Особенности учета себестоимости в строительстве и при проведении

Содержание
  1. Учет затрат в строительстве. Как не дать расходам разорить Вас
  2. Какова идея учета расходов в строительстве?
  3. Особенность учета затрат в строительстве
  4. Задачи учета затрат подрядчика
  5. Учет расходов в строительстве. С чего начать?
  6. Для чего нужен контроль расходов в строительстве?
  7. Контроль затрат строительства по прямым затратам
  8. Заработная плата
  9. Затраты на эксплуатацию транспорта и материалов
  10. Материалы
  11. Прочие прямые издержки
  12. Учет по косвенным расходам
  13. Общепроизводственные расходы
  14. Планирование затрат в строительстве
  15. Планирование внутрифирменных издержек в строительстве
  16. Главные принципы планирования расходов в строительстве
  17. Планирование и прогнозирование расходов в строительстве на основании сметы
  18. Решение задач, с помощью планирования затрат в строительстве
  19. Особенности учета себестоимости в строительстве
  20. Особенности учета затрат и калькулирование себестоимости в строительстве
  21. Особенности учета затрат в строительстве | Научно-исследовательский журнал

Учет затрат в строительстве. Как не дать расходам разорить Вас

Особенности учета себестоимости в строительстве и при проведении

В настоящее время, строительный бизнес развивается с космической скоростью. Появляются новые технологии, материалы. Обладая хорошими знаниями в данном направлении, можно создать вполне успешный бизнес. Вариантов развития Вашего начинания довольно много.

Выбрав более подходящий для Вас, необходимо учитывать все нюансы, чтобы не потерять вложенные деньги. Большинство предпринимателей как раз это и отпугивает. Так на что же стоит обратить внимание, чтобы бизнес не попал в разряд убыточных? Ответ прост: Учет затрат строительства.

Если с умом контролировать затраты строительства, потраченные суммы не только окупятся, но и обернутся хорошей прибылью.

Какова идея учета расходов в строительстве?

Только строительная организация зарегистрирована, как юридическое лицо, начинается процесс управления. Управленческие решения могут приниматься руководителями только тогда, когда есть данные, которые получены в ходе работы.

Результатом должен быть анализ всех принятых решений по тому, или иному вопросу. Удобнее всего проводить контроль принятых решений используя показатели. Они могут быть выражены, как в числовом выражении, так и процентом соотношении.

Можно сделать вывод, что грамотное управление возможно только тогда, когда все данные достоверные. Для создания общей картины, важно учитывать не только общие сведения, но и информацию о работе всех подразделений.

В условиях современного мира, чтобы компания была успешной, важно правильно принимать решения. Но это не может быть достигнуто без планирования, анализа и контроля. Учет расходов в строительстве используя технологии Финоко – это тот метод, который позволяет все это объединить.

Особенность учета затрат в строительстве

Особенность учета затрат в строительстве заключается в том, что направление само по себе является не простым.

К примеру, каждый проект в компании имеет свою продолжительность, или процесс стройки является очень уникальным.

Также учитывается то, что каждый проект проходит не одну стадию согласования и обязательно должна быть смета. Именно смета является началом любой стройки. И таких моментов в этом виде бизнеса очень много.

По статистике в РФ на каждого директора приходится по 2.4 юридических лица. Причин тому очень много: работа в различных налоговых субъектах, различная структура собственности на активы, стремление сократить налоговые платежи и многое другое. Вести сводный учет затрат подрядчика и посчитать реальную прибыль объекта строительства в таком случает становиться не просто.

Нет никакой тайны в том, что вести учет расходов в строительстве нужно. При отсутствии данного учета организация автоматически получает высокий риск стать неплатежеспособной. В результате таких действий банкротство не за горами.

Задачи учета затрат подрядчика

Главной задачей является обеспечение руководителей строительной фирмы всеми необходимыми данными, для принятия правильных решений. Решения могут быть приняты в ходе:

  • планирования расходной части на определенный период времени;
  • планирование расходов, их анализ и контроль над исполнением;
  • готовые отчеты помогут выявить сильные и слабые стороны бизнеса. Эти данные могут быть только по Вашему предприятию, так и сравнительный анализ с конкурентами.

Контроль затрат в строительстве должен обязательно включать в себя:

  • смету;
  • учет и работу с договорами. Это касается, как заказчиков, так и подрядчиков, поставщиков товаров и услуг;
  • план-график. Он отвечает за своевременность, анализ и контроль над издержками предприятия. То есть, позволяет не пропустить срок той, или иной оплаты. Обеспечивает отслеживание сроков и количества выполняемых работ.

Веб-сервис ФИНОКО, на основании многолетнего опыта, подготовил автоматизированную систему управленческого учета в строительстве. Которая непосредственно включает в себя учет расходов в строительстве.

Готова модель, позволяет быстро и четко получать данные для ведения, анализа и контроля над расходной частью предприятия. Такой учет можно легко вести, как по одному объекту, так и по всем одновременно.

