ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. — 12group1

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки

В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

  1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации.

    В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.

  2. Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.

  3. Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
  4.  Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров.

     Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием.

    Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

Основные черты информационного общества

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. 

Некоторые характерные черты информационного общества:

  1. Объёмы информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения специальные технические средства.
  2.  Неизбежно использование компьютеров.
  3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
  4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
  5. Произойдёт переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
  6. Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
  7. У людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.
  8. Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.
  9. В сфере образования буде создана система непрерывного образования.
  10. Дети и взрослые смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.
  11. Появляется и развивается рынок информационных услуг. 

Виды профессиональной информационной деятельности человека с
использованием технических средств и информационных ресурсов .

Деятельность человека, связанную с процессами получе­ния, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

 В настоящее время компьютеры используются для обра­ботки не только чисел, но и других видов информации. Бла­годаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современ­ного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

 Но к современным техническим средствам работы с ин­формацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хра­нение:

  • Сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры.
  • Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи.
  • цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны.
  • Записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.).
  • Полиграфическое оборудование.
  • Цифровые музыкальные студии.
  • Медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
  • Сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаме­нах и избирательных участках;
  • ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер.
  • Плоттеры и различные принтеры.
  • Мультимедийные проекторы.
  • Флэш-память, используемая также в плеерах и фотоап­паратах.
  • Мобильные телефоны.

 Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных науч­но-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей:

  • Многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими про­цессами).
  • Серверы в глобальной компьютерной сети, управляю­щие работой и хранящие огромный объем информации.
  • Специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ.

Источник: https://www.sites.google.com/site/12group2/osnovnye-etapy-razvitia-informacionnogo-obsestva-etapy-razvitia-tehniceskih-sredstv-i-informacionnyh-resursov

Информационное общество: история и этапы развития. Этапы развития вычислительной техники

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки

  • Первая информационная революция связана с появлением письменности. Письменность дала людям возможность для накопления и распространения знаний.
  • Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с книгопечатанием. Возникла возможность сделать информацию массово-доступной, а не только ее сохранять. Грамотность стала явлением, охватившим широкие массы народа. Произошло ускорение роста науки и техники, приведшее к промышленной революции. Книги перешагнули национальные границы, что привело к началу создания общечеловеческой цивилизации.
  • Третья информационная революция (конец XIX в.) была вызвана большим прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили быстро передавать информацию на большие расстояния.
  • Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессоров и персональных компьютеров. Вскоре возникли компьютерные телекоммуникации, сильно изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция произвела существенные перемены в развитии общества, появился новый термин «информационное общество».

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Информация становится предметом всеобщего потребления.

Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.

Отличительные черты информационного общества:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    • эффективное информационное взаимодействие людей;
    • их доступ к мировым информационным ресурсам;
    • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

  • Первый этап занимает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы.
  • Второй этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров, использующих интегральные схемы, и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.

Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру.

Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный — нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Из истории человечества нам известно, что некоторые научные изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации.

К их числу относятся изобретение колеса, парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией и пр.

Процессы резкого изменения в характере производства, к которым приводят важные научные открытия, принято называть научно-технической революцией (НТР).

Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.

  • Первый этап начинается с создания первой электронно-вычислительной машины ENIAC (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось небольшое число людей, в основном в научной и производственной областях.
  • Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и всеобщим распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко применяться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с телевизорами, магнитофонами.
  • Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. С появлением Интернета ПК, который помещается на письменном столе, стал окном в огромный мир информации. Появились такие понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно появление Интернета дает возможность говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно-ориентированного общества».

С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Этапы развития вычислительной техники

  • Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке- наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления. В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.
  • Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути. 1623 г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами. 1642 г. — Б. Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. 1673 г. — немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции.   Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века. Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792—1871) выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: склад — память; мельница  — арифметическое устройство; устройство управления; устройства ввода/вывода. Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс. Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.
  • Электромеханический этап развития вычислительной техники явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет — от первого табулятора Г. Холлерита до первой ЭВМ «ENIAC”. 1887 г. — создание Г. Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений — обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM. Начало — 30-е годы XX века — разработка счетноаналитических комплексов, на базе которых создаются вычислительные центры. В это же время развиваются аналоговые машины. 1930 г. — В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях. 1937 г. — Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC. 1944 г. — Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.1957 г. — последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.
  • Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC. В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д.

Екатерина Пашкова.

Источник: https://pedsovet.su/publ/175-1-0-3145

Основные черты информационного общества: как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки

Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки неразрывно связаны с развитием цивилизации. В XX в. преобладали теории, базирующиеся на периодизации общественного развития с учетом способа производства и форм собственности. В соответствии с учением К. Маркса и Ф.

Энгельса в истории человечества известны пять общественных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Данное учение являлось методологической основой для всех социально-гуманитарных наук, в том числе и библиотековедения.

