ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Внешняя и внутренняя среда предприятия

ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его.

Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб.

Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

В условиях переходной экономики России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Основные функции государства:

ü создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;

ü обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;

ü стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);

ü обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

ü защита конкуренции.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

ü политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т.д.;

ü экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т.д.

Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;

ü социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

ü технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды предприятия затрудняется тем, что основными характеристиками внешней среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также взаимосвязанность ее факторов.

Окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени учитывала бы все возможности и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.

Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал.

Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

ü информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;

ü анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

ü производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.;

ü персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

ü организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;

ü маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

ü финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;

ü культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.

Выводы

  • 1. Основным звеном экономики является предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие характеризуется рядом признаков, имеет свои цели и задачи, определяющиеся прежде всего состоянием внутренней и внешней среды.
  • 2. Все множество предприятий, функционирующих в экономике, может быть классифицировано по ряду признаков (по отраслевой принадлежности, структуре производства, ресурсам и продукции, по организационно-правовым и технологическим признакам).
  • 3. Эффективность деятельности предприятия во многом определяется его структурой – составом и соотношением его внутренних звеньев. В экономике выделяют три типа производственной структуры (технологический, предметный и смешанный), а также несколько ее видов. Параметры производственной структуры зависят от номенклатуры и особенностей продукции, масштаба производства, уровня специализации и кооперирования.
  • 4. Производственный процесс на предприятии предполагает соединение живого труда со средствами производства. Условием оптимальной организации производственного процесса является его рациональное распределение по рабочим местам и во времени. Организация производственного процесса тесно связана с типом производства.
  • 5. Предприятие функционирует в окружении внешней среды, факторы которой являются неконтролируемыми со стороны предприятия. Анализ внешней среды необходим для разработки стратегии развития предприятия, учитывающей сложность, неопределенность и подвижность среды.

Источник: https://studme.org/1594102420763/ekonomika/vneshnyaya_vnutrennyaya_sreda_predpriyatiya

Внешние и внутренние условия функционирования предприятий (организаций)

ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

1.5.1. Понятие и общая характеристика внешней среды функционирования хозяйствующих структур.

Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность систем (сил и субъектов), которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны структур его управления. В окружающем мире необходимо выделить системы, с которыми предприятия активно взаимодействуют.

В первую очередь речь идет о таких организациях и структурах, которые прямо связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые предприятия (организации), правительственные органы и т. д. Данный перечень внешних сил и субъектов является фактором прямого воздействия.

Такие факторы оказывают непосредственное влияние на принятие решений в сфере хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Кроме того, имеется ряд сил и субъектов (систем) внешней среды, которые оказывают косвенное влияние на деятельность предприятия.

Речь идет о социальных факторах и условиях, которые не оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, однако они предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его руководителями и специалистами.

К числу таких факторов относятся экономические, политические, правовые, социально-культурные, технологические и другие факторы, а также переменные. Эти факторы оказывают также существенное влияние на экономику предприятия. Однако это воздействие носит сложный неоднозначный характер. Поэтому очень трудно их оценить и толковать однозначно.

Исключительно важную роль во взаимодействии с внешней средой имеют системный анализ и синтез.

В процессе анализа необходимо изучать внешнюю среду предприятия (общие условия достижения целей предприятия), составные элементы организационной системы (задачи, использование рабочей силы, материальных ресурсов и др.) и отношения на предприятии (трудовые взаимоотношения и отношения распределения, которые связывают элементы друг с другом в систему с внешней средой и т. д.).

За анализом следует синтез организационной системы. Исходя из политики предприятия, в процессе синтеза выявляют, как организационные структуры предприятия способствуют достижению экономических целей (эффективному использованию ресурсов и достижению высоких конечных результатов).

Из приведенных положений вытекает важный вывод, что информация о внешней среде является решающим условием по принятию решений предприятия по каждой конкретной экономической проблеме.

Решение о выборе развития деятельности принимается с учетом состояния внешней среды (при определенных данных), когда из нескольких альтернатив действия должна быть выбрана та альтернатива, которая лучше всего способствует осуществлению цели.

1.5.2. Основные факторы внешней и внутренней среды и их влияние на условия и результаты деятельности предприятия.

