Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Содержание
  1. Организационно-экономические формы предпринимательства
  2. Формы предпринимательства
  3. Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности
  4. Организационно-экономические формы предпринимательства. Сущность предприятия. Классификация
  5. Формы предпринимательской деятельности
  6. Основные формы осуществления предпринимательской деятельности 
  7. Сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринимательской деятельности
  8. Индивидуальное предпринимательство
  9. Коллективные формы организации предпринимательства 
  10. Корпоративные формы предпринимательства 
  11. Простое товарищество является договорной формой коллективного предпринимательства 
  12. Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности в РФ 
  13. Хозяйственные товарищества 
  14. Общество с ограниченной ответственностью 
  15. Акционерное общество 
  16. Производственный кооператив 
  17. Крестьянское (фермерское) хозяйство 
  18. Хозяйственное партнерство относится к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности 
  19. Организационно-экономические формы предпринимательства 
  20. Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Организационно-экономические формы предпринимательства

Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу.

Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала.

Помимо того в наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада.

Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.[5]

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.

Общества создаются по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества, их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг, акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.[9]

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят специализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории.

Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач. Консорциум — это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).

Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников.

В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель — это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация. Под «фирмой» понимается экономический субъект, который занимается производственной или иной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью.

Частнопредпринимательская фирма — это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.

Собственник фирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты.

Преимущество частнопредпринимательской фирмы состоит в простоте ее организации, управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль).

Недостатки такой фирмы — ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

Партнерство — это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею.

Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).

В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности предприятия, фирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении.

Недостаток партнерства — разделение функций, вследствие чего может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства.

Под корпорацией понимается предприятие или фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация — общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации.

Таким образом привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций.

Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет корпорации функционировать относительно стабильно.

К числу недостатков корпорации надо отнести в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.

Особенности организации предпринимательской деятельности в США. Здесь капитал объединен в предпринимательские ассоциации, наиболее распространенными видами которых являются отраслевые.

Ассоциации помогают компаниям (отдельным бизнесменам, корпорациям, фирмам) в составлении финансовых отчетов, планировании бюджета; они изучают процессы ценообразования, исследуют рыночную конъюнктуру, ищут новые пути повышения эффективности коммерческой рекламы.[13]

В США в 1987 г. насчитывалось свыше 18,1 млн. предприятий, так называемых «деловых единиц»1. По форме собственности и организационно-правовому статусу их можно подразделить на три категории: корпорации, партнерства и единоличные компании. В 1987 г. корпораций было 3,7 млн., или 20,4%, еще меньше — 1,9 млн., или 10,5%, — насчитывалось партнерств.

Основной, стартовой площадкой последующего развития фирмы служит единоличная компания, частнопредпринимательская фирма — классическая форма предпринимательства. Такая компания находится в личной собственности одного юридического лица. В 1987 г. единоличных предприятий в США было 12,5 млн., или 69,1%.

Широкое развитие в США получил франчайзинг — форма льготного партнерства крупных предприятий с малыми.

Основная цель франчайзинга — широкое использование финансовых, материальных, информационных и людских ресурсов для развития малого бизнеса. В США в 1988 г.

на этой основе функционировало свыше полумиллиона предприятий малого бизнеса с 7,3 млн. занятых и суммой продаж в 640 млрд. долл. в год.

Особенности организации предпринимательской деятельности в Японии. В Японии мелкие и средние предприятия в 1986 г. составляли 99,3 % всех частных фирм обрабатывающих отраслей промышленности. Независимые предприниматели, члены их семей — владельцы предприятий составляли 22,7% всех трудящихся.

Здесь широко применяется подрядная система оплаты труда. Финансируют малые и средние предприятия главным образом социальные кредитные кооперативы. Следует отметить высокую эффективность и рациональность японской системы управления производством.

Она сочетает в себе развитие предпринимательства и нововведений, высокую прибыльность с заботой о работниках.

По всем важнейшим показателям в Японии доминирует групповой предприниматель в лице всего коллектива. У японских управляющих и других работников очень высока степень идентификации со своей фирмой. Представляясь незнакомцу, японец, прежде всего, называет компанию, где он служит, а потом уж свое имя.

Исторически сложившийся в японском обществе культ труда и неформальный, слабо регламентированный характер отношений между начальником и подчиненным способствовал высокой степени развития в японских корпорациях предпринимательства в групповой форме.

При этом, как правило, важные предпринимательские решения (например, о производстве нового продукта) всегда принимаются высшими управляющими, но при обязательном реальном участии в подготовке этих решений нижестоящих групп.[7]

Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку. Мир становится единым рынком для большинства ТНК и к тому же большинство регионов открыто для их деятельности.

Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты.

Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое (таковой).

Глобализация международных отношений — это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений.

Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Исходя же из цели данного реферата, рассмотрим понятие глобализации применительно только к мировой экономике.

Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национального производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок.

Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых.

Ни одна национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале.

Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. Хотя понятие «глобализация» является в последнее время наиболее часто встречающимся в экономической литературе, до полной ясности этого термина как в концептуальном плане, так и в практическом, еще очень далеко.

Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое понятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные [5].

С нашей точки зрения, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

  • — внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
  • — международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);
  • — международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);
  • — производственное, научно-техническое, технологическое,
  • — инжиниринговое и информационное сотрудничество.

Позитивные последствия глобализационных процессов

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

  • 1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).
  • 2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.
  • 3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.
  • 4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.
  • 5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.
  • 6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.
  • 7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.
  • 8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

Источник: https://studwood.ru/1370434/ekonomika/organizatsionno_ekonomicheskie_formy_predprinimatelstva

Формы предпринимательства

Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Формыпредпринимательства подразделяютсяна организационно – правовые иорганизационно – экономические.

3.1. Организационно- правовая форма.

В числе организационно-правовой различают следующие видыпредприятий:

  1. хозяйственные товарищества и общества;

  2. производственные кооперативы;

  3. государственные и муниципальные унитарные предприятия;

  4. некоммерческие организации(включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);

  5. индивидуальные предприниматели.

