к опасным факторам световой

СогласноГОСТ 12.0.003 «ССБТ. Опасные и вредныепроизводственные факторы. Классификация»опасные и вредные производственныефакторы подразделяются по природедействия на группы:

физические;

химические;

биологические;

психофизиологические.

Кфизическим факторам относятся: подвижныечасти производственного оборудования,запыленность, загазованность воздухарабочей зоны, шум, вибрация, ультразвуки т.д.

Химическиеопасные и вредные производственныефакторы подразделяются по характерувоздействия на организм человека на:

токсические;

раздражающие;

канцерогенные;

мутагенныеи т.д.

Биологическиеопасные и вредные производственныефакторы включают биологические объекты:

патогенныемикроорганизмы (бактерии, вирусы, грибыпростейшие и т.д.) и продукты ихжизнедеятельности;

микроорганизмы(растения, животные).

Психофизическиеопасные и вредные производственныефакторы по характеру действияподразделяются на:

физическиеперегрузки;

нервно-психическиеперегрузки;.

Вредныевещества по степени воздействия наорганизм человека подразделяются начетыре класса:

веществачрезвычайно опасные;

веществавысокоопасные;

веществаумеренно опасные;

веществамалоопасные.

Каждоепроизводство характеризуется своимкомплексом опасных и вредных факторов,источниками которых являются оборудованиеи технологические процессы.

Условиятруда на железнодорожном транспорте,характер действия на организм работающегофакторов производственной среды, в томчисле и вредных, имеют свою спецификуи способны вызывать различныефункциональные и органические изменения,которые, вполне вероятно, могуттрансформироваться в синдромокомплекспрофессионального заболевания.

Впроцессе труда на работниковжелезнодорожного транспорта могутвоздействовать следующие основныеопасные и вредные производственныефакторы:

движущийсяподвижной состав и транспортные средства;

движущиесямашины, механизмы, оборудование и ихэлементы;

перемещаемыематериалы верхнего строения пути,сборные конструкции и другие предметы;

падающиес высоты предметы и инструменты;

повышенноезначение напряжения электрическойцепи, замыкание которой может произойтичерез тело человека;

повышеннаязапыленность и загазованность воздухарабочей зоны;

повышенныеуровни шума и вибраций на рабочем месте;

недостаточнаяосвещенность рабочей зоны в темноевремя суток и при работе в тоннелях;

повышеннаяили пониженная температура, влажностьи подвижность воздуха рабочей зоны;

повышеннаяи пониженная температура поверхностейметаллических частей верхнего строенияпути, оборудования и инструментов;

расположениерабочего места на значительной высоте;

повышенныйуровень ионизирующих излучений приработах в зонах радиационного загрязнения;

физическиеперегрузки при перемещении тяжестейвручную;

нервно-психическиеперегрузки при выполнении работ нажелезнодорожных путях, мостах и тоннеляхво время движения поездов;

химическиефакторы при работах с ядохимикатами иновыми деревянными шпалами, пропитаннымимасляными антисептиками.

Предприятияжелезнодорожного транспорта отличаютсямногообразием производственных процессови технологических операций. По выделениювредностей наиболее опасными являютсяпроизводственные помещения, в которыхвыполняют работы малярные, баббитозаливочные,по переработке полимеров, зарядкеаккумуляторов, гальванические, сварочныеи другие, а также основные цехи щебёночныхи шпалопропиточных заводов.

Приокрасе подвижного состава в воздушнуюсреду выделяется сложный комплексопасных вредностей (толуол, ксилол,красочный аэрозоль), содержание которыхпри пульверизационном способе окраскипревышает допустимые нормы.

Впроцессе сварочных и наплавочных работвыделяются окись углерода, окислымарганца и железа, фтористые соединения.При этом загрязнение воздушной средытеми или иными веществами зависит оттипа обмазки применяемых электродов.Наименьшее загрязнение наблюдаетсяпри автоматической сварке под флюсоми электрошлаковой сварке.

Опасностьвлияния тепловых излучений.

Напредприятиях железнодорожного транспортк горячим производствам, в которыхизлучение оказывает существенноевлияние на организм человека, относятсялитейные и кузнечные участки,баббитозаливочные, пропиточные,термические и сварочные отделения, атакже отдельные сварочные посты и секциитепловозов.

