Основные абстрактные типы собеседников: . Бальтасар Гра- сиан говорил: К каждому подбирать отмычку. В том

Мотивационные ключи к психологическому типу руководителя

Основные абстрактные типы собеседников:  . Бальтасар Гра- сиан говорил: К каждому подбирать отмычку. В том

Татьяна Курдюмова

К каждому подбирать отмычку.
В том искусство управлять людьми.
Бальтасар Грасиан

Казалось бы, чем отличается система мотивирования топ-менеджера и любого рядового сотрудника? И тому, и другому одинаково важны уровень материального стимулирования, комфорт в коллективе, возможность самоутверждаться и расти в компании.

Однако различие есть, и заключается оно скорее даже не в статусе человека.
Дело в том, что в любой крупной организации рядовых работников настолько много, что учесть интересы каждого немыслимо, поэтому для них разрабатывают типовую систему мотивации.

А вот ключевые фигуры можно пересчитать по пальцам. И тот, кто их считает, знает индивидуальную особенность каждого руководителя. Например, генеральный директор ведет активный образ жизни, а дружная семья коммерческого директора предпочитает размеренный отдых.

Так зачем же им обоим предлагать в качестве компенсационного пакета возможность посещать фитнес-клуб и отдых в закрытом санатории? Не разумнее ли будет

распределить рычаги мотивации так, чтобы каждому в результате досталось именно то, что ему нужно, а не навязано? К тому же при таком подходе организация сможет существенно сэкономить, исключив «бесполезные» предложения из компенсационного пакета того или иного руководителя.

Позитивная и негативная мотивации

Подходя к построению системы мотивирования топ-менеджеров, первое, о чем мы должны помнить, это то, что руководители – не рядовые сотрудники, они не стандартные «винтики» в сложной структуре фирмы. Топы – «штучный» товар на рынке труда, зачастую ценный именно своей исключительностью.

Своим набором качеств и запросов. Далеко не все стремятся занять руководящие должности, но уж если они к этому стремятся…
Итак, что же может стимулировать их к максимальной отдаче профессиональных возможностей на благо именно вашей фирмы? Разберемся по порядку.

Во-первых, те, кто стремится стать руководителями, относятся чаще всего к типу людей с мотивацией на достижение высоких целей. В психологии проводится деление людей по типам мотивации «К» (достижение целей) и «ОТ» (избегание неудач).

К сожалению, первых не так уж и много – они, по различным оценкам, составляют от 10% до 20% всех людей.

Мотивацию «К» еще называют позитивной, а мотивацию «ОТ» – негативной. А про людей говорят, что они обладают позициями «стремления» и «избегания» соответственно. Позитивистам очень важно видеть впереди цель, четко понимать: что и зачем они будут делать.

Им важно видение перспективы, открывающиеся возможности, позитивные последствия того, что им предстоит делать. Их не пугают трудности на пути достижения целей, наоборот – они их рассматривают как очередные вершины, которые предстоит взять на жизненном пути.

Поэтому наилучшей мотивацией для них всегда является «пряник» в виде денежных вознаграждений, возможности повышения по карьерной лестнице, новые знания и навыки, которые они приобретут в ходе выполнения работы, возможность самореализации.

Для таких людей сама новая или дополнительная работа становится мотивирующим фактором, а возможность решения каких-то проблем самостоятельно еще более повышает мотивацию. Планируя мотивационную речь для позитивистов, насыщайте ее словами «перспективы» и «возможности», «ты сможешь», «ты получишь» и т.д.

Негативистам же, наоборот, важно, чтобы на их пути не встречались сложные препятствия. Им важно не упасть с того уровня, который достигнут на данный момент. Если они видят опасность попадания в жизненные ямы, они изо всех сил стараются подстелить себе соломки или же вообще направятся в другую сторону. Им важны гарантии безопасности.

Поэтому в качестве мотивации для негативистов обычно выступает «кнут», то есть демонстрация того, что случится, если работа не будет выполнена. Это именно для них изобретены наказания и штрафы.

Мотивационная речь для таких людей будет содержать совершенно другие речевые обороты: «Если ты не сделаешь эту работу, то случится то-то и то-то» или «Если ты сделаешь эту работу, я тебе гарантирую, что ты избежишь таких-то отрицательных последствий».

Как вы понимаете, люди с негативной жизненной позицией крайне редко достигают топовых позиций. Соответственно, готовя систему мотивации для ваших топ-менеджеров, исходите в первую очередь из того, что она должна базироваться на принципах положительной мотивации.

Процесс или результат?

Еще один способ деления людей исходит из того, что в работе некоторые люди в первую очередь видят либо процесс ее выполнения, либо результат от сделанной работы. Представьте себе кассира супермаркета, который изо дня в день выбивает на кассе чеки. Он досконально знает свое дело, получает удовольствие от самого процесса работы.

Люди, ориентированные на процесс, менее задумываются над достижением результата, не ставят перед собой существенных целей. Они ориентированы на настоящее. Начав что-то делать, могут переделывать, улучшать свою работу до бесконечности, используют любые поводы, чтобы продлить деятельность. Любят стабильность и плавное течение жизни, отработанность процедур.

Им очень важно соблюдение технологий, четкое представление о том, что в какой последовательности нужно делать. Описывая свою работу, такой человек говорит о том, что он делает, какие функции он выполняет. Люди, ориентированные на результат, – достигают результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. Они ориентированы на будущее.

Им важна четкая соизмеримость цели и результата. Любят, когда в достижении результата им предоставлена максимальная самостоятельность. Стараются овладевать новыми навыками. Стремятся завершить любое дело как можно скорее (иногда с ущербом для качества). Значимым фактором является соревнование, возможность сравнения своего результата с результатами других.

Подобным людям часто свойственны такие принципы в работе, как «Победитель всегда прав» и «Цель оправдывает средства». Быстро устают от монотонной работы, если только она не ведет к ощутимым результатам, которые можно измерить, «пощупать».

Описывая свою работу, такой человек всегда расскажет о том, чего он добился и какие конкретные результаты принесла его деятельность. Как вы видите, некое сходство с предыдущей классификацией имеется, однако нередки случаи, когда негативист все же нацелен на результат, а позитивист – на процесс. Но чаще всего встречаются позитивисты, нацеленные на результат.

Поэтому, разрабатывая систему мотивации для топов, закладывайте возможности соревнования между подразделениями, которые они возглавляют.

Вы спросите: как могут соревноваться, например, отдел продаж и бухгалтерия? И будете абсолютно правы, ведь в отдел продаж мы подбираем людей, которым важен финансовый результат их деятельности, объемы продаж, а у бухгалтерии основная задача – удерживать процесс отражения финансовых результатов в установленном законом порядке.

Именно поэтому в большинстве организаций имеются серьезные трения между этими подразделениями. Дело доходит до открытого противостояния и серьезных конфликтов. Попробуйте создать шкалу оценки взаимопомощи отделов, достижения плановых показателей (для бухгалтерии это может означать отсутствие подачи уточненных налоговых деклараций, решение вопросов по уменьшению налоговых отчислений, возврат НДС и т.п.), участие в общественной жизни компании и т.д.

