Особенности внутренних коммуникаций в организации: В современной литературе описываются различные типы организаций:

Лекция 2. ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Особенности внутренних коммуникаций в организации:  В современной литературе описываются различные типы организаций:

2.1. Особенности внутренних коммуникаций в организации

В современной литературе описываются различные типы организаций: системная, живая, развивающая, социальная, техническая, психологическая, экономическая, потребляющая ресурсы и преобразующая их в конечный продукт, многообразная по целям и методам, применяемым в достижении целей. Эти и многие другие определения могут использоваться по отдельности, в различных сочетаниях, с различной детализацией для определения типа современных организаций.

Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей.

Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации.

Для того, чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима развитая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого.

Каждый тип организации может быть работоспособным только в том случае, если в нем культивируются соответствующие именно ему формы реализации функций управления.

Роль коммуникации в процессах целеполагания и организации обратной связи вряд ли можно переоценить.

Целостность организации, ее принадлежность к какому-то конкретному типу определяются тем, каким именно способом коммуникации объединяют элементы внешней и внутренней среды и направляют деятельность на достижение поставленных целей. Основные различия коммуникаций заключаются в их структурных и процессуальных характеристиках.

2.2. Структура внутренних коммуникаций

Организационную структуру можно рассматривать как формальную сеть передачи информации, обеспечивающую необходимый уровень эффективнос- ти. Она определяет принципы разделения труда, структуру и размеры подразделений, правила делегирования полномочий.

Выделяют три параметра, характеризующих особенности орга- низационных структур: степень формализации, сложность, степень централизации.

Г. Минцберг выделяет следующие способы координации деятельности организаций:

− взаимное согласование (рис. 2.2.1, а): способствует координации труда благодаря простому процессу неформальных коммуникаций. Контроль над процессом труда осуществляется самими работниками;

− прямой контроль (рис. 2.2.1, б): способствует координации, так как ответственность за работу других людей, определение заданий для них и наблюдение за их действиями возлагаются на одного человека;

− стандартизация рабочих процессов: предполагает точное определение (спецификацию) или программирование содержания труда;

− стандартизация выпуска: специфицируются результаты труда (параметры изделия, нормы выработки);

− стандартизация навыков и знаний (квалификации): означает точное определение необходимого для участия в процессе труда уровня подготовки работников.

На практике комбинируются все пять способов координации деятельности организаций. Проблемы выбора и комбинирования механизмов координации – актуальная тема для менеджмента.

Организационная структура является формальным каналом передачи информации, установленным администрацией и должностными обязанностями работников. Она связывает людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. Однако социальные контакты не ограничиваются только формальными потоками информации, они включают и неформальные (социальные и психологические) способы взаимодействия.

Социально-демографическая структура организации определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уровнем их образования, квалификацией, опытом и стажем работы.

Выделяются гомогенные и гетерогенные типы структур.

Эта характеристика оказывает существенное влияние как на производственно-экономическую деятельность предприятия, так и на эффективность и социально-психологический характер взаимоотношений.

Гомогенность организации, т. е. ее однородность по таким признакам, как пол, возраст, уровень образования и пр., является предпосылкой формирования общности интересов, ценностной ориентации, норм и стереотипов поведения.

Гетерогенные организации часто распадаются на несколько более или менее гомогенных группировок, и формирование их психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой недостижимым.

Профессиональная структура основана на разделении труда и необходимости согласования, координации реальных действий всех частников совместной деятельности. Таким образом, возникают четыре типа структурных подразделений:

− административный персонал – руководители, в обязанности которых входит организация системы производства;

− производственный персонал – работники, занятые производством продукции;

− обслуживающий персонал – работники, занятые обеспечением системы производства (маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности);

− инженерно-технический персонал – работники, занятые созданием новой техники и технологии, обеспечением бесперебойной работы имеющейся техники.

Неформальная структура организации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контактам в рабочей среде на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы.

Эта структура возникает и развивается спонтанно по мере того, как ее члены взаимодействуют друг с другом. Люди вступают в неофициальные отношения, чтобы удовлетворить потребность в общении, в привязанности, дружбе, в той или иной информации (профессиональной).

Иногда неофициальные контакты устанавливаются из эгоистических побуждений.

Привязанность людей друг к другу может быть также следствием сходства в образовании, квалификации, семейном положении, национальной принад- лежности и т. п.

Рассматривая особенности взаимодействия в пределах формальной и неформальной организационных структур, можно говорить, отмечает А. Л. Свенцицкий, соответственно о формальной и неформальной орга- низациях.

Формальная организация представляет собой систему официальных ролей, в то время как неформальная организация есть система ролей неофициальных. Эти системы тесно переплетены между собой и влияют друг на друга.

