Особенности правового регулирования финансово-промышленных групп.

Нормативно-правовое регулирование финансово-промышленных групп в России

Особенности правового регулирования финансово-промышленных групп.

Финансово-Промышленные Группы — активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Согласно российскому законодательству, ФПГ — это “ совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.” (Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 — ФЗ, ст. 2).

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

  • *выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;
  • *ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;
  • *готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;
  • *выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:

  • *зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя — центральной компании той же финансово-промышленной группы;
  • *предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;
  • *передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;
  • *предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
  • *предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам — участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.

Так как финансово- промышленные группы имеют широкую географию деятельности и распространены не только в России, но и в других странах мира, за ними прикреплена правовая база, которая регулирует деятельность этих объединений, поведение их участников.

На практике отечественные ФПГ показывают разную эффективность.

Одни успешно приспособились к новым экономическим условиям ( «Лукойл») и завоевали позиции на внешних рынках («Газпром»), а другие оказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства даже при широком экспорте продукции («Норильский никель»).

Причины разных результатов деятельности финансово-промышленных групп аналитики достоверно назвать затрудняются, ссылаясь на недоступность реальной финансовой информации о них.За годы экономического кризиса,согласно данным Росстата, за девять месяцев 2009 г.

в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. объем промышленного производства снизился на 13,5%, инвестиции в основной капитал уменьшились на 19%, внешнеторговый оборот упал на 43,8%, а доля убыточных предприятий возросла с 28,4 до 35,1%.

Можно утверждать, что значительная масса экономических проблем нашей страны связана с состоянием крупнокорпоративного сектор.Однако именно этот крупнокорпоративный сектор создает основную (80— 85%) часть ВВП страны. Поэтому необходимы четкие долговременные программы деятельности каждой корпорации, налаживание внешнего государственного и финансового контроля.

К середине первого десятилетия XXI в.

удельный вес инновационной продукции в российской экономике составил немногим более 5%, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, не достигла и 10%, а нового машинного оборудования производилось в 82 раза меньше, чем в Японии, в 30 — чем в Германии и в 31 раз меньше, нежели в Китае; в мировом объеме продаж продукции высоких технологий на Россию пришлись лишь 0,3%, тогда как соответствующие доли США, Японии и Германии составили 20,0, 11,0 и 8,5%. Отставание нашей страны от лидирующих в научно-технологическом отношении держав лишь увеличивалось, в том числе вследствие разнопорядковых объемов внутренних затрат на исследования и разработки; так, если в РФ в 2007 г. эти затраты составили 25124 млн. долл., то в Японии — 138782 млн.долл.(2-с.128).

В отличие от малого предпринимательства крупный бизнес не в состоянии в быстро изменить свой принципиальный курс, откуда вытекает необходимость тщательного обдумывания целей и инструментов, с помощью которых ФПГ будет добиваться этих целей.

При этом, если из «лучшей практики» зарубежных компаний известно, что разрабатываются в первую очередь научно-технологические стратегии развития, то отечественные ФПГ, к сожалению, не придают научно-технологическим вопросам такого значения.

Требуются четкое определение на макроуровне перечня приоритетных направлений исследований и разработок, для формирования новых структур промышленного комплекса страны,а также повышение государственной поддержки корпорациям,которые занимаются научной деятельностью.

На создание ФПГ мешают как неблагоприятные внешние условия, так и многочисленные внутренние трудности. Участники групп жалуются на перегруженность налогами, сборами, платежами, запутанность и непостоянство налоговых требований, чрезмерно высокие налоговые ставки.

Можно выделить несколько факторов, которые отрицательно влияют на деятельность ФПГ: неплатежеспособность потребителей, недостаточность денежных средств в целом, в том числе собственных, кредитных, заемных, недостаток инвестиций, нестабильность государственной политики, изношенность оборудования, трудности со сбытом продукции, разрыв или неустойчивость хозяйственных связей, нехватка сырья, материалов, недостаток оборудования.

Также неудачи ФПГ могут зависеть и от таких факторов, как «слабость» банка (поскольку крепость всей группы во многом зависит от силы банка), плохая управляемость группой, неэффективный менеджмент, дефицит собственников в холдингах, «замусоренный» состав ФПГ (российские ФПГ создавались во многом случайным образом: скупалось то, что было доступно).

Таким образом, комплексное научное исследование формирования ФПГ имеет огромную общенациональную значимость.

Без знания закономерностей формирования, функционирования и развития ФПГ, без согласованного использования этих закономерностей менеджерами компаний и субъектами государственного регулирования российской экономики вряд ли возможно обеспечить повышение национальной конкурентоспособности в мировом хозяйстве.

Page 3

Развитие ФПГ развито не только в России, но и в других странах.

