Основные типы движения: Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый — это

открытая библиотека учебной информации

Основные типы движения:  Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый - это

Правомерно говорить о двух базовых типах движения. Первый — это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета͵ его качества. В предмете всœегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождествен самому себе во времени.

Но можно ли говорить об устойчивости предметов, их тождественности себе, если предметы изменчивы? Это очень древняя философская проблема. Известно изречение Гераклита: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды.

Другой философ античности, Кратил, довел данный тезис до крайней степени относительности, утверждая, что и один раз нельзя войти в одну и ту же реку вследствие ее постоянной изменчивости.

Кратил полагал, что текучесть вещей не позволяет их даже назвать, поскольку они в момент наименования уже становятся другими. По этой причине, считал он, выделить вещь можно, только указывая на нее пальцем.

Идеи относительности в понимании существования вещей не раз воспроизводились в истории философской мысли. В философии XX века они были основополагающим принципом в так называемой общей семантике. Одним из ее представителœей и был упомянутый американский философ Чейз.

Его рассуждения о предметах как «бешеной пляске электронов» поясняли так называемый принцип нетождественности, согласно которому любой предмет никогда не равен самому себе. И значит, обозначение словом индивидуальных объектов невозможно.

В подобных рассуждениях мы сталкиваемся с противопоставлением вещи и процесса, устойчивости и изменчивости.

Обыденное человеческое мышление, как правило, расчленяет действительность на устойчивые вещи с жестко фиксированными границами и на процессы, которые рассматриваются как взаимодействие устойчивых вещей. Но философский анализ, опирающийся на научные данные, убеждает нас в том, что любая вещь есть тоже процесс.

Когда даже о таких простых предметах, как стол, стул, дом, говорится, что они сохраняют свое качество, тождественны себе, то это не значит, что в них не происходят многообразные изменения.

Ни положение электронов относительно ядер в молекулах древесины, из которой сделан стол, ни состояния протонов и нейтронов в ядрах не являются одними и теми же. Даже тогда, когда стол освещают солнечные лучи, в нем происходят изменения: фотоны, падающие на поверхность стола, выбивают электроны (так называемое явление фотоэффекта).

При этом при всœех подобных изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, который позволяет говорить о столе как об определœенном предмете, отличном от других предметов.

Итак, первый тип движения — это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.

Это может быть разрушение предмета͵ распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект.

В практике мы постоянно сталкиваемся с этими процессами. В ходе развития производства человечество научается синтезировать из материалов природы всœе более и более сложные системы. Сквозь призму наших практических взаимодействий с миром можно рассматривать и процессы, происходящие независимо от нас в самой природе.

Здесь имеются процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, когда происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие.

Процесс развития — это всœегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. При этом можно выделить две разновидности процессов развития.

Первая разновидность — это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определœенного уровня ее организации. Вторая — процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

С точки зрения данных современной физики и астрофизики любая звезда, в том числе и наше Солнце, проходит несколько стадий своей эволюции. Характер этих стадий зависит от начальной массы звезд. Солнце — это рядовая звезда, принадлежащая к спектральному классу желтых звезд с температурой около 6 тыс. градусов по Цельсию.

В недрах Солнца температура достигает нескольких миллионов градусов, а давление — миллионов атмосфер. В этих условиях протекают процессы термоядерного синтеза, в ходе которого водород превращается в гелий. Излучаемая из недр Солнца энергия — результат такого синтеза.

На этом «горючем» Солнце существует уже более 5 млрд лет и будет существовать примерно еще 10 млрд лет. За это время в его центре будет постепенно выгорать водород и накапливаться ядра атома гелия.

Затем наступит момент, когда начнется сжатие центральной области Солнца, резко возрастут давление и температура, в результате чего станет возможным новый тип ядерных реакций — превращение гелия в углерод.

В данный момент значительно возросшее излучение из недр Солнца станет как бы распирать его оболочку, и, распухая, Солнце превратится в красный гигант с температурой поверхностных слоев около 3-4 тыс. градусов и размерами, превышающими расстояние от Солнца до Земли.

Далее, со временем произойдет сброс и остывание водородной оболочки, возникнет газовопылевая туманность, в центре которой окажется небольшая плотная звезда — белый карлик — с температурой поверхности в десятки тысяч градусов. Постепенно остывая, она превратится в красный карлик, а затем в «черный» карлик — мертвую холодную звезду с очень большой плотностью, в миллионы раз превышающей плотность воды, и размерами меньшими, чем размеры земного шара.

Большинство звезд проходит эту цепь превращений. Причем, если начальная масса звезды значительно больше солнечной, она может закончить свою эволюцию взрывом сверхновой и образованием остатка, в котором большая плотность вещества приведет к резкому возрастанию поля тяготения.

При массе остатка, сравнимой с солнечной, возможно такое возрастание плотности под действием поля тяготения, при котором электроны будут вдавлены в протоны и возникнет очень маленькая звезда, всœего в несколько десятков километров в диаметре, состоящая из нейтронов. Плотность вещества нейтронной звезды будет сравнима с плотностью атомного ядра.

Такие звезды уже обнаружены (это так называемые пульсары). В случае если же в процессе взрывных сбрасываний вещества и исчерпания термоядерного горючего масса остатка звезды окажется более 2,5 солнечной массы, то ее дальнейшее уплотнение и возрастание вследствие этого поля тяготения могут привести к гравитационному коллапсированию звезды и образованию так называемой черной дыры.

