Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными

3.

Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

3.1. Руководители восстановительных подразделений должны руководствоваться требованиями Инструкции по организации восстановительных работ при ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава на железных дорогах, а также требованиями настоящих Правил.

3.2. Отправление на место аварии восстановительного поезда (ВП) должно быть обеспечено не позднее чем через 40 минут после получения приказа дежурного по отделению (управлению) железной дороги. Начальник ВП получает приказ поездного диспетчера с указанием мер предосторожности, исходя из предписываемых аварийной карточкой мер.

Отправление ВП на подъездные пути предприятий транспорта осуществляется при получении заявок и производится по разрешению главного ревизора железной дороги по безопасности движения или его заместителя и указанию начальника отделения железной дороги (начальника железной дороги).

3.3. Поездной диспетчер обязан в каждом случае при передаче приказа об отправлении ВП указать степень его негабаритности и обеспечить условия безопасного пропуска по участку, руководствуясь при этом действующими инструкциями и правилами.

Поездной диспетчер, на участке которого произошел сход подвижного состава, обязан:

— своевременно подготовить ближайшие станции и участок для беспрепятственного продвижения ВП;

— обеспечить оперативное продвижение ВП и передачу по поездной радиосвязи начальникам ВП всей необходимой для подготовки к проведению работ информации;

— до прибытия ВП организовать уборку стоящих на рельсах вагонов, обеспечивая свободность путей для маневров с прибывающими к месту аварии восстановительными поездами.

3.4. Перед началом работ, связанных с подъемом и уборкой сошедшего подвижного состава, начальник ВП проверяет закрепление находящегося на рельсах подвижного состава и обследует место схода.

3.5. Организация восстановительных работ включает:

— выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств;

— выбор схемы и установление очередности их производства, разработку планов по организации восстановления;

— обеспечение охраны и ограждение мест работы;

— обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты;

— принятие необходимых мер пожарной безопасности;

— оценку принимаемых решений с позиций ущерба окружающей природной среде.

3.6. Работы должны выполняться в определенной последовательности, соответствующей принятому плану.

По мере освобождения земляного полотна от сошедшего подвижного состава работники восстановительных поездов приступают к ремонту пути, установке поврежденных опор контактной сети, восстановлению средств связи и устройств СЦБ.

Начальник ВП отвечает за строгое выполнение оперативного плана восстановления в части подъема сошедшего с рельсов подвижного состава. Дополнительные повреждения подвижного состава и контейнеров с опасными грузами не допускаются.

3.7. Работа с краном (кранами) осуществляется под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, аттестованного и назначенного приказом по предприятию, отделению (управлению) железной дороги из числа инженерно-технических работников.

Запрещается проведение работ по подъему и ремонту подвижного состава, содержащего взрывчатые материалы, воспламеняющиеся газы, а также легковоспламеняющиеся и горючие грузы (приложение 7 к настоящим Правилам), без применения искробезопасного инструмента и технических средств (на основе омеднения или алюминиевых сплавов).

3.8. При необходимости освещения фронта работ должны использоваться осветительные устройства во взрывозащищенном исполнении.

3.9. Руководитель работ должен в плане работ предусмотреть возможность обследования компетентными лицами зоны аварии (видеосъемка, фотографирование объектов, составление схем, отбор образцов и т.п.).

3.10. По окончании восстановительных работ привлеченные работники должны пройти медицинское освидетельствование.

3.11. Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами отдельных классов:

3.11.1. Класс 1 (взрывчатые материалы — ВМ). При проведении аварийно-восстановительных работ с грузами класса 1 необходимо учитывать их особую опасность, способность принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, а также жилым и производственным объектам, транспортной инфраструктуре.

При аварийных ситуациях и планировании аварийно-восстановительных работ с ВМ необходимо в первую очередь исходить из подкласса груза, который указывается в аварийной карточке.

ВМ подкласса 1.1 (ВМ с опасностью взрыва массой) способны взрываться всей массой под воздействием ударов, нагревания, детонации. При этом образуется ударная волна, приводящая к разрушению подвижного состава, строительных конструкций, восстановительной и пожарной техники, поражению людей.

Тепловой прогрев ВМ этого подкласса в условиях пожара увеличивает вероятность перехода горения в детонацию, и в практической деятельности аварийные и пожарные службы должны принимать вероятность взрыва равной единице.

Кроме ударной волны большой ущерб наносят осколки и обломки упаковок, вагонов, строительных конструкций и т.п., разлетающиеся в зоне взрыва с большой скоростью; опасны также газообразные продукты взрыва (углерода монооксид, оксиды азота, фосфора, цианид водорода). ВМ подклассов 1.2 (ВМ, не взрывающиеся массой) и 1.

3 (ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой) характеризуются опасностью разбрасывания, загорания, но не создают опасности взрыва массой.

Горение метательных ВМ (пороха, ракетное топливо подклассов 1.2 и 1.

3) по внешнему эффекту выглядит как взрыв, сопровождающийся разрушением упаковки, вагона и разбросом отдельных обломков на значительное расстояние (заряды ракетных топлив способны к разлету до нескольких километров, образуя при этом отдельные очаги пожара). ВМ подклассов 1.

4 (ВМ, не представляющие значительной опасности), 1.5 (очень нечувствительные ВМ) и 1.6 (чрезвычайно нечувствительные ВМ) представляют значительно меньшую опасность, т.к. вероятность взрыва очень низка даже при их воспламенении или инициировании.

Порядок действий специализированных подразделений определяется настоящими Правилами и иными ведомственными нормативными актами.

3.11.2. Класс 2 (газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением). При проведении восстановительных работ с этими грузами необходимо учитывать, что в емкостях (цистернах, баллонах) имеет место избыточное давление.

Оно может значительно повышаться с увеличением температуры, что может привести к разгерметизации емкости или даже к ее разрушению.

Поэтому цистерны со сжиженными и сжатыми газами должны быть охлаждены независимо от природы газа.

При повреждении котла цистерны с негорючим и нетоксичным газом она должна быть отведена в безопасное место и находиться под наблюдением. Ликвидация утечки или перелив груза в порожнюю цистерну должны осуществляться только в присутствии специалиста.

Если произошла разгерметизация цистерны и утечка горючего газа с плотностью тяжелее воздуха, во избежание создания взрывоопасной концентрации и мощного взрыва или объемного воспламенения выходящий газ необходимо поджечь и под контролем специалистов, при интенсивном охлаждении котла цистерны, дать ему выгореть.

Решение о поджоге газа может быть принято руководителем работ на основе письменного уведомления специалистов после определения зоны загазованности, эвакуации людей и оценки возможных последствий объемного воспламенения газовоздушной смеси.

При проведении восстановительных работ с цистернами, содержащими грузы класса 2, необходимо следить за тем, чтобы подъемные средства и сам процесс подъема не приводили к разгерметизации цистерн.

При утечке ядовитых (токсичных) газов для изоляции газа следует создать водяную завесу.

При повреждении крытого вагона или контейнера, груженных баллонами со сжатыми или сжиженными газами, их необходимо вскрыть, избегая искрообразования и пожара.

Проверка исправности баллонов, наличия утечки и степень загазованности осуществляется с соблюдением предусмотренных аварийной карточкой мер безопасности.

Если обнаружатся неисправные баллоны, то они должны быть удалены на расстояние не менее 100 м от пути на перегоне, зданий и сооружений, по возможности погружены в емкость с раствором в соответствии с указанием аварийной карточки. Затем необходимо установить охрану и наблюдение до полного выхода газа.

Порожние цистерны из-под воспламеняющихся сжиженных газов представляют повышенную опасность, и обращение с ними должно исключать возможность повреждения котла, так как после падения избыточного давления в объеме котла может образовываться взрывоопасная смесь газа с воздухом. В условиях пожара порожние цистерны прогреваются с большой скоростью и из-за повышения давления возможны их разгерметизация или разрушение.

3.11.3. Класс 3 (легковоспламеняющиеся жидкости — ЛВЖ). При проведении восстановительных работ необходимо учитывать специфические свойства грузов этого класса опасности, особенно подкласса 3.1 (ЛВЖ с температурой вспышки ниже минус 18 °С).