Готовый эталон включает в себя:

  • сводный и операционный отчеты. Это касается, как одного объекта, так и нескольких;
  • общий отчет предназначен, для управления коммерческими тратами;
  • отчет сводный по материалам, которые используются в процессе строительства и др.

Управленческий учет в строительстве дает возможность формировать план работы фирмы. К примеру, сколько нам понадобится в запланированном периоде времени материалов, и сколько мы затратим на них. Какие обязательства необходимо выполнить, и какие траты компания должна совершить за весь период.

Учет расходов в строительстве. С чего начать?

С чего начинается стройка? Не с закладки фундамента, гораздо раньше. Оно не может быть начато, если нет понимания, какие траты необходимо совершить. Болезненная тема данного направления – не правильный учет в строительстве. Отсюда мы получаем нехватку денежных средств на покрытие всех расходов. Поэтому учет расходов в строительстве, необходимо начинать с составления сметы.

Смета – это документ, утвержденный между заказчиком и исполнителем. В ней содержится перечень работ, которые необходимо выполнить. Определить какие материалы нужны, в каком количестве и в какой период. Выявить конечную стоимость объекта.

Чтобы было проще работать с документом, желательно разбить всю информацию на временные этапы. Составить план-график. К примеру, в какой срок необходимо провести платеж, или до какого числа нужно завершить определенный этап строительства.

Все сметы могут отличаться друг от друга. Но суть они должны нести одну.

Учет затрат подрядчика производить проще, если смета составлена правильно. Исходя из плана-графика, мы будем знать обо всех предстоящих тратах и поступлениях. Соответственно, контроль осуществлять легче.

Для чего нужен контроль расходов в строительстве?

Стройка — это длительный процесс, имеющая несколько производственных циклов. Разнообразие работ, многообразие объектов различной сложности. Одной из задач строительной компании является контроль расходов. Если упустить контроль расходов в строительстве, то предприятие может столкнуться с серьезными трудностями.

Основная проблема заключается в том, что нам необходимо получить конечный финансовый результат всего объекта. При этом обладать информацией о финансовом результате каждого месяца. На эти вопросы как раз отвечает учет расходов в строительстве.

В соответствие с рекомендациями необходимо вести контроль расходов в строительстве по прямым и косвенным тратам. Но не стоит забывать, что выбор метода учета затрат в строительстве должен быть обоснован технологическим процессом и зависит от вида деятельности.

Исходя из полученной информации, можно проводить полный анализ, регулировать и контролировать все траты. В результате не составит труда оперативно принять меры и исправить ситуацию.

От того, насколько тщательно мы ведем учет затрат подрядчика, зависит успех фирмы.

При проведении анализа учета затрат в строительстве за определенный промежуток времени, мы сразу выявим, по какой статье идет перерасход и по какой причине.

Контроль затрат строительства по прямым затратам

Прямые издержки в строительстве – это одна из главных составляющих частей сметной стоимости. В них включены все траты, которые необходимо совершить на строительные работы, также неизбежные ожидаемые расходы. Учет расходов по прямым издержкам необходимо вести по следующим статьям:

Заработная плата

Здесь отражаются все траты на оплату труда сотрудников, которые задействованы в процессе строительства:

  • Производственные рабочие;
  • Рабочие, которые занимаются перемещением оборудования и материалов на территории объекта строительства.

При расчете заработной платы необходимо отталкиваться от времени за выполнением каждого вида работ. На помощь могут прийти методические сборники, где указаны способы расчета, нормы и расценки.

Затраты на эксплуатацию транспорта и материалов

  • Амортизация;
  • Стоимость электроэнергии и ГСМ, вспомогательных материалов;
  • Оплата труда рабочих, которые занимаются обслуживанием строительных машин.

Единицей оценки работы транспорта является моточас. В общее время включаем переезд с объекта на объект, ремонтные работы на замену запасных частей, оплачиваемые технологические перерывы.

Формирование стоимости одного моточаса осуществляется благодаря следующим критериям:

  • стоимость ремонта;
  • амортизация единицы техники;
  • цена деталей;
  • ГСМ;
  • траты на транспортировку и др.

Расходы на эксплуатацию транспорта могут меняться исходя из многих факторов: погодные условия, состояние дорог, габариты груза и т. д.

К прямым издержкам в строительстве можно отнести издержки по устранению неполадок в процессе работы. К ним можно отнести расходы на гарантийное обслуживание и ремонт.

Материалы

Материалы — это факторы формирования себестоимости строящихся зданий и сооружений. Все расходы осуществляются по мере выполнения определенных работ. Ошибки в учете затрат в строительстве по материалам, могут повлиять на итог работы в целом. В результате увеличивается риск по недоплатам, переплатам.

В данную статью включены все издержки на материалы, полуфабрикаты, конструкции. А также, расходы на заготовку, доставку и хранение. Сюда же входит цена самих материалов и сырья.

Издержки могут быть выполнены по мере выполнения определенных работ, или совершены заранее.

