ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Пифагорейский союз и образ жизни пифагорейцев

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Определение 1

Пифагорейский союз – это мистико-религиозное объединение, основанное на философско-мистическом учении Пифагора, направленное на духовное совершенствование как собственных членов, так и социума через использование политических инструментов, существовавшее в период античности с VI в. до н.э. по IV н.э.

Пифагор является одной из наиболее мистических фигур античной философии. Вся его жизнь окутана легендами и преданиями, которые подвергались сомнению еще его современниками, проверить же их в настоящее время не имеется никакой возможности.

Согласно легенде судьба великого мудреца была предсказана Пифагору еще до его рождения, когда его будущие родители после свадьбы направились к Дельфийскому оракулу. Пифагор родился на острове Самос, где прожил до 18 лет, активно обучаясь чтению, письму, музыке, живописи и другим искусствам.

Достигнув совершеннолетия Пифагор отправился в Милет, где стал учеником Фалеса. Фалес же направил его в Египет, где Пифагор смог приобщиться к знаниям египетских жрецов. В период греко-персидских войн Пифагор попал в плен к персам, в котором провел 12 лет.

В период плена он проживал в Вавилоне, где смог сблизиться с вавилонскими жрецам и почерпнуть их мудрости. Узнав, что в его плену находится столь просвещенный человек персидский царь, согласно легенде, освободил Пифагора и тот вернулся на родину.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На Самосе Пифагор открыл собственную школу, кроме того по настоянию соотечественников он много занимался политикой.

Обширные знания Пифагора сделали его популярной фигурой, однако необходимость участия в общественных делах тяготила его.

Также между Пифагором и тираном Самоса Поликратом произошел конфликт, из-за чего Пифагор был вынужден бежать в «Великую Грецию» — колонии на юге Италии, а именно в Кротон.

В Кротоне начинается история Пифагорейского союза. Учение Пифагора становится тайным и распространяется лишь для избранных. Длительное время Пифагорейский союз полностью управляет политической жизнью полиса, однако со временем Пифагор вновь теряет интерес к общественной деятельности и покидает Кротон. Смерть настигла древнегреческого мыслителя в возрасте 90 лет.

Учение Пифагора

Учение Пифагора не является чисто философским. Оно строится на двух переплетенных между собой аспектах:

Научные основы пифагорейской школы были сформированы из тех знаний, которые Пифагор обрел за годы своего ученичества.

Ряд современников отзывались о Пифагоре, как о человеке, обладающем большими знаниями, но не способном этими знаниями распорядиться, осмыслить и переработать их.

Так или иначе Пифагор заимствует достижения восточных мудрецов в области математики и геометрии при создании учения о числе, а также идеи Милетской школы, при составлении своей онтологии.

Главной и бесспорной заслугой Пифагора является создание представления о числе как абстрактной и самостоятельной сущности, независимой от ее практического воплощения. Пифагор отделил число от предмета, что позволило развивать математику в виде собственно науки о числах, без привязки к конкретно-практическим задачам.

Замечание 1

Пифагор полагал что число есть универсальное выражение сущности всего мира и природы, число руководит всем, а сам мир, подобно миру чисел, находится в гармонии.

Мистическая часть пифагорейского учения восходит также к восточным идеям о самосовершенствовании и идеальном обществе. Тайный характер Пифагорейского союза, его стремление отделиться от общества в качестве организации избранных, строгое ограничение на распространение знаний и тайн – характерные черты восточных обществ, противостоящие открытому характеру философии и общества античной Греции.

Важной часть мистического пифагорейского учения выступала нумерология. Рассматривая число как меру всех вещей, Пифагор разделил все числа на четные и нечетные и приписал каждому их них свое значение.

Цифра восемь в его системе символизировала смерть, а девять постоянство. Четные числа связывались с женским полом, а нечетные соответствовали мужскому.

Для каждого человека исходя из его качеств телесных и душевных Пифагор мог найти свое число, и сообразуясь с законами гармонии установить для него идеальную пару.

История Пифагорейского общества

Пифагорейский союз возник в Кротоне в конце VI века до н.э. Пифагорейский союз с самого своего рождения был тайной и мистической организацией.

Адепты союза должны были долгое время пробыть простыми слушателями, чтобы получить право членства, и соответственно право голоса.

Знания как научного, так и мистического характера, преподававшиеся в рамках союза, сохранялись в глубокой тайне от непосвященных из-за чего о них мало что известно.

Первоначально союз довольно активно вел политическую деятельность. Его сторонники преобразовывали общественную жизнь таким образом, чтобы максимально приблизить ее к гармонии.

Практически это выражалось в стремлении к общественному ведению хозяйства внутри полиса, социальной системе распределения благ, передачи инструментов власти в руки посвященных мудрецов, отказ от пустых празднеств в пользу развития мудрости, наук и искусства. Однако у политики пифагорейцев нашлись и противники.

Уже после того как сам Пифагор покинул Кротон, недовольные перераспределением земли горожане подняли восстание и перебили пифагорейцев. Однако многие члены союза смогли бежать, и организация продолжила свое существование.

Одним из обязательных условий жизни пифагорейцев было почитание основателя – самого Пифагора, который в рамках союза стал фигурой практически божественной.

Следует отметить, что культ Пифагора оказался настолько силен, что даже спустя несколько веков, когда мистическая часть учения была утеряна, а пифагорейцы стали объединением ученых-математиков, они продолжили приписывать свои открытия Пифагору, из-за чего в настоящее время сложно понять какие из них действительно были сделаны философом, а какие его последователями.

Пифагорейцы по описаниям современников имели весьма своеобразный образ жизни с четким распорядком дня:

  • подъем до восхода солнца;
  • мнемонические и физические упражнения, после которых пифагорейцы отправлялись встречать восход;
  • дневные работы и учение;
  • общее купание, ужин и прославление богов;
  • общее чтение;
  • ежевечерний самоотчет о событиях прошедшего дня.

Все имущество пифагорейцев было общим, они постоянно занимались самосовершенствованием развивая как свое тело, посредством упражнения и медицинских практик, так и духовно, через обучение, развитие памяти и мышления, навыков самоконтроля.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/pifagoreyskiy_soyuz_i_obraz_zhizni_pifagoreycev/

Пифагор и философия пифагорейцев

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Считается, что Пифагор впервые назвал себя не просто мыслителем, а философом, создав термин, который с греческого можно перевести как «любитель мудрости».

Его знают как философа, математика, мистика, политического деятеля и основателя религиозно-политического течения – пифагореизма.

Имя мыслителя переводится как «убеждающий речью», и он в полной мере оправдал это, собрав множество преданных учеников и основав собственную школу. Философия Пифагора многогранна и представляет большой интерес.

Биография

Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос.

Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой.

Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.

Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом.

Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.

С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.

Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.

Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне.

Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание.

Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.

Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет.

Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.

В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.

Во время демократического восстания в Кротоне, где находилась школа Пифагора, философ уехал в город Метапонт. Как он погиб, неизвестно. По одной из версий, его убил тот, кому он отказал в проведении оккультического обряда. По другой версии, его убили во время стычек с мятежниками. Считается, что смерть настигла его в возрасте около 90 лет.