Разнообразные системы окружают предприятие. В окружающем мире можно выделить системы, с которыми предприятие активно взаимодействует.

Это взаимодействие позволяет установить наиболее важные стратегические и тактические цели своего развития и определить, как эти цели воспринимаются внешней средой.

Познание характера влияния этих систем (факторов) является залогом успешного хозяйствования на основе принятия решений по различным проблемам экономики предприятия.

Отдельными авторами высказываются мнения, что важными факторами, влияющими на положение предприятия, являются экономические: уровень доходов, ставка процента, обменный курс валют, уровень безработицы. Остальные, такие как социальные, юридические, технологические и политические, образуют факторы внешней среды второго, третьего и т. д. порядка.

Опыт работы предприятий свидетельствует, что исключительное значение имеет сбор и накопление необходимой информации о среде организации. Причем около 90% нужной, достоверной информации можно извлечь из легальных источников. Поэтому нет необходимости стремиться найти некие особенные источники. Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной среды.

Итоги оценки являются основой стратегического анализа и определения возможных альтернатив стратегии развития экономики предприятия. Большое значение имеет оценка информации для выяснения отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность организации.

В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для организации.

При анализе необходимо оценивать вероятность усиления фактора и силу его воздействия на организацию. Особое внимание нужно уделять тем факторам, воздействие которых на деятельность организации является высоким.

При оценке среды большое распространение получил СВОТ анализ (SWOT — по начальным буквам английских слов — «сила», «слабость», «возможности» и «угрозы»).

На основе этого метода организации, с одной стороны, выявляют и оценивают сильные и слабые стороны своей деятельности, а с другой стороны, определяют возможности развития деятельности в будущем и учитывают угрозы, содержащиеся во внешней среде.

Усиленное решение вопросов управления деятельностью организации в значительной степени зависит от способности менеджеров (руководителей) наметить курс устойчивого эффективного развития экономики (или перехода к такому состоянию), способности организовать дело в соответствии с намеченным курсом и способности повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе.

Процесс формирования внутренней среды каждого предприятия происходит под влиянием многих переменных (систем внешней среды) и оказывает различное влияние на производство (реализацию продукции и услуг).

Мы считаем, что эта среда включает в себя структуру, ресурсы, производство, финансы и бухгалтерский учет, организацию и технологию, маркетинг и культуру. Все эти факторы можно объединить в три группы.

Структура предприятия представляет собой состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям организационных производственных и управленческих процессов.

Соответственно этим положениям различают организационную структуру производства и управления.

В составе первой имеются такие функциональные системы, как цеха, участки, лаборатории, конструкторские бюро, вспомогательные единицы.

К структурным единицам предприятия относятся также такие системы, как плановый отдел, управление по производству и отделы по нововведениям, финансам и бухгалтерскому учету, отдел управления персоналом, отдел маркетинга и др.

Организационно-производственные характеристики этих подсистем, их цели, задачи, функции, вопросы организации их деятельности рассматриваются подробно в отношении торговых и промышленных предприятий соответственно во втором и третьем разделах.

Важным звеном внутренней среды являются ресурсы. Все виды ресурсов поступают из внешней среды (их вход в систему для последующего преобразования в продукцию и услуги, ради производства и реализации которых создано предприятие). Каждое предприятие решает задачу по определению оптимальной потребности ресурсов по видам и их совокупности и обеспечению их эффективного использования.

Большое значение имеет оценка состояния внешней среды, т. е. внешних исходных данных, которые представляют собой положение дел, которое не может подвергаться воздействию со стороны предприятия и контролироваться им.

Проблема принятия решений существует только в том случае, если предприятие имеет возможность выбирать из нескольких альтернатив.

Альтернатива (действие) представляет собой один из возможных (не зависимых от других способов действий) вариантов достижения поставленной цели.

Вопросы для повторения

1. Приведите доводы в пользу утверждения, что предприятие является не просто единицей, а сложной системой.

2. Раскройте понятие внешней среды.

3. Какие основные характеристики внешней среды вы знаете?

4. Почему решения о выработке направлений развития деятельности предприятия необходимо выбирать с учетом состояния внешней среды?

5. Перечислите основные факторы внешней среды прямого воздействия.