Оценка истории, современного состояния и моделирование перспектив развития разных общественных институтов в советский период осуществлялись с позиций марксистско- ленинской философии.

Крах советской политической системы вызвал к жизни новые подходы к рассмотрению основных этапов развития общества. С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Таким образом, наряду с тремя этапами развития общества выделен особый, четвертый его этап — информационное общество.

Информационое общество также расматривают как качественно новый этап цивилизационного развития человечества и представители технологического подхода.

По мнению сторонников данной точки зрения, не тип государственного устройства, способ производства или форма собственности являются главными отличительными признаками того или иного этапа развития общества, а его технологическое устройство, которое и определяет образ жизни и деятельности людей.

Поэтому история человечества — это закономерная последовательность технологических революций, “радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами организации общественного производства и жизнеобеспечения общества”.

Технологический уровень развития общества неразрывно связан с его информационным обеспечением. А.И. Ракитов доказал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.

Информационный подход к истории развития цивилизации предполагает рассмотрение основных этапов развития общества через призму информационных революций. Его представители выделяют шесть основных таких революций.

Первая информационная революция в человеческом обществе связана с появлением языка и членораздельной речи, вторая — с возникновением письменности. Книгопечатание явилось основой третьей информационной революции, а четвертая, начавшаяся в XIX в., вызвана изобретением и все более широким применением новых средств коммуникации.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX в. и связана с использованием в общественной жизни средств вычислительной техники.

Разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества исследователи рассматривают “как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации — информационного общества”.

Первыми идеологами концепции формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации считают зарубежных ученых Д. Белла, К. Кояму, И. Мартина, Й. Масуду, Ф. Машлу- па и Э. Тофлера. Начало же развитию этой теории положил американский экономист Ф. Машлуп.

Проанализировав информационный сектор экономики США, он в первой половине 1960-х годов разработал экономическую теорию информации и ввел в научный оборот термин “информационное общество”. Вслед за ним Р. Лэйн выдвинул идею “общества знания” и определил основные его особенности. Французский социолог А.

Турен обозначил новый формирующийся строй как особое “программируемое” общество. В начале 1970-х годов ряд концепций нового развивающегося общества был выдвинут учеными Японии, США, Канады, Франции и других стран.

Эти концепции раскрывают информацию в качестве основной движущей силы общества, от которой зависят способ материального производства, социальное устройство и формы духовного производства.

Сегодня понятие “информационное общество” получило широкое распространение, но его однозначного определения и четко разработанной концепции пока не существует. Современные социологи и политологи по-разному отвечают на вопрос о месте информационного общества в историческом развитии человечества.

Одни из них сочетания “информационное общество” и “постиндустриальное общество” употребляют как синонимические. Другие считают, что информационное общество — это лишь разновидность постиндустриального общества. Третьи видят в информационном обществе один из этапов развития постиндустриального общества.

Четвертые вообще выводят информационное общество за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущего на смену постиндустриализму. Вместе с тем, несмотря на различие названий и множество выдвинутых концепций информационной эры (табл. 7.

1), все ученые едины в том, что речь идет о новой ступени общественного развития. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (ВЗГЛЯДЫ ВЕДУЩИХ УЧЕНЫХ)

Характеристика информационного общества

Компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещает либо усиливает умственный труд человека.

Информационная революция быстро превращается в новую производительную силу и делает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания.

Потенциальным рынком становится “граница познанного”, возрастает возможность решения проблем и развития сотрудничества.

Ведущей отраслью экономики становится интеллектуальное производство, продукция которого аккумулируется, а аккумулированная информация распространяется через синергетическое производство и долевое использование.

Основным субъектом социальной активности становится “свободное сообщество”, а политической системой является “ демократия участия».

Основной целью общества является реализация “ценности времени

Национальные информационные ресурсы рассматриваются как самый большой потенциальный источник богатства.

Экономика, в которой промышленность по показателям занятости и доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а в сфере услуг преобладает обработка информации

Увеличение количества и качества имеющейся в обращении информации, ее эффективная передача и переработка.

Доступность информации для каждого благодаря относительной ее дешевизне. Информационные секторы экономики выходят на первое место по числу занятых в них трудящихся 1
2
3
1990
А.Д. Урсул
Экономической основой и главной формой развития общества в глобальном масштабе оказываются информационно-емкая всесторонняя интенсификация и развитая информационная экономика.

Общество основывается и развивается на автоматизированной генерации, хранении, обработке и использовании знаний (прежде всего научных) с помощью новейшей информационной техники и технологии на базе искусственного интеллекта, т.е. обеспечивается приоритет информации по сравнению с другими ресурсами и факторами развития.

Общество глобально, процесс информатизации обретает всеобщий и всесторонний характер. Достигается такое состояние информатизации социума, в котором с помощью средств информатики будет реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации
1996
Э.В. Тадевосян
Компьютеризация общества и информационная революция.