Пифагорейский союз

Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.

Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы.

Будучи мистиком, Пифагор придумал специальные таинства для посвящения новых членов в пифагорейское братство.

Пройдя жесткий отбор, новые последователи получали право слушать Пифагора издалека, не задавая никаких вопросов и видя его только через занавес.

Их развитие осуществлялось через прослушивание очищающей музыки и аскетическую жизнь. Новички принимали обет молчания, чтобы получить возможность больше думать.

Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:

  • избегание хитростей;
  • отсечение невежества от души и болезней – от тела;
  • отказ от роскошества;
  • пресечение любых ссор.

Добиваться в жизни следовало только трех вещей:

  • прекрасного и славного;
  • полезного;
  • приносящего наслаждение, но наслаждение праведное, а не пошлое.

Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:

  • чтение стихов;
  • выполнение мнемонических упражнений;
  • встреча восхода солнца у моря;
  • купания и прогулки;
  • воздаяние почестей божествам.

В Пифагорейском союзе можно было выучиться психологии и медицине. Там были выработаны методики для развития ума, наблюдательности и памяти. Пифагор считал важным способствовать не только физическому, но и духовному развитию людей. Он выработал понятие «калокагатии», которое означает идеал гармоничного человека, в котором сочетаются прекрасное, или эстетическое, и этическое начала.

Философия Пифагора

Школа пифагорейцев, основанная мыслителем в 6-4 веке до нашей эры, стала главным его наследием. В ней заключены основные постулаты философии Пифагора. идея его философии – в том, что вселенная является «великолепным порядком», или космосом. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой, подчиняющееся закону гармонии и законам чисел, целым. Это целое – упорядоченное.

Сложность в изучении философии Пифагора заключается в том, что мыслитель не вел записи и проводил лекции устно. Большинство данных дошло до наших дней благодаря его последователям.

Пифагорейская философия базируется на двух столпах:

  • мистические учения и религия;
  • научные знания.

Учение также выделяет категорию двух противоположностей:

  • беспредельного;
  • предельного.

Первое не может быть единым началом всех вещей, иначе второе не могло бы существовать вовсе. Был составлен список, в который вошли все существующие на планете и в космосе противоположности:

  • беспредельное и предельное;
  • правое и левое;
  • спокойствие и движения;
  • светлый цвет и темный;
  • один и множество;
  • четные и нечетные цифры;
  • мужское и женское;
  • прямое и кривое;
  • квадратное – в форме вытянутого прямоугольника;
  • добро и зло.

На стыке перечисленных противоположностей, рождается мировая гармония. Закон, которому подчиняется мироздание, гласит, что измерить и осознать цельность единого со множеством можно только посредством чисел. Числа являют начало всем мерам. В числах сосредоточена звуковая гармония, подчиняющаяся математическим законам.

В философии Пифагора содержатся не только рассуждения о мудрости, но и перечисление жизненных принципов, которые должно иметь каждому человеку. Развивая эту философию, последователи мыслителя занимались математической наукой.

Они признали, что все, что в мире существует, имеет математическое начало, выраженное цифрой. Проводится аналогия между нею и материальными вещами.

Причем некоторые числа характеризовали качества ума или души человека, другие определяли справедливость.

Пифагор также считал, что его последователи должны вести правильный образ жизни. Нельзя было употреблять продукты животного происхождения, особенно такие внутренности, как сердце – ведь в нем заключена жизнь живого существа.

В список запрещенной пищи попали и бобы, потому что легенда гласила, что они созданы при помощи крови Диониса-Загрея. Алкогольные напитки, невежественное поведение и бранные слова тоже были исключены. Так пифагорейцы очищали душу и тело.

Описанные принципы не распространялись на тех учеников, которые ставили перед собой целью только изучить точные науки. Принципам следовал лишь круг избранных, «просвещенных» учеников.

Пифагорейское учение о числах

Нумерология является важной частью философии Пифагора и его последователей. Познание природы и смысла чисел мудрец связывал с познанием сути явлений и предметов. Каждая категория бытия получила числовое свойство, в том числе такие явления, как смерть, болезнь, переживание страданий и прочие.

Пифагор первый разделил все числа на четные и нечетные. Он считал, что квадрат любого числа символизирует мирские равенство и справедливость. Смерти он «отдал» число восемь, а девять – постоянству.

Женский пол приравнивался им к четным числам, а мужской – к нечетным. Цифра пять принималась за символ брачных уз.

С помощью магии чисел он учил определять совместимость влюбленных друг с другом, заглядывать в их будущее.

Зная истинное значение чисел, люди могут влиять на все общество и окружающую действительность. При этом в основе всего – геометрические представления о числах.

Так, число «один» является точкой, если к ней добавить еще одну, то между ними можно провести прямую, в то время как три точки могут стать плоскостью.

Диагонали правильного пятиугольника образуют пифагорейскую звезду, которая стала символом школы Пифагора.

Такая звезда является символом жизни, потому что очень распространена в живой природе – например, форму звездчатого пятиугольника имеют цветы незабудок и яблонь. Но такой пятиугольник никогда не встречается в явлениях неживой природы. Он защищает живое от окаменения и кристаллизации.

Не только математические построения, но и всю действительность пифагорейцы сводили к числам. Математической окраской, по их мнению, обладали любые политические, социальные, физические и религиозные явления.

Можно сказать, что Пифагор философию свел к математике, потому что на ней базируется введенная им система мировоззрения. Все, что можно познать в мире, познается через числа.

Соединение с божественным началом возможно только через математические догмы.

Гармония в пифагорейской философии

Представления Пифагора о гармонии находятся в неразрывной связи с учением о числах. Гармонию он видит в делении всего сущего на четное и нечетное. Первое является неограниченным, а второе –ограниченным. Деление начинается с числа «два», а «три» символизирует примирение противоположностей.

Отдельные предметы несовершенны, совершенными они становятся только в единстве со своими противоположностями. Смысл гармонии – в примирении противоположностей, сглаживании несовершенств.

Она проявляется в сочетании тонов, которые тоже представлены числами. В соответствии с этим утверждением, Пифагор вывел, что разница в тонах соответствует пропорциям, которые имеет длина струн музыкальных инструментов.

Благодаря числам достигается гармония тонов и рождается прекрасная музыка.

Пифагорейское учение о вселенной

Пифагор стал первым, кто ввел слово «космос» в употребление, чтобы обозначить мироздание. Последнему, по мнению философа, были свойственны упорядоченность и симметрия, из которых проистекала красота. Он учил последователей тому, что познать красоту Вселенной дано лишь тем, кто держит в порядке свой собственный макрокосмос, являясь гармоничным человеком и ведя правильную жизнь.

Как и многие другие ионийские мудрецы, пифагорейцы ставили перед собой задачу объяснить, как произошло и устроено мироздание. Поскольку математика была наукой, тщательно ими изучавшейся, они подошли к разгадке этого вопроса ближе, чем их современники.