Общим свойством грузов этого класса в случае утечки является способность создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды выше температуры вспышки.

Горючая концентрация паров может распространяться от места возникновения на расстояние более 2 км, а низкие температуры самовоспламенения паров (100 — 300 °C) приводят к их воспламенению от нагретых тел и поверхностей. Кроме того, насыщенные пары ЛВЖ (особенно подкласса 3.

1) с повышением температуры окружающей среды создают в цистерне значительное давление, способное привести к разгерметизации цистерны. Поэтому, перед тем как приступить к работе с цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо убедиться в их герметичности и в том, что они не нагреты.

Части цистерн, подвергшиеся нагреванию в зоне теплового воздействия пожара, длительное время обладают значительным тепловым излучением, вследствие чего могут представлять опасность ожогов для работников восстановительных и пожарных поездов.

Кроме того, разогретые цистерны, особенно верхние их части, не имеющие контакта с жидкой фазой, могут явиться причиной возгорания паровой фазы при сдвиге с места сильными рывками из-за перемещения жидкой фазы и гидроудара. Поэтому при работе восстановительных средств с цистернами необходимо предусматривать возможность немедленной отцепки тяговой техники и отвод ее на безопасное расстояние. При этом противопожарные средства должны находиться в полной готовности, обеспечивая прикрытие восстановительных работ.

При повреждении цистерны с ЛВЖ, сопровождающимся утечкой, необходимо принять все меры к устранению утечки, отвести цистерну на безопасное расстояние и перелить содержимое в порожнюю цистерну.

Если при утечке ЛВЖ возникает пожар, то необходимо на пути горящей жидкости построить земляную запруду, потушить пожар или поддерживать контролируемое горение до полного выгорания вытекающей жидкости.

При проведении аварийно-восстановительных работ с нагретыми цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо принять меры по их интенсивному охлаждению водой до температуры окружающей среды и устранению утечки паровой и жидкой фазы.

После этого допускается их транспортирование по железнодорожным путям, если они не деформированы, или подъем (сдвиг) и перестановка за пределы опасной зоны с помощью техники, имеющейся на вооружении восстановительного поезда.

В начальной стадии пожара, сопровождающейся взрывами и мощным тепловым излучением, личный состав, участвующий в ликвидации последствий аварийной ситуации, не должен приближаться к емкостям и находиться на расстоянии не менее 200 м с использованием различного рода местных укрытий от воздействия ударной волны.

Порожние цистерны с остатками ЛВЖ содержат насыщенные пары, взрывоопасная концентрация которых лежит в температурных пределах распространения пламени.

Если температура окружающей среды лежит в диапазоне температурных пределов распространения пламени, то при наличии источника зажигания может произойти взрыв паровоздушной смеси.

Обращение с порожними цистернами должно быть таким же, как и с наполненными.

3.11.4. Класс 4 (легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовоспламеняющиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой). При тушении пожаров с грузами подкласса 4.

1 необходимо учитывать, что недостаточное увлажнение груза может способствовать самовозгоранию после прекращения горения. После окончания тушения пожаров таких грузов должен быть установлен контроль за появлением вторичных очагов возгорания.

Если в аварийную ситуацию попали вагоны с опасными грузами подкласса 4.2, следует обратить внимание на то, что некоторые из них (фосфор желтый, металлоорганические соединения) способны самовозгораться при контакте с кислородом воздуха. Возникновения процесса горения избежать практически невозможно.

При горении образуются токсичные вещества. Продолжение работ возможно только после тушения загорания указанными в аварийной карточке огнетушащими веществами.

Грузы подкласса 4.3 характеризуются высокой активностью по отношению к воде. Взаимодействие с водой может носить характер взрыва. В ходе химической реакции образуются воспламеняющиеся (горючие) газы. Кроме того, многие грузы этого подкласса являются горючими. Эти особенности свойств необходимо учитывать, проводя работы вблизи водоемов, рек, в дождливую погоду или зимой.

3.11.5. Класс 5 (окисляющие вещества и органические пероксиды).

Специфичность свойств опасных грузов данного класса определяется их способностью при нагревании разлагаться с образованием кислорода (разложение пероксидов может носить характер взрыва), что способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации; образовывать с горючими веществами смеси, способные самовозгораться в момент их образования, или возгораться при наличии источника зажигания; образовывать токсичные вещества при контакте с неорганическими веществами. Необходимо убрать от места россыпи или разлива горючие вещества.

3.11.6. Класс 6 (ядовитые вещества). При ликвидации аварий с опасными грузами подкласса 6.1 необходимо учитывать, что они способны вызывать отравления, заболевания при попадании вовнутрь или при соприкосновении с кожей.

Особенно опасны легколетучие вещества, так как при аварийных ситуациях возможно создание опасных концентраций, приводящих к отравлению не только в зоне аварийной ситуации, но и на значительном расстоянии от нее. Многие грузы подкласса 6.

1 являются горючими веществами и при горении образуют газообразные токсичные вещества (цианид водорода, фосген, хлороводород, оксиды азота и др.). При пожаре нагревание приводит к испарению и разложению негорючих и малолетучих ядовитых грузов, что повышает опасность отравления.

3.11.7. Класс 7 (радиоактивные вещества).

При проведении аварийно-восстановительных работ при радиационных транспортных авариях необходимо учитывать следующие опасные факторы, которые могут создать опасность для здоровья и (или) явиться причиной загрязнения окружающей среды: радиационные поля вследствие повышения мощности дозы гамма- и нейтронного излучения; наличие радиоактивных веществ в окружающей среде (при разрушении радиационной упаковки); наличие подвергшихся радиоактивному загрязнению лиц, а также загрязненных обломков, грунта и другие. Некоторые радиоактивные вещества обладают токсичными свойствами, создавая опасность при вдыхании (например, гексафторид урана). Дополнительные виды опасности указываются в аварийной карточке.

Особого внимания требуют транспортные аварийные ситуации, сопровождающиеся сильным ударом или мощным огнем, которые могут привести к потере защитных свойств и разгерметизации радиационной упаковки или (при аварии с перевозимыми ядерными материалами) создать условия для самоподдерживающейся цепной реакции.

При перевозках радиационных упаковок III транспортной категории, транспортируемых повагонно на условиях исключительного использования, уровень внешнего излучения от радиационного груза может быть значительным, поэтому аварийные работы при выпадении упаковок из вагонов необходимо рационально планировать с соблюдением минимального времени и максимального расстояния от источника.

При перевозках веществ низкой удельной активности и объектов с поверхностным радиоактивным загрязнением суммарная активность этих грузов может быть значительной, однако удельная активность и свойства содержимого являются такими, что при разгерметизации потенциальная опасность будет относительно низкой. В непосредственной близости от места аварии потребуется предпринять защитные действия, исходя из радиационного характера аварийной ситуации с учетом загрязнения территории, подвижного состава и других объектов.

Нарушение целостности радиационных упаковок, содержащих большое количество радиоактивного вещества (радиационные упаковки типа В), может оказать серьезное воздействие на здоровье и безопасность населения на прилегающих к зоне радиационной транспортной аварии территориях.

Если авария сопровождается пожаром, то увеличивается вероятность рассеяния радиоактивных веществ, что необходимо учитывать при выборе средств индивидуальной защиты.

3.11.8. Класс 8 (едкие и (или) коррозионные вещества).

При проведении аварийно-восстановительных работ с опасными грузами данного класса необходимо учитывать, что при непосредственном контакте эти вещества вызывают повреждения живой ткани, а при утечке и просыпании — повреждение и даже разрушение перевозимых грузов или транспортных средств. Некоторые грузы этого класса являются горючими веществами, образующими при горении токсичные продукты, проявляют окисляющее действие, воспламеняя горючие вещества (материалы).

Источник: https://bazanpa.ru/mchs-rossii-pravila-ot25111996-h1108723/3/

Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузамиотдельных классов

Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 17Следующая ⇒

Порядок действий специализированных подразделений определяется правилами и ведомственными нормативными актами. Порядок действий в конкретной аварийной ситуации напрямую зависит от свойств опасных грузов, которые для быстроты получения информации в условиях принятия неотложных мер разделены на классы и подклассы.

