ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ

Содержание
  1. Мотульский Р
  2. Принципы библиотечного дела (стр. 1 из 7)
  3. Принципы организации библиотечного дела
  4. Гуманистическая направленность деятельности библиотек исходит из системы идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человеческой личности. Человек имеет право на свободное развитие и реализацию своих потребностей и интересов. Читательские интересы и потребности – это исходный пункт, цель и критерий оценки деятельности библиотеки
  5. Библиотечный фонд, содержащий документы по различным отраслям знаний и отражающий различные мировоззренческие позиции, выступает в качестве базы свободного формирования личности, получения общего образования и необходимой профессиональной подготовки, развития индивидуальных способностей каждого человека. В соответствии с принципами гуманизма библиотеке необходимо строить отношения с пользователем, как суверенной личностью, признавать равенство всех посетителей независимо от их национальности, вероисповедания, социального статуса, образования и других критериев на получение библиотечных услуг
  6. Важнейшим принципом библиотечного дела является принцип общедоступности знания, информации
  7. Принципы деятельности библиотек
  8. 7. Принципы деятельности библиотек

Мотульский Р

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ

Мотульский Р.С.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Во время монополии коммунистической партиина власть основным принципом деятельности библиотек СССР и стран социалистическогосодружества являлся принцип коммунистической партийности. Данная точказрения была обоснована в многочисленных научных публикациях, и нашла своеотражение в справочных и учебных изданиях того времени.

С реформированиемв конце 1980 – начале 1990-х гг. партийной и государственной структурыназванных стран библиотеки отказались от применения принципа партийностив своей деятельности.

В тоже время у библиотековедов угас интерес к даннойпроблеме и библиотекам не было предложено альтернативы, которая смоглабы заполнить образовавшийся вакуум.

Вместе с тем принцип (от лат. principium– начало, основа) – это основное исходное положение какой-либо теории,учения, науки, мировоззрения.

Существование и развитие какой бы то ни былонауки и соответствующей ей сферы практической деятельности, в том числебиблиотековедения и библиотечной деятельности, без данного исходного положенияобречено на размытость ориентиров и бесконечное шараханье из крайностив крайность.

Для библиотеки как социального института,который занимает ведущее место в процессе распространения информации, вкачестве приоритетного ориентира ее деятельности должна выступать системаобщечеловеческих ценностей, которая в наиболее общих философских категорияхдобра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запрещенного,справедливого и несправедливого и т.д. отражает все многообразие предметнойдеятельности человека, его общественных отношений и включенных в их кругприродных явлений.

Использование принципа приоритета общечеловеческихценностей в деятельности библиотек означает, что основу их информационныхресурсов должны составлять документы, отражающие человека, общество и природус общепринятых позиций добра, красоты, справедливости, истины и т.п.

Ориентация на общечеловеческие ценности, сформированныев процессе длительной эволюции цивилизации, позволят библиотеке обеспечитьдинамичное развитие общества на его конкретно-историческом этапе.

Как свидетельствуетисторический опыт, попытки подменить в деятельности библиотекобщечеловеческие ценности на достижения отдельной расы, нации, религии,класса ведут в конечном итоге к социальной катастрофе.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностейнеобходимо рассматривать в качестве базового. Другие принципы деятельностибиблиотек исходят из его основных положений и развивают их.

Так, с принципомприоритета общечеловеческих ценностей, неразрывно связан принцип содействияразвитию национальной культуры и сохранению историко-культурного наследия.

Их диалектическая взаимосвязь заключается в том, что система общечеловеческихценностей базируется на ценностях отдельных наций, которые в процессе историческогоразвития стали общепринятыми. В то же время система ценностей каждой нацииформируется под влиянием известных ей общепринятых ценностей, правил инорм.

Реализация в деятельности библиотеки принципасодействия развитию национальной культуры и сохранению историко-культурногонаследия превращает ее в сокровищницу, хранящую достижения нации в различныхобластях науки, техники и культуры.

Данные информационныересурсы являются основой для существования и развития нации.

Общество активноиспользует их для формирования и дальнейшего развития национальной культуры,внедрения национальных традиций и обрядов в повседневную жизнь и быт своихсограждан, пропаганды национальных ценностей среди представителей другихнародов, граждан зарубежных стран.

Общечеловеческие и национальные ценностинашли свое отражение в исторически меняющейся системе взглядов, получившейназвание гуманизм.

Гуманизм базируется на признании ценности человека какличности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностейи считает благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов,а принципы равенства, справедливости и человечности желаемой формой отношениймежду людьми.

Исходя из принципа гуманизма, библиотекенеобходимо формировать свои фонды документами, раскрывающими гуманистическиевзгляды представителей различных школ и течений и содержащих информацию,базирующуюся на принципах гуманизма.

Распространение гуманистических идейбиблиотека осуществляет также через различные формы обслуживания пользователей.

Руководство принципом гуманизма делает невозможным представление библиотекойшироким кругам пользователей документов, пропагандирующих войну, социальную,национальную, религиозную или расовую рознь, вражду и другие антигуманныеидеи.

Библиотечный фонд, содержащий документыпо различным отраслям знаний и отражающий различные мировоззренческие позиции,выступает в качестве базы свободного формирования личности, получения общегообразования и необходимой профессиональной подготовки, развития индивидуальныхспособностей каждого человека. В соответствии с принципами гуманизма библиотекенеобходимо строить отношения с пользователем, как суверенной личностью,признавать равенство всех посетителей независимо от их национальности,вероисповедания, социального статуса, образования и других критериев наполучение библиотечных услуг.

Идеи гуманизма находят свое продолжениев реализации библиотекой принципа демократизма.

Демократия, как форма организацииобщества, основанная на признании народа в качестве источника власти, напринципах равенства и свободы, осуществляется на основе множества политическихинститутов, идеологий и мнений.

Для реализации этого принципа библиотекенеобходимо включать в свои фонды документы, отражающие взгляды представителейразличных идеологических течений, политических партий и организаций, представлятьпользователям информацию, объективно отражающую реальную ситуацию в обществе.

Таким образом, в качестве основных принциповдеятельности библиотек можно рассматривать принцип приоритета общечеловеческихценностей, содействия развитию национальной культуры и сохранению историко-культурногонаследия, гуманизма и демократизма.

Источник: http://libconfs.narod.ru/2000/1s/1s_p19.htm

Принципы библиотечного дела (стр. 1 из 7)

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

· Общее понятие о принципах

Основные принципы – исходные, основополагающие идеи (положения), на базе которых следует строить организацию и планировать функционирование библиотечного дела.

Они определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре, организации и процессу деятельности библиотек и библиотечных систем. Принципы эти не привнесены извне.

Они вытекают из сущности, характера, уровня развития библиотечного дела.

Принципы являются результатом обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом деятельности библиотек.