Вещество такой звезды будет падать к центру с возрастающей скоростью, но не превышающей скорость света. При околосветовых скоростях падения согласно теории относительности происходит замедление времени.

По этой причине для внешнего наблюдателя время падения вещества к центру черной дыры будет постоянно увеличиваться по мере возрастания скорости падения, что обеспечивает стабильность черных дыр. Все эти экзотические превращения звезд являются примером развития в рамках уже сформировавшегося уровня организации материи в неживой природе.

В рамках биологической материи также можно обнаружить рассматриваемый тип. Пример тому — формирование новых видов животных и растительных организмов, последовательные стадии развития отдельных организмов и т.д. В общественной жизни в качестве образца этой разновидности развития выступает смена различных ступеней развития общества.

Наряду с данной разновидностью развития материи можно выделить вторую разновидность, связанную с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня организации материи, к качественному состоянию другого уровня ее организации.

Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, становление человека и его общественной жизни — всœе это примеры развития, сопровождающиеся усложнением уровней организации материи, появлением новых уровней организации, новых видов материи.

Источник: http://oplib.ru/random/view/711789

Шпаргалка по философии (стр. 23 из 43)

Основные типы движения:  Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый - это

Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения.

При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором типов и форм движения.

Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности 3емли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния- покой и движение, считая их как бы равноправными.

Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно. что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Ваш дом покоится относительно поверхности 3емли, но он вращается вместе с 3емлей вокруг ее оси, перемещается вместе с 3емлей в пространстве относительна солнца.

Вместе с 3емлей и Солнцем он вращается вокруг Центра нашей галактики, совершая движение относительно ее ядра со скоростью примерно 250 км. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе с нашей галактикой он может удаляться от других галактик.

Таким образом, те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

Основные типы движения

Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения- это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.

Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития- это всегда переход из одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность-это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая- процессы перехода от одного уровня к другому.

Формы движения материи

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации можно разбить на три блока Соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе и обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения,. живую- биологическая а общество- социальная форма движения.

Понятие пространства и времени

3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство “и “время”.

В своей деятельности мы обнаруживаем такие особенности структурной организации мира, что части и элементы, из которых построены материальные объекты, определенным образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации, что задает границы объекта по отношению к окружающей среде.

Можно сказать, что каждый объект характеризуется своеобразной “упаковкой” входящих в него элементов, их расположенностью относительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними.

Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира,— свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами- выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства.

Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов.

Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью.

Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Реляционная и субстанциальная

концепции пространства и времени

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время-это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют.

Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы.

Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени.

Лейбниц настаивал на том, что пространство и время-это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма.

С позиций материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.

Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века.

Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

Источник: https://mirznanii.com/a/229021-23/shpargalka-po-filosofii-23

Шпаргалка по «Философии»

Основные типы движения:  Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый - это

Основные типы движения: Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения — это движение, когда сохраняется качество предмета.

Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.

Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие.

Процесс развития — это всегда переход из одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность — это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации.

Вторая — процессы перехода от одного уровня к другому.

Формы движения материи. Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

2) между формами движения существует генетическая связь, то есть высшая форма движения возникает на базе низших форм;

3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое(атом), химическое(молекула), биологическое(белок) и социальное(общество) движения материи.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения. Следовательно, энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохранить свою ценность, т.к. схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить на 3 блока соответственно 3 важнейшим этапам развития материи и 3 возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природы, живой природы, обществу.

Неживая природа характеризует взаимосвязь физических и химических форм движения, живую — биологическая, а общество — социальная форма движения.

Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной.

На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой новой формы связано с состоянием Вселенной как целого. Сразу после Большого Взрыва не было ни атомов, ни соответствующих им форм движения.

Химические и физические формы движения возникли на определенном уровне развития Вселенной. Также на определенном этапе космической эволюции сформировались планетные системы, возникли условия для возникновения жизни, т.е биологические формы движения.

В свою очередь, только пройдя длительный этап эволюции, живая природа смогла породить социально организованную материю, и тогда возникла социальная форма движения.

Понятие пространства и времени. 3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство“ и “время“. Предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира, — свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами — выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства.

Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.

Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую.

Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом.

Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи.

Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют. Вне этих форм материя не существует.

Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.

Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы.

Подобно тому, как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени.

Лейбниц настаивал на том, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма.

С позиций материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.

Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени.

В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века.

Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Известно напр, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы отдаляться галактики.

Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения (силы гравитации). Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в рез-те кот. в процессе охлаждения Вселенной возникли элем-ые частицы, тела, звезды, планеты, человек.

Взрыв произошел в силу особых св-в вакуума. Не теперешнего вакуума, кот тоже обл-ет причудливыми св-вами, а вакуума сущ-шего до Б. В. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной.

Хлодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела. Уровни организации неживой природы след.: вакуум, элем-ые частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика.

Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы

Вплоть до 20-х гг. ученые считали, что Вселенная в целом статична и никуда не движется. Но в 1929 г. астроном Э. Хаббл заметил, что свет далеких галактик несколько краснее ожидаемого. Это привело его к выводу, что звездный свет потому смещается в красную сторону спектра, что они удаляются от нас, т.е.

