Отношение к технологии: Технология — представление деятельности организации в виде

Технология деятельности организации

Отношение к технологии: Технология — представление деятельности организации в виде

Под технологией, по высказыванию специалиста по проектированию работ Льюиса Дейвиса, понимается «сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях».

Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на вход системы, в форму, получаемую на выходе.

Влияние технологии на управление в значительной мере определяется стандартизацией, автоматизацией и сертификацией процессов.

Взаимоотношения между содержанием задач и технологией отражают наиболее известные классификации технологий (табл.2.2):

  • • промышленных предприятий – исследовательницы управления Джоан Вудворд;
  • • организаций в широком смысле – социолога и теоретика организаций Джеймса Томпсона.

Таблица 2.2. Классификация технологий управления

Дж. ВудвордДж. Томпсон
содержаниехарактеристикасодержаниехарактеристика
1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производствоОдновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий в качестве опытного образца либо для определенного покупателя и по его спецификациям1. Интенсивная технологияПрименение специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем для обработки
2. Массовое и крупносерийное производствоИзготавливается большое количество изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи2. Многозвенные технологииПрименяются серии взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно
3. Непрерывное производствоИспользует автоматизированное оборудование, работающее круглые сутки для непрерывного изготовления (переработки) одинакового по характеристикам продукта в больших объемах3. Посреднические технологииПроводятся встречи групп людей, являющихся или стремящихся быть взаимно полезными

Представленные категории в обеих классификациях достаточно схожи. Многозвенные технологии в классификации Дж. Томпсона эквивалентны технологиям массового и некоторым формам крупносерийного производства в классификации Дж. Вудворд.

Интенсивные технологии в классификации Томпсона эквивалентны индивидуальным технологиям в классификации Вудворд.

Посреднические технологии занимают промежуточное положение между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства.

Посреднические технологии в классификации Томпсона позволяют организациям использовать многочисленные вариации потребностей сторон, вступающих во временные отношения как звено цепи в непрерывной последовательности таких отношений. Поэтому посреднические технологии в классификации Томпсона рассматриваются как эквивалентные непрерывному производству в классификации Вудворд.

Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений (функциональных областей – маркетинг, производство, планирование финансов и т.д.).

Логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, позволяющей наиболее эффективно достигать целей организации, называются структурой организации.

К основным концепциям, имеющим отношение к структуре организации, относятся: специализированное разделение труда и сфера контроля (объем управления).

Практически во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям (т.е. закрепление данной работы за специалистами). Если размер организации достаточно велик, как правило, специалистов группируют вместе в пределах функциональной области.

Выбор функциональных областей связан с основной структурой организации и, в значительной степени, с возможностями ее успешной деятельности.

Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

Вертикальное разделение труда, как координация работ по выполнению непосредственных заданий, необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации даст в результате иерархию управленческих уровней. Центральная характеристика этой иерархии – формальная подчиненность лиц на каждом уровне.

Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля.

Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то речь идет о широкой сфере контроля, дающей в результате плоскую структуру управления.

При узкой сфере контроля (каждому руководителю подчиняется мало людей) говорят о многоуровневой структуре.

Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные как внутри самой организации, так и во внешней среде могут влиять на нее. В результате на практике сфера контроля в организации часто существенно варьируется как по уровням управления, так и по функциональным областям.

Необходимость в координации наиболее важна, когда работа четко делится по горизонтали и вертикали. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди в организации не смогут эффективно выполнять работу совместно.

Без соответствующей формальной координации группы людей на различных уровнях, в различных функциональных зонах, так же как и отдельные лица, сосредоточат свои устремления на обеспечении собственных интересов, а не интересов организации в целом.

Формулирование и доведение до сотрудников целей организации и отдельных подразделений представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координации. Каждая функция управления играет конкретную роль в координации специализированного разделения труда. Поэтому руководитель должен постоянно сопоставлять свои обязательства по координации с деятельностью по их реализации.

Page 3

Окончательную пригодность конкретной технологии делают люди, когда осуществляют свой потребительский выбор.

Люди – решающий фактор внутри организации при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям.

Таким образом, сотрудничающие люди, реализующие выполнение задач и делающие технологии полезными, явтяются пятой внутренней переменной.

Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя (менеджера в роли лидера) и его влияние на поведение отдельных людей и групп. К основным факторам, влияющим на индивидуальное поведение и успешность деятельности людей, относятся:

  • • способности (как врожденные, так и приобретенные, развиваемые);
  • • предрасположенность (как потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы);
  • • одаренность (как талант, открывающийся в определенной области);
  • • потребности (как внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо);
  • • ожидания (как формирование прогноза относительно результатов своего прогноза, основанное на прошлом опыте и оценке текущей ситуации);
  • • восприятие (как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений);
  • • отношение (как влияющее на поведение необъективное восприятие окружающей среды);
  • • точка зрения (как сформировавшийся и устоявшийся взгляд на веши);
  • • ценности (как общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или что безразлично в жизни).

Место управления персоналом в системе управления предприятием определяется взаимосвязью, взаимодействием и взаимозависимостью внутренних элементов организации между собой, с одной стороны, и с элементами внешней среды прямого и косвенного воздействия, с другой стороны (рис. 2.2), а также возможностями сотрудников организации (табл. 2.3).