Опасныеситуации возникают при устраненииотказов электрооборудования локомотивовв пути следования. В условиях дефицитавремени и стрессового состояния припоиске и устранения отказа повышаетсявероятность ошибочных действийлокомотивных бригад.

Погрузочно-разгрузочныеработы сопряжены с опасностью паденийстропальщиков и грузчиков, травмированиеих грузом. Опасные ситуации возникаютпри нарушении правил строповки, обрывахгрузовых канатов, при несогласованностидействий крановщика и стропальщика.

Припроизводстве путевых работ, помимоугрозы наезда подвижного состава,имеется ряд опасностей, связанных сприменением грузоподъёмных механизмов,гидравлических приспособлений,электрифицированного инструмента.Орудия труда применяемые монтёрами,как правило, имеют большую массу, чтокроме опасности механических травм,создаёт большие физические нагрузки.

Влокомотивных и вагонных депо, на заводахпо ремонту подвижного состава, щебёночных,железнодорожных конструкций могутвозникнуть производственные вредностииз-за невыполнения санитарных норм попараметрам воздушной среды, шума ивибрации на рабочих местах.

Источник: https://studfile.net/preview/5444093/page:14/

Вредные и опасные факторы на предприятии

Опасные факторы световой среды на транспорте:   На объектах железнодорожного транспорта к опасным факторам световой

Опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого может привести к травме . К опасным факторам рабочей среды на железной дороге относят:

  • — движущиеся объекты (подвижной состав, машины, механизмы, краны, внутрицеховой транспорт);
  • — электрический ток;
  • — электрические сети, в том числе контактная сеть электрифицированных железных дорог;
  • — электроустановки, трансформаторы, распределители, машины и механизмы с электроприводом, в том числе подвижной состав, работающий на электроприводе;
  • — острые кромки;
  • — сосуды, работающие под давлением;
  • — части обрушающихся конструкций;
  • — предметы, падающие с высоты;
  • — коррозию, ослабляющую металлические конструкции и способствующую их внезапному разрушению;
  • — открытое пламя и горячие поверхности, прикосновение к которым может вызывать ожоги;
  • — недостаточную освещенность объектов (см. гл. 3.7);
  • — скользкие поверхности, повышающие риск падения человека, попадающего на нихБольшинство несчастных случаев, происшествий, аварий, катастроф на транспорте напрямую связаны либо с ошибочными действиями человека, либо с его бездействием в ситуации, когда действия необходимы, либо просто с халатным отношением к своим обязанностям. Словосочетанием человеческий фактор стало принято обозначать причину аварий или других негативных происшествий, возникших по вине человека. К опасным зонам относят:
  • — рабочие места, находящиеся на значительной высоте относительно уровня пола;
  • — помещения с повышенной электроопасностью (подробнее см. в п. 2.5);
  • — зоны около систем, работающих под давлением;
  • — зоны вблизи криогенных (низкотемпературных) установок и холодильного оборудования;
  • — зоны проведения погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных и строительно-монтажных работ;
  • — зоны около емкостей с расплавленными материалами (металлом, пластическими массами, битумом и др.).

Условия труда на железнодорожном транспорте специфичны; примерно у 70 % работников они связаны с какими-либо движущимися объектами, т.е. с опасностью получения травм. При этом нередко обстоятельства складываются так, что у человека не остается времени на принятие необходимых, адекватных данной ситуации решений. Вот почему работникам железнодорожного транспорта абсолютно необходимы:

  • — четкие знания безопасного поведения на объектах транспорта;
  • — постоянная концентрация внимания;
  • — быстрота и четкость ориентации в создавшейся ситуации;
  • — соблюдение строгой производственной дисциплины.

Высокая насыщенность электрооборудованием является причиной электротравматизма на железнодорожном транспорте. На железных дорогах России при ремонте и обслуживании контактной сети смертельно травмируются ежегодно от 17 до 20 электромонтеров.

Высокой электронасыщенностью характеризуются системы, осуществляющие энергоснабжение электрифицированных железных дорог, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта, погрузочно-разгрузочные объекты, районы грузовых станций, на которых производятся строительные работы, и др.