6. Какие факторы внешней среды вы относите к факторам косвенного воздействия?

7. Какие методы оценки факторов внешней среды вы знаете?

8. Попытайтесь восстановить схему основных факторов переменных систем внешней и внутренней среды предприятия.

9. Раскройте сущность категории «устойчивое (стабильное) и эффективное развитие экономики».

10. Назовите критерии и показатели оценки устойчивого эффективного развития экономики страны, федеральных округов и регионов.

11. Как можно обосновать темпы экономического роста?

12. Какие критерии и показатели используются предприятиями для оценки их устойчивого (стабильного) и эффективного развития?

13. Перечислите и обоснуйте каждое из направлений достижения и поддержания устойчивого (стабильного) и эффективного развития экономики предприятия.

14. С какой целью предложена группировка предприятий по уровню достижения устойчивого (стабильного) и эффективного развития их экономики?

15. Раскройте понятия «национальная экономика» и «экономика предприятия», что у них общего и чем они отличаются?

16. Чем обусловлена необходимость хозяйствования?

17. Раскройте содержание главных вопросов экономической системы.

18. Каковы предпосылки и условия перехода России к рыночному хозяйству?

19. Разъясните понятие «социальная рыночная экономика».

20. Чем отличаются экономические системы различных стран, дайте характеристику этих отличий.

21. Чем обусловлены различные толкования понятия предприятие»?

22. Какие факторы оказывают влияние на формирование структуры предприятия?

23. Раскройте содержание и роль организации предприятия.

24. Дайте характеристику основных принципов функционирования предприятий в условиях рыночной экономики. Нужно ли соблюдать эти принципы?

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/29202.html

Оценка внешних условий деятельности организации

ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собой и внешним окружением. К внешней среде системы (организации, фирмы и т.п.) относятся макросреда и микросреда (см. Рис. 4.1.). Компоненты внешней среды оказывают влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации.

Рис. 4.1. Факторы внешней и внутренней среды организации

Что является макросредой для предприятия?

Макросреда (внешняя среда косвенного воздействия) характеризует факторы и силы, внешние по отношению к Вашей компании, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эта среда включает в свой состав политические, экономические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы. Эти факторы и силы не подвластны прямому управлению со стороны организации.

Как бы не относилось руководство компании к таким условиям внешней среды как, например, политическая нестабильность и отсутствие проработанной правовой базы, изменить их непосредственным образом оно не может, но должно в своей деятельности учитывать эти условия и уметь приспосабливаться к ним.

Как можно провести анализ факторов макросреды?

Для повышения конкурентоспособности необходимо сделать отбор наиболее важных для Вашего предприятия факторов макросреды. В процессе изучения макросреды проводятся мониторинг, оценка и распространение информации о макроэкономической характеристике предприятия. Эти мероприятия призваны оказать помощь предприятию в преодолении неожиданностей и обеспечении продолжительного развития.

В ходе исследования макровнешней среды используются так называемые методики PEST -анализа.

В ходе PEST-анализа предприятие старается выявить благоприятные и неблагоприятные тенденции по каждому из основных факторов «макросреды» (политические, экономические, социальные и технологические), и на этой основе решить вопрос о продолжении своей работы (например, осуществлении инвестиций в разработку нового продукта) или, наоборот, об уходе с данного рынка.

Что такое PEST — анализ?

Если мы хотим избежать планирования «в абсолютном вакууме», когда не учитываются реальности рынка и окружающей среды, в которой вынуждено работать предприятие, то PEST-анализ является важным средством для планирования развития бизнеса и стратегического планирования.

При проведении PEST-анализа Вам будет необходимо проанализировать возможное влияние на деятельность Вашего предприятия четырех основных факторов макроэкономической среды:

Political политический

Economic экономический

Social социальный

Technological технологический.

Именно по этим показателям проводится анализ среды (внешней для предприятия), в которой этому предприятию приходится работать.

При проведении данного вида анализа предприятие старается выявить благоприятные и неблагоприятные факторы по каждому из названных разделов, и на этой основе решить вопрос о продолжении своей работы (осуществлении инвестиций) или прекращении.