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы (люди – социальный компонент; цели, задачи, структуры и технологии – технические компоненты).

Изменение одной из них в некоторой степени влияет на все остальные.

При этом совершенствование одной переменной не обязательно может привести к повышению эффективности функционирования организации, если эти изменения сказались отрицательно на другой (других) переменных.

Выше была описана среда внутри организации и рассмотрены основные переменные, от которых зависит успех организации. Внутренние факторы организации явились основными объектами рассмотрения в учениях различных школ и концепций менеджмента.

Так, концепция научного управления фокусировата внимание руководства организации на задачах и технологиях управления. В концепции административного управления было показано, что для успешного функционирования организации необходимо создание рациональной структуры.

В концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений основной акцент делается на людях в организации как на важном факторе успеха.

Однако успех организации во многом зависит и от внешней среды организации, умения последней приспособиться к состоянию и изменениям во внешнем окружении, а также осуществить соответствующие изменения во внутренней среде.

Необходимость учета внешней среды в организации управления наглядно продемонстрирована в концепции системного подхода, где организация рассматривается как состоящая из внутренних элементов система, являющаяся, в свою очередь, элементом более крупной системы, но уже во внешней среде. Идея учета внешней среды была развита в концепции ситуационного подхода, согласно которой наилучший для данной ситуации метод управления определяется конкретным содержанием и состоянием внутренних и внешних факторов.

Рис. 2.2. Взаимосвязь элементов предприятия с внешней средой прямого и косвенного воздействия

Таблица 2.3. инфраструктуры менеджмента организации

Научные знания и практические умения людейВнутренняя среда (аура организации)Внешняя (общественная) среда
Экономические знанияЦенностиРынок
Концепция менеджментаТрадицииПрофессиональная подготовка менеджеров
Концепция качестваКультураОбразование
Социологические знанияСоциально-политическая атмосфераСистема государственного управления
Знания в области финансовЭкономическая психологияРесурсы
Психологические знанияПравовое сознаниеСтруктура собственности

Поскольку организация представляет собой открытую систему, то ее руководству в процессе управления постоянно приходится учитывать состояние внешней среды, так как из нее черпаются ресурсы (материальные, трудовые, финансовые).

Внешняя среда определяет (в том числе законодательно) правила деятельности на рынке, спрос на продукцию и услуги (рис. 2.2).

Менеджер как руководитель, от которого зависит успех организации, обязан уметь выявлять наиболее существенные факторы внешней среды с точки зрения их влияния на организацию и предложить наилучшие способы реагирования на внешние воздействия, чтобы обеспечить, как минимум, выживание фирмы на рынке.

В книге М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» приводится яркое сравнение организации с биологическим организмом: «Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде.

И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организации, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших».

При рассмотрении организации как открытой системы внешнюю среду для простоты и удобства образмеривают, как показано на рис. 2.

2, двумя группами факторов: прямого воздействия, непосредственно влияющих на операции организации, и косвенного воздействия, не оказывающих прямого немедленного воздействия на операции организации, но с течением времени играющих решающую роль деятельности организации.

Области требующих учета прямых и косвенных воздействий внешней среды постоянно расширяются. При этом все они обладают рядом общих характеристик (рис. 2.3).

Взаимосвязанность факторов внешней среды определяется уровнем силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (пример).

Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровнем изменчивости каждого из них.

Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой происходят изменения в организации.

Окружение организаций изменяется с нарастающей скоростью, однако разброс этих скоростей для различных организаций все равно велик. Кроме того, подвижность внешней среды может быть неодинакова для различных подразделений одной организации.

Рис. 2.3. Составляющие характеристики внешней среды

Таким образом, учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной внешней среды, организация (или ее подразделения) для принятия эффективных решений относительно своих внутренних переменных должна использовать широкий спектр разнообразной информации. Это усложняет процессы сбора, обработки информации и делает более трудным процесс принятия решений.

Неопределенность внешней среды характеризуется относительным количеством информации о внешнем окружении, которой располагает организация, с точки зрения ее достаточности, а также уровнем достоверности и своевременности информации. Фактор неопределенности внешней среды существенно затрудняет процесс принятия рациональных решений в организации.

Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы.

Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы.

Сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т.д.

Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения.

На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, выявляются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.

Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления:

  • функций маркетинга – для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноза развития);
  • функций планирования – для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);
  • функций организации – для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;
  • функций оперативного руководства – для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия и при необходимости упреждать расхождение между планируемыми и фактически происходящими событиями;
  • функций контроля – для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);
  • функций мотивации – для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.

Характерно, что вне зависимости от уровня управления менеджеры должны 40% времени использовать для выполнения основных функций управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация), а общение (главным образом с персоналом) занимает у менеджеров в общей сложности не меньше времени, чем исполнительская работа (рис.2.4).

Рис. 2.4. Распределение ресурса времени у менеджеров разных уровней управления

Взаимосвязь элементов организации (инновации, снабжение, производство, сбыт, инфраструктура, кадры, финансы, система качества), с одной стороны (рис. 2.