Принципы отражают сущность реальных библиотечных процессов и явлений, подчиняющихся определенным законам и закономерностям. Принципы эти выступают в качестве руководящих начал, направленных на то, чтобы повседневная практическая деятельность библиотек соответствовала их требованиям.

Принципы изменяются в процессе развития библиотечного дела, отражая изменяющиеся условия, новые цели и задачи.

Основные (общие) принципы не могут исчезнуть, так как отражают требования ко всему библиотечному делу. Формы и методы принципов на различных этапах развития библиотечного дела могут и должны быть различными.

Может изменяться значимость некоторых принципов, возможно возникновение новых принципов, отражающих новые проблемы, вызываемые развитием библиотечного дела.

принципы представляют собой систему, они взаимосвязаны и взаимозависимы и оказывают эффективное воздействие на организацию и функционирование библиотечного дела лишь в результате комплексного их использования.

Современное библиотековедение выработало следующие основные принципы: общедоступность библиотечного дела, приоритет читательских интересов, системность библиотечного дела, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, координация и кооперирование библиотечной деятельности, государственно-общественный характер библиотечного дела.

· Общедоступность библиотечного обслуживания

Важнейшим принципом библиотечного дела является принцип общедоступности знания, информации, т.е. принцип демократизации и обеспечения равного для всех людей доступа к библиотечным ресурсам.

Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) приняла программу «Всеобщая доступность изданий», цель которой «максимально полное обеспечение потенциальных потребностей изданиями, где бы и когда бы ни возникала в них потребность, выявление препятствий к достижению доступности» (Основные программы ИФЛА. М., 1988, с. 5)

Происходящие в стране радикальные политические и экономические преобразования освободили библиотеки от давления административно-командной системы. Сняты ограничения в доступе к информации, раскрыты фонды специального хранения.

Демократизация библиотечного дела выражается во все большей открытости, доступности библиотек для читателей, в развитии самоуправления.

В Федеральном законе о библиотечном деле принцип общедоступности рассматривается как целостная система мер, включающая: территориальную доступность библиотек, доступность фондов документов и информации на основе создания организационных и технологических условий в рамках единой системы библиотечного обслуживания; свободный выбор интересующих читателя документов из фондов библиотек; равные возможности пользования библиотеками всем гражданам независимо от их пола, национальности, уровня образования, социального положения, мировоззрения и места жительства; комфортность обслуживания, понимаемая как безотказность и быстрое выполнение запросов, возможность получения литературы на дом, заказа копий, переводов, удовлетворения библиографических и фактографических запросов; бесплатность предоставления основных библиотечных услуг, правовое обеспечение библиотечных услуг, правовое обеспечение доступности информации и др.

Принцип общедоступности реализуется прежде всего путем непрерывного увеличения числа библиотек и такого размещения их на территории страны, чтобы все население по месту жительства, работы, учебы и отдыха могло в наиболее удобной форме систематически пользоваться ими.

В Российской Федерации достигнута высокая степень приближения библиотек к населению: в подавляющем большинстве населенных пунктов, в том числе и самых отдаленных районах, на предприятиях и в организациях созданы стационарные библиотеки, дополняющиеся сетью библиотечных пунктов.

Важным показателем рациональной организации библиотечного обслуживания является равномерное внутригородское (внутрипоселенческое) размещение библиотек.

Размещение библиотек — это форма развития библиотечной сети, характеризующаяся расположением библиотек по территории населенного пункта (села, города и т.д.

) в их связи между собой, а также с жилыми районами и организациями, которые они призваны обслуживать.

Размещение библиотек подчинено цели максимального удовлетворения постоянно растущих информационных и культурных потребностей населения и использования библиотечных ресурсов.

Размещение библиотек должно осуществляться на основе следующих принципов:

— Всемерное приближение библиотек к населению в целях их максимальной территориальной доступности

— Возможно более равномерное размещение библиотек по территории села, города, области

— Учет национальных особенностей населения

— Координация и единое планирование размещения библиотек.

Осуществление равномерного размещения библиотек не означает такого их территориального расположения, при котором на каждую единицу площади приходилось бы равное количество библиотек.

Равномерное размещение библиотек не приводит к распылению их по территории населенного пункта, оно учитывает численность населения жилого района.

Важнейшей чертой, конкретно выражающей процесс равномерного размещения библиотек, является все большее преодоление диспропорций в обеспеченности библиотечным обслуживанием населения различных районов территории (в частности, центральных и окраинных районов города, небольшого и крупного города и др.).

Организация библиотечной сети должна обеспечить не только территориальную доступность библиотек для пользователей, более равномерное размещение их по территории страны, но и возможность размещения библиотек как взаимосвязанной целостной системы. Размещение библиотек есть единый процесс планомерной территориальной организации библиотечной сети.

Оно не может быть узковедомственным делом. Задача размещения библиотек решается исходя из интересов целого, всей библиотечной сети территории. Но это одна сторона комплексного характера размещения библиотек.

Другую его сторону, имеющую важное социальное значение, составляет система размещения библиотек в органической связи с уже сложившимися и развивающимися жилыми и промышленными районами, которые они призваны обслуживать.

Однако в практике организации библиотечной сети допускаются недостатки двоякого рода: нарушаются рациональное соотношение и связи при размещении библиотек разных ведомств и организаций, что приводит к параллелизму и дублированию в организации библиотечного обслуживания и, следовательно, к нерациональной затрате ресурсов, в то же время наблюдаются диспропорции в развитии жилых районов и библиотечной сети, выражающиеся в чрезмерной концентрации библиотек в центральных районах города и удаленности их от быстро растущих городских окраин. (Неравномерное размещение библиотек между европейской и восточной частью РФ, между крупными, малыми городами и сельской местностью).

Библиотеки размещаются в основном в центральной части городов, в периферийных зонах уровень библиотечного обслуживания значительно ниже (и по книгообеспеченности, и по условиям). А это основные зоны жилой застройки.

Для городов характерно совмещение зон обслуживания массовых государственных и профсоюзных библиотек, близкое расположение библиотек вблизи границ административных районов.

Место расположения библиотеки, как правило, выбирается стихийно, без учета транспортной или пешеходной доступности, не всегда учитывается и то, что библиотека должна находиться поблизости от места пересечения транспортных магистралей и в общественно-культурном центре своего района обслуживания. Многие сельские населенные пункты с населением от 1 тыс.

человек не имеют стационарной библиотеки или вообще не обеспечены библиотечным обслуживанием. Такое положение приводит к тому, что радиусы деятельности библиотек увеличиваются, а пользование библиотекой связано с неудобствами, лишними тратами времени. В результате значительная часть населения остается вне библиотечного обслуживания, а книжные фонды используются неэффективно.

Непоправимым последствием отсутствия библиотек в новых жилых районах является то, что недостаток их будет весьма трудно восполнить в будущем, так как территории застраиваются полностью. Преодолеть этот недостаток можно, лишь исключив нарушения комплексности, т.е. взаимосвязанного размещения жилых районов, промышленных районов, промышленных предприятий и библиотек.