Чтобы правильно определить стоимость материалов, необходимо знать стоимость каждой единицы. Так же, важен расход, отдельно для каждого вида работ.

Прочие прямые издержки

Так же, как и другие расходы, перечень может изменяться, исходя из специфики деятельности. В процессе учета затрат в строительстве по прочим прямым расходам включены:

  • Увеличение издержек в зимнее время;
  • Расходы на перевозку рабочих;
  • Расходы на содержание вахтовых поселений, оплата суточных;
  • Издержки на содержание и ремонт дорог в момент строительства;
  • Командировочные расходы;
  • Страхование;
  • спасательных служб;
  • Расходы на организацию торгов, тендеров;
  • Издержки на обеспечение нормальных условий труда.

Учет по косвенным расходам

Полная противоположность прямых издержек в строительстве — это косвенные. Они напрямую не зависят на определение стоимости объекта. Учет ихдержек по косвенным расходам необходимо вести по следующим статьям:

Общепроизводственные расходы

Это издержки по обслуживанию основных и вспомогательных производств.

  • содержание строительных машин;
  • амортизация и расходы на ремонт основных средств;
  • заработная плата основных рабочих;
  • содержание строительных площадок;
  • коммунальные расходы;
  • аренда;
  • издержки на набор и обучение персонала;
  • административно-управленческие расходы;
  • налоги и платежи;
  • иные расходы по выполнению строительных работ. Вспомогательные расходы.

К такому виду относят стоимость услуг, потребляемых основным производством:

  • Услуги по выработке электроэнергии;
  • Услуги по выработке тепловой энергии и др.

К какому выводу мы можем прийти, проводя учет затрат в строительстве по косвенным расходам? Это не так уж важно. Если разделяете это мнение, то вы уже загнали себя в угол. Не обращая внимания на величину таких расходов, мы медленными шагами можем привести компанию к серьезным проблемам.

Основная цель учета затрат в строительстве — это предоставление полной информации и финансовом положении компании. Правильно организованный учет затрат подрядчика, позволяет обладать информацией по всем издержкам в процессе стройки, для проведения дальнейшего анализа. Проще говоря, такой Контроль расходов в строительстве позволяет эффективно управлять и координировать работу.

Планирование затрат в строительстве

Планирование расходов в строительстве – это очень важная часть управленческого учета в строительстве. Не уделяя должного внимая данному разделу, можно и не начинать процесс строительства вообще. Планирование издержек в строительстве оказывает большое влияние на весь управленческий процесс в целом.

Планирование и контроль затрат подряжчика делится на:

  • комплексные;
  • специализированные;
  • перспективные;
  • оперативные;
  • стратегические;
  • тактические;
  • локальные;
  • глобальные.

Планирование издержек в строительстве решает вопросы:

  • целесообразно ли используются все материальные и технически ресурсы строительной фирмы;
  • анализирует рынок и позволяет планировать, исходя из имеющихся условий;
  • дает четкую картину, что позволяет всем подразделениям вести оперативную работу;
  • увеличивает эффект от применения всех данных на прогнозируемый период времени;
  • упрощает и систематизирует контроль над деятельностью предприятия.

Планирование расходов в строительстве стоит осуществлять на строго определенный период времени. Это связано с ситуацией на рынке, с ценами на материалы, конкуренцией и прочее. Ввиду достаточно частых изменений, важно быть всегда в курсе дел и планировать деятельность исходя из ситуаций в настоящее время.

Планирование внутрифирменных издержек в строительстве

цель планирования затрат в строительстве — это уменьшение рисков в деятельности строительной организации. Внутрифирменное планирование нацелено на перспективу развития компании, на основании бизнес-плана. Внутрифирменное планирование ресурсов в строительстве может изменяться, если у рынка были какие-то перемены.

Внутрифирменное планирование затрат подрядчика решает задачи:

  • выявить экономическое состояние фирмы;
  • какие нужно решить вопросы, чтобы все цели и задачи были реализованы.

При данном виде планирования затрат в строительстве, необходимо учитывать:

  • состояние рынка и спрос на работы и услуги;
  • грамотно ли будут использоваться имеющиеся ресурсы;
  • что необходимо предпринять, чтобы получить прибыль и др.

Главные принципы планирования расходов в строительстве

  • единство. В данный принцип входит непрерывная взаимосвязь между подразделениями компании. Подразумевается добиться положения, чтобы все отделы сотрудничали, как единое целое, для успешной реализации поставленных задач;
  • участие. Если принцип единства учитывал подразделения, то здесь берется за основу каждый сотрудник. Персонал должен понимать, что от него хотят и каким образом это должно быть достигнуто;
  • непрерывность. В строительной организации деятельность должна быть непрерывной. То есть достигается одна цель, за ней идет другая. Разрыва быть не должно;
  • гибкость. Рыночная ситуация может меняться довольно быстро и неожиданно. Компания должна быть к этому готова и сразу же изменить свой план действий;
  • точность. Все планирование должно быть точным по отношению к самой компании. Планы должны быть реальными и выполнимыми.