Хозяйственныетоварищества и общества.Рассмотримпрежде всего хозяйственные товариществаи общества, так как это наиболеераспространенные типы предприятий(фирм).

Товарищество,представляет собой объединение лиц,созданное для осуществленияпредпринимательской деятельности.Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решаютпринять участия два или более партнера.Важное преимущество товарищества -возможность привлечения дополнительногокапитала.

Помимо того, наличие несколькихвладельцев позволяет осуществлятьспециализацию внутри предприятия наоснове знаний и умений каждого изпартнеров. Недостатки данной организационно– правовой формы в том, что каждый изучастников несет равную материальнуюответственность независимо от размеровего вклада.

Кроме того, действия одногоиз партнеров являются обязывающими длявсех остальных, даже если они не согласныс этими действиями.

Участникитоварищества подразделяются на двегруппы: полныетоварищи (товарищество с неограниченнойответственностью) и коммандитныетоварищества(товарищество с ограниченнойответственностью)

Полнымпризнается товарищество, участникикоторого в соответствии с заключенныммежду ним и договором занимаютсяпредпринимательской деятельностью отимени товарищества и несут ответственностьпо его обязательствам принадлежащимим имуществам.

Управлениедеятельностью полного товариществаосуществляется по общему согласию всехучастников. Как правило, каждый участникполного товарищества солидарно несутсубсидиарную ответственность принадлежащимим имуществом по обязательствамтоварищества, то есть всем своимимуществом, включая личное.

Коммандитныетоварищества,признается товарищества, в которомнаряду с участниками, осуществляющимиот имени товарищества предпринимательскуюдеятельность и отвечающими пообязательствам товарищества своимимуществом, имеется один или несколькоучастников – вкладчиков(коммандитистов),которые несут риск убытков, связанныхс деятельностью товарищества, в пределахсумм внесенных ими вкладов и не принимаютучастия в осуществлении товариществомпредпринимательской деятельности.Поскольку данная правовая форма позволяетпривлекать значительные финансовыересурсы через практически неограниченноечисло коммандитистов, она характернадля более крупных предприятий. Вкомман-дитных товариществах частьпартнеров может обладать неограниченной,часть – ограниченной ответственностью.

Общество сограниченной ответственностью создается по соглашению не менее двухграждан либо юридических лиц путемобъединения их вкладов (как в денежной,так и в натуральной форме) в целяхосуществления хозяйственной деятельности.

Участники обществас ограниченной ответственностью неотвечают по его обязательствам. Онинесут ответственность только в пределахстоимости внесенных ими вкладов. Вотличие от них участники общества сдополнительной ответственностью несутответственность всем своим имуществом.

Наиболеераспространенным является акционерныеобщества .Их отличие состоит в том, что импредставлено право привлекать необходимыесредства путем выпуска ценных бумаг –акций. При этом участники акционерногообщества несут ответственность зарезультаты его деятельности в пределахстоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества, участники которыхмогут отчуждать принадлежащие им акциибез согласия других акционеров, признаетсяоткрытым. Такое акционерное общество вправепроводить подписку на выпускаемые имакции и их свободную продажу на условиях,устанавливаемых законом.

Открытоеакционерное общество обязано ежегоднопубликовать для всеобщего сведениягодовой отчет, бухгалтерский баланс,счет прибылей и убытков.

Акционерноеобщество, акции которого распределяютсятолько среди его учредителей или иногозаранее определенного круга лиц,признается закрытым.

Учредительнымдокументом акционерного обществаявляется устав. Уставный капиталсоставляется из номинальной стоимостиакций общества, приобретенных акционерами.Высшим органом управления акционерногообщества является общее собраниеакционеров.

Преимуществамиакционерной формы организаций фирмыявляются:

  1. возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

  2. возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

  3. право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;

  4. ограниченная ответственность акционеров;

  5. разделение функций владения и управления.

Правовая формаакционерного общества предпочтительнадля крупных предприятий, где существуетбольшая потребность в финансовыхресурсах.

Производственныекооперативы.

Производственнымкооперативом признается добровольноеобъединение граждан на основе членствадля совместной производственнойдеятельности, основанной на их личномтрудовом и ином участии в объединенииего членами имущественных паевыхвзносов. Производственный кооперативявляется коммерческой организацией.

Его учредительный документ – устав,утверждаемый общим собранием членовкооператива . Число членов кооперативане должно быть менее пяти. Имущество,находящееся в собственности производственного кооператива, делитсяна паи его членов в соответствии суставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции.

Член кооперативаимеет один голос при принятии решенийобщим собранием.

Государственныеи муниципальные унитарные предприятия.

Унитарнымпредприятием называетсякоммерческая организация, не наделеннаяправом собственности на закрепленноеза ней собственником имущество. К томуже это имущество является неделимым,то есть не может быть распределено повкладам(долям, паям), в том числе междуработниками предприятия . В формеунитарных предприятий существуют толькогосударственные и муниципальныепредприятия.

Они управляют, но не владеютзакрепленным за ними государственным(муниципальным) имуществом. Если подобноепредприятие основано на праве оперативногоуправления федеральным имуществом, тоесть управляется государственнымиорганами, оно именуется федеральнымказенным предприятием. Все остальныеунитарные предприятия являютсяпредприятиями, основанными на правехозяйственного ведения.

Некоммерческиеорганизации.

К некоммерческиморганизациям относятся потребительскиекооперативы, общественные ирелигиозные организации, фонды.

Потребительским кооперативом признаетсядобровольное объединение граждан июридических лиц на основе членства сцелью удовлетворения материальных ииных потребностей участников, путемобъединения его членами имущественныхпаевых взносов. Обычно потребительскийкооператив обеспечивает своих членовтеми или иными потребительскими благами.

Общественные ирелигиозные организацииэтодобровольные объединения граждан, вустановленном законом порядкеобъединявшихся на основе общности ихинтересов для удовлетворения духовныхи иных нематериальных потребностей.

Организации вправеосуществлять предпринимательскуюдеятельность лишь для достижения целей,ради которых они созданы, и соответствующиеэтим целям.

Участники указанныхорганизаций не сохраняют прав напереданное ими этим организациям всобственность имущество, в том числена членские взносы.