Реализация принципов размещения библиотек должна осуществляться с учетом в каждом конкретном случае условий и возможностей населения.

каждый жилой район имеет свои особенности и черты, которые определяют решение основной задачи при размещении библиотек: создать достаточное количество библиотек, по величине книжного фонда и территориальной доступности обеспечивающих действительную возможность всему населению пользоваться библиотечной книгой.

Правильная организация библиотечного обслуживания населения исходит прежде всего из определения величины книжного фонда, достаточного, чтобы обеспечить наиболее полное и всестороннее удовлетворение читательских запросов.

Источник: https://mirznanii.com/a/129555/printsipy-bibliotechnogo-dela

Принципы организации библиотечного дела

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ

1. Понятия «принцип», «плюрализм», «гуманизм», «демократизм.

Принцип или начало (лат. principium, греч. αρχή) — 1. Основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил. 2.

Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. 3. Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения. 4.

Основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т.п.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественность) – проявление в обществе, социальной группе, деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П. проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других.

Гуманизм – это отношение к людям, которое характеризуется чуткостью, уважением, справедливостью, отзывчивостью, заботой, любовью, состраданием. Это понимание односторонне акцентирует этический аспект гуманизма, упуская из виду другие его аспекты.

Демократизм – наличие, существование демократии в общественной жизни. Простота и доступность в обращении с окружающими, демократичность в жизни, в поведении.

Основные принципы – исходные, основополагающие идеи (положения), на базе которых следует строить организацию и планировать функционирование библиотечного дела.

Они определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре, организации и процессу деятельности библиотек и библиотечных систем. Принципы эти не привнесены извне.

Они вытекают из сущности, характера, уровня развития библиотечного дела.

Принципы являются результатом обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом деятельности библиотек.

Принципы отражают сущность реальных библиотечных процессов и явлений, подчиняющихся определенным законам и закономерностям. Принципы эти выступают в качестве руководящих начал, направленных на то, чтобы повседневная практическая деятельность библиотек соответствовала их требованиям.

Принципы изменяются в процессе развития библиотечного дела, отражая изменяющиеся условия, новые цели и задачи.

Основные (общие) принципы не могут исчезнуть, так как отражают требования ко всему библиотечному делу. Формы и методы принципов на различных этапах развития библиотечного дела могут и должны быть различными.

Может изменяться значимость некоторых принципов, возможно возникновение новых принципов, отражающих новые проблемы, вызываемые развитием библиотечного дела.

принципы представляют собой систему, они взаимосвязаны и взаимозависимы и оказывают эффективное воздействие на организацию и функционирование библиотечного дела лишь в результате комплексного их использования.

2. Принцип идеологического плюрализма в библиотечном деле.

Процесс обновления библиотечного дела значительно расширил спектр проблем, требующих научного осмысления и исследования, среди которых есть и проблема плюрализма (от лат. Pluralis – множественный) читательских интересов.

Прежде она толковалась как чуждая, несвойственная социалистическому библиотечному делу. Сейчас как принцип организации и функционирования библиотечного дела она приобретает права гражданства не только в теории, но и на практике.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности, участия беспартийных.

В чем суть плюрализма в библиотечном деле? Ее можно определить как проявление объективно действующего многообразия читательских интересов, целей, устремлений и т.д. различных слоев и групп населения, отдельных граждан и соответствующего отражения, учет и реализация этого многообразия в библиотечной деятельности.

Объективной основой плюрализма читательских интересов являются различия экономических, социальных, политических и других интересов социальных групп, коллективов и отдельных людей, отражающие их положение в обществе и отношение к различным аспектам государственной и общественной жизни.

Осознание гражданами своих ценностей и интересов, их дифференциация и направленность на поиск необходимой информации рождают соответствующие читательские интересы.

Развитие социальной структуры нашего общества будет идти не по пути установления социальной односторонности, стирания социальных различий, а наоборот, по пути социальной дифференциации, различий интересов социальных слоев и групп, что в свою очередь, будет содействовать расширению социальной основы библиотечного плюрализма.

3. Принцип гуманизма в библиотечном деле: сущность, формы проявления.

Каждый человек проходит свой путь приобщения к культуре, ее ценностям, к постижению истины. Культура каждого индивида формируется его образом жизни, различными условиями и факторами. Привести к единому знаменателю экономическое, политическое, эстетическое мышление различных людей нельзя.

Приоритет многообразия читательских интересов – это качественно новый принцип организации и функционирования библиотечного дела, знаменующий, с одной стороны, отказ от монопольной, бюрократической системы, приводившей к идеологическому и организационному диктату над читателем, а с другой – формирование демократических, гуманистических основ библиотечной деятельности.

Гуманистическая направленность деятельности библиотек исходит из системы идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человеческой личности. Человек имеет право на свободное развитие и реализацию своих потребностей и интересов. Читательские интересы и потребности – это исходный пункт, цель и критерий оценки деятельности библиотеки

Библиотечный гуманизм – такая система профессиональной библиотечной деятельности, когда библиотека представляет собой рационально и эстетически обоснованный социально-культурный центр гуманистической книжности со свободным доступом к его документным фондам локальных и удаленных пользователей и диалоговым субъектным общением читателей и сотрудников библиотеки.

Гуманистический путь заключается в превращении библиотек в центры библиотечного гуманизма, выполняющие образовательные, ценностно-ориентационные, морально-этические, мемориальные, культурно-экологические функции гуманистической направленности.

Библиотечный фонд, содержащий документы по различным отраслям знаний и отражающий различные мировоззренческие позиции, выступает в качестве базы свободного формирования личности, получения общего образования и необходимой профессиональной подготовки, развития индивидуальных способностей каждого человека. В соответствии с принципами гуманизма библиотеке необходимо строить отношения с пользователем, как суверенной личностью, признавать равенство всех посетителей независимо от их национальности, вероисповедания, социального статуса, образования и других критериев на получение библиотечных услуг

4. Принцип демократизма в библиотечном деле: сущность, формы проявления.

Идеи гуманизма находят свое продолжение в реализации библиотекой принципа демократизма.

Демократия, как форма организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы, осуществляется на основе множества политических институтов, идеологий и мнений.

Для реализации этого принципа библиотеке необходимо включать в свои фонды документы, отражающие взгляды представителей различных идеологических течений, политических партий и организаций, представлять пользователям информацию, объективно отражающую реальную ситуацию в обществе.

Важнейшим принципом библиотечного дела является принцип общедоступности знания, информации

В Федеральном законе о библиотечном деле принцип общедоступности рассматривается как целостная система мер, включающая: территориальную доступность библиотек, доступность фондов документов и информации на основе создания организационных и технологических условий в рамках единой системы библиотечного обслуживания; свободный выбор интересующих читателя документов из фондов библиотек; равные возможности пользования библиотеками всем гражданам независимо от их пола, национальности, уровня образования, социального положения, мировоззрения и места жительства; комфортность обслуживания, понимаемая как безотказность и быстрое выполнение запросов, возможность получения литературы на дом, заказа копий, переводов, удовлетворения библиографических и фактографических запросов; бесплатность предоставления основных библиотечных услуг, правовое обеспечение библиотечных услуг, правовое обеспечение доступности информации и др.

