«ОТКРЫТЫЕ» И «ЗАКРЫТЫЕ» ОРГАНИЗАЦИИ: В литературе по управлению можно встретить разделение организаций на

Закрытые и открытые фирмы

«ОТКРЫТЫЕ» И «ЗАКРЫТЫЕ» ОРГАНИЗАЦИИ: В литературе по управлению можно встретить разделение организаций на

В зависимости от того, насколько управленческие решения и их эффективность внутри фирмы контролируются и определяются извне рынком, выделяют два типа фирм — закрытые и открытые.

Закрытые фирмы — это «внутри» определяемые фирмы. К ним относятся индивидуальное частное предприятие с неограниченной ответственностью, товарищество, закрытая корпорация.

Открытые фирмы — это «внешне» определяемые фирмы, которые сильно ориентируются в оценке своей внутренней эффективности на рыночную оценку. К ним относятся открытая корпорация, некоммерческая организация, политическая фирма (государственное или муниципальное предприятие).

Рассмотрим закрытые фирмы более подробно.

1. Индивидуальное частное предприятие без образования юридического лица позволяет человеку индивидуальным образом наняться к такому предпринимателю, заключив с ним контракт, что дает возможность избежать социальных отчислений.

В России индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица встречается в разных формах очень часто в строительных работах, торговле. Иногда так организованы консультативные услуги.

Подобная форма организации пригодна лишь для небольшого предприятия.

В литературе выделяется два типа ограничений, присущих индивидуальным частным предприятиям: проблема горизонта и проблема диверсификации.

В чем же заключается проблема горизонта? В каждой фирме каждому человеку свойствен определенный конфликт между типом потребления (функцией потребления Y{X)) и некой производственной

107

Рис. 6.1. Направления институциональной теории фирмы функцией F(Z). И каждый человек должен решить для себя проблему, как увязать функцию потребления (функцию получения дохода) и тип потребления (тип получения дохода) между собой. Здесь возможны три вполне законных способа поведения:

  • • у наемника Y(X) будет определяться X, где X — его заработная плата;
  • • у собственника, имеющего пакет акций компании, X — вероятность получения гарантированного или ожидаемого дивиденда, некоторого дохода Z), п, где п — количество акций, которыми он владеет;
  • • у владельца собственной фирмы X фактически совпадает с F(Z), т.е. у него функция потребления будет непосредственно связываться (или непосредственно конфликтовать, если хотите) с тем доходом, которым он в данный момент располагает; причем это будет касаться не только прибыли, но и всех фондов его предприятия.

Таким образом, функция потребления Y(X) бывает разной. Она может быть отложенной (кто-то копит деньги, чтобы раз в год съездить на Канарские острова, а кто-то — чтобы дать внукам образование).

X может быть равен прибыли или Z — всему имуществу владельца.

А если собственник — человек очень умный, то у него Xбудет равен прибыли за вычетом амортизационных отчислений и отчислений в резервный фонд.

Владелец индивидуального частного предприятия в значительной степени ограничен горизонтом собственных возможностей (в первую очередь, возможностей жить и работать), что также лимитирует инвестиции.

Если у 50-летнего владельца индивидуального частного предприятия возникает необходимость или возможность инвестировать в производство 25% своих ресурсов в течение ближайших пяти лет, что позволит ему через 25 лет вдвое расширить собственный бизнес, будет ли он это делать? Однозначного ответа здесь нет, потому что человек руководствуется не только экономической логикой. Если у него есть наследники, которые, как он надеется, будут развивать его бизнес, он может на это пойти. Многие откажутся делать инвестиции такого рода, ибо их жизнь приближается к концу, и они хотели бы оптимизировать свой доход в то время, когда еще живы. Именно поэтому значительная часть индивидуальных частных предприятий имеет горизонт, совпадающий с горизонтом активной жизни их владельцев, а затем они передают свое дело кому-то.

Владелец индивидуального частного предприятия редко может распределить свой капитал по нескольким направлениям, поэтому перед ним встает проблема диверсификации.

Как правило, он вкладывает в индивидуальное частное предприятие все, чем владеет, и поэтому предпочитает не рисковать, понимая, что может потерять все вплоть до личного имущества и оказаться на улице. И это очень серьезная проблема.

В России малый и средний бизнес в основном организованы либо как закрытые акционерные общества, либо как открытые, но открытые лишь формально, что дает возможность обманывать партнеров и клиентов. Эти фирмы зачастую успешно уходят от налогов.

В нашей экономике оптимальной нишей для индивидуального частного предприятия является сфера услуг. Чаще всего это семейный бизнес.

Становясь индивидуальным предпринимателем с полной ответственностью, вы автоматически делаете ответственной за свою предпринимательскую деятельность всю вашу семью, если только до этого вы не разделили с ней имущество.

Семейный бизнес эффективен, когда он наследуется, а иначе это просто некая форма ухода от определенных обстоятельств, свойственная не только России.

Проблема отличается от недостатка тем, что ее очень сложно решить, а недостаток при желании можно устранить.

2.

Товарищество, или партнерство {partnership), — это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляются совместными усилиями двух или более физических лиц. Каждый партнер вносит деньги, имущество, труд и интеллектуальную или иную собственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

Товарищество очень похоже на индивидуальное частное предприятие, но обладает некоторыми особенностями.

Среди его преимуществ можно назвать, во-первых, возможность увеличить масштаб производства, так как партнеры сами делают инвестиции, во-вторых, возможность для каждого из партнеров в какой-то мере диверсифицировать производство.

Проблема горизонта здесь довольно сильно смягчается, уходит на второй план, так как товарищество с несколькими партнерами обеспечивает плавную смену возрастов партнеров.

Функционирование товарищества связано с определенными проблемами:

  • 1) проблема «зайца». В любом товариществе собственность и менеджмент пока еще в достаточной степени не разделены, в силу чего собственники одновременно и менеджеры. И любой партнер при желании может вести себя по отношению к другим, как «заяц», всячески увиливая от организации работы;
  • 2) преследование своих интересов тем из партнеров, кого остальные выбрали старшим. Он может стремиться за счет других реализовать какие-то свои интересы, которые не будут связаны с определением его доли. В частности, за счет других партнеров он может заняться потреблением на рабочем месте, т.е. максимизировать свои представительские расходы. Также он может втягивать партнеров в повышенные по рискованности проекты или вовлекать предприятие в невыгодные для него хозяйственные связи, получая за это бонусы от предприятий, с которыми он договорился. Обычно это и является причиной распада товарищества.

Среди недостатков партнерства в экономической литературе выделяют:

  • а) неограниченную ответственность. Каждый участник полного товарищества отвечает за долги фирмы независимо от того, чьими действиями была вызвана эта задолженность. Каждый партнер несет ответственность не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера;
  • б) ограниченность срока жизни. Продолжительность деятельности товарищества непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного из партнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, прекращение ее деятельности;
  • в) ограниченность финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы товарищества остаются ограниченными, хотя обычно и превосходят возможности индивидуального частного предприятия. Но у трех или четырех партнеров может также не хватить средств для успешного роста их предприятия;
  • г) разногласия между членами. Если в управлении участвуют несколько человек, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах по стратегическим вопросам;
  • д) сложность ликвидации. При закрытии фирмы вопрос о том, что и кому достанется и что будет дальше, зачастую очень трудно решить.

