Описание взаимодействия между процессами: Третьим этапом определения делового процесса является описание

Функциональное моделирование (IDEF0). Основные понятия

Описание взаимодействия между процессами:  Третьим этапом определения делового процесса является описание

Основные элементы и понятия IDEFO. Основу IDEF0 — методологии составляет простой и понятный графический язык описания процессов, которые базируются на трех понятиях: функциональный блок, интерфейсные дуги, принцип декомпозиции.

Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника и представляет собой некоторый конкретный процесс (функцию) в рамках моделируемой системы. Название каждого блока должно быть сформулировано в виде глагольного выражения: глагол + объект действия + дополнение. Например, «Производить продукцию», Каждая из четырех сторон функционального блока имеет строго определенное значение:

  • — левая сторона обозначает входы, т. е. что поступает на вход процесса и будет дальше преобразовано,
  • — правая сторона — выход, т. е. что создается на выходе процесса в результате его выполнения,
  • — верхняя сторона — управление, т. е. при каких условиях процесс исполняется,
  • — нижняя сторона — механизм, т. е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

Интерфейсные дуги — это стрелки, с помощью которых в функциональной модели отображаются взаимодействия между функциональными блоками.

Принцип декомпозиции (структурирования, детализации) применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его процессы. При этом уровень детализации процесса определяется целями построения модели. Декомпозиция — это процесс, в ходе которого разработчик как бы заглядывает внутрь функционального блока и разглядывает его внутреннюю структуру.

В процессе декомпозиции функциональный блок А0 подвергается детализации на дочерние. Дочерняя диаграмма содержит функциональные блоки, которые представляют процессы, из которых состоит декомпозируемый процесс.

Преимущества использования IDEFO: Полнота описания БП. Комплексность при декомпозиции (мигрирование, туннелирование декомпозиции стрелок). Возможность агрегирования и детализации потоков данных и информации (разделение и слияние стрелок). Простота документирования процессов.

Недостатки: Сложность восприятия. Большое количество уровней. Трудность увязки нескольких процессов, представленных в различных моделях одной и той же организации. Наличие жестких требований методологии, обеспечивающих получение моделей процессов стандартного вида.

Определение процессов. На первом этапе описания процесса надо определить деловые процессы в организации. Ключевым элементом в определении делового процесса является формулирование цели, которая отражает причину создания модели (описания) делового процесса и определяет его назначение. Для того, чтобы выделить деловые процессы, необходимо определить:

  • · потребителей продукции или услуг,
  • · продукцию или услуги, производимые в организации,
  • · виды сырья и их поставщиков.

На втором этапе определения делового процесса необходимо описать его внутреннюю структуру. Для этого требуется определить:

  • · из каких процессов состоит моделируемый процесс,
  • · как эти процессы взаимодействуют между собой.
  • · В IDEFO для описания внутренней структуры процесса используется механизм декомпозиции. Для того, чтобы декомпозировать деловой процесс, необходимо создать диаграмму — потомок, то есть развернуть основные составляющие процесса.

Третьим этапом определения делового процесса является описание взаимодействий между процессами. Взаимодействие описывается с помощью интерфейсных дуг и обозначает передачу материалов или информации с выходов одного субпроцесса на входы (управление, механизмы) другого субпроцесса. В методологии IDEFO применяются пять типов взаимодействий между блоками в пределах одной диаграммы:

  • · взаимосвязь по управлению, когда выход одного процесса является управлением для другого процесса. Такое взаимодействие может определять функцию управления «ответственность высшего руководства» по отношению к другим процессам;
  • · взаимосвязь по входу, когда выход одного процесса является входом для. Это взаимодействие характерно для любых процессов, например для процессов жизненного цикла;
  • · обратная связь по управлению: выходы из одного процесса влияют на выполнение других процессов, выполнение которых в свою очередь влияет на выполнение исходного процесса. характерно для процессов коррекции результатов;
  • · обратная связь по входу: выход из одного процесса является входом для другого, выход которого является для него входом. Такое взаимодействие характерно для процессов жизненного цикла при доработке продукции;
  • · взаимосвязь «выход-механизм», когда выход одного процесса является механизмом другого. Такое взаимодействие характерно для процессов обеспечения ресурсами, так как в этом случае в качестве ресурса выступает «механизм» (например, организация или служба снабжения).

Четвертым этапом определения процессов является декомпозиция (детализация)процесса. Количество уровней детализации определяется целями моделирования и спецификой деятельности организации.

Пятым этапом определения процесса является разработка глоссария процесса. Глоссарий процесса включает перечень процессов, объектов, обрабатываемых в рамках процессов, а также их определения.

В соответствии с методологией IDEFO модель состоит из двух типов элементов: функциональные блоки, которые представляют процессы, и интерфейсные дуги, которые представляют материальные и информационные объекты, обрабатываемые в рамках процессов. Таким образом, классификация процессов является классификацией функциональных блоков и интерфейсных дуг.

Интерфейсные дуги в зависимости от их положения на диаграмме подразделяются на четыре категории: входные, выходные, управления и механизма. Дополнительно дуги могут быть классифицированы на пять категорий в зависимости от типа объектов, которые они представляют на диаграмме. К числу таких категорий относятся:

  • · материалы, сырье, продукция, ресурсы,
  • · информация, данные о качестве, записи качества, документы,
  • · распоряжения руководства, планы, графики, распорядительные документы,
  • · стандарты, нормативные документы,
  • · ответственные исполнители, сотрудники организации.

Функциональные блоки классифицируются в зависимости от типов процессов, которые они представляют. Типы процессов зависят от задач, решаемых с помощью функциональных моделей (управленческие, ЖЦ).