Так,в ядро иностранных финансовых групп входят концерны: «Сименс», «Бош», «Даймлер-Бенц», «Тиссен», финансовая группа «Дойче банк», «Хехст», «Крупп», «Грюндиг», финансовая группа «Дрезденер Банк».

Деятельность концерна чаще всего распространяется на одну отрасль или даже подотрасль экономики. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль, как, например, концерн Сименса — электротехническую, а концерн Тиссена — сталелитейную промышленность.

Координация в германских ФПГ обеспечивается несколькими механизмами. Одним из них выступает наличие небольшого круга должностных лиц, являющихся одновременно членами правлений различных компаний.

Из 100 крупнейших компаний Германии примерно в 80 один из членов наблюдательного совета является при этом членом правления другой из 100 рассматриваемых компаний.

В 20 из них примерно от 17 до 36 должностных лиц являлись одновременно членами наблюдательных советов других компаний.

Еще одним механизмом межкорпоративной интеграции служит взаимоучастие в капитале. В 1994 г. среди 100 крупнейших корпораций Германии действовало примерно 80 соглашений о перекрестном участии в акционерном капитале.

Координирующую роль выполняют и входящие в ФПГ финансовые институты. Они — второй по размерам участия собственник германских компаний после промышленных корпораций. «Дойче банк», например, владеет 28,5% капитала «Даймлер-Бенц». Германским банкам принадлежит по крайней мере 25% акций 25 крупнейших промышленных корпораций страны.

Являясь собственниками акций, банки ФПГ выступают также и в качестве депозитариев акций, принадлежащих другим категориям собственников. В этом качестве банки приобретают право голоса от лица собственников акций. В результате банки ФПГ прямо или косвенно управляют около 50% акций ведущих корпораций страны.

Опыт японских ФПГ все чаще становится основой для переосмысления принципиальных вопросов, которые касаются обмена ресурсами в любой экономике.

Предприятия, входящие в какую-либо из шести ведущих японских финансово-промышленных групп («Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Санва», «Фуе», «Дай-Ити-Канге»), представляя только 10% компаний, включенных в листинг токийской фондовой биржи, обеспечивают более половины общих продаж в ряде отраслей промышленности.

Торговые фирмы групп осуществляют более половины экспортно-импортных операций, а их доля в импорте отдельных товаров достигает 90%.Коммерческие банки групп контролируют около 40% общего капитала банков, страховым компаниям групп принадлежит 53-57% всего страхового капитала.

ФПГДоля акций, охватываемых взаимоучастием в капитале в рамках группы, (%)
Мицуи18,0
Мицубиси25,3
Сумитомо24,5
Санва10,9
Фуе18,2
Дай-Ити-Канге14,6

Источник: https://studwood.ru/2190387/ekonomika/normativno_pravovoe_regulirovanie_finansovo_promyshlennyh_grupp_rossii

Законодательное регулирование финансово-промышленных групп

Особенности правового регулирования финансово-промышленных групп.

Д.Н. ПОДШИБЯКИНПодшибякин Д.Н., аспиранткафедры гражданского ипредпринимательского права Академии трудаи социальных отношений.Возникновениефинансово-промышленных групп (далее — ФПГ) вРоссии связано с появлением УказаПрезидента РФ от 5 декабря 1993 г.

N 2096 «Осоздании финансово-промышленных групп вРоссийской Федерации» и утвержденного имПоложения о финансово-промышленных группахи порядке их создания. В том же году былазарегистрирована и первая ФПГ «Уральскиезаводы».

В соответствии с Положением вкачестве финансово-промышленных группрассматривались группы предприятий,организаций, финансово-кредитныхучреждений и инвестиционных институтов,капиталы которых объединены ворганизационно-правовых формах и размерах,определенных данным нормативным актом.

Указанное Положение предусматривалонесколько вариантов создания ФПГ: — вдобровольном порядке или путемконсолидации одним участником группыприобретаемых им пакетов акций другихучастников; — по решению ПравительстваРФ; — на основе межправительственногосоглашения.