Вселенная расширяется, причем одинаково во все стороны. Т.о. взаимное положение объектов не меняются, а меняются только расстояния. Значение этого состояния состоит в том, что в прошлом был момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке. Чем дальше идти в прошлое, тем плотнее становится Вселенная.

И в конце концов достигается точка бесконечной плотности, откуда Вселенная начала разбегаться. Это событие получило название “Большого взрыва” (15 млрд. лет назад). Согласно первой модели, Вселенная никогда не имела начала и всегда пребывала в одном и том же состоянии. Эта модель (1948 г.

) никогда не отличалась убедительностью. Серьезный удар этой гипотезе был нанесен подсчетом галактик, излучающих радиоволны: раньше было больше источников радиоволн, чем сейчас. Так что Вселенная оказывается не статичной. Последний удар этой теории был нанесен тогда, когда было обнаружено (1965 г. А. Пензиас, Р.

Уилсон), Что Вселенная омывается фоновым, микроволновым излучением. Эта фоновая радиация указывает на то, что Вселенная никогда не пребывала в сверхгорячем и сверхплотном состоянии. По второй модели Вселенная напоминает пружину, которая вечно растягивается и сжимается.

За последние несколько лет эта модель была опровергнута. Весь вопрос здесь в том, “открыта” Вселенная или “закрыта”.

Особенности классической научной картины мира:

-абсолютный характер и независимость(друг от друга) пространства и времени

-жесткая взаимно-однозначная связь причины и следствия(лапласовский детерминизм)

-механицизм (ведущий к деизму)

-объективность наблюдения

Особенности современноы научной картины мира:

-релятивистский характер картины мира

-теоретико-вероятностная трактовка причинности(релятивизация причинности)

-системное видение мира

-отказ от идеала объективности наблюдения

7.Сознание как фил проблема. Современная наука о структуре и динамике чел психики.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда оно выражалось понятиями душа и ум. Были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания.

Одни исходили из познаваемости, другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице. Идеализм — сознание первично. Дуализм — сознание и материя независимы друг от друга. Материализм — материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения, сознание — производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

В истории философии Существовало 2 основных понимания сознания:

Философский идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично;

Философский материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью которых человек может приспосабливаться к окружающей действительности; материя первична и исторически и гносеологически; она носитель и причина его возникновения; сознание — производное от материи.

 Человек сознает при помощи мозга, но сознание не есть функция самого мозга, а функция определенного типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Сознание – не только отражение окружающего мира.

Сознание – проявление бытия в нас. Все, что мы знаем о мире, дано нам через сознание. Сознание достраивает мир, завершает его. Сознание – источник всех знаний и всех осмыслений мира.

Для человека мир есть не что иное, как осознанное его мыслями, его переживаниями сущее.

Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи.

Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи

Между сознанием и материей сущ-т и различие, и связь, и единство. Различие — сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь —  возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, кот выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями -, прежде всего, способностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг. Сознание существует не всегда.

Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных матер систем. Материи присуще свойство, сходное с созн — отражение. Отражением облад все мат образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение — это изменение одного явления под воздействием другого.

В неживой природе распространены изоморфные отражения — отпечатки, следы… Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.

Ощущения составляют начальную форму психики. Психика — это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8/256880_2623478_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B05.html

Основные типы движения

Основные типы движения:  Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый - это

Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый — это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества.

В предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождествен самому себе во времени. Но можно ли говорить об устойчивости предметов, их тождественности себе, если предметы изменчивы? Это очень древняя философская проблема.

Известно изречение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды».

Другой философ античности, Кратил, довел этот тезис до крайнего релятивизма, утверждая, что и один раз нельзя войти в реку вследствие ее постоянной изменчивости. Кратил полагал, что текучесть вещей не позволяет их даже назвать, поскольку они в момент наименования уже становятся другими.

Поэтому, считал он, выделить вещь можно, только указывая на нее пальцем. Идеи релятивизма в понимании существования вещей не раз воспроизводились в истории философской мысли. В философии XX века они были основополагающим принципом в так называемой общей семантике.

Одним из ее представителей и был упомянутый американский философ Чейз. Его рассуждения о предметах как «бешеной пляске электронов» поясняли так называемый принцип нетождественности, согласно которому любой предмет никогда не равен самому себе. И значит, обозначение словом индивидуальных объектов невозможно.

В подобных рассуждениях мы сталкиваемся с противопоставлением вещи и процесса, устойчивости и изменчивости.

Обыденное человеческое мышление, как правило, расчленяет действительность на устойчивые вещи с жестко фиксированными границами и на процессы, которые рассматриваются как взаимодействие устойчивых вещей. Но философский анализ, опирающийся на научные данные, убеждает нас в том, что любая вещь есть тоже процесс.

Когда даже о таких простых предметах, как стол, стул, дом, говорится, что они сохраняют свое качество, тождественны себе, то это не значит, что в них не происходят многообразные изменения.

Ни положение электронов относительно ядер в молекулах древесины, из которой построен стол, ни состояния протонов и нейтронов в ядрах не являются одними и теми же. Даже тогда, когда стол освещают солнечные лучи, в нем происходят изменения: фотоны, падающие на поверхность стола, выбивают электроны (так называемое явление фотоэффекта).