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Алгоритм выявления и описания процессов СМК
  • 1. Выявить полную систему процессов, требуемых для менеджмента качества (управление документацией, записи, мониторинг, процессы анализа, процессы управления, ЖЦ, поддерживающие или вспомогательные процессы)
  • 2. Определить последовательность, взаимосвязь и взаимодействие в этой системе процессов.
  • 3. с позиций стратегических целей и планов определить ключевые процессы (процессы ЖЦ, МК)
  • 4. Найти сотрудника, готового взять на ответственность за данный процесс и наделить и наделить его соответствующими полномочиями, т.е. сделать владельцем процесса.
  • 5. Определить заказчика или потребителя процесса и описать выход процесса, т.е. требования к качеству результатов его функционирования (заказчик/потребитель процесса — следующий процесс)
  • 6. Определить поставщиков процесса и требование к элементам входа процесса (требования к выходам предыдущего процесса, к ресурсам, управляющим воздействиям)
  • 7. Определить критерии эффективного менеджмента данного процесса и выбрать для них соответствующие способы измерения
  • 8. Спланировать процессы измерения показателей качества и эффективности процесса
  • 9. Описать сам процесс в виде блок-схемы или схемы потоков с учетом системы менеджмента процессов.
  • 10. Определить входные и выходные документы по стадиям процесса (регламент, должностные инструкции, приказы, договоры, рабочие журналы и т. д.
  • 11. Обеспечить информационные потоки требуемые для эффективного менеджмента и мониторинга процесса
  • 12. Вести регулярную оценку мониторинг и анализ данных относящихся к процессу
  • 13. Систематически проводить корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процесса.
  • 14. Определить порядок внесения в процесс изменения

Первый метод: Методология ускоренного описания бизнес-процессов.Особенности:

  • 1Ориентация на быстрое достижение результатов проекта описания процессов(2-3 мес)
  • 2Отсутствие проработанных целей описания и концепций дальнейшего использования моделей процесса.
  • 3 Часто приводит к «-» результатам

Основные шаги: определить внешних клиентов организации и входы и выходы для организации в целом; составить перечень основных бизнес-процессов организации, формирующей внешние выходы; определить внутренние входы и выходы каждого процесса и недостающие вспомогательные БП; Описать каждый процесс в виде набора функций; распределить полученные функции по подразделениям организации; детально описать каждый процесс при помощи выбранной методики; составить регламент по каждому БП. Сформировать матрицу ответственности по каждому виду ответственности.Второй метод: Методология полного описания БП.Основные шаги: определить внешних клиентов организации (окружение); привязать полученные входы и выходы к подразделениям организации; определить внутренние входы и выходы для каждого подразделения организации; определить перечень функций, выполняемых в каждом подразделении; для каждого подразделения сгруппировать функции по процессам, формирующим выходы. Привязать к этим процессам входы; Используя входы и выходы между подразделениями сгруппировать БП подразделений в БП организации; Сформировать матрицы ответственности по каждому подразделению. На основе их составить матрицы ответственности БП организации.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/1006771/menedzhment/funktsionalnoe_modelirovanie_idef0_osnovnye_ponyatiya

Описание взаимодействия между процессами

Описание взаимодействия между процессами:  Третьим этапом определения делового процесса является описание

Классификация процессов

Основные правила ведения бизнеса

Процессы должны быть:

— непрерывными, последовательными, документально оформлены,

— нацеленными на создание результата, имеющего ценность для потреби-

теля,

— контролируемы, то есть обеспечены точками, методами и средствами

контроля,

— рационально выстроены, чтобы исключить «возвраты» или лишние и неэффективные операции,

— снабжены каналами передачи информации и пр.

Процесс является объектом управления, для чего необходимо предусмотреть наличие следующих факторов:

— ресурсы, необходимые для функционирования процессов с заданной эффективностью и результативностью,

— средства и способы достижения запланированных результатов и установленных целей,

— процедуры управления изменениями процессов,

— порядок действий и принятия решений в случае появления несоответствия или сбоев в процессе и т. д.

Основные недостатки функционального подхода:

— обособленность функциональных подразделений друг от друга, приводящая к монополизации решений,

— возрастающая конкуренция функциональных подразделений внутри организации вместо сотрудничества,

— высокая специализация работников по узкому кругу производственных вопросов, не позволяющая им видеть всю проблему в целом,

— подмена целевых ориентироворганизации на функциональные целевые ориентиры, приводящая к оптимизации функциональных решений вместо оптимизации результатов деятельности предприятия,

критерием результативности функционального подразделения является мнение его начальника, а не результаты делового процесса,

— увеличение информационной энтропии с усложнением иерархии руководства,

— отсутствие ориентации на внешнего потребителя,

— неэффективность информационной поддержки процессов жизненного цикла, обусловленная наличием «лоскутной» автоматизации деятельности отдельных подразделений и неудачными попытками внедрения корпоративных информационных систем.

Элементы, окружающие процесс: входы, управление, ресурсы, выходы

входы процесса:

— объекты, подаваемые на входы в процесс,

— поставщик объектов, поступающих на входы в процесс,

— категории объектов на входах процесса.

Выходы процесса:

— объекты, получаемые на выходах процесса,

— потребители объектов на выходах процесса,

— категории объектов на выходах процесса.

Управление процесса:

— объекты, которые являются носителями управляющих воздействий на процесс,

— поставщики объектов управления (т. Е. те, кто управляет процессом),

— категории объектов управления процессом.

Ресурсы процесса:

— поставщики ресурсов,

— категории ресурсов (человеческие ресурсы, рабочая среда, инфраструктура).

Европейской комиссией Евросоюза (ENAPS) была разработана программа, в которой предложена классификация процессов (рис. 2).

ОБЩИЕ РАМКИ ПРОГРАММЫ ENAPS
Бизнес-процессы Вторичные процессы
Разработка продукции Поддержка
Исследование продукции Финансовый менеджмент
Разработка и конструирование продукции Управление человеческими ресурсами
Разработка и конструирование процесса Управление информацией
Технологическая подготовка производства Текущий ремонт и обслуживание оборудования
Требования потребителей Медицинский контроль персонала, окружающая среда и техника безопасности
Развитие рынка Перспективное развитие
Организация маркетинга и продаж Совершенствование текущего процесса
Тендерное размещение заказов Исследование технологии производства продукции
Выполнение заказов Повышение квалификации персонала
Обеспечение и материально техническое снабжение Расширение базы материально-технического снабжения
Планирование и управление производством Расширение внешних связей
Производство и сборка продукции Стратегическое планирование
Распределение продукции и выходящая логистика
Обслуживание договоров
Обслуживание потребителя
Послепродажное обслуживание
Возврат продукции

Рисунок 2 – Классификация бизнес-процессов по ENAPS

2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

В последние годы для идентификации и описания процессов большое распространение получила методология функционального моделирования (IDEF), разработанная в США и с 1993 года применяемая в качестве федерального стандарта. Эта методология значительно расширяет возможности сочетания процессного и функционального подходов к управлению процессов.

