Основные задачи общественного экологического мониторинга

Задачи общественного экологического мониторинга

Основные задачи общественного экологического мониторинга

Лекции. Экологический мониторинг

function tableOrdering( order, dir, task ) { var form = document.adminForm; form.filter_order.value = order; form.filter_order_Dir.value = dir; document.adminForm.submit( task ); }
Количество строк: 5 10 15 20 25 30 50 100 Все
Негосударственные виды мониторинга. Общественный экологический мониторинг
Объекты общественного мониторинга
Задачи общественного экологического мониторинга
Основные принципы функционирования сети общественного экологического мониторинга межрегионального (международного) уровня
Мониторинг состояния почв. Обобщенная программа мониторинга загрязнения почв
Контроль загрязнения почв пестицидами
Контроль загрязнения почв вредными веществами промышленного происхождения
Контроль радиоактивного загрязнения почв
Обобщение результатов мониторинга почв
Мониторинг природных вод (продолжение). Наблюдения за качеством природных вод с помощью комплексных лабораторий
Мониторинг радиоактивного загрязнения природных вод
Обработка и обобщение результатов мониторинга природных вод
Мониторинг природных вод. Мониторинг загрязнения поверхностных вод
Мониторинг загрязнения морских вод
Мониторинг атмосферного воздуха. Организация мониторинга атмосферного воздуха
Организация мониторинга атмосферы на стационарных постах
Наблюдения на маршрутах и передвижных постах
Мониторинг загрязнения воздуха автотранспортом
Мониторинг антропогенных изменений окружающей природной среды
Общие сведения о методах наблюдения
Мониторинг атмосферного воздуха. Организация мониторинга атмосферного воздуха
Аэрокосмический мониторинг. Использование аэрокосмического мониторинга в экологических исследованиях
Аэрокосмический мониторинг Каспийского моря
Фоновый экологический мониторинг
Определение и задачи
Основные виды ФМ
Особенности организации системы фонового мониторинга ОС
Биосферные заповедники
Посты наблюдения ФМ
Мониторинг источника загрязнения (точечный мониторинг). Основные понятия, основы классификации, организация и задачи
Типовая структура, схемы и процедуры
Мониторинг радиоактивных загрязнений
Состояние мониторинга потенциально опасных объектов
Локальный мониторинг. Организация и задачи
Разработка программы локального экологического мониторинга
Мониторинг города с населением до 500 тыс. человек
Мониторинг промышленного предприятия
Мониторинг района ТЭС и АЭС
Региональный мониторинг. Задачи и организация
Мониторинг Каспийского моря
Аналитический контроль в глобальном мониторинге
Национальный мониторинг. Организация и задачи
Государственный мониторинг в Российской Федерации
Понятие о мониторинге и его элементах. Определение мониторинга и его задачи
Классификация систем мониторинга
Глобальный экологический мониторинг. Перенос загрязнений и международное сотрудничество
Цели, задачи и организация глобального мониторинга

Негосударственные виды мониторинга. Общественный экологический мониторинг

Основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, — повышение доступности экологической информации для поиска приемлемых для всех сторон решений экологических (нередко переходящих в разряд социальных) проблем.

Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия представлена в табл.13.1.

Таблица 13.1.

Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия

Виды мониторинга Объекты наблюдений и оценки Возможности общественного участия
Мониторинг источников воздействия и отходов Сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции При правильной организации общественный экологический мониторинг источников воздействия может оказаться очень эффективным. Мощная приборная база далеко не обязательна: многие задачи могут решаться простейшими методами, в том числе и не требующими специального оборудования.
Мониторинг факторов воздействия Физические, химические, биологические факторы воздействия   Эффективность этого вида мониторинга также достаточно велика. Обычно требуется некоторое оборудование. Выбор оборудования зависит от задач, которые ставит перед собой группа.
Мониторинг состояния биосферы Геофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами); биологический мониторинг (биота) Некоторое место для общественных действий все же имеется и здесь — прежде всего в части защиты биоты в зонах интенсивного воздействия. Однако в целом эффективность общественного мониторинга на этом уровне невелика

Повышение доступности достигается путем использования и анализа как государственной (официальной) экологической информации, так и дополнительных сведений, которыми располагают различные исследовательские, образовательные, общественные организации. В ряде случаев может быть необходимо организовать собственные наблюдения и провести оценку ситуации, в результате которой формируется новая, не создаваемая и не анализируемая другими организациями информация.