Однако при всех подобных изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, который позволяет говорить о столе как определенном предмете, отличном от других предметов.

Итак, первый тип движения — это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.

Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

В практике мы постоянно сталкиваемся с этими процессами. В ходе развития производства человечество научается синтезировать из материалов природы все более и более сложные системы.

Сквозь призму наших практических взаимодействий с миром можно рассматривать и процессы, происходящие независимо от нас в самой природе.

Здесь есть процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, где происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие.

Процесс развития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Подробнее об этом речь пойдет в главе «Диалектика».

Здесь же ограничимся тем, что выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность — это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая — процессы перехода от одного уровня к другому.

В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

https://www.youtube.com/watch?v=18psOUUBgJA

В рамках биологической формы материи также можно обнаружить рассматриваемый тип.

Пример тому — формирование новых видов животных и растительных организмов, последовательные стадии развития отдельных организмов и т. д.

В общественной жизни в качестве образцов этой разновидности развития выступают смена общественно-экономических формаций, а также переходы от одной качественно-специфической стадии развития формации к другой.

Наряду с данной разновидностью развития материи можно выделить вторую разновидность, связанную с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию другого уровня организации материи.

Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, становление человека и его общественной жизни — все это примеры развития, сопровождающиеся усложнением уровней организации материи, появлением новых уровней такой организации, новых видов материи.

Источник: https://filosofka.ru/matter/osnovnye-tipy-dvizhenija/

01 Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии. Специфика человеческого бытия

Основные типы движения:  Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый - это

18.

2 Движение, пространство и время в философииСуществование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимодействию различных подсистем социального организма.Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т. д.Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение-это и взаимное превращение элементарных частиц, расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности 3емли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния- покой и движение, считая их как бы равноправными. Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно. что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Ваш дом покоится относительно поверхности 3емли, но он вращается вместе с 3емлей вокруг ее оси, перемещается вместе с 3емлей в пространстве относительна солнца. Вместе с 3емлей и Солнцем он вращается вокруг Центра нашей галактики, совершая движение относительно ее ядра со скоростью примерно 250 км. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе с нашей галактикой он может удаляться от других галактик. Таким образом, те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.Основные типы движенияПравомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения- это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития- это всегда переход из одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность-это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая- процессы перехода от одного уровня к другому. Формы движения материиСоответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.Формы движения, перечисленные в указанной классификации можно разбить на три блока Соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе и обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения,. живую- биологическая а общество- социальная форма движения. Понятие пространства и времени3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство “и “время”. В своей деятельности мы обнаруживаем такие особенности структурной организации мира, что части и элементы, из которых построены материальные объекты, определенным образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации, что задает границы объекта по отношению к окружающей среде. Можно сказать, что каждый объект характеризуется своеобразной “упаковкой” входящих в него элементов, их расположенностью относительно друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-то место среди других объектов, граничит с ними. Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную организацию материального мира,— свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами- выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства. Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.

концепции пространства и времени

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время-это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время будут формами, которые его организуют.

Вне этих форм материя не существует. Но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Только в абстракции мы можем отделить их от материального мира. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса концепции субстанциальные и реляционные.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы.

Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов.

В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время-это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Реляционная концепция тоже может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.

Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики ХХ века.

Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.В чем же состоят основные выводы теории относительности по данному вопросу? Специальная теория относительности, построение которой было завершено А.

Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой. Система отсчета в физике- это образ реальной физической лаборатории, снабженной часами и линейками, то есть инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и временные характеристики тел.

Старая физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга (такое движение называется инерциальным), то пространственные интервалы (расстояние между двумя близлежащими точками), и временные интервалы ( длительность между двумя событиями) не меняются.

Теория относительности эти представления опровергла, вернее, показала их ограниченную применимость.

Оказалось, что только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметным.

При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.Это совершенно неожиданный для здравого смысла вывод. Получается, что ракета, которая имела на старте некоторую фиксированную длину, при движении со скоростью, близкой к скорости света, должна стать короче.

Вместе с тем в этой же ракете замедлились бы и ход часов, и пульс космонавта, и его мозговые ритмы, обмен веществ в клетках его тела, то есть время в такой ракете течет медленнее, чем время у наблюдателя, оставшегося на месте старта.

Это, конечно, противоречит нашим обыденным представлениям, которые формировались в опыте относительно малых скоростей и поэтому недостаточны для понимания процессов, которые развертываются с около световыми скоростями.Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира.

Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместность, что легко установить, анализируя даже ситуации повседневной жизни.

В самом деле, чтобы описать какое-либо событие, недостаточно определить только место, где оно происходило, важно еще указать время, когда оно происходило. До создания теории относительности считалось, что объективность пространственно-временного описания гарантируется только тогда, когда при переходе от одной.

системы отсчета к другой сохраняются отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория относительности обобщила это положение.

В зависимости от характера движения систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления единого пространства-времени на отдельно пространственный и отдельно временной интервалы, но происходят таким образом, что изменение одного как бы компенсирует изменение другого.

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека ‘. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь был одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.

Так же как сознание первобытного общества было вплетено в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него. Другой особенностью первобытной социальности был ее “естественный” характер.