Превращение информации и информатизации в решающий фактор жизни общества. Интеллектуализация человеческой деятельности. Децентрализация и индивидуализация. Демократизация и дебюрократизация. Глобализация и формирование наднациональных структур
1997
В .А. Копылов
Персональный компьютер, подключенный к трансграничным информационным сетям, входит в каждый дом и в каждую семью.

Возникают новые формы и виды деятельности в информационных сетях, так сказать, деятельности “не выходя из дома”: работа и торговля в сетях, отдых в сетях, творчество и развлечение в сетях, воспитание и образование в сетях, медицина в сетях и др.

Каждый член общества имеет возможность своевременно и оперативно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства.

1
2
3 Предоставляется уникальная возможность оперативной, практически мгновенной коммуникации как каждого члена общества с каждым и каждого со всеми вместе, так и определенных групп населения с государственными и общественными структурами вне зависимости от места проживания на земном шаре
1999
Д. Белл
Центральная роль теоретического знания.

Создание новой интеллектуальной технологии. Рост класса носителей знания.

Переход от производства товаров к производству услуг.

Наука достигает своего зрелого состояния
1999
И.С. Мелюхин
Информация используется как экономический ресурс.

Информация становится предметом массового потребления у населения.

Происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли

Анализ точек зрения ведущих специалистов, занимающихся исследованием информационного общества, позволяет выделить основные технологические, экономические, политические параметры, его отличающие.

В предшествующие информационному обществу эпохи основные усилия общества в технологическом плане были направлены на облегчение физического труда человека при помощи использования мускульной силы животных и различных механизмов.

Информационное общество направлено на облегчение и интенсификацию в первую очередь интеллектуальной деятельности человека на базе эффективного использования новейшей информационной техники и технологии, в том числе искусственного интеллекта. Поэтому с технологической точки зрения информационное общество характеризуют: •

наличие и использование персонального компьютера, подключенного к информационным сетям, как неотъемлемого атрибута каждой семьи, предприятия, организации и учреждения; •

слаженная работа локальных, корпоративных, национальных и международных информационных сетей, обеспечивающих оперативную коммуникацию между членами общества, государственными и общественными организациями вне зависимости от их места нахождения; •

новые виды деятельности в информационных сетях; • усиление роли центров, осуществляющих автоматизированную генерацию, хранение, обработку и использование различных видов информации.

С экономической точки зрения информационное общество — это общество, в котором: •

ведущей отраслью экономики является интеллектуальное производство; •

информационные ресурсы рассматриваются как самый большой потенциальный источник богатства, а информация является производительной силой; •

информационный сектор экономики развивается более быстрыми темпами, чем остальные отрасли, промышленность по показателям занятости и доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а в сфере услуг преобладают сбор, обработка, хранение и распространение информации; •

информация становится предметом массового потребления у населения и доступна каждому благодаря относительной ее дешевизне.

С социально-политической точки зрения информационное общество

представляет собой открытое демократическое общество, целью которого является повышение уровня благосостояния своих граждан, в том числе путем решения глобальных проблем человечества, возникших в период его индустриального развития, в первую очередь экологических. В данном обществе: •

основную социальною группу составляют работники информационной сферы; •

соблюдаются демократические права и свободы граждан; •

гарантирована доступность информации каждому, каждый член общества имеет возможность своевременно и оперативно получать с помощью информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, независимо от места его нахождения в пространстве.

Таким образом, информационное общество — это демократическое общество, целью которого является достижение более высокого уровня благосостояния граждан путем эффективного использования различных видов информации (как ранее созданной, так и постоянно генерируемой) с помощью вычислительной техники или других средств сбора, обработки, хранения и доставки.

Среди специалистов нет единой точки зрения о том, на каком этапе развития находятся современное человеческое сообщество в целом и отдельные страны в частности. По мнению К. К. Колина, «сегодня, в самом начале XXI в.

, большая часть развитых стран мира все еще находится в стадии индустриальных обществ, а наиболее развитые из них (главным образом, страны “большой семерки”) — в стадии перехода от постиндустриального к информационному обществу.

Что же касается России, то она в настоящее время по своим макроэкономическим характеристикам относится к развивающимся странам, и в ней только начался переход от индустриального к постиндустриальному обществу». 7.1.

Источник: https://uchebnikfree.com/delo-bibliotekovedenie-bibliotechnoe/osnovnyie-chertyi-informatsionnogo-14829.html

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества.

Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медицинских и социологических институтов, ведь рассмотрение общества должно затрагивать различные сферы жизни и деятельности людей, так как общество — это целая система взаимоотношений.

Ключевые слова:информация, коммуникация, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии,

Ни для кого не секрет, что современное общество — общество IT-технологий, которые пронизывают буквально все сферы жизни и деятельности человека. Мы не можем представить свою жизнь без различных гаджетов, компьютеров, интернета.