Тип референции: внутренняя, внешняя

Тип референции указывает на то, какое мнение для человека является более важным – собственное (внутренняя референция) или мнение других людей (внешняя референция). Среди руководителей намного больший процент составляют люди с внутренней референцией. Они имеют достаточно высокую самооценку, более независимы, готовы отстаивать свою позицию, невзирая на авторитеты.

Преобладающая внутренняя референция означает, что человеку очень важно удовлетворение от того, что он сделал – вне зависимости от признания этого другими людьми; возможность иметь собственное мнение, влиять на ситуацию, принимать самостоятельные решения. Сам факт участия в процессе управления компанией является для него мотивирующим фактором.

Признание его мнения авторитетным усиливает желание такого человека сделать для компании еще больше, выполнять свою работу лучше. Таких людей легко выявить по структуре их речи – они используют такие выражения как «я считаю», «я сам доволен», «я-то знаю» и т.п. Если же ваш топ-менеджер тяготеет к внешней референции – не скупитесь на обоснованные, заслуженные похвалы.

Публичное признание его достижений не только самим руководителем, но и коллективом в целом будет для него самой лучшей мотивацией на будущее. Именно для таких людей важно вывешивание портрета на «доску почета», описание его побед во внутрикорпоративной газете и т.п.

Ну что – вы уже определили типажи ваших топ-менеджеров? Теперь не забудьте о самом главном – о системе материального вознаграждения.

Справедливость и прозрачность

Система материального вознаграждения, то есть бонусы, премии, проценты, работает на повышение мотивации всех сотрудников. В отношении топ-менеджеров важно только одно условие: она должна быть справедлива, понятна и прозрачна. В этом случае бонус становится сильным мотивирующим фактором и для тех, для кого материальные стимулы не являются основными.

Бонус становится фактором признания достижения результата, профессионализма. Включается и фактор соревновательности: с самим собой (бонус в этом квартале выше, чем в предыдущем) или с другими менеджерами. Причем в случае руководителей подразделений включается еще и соревнование по объемам бонусов, полученных их подчиненными.

Главное условие принятия системы мотивации топ-менеджером заключается в простоте и понятности ее изложения. Если каждый, читая документ, понимает, что лично он должен сделать для того, чтобы получить премиальные выплаты и все остальные льготы, то, скорее всего, такая система будет принята.

Конечно, при этом система должна быть не только понятной, но и справедливой, а бонусы и премии – реально зависеть не от каких-то космических факторов (общий рост рынка, повышение ВВП), а от результатов деятельности самого руководителя и руководимого им отдела в целом.

Если ваши сотрудники работают по-настоящему хорошо – премии и бонусы могут вырастать практически до бесконечности. Начиная с какого-то «пика» происходит привыкание, насыщение, и тогда дальнейшее повышение бонуса не влечет за собой повышения эффективности и даже приводит к спаду.

Здесь очень важно помнить, что изменять систему бонусов в сторону их уменьшения ни в коем случае нельзя. Это может стать серьезным фактором демотивации: какой смысл стараться, если больше определенного предела все равно не получить? Сотрудник, нацеленный на результат, может в таком случае даже уволиться из компании.

Периодичность выплаты бонусов и премий тоже чрезвычайно важна. Если человек получает бонусы часто (например, раз в месяц), но они составляют не более 10–20% от месячного дохода – это повышает удовлетворенность системой компенсации, но не оказывает существенного влияния на мотивацию.

При редких, но более значимых по размеру (раз в год – тринадцатая зарплата) выплатах бонусов – они не воспринимаются как реальная часть дохода, зато являются хорошим мотивирующим стимулом, рассматриваются как нечто реально позитивное, ради чего стоит напрячься. Здесь, правда, есть и свои ловушки. Представим себе, что выплата премиальных происходит раз в квартал.

Отдел в первом квартале достиг невероятных результатов, за что ему полагаются серьезные премиальные. Выплата же премий осуществляется уже в мае, когда успехи отдела уже значительно упали. Руководителя надо бы поругать – а мы им публично премию вручаем. Здесь, по-видимому, необходима серьезная работа над текстом хвалебной речи, выбор

соответствующих слов, подразумевающих надежду на то, что результаты текущего квартала в ближайшее время станут лучше.

Индивидуальный подход к мотивации топ-менеджеров

Чем старше ваш топ-менеджер, тем важнее становится признание его необходимости в компании, незаменимости его личного опыта. Повышается значимость гарантий сохранения им своего места в конкретной фирме.

Если для молодежи существенна возможность самореализации, формальная власть и карьерный рост, то старшему поколению важнее признание его как авторитета, возможность поделиться накопленными знаниями и опытом, стабильность, охрана здоровья, индивидуальные схемы пенсионного страхования.

Для молодых топ-менеджеров значимо участие в жизни коллектива, фактическое участие в спортивных мероприятиях, в командных играх. Для старших – признание статуса: их хорошо использовать в жюри. Молодому топ-менеджеру будет в удовольствие иметь служебный автомобиль, водить который он будет сам; возможность использовать его и в нерабочее время.

Тому, кто постарше, важнее не портить свою нервную систему в пробках – наймите к служебному автомобилю водителя, и это еще повысит его ощущение значимости для компании. Женщине – топ-менеджеру оплатите косметический салон. Мужчине – тренажерный зал.

Для людей, имеющих детей – организуйте возможность устроить малышей в хороший садик, а тех, кто постарше – в элитную школу.

Вы спросите – где взять столько воображения, чтобы удовлетворить и замотивировать каждого? Ответ далеко не так сложен и лежит на поверхности: общайтесь со своими топами, узнавайте больше об их жизни, спрашивайте их самих – чего бы им хотелось, координируйте их желания с целями вашей фирмы.

Этим вы убьете двух зайцев сразу: поймете – чем и как мотивировать каждого конкретного важного для вас человека, и в несколько раз повысите мотивацию топ-менеджера самим фактом такого общения и человеческого внимания к их личности. А кроме этого, покажете ему пример такого мотивирующего воздействия на других сотрудников компании, транслируете его на остальные составляющие управленческой пирамиды, откроете новый источник успешности вашего дела. Ведь это только на словах нам всем не хватает времени и денег. На самом деле нам больше всего не хватает знаете чего? Внимания и любви.

Источник: https://psycho.ru/library/2368

Абстрактные типы собеседников

Основные абстрактные типы собеседников:  . Бальтасар Гра- сиан говорил: К каждому подбирать отмычку. В том

Абстрактный собеседник — это тип людей, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

Для классификации типов деловых, но абстрактных собеседников используются следующие критерии:

  • • компетентность, то есть обладание знаниями, позволяющими судить о предмете разговора, умение высказывать веское, авторитетное мнение по вопросу, обсуждаемому в ходе деловой беседы;
  • • откровенность;
  • • искренность;
  • • владение приемами общения с другими участниками беседы;
  • • заинтересованность в теме и успехе беседы.

Классификация абстрактных типов собеседников.

Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует постараться обсудить с ним возможные споры моменты заранее, до начала групповой беседы;
  • • не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
  • • стараться включать в формулировки решения его слова;
  • • прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его;
  • • постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
  • • беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
  • • в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абстрактных собеседников этот самый приятный тип делового партнера. Всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии;
  • • нужно стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;
  • • следует в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

Всезнайка. Характеристика: труден в общении, всегда уверен в том, что знает все лучше других, любит навязывать свою точку зрения, обо всем имеет свое мнение, постоянно требует слова.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • посадить его рядом с ведущим беседу;
  • • время от времени напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
  • • предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
  • • иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкнутость, чувствует себя и держится отчужденно, не включается в деловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

Рекомендации по общению во время беседы:

• любым способом заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу;
  • • нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами, да и нет;
  • • следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным.

Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит критики — ни прямой, ни косвенной. Чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;
  • • следует время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;
  • • не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника;
  • • следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации.

Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы, не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • следует, как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другому авторитетному собеседнику;
  • • в случае если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
  • • если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, то его следует спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения того, о чем он говорит;
  • • нужно заранее ограничить время отдельных выступлений и всей беседы в целом, обязательно установить регламент.

Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях, такой собеседник охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.

Рекомендации по общению во время беседы:

  • • с таким собеседником стоит обходиться особенно деликатно;
  • • нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы;
  • • следует продемонстрировать по отношению к нему доброжелательность, заинтересованность. Нужно способствовать тому, чтобы он развил свое замечание;
  • • в случае если такой собеседник решился заговорить, нужно применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
  • • следует помогать, такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения;
  • • можно специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре этапа.

  • 1. Этап профессионального общения — познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека. Психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках и рассказах других работников. При непосредственном наблюдении за человеком являются его вербальные и невербальные акты поведения:
    • • речь и ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;
    • • выразительные движения, мимика и жесты, экспрессия лица;
    • • движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;
    • • физическое воздействие на другого человека (касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары).

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика собеседника: манера одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование моде или ее игнорирование, подражание в ношении одежды другим людям. При составлении первичного психологического портрета сотрудника рекомендуется ориентироваться на следующие параметры личности:

  • • направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);
  • • операционные особенности поведения (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
  • • психохарактерологические качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности;
  • • психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
  • • социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности).

Основными способами построения психологического портрета в процессе делового общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

  • • Эмпатия: как способ психологического анализа позволяет проникнуть в эмоциональное состояние людей, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.
  • • Рефлексия: основывается на познании и оценке менеджером своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, в ходе его мыслей, ближайших и перспективных планах поведения.
  • • Стереотипизация: строится на основе переноса выявленных в практике общения менеджера типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию взаимодействия.
  • Индивидуализация — это способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умении и навыков.
  • 2. Этап профессионального общения — создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей психологической предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с менеджером человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта.

По мнению-Д. Гриндера и Р. Бендлера, создателей теории нейролингвистического программирования, существует три основных канала, через которые люди получают информацию об окружающем мире: зрение, слух и кинетическое чувство. У каждого человека есть наиболее развитая репрезентативная система, которая может отличаться от репрезентативной системы другого человека.

  • 3. Этап профессионального общения — непосредственный контакт менеджера с другими лицами. Его цель — получение определенной информации и воздействие на партнера. Этот этап общения важен для устранения противоречий, непонимания и разногласий, решения вопросов согласованности.
  • 4. Этап профессионального общения — осознание менеджером результатов и последствий контактов.

В деловом общении выделяются несколько фаз:

Наиболее ответственной фазой является (подготовка делового общения, которое надо планировать, правильно выбрав место и время) определить для себя установки на результаты общения.

Далее собственно наступают фазы общения. Первой из них является (вхождение в контакт).

В этой фазе менеджер должен почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться сам и дать возможность сориентироваться собеседнику — это самонастройка.

Здесь очень важно сразу расположить партнера к себе и обеспечить ровное начало общения. Этот период завершается установлением психологического контакта.

Следующая фаза — (концентрация внимания) на чем-то, какой-то проблеме, задаче сторон и разработке темы. Здесь выделяют мотивационный зондаж. Он производится с целью понять мотивы собеседника и выявить его интересы.

Далее наступает фаза (аргументации и убеждения). Она имеет место, если есть расхождение во мнениях.

Последней фазой является фаза (фиксации результата). Менеджер должен уметь почувствовать тот момент в общении, когда тема исчерпана или собеседник проявляет беспокойство. В этом случае необходимо завершать общение. Этот момент еще называют критическим.

Но завершать деловое общение нужно так чтобы была перспектива продолжения, потому что разрыв отношений это конец контактов. Разрыв отношений для менеджера означает упущенные возможности.

Менеджер в любой деловой беседе должен знать три аспекта (деловой, личный и динамику развития беседы).

Источник: https://vuzlit.ru/470663/abstraktnye_tipy_sobesednikov

1korobkova_s_n_etika_delovogo_obshcheniya_tekst_lektsiy-1 — Стр 3

Основные абстрактные типы собеседников:  . Бальтасар Гра- сиан говорил: К каждому подбирать отмычку. В том

т. п. Со стороны подчиненных приветствуется инициативность, творчество, самодисциплинированность.

Анархический (попустительский) стиль руководства складывается тогда, когда коллектив не имеет четких планов своей деятельности. Все дела пущены на самотек.

Руководитель опирается на сознательность и профессионализм своих подчиненных, а свою функции видит в предотвращении серьезных срывов в работе – осуществляет формальное управление.

Такой стиль руководства характерен для тех коллективов, где администратор не заинтересован в своем деле или не имеет опыта управлен- ческой деятельности.

По мнению специалистов, искусство управления требует специального навыка, который формируется 8–9 лет. Ни один из перечисленных стилей руководства не является совершенным и абсолютным. При выработке своего стиля руководства управленец должен иметь среди своего инструментария средства, стимулирующие сознательное отношение к общему делу, формирующие чувство хозяйственности.

Перспективной задачей для руководителей является задача установления партнерских отношений с подчиненными (развитие патернализма). Это подразумевает осознание работодателями личностной равнозначности подчиненных, их желание и право работать в комфортных условиях.

В лучших американских компаниях, как свидетельствует пресса, давно перестали мириться с привилегиями высокого должностного положения. Раньше в США считалось, что личные лифт, буфет, автостоянка – обязательные атрибуты руководства.

В настоящее время ситуация изменилась: рабочие выглядят так же респектабельно, как и администрация, ибо им созданы условия для поддержания своего имиджа. Один из ветеранов автомобилестроения, прослуживший в “Форде” более 35 лет, высказывал такую мысль: “Рабочие не злятся, что получают 19 тыс. дол. в год, а их директор – 75 тыс. дол.

Их бесит, когда им приходится приезжать на работу промозглым январским утром в 5,45, парковать машину в сотне ярдов от завода, потом пробираться к проходной сквозь снег, грязь и слякоть. И, подойдя замерзшими к входу, лицезреть пустую личную автостоянку менеджера”.

Настоящие руководители исходят из того, что нет незаменимых менеджеров – есть незаменимые рабочие. Именно их эффективная работа обеспечивает успех корпорации.

Таким образом, в современных экономических условиях, кроме профессионализма, руководитель должен обладать творческими способностями, умением объединять людей для решения производственных задач, которое должно быть основано на знании психологии личности; желательно наличие таких качеств, как предприимчивость, рационализм, проницательность. Не менее важными личными качествами руководителя становятся эрудиция и корректность. Все это позволяет эффективно наладить производство.