Они не отвечают пообязательствам общественных и религиозныхорганизаций, в которых участвуют вкачестве их членов, а указанные организациине отвечают по обязательствам своихчленов.

Фондом признается не имеющая членстванекоммерческая организация, учрежденнаягражданами и (или) юридическими лицамина основе добровольных имущественныхвзносов, преследующая социальные,благотворительные, культурные,образовательные и иные общественнополезные цели.

Имущество, переданноефонду его учредителями, являетсясобственность фонда. Учредители неотвечают по обязательствам созданногоим фонда, а фонд не отвечает пообязательствам своих учредителей. Для осуществления предпринимательскойдеятельности фонды вправе создаватьхозяйственные общества или участвоватьв них.

Фонд обязан ежегодно публиковатьотчеты об использовании своего имущества.

Индивидуальныйпредприниматель– этогражданин, занимающийся предпринимательскойдеятельность, без образования юридическоголица.

Индивидуальныйпредприниматель не имеющий наемныхработников, как правило по законодательствуработает по патенту, где сам определяетсвой доход и платит определенную суммупо налогам ежемесячно.

Если индивидуальныйпредприниматель имеет одного илинесколько наемных работников, то наосновании законодательства он ужеработает по упрощенной декларации, либо по общеустановленным порядкам.

Индивидуальныепредприниматели имеют следующеепреимущество: простота в организации,полная самостоятельность, свобода,оперативность действия, максимумпобудительных мотивов, конфиденциальностьдеятельности, низкие организационныеиздержки, гибкость. К их недостаткамследует отнести трудности привлечениябольших капиталов, неопределенностьсроков деятельности, неограниченнуюответственность за долги, недостатокспециализированного менеджмента,функциональные недостатки.

3.2.Организационно– экономическая форма.

К основныморганизационно – экономическим формампредпринимательства можно отнестиконцерны, ассоциации, консорциумы,синдикаты, картели, финансово –промышленные группы.

Концернэтомногоотраслевое акционерное общество,контролирующее предприятия черезсистему участия. Концерн приобретаетконтрольный пакет акций различныхкомпаний, являющихся по отношению кнему дочерними. В свою очередь дочерниекомпании также могут владеть контрольнымипакетами акций других акционерныхкомпаний, нередко расположенных в другихстранах.

Ассоциации– этомягкая форма добровольного объединенияэкономически самостоятельных предприятий,организаций, которые одновременно могутвходить в другие образования.

В составассоциации, как правило, входятодноспециализированные предприятия иорганизации, расположенные на определеннойтерритории.

Основная цель созданияассоциаций – совместные решения научно– технических, производственных,экономических, социальных и другихзадач.

Консорциум–представляет собой объединениепредпринимателей с целью совместногопроведения крупной финансовойоперации(например, осуществлениезначительных инвестиций в крупныйпромышленный проект).

Такое объединениепредпринимателей имеет возможностьвложить средства в крупный проект, приэтом значительно уменьшается риск,возникающий при крупных вложениях, таккак ответственность раскладывается намножество участников.

В условиях научно– технической революции консорциумывозникают в новых отраслях и на стыкеразличных отраслей и предусматриваютпроведение совместных научныхисследований.

Синдикат– объединениесбыта продукции предпринимателямиодной отрасли с целью устранения излишнейконкуренции между ними.

Картель– означаетсоглашение между предприятиями однойотрасли о ценах на продукцию, услуги, оразделе рынков сбыта, долях в общем,объеме производства и др.

Финансово-промышленныегруппы,являютсяновой организационно – экономическойформой предпринимательства. Онипредставляют собой объединениепромышленного, банковского, страховогои торгового капиталов, а такжеинтеллектуального потенциала предприятийи организаций.

Так как в условияхрыночной экономики мы не перестаемоглядываться на зарубежные страны,хочется отметить основные формыкоммерческих предприятий в экономическиразвитых странах.Это частнопредпринима-тельская фирма,партнерство и корпорация.

Частнопредпринимательскаяфирмаэто предприятие, владелец которогосамостоятельно ведет дела в собственныхинтересах. Он управляет фирмой, получаетвсю прибыль, несет персональнуюответственность по всем её обязательствам.

Собственник фирмыобладает правом найма и увольненияработников, заключает договоры, контракты.

Преимущество частнопредпринимательскойфирмы – в простоте её организации,управления, свободе действий, в достаточносильной экономической мотивации(однолицо получает всю прибыль).

Недостаткитакой фирмы – ограниченность финансовыхи материальных ресурсов, отсутствиеразвитой системы внутренней специализациипроизводства и управления, неограниченнаяответственность.

Партнерство– этопредприятие, фирма, организованнаянесколькими лицами, совместно владеющимии управляющими ею.

Важнейшие праваздесь принадлежат всем партнерам, однакоможет быть партнерство и с ограниченнойответственностью, когда наряду сосновными участниками, полностьюотвечающими за деятельность фирмы,имеются партнеры, ответственностькоторых ограничивается суммой их вкладав дело( так называемые партнеры сограниченной ответственностью).

В условияхпартнерства относительно легче решитьфинансовые вопросы, связанные с началоми продолжением деятельности предприятия,фирмы.

Здесь в большей мере, чем вчастнопредпринимательской фирме, можноиспользовать разделение труда испециализацию в производстве и управлении.Недостаток партнерства – разделениефункций, вследствие чего возможнанесогласованность действий и даженесовместимость интересов.

В результатевозникающих противоречий или выходаиз дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распадапартнерства.

Под корпорациейпонимаетсяпредприятие, фирма, имеющая формуюридического лица, где ответственностькаждого собственника ограничена еговкладом в данное предприятие. Этообщество, основано на паях. Приобретаяакции общества, отдельные лица становятсясобственниками корпорации.

Такимобразом, привлекаются финансовыесредства огромного числа людей. Держателиакций получают часть дохода в видедивидендов. Они рискуют только тойсуммой, которую заплатили при покупкеакций.

Корпорация существует независимоот её владельцев-акционеров, что позволяетей функционировать относительностабильно.