История возникновения методологии IDEF.В начале 70-х годов доктор Д. Росс (США) предложил метод структурного проектирования и анализа систем SADT (Structured Analysis and Design Technique). В основе этого подхода лежит графический язык описания (моделирования) систем. В середине 70-х гг.

в армии США создали программу интегрированной компьютеризации производства ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing).

В рамках этой программы были разработаны методы проектирования и анализа сложных производственных систем, а также способы обмена информацией между специалистами, занимающимися такими проблемами.

В настоящее время общая методология IDEF включает ряд частных методологий для моделирования систем, в том числе:

IDEF0 — функциональное моделирование,

IDEF1 — информационное моделирование,

IDEF1X — моделирование данных,

IDEF3 – моделирование «потока» процессов,

IDEF4 — объектно-ориентированное проектирование и анализ,

IDEF5 — определение онтологии (словарей),

IDEF9 — моделирование требований.

Основные элементы и понятия IDEF0.Основу IDEF0 — методологии составляет простой и понятный графический язык описания процессов, которые базируются на трех понятиях:

— функциональный блок,

— интерфейсные дуги,

— принцип декомпозиции.

Функциональный блок графически изображается в виде прямоугольника (рис. 3) и представляет собой некоторый конкретный процесс (функцию) в рамках моделируемой системы. Название каждого блока должно быть сформулировано в виде глагольного выражения: глагол + объект действия + дополнение. Например, «Производить продукцию», «Обрабатывать записи», «Делать закупки» и т. д.

Каждая из четырех сторон функционального блока имеет строго определенное значение:

левая сторона обозначает входы, т. е. что поступает на вход процесса и будет дальше преобразовано,

— правая сторона — выход, это то, что создается на выходе процесса в результате его выполнения,

— верхняя сторона — управление, т. е. при каких условиях процесс исполняется,

— нижняя сторона — механизм, т. е. какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.

Рис.3 Функциональный блок процесса «Обрабатывать записи качества»

Интерфейсные дуги — это стрелки, с помощью которых в функциональной модели отображаются взаимодействия между функциональными блоками.

Стрелка — графическое представление элемента, который обрабатывается в рамках моделируемой системы или оказывает иное влияние на процесс.

Принцип декомпозиции (структурирования, детализации) применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его процессы. При этом уровень детализации процесса определяется целями построения модели. Декомпозиция — это процесс, в ходе которого разработчик как бы заглядывает внутрь функционального блока и разглядывает его внутреннюю структуру.

В процессе декомпозиции функциональный блок АО подвергается детализации на дочерние диаграммы. Дочерняя диаграмма содержит функциональные блоки, которые представляют процессы, из которых состоит декомпозируемый процесс.

Определение процессов.На первом этапе описания процесса надо определить деловые процессы в организации. Ключевым элементом в определении делового процесса является формулирование цели, которая отражает причину создания модели (описания) делового процесса и определяет его назначение.

Для того чтобы выделить деловые процессы, необходимо определить:

— потребителей продукции или услуг,

— продукцию или услуги, производимые в организации,

— виды сырья и их поставщиков.

На втором этапе определения делового процесса необходимо описать его внутреннюю структуру. Для этого требуется определить:

— из каких процессов состоит моделируемый процесс,

— как эти процессы взаимодействуют между собой.

В IDEF0 для описания внутренней структуры процесса используется механизм декомпозиции. Для того чтобы декомпозировать деловой процесс, необходимо создать диаграмму — потомок, то есть развернуть основные составляющие процесса. Используем для иллюстрации принципов IDEF0 процессы СМК.

Отразим на рис.4 деловой процесс «производить продукцию», а на рис.5 его декомпозицию, в котором элементами делового процесса являются субпроцессы:

— реализовать ответственность высшего руководства,

— осуществить менеджмент ресурсов,

— реализовать процессы жизненного цикла,

— осуществить измерения, анализ и улучшение.

Рисунок 4 — Функциональный блок процесса «Производить продукцию»

Рисунок 5 — Декомпозиция процесса «Производить продукцию» (Обозначение: 11, 12, 13 — входы; 01, 02 — выходы; С1 — управление; Ml, M2, МЗ – механизмы)

Третьим этапом определения делового процесса является описание взаимодействий между процессами. Взаимодействие описывается с помощью интерфейсных дуг и обозначает передачу материалов или информации с выходов одного субпроцесса на входы (управление, механизмы) другого субпроцесса.

Применяются пять типов взаимодействий между блоками. Эти взаимодействия отражены на рис. 6.

В методологии IDЕF0 допустимыми являются следующие взаимодействия между блоками в пределах одной диаграммы:

— управление;

— выход-вход;

— обратная связь по управлению;

— обратная связь по входу;

— выход-механизм.

Взаимосвязь по управлению: выход одного процесса влияет на выполнение другого процесса, т. е. выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2. Такое взаимодействие определяет функцию управления «Ответственность руководителя» по отношению к другим процессам.

Рисунок 6 — Описание взаимодействия между процессами: а) управление, б) выход-вход, в) обратная связь по управлению, г) обратная связь по входу, д) выход-механизм

Взаимосвязь по входу: выход одного процесса является входом для другого, т. е. выходная дуга блока 1 является входной для блока 2. Это взаимодействие характерно для любых процессов в организации, например, для процессов жизненного цикла.

Обратная связь по управлению: выходы из одного процесса влияют на выполнение других процессов, выполнение которых, в свою очередь, влияет на выполнение исходного процесса. Выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2, а выходная дуга блока 2 является управляющей для блока 1.

Такое взаимодействие может определять как:

— функцию управления

«Ответственность руководства»;

— функцию управления

«Управление процессами жизненного цикла»;

— функцию управления «Измерение, анализ и улучшение».

Обратная связь по входу: выход из одного процесса является входом для другого процесса, т. е. выходная дуга блока 2 является входной для блока 1, выход которого является для него входом. Такое взаимодействие может определять функцию управления «управление процессами жизненного цикла».