2), и функций управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация), с другой стороны, демонстрирующая роль управления персоналом применительно к упраатению производственной организации, показывает следующее (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Взаимосвязь элементов организации и функций управления

Реализация функцииРоль управления персоналом
МаркетингИзучение внутренних и внешних тенденций спроса, внешней динамики предложения кадров на рынке. Исследование передового опыта и перспективных рыночных путей реализации в части управления персоналом других функций менеджмента: планирования, организации, оперативного руководства, контроля и стимулирования труда. Огромное значение имеет анализ кадрового потенциала предприятия
ПланированиеФормирование кадровой политики. Планирование: набора, подготовки, повышения квалификации персонала; кадрового, информационного, технического и другого обеспечения системы управления персоналом; перемещения кадров, работы с кадровым резервом, деловой карьеры; подбора персонала; подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала; контроля эффективности деятельности персонала
ОрганизацияОпределение функций подразделений и организация исходя из этого подбора и расстановки персонала с учетом профессиональных, демографических, психологических и других факторов
Оперативное руководствоНепосредственно созидательная деятельность – оперативное перераспределение трудовых ресурсов, предотвращение разрушительной деятельности – конфликтных ситуаций
КонтрольКонтроль приема и увольнения персонала, динамики его карьерного движения внутри организации, закрепляемого посредством аттестации
МотивацияСочетание развития поощрительной системы оплаты труда и социально-психологических аспектов управления

Источник: https://studme.org/59064/menedzhment/tehnologiya_deyatelnosti_organizatsii

Технология организации деятельности

Отношение к технологии: Технология — представление деятельности организации в виде

На схеме показана цикличность организации деятельности. Очевидно, что деятельность педагога, коллектива является непрерывной и, завершая определенные действия, подводя итог выполненной работы, они осуществляют анализ ситуации, которая имеется на данный момент, для того чтобы поставить новые цели деятельности с учетом предыдущих достижений.

Все этапы организации тесно взаимосвязаны, поэтому рассмотрение в пособии каждого из них отдельно делается для того, чтобы более детально представить возможности каждого этапа для повышения эффективности организации педагогической деятельности в целом.

Организация деятельности может осуществляться в разных масштабах, в разные периоды времени, с участием разного количества детей и взрослых.

Безусловно, в каждом случае имеется специфика действий педагога, взаимодействия участников образовательного процесса, используются разные средства организация деятельности в целом и на каждом ее этапе.

В данном пособии мы представим ряд частных технологий организации деятельности, которые являются наиболее типичными для педагогической практики и имеют важное значение для развития участников образовательного процесса и отношений между ними.

Отметим, что, в свою очередь, на каждом этапе организации деятельности, в различных видах деятельности могут использоваться локальные технологии.

Знание этих технологий и умение их применять позволяют педагогу повышать эффективность деятельности, добиваться намеченных целей и результатов.

В этой связи в первой части пособия прилагаются общие и некоторые частные, локальные технологии, методики, которые могут использоваться на различных этапах организации деятельности.

В пособии внимание уделяется частным, но наиболее типичным технологиям и методикам организации взаимодействия педагога и семьи, поскольку решение данной проблемы по результатам исследования вызывает наибольшие сложности у педагогов, особенно начинающих.

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования важное место в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов отводится внеурочной деятельности школьников, которая организуется прежде всего через организацию классных и школьных дел, в объединениях, созданных на основе интересов и потребностей детей. Эти вопросы также рассматриваются в данной книге.

Подчеркнем, что при организации деятельности важно найти рациональную меру соотношения управляющих действий со стороны педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны детей и родителей, то есть оптимально и педагогически эффективно организовать взаимодействие участников образовательного процесса в каждом конкретном случае.

Авторами пособия являются Л.В.Байбородова (1, 2 ,3, 4, 7 главы), Е.Б.Кириченко (5 глава), С.Л. Паладьев (8 глава), И.Г.Харисова (6 глава). В подготовке главы 7 принимала участие Л.А.Щелкунова, раздела 3.6 — И.С.Павлова, в разделе 1.4. использованы материалы Е.Н.Степанова.

Глава 1. Изучение результатов и

Эффективности педагогической

Деятельности

Особенности изучения результатов и эффективности

Педагогической деятельности

Изучение эффективности педагогической деятельности детей необходимо для того, чтобы обоснованно и целенаправленно планировать и организовывать дальнейшую работу в школе.

Изучение эффективности педагогической деятельности невозможно без определения ее результатов.

Результат – это те изменения, которые произошли в ходе деятельности, итог проделанной работы.

Результаты педагогической, особенно воспитательной деятельности определить чрезвычайно сложно, так как она пронизывает всю жизнедеятельность школы.

Под результатами педагогической работы понимают те изменения, которые произошли с участниками образовательного процесса и в отношениях между ними. В данном случае это могут быть изменения:

— в учащихся, то есть в их воспитанности, социализированности, образованности;

— в коллективе учащихся, т.е. в отношениях между учащимися, старшими и младшими детьми, в уровне развития детского самоуправления;

— в отношениях между педагогами и учащимися;

— во взаимодействии между педагогами и родителями, родителями и учащимися;

— в профессионализме, педагогическом мастерстве клас-сных руководителей, учителей.

Важным результатом педагогической работы может быть развитие взаимодействия образовательного учреждения с социумом.

Указанные изменения не равнозначны с точки зрения оценки эффективности педагогической работы. Так, воспитанность учащихся, в целом их развитие определяются многими факторами. Вклад педагогов в этот результат зафиксировать очень сложно.