Принцип общедоступности реализуется прежде всего путем непрерывного увеличения числа библиотек и такого размещения их на территории страны, чтобы все население по месту жительства, работы, учебы и отдыха могло в наиболее удобной форме систематически пользоваться ими.

Размещение библиотек – это форма развития библиотечной сети, характеризующаяся расположением библиотек по территории населенного пункта (села, города и т.д.

) в их связи между собой, а также с жилыми районами и организациями, которые они призваны обслуживать.

Размещение библиотек подчинено цели максимального удовлетворения постоянно растущих информационных и культурных потребностей населения и использования библиотечных ресурсов.

Размещение библиотек должно осуществляться на основе следующих принципов:

– всемерное приближение библиотек к населению в целях их максимальной территориальной доступности;

– возможно более равномерное размещение библиотек по территории села, города, области;

– учет национальных особенностей населения;

– координация и единое планирование размещения библиотек.

Реализация принципов размещения библиотек должна осуществляться с учетом в каждом конкретном случае условий и возможностей населения.

каждый жилой район имеет свои особенности и черты, которые определяют решение основной задачи при размещении библиотек: создать достаточное количество библиотек, по величине книжного фонда и территориальной доступности обеспечивающих действительную возможность всему населению пользоваться библиотечной книгой.

Правильная организация библиотечного обслуживания населения исходит прежде всего из определения величины книжного фонда, достаточного, чтобы обеспечить наиболее полное и всестороннее удовлетворение читательских запросов.

В современной библиотечной практике, как правило, мало учитывается влияние расстояния на интенсивность использования библиотек.

Между тем указанный фактор при прочих равных условиях сильно влияет на основные показатели работы библиотеки: количество читателей, посещаемость и книговыдачу.

Процент читателей уменьшается с увеличением расстояния от места жительства и работы населения до библиотеки.

При размещении библиотек нельзя не учитывать и природные условия. Например, в городах Севера с суровым климатом природные факторы заставляют иначе относиться к понятиям территориальной доступности, книгообеспеченности, библиотечного радиуса. Здесь приближение библиотеки к населению как фактор, способствующий ее доступности, приобретает первостепенное значение.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_07/principy-organizacii-bibliotechnogo-dela/199206.2053668.page1.html

Принципы деятельности библиотек

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ

В советское время главным принципом деятельности б-к был идеологический.

В законе 1995г. о библиотечном деле в РБ в статье 2, также есть основные принципы деятельности библиотек.

1. Выделение общечеловеческих ценностей в качестве человеческих.

2. Содействует возрождению и развитию национальных культур, сбережению историко-культурных ценностей страны.

3. Распространение гуманистических идей и научных знаний.

4. Свободный доступ к идеям разных направлений через библиотечные фонды.

5. Самостоятельность в выделении форм и методов деятельности библиотек.

В законодательстве 1993 г. «Концепции развития библиотечного дела в РБ» были выделены основные принципы деятельности библиотек в РБ:

1. Самостоятельность библиотек. Библиотеки управляются законами и являются самостоятельными в границах своего статуса (самост. в реализ. форм и методов своей работы), но они имеют разный уровень административной, юридической и финансовой самостоятельности, который выделяется видом и типом библиотеки (НББ – более самостоятельная, чем сельская библиотека).

2. Принцип гуманизации – бесплатность библиотечной услуги. Обеспечение библиотеками обслуживание социально незащищённых слоёв населения (пенсионеры, инвалиды…), распространение гуманистических идей.

3. Демократизм в условиях многопартийной системы, библиотека пользуется принципом общечеловеческих ценностей.

4. Динамизм. Библиотека должна усваивать всё новое, что происходит в обществе.

5. Эволюционного развития – стабильность библиотеки, недопустимость революционных переворотов.

Принципы деятельности б-к, выделенных в редакции закона «О библиотечном деле» 2002 г.

1. Определение общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных.

2. Содействие возрождению культурных традиций и сохранению ценностей белорусской национальности и других национальностей, которые живут в стране, сохранение историко-культурного наследия.

3. Распространение гуманистических идей, научных знаний и достижений мировой культуры.

4. Общедоступность информации о содержании БФ.

5. Самостоятельность в определении форм и методов работы.

6. Координация деятельности по созданию и использованию информационных ресурсов в целях удовлетворения разносторонних потребностей пользователей б-к.

Современные специалисты исходя из иерархии основных групп ценностей и необходимости соответствия деятельности б-к этим ценностям выделяют 4 уровня принципов:

1. Принцип соответствия общечеловеческим ценностям.

2. Принцип соответствия национальным ценностям.

3. Принцип соответствия ценностям социальных групп.

4. Принцип соответствия ценностям индивида.

Социальные ф-ции библиотек.

Б-ка всегда рассматривалась как учреждение. Библиотечные учреждения возникли в древние времена. Термин библиотека возник в Греции и имеет значение – «собрание книг».

В законе РБ «О библиотечном деле в РБ» в статье 3 записано: «Библиотека является социально-культурным и информационным центром, который осуществляет сбор, хранение и передачу информации для удовлетворения потребностей общества, чем оказывает духовному формированию личности в республике.

Можно выделить 4 группы социальных функций библиотек:

1. Главные (сущностные), определяют сущность библиотеки, как особого социального института (характерны для каждой библиотеки): А) Кумулятивная (сбор всех документов в библиотечном фонде), Б) Мемориальная (сохранение собранных документов), В) Коммуникативно-информационная (предоставление собранных документов потребителям или абонентам).

2. Производные.

а) Социализирующая функция – как сущность, содействует адаптации читателя к окружающему миру через информирование населения разными формами и методами работы библиотек. Обучение гармонично развитой личности, которая совмещает моральную и физическую чистоту.

б) Обучающая(просветительская) (в 20-30гг. помощь библиотек в ликвидации неграмотности. Сейчас библиотеки помогают решать образовательные задачи (повышение культурного уровня, развитие познавательного интереса).

в) Идеологическая (библиотека способствует формированию полному мировоззрению, раньше – главная, сейчас – в демократическом обществе с многопартийной системой библиотеки должны по запросам абонентов предоставлять им документы, которые отражают разные партийные мировоззрения, позиции и только партийные библиотеки пропагандируют идеологию той партии, которая создала эти библиотеки.

г) Воспитательная, состоит из эстетического обучения, профессионального, политического, экологического и т.д., и смысл ее в комплексном воздействии на читателя

д) Рекреативная (библиотека содействует отдыху и организации свободного времени): 1. Предоставление читателю художественной литературы, популярных изданий. 2. Организация в библиотеке массовых мероприятий. 3. б-ка предлагает различные издания (куда пойти в свободное время).