Родоплеменные, а также внутри- и меж общинные отношения “естественно” возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Анализируя переход от первобытности к цивилизации, можно выделить ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого—появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. и. Понятие цивилизации настораживает своей неопределенностью и многозначностью’, в него часто вкладывается самое различное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный— характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное “тело” общества в противоположность культуре как началу духовному. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация— это этап упадка культуры, ее старения.В то же время достаточно часто в общественных науках и социальной философии (в том числе у А. Тойнби) понятие цивилизации используется для характеристики конкретного общества как социокультурного образования, локализованного в пространстве и во времени (цивилизация Древнего Египта или Вавилона, арабская цивилизация и т. д.), или как фиксация определенного уровня технологического развития.

Конечно, все эти характеристики цивилизации не случайны, они отражают некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса, но, как правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и концепциям цивилизации. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания. Некоторые итоги можно было бы кратко выразить следующим образом. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация—понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния,— это различия внутри цивилизации. Поэтому, понятие “Буржуазная цивилизация” означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагонистического общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел—они не должны разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности. Такой подход позволяет более определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. 3агрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубокую противоречивую экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель—сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем не меняют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, земной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения. Таким образом, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие “культура” характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие (“цивилизация” характеризует социальное бытие самой культуры.

Источник: http://mir.zavantag.com/filosofiya/949931/index.html?page=12

3.Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь

Основные типы движения:  Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый - это

Внутреннеприсущим материи свойством, способомеё существования является движение.Под движениемв настоящее время понимается любоеиз­менение вообще. Всякое изменениеобнаруживает себя благодаря взаимодейст­вию.Изменяться — это значит действовать начто-нибудь другое.

Вмире существует огромное множествоформ движения материи.

Спецификаконкретных форм определяется по меньшеймере двумя параметрами: а) наличиемособых материальных носителей движения; б) существованием особых законоввзаимодействия между ними.

Следовательно,форм движения в материальном мире должнобыть столько же, сколько в нем существуетструктурных уровней организации материи.Всеобщие свойства движения:

а)Объективныйи материальныйхарактер движения. Движение происходитне­зависимо от сознания человека,движение неотделимо от своего носителя,оно всегда есть движение чего-то, т.е.оно всегда материально;

б)Абсолютностьи относительностьдвижения. Абсолютность означает, чтонет материи без движения. Вся существующаяреальность, все ее формы – находятся вдвижении. Движение несотворимо инеуничтожимо. Оно проявляется всегдав относительных конкретных формах. Диалектика абсолютного и относитель­ного: изменение абсолютно, покой — относителен;

в)Противоречивостьдвиже­ния. Любое движение всегдасвязано со своей противоположностью,покоем. Любое состояние изменения всегдаесть в то же время устойчивость, какданное состояние изменения. Любой покойможно рассматривать как сохраняющеесясостояние движения. Можно сказать, чтодиалектически противоречивая при­родадвижения выступает как единствоизменчивости и устойчивости.

Выделяютследующие основные формы движения:механическая(пространственные переме­щения),физическая(тепловоедвижение и т.д.), химическая(образование и рас­пад молекул),биологическая(органическая жизнь во всех её проявленияхи из­менениях), социальная(развитие человеческого общества).

Вэтом ряду биологическая форма является»высшей» по отношению к физическойи химической, а социальная форма движениярассматривается как высшая по отношенийк остальным формам.

Установлено, что»высшие» возни­кают на основе»низших», включают в себя, но несводятся к ним, не являются их простойсуммой: в «высших» при их генезисеиз «низших» возникают новые свойства,структуры, закономерности, которыеспецифичны и которые опреде­ляютспецифичность всей высшей формы движенияматерии.

Встречаютсяпопытки объяснить биологическое движение физическим и хими­ческим (и дажемеханическим), а социальное — биологическим.В первом случаев имеет место механицизм, во втором- биологизаторство.

В обоях случаях это будет редукционизм, т.е.

сведение сложного к простому, стремление объяснить сложное простымбез попытки разо­браться в самом этомсложном как особом системном образовании,хотя и имеющем генетические связи снизшими формами движения материи.

Основываясьна определенных принципах классификацииосновных форм движения реальности,можно выделить различные их формы иразличную структуру их связей.

Каждоеновое крупное открытие в научном познанииза­ставляет изменять как числовыделяемых форм реальности, так и формыих взаимосвязи. Правомерно говоритьо двух типах движения. Первыйтип — этодвижение, когда сохраняется качествопредмета.

Кроме него существует дви­жение,ведущее к изменению качественногосостояния предмета. Это может бытьраспад предмета на составляющие егоэлементы.

Но может быть и более сложныйпроцесс, когда благодаря взаимодействиюобъекты образуют более сложную систему.

Какбы ни были специфичны высшие формыдвижения материи, их существованиевозможно только на «фундаменте»относительно низших форм.

К таким«фундаментальным» типам взаимодействиясовременная наука относит следующие:сильноевзаимодействие,слабоевзаимодействие,электромагнитноеи гравитационное.

Предполагается, что на ранних стадияхсуществования нашей (тогда еще оченьгорячей) Вселенной существовалодин-единственный тип взаимодействия,который по мере дальнейшей ее эволюции(остывания) распался на четыре нынеизвестных типа.