Наоборот, достижение намеченных образовательных результатов, изменения, происходящие в коллективе учащихся, в отношениях между педагогом и учащимися, в значительной мере зависят от деятельности работников учреждения, что позволяет достаточно объективно характеризовать результат педагогической деятельности.

Тем не менее, для объективного анализа работы педагогического коллектива необходимо изучать результат с учетом всех этих изменений.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Он также зависит от условий, в которых действуют педагоги, от особенностей, возможностей учащихся. Поэтому под эффективностью педагогической работы понимают степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами и с учетом конкретных условий.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности выполняет аналитическую, контрольно-корректиру­ющую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния педагогического процес­са; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность педагогической деятельности с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач и планируемых результатов;

б) определение изменений, происшедших в педагогическом процессе;

в) изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, определение эффективности и педагогической целесообразности используемых средств;

г) выявление возможностей развития педагогического про­цесса (изучение состояния и динамики развития является ос­новой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания педагогической деятельности);

д) определение эффективности влияния педагогической ра­боты на развитие участников образовательного процесса и их отношений.

Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты педагогического процесса влияют не только условия самой школы, но и внеш­няя по отношению к нему среда.

В «чистом виде» определить результат влияния педагогической деятельности на достижение по­ставленных педагогических задач и планируемых результатов невозможно.

Имеет ли тогда смысл изучать эффективность педагогической деятельности? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрека­ем детей на стихийное существование и развитие.

При изучении эффективности педагогической деятельности надо иметь в виду, что динамика показателей может быть не­одинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Об­щий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность педагогической деятельности? С одной стороны, это осуществляется по­стоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении за поведением детей или ис­пользовании методик оценивания образовательных результатов на каждом занятии, а с другой — периодичес­ки посредством специально организуемых «срезовых» иссле­дований.

Например, проводится тестирование детей, анкетный опрос педагогов и родителей или создаются специальные педагоги­ческие ситуации через определенные промежутки времени.В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Для того, чтобы изучить результаты педагогической деятельности детей, необходимо следующее:

— определить критерии и показатели для изучения результатов;

— подобрать или составить соответствующие методики, замеряющие эти показатели;

— провести «замер» показателей;

— обработать данные методик;

— сравнить эти данные с предыдущими материалами изучения результатов деятельности;

— проанализировать полученную динамику показателей и сделать выводы о полученных результатах.

При изучении результатов педагогической работы возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать:

— выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов деятельности;

— рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим;

— учёт разноуровневости результатов, то есть важно оценивать не только итоговые результаты или промежуточные, но и текущие, чтобы регулировать своевременно педагогическую работу, а это требует, вероятно, разработки критериев разного уровня;

— отбор, разработка валидных методик оценки критериев и показателей.

1.2.Разработка критериев, показателей для определения

Предыдущая25262728293031323334353637383940Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x9f38.html

§ 3.6. Организационные технологии

Отношение к технологии: Технология — представление деятельности организации в виде

Понятие и основанияклассификации организационных технологий.

С точки зрениятехнологии организация — это место,где производится определенного видаработа, где энергия участников направленана трансформацию материалов илиинформации.

Понятию“технология” приписывают обычно тризначения. Во-первых, технологияпредставляется как система физическихобъек­тов (станки, материалы, множительныесредства, аппаратура и т.д.), составляющихорганизацию и соединенных между собойопределен­ным образом, для выполненияпоставленных перед организацией целей.Во-вторых, технология часто понимаетсяв узком, “механи­ческом” смысле.

Вданном понимании автомобиль и радиоприемникразличаются только тем, что книмчеловеческая энергия приложена в разнойстепени; в отношении их совершаютсяразные действия, необ­ходимые для ихизготовления. В таком понимании — этофизические объекты, соединенные счеловеческой активностью.

В-третьих,тер­мин “технология” используетсядля обозначения совокупности знаний опроцессах, протекающих в данной сферефункционирования органи­зации.Организация не может заниматься любымвидом деятельности, не зная, какиспользовать средства и ресурсы, какпреобразовывать и реализовать их длядостижения собственных целей.

Технологиюв таком понимании (это называется“ноу-хау”) можно трактовать каксистематизированное знание о наиболееполезных практических дей­ствиях.Когда речь идет об организации, следуетвыделить

Рис. 26. Схема действия технологий ворганизации

такие основныевиды технологий, как управленческие,информационные, социаль­но-психологические,технико-технические, маркетинговые, посвязям с общественностью, рекламные идр.

Применениетехнологий в организации во многомсвязано с социальными исоциально-психологическими факторами,поскольку наиболее эффективные действияв рамках определенной технологиизави­сят от системы установок и степенивосприятия нормативных техноло­гическихобразцов членами организации. Дажесамая совершенная тех­нология неможет быть реализована без ее практическогоосвоения членами социальных групп ирабочих подразделений.

Для пониманияпроблем технологии в организации нужноклассифицировать основные технологическиеподходы и понять их социальное значение.

По мнениюисследователей в области технологийорганизаций Б. Кантовица и Р. Соркина[160. Р.

167], все технологии, определяющиежизнедеятельность современнойорганизации, могут быть классифицированыпо одному из трех оснований: по способупроизводства (про­изводственнаятехнология); по видам стратегий, избираемыхдля уменьшения технологическойнеопределенности; по воздействиямперсонала на объект с целью его изменения(технология, основанная на знаниях).

