ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ГРУППА: Организация не только включает в себя людей как элементы системы, но

Организация как система. Системный подход к управлению. Элементы системы

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ГРУППА: Организация не только включает в себя людей как элементы системы, но

Общая теория систем является научной дисциплиной, которая разрабатывает методологические подходы к исследованию систем. Данные принципы имеют междисциплинарный характер, так как системы разных видов изучаются большим перечнем наук: биология, экономика, техника и т.д.

Общая теория систем взаимосвязана непосредственно с теорией познания и иными разделами философии, также с математической логикой и изучает общие для любых систем объекты исследования, как цель, вход, процесс, обратная связь, выход, и также функционирование, взаимодействие, развитие, рост и др. Она снабжает разные науки, включая экономику, весьма продуктивным системным подходом.

В самом общем виде системный подход является признанием того, что объектом исследования выступает система. Необходимо отметить, что нет общепризнанного и единственного определения системы. Будем применять следующую трактовку: 

Система (от греч. systema — составленное из частей, соединение, целое)

совокупность динамически взаимосвязанных элементов, каждый из которых сам по себе не обладает свойством, которое присуще целому, т.е. системе.

Элементы системы

Элемент системы — это обособленная ее часть, неделимая в рамках этой системы, со своими специфическими свойствами, чертами и назначениями.

Элементы являются взаимосвязанными, при условии что они формируют взаимные ограничения в поведении (изменение, функционирование) друг друга. Каждая из обособленных частей системы формирует ее подсистему.

Все, что не является составляющим системы, для нее является внешней средой.

Совокупность из двух и более элементов, по мнению Р. Акоффа, является системой, при условии, что она соответствует трем условиям:

  • элементы взаимосвязаны так, что в совокупности данных элементов не может возникать независимых подсистем,
  • поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;
  • действие каждого элемента влияет на действие целого.

Система – развивающийся объект. Она появляется, изменяется во времени, мыслительном процессе, пространстве, рушится и перестает функционировать. Это значит, что возникают и исчезают ряд элементов и связей, происходит их трансформация. Любые изменения в системе могут рассматриваться как ее переход в новое состояние.

Первым пунктом в системном подходе является процесс выделения системы из окружающей среды, который часто очень затруднен из-за относительного выделения системы из внешней среды.

Любое выделение системы из внешней среды и подсистемы в системе не единственно и зависит от цели исследования и от многообразия свойств элементов и их взаимосвязей.

Вместе с тем, всегда можно выделить наиболее общую систему, в которой эта система является подсистемой, и можно всегда выделить из этой подсистемы ограниченную ее часть, которая в свое время тоже является системой.

Согласно введенного определения системой могут выступать объекты самой различной нематериальной и материальной природы, которые обладают определенной целостностью (или взаимосвязанностью элементов).

Все компании являются системами.

Так как в общем смысле люди являются компонентами компаний (социальные компоненты), в сумме с техникой, используемой для выполнения работы, их называют социотехническими системами.

Свойства организации как системы

Организации в качестве системы обладает рядом свойств: 

  • целостность, 
  • эмерджентность, 
  • гомеостазис, 
  • структурированность.

Целостность системы заключается в единстве элементов, которые позволяют выделить систему из окружающей среды, но ее системному свойству. Формирование целого осуществляется посредством интеграции, то есть объединения частей в совокупное целое, в котором каждый из структурных элементов занимает определенное место. 

Свойство целого для компании — это ее главная цель, ради которой и объединились сотрудники.

Это тот результат, который каждый элемент не способен получить самостоятельно, а лишь в рамках эффективной кооперации, во время обмена своими способностями и ресурсами.

К примеру, компания производит определенный товар. Целью является определенный объем продаж данного продукта, а результат — уровень достижения данной цели.

Понятие целостности и понятие эмерджентности неразрывно связаны. Эмерджентность подразумевает наличие у системы совершенно новых свойств, которые отсутствуют у ее частей. Это обозначает, что свойства целого это не просто сумма свойств его структурных элементов, хотя и зависят от них.

Элементы, объединенные в систему, могут терять свойства, которые свойственны им вне системы, либо приобретать новые свойства.

Например, коллектив сотрудников, который состоит из специалистов различного профиля, может производить сложную продукцию, реализовывать и разрабатывать стратегию дальнейшего развития компании.

Гомеостазис — это свойство устойчивости, в соответствии с которым система всегда пытается восстановить равновесие, которое было нарушено, компенсируя те изменения, которые возникли под воздействием внешних факторов. Понятие гомеостазиса было заимствовано из биологии.

В данной дисциплине этот термин обозначает способность живых организмов поддерживать в определенных узких границах внутренние характеристики. В компании формой функционирования гомеостазиса может быть, к примеру, неприятие неформальной группой какого-то подразделения нового специалиста.

Структурированность — возможность выделения элементов системы, а также распределение между ними установленных ролей. При рациональном распределении ролей (кооперации и специализации) может быть достигнут высший уровень эффективности системы.

Управление в системном подходе

В терминологии системного подхода управление означает влияние управляющей подсистемы на управляемую подсистему, направленное или на сохранение базовых качеств системы (то есть совокупности всех свойств, потеря которых приведет к разбитию системы) в условиях трансформации среды, или на достижение определенной цели (целей), или на выполнение ряда действий управляемой подсистемой.

Управляющей называется подсистема, влияние которой обусловливает и определяет функционирование другой подсистемы. Другая, подчиняющаяся подсистема, называется управляемой подсистемой. Если управляющая подсистема представлена человеко-машинной, ее называют субъектом управления, а управляемую — объектом управления.