По мнению Пифагора и его учеников, центр вселенной представляет собой огонь, или монаду, которая равна единице. Этот огонь является первым и важнейшим небесным телом. Благодаря ему, родились другие небесные тела, порядок между которыми поддерживает эта центральная огненная сила. Планеты, находясь в беспредельном пространстве, притягиваются к монаде и таким образом обретают пределы.

Пифагорейцы считали, что вокруг этого огня движутся десять небесных тел в направлении от запада к востоку. Те тела, что находятся ближе к огню, именуются планетами, а расположенные в отдалении – неподвижными звездами. Луна, Земля и Солнце по этой системе отдалены от центра дальше всего.

Ученики школы Пифагора знали, что Земля ежедневно совершает круг. Они считали, что, когда Солнце и Земля оказывались по одну сторону центрального огня, в нашем мире наступал день. Когда же Солнце и Земля были противоположны друг другу, миром правила ночь. В зависимости от пути Солнца на Земле начинаются те или иные времена года.

Пифагор учил, что не только Земля окружена воздухом, но и другие небесные тела. А это означало, что на них также есть флора и фауна.

Гармония сфер

Особняком стоит теория Пифагора о гармонии сфер. Под ней философ подразумевал музыкальное звучание, присущее небесным телам, и музыкально-математические закономерности в космическом устройстве.

Пифагор говорил, что все небесные тела закреплены за невидимыми сферами и вращаются так же, как они. У каждого небесного тела есть своя сфера, первые семь сфер соответствуют семи планетам, а восьмая – неподвижным звездам. При вращении сферы производят прекрасную гармоничную музыку, которая и получила название «гармония сфер».

Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что слышит ее с рождения и слишком привыкло к ней.

Через гармонию сфер объяснялась числовая природа мира. Пифагор утверждал, что душа человека, как и космос, гармонична, поэтому умение слышать музыку небесных сфер может стать лечебным для духа. Последователи мыслителя – например, Платон – усложнили это учение. Благодаря им, теория пережила античный мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения об эстетике музыки.

Многие поэты и даже астрологи до нового времени верили в гармонию сфер и посвящали ей свои труды.

Пифагорейское учение о переселении душ

Философия Пифагора говорит, что душа заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские впечатления лишь благодаря ему.

При смерти она освобождается из этой тюрьмы и открывает жизнь бестелесную, отправившись в лучший мир.

Лучший мир доступен только душам, которые установили при телесной жизни в себе достоинство и гармонию. Если человек прожил нечистую и негармоничную жизнь, его душа вернется обратно на землю и будет странствовать по телам зверей и людей, пока не достигнет гармонии.

Подобно восточным теориям, пифагорейская считает, что земная жизнь дана душе, чтобы та очистилась и подготовилась для другой жизни.

Чтобы это произошло, человек при жизни должен соблюдать заповеди и принципы, заключающиеся в рекомендациях касательно правильного питания и нравственной жизни.

Существовали также правила по захоронению умерших и те, которые регламентировали вид одежды для молитв.

Очищенная душа попадала в царство Аполлона, куда не было дороги негармоничному, нечистому и беспорядочному. Сокращению странствий души можно было способствовать путем проведения таинственных обрядов после смерти человека.

Сам Пифагор утверждал, что может узнать душу умершего в новом теле, если он знал его при жизни.

Философия Пифагора неоднозначна и полна мистики, но многие его открытия до сих пор остаются актуальными и признаются современными учеными верными.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/pifagor.html

Пифагорейский союз

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Пифагор.Имя Пифагорозначает убеждающий речью. Он родилсяв 556 г. до н.э- на острове Самос. В 18 летпокинул родину и до 56 лет провел времяв странствиях (Египет, Вавилон), гдеполучил свое образование.

Затем вернулсяна Самос, но после установления тамтирании отбыл в Великую Грецию в городаСибарис и Кротон.

Там Пифагор создалобъединение, названное Пифагорейскимсоюзом,которое в лучшие свои годы насчитывалодо 300 человек и представляло собойзначительную политическую силу.

Говорят,что Пифагор первый стал называть себяфилософом,придумав новое слово. Жизнь подобнаиграм или олимпийским состязаниям, вкоторых участвуют разные люди. Одниприходят туда, чтобы состязаться: имивладеет желание власти, начальствованияи честолюбия.

Другие приходят, чтобыторговать: их привлекает роскошь иденьги. Самый бескорыстный нрав у тогочеловека, который, занимаясь созерцаниемпрекрасного, называется философом.Прекрасно зрелище всего небосвода идвижущихся по нему светил для тех, ктоспособен усмотреть порядок в этомдвижении.

Поскольку светила причастнык первосущему и умопостигаемому, такойпорядок существует. Первосущей являетсяприрода чисел и слов, принизывающаявсе, объединяющая все части космосаМудрость есть знание прекрасного,первосущего, божественного и несмешанного,самотождественного.

Прикосновениетакой божественной природы все делаетпрекрасным Философия — это ревностноестремление к созерцанию всего этого.

Прекраснаи забота о воспитании, цель которого -исправление людей. Пифагор придерживалсяаристократической концепции образования.Нужно изменить себя, чтобы быть причастныммудрости.

Пифагорейскийсоюз делился на две неравные части,первую из которых составляли акусматики,или отвечающие. До того, как вступить восновную часть союза, они проходилистрогую проверку в течение трех лет.

Далее пять лет ученики Пифагора проводилив молчании, внимая ему, но не имея прававидеть. После этого их допускали в жилищеПифагора. В общине царил строгий иабсолютный авторитет учителя.

Неисполнениепринятых правил каралось изгнанием.

Когдапифагорейцы хотели подчеркнуть истинностьсвоих слов, то говорили: «Сам сказал»(т.е. Пифагор). Поэтому вошло в традициюприписывать Пифагору и свои собственныенаучные открытия. Учение пифагорейцевне записывалось. Только после первойволны их эмиграции (около 450 г. до н.э.),Филолай из Фив изложил доктрину письменно.В античности было несколько типовсообществ. Наиболее поздние среди них:

• с х о л е -философская школа, возникшая в IV в. дон.э. Их появление связано с именамиПлатона (Академия) и Аристотеля (Ликен);

• ти а с о с (или о р г е о н , отсюда орден) -религиозно-культовое сообщество,по­священное богу или музам. Управлениенаходилось в руках разнообразныхкатегории магистров, сменявшихся черезгод. Культ отправляли специальные жрецыи жрицы. Законами или постановлениямизакреплялась дисциплина, поддерживаемаясистемой штрафов;

• эт е р и я (братство) — тип неформальногообъединения, которое строилось на основеличных отношений его участников, какправило, сверстников из аристократическойсреды. Их связывали общность интересови образа жизни. Это объединение носилосо­циально-политический характер.

Пифагорейскийсоюз носил черты как ордена, так ибратства.