Производственнаятехнология. Эта,самая ранняя классификация технологийорганизации, признанная сейчасклассической, была пред­ложенаанглийским социологом Дж. Вудвардиколлективом ее со­трудников на основеисследования 100 промышленных предприятийв Южном Эссексе (Англия).

Эти предприятиясущественно различались по размеру,областям деятельности, управленческимструктурам (уров­ни управленияколебались от 2 до 12), по объему управления(от 2 до 12 в верхней части структуры до90 на нижнем уровне управления). Вудвардприменяла методы интервьюирования,наблюдения и анализа операций.

При этомфиксировались: назначение предприятия,цели и значительные события в егоистории; используемые технологическипроцессы и методы производства; результатыдеятельности предпри­ятия, включаяизменения в доле рынка, рост или стагнациюв области ее специализации и колебанияв стоимости акций.

На основании полу­ченныхданных была построена технологическаяшкала, представленная на рис. 27.

Первоначальнаяшкала

Продукция на заказМелкие партииБольшие партииМассовая продукцияНепрерывный выпуск

Степень усложнениятехнологий

После упрощения

Штучная продукцияМассовая продукцияНепрерывный выпуск

Рис. 27. Технологическая шкала организацийпо

Дж. Вудвард (см.[34. С. 9])

В ходе исследованийВудвард выделила три основных типатехно­логий производства в порядкевозрастания сложности: штучноепроиз­водство; массовое; перерабатывающее.

Организационно наиболее про­стымиоказались предприятия, осуществляющиештучное и мелкосе­рийное производство.

При увеличении сложности растуттребования и к прямым исполнителям, ик работникам, обслуживающим процесспроизводства, участвующим в переналадкестарых и разработке новых, более сложныхтехнологических цепочек.

Всоответствии с теорией Вудвардтехнологическое усложнение (т.е. переходот штучных производств к перерабатывающим)приво­дит к усложнению организационныхструктур и увеличению верти­кальнойдифференциации вследствие усиленияразделения труда.

Каждое технологическоеновшество так или иначе способствуетболь­шему разделению труда в организации.При этом возрастает количе­ствоопераций и число людей, обслуживающихтехнологические линии, в связи с чемнеизбежно возникает проблема усиленияуп­равленческого контроля.

Крометого, возникает явление отчуждениятруда (из-за появления частичных рабочих)и аномии. В результате, по Вудвард, длякаждого класса технологий существуетоптимальное количество управленческихиерархических уровней п.

Так,для орга­низаций со штучным производствомn= 3, для массового производства n= 4, для перерабатывающих предприятий n= 6 [166. С. 293—294].

Кроме того, от сложноститехнологии зависят процентное отношениеуправленцев и исполнителей, а такжесоциальная дистанция между исполнителямии управляющими, которая выражается вразличных уровнях знаний, культурныхобразцов, степени приверженностицен­ностям организации, уровнюпрофессионализма, принадлежностью копределенному социальному слою. Выводы,сделанные Вудвард от­носительно связитехнологии и структуры организации,представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Связь технологии организации схарактеристиками

управленческойструктуры

Организационная структураХарактер производства
ШтучноеМассовоеПерерабатывающее
Сложность:
Вертикальная дифференциацияНизкаяСредняяВысокая
горизонтальная дифференциацияНизкаяВысокаяСредняя
ФормализацияНизкаяВысокаяНизкая
ЦентрализацияНизкаяВысокаяНизкая

1.Штучноепроизводство — изготовлениеединичных уникальных образцов продукции.Такое производство существует в центревысокой моды, научно-исследовательскихорганизациях с высокой степеньютворческого начала и т.д.

, а также вотдельных подразделениях органи­зации.Структуры организаций, специализирующихсяна штучном производстве, характеризуютсянизкой сложностью, децентрализа­цией,слабой формализацией.

Фактически вданном случае имеет место высокаястепень самоконтроля и самоуправления.

Следует отметить,что штучное производство требует отчленов групп в организации высокогоуровня культуры и ориентации на тру­довуюдеятельность, причем в данном случаемотивация во многом основана на престиже,удовлетворении нематериальных, высшихпо­требностей работников.

2.Массовоепроизводство. Организации,использующие такие технологии, имеютсложную структуру, прежде всего за счетгоризонтальной дифференциации.

Этоозначает, что в организации существуетвысокая степень специализации, вуправлении производственным процессомпринимают участие узкиеспециалисты-профессиона­лы. Продукциявыпускается серийно, и после изготовленияотдельной серии процесс производстваможет претерпевать изменения.

В дан­номслучае контроль более строгий, чем приединичном производстве, так как поведениеработников должно быть ориентированона изготовление однотипной продукциив течение довольно продолжительноговремени.

Это предполагает большееоперациональное разделение труда, когдакаждый из работников не может видетьцелостный про­дукт производства, апроизводство уникальных образцовсменяется требованиями большейпроизводительности.

Это порождаетотчуждение труда, следовательно,необходимость большего контроля состороны руководства организацией исоответственно четкую дифференциациюмежду рядовыми работниками и руководителями.При массовом производстве отмечаетсяслабая степень формализации ицентрализации. Массовые технологииприменяются, например, в производствеавтомобилей на конвейерах или стендах.