«Мы живем в XXI веке, а это значит, что мы живем в информационном обществе» — такое название Куянцева Л. М. дала своей статье и раскрыла всю суть современной эпохи. В статье она приводит определение информационного общества как общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Но что такое информация? Существует очень много трактовок определения данного понятия, почти все они сходятся в том, что информация — это какие-либо сведения. Колков А. И.

(кандидат технических наук) определяет информацию как основу знаний. И он абсолютно прав, если принять информацию как сведение.

Ведь сведения — это познания в какой-либо области такое определение дает нам толковый словарь Ожегова), а познания — это и есть приобретение знаний (Рис.1.).

Рис. 1. Лингвистическое значение слова «информация»

Если информация — основа знаний, то информационное общество — это общество в котором главную роль играет накопление, сохранение и передача этих знаний. Общество долгое время накапливало и училось сохранять и использовать приобретённые знания. Теперь мы переходим от эпохи накопления в эпоху использования.

Важную роль занимает передача информации, что обуславливает развитие информационно-коммуникативных технологий. Важно понимать, что при эффективном использовании накопленных знаний, информация от коммуникации неотделима.

Хоть это и разные понятия, но в своей точке соприкосновения и порождают информационное общество (Рис.2.).

Рис. 2. Взаимодействие информации и коммуникации

Вообще, мнения о становлении информационного общества разделяются: одни считают его неотделимой частью постиндустриального общества, т. е. что информационное общество пришло к нам ровно тогда, когда и постиндустриальное; другие считают его «новой ступенью» в развитии общества.

Постиндустриальное общество характеризовалось огромными темпами развития науки и техники, однако, невозможно было предугадать, что его развитие пойдет именно в сторону всеобщей информатизации и глобального господства IT-технологий. Так же, как и сейчас, мы не можем предугадать, каким будет новый этап развития общества через несколько столетий, мы можем только предполагать.

Поэтому, целесообразно рассматривать информационное общество как следующую «ступень» в развитии общества (Рис.3.).

Рис. 3. Основные стадии развития общества

В настоящее время нам не так важно, относится ли информационное общество к постиндустриальному, либо является новой стадией, важно то, что в любом случае, оно еще не достигло своего окончательного «расцвета», и существуют различные проблемы на пути его становления.

Колков А. И. (кандидат технический наук) видит проблему в развитии информационного общества в том, что человечество еще не научилось использовать свои знания.

Он считает, что информационное общество должно быть преобразовано в интеллектуальное, где индивидуальный интеллект объединяется в систему, целью которой является эффективное использование знаний без вреда для человечества.

Под вредом понимаются знания, например, такие как о производстве смертоносных бактерий или знания об оружии массового уничтожения — очевидно, они наносят человечеству вред.

Лысенко А. Е.

(кандидат медико-технических наук) со своей медицинской точки зрения видит барьер к полному переходу к информационному обществу в «неравенстве», а именно — в положении инвалидов, которые лишены возможности использования информационно-коммуникационных технологий в полной мере. Для людей с ограниченными возможностями должны создаваться технологии, с учетом их умственных и физических недостатков, ведь если мы говорим об обществе, то оно должно охватывать все слои населения, включая инвалидов.

Лопатина Н. В. (кандидат социологических наук) видит проблему в самом функционировании информационного общества, где вызванная его развитием дисфункция классических элементов происходит не деликатным образом, а фактически путем рейдерства.

Наиболее яркий пример — библиотека и интернет: с появлением интернета библиотеки резко отстранились на задний план, многим из них просто стало бессмысленно существовать, а ведь они представляли собой целую систему, много людей было задействовано, а потом постепенно потеряло ценность своей деятельности. Конечно сейчас, многие библиотеки усовершенствованы, их архивы систематизированы и автоматизированы в информационные системы, однако переход к данной системе не был произведен постепенно и деликатно, без каких-либо потерь для субъектов данной сферы деятельности.

Тоже самое произошло и с системой государственного управления, как пишет Усынин Ю. К.

в своей статье «Трансформация коммуникативного пространства власти и общества в контексте развития информационных технологий», где внедрение информационных технологий происходило также не без противоречий.

Однако, это можно назвать предсказуемым следствием информатизации, ведь невозможно произвести полностью однородный переход к абсолютно новым технологиям работ на столь обширной территории как Россия.

Несмотря на указанные проблемы и противоречия в развитии информационного общества, нужно отметить, что его становление несомненно содержит массу положительных сторон и плодотворно влияет на развитие общества, которое благодаря информации и коммуникациям становится наиболее интеллектуальным и демократичным, а указанные проблемы — лишь дело времени.

Таким образом, информационное общество — это самостоятельная стадия развития общества, которая характеризуется развитием информационно-коммуникационных технологий для всех слоев населения, где индивидуальный интеллект преобразуется в целую интеллектуальную систему, с целью эффективного использования знаний во благо человечества, и все сферы жизни и деятельности человека информатизированы, а главными продуктами на экономическом рынке являются услуги и информация.

