Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Основные понятия экологического нормирования

Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Нормирование антропогенных нагрузок на окружающую среду — одна из важнейших составных частей управления природопользованием.

Очевидно, что разнообразные последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды должны быть ограничены таким образом, чтобы природные (и природно-техногенные) системы могли справляться с этими воздействиями.

Для этого необходимо найти границы устойчивости, или запас прочности природных и природно-техногенных систем, подвергающихся воздействиям человека, и разработать систему требований (стандартов хозяйственной деятельности) для природопользователей.

С другой стороны, человек также вовлечен в структуру природно-антропогенных систем и также подвергается разнообразным воздействиям со стороны окружающей его среды. Для нормальной жизнедеятельности человека также необходимо установление границ допустимого воздействия на него.

Эти представления положены в основу системы экологического нормирования. На сегодня система экологического нормирования зафиксирована в официальных документах, в первую очередь — в Экологическом Кодексе РК (глава 4).

Существуют разные подходы к определению границ устойчивости природных и природно-техногенных систем, к разработке границ допустимых воздействий на компоненты окружающей среды и норм качества среды с точки зрения поддержания нормальной жизнедеятельности человека и других компонентов окружающей среды. В следующих разделах будут рассмотрены методы установления пределов устойчивости природных и природно-антропогенных систем, виды нормативов, показатели устойчивости и природной емкости территорий и многие другие вопросы. Однако для начала необходимо познакомиться с некоторыми базовыми понятиями экологического нормирования.

Под экологическим нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности [Опекунов, 2001].

Система нормирования в области охраны окружающей среды создавалась для государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, ограничение негативных воздействий хозяйственной деятельности на компоненты природной среды и природные комплексы, а также предотвращение экологически неблагоприятных воздействий на человека.

Сложившаяся сегодня система экологического нормирования включает стандартизацию, лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также экологическую сертификацию (обязательную или добровольную) в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Существует довольно распространенная точка зрения, что экологическое нормирование представляет собой «установление норм и правил». Однако это на самом деле является прерогативой экологической стандартизации.

В отличие от стандартизации экологическое нормирование представляет собой разработку научно-методической базы самой стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды на основе анализа устойчивости экосистем и толерантности человека к вредным воздействиям, обоснование безопасных уровней и продолжительности воздействия на окружающую среду, прогноз этих последствий, а также апробации результатов. Под последним этапом понимаются организационно-правовые мероприятия по введению норм в действие [Опекунов, 2001].

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды предполагает проведение научных исследований по обоснованию нормативов. Устанавливаемые нормативы должны проходить экспертизу и утверждение и публиковаться.

Кроме того, предполагается осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов, а также формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды.

Важным моментом является также оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.

Таким образом, экологическое нормирование представляет собой определенно организованный комплекс, который развивается по следующей цепочке (рис. 1).

Рис. 1.1. Этапы формирования экологических нормативов

Нормирование и стандартизация по своей сути относятся к административным методам регулирования деятельности природопользователей, но эффективность их применения неразрывно связана с экономическими методами управления природопользованием. Такая тенденция проявляется с начала 90-х гг. в связи с развитием в Казахстане природоохранного законодательства и реализацией принципа платности природопользования.

Основная цель нормирования качества окружающей среды –

1. Целью экологического нормирования являются регулирование качества окружающей среды и установление допустимого воздействия на нее, обеспечивающих экологическую безопасность, сохранение экологических систем и биологического разнообразия.

2. В процессе экологического нормирования устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы эмиссий и нормативы в области использования и охраны природных ресурсов.

Основной задачей экологического нормирования является разработка и обоснование научно-методической базы стандартизации в области безопасности жизнедеятельности человека и сохранения генофонда, охраны окружающей среды и рационального природопользования. В задачи экологического нормирования входят также апробация разработок на практике, доведение их до стандартов и введение в ранг нормативов.

Указанная цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие воздействие и реакцию экосистем.

Таким образом, устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, иные нормативы в области охраны окружающей среды, а также государственные стандарты и другие нормативные документы в сфере природопользования.

Источник: https://studopedia.su/13_30546_osnovnie-ponyatiya-ekologicheskogo-normirovaniya.html

Основные понятия и определения

Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Приведенные в этом разделе сведения, вероятно, покажутся многим читателям знакомыми (если не очевидными).