Нравственный кодекс руководителя. По мнению специалистов, кодекс руководителя на современном историческом этапе должен включать следующие нравственные принципы:

–нравственно-политические: патриотизм, коллективизм, гуманизм;

–нравственно-деловые: квалифицированность, принципиальность, требовательность; экономическую и политическую грамотность, знание производства и современных достижений науки и техники, умение увидеть, оценить и предотвратить нежелательные последствия производимой деятельности и т. п.

–нравственно-психологические: умение сконцентрировать внимание на решении наиболее актуальных задач, быстро переключать внимание на решение новых проблем, правильно ориентироваться в экстремальных ситуациях; энергичность, развитое воображение, душевную тонкость.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЭТИКИ

ЛЕКЦИЯ 4. Деловая коммуникация

Человеческое общение – это обмен ценностями,

àумение вести разговор – это талант.

À.Стендаль

Понятием производственная этика обозначим поведение людей непосредственно в процессе производства материальных и духовных благ безотносительно к ранговым и статусным параметрам. В данном случае основанием этического поведения является факт взаимодействия людей, объединенных общими целями и задачами.

Для того, чтобы успешно функционировать в социальной и профессиональной среде необходимо обладать конкретными знаниями в области социологии, психологии и этики, определяющими специфику делового взаимодействия. Степень владения этими знаниями показывает уровень коммуникативной компетентности бизнесмена.

Умение тактически и стратегически выстраивать свои отношения с участниками делового общения, опираясь на знание особенностей коммуникативного процесса, средств общения (вербальное, невербальное), техник ведения беседы, коммуникативные типы партнеров, приемов влияния на людей, искусство самопрезентации называют коммуникативной компетентностью делового человека.

Развитие коммуникативной компетентности – необходимое условие эффективной профессиональной деятельности.

Общение как форма взаимодействия в профессиональной деятельности. В основе делового взаимодействия лежит общение. Вступая в общение, люди обычно преследуют конкретные цели:

–обмен и передачу информации;

–развитие профессиональных качеств (обмен деятельностью, профессиональными средствами, приемами);

–формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом (демонстрация отношений друг к другу);

–изменение мотивации поведения (взаимовлияние);

–обмен эмоциями (взаимопереживание, взаимопонимание). В реальной практике общения мы встречаемся с взаимодей-

ствием типа Я-Я, называемое индивидуально-личностным (например, юрист – клиент, руководитель – подчиненный); Я-МЫ, называемый индивидуально-коллективным (например, лидер – журналисты, руководитель – коллектив); МЫ-МЫ, называемый коллективно-общественным (например, администрация предприятия – трудовой коллектив, две стороны участников переговоров).

Общение – это триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию.

Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, потребителями, клиентами.

В социально-психологическом смысле коммуникация представляет собой цикл передачи информации от отправителя к получателю и обратно. Информация чаще всего закодирована с помощью знаков, символов, систем смыслов.

Задача получателя – расшифровать полученную информацию, т. е. понять своего партнера. Понятность информации в бизнесе является одним из условий его эффективности.

Любая фирма должна быть заинтересована, чтобы

ååнамерения, стратегия, реклама были понятны деловым партнерам, потребителям, ибо в нечто неопределенное никто не будет вкладывать никакие средства. А это может привести к снижению конкурентоспособности, финансовому кризису и т. п. Причем ответственность за ясность информации лежит в большей степени на

ååотправителе, ибо правила этики и этикета требуют, чтобы взаимодействие осуществлялось “на одном языке” (если, конечно, нет намерения ввести делового партнера в заблуждение), а именно: не следует употреблять узко специализированную терминологию, говорить о предмете, в отношении которого партнер заведомо не компетентен, использовать подтекст, имеющий частный характер.

Интеракция – организация взаимодействия между людьми. Выделяют следующие виды интеракции:

–кооперацию (совместную трудовую деятельность);

–конкуренцию (соперничество);

–конфликт.

Интеракция подразумевает, что взаимодействие деловых партнеров, стремящихся к эффективности своего общения, происходит на равных условиях: независимо от социального статуса, независимо от усилий предпринятых с той или иной стороны для осуществления взаимодействия.

Перцепция (от лат. perceptio – психологическое восприятие)

– процесс восприятия, способствующий взаимопониманию уча- стников общения.

Перцепция предполагает:

–формирование межличностного восприятия;

–установление взаимопонимания;

–обеспечение взаимовлияния.

Основные абстрактные типы собеседников. Бальтасар Грасиан говорил: “К каждому подбирать отмычку. В том искусство управлять людьми”. Чтобы наиболее эффективно наладить коммуникацию, необходимо адаптировать свое поведение к собеседнику, а это возможно, когда есть представление о том, какой тип личности представляет он в социально-психологическом плане.

Существует множество типологизаций личности.

Среди наиболее известных: классификация личностей по типу темперамента: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник; психогеометрическая характеристика личности, подразделяющая людей на “квадратов”, “треугольников”, “прямоугольников”, “кругов”, “зигзагов” (тест С. Деллингера); ролевая теория Э.

Берна, сущность которой заключается в том, что в контактах с разными людьми (в том числе и в деловых контактах), мы ведем себя поразному и наше поведение продиктовано логикой одного из трех эго-состояний (состояний сознания): Родитель, Взрослый, Ребенок; манипулятивная типология американского психолога Эверетта Шостром, автора книги “Анти-Карнеги или человек-ма- нипулятор”; по его мнению в каждом человеке “сидит” манипулятор, который управляет нами в те или иные моменты жизни: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник.

Специалист в области деловых отношений, А. П. Панфилова, приводит коммуникативные типы деловых партнеров, классификация которых основана на анализе вербальных и невербальных характеристик, проявляющихся в процессе взаимодействия

–“мыслитель”, “собеседник”, “практик” (табл. 1). Диагностика типа собеседника позволит выбрать такую техни-

ку общения, которая в свою очередь дает возможность успешно

Таблица 1
Типология личности
Структура поведения«Мыслитель»«Собеседник»(эмоционально-«Практик»
(когнитивный тип)коммуникативный тип)(практический тип)
Источник информацииОщущения черпает внутри себяОщущения получает в общенииОщущения черпает в практи-
(сенсорика)с другими людьмических действиях и результатах
Тип решенияНеобходимые сведения ищет вСведения добывает в общении сПредпочитает органи-
возникающих проблем,зовывать «мыслителей» и
задачписьменных источникахдругими людьми«собеседников»
Строгая логика иОтсутствие строгой логики вСтрогая логика с ориентацией
Особенности мышлениядоказательность мыслительныхмышлении, опора на мнение
на мнение других
конструкцийдругих людей
Особенности принятияТрудно переубедить, изменитьЛегко изменяет собственнуюЛюбое принятое решение
мыслительную конструкцию вотстаивает до конца, даже если
решенияуже выработанную идею, мысль
пользу благополучия группыоно оказалось неверным
ЭмоциональнаяПотребность в уединении вПотребность в людях в тяжелуюПотребность в действиях в
потребностьтяжелую минутуминутутяжелую минуту
Динамичность и прог-Непредсказуемость и неровностьЭмоциональная ровность иСредняя степень ровности и
ностичность эмоцио-эмоциональных реакцийпредсказуемостьпредсказуемости
нальных переживаний
ПроявленияСкрытность чувствЭмоциональная вырази-Эмоциональная
переживанийтельность и открытостьнесдержанность
ПоходкаУгловатость, неуклюжестьПлавная походкаЭнергичная походка
движений, вялость походки
ÏîçûУгловатость, напряженностьРасслабленность позыУверенность в осанке
ïîçû
ЖестикуляцияЛибо отсутствует, сдерживается,Богатая, разнообразнаяРешительные манеры
либо скованная
МимикаЯвно не выражена, высокийЧасто соответствует внут-Выразительная, артистичная
самоконтрольренним переживаниям
Ðå÷üЗамедленность, слабая выра-Легкая, мягкая манераС трудом приглушаемый голос,
зительность речи, тихий голособщениярезкие и четкие фразы и голос

достичь поставленной цели взаимодействия и осуществить ваши деловые намерения.