Литература:

1.      Колков А. И. От информационного общества — к обществу интеллектуальному/ А. Колков // Информационные ресурсы России. -2010. -№ 1. — C. 2–3.

2.      Лысенко А. Е. Взгляд на развитие информационного общества, основанного на равных возможностях/ А. Е. Лысенко // Информационное общество. -2010. -№ 1. — C. 32–40.

3.      Ровинская Т. Л. Информационное общество: теория и практика/ Т. Л. Ровинская // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 9. — C. 81–90.

4.      Усынин Ю. К. Трансформация коммуникативного пространства власти и общества в контексте развития информационных технологий/ Ю. К. Усынин, А. С. Яковлев // Вестник Поволжской академии государственной службы. -2013. -№ 1. — C. 37–44.

5.      Клочкова Е. Н. Оценка эффективности развития информационного общества в России и некоторых странах мира/ Е. Н. Клочкова, О. В. Леднева // Информационное общество. -2014. -№ 2. — C. 49–58.

6.      Лопатина Н. В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития/ Н. В. Лопатина // Информационные ресурсы России. -2014. -№ 2. — C. 13–15.

Источник: https://moluch.ru/archive/99/22283/

Мотульский Р.С. Общее библиотековедение — Стр 20

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки

и населенного пункта в частности определяют политическую структуру общества, создают его экономическую базу, разрабатывают и внедряют в практику работы различных отраслей, новые технологии, выступают как коллективные либо индивидуальные учредители, пользователи, конкуренты и партнеры библиотек. Именно поэтому состав населения и демографическая ситуация в обществе многими специалистами называются в качестве основного фактора внешней среды деятельности библиотек.

Для развития библиотечного дела важное значение имеет ряд демографических характеристик населения страны, в первую очередь общее количество жителей и их распределение по регионам, образовательный уровень населения, а также национальные, социально-культурные и религиозные традиции, доминирующие в обществе.

Так, при постоянном ежегодном приросте населения Беларуси в 1960—1995 годах на 0,77% происходило его непрерывное перераспределение между сельскими и городскими населенными пунктами. В результате миграционных процессов количество сельских жителей в этот период с 5,5 млн.

жителей в 1960 году сократилось до 3,2 млн. в 1995 году, т.е. на 42%. Снижение численности в деревнях не замедлило отразиться на количестве библиотек и их развитии.

Число сельских публичных библиотек уменьшилось на 1584 и составило в 1995 году 4290 единиц против 5874 в 1960 году, что в конечном счете привело к сокращению общего количества публичных библиотек в республике. Уменьшение количества сельских жителей означало соответственно и уменьшение числа читателей.

Только за период с 1980 по 1990 год численность читателей сельских публичных библиотек сократилась почти на 700 тыс. человек, т.е. на 24%, и составила в 1990 году 2 млн. человек.

Важнейшим фактором внешней среды деятельности библиотек является уровень образования населения. Ведь именно школьники, учащиеся, студенты, слушатели различных типов учебных заведений составляют значительную часть потенциальных и реальных пользователей библиотек.

Кроме того, образовательный уровень членов общества является определяющим при привлечении населения в библиотеки. Общество, значительная часть которого не умеет читать и писать, просто не может освоить информационный потенциал библиотек.

И наоборот, население страны, в которой достигнута 100%-ная грамотность, можно рассматривать как потенциальных потребителей библиотечных услуг и разрабатывать концепции, направленные на его привлечение в библиотеки.

Уровень образования и уровень библиотечного дела находятся в тесной и неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, чем выше процент грамотности населения, тем больше потребность в библиотеках.

С другой — чем больше библиотек, тем больше шансов ликвидировать неграмотность. Наиболее наглядно зависимость между ростом грамотности населения и развитием библиотек можно продемонстрировать на примере Советского Союза.

В 1920 году число неграмотных в стране составляло примерно 44% населения. За период с 1920 по 1960 год удалось добиться практически полной ликвидации неграмотности, что послужило благоприятной базой для развития библиотек. За этот период число библиотек с 16,6 тыс.

возросло до 136 тыс., т.е. увеличилось более чем в 8 раз. Столь резкое увеличение их количества связано не только с ростом

Наряду с компьютерными технологиями активное влияние на развитие библиотек оказывают и достижения в других областях.

Так, например, получившие широкое распространение в гостиничном бизнесе технологии микроклимата и централизованной пылеуборки сейчас применяются и в библиотеках для создания благоприятных условий хранения документов, в первую очередь редких и старопечатных книг, а также в целях формирования комфортных условий для работы посетителей и сотрудников библиотек.

Чем выше технологический уровень развития общества, тем больше возможностей у библиотек использовать его инфраструктуру и технический потенциал для достижения своих целей, что в конечном итоге ведет к расширению спектра библиотечно-информационных услуг и повышению их качества. Низкий же уровень технологического развития не позволяет библиотекам в полной мере реализовать свои функции.

