Основы оценки стоимости предприятия [бизнеса): Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)С развитием

Бизнес

Основы оценки стоимости предприятия [бизнеса): Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)С развитием
Warning: mysql_num_rows(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /usr/hosting/u1/www/soline/const/euroauditgroup/html/index.php on line 85
>

Оценка бизнеса – это определение стоимости предприятия в денежном эквиваленте, которая может быть его наиболее вероятной продажной ценой как товара.

Оценка бизнеса является наиболее сложной и трудоемкой процедурой. Для такой оценки необходимо выполнить оценку рыночной стоимости активов и обязательств предприятия, построить прогноз доходов и расходов предприятия, сравнить финансовые показатели предприятия с показателями фирм-аналогов и обосновать итоговую стоимость оцениваемого предприятия.

Что же подразумевается под оценкой бизнеса? 

Оценка бизнеса выполняет следующий ряд задач: 

  • Оценка мажоритарного (контрольного, блокирующего) пакета акций предприятия — это наиболее востребованная задача, дающая наиболее полное представление о стоимости бизнеса;
  • Оценка миноритарного пакета акций — это оценка одной акции в составе миноритарного пакета;
  • Оценка имущественного комплекса: в данном случае это оценка активов компании – зданий, сооружений, сетей, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и оборудования. Также в этой задаче осуществляется анализ финансовых потоков предприятия;
  • Оценка акций предприятия, котирующихся на рынке — это частный случай, достаточно простой и зачастую сводящийся к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки дисконта.  

Цели и задачи оценки бизнеса:

  • Выявление реальной рыночной стоимости имущества компании при осуществлении страховых операций;
  • Увеличение эффективности управления компанией;
  • Определение кредитоспособности компании и величины стоимости залога при кредитовании;
  • Обоснование принятия инвестиционного решения;
  • Плавное проведение реструктуризации предприятия (ликвидации, поглощения, выделения, слияния);
  • Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;
  • Выкуп акций у акционеров;
  • Информация для высшего менеджмента Общества о текущей стоимости бизнеса;
  • Информация о текущей рыночной стоимости компании в случае совершения сделок купли-продажи или при выходе одного или нескольких участников из обществ;
  • Определение стоимости ценных бумаг компании, долей в капитале в случае проведения с ними различных операций;
  • Проведение эмиссии акций обществом;
  • Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
  • Обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия искусственно занижено;
  • Переоценка активов компании;
  • Основа для разработки грамотного бизнес-плана;
  • Вступление в наследство для совершения нотариальных действий.
  • Стратегическое планирование развития компании;
  • Взвешенное налогообложение предприятия;
  • Продажа муниципальной или федеральной собственности;
  • Проведение дополнительных эмиссий;
  • Слияния и поглощения;
  • Реорганизация Общества.  

Методы оценки бизнеса:

Для оценки бизнесаиспользуются три основных подхода: доходный, сравнительный и затратный.

  • Доходный подход предполагает определение текущей стоимости будущих доходов, которые могут влиять на дальнейшее использование предприятия и его возможную продажу;
  • Сравнительный подход – это совокупность методов оценки стоимости бизнеса, основанных на сравнении оцениваемого объекта с аналогами, цена сделок которых известна. Преимуществом такого метода является то, что действительная стоимость будет отражать результаты деятельности компании, а цена сделки – ситуацию на рынке;
  • Затратный подход рассматривает оценку стоимость бизнеса с точки зрения понесенных расходов. Часто балансовая стоимость активов не является определением рыночной стоимости. Поэтому первоначальная задача  состоит в их тщательной переоценке. После из полученного показателя вычитается текущая стоимость обязательств, тем самым рассчитывается стоимость капитала предприятия. Преимущества затратного подхода в том, что он основан на существующих активах. Это исключает появление «переменных», присущих другим подходам.  

После анализа конкретного случая,  выбирается тот метод, который предоставит наиболее точную оценку.

Этапы оценки бизнеса:  

  • Сбор информации, анализ достоверности и документальное подтверждение всех собранных данных;
  • Анализ и изучение рынка, на котором работает бизнес. Рассмотрение аналогичных имущественных комплексов, способных приносить доход;
  • Проведение расчетов с помощью подходящих для поставленной цели подходов и методов по оценке бизнеса;
  • Согласование результатов, полученных путем проведения различных подходов и методов;
  • Составление отчета об оценке бизнеса понятно объясняет весь ход процедуры оценки бизнеса. В отчете содержатся использованные экспертами в ходе оценки материалы, выводы по выведенной стоимости бизнеса. Отчет — важный документ, который может быть использован в суде для защиты интересов.