Класс 1 – взрывчатые материалы (ВМ). При проведении АВР с грузами этого

класса необходимо учитывать их особую опасность, способность принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, а также жилым и производственным объектам, транспортной инфраструктуре. При этом ВМ подкласса 1.

1 способны взрываться всей массой под действием ударов, нагревания, детонации. Ударная волна, образующаяся в этом случае, приводит к разрушению подвижного состава, строительных конструкций, восстановительной и пожарной техники, поражению людей.

Тепловое воздействие на ВМ этого подкласса в условиях пожара делает вероятность взрыва практически равной 100%.

ВМ подклассов 1.2 (не взрывающиеся массой) и 1.3 (пожароопасные, не

взрывающиеся массой) характеризуются опасностью разбрасывания, загорания, но не создают опасности взрыва массой.

ВМ подклассов 1.4 (не представляющие значительной опасности), 1.5 (очень

нечувствительные) и 1.6 (чрезвычайно нечувствительные) представляют значительно меньшую опасность, т.к. вероятность взрыва очень низка даже при их воспламенении или инициировании.

Класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением. Содержимое

цистерн, емкостей содержится под избыточным давлением, которое значительно повышается с увеличением температуры.

Если произошла разгерметизация цистерны и утечка горючего газа с плотностью

тяжелее воздуха, во избежание создания взрывоопасной концентрации и мощного взрыва или объемного воспламенения выходящий газ (на основании письменного уведомления специалистов и под их контролем) поджигают при интенсивном охлаждении цистерны и дают ему выгореть.

При утечке ядовитых (токсичных) газов для изоляции газа следует создать водяную

завесу.

При повреждении крытого вагона (контейнера), груженого баллонами со сжатыми

или сжиженными газами, его необходимо вскрыть, избегая искрообразования, неисправные баллоны должны быть удалены на расстояние не менее 100 м от железнодорожного пути, зданий и сооружений. До полного выхода газа необходимо установить охрану и наблюдение.

Порожние цистерны из-под воспламеняющихся сжиженных газов представляют

повышенную опасность. В условиях пожара они прогреваются с большей скоростью, и из-за повышения давления возможны их разгерметизация или разрушение.

Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ). Общим свойством грузов

этого класса в случае утечки является способность создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды выше температуры вспышки. Горючая концентрация паров может распространяться от места возникновения на расстояние более 2 км, а низкие температуры самовоспламенения паров приводят к их воспламенению от нагретых тел и поверхностей.

Разогретые цистерны (особенно верхние их части, не имеющие контакта с жидкой фазой) могут явиться причиной возгорания паровой фазы при сдвиге с места подвижного состава сильным рывком из-за перемещения жидкой фазы и гидроудара.

Поэтому при работе восстановительных средств с цистернами необходимо предусматривать возможность немедленной отцепки тяговой техники и отвод ее на безопасное расстояние.

Класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовоспламеняющиеся

вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. При тушении пожаров с грузами подкласса 4.1 необходимо учитывать возможность самовозгорания

Некоторые грузы подкласса 4.2 (фосфор желтый, металлоорганические

соединения) способны самовозгораться при контакте с кислородом воздуха. Возгорания избежать практически невозможно. При горении образуются токсичные вещества. Продолжение работ допустимо только после тушения пожара огнетушащими веществами, указанными в аварийной карточке.

Грузы подкласса 4.3 характеризуются высокой активностью по отношению к воде.

Взаимодействие с водой может носить характер взрыва. В ходе химической реакции образуются воспламеняющиеся (горючие) газы. Эти особенности необходимо учитывать, проводя работы вблизи водоемов, рек, в дождливую погоду или зимой.

Класс 5 – окисляющие вещества. Они способны при нагревании разлагаться с

образованием кислорода, что способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации. Они образуют с горючими веществами смеси, способные самовозгораться в момент их образования или при наличии источника зажигания либо образовывать токсичные вещества при контакте с неорганическими веществами. Поэтому необходимо убрать от места россыпи или разлива горючие вещества.

Класс 6 – ядовитые вещества (ЯВ). Вещества подкласса 6.1 способны вызывать

отравления, заболевания при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей. Многие грузы подкласса 6.1 являются горючими и при горении образуют газообразные токсичные вещества (цианид водорода, фосген, хлороводород, оксиды азота и др.). При пожаре нагревание приводит к испарению и разложению негорючих и малолетучих ядовитых грузов, что повышает опасность отравления.

Класс 7 – радиоактивные вещества. Сильный удар или огонь может привести к

потере защитных свойств и разгерметизации радиационной упаковки ил создать условия для самоподдерживающейся цепной реакции. Аварийные работы необходимо выполнять с соблюдением минимального времени пребывания работника в аварийной зоне и максимального расстояния от источника.

При радиационных транспортных авариях необходимо учитывать следующие опасные факторы:

— при разрушении радиационной упаковки наличие радиоактивных веществ в окружающей среде;

— наличие подвергшихся радиоактивному загрязнению лиц;

— наличие загрязненных обломков транспортных средств, грунта.

Некоторые радиоактивные вещества обладают токсичными свойствами и создают опасность при их вдыхании.

Класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества. При непосредственном контакте

эти вещества вызывают повреждения живой ткани, а при утечке и просыпании – повреждение и даже разрушение упаковки перевозимых грузов или транспортных средств. Некоторые грузы этого класса являются горючими веществами, образующими при горении токсичные продукты, оказывают окисляющее действие, воспламеняя горючие вещества (материалы).

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xe7a3.html

Опишите порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами

Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными

К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные комплектом настоящих Правил, имеющие соответствующий допуск к работе с опасными грузами (на основании инструкции), снабженные средствами индивидуальной защиты (СПИ-20 или аналогичными), аптечкой и комплектом переносных радиостанций.

При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 1.

Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках — сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.

При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции, дежурный по станции, сообщает о случившемся начальнику станции, поездному диспетчеру, в штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей аварийной карточке.

При отсутствии перевозочных документов номер аварийной карточки следует установить в соответствии с п.1.5 настоящих Правил.

К принятию неотложных мер могут быть привлечены работники всех других служб железной дороги, при условии обязательного проведения с ними предварительного и текущего инструктажа по работе с опасными грузами и обеспечения их средствами индивидуальной защиты.

Поездной диспетчер, получив сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом дежурному по отделению (управлению) железной дороги и в зависимости от создавшейся ситуации принимает решение о направлении восстановительного и пожарного поездов, других аварийно-восстановительных подразделений, а также регулирует движение поездов в районе места происшествия.

Дежурный по отделению (управлению) железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, передает сообщение начальнику отделения железной дороги, в случае отсутствия отделения железной дороги — начальнику железной дороги, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям отделения железной дороги, старшему дежурному помощнику начальника оперативно-распорядительного отдела службы перевозок железной дороги, ревизору по безопасности движения поездов отделения (управления) железной дороги и главному врачу Центра санэпиднадзора (ЦСЭН) отделения (управления) железной дороги.

Рис.1. Схема оповещения при возникновении аварийной ситуации с опасными грузами

В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.

Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

в) оценить пожарную обстановку;

г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:

— дать краткую характеристику очага поражения;

— определить угрозу взрыва и пожара для личного состава подразделений и населения, а также угрозу развития пожара;

— определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;

— поставить задачи отдельным подразделениям и специализированным формированиям;

— установить динамический контроль содержания химических веществ в окружающей среде;

— установить последовательность аварийно-восстановительных работ;

— организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;

— выбрать способы нейтрализации и дегазации на основе указаний аварийной карточки;

— организовать контроль за полнотой нейтрализации (дегазации, обеззараживания) местности, объектов внешней среды, техники, транспорта, спецодежды;

-организовать медицинское обеспечение;

— предпринять необходимые меры безопасности;

— организовать управление ходом работ и установить порядок представления донесений.