Взаимосвязь «выход-механизм»: выход одного процесса является механизмом для другого, т. е. выходная дуга блока 1 является дугой механизма для блока 2. Такой тип связи относится чаще всего к процессам обеспечения ресурсами. Такое взаимодействие может определять функцию управления «менеджмент ресурсов».

Практика показывает, что перечисленных пяти типов взаимодействий достаточно, чтобы определить взаимодействия между процессами любой сложности.

Четвертым этапом определения процессов является декомпозиция (детализация) процесса. Количество уровней детализации определяется целями моделирования и спецификой деятельности организации.

На диаграмме A3 (рис. 7) процесс «Реализовать процессы жизненного цикла» представлен в виде шести процессов, включая «Осуществить закупки», который также может быть декомпозирован (рис. 8).

Рисунок 7 — Декомпозиция процесса «Реализовать процессы жизненного цикла»

Рисунок 8 — Декомпозиция процесса «Осуществлять закупки»

Пятым этапом определения процесса является разработка глоссария процесса. Глоссарий процесса включает перечень процессов, объектов, обрабатываемых в рамках процессов, а также их определения.

Глоссарий представляет упорядоченный в алфавитном порядке список терминов. Каждому термину из этого списка соответствует определение или ссылка на соответствующее определение, приведенное в нормативных документах организации или вышестоящих органов, регламентах и т. д.

Так, например, для диаграммы А34 (рис. 8) в глоссарий должно войти каждое определение информации, входящей или исходящей из блоков диаграммы.

Дадим определение нескольким из них:

программы закупок — утвержденные руководством перечни партий комплектующих изделий, которые должны быть приобретены к определенным срокам,

информация для поставщиков — пакет документов, содержащий вопросы, интересующие организацию (потребителя) относительно поставщика, его продукции и условий поставки,

информация от поставщиков — пакет документов, содержащий ответы на вопросы, представленные в документации для поставщиков.

Классификация процессов.

В соответствии с методологией IDEF0 модель состоит из двух типов элементов: функциональные блоки, которые представляют процессы, и интерфейсные дуги, которые представляют материальные и информационные объекты, обрабатываемые в рамках процессов. Таким образом, классификация процессов является классификацией функциональных блоков и интерфейсных дуг.

Интерфейсные дуги в зависимости от их положения на диаграмме подразделяются на четыре категории: входные, выходные, управления и механизма.

Дополнительно дуги могут быть классифицированы на пять категорий в зависимости от типа объектов, которые они представляют на диаграмме. К числу таких категорий относятся (рис. 9):

— материалы, сырье, продукция, ресурсы,

— информация, данные о качестве, записи качества, документы,

— распоряжения руководства, планы, графики, распорядительные доку

менты

— стандарты, нормативные документы,

— ответственные исполнители, сотрудники организации.

Рисунок 8 — Типовые элементы и категории процесса

Для более четкого изображения воздействий на диаграммах применяются дуги разного цвета: синий — для информации по качеству; красный – для распоряжений, планов, графиков; коричневый — для сырья, материалов, продукции; черный — для ответственных исполнителей; фиолетовый — нормативы, руководство по качеству.

Источник: https://studopedia.su/2_34160_opisanie-vzaimodeystviya-mezhdu-protsessami.html

:

Источник: https://poznayka.org/s87304t1.html

1.2 Описание структуры делового процесса

Описание взаимодействия между процессами:  Третьим этапом определения делового процесса является описание

Меню
Авторизация/Регистрация
Менеджмент Создание продукции в соответствии с системой менеджмента качества
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

На втором этапе определения делового процесса необходимо описать его внутреннюю структуру. Для этого необходимо определить:- из каких процессов состоит моделируемый деловой процесс;- как эти процессы взаимодействуют между собой.В IDEF0 моделировании для описания внутренней структуры процесса используется механизм декомпозиции (приложение А).В соответствии с требованиями методологии IDEF0, для того чтобы декомпозировать деловой процесс, необходимо создать диаграмму-потомок. На этой диаграмме следует представить процессы, из которых состоит деловой процесс в рамках системы менеджмента качества (СМК).Рассмотрим декомпозицию делового процесса «Производить женские пальто» (рисунок 3).Учитывая цели моделирования — соответствие делового процесса требованиям СТБ ИСО 9001 — декомпозиция делового процесса включает 4 блока процессов, представленных на рисунке 6.В соответствии с требованиями СТБ ИСО 9000 деловой процесс «Производить женские пальто» включает следующие процессы:- реализовать ответственность высшего руководства по менеджменту качества;- осуществлять менеджмент ресурсов;- реализовать процессы жизненного цикла;- осуществлять измерения, анализ и улучшения СМК.Примечание — На рисунке 6 не представлены взаимодействия между функциональными блоками, представляющими деком- позицию процесса «Производить женские пальто».Рисунок 3 — Декомпозиция процесса «Производить женские пальто»

Описание взаимодействий между процессами

Третьим этапом определения делового процесса является описание взаимодействий между процессами. Взаимодействие между процессами в IDEF0 (приложение А) описывается с помощью интерфейсных дуг и обозначает передачу материалов и/или информации с выходов одного процесса на входы (управления, механизмы) другого процесса.
В методологии IDEF0 допустимыми являются 5 (пять) типов взаимодействий между блоками в пределах одной диаграммы:- управление;- выход вход;- обратная связь по управлению;- обратная связь по входу;- выход — механизм.