Формирование ФПГ вдобровольном порядке или в порядкеконсолидации пакетов акций было возможнокак с получением статуса субъекта права(путем учреждения участниками группыакционерного общества открытого типа), таки без такого статуса (путем передачиучастниками группы находящихся в ихсобственности пакетов акций вдоверительное управление одному изучастников либо путем приобретения однимучастником группы пакетов акций другихучастников). Статус ФПГ, создаваемой наоснове решения Правительства илимежправительственного соглашения,Положением не определялся. Положениесодержало ряд ограничений, в частности,антимонопольного характера: по количествувходящих в состав ФПГ предприятий (не более20), суммарной численности работающих (неболее 100 тыс. человек), величине пакетаакций, которым вправе располагать входящиев группу кредитно-финансовые учрежденияили инвестиционные институты (не более 10%).Не допускалось перекрестное владениеакциями участниками ФПГ. Дальнейшееразвитие законодательства, регулирующегодеятельность ФПГ, привело к появлениюПостановления Правительства РФ от 16 января1995 г. N 48, которым была утверждена Программасодействия формированиюфинансово-промышленных групп, где ФПГрассматривались как базисный элементэкономики и основа возрожденияотечественной промышленности. Центральное место в своде законодательныхактов, регулирующих деятельность ФПГ внастоящее время, занимает Федеральныйзакон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «Офинансово-промышленных группах» (далее -Закон о ФПГ), который является первымосновополагающим документом в созданиисовременного предпринимательскогозаконодательства России. Концептуально онзначительно отличается от всех предыдущихнормативных актов, в первую очередь отУказа Президента РФ «О созданиифинансово-промышленных групп в РоссийскойФедерации». Наряду с позитивнымзначением данного Закона некоторыеисследователи отмечают инецелесообразность включения в него рядастатей, а также неточность некоторыхформулировок. Во-первых, Закон о ФПГисходит из понимания ФПГ как рыночногопродолжения прежних производственных (ПО) инаучно-производственных (НПО) объединений,как основной формы сохранения и рыночнойтрансформации этих хозяйственных структурсоветского периода. Предприятия иорганизации, входящие в данные объединения,административно подчинялись головнойорганизации (НИИ, КБ, заводу). Теперь в ФПГэти предприятия с учетом вошедшихкредитно-финансовых учреждений,инвестиционных и страховых компанийсвязаны экономически, а административнаявертикаль в НПО заменяется центральнойкомпанией ФПГ, связанной отношениямисобственности. Во-вторых, отменивпрактически все ограничения (по структурекапитала, на перекрестное владение акциями,по численности участников, работающих идр.), Закон в то же время сохранил самоеглавное препятствие — вето на участиепредприятий и банков в нескольких ФПГ. Этоможет надолго притормозить формированиелегальных ФПГ.

В-третьих, вызываетсомнение и пункт о господдержке ФПГ. Самофициальный перечень немногочисленных мерпомощи фактически выводит за рамки Законаиные формы их стимулирования . ———————————

Ленский Е.В.Корпоративный бизнес. Мн.: Армита-Маркетинг,Менеджмент, 2001. С. 196 — 197.
В-четвертых, вЗаконе не решена проблема консолидациисобственности в центральной компании ФПГ.Доля уставного капитала центральнойкомпании в суммарном уставном капиталеостальных участников группы очень низкая ив среднем не превышает 5% , чтопрепятствует интенсивному развитию ФПГ. ———————————

Войтенко А.И.Состояние и перспективы официальныхфинансово-промышленных групп в России //Российский экономический журнал. 1999. N 11 — 12.С. 24.И все же выход данногозаконодательного акта является знаковымявлением для российского права.Законодатель определил правовые основысоздания, деятельности и ликвидации ФПГ;порядок управления и ведения дел ФПГ; рольФПГ в современной экономике России; мерыгосударственной поддержки ФПГ. УказПрезидента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 «О мерах постимулированию создания и деятельностифинансово-промышленных групп»свидетельствует о дальнейшем развитии идеигосударственной поддержки деятельностиФПГ, предусматривая: передачу вустановленном порядке в доверительноеуправление центральных компанийзакрепленных в федеральной собственностипакетов акций участников ФПГ; предоставление права унитарнымпредприятиям — участникам ФПГ вносить вкачестве вклада в уставный капиталнедвижимое имущество, находящееся в иххозяйственном ведении и являющеесяфедеральной собственностью, сдаватьцентральным компаниям указанное имуществов аренду и отдавать в залог. Важноотметить и тот факт, что данный нормативныйакт признал утратившим силу УказПрезидента РФ «О созданиифинансово-промышленных групп в РоссийскойФедерации», а вместе с ним и все изжившиесебя ограничения. ПостановлениеПравительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621 «О порядкеведения Государственного реестрафинансово-промышленных групп РоссийскойФедерации» определяет состав сведений,структуру и единый на всей территорииРоссийской Федерации порядок веденияГосударственного реестрафинансово-промышленных групп РоссийскойФедерации. ПостановлениеПравительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 «Опорядке ведения сводных(консолидированных) учета, отчетности ибаланса финансово-промышленных групп»устанавливает правила веденияконсолидированной отчетностифинансово-промышленной группы. Ответственность за ведение сводных(консолидированных) учета, отчетности ибаланса финансово-промышленной группывозлагается на центральную компанию ФПГ,учрежденную всеми участниками договора осоздании ФПГ или являющуюся по отношению кэтим участникам основным обществом,уполномоченным на ведение дел. Ведениесводной (консолидированной) бухгалтерскойотчетности осуществляется на основеследующих принципов: показателиактивов и пассивов бухгалтерских балансовучастников ФПГ складываются, в отчетностиотражается инвестиционная деятельностьфинансово-промышленной группы в целом.Инвестиции, направленные участниками ФПГ вцентральную компанию, и средства, внесенныеими в ее уставный капитал, в отчетности неотражаются; показатели бухгалтерскогобаланса и финансовые результаты,отражающие объемы реализации товаров(работ, услуг), обязательства и расчетымежду центральной компанией и участникамиФПГ в отчетность не включаются. Такимобразом, с учетом рассмотренныхнормативных правовых актов можно сделатьвывод, что на сегодняшний день в Россиипрактически сформирована правовая базаФПГ, регламентирующая сферы деятельности иосновы построения взаимоотношений каквнутри самой группы, так и с внешнимиучастниками предпринимательскихотношений. Однако, несмотря на то чтокаждый последующий нормативный акт,посвященный ФПГ, опирался на ранеевышедшие, найти основную идею, котораяполучала бы все большее развитие со сторонызаконодателя, достаточно сложно. Все этидокументы доктринально недоработаны инесовершенны с точки зрения ихправоприменения.