Результатом такого переплетения можно считать создание комму- никативных сетей (структур), обеспечивающих прохождение вертикальных и горизонтальных информационных потоков.

Внутрикоммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные – все потоки замыкаются на руководителе (лидере). Общение работников друг с другом проходит через центральную позицию.

Такие сети обеспечивают высокую эффективность при решении относительно простых задач. «Неполная» и «полная» сети обеспечивают общение участников коммуникативного процесса друг с другом.

Они эффективны в случае, если производственные задания требуют постоянного обмена информацией относительно их содержания и способов решения.

Психологическая структура внутренних коммуникаций. Среди не- формальных коммуникационных сетей можно выделить психологическую структуру. Она характеризует роли участников коммуникационного процесса. Правильный, психологически аргументированный подбор исполнителей ролей является важным фактором, обеспечивающим необходимые потоки инфор- мации.

Американские ученые, изучая различные варианты коммуникативных моделей, выделили четыре типа «коммуникаторов» в организации:

− «сторож» – работник, контролирующий прохождение информации к другим работникам. Чаще всего эту роль играют секретари, операторы телефонных станций, диспетчеры и т. д.;

− «лидер мнений» – работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников. Это может быть неформальный лидер, чье мнение противоречит официальному;

− «связной» – работник, служащий связующим звеном между различными группировками;

− «пограничник» – работник, имеющий высокую степень связей с внешней средой.

В качестве примера использования психологических особенностей и ролевых функций в построении коммуникационных сетей рассмотрим деятельность по управлению персоналом в известной международной корпорации «ЗМ». Основной целью менеджмента той организации являются наступательные инновационные стратегии.

Для внедрения их на практике требуется создание особых условий, в том числе расстановка работников, способных обеспечить процесс внедрения инновационного проекта.

«В качестве важнейшей ставится задача обеспечить в точках межфункционального взаимодействия контакты работников с одинаковым уровнем профессио- нальной подготовки и единство терминологического аппарата, с тем чтобы они могли совместными усилиями воспринимать держание проблем, выявлять сильные и слабые стороны нововведений в процессе их создания.

При ином подходе возможны «ошибки, недопонимание. Участники коммуникаций на «стыках» должны обладать примерно равным статусом, чтобы избежать до- тирования точки зрения более старшего в иерархии» (Грачёв М. В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. – М., 1993. С. 39).

В «ЗМ» выделяют следующих носителей ролевых функций: «антрепренеры» – энергичные руководители, поддерживающие и продви- гающие новые проекты; «генераторы идей» – специалисты различного уровня, выдвигающие новые предложения; «информационные привратники» — спе- циалисты, которые накапливают и распространяют необходимую для реалии- зации проекта информацию.

Они находятся в узловых точках коммутационных сетей, контролируют потоки научно-технических, коммерческих и других сообщений. В организации функционируют также «технологические», «рыночные», «производственные привратники», квалифицированные специа- листы, обладающие широкой междисциплинарной подготовкой. Умелое управ- ление сформированными коммуникационными сетями позволяет корпорации добиться поставленных целей.

Лекция 3. РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Виды коммуникаций в организации

Вертикальные коммуникации. Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникационного процесса у руководителя.

Составляющие вертикальных коммуникаций следующие: прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов; обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач; обсуждение проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствование и развитие способностей у подчиненных; сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещение подчиненных о грядущих изменениях; получение сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

Интерактивные (горизонтальные) коммуникации в организациях воз- никают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению. Они обеспечивают человеку необходимую социальную поддержку.

Как и другие типы организационных коммуникаций, интерактивный процесс имеет множество поведенческих следствий. Возможно, что психологически человеку удобнее обратиться за поддержкой именно к тем, кто стоит примерно на том же уровне, а не к выше- или нижестоящим.

Если поддержка способствует объединению усилий для достижения общих целей и задач, то интерактивные коммуникации оказывают положительное влияние.

Однако, если в группе «равных» не возникает необходимости объединить свои усилия, содержание происходящих между ними коммуникаций может принять неадекватные или даже деструктивные формы. Кроме того, интерактивные коммуникации между работниками одного уровня могут осуществляться в ущерб вертикальным коммуникациям.

Работники, которые успешно общаются между собой на одном уровне и оказывают друг другу социальную поддержку, могут оказаться совершенно несостоятельными в ситуации с нисходящими или восходящими коммуникациями.

Исследователями обобщены и выделены четыре наиболее важные цели интерактивных коммуникаций:

− координация заданий. Руководители отделов могут собираться ежемесячно для того, чтобы обсудить, какой вклад может внести каждый из отделов в достижение общих целей организации;

− решение проблем. Работники отдела могут собраться для того, чтобы обсудить, как они будут работать, если реализуется угроза сокращения бюджета; они могут использовать метод мозгового штурма для решения возникающих перед ними проблем;

− обмен информацией. Работники разных отделов могут встретиться, чтобы обменяться новыми данными;

− разрешение конфликта. Работники отдела могут собраться для того, чтобы обсудить внутренний конфликт.