Планирование и прогнозирование расходов в строительстве на основании сметы

Началом формирования расходов в строительстве является смета. Смета — это планирование предстоящих расходов, которые необходимо совершить для того, чтобы выполнить определенные работы.

Задачи сметы расходов

  • планирование платежей в строительстве по всем нюансам проекта;
  • информирование подразделений и персонала о поставленных целях;
  • управление процессом производства;
  • оценка эффективности работы.

Процесс исполнения сметы необходимо контролировать постоянно. Что мы получили, что было задумано. Если есть какие-либо отклонения, срочно нужно принимать меры и стараться избежать подобного в будущем.

Конечно, может быть и такое, что планирование затрат в строительстве на основании сметы было составлено не верно. То есть, не учтены какие-либо факторы, и компания просто не может ее выполнить.

Поэтому, если мы определили, что смета может быть недействительной, нужно принимать меры. Но это необходимо делать заблаговременно.

Планирование затрат в строительстве на основании сметы разрабатывается на основании:

  • информации о материальных издержках. Тут учитывается необходимое количество ресурсов, для выполнения работ;
  • информации о расходах на заработную плату и отчисления;
  • амортизация и др.

Решение задач, с помощью планирования затрат в строительстве

Планирование затрат в строительстве позволяет решить следующие задачи:

  • конкурентное преимущество. Планирование затрат в строительстве создано именно для того, чтобы понимать, какую цель преследует фирма. Но, к сожалению, из-за частого изменения рыночной ситуации, крупные фирмы редко планируют затраты в строительстве на долгий период времени. Хотя, если рассмотреть с другой точки зрения, то конкурентов в строительном бизнесе много. И только долгосрочное планирование может помочь фирме удержаться на плаву и обойти конкурентов;
  • применение имеющихся ресурсов. Планирование затрат в строительстве обязательно должно учитывать то, что имеющиеся ресурсы не должны лежать на складах без дела. Это тоже своего рода экономия;
  • решение вопросов. Каждая строительная фирма должна иметь краткосрочные и долгосрочные планы. Любая оценка ситуации на сегодняшний день, это взгляд в будущее. Составлять долгосрочные планы необходимо по принципу: из будущего в настоящее. Бесспорно долгосрочные планы будут неоднократно меняться, но цель уже поставлена, к которой нужно стремиться;
  • контроль за выполнением показателей. Планирование затрат в строительстве — это мощнейший организационный момент в развитии. Задачи для выполнения поставлены для всех подразделений и персонала. Руководству остается только контролировать процесс выполнения и своевременного принятия решения, ввиду каких-либо отклонений;
  • уменьшение вероятности возникновения рисков. Задачей любой стройки является выполнение строительных работ в установленные сроки и в полном объеме. Но в процессе выполнения работ иногда возникают ситуации, которые могут отодвинуть срок сдачи проекта. Уменьшение рисков — это планирование и анализ того, что может произойти. Какие обстоятельства при возникновении повлияют на сдачу работ, или объекта в целом. Такими событиями могут быть: стихийные бедствия, погодные условия, иные внешние обстоятельства. Если рассматривать экономическую сторону, то это банкротство, не соблюдение условий договора и пр.;
  • развитие производства. План деятельности компании идеален? Но он не имеет смысла, если не будет совместных усилий персонала, направленных на его реализацию. Каждый сотрудник должен понимать, что от него требуется. Поэтому, руководству рекомендуется переходить на автоматизированную систему учета, для непрерывного контроля.

Грамотное планирование учета затрат в строительстве помогает улучшить работу компании в целом. Также позволяет оперативно выявить какие-либо отклонения, возникшие в процессе деятельности.

Не контролировать расходы — это верный признак того, что Ваша компания может стать неплатежеспособной, что приведет к банкротству.

Когда достигнуто соотношение: расходы — продуктивность, можно смело двигаться дальше в развитии строительной компании и не бояться за ее будущее.

В достижении данного соотношения поможет готовая автоматизированная модель: «Управленческий учет в строительстве»  для Веб-сервиса «ФИНОКО». Модель позволит вести учет затрат в строительстве без лишних издержек времени. Отчет содержит весь перечень фактических, плановых и прогнозных данных о деятельности предприятия. В результате он является отличным средством достижения успеха в бизнесе.

Источник: https://www.finoko.ru/uchet-zatrat-v-stroitelstve/

Особенности учета себестоимости в строительстве

Особенности учета себестоимости в строительстве и при проведении

Саперова Э. И. Особенности учета себестоимости в строительстве // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 362-364. — URL https://moluch.ru/archive/204/50007/ (дата обращения: 04.02.2020).



Рассмотрена классификация методов учета себестоимости продукции. Проанализированы существующие варианты учета затрат. Для строительной отрасли предложено использовать позаказный метод.

Ключевые слова: себестоимость, строительство, учет, калькулирование.