В мировой рыночнойэкономике под финансово-промышленнымигруппами понимают достаточно широкий кругинтегрированных структур, которыесуществуют в определенныхорганизационно-правовых формах, включаякрупные национальные и транснациональныекорпорации . ———————————

Петухов В.Н. Корпорации в российскойпромышленности: законодательство ипрактика. Научно-практическое пособие. М.,1999. С. 78.При этом такая особаяорганизационная разновидностьобъединения, как финансово-промышленнаягруппа, является порождением отечественнойэкономико-правовой мысли. Напостсоветском экономическом пространстветермин «финансово-промышленная группа»употребляется в несколькихвзаимосвязанных, однако не вполнесовпадающих значениях. Чаще всего имобозначаются любые формы относительноустойчивого взаимопроникновенияпромышленного и финансового капитала.

Например, А.Е. Дворецкая, Ю.Б. Никольскийотмечают, что в ФПГ реализуется такаяструктура, которая позволяетаккумулировать финансовые ресурсы с цельюпроведения инвестиций в промышленность имаксимизации консолидированной прибыливсех участников группы. Характерной чертойданных объединений является интеграциявходящих в них звеньев не только черезконсолидацию финансовых ресурсов икапиталов, но также и через общуюуправленческую, ценовую, техническую,кадровую политику. Одним из обязательныхпризнаков ФПГ является наличие общихстратегий . ———————————

Дворецкая А.Е., Никольский Ю.Б.Финансово-промышленные группы: менеджмент +финансы. М., 1995. С. 51 — 52.
Б.З. Мильнеропределяет ФПГ как диверсифицированнуюмногофункциональную структуру,образованную в результате объединениякапиталов предприятий, кредитно-финансовыхи инвестиционных институтов, а также другихорганизаций с целью максимизации прибыли,повышения эффективности производственныхи финансовых операций, усиленияконкурентоспособности на внутреннем ивнешнем рынках, упрочения технологическихи кооперационных связей, ростаэкономического потенциала участников .Однако, как справедливо отметил Е.В.Ленский, данное определение не содержитсущностных характеристик ФПГ и можетотноситься к другим корпоративнымструктурам . ———————————

Мильнер Б.З. Теория организации. М., 1999. С.279.
Ленский Е.В., Цветков В.А.Финансово-промышленные группы РоссийскойФедерации: полученный опыт ипрогностические тенденции дальнейшегоразвития. М., 1999. С. 64.
Не содержитсущностных характеристик и определение,данное М.А. Эскиндаровым. По его мнению, ФПГ -это суперкорпорация, созданная посредствомакционирования, объединяющая материальныеи нематериальные активы . ———————————

Эскиндаров М.А.Развитие корпоративных отношений всовременной российской экономике. М., 1999. С.247.
В.Е. Дементьев дает два определения:согласно первому ФПГ представляет собойлюбые формы относительно устойчивогосотрудничества и взаимопроникновенияпромышленного и финансового капитала;согласно второму ФПГ — такая формаинтеграции промышленных и финансовыхструктур, которая удовлетворяет критериям,зафиксированным в соответствующихзаконодательных актах, и сопровождаетсяофициальным признанием и включением вГосударственный реестрфинансово-промышленных групп РоссийскойФедерации . ———————————