На развитие интерактивных коммуникаций оказывают влияние новейшие технологии – использование компьютеров, телефонов и телевидения. Конечно, члены организации могут общаться между собой через компьютерную сеть, но коммуникации по-прежнему остаются динамичным межличностным процессом.

Во многих современных исследованиях подчеркивается, что коммуни- кации представляют собой понимание не явного, а скрытого, носящего лич- ностный характер.



Источник: https://infopedia.su/15x14baf.html

Особенности внутренних коммуникаций

Особенности внутренних коммуникаций в организации:  В современной литературе описываются различные типы организаций:

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Факультет психологии

Кафедра управление образованием

КУРСОВАЯ РАБОТА №4

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Руководитель:

____________ Канд. филол. наук,

доцент Е. Ю. Погудина

Автор работы:

___________ Е. В. Раенко гр. 20905

Томск 2013

Введение

I ГЛАВА

1.1 Особенности внутренних коммуникаций в организации

1.2 Условия развития внутренних коммуникаций

1.3 Технологии развития внутренних коммуникаций

Введение

Темой данной курсовой работы является развитие внутренних коммуникаций в организации. Коммуникации являются базовым аспектом любой организации.

Важнейший инструмент управления, который находится в распоряжения менеджера это – информация.

[6] По каналам коммуникаций менеджер распространяет и использует данную информацию, при этом, получая сигналы обратной связи, менеджер способен организовывать, направлять и мотивировать своих подчиненных.[11]

Коммуникативная функция управления в первую очередь проявляется в общении сотрудников внутри организации, поэтому внутренние коммуникации очень важны для успеха управления. Решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий. [1]

Менеджер, в процессе своей деятельности взаимодействует с множеством факторов, но, несомненно, главной областью его деятельности является персонал.

[2] Для того что бы направить работу персонала в нужное ему русло, менеджеру необходимо знать особенности внутренних коммуникаций: как они проявляются, какие имеют риски, как ими можно управлять.

Ведь ни для кого не секрет, что от хорошо налаженной системы внутренних коммуникаций зависит продуктивность компании, ее скорость в принятиях управленческих решений, ее мобильность.

Процесс внутренних коммуникаций необходимо отслеживать, проверять и в случаи обнаружения каких либо проблем в передачи информации нужно применять решения о предотвращении возникшей проблемы. Более того, на сегодняшний момент существует следующая проблема: уровень развития внутренних коммуникаций значительно отстает от развития самой организации.

Такое несоответствие приводит в дальнейшем к спаду эффективности всей организации. Если организация развивается, то она усложняется, усложняются организационные процессы, увеличивается число персонала и т.д.

И для управления всеми этими изменениями нужны видоизмененные внутренние коммуникации, существовавшие ранее коммуникативные процессы больше не способны своевременно и без искажений выполнять свои функции.

А это значит, что процесс внутренних коммуникаций должен развиваться вместе с фирмой. Ведь в организациях работают живые люди, а самые значимые решения и идеи рождаются в ходе коммуникаций.

Тем самым можно сказать, что необходимо развивать процесс внутренних коммуникаций в организации таким образом, что бы коммуникации соответствовали самой организации (ее целям, структуре, организационной культуре и т.д.).

Выделим объект, предмет и цель курсовой работы.

Объект исследования: внутренние коммуникации

Предмет исследования: развитие внутренних коммуникаций

Цель: выявить методы развития внутренних коммуникаций в организации

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

1) Изучить особенность внутренних коммуникаций

2)Рассмотреть условия формирования внутренних коммуникаций

3) Изучить технологии развития внутренних коммуникаций

Особенности внутренних коммуникаций

Прежде чем говорить об особенностях внутренних коммуникаций в организации дадим краткое определение термину «внутренние коммуникации».

Внутренние коммуникации – это коммуникативные процессы, происходящие внутри организации. Такую коммуникацию еще называют межуровневой. В свою очередь она делится на вертикальную и горизонтальную коммуникацию. [7]

Вертикальная коммуникация — коммуникация осуществляемая снизу вверх. Ее подвиды: коммуникация руководитель — подчиненный, руководитель — группа. Данный вид коммуникации может осуществляться и сверху вниз. Примерами такой коммуникации могут служить поручения начальства, приказы, информации о перемене деятельности компании (производство нового продукта). [26]

Горизонтальная коммуникация – коммуникация, происходящая между различными подразделениями. Во многих организациях существуют специальные коммуникационные центры, чья задача налаживать поддерживать связь между отделами.[21] Более того, внутренняя коммуникационная система может быть представлена как межличностная и организационная коммуникация.