Поутверждению древнегреческих исследователей(Евдем), Пифагор противопоставил геометриюкак практическое искусство философиигеометрии. Он освободил геометрию отприкладного характера и утвердил вкачестве теоретической дисциплины. Этанаука должна исходить не из опыта, ачисто дедуктивным образом из общихпервоначал, т.е. умозрительно инезаинтересованно.

Пифагоруприписываются изречения «Все естьчисло», «Элементы чисел являютсяэлементами всего сущего». Сначала этичисла вообще не отличались от вещей исохраняли чисто вещественную и телеснуюприроду. Но затем их стали отличать отвещей, отче­го значимость чисел сталавыступать еще более актуально.

Еслиговорить упрощенно, то Пифагора поразилтотфакт,что| предметы возникают и исчезают, ачисла одни и те же, они существуют всегда.В связи с этим число представляет собойнечто идеальное, прообраз всегосуществующего и основу космоса. Поточному определению Евклида, единицаесть то, через что каждое из существующегосчитается единым.

В мире все текуче ииз­менчиво, но вещи все же единичны,т.е. единица придает определенностьвещам, выступает законом их существованияС философской точки зрения, единица упифагорейцев — это принцип устойчивостимира, его самотождественности, двойка- принцип изменчивсти мира, егобеспредельности, множественности,неопределенности.

Единица являетсятакже и мужским числом, т.к. оформляетмир, служит его формой. А двойка — этоженское число.

Числоваятеория родилась у пифагорейцев на почверелигии Диониса, которая состояла изсверхличных экстазов. Они воспроизводиливнеличностную жизнь живой природы.Поэтому число стало рассматриватьсякак бескачественная структура.

Былавскрыта диалектическая сущность числакак совпадение противоположностейпредела и беспредельного. Число возниклов результате вычерчивания той или инойфигуры на беспредельном фоне. Такаятрактовка свидетельствовала она­глядно-структурном пониманиичисла.

Филолайбыл первым пифагорейцем, кто указал нагносеологическуюзначимость числа.Было установлено, что без счета вообщеневозможно отличить одной вещи отдру­гой, а в пределах одной вещи безсчета нельзя различить ее частей. Поэтомубез числя невозможно никакое познание.То, что не ограничено по величине илиформе, не может быть познано.

Числостали также представлять в качествеактивнодействующей структуры.Ему приписывалась созидательная рольв мироздании, т. к. без числа ничто неможет возникнуть в раздельном виде.Отсюда вытекал такой познавательныйпринцип: «Подобноепознается подобным».Если все есть число, то оно и познаваемос помощью чисел, т.е. познаваемое ипознающее принципиально тождественны.

Следующаячерта пифагорейской философии иматематики — геометрическоеистолкование числя.Оно связано с главной интуицией античногомышления — с интуицией ярко сформированного,вполне очерченного материального тела.Пифагорейцы отождест­вляли числа ссовокупностями точек, наподобие звезд,составляющих созвездия. Поэтому всякоечисло имеет свою фигуру.

Например, такиечисла, как 3=1+2 ,6=1+2+3=1х2х3 Δ,10 = 1 + 2 + 3 + 4 Δназывались треугольными. Сумма двухтреугольных чисел есть квадратноечисло: 1+3=4 □, 3+6=9□. Квадратныечисла растут гномонически. От одногоквадратного числа к другому можноперейти, прибавив к первому гномон -угол.

Гномон — это такая геометриче­скаяфигура, прибавление которой к другойгеометрической фигуре увеличивает ее,не изменяя формы.

Иррациональныечисла были открыты, когда стало ясно,что некоторые отношения нельзя выразитьс помощью целых чисел. Это открытиенанесло удар по пифагорейской концепцииЕдиного и вызвало первый кризис в историиматематики. Оно означало то, что в основемира не лежит единица.

Филолайутверждал, что число есть принципгармонии.Она возникает из противоположностей.Гармония является соединениемразнообразной смеси, или согласиемразногласного, как в музыке, котораяесть гармоническое соединениепротивоположно­стей, приведенное кединству многого.

Число есть душагармонии, но и сама душа тоже естьгармония. Числовая гармония создаеткосмос с небесными сферами, которыераспо­ложены симметрично, и каждаянастроена в определенном музыкальномтоне. Души и все вещи тоже содержат всебе количественно-гармоническуюструктуру.

В результате возникаетмузыкальный и числовой космос, из чегоследует, что космос издает музыку.Акосмия — музыка погибели.

Помнению Филолая, ложь и зависть присущиприроде беспредельного, бессмысленногои неразумного. Ложь же никоим образомне входит в число. Она враждебна ипротивна его природе. Истина же родственначислу и неразрывно связана с ним с самогоначала.

Пифагорейскийсоюз потерпел поражение, и диаспорапифагорейцев распространилась вдальнейшем по стране. Но значениепифагорейского мировоззрения дляантичности велико Оно сохранило своевлияние и в средние века. В частности,это проявилось в образовательнойконцепции квадривиума дисциплин:арифметика, геометрия, музыка и астрономия-

Источник: https://studfile.net/preview/1790928/page:3/

Читать

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
sh: 1: —format=html: not found

Драч Геннадий Владимирович

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Драч Геннадий Владимирович

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Рассматриваются вопросы происхождения, становления и развития древнегреческой философии, включая ее предфилософию (Гомер, Гесиод, орфики). Проводится реконструкция философских учений, начиная с Фалеса и завершая Парменидом.

Анализируются начальные формы философского осмысления человека. Раннегреческие философские учения раскрываются на фоне социально-политической и культурной жизни древнегреческих городов-государств.

Исследование основывается на анализе первоисточников и широкого круга специальной литературы.

Книга рассчитана на философов, историков, филологов, всех, интересующихся проблемами истории античной философии и культуры.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………..7

Введение. Историография. Основные концепции происхождения античной философии………………………………. 14