Манера общения и стиль. Психотип партнера влияет на манеру и стиль общения. Специалисты в области деловых отношений выделяют следующие стили взаимодействия партнеров:

–творчески-продуктивный (рациональное решение проблем на взаимовыгодных условиях, сопровождающееся проявлением взаимопонимания, взаимоуважения);

–подавляющий (стремление решить свои деловые проблемы за счет партнера);

–дистанционный (деловое общение, в основе которого лежит обоюдная предпринимательская осторожность в отношении партнера);

–прагматически-деловой (взаимодействие ориентировано исключительно на заключение выгодной сделки, невзирая на социальный, эмоциональный, психологический аспекты делового общения);

–популистский (чрезмерно свободный способ общения, выражающийся в нарушении норм деловой коммуникации);

–заигрывающий (стремление достичь цели путем притупления бдительности делового партнера);

–дружеский (деловое общение, окрашенное устойчивыми положительными эмоциями).

Кроме этого, стиль взаимодействия зависит от коммуникативных возможностей партнера (интеллектуального потенциала, профессиональной компетентности, речевой культуры), характера сложившихся отношений с деловыми партнерами (уважение, зависимость, пренебрежение, сотрудничество), делового статуса партнера.

ЛЕКЦИЯ 5. Основные средства коммуникации

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

Имидж как фактор коммуникации. Для эффективности взаимодействия важен благоприятный контакт с деловым партнером, необходимо расположить его к общению на уровне личностного восприятия. Психологи отмечают, что на формирование мнения о человеке влияет первое впечатление. Далее образ другого человека может корректироваться, быть искаженным (èç-

за приписывания личности несуществующих свойств) или адекватным (соответствующим действительности), но первичное представление остается доминирующим и трудно меняющимся.

Из этого психологического факта вытекает важность того, каково ваше поведение (речь, жестикуляция, поза, мимика; тактичность, пунктуальность, аккуратность) буквально в первые минуты общения и каков ваш внешний вид в целом (имидж).

Русская пословица гласит: “По одежке встречают, по уму провожают”. Справедливость народной мудрости подтверждают и психологи, обращая внимание на то, что 90% информации усваивается через визуальный контакт (зрение), а около 10 % – через аудиальный (слух). Имидж (от англ.

image – образ) озна- чает визуальную привлекательность личности и его составляющими является внешний облик, одежда, манеры. Русский поэт, князь П. А. Вяземский писал: “Искусство нравиться есть тайна, которая, даруемая ли природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти”.

Имидж является искусством самопрезентации.

Если говорить о внешнем виде и одежде, то следует отметить, что нет четких указаний, какой костюм, туфли следует надевать, услугами каких парикмахеров и визажистов пользоваться. Главное – вы должны выглядеть респектабельно: быть аккуратным, элегантным и впечатляющим. Существенно и то, чтобы вы себя хорошо чувствовали в этой одежде; одежда и обувь была в хорошем состоянии, чистые.

Конечно существует ключевые факторы имиджа (табл. 2), которые производят положительное впечатление на окружающих, причем для женщин и мужчин они практически одинаковы, за исключением специфических элементов.

Следует отметить, что в деловой сфере эмансипация женщин уже дала свои плоды. Женщины, как показывает практика, более успешны и предприимчивы в бизнесе, чем мужчины.

И все это по причине их природной, интуитивной способности понравиться, создать себе соответствующий имидж.

Способность человека к пониманию других людей является рациональной основой процесса межличностного общения и выражается также в умении “читать” характер и намерения других по вербальным (речевым) и невербальным (не выраженных словами знакам) сигналам.

Вербальные средства коммуникации. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Различают четыре

Таблица 2

Ключевые факторы имиджа

Гендерный тип
Фактор
ЖенщиныМужчины
Kостюм, платье, желательно однотонные, неKостюм, преимущественно темно-синего, темно-
«кричащих» цветов; не допустима ультракороткая,
серого цвета (в летнее время допустимы светлые
обтягивающая, глубоко декольтированная,
тона); рубашки разных цветов для разного рода
безрукавная одежда; стиль одежды должен
мероприятий (лучшим цветом считается белый и
Одеждасоответствовать случаю (банкет, деловая встреча,
близкие к нему цвета); галстук должен соответст-
ужин и т. п.), времени года, собственным физи-
вовать цветовой гамме костюма и рубашки, а также
ческим параметрам; обязательны однотонные
подходить по длине и ширине; носки должны
чулки или колготки отвечающие по своим
подходить по цвету брюкам или туфлям
качествам сезону
ОбувьЭлегантные туфли на каблуке, соответствующиеПреимущественно классические туфли: черного
цвету одеждыцвета со шнуровкой
ПрическаПривлекательная прическа, не уместныСтильная, но не вызывающая стрижка
распущенные длинные волосы
ÃðèìТонкий макияжОтсутствие грима, за исключением телевизионных
съемок
Предпочтительны украшения из драгоценныхНедопустимы цепи, браслеты, серьги
(распространены в основном в криминальном мире
металлов и камней, допустима стильная
Аксессуарыи некоторых субкультурах); возможно одно кольцо
бижутерия, подходящая в целом ко всему облику;
минимум — браслетов, почти всегда — серьги(печатка); заколки и булавки для галстука,
запонки – по моде
Элегантный портфель, функциональная дамскаяПортфель (дипломат), папки (для внутреннего
Галантереясумка, папка: кожаные, черные или под цветпользования) из кожи: черной, желтой, темно-
основной одеждыкрасной
СопутствующиеРучка: перьевая дорогая для подписи документов.Ручка: перьевая дорогая для подписи документов
Часы: классические механические на кожаном илиЧасы: классические механические на кожаном или
элементыметаллическом браслетеметаллическом браслете

'

вида речевой деятельности: передача информации – говорение (35% рабочего времени) и написание (9% рабочего времени); восприятие информации – слушание (40% рабочего времени) и чтение (16% рабочего времени).

Как видно из процентного соотношения, большая часть рече- вой активности должна приходиться на слушание. Умение слушать партнера – очень важная способностью в деловом общении. Это необходимое условие правильного понимания его позиции.