В качестве меры снижения вероятности травмирования и вредного влияния технологических процессов на работников выдвигается применение высокомеханизированного и автоматизированного оборудования, станков-автоматов с программно-числовым управлением, робототехники.

Персонал в этих случаях, как правило, удален от рабочих органов такого оборудования (защищен расстоянием) и избавлен от необходимости продолжительно пребывать в зоне его действия (защищен временем).

К тому же современное оборудование конструктивно обеспечивается системами различных защит, предупреждающих травматизм и вредное влияние технологического процесса на работников.

Помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава (электровозные, тепловозные, вагонные депо), мастерские по ремонту кранов представляют собой огромные пожарные зоны площадью до 2000 м . Большие производственные площади увеличивают возможность возникновения крупных пожаров.

Для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта характерны одноэтажные производственные здания. Среди них достаточно много зданий старой постройки, конструктивные решения в которых не всегда рассчитаны на то, чтобы ограничить распространение огня в случае возникновения пожара.

Особенно интенсивно развиваются пожары в окрасочных и термических цехах.

В окрасочных цехах быстрому распространению пожара способствуют наличие большого количества растворителей, лаков, красок, в том числе находящихся в виде аэрозолей в рабочей среде, в воздуховодах системы вентиляции, в виде конденсата — на конструкционных элементах здания и оборудования.

В термических цехах пожароопасность определяют высокие температуры технологических процессов, закалочные масла и другие закалочные жидкости в ваннах, вскипания и выбросы которых происходят систематически. Аэрозоли закалочных сред также присутствуют в воздухе рабочей среды, в воздуховодах, на конструкционных элементах цеха.

При возникновении возгорания действовать нужно незамедлительно. Необходимо учитывать, что почти во всех случаях через 10 мин после начала пожара огонь охватывает большие площади и переходит на покрытие. Обрушение покрытий может произойти уже через 25 мин.

При возгорании происходит быстрое нарастание температуры в помещении, обильное образование токсичного черного дыма, мешающего увидеть эвакуационные пути; возможно распространение огня в вышележащие этажи по вентиляционным каналам и различным нагретым до высокой температуры коммуникациям.

Спасение людей — главная задача при возникновении пожара в здании депо или мастерских. Планы эвакуации людей и пожаротушения должны регулярно отрабатываться на пожарно-тактических учениях работников производственного объекта с привлечением подразделений его пожарной охраны.

Тушение очага возгорания. При начале пожара следует немедленно попытаться ликвидировать очаг возгорания. При тушении кошмой пламя надо накрывать так, чтобы огонь, вырывающийся из-под нее, не попадал на человека. Разлившееся горящее масло тушат пеной.

Для тушения электрооборудования, находящегося под напряжением, можно пользоваться только углекислотными или порошковыми огнетушителями.

Водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями продолжать тушение допустимо только после того, когда будет снято напряжение.

При пользовании огнетушителями необходимо следить за тем, чтобы случайно струю пены (порошка, углекислоты) не направить на людей. Пену, попавшую на незащищенные участки тела, следует стереть или смыть водным раствором соды. При пользовании углекислотным огнетушителем нельзя браться рукой за его раструб.

Одновременно с тушением очага возгорания необходимо развернуть насосно-рукавные системы, стационарные водяные пожарные установки с лафетами, приступить к организации эвакуации работников и подвижного состава из депо или мастерских.

Если пожар проник внутрь подвижного состава, находящегося в стойлах депо, для тушения следует применить ручные и стационарные огнетушители, установки с воздушно-механической пеной. Пожар в вагонах можно тушить и водой.

Тепловозы имеют большое количество дизельного топлива и смазочных материалов, которые могут интенсивно гореть, на электровозах пожарную опасность представляет электрическое оборудование.

При использовании внутренних пожарных кранов депо (мастерских) должны совместно действовать два человека. Один должен раскатывать рукав от пожарного крана к месту пожара, второй (по его команде) — открывать кран, подсоединяющий рукав к системе водоснабжения.

Подача стволов по возможности должна осуществляться одновременно как внутрь горящего помещения, так и на перекрытия для защиты несущих конструкций и преграждения распространению на них огня.