Системы управления, которые ориентированы на выполнение цели, называют целенаправленными, другие — нецеленаправленными. Очевиден тот факт, что целенаправленные системы управления предполагают наличие в них субъекта, то есть участия человека в управлении.

Связь между управлением и организацией заключается в том, что система управления – это часть организации, а организация в качестве процесса является частью управления.

Поэтому, согласно теории систем менеджерам необходимо рассматривать компанию как открытую систему, которая включает в себя многочисленные взаимозависимые подсистемы и направлена на выполнение различных целей во взаимодействии с изменяющейся внешней средой.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/organizatsija-kak-sistema/

2. Социальная организация: признаки, структура, элементы

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ГРУППА: Организация не только включает в себя людей как элементы системы, но

Рассматривая организацию с точки зрения социального объек­та, социальной группы, дадим следующую формулировку.

Социальная организация (от позднелатинского organize — со­общаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанно­стей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управле­ния. В ней взаимодействую различные социальные группы, чле­ны которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.

Социальная организация характеризуется обычно следующи­ми основными признаками:

  1. наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);

  2. формализация отношений в организа­ции и нормативная регуляция поведения членов данной организации;

  3. иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подра­зумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;

  4. распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;

  5. наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения ме­жду людьми;

Социальная организация относится к наиболее сложному типу организационных систем, поскольку в ее природе заложена из­вестная двойственность:

  • во-первых, она создается для решения определенных задач,
  • во-вторых, выступает социальной средой общения и пред­метной деятельности людей.

На заранее созданную социальную организацию накладывает­ся целая система межличностных отношений.

Например, перед трудовой социальной организацией, как правило, ста­вятся две задачи:

1) повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции, выполняемых услуг и труда;

  1. социальное развитие коллектива или работника как лично­сти.

Структура организации:

  1. Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную:

Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов дея­тельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как:

а) функциональную (содержание труда);

б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров);

в) социально-психологическую (межличностные отношения);

г) управленческую (система управления).

Качественными признаками функционирования производст­венного типа структуры социальной организации выступают по­требности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь и условиям труда, к условиям своего про­фессионального роста, к организации труда. Специфическую об­ласть явлений, связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это мораль­ное и материальное стимулирование и т.д.).

Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены, к примеру, трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы, время работни­ков. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

Общая структура социальной организации промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса, в процессе труда), так и в свободное от работы время.

II. В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень структуры.

В структуре организа­ции выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделе­ние труда, сфера контроля и координация совместной дея­тельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде.

Внешняя среда.

Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политиче­ских, экономических, юридических, социальных и соци­ально-культурных воздействий, постоянно присутствую­щих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности.

Внешняя среда сказыва­ется не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации.

В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее прихо­дят люди без большого удовлетворения, скорее подго­няемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д.

Внутренняя среда организации — это непосредствен­ная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельно­стью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные — это люди, объединенные в определенные группы.

Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее реше­ние конкретный человек или конкретная группа людей, а во­все не абстрактное руководство.

Когда выпускается продук­ция низкого качества, виноваты не абстрактные «рабочие», а несколько конкретных людей, которые недостаточно моти­вированы, стимулированы, плохо обучены или безответст­венно относятся к своим обязанностям.

Если руководство — отдельные работники системы управления — не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, по­требностями, ожиданиями, способность организации дос­тичь намеченных целей будет поставлена под угрозу.

Элементы организации.

Организации — это весьма изменчивые и высокосложные социальные образования. Однако их анализ нуж­но начинать с достаточно простой модели (см. рис.).

Внешнее окружение

Рис. Элементы организации

Рассмотрим отдельные элементы этой модели.

  1. Социальная структураявляется центральным элементом лю­бой организации. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Суще­ствуют две точки зрения на социальную структуру группы.

  • с одной стороны, нормативная структура
  • с другой — фактическая структура

Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ро­левые ожидания.

Ценности — это критерии привлекательности и ра­зумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм.

Нормы — это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к дос­тижению коллективных целей, целей организации.

Роли определяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их по­ведением.

Ценности, нормы и роли организованы так, что составля­ют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации.

Что касается фактической структуры, то её можно определить как поведенческую структуру.

Она значительно отличается от норма­тивной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план вы­ступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств.

В целом же поведенческая структура — это система от­ношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной струк­туры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, пред­почтениями, симпатиями и интересами.

Социальная структура организации различается по степени фор­мализации.

Формальная социальная структураэто такая структу­ра, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними чет­ко специализированы и определены независимо от личностных харак­теристик членов организации, занимающих эти позиции.

Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Директор может быть дело­вым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Но все равно формально он остается директором.

Взаимосвязи между позициями формаль­ной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положе­ниях и закреплены в официальных документах.

В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных харак­теристик и основанных на отношениях престижа и доверия.

С точ­ки зрения неформальной структуры компетентный и добросовестный начальник отдела может иметь более высокий престиж и значить боль­ше, чем директор организации. Неформальная структура более из­менчива, подвижна и неустойчива, чем формальная, т.к.

такие взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, регла­ментами и нормами и, следовательно, могут быть легко разрушены, например, если выделенный руководитель не оправдал ожиданий.

2. Цели. Цели очень важны, так как ради их дости­жения и осуществляется вся деятельность объединения людей. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существо­вать сколько-нибудь продолжительное время.

Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания.

При взаимосвязанных вида организационных целей: цели-зада­ния, цели-ориентации и цели-системы.

Цели-заданияэто оформленные как программы общих дейст­вий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уров­ня. Предприятиям даются министерством или диктуются рынком (со­вокупностью организаций, включая смежников и конкурентов) зада­ния, которые определяют целевое существование организаций.

Оче­видно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основная деятельность всех без исключения участников организованного процесса.