Таким умением, по мнению специалистов, обладает всего лишь 10% деловых людей. Кроме личных (обусловленных индивидуальным психологическим складом), существуют объективные трудности эффективного слушания, которые надо преодолевать.

К таким объективным трудностям относятся:

–высокая скорость умственной деятельности (по исследованиям специалистов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим; в силу этого, мозг в свободное время отвлекается от речи говорящего);

–отключение внимания (наличие раздражающих, отвлекающих факторов);

–избирательность внимания (по законам психологии, в центре нашего внимания может быть только один объект – мимика, жесты, поза, интонация, слова);

–потребность реплики (ведя параллельно внутреннюю беседу с партнером, формулируя ответ, собеседник отвлекается от его речи).

Управление данными психическими процессами позволяют в большем объеме воспринимать информацию, обмен которой осуществляется в процессе коммуникации.

Невербальные средства коммуникации. К средствам невербальной коммуникации, как правило, относятся:

1. Дистанция. Исследования показали, что любой человек имеет свою личную территорию, вторжение в которую нежелательно. Кроме интимной зоны (15–45 см), выделяют собственно личную зону (46–121 см), зону социального общения (122–360 см), общедоступную зону (более 360 см);

2. Ïîçà. Обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера, на отношение к полученной информации;

3. Мимика. Демонстрирует эмоции, говорит об отношении к кому-то или чему-то. По мнению западных исследователей, универсальным ключом к решению многих деловых проблем является улыбка;

Источник: https://studfile.net/preview/9931564/page:3/

Критикон

Основные абстрактные типы собеседников:  . Бальтасар Гра- сиан говорил: К каждому подбирать отмычку. В том

В творческой эволюции Грасиана трактат «Остроумие», как уже сказано, относится к раннему периоду, после переезда в Уэску и знакомства со светским кружком Ластаносы.

В панегирической дидактике «Героя», «Политика» и «Остроумия» еще ощущаются восторги прозелита, впервые приобщившегося к богатому миру современной светской мысли.

Но уже в эстетическом трактате, задуманном и как учебник «мастерства», целая глава посвящена «остроумию критическому и злому» (XXVI). особо рекомендуемым уподоблениям «язвительной сатиры», – своего рода панегирику наизнанку, или антипанегирику.

Этого рода «остроумием» более сложного тона – панегирик деятельной личности в сочетании с сатирой на (социальные) условия ее деятельности – преимущественно отмечены поздние и наиболее значительные создания Грасиана, «Карманный оракул» и «Критикой».

III. «Карманный оракул»

Антиномия натуры и культуры. Два типа афоризмов

«Афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана инфансона» [811]811  Инфансон – в тогдашней Испании низший дворянский чин, вроде «детей дворянских» в допетровской России.

[Закрыть]

, – подзаголовок «Карманного оракула». – это действительно сентенции Бальтасара Грасиана, порой «извлеченные» из трех предыдущих трактатов («Герой», «Политик» и «Благоразумный»), чаще вариации на их темы. – а не авторский прием, как может заподозрить читатель, не мистификация, наподобие «инфансона» Лоренсо. впрочем, тоже не выдуманного кузена, а потому и однофамильца, под именем которого действительно выходили в свет прежние сочинения Бальтасара. Сущая правда и явный (для осведомленного читателя, для друзей) вымысел переходят в псевдониме, играя, друг в друга. После антологии лирики «изощренного ума» из чужих стихов – антология дидактики из собственных мыслей, некий житейский «подручный советник» [812]812  Oráculo manual – буквально «Подручный оракул».

[Закрыть]

для Благоразумного, изощренного в делах, для всякого желающего стать «личностью», способного ею стать. В первой публикации «Карманного оракула» (1647), изданного в «карманном» миниатюрном формате (12 X 4 см), «играет» сама типографская форма Ассоциативный (метафорически «остроумный»), консептистски игровой нюанс, который, правда, вряд ли доходит до читателя XX в., есть уже и в первом [813]813  В оригинале – втором.

[Закрыть]

слове подзаголовка, в жанровом обозначении «афоризмы». У современного Грасиану читателя этот термин, в отличие от традиционных своих синонимов («изречения», «сентенции», «максимы» и т. д.), еще ассоциировался со знаменитыми «Афоризмами» Гиппократа, терапевтическими и гигиеническими предписаниями. Автор «афоризмов» испанских намерен выступить в роли врача морального. Ибо в своих нравах (лат. mores) современное общество уже достигло стадии «кризисной» (ниже, при разборе «Критикона», мы увидим, что и этому термину, некогда медицинскому, Грасиан придал более широкое – моральное и социальное – значение), той стадии, когда впервые выясняется, обнаруживается природа патологического процесса и уже возможно вмешательство врача: стадия зрелости.

И уже в первом афоризме, в его заголовке («Все уже достигло зрелости, и более всего – личность») подхватывается ассоциативный ход, продолжается морально-терапевтическая метафора: заголовок начального афоризма – как бы эпиграф ко всей книге.

А стало быть, в «тексте» афоризма, в комментарии к заголовку («Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых») число семь – не синоним для слова «много», как обычно в древней патриархальной мудрости народных поговорок на разных языках [814]814  Но не в испанском, где в значении «много», «несколько» обычно выступает число четыре.

[Закрыть]

, а вполне конкретный консептистский намек: «семь мудрецов древности», каждому из которых приписывается одно любимое изречение, для него как бы вся мудрость житейская в одной истине. Основной контраст здесь поэтому – между зрелым «нынче» и «древностью» еще незрелого общества. Второй афоризм затем – с предельной, подобающей «оракулу» лапидарностью, достойной древних изречений, – формулирует кризисное существо «зрелости» в двух словах: «Натура и культура – два стержня, на коих красуются все достоинства».

В этом противопоставлении – вкратце все барочное мировоззрение зрелой мысли Б.

Грасиана: «хенио» (genio), «натура», то, что Природой дано «человеку от рождения», особые его силы, способности, возможности как особи, – и «инхенио» (ingenio), «изощренность» ума, изобретательность, то, что еще надо культивировать, развивать в себе, чему научается человек, сам формируя себя как личность. Ибо, как вскоре разъяснит афоризм 6-й, озаглавленный «Зрелость человека»: «Зрелыми не рождаются, но, изо дня в день совершенствуя свою мысль, изощряясь в своем деле, человек достигает высшей зрелости».

Антитеза эта пронизывает все позднее творчество Б. Грасиана. В «Благоразумном», трактате, предшествовавшем «Оракулу», 1-я глава названа «Genio е ingenio». В последовавшем за «Оракулом» «Критиконе» два героя, юный Андренио (греч. ανδρος; – «муж») и пожилой Критило (от греч.

κρισις – «решение»), его умудренный опытом отец, – это путешествующие по Жизни Хенио и Инхенио.

Оба первоначала – пока в еще скрытом от читателя виде – уже наметились в тексте первого афоризма: «мудрость» как дар природы человеку во все времена, в том числе и в «древности», – и «искусство обхождения», особая мудрость, настоятельно требуемая «нынче».

Отчетливее контраст проступает в афоризме 2-м («дарование» и «образование»): «невежда» ошибается в «выборе занятия», для чего требуется инхенио. В дальнейшем эта антитеза в синонимах или вариациях нередко выносится в заголовки афоризмов: «Мудрость и доблесть – основа величия» (4) [815]815  Здесь и дальше число в скобках означает номер афоризма.