Классическая форма партнерства — адвокатские конторы, аудиторские и консалтинговые фирмы, фирмы врачей (на Западе, где доминирует частный медицинский сервис, партнерство — типичная форма организации врачей).

Партнерство как форма в совершенстве позволяет решить две следующие проблемы:

  • • проблему наследования опыта. Здесь можно очень успешно передавать опыт, информацию, ведя принятого члена по ступенькам карьеры и наблюдая, как он развивается, прежде чем стать полноправным партнером. В партнерстве существует несколько градаций: младший партнер, полный партнер, старший партнер;
  • • проблему торговой марки. Партнерство возникает в тех видах деятельности, где очень велика доля такого специфического актива, как человеческий капитал. А в некоторых сферах человеческий капитал является основной составляющей бизнеса.

Существуют и полупартнерства, когда два-три человека объединяются с целью ведения бизнеса (например, ресторан), но они неустойчивы, и чаще всего дело заканчивается конфликтом, так как они конкуренты — ведь такого рода бизнес может вести и один человек.

А вот адвокатскую контору может вести только коллектив людей, доверяющих друг другу, интенсивно обменивающихся информацией, одинаково озабоченных проблемой качества, заинтересованных в том, чтобы ни один из них не опозорил свое имя и тем самым имя фирмы.

3. Закрытая корпорация образуется тогда, когда некий лидер приглашает своих знакомых вступить в корпорацию. Корпорация — это форма предприятия, при которой хозяйственная деятельность может быть отделена от конкретных лиц, им владеющих.

Собственность корпорации разделена на части, и ответственность каждого из участников ограничена его частью (вкладом). Корпорация, акции которой распределяются только среди ее учредителей или заранее определенного круга лиц, является закрытой.

В российской практике к такому типу предприятий относятся акционерные общества закрытого типа (ЗАО).

Для закрытой корпорации характерны:

  • • принцип ограниченной ответственности (что позволяет защитить личное имущество членов корпорации от риска);
  • • разделение на собственников и менеджеров;
  • • отсутствие акций как таковых, замененных долями в собственности корпорации, которые формируются просто на основе личных контактов;
  • • очень высокие трансакционные издержки и во внешней, и во внутренней оценке активов и перспектив из-за отсутствия рыночной торговли долями собственности.

Закрытые корпорации массово существуют там, где рынки связаны с большими рисками. А это характерно для любых стран, находящихся в процессе формирования отношений собственности, и в частности, для России.

Закрытые корпорации не обладают чертами, радикально отличающими их от открытых корпораций. Все наше общество состоит из закрытых корпораций с полной и неполной ответственностью.

Если проекты рискованные, то ими занимаются закрытые корпорации с неполной ответственностью.

Закрытые корпорации также существуют там, где очень важна закрытость до определенного момента. Такая форма организации необходима в венчурном бизнесе.

Венчурные компании, состоящие из людей, которые занимаются НИОКР, возникают как закрытая корпорация, потому что им никто не нужен в качестве учредителей, кроме тех, кого они знают.

Они хотят с максимальной выгодой для себя продавать патенты, а если и решатся на продажу корпорации в целом (что не возбраняется), то будут стремиться сделать это по установленным ими правилам и в установленные ими сроки. Они боятся того, что их перекупят раньше времени.

Поэтому никто из решивших заняться венчурным бизнесом не будет делать свою компанию открытой корпорацией с неограниченной ответственностью и торговать ею, оценивая в каких-то перечнях компаний, работающих в области высоких технологий. Для венчурной компании это было бы смерти подобно.

Теперь рассмотрим открытые фирмы.

1. Открытая корпорация давно является наиболее широко применимой формой организации бизнеса. В англосаксонском мире эта форма существует как основная начиная с середины XIX в., когда она в массовом порядке вытеснила компании, основанные на индивидуальном капитале, и товарищества.

В Европе закрытые формы организации бизнеса доминировали гораздо дольше. Самые известные из них, просуществовавшие до XX в., — это компания Зингера (производство швейных машинок), а в банковском сервисе — известная семейная фирма Ротшильдов. В конце XIX в.

складывается организованный рынок торговли акциями — анонимными частицами акционерного капитала, который стал прообразом современной системы организации рынков капитала.

Открытая корпорация имеет три основные черты:

  • 1) это общество с ограниченной ответственностью (как и закрытая корпорация);
  • 2) права собственности, доли собственности здесь обезличены и торгуются на специальном организованном рынке (в отличие от закрытой корпорации);
  • 3) менеджер и собственник здесь полностью разделены; существуют две отдельные, но взаимодействующие между собой группы рынков — рынки для менеджеров и рынки для собственников, — каждая из которых повышает эффективность использования своего фактора и позитивно влияет на эффективность использования другого фактора (процедура найма менеджера собственником достаточно сложно регламентирована).

Производственная организация открытой корпорации требует концентрации больших масс капитала. Такая концентрация заставляет увеличивать размеры фирм, что можно сделать двумя путями: во-первых, можно привлечь большие банковские кредиты. При этом, кредитуя фирмы, банки неизбежно в конечном счете приобретают над ними контроль.

Во-вторых, можно аккумулировать разбросанный на мелкие части капитал через выпуск акций. При этом небольшое число людей могут контролировать массу капитала, в 5—15 раз превышающего их собственный капитал.

Человеку достаточно завладеть 15% акций такого рода компании, и если все остальные владеют не более 3%, то он становится реальным хозяином и может навязывать свои решения остальным акционерам через механизм ания.

Важную роль играет механизм внутреннего контроля. Внутренний контроль крупной корпорации осуществляется ядром собственников, практически игнорирующих интересы остальных собственников; это феномен, называемый «властью финансового капитала». Например, рабочая семья, вложившая свои деньги в акции, формально является собственником, но реально она отстранена от принятия решений.

Это разные уровни контроля, разные уровни собственника. В случае если человек не просто дает деньги взаймы, а вкладывает их в акции, он менее защищен. Объективные возможности для мелкого акционера контролировать происходящее в корпорации отсутствуют. В сравнении с издержками по выработке коллективного действия и необходимого контроля возможные выгоды мелких акционеров ничтожны.

Именно поэтому в условиях полного разделения функций собственности и менеджмента менеджеры корпорации становятся агентами, которые не контролируются и практически ничем не ограничены в принятии решений.

В крупной корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности, распределенности своего инвестиционного портфеля между десятками фирм.

В такой ситуации собственник сделался анонимным и в таком качестве бессильным владельцем совершенно абстрактного ресурса, а реальными хозяевами корпорации стали менеджеры. И поэтому корпорация начинает действовать не в интересах владельца капитала, а в интересах группы менеджеров, которые получили в свои руки руководство.