е) Информационная (все библиотеки). Содействует развитию промышленности, внедрению новых открытий в науке отечественной и мировой практике.

е) гедонистическая (культурно-просветительская). Ликвидация культурной необразованности, приобщение к литературе, театру, кино, обеспечение эстетических потребностей и потребности в творческом удовлетворении людей.

3. Типообразующие: Читательские проблемы, которые возникли в процессе деятельности человека (учёбы, организации свободного времени) в соответствии с ч.п.

Выделяют следующие виды библиотек: А) массово-публичные (помощь в самообразовании, организации свободного времени) Б) универсально-научные (помощь в организации обучении) учебные библиотеки.

В) Специальные (помощь в профессионально-производственной, научной работе)

4. Дополнительные (некоторые библиотеки).

а) Методические функции (методические центры НББ, РМБ)

б) Исследовательские (крупные специальные и универсальные научные библиотеки, которые имеют научно-исследовательские отделы (ЦНБ АН РБ).

Библиотека как система

В конце ХIХ в. специалисты начали рассматривать библиотеку, как системное образование. Системный подход: изучение библиотеки и библиотечного дела, как совокупность взаимосвязанных элементов:

1. Люди.

2. Структура организации.

3. Задачи.

4. Технология.

В редакции 2002 года, следующие определение Б-ка – это структурное образование, у Мотульского б-ка – это социальный институт.

В конце 19 – начале 20 вв. б-ку рассматривали как одноэлементное понятие (как фонд, либо как контингент абонентов, либо как помещение), но с 20 гг. 20 в. Рубакин, Хавкина, Покровские пришли к выводу что б-ку создает взаимодействие нескольких элементов.

В 48 г. предложили двухэлементную концепцию, которою в 60-е поддержал Чубарьян, который выделил общее и частное библиотековедение. (здесь элементы : читатель и книга).

В 70-х Черняк, Карташов, Фрумина обосновывают концепцию, в которой б-ка состоит из 3 элементов:

1. книга,

2. читатель,

3. б-ка.

Столяров (70-80-е гг.) считает, что библиотека как система состоит из 4 подсистем:

1. Библиотечный фонд (БФ) – основа функционирования всей системы библиотеки.

2. Контингент абонентов (КА), наличие контингента абонентов придает смысл и цели существования библиотеки как системы

3. Библиотечный персонал (БП) управляет всей деятельностью библиотеки как системы

4. Материально-техническая база (МТБ), выполняет функцию места действия, обеспечения материальных возможностей, в которой происходит деятельность библиотеки.

Между подсистемами существуют прямые и обратные связи

Библиотечный фонд – прямые связи

1. Библиотечный фонд и контингент абонентов

Количество и содержание документов в библиотечном фонде влияют на характеристику контингента абонентов их количество, состав и потребности. Смена профиля влияет на контингент абонентов.

2. Библиотечный фонд – библиотечный персонал

Читатель не может самостоятельно усвоить информацию сконцентрированную в библиотечном фонде. Возникает потребность в библиотекаре, который осуществляет связь между читателем и фондом.

3. Библиотечный фонд и материально-техническая база

Библиотечному фонду требуется помещение, специальное оборудование, документ требует относительной материальной, биологической, физико-химической обработки.

Библиотечный фонд, как подсистема влияет на библиотеку как систему в целом.

1. Фонд составляет основу деятельности библиотеки.

2. Через фонд библиотека реализует все социальные функции.

3. Библиотечный фонд создает круг абонентов, которые пользуются библиотекой.

4. Характеристика библиотечного фонда определяет тип и вид библиотеки.

Существуют и обратные связи библиотечного фонда с другими подсистемами.

Как 3 подсистемы влияют на библиотечный фонд.

1. Потребности контингента абонентов влияют на состав и величину фонда

2. Библиотечный персонал – библиотекарь собирает, комплектует, дорабатывает документы фонда, справочно-информационный аппарат, обслуживает читателя материалами фонда.

3. Материально-техническая база – средства автоматизации выделяют характеристики фонда. Величина библиотечного фонда влияет на технологию и возможности комплектов, обработки, размещения и хранения фонда.

Внутренние связи внутри системы и внешние связи подсистем с внешним миром (политика, экономика, право и т.п.)

Затем некоторые исследователи добавили еще 5-ый элемент (СБА0, но наиболее обоснованной остается концепция Столярова.

Публичные библиотеки

По признаку социального назначения или читательским нуждам, все библиотеки делятся на две группы: публичные и специальные.

Их отличие: 1 по составу БФ, 2 по категории читателей, 3 по принципу размещения библиотек. Типологические отличия публичных б-к: 1 универсальный х-р фондов (худ. и спец. л-ра как науч., так и науч.

— популярная), 2 читатели, все желающие, 3 сеть б-к по месту жительства или по адм. — тер. принципу.

В редакции закона 2002 г. Публичная б-ка – это б-ка, которая представляет возможность пользования ее фондом всем гражданам независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, профессии, происхождения и т.д.

В межгосударственном стандарте по биб. Делу дается следующее определение Публичная б-ка – это общедоступная б-ка, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения.

Виды публичных б-к:

1. универсальные научные б-ки (УНБ): национальные универсальные б-ки (НББ), областные б-ки (6).

2. публично-массовые библиотеки.

Характерные отличия универсальных научных б-к:

1. комплектация научной литературой,

2. читатели специалисты народного хозяйства,

3. сеть размещена по адм. тер. делению.

Характерные отличия публичных массовых б-к:

1. универсальные фонды на 50 % состоят из художественной литературы, остальное научно-популярные издания,

2. читатели – все желающие, которые проживают в зоне обслуживания, кроме общеобразовательных потребностей они удовлетворяют профессиональные потребности работников торговли, сферы услуг, рабочих массовых специальностей.

3. размещение сети б-к по месту жительства.

Виды массовых б-к:

1. Библиотеки государственной сети – массовые б-ки, которые подчиняются Министерству культуры РБ (городские, центральные, районные, сельские, детские).

2. Б-ки общественных организаций: профсоюзные, политических партий, культурных научных товариществ, религиозных, частные, коммерческие, кооперативные и др.

3. публичные б-ки др. ведомств: армии, для осужденных, для больных.

Сейчас наблюдается специализация массовых, публичных библиотек, создаются новые виды:

1. Семейного чтения (объеденения взрослой и детской б-к), особенность – тестные контакты со школой, семьей, наличие в б-ках психологов, педагогов.

2. Библиотеки-культурные комплексы; социально-досуговые центры.

3. Б-ки-клубы.

4. Б-ки-музеи.

5. Культурные молодежные центры.

6. бизнес-б-ки, особенности услуг: информационный и библиографический поиск информации, издание со специально созданных бизнес-фондов, б-ки организуют обучение (иностранным языкам, компьютерной техникой), оказывают консультации (юристов, маркетологов), сервисные услуги (организация встреч с партнерами).