Такие мероприятия, как тушение ординарных пожаров, восстановление сквозного движения, расчистку завалов, подъем подвижного состава, разделку вагонов осуществляет железная дорога; оцепление зоны чрезвычайной ситуации, развертывание пунктов управления, организацию связи между подразделениями в месте ликвидации аварийной ситуации, нейтрализацию ядовитых веществ, перекачку жидкостей, сбор и вывоз зараженного грунта, обваловку и засыпку проливов, участие в тушении сложных пожаров (например, при горении ядовитых веществ или при образовании токсичных продуктов горения), организацию действий по ликвидации загрязнений местности и утилизации остатков опасных грузов осуществляют аварийные бригады предприятий, другие подразделения, входящие в территориальную подсистему РСЧС, войска и формирования гражданской обороны.

Общее руководство безопасным ведением работ осуществляет руководитель работ по ликвидации последствий аварийной ситуации. Ответственность за выполнение установленных руководителем работ мер безопасности работниками подразделений железнодорожного транспорта, а также личным составом привлеченных подразделений, несут руководители этих подразделений.

Запрещается приступать к восстановительным работам в зоне аварии с опасными грузами силами подразделений МПС России до прибытия соответствующих аварийных служб, устранения ими угрозы жизни и здоровью людей и получения инструктажа на ведение восстановительных работ.

Если свойства веществ и материалов неизвестны, руководитель работ может принять меры по их выяснению через грузоотправителя (грузополучателя), специализированные научно-исследовательские организации, автоматизированную информационно-справочную систему «Опасные грузы», а в необходимых случаях требовать направления на место аварии соответствующих специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

Старший дежурный помощник начальника оперативно-распорядительного отдела железной дороги, получив сообщение об аварийной ситуации, незамедлительно сообщает о ней руководству железной дороги и соответствующих служб, дежурному по оперативно-распорядительному отделу Департамента управления перевозками МПС России, главному санитарному врачу железной дороги и в территориальные (при их отсутствии — центральную) службы по организации ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами соответствующего министерства, ведомства или организации, включая МЧС России.

Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути, определяемые техническо-распорядительным актом станции.

Проведение работ с вагонами, гружеными опасными грузами, при техническом обслуживании, безотцепочном ремонте и текущем отцепочном ремонте производится в соответствии с порядком, установленным МПС России.

При выявлении случаев соударения вагона с опасными грузами со скоростью, превышающей допустимую, не приведшего к сходу его с пути, необходимо проведение следующих мероприятий: с соблюдением мер безопасности, изложенных в аварийной карточке, с учетом особых предписаний (п.3.11 настоящих Правил) выполнить технический и коммерческий осмотр вагона и при необходимости отвести его в безопасное место согласно п.2.10 настоящих Правил.

Если в течение 2 часов после соударения не будет обнаружено признаков утечки, просыпи, возгорания опасного груза, вагон может быть отправлен к месту назначения.

Если в указанный период времени обнаружена утечка, просыпь, возгорание опасного груза, следует действовать согласно аварийной карточке и настоящим Правилам.

Работники Санэпиднадзора, прибыв к месту аварийной ситуации, обязаны незамедлительно организовать контроль за выполнением предписаний и рекомендаций по безопасному ведению работ, а также контроль эффективности обеззараживания территории, транспортных средств и механизмов.

На период проведения аварийно-восстановительных работ должно быть организовано круглосуточное дежурство медперсонала и при необходимости развернут стационарный эвакопункт.

Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем и т.д. не разрешается и может быть допущена только в исключительных случаях при наличии разрешения компетентного органа по перевозке опасных грузов и по согласованию с местными органами власти.

Возможность возобновления движения поездов и маневровой работы через территорию, подвергшуюся загрязнению в результате аварии, определяется руководителем работ после получения соответствующего заключения органов Санэпиднадзора.

Работники Санэпиднадзора после проведения работ по обеззараживанию (дегазации) обязаны организовать лабораторный контроль их эффективности; если аварийная ситуация с опасными грузами произошла в зимнее время, лабораторный контроль эффективности обеззараживающих работ необходимо повторить в теплое время года; при необходимости работы по обеззараживанию повторяются.

При необходимости к выполнению мероприятий, предусмотренных п.п.2.13, 2.16, 2.17 настоящих Правил, привлекаются специалисты и формирования МЧС России, специальные воинские подразделения, а также территориальные органы здравоохранения.

Работы по ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами считаются законченными после завершения ликвидации заражения, подтвержденной санитарно-химическим заключением и обеспечения безопасности движения поездов с составлением комиссионного акта о ликвидации последствий аварийной ситуации.

Средства индивидуальной защиты, применявшиеся при ликвидации аварийных ситуаций, должны быть направлены на проверку с цепью установления возможности дальнейшего использования.

Источник: https://vuzlit.ru/2208589/opishite_poryadok_likvidatsii_avariynyh_situatsiy_opasnymi_gruzami

Инструкция о порядке действий работников дороги при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами

Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными

Приложение

к приказу начальника дороги

от №

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке действий работников дороги

при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами

1.  Общие положения

Настоящая инструкция определяет меры безопасности и предосторожности, а также порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке.

Под аварийной ситуацией понимается: загорание, течь, утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары или подвижного состава с опасным грузом и другие происшествия, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, ожогам, заболеванию людей и животных, а также случаи, когда в зоне схода подвижного состава, аварии, крушения или пожара оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны проводиться исходя из создавшейся обстановки с учётом свойств грузов, их взрывопожарной безопасности и опасности для людей, руководствуясь рекомендациями изложенными в аварийной карточке, номер которой указан в перевозочных документах или приложенной к ним, а также требованиями местной инструкции при работе с опасными грузами.

Каждый железнодорожник, обнаруживший явные признаки аварийной ситуации: парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза и т. п. или получивший подобную информацию от другого лица обязан независимо от времени суток любыми средствами связи немедленно сообщить об этом дежурному по ближайшей станции.

2.  Действия должностных лиц

2.1.

При возникновении аварийной ситуации на перегоне машинист поезда, получив сообщение о наличии цистерн с утечкой нефтепродуктов, газа и других опасных грузов, немедленно принимает меры к остановке поезда, учитывая при этом профиль пути, по возможности не применяя автотормозов, используя в этих случаях только прямодействующий тормоз локомотива и исключая искрообразование от тормозных колодок.

Незамедлительно сообщает об этом по поездной радиосвязи или любым возможным видом связи дежурному по станции и диспетчеру поездному района управления ДЦУП службы движения Дирекции управления движением (далее диспетчер поездной), а также вслед идущим и встречным поездам по форме: «Внимание, слушайте все! Я машинист _____ поезда номер _____ остановился головой на _____ км, пикет _____ чётного (нечётного) пути перегона _____ вследствие _____ будьте бдительны! Как поняли? Ответьте».

После остановки поезда:

— выяснить местонахождение вагона с течью;

— вскрыть грузовые документы и установить наименование груза в вагоне с течью, а также расположение рядом стоящих с ним вагонов с легкогорючими и опасными грузами;

— исходя из сложившейся ситуации, определить возможность следования поезда до ближайшей станции, о чём доложить дежурному по станции или поездному диспетчеру;

— при реальной угрозе взрыва или пожара или при их свершении по согласованию с дежурным по станции или диспетчером поездным принимает меры к расцеплению состава и отводу его головной и хвостовой частей от вагона, оказавшегося в аварийной ситуации.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ останавливать поезд с горящими вагонами: на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, вблизи строений и других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и спасения людей.