Однако практика работы сети независимого экологического мониторинга, да и просто чтение разнообразных отчетов, статей, заметок в СМИ свидетельствуют о том, что именно непонимание системы нормирования приводит к появлению досадных ошибок в интерпретации интересного фактического материала.

В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности [4, статья 25]. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.

Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем.

Принцип антропоцентризма верен и в отношении истории развития нормирования: значительно ранее прочих были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной). Тем самым было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования.

Однако человек не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «Защищен человек — защищены и экосистемы», вообще говоря, неверен. Экологическое нормирование предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему.

Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды [1].

К настоящему времени известны лишь некоторые попытки учета нагрузки для растений суши и для сообществ водоемов рыбохозяйственного назначения (несколько слов об этом будет сказано в разделах, посвященных нормированию качества воздуха и воды; соотвествующие нормативы приведены в табл. 2.4.2 и 2.3.5 Приложения 2).

Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании эффектов, оказывемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества 1.

В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия.

Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология.

Таким образом, пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма).

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов [12]. Отметим, что утвержденные в СССР нормативы были весьма жесткими, но редко соблюдались на практике. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства [12].

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм, хотя редко отражает комбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного (поступления вредных веществ в организм различными путями и с различными средами — с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы) и сочетанного воздействия всего многообразия физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.

Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее — об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ.

Достаточно вспомнить о том, что в пятидесятые годы ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту.

Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК)2 — полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года. В приложениях приводятся значения ВДК для различных загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве.

Подчеркнем, что в соответствии с Постановлением № 1 от 06.02.92 Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ [13] на территории России до принятия соответствующих нормативных актов РФ действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

В публикациях иногда встречаются и другие характеристики загрязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность — мера несовместимости вещества с жизнью [10].

Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы — количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность [10].

Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта — в данном случае, смерти, в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм [11].

Доза ЛД50 (гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимости от типа дозы, вида животных и пути поступления, выбранных для оценки, порядок расположения веществ на шкале токсичности может меняться.

Величина токсической дозы не используется в системе нормирования.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность.

Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы.

К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды.

В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву.

Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав.

Зафиксированное превышение величин ПДКв или ПДКмр в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 545 принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы, определяющую степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом [14].

Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно-исследовательских институтов и т.п.

), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов. Основные термины и определения, касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программ наблюдения, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТом 17.2.1.03-84.

Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения [14].

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) — концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений [11]. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Как следует из определения, ПДКрз представляет собой норматив, ограничивающий воздействие вредного вещества на взрослую работоспособную часть населения в течение периода времени, установленного трудовым законодательством. Совершенно недопустимо сравнивать уровни загрязнения селитебной зоны с установленными ПДКрз, а также говорить о ПДК в воздухе вообще, не уточняя, о каком нормативе идет речь.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) — концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека [11].

Таблица 3. Соотношение различных видов ПДК в воздухе для некоторых веществ [11]

ВеществоПДKсс, мг/м3ПДKмр, мг/м3vПДKрз, мг/м3
Азота оксид (II)0,060,630
Kобальта сульфат0,00040,0010,005
4-хлоранилин0,010,040,30

Page 3

В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.559-96 [15] питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Под качеством воды в целом понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования; при этом показатели качества представляют собой признаки, по которым производится оценка качества воды [16].

По санитарному признаку устанавливаются микробиологические и паразитологические показатели воды (число микроорганизмов и число бактерий группы кишечных палочек в единице объема).

Токсикологические показатели воды, характеризующие безвредность ее химического состава, определяются содержанием химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов.

Наконец, при определении качества воды учитываются органолептические (воспринимаемые органами чувств) свойства: температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, жесткость.

Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения определены Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.544-96 [17], причем нормируются запах, вкус, цветность, мутность, коли-индекс, а также указывается, что содержание химических веществ не должно превышать значений соответствующих предельно допустимых концентраций (ПДК).

Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) — это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования [11].

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) — это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых [11]

ВеществоПДKвр, мг/дм3ПДKв, мг/дм3
Ртути неорганические соединения (по Hg)0,00010,0005
Аммония фторид (по фтору)0,050,7
Триэтаноламин0,011,0

Page 4

В СССР был установлен лишь один норматив, определяющий допустимый уровень загрязнения почвы вредными химическими веществами — ПДК для пахотного слоя почвы.