Со своей стороны библиотека, распространяя информацию о новых технологиях и применяя их в своей деятельности, содействует повышению информированности предприятий и организаций в данной области, создает благоприятные условия для развития и технологической модернизации общества.

6.6. БИБЛИОТЕКА И ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННОДОКУМЕНТНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Одна из аксиом системного подхода гласит: всякая система является подсистемой системы более высокого порядка — метасистемы.

Поэтому, рассматривая внешнюю среду библиотеки, важно установить, в какую систему более высокого порядка в качестве подсистемы входит библиотека.

В такой роли выступает система документных коммуникаций, которая, в свою очередь, является подсистемой более общей системы информационных коммуникаций общества.

Система информационных коммуникаций (система информация — потребитель информации) — это система, обеспечивающая функционирование информации в обществе посредством устного общения, средств связи (телефона, радио, телевтения) и различных видов диа-

хронныхдокументов. Являясь ее частью,библиотека активно взаимодей-

ствует с другими @е элементами в области распространения информации. Особенно ярко эта связь прослеживается во взаимодействии библиотеки с радио и телевидением. С одной стороны, деятельность данных

СМИ базируется на информации, которую они так или иначе получают при помощи библиотек. С другой — библиотеки используют данные учреждения для информирования пользователей о содержании фондов, рекламирования своих услуг. Являясь партнерами на рынке информации и досуга, библиотека, радио и телевидение конкурируют за общественные средства и свободное время потенциальных клиентов.

Система документных коммуникаций (система документ — потребитель информации) является подсистемой системы информационных коммуникаций и обеспечивает функционирование документов в обществе. Она осуществляет создание, аналитико-синтетическую обработку,

ение, распространение и использование документов как носителей

социально значимой информации. Таким образом, система документных коммуникаций представляет собой совокупность всех документов, всех потребителей информации, зафиксированной в документах, и всех отношений между ними.

В систему документных коммуникаций, кроме библиотек, входит, обеспечивая ее развитие и функционирование, целый ряд специально созданных учреждений, в том числе редакции, издательства, типографии, магазины, библиографические и информационные центры, музеи, архивы, картинные галереи, кинотеатры и т.п.

В системе документных коммуникаций каждый из институтов выполняет свою роль, направленную на предоставление пользователю соответствующей информации. Назначение редакций, издательств, типографий и аналогичных учреждений заключается во взаимодействии с

авторами и производстве документов таких форм, которые способны наиболее полно передать взгляды авторов пользователям и соответствуют экономическим и технологическим возможностям общества.

Чем больше документов создается обществом и чем более совершенны их содержание и форма, тем больше возможностей у библиотеки для успешного выполнения своих функций.

Вместе с тем наличие у библиотек крупных фондов документов создает благоприятную почву для дальнейшего развития образования, науки и культуры, создания новых документов и развития системы информационно-документных коммуникаций. Однако все увеличивающийся поток документов требует от библиотек все больших затрат на их отбор, приобретение и хранение.

Учреждения торговли, в первую очередь книжные магазины, содейст-

вуют распространению документов в обществе и являются партнерами библиотек, так как благодаря им библиотеки комплектуют свои фонды. Вместе с тем библиотеки и магазины находятся в постоянной конкуренции.

С одной стороны, чем больше книг покупают читатели, тем реже они будут обращаться к услугам библиотек.

С другой — чем развитее сеть библиотек, богаче их фонды и разнообразнее ассортимент и высокое качество услуг, тем меньше будет спрос на продукцию в книжных магазинах.

Книжные палаты и другие библиографические учреждения в процес-

се своей деятельности создают различные виды библиографических пособий и баз данных перспективного, текущего и ретроспективного характера. Их основное назначение — учет документов и информирование потребителей, в том числе библиотекарей, работников торговли, издателей и других специалистов, о состоянии документного потока по различным параметрам.

Специфические особенности хранения и использования разных видов документов в процессе эволюции привели к созданию ряда учреждений, чьи направления деятельности во многом сходны с функциями библиотек. Это музеи, архивы, картинные галереи, кинотеатры, информационные центры и т.п. Как правило, они специализируются на каком-то узком спект-

ре документов, использование либо хранение которых требует особых условий.

Так, архивы взяли на себя ответственность за сбор и сохранение главным образом служебной документации, не требующейся в повседневной работе тех учреждений, из которых она поступает.

Деятельность музеев направлена на работу в основном с аутентичными либо псевдоаутентичными документами, культурная ценность, качество либо осс

признаки которых делают необходимым для общества их сохранение и публичное представление.

Информационные центры в своей деятельности опираются на современные технологии обработки информации и стремятся предоставлять пользователям на только документы, но и необходимую им аналитическую информацию, в результате чего сами часто выступают в роли коллективных авторов новых документов либо баз данных.

Кроме оказания информационных услуг, библиотеки также активно работают в сфере образования и досуга и, следовательногтесно взаимосвязаны с соответствующими учреждениями.