Взаимосвязь по управлению: выход одного процесса влияет на выполнение другого процесса, т.е. выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2. В СТБ ИСО 9001 такое взаимодействие определяет функцию управления «ответственность руководства» по отношению к другим процессам
Взаимосвязь по входу: выход одного процесса является входом для другого, т.е. выходная дуга блока 1 является входной для блока 2. Это взаимодействие характерно для любых процессов в организации, например для процессов жизненного цикла
Обратная связь по управлению: выходы из одного процесса влияют на выполнение других процессов, выполнение которых в свою очередь влияет на выполнение исходного процесса. Выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2, а выходная дуга блока 2 является управляющей для блока 1.В СТБ ИСО 9001 такое взаимодействие может определять:- функцию управления «ответственность руководства»;- функцию управления «управление процессами жизненного цикла»;- функцию управления «измерение, анализ и улучшение»
Обратная связь по входу: выход из одного процесса является входом для другого процесса, выход которого является для него входом, т.е. выходная дуга блока 2 является входной для блока 1, выход которого является для него входом. В СТБ ИСО 9001 такое взаимодействие может определять функцию управления «управление процессами жизненного цикла»

Взаимосвязь «выход — механизм»: выход одного процесса является механизмом для другого, т.е. выходная дуга блока 1 является дугой механизма для блока 2. Такой тип связи относится чаще всего к процессам обеспечения ресурсами. В СТБ ИСО 9001 такое взаимодействие может определять функцию управления «менеджмент ресурсов»

Практика показывает, что перечисленных пяти видов взаимодействий достаточно, чтобы определить взаимодействия между процессами любой сложности.

Описание взаимодействий в рамках функциональной модели процесса будет полным, когда для каждого функционального блока будут определены его интерфейсные дуги.

Примечание — Методология IDEF0 регламентирует, что каждый блок в модели должен содержать хотя бы по одной дуге входа, выхода, управления и механизма. В [6] имеется короткий список исключений из этого правила.

Рассмотрим взаимодействия между процессами, составляющими деловой процесс «Производить женские пальто» (рисунок 4).

Процесс «Реализовать ответственность высшего руководства по менеджменту качества» является управляющим процессом для всех остальных процессов. Соответственно, выход этого процесса — «Политика, цели, руководство по качеству, программы качества» является управляющим входом для всех остальных процессов, представленных на диаграмме (рисунок4).

Процесс «Осуществлять менеджмент ресурсов» имеет связь «выход — механизм» с процессами «Реализовать процессы жизненного цикла» и «Осуществлять измерения, анализ и улучшения СМК».

На диаграмме представлен контур обратной связи: выход процесса «Осуществлять измерения, анализ и улучшения СМК» с входом процесса «Реализовать ответственность высшего руководства по менеджменту качества»

Примечание — Правило полноты функциональной модели IDEF0 в точности соответствует требованиям СТБ ИСО 9001 в части того, что каждый процесс должен обеспечиваться ресурсами (дуги механизмов в IDEF0-модели), управляться (дуги управления), производить продукцию на выходе (выходные дуги), перерабатывая материалы и/или информацию, поступающие на его входы (входные дуги).

Рисунок 4 — Взаимодействия между процессами

.1.4 Декомпозиция процесса

Количество уровней детализации процесса определяется целями моделирования и спецификой деятельности моделируемой организации.

В рамках настоящей методики основной целью моделирования процессов является анализ соответствия процесса требованиям системы менеджмента качества.

На диаграмме А0 деловой процесс «Производить женские пальто» представлен в виде 4 процессов. Диаграмма А0 является первым уровнем декомпозиции (детализации) для этого процесса. Каждый из 4 представленных процессов в свою очередь может быть декомпозирован. На рисунке 5 представлена декомпозиция процесса «Реализовать процессы жизненного цикла».

На диаграмме А3 (рисунок 5) процесс «Реализовать процессы жизненного цикла» представлен в виде шести процессов, включая «Осуществлять закупки», который также может быть декомпозирован (рисунок 6).

Рисунок 5 — Декомпозиция процесса «Реализовать процессы жизненного цикла»

Рисунок 6 — Декомпозиция процесса «Осуществлять закупки»

Глоссарий процесса

Глоссарий процесса включает перечень процессов, объектов, обрабатываемых в рамках процессов, а также их определения.

Глоссарий представляет упорядоченный в алфавитном порядке список терминов. Каждому термину из этого списка соответствует определение или ссылка на соответствующее определение, приведенное в нормативных документах организации или вышестоящих органов, регламентах и т.п.

Например, для диаграммы А34 (рисунок 6) фрагмент глоссария будет выглядеть следующим образом:

— информация для поставщиков— пакет документов, содержащий вопросы, интересующие организацию относительно поставщика, его продукции и условий поставки;
— информация от поставщиков— пакет документов, содержащий ответы на вопросы, представленные в документации для поставщиков (см. «Информация для поставщиков»);
— программы закупок— утвержденные руководством перечни партий продукции, которые должны быть приобретены к определенным срокам.

В соответствии с методологией IDEF0 модель состоит из двух типов элементов: функциональные блоки, которые представляют процессы, и интерфейсные дуги, которые представляют материальные и информационные объекты, обрабатываемые в рамках процессов.

Соответственно, классификация процессов, представленных в виде IDEF0-моделей является классификацией функциональных блоков и интерфейсных дуг, из которых состоит IDEF0-модель.

Для того чтобы осуществить классификацию процесса, достаточно выполнить следующую двухшаговую процедуру, т.е. классифицировать интерфейсные дуги и функциональные блоки.

Классификация интерфейсных дуг

В рамках IDEF0-модели дуги в зависимости от их положения на диаграмме подразделены на 4 категории: входные, выходные, управления и механизма.

Дополнительно дуги могут быть классифицированы в зависимости от типа объектов, которые они представляют на диаграмме. К числу таких категорий могут относиться:

— материалы, сырье, продукция, ресурсы;

— информация, данные, записи качества, документы;

— распоряжения руководства, планы, графики, распорядительные документы;

— стандарты, нормативные документы;

— ответственные исполнители, сотрудники организации и т.д. (рисунок 7).

Рисунок 7 — Типовые элементы процесса, описываемого по правилам методологии IDEF0

Для того чтобы выделить в IDEF0-модели элементы определенного типа, при моделировании используются заранее оговоренные соглашения о графическом стиле представления таких объектов.

Поскольку дуги на IDEF0-модели представляются прямыми и ломаными линиями, графический стиль для дуг включает соглашение о цвете линии, толщине линии, типе линии (сплошная, пунктирная, штрихпунктирная, и т.д.

), а также о типе стрелки на конце дуги.

Примечание — Соглашения о графических стилях для представления объектов различных типов не являются составной частью стандарта IDEF0. Этот подход был впервые предложен компанией Ориентсофт в 1996 г. и реализован в инструментальном средстве IDEF0/EMTool. Подход успешно применен на ряде предприятий и организаций стран СНГ, а также США и Канады.