Преподавание в школе, лече­ние и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательских институтах — все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.

Цели-ориентацииэто совокупность целей участников, реализуе­мых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллек­тива, включающие и личные цели каждого члена организации.

Важ­ным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, ут­рачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

Стремясь к выполнению це­лей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или стремятся выполнить их лишь формально.

Цели-системы— это стремление сохранить организацию как са­мостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и це­лостность. Другими словами, это стремление организации к выжива­нию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция ор­ганизации в ряду других. Цели системы должны органично вписы­ваться в цели-задания и цели-ориентации.

Перечисленные цели организации являются основными, или ба­зовыми. Для их достижения организация ставит перед собой множе­ство промежуточных, вторичных, производных целей: укрепление дис­циплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение ка­чества работы и др.

3. Члены организации, или участникиважная составляющая ор­ганизации.

Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организа­ции и играть соответствующую социальную роль.

Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодейству­ет друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой струк­турой.

Обладая различными способностями и потенциалом (знания­ми, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структу­ры, т.е. все социальные позиции в организации. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей и потенциала участни­ков с социальной структурой, в результате чего возможно объедине­ние усилий и достижение организационного эффекта.

4. Технология.Организация с точки зрения технологии — это ме­сто, где производится определенного вида работа. Понятию «технология» приписывают обычно три значения.

Во-пер­вых, технология часто представляется как система физических объ­ектов, составляющих организацию (станки, материалы, множительные средства, передающая и принимающая аппаратура и т.д).

Во-вторых, технология понимается в узком, «механическом» смысле: это фи­зические объекты, соединенные с человеческой активностью. Автомобиль и радиоприемник различаются при этом только тем, что к ним по-раз­ному приложена человеческая энергия — для их изготовления совер­шаются разные действия.

В-треть­их, термин «технология» используется для обозначения совокупно­сти знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации.

Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать сред­ства, преобразовывать их и реализовывать.

Технология в таком по­нимании (называется ноу-хау) — это систематизированное знание по­лезных и наиболее рациональных практических действий. Именно эта трактовка технологии употребляется в социологии управления.

5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специ­фическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь мно­гочисленные связи с окружающим миром.

Изучая внешнее окружение организаций, можно выделить основные факторы влияния на них внешней среды:

  1. роль государства и политической системы;

  2. влияние рын­ка (конкуренты и рынок труда);

  3. роль экономики;

  4. влияние со­циальных и культурных факторов;

  5. технология из внешнего окру­жения.

Очевидно, что эти факторы внешней среды влияют практи­чески на вое сферы деятельности организации.

В целом можно сказать, что каждый из организационных элемен­тов — социальная структура, цели, члены организации, технология и внешнее окружение — служит важнейшим компонентом всех органи­заций.

Таким образом, организации представляются как системы элементов, каждый из которых немыслим без других.

Например, це­ли сами по себе, так же как и отдельно взятая социальная структу­ра или технология, не являются ключом к пониманию природы функционирования организаций, как и нет организации, которая мо­жет быть понята в отрыве от окружающей среды.

ЛЕКЦИЯ 4: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

1. Понятие культуры, организационная культура, её происхождение.

2. Уровни и элементы организационная культура

3. Типология организационной культуры

  1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬУТРА

Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства.

Что же такое культура? Термин «культура» (от лат. culture) — по­нятие многоплановое, сложное, неоднозначное.

Прежде всего куль­тура — это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы по­мочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуа­ции.

Культура — это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволю­цией культура не только помогла человеческому виду выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура — это также усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой и разделяются членами группы. Группо­вые убеждения и практика становятся привычными, традицион­ными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или органи­зацию) от другой.

Таким образом, можно выделить черты культуры:

• разделяется всеми или почти всеми членами некоторой со­циальной группы;

• передается старшими членами группы младшим;

• формирует поведение (мораль, законы, обычаи) и структу­ру восприятия и видения мира.

Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества.

Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна и для организации.

Однако, вплоть до недавнего времени процессы формирования организационной культуры шли стихийно, не привлекая внимания ни субъекта организационной власти, ни исследователей.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным и в нашей стране, и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и тог позже. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют запросы руководителей и специалистов, а так же реальные заказы организаций на выполнение исследовательских проектов.

Несмотря на разнообразие определений организационной культуры, в них есть общие моменты.

  • образцы, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях;
  • ценности, которых может придерживаться индивид: какое поведение следует считать допустимым, какое – нет. Принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации.
  • символика, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации (легенды, мифы).

Мы будем определять организационную культуру как: это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получаю­щих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

В организациях, обладающих давней историей и традициями, почти каждый сотрудник может припомнить историю, легенду или миф, которые связаны с возникновением организации, ее основателями или выдающимися членами.

Таким образом, организационная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом.

Организационная культура позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе.

В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Многие вопросы, связанные организационной культурой сами по себе новыми не являются. За последние 15-20 лет была проведена систематизация имеющегося материала.

  1. Первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте можно считать работу группы американских учёных во главе с Э.Мэйо в начал е30-х годов.

  2. В 50-е годы были проведены десятки исследований в десятках крупных и средних фирм США и Канады на предмет изучения естественного возникновения культур и субкультур, исходя из разных потребностей работников.

  3. В 1969 году вышла книга, написанная группой исследователей из Корнелльского университета посвящённая различным производственным традициям и обрядам.

  4. В начале 80-х гг. была издана книга-бестселлер «Теория Z» японского автора Оучи.

Существует несколько причин популярности этой темы в США и в странах Запада:

  1. В 70-е годы у американских фирм появился мощный конкурент в лице Японии – страна с абсолютно другой культурой. Естественно, возник вопрос почему?