3.Перерабатывающеепроизводство. Предприятия,использующие перерабатывающие технологии,как правило, характеризуются существеннойвертикальной дифференциацией (т.е.содержат много уровней управления иконтроля) и незначительной горизонтальнойдифференциацией (в основном на продуктовомуровне).

Основные требования к такимтехнологиям — стабильность и наибольшаяпроизводительность. В таких производствахновшества крайне редки и нежелательны,так как вводятся путем изменениятехнологических цепочек, а не операций,совершаемых исполнителями.

Поведениеработников в условиях действияперерабатывающих технологийха­рактеризуется, во-первых, жесткойпривязкой к своему рабочему месту иролевым требованиям, отклонения откоторых наказываются, а во-вторых,отказом от творческих или новаторскихустремлений, ожиданием четко определенногонаказания за отклонения от норма­тивныхтребований и неукоснительным подчинениемпредставите­лям более высокихуправленческих уровней. По мнениюВудвард, перерабатывающие технологиииспользуются на предприятиях сне­прерывным циклом производства,например на сталелитейных заводах.

Не умаляя безусловнойценности классификации Вудвард, следует;отметить ее недостаток — полная привязкак определенным видам производства, вчастности предприятиям тяжелогомашиностроения и автомобильным заводам,что резко ограничивает возможностиобщей оценки перерабатывающих технологий.

Технологии,разделяемые по типам технологическойнеопределенности. Американскийисследователь Дж.

Томпсон предложилклассифицировать организационныетехнологии по степени снижениянеопределенности в деятельностиисполнителей, имея в виду следую­щее:технологии, построенные по принципупостоянных технологичес­ких цепочек(последовательности операций), могутполностью исключить технологическуюнеопределенность, но это сопровождаетсямак­симальным разделением труда исоответственно отчуждением работ­ников,а технологии, основанные на коротких иизменяемых техноло­гических цепочках,характеризуются максимальнойтехнологической неопределенностью, нопредполагают большую свободу и творчестводля членов организации.

Всего, по мнениюТомпсона, существуют три основных видатехнологий: многооперационная,посредническая, интенсивная [107. С. 296].

Многооперационныетехнологии позволяютосуществлять производственный процессза счет выполнения работникамипоследовательных операций, составляющихнепрерывную и неизменяемую це­почкудействий, когда каждая последующаяоперация полностью зависит от первойи не может быть выполнена на последующихстадиях технологического процесса. Вданном случае главная технологичес­каянеопределенность существует на входеи выходе процесса. По­этому при такихтехнологиях главное внимание уделяетсядиспетчер­скому контролю за поставкамиресурсов на вход системы и реализа­ции(своевременной отправке продукта) навыходе — двумя сложны­ми моментамив реализации технологий. Таким образом,руководи­тель производственногопроцесса должен сосредоточить своевнима­ние на входе и выходе, т.е.планировать работы и действия по доставкеи сбыту продукта. Это предполагаетналичие жестко формализован­нойструктуры с высокой степенью управленческогоконтроля и до­статочно слабую зрелостьисполнителей. Такие технологии достаточ­ноуязвимы, поскольку неудовлетворительноевыполнение одной тех­нологическойоперации влечет за собой изменение всейтехнологи­ческой схемы вследствиежесткой взаимосвязи технологическихопераций. Технологическая цепочкамногооперационной технологии представленасхематично на рис. 28.

Рис. 28. Схемамногооперационного технологическогопроцесса

Посредническиетехнологии характеризуютсяколлективной, или параллельной,зависимостью и переплетением несколькихтехнологических цепочек (или процессов).

Фактически речь идет о соедине­ниина определенной операции двух илинескольких параллельных (и первоначальнонезависимых) технологических процессов(рис. 29), один из которых считаетсяосновным, а остальные — вспомогательными,или посредническими.

При этом параллельныетехнологичес­кие цепочки связанымежду собой по принципу обратной связи[34. С. 99].

В качестве примеров такихтехнологий называются производ­ствооборудования и его установка, поставкаоборудования и его гарантийноеобслуживание, хирургические операциии т.д. Очевидно, что при посредническихтехнологиях технологическаянеопределен­ность в значительноймере выше, чем при многозвенныхтехнологиях.

Рис. 29. Схема посреднических технологий

Интенсивныетехнологии отличаютсябольшим количеством корот­кихтехнологических цепочек, которыесходятся на изготовлении одного сложногопродукта (рис. 30).

Рис. 30. Схема интенсивных технологий

Подобного родатехнологии обладают большой гибкостьюи приспособляемостью к изменениям вовнешней среде организации. Они“представляют собой адекватную реакциюна различные непредвиденные обстоятельства”[107. С. 297]. На практике это выглядит какработа многих специалистов разногопрофиля над большим заказом.

Например,при строительстве судна одновременноработают специалисты по корпусу,специалисты по установке двигателя,электрики, специалисты по установкесистем жизнеобеспечения судна, специалистыпо оснастке и т.д.; в процессе лечениясложного больного в клинике с нимработают специалисты разных медицинскихпрофилей.

Основными условиями эффективностиинтенсивных технологий являются обратнаясвязь с объектом, четкая координациявсех действий и информационная связьмежду различными технологическимицепочками (трудно представить себе,что произойдет со сложным больным, еслилечащие врачи не будут связаны междусобой), постоянное отслежива­ние нетолько состояния объекта приложенияусилий, но и всей ситуа­ции во внешнейсреде.