Жизнькак особая форма движения реализуетсяв индивидуальных биоло­гическихорганизмах и их совокупностях (популяциях,видах и т.п.). Каждый организм являетсяоткрытой самоорганизующейся системой,для которой ха­рактерно наличиепроцессов обмена веществ, роста, развитияи размножения.

Известен ряд концепцийпроисхождения и сущности жизни, выдвинутыхбио­логами и философами. С позицийкреационизмавыступали Линней (признавал одноактноетворение организмов богом) и Кювье(признавал повторяющиеся акты творениявсё более совершенных форм жизни послеуничтожения преды­дущих в результатекатаклизмов).

Витализм,восходящий к учению об энтеле­хииАристотеля, пытался объяснить процессыжизни действием нематериаль­ной»жизненной силы», «жизненногопорыва» (Бергсон); аналогичные идеивы­сказывались представителямиэмерджентной эволюции и холизма(рас­сматривает процессы изменениякак иррациональное, логически непостижимыеакты и в конечном итоге приходит кпризнанию божества).

Кконцепциям, свойственным метафизическомуматериализму, относятся гипотеза С.Аррениуса о занесении спор жизни наЗемлю из космоса и концеп­ция К.Бэраоб извечном параллельном существованииживой и неживой мате­рии. Теория,выдвинутая Опариным, предполагаетпервоначальное образование белковоподобныхкомплексных коллоидных систем-коацерватов,а затем пер­вых живых тел. Существуюти другие теории.

  1. Пространство и время как формы существования материи. Основные свойст­ва пространства и времени.

Важнейшимиформами бытия являются пространство ивремя. Поня­тие пространствохарактеризуетнекий общий порядок расположенияобъектов относительно друг друга, оновыражает протяжённость тел, ихсо­существование. Время означает смену состояний, порядокследования одних явлений за другими,длительность происходящих с нимипроцессов.

Однифилософы считали пространство и времяобъективными харак­теристиками бытия,другие — чисто субъективными понятиями,характе­ризующими наш способ восприятиямира.

Были и философы, которые приз­наваяобъективность пространства, приписываличисто субъективный статус категориивремени. Так, Беркли, Юм, Мах полагали,что время есть форма ин­дивидуальногосознания.

Кант трактовал время какаприорную форму чувст­венногосозерцания, Гегель понимал время каккатегорию Абсолютного духа.

Признаниесуществования объективной реальности обя­зательно приведет к признанию иобъективности пространства и времени,т.е. существует реальное пространствои время не зависимое от сознания субъекта.

Существуютдве точки зрения на отношение пространстваи времени. Субстанциальнаяконцепция.В ней пространство и время трактуютсякак само­стоятельные сущности,существующие наряду с материей инезависимо от неё.

Соответственноотношение между пространством, временеми материей пред­ставляется какотношение между двумя видами самостоятельныхсубстанций. Это ведёт к независимостисвойств пространства и времени отхарактера проте­кающих в них процессов.Основы концепции были заложены Демокритом.

Классическое своё выражение она получилав работах Ньютона. По Ньютону, время и пространство не зависят ни от массывещества, ни от скорости движения тел.

Пространство есть гигантских размеровпустое вместилище, в котором не­зависимодруг от друга с не изменяющимися размерамидвижутся многочисленные тела. Пространствуи времени он приписал характер абсолютных.

Реляционнаяконцепция.Её сторонники понимают пространство ивремя не как самостоятельные сущности,а как системы отношений, образуемыхвзаимодействующими материальнымиобъектами. Вне этой системы пространствои время не существуют. Допускается изависимость пространства и времениот характера взаимодействия материальныхсистем.

Впервые такой подход встречаетсяу Аристотеля, классическое свое выражениеон получил у Лейбница. В настоящее времяэта концепция связана с теориейотносительности, созданной А.Эйнштейном.

Из теории относительности следовалидва важных вывода: при скоростях, близкихк скорости света, длины тел сокращаютсяпримерно в 2 раза; темп течения временныхпроцессов замедляется при скорости,близкой к световой. Философское значениетеории относительности:

а)она исключила из науки понятие абсолютногопространства и времени; б) она показалазависимость пространственно-временныхсвойств от характера движения ивзаимодействия материальных систем; в) она нанесла удар субъективистким,априористским трактовкам пространстваи времени.

Свойствапространства и времени.Характерным свойством пространстваявляется его трехмерность. Положениелюбого объекта может быть определенос помощью трех независимых величин.Время одномерно ибо для фиксацииположения события во времени достаточноодной величины.

К специфическим свойствапространства относятся однородностьи изотропность. Однородность означаетотсутствие в нём каких-либо выделенныхточек, а изотропность – равноправностьвсех возможных направлений. Времяобладает только свойством однородности,заключающимся в равноправии всех егомоментов.

Специфическим свойствомвремени является его необратимость,которая проявляется в невозможностивозврата в прошлое.

Подконцептуальнымпространством и временем подразумеваютматематические пространственно-временныеструктуры и математические пространства,где допускается многомерность, обратимостьи т.д.

Вкаждой форме движения материи пространствои время специфицировано. Специфичнопроявление времени и пространства вмикромире, живой природе, в социальнойдействительности, в связи с чем специальноанализируется биологическое время,психологическое, социальноепространство-время и другие виды времении пространства.