Межличностные коммуникации — связи между отдельными личностями. Они не ограничены уставным регламентом и распространяются за его пределы.

Организационные коммуникации — коммуникации, протекающие в рамках задач и интересов конкретной организации. [21]

Внутренние коммуникации осуществляют следующие управленческие задачи:

1) повышение эффективности работы организации

2) внедрение корпоративных стандартов

3) формирование приверженности персонала

4) мотивация персонала

5) формирование и поддержка организационной культуры. [5]

Но, не смотря на то, что цели, достигаемые коммуникационными процессами одинаковы, однако, пути достижения этих целей будут выстраиваться исходя из типов организаций.

То есть, характер внутренних коммуникаций должен соответствовать организационной культуре самого предприятия.

Коммуникации в организации будут подстраиваться под параметры компании, а именно: степень формализации организационных процессов, централизация или децентрализация управленческих решений, сложность организационной структуры компании и т. д.[7]

Более того, в разных компаниях разный персонал, требующий особенных методов построения внутренних коммуникаций. Для того что бы установить диалог с работниками руководство использует разные подходы. Подходы делятся на: нацеленный, круговой и подход активного действия. Рассмотри особенности каждого подхода.

Нацеленный подход — коммуникация направлена на четкую целевую аудиторию. Чем более точно составлено сообщение, тем больше вероятность его верного восприятия. Ошибочным является мнение о том, что данный подход применяется только при помощи слов и что получатель просто пассивно принимает сообщение.

Круговой подход – коммуникации устанавливаются при помощи хороших человеческих взаимоотношений. Цель подхода работа над тем, что бы сотрудник получал удовлетворение от своей работы. Данный метод осуществляется путем длинных и открытых дискуссий.

Причем сущностью такой коммуникации является достижение полного взаимопонимания. Минус данного подхода заключается в том, что у персонала может сложиться мнение о том, что понимание приводит к соглашению.

Что единственная цель общения это понимание друг друга.

Подход активного действия — коммуникация устанавливается посредством практических действий, в которых необходимо понимание и интуиция. Подход основывается на том принципе, что коммуникация — это координация значений, понимание общих правил и распознавание образов. [3]

Внутренние коммуникации динамичный и сложный процесс, которым нужно уметь управлять. Если есть процесс, то есть и инструмент, посредством которого можно направлять и координировать этот процесс.

Для того чтобы управлять коммуникациями в организации, необходимо знать современные инструменты управления коммуникациями.

Важно правильно уметь подобрать именно тот инструмент управления коммуникацией, который будет отвечать запросам и требованиям конкретным компаниям. [4]

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/32101.html

Список литературы по коммуникациям

Особенности внутренних коммуникаций в организации:  В современной литературе описываются различные типы организаций:

1. Асташина, О.В. Коммуникативные стратегии в организации / О.В. Асташина // Вестник науки и образования Северо-Запада России. — 2015. — № 4. — С. 151 — 156.
2. Бабосов, Е.М. Особенности коммуникации в организационных моделях различных типов / Е.М. Бабосов, А.А. Трусь // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2015. — № 3. — С. 95 — 114.

Подобрать список литературы по коммуникациям ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

3. Балдин, К.В. Организационное обеспечение адаптивного опережающего управления предприятием / К.В. Балдин, Е.Л. Макриденко, С.А. Тугушева // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 11. — С. 8 — 14. 4. Боднар, А.В. Алгоритм функционирования информационно-коммуникационного механизма предприятия / А.В.

Боднар // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. — 2015. — № 4. — С. 131 — 139. 5. Данилова А.С. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации / А.С. Данилова, О.М. Федорова, С.В. Здрестова-Захаренкова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета.

— 2016. — № 2. — С. 42 — 47. 6. Деловые коммуникации / Под ред. В.П. Ратникова. — М.: Юрайт, 2017. — 528 с. 7. Деловые коммуникации / Под. ред. Т.Ю. Анопченко. — М.: КноРус, 2018. — 248 с. 8. Доронина, Е.Б. Повышение эффективности создания и функционирования сложных систем на основе анализа коммуникативных процессов / Е.Б.

Доронина // Science Time. — 2016. — № 4. — С. 244 — 254. 9. Егоричев, В.А. Системный подход в исследовании организационных коммуникаций / В.А. Егоричев, П.И. Малярчук, Н.К. Семенова // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 686 — 688. 10. Егоршин, А.П. Деловые коммуникации / А.П. Егоршин. — М.: НИМБ, 2015. — 320 с. 11. Коноваленко, В.А.