Одновременно стволами следует организовать защиту как выше-, так и нижерасположенных этажей.

Для ликвидации горения и предотвращения взрывов в вентиляционных системах эффективно применение воздушно-механической пены при введении ее в вертикальные вентиляционные каналы.

Подвальные помещения обычно содержат большое количество способных гореть коммуникаций (кабели, изоляция трубопроводов и др.). Достаточно часто в подвалах располагают складские отсеки.

Для эффективного тушения последних необходимы информация об их содержимом и сведения о пожарных свойствах хранящихся там материалов. Для тушения в подвальном помещении эффективно применять воздушно-механическую пену.

Стволы вводят через дверные проемы и соседние помещения.

Чердачные помещения обычно имеют вентиляционные шахты, короба и другие технологические застройки. Стволы на чердачные помещения подают по внутренним лестницам. Для тушения пожара используют водяные и пенные струи. Работы здесь наиболее опасны, так как наряду с высокой температурой и обильным газообразованием от горящей мягкой кровли они сопряжены с опасностью быстрого обрушения кровли.

Пожар на покрытиях из рулонных материалов, залитых битумной мастикой (иногда с введением каучука), за считанные минуты от периода возгорания переходит на пожар первой стадии.

Такие покрытия характерны для железнодорожных депо, мастерских, складов. Мягкие кровли при пожаре быстро разрушаются и значительно усложняют обстановку.

Опасны перегрузки кровли людьми, рукавами с водой, поэтому не следует на них работать группами свыше двух-трех человек.

После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по их указанию или по согласованию с ним.

Расчеты помещения

Типы осветительного прибораТип лампыМакси-мальная сила света, кдКоэффициент усиленияУгол рассеивания, град, в плоскостиКПД, %
горизонтальнойвертикальной
ПЗС-45Г-220-1000 ДРЛ-700130 000 30 00015,2
ПЗС-35Г-220-500 ДРИ-50050 000 286 000
ПЗС-25Г-220-200 ДРЛ-12516 000
ПСМ-50-1Г-220-1000 ДРЛ-700120 000 52 00019,7
ПКН-1000-1КИ-220-1000-575 000
ПКН-1500-1КИ-220-1500110 000
ПКН-2000-1КИ-220-2000-4140 000
ПЗР-400-VIДРЛ-40019 00010,5
СЖКс-20ДКсТ-20000320 000

Page 3

фактор производственный опасный

В настоящее время, пожалуй, сложно найти человека, который бы не пользовался услугами железнодорожного транспорта.

Напряженность его работы постоянно растет, увеличивается грузо- и пассажиропоток, и одновременно расширяется спектр дополнительного сервиса на вокзалах и в поездах.

Поэтому одной из главных для ОАО «РЖД» задач является обеспечение безопасности лиц, участвующих в железнодорожных перевозках.

Обеспечение пожарной безопасности — одна из важнейших задач любого руководителя. Все противопожарные мероприятия начинаются с издания руководителем приказа об обеспечении пожарной безопасности, который является основным юридическим документом для предупреждения пожаров на предприятии.

Данный приказ вводит в действие основные положения, инструкции и рекомендации в части организации противопожарной защиты территории, зданий, сооружений, помещений, взрыво- и пожароопасных производственных участков предприятия, а также назначает ответственных за пожарную безопасность в подразделениях предприятия и регламентирует их деятельность.

Инструкции устанавливают основные направления обеспечения систем предотвращения пожара и противопожарной защиты на предприятии, порядок обеспечения безопасности людей и сохранности материальных ценностей, а также создание условий для успешного тушения пожара.

В зависимости от области своего действия инструкции ПБ подразделяются на следующие виды:

  • · общеобъектовая инструкция — общая инструкция о мерах пожарной безопасности для предприятия;
  • · инструкции для отдельных зданий, сооружений, помещений, производственных процессов;
  • · инструкции по обеспечению безопасного производства временных пожаро- и взрывоопасных работ на предприятии (сварочных, огневых, строительно-монтажных и т.п.), выполняемых, в том числе, и сторонними организациями.

Разработка инструкций производится отделом или инженером по пожарной безопасности, председателем пожарно-технической комиссии или лицами, ответственными за пожарную безопасность предприятия. Инструкции ПБ утверждаются руководителем организации, согласовываются со службой охраны труда и вводятся приказом по предприятию.

К Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ01) указаны требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности. Согласно этому документу, в инструкциях ПБ необходимо отражать следующие вопросы:

  • · порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • · мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
  • · порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • · места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • · порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • · предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • · обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:
  • o правила вызова пожарной охраны;
  • o порядок аварийной остановки технологического оборудования;
  • o порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
  • o правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
  • o порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
  • o порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Источник: https://studwood.ru/1444291/bzhd/vrednye_opasnye_faktory_predpriyatii

3.8.2. Воздействие негативных факторов световой среды на работников

Опасные факторы световой среды на транспорте:   На объектах железнодорожного транспорта к опасным факторам световой

а при тумане падает почти до нуля. Ночью, при освещении дальним светом прожектора, крупные предметы различаются на расстоянии 100…130 м. Это расстояние значительно меньше, чем требуется для безопасного движения, особенно с большими скоростями.

Ночью объекты появляются в освещенной зоне внезапно, время на их опознание возрастает, а на принятие решений сокращается. Установлено, что ночью время реакции также увеличивается в среднем в два раза: если в дневное время при хорошей видимости человек может воспринимать за 1 с 3…5 объектов, то ночью лишь 1…2 объекта.

Свойство глаза приспосабливаться к восприятию света при различных его яркостях называется адаптацией. Адаптация при переходе от больших яркостей к малым яркостям занимает более длительное время, чем от малых яркостей к большим.

В течение нескольких минут человек плохо различает окружающие его предметы, что может послужить причиной несчастного случая. Частая адаптация вызывает зрительное утомление, снижение работоспособности зрительного аппарата.

Длительная работа в условиях частой переадапта-

ции зрения может привести к снижению остроты зрения. В процессе трудовой деятельности следует избегать резкой и частой смены яркостей и наличия в поле зрения различающихся по яркости поверхностей.

Например, работа на мониторе, экран которого находится на фоне освещенного солнцем окна, длительные просмотры телепередач с резко изменяющимися яркостями в процессе просмотра крайне негативно влияют на остроту зрения.

При пульсации светового потока возникает стробоскопический эффект. Вследствие этого вращающиеся предметы могут казаться неподвижными или имеющими другое направление вращения, что также может привести к травмам. Недостаточная освещенность при напряженной зрительной работе приводит к быстрому утомлению, возникновению головных болей, ухудшению зрения.

3.8.3.Защита от воздействия негативных факторов освещенности

Для нормализации освещенности рабочего места в помещении применяется специально организованное освещение. Оно может быть естественным (через оконные проемы) и искусственным — электрическим. Совмещенное освещение — это такое освещение, при котором недостаточная естественная освещенность компенсируется искусственными источниками света. При наличии доста-

точного естественного освещения искусственное включают, если освещенность на улице ниже 5000 лк.

Задачей расчета освещения в первом случае является выбор площади оконных проемов, а во втором — суммарная электрическая мощность и количество источников света. Расчетом осветительных установок занимается научная дисциплина — светотехника.

В зависимости от конструкции здания естественное освещение бывает боковое (свет падает на рабочую поверхность сбоку с одной или с двух сторон), верхнее и комбинированное (верхнее и боковое).

Искусственное освещение производственных помещений подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное, охранное, дежурное.

Рабочее освещение бывает двух типов — общее (при котором необходимая для выполнения работ освещенность создается на всей территории рабочей зоны) и комбинированное (при котором общее освещение обеспечивает только отсутствие резких яркостных перепадов на территории рабочей зоны, а необходимая для выполнения работ освещенность создается с помощью местных светильников непосредственно на рабочем месте). Применение только местного освещения в производственных помещениях не допускается, так как приводит к быстрому утомлению глаз.

Для оценки качества естественного освещения используется коэффициент естественной освещенности (КЕО), представляющий собой отношение освещенности рабочей поверхности к освещенности вне здания в данный момент времени. Выражается КЕО в процентах. Нормы на естественное освещение учитывают:

•напряженность зрительной работы, которая оценивается по размеру минимального объекта различения;

•систему освещения (боковое, верхнее, комбинированное).