Классификация объектов, принадлежащих процессу, осуществляется разработчиком функциональной модели. Разработчик последовательно, диаграмма за диаграммой осуществляет разметку (маркировку) линий (интерфейсных дуг) в зависимости от типов объектов, которые эти линии представляют в IDEF0-модели.

Например, при создании функциональной модели делового процесса «Производить женские пальто» были определены следующие соглашения по представлению объектов:

— информацию по качеству представлять с помощью утолщенных (толщина — 2pt) сплошных линий синего цвета;

— распоряжения, планы, графики представлять с помощью утолщенных (толщина — 2pt) сплошных линий красного цвета;

— сырье, материалы, продукцию представлять с помощью утолщенных (толщина — 2pt) сплошных линий коричневого цвета;

— ответственных исполнителей в процессах представлять с помощью утолщенных (толщина — 2pt) сплошных линий черного цвета;

— должностные инструкции, нормативные документы, руководство по качеству представлять с помощью утолщенных (толщина — 2pt) сплошных линий фиолетового цвета.

Рассмотрим диаграмму, представляющую декомпозицию процесса «Реализовать процессы жизненного цикла» (рисунок 8).

На диаграмме объекты различных типов представлены различными графическими стилями в соответствии с принятыми соглашениями. В частности «Требования потребителей», «Конструкторская документация» относятся к категории требований. Они представлены на диаграмме тонкими сплошными линиями красного цвета.

«Внешняя информация», «Информация из подразделений», «Информация для потребителей» относятся к категории информации (записей качества) в рамках системы менеджмента качества.

В соответствии с принятыми соглашениями линии, отображающие эти объекты на диаграмме, представлены тонкими сплошными зелеными линиями.

Примечание — Конечная цель «раскрашивания» диаграмм состоит в том, чтобы отнести тот или иной объект на диаграмме к заранее определенной категории объектов, т.е. классифицировать объект.

Комбинация графических атрибутов, которая используется для отображения объектов, является одним из способов маркировки объекта.

Использование стилей при построении диаграмм существенно повышает «прозрачность» описания процессов при их последующем анализе и улучшении.

Page 3

Меню
Авторизация/Регистрация
Менеджмент Создание продукции в соответствии с системой менеджмента качества
Перейти к загрузке файла
Функциональные блоки в IDEF0-модели могут быть классифицированы в зависимости от типов процессов, которые они представляют. Типы процессов зависят от задач, решаемых с помощью функциональных моделей. В рамках настоящего документа для функциональных моделей следует использовать типы процессов, которые регламентированы в СТБ ИСО 9001 (подраздел 4.2.4), а также в подразделе 5.1, подпункт 2.2 настоящей методики).Для того чтобы выделить в IDEF0-модели процессы определенного типа, при моделировании используются заранее оговоренные соглашения о графическом стиле представления соответствующих функциональных блоков. Графический стиль для блоков включает соглашение о цвете рамки, толщине рамки, типе рамки (сплошная, пунктирная, штрих-пунктирная, и т.д.), о цвете прямоугольника, а также о цвете, размере и типе шрифта, которым отображается наименование блока.Классификация процессов осуществляется разработчиком функциональной модели. Разработчик последовательно, диаграмма за диаграммой осуществляет разметку (маркировку) функциональных блоков в зависимости от типов процессов, которые эти блоки представляют в IDEF0-модели.Рассмотрим функциональную модель (описание) процесса «Реализовать процессы жизненного цикла» (рисунок 8). Представленный на диаграмме процесс «Планировать процессы» относится к типу управленческих процессов; в пользу этого вывода свидетельствует также то, что выход процесса «Планировать процессы» является управлением для остальных процессов, представленных на диаграмме.Процессы «Осуществлять взаимодействие с потребителями», «Разрабатывать новые модели», «Осуществлять закупки», «Шить пальто» и «Осуществлять поставки» относятся к категории процессов жизненного цикла, так как на входах и выходах этих процессов представлены материальные ресурсы, а также требования потребителей и информация для потребителей.

Рисунок 8. Классификация процесса «Реализовать процессы жизненного цикла»

В методологии IDEF0 существует несколько параллельных способов идентификации процессов:

— код вершины процесса. Все функциональные блоки (процессы) в IDEF0-модели имеют идентификационные коды. Каждый идентификационный код начинается с префикса «А», к которому присоединяется номер родительского блока и номер блока на диаграмме (приложение А). Код вершины позволяет однозначно идентифицировать процесс в рамках функциональной модели.

Примечание — Подобное кодирование применяется, например, при создании нормативных или методических документов. Документ состоит из разделов 1, 2, 3. … Каждый раздел состоит из подразделов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, ….. В свою очередь каждый подраздел можно детализировать (декомпозировать) на параграфы 1.1.1, 1.1.2, 2,1.1, 2.1.2 и т.д.;

— ссылочный номер процесса. В IDEF0 методологии предусмотрена возможность присваивать ссылочные (специальные) номера любому процессу, представленному в модели. Структура ссылочного номера задается правилами, принятыми в организации для этих целей;

— наименование процесса. Каждый процесс в IDEF0-модели имеет свое наименование. Это наименование может использоваться в качестве идентификатора процесса в том случае, если при разработке IDEF0-модели соблюдалось соглашение об уникальности наименований процессов в модели.

В рамках IDEF0-модели делового процесса «Производить женские пальто» процессы имеют следующие наименования, коды вершин и ссылочные номера, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 — Идентификация процессов в IDEF0-модели

Наименование процессаВершинаС-Номер
Производить женские пальтоА0П-ДП-1
Реализовать ответственность высшего руководства по менеджменту качестваА1П-1.1-МК
Осуществлять менеджмент ресурсовА2П-1.2-В
Реализовать процессы жизненного циклаА3П-1.3-ЖЦ
Планировать процессыА31П-1.3.1-М
Осуществлять взаимодействие с потребителемА32П-1.3.2-ЖЦ
Разрабатывать новые моделиА33П-1.3.3-ЖЦ
Осуществлять закупкиА34П-1.3.4-ЖЦ
Планировать закупкиА341П-1.3.4.1-М
Подготовить документацию для закупокА342П-1.3.4.2-В
Осуществлять закупки и их контрольА343П-1.3.4.3-ЖЦ
Осуществлять производственные процессыА35П-1.3.5-ЖЦ
Осуществлять поставки продукцииА36П-1.3.6-ЖЦ
Осуществлять измерения, анализ и улучшения СМКА4П-1.4-МК
Примечание — Идентификация процессов в рамках IDEF0-моделей посредством кодов вершин обеспечивается автоматически в различных инструментальных средствах (программах для ЭВМ), поддерживающих стандарт IDEF0.