The classification of methods of accounting for the cost of production is considered. Total cost accounting options are analyzed. For the construction industry, it is suggested to use a custom method.

Key words: cost price, construction, accounting, calculation.

Основная задача учета себестоимости строительных работ — это отражение затрат: своевременное, достоверное и максимально полное. Эти затраты связаны с производством строительных работ, сдачей строительных работ заказчику, определение возможных отклонений от принятых норм и плановой себестоимости, надлежащим контролем за использованием производственных ресурсов.

Планирование расходов и учет этих затрат на производство строительных работ производится по договорам на строительство.

Потребность расчета себестоимости строительных работ напрямую связана:

а) с выявлением конкурентных преимуществ организации;

б) с изучением основных факторов, которые влияют на себестоимость;

в) с определением величины отпускных цен;

г) с выявлением результатов деятельности отдельных структур и всего предприятия в целом;

д) с целью нахождения «узких» мест в управлении предприятием и организации производственного процесса;

е) с планированием затрат и четкого контроля за выполнением строительных смет.

Экономист М. А. Вахрушин в своих работах калькулирование определяет как определенную систему расчетов себестоимости единицы отдельных видов производственной продукции [4, с.112].

Объектами калькулирования выступают произведенная продукция, работа, услуги, группа однородных изделий. Объект калькулирования выбирает каждая организация для себя самостоятельно. Иногда объекты калькулирования неоднородны на самом предприятии в целом и в его подразделениях.

Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции — это совокупность приемов документирования этих затрат и отражения их в отчетности. Методы учета служат для определения фактической себестоимости продукции и содержат всю необходимую информацию для контроля за процессом формирования экономических результатов.

Бухгалтерский отдел организации решает вопросы, связанные с калькулированием на всех этапах оборота хозяйственных средств:

1) в процессе приобретения сырья и материалов,

2) производства и реализации готовой продукции.

Многие экономисты объединяют учет затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости в общую систему анализа затрат. Такой точки зрения придерживается Н. П. Кондраков.

Экономист В. Е. Чернышев, наоборот, утверждает, что данные понятия: учет затрат и калькулирование — не одинаковы, но достаточно взаимосвязаны.

Конечно, учет затрат на производственном предприятии можно вести без разделения расходов по статьям калькуляции. Но такая калькуляция серьезно помогает формировать точную и детальную информацию о себестоимости производства.

Все затраты предприятия легко сгруппировать по двум основным направлениям: объектам учета затрат и по оперативности контроля за затратами.

По объектам учета принято выделять два основных метода калькуляции затрат:

  1. позаказный метод;
  2. попроцессный метод.

По оперативности контроля существуют методы учета затрат:

1) метод учета в процессе производства продукции;

2) метод учета и калькулирования прошлых затрат.

При позаказном методе калькулирования затрат объектом исчисления служит отдельный заказ или отдельно взятая работа. Эта работа выполняется по всем требованиям заказчика. Часто срок исполнения каждого заказа достаточно короткий, но строительству, наоборот, характерна большая трудоемкость и затрата времени [3, с.12].

Попроцессный (попередельный) метод характерен для предприятий, где возможно установление средней себестоимости партии однородных издержек за определенный период времени.

Попроцессное калькулирование используют, когда нет возможности исчислить расходы, которые относят к отдельным единицам расходов, из-за бесперебойного процесса производства продукции.

Попередельный метод подходит для производств, с комплексным использованием материалов, таких как, крупносерийное производством, где перерабатываемое сырье проходит последовательную цепочку фаз обработки.

Выделяют полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат.

Для полуфабрикатного метода характерно движение продукции из цеха в цех, которое оформляют записями в бухгалтерскими документации и калькулируют себестоимость полуфабрикатов по отдельному переделу.

При бесполуфабрикатном варианте учет затрат ведется по каждому переделу.

Для многих предприятий характерен попроцесный метод. В некоторых случаях, когда требуется более глубокий анализ причин изменения себестоимости, проводят калькулирование по отдельным изделиям.

Но для строительных организаций основным методом учета затрат на производство строительных работ является позаказный метод.

При позаказном методе калькулирования объектом выступает отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства или конкретный вид работ.

Учет затрат производится в соответствии с договором подряда на производство работ, заключенным с подрядчиком или заказчиком. По этому договору ведется учет издержек нарастающим итогом до окончания выполнения работ по договору.

Учет расходов на производство строительной продукции ведется на основе первичной учетной документации, по дебету следующих счетов:

20 «Основное производство»;

23 «Вспомогательные производства»;

25 «Общепроизводственные расходы»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

28 «Потери от брака»;

97 «Расходы будущих периодов» [2, с.1].

Такая позаказная работа отличается многообразием заказов различных клиентов, выполняемых в процессе производства. Затраты аккумулируются для каждого заказа отдельно.

Главным документом для учета такой информации является «карточка/лист учета затрат на выполнение заказа». Карточка заполняется в индивидуально для всех заказов и постоянно подвержена корректировке в зависимости от изменений в затратах.