  • 2. Некоммерческая организация — это форма открытой организации, обычно специализирующейся на предоставлении товаров, которые ряд людей хотели бы видеть потребляемыми в большем объеме другими людьми, например зеленые насаждения, образование, культура и т.д. Заказчики таких товаров бывают двух типов:
  • 1) правительство, которое заинтересовано в том, чтобы способствовать социальному спокойствию и согласию;
  • 2) самые разнообразные частные лица. Здесь все зависит от того, какого рода массовые предпочтения возникают в обществе, например, в отношении какого-то конкретного образования. Для создания и распространения таких товаров в больших объемах, дешево или бесплатно учреждаются фонды.

Некоммерческая организация может быть не только в форме фонда, но и в форме фирмы, специализирующейся на таких товарах. Не исключено, что деятельность некоммерческой фирмы оказывается прибыльной, но эта хозяйственная деятельность не имеет своей целью получение прибыли.

Получаемая прибыль направляется на развитие организации либо распределяется между лицами, не имеющими к ней отношения.

Если такая фирма не получает достаточной величины прибыли, то она собирает частные вклады и пользуется субсидиями государства, поскольку общество в целом заинтересовано стимулировать создание и потребление выпускаемого ею товара.

Отличие фонда от некоммерческой фирмы состоит в том, что фонд не занимается продажей, а многие некоммерческие фирмы занимаются.

Открытые корпорации и некоммерческие организации называются открытыми, потому что они вынуждены соизмерять свою эффективность с эффективностью других аналогичных организаций.

3. Политические фирмы — это государственные или муниципальные унитарные предприятия, которые могут существовать в разных секторах экономики. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено между работниками. Как правило, они не очень эффективны, так как собственник осуществляет свои права опосредованно.

Возникают недостаточная мотивация работающих на унитарном предприятии к эффективному хозяйствованию и недостаточная гибкость.

Политические фирмы могут успешно работать только в тех секторах экономики, которые не являются высококонкурентными, поскольку эти фирмы связаны с некоторой убыточной деятельностью и требуют дополнительного бюджетного финансирования.

Открытые формы организации менее привязаны к определенным видам деятельности, поэтому они либо очень широко диверсифицируют свою деятельность (чего закрытые формы практически лишены), либо занимаются крайне ликвидными активами, которые неспецифичны по своей сути. Однако на рынке существуют самые разнообразные виды деятельности. И в каком-то отдельном случае человеку гораздо полезнее застраховаться от внешних воздействий и организовать закрытое акционерное общество для реализации своего проекта.

Источник: https://studref.com/381796/ekonomika/zakrytye_otkrytye_firmy

Закон фон Бертоланфи

«ОТКРЫТЫЕ» И «ЗАКРЫТЫЕ» ОРГАНИЗАЦИИ: В литературе по управлению можно встретить разделение организаций на

Организация как системаникогда не может быть полностью закрытойот влияния среды. Систем, абсолютнозакрытых, полностью независимых отсреды, не существует. Любая системанаходится в процессе постоянноговзаимодействия со средой.

Однако, если организации являютсяоткрытыми системами, то для них справедливодин из основополагающих законовсистемного подхода, получивший название«закон фон Бертоланфи».

Согласно этому закону, в открытыхорганизациях всегда существует не один,а несколько способов достижения одногои того же результата, одного и того жесостояния.

Данный закон позволяет понять, чтооткрытость системы не только таитопасности для ее выживания, но и создаетвозможности для использования среды иее изменений для развития самойорганизации.

У закона фон Бертоланфи немало следствий,которые необходимо знать менеджеру.Приведем некоторые из них.

  1. Всегда существует несколько вариантов правильного решения любых организационных проблем. Задача менеджера — не придумать одно из них, а увидеть максимальное их количество и выбрать наиболее эффективное.

  2. Самый короткий путь решения задачи — не всегда самый быстрый.

  3. Быстрое достижение результата — не всегда наиболее эффективное.

«Открытые» и «закрытые» организации

Организации, стремящиесяминимизировать взаимодействие сосредой, ограничить до предела свой«вход», сделать его максимальноконтролируемым, называются «закрытыми».

Организации, стремящиеся максимальноувеличивать свои контакты с внешнейсредой, учитывающие при организациисвоих «входов» и «выходов» потребностисреды, будут считаться «открытыми».

В связи с этим центральным становитсявопрос о границах системы. Если границыорганизации абсолютно проницаемы и неконтролируются, то возникает опасностьпоглощения ее элементов другимисистемами, потери целостности, ведущейк смерти организации, невозможностипродолжать реализацию ее функций.

«Закрытые» организации подстерегаетдругая опасность: стремление держатьсвои границы «на замке» может привестик потере необходимого минимума контактовсо средой. При достижении предельныхразмеров и уровня сложности управлениеможет стать невозмож­ным, и системаразваливается, «взрываясь» подвоздействием внутренних процессов, какперегревшийся паровой котел.

«Социальный атом»

При всем многообразии среды дляконкретной организации она предстаетв форме других организаций и людей.Именно с ними приходится взаимодействоватьи вступать в некие отношения.

Модель такого взаимодействия получиланазвание «социальный атом».

В качестве иллюстрации рассмотрим«социальный атом» некоей внешнеторговойфирмы.

Эта фирма будет взаимодействоватьсо службами госнадзора: налоговойинспекцией, пожарной инспекцией,санитарно-эпидемиологической службойи т.п.

Она должна иметь поставщиковтовара, и вступать в определенныеотношения с банками по поводу необходимыхкредитов. Возможно, в «социальный атом»войдут страховые компании, транспортныеи рекламные фирмы.

Каждый из элементов «социального атома»в процессе взаимодействия несетопределенное сообщение, информацию,часто выраженную в форме требований.Для собственного выживания фирма должнакак-то реагировать на эти требования,изменяться.

Клиент

Любая организация работает на некоегопотребителя, клиента. Чаще всего врыночной экономике клиент —это не только потребитель, но и покупатель,и заказчик.

Во многих областях, у многих организацийпотребитель один, а заказчик и покупатель– другие люди или организации.

  1. Клиент оказывается главным действующим лицом в саморазвивающемся «социальном атоме», так как именно он осуществляет выбор.

  2. Именно возможность и право выбора, формулировки запроса и оценки предполагаемого исполнения превращает потребителя в клиента.

  3. Государственные органы, участники «социального атома», в рыночной экономике должны обеспечивать правила игры, то есть возможность для клиента осуществлять собственное право выбора и оценки.

  4. Организация не всегда ориентирована на потребителя, но всегда зависима от клиента.

Партнеры

Партнеры в бизнесе —это люди или организации, интересыкоторых совпадают в некоторый моментвремени. Стратегические партнеры —это люди или организации, интересыкоторых совпадают стратегически, тоесть по основным целям и на длительныйпериод времени.

В партнерстве нет ничего личного, этовесьма прагматичные отношения. Дляпартнерства очень важно, чтобы вовзаимодействии выигрывали все участники.Взаимодействие, предполагающее игруна проигрыш одного из участников, никогдане может стать партнерством.