Зарубежная литература об античной антропологии………… 14

Зарубежная историко-философская литература…………… 15

Зарубежные антиковедческие концепции XIX — первой половины XX в….. 19

Эдуард Целлер………………………………….. 19

Джон Бернет……………………………………. 25

Френсис Корнфорд………………………………. 29

Вильгельм Нестле……………………………….. 30

Карл Йоль……………………………………… 31

Вернер Йегер…………………………………… 36

Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер…………………39

Историческая и историко-филологическая литература……..40

Цель и основные задачи исследования…………………..40

Источники и методология исследования…………………41

ГЛАВА 1. Предфилософия Гомера…………………………43

Космос Гомера……………………………………..44

Человек и боги…………………………………….. 53

Был ли гомеровский человек личностью?………………..61

ГЛАВА 2. Предфилософия Гесиода……………………….. 71

«Теогония»……………………………………….. 73

«Труды и дни»……………………………………… 81

ГЛАВА 3. Полис и философия…………………………… 94

От Микен к полису…………………………………. 95

Полис…………………………………………….99

От лирики к философии ……………………………. 111

ГЛАВА 4. Антропология милетской школы…………………118

Фалес……………………………………………122

Анаксимандр………………………………………126

Анаксимен………………………………………..139

ГЛАВА 5. Философия и антропология Ксенофана Колофонского…..143

Путь добродетели и логоса: «этика» и «гносеология»……….144

Природный и божественный мир: «физика» и «теология»…..156

ГЛАВА 6. Ранний пифагореизм как философское течение……..169

Орфическая предфилософия………………………….175

Пифагорейский союз и начало пифагорейской антропологии………188

Космос и человек…………………………………..198

ГЛАВА 7. Некоторые аспекты проблемы человека у Гераклита …. 211

Космос и «космическая справедливость»………………..212

Логос и полис……………………………………..229

Смыслообразы и самонаблюдение……………………..245

ГЛАВА 8. Философия и антропология Парменида……………252

Пролог к поэме…………………………………….254

«Мир истины» и «мир мнения»………………………..261

О соотношении истинного и неистинного миров………….275

ГЛАВА 9. Культурная парадигма раннегреческой философии…..288

Библиография………………………………………..302

Словарь греческих терминов…………………………….312

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга посвящена возникновению и развитию античной философии, начиная от первых философских школ — милетцев, пифагорейцев и завершая Парменидом.

В работе дается развернутая характеристика предшествующего появлению философии духовного и культурно-исторического развития Древней Греции.

Особенностью данной работы является также то, что она содержит анализ классических западных концепций происхождения философии, что позволяет воссоздать широкое полотно основных подходов к пониманию проблемы происхождения античной философии, ее возникновения и развития.

Монография представляет собой результат и обобщение ряда курсов и спецкурсов, прочитанных на философском факультете Ростовского государственного университета.

При этом мы исходим из следующего методологического обстоятельства: проведение широкого спектра историко-философских исследований (а проблема происхождения философии несомненно требует этого) предполагает интерес к историко-антропологической стороне вопроса, т.е.

к тому, что определяет специфику философии. Историко-антропологические исследования должны быть, по нашему мнению, приоритетными.

Несмотря на то что антропологизм как принцип европейской культуры и философии подвергается жесткой и многозначной критике, именно антропологический образ античности продолжает оставаться в центре внимания современного читателя, не утратившего интерес к классическим сюжетам и образам античного мира. Образ античности в очередной раз меняется на наших глазах.

Критика европейского логоцентризма и антропоцентризма не только обнажает современный бесчеловечный мир, в котором «структуры поглощают человека», но при таких подходах сама европейская культура предстает историей подавленной и эксплуатируемой государством человеческой иррациональности, а антропологические ее достижения оказываются не более чем неосознаваемой ранее «заботой о себе» (М. Фуко).

Однако антропологический образ античности, понятой как возвышение человека, лег в основание возрожденческой идеологии, не без обращения к античным идеям был заложен каркас просвещенческой парадигмы с ее установками на разум, прогресс и историческую перспективу. Проблема состоит в том, что просвещенческие иллюзии

7

разрушаются на наших глазах, а упреки адресуются античности, в которой теперь уже видят начало «забвения бытия» и истоки заблуждения разума (М. Хайдеггер).

Хотелось бы отметить, что известные исследователи — антиковеды проводят радикальное различие между античным человеком, ориентированным на жизнь «по природе», и современным прагматичным человеком, ориентированным на жизнь «ради потребления» (Ф.Х. Кессиди). Академик Ю.А.

Жданов пришел к выводу о заболевании современного человечества страшным недугом — жаждой сверхпотребления, который он назвал «комплекс Эрисихтона», болезнью ненасытного и ненасыщаемого голода, который был постоянным состоянием фригийского царя Эрисихтона, насланным на него богами за бездумное разрушение окружающей природы.

Эта проблема обсуждается и в нашей статье «Триумф и трагедия античного разума» [1].

На наш взгляд, было бы наивно отказываться от антропологических идеалов античности, без которых не могла бы осуществиться современная, европейская по крайней мере, культура, а вполне актуальная в этом контексте проблема гуманизации современного техногенного мира и научного поиска оказывалась бы не только невозможной, но и неуместной.

1 Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 75-83.

Представляется, что обращение к проблеме генезиса философии позволяет восстановить доверие к антропологическому ее прочтению и осмыслению.

Для нас в данном случае «происхождение», «возникновение» и «генезис» выступают взаимодополняющими понятиями, характеризующими становление и развитие философии от ее начальных этапов, включая и предпосылки, до конституирования в качестве самостоятельного феномена античной культуры.

И если современная эпоха, динамичная, сжимающая время, ставит вопрос о судьбах человеческой цивилизации и обостряет наш интерес к историческому прошлому, то раннегреческая философия обнажает созвучные нашему времени вопросы о взаимоотношении природы и человека, о могуществе и направленности человеческого разума.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=81859&p=54

Пифагорейский союз. Основное мировоззренческое положение. Ранние пифагорейцы воспринимали число как божественное начало, сущность мира

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

В конце VI в. до н.э. центр научной мысли Древней Греции перемещается с востока средиземноморского мира на его запад — на побережие  Южной Италии и Сицилии, где греки основали свои колонии. В городе Кротоне сложилась, по-видимому, первая (из известных в истории человечества научно-философско-религиозно-политическая школа — Пифагорейский союз. Он просуществовал с конца VI в. до середины IV в. до н.э. и оказал громадное влияние на развитие древнегреческой культуры, науки, философии. При этом он активно вмешивался и в политическую жизнь италийских полисов. Основате­лем Пифагорейского союза был Пифагор, мыслитель, о котором сложено множество легенд и мало что известно достоверного. Пифагор — личность противоречивая, в его воззрениях тесно переплета­лись элементы мифологии, магии, религии, философии и науки. Выходец из острова Самоса, Пифагор много лет учился в Египте и Вавилоне, возможно, даже в Индии. Известна легенда о встрече в Милете юного Пифагора с Фалесом незадолго до смерти последнего. Оказавшись в Кротоне, он основал научно-философское и религиозно-политическое сообщество единомышленников, получившее впоследствии название «Пифагорейский союз». Это была закрытая, тайная организация с определенным уставом, культивирующим размеренный, созерцательный образ жизни, который следовал из их пред­ставления о Космосе как упорядоченном,  гармоничном, симметричном целом, постигнуть который дано не всем, а только избранным, т.е. тем, кто ведет особый образ жизни созерцателя, самоуглубляющегося, самосовершенствующегося мудреца.Основное мировоззренческое положение (которое принадле­жит, очевидно, Пифагору) — «все есть число». Ранние пифагорейцы воспринимали число как божественное начало, сущность мира, а в исследованиях числовых отношений видели средство спасения души, некий религиозный ритуал, очищающий человека и сближаю­щий его с богами. Это философско-религиозное учение о том, что «мир есть число», ускоряло перевод математики из области практи­чески-прикладной, вычислительной в сферу теоретическую, в систе­му понятий, логически связанных между собой процедурой доказа­тельства. Мир целостен, гармоничен, в нем все взаимосвязано. В то же время «мир есть число», значит, все числа связаны между собой, а занятия математикой позволят эти связи установить, прояснить их логическими доказательствами. Кто изучит и поймет божественные числовые отношения, тот сам станет божественным (подобно Пифа­гору), а его душа перестанет переселяться в другие существа (реин­карнация) и возвысится до абсолютного блаженства. Так закладыва­лись философско-религиозные предпосылки математического и ес­тественно-научного познания.