Основы интегрированных коммуникаций / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. — М.: Юрайт, 2015. — 486 с. 12. Конушкина, А.О. Современные коммуникации: организационный подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. — 2015. — № 3. — С. 247 — 252. 13. Кравец, М.А.

Алгоритм и методология стратегической диагностики организационных коммуникаций / М.А. Кравец // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — № 4. — С. 55 — 65. 14. Кравец, М.А. Оценка эффективности развития организационных коммуникаций / М.А. Кравец // Современная экономика: проблемы и решения. — 2015. — № 9. — С. 56 — 62.

15.

Лещукова, И.В. Эффективность коммуникаций в организации / И.В Лещукова // Инновационная наука. — 2016. — № 12-3. — С. 139 — 141.

Подобрать список литературы по коммуникациям ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

16. Лисс, Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. — М.: Дашков и Ко, 2018. — 342 с. 17. Магулаева, А.А. Роль организационных коммуникаций в эффективности управления предприятием / А.А. Магулаева // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 5. — С. 291 — 292. 18. Макаров, С.Н. Изучение управленческих ожиданий как инструмент социальной архитектуры / С.Н.

Макаров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2015. — № 3. — С. 107 — 112. 19. Максимов, М.В. Методы совершенствования анализа внутренней среды организации / М.В. Максимов // Инновационная наука. — 2016. — № 6-1. — С. 153 — 156. 20. Мансурова, Т.Г. Влияние внутренних коммуникаций на эффективность деятельности предприятия / Т.Г. Мансурова, Г.Р. Гумерова, Н.В.

Руднева // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 6. — С. 1084 — 1089. 21. Мерец, А.Л. Защита информации на предприятии при обмене данными с контрагентами / А.Л. Мерец // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 6-1. — С. 877 — 882. 22. Никитина, Е.С. Социология коммуникации / Е.С. Никитина. — М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. — 636 с. 23. Ореховская, Н.А.

Социальные коммуникации / Н.А. Ореховская. — М.: Инфра-М, 2014. — 224 с. 24. Павлова, Л.Г. Коммуникативные барьеры в сфере управления / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2017. — № 2. — С. 175 — 180. 25. Папкова, О.П. Деловые коммуникации / О.П. Папкова. — М.: Юрайт, 2014. — 160 с. 26. Плакса, Ю.В.

Современные методы коммуникации в организациях / Ю.В. Плакса // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 12-2. — С. 1199 — 1203. 27. Раудсепп, Я.В. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в организационных структурах / Я.В. Раудсепп // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2015. — № 9. — С. 35 — 38. 28. Рафикова, Д.М.

О путях и способах повышения эффективности организационных коммуникаций / Д.М. Рафикова // Экономика и социум. — 2016. — № 12-2. — С. 822 — 825. 29. Рыбаков, В.А. Коммуникация как социальный механизм организационного управления / В.А. Рыбаков // Образование и наука в современных условиях. — 2015. — № 3. — С. 196 — 198. 30. Салтанаева, Е.А.

Методика управления информационными технологиями на предприятиях и в организациях / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу // Аллея науки. — 2018. — № 2. — С. 330 — 333. 31. Смирнов, А.Н. Коммуникационная политика предприятия / А.Н. Смирнов — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 116 с. 32. Спивак, В.А. Деловые коммуникации. Теория и практика / В.А. Спивак. — М.: Юрайт, 2017. — 460 с. 33.

Стеценко, В.В. Комплексная система управления маркетинговыми коммуникациями на предприятиях / В.В. Стеценко // Бизнес информ. — 2015. — № 9. — С. 433 — 437. 34. Тараненко, А.И. Коммуникативный аспект в деятельности современных организаций / А.И. Тараненко, Г.В. Панасенко // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. — 2015. — № 6. — С. 271 — 275.

35.

Федосова, Д.Н. Инновационная методика формирования и принятия управленческого решения / Д.Н. Федосова, А.М. Слинков // Приоритетные направления развития науки и образования. — 2015. — № 4. — С. 332 — 333.

Подобрать список литературы по коммуникациям ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

36. Чемоданова, О.Н. Управление коммуникациями как фактор операционного менеджмента / О.Н. Чемоданова // Управленческие науки в современном мире. — 2016. — № 1. — С. 286 — 289. 37. Шапиро, С.А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании / С.А. Шапиро. — М.: ГроссМедиа, 2017. — 336 с. 38. Шарков, Ф.И. Социальные технологии управления коммуникациями в профессиональной деятельности / Ф.И. Шарков, А.М. Горохов // Коммуникология: электронный научный журнал. — 2016. — № 1. — С. 61 — 67. 39. Шершева, М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний / М.Ю. Шершева. — М.: ВШЭ, 2016. — 344 с.