Как правило, общественный экологический мониторинг организуется с целью принятия активных мер.

В некоторых случаях общественные организации предполагают обращение в органы власти, в других — пытаются оказывать воздействие на предприятия; иногда планируют прямые действия, направленные на улучшение состояния объекта наблюдений.

В этом смысле можно говорить, что общественный экологический мониторинг неразрывно связан с общественным экологическим контролем и служит информационной базой последнего.

Наиболее эффективно общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции:

1.Создание дополнительного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и нештатных ситуациях;

2.Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно;

3.Привлечение внимания к проблемам, которые ранее по разным причинам не были обозначены;

4. развитие экологического образования, просвещения и воспитания. Отдельного упоминания заслуживает еще одна возможность использования общественного мониторинга — послепроектный анализ, т.е. оценка реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с проектным прогнозом.

Следует отметить, что общественный экологический мониторинг не может рассматриваться как инструмент для изучения глобальных проблем.

И дело не только в том, что для адекватного решения задач фонового мониторинга, поставленных в сети ГСМОС, требуется привлечение особых ресурсов (в частности, предполагается ведение многолетних наблюдений). Причина этого носит практический характер, т.к.

рычаги воздействия на глобальные процессы (кроме образовательных в широком смысле этого слова) в большинстве случаев находятся вне досягаемости конкретного сообщества, живущего в данной местности. Даже возможности непосредственного влияния на региональные проблемы зачастую ограничены.

Общественный мониторинг оказывается эффективным лишь тогда, когда, следуя известному изречению, думают глобально(или в границах региона в целом), но действуют локально. Характерным примером таких локальных объектов общественного мониторинга являются малые реки или другие объекты местного масштаба.

Именно в отношении малых водных объектов местное население имеет достаточно рычагов, чтобы реально повлиять на принятие контрольных мер и этим способствовать улучшению их состояния.

Воспитательное и образовательное значение наблюдений и трудовых акций (например, по расчистке русел малых рек), выполняемых силами общественных организаций, школьников, учащихся техникумов и студентов, трудно переоценить.

Санэпиднадзор и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Как правило, они не располагают сведениями о качестве воды на выходе, у потребителя. Весьма ограничены данные, характеризующие состав воды в системе нецентрализованного водоснабжения. Граждан же вполне закономерно интересует информация о том, какая вода поступает в их дома.

Отметим, что при сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным накоплением загрязнений в застойных зонах, негерметичностью, коррозией водопроводов и т.п.

) Подобные ситуации предоставляют широкое поле для организации результативного общественного мониторинга.

В таких случаях серьезную роль могут сыграть также наблюдения, организованные вузами, школами, детскими общественными организациями. Конечно, речь не идет о точных измерениях.

Но приемы изучения сред, накапливающих вредные вещества, и методы биомониторинга (оценка запыленности, загрязненности снежного покрова, изменений в состоянии растительности, оценка состояния водоема по населяющим его гидробионтам и т.

п.) с успехом могут быть использованы.

Задачи общественного экологического мониторинга

Понятие общественного экологического контроля и его задачи определены Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды».

1.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3.Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/2909.html

Общественный экологический мониторинг

Основные задачи общественного экологического мониторинга

Основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, — повышение доступности экологической информации для поиска приемлемых для всех сторон решений экологических (нередко переходящих в разряд социальных) проблем.

Повышение доступности достигается путем использования и анализа как государственной (официальной) экологической информации, так и дополнительных сведений, которыми располагают различные исследовательские, образовательные, общественные организации.

В ряде случаев общественным организациям необходимо организовать собственные наблюдения и провести оценку ситуации, в результате которой формируется новая, не создаваемая и не анализируемая другими организациями информация.

В табл. 7.2 представлены классификация видов мониторинга и сведения о возможности участия общественности в различных видах мониторинга.