СОДЕРЖАНИЕ:  Концепции современного естествознания

Пифагор. Пифагор и его учение. Пифагорейцы

1. Создание организации “Пифагорейскийсоюз”/. Пифагор, сын Мнесарха, самосец, родился в 576г. до н.э. По преданию учился в Египте, много путешествовал.

Пифагорейцы — КРОТОНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА. Медицина Древней…

В возрасте около 40 лет Пифагор покинул Самос и приехал в Кротон, город в южной Италии.С пифагорейскимсоюзом была тесно связана кротонская медицинская школа.

ПИФАГОР САМОССКИЙ. Биография и труды Пифагора. Древнегреческий…

В Пифагорейскийсоюз принимались только мужчины после определенных испытаний, и.Согласно легенде, основатель союзаПифагор доказал извест

Милет. Философские школы досократиков. Гераклит. Пифагорейский…

О Пифагоре рассказывали настоящие чудеса: сообщали, например, что река Кас, увидев егоДаже не все члены общины имели доступ ко всем таинствам пифагорейскогосоюза.

ЗАПАДНЫЕ КОЛОНИИ греческими колониями в Сицилии на южном берегу…

Знаменитый атлет Милон Кротонскпй был одним из учеников Пифагора и одним из предводителей в войне с Сибарисом.) Пифагорейскийсоюз забран в свои руки власть над…

ЧИСЛОВЫЕ ЗАВИСИМОСТИ — странные и малопонятные, иногда слишком…

«Все устроено сообразно числу» — гласит священный афоризм Пифагорейского. Союза; сам Пифагор даже душу человека считал «самодвижущейся цифрой»

Пифагор. Теорема Пифагора. Книги из серии 100 Сто Великих

Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов…

Платон диалоги Тимей

В италийских городах пифагорейскогосоюза законода-. телями и политиками часто были философы, например Пифагор, Филолай, Архит, и.

Пифагор. Золотые стихи

Золотые Стихи Пифагора. Перевод Е.П.Казначевой.разгрома чернью пифагорейских общин в Великой Греции, принес.

Представитель сицилийской культуры — Эмпедокл. Биография Эмпедокла….

В. Пифагоре он видел человека, обладавшего сверхъестественным знанием.принадлежавшего к пифагорейскомусоюзу.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/estestvoznanie-3/36.htm

Книга: Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Драч Геннадий Владимирович

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Рассматриваются вопросы происхождения, становления и развития древнегреческой философии, включая ее предфилософию (Гомер, Гесиод, орфики). Проводится реконструкция философских учений, начиная с Фалеса и завершая Парменидом.

Анализируются начальные формы философского осмысления человека. Раннегреческие философские учения раскрываются на фоне социально-политической и культурной жизни древнегреческих городов-государств.

Исследование основывается на анализе первоисточников и широкого круга специальной литературы.

Книга рассчитана на философов, историков, филологов, всех, интересующихся проблемами истории античной философии и культуры.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………..7

Введение. Историография. Основные концепции происхождения античной философии………………………………. 14

Зарубежная литература об античной антропологии………… 14

Зарубежная историко-философская литература…………… 15

Зарубежные антиковедческие концепции XIX — первой половины XX в….. 19

Эдуард Целлер………………………………….. 19

Джон Бернет……………………………………. 25

Френсис Корнфорд………………………………. 29

Вильгельм Нестле……………………………….. 30

Карл Йоль……………………………………… 31

Вернер Йегер…………………………………… 36

Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер…………………39

Историческая и историко-филологическая литература……..40

Цель и основные задачи исследования…………………..40

Источники и методология исследования…………………41

ГЛАВА 1. Предфилософия Гомера…………………………43

Космос Гомера……………………………………..44

Человек и боги…………………………………….. 53

Был ли гомеровский человек личностью?………………..61

ГЛАВА 2. Предфилософия Гесиода……………………….. 71

«Теогония»……………………………………….. 73

«Труды и дни»……………………………………… 81

ГЛАВА 3. Полис и философия…………………………… 94

От Микен к полису…………………………………. 95

Полис…………………………………………….99

От лирики к философии ……………………………. 111

ГЛАВА 4. Антропология милетской школы…………………118

Фалес……………………………………………122

Анаксимандр………………………………………126

Анаксимен………………………………………..139

ГЛАВА 5. Философия и антропология Ксенофана Колофонского…..143

Путь добродетели и логоса: «этика» и «гносеология»……….144

Природный и божественный мир: «физика» и «теология»…..156

ГЛАВА 6. Ранний пифагореизм как философское течение……..169

Орфическая предфилософия………………………….175

Пифагорейский союз и начало пифагорейской антропологии………188

Космос и человек…………………………………..198

ГЛАВА 7. Некоторые аспекты проблемы человека у Гераклита …. 211

Космос и «космическая справедливость»………………..212

Логос и полис……………………………………..229

Смыслообразы и самонаблюдение……………………..245

ГЛАВА 8. Философия и антропология Парменида……………252

Пролог к поэме…………………………………….254

«Мир истины» и «мир мнения»………………………..261

О соотношении истинного и неистинного миров………….275

ГЛАВА 9. Культурная парадигма раннегреческой философии…..288

Библиография………………………………………..302

Словарь греческих терминов…………………………….312

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга посвящена возникновению и развитию античной философии, начиная от первых философских школ — милетцев, пифагорейцев и завершая Парменидом.

В работе дается развернутая характеристика предшествующего появлению философии духовного и культурно-исторического развития Древней Греции.

Особенностью данной работы является также то, что она содержит анализ классических западных концепций происхождения философии, что позволяет воссоздать широкое полотно основных подходов к пониманию проблемы происхождения античной философии, ее возникновения и развития.

Монография представляет собой результат и обобщение ряда курсов и спецкурсов, прочитанных на философском факультете Ростовского государственного университета.

При этом мы исходим из следующего методологического обстоятельства: проведение широкого спектра историко-философских исследований (а проблема происхождения философии несомненно требует этого) предполагает интерес к историко-антропологической стороне вопроса, т.е.

к тому, что определяет специфику философии. Историко-антропологические исследования должны быть, по нашему мнению, приоритетными.

Несмотря на то что антропологизм как принцип европейской культуры и философии подвергается жесткой и многозначной критике, именно антропологический образ античности продолжает оставаться в центре внимания современного читателя, не утратившего интерес к классическим сюжетам и образам античного мира. Образ античности в очередной раз меняется на наших глазах.

Критика европейского логоцентризма и антропоцентризма не только обнажает современный бесчеловечный мир, в котором «структуры поглощают человека», но при таких подходах сама европейская культура предстает историей подавленной и эксплуатируемой государством человеческой иррациональности, а антропологические ее достижения оказываются не более чем неосознаваемой ранее «заботой о себе» (М. Фуко).