Принцип нормирования содержания химических соединений в почве основан на том, что поступление их в организм происходит преимущественно через контактирующие с почвой среды. Основные понятия, касающиеся химического загрязнения почв, определены ГОСТом 17.4.

1.03-84. Охрана природы. Почвы. Термины и определения химического загрязнения [18].

Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) — это концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды и на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы [11].

Нормативы ПДКп разработаны для веществ, которые могут мигрировать в атмосферный воздух или грунтовые воды, снижать урожайность или ухудшать качество сельскохозяйственной продукции. Таблицы ПДКп, а также некоторых нормативов, принятых в Германии, приведены в разделе 2.4 Приложения 2.

В настоящее время в Институте экологии человека проводятся исследования, направленные на обоснование индивидуальных нормативов ПДКп для различных типов почв. Таким образом, в ближайшее время следует ожидать того, что особенности миграции и трансформации вредных веществ в почвах будут отражены в системе нормирования.

Оценка уровня химического загрязнения почв населенных пунктов проводится по показателям, разработанным при сопряженных геохимических и гигиенических исследованиях окружающей среды городов. Такими показателями являются коэффициент концентрации химического элемента Кс и суммарный показатель загрязнения Zc [5].

Коэффициент концентрации определяется как отношение реального содержания элемента в почве С к фоновому Сф:

Кс=С/Сф

Поскольку часто почвы загрязнены сразу несколькими элементами, то для них рассчитывают суммарный показатель загрязнения, отражающий эффект воздействия группы элементов:

где Ксi — коэффициент концентрации i-ого элемента в пробе;

n — число учитываемых элементов.

Суммарный показатель загрязнения может быть определен как для всех элементов в одной пробе, так и для участка территории по геохимической выборке.

Оценка опасности загрязнения почв комплексом элементов по показателю Zc проводится по оценочной шкале, градации которой разработаны на основе изучения состояния здоровья населения, проживающего на территориях с различным уровнем загрязнения почв.

Таблица 5. Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почв по суммарному показателю [5]

Kатегории загрязнения почвВеличина ZсИзменение показателей здоровья населения в очагах загрязнения
Допустимаяменьше 16Наиболее низкий уровень заболеваемости детей и минимум функциональных отклонений
Умеренно опасная16-32Увеличение общего уровня заболеваемости
Опасная32-128Увеличение общего уровня заболеваемости, числа часто болеющих детей, детей с хрони-ческими заболеваниями, нарушениями функционирования сердечно-сосудистой системы
Чрезвычайно опаснаябольше 128Увеличение заболеваемости детского населения, нарушение репродуктивной функции женщин (увеличение случаев токсикоза при беременности, преждевременных родов, мертворождаемости, гипотрофий новорожденных).

Источник: https://vuzlit.ru/1432236/osnovnye_ponyatiya_opredeleniya

Основные термины и определения

Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Раздел. Основы технического нормирования и стандартизации

Тема. Основные понятия и определения в области технического нормирования, стандартизации и управления качеством

Основные термины и определения

Субъект и объект технического нормирования и стандартизации

Основные термины и определения

Государственная система стандартизации Республики Беларусь вводит ряд терминов и определений.

Стандартизация – деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг (Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3 «О техническом нормировании и стандартизации»).

Важнейшими результатами стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Стандартизация является более широким понятием, чем техническое нормирование, поскольку включает в себя аспекты технического нормирования как обязательные требования к продукции на всех этапах ее жизненного цикла.

Однако, техническое нормирование – более актуальное и глобальное направление деятельности, поскольку призвано решать социальную цель – защита жизни, здоровья людей и охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, что выдвигает его на передний план.

Поэтому специалисты не выделяют, на каком место по первенству стоят техническое нормирование и стандартизация, а рассматривают техническое нормирование в контексте со стандартизацией.

Поэтому принято говорить о едином термине «техническое нормирование и стандартизация». Это позволяет провести гармонизацию национального законодательства и принципами международной практики.

Объект стандартизации– продукция, процесс, услуга, подлежащие стандартизации.

Технические требования– нормы, правила, характеристики и (или) иные требования к объектам технического нормирования или стандартизации.

«Технический нормативный правовой акт» (ТНПА) –документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определённых видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).