Партнерами могут быть производители ипродавцы их продукции, продавцы ипокупатели. Даже конкуренты при решенииобщих задач могут вступать в партнерскиевзаимоотношения.

Для того чтобы партнерство оказывалосьвозможным и эффективным, необходим рядусловий:

  • четкое определение границ партнерства и правил игры в рамках этих границ;
  • открытость, то есть предоставление полной и достоверной информации друг о друге в рамках оговоренных границ;
  • взаимное доверие;
  • равномерное принятие на себя рисков, взаимная ответственность;
  • взаимные гарантии.

Западные бизнесмены обращают особоевнимание на письменные контракты, на»прописывание» механизмов разрешенияспорных ситуаций, на взаимные гарантии.

Понятие «дружественная организация»,с которым мы нередко сталкиваемся напрактике, реально означает либо дружескиеотношения между конкретными руководителями,либо просто то, что организации принадлежатпо факту одним и тем же владельцам.Введение такой дружбы в управлениесоздает неопределенность, дополнительные,не вытекающие из логики бизнеса,ограничения и нормативные требования,приводящие, в конечном счете, к увеличениюзатрат.

Конкуренты

Рынок предполагает конкуренцию. Лишьпри наличии возможности выбора клиентперестает быть только потребителем, унего появляется возможность длясравнения, он начинает влиять наадекватность соотношения цены и качестватовара, выдвигать свои требования.Конкуренция позволяет клиенту дорастидо уровня партнера-производителя.

При монополизме не существуетсаморегуляции, монополист практическинезависим от клиента.

Экономически положение монополистазначительно более рискованно, чем уорганизаций, существующих в конкурентнойсреде.

Конкуренция необходима для нормальногоразвития организации. Конкурентобеспечивает возможность выбора исравнения не только клиенту, но и самойорганизации.

Государство

«Социальный атом» организации вдемократическом государстве с рыночнойэкономикой является саморазвивающейсясистемой. Организации сами определяюти выбирают для себя тот или иной»социальный атом» и его элементы.

В «социальном атоме» любой организациибудут присутствовать госорганы иинспекции.

Наличие выбора всегда предполагаетответственность. Выбор партнера иликонкурента с хорошей репутацией снижаетриски, поднимает собственную репутацию,открывает новые возможности, однаконакладывает новые ограничения. Уорганизации с хорошей репутацией всегдамножество желающих партнерствовать иконкурировать, но хорошая репутациятребует поддержания, соблюденияобязательств и правил.

Сейчас государство пытается найти новуюпозицию, но начинает всякий раз с нуля,выстраивая определенные механизмы иснова их разрушая, часто «скатываясь»в представлении о своей роли и возможностяхк прежним советским представлениям.

В западных странах в настоящее времяочень быстро развивается экономическаяэтика, причем не как абстрактноетеоретическое направление, а какабсолютно конкретная практическаядеятельность. Под этикой бизнесапонимается соблюдение правил. А подправилами подразумеваются какзаконодательство, так и нормы этическихкодексов.

Источник: https://studfile.net/preview/5271110/page:10/

Открытые и закрытые системы

«ОТКРЫТЫЕ» И «ЗАКРЫТЫЕ» ОРГАНИЗАЦИИ: В литературе по управлению можно встретить разделение организаций на

Открытые и закрытые системы.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка.

И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Понятие закрытой системы порождено физическими науками. Здесь понимается, что система является самосдерживаемой. Закрытая система, как это становиться  по названию — отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами.

  Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

Степень разграничения открытой или закрытой систем меняется в рамках систем. Открытая система может стать более закрытой, если контакты с окружением уменьшаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.

Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать.

Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.

Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как внутри системы, так и между системами происходит перераспределение энергии, информации и ресурсов. Данные операции обмена в теории систем называются Флуктуации (колебания).

Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов:·        При обыкновенных условиях перераспределение ресурсов происходит из мест с большей плотностью в места с меньшей плотностью.

·        Производимые изменения зависят не только от количества перемешенных ресурсов, но и от разности градиентов между местами откуда и куда перемещают, и от скорости перемещения.·         Движение в обратном направлении определенного ресурса (оттуда, где меньше, туда, где больше) возможно, если в более глобальном масштабе происходит выравнивание градиентов.

     Результатом всех перераспределений между элементами закрытой системы через определенный промежуток времени будет равномерное и однородное состояние. Наступает гибель системы.Закрытость и открытость систем бывает разной степени выраженности. Абсолютно закрытая и абсолютно открытая системы — это достаточно абстрактные понятия.

Даже в сложнейших научных экспериментах и при особых природных обстоятельствах (глубоко в космосе, в центре звезды) достижение абсолютно открытого или закрытого состояния невозможно.  Возможны как бы промежуточные состояния: мнимо открытая и мнимо закрытая система.

Мнимость проявляется в том, что обладая внешними признаками одного типа, на самом деле система относиться к другому типу.  Организация, исповедующая принципы — мы сами себе все сделаем, осуществляет взаимодействие с окружающим миром. А СССР, сообщавший всем, какой он открытый, в действительности был гораздо более закрытым. И как и следовало ожидать — развалился. Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы.

Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне.

Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития.

Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию.

Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Свойства открытых систем

  Наличие цикла событий.

  Обратная связь. Под обратной связью понимается информация, которая генерируется, собирается, используется открытой системой для мониторинга, оценки, контроля и коррекции собственной деятельности.

Обратная связь позволяет организации получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вовремя вносить изменения в процесс её развития. Отсутствие обратной связи ведёт к патологии, кризису и краху организации.

Люди в организации, занимающиеся сбором и анализом информации, интерпретирующие её, систематизирующие потоки информации, обладают колоссальной властью.

  Открытым организационным системам присущ динамический гомеостаз. Все живые организмы проявляют тенденцию к внутреннему равновесию и балансу. Процесс поддержания самой организацией сбалансированного состояния и называется динамическим гомеостазом.

  Открытые организационные системы характеризуютсядифференциацией — тенденцией к росту, специализации и разделению функций между различными компонентами, которые формируют данную систему. Дифференциация — это ответ системы на изменение внешней среды.

  Эквифинальность. Открытые организационные системы способны, в отличие от закрытых систем, достигать поставленных целей различными путями, двигаясь к этим целям с различных стартовых условий. Нет и быть не может единого и наилучшего метода достижения цели. Цель всегда может быть достигнута разными способами, и двигаться к ней можно с разными скоростями.

Свойства закрытых систем· Устойчивость. Устойчивость работы системы может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работы, как правило, приходится устранять излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже — добавлять новые.

На устойчивость работы организации влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами. ·  Адаптивность.

Под адаптивностью понимается способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.·  Централизованность.

Речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Живые организмы, например, функционируют под руководством центральной нервной системы.

В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях — администрация, аппарат управления; в стране — государственный аппарат. При высокой сложности системы или невозможности единого руководства из центра последний передает часть властных полномочий автономиям, происходит децентрализация управления.·  Обособленность.

Обособленность означает стремление системы к автономности, изолированности и проявляется при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий частей большой организации, конгломератных объединений, централизации и децентрализации управления. Способствуют обособлению и противоречия целей и интересов, процесс распределения прибылей между частями целого.