К недостаткамкорпорации надо отнести в первую очередьналичие определенных возможностей дляразличного рода злоупотреблений. Мелкиеи средние владельцы акций не могутосуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.

Источник: https://studfile.net/preview/1003888/

Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности

Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Государственное

Понятие, основные принципы и формы предпринимательства.

предпринимательство – это особый новаторский стиль хозяйствования в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей и ресурсов, инициативная деятельность направленная на достижение коммерческого успеха – прибыли, апредприниматель – человек, владелец предприятия, фирмой или уполномоченный управляющий(менеджер от лица владельца собственности). Предпринимательство охватывает производственную, коммерческо-посредническую,торгово-закупочную, инновационную, консультативную деятельность и операции с ценными бумагами.

Формы предпринимательств :

Индивидуальное: Индивидуальный предприниматель, Индивидуальное предприятие

Коллективное: Кооператив, Предприятие, Полное товарищество ,Товарищество на вере ,Общество с ограниченной ответственностью ,Общество с дополнительной ответственностью ,Хозяйственное партнерство ,Инвестиционное товарищество ,Закрытое акционерное общество, Открытое акционерное общество ,Семейное предприятие

Принципы предпринимательства:

1) свободный выбор деятельности;
2) привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан; 3) самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей вырабатываемой продукции, установление цен соответственно законодательству; 4) свободный наем работников; 5) привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, естественных и других видов ресурсов, которое не запрещено или не ограничено законодательством;

6) свободное распоряжение прибылью, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством;

7) самостоятельное осуществление предпринимателем — юридическим лицом внешне-экономической деятельности, использование любым предпринимателем надлежащей ему доли валютной выручки на свое усмотрение.

К основным организационно-экономическим формам пред­принимательства относятся
1 .Корпорация — организация, созданная для защиты инте­ресов ее участников; может служить формой профессионального объединения или государственного управления. В условиях глобализации создается особый вид международных квазикор­пораций — транснациональные корпорации (ТНК).

2. Концерн— форма объединения предприятий и организа­ций различных отраслей на основе общности интересов. Является более «жесткой» по сравнению с другими формами объединения, поскольку часть прав членов концерна делегируется коллеги­альному органу управления.

Предприятия связаны между собой договорами и капиталом. Каждый из участников номинально сохраняет статус юридического лица, при этом может являть­ся дочерней компанией или филиалом головного предприятия.

Концерны, как правило, создаются в отраслях машиностроения, тяжелой промышленности, автомобилестроении и т. д.

3. Картель — форма объединения, основывающаяся на соглашении о регулировании вопросов производства и сбыта товаров, найма рабочей силы, образования цен и др.

Предпри­ятия, входящие в картель, сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, что не мешает им принимать картельные соглашения по общим принципам деятельности (це­нам, условиям поставок, квотам, объемам производства, рынка сбыта и т.

д.). Примером международного картеля является ОПЕК (организация стран — экспортеров нефти).

4. Консорциум — временное или постоянное образование, возникшее в результате соглашения между несколькими бан­ками или промышленными предприятиями и объединениями для проведения определенных финансовых операций по раз­мещению займов или акций либо осуществления единого про­екта с целью получения прибылей.

При этом все предприятия и объединения, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую самостоятельность, но подчиняются единому руководству для осуществления поставленной задачи. При таком объединении консорциум несет солидарную ответственность по долгам перед своими заказчиками.

Консорциумы обычно со­здаются для производства технически сложной инновационной продукции.

5. Синдикат — объединение предприятий с целью совмес­тной организации коммерческой деятельности (снабжение и сбыт, ценообразование и др.). Входящие в синдикат предприятия сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность.

6. Трест — форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятель­ность и действуют по единому плану. Для треста характерна высокая степень централизации управления.

7. Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала нескольких юридически независимых предприятий и органи­заций, зарегистрированных на федеральном уровне.

8. Холдинг — юридическое лицо, акционерная компания, создаваемая крупными предприятиями с целью управления дочерними предприятиями через систему участия, владения контрольным пакетом акций. Различают чистый холдинг — спе­циально для контроля и управления и смешанный холдинг—для управления и предпринимательской деятельности

Источник: https://studopedia.su/14_36794_organizatsionno--ekonomicheskie-formi-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

Организационно-экономические формы предпринимательства. Сущность предприятия. Классификация

Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Сущность предприятия. Классификация

Первичным звеном народнохозяйственного комплекса является предприятие, соединяющее вещественные элементы производна (средства и предметы труда, рабочая сила) для производства продукции и услуг. Оно представляет собой субъект хозяйствования определенной организационно-правовой формы, функционирующее в различных сферах или отраслях для реализации определенных целей на рынке.

Оно может быть коммерческим и некоммерческим. Коммерческое предприятие в результате своей хозяйственной деятельности извлекает прибыль.

По масштабу деятельности, количеству работников и доходности предприятие может быть крупным (с численностью свыше 500 человек), средним (с численностью до 500 человек), малым (с численностью до 25—100 человек) в зависимости от отрасли деятельности.

К малым предприятиям относят предприятия, которые в результате своей хозяйственной деятельности получает прибыль в количестве 5 тысяч базовых величин.

По потолку численности малые предприятия различают следующим образом:

1. Промышленность и транспорт (до 100 человек).

2. Наука и научное обслуживание, с/х (до 60 человек).

3. Строительство и оптовая торговля (до 50 человек).

4. Другие производства – сферы общепита, бытовое обслуживание, розничная торговля (до 30 человек).

5. Другие отрасли непроизводственной сферы (до 25 человек).

Если предприятие выполняет несколько видов деятельности разных отраслей, то потолок численности такого малого предприятия определяется по той отрасли, объем производства которой имеет максимальный удельный вес в общем объеме выпускаемой продукции.

Предпринимательство классифицируется в зависимости от отношений собственности:

1. Частное предприятие (учредитель – частное лицо/семья).

2. Коллективное предприятие (учредитель – коллектив собственников).

3. Государственное предприятие (учредитель – государственное предприятие/государственный орган).

4. Смешанное предприятие (учредители – государственное предприятие / государственный орган, частное лицо/семья).