2.2. Дежурный по станции, маневровый диспетчер, получив извещение от работника железной дороги о создавшейся аварийной ситуации, обязан:

— немедленно сообщить диспетчеру поездному;

— вызвать начальника станции;

— исходя из номера аварийной карточки опасного груза определить наименование груза и его свойства, опасность;

— при необходимости сообщить местной пожарной части, военному коменданту станции, дежурному линейного отдела милиции, ближайшим газоспасательным станциям, в штаб ГО города (района) по установленной местной инструкцией схеме оповещения;

— по всем имеющимся в распоряжении видам связи оповестить работников станции в принятии неотложных мер, по указанию дежурного по станции могут быть привлечены работники всех хозяйств, оказавшиеся вблизи места аварийной ситуации;

— организовать оцепление объекта аварийной ситуации силами военизированной охраны и работников станции;

— при аварийной ситуации в поезде на перегоне, прекратить отправление поездов на перегон, на станции — прекратить, при необходимости, маневровую работу в районе аварийной ситуации. Совместно с диспетчером поездным, организует подготовительные работы по уборке головной и хвостовой частей поезда;

— при утечке опасного груза из вагона и невозможности устранения её на месте, произвести отцепку и подачу его на пути, указанные в ТРА станции

(соблюдая при этом меры согласно аварийной карточки);

— организовать охрану этого вагона стрелками военизированной охраны, а при их отсутствии – работниками станции;

Дежурный по станции в случае пожара до прибытия пожарных подразделений, участвующих в ликвидации аварийной ситуации, обязан выполнить следующие работы:

— провести рассредоточение вагонов и составов на безопасное расстояние, в т. ч. с использованием подъездных путей;

— в случае пожара освободить от подвижного состава смежные пути с обеих сторон и вывести вагоны из опасной зоны на расстояние не менее 200 м;

— совместно с работниками дистанции электроснабжения обесточить и за­землить контактную сеть на участках работы пожарных подразделений, но не далее 4-5 путей, для приёма прибывающих пожарных и восстановительных поездов;

— продолжить вывод подвижного состава, в первую очередь с людьми и опасными грузами, в сторону вытяжки и подъездных путей с учётом направления развития пожара, направления ветра;

— создать необходимый разрыв между вагонами по указанию руководителя тушения пожара для проведения развертывания и прокладки рукавных линий пожарных подразделений;

— организовать тушение пожара с применением первичных средств пожаротушения.

После прибытия пожарных подразделений, действия работников станции осуществляется по указанию или согласованию с ними.

Пути, залитые нефтепродуктами, закрываются для движения поездов до полной их очистки, с оформлением записи в журнале ДУ-46.

Маневровая работа с цистернами, имеющими течь опасных грузов, выполняется тепловозами, снабжёнными искрогасительными устройствами, с прикрытием не менее 3 вагонов, которые не загружены легкогорючими и опасными грузами.

Запрещается: производить маневровую работу поездными тепловозами, производить запуск дизелей тепловозов, опускание пантографа в опасной зоне, применять резкое торможение, что может привести к образованию искры.

По прибытию цистерн с течью нефтепродуктов, работники ПТО, ППВ принимают меры по её устранению.

При невозможности устранить течь, диспетчер (по управлению перевозками района управления) ДЦУП службы движения Дирекции управления движением (далее диспетчер (по управлению перевозками района управления) принимает меры к подаче порожних цистерн, годных под налив данного груза.

Заместитель начальник центра организации работы железнодорожных станций – начальник отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок соответствующего региона дороги организует работу по перекачке этого груза в другие цистерны. При отсутствии средств перекачки груза производится реализация его согласно Транспортного Устава железных дорог.

2.3. Начальник станции обязан:

— прибыв на место, уточнить обстоятельства создавшейся аварийной ситуации. При наличии проводника или специалиста грузоотправителя, грузополучателя ознакомиться с особенностями работы, возглавить руководство по ликвида­ции аварийной ситуации согласно требований аварийной карточки;

— принять меры согласно требованиям нормативных документов и местных инструкций и организовать передачу информации в администрацию города (района), прокуратуру города (района), дежурному ГО и ЧС города (района), дежурному РОВД (ЛОВД);

— докладывать руководству соответствующего региона и Дирекции управления движением о сложившейся аварийной ситуации и принимаемых мерах.

Информация о создавшейся аварийной ситуации с опасными грузами должна содержать следующие данные:

— наименование станции, пути, перегона, километра;

— номер поезда и время обнаружения;

— номера вагонов, наименование груза, номер аварийной карточки;

— станция отправления и назначения;

— грузоотправитель, грузополучатель;

— необходимость снятия напряжения контактной сети; принятые меры по защите железнодорожников, населения;

— кому и когда дан вызов для устранения аварийной обстановки;

— необходимость ограждения/оцепления места происшествия, выдачи предупреждений на поезда;

— средства и силы привлекаемые для ликвидации аварийной ситуации;

— место (пути) вывода вагонов для выполнения мероприятий по ликвидации согласно ТРА станции, меры предосторожности.

Отсутствие каких-либо из приведённых сведений не является причиной для задержки доклада в вышестоящие инстанции.

Вызывает по телефону или телеграфу специалистов грузоотправителя (грузополучателя) для устранения утечки опасного груза с необходимыми средствами и техникой, а при наличии проводника-специалиста, работы по устранению производятся проводником.

Разведка в районе чрезвычайной ситуации осуществляется работниками санэпидстанций соответствующего региона, которые организовывают контроль за безопасным ведением работ, отбор проб воздуха, воды, почвы на анализ для определения уровня загрязнения опасными грузами, производит работы по обеззараживанию территории и транспортных средств.

2.4. Диспетчер поездной обязан:

— получив сообщение об аварийной ситуации с опасными грузами немедленно поставить в известность диспетчера (по управлению перевозками района управления);

— запретить отправление поездов на перегон;

— организовать беспрепятственное продвижение восстановительного и пожарного поездов, отправку аварийно-полевой команды;

— на электрифицированных участках, при необходимости совместно с энергодиспетчером принять меры к снятию напряжения в контактной сети;

— организовать уборку с перегона головной и хвостовой частей поезда, в котором произошла аварийная ситуация.

2.5. Диспетчер (по управлению перевозками района управления), получив сообщение об аварийной ситуации, обязан:

— незамедлительно сообщить заместителю начальника службы движения – начальнику диспетчерского центра управления перевозками, начальнику соответствующего района управления диспетчерского центра управления перевозками, заместителю начальника дороги по территориальному управлению (НЗтер), заместителю Главного ревизора по безопасности движения по территориальному управлению (Зам. РБ), начальнику центра по организации работы железнодорожных станций соответствующего региона, старшему диспетчеру (по управлению перевозками (руководитель смены) оперативно распорядительного отдела ДЦУП службы движения Дирекции управления движением (далее старший диспетчер (по управлению перевозками (руководитель смены);

— согласовать c заместителем начальника дороги по территориальному управлению и заместителю главного ревизора дороги по территориальному управлению вызов причастных руководителей линейных предприятий и дать команду телефонистке о вызове по списку № 1 или № 2.

— установленным порядком передать приказ на подъем восстановительного и пожарного (при необходимости) поездов и беспрепятственное продвижение их к месту чрезвычайной ситуации;

— задействовать систему оповещения членов Региональной комиссии КЧС;

— при необходимости принимает решение по согласованию с заместителем начальника дороги по территориальному управлению и заместителем Главного ревизора по безопасности движения по территориальному управлению о направлении установленным порядком одного или нескольких пожарных и восстановительных поездов, аварийно-спасательных команд;

— если в зоне аварийной ситуации возникла угроза населению или угроза заражения местности, по согласованию с заместителем начальника дороги по территориальному управлению сообщить в территориальный штаб Гражданской обороны МЧС и при необходимости вызвать на место происшествия территориальные аварийно-спасательные формирования. При этом диспетчер (по управлению перевозками района управления) руководствуется инструкцией об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях рекомендованной Правительством РФ.

Диспетчер (по управлению перевозками района управления) оповещает по имеющимся телефонам:

— дежурного УФСБ соответствующей области,

— дежурного МЧС (ГО и ЧС) области,

— Государственного инспектора Госжелдорнадзора,

— транспортного прокурора,

— дежурного ЛУВД,

— администрацию области,

— отдел регионального центра безопасности (ОРЦБЗ),

— диспетчера отряда военизированной охраны.

В случае возникновения аварийных ситуаций, требующих привлечения дополнительных подразделений (санэпидемнадзор, больницы, медицина катастроф и т. п.) или масштабы и последствия которых не могут быть локализованы силами дороги, оповещаются по телефонам, указанным в прилагаемых списках.

При тушении сложных пожаров, для пополнения запаса воды, по заявке руководителя, диспетчер (по управлению перевозками района управления) дает приказ начальникам станций, где есть средства набора воды, и организует в срок не более 2-х часов отправление к месту пожара цистерн из рабочего парка, заполненных водой.