Часто наблюдаются процессы обособления персонала в неформальные группы на основе личных связей, симпатий, общих взглядов и черт характера, близкого уровня образования, этнической принадлежности, возраста, должностного положения и т.д. Процессы обособления частей системы являются малоизученными и представляют интерес для исследователей.·  Совместимость.

Под совместимостью понимается взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне государства как крупной системы возникают проблемы совместимости национальной экономики с экономиками регионов, отраслей.

В России, например регионы-доноры, имеющие в своем распоряжении больший объем природных ресурсов или высокоэффективные производства, вынуждены отдавать в центр большую часть прибылей (в форме налоговых отчислений), которые впоследствии направляются на нужды дотационных регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, что приводит к возникновению центробежных тенденций, дезинтеграции, различным противоречиям и конфликтам. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство компании может принять решение о направлении большей части прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного.·  Свойство «обратных связей». Фундаментальное свойство больших систем — установление обратных связей, сущность которых заключается в том, что информация (ресурсы, энергия) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих). Для производственной системы принцип обратных связей работает следующим образом. Выходная информация, например показатели хозяйственной деятельности, под действием различных обстоятельств постоянно варьируются во времени, менеджмент постоянно проводит их анализ и сравнение с поставленными целями (вход системы). По результатам сравнения принимаются управленческие решения, корректирующие работу системы (в случае необходимости), что обеспечивает адаптивность системы (приспособление ее к новым условиям работы) и оперативность (гибкость) ее управления. Обратные связи нередко играют и негативные системные роли. Например, в подсистеме «персонал» размер вознаграждения влияет на трудовые усилия и полученные работниками результаты. Если вознаграждение за труд несоизмеримо с усилиями, система начинает саморазрушаться, снижаются стимулы к выполнению рабочих заданий и результаты труда (объем продукции, ее качество) также снижаются.·  Синергичность — однонаправленность (или целенаправленность) действий компонентов усиливает эффективность функционирования системы. Приоритет интересов системы более широкого (глобального) уровня перед интересами её компонентов.·  Целостность — первичность целого по отношению к частям; появление у системы новой функции, нового качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, но не присущих ни одному из них, взятому изолированно.·  Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними.·  Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами.

Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении.

Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится е последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации.

Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозазисимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах.

Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления -главным образом, техническими подсистемами.

Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации.

Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Сущность закрытой системы организацииДля организации свойственен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять цикл.

Доходы, полученные заказчиками промышленных организаций, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации. Следует подчеркнуть и то, что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению на части.

Поскольку закрытая система не получает энергию и новые вложения из своего внешнего окружения, она может со временем сокращаться. В отличие от нее открытая система характеризуется негативной энтропией, т.е. она может реконструировать саму себя, поддержать свою структуру, избежать ликвидации и даже вырасти, потому что имеет возможность получать энергию извне в большей мере, чем отдает наружу.

 Закрытыми системами организации традиционно являются решения отдельных производителей. Такие решения фокусируются на продукции одного конкретного производителя и часто приводят к дорогостоящему техническому обслуживанию и сервисным услугам, а также к ограниченным возможностям при расширении системы.

При использовании закрытых систем ограничена совместимость с системами и устройствами других производителей. Всё это приводит к возникновению, так сказать, «островов автоматизации». Зачастую такие системы имеют встроенные шлюзы фирмы-производителя, которые переводят информацию или фильтруют её и, таким образом, поддерживают решения, реализуемые с устройствами данной фирмы.

Клиент оказывается связанным с оборудованием и продуктами одной конкретной фирмы на весь срок службы системы. 

Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества.

Сравнение закрытых и открытых систем организацииОткрытые системы организации имеют опубликованный промышленный стандарт и этот стандарт принят ведущими производителями. В закрытой системе организации стандарт продвигается одной определённой фирмой и принят лишь ограниченным количеством производителей.

В открытых системах организации работают устройства различных производителей, а в закрытых системах могут быть объединены продукты лишь одного производителя или ограниченного числа производителей.В открытых системах организации нет необходимости в услугах инженера для обеспечения коммуникации. Обычно применяется технология маршрутизации.

В закрытых системах необходимы комплексные инженерные работы для обеспечения коммуникации. Обычно используются проприетарные шлюзы.В открытых системах организации над одним проектам работают несколько интеграторов и используют несколько типов графических пользовательских интерфейсов на одну систему.

В закрытых системах над проектом работает только один интегратор и используется  один единственный графический пользовательский интерфейс на одну систему.В открытых системах организации различные источники для конкурирующих совместимых продуктов. В закрытых системах один единственный источник или ограниченное количество источников продуктов.

Техобслуживание системы в закрытых системах организации  проводится только одной определённой сервисной службой, а в открытых различными сервисными службами.

У закрытых систем организации в распоряжении лишь один инструмент или ограниченное количество инструментов, которые предназначены для устройств только одного производителя, у открытых система сетевого менеджмента для электроинсталляций различных производителей.  Архитектура сети у закрытых систем организации логическая многоярусная, у открытых- логическая плоская.

В открытых системах организации возможность расширения с помощью «прозрачных» маршрутизаторов. ограниченные возможности расширения, отсутствует маршрутизация.В закрытых системах организации объёмное использование шлюзов как к установленным ранее, так и к новым системам. В открытых системах нет необходимости в шлюзах за исключением шлюзов к ранее установленным системам.

В закрытых системах организации допускаются решения только одного единственного производителя, а  открытых системах допускаются решения независимых системных интеграторов.

Литература

1.       Б.З. Мильнер «Теория организации»

2.       М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»

3.       http://h1ppy.narod.ru/50.htm

4.       http://www.bestreferat.ru/referat-57456.html

Источник: https://www.turboreferat.ru/organization-theory/otkrytye-i-zakrytye-sistemy/206835-1034494-page1.html

Реферат: Закрытые организационные системы. Скачать бесплатно и без регистрации

«ОТКРЫТЫЕ» И «ЗАКРЫТЫЕ» ОРГАНИЗАЦИИ: В литературе по управлению можно встретить разделение организаций на

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Реферат

подисциплинеСистемныйанализ

натему

Закрытыеорганизационныесистемы

1 Организационные системы 3

2 Закрытые организационные системы 4

3 Типичные закрытые организационные системы 5

3.1 Главное разведывательное управление 5

3.2 ГРУ как закрытая организационная система 8

3.3 Кланы ниндзя в сравнении с организацией ГРУ 9

1Организационныесистемы

Организациипредставляютсобой группунаиболее старыхобщественныхобразованийна Земле. Любаяорганизациярассматриваетсякак организационно-экономическаясистема, имеющаявходы и выходы,и определенноеколичествовнешних связей.Следует датьопределениепонятию «организация».

Организацияможет рассматриватьсякак процесслибо как явление.Как процессорганизация– это совокупностьдействий, ведущихк образованиюи совершенствованиювзаимосвязеймежду частямицелого.