  2. Была обнаружена несостоятельность традиционного рационально-бюрократического подхода к организации с присутствовавшим в неё духом отчуждения и формальной обезличенности.

  3. Продуманный маркетинг самой идеи издания книг-бестселлеров по организационному управлению.

Источник: https://studfile.net/preview/5675893/page:13/

1.2. Организация как система

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ГРУППА: Организация не только включает в себя людей как элементы системы, но

Важнейшейхарактерной чертой организации является системность и комплексность, чтоозначает применение принципов всеобщейсвязи и развития к ее познанию.

Подсистемой понимается совокупностьэлементов (подсистем), находящихся вотношениях и связях друг с другом,которая взаимно обуславливает их,составляя определенную целостность иединство. В виде системы может выступатьлюбая фирма (организация), ее подразделение,отдел, человек. Одна система являетсясоставной частью более крупной и сложнойсистемы.

Несмотряна общность, системы имеют свои чертыи закономерности. Большие отличия имеютсоциально-экономические системы(организации), так как их неотъемлемымэлементом является человек, коллективылюдей. В основе таких систем лежатинтересы членов организации, ихсовокупность влияет на состояние системыи ее развитие.

Организация каксистема представляет собой

· относительно обособленную целостность;

· набор объектов, имеющих данные свойства,и набор связей между объектами и ихсвойствами;

· единство управляемой и управляющейсистем;

·совокупность технической, технологической,организа-ционной, экономической исоциальной систем;

· неразрывность внутренней и внешнейсреды;

· взаимную обусловленность и взаимозависимостьвсех элементов (переменных) внутреннейи факторов прямого и косвенноговоздействия внешней среды;

·целостность управления инновациями,качеством, сбытом, материально-техническимобеспечением, кадрами, социальнымразвитием.

Системаесть средство, с помощью которогоосуществляется решение проблемы.Проблемой называется ситуация,характеризующаяся различием междунеобходимым (желаемым) и существующимвыходом.

Проблема есть разница междусуществующей и желаемой системой.Проблема может заключаться в предотвращенииуменьшения или в увеличении выхода.

Решение проблем осуществляется в любойорганизации, однако от содержанияпроблемы зависят

конкретные формыпроявления проблем и их содержание;

причины ихвозникновения и развития;

формы организациии содержание решения проблем.

Использованиевозможностей системы в отсутствиепроблем означает, как минимум, бесполезнуюрастрату ресурсов. С другой стороны,организация, не выстроенная системно,не может эффективно использовать длярешения проблем современный научныйинструмент, для этого необходимыизменения в самой организации.

Комплексработ по решению отдельных проблемназывается программой развитияорганизации.

Всякаясистема может рассматриваться какподсистема другой системы. Иерархиясистемы имеет следующие особенности:

·в составе системы каждый ее элементсамостоятелен, что находит выражениев функциях и структуре организации;

·самостоятельность эта не абсолютна, аотносительна, поскольку функции иструктура каждого элемента обусловленыфункцией всей системы;

·системы различных уровней и масштабовнесводимы друг к другу, что находитотражение в соответствующем распределениимежду ними прав и обязанностей.

Самостоятельностькаждой системы управления и ее элементовдополняется их подчинением соответствующейнастоящей ступени иерархии. Отсюдаследует, что каждая система, будучисамоуправляемой, в то же время подверженавнешнему воздействию более крупнойсистемы, для которой она являетсяподсистемой, и сама в свою очередьуправляет подсистемами.

Важноезначение имеет укрепление самостоятельностисистемы и степени управляемости объектов,что зависит не только от управляемой,но во многом и от управляющей системы.Самостоятельность отдельных подразделенийотносительна, органическая связь ивзаимозависимость подсистем постоянноусиливается, что связано с развитиемспециализации, усложнением связей иотношений.

Такимобразом, любая организация образуетсложную совокупность различных сторон,явлений, процессов, подразделений,служб, органов управления, функционированиекоторых взаимосвязано и взаимообусловлено,что и предполагает необходимостьсистемного подхода к формированию ирешению задач организации.

Ведущимпринципом системного подхода являетсярассмотрение всякого объекта управленияв качестве системы, состоящей из многихподсистем (элементов), четкое определениеее целей, а также путей наиболееэффективного их обеспечения, притом нетолько по системе в целом, но и по каждойподсистеме. Конечные цели системногоподхода — создание целостного представленияоб объекте управления и связях, влияющихна его состояние, а также о способахвоздействия на этот объект.

Системныйподход требует не только учета связейи отношений, но и определения их значения,веса в развитии объекта в целом. Итогомтакого анализа будет выявление главногозвена для принятия управленческихрешений, оценка полученного результатане по непосредственному, а по интегральномуконечному эффекту.

Важно также незабывать основной исторической связи,смотреть на каждый вопрос, решаемый ворганизации, с точки зрения того, какизвестное явление в истории возникло,какие главные этапы в своем развитиипрошло и что оно представляет собой вданный момент.

Системныйподход — это исследование объектов каксистем, когда они рассматриваются каксовокупность взаимосвязанных элементов,имеющих выход, вход, связь с внешнейсредой, обратную связь. Это главныйпринцип построения, функционированияи развития любых объектов.

Системныйподход не есть набор каких-то руководствили принципов для менеджеров, это способмышления по отношению к организации иуправлению.

Существуеттак называемый принцип «черногоящика» системного подхода. Рассмотримего на примере организации, выпускающейопределенные товары или предоставляющейуслуги. При применении системногоподхода алгоритм будет следующим:

1)сначала формируются параметры выхода- товара или услуги (что производить, скаким качеством, какими затратами, длякого, в какие сроки, по какой цене).Системныйподход требует, чтобы на все данныевопросы ответ был дан одновременно;

2)затем изучается организационно-техническийуровень производства (уровень техники,технологии, организации производстваи управления);

3) анализируетсясостояние внешней среды (политическое,экономическое, социальное, культурноеи региональное);

4) в заключениеопределяются параметры входа, преждевсего трудовые, материальные иэнергетические ресурсы.