5. Совместное предприятие (учредители: национальное предприятие, частное лицо/семья, зарубежное предприятие, частное лицо/семья).

6. Иностранное предприятие (учредитель – зарубежное предприятие, частное лицо/семья).

Предприятие может входить в различные корпоративные объединения в зависимости от организационно-экономической формы (концерн, холдинг и др.).

Организационно-экономические формы предпринимательства представляют собой с одной стороны организационную специфику объединения предприятий, а с другой – уровень и характер их экономических отношений в объединении.

К объединению подобного типа относят:

1. Картель – это объединение предприятий одной отрасли на договорных началах и не затрагивающее их юридическую самостоятельность с целью регулирования цен на продукцию, условий найма, рабочей силы, разграничений рынка сбыта и др.

2. Синдикат – это разновидность картельного объединения, при котором централизуются функции снабжения и сбыта (при этом сохраняется юридическая самостоятельность предприятий, но утрачивается коммерческая самостоятельность).

3. Трест – это форма интеграций предпр. предпол. объединение собственности и управления преприятий одной или нескольких отраслей и сопровождается форма полной утратой или своей самостоятельностью (управление трестом осуществляется со стороны единого образующего органа управления).

4. Концерн – это добровольное объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных или слабо связанных, но группирующихся вокруг материнской компании – держателя контрольных пакетов акций (материнская комп. координационная деятельность дочерних компаний и выполнение общих хозяйственных функций), так как маркетинг, НЕОКР и др.).

5. Холдинг – достаточно жесткое объединение нескольких предприятий одной отрасли, действующих под руководством материнской компании, через контрольный пакет акций.

6. Ассоциация – это мягкая форма добровольного объединения односпециализированных предприятий для решения совместных сбытовых научно-технических и производственных задач (сохранение юридической самостоятельности, входящих в предприятие).

7. Консорциум – объединение нескольких предпринимательских структур разных отраслей для решения общих хозяйственных проблем, рассредоточивающих риски на всех участниках (предприятие сохраняет самостоятельность за исклчюением той части деятельности, которая связана с целями консорциума).

8. Финансово-промышленная группа – это объединение промышленного, банковского, страхового, торгового и интеллектуального капиталов для усиления конкурентоспособных товаров за счет ускорения научно-технического прогресса и снижения затрат.

9. Транснациональная корпорация – это объединение предприятий и производств разной национ. и осуществляющее свою деятельность через сеть заграничных филиалов (цель усиления капитализации и экспансия бизнеса за рубеж).

Совместное предприятие – норма интернациональных капиталов, предприятий разных стран, создающих общую производственную базу в стране базирования, единый продукт общей собственности и делящий доходы пропорционально вкладам (цель: проникновение на внутренние рынки зарубежных стран, приобщение к более высоким технологиям, современному менеджменту и др.).

ТЕМА 6. «ОРГАНИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА»

6.1. Права, обязанности и ответственность предпринимателей Республики Беларусь»

Права предпринимателя:

1. Предприниматель может заниматься любой хозяйственной деятельностью, кроме запрещенных законом.

2. Предприниматель может создавать любые предприятия в соответствии с законом Республики Беларусь.

3. Предприниматель может привлекать имущество, денежные средства, интеллектуальный капитал других граждан и организаций, в том числе и иностранных.

4. Предприниматель может самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующих законодательством.

5. Предприниматель может свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и других платежей.

6. Предприниматель может самостоятельно заниматься внешней экономической деятельностью.

Обязанности предпринимателя:

1. Выполнять обязательства в соответствии с заключенными договорами.

2. Заключать договоры с гражданами, принятыми по найму, а также коллективного договора.

3. Предусмотреть в трудовых договорах оплату труда работников не ниже установленного минимума.

4. Получать в установленном порядке специальное разрешение на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию.

5. Ответственность предприятия – это прежде всего ответственность по взятым обязательствам, в том числе и личным имуществом.

6. Различная имущественная ответственность на праве собственности и на праве полного хозяйственного введения.

Право собственности на имущество предполагает возможность собственника использовать данное имущество по своему усмотрению.

Право хозяйственного введения – это основанное на праве собственности вещное право юридического лица – не собствен., владеть пользов. и распоряжаться закрепленным за ним собственником, а субъект этого права не вправе распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_62243_organizatsionno-ekonomicheskie-formi-predprinimatelstva.html

Формы предпринимательской деятельности

Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности

Сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Индивидуальное предпринимательство

Коллективные формы организации предпринимательства

Корпоративные формы предпринимательства

Простое товарищество является договорной формой коллективного предпринимательства

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности в РФ

Хозяйственные товарищества

Общество с ограниченной ответственностью

Акционерное общество

Производственный кооператив

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Хозяйственное партнерство относится к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности

Организационно-экономические формы предпринимательства

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Прямые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности 

Прямого указания на формы предпринимательской деятельности законодательство РФ не содержит. Однако, как указано в абз. 1 п. 3 постановления Конституционного суда РФ от 24.02.

2004 № 3-П, граждане, реализуя свои конституционные права, сами определяют область своей экономической деятельности и ведут ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, в том числе путем создания коммерческих организаций как формы коллективного предпринимательства.

Исходя из изложенного, основными формами предпринимательской деятельности в РФ можно считать:

  • индивидуальную;
  • коллективную. 

Таблица форм предпринимательской деятельности 

Формы предпринимательской деятельностиИндивидуальнаяКоллективная
СтатутныеДоговорные
Способ осуществления деятельностиНепосредственно физическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке (ст. 23 ГК РФ)Деятельность осуществляется физическими, юридическими лицами, ИП
Путем образования нового субъекта предпринимательства — юрлица (ст. 50 ГК РФ)На основе заключаемого договора, без образования нового юрлица (ст. 1041 ГК РФ, ст. 1 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ)

Сравнительная таблица организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Приведенная ниже сравнительная таблица организационных форм предпринимательской деятельности позволит лучше понять плюсы и минусы конкретных форм ведения бизнеса. 

Индивидуальное предпринимательство

Теперь сравним более редкие в обороте производственные кооперативы, КФХ-юрлица и хозяйственные партнерства.