Какявление организация– это объединениеэлементов дляреализациипрограммы илицели и действующихна основанииопределенныхправил и процедур.

Вистории былиразличныепопытки идентифицироватьэто понятие.

– Перваяпопытка строиласьна идее целесообразности.Организация- есть целесообразноеустройствочастей целого,которое имеетопределённуюцель.

– Организация– социальныймеханизм дляреализациицелей (организационных,групповых,индивидуальных).

– Организация- гармония, илисоответствие,частей междусобой и целым.Любая системаразвиваетсяна основе борьбыпротивоположностей.

– Организация- целое, котороене сводитсяк простойарифметическойсумме составляющихего элементов.Это целое, котороевсегда большеили меньшесуммы своихчастей (всёзависит отэффективностисвязей).

– ЧестерБернард (наЗападе считаетсяодним из основоположниковсовременнойтеории менеджмента):когда людисобираютсявместе и официальнопринимаютрешение объединитьсвои усилиядля достиженияобщих целей,они создаюторганизацию.

Этобыла ретроспектива.Сегодня организацияможет бытьопределенакак социальнаяобщность, котораяобъединяетнекотороемножествоиндивидов длядостиженияобщей цели,которые(индивиды)действуют наоснове определённыхпроцедур иправил.

Исходяиз данногоранее определениясистемы, определиморганизационнуюсистему.

Организационнаясистема — этоопределённаясовокупностьвнутренневзаимосвязанныхчастей организации,формирующаянекую целостность.

Хотяорганизациираспадаютсяна отдельныечасти или составныеэлементы, онисами являютсяподсистемамив рамках болеекрупной системы.Существуютне только системыи подсистемы,но и сверхси­стемы.

Классификацияэтих понятийзависит отособенностейпред­метаанализа. Приэтом целое неявляется простойсуммой частей,посколькусистему следуетрассматриватькак их единство.

Организационныесистемы можноразделить назакрытые иоткрытые.

Закрытаяорганизационнаясистема – этота система,которая неимеет связисо своей внешнейсредой (т. е. необмениваетсяс внешней средойпродуктами,услугами, товарамии др.). Пример– натуральноехозяйство (сампроизвел – сампотребил).

Такжесреди закрытыхсистем выделяютусловно-закрытыесистемы, т. е.системы, в которых присутствуетограниченноевзаимодействиес окружающейсредой, но онострого определенои четко описано.

Тогда внешняясреда можетрассматриватьсяфактическикак элементсистемы, работающийв строгом с нейсоответствии,хотя и не подчиняющийсясистеме.

Примеромможет служитьзащищеннаязакрытая локальнаясеть, подключеннаяк внешней глобальнойсети (обменмежду системойи средой есть,но друг от другаони не зависят).

Открытаяорганизационнаясистема имеетсвязи с внешнейсредой, т. е. другимиорганизациями,институтами,имеющими связис внешней средой.

Такимобразом, организациякак системапредставляетсобой совокупностьвзаимосвязанныхэлементов,образующихцелостность(т.е. внутреннееединство,неразрывность,взаимную связь).Любая организацияявляется открытойсистемой, т.к.взаимодействуетс внешней средой.

Она получаетиз окружающейсреды ресурсыв виде капитала,сырья, энергии,информации,людей, оборудованият.п., которыестановятсяэлементамиеё внутреннейсреды.

Частьресурсов спомощью определенныхтехнологийперерабатывается,преобразуетсяв продукты иуслуги, которыезатем передаютсяво внешнююсреду.

2Закрытыеорганизационныесистемы

Понятиезакрытой сис­темывозникло вфизике. Этосистема, являющаясясамосдерживае­мой.Ее главнаяхарактеристиказаключаетсяв том, что онасущест­венноигнорируетэффект внешнеговоздействия.

Совершеннойсис­темойзакрытого типабыла бы та, котораяне принимаетэнергии отвнешних источникови не дает энергиювнешней среде.Закрытаяор­ганизационнаясистема имеетмалую применяемость.

Поэтому реальныезакрытыеорганизационныесистемы практическивсегда являютсяусловно-закрытыми.

Разграничениесистем на открытыеили закрытыене являетсяжестким, разнавсегдаустановленным.Открытая системаможет статьзакрытой, есликонтакты сокружениемсокращаютсясо временем.В принципевозможна иобратная ситуация.

Всесистемы имеютвход, трансформационныйпроцесс и выход.Они получаютсырье, энергию,информацию,другие ресурсыи пре­образуютих в товары иуслуги, прибыль,отходы и т. п.Закрытые сис­темыимеют, однако,некоторыеспецифическиечерты.

Одна изтаких черт -это непризнаниевзаимозависимостимежду системойи внешней средой.Существуетграница, котораяотделяет системуот ее окруже­ния.

Изменения вовнешней средев идеале невлияют на ат­рибутысистемы, а измененияв системе недолжны воздействоватьна окружение.

Нужноучитывать ито, что организацииукомплектовываютсялюдьми. Очевидно,что при группировкевидов деятельностии рас­пределенииполномочийвнутри любойорганизационнойсистемы необходимоучитыватьнедостаткии привычкилюдей.

Это неознача­ет, чтоорганизациядолжна создаватьсяприменительнок людям, а нена основе целейи сопутствующихих достижениювидов деятельнос­ти.Поведениечленов организацииможет рассматриватьсякак ее вну­тренняясреда. В организациипостоянновозникаютпроблемы, могу­щиеизменить ееположение.

Чтобы все элементыорганизациидейст­вовалии были разумноскоординированы,необходимонепрерывноепоступлениересурсов.Производственныйаппарат изнашивается,технологияустаревает,материалы нужнопополнять,работникиуволь­няются.

Чтобы обеспечитьжизнеспособностьорганизации,эти ресур­сынеобходимо,не прерываяпроизводственногопроцесса, заменятьэлементамиравной производительности.Другие внутренниепроблемы возникаютиз-за недостатковвзаи­модействияи скоординированностиразных участковорганизации.

Одной из причинтого, что работникиуходят, а акционерыне желают вкладыватьсвои сбережения,являетсянеудовлетворенностьэтих группусловиями трудаи вознаграждениемза участие ворганизации,и это недовольствоможет статьтаким сильным,что возникнетугроза самомусуществованиюорганизации.

Этифакторы являетсяочень критичнымдля существованиязакрытыхорганизационныхсистем. Практическине существуеторганизационныхсистем, которыемогли бы существоватьтолько за счетестественноговоспроизводствачисленностии внутреннегопроизводстванеобходимогооборудования(разве что отсталыенароды, проживающиена изолированнойтерриториии ведущие натуральноехозяйство).

Отметим,что организационныесистемы предрасположенык со­кращениюили распадениюна части. Посколькузакрытая системане получаетресурсы извнешней среды,она может современемсокра­щаться.

В отличие отнее открытаясистема характеризуетсянегатив­нойэнтропией, т.е. она можетреконструироватьсебя.

Поэтомузакрытыморганизационнымсистемам приходитсяиногда «открываться»для пополненияресурсов системы,временно становясьоткрытой системой.