Стандарт— технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Гармонизация стандарта– приведение его содержания в соответствие с другими стандартами для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), однозначного взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах.

Система технического нормирования и стандартизации –совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

Все нормативные документы, действующие в стране, можно считать системой, которая складывается из элементов (отдельных НД) и подсистем (их по традиции называют «системы стандартов»).

Продукция – результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция, например изделие или программа для ЭВМ, проект и т.д.).

Показатели качества устанавливаются на основе свойств продукции.

Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении. Свойство продукции является исходной характеристикой ее качества.

Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс.

Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама.

Качество продукции —совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением (ГОСТ 15467-79).

Показатель качества продукции –это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции.

Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах (например, км/час, а также может быть безмерным).

Контроль качества продукции – проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям.

Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на выявление дефектов, брака в готовой продукции и на проверку надёжности в процессе её изготовления.

Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 1415 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/11-2139.html

Введение. Основные понятия, определения и структура системы

Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Общая правовая база природоохранных стандартов устанавливается статьями 19-29 рамочного Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 2002 г.

В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества (состояния) окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Предполагается, что нормативы состояния должны основываться на тех характеристиках экосистем, которые наиболее информативно реагируют на антропогенное воздействие, значимое для состояния данной экосистемы в целом.

Подразумевается также, что, в свою очередь, установление нормативов предельно допустимых воздействий на экосистемы способствует регулированию загрязнения окружающей среды, изъятия природных ресурсов, ограничению антропогенной трансформации экосистем.

Таким образом, развитие экологического нормирования призвано обеспечить создание системы реальных, отражающих фундаментальные природные процессы и возможности современных технологий, ориентиров минимизации антропогенного воздействия.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет негативное воздействие как «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

Следует отметить, что такое понимание термина «воздействие» отличается от общепринятого в международной практике, где под воздействием на окружающую среду понимают «любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг».

Определенная подобным образом цель нормирования реализуется путем установления ограничений (нормативов) как на сами источники воздействия, так и на факторы среды, отражающие и характеристики воздействия, и отклики экосистем.

В отношении истории развития нормирования верен принцип антропоцентризма: значительно ранее прочих были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной). Тем самым было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования.

Однако человек — не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «Защищен человек — защищены и экосистемы», вообще говоря, неверен. Экологическое нормирование предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему.

Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды.

В настоящее время в России действуют нормативы, регламентирующие воздействие на сообщества водоемов рыбохозяйственного назначения, известны некоторые попытки учета нагрузки для растений суши.

Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основано на знании эффектов, оказываемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы. Эти факторы могут иметь физическую (радиация, электромагнитные излучения и пр.), химическую и биологическую природу.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия.

Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме могут возникнуть изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология.

Пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) может вызывать у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма.

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и

совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм, хотя редко учитывает комбинированное действие (при одновременном или последовательном действии нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного воздействия, (когда вредные вещества поступают в организм

различными путями — с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы), а также сочетания воздействий различной природы (физических, химических, биологических).

По мере накопления наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ значения предельно допустимых концентраций для некоторых веществ изменяются.

Достаточно вспомнить о том, что в 50-е годы ДДТ считался одним из безопасных для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту.

Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) — полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.

Разработка санитарно-гигиенических нормативов находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Министерстве Здравоохранения РФ. Списки установленных величин ПДК и других нормативов публикуются в специальных сборниках санитарных норм и правил (СанПиН).

Отметим, что в литературе встречаются и другие характеристики загрязняющих веществ. Под токсичностью понимают способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что, в свою очередь, приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически, токсичность — мера несовместимости вещества с жизнью.

Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы — количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность.

Различают среднесмертельные (ЛД5о), абсолютно смертельные (ЛДюо), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта, в данном случае, — смерти в группе подопытных животных.

Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм. Доза ЛД50 (гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0.

В зависимости от вида животных, выбранных для тестирования, условий поступления токсикантов, порядок расположения веществ на шкале токсичности и токсические дозы могут меняться. Поэтому величина токсической дозы не используется в системе нормирования.

В системах ПДК указывается только класс вредности вещества, в том числе токсикологический.