Психологическое( перцептуальное)время связано с восприятием и переживаниемвремени индивидом: время то «бежит», то«замедляется», что зависит от тех илииных конкретных ситуаций: в детстве намкажется, что время течет медленно, а взрелом возрасте – что оно ускорило свойбег.

Триосновные сферы материального мирахарактеризуются специфическимипространственно- временными структурами. Неживаяприрода. Существуютособенности пространства и времени вмега-, макро- и микромире.

Так в локальныхобластях макромира, когда можноабстрагироваться от искривленияпространства и времени вблизи большихтяготеющих масс, пространство-времяхарактеризуется евклидовой геометрией.В масштабах Мегагалактики существеннуюроль начинает играть кривизнапространства-времени, связанная свзаимодействием тяготеющих масс. Живаяприрода.

Особенности биологическихпространственно-временных структурпроявляются на разных уровнях организацииживого. Пространственную организациюживых молекул характеризует ассиметрия«левого» и «правого» в группировкахатомов. Молекулы в живых системах имеюттолько « левосторонние» формы. Запуски отключение в организме цепей ихимических реакций связано с биологическимичасами.

Общество.Социальное пространство это область,в которой скрещиваются и переплетаютсясоциальные интересы, симпатии и антипатиииндивидов, групп, классов. Социальноевремя является мерой изменчивостиобщественных процессов.

  1. Научная, религиозная и философская картина мира.

«Картинамира» означает как бы зримый портретмироздания, образ­но-понятийную копиюВселенной. Понятие «Картина мира»сопряжено с поня­тием «мировоззрение»,но последнее в отличие от первогоподчёркивает субъ­ективный ракурсрассмотрения: цели, ценности, предпочтения.Мировоззрение указывает не на мир сампо себе, а на наше отношение к нему.

Картина мира— это способ видения мира как целого,включая и человека в нем. Мир филосо­фии,мир науки и мир религии соответственновыступают как философская, на­учнаяи религиозная картины мира.

Картинымира, отводящие человеку опре­делённоеместо во Вселенной и этим помогающиеему ориентироваться в бы­тии,складываются в рамках повседневнойжизни и в ходе духовной деятельно­сти.Выделяют научную, религиозную, философскуюкартины.

Каждая ив кар­тин призванаответить на ряд вопросов: мир один илимиров много? является ли мирчеловекоразмерным? Миры исходят изединого основания или они совер­шенноразличны, каково пространство и время?Для верующего мир — вопло­щениебожественной гармонии, для учёного -система логически взаимосвязан­ныхзаконов, для философа — первосущее.

Религиознаякартина мира.Все религии во все времена считают, чтонаша эмпирическая действительность несамостоятельна и не самодостаточна.Она носит производный характер, по сутисвоей — вторична.

Она – результат илиПроекция другой, высшей истиннойреальности — Бога или богов. Центральныйпункт любой религиозной картины мира- образ Богаили богов,представление о том, что же являет собойвысшая истинная реальность.

В развитыхмонотеи­стических религиях, существуетдва типа богословия: катафатическое иалифатическое. Катафатическоебогословие позволяет говорить о Богеи давать ему характеристики в превосходныхстепенях (Бог вездесущ, всемогущ и т.д.).

Апофатическоебогословие считает, что Бога можнопознать только сердцем и человеческийязык не в силах выразить божественныхкачеств.

Вбуддизме Будда не создает мира. Буддане только не творец мира, но не управительего. Он лишь наставляет богов, которыхв буддизме — огромное множество.

В отличиеот Зевса, подчиненного слепой судьбе,Будда рождается и умирает по собственномуусмотрению. Абсолютным всесилием ибессмертием обладает христианский Бог.

Он — личный абсолют, обладающий тремяпроявлениями (Бог-отец, Бог-сын, Бог-святойдух).

Исламвозникает в значительной степени изпереработки арабским созданиемхристианской идеи монотеизма. Исламисповедует единого Бога, который сотворилмир и человека, дал людям откровение.

Различия:основатель христианства не добилсяникакого видимого успеха и умер «рабскойсмертью». Эта смерть была его главнымдеянием. Образ Мухаммеда и его деянияразительно отличаются от образа Христаи его деяний. Мухаммед — пророк, черезкоторого говорит Аллах. Но одновременноэто «нормальный человек», жившийобычной жизнью.

Пространствов религиях.Оно удвоено: это обычное и запредельноепро­странство. У греков Олимп, гдеобитают боги — это всего лишь гора, хотяи вы­сокая. В буддизме и в христианствеНебо устроено сложно.

В буддизмесуще­ствует 31 ступень бытия, причемс каждой ступенью одухотворенностьувели­чивается. Христианство тожевыстраивает свою иерархию мира, кудавходят сонмы ангелов, разных чинов,различающихся по близости к Богу.

Внизу– ан­гелы в узком смысле, архангелы,далее херувимы, серафимы и престолы.

Времяв религиях.Для древних греков мифологическое времявыступает, прежде всего, как циклическое,история не имеет направленности. Некогдаиз первозданного Хаоса появился Космос,и с тех пор живет космическими при­роднымициклами, связанными с земледельческимиработами.