Централизация сети публичных б-к началась в 1974 году. ЦБС предусматривает объединение ранее самостоятельных б-к в единую систему с общим фондом, обработкой документов, с ед. штатом сотрудников и управлением.

Структура ЦБС: ЦБ, опорные б-ки-филиалы, б-ки филиалы, нестанционарные формы. Варианты централизации: городская ЦБС, сельская ЦБС, Смешенная ЦБС (ЦБ – районная б-ка, филиалы – сельская, городская, детская б-ки).

ЦБС детских б-к, порайонная централизация (в каждом р-не города).

Организацию и размещение системы б-к определяет «Положение об организации совокупной сети б-к РБ». Это положение определяет основные типы и виды б-к, принципы организации библиотечного дела в РБ, цели и задачи организации сети б-к, нормативы организации сети и размещения б-ки упорядочение библиотечной сети.

Система государственных публичных библиотек Министерства культуры:

1. НББ,

2. Областные библиотеки (6),

3. городские и районные библиотеки,

4. сельские библиотеки.

Существует еще сети публичных Бк общественных организаций, и других ведомств.

Национальные библиотеки.

Национальная библиотека Беларуси

История развития и возникновения крупнейших национальных библиотек мира:

Франция: Публичная библиотека – как тип библиотек возник в XVI-XVΠ вв. Считают, что 1 Национальная библиотека возникла во Франции в 1795 г., в Париже.

Россия: Первая Императопрская Публичная б-ка в России была открыта в 1814 г., позже она стала национальной (РНБ). С 1810 г. она получила право на бесплатный обяз. экз.

США: В кон. 18 – нач. 19 вв. создается б-ка Конгресса (справочное учреждение для конгрессменов), 3 т. Томов, затем расширяется, Нац. мед. б-ка, нац. с/х б-ка и другие.

Великобритания: Особенность национальных б-к в Великобритании, в том что их несколько: Б-ка Британского музея, Нац. справочная б-ка по ест. наукам и изобретательству (1885 г.), Нац. Центральная б-ка (1916 г.), Нац. Б-ка Уэльса (1907 г.), Нац. Б-ка Шотландии в Эдинбурге (до 1925 г. – б-ка юридического факультета), Нац. Б-ка в Вестмисере с отделением для слепых (1882 г.).

Типологические особенности национальных б-к, их место и роль в системе обслуживания: Национальная библиотека – это главная библиотека государства, которое обеспечивает эффективное пользование отечественных и всемирных библиотечных ресурсов в интересах государства. Термин Национальная библиотека как типологическое понятие появился в 30-ые годы ХХ века, когда сотрудник библиотеки Британского музея издал книгу «Национальная библиотека Мира». Выделяют 2 вида Национальных библиотек:

1 Универсальная национальная библиотека

2 Многоотраслевая национальная библиотека

Национальная библиотека Беларуси

В 1922 г. – совнарком БССР принял постановление о создании Белорусской государственной библиотеки, согласно этому документу была создана Государственная учебная библиотека (выполняющая функции учебной и научной). В 1926 г. библиотека реорганизована в Белорусскую государственную библиотеку и начала развиваться как государственная. Деятельность Национальной библиотеки отличается от деятельности других библиотек тем, что она выполняет ряд типологических функции:
1. Национальная библиотека Беларуси – является общедоступной или публичной библиотекой Беларуси. Ежегодно обслуживает около 40 000 читателей. 2. Национальная библиотека – универсальный депозитарий Республики 3. Национальная библиотека – центр научно-информационной работы 4. Национальная библиотека – орган государственного библиографического учета и статистики печати. 5. Национальная библиотека – центр научной информации по проблемам культуры т искусства в государственной системе научно-технической информации. 6. Национальная библиотека – республиканского банка данных национального документа Беларуси и библиографической деятельности на его основании. 7. Национальная библиотека – универсальный республиканский центр МБА 8. Национальная библиотека – главный научно-методический центр библиотек Беларуси. 9. Национальная библиотека – научно-исследовательский центр (проводит исследования по прикладным системам) 10. Национальная библиотека – центр координации деятельности научных библиотек Беларуси 11. Национальная библиотека – центр международного сотрудничества с библиотеками и библиотечными ассоциациями иностранных государств.

Организационная структура НББ как национального книгохранилища, координационного центра, научно-методической и научно-исследовательской организации, отраслевого центра по вопросам культуры и искусства.

Сведения о фонде:

Объем фонда на 01.01.2002: 7 293 354 названий.

Источники комплектования:

Обязательный бесплатный экземпляр, Обязательный платный экземпляр, Областной библиотечный коллектор, Книжные магазины, Подписка, Внутриреспубликанский обмен, Международный книжный обмен, Международные организации, Валюта, Внутренние резервы, Подарки, Внутренние перемещения, Другие источники.

Ø Виды и типы документов:

§ Произведения печати: периодика, книги, брошюры и т.п.

§ Неопубликованные документы: рукописи, машинописи, а т. ж. отпечатанные типографским способом издания, существующие на правах рукописи (например: авторефераты).

§ Кинофотофонодокументы: пластинки, аудиокассеты, фильмы и т.п.

§ Изодокументы,

§ Документы на электронных носителях: CD-диски, дискеты и т.п.

§ Документы на микроносителях: микрофильмы и микрофиши.

Основные группы читателей, которые обращаются в библиотеку:

Ø Основная группа студенты (53%), которые обращаются в библиотеку с учебной целью и для проведения досуга.

Ø ИТР (20%).

Ø Пед — и культработники (7%), обращаются с научными и профессиональными целями.

Ø Научные сотрудники (6%), обращаются в основном с научными целями.

Ø Медработники (1,7%), обращаются с научными и

Ø Профессиональными целями.

Ø Работники структур власти (1,9%).

Ø Творческие работники (3%).

Ø Недипломированные служащие (1,8%).

Ø Рабочие (5%).

Ø Пенсионеры, безработные, инвалиды (0,26%), обращаются для проведения досуга и с целью повышения квалификации.

Ø Прочие (0,2%).

В НББ составляются только внутрибиблиотечные планы по формированию фонда. В каждом отделе составляется на комплектование подсобного фонда литературой, эти планы передаются в комплектование, где на основе этих планов, а так же на основе плана составленного комплектованием по формированию основного фонда библиотеки (исходя из профиля фонда и потребностей абонентов) составляют

табличные планы:

Ø По источникам получения документов,

Ø По видам документов,

Ø По направлению в соответствующие фонды документов.

Текстовые планы (комментарии к табличным планам).

Планы по трудозатратам, которые составляются на основе индивидуальных планов трудозатрат на определенные виды процессов, которые выполняет данный сотрудник.

Эти планы обсуждаются на совете библиотеки и согласуются с администрацией, затем утверждаются.