Дементьев В.Е. Интеграция предприятий иэкономическое развитие. М., 1998. С. 6.Анализимеющихся определений ФПГ показывает, чтоформулировка понятия»финансово-промышленная группа», получившаязаконодательное оформление, нуждается вуточнении сущностных характеристик ФПГ. Вчастности, можно было бы согласиться спредложением Е.В. Ленского об отражении вопределении ФПГ такой сущностнойхарактеристики, как «управлениепосредством центральной компании». Вст. 2 Закона о ФПГ называется дверазновидности ФПГ: 1) совокупностьвходящих в группу юридических лиц,действующих как основное и дочерниеобщества; 2) совокупность юридическихлиц, объединивших полностью или частичносвои материальные и нематериальные активына основе договора о создании ФПГ. Первая разновидность ФПГ представляет посути холдинг, который становится основойсоздания финансово-промышленной группы.Участниками ФПГ первой разновидностиявляются материнское (основное) и дочерниеобщества, участниками второй — юридическиелица, подписавшие договор о создании ФПГ, иучрежденная ими центральная компания. ФПГпервой разновидности представляет собойпредпринимательское объединение,основанное на экономическом преобладанииодного хозяйствующего субъекта над другим.Вторая разновидность представляет собойдобровольное договорноепредпринимательское объединение. В обоихслучаях объединение не являетсяюридическим лицом, а входящие в негоучастники не теряют самостоятельности. Впервом случае от имени объединениявыступает, реализуя его права иобязанности, основное общество, во втором -центральная компания, учрежденнаяучастниками ФПГ в соответствии с договоромо создании ФПГ.

Все объединения,которые не обладают статусом юридическоголица, являются с точки зрения гражданскогоправа неправосубъектными . ———————————

Гражданское право /Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. М., 1998. С. 96, 183, 269.
Представители предпринимательского правапри определении правосубъектностиотказались от использования фикцииюридического лица. Субъектамипредпринимательской деятельности имипризнаются носители хозяйственных прав иобязанностей, наделенные компетенцией,обладающие обособленным имуществом какбазой для предпринимательскойдеятельности, зарегистрированные вустановленном порядке илилегитимированные иным образом .Юридические лица рассматриваются как одиниз видов субъектов предпринимательскогоправа, наряду с которыми в качествеправосубъектных признаются такжефинансово-промышленные группы, холдинги,синдикаты и др. . ———————————

Шиткина И.С. Предпринимательскиеобъединения. М., 2001. С. 18.
Предпринимательское (хозяйственное) право /Под ред. О.М. Олейник. Т. 1. М., 1999. С. 231; ЕршоваИ.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право.М., 1999. С. 21.
Существует и точка зрения оналичии у предпринимательских объединений,не являющихся юридическими лицами,частичной правосубъектности илиправосубъектности в определенной сфереправоотношений . Так, В.В. Лаптев считает,что ФПГ действует в качестве субъекта правапрежде всего

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/1401

Правовое положение финансово-промышленных групп

Особенности правового регулирования финансово-промышленных групп.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИЯ»

РЕФЕРАТ

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

Выполнила

студентка гр ПП-251а

Лесниченко Александра

Проверил

Ст. пр. Куликова К.С.

Волгоград

2014

Введение

1. Общее положение о финансово-промышленных группах

2. Государственная регистрация финансово-промышленных групп

3. Деятельность финансово-промышленной группы

4. Контроль и отчетность в финансово-промышленной группе

5. Ликвидация финансово-промышленной группы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) в условиях перехода страны к рыночной системе хозяйствования может стать действенным механизмом становления высокоэффективных экономических структур в экономике России, способных успешно функционировать как на внутренних, так и на внешних рынках. ФПГ являются средством централизации капитала и иных ресурсов, позволяют укрепить производственный потенциал страны, а также создать конкурентоспособные экономические образования, способные функционировать в жесткой конкурентной борьбе, как с отечественными, так и с зарубежными производителями товаров и услуг.

Характер процесса формирования ФПГ в России имеет свои специфические особенности по сравнению с процессами формирования и функционирования подобного рода экономических структур за рубежом.

В частности, процесс формирования ФПГ в России является элементом государственной структурной политики и развивается по инициативе государства, тогда как большинство зарубежных ФПГ создавались по собственной инициативе исходя из экономической необходимости — достижения победы в условиях жесткой конкуренции. В связи с этим появилась необходимость в регулировании процесса формирования ФПГ в России в условиях реформирования экономики. Для выработки мер такого регулирования необходим системный подход, включающий как разработку концепции этого процесса, так и реализацию нестандартных практических мер в данном направлении.

Создание ФПГ в условиях чрезмерной монополизации в большинстве отраслей промышленности России влияет на характер взаимоотношений данных субъектов хозяйствования с государством и между собой, что обусловливает потребность в регулировании возникающих отношений.

Все данные аспекты определяют актуальность выполненного исследования.

Основная цель исследования состоит в разработке концепции формирования ФПГ в России.

Достижение главной цели исследования предполагает решение следующих конкретных задач:

— уточнение сущности ФПГ, как новой экономической структуры в экономике России;

— выявление основных тенденций формирования ФПГ в России и особенностей взаимодействия государства и ФПГ в условиях перехода к рыночной экономике;

— разработка обобщенной стратегии и технологии развития и функционирования ФПГ в переходный период экономики России, обеспечивающей выход на мировой рынок.