Если решение положительное, то ключевой вопрос — увеличить до предела план, с тем чтобы воспользоваться всеми благоприятными факторами и свести до минимума воздействие неблагоприятных.

На какие моменты необходимо обратить внимание при самостоятельном проведении анализа макросреды?

В ходе самостоятельного проведения PEST- анализа, Вам необходимо будет собрать информацию, позволяющую получить ответы на следующие основные вопросы:

· Какие политические факторы влияют на рыночную ситуацию?

· В чем проявляется влияние аспектов законодательства?

· Как воздействуют на рынок экономические факторы?

· Каким образом воздействуют на рынок социальные аспекты?

· Существенно ли влияние технологических аспектов на развитие рынка?

· Какие факторы окружающей среды оказывают непосредственное влияние на рынок?

Для ответов на эти вопросы необходимо собрать маркетинговую информацию об условиях «внешней среды». В качестве информационных средств следует выбирать наиболее полные и доступные в Вашем регионе источники данных. Воздействие тех или иных факторов «макросреды» зависит от вида выбранной Вами деятельности, и далеко не всегда нужно учитывать все эти элементы.

Схематично основу PEST-анализа можно представить следующим образом.

Рис. 4.2. Основные факторы PEST — анализа

Что такое микросреда?

Микровнешняя среда (внешняя среда прямого воздействия) включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность организации обслуживать своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, СМИ, правительственные организации и др.). Иногда организации придерживаются более активного, и даже агрессивного подхода в своих стремлениях воздействовать на внешнюю среду. Здесь прежде всего имеется ввиду микровнешняя среда, стремление изменить общественное мнение о деятельности организации, установить более тесные отношения с поставщиками и т.п.

Чем больше удельный вес организации в объеме производства региона или страны, тем большее влияние она будет оказывать на эту форму внешней среды и, наоборот, микровнешняя среда будет оказывать большее влияние на организацию.

Какие основные факторы нужно учитывать при проведении анализа микросреды?

К факторам микросреды, на которые организации нужно обратить особое внимание, относятся:

· непосредственные конкуренты организации по выпускаемым ею товарам

· все конкуренты поставщиков («входа»)

· маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» системы

· контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т.п.).

Чем выше сила конкуренции по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых товаров (см. Рис. 4.3.).

Рис. 4.3. Микровнешняя среда организации.

Какие методики проведения анализа микросреды наиболее доступны небольшому предприятию?

Одной из наиболее простых и доступных методик анализа микросреды компании является SWOT-анализ. Названием этого вида анализа является аббревиатура по первым буквам английских слов

Strengths сильные стороны

Weaknesses слабые стороны

Opportunities возможности

Threats угрозы

В рамках проведения SWOT- анализа исследуются основные факторы «микросреды» (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на деятельность компании, а также «внутренняя среда» (сильные и слабые стороны компании или конкретного маркетингового проекта).

Как проводится SWOT- анализ?

SWOT-анализ обычно начинают с изучения возможностей и угроз компании со стороны микросреды (ближайшего окружения компании). Основная цель SWOT-исследования окружающей микровнешней среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха.

Наиболее эффективно функционирует та компания, которая способна создать максимальную ценность продукции для потребителя. В ходе анализа составляется т.наз. «матрица возможностей». Основное внимание обращается на те возможности, которые обеспечивают высокую вероятность успеха.

Угрозы со стороны окружающей среды — негативное влияние неких тенденций или неблагоприятное развитие событий, которые могут привести к сокращению объемов продаж и снижению доходов компании.

Угрозы классифицируют в соответствии с их серьезностью и вероятностью возникновения. В ходе анализа составляется «матрица угроз».

Чтобы избежать угроз, компания должна подготовить план действий, в котором будет предусмотрена ее ответная реакция.

Анализ сильных и слабых сторон. Осознание привлекательных возможностей внешней среды — одно, понимание сильных и слабых сторон компании — другое. Отсюда следует необходимость периодической оценки внутренних сильных и слабых сторон Вашего бизнеса.

В ходе анализа сильных и слабых сторон обычно рассматривают внутреннюю структуру, ресурсы и организационную деятельность компании, давая оценку каждому фактору (основная сильная сторона, менее сильная сторона, незначительная слабая сторона, основная слабая сторона).