В НББ не ведется карточного каталога источников комплектования, а только электронная база данных. Финансирует комплектование библиотеки Министерство культуры РБ, так на 2002 год комплектование представило бюджет на приобретение литературы на 2 млрд. рублей, но было выделено 902 млн.

рублей, из которых 75% идет на российскую подписку, остальное на российские документы, зарубежную литературу и незначительное количество на белорусские издания. Это составляет 45% комплектуемых документов, а 65% — это бесплатный экземпляр, подарки, МКО, внутриреспубликанский обмен и т.д.

Источник: https://cyberpedia.su/14x1ebb.html

7. Принципы деятельности библиотек

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК И ИХ

Лекция 7.

1.      Принципы деятельности библиотек, закреплённые в законодательстве РБ и зарубежных стран.

При разработке принципов деятельности библиотек после 1991 года, обращалось внимание на фундаментальные положения, на которых базируется деятельность библиотек, закреплённые в международном и национальном законодательствах зарубежных стран.

Так же учитывались рекомендации профессиональных объединений и ассоциаций, в т.ч. и ЮНЕСКО.

Основными документами, в которых зафиксированы принципы деятельности библиотек Беларуси стали «Концепция развития библиотечного дела РБ»(1992) и «Закон о библиотечном деле РБ».

В Концепции были закреплены следующие принципы:

o   Самостоятельности – в границах своего статуса любая библиотека самостоятельна в установлении и реализации своих функций и методов деятельности.

o   Гуманизма – означает общение библиотекаря и читателя, как суверенных личностей, бесплатность библиотек, направленность библиотечного обслуживания на социально не защищённые слои общества. Распространение гуманистических идей.

o   Демократизма – исключение любого нажима на читателя, руководство чтением признаётся только для детских библиотек.

o   Динамизма – библиотеки оперативно усваивают всё новое, что появляется в науке, технике, быстро приспосабливаются к переменам жизни.

o   Принцип эволюционного развития – обозначает стабильность библиотек, недопустимость революционных преобразований в библиотечном деле.

В 1995 году был принят Закон о библиотечном деле где были выделены 5 принципов деятельности библиотек:

o   Определение общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных.

o   Содействие возрождению и развитию национальной культуры.

o   Распространение гуманистических идей и научных знаний.

o   Обеспечение свободного доступа к идеям.

o   Самостоятельность в определении форм и методов деятельности.

В 2002 году вышла новая редакция «Закона о библиотечном деле», где перечень принципов был несколько видоизменён. Был изъят 4 принцип и включены 2 новых:

o   Принцип общедоступности информации о содержании библиотечных фондов.

o   Координация деятельности библиотек по созданию и взаимному использованию информационных ресурсов, с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотек.

В «Законе о библиотечном деле РБ» принципы деятельности библиотек сформулированы по разным основаниям, что противоречит логике. Первые 2 принципа сформулированы на основе уровня ценностей, а остальные принципы  выделены по другим критериям.

Библиотека, как социальный институт, в своей деятельности исходит из информационных потребностей индивидов, социальных групп (класс, партия), государства и человечества в целом. Поэтому в качестве исходных для её деятельности необходимо выделить следующие урони совместимости:

o   Общечеловеческие ценности.

o   Национальные ценности.

o   Групповые ценности.

o   Индивидуальные.

Эти уровни ценностей являются неотъемлемыми атрибутами внешней среды, в которой функционирует библиотека и оказывают влияние на её деятельность.

Для осуществления своей деятельности библиотека должна соответствовать требованиям, выдвигаемым внешней средой.

Поэтому, исходя из иерархии основных групп ценностей и необходимости библиотек следовать им, формулируются 4 принципа деятельности библиотек:

o   Принцип соответствия деятельности библиотек общечеловеческим ценностям.

К общечеловеческим ценностям относят: политические, религиозные, этические, художественные, ценности в области естествознания. К политическим относятся патриотизм, гражданственность, партийная дисциплина и др.

В качестве общечеловеческих политических ценностей признаются не ценности отдельных идеологических течений, а правила взаимодействия между ними, которые признаны всем человечеством и направлены на защиту интересов всех людей, не зависимо от их партийной принадлежности.

Миссия библиотек заключается в обеспечении читателям равного доступа к идеям разных направлений,  предоставление возможности самостоятельно познакомиться с различными идеологическими течениями, взглядами разных партий и объединений. Библиотека должна быть центром получения независимой политической и правовой информации.

Она не имеет права превращаться в идеологическое орудие одной партии, инструмент политического давления на пользователей и средство формирования идеологии.

В области религиозных ценностей деятельность библиотек должна заключаться в предоставлении пользователям доступа к материалам религиозной тематики любой конфессии, а так же к атеистическим материалам.

Так же содействовать формированию у пользователя терпимости к другой вере, создавать условия для обсуждения религиозных проблем, формировать мысль о неприемлемости решения религиозных проблем силовыми методами.

Этические ценности, такие как добро, благородство, справедливость, самоотверженность, альтруизм, должны являться ориентирами деятельности библиотеки как в области формирования информационных ресурсов, так и в организации обслуживания разных категорий пользователей, во взаимодействии с учредителями и партнёрами.

Художественные – для библиотеки это в первую очередь произведения художественной литературы. Библиотека выступает не только в роли транслятора художественных ценностей, но и является единственным институтом, обеспечивающим их хранение и передачу последующим поколениям. Библиотека должна предоставить свободный доступ к художественным ценностям.

В области естествознания: библиотеки должны формировать фонд документами, отражающими различные научные течения и школы в разных отраслях знаний.

Принцип соответствия деятельности библиотек общечеловеческим ценностям означает, что основу формирования информационных ресурсов и создаваемых баз данных библиотек должны составлять документы, отражающие человека, общество и природу с общепринятых позиций.

o   Принцип соответствия деятельности библиотек национальным ценностям.

К национальным ценностям относят язык и культуру. К национальным явлениям принято относить явления, связанные с государством в целом, а не только с определённой нацией.

Базируясь на этом подходе, в качестве национальных ценностей, являющихся основой деятельности библиотек, рассматривают ценности всех наций и народностей, проживающих на территории определённого государства.

Реализация принципа соответствия национальным ценностям деятельности библиотек осуществляется по 3 направлениям:

§  При равных для всех наций условиях, приоритет должен быть отдан коренной, государственно образующей нации.

§  Создание условий для сохранения и развития языка и культуры других наций и народностей, которые проживают на территории данного государства.

§  Предоставление гражданам возможности получить доступ к культурным ценностям других народов.

Для реализации этих направлений предпринимаются следующие меры:

§  Создание национальной системы библиотек, в т.ч. специализированных библиотек, для удовлетворения информационных потребностей представителей определённых наций и предоставление информации о её достижениях.

§  Формирование национального библиотечного фонда, обеспечивающего знакомство и изучение гражданами республики национальных ценностей своего народа и ценностей других народов.