3Типичные закрытыеорганизационныесистемы

Типичнымизакрытымиорганизационнымисистемамиявляются организации,стремящиесяскрыть своюдеятельность(или часть ее,служащей настоящимцелям организации)– органы разведки,тайные общества,оппозиционныеполитическиепартии, сектыи т. п. Отказ отпреимуществоткрытых системпозволяетобеспечитьтакое сокрытие.Как уже отмечалосьвыше, такиесистемы являютсяусловно-закрытыми.

Рассмотримподробнееподобные системына примереГлавногоРазведывательногоУправленияи общих сведенийо кланах ниндзя.

3.1Главное разведывательноеуправление

Главноеразведывательноеуправление(ГРУ) — центральныйорган управлениявоенной разведкойв ВооружённыхСилах России.

Внастоящее времяофициальноеназвание —Главное РазведывательноеуправлениеГенеральногоштаба ВооружённыхСил РоссийскойФедерации (ГРУГШ ВС РФ).

ГРУподчиняетсяначальникуГенеральногоштаба и министруобороны, занимаетсявсеми видамиразведки винтересахВооружённыхСил — агентурной,космической,радиоэлектронной.

Структура,численностьи финансированиеГРУ относятсяк сведениям,составляющимгосударственнуютайну.

Приоритетв ГРУ отдаётсяработе по добываниюсекретныхсведений, материалови иностранныхобразцов современнойтехники.

Резидентурывоенной разведкине уступаютрезидентурамСлужбы внешнейразведки РоссийскойФедерации почисленности,но имеют болеенизкие объёмыфинансирования,при этом онидействуют болеежёстко и целенаправленно.

Созданов 1918 по приказуРеввоенсоветаРСФСР, которыйутвердил штатПолевого штабаРВСР, в структурукоторого входилорегистрационноеуправление(Региструпр)с функциямикоординацииусилий разведоргановподразделенийРККА и подготовкиразведывательнойинформациидля Полевогоштаба КраснойАрмии.

Регистрационноеуправлениестало первымцентральныморганом военнойагентурнойразведки РККАи первым центральныморганом военнойконтрразведки.Нынешнее Главноеразведывательноеуправление(ГРУ) ГенеральногоШтаба являетсяпреемникомРегиструпрапо прямой линии.

Посколькусекретныйприказ РеввоенсоветаРСФСР № 197/27 о штатеПолевого Штаба(включая штатРегиструпра)был датирован5 ноября 1918 года,этот день считаетсяднем рождениясоветской (атеперь и российской)военной разведки.

Сапреля 1921 годаРегиструпрбыл преобразованв Разведывательноеуправлениештаба РККА(Разведупр) свключениемв него отделавойсковойразведки. ВсоответствующемПоложенииопределялось,что даннаяструктураявляется центральныморганом военнойразведки, какв военное, таки в мирное время.

Вконце 30-х годовРазведуправлениеРККА подверглосьмассовым репрессиям,было расстрелянонескольконачальниковуправленияподряд.

В1939 управлениебыло переименованов 5 УправлениеРККА. В июне1940 г. 5-е (разведывательное)Управлениебыло вновьпередано вподчинениеГенштабу иполучило название«РазведывательноеуправлениеГенеральногоштаба РККА».

В1950 был созданспецназГРУ (по бригадена каждый военныйокруг или флоти бригадацентральногоподчинения).Основной задачейэтих подразделенийна первом этапебыла борьбас главнымпротивником —странами НАТО,обладавшимимобильнымядерным оружием.Подразделенияспецназа ГРУсыграли огромнуюроль в афганскойвойне и в операцияхна территорииЧеченскойреспублики.

В1991 г. Было созданоЗАО «Совинформспутник».Численность107 человек.

Совинформспутник —организацияГлавногоразведывательногоуправленияГШ, в чьи задачивходит продажанесекретныхснимков, сделанныхспутникамиГРУ.

Получилаизвестностьв апреле 2000 года,когда американскиежурналистыобнаружилисреди распространяемыхСовинформспутникомснимков фотографиисверхсекретнойвоенной базыСША, также известнойпод именем«Базы 51».

Напротяженииистории своегосуществованияструктура ГРУпережила несколькопереформирований.В нынешнемвиде, по имеющимсяв публикацияхданным, структураГРУ представляетсобой 12 основныхуправленийи 8 вспомогательныхотделов и управлений.Основные Управления:

  • Первое Управление — страны Европейского содружества

  • Второе Управление — страны Северной и Южной Америки, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия

  • Третье Управление — страны Азии

  • Четвёртое Управление — страны Африки

  • Пятое Управление — управление оперативной разведки

  • Шестое Управление — управление радиотехнической разведки

  • Седьмое Управление — НАТО

  • Восьмое Управление — диверсионный спецназ

  • Девятое Управление — управление военных технологий

  • Десятое Управление — управление военной экономики

  • Одиннадцатое Управление — управление стратегических доктрин и вооружения

  • Двенадцатое Управление

  • Управление Двенадцать-бис — информационная война

ВспомогательныеУправленияи Отделы:

  • Управление космической разведки

  • Управление кадров

  • Оперативно-техническое Управление

  • Административно-техническое Управление

  • Управление внешних отношений

  • Архивный отдел

  • Информационная служба

Специальнаяподготовкаофицеров ГРУосуществляетсяв Академии ГРУ(Военно-дипломатическаяАкадемия МинистерстваОбороны). Подготовкаосуществляетсяна трёх основныхфакультетах:

  • Факультет стратегической агентурной разведки

  • Факультет агентурно-оперативной разведки

  • Факультет оперативно-тактической разведки

ПриАкадемии работаетадъюнктураи Высшие академическиекурсы

Вструктуру ГРУтакже входятдва научно-исследовательскихинститута,расположенныев Москве, известныекак 6-й и 18-й ЦентральныеНаучно-исследовательскиеинституты.

3.2ГРУ как закрытаяорганизационнаясистема

РассмотриморганизациюГРУ с точкизрения системногоанализа.

Сточки зренияобщей системнойклассификацииорганизацияГРУ представляетсобой материальнуюискусственнуюсистему, причемона являетсяодновременносоциальной(т. к. ее основа– персонал, ацели системынаходятся вокружающемее обществе)и технико-технической(используетразнообразнуютехнику итехнологии).

Большоеколичествооднотипныхотделов, подразделений,агентов, резидентов,оперативниковпозволяетназвать системубольшой.

Сдругой стороны,система содержитбольшое количестворазличных типовэлементов(люди, техника,управленияи отделы и т.п.) и разнородныхсвязей междуними дают основаниясчитать системусложной.

Таккак состояниесистемы постоянноизменяется(происходитпереформированиеструктуры,роспуск илиоткрытие отделови управлений,набор и сокращениеперсонала,открытие новыхрезидентур,смена целейи приоритетовразвития), тосистема являетсядинамической.

Взаимодействиес окружающейсредой носитограниченныйхарактер –обмен ресурсамии информациейс государством(которое можетрасцениватьсякак надсистема),но при этом онострого определеноприказамикомандования.