Более подробно факторы самооценки внутренней среды компании будут рассмотрены в следующих разделах данной главы.

Как выглядит SWOT-матрица?

Рассмотрим пример составления матриц «Возможности — Угрозы» для компании, производящей профессиональные осветительные системы для телестудий (раздаточные материалы 2.4 для слушателей)

МАТРИЦА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

1. Компания начинает производство более мощных осветительных систем

2. Компания конструирует новые приборы для измерения энергетической эффективности любых осветительных систем

3. Компания создает контрольно-измерительную аппаратуру для измерения уровня освещения

4. Компания разрабатывает компьютерную программу для обучения персонала телестудий основам осветительной техники

МАТРИЦА УГРОЗ

1. Конкуренту удается создать более перспективную осветительную систему

2. Общеэкономический спад

3. Повышение издержек

4. Правительственный акт о сокращении выдачи лицензий на телевещание

В матрице возможностей в левом верхнем квадранте (1) представлены наиболее перспективные рыночные возможности компании.

Возможности, представленные в нижнем правом квадранте (4), незначительны и даже не рассматриваются.

Возможности, представленные в верхнем правом (2) и нижнем левом (3) квадрантах, должны быть тщательно проанализированы на случай, если через какое-то время их привлекательность и вероятность успеха увеличатся.

Можно ли привести обобщенный перечень показателей внешней среды, на которые нужно обратить особое внимание при проведении самооценки факторов внешней среды деятельности компании?

Как Вы уже поняли, этих показателей достаточно много. Вот наиболее существенные из них, которые обязательно учитываются при проведении оценки микро- и макросреды деятельности компании:

Факторы внешней среды Показатели внешней среды
1. Поставщики 1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов 2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. 3. Интегральный показатель качества информации, поступающей в организацию 4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей в организацию 5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию 6. Прогноз изменения условий поставок
2. Потребители 1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров организации 2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров 3. Прогноз изменения доходов потребителей 4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
3. Конкуренты 1. Анализ качества, цен, конкурентоспособности товаров конкурентов, силы конкуренции на рынках 2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов 3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов 4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
4. Контактные аудитории 1. Анализ отношения к организации и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. 2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией
5. Маркетинговые посредники 1. Анализ имиджа структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров 2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) 3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями
6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот лицензий и других показателей на эффективность работы организации 3. Подготовка и лоббирование предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_121862_otsenka-vneshnih-usloviy-deyatelnosti-organizatsii.html

Описание внутренних и внешних условий деятельности предприятия

ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Маркетинг План маркетинга ООО «Хлеб насущный»
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

В данном курсовом проекте будет рассматриваться деятельность пекарни «Хлеб насущный». Выпускаемая продукция: различного рода хлебобулочные изделия, булочки, пирожки и сдобы. В основном, пекарня выполняет заказы различных предприятий общепита: кафе, ресторанов, сетей быстрого питания. Условно предполагается, что производственные мощности загружены лишь на половину, имеются значительные свободные денежные средства, и руководство предприятия принимает решение вывести на рынок г. Санкт-Петербурга собственную торговую марку «Хлеб насущный» формата «магазин на колесах».Краткая информация о предприятии представлена в табл. 1:Таблица 1Краткая информация о предприятии
Наименование предприятияООО «Хлеб насущный»
Адресг. Санкт-Петербург, Херсонский проезд, д. 20
Телефон8 (812) 5671667
Сферы деятельностиПроизводство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения (15.81);Розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями (52.24);Оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями (51.36.3)
Торговая маркаХлеб насущный

Примечание к табл. 1.: в скобках указан код ОКВЭД.

Описание внешних условий деятельности предприятия

Предприятие принадлежит к хлебобулочной отрасли. В Санкт-Петербурге и пригородах работают 24 хлебопекарных предприятия мощностью от 10 до 350 тонн продукции в сутки. Кроме того, хлебобулочные изделия выпекают мини-пекарни, которых сегодня насчитывается больше сотни, мощностью от 500 кг до 5 тонн в сутки [1].

Совокупные объемы производства хлебобулочных изделий ? 21-22 тыс. тонн в месяц [2]. В 2009 году было произведено 282,5 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий [3].