Объектом исследования являются ФПГ в период перехода к рыночной системе хозяйствования.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования ФПГ в условиях переходного периода — российской экономики.

Теоретической и методологической базой исследования служат: диалектический метод познания; системный подход; достижения отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий общественного развития, экономики и науки-управления; действующие российское законодательство и нормативные акты, официальная статистическая отчетность, программы, концепции, методические материалы государственных органов управления; публикации в периодической печати, в том числе, в различных деловых изданиях; официальные документы и материалы коммерческих структур.

1. Общее положение о финансово-промышленных группах

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации.

Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации федеральных целевых программ, регулируются законодательством Российской Федерации о федеральных целевых программах. Отношения, вытекающие из участия финансово-промышленных групп в реализации региональных целевых программ, регулируются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

По отдельным вопросам создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, регулирование осуществляется нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами других уполномоченных органов исполнительной власти. Государственное регулирование создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется уполномоченным на то федеральным государственным органом (далее — полномочный государственный орган), указанные функции которого являются исключительными.[2]

Отношения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы, другими договорами, заключаемыми между участниками финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленная группа — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы (статья 11 настоящего Федерального закона) либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием — учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.[1]

2. Государственная регистрация финансово-промышленных групп

Совокупность юридических лиц, образующих финансово — промышленную группу, приобретает статус финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа об ее государственной регистрации.

Для государственной регистрации центральная компания финансово-промышленной группы представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

заявку на создание финансово-промышленной группы (по форме, установленной Правительством Российской Федерации);

договор о создании финансово-промышленной группы (за исключением финансово-промышленных групп, образуемых основным и дочерними обществами);

нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию финансово-промышленной группы;

организационный проект;

нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

заключение федерального антимонопольного органа.

В случае необходимости Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов финансовый промышленный учет реестр

Решение о государственной регистрации финансово — промышленной группы принимается на основе экспертизы представленных документов полномочным государственным органом.

Полномочный государственный орган вправе запрашивать экспертные заключения других организаций, специалистов, органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по документам финансово-промышленной группы.

По результатам рассмотрения документов финансово — промышленной группы с учетом экспертных заключений полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений:

об отказе в регистрации финансово-промышленной группы;

о возврате документов финансово-промышленной группы на доработку;

о регистрации финансово-промышленной группы.

Отказ в регистрации или возврат документов финансово-промышленной группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин полномочного государственного органа.

В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.

Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов «финансово-промышленная группа», «транснациональная финансово-промышленная группа» или «межгосударственная финансово-промышленная группа», и включением в государственный реестр финансово-промышленных групп.

Использование слов «финансово-промышленная» в наименовании любого юридического лица, кроме центральной компании финансово-промышленной группы, не допускается.

Словосочетания «финансово — промышленная» и «промышленно — финансовая» равноправны.

Особенности государственной регистрации финансово — промышленных групп, не урегулированные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.[2]

Государственная регистрация изменений условий договора о создании финансово-промышленной группы.

Изменение условий договора о создании финансово — промышленной группы или состава участников финансово-промышленной группы подлежит государственной регистрации полномочным государственным органом.

Государственная регистрация изменений состава участников финансово-промышленной группы производится полномочным государственным органом на основании заключения федерального антимонопольного органа.

В случае изменений существенных условий договора о создании финансово-промышленной группы финансово-промышленная группа подлежит повторной государственной регистрации.

Договор о создании финансово-промышленной группы.

Договор о создании финансово-промышленной группы должен определять:

наименование финансово-промышленной группы;

порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной

группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;

порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;

порядок внесения изменений в состав участников финансово — промышленной группы;

объем, порядок и условия объединения активов;

цель объединения участников;

срок действия договора.

Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками исходя из целей и задач финансово-промышленной группы и соответствия законодательству Российской Федерации.[3]

Организационный проект финансово-промышленной группы.

Организационный проект финансово-промышленной группы — пакет документов, представленный центральной компанией финансово-промышленной группы в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности финансово-промышленной группы, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации финансово-промышленной группы.

Исчерпывающий объем требований к организационному проекту финансово-промышленной группы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственный реестр финансово-промышленных групп.

Государственный реестр финансово-промышленных групп — единый банк данных, созданный полномочным государственным органом и содержащий необходимые сведения о государственной регистрации финансово-промышленных групп.