Самой простой формой предпринимательской деятельности является единоличная. Индивидуальные предприниматели — физлица, ведущие бизнес на основе принадлежащей им собственности, единолично управляющие ею и несущие полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности в области бизнеса.

Оперативность, гибкость и простота организации бизнеса — основные преимущества индивидуальной формы предпринимательства.

Вместе с тем данная форма имеет определенные недостатки:

  • Отдельному предпринимателю трудно организовать крупное производство, так как его собственные финансовые возможности и возможности по привлечению инвестиций ограничены.
  • Совмещение одним лицом разных функций (управленческой, финансовой и др.) зачастую снижает эффективность руководства бизнесом в целом. Привлечение же посторонних лиц или организаций ведет к снижению оперативности управления и доходов самого предпринимателя.
  • Наличие законодательных ограничений в отношении некоторых видов экономической деятельности.
  • Полная имущественная ответственность предпринимателя — наиболее значительный недостаток этой формы ведения бизнеса.

Коллективные формы организации предпринимательства 

Коллективное предпринимательство — это деятельность, организованная различными лицами, совместно владеющими и управляющими бизнесом. Соединяя свои ресурсы, умения и компетенции, предприниматели действуют совместно в целях увеличения прибыли, обеспечения стабильности созданного бизнеса, распределения и минимизации рисков и убытков.

К несомненным плюсам коллективных форм предпринимательской деятельности можно отнести возможность организации средних и крупных бизнес-структур, доступность разнообразных видов хозяйственной активности и сравнительная легкость привлечения инвестиций.

Коллективная предпринимательская деятельность представлена в отечественном законодательстве значительным разнообразием форм, среди которых различают:

  • Статутные, создающиеся в форме юридического лица — нового субъекта предпринимательства. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства.
  • Договорные, не приобретающие статус нового юридического лица. Это простые товарищества (совместная деятельность), крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица. 

Корпоративные формы предпринимательства 

Наиболее часто применяемые на практике коллективные формы предпринимательства — это организация деятельности в форме корпораций (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

В рамках корпоративных форм предпринимательской деятельности объединяются вклады их создателей с целью образования нового субъекта предпринимательства — юридического лица. По отношению к вновь созданному субъекту предпринимательства его создатели (учредители) и впоследствии принятые участники становятся членами и имеют обязательственные права.

Право участия (членства) в корпорации является основным признаком понятия корпоративного юридического лица. Под этим в ГК РФ понимается право на участие в управлении деятельностью юридического лица и получение части прибыли.

К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Как было упомянуто выше, обязательным признаком коммерческой корпоративной организации является ее правовой статус — статус юридического лица, с момента регистрации которого возникает правоспособность корпорации как субъекта предпринимательства. 

Простое товарищество является договорной формой коллективного предпринимательства 

Договор простого товарищества в предпринимательской деятельности может быть заключен только коммерческими организациями и (или) предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке. Принимая на себя обязательства по такому договору, предприниматели объединяют свои усилия и имущество, не образуя при этом новое юридическое лицо.

Порядок заключения, изменения, расторжения и иные особенности договора простого товарищества (совместной деятельности) урегулированы нормами гл. 55 ГК РФ.

Для организации эффективной совместной деятельности участники должны:

  • создать имущественную базу, соединив свои вклады в общую собственность;
  • определить порядок управления делами в товариществе и порядок совершения сделок в интересах товарищей. 

Важным условием договора простого товарищества является общая для всех участников цель объединения. Это позволяет квалифицировать договор простого товарищества как одну из правовых основ осуществления предпринимательской деятельности, одновременно отграничивая этот вид договора от иных видов договорных обязательств. 

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности в РФ 

Форма организации предпринимательской деятельности — это способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества, вытекающее отсюда ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности (ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм»).

То есть организационно-правовая форма бизнеса имеет для его владельцев определяющее значение, так как:

  • предусматривает взаимные права и обязанности собственников в отношении как созданного ими бизнес-субъекта, так и остальных партнеров;
  • определяет возможность и условия осуществления предпринимательской деятельности в той или иной области экономики, предпосылки для привлечения инвестиций;
  • устанавливает размер ответственности собственников по долгам их бизнес-субъекта. 

Перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коллективные коммерческие организации в РФ, закреплен в ст. 50 и 65.1 ГК РФ и носит закрытый характер. Ими являются:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы. 

Далее рассмотрим, как законодатель определяет отдельные формы организации бизнеса, и сравним их в представленной ниже таблице организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. 

Хозяйственные товарищества 

Ввиду отсутствия специальных законов регулирование деятельности хозяйственных товариществ ограничивается нормами ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ товарищества делятся:

  • На полное товарищество. Участники товарищества (полные товарищи) ведут бизнес от его имени и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Использование данной формы связано для участников с повышенным риском. Однако именно это делает полное товарищество инвестиционно-привлекательной формой предпринимательства.
  • Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Суть этой правовой формы осуществления предпринимательской деятельности сводится к тому, что в ней наряду с участниками, неограниченно отвечающими по обязательствам товарищества (полными товарищами), существуют вкладчики (коммандитисты). Последние не принимают участия в деятельности бизнес-субъекта, а их ответственность ограничена стоимостью внесенных вкладов. Такая ограниченная ответственность коммандитистов способствует привлечению к данной форме корпорации большего количества инвестиций, нежели к полному товариществу. А при надлежащем подходе к регулированию взаимоотношений внутри товарищества и высокой ответственности полных товарищей при ведении бизнеса может служить для коммандитистов альтернативой банковским вкладам, рынку ценных бумаг или ренте недвижимости. 

Дополнительно по теме читайте статью «Участники и складочный капитал полного товарищества». 

Общество с ограниченной ответственностью 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Характерные признаки ООО:

  • объединение капитала;
  • ограничение ответственности участников по обязательствам ООО пределами стоимости принадлежащих им долей. 

Порядок создания, управления, ликвидации и деятельности ООО регламентируют:

  • ГК РФ;
  • закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. 

ООО является одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ. Связано это как с удобством создания и управления таким обществом, так и с его универсальностью для различных видов предпринимательской деятельности.