Таблица 72

Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия

ВидмониторингаОбъекты наблюдений и оценкиВозможность общественного участия
Мониторинг источников воздействия и отходовСбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукцииПри правильной организации общественный экологический мониторинг источников воздействия может оказаться очень эффективным. Мощная приборная база далеко не обязательна: многие задачи могут решаться простейшими методами, в том числе и не требующими специального оборудования (визуальные наблюдения, фотодокументирование и т.п.)
Мониторинг факторов воздействияФизические, химические, биологические факторы воздействия Эффективность этого вида мониторинга также может быть достаточно велика. Обычно требуется некоторое оборудование. Выбор оборудования зависит от поставленных задач
Мониторинг состояния биосферыГеофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерам и); биологический мониторинг (биота)Некоторое место для общественных действий имеется и здесь: прежде всего в части защиты биоты в зонах интенсивного воздействия. Однако в целом эффективность общественного мониторинга на этом уровне невелика

Как правило, общественный экологический мониторинг организуется с целью принятия активных мер.

В некоторых случаях общественные организации предполагают обращение в органы власти, в других — пытаются оказывать воздействие на предприятия; иногда планируют прямые действия, направленные на улучшение состояния объекта наблюдений.

В этом смысле можно говорить о том, что общественный экологический мониторинг неразрывно связан с общественным экологическим контролем и служит информационной базой последнего.

Наиболее эффективно общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции, как:

  • • создание дополнительного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и нештатных ситуациях;
  • • наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно;
  • • привлечение внимания к проблемам, которые ранее по разным причинам не были обозначены;
  • • развитие экологического образования, просвещения и воспитания.

Отдельного упоминания заслуживает еще одна возможность использования общественного мониторинга — постпроектиый анализ, т.е. оценка

реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с проектным прогнозом.

Одним из перспективных направлений развития общественного мониторинга является использование его для оперативного получения необходимых сведений в случае аварийных и других чрезвычайных ситуаций. Последние могут иметь как техногенную, так и природную причину. Например, угроза здоровью людей, имуществу и окружающей природной среде возникает при паводках, наводнениях, оползнях и пр.

Анализ практики последних лет свидетельствует о том, что процедуры оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и особенно о тех действиях, которые должны быть предприняты населением, оставляют желать лучшего.

Нередко природоохранительные органы административно-территориальных образований не имеют тесного контакта между собой, и получение адекватной картины загрязнения (например, при аварийном сбросе вредных веществ в реку, бассейн который расположен на территории нескольких административно-территориальных образований) затруднено административными барьерами.

Поэтому возможности оперативного реагирования (если таковыми располагает общественная организация) позволяют более эффективно управлять ситуацией и способствуют укреплению сотрудничества с государственными органами.

Следует отметить, что общественный экологический мониторинг не может рассматриваться как инструмент для изучения глобальных проблем.

И дело не только в том, что для адекватного решения задач фонового мониторинга, поставленных перед ГСМОС, требуется привлечение особых ресурсов (в частности, предполагается ведение многолетних наблюдений).

Причина этого носит практический характер, так как рычаги воздействия на глобальные процессы (кроме образовательных в широком смысле этого слова) в большинстве случаев находятся вне досягаемости конкретного сообщества, живущего в данной местности.

Даже возможности непосредственного влияния на региональные проблемы зачастую ограничены. Поэтому общественный мониторинг оказывается эффективным лишь тогда, когда, следуя известному изречению, думают глобально (или в границах региона в целом), но действуют локально. Характерным примером таких локальных объектов общественного мониторинга являются малые реки.

Наблюдения за состоянием малых водных объектов (рек, озер, прудов) — одно из наиболее актуальных направлений работы общественных организаций, планирующих развитие деятельности в области экологического мониторинга.

К сожалению, подавляющее большинство таких водоемов не входит в программы наблюдений, реализуемых государственными службами.

В то же время проблемы уменьшения стока и загрязнения малых рек, эвтрофикации (насыщение водоемов биогенами, стимулирующее рост фитопланктона) озер и водохранилищ стоят чрезвычайно остро, а источники воздействия в малом водосборе проще определить и исследовать.

При этом загрязнение больших рек во многом зависит от состояния сети их притоков. Более того, именно изучение состояния малых рек может стать ключом к оценке вклада диффузных, рассредоточенных источников загрязнения (таких, например, как поверхностный сток с сельскохозяйственных угодий).

Именно в отношении малых водных объектов местное население имеет достаточно рычагов, чтобы реально повлиять на принятие контрольных мер и этим способствовать улучшению их состояния.

Воспитательное и образовательное значение наблюдений и трудовых акций (например, по расчистке русел малых рек), выполняемых силами общественных организаций, школьников, учащихся техникумов и студентов, трудно переоценить.