Состав сведений и структура государственного реестра финансово-промышленных групп определяются Правительством Российской Федерации.[5]

3. Деятельность финансово-промышленной группы

Под деятельностью финансово-промышленной группы понимается деятельность участников, ведущаяся ими в соответствии с договором о создании финансово-промышленной группы или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Сводный учет в финансово-промышленной группе.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы определяется Правительством Российской Федерации.[4]

Ответственность участников финансово-промышленной группы

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп

Мерами государственной поддержки деятельности финансово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства Российской Федерации, являются:

зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя — центральной компании той же финансово-промышленной группы;

предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;

передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.

Центральным банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам — участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. финансовый промышленный документ актив

Правительство Российской Федерации разрабатывает порядок предоставления мер поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с приоритетами в промышленной и социальной политике, заявляемыми им ежегодно одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год, и отчитывается о результатах их применения при отчете об исполнении федерального бюджета.[6]

4. Контроль и отчетность в финансово-промышленной группе

Годовой отчет финансово-промышленной группы.

Не позднее 90 дней после окончания финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем участникам финансово-промышленной группы, полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, а также публикует указанный отчет.

Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором.

Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.[3]

Контроль за деятельностью финансово-промышленной группы.

Полномочный государственный орган вправе не чаще чем один раз в год потребовать отчет о деятельности финансово-промышленной группы и назначить ее аудиторскую проверку.

Проверка, проводимая по инициативе полномочного государственного органа, проводится за его счет.

Участники финансово-промышленной группы обязаны предоставлять полномочному государственному органу по его запросу любую информацию по отдельным вопросам текущей деятельности финансово-промышленной группы.

По итогам годового или текущего отчета финансово — промышленной группы полномочный государственный орган обязан принять меры в случаях обнаружения недостоверной информации в представленных документах, уклонения от представления необходимых документов, обнаружения в деятельности финансово-промышленной группы несоответствия договору о ее создании и организационному проекту, несоответствия деятельности центральной компании финансово-промышленной группы ее уставу, злоупотребления предоставленными правами и мерами поддержки, нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации.

В зависимости от характера и степени нарушения полномочный государственный орган может:

-предложить участникам финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и установить сроки их устранения;

-обратиться в Правительство Российской Федерации, соответствующий орган субъекта Российской Федерации с предложением о лишении финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки;

-принять меры к привлечению к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в его нарушении;

-обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово — промышленной группы.

О каждом из перечисленных действий полномочный государственный орган информирует Правительство Российской Федерации.

По обращению полномочного государственного органа Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается соответствующее решение.[6]

5. Ликвидация финансово-промышленной группы

Понятие ликвидации финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленная группа считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы и исключения ее из государственного реестра финансово-промышленных групп.

Основания ликвидации.

Финансово-промышленная группа ликвидируется в случаях:

принятия всеми участниками финансово-промышленной группы решения о прекращении ее деятельности;

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы;

установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства Российской Федерации при создании финансово-промышленной группы;

истечения срока действия договора о создании финансово — промышленной группы, если он не продлен участниками финансово-промышленной группы;

принятия Правительством Российской Федерации решения о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово — промышленной группы в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта, а также в случае повторного виновного совершения действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, если к ней уже принимались меры, предусмотренные указанной статьей. [5]

Последствия ликвидации.

Полномочный государственный орган в любом из установленных статьей 19 настоящего Федерального закона случаев прекращает действие свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы и исключает соответствующую запись из государственного реестра финансово-промышленных групп.

Обязательства участников финансово-промышленной группы по исполнению договора о создании финансово-промышленной группы в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит настоящему Федеральному закону и Гражданскому кодексу Российской Федерации.[1]

Заключение

Деятельность финансово — промышленных групп все в большей степени выводит промышленное развитие и экономическую деятельность за национальные границы, повышая устойчивость глобального развития.

Формирование и деятельность финансово — промышленных групп в России при целенаправленной и взвешенной государственной политике может стать стратегическим элементом экономических реформ, направленных на становление социально — ориентированной рыночной экономики с отечественной спецификой на базе преобразования отношений собственности и создания адекватной рынку системы государственного регулирования развития промышленности.

Государство поддерживает формирование финансово — промышленных групп, образуемых с соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, а также соответствующих приоритетам государственной селективной политики.

Участники или представитель финансово-промышленной группы подают заявку о регистрации их в качестве финансово-промышленной группы в Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике после согласования с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Рассмотрение заявок осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике в срок не более одного месяца.

Статус финансово-промышленной группы подтверждается соответствующей записью в Реестре финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания «финансово-промышленная группа» допускается только в случаях, когда статус этой группы подтвержден соответствующей записью в Реестре финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Список используемой литературы

1. Дойников Игорь Валентинович Российское предпринимательское (хозяйственное) право: учебное пособие для вузов / И. В. Дойников; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж: МОДЭК, 2011

2. Лаптев, В.В. Правовое положение предприятий / В.В. Лаптев. М.: Гардарики, 2010, 564с.