Серьезные ограничения на создание и деятельность ООО существуют только в банковско-финансовой сфере, поскольку такое общество не обладает достаточной прозрачностью для регуляторов этих рынков (Банк России) и потребителей соответствующих услуг, а его возможности по привлечению инвестиций путем размещения ценных бумаг или ввода новых участников с целью увеличения активов ограничены законодательно. В статье «Организационно-правовая форма — ООО» подробно рассказано об этой форме ведения бизнеса. 

Акционерное общество 

Акционерное общество (АО) — это одна из основных правовых форм предпринимательской деятельности, характерным признаком которой является централизация и распределение уставного капитала между участниками общества путем выпуска акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Функционирование АО регулируется положениями:

  • ГК РФ;
  • закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. 

Отношения акционеров и общества опосредуются акциями. Они дают право на участие в управлении обществом, на получение части прибыли (дивидендов), а также являются ценными бумагами, имеющими товарную стоимость (п. 2 ст. 142 ГК РФ).

Различают публичные и непубличные АО:

  1. Непубличное АО отличается тем, что его акции распространяются только среди участников и не подлежат открытой продаже на рынке ценных бумаг.
  2. Публичное общество — корпорация, обладающая правом публично размещать свои акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, а также публично обращать их на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Это позволяет привлекать инвестиции неограниченного круга лиц, а инвесторам-акционерам свободно реализовывать имеющиеся у них ценные бумаги путем работы на рынке ценных бумаг (см. статью «В чем отличие публичного акционерного общества от ОАО?»). 

Помимо более свободного оборота акций, по сравнению в том числе с долями в ООО, следует отметить особые виды прав собственников акций и специальные способы защиты таких прав (ст. 149.3–149.5 ГК РФ, см. также статью «Продажа или отчуждение акций в АО (нюансы)»). 

Производственный кооператив 

Производственный кооператив (артель) — организационно-правовая форма осуществления предпринимательской деятельности, при которой граждане добровольно объединяют усилия и имущество для ведения совместной хозяйственной деятельности. Характерная особенность кооператива — обязанность его членов участвовать в деятельности кооператива своим личным трудом, хотя допускаются и иные формы участия (внесение паевого взноса).

Возможность участия юридического лица в кооперативе обусловлена указанием на это в учредительном документе (ст. 106.1 ГК РФ).

В законе «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ более подробно, чем в ГК РФ, регламентированы вопросы создания, деятельности и ликвидации кооператива.

Производственные кооперативы могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, связанной с производством промышленной и иной продукции, оказанием услуг (выполнением работ), торговлей и т. д. (примерный перечень видов деятельности — в ст. 2 закона № 41-ФЗ).

Важнейшей особенностью производственного кооператива является то, что его члены несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в тех случаях, когда имущества кооператива недостаточно для выплаты долгов по его обязательствам. 

Крестьянское (фермерское) хозяйство 

Законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ были внесены изменения в ГК РФ, в соответствии с которыми совместно трудящимся в области сельского хозяйства гражданам была предоставлена возможность создавать хозяйства со статусом юридического лица (см. статью «КФХ — это ИП или юридическое лицо?»).

Так, согласно ст. 86.1 ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ), обладающее статусом юридического лица, представляет собой сообщество граждан, основанное на их личном участии и совмещении имущества, для совместной работы в области сельского хозяйства.

Между тем, исходя из закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ, сутью КФХ является сообщество лиц, объединенных родством и (или) свойством, имеющих общее имущество и вместе осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Связано такое различие правового подхода к определению КФХ прежде всего с тем, что закон допускал осуществление предпринимательской деятельности КФХ только без образования юридического лица (п. 3 ст. 1 закона № 74-ФЗ).

ГК РФ расширил круг участников хозяйств для более успешного и выгодного вовлечения КФХ в хозяйственную деятельность и увеличения их возможностей по привлечению инвестиций.

Таким образом, в настоящий момент КФХ может функционировать в качестве:

  • договорного объединения граждан;
  • юридического лица. 

Хозяйственное партнерство относится к организационно-правовым формам предпринимательской деятельности 

Хозяйственное партнерство (ХП) — единственная прямо не урегулированная ГК РФ форма коммерческой корпорации (упомянута в п. 2 ст. 50, ст. 65.1 ГК РФ).

Особенности хозяйственных партнерств регламентированы законом «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011 № 380-ФЗ. В соответствии с положениями данного законодательного акта ХП — это созданная двумя или более лицами коммерческая организация, которая действует на основании соглашения об управлении партнерством.

Управляют ее деятельностью участники партнерства или иные лица в пределах и в объеме, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Хозяйственное партнерство дает возможность заключения гибкого всеобъемлющего соглашения, включающего в число сторон не только участников компании, но и само партнерство, а также определяет права и обязанности лиц, не входящих в число участников партнерства, но принимающих участие в его деятельности.

Хозяйственное партнерство имеет схожие черты с полным товариществом, однако в правовом положении ХП и его участников имеются различия с названной формой, не позволяющие полностью отождествить эти виды коммерческих корпораций. 

Организационно-экономические формы предпринимательства 

Не выяснена в доктрине правовая природа не имеющих выраженной организационно-правовой формы коллективных образований, объединенных между собой общей целью (холдингов, синдикатов, консорциумов, альянсов, иных видов агрегаций бизнесменов).

Правовой основой организации и деятельности большинства таких объединений является договор простого товарищества (совместной деятельности).

Важная черта подобного рода организационно-экономических форм предпринимательской деятельности — осуществление самостоятельными юридическими лицами деятельности, направленной на достижение общей цели, под управлением и контролем со стороны головной организации.

Наиболее урегулированными в российском законодательстве оказались банковская группа и банковский холдинг (ст. 4 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I).

Источник: https://rusjurist.ru/predprinimatelskaya_deyatelnost/organizacionnopravovye_formy_predprinimatelskoj_deyatelnosti/

Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности

Говоря о предпринимательстве, необходимо учитывать тот факт, что в России все процессы регулирующие капиталистические отношения берут свое начало с конца 90-х годов ХХ века.