Пример с малыми водными объектами демонстрирует еще одно важное свойство общественного мониторинга — возможность реагировать на конкретные потребности местного населения.

Характерной чертой государственного экологического мониторинга, вытекающей из его иерархической структуры, является своего рода «автономность», отсутствие ориентации на непосредственные нужды жителей региона. Так, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемый Росгидрометом, в основном ограничивается наблюдениями в крупных городах и промышленных центрах.

При этом для жителей интерес представляет состояние воздуха в жилых массивах, рекреационных зонах, в зонах расположения больниц, учебных заведений. В качестве еще одного примера можно привести количество фиксированных створов на Волге и ее притоках, где Росгидромет осуществляет мониторинг качества природных вод. Их всего 25.

Реальный же интерес для населения представляет качество воды в ближайшем водоеме.

Даже при условии расположения пункта наблюдений на участке, интересующем местное население, сотрудники, выполняющие наблюдения, не могут предоставить жителям ожидаемую ими информацию о состоянии водного объекта, поскольку их функции сводятся к определению установленного набора параметров, регистрации результатов в заданном формате и передаче этих данных в региональный пункт. Описанная ситуация, к примеру, создает возможность «мониторинга без измерений», когда роль общественной организации состоит в корректной интерпретации данных.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Как правило, они не располагают сведениями о качестве воды на выходе, у потребителя. Весьма ограничены данные, характеризующие состав воды в системе нецентрализованного водоснабжения. Граждан же вполне закономерно интересует информация о том, какая вода поступает в их дома. Отметим, что при сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным накоплением загрязнений в застойных зонах, негерметично- стыо, коррозией водопроводов и т.п.). Подобные ситуации предоставляют широкое ноле для организации результативного общественного мониторинга.

В таких случаях серьезную роль могут сыграть также наблюдения, организованные вузами, школами, детскими общественными организациями. Конечно, речь не идет о точных измерениях.

Но приемы изучения сред, накапливающих вредные вещества, и методы биомониторинга (оценка запыленности, загрязненности снежного покрова, изменений в состоянии растительности, оценка состояния водоема по населяющим его гидробион- там и т.п.) с успехом могут быть использованы.

Источник: https://studme.org/270685/ekologiya/obschestvennyy_ekologicheskiy_monitoring

Негосударственные виды мониторинга (Лекция)

Основные задачи общественного экологического мониторинга

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Общественный экологический мониторинг

2. Объекты общественного мониторинга

3. Задачи общественного экологического мониторинга

4. Основные принципы функционирования сети общественного экологического мониторинга межрегионального (международного) уровня

1. Общественный экологический мониторинг

Основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, – повышение доступности экологической информации для поиска приемлемых для всех сторон решений экологических (нередко переходящих в разряд социальных) проблем.

Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия представлена в табл.1.

Таблица 1. Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия

Виды мониторингаОбъекты наблюдений и оценкиВозможности общественного участия
Мониторинг источников воздействия и отходовСбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукцииПри правильной организации общественный экологический мониторинг источников воздействия может оказаться очень эффективным.Мощная приборная база далеко не обязательна: многие задачи могут решаться простейшими методами, в том числе и не требующими специального оборудования.
Мониторинг факторов воздействияФизические, химические, биологические факторы воздействияЭффективность этого вида мониторинга также достаточно велика.  Обычно требуется некоторое оборудование. Выбор оборудования зависит от задач, которые ставит перед собой группа.
Мониторинг состояния биосферыГеофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами); биологический мониторинг (биота)Некоторое место для общественных действий все же имеется и здесь – прежде всего в части защиты биоты в зонах интенсивного воздействия. Однако в целом эффективность общественного мониторинга на этом уровне невелика

Повышение доступности достигается путем использования и анализа как государственной (официальной) экологической информации, так и дополнительных сведений, которыми располагают различные исследовательские, образовательные, общественные организации. В ряде случаев может быть необходимо организовать собственные наблюдения и провести оценку ситуации, в результате которой формируется новая, не создаваемая и не анализируемая другими организациями информация.

Как правило, общественный экологический мониторинг организуется с целью принятия активных мер.

В некоторых случаях общественные организации предполагают обращение в органы власти, в других – пытаются оказывать воздействие на предприятия; иногда планируют прямые действия, направленные на улучшение состояния объекта наблюдений.