Однако антропологический образ античности, понятой как возвышение человека, лег в основание возрожденческой идеологии, не без обращения к античным идеям был заложен каркас просвещенческой парадигмы с ее установками на разум, прогресс и историческую перспективу. Проблема состоит в том, что просвещенческие иллюзии

7

разрушаются на наших глазах, а упреки адресуются античности, в которой теперь уже видят начало «забвения бытия» и истоки заблуждения разума (М. Хайдеггер).

Хотелось бы отметить, что известные исследователи — антиковеды проводят радикальное различие между античным человеком, ориентированным на жизнь «по природе», и современным прагматичным человеком, ориентированным на жизнь «ради потребления» (Ф.Х. Кессиди). Академик Ю.А. Жданов пришел к выводу о заболевании

Источник: https://litvek.com/br/12435?p=1

Читать онлайн Рождение античной философии и начало антропологической проблематики страница 50. Большая и бесплатная библиотека

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Сохранившиеся предания содержат несколько вариантов родословной Орфея. Согласно одному из них, Орфей является сыном Аполлона и музы Каллиопы, согласно другому — царя Эагра и Каллиопы.

Однако и во втором варианте родословная Орфея возводится в конечном счете к Аполлону [3]. Аполлон же подарил Орфею лиру, которую после смерти Орфея, разорванного вакханками, Зевс поместил на небо.

Немудрено, что, имея дело с такого рода «биографическими» сведениями, трудно признать Орфея реальным историческим лицом. Аристотель, в частности, подвергает сомнению факт существования Орфея как реальной исторической личности.

Платон, хотя и неоднократно упоминает Орфея, но опять же сугубо в мифологическом контексте, повествующем о мифических певцах и музыкантах, к которым причисляется им и Орфей (Ион, 533С).

Происхождение Орфея и его божественное искусство игры на лире восходит к Аполлону. Аполлон — могучий бог-олимпиец, сохраняющий следы хтонизма и страшный для человека.

Однако в героической мифологии Аполлон поворачивается лицом к человеку: он бог света, меры и музыки; от его имени пророчат человеку будущее пифийские жрицы; благосклонный к человеку бог-врачеватель Асклепий — сын Аполлона. В то же время Орфей не утратил своих связей и с Дионисом: на одной из ваз он изображен обвитый плюшом.

В чем же заключаются подвиги Орфея и где кроются причины его гибели? На этот вопрос можно ответить следующим образом: Орфей как бы «замещает» Диониса, он и есть Дионис, только «укрощенный», «аполлонизи

1 Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 153.

2 См.: Kerenyi К. Die Heroen der Griechen. Zurich, 1958. S. 306.

3 См.: Linfort J.M. The Art of Orpheus. Berkeley, 1941.

186

рованный». Его музыке внимают море и скалы, язык его песен понятен рыбам и птицам. Как и Дионис, Орфей владеет тайной единения со всей природой. Но способность «оживлять» (восстанавливать жизнь из смерти) приобщать к великому таинству жизни — он утратил: спустившись в Аид за Эвридикой, он не смог вернуть ее на землю и, оглянувшись на тень следовавшей за ним жены, потерял ее навсегда.

Взамен экстатическому, непосредственному слиянию человека с богом вместе с Орфеем пришло очищающее, усмиряющее и успокаивающее свойство музыки.

Но с приобретением музыки человек лишается способности в этой земной жизни достичь единства с богом. Земная жизнь становится лишь прелюдией, подготовкой к иной, более полной жизни — «жизни после смерти».

В орфизме ценностный акцент переносится с настоящей земной жизни на предстоящую.

Основное различие между орфизмом и дионисизмом не проводит между ними непроходимой грани, а наоборот, указывает на существующую между ними глубокую связь.

В орфизме человеческая личность находит выражение не в слиянии с природой, происходящем в экстатическом акте встречи с Дионисом, а в погружении в себя и в обнаружении в себе самом высшей, божественной сущности.

На смену единичному контакту с божеством, олицетворяющим бессмертную и расцветающую природу, приходит безмерная возможность расширения, культивирования в себе дионисийского начала, делающего допустимым «взлет», «расцвет» человека безотносительно к природным циклам.

Орфизм обосновывает мистическое единство с богом, но это мистическое постижение есть одновременно «теорийное» видение бога. Одним из значений греческого слова «теория» первоначально было «дионисийскме торжества». «Теорийное состояние» достигалось подавлением в себе низшего, титанического начала, оно облагораживало грубую чувственность наслаждением музыкой и гармонией. Благодаря этому достигался особый образ жизни в соответствии с Зевсо-вой справедливостью.

Исходя из этого, орфики создают сложное учение, содержащее в себе ряд предфилософских размышлений.

Привлекая материал дионисийских мистерий, соединяя те немногие намеки на обращение к душе, которые там были, и скупые представления о загробной жизни в единую эсхатологическую картину, орфики систематизируют и рационализируют дионисийскую мифологию.

Отправным пунктом для орфиков послужили этические элементы, содержащиеся в элевсинских мистериях. Значительной трансформации подверглись весенние Анфестерии, во время которых шло «общение» с душами умерших, пробуждались размышления о жизни и смерти. «Вот почему орфикам

187

было так важно возвеличение Анфестерии во имя Диониса и Дионисова имени в связи с обрядом Анфестерии: на почве этого древнейшего и притом национального предания им уже легче было строить из материалов народной религии мистическую систему нового религиозного сознания, долженствующую воспитать эллинство духовным учением о пути душ, об их ответственности, просветлении, возрождении, об условиях их отрыва от божества и чаемого с ним воссоединения [1].

И последнее. Дионисизм был чужд городской жизни, но попытки связать с ним городскую и государственную жизнь (в античности это было одно и то же) были. Дионис привносил оживляющую «священную» силу в царскую власть. Отождествление Диониса с земледельческим богом виноделия лишило его этой «священной» власти.

Однако орфический Дионис, сохранивший прерогативы наследника Зевса в культе и обрядах, приобщал человeка к жизни «по природе».

В условиях крушения царской власти и борьбы демократии против аристократии, в процессе которой погибли идеалы неограниченной власти басилеев, дарованной Зевсом, орфики выдвинули религиозные идеалы особого образа жизни, которые не могли не затрагивать политических интересов небольших греческих городов, эти идеалы казались органичными жизни «по заветам отцов» и новым демократическим идеалам. В полной мере эти вопросы возникли вместе с образованием религиозно-философского общества, основателем которого считается Пифагор.

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Согласно сообщениям Диогена Лаэртского, которые повторяет и Порфирий, Пифагор, покинув Самос и спасаясь от тирании Поликрата, прибыл в Южную Италию в г. Кротон [2].

Там он сумел мудрой речью привести в восхищение жителей города и не только стал его наиболее почитаемым гражданином (что само по себе весьма примечательно, так как Пифагор был изгнанником), но и сумел создать в городе особый пифагорейский союз. Причем Пифагор и его последователи долгое время «правили» городом.