Схематичнопринцип «черного ящика» выглядитследующим образом.

Внешняясреда

Вход Процесс Выход

всистеме

Обратная связь

Обратнаясвязь является информационным каналомот потребителей к изготовителю ипоставщикам. При изменении ситуации нарынке, появлении нового в самой организациивход системы и сама система должныбыстро реагировать на эти изменения.

Основными системнымипринципами, чертами являются:

1)целостность свойств системы и в то жевремя качественное отличие, несводимостьсвойств всей системы к сумме свойствсоставляющих ее компонентов и наоборот;

2)структурность — возможность описаниясистемы через установление ее структуры,то есть сети связей и отношений как погоризонтали, так и по вертикали.Обусловленность поведения системы нестолько поведением ее отдельныхэлементов, сколько свойствами ееструктуры;

3)иерархичность — любая система являетсякомпонентом (элементом) более широкой,глобальной системы, каждый элементсистемы в свою очередь может рассматриватьсякак система;

4)множественность описания системы — всилу сложности каждой системы определеннаямодель описывает лишь определенныйаспект системы;

5)взаимозависимость структуры и сферы -система формирует и проявляет своисвойства в процессе взаимодействия сосредой, являясь при этом ведущим активнымкомпонентом взаимодействия;

6) непрерывностьразвития, воспроизводимость на болеевысоком уровне, неопределенность, иногдапротиворечивость и вместе с темспособность к качественным скачкам.

Чтобыдействительно знать всю систему, надоохватить, изучить все ее стороны, всесвязи. Это труднодостижимо, но требованиевсесторонностипредостережет нас от ошибок.

Системныйподход требует соблюдения следующихправил:

·каждое явление, проблемы должнырассматриваться лишь в связи с другими,исторически, с учетом конкретного опытаи последствий;

·процесс принятия решений следуетначинать с выявления и четкого формированияконкретных целей;

·цели отдельных подсистем не должнывступать в противоречие, конфликт сцелями всей системы;

·необходимо своевременно учитывать изнать, где сосредоточить свои главныесилы и внимание, выделять главные звенья;

·нельзя решать частные вопросы безпредварительного решения общих;

·следует использовать методы восхожденияот абстрактного к конкретному, единстваанализа и синтеза, логического иисторического;

·нужно обеспечивать комплексный подходк решению всех вопросов.

Входе перестройки предполагается перейтиот отдельных направлений деятельностиорганизаций к комплексной, системной,взаимоувязанной работе на всех участках.Для этого необходимо системное,комплексное мышление руководителей,которое будет способствовать оптимизацииуправленческих решений, повышениюэффективности их труда. Оно предполагает

 рассмотрениеобъекта как целого, качества которогоне сводятся к свойствам элементов, изкоторых организация состоит;

 всесторонность,учет всех внутренних и внешних связейи отношений;

 поисктаких зависимостей между элементамиобъекта, которые обеспечивают егосуществование и развитие;

 субординацию,иерархию элементов и отношений по четкоопределенным критериям;

 динамичность,т.е. рассмотрение характеристик системыкак постоянно изменяющихся.

Деятельностьруководителя любого уровня — это цепьответственных решений по экономическим,научно-техническим, социально-политическими другим вопросам. Оптимальность этихрешений во многом зависит от уменияруководителя мыслить системно. При этомнаиболее типичными ошибками и недостаткамив использовании руководителями системногоподхода являются

 невниманиек истории объекта управления (системы),проблемам его зарождения и развития,анализ системы только как данной;неумение видеть внутренние противоречиясистемы (объекта управления);

 рассмотрениесубъекта и объекта управления – человека- не как совокупности всех общественныхотношений, а лишь как звена системы,играющего в ней ту или иную роль;

 механистическийподход к системе, где элементы представленыкак рядом стоящие, взаимодействующие,а не как органически связанные;

 игнорированиекачества системы, ее содержательнойосновы, абсолютизация формальныхпризнаков сходств и различия междусистемами.

Системный,комплексный подход к перестройкеорганизаций является важнейшей ееособенностью, и эффективность реформыво многом будет определяться умениемуправленческих органов и кадров решатьвсе вопросы на этой основе.

Источник: https://studfile.net/preview/4199774/page:2/

Организация как система

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ГРУППА: Организация не только включает в себя людей как элементы системы, но

С некоторой долей условности все понятия «системы» мож­но поделить на три группы.

Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя.

Определения второй группы рассматривают систему как ин­струмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюда­тель, имея перед собой цель, конструирует систему как некое аб­страктное отображение реальных объектов.

Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь — искусственно создаваемый ком­плекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т. д.), предназначенный для решения сложной организацион­ной, технической, экономической задачи. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее.

Понятие «система» широко используется как в научных иссле­дованиях, так и в повседневной жизни. Этот термин также явля­ется отражением некоторой объективной реальности. Существует большое число определений системы, охватывающих различные признаки объектов, рассматриваемых как системы.

Понятие «система» стало терминологической основой постро­ения теории систем. Трактовка этого понятия имеет различные варианты. Приведем примеры некоторых из них.

1. Система — это объективное единство закономерно связан­ных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.

2. Система — это комплекс элементов, находящихся во взаи­мосвязи.

3. Система — это множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами.

4. Система есть отражение в сознании субъекта свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания.

5. Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов.

приведенных понятий для описания лишь одного термина показывает, что каждый из авторов имеет свое отношение к данному термину.