Поскольку в данномслучае циклы работы отдельных специалистовпредставляют собой достаточно короткиетехнологические цепочки, то очевидно,что технологическая неопределенностьснимается на уровне процесса деятельности.

Вместе с тем возникают две дополнительныетехнологические проблемы.

Первая изних связана с технологическойнеопределенностью самого объектадеятельности, который подлежитцеленаправленному изменению со сторонымногих субъектов деятель­ности строгопо циклам и графикам, причем иногдасложно определить степень готовностипродукта.

Вторая серьезнаяпроблема обусловлена тем, что управленческиедействия заключаются в совмещенииотдельных технологических це­почекпри их постоянном изменении.

Гибкость реакциина воздействие внешней среды,приспособляе­мость при интенсивныхтехнологиях во многом определяются темобстоятельством, что каждая технологическаяцепочка достаточно корот­кая иотносительно автономная. Вследствиеэтого имеется множество альтернативдействий, т.е.

возможность быстро изменитьодну из составляющих технологическогопроцесса без кардинальных измененийвсей технологии изготовления продукта.

Это отличительное качество интенсивныхтехнологий является весьма ценным дляорганизаций, работающих в рыночныхусловиях, и в настоящее время они находятвсе большее применение в практическойдеятельности различных видов организаций.

Интенсивнаятехнология наиболее эффективна ворганизационной структуре, характеризующейсявысокой горизонтальной дифференциацией,слабой централизацией и формализацией.

Значительными отличиями поведениячленов организации, реализующихинтенсивные технологии, является желаниесотрудничать в команде или хотя быпостоянно общаться по поводу работы сдругими участниками технологическогопроцесса, а также творческий характердея­тельности при осуществленииизменений в технологическом про­цессе.

Технологии,основанные на содержании работ.Американскийученый Ч. Перроу предложил классификациютехнологий, осно­ванную на соединенииметодов изготовления продукта, принятияре­шений и учете влияния социальнойструктуры.

Под технологией в данномслучае понимаются “действия, которыеосуществляет инди­вид над объектомпри помощи или без помощи орудий и другихприспособлений с целью изменить данныйобъект” [34. С. 94].

Перроу выявил двапараметра, характеризующих всесуществующие техно­логии по ихсодержанию: 1) количество исключений,встречающихся при выполнении определеннойработы, или, иными словами, измен­чивостьзадания [107. С. 295]; 2) степень аналитичностизадания, т.е.

возможность анализа заданияисполнителями с целью разработкиалгоритма — строгой последовательностивыполнения операций, учи­тывающейвероятность исключений. Согласно моделиПерроу, данной на рис. 31, любая технологияорганизации может быть представлена,как точка на плоскости, заданной двумяосями.

Параметр по верти­кальной осипоказывает, насколько в данном процессевозможно применение аналитическихметодов решения проблем (т.е. можно лиразложить сложную операцию на простые,предвидя при этом воз­можные измененияв процессе).

При высокой степенианалитичности сложный технологическийпроцесс разлагается на отдельныеопера­ции и составляется алгоритм. Вэтом случае процесс может бытьавтоматизирован или реорганизован так,чтобы к работе можно было привлечь менееквалифицированных рабочих (возможнонаиболее полное разделение труда).Необходимость создания алгоритмовтех­нологических процессов, по мнениюПерроу, объясняется тем, что членыорганизации в свою деятельность стараютсявключить события поискового процесса.

Горизонтальноеизмерение отражает индивидуальную игруппо­вую деятельность, котораяхарактеризуется, с одной стороны,следо­ванием привычным, старым правилами ограничениям, а с другой — отступлениемот них, созданием новых правил, норм испособов де­ятельности.

При этомединицей отсчета может быть нестандартныйслучай, т.е. те события, совершающиесяв технологическом процессе, которыеотклоняются от общепринятых норм инавыков индивидов и которые привносятв технологический процесс технологическуюнеопределенность.

Очевидно, чтонестандартный случай при неожи­данномпоявлении может создать конфликтнуюситуацию в техноло­гическом процессеи даже деформировать его.

Поэтомуразвитие тех­нологии возможно толькопри условии сосредоточения вниманияна сложных неанализируемых проблемахпроизводства, на обоснован­ныхноваторских отступлениях от привычных,сложившихся методов и правил.

Рис. 31. Модельтехнологам Ч. Перроу

(П— пути выхода из состояния неопределенности)

Согласно моделиПерроу, оси разделяют плоскость возможныхтехнологий на четыре квадранта, каждыйиз которых отражает характер­ныеспецифические особенности технологий.

1.Ремесленныетехнологии. Конечно,такое обозначение технологий чистоусловно и его использование объясняетсяследующим.

Ремеслен­ник (в том числеи член средневековой цеховой общины)заранее ни­когда не рассматриваетвсю технологическую цепочку поизготовлению продукта; напротив, онпостоянно ищет нестандартные пути,новые ходы, для того чтобы улучшатьизделия.

При этом технологический циклможет быть настолько неопределенным,что работникам без­различно, с какогоэтапа выполнять работу.

Вместе с темэти техноло­гии могут предусматриватьслабо стандартизованную последователь­ностьопераций и даже непрерывный циклпроизводства (в основном единичной, ане серийной продукции). В целом работники,использую­щие такие технологии,ориентированы на повышение качества,посто­янное совершенство продукта,а не на производительность.