При боковом освещении нормируется минимальное, а в остальных случаях среднее значение КЕО. Кроме того, нормируется неравномерность освещенности, т.е. отношение КЕОmах к KEOmin.

Нормы освещенности, ограничения слепящего действия светильников, пульсация освещенности и другие качественные показатели осветительных установок, виды и системы освещения должны приниматься согласно требованиям СНиП 23-05—95 «Естественное и искусственное освещение». Светильники должны соответствовать требованиям норм пожарной безопасности НПБ 249—97 «Светильники. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний».

Для электрического освещения следует, как правило, применять разрядные лампы низкого давления (например, люминесцентные), лампы высокого дав-

ления (например, металлогалогенные типа ДРИ, ДРИЗ, натриевые типа ДНаТ, ксеноновые типа ДКсТ, ДКсТЛ, ртутно-вольфрамовые, ртутные типа ДРЛ); допускается использование и ламп накаливания.

Применение для внутреннего освещения ксеноновых ламп типа ДКсТ (кроме ДКсТЛ) допускается с разрешения Госсанинспекции и при условии, что горизонтальная освещенность на уровнях, где возможно длительное пребывание людей, не превышает 150 лк, а места нахождения работников, например, экранированы от прямого света ламп.

При применении люминесцентных ламп в осветительных установках, должны соблюдаться следующие условия для обычного исполнения светильников:

•температура окружающей среды не должна быть ниже 5 °С;

•напряжение у осветительных приборов должно составлять не менее 90 % от номинального.

Для аварийного освещения рекомендуется применять светильники с лампами накаливания или люминесцентными лампами.

Для питания осветительных приборов общего внутреннего и наружного освещения, как правило, должно применяться напряжение не выше 220 В переменного или постоянного тока. В помещениях без повышенной опасности напряжение 220 В может применяться для всех стационарно установленных осветительных приборов вне зависимости от высоты их установки.

Основными характеристиками источников света являются: светоотдача (лм/Вт), спектральный состав излучения, срок службы, наличие стробоскопического эффекта, потребность в пуско-регулирующей аппаратуре.

Для ламп накаливания светоотдача составляет до 20 лм/Вт, для галогенных ламп — до 40 лм/Вт и для люминесцентных ламп от 20 до 110 лм/Вт.

Спектр излучения, наиболее близкий к солнечному, имеют люминесцентные лампы марки ЛДЦ (для правильной цветопередачи) и галогенные лампы.

Лампы ДРЛ и ДНтЛ имеют ярко выраженные спектральные составляющие и поэтому не рекомендуются для освещения рабочих мест при выполнении точных работ, а ввиду их большой яркости — для установки в помещениях при высоте подвеса менее 6 м над полом (площадкой обслуживания).

Стробоскопический эффект наиболее ярко выражен для люминесцентных ламп.

Наименьший срок службы имеют лампы накаливания (до 500 ч), наибольший — люминесцентные, ДРЛ, ДНтЛ (до 10000 ч).

Качество освещения зависит от свойств осветительной установки (пускорегулирующей аппаратуры, типа светильников).

Все газоразрядные лампы требуют применения пускорегулирующей аппаратуры, которая обычно встраивается в светильники. Некачественная или неис-

Рис. 3.23. Защитный угол светильника:

h — глубина утопления лампы; d — расстояние от центра лампы до края отражателя

правная аппаратура вызывает пульсацию света, отрицательно влияющую на зрение и нервную систему человека.

Светильники обычно выполняют функции перераспределения светового потока, защиты глаз от источника прямого света большой яркости, защиты источников света от механических и климатических воздействий. С этой целью светильники выполняются с защитным углом (рис. 3.23).

Перераспределение светового потока связано с потерями внутри светильника, что учитывается его КПД. В зависимости от характера перераспределения светового

потока светильники бывают прямого света (боˆльшая часть светового потока направлена в нижнюю полусферу), рассеянного света (световой поток, направленный в верхнюю и нижнюю полусферы примерно одинаков) и отраженного света (боˆльшая часть светового потока направлена в верхнюю полусферу, а на рабочую поверхность попадает только свет, отраженный от потолка).