Распределение сил на рынке хлеба Санкт-Петербурга выглядит следующим образом (см. рис. 1)[1]:

Рис. 1. Доли рынка основных производителей хлеба и хлебобулочных изделий

Предприятия отрасли преимущественно выпускают идентичную продукцию. Данные о производстве хлеба и хлебобулочных изделий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий по основным производителям

Наименование компанииОбъем производства, тыс. тонн
Хлебный дом45,20
Каравай42,38
Хлеб33,90
Кушелевский хлебозавод28,25
Пекарь25,43
Заря25,43
Другие производители81,93

В целом, в связи с кризисом, в отрасли наблюдается спад, более того, и малый урожай лета 2009 года, вызванный высокими температурами, могут повлиять на рост цен и снижение потребления хлеба и хлебобулочных изделий.

Снижение потребления происходит за счет медленной переориентации покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на более дорогие виды хлеба, за счет повышения благосостояния населения после кризиса. Население России сокращается и это прямо влияет на снижение потребления. По оценкам участников рынка, производство хлебобулочной продукции России ежегодно сокращается на 5-7% [7].

Их оценки подтверждаются официальной статистикой: по данным Росстата, начиная с 2000 года, производство хлеба в стране падает каждый год, в среднем на 3,8% [3].

С другой стороны, хлеб и хлебобулочные изделия относятся к товарам первой необходимости и, несомненно, всегда будут лежать в корзине покупателя. Стоит отметить также, что рынок Санкт-Петербурга обладает особенностью: ежедневное потребление хлеба выше общероссийского показателя в 1,4 раза [4].

По мнению экспертов, на данный момент большинство хлебозаводов Петербурга не выработали предел загруженности производственных мощностей (они загружены примерно на ?50%). У них есть возможность производить и большие объемы, но они не будут востребованы потребителями [5,7].

Еще одна важная особенность, которую нужно ставить во главу угла — это факторы, влияющие на покупку товаров данной категории.

Исследования показали [1,5], что основным фактором, влияющим на выбор потребителя, является свежесть продукта. Другие факторы — вкус, внешний вид, форма, цена и т.д., конечно, важны, однако они ни в коей мере не заставят потребителя купить несвежий хлеб.

Соответственно, имеет значение не то, насколько марка популярна среди потребителей (а большинство предприятий не прилагают особых усилий для повышения известности), а то, насколько хорошо она представлена в розничной сети.

То есть на первый план выходит не работа с потребителем, а работа с розничной торговлей, и первостепенное значение имеет не рекламная, а сбытовая политика. Так же потребители стремятся минимизировать затраты своего времени на покупку хлеба и приобрести свежий хлеб.

Маловероятно, что покупатель будет искать по городу хлеб понравившегося ему производителя, если в соседнем ларьке продается свежий хлеб того же сорта.

Результаты исследования [1] представлены на рис. 2.

Так же предприятия не могут делать запасы продукции в связи с особенностью производства и потребления хлебобулочных изделий.

По той же причине маловероятна возможность поставки петербургского хлеба в другие регионы, за исключением, может быть, Ленинградской области.

Это подтверждается и данными статистики, согласно которым ввоз хлебобулочных изделий из других регионов в Петербург не превышает 1,5% от объема внутреннего производства.

Рис. 2. Факторы, влияющие на покупку хлебобулочных изделий

Для рынка хлеба и хлебобулочных изделий характерны сезонные колебания объемов производства, что связано с неравномерностью спроса на хлеб: он имеет сезонные, недельные и праздничные колебания.

Так, спрос падает летом: в это время года горожанин съедает в два раза меньше хлебобулочных изделий, чем во все остальные сезоны.

В течение недели спрос также подвержен колебаниям: он значительно возрастает в будние дни, а в выходные потребление хлеба падает почти в два раза. Возрастает спрос на хлеб также в праздничные дни [6].

Рассмотрим экономические, технологические, законодательные, социальные и экологические группы факторов макросреды.

1. Экономические факторы:

1.1. Растущее благосостояние населения после кризиса.

1.2. Экономическая поддержка отрасли.

2. Технологические факторы:

2.1. Хорошее техническое оснащение предприятий отрасли.

2.2. Неполная загрузка производственных мощностей.