Пропуск цистерн с водой осуществляется на правах восстановительного поезда.

Для доставки дополнительных сил, из числа работников военизированной охраны, членов добровольных пожарных дружин и других подразделений, привлекаемых к тушению пожара, диспетчер (по управлению перевозками района управления) производит отправление их пассажирскими, пригородными поездами или в кабинах локомотивов, после чего контролирует их продвижение к месту происшествия. Разрешением на проезд в кабинах локомотива личному составу военизированной охраны и членов добровольных дружин — является приказ диспетчера (по управлению перевозками района управления) с указанием фамилии и организации. Посадка указанных лиц в поезда производится дежурным по станции, вокзалу или другими лицами по указанию начальника станции.

2.6.

Старший диспетчер (по управлению перевозками (руководитель смены) немедленно оповещает начальника дороги, заместителя начальника дороги — Главного ревизора по безопасности движения поездов (РБ), начальника Дирекции управления движением (Д), начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств, первого заместителя начальника Дирекции управления движением (ДЗ-1), заместителя начальника Дирекции — начальника службы движения (ДД), дежурного по аппарату РБ и старшую по смене телефонистку, дает ей указание о вызове причастных по списку
№ 2, после чего оповещает причастных по списку № 1.

Примечание: старший диспетчер (по управлению перевозками (руководитель смены) и другие причастные работники действует согласно дорожной инструкции «О порядке действий по предупреждению и ликвидации ЧС, катастроф и стихийных бедствий на Куйбышевской железной дороге».

управления движением

Начальник Дирекции тяги

Начальник Дирекции

аварийно-восстановительных средств

Источник: https://pandia.ru/text/78/474/40006.php

Правилабезопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам(утв. МЧС РФ и МПС РФ от 31 октября, 25 ноября 1996 г. NN 9-733/3-2, ЦМ-407) стр. 3

Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными

— выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств;

— выбор схемы и установление очередности их производства, разработку планов'по организации восстановления;

— обеспечение охраны и ограждение мест работы;

— обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты;

— принятие необходимых мер пожарной безопасности;

— оценку принимаемых решений с позиций ущерба окружающей природной среде.

3.6. Работы должны выполняться в определенной последовательности, соответствующей принятому плану.

По мере освобождения земляного полотна от сошедшего подвижного состава работники восстановительных поездов приступают к ремонту пути, установке поврежденных опор контактной сети, восстановлению средств связи и устройств СЦБ.

Начальник ВП отвечает за строгое выполнение оперативного плана восстановления в части подъема сошедшего с рельсов подвижного состава. Дополнительные повреждения подвижного состава и контейнеров с опасными грузами не допускаются.

3.7. Работа с краном (кранами) осуществляется под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, аттестованного и назначенного приказом по предприятию, отделению (управлению) железной дороги из числа инженерно-технических работников.

Запрещается проведение работ по подъему и ремонту подвижного состава, содержащего взрывчатые материалы, воспламеняющиеся газы, а также легковоспламеняющиеся и горючие грузы (приложение 7 к настоящим Правилам), без применения искробезопасного инструмента и технических средств (на основе омеднения или алюминиевых сплавов).

3.8. При необходимости освещения фронта работ должны использоваться осветительные устройства во взрывозащищенном исполнении.

3.9. Руководитель работ должен в плане работ предусмотреть возможность обследования компетентными лицами зоны аварии (видеосъемка, фотографирование объектов, составление схем, отбор образцов и т.п.).

3.10. По окончании восстановительных работ привлеченные работники должны пройти медицинское освидетельствование.

3.11. Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами отдельных классов:

3.11.1. Класс 1 (взрывчатые материалы — ВМ). При проведении аварийно-восстановительных работ с грузами класса 1 необходимо учитывать их особую опасность, способность принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, а также жилым и производственным объектам, транспортной инфраструктуре.

При аварийных ситуациях и планировании аварийно-восстановительных работ с ВМ необходимо в первую очередь исходить из подкласса груза, который указывается в аварийной карточке.

ВМ подкласса 1.1 (ВМ с опасностью взрыва массой) способны взрываться всей массой под воздействием ударов, нагревания, детонации. При этом образуется ударная волна, приводящая к разрушению подвижного состава, строительных конструкций, восстановительной и пожарной техники, поражению людей.

Тепловой прогрев ВМ этого подкласса в условиях пожара увеличивает вероятность перехода горения в детонацию, и в практической деятельности аварийные и пожарные службы должны принимать вероятность взрыва равной единице.

Кроме ударной волны большой ущерб наносят осколки и обломки упаковок, вагонов, строительных конструкций и т.п., разлетающиеся в зоне взрыва с большой скоростью; опасны также газообразные продукты взрыва (углерода монооксид, оксиды азота, фосфора, цианид водорода). ВМ подклассов 1.2 (ВМ, не взрывающиеся массой) и 1.

3 (ВМ пожароопасные, не взрывающиеся массой) характеризуются опасностью разбрасывания, загорания, но не создают опасности взрыва массой.

Горение метательных ВМ (пороха, ракетное топливо подклассов 1.2 и 1.

3) по внешнему эффекту выглядит как взрыв, сопровождающийся разрушением упаковки, вагона и разбросом отдельных обломков на значительное расстояние (заряды ракетных топлив способны к разлету до нескольких километров, образуя при этом отдельные очаги пожара). ВМ подклассов 1.

4 (ВМ, не представляющие значительной опасности), 1.5 (очень нечувствительные ВМ) и 1.6 (чрезвычайно нечувствительные ВМ) представляют значительно меньшую опасность, т.к. вероятность взрыва очень низка даже при их воспламенении или инициировании.

Порядок действий специализированных подразделений определяется настоящими Правилами и иными ведомственными нормативными актами.

3.11.2. Класс 2 (газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением). При проведении восстановительных работ с этими грузами необходимо учитывать, что в емкостях (цистернах, баллонах) имеет место избыточное давление.

Оно может значительно повышаться с увеличением температуры, что может привести к разгерметизации емкости или даже к ее разрушению.

Поэтому цистерны со сжиженными и сжатыми газами должны быть охлаждены независимо от природы газа.

При повреждении котла цистерны с негорючим и нетоксичным газом она должна быть отведена в безопасное место и находиться под наблюдением. Ликвидация утечки или перелив груза в порожнюю цистерну должны осуществляться только в присутствии специалиста.

Если произошла разгерметизация цистерны и утечка горючего газа с плотностью тяжелее воздуха, во избежание создания взрывоопасной концентрации и мощного взрыва или объемного воспламенения, выходящий газ необходимо поджечь и под контролем специалистов, при интенсивном охлаждении котла цистерны, дать ему выгореть.

Решение о поджоге газа может быть принято руководителем работ на основе письменного уведомления специалистов после определения зоны загазованности, эвакуации людей и оценки возможных последствий объемного воспламенения газовоздушной смеси.

При проведении восстановительных работ с цистернами, содержащими грузы класса 2, необходимо следить за тем, чтобы подъемные средства и сам процесс подъема не приводили к разгерметизации цистерн.

При утечке ядовитых (токсичных) газов для изоляции газа следует создать водяную завесу.

При повреждении крытого вагона или контейнера, груженых баллонами со сжатыми или сжиженными газами, их необходимо вскрыть, избегая искрообразования и пожара.

Проверка исправности баллонов, наличие утечки и степень загазованности осуществляется с соблюдением предусмотренных аварийной карточкой мер безопасности.

Если обнаружатся неисправные баллоны, то они должны быть удалены на расстояние не менее 100 м от пути на перегоне, зданий и сооружений, по возможности погружены в емкость с раствором в соответствии с указанием аварийной карточки. Затем необходимо установить охрану и наблюдение до полного выхода газа.

Порожние цистерны из-под воспламеняющихся сжиженных газов представляют повышенную опасность, и обращение с ними должно исключать возможность повреждения котла, так как после падения избыточного давления в объеме котла может образовываться взрывоопасная смесь газа с воздухом. В условиях пожара порожние цистерны прогреваются с большой скоростью и из-за повышения давления возможны их разгерметизация или разрушение.