Говоря о других недостатках системы санитарно-гигиенического нормирования, следует подчеркнуть, что она не указывает, какое именно воздействие на живые организмы будет иметь место, если реальная концентрация в объектах окружающей среды превысит предельно допустимую величину. Концепция ПДК не учитывает также, что для некоторых веществ существует минимальный порог, ниже которого ощущается недостаток вещества в среде обитания, что может оказывать существенное влияние на живущие в ней организмы.

В некоторых природных объектах, находящихся в близком к естественному (фоновому) состоянии, ряд веществ уже присутствует в концентрациях, превышающих ПДК.

Такая ситуация прослеживается для рудных аномалий, нефтеносных районов, для территорий распространения торфяников и т.п.

В этих случаях оценка качества природной воды, практически не испытывающей антропогенного воздействия, по критериям ПДК приводит к ошибочным выводам.

Следует также отметить, что устойчивость организмов (в т.ч.

человека) к воздействию веществ различается в зависимости от региона или зоны, что связано не только с климатическими особенностями, но и другими факторами среды, например, гидрохимическими свойствами используемой воды: минерализацией, буферностью и т.п. В частности, адаптированность к фоновому уровню концентраций металлов, очевидно, наследственно закреплена в поколениях.

Наконец, предельно допустимые концентрации, как правило, относятся к валовому содержанию, хотя многие вещества присутствуют в окружающей среде в различных формах.

Например, в водных объектах многие тяжелые металлы, большинство которых являются токсикантами, присутствуют и в форме ионов, и в связанном состоянии с органическими веществами природных вод и т.д.

Эти комплексные формы обычно менее токсичны, чем ионная.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность напрямую. Однако они используются при установлении научно-технических нормативов — требований, предъявляемых собственно к источникам воздействия.

К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), образования отходов и лимиты их размещения, а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу научно-технического нормирования положен следующий принцип: при условии соблюдения нормативов всеми предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Этот принцип трудно реализовывать в тех случаях, когда и без вклада предприятия загрязнение среды значительно. Например, если в водоеме, используемом для производственных целей, содержание загрязняющих веществ исходно близко к величинам соответствующих ПДК или даже превышает их. Такие ситуации встречаются даже на фоновых участках, как уже было отмечено выше.

Научно-техническое нормирование означает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении источников воздействия на окружающую среду. В том числе, определяются предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву.

Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав.

Зафиксированное превышение величин ПДК в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, однако служит сигналом, что нужно более детально разобраться с тем, как предприятие выполняет установленные научно-технические нормативы (а в ряде случаев свидетельствует о необходимости тщательного анализа ситуации, чтобы понять, какие нормативы следует пересмотреть).

Закон «О техническом регулировании», принятый в 2002 г., предполагает отказ от применения около ста тысяч устаревших ГОСТов, СНиПов и других отраслевых стандартов.

Они должны быть заменены несколькими сотнями технических регламентов, регулирующих вопросы безопасности использования продукции и процессов ее производства.

Однако ни одного технического регламента, в котором были бы перечислены экологические требования, в настоящее время не существует. Более того, их принятие возможно не ранее 2008-2010 гг.

Источник: https://med-books.info/gigiena-sanepidkontrol_733/vvedenie-osnovnyie-ponyatiya-opredeleniya.html

Лекция 14, 15: Нормирование качества ос. Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Всоответствии с природоохранительнымзаконодательством РоссийскойФедерации нормированиевобласти охраны окружающей средыосуществляетсяв целях государственного регулированиявоздействия хозяйственнойи иной деятельности на окружающую среду,гарантирующегосохранение благоприятной окружающейсреды и обеспечение экологическойбезопасности [2, ст. 19]. Федеральный закон«Об охране окружающейсреды» определяет негативное воздействиекак «воздействие хозяйственнойи иной деятельности, последствия которойприводят к негативнымизменениям качества окружающей среды»[2, ст. 1]. Следует отметить,что такое понимание термина «воздействие»отличается от общепринятого в международнойпрактике, где под воздействием наокружающуюсреду понимают «любое отрицательноеили положительное изменениевокружающей среде, полностью или частичноявляющееся результатом деятельностиорганизации, ее продукции или услуг».Отметим, однако, что последнее определениепривнесено уже и в отечественныенормативные документы .

Определеннаяподобным образом цель нормированияреализуется путемустановления ограничений (нормативов)как на сами источники воздействия, таки на факторы среды, отражающие ихарактеристики воздействия,и отклики экосистем.