Согласно ст.5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/08) затраты подрядчика суммируются из всех фактически произведенных расходов. Издержки связанны с производством подрядных работ, выполняемых согласно договору на строительство.

Расходы определяются в связи с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов. Затраты формируются по отдельным объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, т. е.

окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику [1,с.1].

Литература:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008. Утверждено приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н [Электронный ресурс] // www.consultant.ru
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н [Электронный ресурс] // www.consultant.ru
  3. Асаул, А. Н. Управление затратами в строительстве / А. Н. Асаул, М. К. Старовойтов, Р. А. Фалтинский. — СПб: ИПЭВ, 2014. — 392с.
  4. Вахрушин М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов/ М. А. Вахрушин. 5-е изд., доп. и пер. — М.: ИКФ Омега-Л, 2012. — 528 с.
  5. Карпова Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов/ Т. П. Карпова. — М.: ЮНИТИ, 2016. — 350с.

Основные термины(генерируются автоматически): учет затрат, метод учета затрат, калькулирование, метод учета, работа, производство, позаказный метод, отдельный заказ, оперативность контроля, затрата.

Источник: https://moluch.ru/archive/204/50007/

Особенности учета затрат и калькулирование себестоимости в строительстве

Особенности учета себестоимости в строительстве и при проведении

FEATURES OF ACCOUNTING COSTS AND CALCULATION OF COST OF CONSTRUCTION

Saiyyna Efimova

student, North-Eastern Federal University

Russia, Yakutsk

Irina Scriabina

Candidate of Sciences in Economics, associate professor,  North-Eastern Federal University

Russia, Yakutsk

АННОТАЦИЯ

Строительство — это процесс развития, создания чего-то нового. Формирование учета затрат в строительстве весьма сложно, имеет свои нюансы и проходит в несколько этапов. В данной статье рассмотрены основные методы их расчета.

ABSTRACT

Construction is a process of development, the creation of something new. The formation of cost accounting in construction is very difficult, has its own nuances and takes place in several stages. This article discusses the basic methods for calculating them.

Ключевыеслова: учет затрат, себестоимость, строительство, калькулирование.

Keywords: cost accounting, cost, construction, calculation.

Сегодня с развитием новых технологий и ростом уровня жизни населения строительство обрело масштаб и скорость.

Для дальнейшего развития и эффективной работы строительной отрасли требуется повышение эффективности и достоверности учетной системы на предприятиях, и в особенности учета затрат на строительную продукцию.

Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции — это совокупность приемов документирования этих затрат и отражения их в отчетности. Методы учета служат для определения фактической себестоимости продукции и содержат всю необходимую информацию для контроля за процессом формирования экономических результатов.[1]

Калькулирование себестоимости осуществляются различными методами (Табл. 1). Строительные организации сами выбирают, каким методом им лучше вести учет, опираясь на особенности строительно-монтажнных работ и характер возводимых объектов: типовые или нетиповые проекты, сроки возведения и ряд других факторов.

Таблица 1.

Классификация методов учета затрат

По полноте учета затратПо объектам учетаПо оперативности учета и контроля
Метод калькулирования полной себестоимостиМетод калькулирования сокращеннойсебестоимостиПопередельный методПопроцессный методПозаказный методМетод учета по функциямМетод калькулирования фактической себестоимостиМетод калькулирования нормативной себестоимости

На производство строительных работ учет затрат в основном формируется либо по позаказному, либо по попроцессному методу (Табл.2).

Таблица 2.

Сравнительный анализ позаказного и попроцессного методов

МетодПозаказный методПопроцессный метод
ОбъектЗаказПродукция
Продажи / производствоЗаказ предшествует производству. Производство осуществляется по конкретным заказамПроизводство предшествует продажам. Продукция является частью материально-производственных запасов
МатериалыОбъем необходимых материалов часто неизвестенОбъем необходимых материалов определен
Производственный циклЗависит от характера заказаДлительный, часто непрерывный
Калькуляция себестоимостиСебестоимость определяется по завершении работСебестоимость определяется периодически

Но наиболее часто используется позаказный метод, при котором как уже было указано в таблице 1, объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства или конкретный вид работ, в соответствии с заключенным договором. Учет издержек ведется нарастающим итогом до окончания выполнения работ по заказу.[2]

На сегодняшний день, порядок ведения бухгалтерского учета в строительстве в основном регламентируется ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».

Учет затрат на производство строительной продукции осуществляется на основе первичной учетной документации, по дебету следующих счетов:

  • 20 «Основное производство»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 28 «Потери от брака»;
  • 97 «Расходы будущих периодов»;
  • 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;
  • 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». [3]

Обычно учет расходов в подрядных организациях ведется на активном, сложном счете 20. Этот счет по назначению — калькуляционный, по экономическому содержанию — характеризует состояние хозяйственных процессов.