Список литературы по коммуникациям онлайн

Источник: https://studresearsh.ru/spisokLiteratury/kommunikacii.html

Особенности внутренних коммуникаций в организации

Особенности внутренних коммуникаций в организации:  В современной литературе описываются различные типы организаций:

В современной литературе описываются различные типы органи­заций: системная, живая, развивающая, социальная, техническая, психологическая, экономическая, потребляющая ресурсы и преоб­разующая их в конечный продукт, многообразная по целям и мето­дам, применяемым в достижении целей. Эти и многие другие опре­деления могут использоваться по отдельности, в различных сочета­ниях, с различной детализацией для определения типа современ­ных организаций.

Вне зависимости от того, к какому именно типу принадлежит та или иная организация, необходимым условием ее существования является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей.

Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации.

Для того чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а ре­зультат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима раз­витая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого.

Каждый тип организации может быть работоспособным в том случае, если в нем культивируются соответствующие именно ему формы реализации функций управления.

Роль коммуникации в процессах целеполагания и организаций обратной связи вряд ли можно переоценить.

Целостность органи­зации, ее принадлежность к какому-то конкретному типу определя­ются тем, каким именно способом коммуникации объединяют эле­менты внешней и внутренней среды и направляют деятельность на достижение поставленных целей. Основные различия коммуникаций заключаются в их структурных и процессуальных характерна тиках.

Структура внутренних коммуникаций.

Организационную структуру можно рассматривать как формальную сеть передачи информации, обеспечивающую необходимый уровень эффективнос­ти Она определяет принципы разделения труда, структуру и размеры подразделений, правила делегирования полномочий. Выделяют три параметра, характеризующих особенности организационных структур: степень формализации, сложность, степень централизации.

Г. Минцберг выделяет следующие способы координации деятельности организаций:

-взаимное согласование способствует коор­динации труда благодаря простому процессу неформальных коммуникаций. Контроль над процессом труда осуществляется сами­ми работниками;

-прямой контроль способствует координации, так как ответственность за работу других людей, определение за­даний для них и наблюдение за их действиями возлагаются на одного человека;

-стандартизация рабочих процессов предполагает точное определение (спецификацию) или про­граммирование содержания труда;

стандартизация выпуска.

Специфицируют­ся результаты труда (параметры изделия, нормы выработки); стандартизация навыков и знаний (квалификации) оз­начает точное определение необходимого для участия в процес­се труда уровня подготовки работников На практике комбинируются все пять способов координации деятельности организаций. Проблемы выбора и комбинирования механизмов координации — всегда актуальная тема для менеджмента. Организационная структура является формальным каналом передачи информации, установленным администрацией и должностными обязанностями работников. Она связывает людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. Однако социальные контакты не ограничиваются только формальными потоками реформации, они; включают и неформальные (социальные и психологические) способы взаимодействия.

Социальная структура коммуникаций в организации.

Социалъно-демографическая структура организации определяется половым, возрастным, этническим составом работников предприятия, уров­нем их образования, квалификацией, опытом и стажем работы. Выделяются гомогенные и гетерогенные типы структур.

Эта характеристика оказывает существенное влияние как на производственно-экономическую деятельность предприятия, так и на эффектив­ность и социально-психологический характер взаимоотношений.

Гомогенность организации, т.е. ее однородность по таким признакам, как пол; возраст, уровень образования и пр., является предпосылкой формирования общности интересов, ценностных ориентации, норм и стереотипов поведения.

Гетерогенныеорганизации часто распадаются на несколь­ко более или менее гомогенных группировок, и формирование их психологического единства и целостности оказывается сложным, а порой недостижимым.

Профессиональная структура основана на разделении труда и необходимости согласования, координации реальных действий всех участников совместной деятельности. Таким образом, возникают четыре типа структурных подразделений:

административный персонал — руководители, в обязанности которых входит организация системы производства;

производственный персонал— работники, занятые производством продукции;

обслуживающий персонал— работники, занятые обеспечением системы производства (маркетинг, снабжение, сбыт, техника безопасности);

Инженерно-технический персонал — работники, занятые созданием новой техники и технологии, обеспечением работы имеющейся техники.

Неформальная структура организации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контактам в рабочей среде на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы.

Эта структура возникает и развивается спонтанно по мере того, как ее члены взаимодействуют друг с другом. Люди вступают в неофициальные отношения, чтобы удовлетворить потребность в общении, в дружбе, в той или иной информации (профессиональный).

Иногда неофициальные контакты устанавливаются из эгоистических побуждений.

Привязанность людей друг к другу может быть также следствием сходства в образовании, квалификации, семейном положении, национальной принадлежности и т.п. Рассматривая особенности взаимодействия в пределах формальной и неформальной организационных структур, можно говорить, отмечает А.Л. Свенцицкий, соответственно о формальной и неформальной организациях.