Так как значительная часть библиотек находится в структуре органов культуры, то их деятельность непосредственно пересекается с работой

клубов, дворцов культуры, театров, концертных залов, парков и других социокультурных учреждений. В рамках населенного пункта или региона

они тесно сотрудничают при проведении как крупномасштабных социокультурных акций, так и небольших мероприятий. Одновременно они выступают в качестве конкурентов в борьбе за средства местных органов власти и свободное время жителей.

Неразрывны связи и взаимовлияние библиотек и учебных заведений. Многие библиотеки являются структурными подразделениями

школ, училищ, вузов и тому подобных заведений, и их деятельность непосредственно направлена на реализацию целей учебно-воспитатель- ного процесса.

Работа же библиотек других видов все равно так или иначе связана с образовательными процессами, поскольку образование носит непрерывный характер и все пользователи библиотек постоянно наращивают свой образовательный уровень в процессе повышения квалификации и самообразования.

РЕЗЮМЕ

Сегодняшние изменения в мире заставляют библиотеки обращать еще большее внимание, чем когда-либо, на внешнюю среду.

Внешняя среда библиотеки — это совокупность результатов деятельности метасистемы либо иных систем, непосредственно либо опосредованно воздействующих на библиотеку в целом или ее элементы в частности и изменяющих условия их функционирования.

Эффективность деятельности библиотеки зависит от воздействия ряда факторов, в первую очередь политических, экономических, демографических, технологических, что находит свое отражение в уровне развития системы информационно-доку- ментных коммуникаций и социокультурной сферы.

Органы государственной власти устанавливают цели, задачи и основные параметры развития библиотек. Сложившаяся в стране система законодательных и нормативно-правовых актов, традиции по отношению к библиотекам определяют направление их деятельности и перечень оказываемых услуг.

Библиотеки обязаны действовать в соответствии с законодательством своей страны в области распространения информации, порядка использования трудовых ресурсов, приобретения документов, технических средств, аренды помещений, условий таможенных пошлин, банковских услуг и т.п.

Это требует от них тщательно изучать политическую обстановку в стране, анализировать изменения, происходящие в

устройстве общества, и исходя из полученных результатов строить концепцию своей деятельности.

Вместе с тем, выполняя свои сущностные функции, библиотеки способствуют распространению общечеловеческих ценностей, формированию системы демократических политических взглядов на устройство общества.

Это в конечном итоге ведет к общественным преобразованиям и позитивному изменению отношений между государством и библиотеками.

Несмотря на высокий духовный смысл своего существования, библиотека является материальным объектом, нуждающимся в надежном финансовом и материально-техническом обеспечении.

Изменение экономической ситуации в обществе, экономические подъемы и кризисы, уровень экономической активности в различных регионах страны являются факторами внешней среды, не контролируемыми библиотечной сферой и активно влияющими на развитие библиотек.

Библиотеки же, в свою очередь, удовлетворяя информационные потребности, содействуют экономическому прогрессу и росту материального благосостояния общества, что в конечном итоге ведет к увеличению потока ресурсов, направляемых обществом на развитие библиотечного дела.

Жители страны, региона или отдельного населенного пункта являются основным фактором внешней среды, наиболее активно влияющим на деятельность библиотеки. От количества населения и его социально-де- мографических характеристик зависит не только непосредственно состав пользователей библиотек, но и развитие других параметров внешней среды, оказывающих активное воздействие на библиотеку.

Библиотека не в состоянии непосредственно влиять на ряд социаль- но-демографических характеристик населения. Она может только реагировать на возраст, доход, семейное положение, профессию, расу, образование, вероисповедование и место проживания своих потенциальных пользователей.

Будучи зависимой от количества потенциальных пользователей, библиотека должна применять различные формы и методы для увеличения числа посетителей и расширения спектра оказываемых им услуг.

Вместе с тем уровень развития библиотечного дела является одним из ведущих факторов, влияющих на образовательный и общекультурный уровень населения.

Повышение данных показателей ведет, в свою очередь, к положительным изменениям ряда демографических характеристик населения, активизации деловой жизни, росту валового национального продукта и в конечном счете к повышению благосостояния граждан.

Деятельность каждой библиотеки базируется на определенной технологии. Технологические нововведения активно влияют в первую очередь на процессы, связанные с формированием информационных ресурсов и организацию обслуживания пользователей.

Чем выше технологический уровень развития общества, тем больше возможностей у библиотек использовать его общую инфраструктуру и технические возможности для достижения своих целей, что в конечном итоге ведет к расширению спектра библиотечно-информационных услуг и повышению их качества.

Низкий же уровень технологического развития не позволяет библиотекам в полной мере реализовать свои функции. Со своей стороны, библиотека, распространяя информацию о новых технологиях и применяя

своей деятельности, содействует повышению информированности предприятий и организаций в данной области, создает благоприятные условия для развития и технологической модернизации общества.