В позаказном методе, в процессе производства, затраты на каждый заказ (вид работ) собираются отдельно. Основной документ для учета таких затрат — «карточка/лист учета затрат на выполнение заказа», которая ведется индивидуально для всех заказов и изменяется в соответствии с затратами.

Согласно ПБУ 2/08 затраты подрядчика суммируются из всех фактически произведенных расходов. Издержки связаны с производством подрядных работ, выполняемых согласно договору на строительство.

Расходы определяются в связи с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

Затраты формируются по отдельным объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, т. е. окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику. [4]

Фактические затраты на строительно-монтажные работы должны соответствовать сметной стоимости возводимого объекта строительства, в противном случае подрядчику необходимо действовать согласно п. 3 ст. 743 ГК РФ. В строительной отрасли учет затрат крайне важен, в виду сложной специфики деятельности.

Нужно предусматривать все нюансы, простои нежелательны, так как они приводят к убыткам, могут снизить качество строительства и оттянуть сроки сдачи объектов. К сожалению, такие случаи встречаются сплошь и рядом, что свидетельствует о том, что нынешнее состояние учета не соответствует современным требованиям управления.

Перспективными методами учета затрат в строительной отрасли в последнее время стали такие направления, как «АВС – метод», «директ — костинг», «таргет – костинг».

Использование указанных методов позволит значительно увеличить точность планирования бизнес – процессов, принимать эффективные управленческие решения в области ценообразования, оптимизации номенклатуры выпускаемой продукции и прогнозирования затрат.[2]

Список литературы:

  1. Саперова Э. И. Особенности учета себестоимости в строительстве // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 362-364. — URL https://moluch.ru/archive/204/50007/ (дата обращения: 21.11.2019).

Источник: https://sibac.info/journal/student/86/164693

Особенности учета затрат в строительстве | Научно-исследовательский журнал

Особенности учета себестоимости в строительстве и при проведении
Аннотация: В статье рассматриваются особенности учета затрат в строительстве с целью улучшения информационных возможностей бухгалтерского учета и отчетности, а также повышения эффективности системы управления затратами

Abstract: The article discusses the features of cost accounting in construction to improve the information capacity of accounting and reporting, as well as improve the efficiency of the cost management system

Ключевые слова: учет, система затрат, фактическая себестоимость, расходы

Keywords: accounting, system cost, actual cost, expenses

Строительная отрасль является одной из ведущих в экономике России. Она является фондообразующей, а ее успехи существенно влияют на эффективность экономики и развитие иных отраслей страны в целом.

Основной особенностью строительства считают организационно-техническую сложность производимой строительной продукции, а также возводимых зданий и сооружений как производственного, так и непроизводственного назначения. Организация строительных работ способствует формированию характерных приемов, способов и методов учета затрат на производстве.

https://www.youtube.com/watch?v=8DpAaNEqLoY

Учет затрат является очень эффективным инструментом необходимый для точной калькуляции себестоимости и принятия различного рода решений, которые основаны на выборе альтернативного образа действий.

От того насколько точна информация о производственных затратах во многом зависит благополучие всего предприятия данной сферы в целом.

При анализе этой информации можно планировать реальный уровень прибыли и затраты на перспективу; правильно устанавливать цены; оптимизировать готовую продукцию, места закупки, производства и хранения готовой продукции, материалов и комплектующих, а также не только определить структуру расходов и их эффективность, но и регулировать и вести над ними контроль.

Организациям, чья деятельность связана со строительной отраслью, метод калькулирования себестоимости необходим, потому что это поможет сократить экономические потери и обеспечить сопоставимость результатов производства и себестоимости продукции.

Планируя затраты на материалы, сырье, рабочее время, необходимые механизмы и машины, предприятие должно во всем этом видеть суммы в денежных единицах. При принятии решений, основанных на анализе затрат, нужно не забывать об альтернативной стоимости потребляемых ресурсов.

Основные сведения для принятия решения, основанного на анализе затрат, берутся из бухгалтерии и именно поэтому так важно чтобы бухгалтер умел правильно и понятно составлять необходимый отчет.

Бухгалтерский учет затрат на производство строительных работ ведется строительными организациями в соответствии с правилами, которые установлены ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», а также правилами отраженными в Типовых методических рекомендациях, которые определяют порядок его применения.

Учет затрат на производство строительных работ ведется в журнале-ордере № 10-с, где совмещается аналитический и синтетический учет себестоимости выполненных работ, на счете 20 «Основное производство». По данному счету в указанном документе отражаются следующая информация:

• себестоимость строительных работ, иными словами фактических затрат, или же по объектам учета;

• договорная стоимость работ, которая выполняется собственными силами организации с начала года, с начала строительства и за текущий месяц;

• финансовые результаты от выполненных собственными силами строительных работ по объектам учета с начала года, с начала строительства и за месяц;

• договорная стоимость работ, выполняемая субподрядными организациями, принятая к оплате и сданная заказчику с начала года, с начала строительства и за текущий месяц.