[Закрыть]

, «Счастье и слава» (10), «Природа и искусство, материал и творение» (12), «Сущность и манера» (14), «Прилежание и одаренность» (18), «Решительный и рассудительный» (53), «Быть благоразумно отважным» (54), «Сущность и наружность» (99), «Делать дело – и показывать дело» (130), «Знать свои страстишки» (161), «Действовать не по норову, а по здравомыслию» (218) и др.

Мыслитель Грасиан знает, что оба члена антиномии, натура и культура, равновелики по значению, отмечая это с самого начала, «одно без другого – полдела» (2), часто напоминая, что «разум и сила – глаза и руки»; «для невежды мир – потемки», а «без доблести мудрость бесплодна» (4).

Но прагматик моралист акцентирует в «Оракуле» второе начало; в двучленном ключе к морали Грасиана ударение, как правило, на втором члене.

Ведь даже мудрость (как способность), а тем паче другие таланты, природные силы – это случайный, никем не заслуженный дар (Натуры), тут никто тебе не поможет; тогда как знания, понимание (мудрость как сознательность) приобретаются, это зависит от тебя – тут-то тебе пригодится советник, «оракул» (Культуры).

Разумеется, если ты не намерен «закопать свой талант» и если не ошибаешься насчет своего «призвания» и «места в жизни».

Поэтому в заголовках большинства афоризмов часто слышен только голос Инхенио: «Действовать скрытно» (3), «Пусть в тебе нуждаются» (5), «Избегать побед над вышестоящим» (7), «Хвала проницательному» (25), «Человек рассудительный и приметливый» (49), «Человек с разбором» (51), «Изощренный вкус» (65) и т. д.

И этот голос слышен даже в заголовках поздних книг Грасиана: «Благоразумный», «Остроумие, или Искусство изощренного ума», «Карманный оракул, или Наука благоразумия», «Критикой». Приоритет в любом деле отдается сознательности инхенио, которому мощная, но наивная натура (хенио) повинуется, как руки глазам, как лошадь всаднику. Хотя без натуральной мощи даже изощренная культурой мудрость бессильна, бесплодна. (Молодой Грасиан к такому решению антиномии еще не пришел. Его первое произведение «Герой» – апология природной одаренности. А в заключительной главе эстетического трактата «изощренность ума» провозглашается природным и наиболее великим талантом: «Природа похитила у рассудка все то, чем одарила талант». «Всякому великому таланту присуща крупица безумия. Он творит и имеет успех, сам себя не понимая»).

В этом акценте для концепции всякого развития, и персонального, и социального, Б. Грасиан принадлежит своему веку, а в подчеркнутой напряженности решения («кризисности»), в барочно дисгармоничных, парадоксально изощренных оттенках своей трактовки всякой зрелости – по преимуществу своей стране, Испании.

Для теории, как и для официальной практики абсолютистского XVII в (при всем разнообразии национальных вариантов), для «цивилизующего» пафоса его мысли – будь то политика Гоббса (старшего современника Грасиана в Англии) или поэтика Буало (младшего его современника во Франции) – характерна та же антиномия мощной талантами, одаренной задатками, но самой по себе слепой, даже губительной, стихийной «натуры» [816]816
  Puer robustus, sed malitiosus, – «Парень дюжий, но злокозненный»: Гоббс о народе как социальной силе (латинский трактат «De Cive» – «О Гражданине», 2-е изд., 1647).

[Закрыть]

(хенио) – и в ограничениях, абсолютистских регламентах спасительной, лишь благодаря искусству управления рассудительной, проницательной «культуры» (инхенио). «Поэтическое искусство» Буало – тот же «Карманный оракул», свод правил (в потомстве ставших афоризмами) – для талантами одаренного поэта, буде тот пожелает достичь в своем деле мастерства, зрелости, «культуры».

Как антиномия, контраст натуры и культуры явился реакцией на пресловутое «открытие природы и человека» в предыдущую эпоху, в гуманизме Возрождения, идеализирующем стихийно свободное развитие (вспомним девиз Телемского аббатства Рабле «Делай что хочешь»): для мысли Ренессанса природа и разум еще не антиномичны, все естественное развивается само по себе разумно.

Такой взгляд представляется ведущей мысли эпохи барокко и классицизма – далеко не без оснований! – фантастической, утопической точкой зрения, неопытностью беспечной юности.

Суверенная роль патронирующего разума над страстями, авторитет культуры для натуры – всем очевидная аксиома в обиходном словоупотреблении «цивилизованного» человека эпохи абсолютизма, – вплоть до середины XVIII столетия.

И только с новым подъемом освободительных сил, с эпохи сентиментализма и преромантизма, вместе с выступлением Руссо, с его апологией естественной природы в противовес искусственности современной культуры, с его критикой абсолютистской «цивилизованности», достаточно зрелой, но именно поэтому фальшивой и несчастной, – возрождается давняя антиномия, даже с большей остротой, но с противоположным, чем у Грасиана и его современников, акцентом. Последователи Руссо в Германии во главе с молодым Гете горделиво называют себя «бурными гениями», отвергая во всяком творческом процессе суверенитет рассудка, признавая лишь за натурой, за природной «оригинальной» одаренностью, за самостоятельной творческой личностью решающую роль в развитии подлинной здоровой культуры – вслед за Эдвардом Юнгом в Англии, автором знаменитого «Рассуждения об оригинальном творчестве» (1759). В этом значении – как высшая оценка творческой личности – понятие «гений» перешло к потомству, после того как двухвековая антиномия потеряла столь характерную для ее первооткрывателей остроту

Мы поймем резоны концепции «Оракула», странный для позднейшего читателя акцент на «искусстве», а не на врожденных талантах, не на «гении», если зададим себе вопрос: к кому в первую очередь обращается Бальтасар Грасиан, кто же – по своему положению в обществе и цели в жизни – читатель его афоризмов? В социальной структуре абсолютизма XVII в.

, иерархической по преимуществу, в частности в Испании, все определяется местом, ступенью на официальной лестнице – лишь там и могут проявиться, обнаружиться и реализоваться таящиеся в натуре природные дарования, личные призвания.

Иерархическое «место» даже часто выносится по смыслу в заголовок: «Пусть в тебе нуждаются» (5); «Избегать побед над вышестоящим» (7); «Иметь разумных помощников» (15): «О прирожденной властности» (42): «К каждому подбирать отмычку. В этом искусство управлять людьми» (26): «Быть разборчивым в слугах» (62); «Не входить в тайны вышестоящих» (237) и т. д.

Грасиановский человек – это прежде всего «начальник», либо его «помощник», «советник» (что в конечном счете – одно и то же), а более конкретно – «придворный» как модель «культурного человека» [817]817  Начиная с первого французского перевода Амело Делауссе (1684) консептистски темный заголовок оригинала «Карманный оракул» почти во всех изданиях заменялся на более понятный читателю «Придворный» (Homme de cour). В этой французской (без перевода!) форме заголовок «Оракула» сохраняется и в ранних немецких переводах (1686, 1687, 1711 и др.). в голландских (1696, 1700. 1701) – отсюда и его ру

Источник: https://iknigi.net/avtor-baltasar-grasian/1985-kritikon-baltasar-grasian/read/page-42.html

Читать

Основные абстрактные типы собеседников:  . Бальтасар Гра- сиан говорил: К каждому подбирать отмычку. В том
sh: 1: —format=html: not found

Бальтасар Грасиан

Карманный оракул или Наука благоразумия, где собраны афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана

1. Все уже достигло зрелости, и более всего – личность. Ныне от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых [1], и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом.