В этом смысле можно говорить, что общественный экологический мониторинг неразрывно связан с общественным экологическим контролем и служит информационной базой последнего.

Наиболее эффективно общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции:

1.Создание дополнительного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и нештатных ситуациях;

2.Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно;

3.Привлечение внимания к проблемам, которые ранее по разным причинам не были обозначены;

4. развитие экологического образования, просвещения и воспитания. Отдельного упоминания заслуживает еще одна возможность использования общественного мониторинга – послепроектный анализ, т.е. оценка реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с проектным прогнозом.

2. Объекты общественного мониторинга

Следует отметить, что общественный экологический мониторинг не может рассматриваться как инструмент для изучения глобальных проблем.

И дело не только в том, что для адекватного решения задач фонового мониторинга, поставленных в сети ГСМОС, требуется привлечение особых ресурсов (в частности, предполагается ведение многолетних наблюдений). Причина этого носит практический характер, т.к.

рычаги воздействия на глобальные процессы (кроме образовательных в широком смысле этого слова) в большинстве случаев находятся вне досягаемости конкретного сообщества, живущего в данной местности. Даже возможности непосредственного влияния на региональные проблемы зачастую ограничены.

Общественный мониторинг оказывается эффективным лишь тогда, когда, следуя известному изречению, думают глобально(или в границах региона в целом), но действуют локально. Характерным примером таких локальных объектов общественного мониторинга являются малые реки или другие объекты местного масштаба.

Именно в отношении малых водных объектов местное население имеет достаточно рычагов, чтобы реально повлиять на принятие контрольных мер и этим способствовать улучшению их состояния.

Воспитательное и образовательное значение наблюдений и трудовых акций (например, по расчистке русел малых рек), выполняемых силами общественных организаций, школьников, учащихся техникумов и студентов, трудно переоценить.

Санэпиднадзор и организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения, организуют наблюдения за качеством питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Как правило, они не располагают сведениями о качестве воды на выходе, у потребителя. Весьма ограничены данные, характеризующие состав воды в системе нецентрализованного водоснабжения. Граждан же вполне закономерно интересует информация о том, какая вода поступает в их дома.

Отметим, что при сегодняшнем состоянии разводящих сетей многие параметры, характеризующие состав питьевой воды у потребителя, определяются вторичным загрязнением в этих сетях (вызванным накоплением загрязнений в застойных зонах, негерметичностью, коррозией водопроводов и т.п.

) Подобные ситуации предоставляют широкое поле для организации результативного общественного мониторинга.

В таких случаях серьезную роль могут сыграть также наблюдения, организованные вузами, школами, детскими общественными организациями. Конечно, речь не идет о точных измерениях.

Но приемы изучения сред, накапливающих вредные вещества, и методы биомониторинга (оценка запыленности, загрязненности снежного покрова, изменений в состоянии растительности, оценка состояния водоема по населяющим его гидробионтам и т.п.) с успехом могут быть использованы.

3. Задачи общественного экологического мониторинга

Понятие общественного экологического контроля и его задачи определены Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды».

1.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2.Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3.Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

4. Основные принципы функционирования сети общественного экологического мониторинга межрегионального (международного) уровня

1.Единство целей.  Цели, которые ставят перед собой разные общественные экологические группы, могут быть весьма различны.

Это и проблемы экологического образования, формирование региональной экологической политики, оценка экологической обстановки и уровня воздействия на окружающую среду конкретных предприятий для поиска путей снижения нагрузки.

Хотя цели и соответственно методы работы этих групп могут различаться, в самой организации работы возникают общие проблемы (финансирование, взаимодействие с органами власти, СМИ, общественностью и пр.).

            Сеть будет более устойчивой, если ее участники тесно общаются и ставят перед собой сходные цели.

2. Общая методология. Единство приемов и методов работы (в частности, использование апробированных методик) – важная составная часть работы сети. Известно, что использование различных методик исследования часто приводит к получению несопоставимых результатов.

При введении в практику работы новых, ранее не использованных вами методов необходимо исследовать вопрос сопоставимости результатов.

Применение единых методик и подходов существенно облегчает организацию взаимопомощи между участниками сети.

Во многих случаях наиболее хорошо подготовленные и опытные участники могут оказать неоценимую помощь своим коллегам.