3.11.3. Класс 3 (легковоспламеняющиеся жидкости — ЛВЖ). При проведении восстановительных работ необходимо учитывать специфические свойства грузов этого класса опасности, особенно подкласса 3.1 (ЛВЖ с температурой вспышки ниже минус 18°С).

Общим свойством грузов этого класса в случае утечки является способность создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды выше температуры вспышки.

Горючая концентрация паров может распространяться от места возникновения на расстояние более 2 км, а низкие температуры самовоспламенения паров (100-300°С) приводят к их воспламенению от нагретых тел и поверхностей. Кроме того, насыщенные пары ЛВЖ (особенно подкласса 3.

1) с повышением температуры окружающей среды создают в цистерне значительное давление, способное привести к разгерметизации цистерны. Поэтому, перед тем как приступить к работе с цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо убедиться в их герметичности и в том, что они не нагреты.

Части цистерн, подвергшиеся нагреванию в зоне теплового воздействия пожара, длительное время обладают значительным тепловым излучением, вследствие чего могут представлять опасность ожогов для работников восстановительных и пожарных поездов.

Кроме того, разогретые цистерны, особенно верхние их части, не имеющие контакта с жидкой фазой, могут явиться причиной возгорания паровой фазы при сдвиге с места сильными рывками из-за перемещения жидкой фазы и гидроудара. Поэтому при работе восстановительных средств с цистернами необходимо предусматривать возможность немедленной отцепки тяговой техники и отвод ее на безопасное расстояние. При этом противопожарные средства должны находиться в полной готовности, обеспечивая прикрытие восстановительных работ.

При повреждении цистерны с ЛВЖ, сопровождающемся утечкой, необходимо принять все меры к устранению утечки, отвести цистерну на безопасное расстояние и перелить содержимое в порожнюю цистерну.

Если при утечке ЛВЖ возникает пожар, то необходимо на пути горящей жидкости построить земляную запруду, потушить пожар или поддерживать контролируемое горение до полного выгорания вытекающей жидкости.

При проведении аварийно-восстановительных работ с нагретыми цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо принять меры по их интенсивному охлаждению водой до температуры окружающей среды и устранению утечки паровой и жидкой фазы.

После этого допускается их транспортирование по железнодорожным путям, если они не деформированы, или подъем (сдвиг) и перестановка за пределы опасной зоны с помощью техники, имеющейся на вооружении восстановительного поезда.

В начальной стадии пожара, сопровождающейся взрывами и мощным тепловым излучением, личный состав, участвующий в ликвидации последствий аварийной ситуации, не должен приближаться к емкостям и находиться на расстоянии не менее 200 м с использованием различного рода местных укрытий от воздействия ударной волны.

Порожние цистерны с остатками ЛВЖ содержат насыщенные пары, взрывоопасная концентрация которых лежит в температурных пределах распространения пламени.

Если температура окружающей среды лежит в диапазоне температурных пределов распространения пламени, то при наличии источника зажигания может произойти взрыв паровоздушной смеси.

Обращение с порожними цистернами должно быть таким же, как и с наполненными.

3.11.4. Класс 4 (легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовоспламеняющиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой). При тушении пожаров с грузами подкласса 4.

1 необходимо учитывать, что недостаточное увлажнение груза может способствовать самовозгоранию после прекращения горения. После окончания тушения пожаров таких грузов должен быть установлен контроль за появлением вторичных очагов возгорания.

Если в аварийную ситуацию попали вагоны с опасными грузами подкласса 4.2, следует обратить внимание на то, что некоторые из них (фосфор желтый, металлоорганические соединения) способны самовозгораться при контакте с кислородом воздуха. Возникновения процесса горения избежать практически невозможно.

При горении образуются токсичные вещества. Продолжение работ возможно только после тушения загорания огнетушащими веществами, указанными в аварийной карточке.

Грузы подкласса 4.3 характеризуются высокой активностью по отношению к воде. Взаимодействие с водой может носить характер взрыва. В ходе химической реакции образуются воспламеняющиеся (горючие) газы. Кроме того, многие грузы этого подкласса являются горючими. Эти особенности свойств необходимо учитывать, проводя работы вблизи водоемов, рек, в дождливую погоду или зимой.

3.11.5. Класс 5 (окисляющие вещества и органические пероксиды).

Специфичность свойств опасных грузов данного класса определяется их способностью при нагревании разлагаться с образованием кислорода (разложение пероксидов может носить характер взрыва), что способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации; образовывать с горючими веществами смеси, способные самовозгораться в момент их образования, или возгораться при наличии источника зажигания; образовывать токсичные вещества при контакте с неорганическими веществами. Необходимо убрать от места россыпи или разлива горючие вещества.

3.11.6. Класс 6 (ядовитые вещества). При ликвидации аварий с опасными грузами подкласса 6.1 необходимо учитывать, что они способны вызывать отравления, заболевания при попадании вовнутрь или при соприкосновении с кожей.

Особенно опасны легколетучие вещества, так как при аварийных ситуациях возможно создание опасных концентраций, приводящих к отравлению не только в зоне аварийной ситуации, но и на значительном расстоянии от нее. Многие грузы подкласса 6.

1 являются горючими веществами и при горении образуют газообразные токсичные вещества (цианид водорода, фосген, хлороводород, оксиды азота и др.). При пожаре нагревание приводит к испарению и разложению негорючих и малолетучих ядовитых грузов, что повышает опасность отравления.

3.11.7. Класс 7 (радиоактивные вещества).

При проведении аварийно-восстановительных работ при радиационных транспортных авариях необходимо учитывать следующие опасные факторы, которые могут создать опасность для здоровья и (или) явиться причиной загрязнения окружающей среды: радиационные поля вследствие повышения мощности дозы гамма- и нейтронного излучения; наличие радиоактивных веществ в окружающей среде (при разрушении радиационной упаковки); наличие подвергшихся радиоактивному загрязнению лиц, а также загрязненных обломков, грунта; и другие. Некоторые радиоактивные вещества обладают токсичными свойствами, создавая опасность при вдыхании (например, гексафторид урана). Дополнительные виды опасности указываются в аварийной карточке.

Особого внимания требуют транспортные аварийные ситуации, сопровождающиеся сильным ударом или мощным огнем, которые могут привести к потере защитных свойств и разгерметизации радиационной упаковки или (при аварии с перевозимыми ядерными материалами) создать условия для самоподдерживающейся цепной реакции.

При перевозках радиационных упаковок III транспортной категории, транспортируемых повагонно на условиях исключительного использования, уровень внешнего излучения от радиационного груза может быть значительным, поэтому аварийные работы при выпадении упаковок из вагонов необходимо рационально планировать с соблюдением минимального времени и максимального расстояния от источника.

При перевозках веществ низкой удельной активности и объектов с поверхностным радиоактивным загрязнением суммарная активность этих грузов может быть значительной, однако удельная активность и свойства содержимого являются такими, что при разгерметизации потенциальная опасность будет относительно низкой. В непосредственной близости от места аварии потребуется предпринять защитные действия, исходя из радиационного характера аварийной ситуации с учетом загрязнения территории, подвижного состава и других объектов.

Нарушение целостности радиационных упаковок, содержащих большое количество радиоактивного вещества (радиационные упаковки типа В), может оказать серьезное воздействие на здоровье и безопасность населения на прилегающих к зоне радиационной транспортной аварии территориях.

Если авария сопровождается пожаром, то увеличивается вероятность рассеяния радиоактивных веществ, что необходимо учитывать при выборе средств индивидуальной защиты.

3.11.8. Класс 8 (едкие и (или) коррозионные вещества).

При проведении аварийно-восстановительных работ с опасными грузами данного класса необходимо учитывать, что при непосредственном контакте эти вещества вызывают повреждения живой ткани, а при утечке и просыпании — повреждение и даже разрушение перевозимых грузов или транспортных средств. Некоторые грузы этого класса являются горючими веществами, образующими при горении токсичные продукты, проявляют окисляющие действия, воспламеняя горючие вещества (материалы).