3.2.4 Документирование процессов в IDEF0-моделях

Состав документов по процессам, используемых для их дальнейшего менеджмента (планирования, обеспечения, управления, улучшения), включает два типа документов:

— карту процесса;

— перечень процессов.

Примечание — Карта процесса, как правило, дополняется сопроводительной информацией, уточняющей элементы процесса, изображенного на карте. Сопроводительная информация может быть представлена в различном виде.

Например, в виде отдельного документа по аналогии с пояснительной запиской к конструкторскому или технологическому проекту.

В случае использования программных средств для функционального моделирования (IDEF0/EMTool) их интерфейс предусматривает ввод сопроводительной (уточняющей элементы описываемого процесса) информации непосредственно в модель процесса и вызов в любой момент этой информации для целей уточнения, анализа, улучшения.

3.2.4.1 Карта процесса

Для документирования процессов в IDEF0 методологии используются специальные бланки «Карта процесса».

Бланк «Карта процесса» сконструирован таким образом, что поля, содержащие рабочую информацию о процессе, расположены в верхней части бланка, а поля, содержащие идентификационную информацию,- в нижней части бланка. В средней части бланка расположено поле, в котором содержится описание процесса, т.е. графическая диаграмма или текст. Бланк «Карта процесса» представлен на рисунке 9.

Использовано в:АвторДатаРабочаяЧитатель ДатаКонтекст
ПроектРевЧерновая
Рекомендовано
Замечания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10Публикация
ВершинаНаименованиеС-НомерСтр.
Примечание — Примеры карт процессов представлены на рисунках 8, 9, 11.

Рисунок 9 — Бланк «Карта Процесса»

Бланк включает следующие поля:

— раздел «Рабочая Информация»:

— поле «Автор/Дата/Проект». В этом поле содержится информация о том, кто создал диаграмму, когда диаграмма была создана и к какому проекту она относится. В поле «Дата» могут содержаться также даты последующих ревизий диаграммы, которые следуют за датой создания;

Источник: https://studbooks.net/1369837/menedzhment/opisanie_struktury_delovogo_protsessa

Методика описания процессов на базе методологии IDEF0

Описание взаимодействия между процессами:  Третьим этапом определения делового процесса является описание

В настоящем разделе методика определения, классификации и идентификации процессов (раздел ____) реализована на базе методологии функционального моделирования IDEF0.

1. Определение деловых процессов в виде IDEF0-модели

1.1. Определение делового процесса.

На первом этапе описания необходимо определить деловые процессы в организации. Ключевым элементом в определении делового процесса является формулировка цели, которая отражает причину создания модели (описания) делового процесса и определяет ее назначение.

Примечания:

1 Цель модели заключается в фиксировании определенного угла зрения, под которым рассматривается и описывается деятельность организации. Для разных целей углы зрения могут быть разными, а модели процессов будут отличаться.

Например, при описании процессов на швейной фабрике могут быть сформулированы различные цели: оптимизация организационной структуры фабрики, формирование системы менеджмента качества, расширение видов деятельности и т.д.

2 Общей целью моделей в рамках настоящего документа является создание системы менеджмента качества, соответствующей требованиями СТБ ИСО 9000-2001, СТБ ИСО 9001-2001 и СТБ ИСО 9004-2001.

Для того чтобы выявить деловые процессы, необходимо определить следующее:

  • потребителей продукции и/или услуг организации;
  • продукцию и/или услуги, производимые в организации и поставляемые потребителям;
  • виды сырья и их поставщиков.

Примечание – Для различных видов продукции или различных категорий потребителей можно рассматривать различные деловые процессы.

Например, швейная фабрика производит (шьет) женские пальто, заключая договора с потребителями. Потребителями продукции являются магазины женской одежды и торгово-посреднические компании. Фабрика закупает сырье на текстильных предприятиях, а также у торгово-посреднических компаний.

Фабрика является закрытым акционерным обществом. Цель построения модели – создание системы менеджмента качества. На основании этой информации в деятельности швейной фабрики можно выделить один деловой процесс– «Производить женские пальто».

Входами этого процесса являются: а) внешняя информация, включая требования потребителей (магазинов и компаний); б) сырье и материалы; в) ресурсы. Выходами процесса являются: а) партии готовой продукции, предназначенные для потребителей; б) информация для внешних потребителей.

Управление процессом осуществляется на основании нормативных документов, регламентирующих производственные процессы на фабрике.

Учитывая, что нас интересует процесс с точки зрения менеджмента качества, то в качестве внешнего управления будем рассматривать нормативные документы, регламентирующие эту сферу, в том числе требования СТБ ИСО 9000. Карта делового процесса на швейной фабрике представлена на рис. 3.

Рис. 3 Деловой процесс на швейной фабрике

1.2. Описание структуры делового процесса

На втором этапе определения делового процесса необходимо описать его внутреннюю структуру. Для этого необходимо определить:

  • из каких процессов состоит моделируемый деловой процесс;
  • как эти процессы взаимодействуют между собой.

В IDEF0 моделировании для описания внутренней структуры процесса используется механизм декомпозиции.

В соответствии с требованиями методологии IDEF0, для того чтобы декомпозировать деловой процесс, необходимо создать диаграмму – потомок. На этой диаграмме следует представить процессы, из которых состоит деловой процесс в рамках системы менеджмента качества (СМК).

Рассмотрим декомпозицию делового процесса «Производить женские пальто» (рис.3).

Учитывая цели моделирования – соответствие делового процесса требованиям СТБ ИСО 9001 – 2001 декомпозиция делового процесса включает 4 блока процессов, представленных на рис. 4.