2. Натура и культура – два стержня, на коих красуются все достоинства. Одно без другого – полдела. Образования мало, надобно еще дарование. Но беда невежды в том, что он ошибается насчет своего призвания в жизни, в выборе занятий, места в краю родном, в кругу друзей.

3. Действовать скрытно. Неожиданность – залог успеха. От игры в открытую – ни корысти, ни радости. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес, особенно там, где высота положения порождает всеобщие ожидания, окружает замыслы тайною и самой этой загадочностью внушает благоговение.

Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность – святилище благоразумия. Огласить замысел – погубить его: тогда в нем загодя находят недостатки, а потерпит неудачу – окажется злосчастным вдвойне.

Итак, в образе действий подражай божественному, дабы всегда привлекать к себе напряженное внимание.

4. Мудрость и доблесть – основа величия. Бессмертные, они даруют бессмертие. Сколько человек знает, настолько он человек; знающий всемогущ. Для невежды мир – потемки. Разум и сила – глаза и руки; без доблести мудрость бесплодна.

5. Пусть в тебе нуждаются. Не ваятель кумир творит, а кто кумир боготворит. Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Полагаться на подлую благодарность – обкрадывать благородную надежду: сколь первая забывчива, столь вторая памятлива.

Зависимые полезней любезных: утолив жажду, от источника отвернутся, выжатый апельсин сбросят с золота в болото. Конец нужде – конец дружбе, а с ней и службе. Да будет первым твоим житейским правилом – поддерживать нужду в тебе, не удовлетворять ее полностью, пусть в тебе постоянно нуждаются, даже венценосный патрон.

Но не следует чрезмерной скрытностью вводить в заблуждение, неже причинять ближнему зло ради собственного блага.

6. Зрелость человека.

Зрелыми не рождаются, но, изо дня в день совершенствуя свою личность, изощряясь в своем деле, человек достигает высшей зрелости, полноты достоинств и преимуществ – это сказывается в изысканности вкуса, в утонченности ума, в основательности суждений, в безупречности желаний. Иным так и не удается достичь законченности, им всегда чего-то недостает; другие достигают ее поздно. Муж всесовершенный, мудрый в речах, благоразумный в делах, всегда приятен людям рассудительным, они жаждут общения с ним.

7. Избегать побед над вышестоящим. Победить – значит вызвать неприязнь, победить же своего господина – неразумно, а то и опасно. Превосходство ненавистно, тем паче особам превосходительным.

Свои преимущества при старании можно скрыть, как красоту – небрежностью наряда.

Многие, особенно же сильные мира сего, охотно согласятся, что уступают другим в удаче, в любых дарованиях, кроме ума: ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму – оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить и в самом высоком.

Их превосходительствам угодна помощь, но не превосходство; им угодно, чтобы совет казался всего лишь напоминанием о том, что забыто, а не объяснением того, что им непонятно. Наглядный урок дают нам звезды: светозарные дети солнца, они никогда не дерзают затмить его сияние.

8. Господство над своими страстями– свойство высшего величия духа. Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний.

Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем победа над их своеволием.

И если страсть все же заполонит личность, не давать ей доступа к сану, тем паче высокому: вот достойный способ избежать огорчений, вот кратчайший путь к доброй славе.

9. Избавляться от недостатков, присущих землякам твоим. Вода приобретает хорошие или дурные свойства от почв, по которым струится, а человек – от края, в котором родится. Одни обязаны родине больше, нежели другие, ибо родились под более благосклонным небом.

Каждому народу, даже весьма просвещенному, свойственен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом либо со злорадством. Вытравить или хотя бы прикрыть эти родимые пятна – немалое искусство: такой человек прославится как исключение среди своих земляков – а что редко, то дорого.

Бывают еще недостатки фамильные, сословные, должностные, возрастные, и если все они сойдутся и не будет человек стараться от них избавиться, то чудищем станет несносным.

10. Счастье и слава. Сколь первое непостоянно, столь вторая неизменна. То – для жизни сей, эта – для посмертной; то побеждает зависть, эта – забвение. Счастья желают, порой достигают; славу заслуживают. Жажду доброй славы порождает доблесть. Слава всегда была и пребудет сестрою гигантов, она – спутница крайностей: чудо либо чудовище, предмет восхищения либо омерзения.

11. Общаться с теми, от кого можно научиться. Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседа – изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы.

Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума прибывает. Но обычно мы об этом забываем, ибо тщеславие заслоняет выгоду. Благоразумный посещает славных мужей, чьи домы – ристалища доблести, а не обиталища суетности.

Вельможи просвещенные не только сами подают словом и делом пример величия, но и круг их приближенных образует некую академию благих и изысканных нравов.

12. Природа и искусство, материал и творение. Даже красоте надо помогать: даже прекрасное предстанет уродством, ежели не украшено искусством, что удаляет изъяны и полирует достоинства.

Природа бросает нас на произвол судьбы – прибегнем же к искусству! Без него и превосходная натура останется несовершенной. У кого нет культуры, у того и достоинств вполовину.

От человека, не прошедшего хорошей школы, всегда отдает грубостью; ему надо шлифовать себя, стремясь во всем к совершенству.

13. Действовать, исходя из умысла, то второго, то первого. Жизнь человека – борьба с кознями человека. Хитрость сражается, применяя стратагемы умысла: никогда не совершает то, о чем возвещает; целится так, чтобы сбить с толку; для отвода глаз искусно грозит и внезапно, где не ждут, разит, непрестанно стараясь обморочить.

Явит один умысел, дабы проверить соперника помысел, а затем, круто повернув, нападает врасплох и побеждает. Ум проницательный, однако, предвидит ее происки, следит за нею исподтишка, усматривает противное тому, в чем уверяют, и вмиг узнает обманный ход; переждав атаку первого умысла, ждет второго и даже третьего.

Заметив, что ее раскусили, злокозненность удваивает усилия, используя для обмана самое правду. Иная игра, иные приемы – теперь хитрость рядится в одежды бесхитростности, коварство надевает маску чистосердечия.

На помощь тогда приходит наблюдательность; разгадав дальновидную цель, она под личиной света обнаруживает мрак, изобличает умысел, который, чем проще кажется, тем пуще таится. Так, коварные тучи Пифона борются со светозарными лучами Аполлона [2].

14. Сущность и манера. Суть дела – полдела; не менее существенно, как дело сделано. Грубость вредит всему, даже справедливому и разумному; любезность все скрашивает: позлащает «нет», подслащает истину, подрумянивает даже старость. Во всех делах важно «как»: приветливость, подобно шулеру, играет наверняка. Bel portarse [3] украшает жизнь, с успехом играя роль дружбы.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=10729&p=2

Scicenter1
Добавить комментарий