4. Порядок организации тушения пожаров

4.1. При возникновении пожара на перегоне машинист после оценки обстановки по согласованию с поездным диспетчером принимает решение либо следовать до ближайшей станции (разъезда), либо остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

4.2. При возникновении пожара машинист, дежурный по станции, маневровый диспетчер, поездной диспетчер должны немедленно:

— сообщить в органы внутренних дел (линейные органы внутренних дел) и на центральный пункт пожарной связи гарнизона пожарной охраны: наименования и количество груза в горящем и смежных с ним вагонах; принятые меры по отцепке и эвакуации соседних вагонов, обесточиванию участка контактной сети; характер (вид, степень) опасности грузов, находящихся в зоне пожара, и другие необходимые сведения;

— организовать сбор членов добровольной пожарной дружины (ДПД);

— подать заявку энергодиспетчеру о снятии напряжения в контактной сети;

— обеспечить первоочередную эвакуацию пассажиров, подвижного состава с людьми и опасными грузами в безопасное место;

— освободить до прибытия пожарного поезда по возможности не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и вывести вагоны из опасной зоны на расстояние не менее 200 м.

Силами ДПД и работников станции:

Источник: https://geostart.ru/doc/read/13559/3

25. Ликвидация опасных ситуаций с опасными грузами

Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными

Приаварийной ситуации, представляющейугрозу населению или окружающей среде,начальник отделения железной дорогисовместно со спе- циалистами причастныхслужб, должны оперативно выполнитьследующий комплекс мероприятий:

— провестисанитарно-химическую разведку очагааварии и территории, находящейся подугрозой поражения от факторов аварии,определить границы опасной зоны, принятьмеры по ее ограждению и оцеплению;

— принеобходимости провести эвакуациюнаселения близлежащих территорий(радиус зоны эвакуации определяетсяисходя из свойств и количества груза,особенностей местности и погодно-климатическихусловий);

— оценитьпожарную обстановку;

— выявитьлюдей, подвергшихся воздействию ядовитых(токсичных) и едких веществ, биологическиопасных препаратов, и организоватьоказание им медицинской помощи;

— разработатьплан ликвидации аварийной ситуации.

Вплане необходимо предусмотреть силы исредства, необходимые для ликвидациипоследствий аварии, поставить задачиотдельным подразделениям и специализированнымформированиям, установить последовательностьаварийно-восстановительных работ,выбрать способы нейтрализации идегазации, организовать медицинскоеобеспечение, предпринять необходимыемеры безопасности и др.

Доприбытия соответствующих аварийныхслужб запрещается приступать квосстановительным работам в зоне авариис опасными грузами силами подразделенийМПС России. Если свойства веществ иматериалов неизвестны, руководительработ может принять меры по их выяснениючерез грузоотправителя (грузополучателя).

Вагоны с опасными грузами, представляющиеопасность (пожары, утечки), должны бытьс соблюдением мер предосторожностиотведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но неменее 200 м от производственных и жилыхстроений, других вагонов с опаснымигрузами или на специально оборудованныепути.

Проведение работ с вагонами,гружеными опасными грузами, притехническом обслуживании и ремонтепроизводится в соот- ветствии с порядком,установленным МПС России.

26. Восстановительные работы при ликвидации аварий на железных дорогах

Приликвидации последствий аварий нажелезных дорогах необходиморуководствоваться требованиямиИнструкции по организации восстановительныхработ и Правил безопасности.

Непозднее 40 минут после получения приказадежурного по отделению железной дорогина место аварии должен быть отправленвосстановительный поезд.

Организациявосстановительных работ включаетвыявление объемов работ, определениенеобходимых сил и средств, разработкупланов по организации восстановления,обеспечение охраны и ограждение местработы,обеспечение привлеченных лицсредствами индивидуальной защиты,принятие необходимых мер пожарнойбезопасности и др.

Помере освобождения земляного полотнаот сошедшего подвижного состава работникивосстановительных поездов приступаютк ремонту пути. При этом не допускаютсядополнительные повреждения подвижногосостава и контейнеров с опасными грузами.

Работы по подъему и ремонту подвижногосостава, содержащего взрывчатыематериалы, воспламеняющиеся газы, атакже легковоспламеняющиеся и горючиегрузы, проводятся с применениемискробезопасного инструмента итехнических средств.

При необходимостиосвещения фронта работ используютсяосветительные устройства во взрывозащищенномисполнении.

Вплане работ должна быть предусмотренавозможность обследования компетентнымилицами зоны аварии (видеосъемка,фотографирование объектов, составлениесхем, отбор образцов и т.п.).

Особыеуказания и рекомендации должны бытьпри ликвидации аварийных ситуаций сопасными грузами отдельных классов:

— класс1 – взрывчатые материалы;

— класс2 – газы сжатые и растворенные поддавлением;

— класс3 – легковоспламеняющиеся жидкости;

— класс4 – легковоспламеняющиеся твердыевещества; самовоспламеня- ющиесявещества; вещества, выделяющиевоспламеняющиеся газы при взаимодействиис водой;

— класс5 – окисляющие вещества и органическиепироксиды;

— класс6 – ядовитые вещества;

— класс7 – радиоактивные вещества;

— класс8 – едкие и (или) коррозионные вещества.

Припроведении аварийно-восстановительныхработ с взрывчатыми материаламинеобходимо учитывать их особую опасность,способность принести значительныйущерб жизни и здоровью людей, а такжежилым и производственным объектам,транспортной инфраструктуре.

Припроведении восстановительных работ сгазами сжатыми, сжиженными и раствореннымипод давлением необходимо учитывать,что в емкостях (цистернах, баллонах)имеет место избыточное давление.

Ономожет значительно повышаться с увеличениемтемпературы, что может привести кразгерметизации емкости или даже к ееразрушению.

Поэтомуцистерны со сжиженными и сжатыми газамидолжны быть охлаждены независимо отприроды газа.

Припроведении восстановительных работ слегковоспламеняющимися жидкостяминеобходимо учитывать специфическиесвойства грузов этого класса опасности.

Общим свойством грузов этого класса вслучае утечки является способностьсоздавать над поверхностью горючуюконцентрацию паров при любых температурахокружающей среды выше температурывспышки.

Горючая концентрация паровможет распространяться от меставозникновения на расстояние более двухкилометров, а низкие температурысамовоспламенения паров (100 — 300 °С)приводят к их воспламенению от нагретыхтел и поверхностей.

Притушении пожаров с легковоспламеняющимисятвердыми веществами, самовоспламеняющимисявеществами, веществами, выделяющимивоспламеняющиеся газы при взаимодействиис водой необходимо учитывать, чтонедостаточное увлажнение одних можетспособствовать самовозгоранию послепрекращения горения.

Припроведении восстановительных работ сокисляющими веществами и органическимипероксидами необходимо учитыватьспецифичность свойств опасных грузовданного класса, характеризующихся ихспособностью при нагревании разлагатьсяс образованием кислорода (разложениепероксидов может носить характервзрыва). Это способствует развитиюпожара в условиях аварийной ситуации,образованию с горючими веществамисмеси, способной самовозгораться,образованию токсичных веществ приконтакте с неорганическими веществами.

Приликвидации аварий с ядовитыми веществами необходимо учитывать их способностьвызывать отравления, заболевания припопадании внутрь или при соприкосновениис кожей.

Припроведении аварийно-восстановительныхработ с радиоактивными веществаминеобходимо учитывать такие опасныефакторы, как радиационные поля вследствиеповышения мощности дозы гамма- инейтронного излучения, наличиерадиоактивных веществ в окружающейсреде (при разрушении радиационнойупаковки), наличие подвергшихсярадиоактивному загрязнению лиц, а такжегрунта, и другие.

Проведениеаварийно-восстановительных работ седкими и (или) коррозионными веществамидолжно проводиться с учетом того, чтопри непосредственном контакте этивещества вызывают повреждения живойткани, а при утечке и просыпании —повреждение и даже разрушение перевозимыхгрузов или транспортных средств.

Источник: https://studfile.net/preview/6310358/page:3/

Scicenter1
Добавить комментарий