Сообщается также об общем умиротворяющем тоне обращений Пифагора к жителям Кротона: «Достигнув Италии, он появился в Кротоне (об этом говорит Дикеарх) и сразу привлек там всеобщее уважение как человек, много странство

1 См.: Иванов Вяч. О Дионисе орфическом // Русская мысль. М.; СПб., 1913. Кн. XI. С. 73.

2 См.: Диоген Лаэртскип. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

188

вавший, многоопытный и дивно одаренный судьбою и природою: с виду он был величав и благороден, а красота и обаяние были у него и в голосе, и в обхождении, и во всем» (Порфирий. Жизнь Пифагора, 18 / Пер. М.Л. Гаспарова).

И все-таки было, наверное, в характере Пифагора нечто такое, что говорило о натуре беспокойной, мятущейся. Вслед за появлением Пифагора следовали обновления законов, войны городов и гражданские смуты. Свергнутыми оказались и сами пифагорейцы, некоторое время правившие в Кротоне. Все это создало Пифагору славу «возмутителя спокойствия».

Весьма показательны слова, с которыми обратились локрийцы к Пифагору, ищущему приюта после разгрома пифагорейской общины в Кротоне: «Мы знаем, Пифагор, что ты мудрец и человек предивный, но законы в нашем городе безупречные, и мы хотим при них жить, а ты возьми у нас, коли что надобно, и ступай отсюда прочь, куда знаешь» (Порфирий.

Жизнь Пифагора, 56).

При всем этом пифагорейцы не провозглашали открытой политической программы и не создавали союз с чисто политическими целями, подобно аристократическим гетериям.

Самое большее, на что намекают имеющиеся в нашем распоряжении сообщения, — это то, что Пифагор, как и многие философы и мудрецы, например Фалес, Солон, мог быть «подателем мудрых советов», устанавливающим в городах, раздираемых междоусобицами, наилучшие законы. Но и на этом пути он, видимо, терпит неудачи и не находит применения своей мудрости.

Политическая активность пифагорейцев, как замечают исследователи, представляет собой продукт и результат учрежденного ими союза, внутренней деятельности его членов. Религиозная и научная стороны деятельности союза не были известны непосвященным, учение Пифагора было тайным.

Он преподавал внутри союза. Его религиозная деятельность не имела ни в малейшей степени намеков на миссионерскую, а научные истины сохранялись в столь строгой тайне, что, по преданию, Гиппас, огласивший некоторые математические открытия, был изгнан из общества и вскоре погиб [1].

Поразительно, что такая интроспективная направленность деятельности союза своим результатом могла иметь политическую борьбу, заговоры и мятежи. А.Н. Чанышев справедливо замечает, что пифагореизм имел три вершины: политическую, философскую и научную.

В деятельности Пифагора были заложены все три стороны пифагореизма [2].

Источник: https://dom-knig.com/read_416040-50

Пифагорейский союз (стр. 1 из 2)

ПИФАГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ И НАЧАЛО ПИФАГОРЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального управления и политики

Реферат

Тема: Пифагорейский союз

по дисциплине: Философия

Выполнил ст. гр. ГУП-06:

Нижегородцев А.Г.

Проверила: Васильева К.К.

Чита 2008

Введение

1 Биография Пифагора

2 Пифагорейский союз

Заключение

Список использованных источников

Введение

Пифагор — это едва ли не самая известная личность в истории науки. Это имя известно каждому человеку, изучавшему геометрию и знакомого с «Теоремой Пифагора», едва ли не самой известной теоремой геометрии.

Знаменитый философ и ученый, религиозный и этический реформатор, влиятельный политик, полубог в глазах своих учеников и шарлатан, по отзывам некоторых из его современников, — таковы отображения Пифагора в античной литературе.

Об исключительной популярности Пифагора уже при жизни свидетельствуют монеты с его изображением, выпущенные в 430-420 гг. до н.э. Для 5-го века до н.э.

это случай беспрецедентный! Пифагор первым из греческих философов удостоился специально посвященного ему сочинения.

Всемирно известна его научная школа, которую он организовал в Кротоне, греческой колонии на севере Италии.

Школа Пифагора, или, как ее еще называют, «Пифагорейский союз», была одновременно и философской школой, и политической партией, и религиозным братством. Статут «Пифагорейского союза» был очень суровым.

Каждый, кто вступал в него, отказывался от личной собственности в пользу союза, обязывался не проливать крови, не употреблять мясной пищи, беречь тайну учения своего учителя.

1. Биография Пифагора

Пифагор родился приблизительно в 580 году до нашей эры на острове Самос у берегов Малой Азии (Эгейское море).

Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи.

Через несколько лет Пифагор решает продолжить образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков.

При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самос. Он живет на острове Лесбос. Там у Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине.

Через несколько лет Пифагор отправляется Милет, где слушает лекции Фалеса.

В Египте благодаря покровительству фараона Амазиса Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в «святая святых» — египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Для этого Пифагор принимает посвящение в сан жреца.

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. После смерти фараона Амазиса его преемник отказался выплатить ежегодную дань Камбизу, персидскому Царю, что послужило поводом для войны. Подверглись гонениям и жрецы. Попал в персидский плен и Пифагор.

В плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Через двенадцать лет Пифагора освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке.

С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. На Кротоне Пифагор создает собственную философскую школу.

В это время в Кротоне и других городах Южной Италии растет общественное неравенство, заметно падает нравственность. Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают Пифагора цензором нравов, духовным отцом города.

Сначала в храмах и на улицах, затем в своем доме Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и т. д. Он развил теорию музыки и акустики, проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики.

В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли.

Доказанная Пифагором теорема носит его имя. Пифагор исследовал и математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание Пифагор уделял числам и их свойствам. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.

Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия — два, плоскость — три, объем — четыре измерения.

После смерти Пифагора в Метапонте около 500 года до н.э. (Южная Италия), куда он бежал по окончании восстания в Кротоне, его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества.

2. Пифагорейский союз

Около 532г., скрываясь от тирании Поликарпа, Пифагор осел в Кротоне, где быстро завоевывает широкую известность и создает религиозно-философскую и политическую организацию — Пифагорейский cоюз.

Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском — короче, «нравственном» смысле.

Пифагор попытался создать «аристократию духа» в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит «владычество лучших».

Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей.

Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников.

Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Недаром слово «Пифагор» означает «убеждающий речью».

Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово каралось. «Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение» (Ямвлих).

Но и, попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть.

Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. «Первое упражнение мудреца, состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов.

Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать» (Апулей).

Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы — роскошество, от города – смуту, от семьи — ссору.

Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение.

Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.

Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев — «Золотые стихи». Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. Вот некоторые извлечения из книги, содержащей 325 Пифагорейских заповедей:

Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Сегодня абсолютно невозможно сказать, какие из сотен подобных заповедей восходят к самому Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечные общечеловеческие ценности. Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.

Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин «калокагатия», обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

Источник: https://mirznanii.com/a/231749/pifagoreyskiy-soyuz

Scicenter1
Добавить комментарий