Это связано с различными причинами, главными из которых является отказ от прямого вмешательства в процесс перехода к капитализму в начала 90-х годов ХХ века.

После многочисленных кризисов и дефолта, правительство перешло на курс управления как экономикой, так и вообще всеми сферами жизни государства.

Но, все организационные формы, которые были выделены в процессе развития капиталистических отношений в странах Западной Европы, перешли и в Россию.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно — экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу.

Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно — экономические. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования.

В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории.

Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум — это объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции {например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).

Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников.

В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель — это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др. Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ).

Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций. Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация.

Под «фирмой» понимается экономический субъект, который занимается производственной или иной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью Виды и формы предпринимательства//http: //www.bibliotekar.ru/biznes-39/4. htm.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития в России, как и во всех развитых странах, существует множество форм предпринимательства, которое, безусловно, будет основываться на ряде факторов — таких как первоначальный капитал, задействованный персонал, рынок сбыта (ориентация), партнерство. А потому, все организационные формы в той или иной степени могут быть представлены как малым, так и средним бизнесом.

В процессе развития человеческое общество накапливало различные механизмы и создавало институты, которые способствовали регулированию происходящих в обществе процессов.

В связи с тем, что на протяжении всей истории человечества оно развивалось, стремилось познать что-то новое и непонятное, за многие тысячи лет сложились и социально-экономические и политико-правовые институты, которые способны регулировать экономику носить свои коррективы.

Однако, необходимо понимать, что периодизация не может быть главной в отношениях между людьми. Они должны строиться на ряде факторов, которые и в наши дни сильно различаются. Определение той или иной экономической системы позволяет судить о государстве, его истории и даже о будущем.

Итак, современное общество, условно, можно поделить на 3 группы стран:

традиционные — государственные образования, которые основаны на традициях и обычаях, в основном религиозного толка, опирающиеся на систему полного подчинения правительству, в основе экономики которых находится натуральное хозяйство и оборот ресурсов;

индустриальные — страны стремящиеся к достижению высоких темпов роста, развивающие промышленное производство и увеличивающие объем прав и свобод населения;

постиндустриальные страны — государства с развитой демократической системой, с большим перечнем прав и свобод населения, с непроизводящей экономикой, так как в ее основе лежит сфера инновационных технологий и торговля услугами.

Такое разделение мира соответствует выдвинутому в 70-е года ХХ века постулату, о том, что в мир делится на развитые, развивающееся и страны «третьего мира».

Таким образом, к развитым странам относятся страны Западной Европы и США, к развивающимся Россия, страны Восточной и Центральной Европы, а так же Китай и Япония, а к странам «третьего мира» условно можно отнести страны Ближнего Востока, Азии и Африки.

Естественно, что одним из факторов, в соответствие с которым было проведено такое разделения была экономическая система этих стран и конечно же, если брать за основу развитую экономику, то станет ясно, что именно страны, относящиеся к данной группе определяют процесс развития бизнеса.

В развитых странах малые инновационные предприятия, особенно субъектам, реализующим инновационные проекты, оказывается всемерная поддержка.

Ярким примером служат США, где политика каждого штата ориентирована на поддержку малого и среднего бизнеса, направленного на реализацию проектов в сфере нанотехнологий, а также прочих проектов, входящих в список перспективных технологических направлений, утвержденный правительством США.

Понимая, что малые и средние предприятия являются одной из движущих сил роста научно-технического прогресса, в США им оказывается всесторонняя поддержка.

Так, для обеспечения благоприятных условий для успешной деятельности инновационно-активных малых и средних предприятий еще в 1982 году принят законопроект » О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе», который впоследствии дополнялся незначительными изменениями. Его основными целями являются:

1. Стимулирование технологических инноваций;

2. Использование потенциала малых и средних предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;

3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;

4. Помощь частному сектору в коммерциализации научно технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;

5. Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.

На основе этого закона в США была создана Администрация по делам малого и среднего бизнеса, которая успешно реализует следующие программы:

«Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research — SBIR);

«Программа трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program — STTR);

«Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company — SBIC) и др.

В итоге, в США ежегодно в рамках программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд.

Другой страной, чей опыт так же может быть бесценен, но к подойдет далеко не для всех стран, может быть Япония — уникальная страна, где нет ни природных ресурсов, ни огромных территорий, но уже на протяжении многих лет сохраняющая мировое лидерство по показателям экономического роста. В немалой степени это было достигнуто за счет целенаправленной политики, направленной на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.

Особенностью поддержки малого и среднего бизнеса в Японии является ее многоуровневость — совокупность поддержки государственных, региональных и местных органов власти.

Правительством Японии обозначены важнейшие стратегических направления НИОКР (наука о жизненных процессах, информационные технологии, изучение окружающей среды, нанотехнологии и разработка новых материалов), которые позволят Японии занять лидирующее положение в этих областях науки и технологии.

Основой инновационной инфраструктуры в Японии исторически стали технополисы, где инновационно-ориентированные предприятия могут получить субсидирование, низкопроцентные займы для венчурного бизнеса, помещения в аренду и прочие мощности под льготную процентную ставку. Авилова В.В., Башкирцева С.А. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах//Экономические науки. 2011. №10.С. 238-246

Таким образом, на примере развитых экономик, необходимо подчеркнуть, что для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимо определить сферу, которая не может быть занята крупным бизнесом, но в то же время будет востребована на рынке.

На примере США и Японии видно, что предприятия малого и среднего бизнеса занимают нишу наукоемкого производства, что безусловно, в век нанотехнологий, является основным направлением.

В то время, как все остальные страны направили малый и средний бизнес на поставки товаров и услуг населению на местных рынках и покупают эти новые технологии в странах с развитой структурой малого и среднего бизнеса.

Хотя, возможно эта специфика определяется и другим показателем — уровнем развития экономической системы, которая в России еще пока только формируется, чем и могут быть обусловлены поиски тех ниш, которые могут занимать российские предприниматели.

Источник: https://studbooks.net/2019200/ekonomika/organizatsionno_ekonomicheskie_formy_predprinimatelskoy_deyatelnosti

Scicenter1
Добавить комментарий