2.Рутинныетехнологии характерныдля организаций с высокой степеньюстандартизации, максимальным разделениемтруда по опера­циям и обязательнымналичием частичных рабочих. В процессепроиз­водства в такой организациивстречается мало поисковых ситуаций иновшеств и количество исключений изправил сведено к минимуму.

Например,рутинные технологии типичны дляконвейерного произ­водства, где каждыйработник выполняет незначительноеколичество предельно простых операций.

Эти технологии предусматривают высо­куюпроизводительность, но их применениеприводит к следующим отрицательныммоментам: сведение до минимума деятельностинефор­мальных групп в организации;возникновение отчуждения в трудовойдеятельности; негибкость организации,трудность адаптации к измене­ниям вовнешней среде.

3.Инженерныетехнологии. особенность этих технологий связана свозникновением большого количестванестандартных ситуа­ций, что наиболеехарактерно для организаций, ориентирующихсвою продукцию на рынок, который постояннопроявляет изменчивость и выдвигаетновые требования к производимомупродукту.

В отличие отремесленныхтехнологий инженерные технологиихарактеризуются высокой степеньюрасчета всех исключений из правил,составлением сложных алгоритмов действийв измененных ситуациях, составлениемрабочих программ, усложненныхтехнологических цепочек, предусмат­ривающихвозможности изменения рабочих мест исодержания операций. Этот подходсчитается наиболее прогрессивным всовременныхусловиях,и его использование особенно перспективнов информаци­онных технологиях,характеризующихся большим количествомне­стандартных случаев, которыенеобходимо предвидеть и включить какчасть в технологический процесс.

4.Нерутинныетехнологии оцениваютсякак самые противоречивые. Эти технологиитребуют от исполнителей нестандартныхрешений, постоянного поиска нового, безчего невозможен ни один из видовсовременной деятельности; можноутверждать, что в современном общественерутинная технология представляетсобой наиболее часто встречающийся типтехнологий.

Действительно, развивающаясяорга­низация, использующая последниедостижения современной науки; организация,проникающая в малоисследованные областидеятельнос­ти; наконец, организация,связанная с быстро изменяющимся(напри­мер, работающая с компьютернымипрограммами) рынком, применяют нерутинныетехнологии.

Более того, все современныеуправленческие технологии такжеотносятся к разряду нерутинных.

Однакоясно, что нерутинные технологиитруднопредсказуемы, в организациях,где их используют, трудно приниматьрешения, а еще труднее осуществлятьвластные полномочия, посколькуруководители не знают, как будет протекатьработа и даже какие характеристикипродукта могут быть получены на выходе.

В связи с этим данные технологии относятсяк разряду рискованных, их стараютсяиспользовать только в периоды формированияорганизации и ее адаптации к внешнейсреде или в тех случаях, когда самопроизводство продукта связано спостоянным поиском новых технологическихцепочек, новых организационных форм,новых норм взаимодействия между членамиорганизации и т.д.

Учитываяхарактеристики и особенности различныхтехнологий, мы можем сказать, чтосовременный руководитель должен уходитьиз области нерутинных технологий.

Этаточка зрения на первый взгляд можетпоказаться нелепой, так как большинстворуководите­лей в настоящее времяработает в области творческой,организаци­онной, культурной илитехнологической неопределенностей исчитает такое положение нормальным.

Нонерутинные технологии в подав­ляющембольшинстве случаев приводят кнеэффективной, непродук­тивнойдеятельности несмотря на явно высокуюстепень креативнос­ти, которую могутпроявлять работники в условиях нерутинныхтех­нологий.

Переход от нерутинныхк другим видам технологий (в классифика­цииПерроу) зависит от культуры организации.

Например, япон­ские предприятия, решаяпроблемы технологической неопределеннос­ти,перешли на систему “канбан” (или“точно-в срок”), которая пред­ставляетсобой максимально алгоритмизированныйпроцесс, т.е. инже­нерную технологиюв чистом виде.

В то же время многиероссийские организации с этой же цельювводят элементы ремесленных техноло­гий,ориентируясь прежде всего на индивидуальноемастерство, уни­кальность изделий ипрофессионализм работников.

Заметим,что пере­ход от нерутинной технологиик рутинным малоперспективен, по­сколькув этом случае происходит обеднениепроцесса производства продукта, процесслишается творческого содержания,гибкости. Кроме того, рутинные технологиимогут привести к явлению отчуждениятруда.

Источник: https://studfile.net/preview/4519433/page:14/

Педагогические технологии: требования, структура, виды

Отношение к технологии: Технология — представление деятельности организации в виде

Колесникова Валерия
Педагогические технологии: требования, структура, виды

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология— это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии)педагогической технологии:

· Концептуальность

· Системность

· Управляемость

· Эффективность

· Воспроизводимость

Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

— логикой процесса,

— взаимосвязью его частей,

— целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

· технология «ТРИЗ» и др.

· Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

1.

медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого- педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

· «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

· «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

· «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;

· «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

4.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Исследовательский характер

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Возрастное соответствие

· Занимательность.

Классификация программ:

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Игры-путешествия

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1.

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.

Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

1.

Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок».

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

· заключительная оценка результата — уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskie-tehnologi-778750.html

Scicenter1
Добавить комментарий