§  Обеспечение доступа к информационным ресурсам других стран и предоставление иностранным гражданам доступа к информационным ресурсам РБ.

o   Принцип соответствия деятельности библиотек ценностям социальных групп.

o   Принцип соответствия деятельности библиотек ценностям индивида.

Эти 2 принципа – самостоятельно, по учебнику.

Тема: Социальные функции библиотек.

1.      Эволюция взглядов на функции библиотек.

Функция – это роль, которую выполняет определённый социальный институт по отношению к обществу.

Взгляды на функции библиотек постоянно менялись и меняются. Длительное время в качестве главной функции библиотек рассматривалась функция книгохранения. В эпоху просвещения на первый план выдвигаются учебная, образовательная и просветительная функции.

В России вопросом о функциях библиотек, ещё в конце 19 – начале 20ого века занимались: Покровский, Невский, Банк, Гуков и другие. Основные функции, которые они выделяли – книгохранилище и культурно-просветительская.

В Советский период этой проблеме уделяли внимание: Аврамов, Карташов, Ванеев, Чубарьян и другие.

В 20-30ые годы 20ого века функциями библиотек считались агитационного пропагандистская, культурно-образовательная и информационная функции.

В 40ые годы: идейно-воспитательная, образовательная, функция обслуживания науки и содействия производству.

В 60-80ые годы в ряде официальных документов выделялись следующие функции библиотек:

o   Идеологическая.

o   Культурно-просветительская.

o   Научно-информационная.
Произошедшие в 90ые годы события потребовали переосмысления функций библиотек. Сформировалось 3 подхода к функциям библиотек:

o   Культурологический.

o   Информационный.

o   Коммуникационный.

В «Концепции развития библиотечного дела в РБ» выделены такие функции как: информационная, эстетическая, рекреационная и производные от этих функций: социализирующая, просветительская, образовательная.

2.      Системный подход к определению функций библиотек.

В конце 20ого- начале 21 века получил развитие системный подход к определению функций библиотек.

В рамках системного подхода к выделению функций библиотек работали: Столяров, Акилина, Соколов, Мотульский и другие.

В соответствии с системным походом все явления и предметы представляют собой системы. Каждая система с одной стороны – является элементом системы более высокого уровня (метасистемы), с другой стороны сама является метасистемой, по отношению элементам, которые её образуют.

Библиотека, как система состоит из 4 элементов (библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал, материально-техническая база). Для этих элементов библиотека является метасистемой, по отношению к которой они выполняют функции, называемые внутренними (технологическими).

Метасистемой для библиотеки выступает общество. Библиотека, как один из элементов общества, выполняет в нём определённые функции, которые для неё являются внешними (социальными). Называются социальными, т.к. через них библиотека реализует своё социальное назначение, реагируя на потребности общества.

Социальные функции  это перечень обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки, как социального института.

3.      Сущностные социальные функции и производные социальные функции.

Социальные функции библиотек принято подразделять на 2 основные группы:

o   Сущностные (главные) функции.

o   Производные функции.

Акилина добавляет к этому перечню ещё 2 группы функций:

o   Типообразующие (основные).

o   Дополнительные.

Сущностные (главные) функции: это функции, обусловленные сущностью библиотеки, как социального института. Эти функции библиотека выполняет с момента своего возникновения.

Свойства сущностных функций:

o   Эти функции первичны, исходны и необходимы. Изменение данных функций привело бы к преобразованию библиотеки в другой социальный институт.

o   Они стабильны, неизменны и ограничены по составу.

К этим функциям относят:

o   Кумулятивная функция – сбор в одном месте разных по форме и содержанию документов, созданных в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Накопление в библиотеке документов. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции является накопление в одном месте всех произведённых человечеством документов.

o   Мемориальная функция – сохранение совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Идеальное выполнение этой функции – вечное хранение всех созданных документов в библиотеке.

o   Коммуникативная функция – предоставление пользователю документов, сведений о документах, организация устного общения между пользователями и авторами документов и носителями социально значимой информации. Идеальное выполнение этой функции – мгновенное предоставление пользователю всех, необходимых ему, документов.

Идеальное выполнение всех этих функций ведёт к противоречию между ними. Далее по учебнику.

Все 3 названные функции выполняет каждая библиотека, но уровень выполнения зависит от типа и вида библиотеки. Например, кумулятивная функция будет разной для областных и сельских библиотек.

  Мемориальная функция будет разной для библиотек-депозитариев и для городских библиотек (библиотека-депозитарий это библиотека, которая хранит малоиспользуемые документы). Для национальной библиотеки наиболее значимыми будут кумулятивная и мемориальная функции, т.к.

её главная задача – собрать все документы, вышедшие в республике и о республике и сохранить всё это.

Для городской, районной или сельской библиотеки наиболее важна коммуникативная функция, т.к. главное для этих библиотек – эффективное использование фонда.

Производные функции: это группа функций связана с изменчивостью библиотеки в связи с изменениями, происходящими во внешней среде (политические, экономические, исторические). Посредством производных функций библиотека вносит актуальные изменения в организацию своей работы, уточняет особенности взаимодействия с внешней средой.

Свойства производных функций: динамичность, многообразие и нестабильность.

Они присущи библиотеке, но не обязательны, изменяются с течением времени, исчезновение некоторых из них не ведёт к изменению сущности библиотеки, как социального института.

Сюда относят:

o   Социализирующая функция – её сущность заключается в адаптации читателя к окружающей среде, через информирование по различным проблемам разными формами и методами работы библиотеки. Кроме этого эта функция понимается как воспитание гармонически развитой личности.

o   Образовательная функция – библиотека содействует в реализации образовательных задач, помогает в учёбе, самообразовании, развитии познавательных интересов.

o   Воспитательная функция – реализуется по 5 направлениям:

§  Моральное воспитание.

§  Экологическое воспитание.

§  Эстетическое воспитание.

§  Патриотическое воспитание.

§  Трудовое воспитание.

Воспитательная и образовательная функции наиболее характерны для учебных библиотек, но реализуются и общими библиотеками.

o   Идеологическая функция – библиотека способствует формированию определённого мировоззрения читателя.

o   Рекреационная функция – посредство отдыху читателя посредством предоставления литературы для чтения в свободное время и проведения массовых мероприятий.

o   Информационная функция – содействие развитию производства, внедрению новых достижений науки и практики в деятельность читателя.

o   Эстетическая функция – содействие воспитанию чувства прекрасного в человеке.

o   Библио-терапевтическая функция – посредством произведения художественной литературы, общения снимаются последствия стрессовых ситуаций и психологическая напряжённость читателя.

o   Просветительская функция – просвещение…

Источник: https://studizba.com/lectures/7-gumanitarnye-discipliny/225-lekcii-po-bibliotekovedeniyu-teoriya/2769-7-principy-deyatelnosti-bibliotek.html

Scicenter1
Добавить комментарий