В качестве элемента системы рассматривается объект, относительно самостоятельный и не подлежащий дальнейшему расчленению на данном уровне рассмотрения, выполняющий определённые функции, находящийся во взаимосвязи с другими объектами, составляющими систему.

Подсистема – это набор автономных элементов внутри системы (экономических, технических, правовых, организационных). Системы классифицируются по признакам, которые характерны следующим подсистемам: техническая, биологическая, социальная.

Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открыты­ми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

Системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Большое значение в управлении сложными системами приобретает гомеостат, механизм саморегулирования и самообразования системы, позволяющий ей противостоять возмущению извне или перестраиваться в целях самосохранения. В связи с чем управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума.

Каждая организация должна обладать все­ми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
В современной литературе выделяют такие признаки систем, как:

Множество составляющих ее элементов;

Единство главной цели для всех элементов;

Наличие связей между ними;

Наличие структуры и иерархичности;

Относительная самостоятельность;

Наличие управления этими элементами.

Выделяют некоторые ограничительные свойства, которыми должна обладать «правильная» система. Такая правильная система в любом случае будет проявляться именно как система, то есть объект с системными свойствами, а следовательно, к нему будут применимы методы системного анализа. Итак, таких свойств всего четыре:

Детерминированность – поведение (реакция) системы однозначно зависит от значений входных параметров. Наличие в системе четких причинно-следственных связей как в статике, так и в динамике. Детерминированность позволяет применять научный подход при исследовании систем.

Синергетичность – целое (система) является большим, нежели простая сумма составляющих его частей, что позволяет рассматривать систему в виде эффективной структуры из составляющих ее компонентов. Синергетичность систем часто связывают с характеристиками самоорганизации и обучаемости систем.

Полнота и непротиворечивость – правильная система должна быть полна (достаточна для выполнения своих функций и достижения своих целей) и непротиворечива (не должно быть противоречивых целей у всей системы).

Иерархичность – компоненты (элементы) системы могут сами рассматриваться в качестве систем (подсистем), а сама система может быть подсистемой системы более высокого уровня. Деление системы на подсистемы может быть ничем не ограничено, а свойство иерархичности указывает на то, что системы могут выстраиваться в иерархии в рамках системы.

Перечисленные свойства являются системоопределяющими, поскольку каждая правильная система детерминирована, синергетична, полна и непротиворечива, а также обладает внутренней иерархией над своими элементами.

Для различных типов систем могут иметься различные наборы характеристик, поэтому не может быть замкнутого набора характеристик. Тем не менее, можно выделить характеристики, которые могут быть свойственны различным типам систем.

К ним относятся следующие:

Адаптивность – стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды.

Надежность – комплексная характеристика системы, определяющая ее способность функционировать, сохраняя свои параметры в определенном диапазоне, в течение длительного времени.

Целостность – первичность целого по отношению к частям. Не элементы составляют систему, а система состоит из элементов, которые выделяются из нее в рамках системного анализа.

Эмерджентность – цели (функции) компонентов системы не всегда совпадают с целями (функциями) системы, при этом для элементов системы в части их взаимодействия друг с другом может нарушаться свойство непротиворечивости – цели компонентов могут быть противоречивы друг другу, но при этом цели системы все также должны быть непротиворечивыми.

Взаимодействие и взаимозависимость системы и среды – система действует в среде и зависит от нее, равно как и наоборот. Система может обмениваться со средой материей, энергией и информацией.

Обучаемость – возможность перенастройки функций и целей системы в зависимости от изменения параметров внешней среды. Система может быть самообучаемой, когда функции и цели перенастраиваются на основании внутренних факторов.

Целенаправленность – существование у системы цели. Это неотложное свойство, которым должны обладать все системы.

Динамичность – развитие системы происходит в динамике, то есть изменяется во времени.

Системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности.

Среда организации – это комплекс внутренних и внешних факторов организации. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации. Внешнюю среду можно разделить на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.

б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.

в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.

г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: «Потребитель — король рынка».

д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики страны.

б) Научно-технический прогресс.

в) Социокультурные факторы.

г) Политические факторы.

д) Отношения с местным населением.

Система управления организации — одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.

Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.
Система управления включает:

механизм такого воздействия;

совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации в заданном направлении.

При этом любая система управления должна иметь четыре основных элемента:

1. Выход основной системы.

2. Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.

3. Канал обратной связи.

4. Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

структура управления;

техника управления;

функции управления;

методология управления.

При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства.

Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д.

Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

7.Соотношение понятий «организация» и «система».

Понятие «организация», как упорядоченное состояние целого, тож­дественно понятию «система». Это подтверждает А.И. Уемов, который пишет: «Понятием же противоположным «системе» является понятие «не-система».

Тот факт, что в русском языке нет позитивного термина для обозначения этого понятия, затушевывает его, но не может служить аргументом против его существования. «He-система» — контрадикторная противоположность «системе». Из всего сказанного можно заключить, что система — это не что иное, как организация в статике, т.е.

некоторое зафиксиро­ванное на данный момент состояние упорядоченности. Это вовсе не отрицает системной динамики как развития самой системы во времени. Известно, что системы могут быть разделены (с достаточной степенью условности) на детер­минированные и стохастические. Они могут сохранять или изменять свои системные свойства.

Но в последнем случае с организационной точки зрения это будут уже другие сис­темы, с другой структурой, связями, функциями, можно сказать — другой организации.

Рассмотрение организации как системы является весьма продуктивным, так как позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, достаточно обобщенная классификация систем по признаку иерархии уровней сложности разработанная К. Боулдингом, мо­жет быть применена в полной мере к существующему мно­гообразию организаций в природе и в обществе.