Формальная организация представляет собой систему официальных ролей, в то время как неформальная организация есть система ролей неофициальных. Эти системы тесно переплетены между собой и влияют друг на друга.

Результатом такого переплетения можно считать создание коммуникативных (структур), обеспечивающих прохождение вертикальных и горизонтальных информационных потоков.

Внутри коммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные. Здесь «звезда» и «веер» примеры централизованных моделей распространения информации, где все потоки замыкаются на руководителя (лидера). Общение работников друг с другом проходит через центральную пози­цию.

Такие сети обеспечивают высокую эффективность при решении относительно простых задач. «Неполная» и «полная» сети обеспечивают общение участников коммуникативного процесса друг с другом.

Они эффективны в случае, если производственные задания требуют постоянного обмена информацией относительно их содержания и способов решения.

Психологическая структура внутренних коммуникаций. Среди не формальных коммуникационных сетей можно выделить психологическую структуру. Она характеризует роли участников коммуникационного процесса. Правильный, психологически аргументированный подбор исполнителей ролей является важным фактором обеспечивающим необходимые потоки информации.

Американские ученые, изучая различные варианты коммуникативных моделей, выделили четыре типа «коммуникаторов» в организации:

«сторож» — работник, контролирующий прохождение информа­ции к другим работникам. Чаще всего эту роль играют секрета­ри, операторы телефонных станций, диспетчеры и т.д.;

«лидер мнений» — работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников. Это может быть неформальный лидер, чье мнение противоречит официальному;

«связной» — работник, служащий связующим звеном между раз­личными группировками;

«пограничник» — работник, имеющий высокую степень связей с внешней средой.

Источник: https://cyberpedia.su/9x12b03.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-30711.html

Особенности организации внутренних коммуникаций в деятельности современных организаций

Особенности внутренних коммуникаций в организации:  В современной литературе описываются различные типы организаций:

Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №2-3 (9) Март 2019

УДК 316.454.5

Дата публикации 31.03.2019

Селиверстова Марина Владимировнаканд. пед. наук, старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет, Россия, г. Сургут, aksioma37@gmail.com

Кретова Олеся Олеговна

студентка 4 курса, Сургутский государственный педагогический университет, Россия, г. Сургут, Olesabon@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается характеристика особенностей организации внутренних коммуникаций, влияющих на эффективную деятельность компании в целом.

В современных условиях коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина, государства и общества в целом.

Именно от эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны.

Основное внимание в данной статье направлено на анализ инструментов внутренних коммуникаций на примере общеизвестных Российских компаний и методическое обеспечение их совершенствования.
Ключевые слова: коммуникации, внутренние коммуникации, инструменты системы внутренних коммуникаций, управление коммуникациями, корпоративная информация

Features of the organization of internal communications in the activities of modern organizations

Seliverstova Marina VladimirovnaCand. Sci. (Pedagogical), Senior Lecturer, Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut

Kretova Olesya Olegovna

Student, Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut

Abstract: This article discusses the characteristics of the organization of internal communications that affect the effective operation of the company as a whole. In modern conditions, communication processes occupy an important place in the life of a person, citizen, state and society as a whole.

It is on the effectiveness of communication links and interactions that the future depends not only on the enterprise, as an economic entity in the market, but also on the people working in this enterprise, but also on the global level and the welfare of the whole country.

The main focus of this article is on the analysis of internal communications tools using the example of well-known Russian companies and methodological support for their improvement.

Keywords: communications, internal communications, tools of the system of internal communications, management of communications, corporate information

Управление внутренними коммуникациями является важным процессом для любой организации, независимо от формы собственности, территориального размещения, количества сотрудников и других факторов.

В связи с изменением производственных процессов, связанных с информатизацией, современные внутренние коммуникации влияют прямо и косвенно на эффективность деятельности организации.

Важнейшей целью внутренних коммуникаций в организации является беспрепятственное и своевременное распространение корпоративной информации до сотрудников разного уровня для поддержания целей и внутренней политики организации.

С помощью разнообразных средств коммуникации осуществляется контроль и оперативное реагирование на внеплановые задачи, сотрудники вовлекаются во внутреннее поле организации, осуществляется взаимодействие отделов, сотрудников, руководителей и организации в целом и принимаются управленческие решения.

Таким образом, внутренние коммуникации придают динамичность системе взаимодействия внутри организации и требуют рациональной системы приема, передачи и обработки информационных потоков.

Проведенный анализ теоретических источников позволил установить, что понятие «коммуникация» основательно рассматривалось отечественными и зарубежными учёными. Категориальные представления ученых представлены в таблице 1.