Перечень документов для оценки бизнеса

Стоимость работ по оценке бизнеса

Источник: http://www.euroauditgroup.ru/0,2/biznes/

Понятие, цели и принципы оценки стоимости бизнеса (предприятия)

Основы оценки стоимости предприятия [бизнеса): Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)С развитием

Понятие оценки стоимости бизнеса (предприятия). Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике. Объекты и субъекты стоимостной оценки. Цели оценки и виды стоимости. Принципы оценки.

Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату.

Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации.

Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…» (Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации. Глава 1, стр.3).

Определяя величину стоимости, оценщик старается учесть всю полноту влияния основных факторов, к числу которых относятся доход, генерируемый оцениваемым объектом, риски, сопровождающие получение этого дохода, среднерыночный уровень доходности на аналогичные объекты, характерные черты оцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (или составных элементов), конъюнктура рынка, текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом.

Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате.

В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе и бизнеса, проводится на основании закона об оценочной деятельности и стандартов независимыми оценщиками, прошедшими специальную профессиональную подготовку.

Объекты и субъекты стоимостной оценки

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оцениваемого субъекта.

Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны, профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны — потребители их услуг, заказчики.

В роли профессиональных оценщиков выступают юридические лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физические лица (индивидуальные предприниматели). В любом случае их деятельность регулируется Федеральным законом об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховых институтов, а также граждан.

В своей деятельности они руководствуются правовыми, профессиональными и этическими нормами.

Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен его владелец.

В российском законе об оценочной деятельности к объектам оценки отнесены отдельные материальные объекты (вещи): Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, права приобретения, обязательства (долги); работа, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятия (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенные для реализации его целей: для осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли. При оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость его собственного капитала.

Цели оценки и виды стоимости

Как правило, цель оценки состоит в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п.

В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.

Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясь реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки.

Оценку бизнеса проводят в целях:

— повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

— купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;

— принятия обоснованного инвестиционного решения;

— купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям.

— установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;

— реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы.

— разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

— определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

— страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;

— налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;

— принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;

— осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной.

В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:

— рыночная стоимость:

— стоимость объекта оценки с ограниченным рынком:

— стоимость замещения объекта оценки:

— стоимость воспроизведения объекта опенки:

— стоимость объекта оценки при существующем использовании:

— инвестиционная стоимость;

— стоимость объекта для целей налогообложения:

— ликвидационная стоимость:

— утилизационная стоимость:

— специальная стоимость.

Принципы оценки

Можно выделить три группы взаимосвязанных принципов оценки:

— принципы, основанные на представлениях собственника;

— принципы, связанные с эксплуатацией собственности;

— принципы, обусловленные действием рыночной среды.

Рассмотрим первую группу принципов.

Принцип полезности заключается в том, что, чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.

Можно выделить еще один методологический принцип оценки стоимости предприятия — это принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.

Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания, или предвидения. Принцип ожидания заключается в определении текущей стоимости дохода или других выгод, которые могут быть получены в будущем от владения данным предприятием.

Вторая группа принципов оценки обусловлена эксплуатацией собственности и связана с представлением производителей.

Принцип вклада, который сводится к следующему: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.

Принцип остаточной продуктивности. Например, предприятие будет оценено выше, если земельный участок способен обеспечивать более высокий доход или если его расположение позволяет минимизировать затраты. Остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.

По мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется принципом предельной производительности.

При оценке стоимости предприятия необходимо учитывать принцип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

Третья группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды.

Принцип соответствия, согласно которому предприятия, не соответствующие требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего будут оценены ниже среднего.

С принципом соответствия связаны принципы регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями.

Рыночная цена такого предприятия, вероятно, не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование.

Прогрессия имеет место, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия скорее всего окажется выше его стоимости.

принципа конкуренции сводится к следующему: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

Стоимость предприятия, его имущества в значительной мере зависит от состояния внешней среды, степени политической и экономической стабильности в стране. Следовательно, при оценке предприятия необходимо учитывать принцип зависимости от внешней среды.

Изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется. Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определенную дату. В этом заключается суть принципа изменения стоимости.

Принцип экономического разделения гласит, что имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличилась общая стоимость объекта.

Результатом анализа является определение наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, иначе говоря, определение направления использования собственности предприятия юридически, технически осуществимо и обеспечивает собственнику максимальную стоимость оцениваемого имущества. В этом заключается принцип наилучшего и наиболее эффективного использования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_4675_ponyatie-tseli-i-printsipi-otsenki-stoimosti-biznesa-predpriyatiya.html

Scicenter1
Добавить комментарий