Буддизм расска­зывает опериодах космического времени, которыеносят название «кальпы». Каждаякальпа длится 4 млрд. 320 млн. лет, послечего происходит сгорание Вселенной.Для христианства мировое время выстроенолинейно, история — это путь, которыйимеет свое» начало, череду важныхпромежуточных этапов — со­бытия ивенчается концом.

История не циклична,не бессмысленна, она следует в определенномнаправление, которое определенно Богом.

Месточеловека. Угреков человек создан богами, которые,в сущности, очень похожи на людей, хотяи тесно связаны с природными стихиями.Подоб­но богам, человек имеет своюсудьбу и должен идти по жизни какгероический фаталист, принимающий все,что посылает ему неумолимый рок.

Буддизмвидит судьбу человека как чрезвычайнопечальную. Человек принадлежит к низ­шимступеням мира форм, он подчинен законукармы — причины и следствий.

Всякий разконкретная форма распадается, телоумирает, но причины, создан­ныеповедением человека при жизни, определяют,где и кем ему снова родить­ся.

Вхристианстве человек создан «пообразу и подобию Божию», но перво­родныйгрех Адама «повредил» природучеловека — «повредил» настолько,что потребовалась искупительная жертваБога. В исламе человек не создан пообра­зу и подобию, человек скорееслаб, чем «повреждён». Поэтому оннуждается не в искуплении от грехов, ав помощи и водительстве Бога, указующемуему в Коране правильный путь.

Научнаякартина мира.Она начинает формироваться только вэпоху воз­никновения современногоестествознания в XVI- XVIIвв. на базе классической механики.Возникшая из учений Декарта и Ньютона,она отбросила один очень важный элемент- фигуру Бога.

Рационально-механистическийобраз мира де­монстрирует его какединый и единственный мир, мир твёрдойматерии, под­чиненной жестким законам.Сам по себе он лишен духа, свободы,благодати, он безмолвен и слеп.

Физикалистски понятая действительность- гигантские кос­мические просторы,в которых движутся по четким траекторияммассы материи — не несет в себе никакойнеобходимости появления человека исознания. Чело­век в этом мире ~ ошибка,курьёзный случай, побочный продуктзвёздной эво­люции.

Вселенная,представленная в виде комплексамеханических систем, развивается безучастия, какого бы то ни было сознанияи разума. Вся ее исто­рия, начиная от»большого взрыва» до сегодняшнегодня результат слепого и стихийногодвижения материальных масс.

Вначале XX в. был сделан ряд открытий,изменивших видение мира со­временныместествознанием. Мир оказался гораздоразнообразнее, сложнее, чем этопредставлялось науке. Согласно теорииотносительности пространство нетрехмерно, а время не линейно. И то идругое не является отдельнымисамо­стоятельными сущностями.

Онитесно переплетены и образуютпространствен­но-временнойконтинуум.Поток времени не является равномерными однород­ным, он зависит от позициинаблюдателя и его скорости относительнонаблю­даемого события.

Кроме того, вобщей теории относительности речь идёто том, что пространство и время находятсяв тесной связи с массой тела: возлегигант­ских космических тел пространствоспособно искривляться, а время -замед­ляться.

Вновой картине мира исчезает жёсткоеразличие между материей и пус­тымпространством.

В квантовой физике одини тот же феномен может высту­пать икак частица, и как волна, частицы как бынепрестанно создаются из чис­тойэнергии и возвращаются всобственно-энергетическое состояние.

Это сплошная динамика,которая не позволяет говорить офиксированном месте в пространстве ио массе покоя. Внутриатомные событиявыступают как неопре­делённые,случающиеся, спонтанно возникающие имогут быть описаны лишь на языкематематических взаимодействий.

Вовторой половине XX в. работы по синергетике,посвященные так на­зываемым диссипативнымструктурам в химических реакциях,положили начало новому принципуосмысления: «порядок через флуктуацию».

В свете этого принципа, признающего заВселенной первичную динамическуюнеопределенность, оказалось возможнымвыработать новое понимание эволюция.

Второй закон термодинамики не всесилен,ибо все существующие системы имеютприрожденную способность мутироватьв направлении большей сложности.Со­временнаянаучная картина мира динамична,противоречива.

Философскиекартины,мира очень разнообразны. Они строятсявокруг отношения мир- человек.Здесь две ведущие линии, которые можноусловно назвать объективистской исубъективистской.

Объективистскиеконцепцииот­дают приоритет миру, полагая, чтоон не зависит в своем существовании ика­чествах от желания людей и способаих видения. Субъективистскиеконцепции заменяют общий мир на множество»мирков».

Всё зависит от субъектаи мир как бы сплавляется с ним, становитсяего проекцией, результатом его активно­сти.Огромное «пространство» междудвумя крайними полюсами и составляетполе философскогопоиска,важнейшей проблемой является вопрос:что в мире от нас, а что — от самого мира.

Не впадая в крайности, можно сказать,что мир, в котором протекает наша жизнь- это сплавсубъективногои объективного, того, что зависит, итого, что вовсе не зависит от нас, и этасложная диалектика каж­дый разконкретно рассматривается философиейна новом уровне и в новой ис­торическойобстановке.

Религиозная,философская и научная картины мирасосуществуют друг с дру­гом. В известномсмысле они не противоречат, а взаимнодополняют друг друга в качестве сферкультуры человеческого бытия.

Источник: https://studfile.net/preview/2073383/page:3/

Scicenter1
Добавить комментарий