Персонал такженабираетсяне напрямуюиз окружающейсреды (общества),а через государственныеорганы (преимущественноиз армии и милиции).Воздействиена окружающуюсреду обычноносит скрытыйхарактер.

Такимобразом, организацияГлавногоРазведывательногоУправленияпредставляетсобой типичнуюусловно-закрытуюсистему.

Рассмотримструктуру ГРУ.Организациясостоит из 12основных управленийи 8 вспомогательныхотделов и управлений.Это горизонтальнаяструктурасистемы. Вертикальнаяструктурастандартнадля всех воинскихорганизаций– это системавоинских званийи чинов. Такимобразом, ГРУ– иерархическаясистема.

Формальносвязь междуузлами разныхслоев – слабая,т. к. любой военнослужащийдолжен выполнятьприказы всехпредставителейболее высокихуровней (званий).Но на практикеобычно он подчиняетсятолько одномупрямому начальнику.Поэтому с точкизрения функционированиясистема большенапоминаетиерархическуюсистему с сильнойсвязью.

Почислу уровнейиерархии организацияГРУ являетсямногоуровневойсистемой. Т. к.в пределаходного уровняузлы выполняютразличныефункции (разведчики,оперативники,связисты и т.п.), то системаявляетсямногоуровневойнеоднородной.Но элементыпри этом в нейобъединеныпо функциональномупризнаку, а непо объектному.

Т.к. численностьперсонала непостоянна, ав зависимостиот надобностив организациимогут появлятьсяили исчезатьотдельныеструктуры, топо постоянствучисла элементовсистемы и связеймежду нимисистема являетсяуправляемой.

Управлениевсей организациейпроисходитцентрализовано,т. е. по принципамуправленияи подчиненностисистема централизованная.

Сточки зрениядекомпозицииво временисистема представляетсобой древовиднуюструктуру –приказы распространяютсяпреимущественнопо линейнымподструктурам,переходя иногдаиз одной подструктурыв другую, образуятаким образомдерево.

Разберемклассы иерархическихструктур вданной закрытойсистеме. Есливыделять уровниабстрагированияв управлениисистемой(стратификациюсистемы), томожно получитьпримерно такуюструктурустрат:

  • IV страта – стратегическое управление

  • III страта – тактическое управление

  • II страта – оперативно-тактическое управление

  • I страта – оперативная разведка и контрразведка

Попыткаразбиениясистемы на слоиприведет к ужеизвестной намсистеме воинскихзваний и чинов.Можно выделятьи более крупныеслои, объединяяпредставителейсоседних слоев.Так, например,в Центральномштабе ГРУ работаютпреимущественнопредставителистарших офицерскихчинов, что позволяетобъединитьих в один слой.Слой оперативниковсостоит преимущественноиз младшихофицеров.

Еслипродолжитьукрупнять слои,объединяяразличныхпредставителейпо выполняемымфункциям вотносительнообособленныеструктуры, тов результатеполучитьсяэшелонированнаяструктурасистемы.

В самомверхнем эшелоненаходитсяГенеральныйштаб ВооружённыхСил РоссийскойФедерации.Следующийэшелон состоитиз управленийи отделов. Ниженаходитсяэшелон оперативныхразведотделови бригад спецназаГРУ.

Последнемуэшелону подчиняютсярезидентывоенной разведкии оперативникиГРУ.

3.3Кланы ниндзяв сравнениис организациейГРУ

Другимпримером закрытыхорганизационныхсистем могутслужить кланыниндзя. Этисекретныеорганизациивозникли ещево временафеодальнойЯпонии и, возможно,существуютв том или иномвиде и по сейдень. Не вдаваясьв подробности,сравним их какорганизационныесистемы с ГлавнымРазведывательнымУправлением.

Дляначала рассмотримобщие положенияо кланах ниндзя.Во главе кланастоит великиймастер (сенсей)или группавеликих мастеров.Это старейшие,сильнейшиеи мудрейшиечлены клана.Затем идутмастера, которыедостигли высокогоуровня мастерстваи могут самиобучать членовклана. Затемидут воиныклана.

Это членыклана, закончившиеобучение, ноеще не ставшиемастерами. Ониявляются«оперативниками»клана. Самыйнижний уровень– ученики иподмастерья,проходящиеобучение умастеров. Целиорганизациимогли бытьразличными– политические,криминальные,месть, шпионажи наемничествос целью заработкаи т. п.

Всекланы ниндзяимеют свойкодекс, хотяни один кодексодного кланадругому неизвестен. Основныеправила:

  • Слушайся приказов вышестоящих ниндзя.

А)Ниндзя долженуважать мастеровсвоего кланаи слушатьсяих беспрекословно.

Б)Если что-тоугрожает клануили его мастерам,ниндзя долженпринести вжертву своюжизнь, если этоприведёт куспеху или кпобеде.

  • Никогда не раскрывай свою истинную профессию.

А)Ниндзя никогдане раскроетсвою настоящуюпрофессию, имясвоего клана,или даже то,что он состоитв клане ниндзя.

Б)Ниндзя никогдане должениспользоватьсвои специальныеумения на публике,когда кто-томожет идентифицироватьего принадлежностьк клану ниндзя.

В)Защищай своёприкрытие,используйповедение,соответствующееприкрытию, какможно чаще напублике. Учти,что если членвраждебногоклана установит,что ты – ниндзяиз другогоклана, он будетохотится затобой.

  • Соблюдай умеренность во всём, что ты делаешь.

А)Ниндзя никогдане должен показыватьврагам все своиспособности.Пусть его врагинедооцениваютего.

Б)Когда путешествуешьво внешнеммире, будь уверенв надёжностисвоего прикрытия.

В)По возможности,не используйоружия ниндзя.Помни, что егоиспользованиегрозит тебеполной идентификацией.

А)Всегда имейпуть к отступлению,безопасныйдом и потайноеоружие и снаряжение,о котором незнают дажечлены твоейпартии.

Б)Всегда знайсвоих друзейлучше, чем онитебя.

В)Всегда имейпро запас правдивуюисторию, объясняющуютвои действия.

Еслипроводитьклассификациюклана ниндзя,как организационнойсистемы, то помногим аспектамони будут совпадатьс таковыми ворганизацииГРУ. Но есть ипринципиальныерасхождения.

Клан ниндзяпредставляетсобой многоуровневуюструктуру, нов отличии отГРУ, практическиоднородную.Члены кланав пределаходного уровнявыполнялиидентичныефункции. Этосвязано с тем,что клан имелстрогую доктрину,предписывающуюдеятельностькаждого своегочлена.

Отсюдаследует и другоеотличие – практическиполное отсутствиегоризонтальнойструктуры.

Такимобразом можносделать вывод:закрытые системы,имеющие сходныецели и задачии выполняющиесхожие функции,будут похожими,так как внешняясреда не оказываетна них существенноговлияния. Всеразличия всистемах будутопределятьсятолько внутреннимифакторами,действующимив системах.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/27254/referat-zakrytye-organizacionnye-sistemy.html

Scicenter1
Добавить комментарий