3. Хозяйственное право: Учебник / В.К. Мамутов, Г.Л. Знаменский, К.С. Хахулин и др.; Под ред. Мамутова В.К. — К.: Юринком Интер, 2011. — 897 с.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00480774_0.html

21. Правовые основы деятельности Финансово-промышленных групп

Особенности правового регулирования финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленные группы(ФПГ)— совокупность юридических лиц, либодействующих как основное и дочерниеобщества, либо объединивших свои активыв целях технологической или экономическойинтеграции.

Наиболее важным видомфинансово-промышленных групп являетсяконцерн— объединение нескольких торгово-промышленныхпредприятий под общим финансовымруководством.

Задачи:1) активизацияпреобразований в экономике;2) улучшениеинвестиционной ситуации;3) развитиеконкурентоспособности отечественныхтоваров.

От 30.11.1995 г. « О ф-п группах». Отменилилетом 2007г., новый так и не приняли. Хотямногие говорят о необходимости принятия.Это не юр.лицо, это совокупностьюридических лет. Никакой правосубъектностине может быть в принципе. Две схемысоздания: схема холдинга, т.е. юр.лицадействуют как основные и дочерниеобщества. Это реализация ст. 105 ГК РФ.Схема участия – юр.

лица полностью иличастично объединяют свои материальныеи нематериальные активы на основаниидоговора о создании ФПГ. При этой схемесоздается так называемая центральнаякомпания с представительскими иорганизационными функциями. Но это неорган управления ФПГ.

Раньше в законеимперативно был установлен органуправления, теперь такого нет, но традиционно он называется Советуправляющих, включающий представителейвсех участников.

ФПГ — совокупность юридических лиц,действующих как основное и дочерниеобщества либо полностью или частичнообъединивших свои материальные инематериальные активы (система участия)на основе договора о создании такойгруппы в целях технологической илиэкономической интеграции для реализациисоответствующих целей. ФПГ не являетсяюридическим лицом и не может рассматриватьсяв качестве объединения юридических лицв контексте ст. 121 ГК. Юридическими лицамиявляются участники финансово-промышленнойгруппы, а также центральная компанияФПГ, образованная всеми ее участниками.

Финансово-промышленная группа — этоорганизация в форме предпринимательскогообъединения, в состав которого входятюридические лица (обязательно наличиеорганизаций, действующих в сферепроизводства товаров и услуг, а такжебанков или иных кредитных организаций),созданная участниками группы, какправило, на договорной основе либо похолдинговой модели путем объединенияпромышленного потенциала и финансового(банковского) капитала в целях защитыобщих интересов, коор-динации действийего участников, реализации инвестиционныхи иных проектов и программ и проведенияединой экономической политики, а такженаправленных на повышениеконкурентоспособности и расширениерынков сбыта товаров и услуг, повышениеэффективности производства, созданиеновых рабочих мест.

ФПГ можно подразделить на виды с учетомразных критериев. В зависимости отспособа их формирования можно выделитьгруппы, созданные: а) по классическойхолдинговой модели; б) «системе участия»на договорной основе; в) смешанномупринципу с использованием элементовхолдинговой модели и «системы участия»на договорной основе.

ФПГ первого видапредставляют собой предпринимательскоеобразование, основанное на «системеучастия», экономической субординациии корпоративном контроле. ФПГ второговида есть добровольное договорноепредпринимательское образование.

Похарактеру специализации и кооперацииФПГ можно классифицировать на вертикальные,горизонтальные и диверсифицированныегруппы. ФПГ вертикального типа представляютсобой совокупность предприятий-участников,участвующих в выпуске одной и той жепродукции, но на разных стадияхпроизводства.

В горизонтальных ФПГпредприятия-участники осуществляютпроизводство на одних и тех же стадияхили производят одну и ту же продукцию.

Диверсифицированные ФПГ— это группы,в состав которых входят, с одной стороны,однопрофильные либо связанные междусобой предприятия, с другой — предприятия,которые не взаимодействуют с другимиучастниками группы, а также между собой.По процедуре создания выделяют: группы,созданные в добровольном порядке;группы, образованные по инициативефедеральных органов исполнительнойвласти либо соответствующих органовсубъектов Федерации.

Цели создания: интеграция промышленногои банковского капитала.

Сама суть ФПГименно в том, что должна быть представленачасть промышленная и финансовая, поэтомусреди участников должны быть организации,занятые в сфере производства (в смыслеэкономическом, то есть и товаров и услуг)и должны быть кредитные организацииобязательно. Вначале были созданы первыеФПГ. Ранее по закону предусматриваласьгосударственная регистрации ФПГ, ноестественно не как юр.лиц.

Источник: https://studfile.net/preview/1699833/page:14/

Scicenter1
Добавить комментарий