Таблица 1. Категориальные представления отечественных и зарубежных ученых понятия «коммуникация»

Автор

Определение

1

2

Ч.Х. Кули [1]

Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени

А.Д. Урсул [2]

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать

К. Черри [3]

Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности

М.С. Каган [4]

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной

Т. Шибутани [5]

Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности

П. Смит, К. Бэрри, А.Пулфорд [6]

Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека

Д. Льюис, Н. Гпуэр [7]

Коммуникация (биол.) — это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов

А.Б.Зверинцев, А.П.Панфилова [8,9]

Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания

Проанализировав содержание таблицы 1 можно утверждать, что коммуникация понятие многоаспектное и такие авторы как А.Д. Урсул, А.Б. Зверинцев и А.П. Панфилова рассматривают коммуникацию как обмен информацией, результатом которого является выработка единой точки зрения между объектами.  

Ч.Х. Кули, Т. Шибутани и К. Черри считают, что коммуникация является средством развития и поддержания отношений между людьми. 

П. Смита, К. Бэрри, А. Пулфорда, Д. Льюиса и Н. Гпуэра объединяет общий взгляд на коммуникацию, как на непосредственный процесс передачи данных, начинающийся с формирования основной идеи.

И только М.С. Каган говорит о коммуникации как о связи, взаимодействии двух и более систем. 

Таким образом, понятие коммуникация характеризуется главным образом как средство связи между объектами, сопровождающаяся передачей информации с целью воздействия на социальные процессы.

Существенным является тот факт, что лояльность работников и их удовлетворенность трудом связаны именно с качеством внутренних коммуникаций.  Однако выбор оптимальных инструментов и форм коммуникационной системы зависит от характера и особенностей каждой организации.

С целью изучения особенностей внутренних коммуникаций проводился анализ опыта российских организаций, в части применяемых ими инструментов и форм внутренних коммуникаций.

Были проанализированы четыре организации, которые применяют разные коммуникационные инструменты и формы взаимодействия. В обобщённом виде результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Инструменты внутренних коммуникаций, применяемые в современных организациях

Инструменты внутренних коммуникаций

Название организации

Эльдорадо

КРОК

ВЕКО

Альфа

Внутренний портал

+

+

+

— конференции

+

+

+

Форумы

+

+

Горячая линия

+

Исследования и опросы

+

+

Microsoft Lync

+

Технологии для удаленной работы

+

Электронная почта

+

+

+

+

Корпоративные издания

+

+

HR – отдел

+

+

+

+

Корпоративные праздники

+

+

+

+

Анализируя результаты таблицы 2 можно сделать вывод о том, что компании Эльдорадо и КРОК оснащены различными внутренними коммуникациями, в то время как остальные компании используют лишь такие инструменты как электронная почта, корпоративные печатные издания (журналы, газеты), праздники и внутренний портал. Также у всех исследуемых организаций существует HR – отдел, который непосредственно отвечает за эффективность внутренних коммуникаций.

Самой отстающей по актуальности использования внутренних коммуникаций является компания ВЕКО. Возможно это связано с тем, что руководство данной организации больше ориентирована на «живое» общение, тогда как технический прогресс диктует свои правила, к которым данная компания пока не соответствует.  

Важно отметить, что исследования проводимые сообществом внутренних коммуникаторов в период с 2009 по 2014 года, свидетельствуют об успешном развитии российских организаций в области применения внутренних коммуникаций (рис. 1).

Анализируя результаты исследования, представленные на рисунке 1, можно предположить, что уже к концу 2020 года все российские компании придут к выводу, что внутренние коммуникации призваны повышать уровень лояльности и мотивированности всех сотрудников, следовательно и эффективность их деятельности.

Рисунок 1. Применение внутренних коммуникаций российскими организациями

Необходимо заметить, что наличие связей между сотрудниками является одним из приоритетных направлений деятельности каждой организации. Современные внутренние коммуникации являются не просто каналом передачи информации, а огромной системой взаимодействия организации в целом.

Таким образом, внутренние коммуникации достаточно сложная, но в тоже время очень важная тема для нынешних организаций. Проведенный анализ теоретических источников позволил сделать вывод, что сегодня данная тема весьма ограничена и требует дальнейших исследований.

Список литературы

1. Кули Ч. Социальная организация: исследование более широкого разума. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1909. 426 с. 2. Урсул А. Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968. 288 с.3. Черри К. Человек и информация: Пер. с англ. М.: Связь, 1972. 368 с.4.

Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с. 5. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 539 с.6. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие/Пер.

с англ. под ред. проф. Л.Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 415 с.7. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 2001. 216 с.8. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. СПб.: СОЮЗ, 1997.

288 с.

9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Знание, 1999. 493 с.

Источник: http://SciPress.ru/economy/articles/osobennosti-organizatsii-vnutrennikh-kommunikatsij-v-deyatelnosti-sovremennykh-organizatsij.html

Scicenter1
Добавить комментарий