Консультации, ответы на технические вопросы могут быть заочными; наиболее типичные проблемы следует выносить на широкое обсуждение, например, в ходе семинаров и рабочих встреч.

3. Работа над общими программами и проектами. Даже в том случае, если участники сети решают, в основном, разные проблемы, продуктивна работа над общими программами или проектами. Совместные проекты способствует укреплению взаимодействия групп общественного экологического мониторинга.

Такими объединяющими направлениями могут стать образовательные программы, программа контроля качества измерений. Надежность и сопоставимость данных является основой функционирования любой системы мониторинга, необходимо тщательно контролировать качество результатов, получаемых участниками сети.

Неадекватные результаты (в том числе неверная схема организации мониторинга или некорректная интерпретация данных) могут дискредитировать всю работу в целом.

Естественно, в тех случаях, когда просматривается возможность более тесного взаимодействия участников сети, ее необходимо реализовать.

4. «Децентрализованное взаимодействие». Сетевая структура, где участники общаются «по горизонтали», как правило, более устойчива и не требует значительных затрат на координацию. Поэтому чрезвычайно важно организовать непосредственное взаимодействие всех участников сети. Необходимо выявлять общие интересы участников.

Эффективно стимулируют такое взаимодействие уже упомянутые деловые встречи (конференции, семинары, рабочие совещания и пр.) Хорошо организованная встреча может дать значительно больший результат, чем многолетние заочные контакты.

Основной функцией координирующей структуры должно быть методическое обеспечение и организация общих программ.

5. Способность к саморазвитию. Важным показателем устойчивости сети (а косвенно – и ее эффективности) является способность к саморазвитию. Особенно показательно развитие сети «вширь», когда новые члены находят собственные ресурсы для организации проектов, осуществляемых в рамках общей сети.

Такое развитие, как правило, свидетельствует о верно выбранной стратегии развития сети, актуальности ее существования. Если в вашей сети появляются новые участники, – вы на верном пути. Если этого не происходит, постарайтесь проанализировать причины.

Скорее всего, вам удастся установить важные пробелы в вашей работе.

Источник: http://icolog.ru/monitoring/negosudarstvennie-vidi-monitoringa.htm

Медико-экологический мониторинг

Основные задачи общественного экологического мониторинга

Мониторинг

Мониторинг окружающей среды (МОС) — комплекс мероприятий по определению состояния биосферы и слежению за нарушениями экологического равновесия.

Рис. 2. Схема мониторинга

Мониторинг окружающей природной среды (МОПС) — долгосрочные наблюдения за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния ОПС, ее загрязнения.

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) — система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека. Социально-экологический мониторинг» (СЭМ) — система повторяющихся наблюдений за отношением населения (общественного мнения) к экологическим проблемам.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

  • оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
  • выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;
  • создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Основные задачи экологического мониторинга:

  • наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
  • наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
  • наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
  • оценка фактического состояния природной среды;
  • прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки (рис. 3).

Рис. 3. Роль наблюдений в системе оценки окружающей среды

Мониторинг подразделяют:

  1. По методам ведения: Биологический; химический; геофизический; автоматический (чаще говорят «автоматический контроль»); дистанционный (космический, авиационный и др.).
  2. По объектам наблюдения экологический мониторинг подразделяется на: биосферный; климатический; мониторинг океана; генетический; источников загрязнения и др.
  3. По масштабам обобщения информации различают: глобальный (биосферный) мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли; национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами; региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством, а следовательно подверженных антропогенному воздействию; локальный мониторинг, к нему относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий; импактный — «точечный» мониторинг источников загрязнения (МИЗ).

16. Основные задачи общественного экологического мониторинга

Далеко не все задачи, которые выполняет экологический мониторинг, целесообразно ставить перед собой общественности. С нашей точки зрения, основная цель, которую должен преследовать общественный экологический мониторинг, — повышение доступности экологический информации для общественности.

Повышение доступности достигается как путем нарушения государственной монополии на информацию, так и путем получения дополнительных сведений, которыми не располагают государственные службы, а также с помощью обобщенного анализа всей доступной информации и адаптации ее для различных типов аудитории.

Отметим, что такая постановка цели приводит к необходимости обращаться в тексте к видам деятельности, которые выходят за рамки классического понятия мониторинга, но тесно связаны с ним.