В соответствии с требованиями СТБ ИСО 9000 деловой процесс «Производить женские пальто» включает следующие процессы:

– реализовать ответственность высшего руководства по менеджменту качества;

– осуществлять менеджмент ресурсов;

– реализовать процессы жизненного цикла;

– осуществлять измерения, анализ и улучшения СМК.

Рис. 4 – Декомпозиция процесса «Производить женские пальто

Примечание – На рисунке 4 не представлены взаимодействия между функциональными блоками, представляющими декомпозицию процесса «Производить женские пальто».1.3.Описание взаимодействий между процессами

Третьим этапом определения делового процесса является описание взаимодействий между процессами. Взаимодействие между процессами в IDEF0 описывается с помощью интерфейсных дуг и обозначает передачу материалов и/или информации с выходов одного процесса на входы (управления, механизмы) другого процесса.

В методологии IDEF0 допустимыми являются 5 (пять) типов взаимодействий между блоками в пределах одной диаграммы (табл.1):

  • управление;
  • выход – вход;
  • обратная связь по управлению;
  • обратная связь по входу;
  • выход – механизм.

Таблица 1

Взаимосвязь по управлению: выход одного процесса влияет на выполнение другого процесса, т.е. выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2. В СТБ ИСО 9001 такое взаимодействие определяет функцию управ­ления «ответственность руководства» по отношению к другим процессам

Взаимосвязь по входу: выход одного процесса является входом для другого, т.е. выходная дуга блока 1 является входной для блока 2. Это взаимодействие характерно для любых процессов в организации, например для процессов жизненного цикла

Обратная связь по управлению: выходы из одного процесса влияют на выполнение других процессов, выполнение которых в свою очередь влияет на выполнение исходного процесса.  Выходная дуга блока 1 является управляющей для блока 2, а выходная дуга блока 2 является управляющей для блока 1.

В СТБ ИСО 9001 такое взаимодействие может определять:

– функцию управления «ответственность руководства»;

– функцию управления «управление процессами жизненного цикла»;

– функцию управления «измерение, анализ и улучшение»

Обратная связь по входу: выход из одного процесса является входом для другого процесса, выход которого является для него входом, т.е. выходная дуга блока 2 является входной для блока 1, выход которого является для него входом. В СТБ ИСО 9001-2001 такое взаимодействие может определять функцию управления «управление процессами жизненного цикла»

Взаимосвязь «выход – механизм»: выход одного процесса является механизмом для другого, т.е. выходная дуга блока 1 является дугой механизма для блока 2. Такой тип связи относится чаще всего к процессам обеспечения ресурсами. В СТБ ИСО 9001 такое взаимодействие может определять функцию управления «менеджмент ресурсов»

Практика показывает, что перечисленных пяти видов взаимодействий достаточно, чтобы определить взаимодействия между процессами любой сложности.

Описание взаимодействий в рамках функциональной модели процесса будет полным, когда для каждого функционального блока будут определены его интерфейсные дуги.

Примечание – Методология IDEF0 регламентирует, что каждый блок в модели должен содержать хотя бы по одной дуге входа, выхода, управления и механизма. В [6] имеется короткий список исключений из этого правила.

Рассмотрим взаимодействия между процессами, составляющими деловой процесс «Производить женские пальто» (рис. 5).

Процесс «Реализовать ответственность высшего руководства по менеджменту качества» является управляющим процессом для всех остальных процессов. Соответственно, выход этого процесса– «Политика, цели, руководство по качеству, программы качества» является управляющим входом для всех остальных процессов, представленных на диаграмме (рис. 5).

Процесс «Осуществлять менеджмент ресурсов» имеет связь «выход – механизм» с процессами «Реализовать процессы жизненного цикла» и «Осуществлять измерения, анализ и улучшения СМК».

На диаграмме представлен контур обратной связи: выход процесса «Осуществлять измерения, анализ и улучшения СМК» с входом процесса «Реализовать ответственность высшего руководства по менеджменту качества»

Примечание – Правило полноты функциональной модели IDEF0 в точности соответствует требованиям СТБ ИСО 9001 в части того, что каждый процесс должен обеспечиваться ресурсами (дуги механизмов в IDEF0-модели), управляться (дуги управления), производить продукцию на выходе (выходные дуги), перерабатывая материалы и/или информацию, поступающие на его входы (входные дуги).

Рис.5 – Взаимодействия между процессами

1.4. Декомпозиция процесса

Количество уровней детализации процесса определяется целями моделирования и спецификой деятельности моделируемой организации. В рамках настоящей методики основной целью моделирования процессов является анализ соответствия процесса требованиям системы менеджмента качества.

На диаграмме А0 (рис.5) деловой процесс «Производить женские пальто» представлен в виде 4 процессов. Диаграмма А0 является первым уровнем декомпозиции (детализации) для этого процесса. Каждый из 4 представленных процессов в свою очередь может быть декомпозирован. На рис. 6 представлена декомпозиция процесса «Реализовать процессы жизненного цикла».

На диаграмме А3 (рис. 6) процесс «Реализовать процессы жизненного цикла» представлен в виде шести процессов, включая «Осуществлять закупки», который также может быть декомпозирован (рис. 7).

Рис. 6.- Декомпозиция процесса «Реализовать процессы жизненного цикла»

Рис. 7- Декомпозиция процесса «Осуществлять закупки»1.5 Глоссарий процесса

Глоссарий процесса включает перечень процессов, объектов, обрабатываемых в рамках процессов, а также их определения.

Глоссарий представляет упорядоченный в алфавитном порядке список терминов. Каждому термину из этого списка соответствует определение или ссылка на соответствующее определение, приведенное в нормативных документах организации или вышестоящих органов, регламентах и т.п.

Например, для диаграммы А34 (рис. 7) фрагмент глоссария будет выглядеть следующим образом:

  • – информация для поставщиков

– пакет документов, содержащий вопросы, интересующие организацию относительно поставщика, его продукции и условий поставки;

  • – информация от поставщиков

– пакет документов, содержащий ответы на вопросы, представленные в документации для поставщиков (см. «Информация для поставщиков»);

– утвержденные руководством перечни партий продукции, которые должны быть приобретены к определенным срокам.

Источник: https://support17.com/smk-konspekt-47/

Scicenter1
Добавить комментарий