3. Законодательные факторы:

3.1. Законодательное закрепление отрасли, как социально важной.

4. Социальные факторы:

4.1. Изменение в структуре потребления.

4.2. Снижение численности населения.

Помимо приведённого выше описание рынка, следует отметить значительную конкуренцию не только со стороны других автобулочных (Балтийский хлеб [11], Мисье-Патисье [12]), но и конкуренцию крупных супермаркетов, имеющих собственные хлебопекарни.

С точки зрения анализа конкурентной среды, по модели Майкла Портера необходимо рассмотреть барьеры выхода на рынок для новых участников и товары-субституты.

Барьеры для выхода на рынок хлеба и хлебобулочных изделий достаточно высоки. Помимо необходимости значительных капиталовложений в производственные площади, оборудование необходимо так же работа с сетью поставщиков и дистрибуции. Сложны так же и бюрократические процедуры получения разрешений от государственных инстанций на осуществление этой деятельности.

У хлеба нет товаров-субститутов. Удовлетворить потребность можно разве что иными более редкими сортами хлеба, например, диетическими или нетрадиционными сортами хлеба (лаваш, хачипури).

В данном курсовом проекте рассматривается предоставление услуги розничной продажи хлеба и хлебобулочных изделий населению посредством автобулочных.

В этом случае аналогичные услуги-субституты могут оказывать магазины, где можно сразу приобрести все товары (от масштабов «Пятерочки» до гипермаркетов «Окей», «Ашан» и др. с собственными мини-пекарнями).

В заключение обобщим полученную информацию (см. табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица анализа

ПараметрОписание
Темп роста отрасли-5-7% ежегодно
Стадия жизненного цикла отраслиМедленный спад
Производственный потенциал отраслиПредставлен 24 крупными хлебозаводами и 100 средними и малыми пекарнями.
Легкость входа/выходаУмеренные входные барьеры
Характеристика продуктовИдентичные продукты. Средние и малые пекарни дополняют ассортимент крупных хлебозаводов.
Технология/нововведенияТехнология производства стабильна и изменяется очень медленно. Нововведения происходят за счет вывода на рынок сортов хлебов с добавками (отруби, зерновой, диетический хлеб и др.)
Уровень конкуренцииСредний
Рентабельность отрасли25% [8]

Источник: https://studbooks.net/861293/marketing/opisanie_vnutrennih_vneshnih_usloviy_deyatelnosti_predpriyatiya

Внутренняя и внешняя среда организации

ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам. Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики. Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды.

Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Различают факторы внешней и внутренней среды.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ — это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;
К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии. Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:
1) политические факторы — основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли и т.д.;
2) экономические факторы — темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда и т.д.;
3) социальные факторы внешней среды — отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;
4) технологические факторы — возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ — это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы:
Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.
Персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
Организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия.
Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
Финансы — это показатель, который позволяет увидеть всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне.
Культура и имидж предприятия: факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т.п.
Каждый вовлеченный в производственный процесс имеет свои собственные интересы:

I. Внутренняя среда
1.Собственник(и) капиталаСохранение и умножение капиталаПолучение постоянных и устойчивых доходовПраво принимать окончательные решения
2. МенеджерыПолучение прибыли и развитие фирмыСобственные интересы (вознаграждение, независимость, власть)
3. Наемные работникиВысокая заработная платаНадежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности
II. Внешняя среда
1. Государство и общественностьСоздание рабочих мест, социальный мирКонкурентоспособность на мировом рынкеПолучение налоговых доходовСтабильность ценПоддержание рыночных отношений путем антимонопольных мерЗащита окружающей среды и интересов потребителя
2. ПоставщикиВысокие доходы и низкие расходыСтабильность договорных связей
3. КредиторыВысокие процентыГарантированность возврата кредитаВозможность влияния на фирмы
4. ПотребителиШирокий выбор, высокое качество, низкие ценыВысокий уровень сервисных услуг

ТАКИМ ОБРАЗОМ, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Но внутренняя среда может быть также и источником проблем  и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.

Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Поэтому взаимодействие организации со средой должно поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Источник: https://www.finansi-credit.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizatsii

Scicenter1
Добавить комментарий