Для библиотек в роли метасистемы выступает система документных коммуникаций, которая, в свою очередь, является подсистемой системы информационных коммуникаций общества.

Система информационных коммуникаций (информация — потребитель информации) обеспечивает функционирование информации в обществе посредством устного общения, средств связи (телефона, радио, телевидения) и различных видов диахронных документов.

Система документных коммуникаций (документ — потребитель информации) является подсистемой системы информационных коммуникаций и обеспечивает функционирование документов в обществе. Она осуществляет создание, аналитико-синтетиче- скую обработку, хранение, распространение и использование документов как носителей социально значимой информации.

В систему документных коммуникаций, кроме библиотек, входит, обеспечивая ее развитие и функционирование, целый ряд специально созданных учреждений, в том числе редакции, издательства, типографии, магазины, библиографические и информационные центры, музеи, архивы, картинные галереи, кинотеатры и т.п.

Так как значительная часть библиотек находится в структуре органов культуры, то их деятельность непосредственно пересекается с работой клубов, дворцов культуры, театров, концертных залов, парков и других социокультурных учреждений. Неразрывны связь и взаимовлияние между библиотеками и учебными заведениями.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

БИБЛИОТЕК В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА

КИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

7.1.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Как мы отмечали, возникновение, становление и развитие библиотеки неразрывно связаны с развитием цивилизации. В XX в. преобладали теории, базирующиеся на периодизации общественного развития с учетом способа производства и форм собственности. В соответствии с учением К.Маркса и Ф.

Энгельса в истории человечества известны пять общественных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Данное учение являлось методологической основой для всех социально-гуманитарных наук, в том числе и библиотековедения.

Оценка истории, современного состояния и моделирование перспектив развития разных общественных институтов в советский период осуществлялись с позиций марксистсколенинской философии.

Крах советской политической системы вызвал к жизни новые подходы к рассмотрению основных этапов развития общества. С экономической точки зрения в научной литературе сегодня выделяют доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Таким образом, наряду с тремя этапами развития общества выделен особый, четвертый его этап — информационное общество.

Информационое общество также расматривают как качественно новый этап цивилизационного развития человечества и представители технологического подхода.

По мнению сторонников данной точки зрения, не тип государственного устройства, способ производства или форма собственности являются главными отличительными признаками того или иного этапа развития общества, а его технологическое устройство, которое и определяет образ жизни и деятельности людей.

Поэтому история человечества — это закономерная последовательность технологических революций, «радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами организации общественного производства и жизнеобеспечения общества».

Технологический уровень развития общества неразрывно связан с его информационным обеспечением. А.И. Ракитов доказал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.

Информационный подход к истории развития цивилизации предполагает рассмотрение основных этапов развития общества через призму информационных революций. Его представители выделяют шесть основных таких революций.

Первая информационная революция в человеческом обществе связана с появлением языка и членораздельной речи, вторая — с возникновением письменности. Книгопечатание явилось основой третьей информационной революции, а четвертая, начавшаяся в XIX в., вызвана изобретением и все более широким применением новых средств коммуникации.

Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX в. и связана с использованием в общественной жизни средств вычислительной техники.

Разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества исследователи рассматривают «как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации — информационного общества».

Первыми идеологами концепции формирования информационного общества как закономерной стадии развития цивилизации считают зарубежных ученых Д. Белла, К. Кояму, И. Мартина, Й. Масуду, Ф. Машлупа и Э. Тофлера. Начало же развитию этой теории положил американский экономист Ф. Машлуп.

Проанализировав информационный сектор экономики США, он в первой половине 1960-х годов разработал экономическую теорию информации и ввел в научный оборот термин «информационное общество». Вслед за ним Р. Лэйн выдвинул идею «общества знания» и определил основные его особенности. Французский социолог А.

Турен обозначил новый формирующийся строй как особое «программируемое» общество. В начале 1970-х годов ряд концепций нового развивающегося общества был выдвинут учеными Японии, США, Канады, Франции и других стран.

Эти концепции раскрывают информацию в качестве основной движущей силы общества, от которой зависят способ материального производства, социальное устройство и формы духовного производства.

Сегодня понятие «информационное общество» получило широкое распространение, но его однозначного определения и четко разработанной концепции пока не существует. Современные социологи и политологи по-разному отвечают на вопрос о месте информационного общества в историческом развитии человечества.

Одни из них сочетания «информационное общество» и «постиндустриальное общество» употребляют как синонимические. Другие считают, что информационное общество — это лишь разновидность постиндустриального общества. Третьи видят в информационном обществе один из этапов развития постиндустриального общества.

Четвертые вообще выводят информационное общество за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущего на смену постиндустриализму. Вместе с тем, несмотря на различие названий и множество выдвинутых концепций информационной эры (табл. 7.

1), все ученые едины в том, что речь идет о новой ступени обще-

нного развития.

Источник: https://studfile.net/preview/5440227/page:20/

Scicenter1
Добавить комментарий