Первый уровень — уровень статической организа­ции, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого. Он может быть назван уровнем «осно­ваний». Примером может служить строение Вселенной. скелет человека, животного, систематизация знаний в лю­бой науке.

Второй уровень иерархии организации представляет собой уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями. Он может быть назван уровнем «часового механизма». Примерами могут служить Солнечная система, смена вре­мен года. Большая часть теоретических положений в физи­ке, химии, экономике, относится к этой категории.

Третьим является уровень информационной организации, т.н. кибернетической системы, который также можно назвать уровнем «термостата». Такие органи­зационные формы существуют также во всем эмпириче­ском мире биолога и социолога.

Четвертый уровень — самосохраняющаяся органи­зация — открытая система. Этот уровень, на котором жи­вое может отличаться от неживого, условно называется уровнем клетки.

Пятый уровень — генетически общественные орга­низации. Они олицетворяются растением и доминируют в эмпирическом мире ботаники.

Шестой уровень иерархии — организации типа «жи­вотных», характеризующиеся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью. Здесь уже развиты специализированные приемники информации, нервная система, появляется мозг, который приводит к образному восприятию окружающейся действительности. Поведение таких организаций становится менее предска­зуемым.

Седьмой уровень — уровень индивидуального чело­веческого организма — рассматривает человека как осо­бую форму организации и называется «человеческий». Кроме тех черт, которые характеризуют «животных», че­ловек отличается самосознанием.

Это качество тесно свя­зано с наличием языка как средства общения и с использо­ванием символов.

Именно способность говорить -возможность создания, восприятия и интерпретации слож­ных символов — наиболее четко отличает человека от его «низших» собратьев.

Восьмой уровень — социальная организация, пред­ставляющая собой разнообразие общественных институ­тов, т.е. объединений людей, целенаправленно интегри­рующих свою деятельность. Многообразие социальных организаций и специфика их поведения привели к возник­новению прикладной теории организаций.

И, наконец, девятый уровень — трансцендентальные системы, т.е. организации во Вселенной, которые сущест­вуют в виде различных структур и взаимосвязей, но еще не познаны в данный конкретный момент и вряд ли смогут быть познаны в будущем.

Приведенная классификация характеризует единство организационных начал в природе и обществе, а также многообразие самих организаций от самых простых до самых сложных форм, отражающих огромный опыт, на­копленный природой — неиссякаемым источником, пи­тающим идеями теорию организации.

Кроме рассмотренной классификации существуют и другие. Так, по степени восприятия влияния на организа­цию внешних сил могут быть выделены открытые и замкнутые системы, по способу образования — естествен­ные и искусственные, по предсказуемости поведения — детерминированные и стохастические и др.

Организацию можно считать открытой, если она об­менивается с внешней средой энергией и информацией. Понимание организации как замкнутой системы основано на независимости ее внутреннего состояния от внешней среды. Следует отметить, что абсолютно открытых и абсо­лютно замкнутых организаций в природе не существует.

Деление организаций на естественные и искусствен­ные определяется способом их образования: организации, возникшие в результате протекания природных процессов, без целенаправленного участия человека, относятся к естественным, рукотворные — к искусственным. И, наконец, детерминированными организациями считаются такие, поведение которых достаточно предсказуемо, в то время как для стохастических организаций оно носит вероятно­стный характер.

Итак, мы рассмотрели те общие признаки, которые де­лают тождественными понятие «система» и «организа­ция». Но, как мы уже не раз отмечали, понятие «организа­ция» несколько шире понятия «система», т.к. представляет собой не только состояние порядка, но и процессы по упо­рядочению.

Именно эта двойственность природы понятия «организация» и делает его намного шире и содержатель­ней любой его системной трактовки.

Без сомнения можно утверждать, что каждая система подвержена изменениям и процессы изменений быстро или медленно, дискретно или непрерывно, но происходят, организуя или дезорганизуя те или иные целостные образования, которые мы называем системами.

На этой основе рушатся старые и возникают новые системы, отражая результаты организационных преобразований, суть понятия «организации» как органи­зующей и дезорганизующей деятельности природы и чело­века. Именно благодаря А.А. Богданову изучение всеоб­щих закономерностей организующих процессов и превратило теорию организации в отдельную, самостоя­тельную область научных знаний.

Процессы формирования систем представляют собой реализацию организационных механизмов: соединение и разъединение различных элементов, вхождение элементов одной системы в другую, распад целостных образований, осуществление подбора и отбора элементов, обеспечи­вающих прогрессивное развитие организационных форм.

Идет ли речь о создании или ликвидации систем любого уровня и любой природы, их разрушении или включении в состав новых, более крупного порядка, или о выделении из них — все эти процессы, выходящие за пределы теории систем, в наиболее обобщенной и абстрактной форме опи­саны А.А.

Богдановым в предложенных им терминах «конъюгации», «ингрессии», «дезингрессии», «дегрессии», «эгрессии» и др. Любая система может рассматриваться как результат организационных преобразований, сменяю­щих одно состояние равновесия системы другим.

Такова, в основном, сущность организации как процесса нового про­грессивного его развития и распада целостных образова­ний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_72166_organizatsiya-kak-sistema.html

Организация как соц. система (группа)

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ГРУППА: Организация не только включает в себя людей как элементы системы, но

Понятие организации. Организация как социальная группа. Группы в организации.

Понятие организации

Организация – составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников. Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижение своих целей, т.е. объект менеджмента.

Некая группа должна нескольким обязательным требованием, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

— Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

— Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

— Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение: организация -это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Общие характеристики организации.

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организационный характеристике. Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.

— Ресурсы. (Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижение результатов.

Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

Процесс преобразование ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все виды этих ресурсов.)

— Цели и задачи. (Многообразны и зависят от разнообразных обстоятельств. Торговые организации ставят своей целью реализацию товаров и получение торговой прибыли; промышленные организации – производства необходимых товаров, при этом решают задачи повышение производительности труда, достижение рентабельности и т.

д.; государственные учебные заведения – подготовку специалистов для народного хозяйства и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизации затрат на обучение, повышение его научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От цели организации зависит ее структура).

Признаки организации

— Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.

— Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.

— Саморегулирование . Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.

— Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы.

Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям.

В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.

— Организационнаякультура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.

— Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты.

Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить.

Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.

Организация как соц. система (группа).

Организация — это социальная система, которая состоит из взаимодействующих друг с другом субъектов, участвующих в коллективной деятельности, результаты которой распределяются между ними. Таким образом, можно сказать, что организация — это форма объединения людей для участия в коллективной деятельности, в результатах которой они лично заинтересованы.

Организация — одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия — организационный эффект. Суть этого эффекта — прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий.

Источник эффекта — одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления.

Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Свойства Признаки Общественный инструмент Человеческая общность Безличная структура
Цель цели-задания (например, заказ на специалистов) цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива) системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации
Иерархия централизация (связана с координацией и интеграцией усилий) личная зависимость власть = подчинение определенным формальными правилам
Управление целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование) Самоорганизация (спонтанное регулирование) Организационный порядок

Признаки организации как соц. системы:

— способность поддерживать и постоянно восстанавливать высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, обеспечивать стойкость социальных образований. Э. Дюркгейм считал, что основой стойкости и единства группы есть коллективное сознание, наличие общей воли.

— автономность, саморегуляция, саморазвитие, которые обеспечиваются теми на основании тех норм, принципов, традиций и ценностей, которые возникают в самой группе Система (группа) способна без вмешательства внешних сил создавать для людей такие формы организации и условия их жизни, которые необходимые для удовлетворения их нужд, их самоутверждения и самореализации.

Такие существенные признаки и характеристики организации, на которые указывают ведущие ученые, и дают возможность трактовать ее как социальную систему, как целостность, которая имеет качеству, которых нет у ни одной из ее составных. Социологическое изучение организации как социальной системы начинает из выявление его составляющих и принципов действия механизма, который их связывает и обеспечивает системную целостность.

Группы в организации

Определение социальной группы. Существует достаточно большое количество определений социальных групп. В частности, группы определяются по ощущению принадлежности к ним индивидов, по единству выполняемых групповых функций и т.д.

Но эти определения вряд ли могут раскрыть сущность социальных групп. В самом общем виде социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной труппой в организации: 1) наличие устойчивых взаимодействий между членами группы; 2) наличие разделяемых ожиданий каждого члена труппы относительно других членов группы, что позволяет осуществлять социальный контроль за их поведением.

Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:

· четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;

· групповое сознание, которое касается прежде всего признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;

· ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;

· взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;

· способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает конформность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;

· наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.

Поведение членов социальных групп. На поведение отдельных членов группы в организации, как показали многочисленные исследования, большое влияние оказывает группа. Руководителям организации необходимо осознать наличие группового давления, чтобы помочь группе действовать более эффективно в направлении достижения общих целей,

Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.

Важной причиной формирования групп является стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку:

· — ощущение защищенности;

· — помощь в решении своих задач и предостережения;

· — в группе человеку легче добиться вознаграждения в виде признания, похвалы или же материального поощрения;

· — в группе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал;

· — группа предает человеку больше уверенности в себе во внешних взаимодействиях, способствует развитию его самосознания;

· — группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении,

· возможность избежать одиночества и состояния потерянности.

Фазы развития социальной группы:

§ диффузная группа (нет совместной деятельности, объединяющих ценностей, интересов, целей);

§ группа — ассоциация (начинает осознавать общность ценностей, интересов для реализации, которых необходимо объединение в совместной деятельности);

§ группа — кооперация (имеет место совместная цель, направленная на ее достижение социальная организация);

§ группа — коллектив (объединение в совместной жизнедеятельности, а не только в труде).

Функции социальной группы:

1. Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.

2. Инструментальная — определяет место и формы работы.

3. Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

Современное общество демонстрирует великое множество социальных групп, которое обусловлено многообразием признаков, задач, для решения которых образовались эти группы.

Виды социальных групп
В обществе существует огромное количество социальных групп. Их можно классифицировать по самым разнообразным основаниям. 1. В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить следующие группы: Односторонние. Построенные на одном ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные). Это такие группы, как: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический союз и т.д. Многосторонние. Построенные вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности: расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные категории ценностей: религиозные, политические, социокультурные, расовые и т.д.). 2. По уровню взаимодействия социальные группы бывают первичными и вторичными. Первичные социальные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на индивидуальных особенностях каждого члена группы (для них характерна эмоциональность и высокая степень включенности в отношения). Это такие группы, как семья, друзья, двое влюбленных. Вторичные социальные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, в их среде четко определены социальные роли и деловые отношения (это организации формального типа). В любой момент вторичная группа может перейти в первичную (в студенческой группе могут завязаться дружеские отношения, тогда вторичная группа разобъется на несколько первичных групп).  

Внутренняя группаэто группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группаэто группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений “мы” и “они”.

Следовательно, внутренние группы можно определить как “наши группы”, а внешние – как “их группы”. Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ – социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается.

Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия.

Существует также два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации.

Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.д. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные группы обычно имеют свои неписанные правила и формы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет.

В них складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.

Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже больше, чем формальные структуры.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1703 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/9-5022.html

Scicenter1
Добавить комментарий