В зависимости от уровня защиты источника света от механичес-ких повреждений и климатических воздействий светильники бывают открытого, защищенного, пыленепроницаемого, влагозащищенного, взрывозащищенного и взрывобезопасного исполнений. В помещениях с повышенной опасностью и

особо опасных, если высота установки светильников общего освещения над полом (площадкой обслуживания) менее 2,5 м, запрещается применение светильников класса защиты 0. Необходимо применять светильники класса защиты 2 или 3.

Перед расчетом осветительных установок необходимо выбрать тип светильников, соответствующий условиям эксплуатации, высоту их подвеса и ориентировочное размещение в помещении.

Расчет осветительных установок обычно выполняют методом светового потока по формуле:

F = (100Eн · S · Z · K) / N · ,

где F — световой поток одной лампы, установленной в светильнике; Eн — требуемое значение освещенности на рабочей поверхности от источников общего света; S — площадь помещения; Z — коэффициент неравномерности освещенности (Z = Еср / Еmin); К — коэффициент запаса на загрязнение и старение светильников и ламп; N — общее число ламп во всех светильниках; — коэффициент использования светового потока (учитывает КПД светильника, отражение от стен и потолка, соотношение между высотой подвеса светильников и площадью помещения).

По найденному значению светового потока подбирается лампа. Если ламп с требуемым световым потоком нет или они не могут быть установлены в выбранном светильнике, то необходимо либо изменить тип светильника, либо их расстановку и высоту подвеса.

Расчет осветительных установок считается законченным, если расчетное значение освещенности отличается от требуемого не более чем на 10…20 %.

Для ориентировочной оценки мощности Р, потребляемой осветительной установкой, может быть использована следующая зависимость:

Р = E · S / · G,

где Е — требуемая освещенность рабочей поверхности, лк; S — площадь помещения, м2; G — светоотдача используемых источников света; — КПД светильника.

Помещения, в которых отсутствует естественное освещение, разрешается использовать в качестве рабочих помещений только в особых случаях, когда это диктуется особенностями производства. Работник, не получающий естественного света, подвержен заболеванию, которое называется ультрафиолетовым голоданием. Люди, работающие в таких помещениях, должны подвергаться УФ облучению под контролем врача.

Для контроля освещенности используют фотоэлектрические люксметры (например, типа Ю-116, Ю-117) с селеновым или кремниевым фотоэлементом, имеющим спектральную чувствительность, близкую к спектральной чувствительности человеческого глаза (рис. 3.24).

Рис. 3.24. Лицевая панель фотоэлектрического люксметра Ю-116: а — насадка-светофильтр; б — лицевая панель:

1 — корпус люксметра; 2 — регулировочный винт; 3 — фотоэлемент; 4 — шкала с диапазоном измерений от 0 до 1000 лк; 5 — шкала с диапазоном измерений от 0 до 300 лк; 6 — стрелка-указатель; 7 — таблица изменения диапазонов измерения в зависимости от применяемых насадок; 8 — переключатель диапазонов

При невозможности нормализовать на рабочем месте световую среду для защиты работника и определения размеров компенсаций за потерю здоровья устанавливают классы условий труда по показателям световой среды (по Р 2.2.755—99).

При этом оценка условий труда проводится по показателям естественного и искусственного освещения (Прил. Г-5).

При отсутствии в помещении естественного освещения и мер по компенсации ультрафиолетовой недостаточности условия труда по показателю «естественное освещение» относят к классу 3.2.

При наличии мер по компенсации ультрафиолетовой недостаточности (установки профилактического ультрафиолетового облучения) условия труда по показателю «естественное освещение» относятся к классу 3.1.

В случае использования системы комбинированного освещения, если составляющая общего освещения ниже нормативного уровня, условия труда по показателю «искусственное освещение» следует относить к классу 3.1.

Показатель «яркость» определяется в тех случаях, когда в нормативных документах имеется указание на необходимость ее ограничения (например, ограничение яркости светящейся поверхности монитора, находящегося в поле зрения работника).

Контроль показателя «неравномерность распределения яркости» проводят для рабочих мест, оборудованных ВДТ и ПЭВМ (в соответствии с требования-

Источник: https://studfile.net/preview/1856506/page:50/

Scicenter1
Добавить комментарий