Вотношении истории развития нормированияверен принцип антропоцентризма:значительно ранее прочих были установленынормативы приемлемыхдля человека условий среды (преждевсего, производственной). Тем самым былоположено начало работам в областисанитарно-гигиеническогонормирования.

Экологическоенормирование предполагаетучет так называемойдопустимой нагрузки на экосистему.

Допустимой считается такая нагрузка,подвоздействием которой отклонение отнормального состояниясистемы не превышает естественныхизменений и, следовательно, не вызываетнежелательных последствий у живыхорганизмов и не ведет к ухудшениюкачества среды .

В настоящее время в России действуютнормативы,регламентирующие воздействие насообщества водоемов рыбохозяйственногоназначения, известны некоторые попыткиучета нагрузкидля растений суши (несколько слов обэтом будет сказано в разделах,посвященных нормированию качествавоздуха и воды).

Какэкологическое, так и санитарно-гигиеническоенормирование основанона знании эффектов, оказываемыхразнообразными факторами воздействияна живые организмы. Эти факторы могутиметь физическую (радиация, электромагнитныеизлучения и пр.), химическую и биологическуюприроду.

Одним из важных понятий втоксикологии и в нормированииявляется понятие вредного вещества*. Вспециальной литературепринято называть вреднымивсевещества, воздействие которыхна биологические системы может привестик отрицательным последствиям.

Нормативы разработаны лишь для наиболеераспространенныхвеществ (порядка двух тысяч из огромногомножества). Кроме того,как правило, все ксенобиотики(чужеродныедля живых организмов, искусственносинтезированные вещества) рассматриваюткак вредные.

Для большинства из них нормативы неустановлены.

Установлениенормативов качества окружающей средыи продуктов питанияосновывается на концепции пороговостивоздействия.

Порогвредногодействия —это минимальная доза вещества, привоздействии которойв организме могут возникнуть изменения,выходящие за пределыфизиологических и приспособительныхреакций, или скрытая (временнокомпенсированная) патология.

Пороговаядоза вещества (или пороговоедействие вообще) может вызывать уорганизма отклик, которыйне компенсируется за счет механизмовподдержания внутреннего равновесияорганизма.

Нормативы,ограничивающие вредное воздействие,устанавливаются иутверждаются специально уполномоченнымигосударственными органамив области охраны окружающей природнойсреды, санитарно-эпидемиологическогонадзора и совершенствуются по мереразвития науки итехники с учетом международных стандартов.В основе санитарно-гигиеническогонормирования лежит понятие предельнодопустимой концентрации.

Предельнодопустимые концентрации (ПДК) —нормативы, устанавливающиеконцентрации вредного вещества в единицеобъема (воздуха, воды),массы (пищевых продуктов, почвы) илиповерхности (кожа работающих),которые при воздействии за определенныйпромежуток временипрактически не влияют на здоровьечеловека и не вызывают неблагоприятныхпоследствий у его потомства.

Такимобразом, санитарно-гигиеническоенормирование охватывает все среды,различные пути поступления вредныхвеществ в организм, хотяредко учитывает комбинированноедействие (приодновременном или последовательномдействии нескольких веществ при одноми том же путипоступления) и не учитывает эффектовкомплексноговоздействия, (когдавредные вещества поступают в организмразличными путями — с воздухом,водой, пищей, через кожные покровы), атакже сочетаниявоздействийразличнойприроды (физических, химических,биологических).

Существуютограниченные перечни веществ, обладающихкомбиниованнымдействием при их одновременном содержаниив атмосферномвоздухе. Эти перечни находят применениепри установлении соответствующихнаучно-технических нормативов (величинПДВ, размеров санитарно-защитнойзоны).

Длявеществ, о действиикоторых не накоплено достаточнойинформации, могут устанавливатьсявременнодопустимые концентрации (ВДК) —полученные расчетнымпутем нормативы, рекомендованные дляиспользования сроком на2-3 года.

Разработкасанитарно-гигиенических нормативовнаходится в ведении ДепартаментаГоссанэпиднадзора Министерстваздравоохранения. Спискиустановленных величин ПДК и другихнормативов публикуются в специальныхсборниках санитарных норм и правил(СанПиН).

Источник: https://studfile.net/preview/7601257/page:15/

Scicenter1
Добавить комментарий