Как правило, общественный экологический мониторинг организуется с целью принятия активных мер.

В некоторых случаях общественные организации предполагают обращение в органы власти, в других — пытаются оказывать давление на предприятия; иногда планируются прямые действия, направленные на улучшение состояния объекта наблюдений.

В этом смысле можно говорить, что общественный экологический мониторинг неразрывно связан с общественным экологическим контролем и служит информационной базой последнего.

Таблица 8. Классификация видов мониторинга и возможности общественного участия

Виды мониторинга Объекты наблюдений и оценки Возможность общественного участия
Мониторинг источников воздействия и отходов Сбросы, выбросы, размещение и удаление отходов, использование ресурсов и готовой продукции При правильной организации общественный экологический мониторинг источников воздействия может оказаться очень эффективным. Мощная приборная база далеко не обязательна: многие задачи могут решаться простейшими методами, в том числе и не требующими специального оборудования (визуальные наблюдения, фотодокументирование и т.п.)
Мониторинг факторов воздействия Физические, химические, биологические факторы воздействия Эффективность этого вида мониторинга также может быть достаточно велика. Обычно требуется некоторое оборудование. Выбор оборудования зависит от задач, которые ставит перед собой группа
Мониторинг состояния биосферы Геофизический мониторинг (атмосфера, океан, поверхность суши с реками и озерами); биологический мониторинг (биота) Некоторое место для общественных действий все же имеется и здесь — прежде всего в части защиты биоты в зонах интенсивного воздействия. Однако в целом эффективность общественного мониторинга на этом уровне невелика

Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, общественный экологический мониторинг может выполнять такие функции, как:

  1. Создание альтернативного информационного канала; повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
  2. Наблюдение за объектами, которые либо не включены в программы мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно.
  3. Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены (по разным причинам).
  4. Развитие экологического образования и просвещения.

Особого упоминания заслуживает новая, но, с нашей точки зрения, перспективная задача общественного мониторинга. Речь идет о постпроектном анализе — оценке реальных экологических последствий осуществления проекта и соотнесения их с воздействиями, предсказанными на этапе разработки проекта.

19. Национальныймониторинг

Национальныймониторингэтомониторинг

,

объектамианализа

которого

,

учитываяплощадьигеографическоеположение

государства

,

являютсятрансконтинентальныемиграции

ингредиентовватмосфере

,

большихречныхсистемах

,

моряхи

океанах

.

Обеспечиваеторганизационно

самостоятельныеипроводимыена

общихпринципахследующиевидыподсистем

:

мониторингземель

,

поверхностныхвод

,

подземныхвод

,

атмосферноговоздуха

,

озонового

слоя

,

растительногоиживотногомира

,

атакжерадиационный

мониторинг

,

Геофизическиймониторингвмасштабахгосударства

.

Медико-экологический мониторинг

февраля 8, 2008

Оценка риска здоровью человека, который обусловливается загрязнением окружающей среды, является в настоящее время одной из важнейших медико-экологических проблем, решение которой потребовало создания информационного фонда медико-экологического мониторинга в виде автоматизированных баз данных и разработки концептуальной модели исследуемой предметной области, определяющей перечень необходимых показателей и структуру информационных потоков с указанием взаимосвязей между ними [23].

Медико-экологические исследования, проведенные в различных по природно-климатическим и социально-экономическим условиям городах, свидетельствует о перспективности экологического подхода к анализу состояния здоровья населения, прежде всего, детей.

На основе обобщения многочисленных экспериментальных данных в основных чертах сформулированы общие методические принципы территориального медико-экологического анализа [7]:

1. Приоритетность эпидемиолого-статистических методов анализа медико-статистических данных, закономерности пространственно-временной динамики которых проявляются лишь в больших по численности населения группах.

2. Учёт региональной специфики взаимосвязей состояния здоровья населения и качества окружающей среды.

3. Необходимость учета порогов воздействия и эффекта суммации вредных факторов риска.

Репрезентативным периодом обследования считается 3-5-летний временной интервал. Все шире внедряются бальные оценки в анализ экологического состояния и оценку комфортности городской среды.

выбросы заводов, фабрик

концентрации различных химических веществ

и увеличение смертности носеления

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_30883_mediko-ekologicheskiy-monitoring.html

Scicenter1
Добавить комментарий