Фактическая себестоимость строительных работ, которая выполняется собственными силами, отражается по дебету счета 20 в разрезе объектов учета и складывается из затрат, связанных с производством этих работ. Информация о затратах может быть сформирована отдельно по нормам, нормативам и отклонениям от них по каждому объекту учета.

В состав затрат по строительству объектов у застройщика кроме этого входят ожидаемые расходы и обязательства, осуществляемые после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачи инвестору, в соответствии с договором на строительство.

Затраты по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, которые были выполнены подрядчиками на завершенных строительством объектах, учитываются до их ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору в составе незавершенного строительства.

Все затраты формируются из фактически произведенных расходов, которые связанны с производством подрядных работ и выполненных согласно договору на строительство. Иными словами с использованием основных средств и нематериальных активов, объекта трудовых, материальных и других видов ресурсов в процессе строительства.

Затраты, производимые в процессе строительства включают в себя ожидаемые неизбежные издержки только в том случае, когда их размер согласован с застройщиком и они включены в договорную стоимость строительства объекта.

Также в затраты организации могут входить расходы по образованию резервов на покрытие предвидимых потерь, связанных с организацией и производством подрядных работ и возникающие как на стадии производства работ, так и на стадии их завершения.

Расходы, связанные с неизбежными издержками и резервами на покрытие предвидимых потерь создаются только тогда, когда они могут быть достоверно оценены.

Порядок учета затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования устанавливается в зависимости от выбранного способа производства строительных работ – подрядного или хозяйственного.

При подрядном способе, строительные работы и работы по монтажу оборудования, выполненные и оформленные в установленном порядке, определяются по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций по договорной стоимости.

Стоимость затрат на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, участвующих в основном производстве, отражается проводкой – Дебет 20.1 Кредит 25.

Если было выявлено завышение стоимости строительных и монтажных работ по оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций, заказчик с соответствующим возмещением уменьшает принятые затраты на сумму завышения. Возмещение происходит за счет полученных подрядчиками сумм, источников финансирования или путем уменьшения задолженности по принятому к оплате счету за выполненные работы от подрядной организации.

К строительным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, которые организация осуществляет собственными силами для собственных нужд, включая также деятельность, при выполнении которой организацией выделяются рабочие основной деятельности с выплатой им заработной платы.

Учет затрат, при хозяйственном способе производства указанных работ, проводится в соответствии с установленными Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ.

При этом на счете 20 «Основное производство» отражаются фактически произведенные затраты застройщиком, включая расходы на содержание подразделений.

Таким образом, на счете 20 формируется фактическая стоимость строительства жилого дома имеющего самостоятельный проект.

В завершении следует обратить внимание на то, что при выполнении разного рода строительных работ могут быть построены временные здания и сооружения. К ним относятся производственные, вспомогательные, общественные, складские и бытовые здания и сооружения, которые необходимы в процессе выполнения строительных работ и обслуживания строительных рабочих.

Подобные объекты возводятся на период строительства намерено, а по завершении строительных работ они либо списываются как инвентарный объект с учета, либо их переносят на новую строительную площадку. При вводе объекта в эксплуатацию счет 20 закрывается, а все затраты списываются в дебет счета 43.

Кроме этого, нужно отметить, что учет ведется раздельно, когда строительная организация осуществляет операции, которые не подлежат налогообложению и облагаются НДС.

Таким образом, освобождение от НДС приведет к существенной экономии на налогах в случае, например, если застройщик частично или полностью выполнит строительно-монтажные работы собственными силами для того чтобы в последствии продать готовый объект.

1. Акашева В. В., Буянова А. С. Непроизводительные расходы и потери в строительстве, их влияние на себестоимость продукции // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 343-346. 2. Акашева В. В., Морозкина Т. С. Особенности учета накладных расходов в строительных организациях // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 324-327. 3. Акашева В.В., Негоднова Е.П., Лапкина А.С. Бюджетирование накладных расходов в строительстве. // Экономика и предпринимательство. № 12 ч.3. 2015. 4. Акашева В. В., Кузнецов М. Е. Особенности и направления совершенствования учета затрат на производство строительно-монтажных работ на современном этапе // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 171-174. 5. Пошерстник Н. В. «Бухгалтерский учет в строительстве» / Н. В. Пошерстник, М. С. Мейксин. — М. : «Издат. дом Герда», 2009. – 586 с. 6. Костюченко В. В. «Организация, планирование и управление в строительстве» / В. В. Костюченко, Д. О. Кудинов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006 . – 352 с. 7. Костюченко В. В. «Менеджмент строительства»: учебное пособие. / В. В. Костюченко, К. М. Крюков, О. А. Кудинов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 448 с.

8. Хачатурян Н. М. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности в строительстве»: учеб. пособие для студ. вузов и средних проф. учеб. заведений / Н. М. Хачатурян. – Ростов-на-Дону : ФЕНИКС, 2006. – 318 с.

Источник: http://edrj.ru/article/13-04-16

Scicenter1
Добавить комментарий