Подготовка и анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса

Контрольные вопросы

Подготовка и анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса

1. Какимихарактеристиками обладает собственность,приносящая доход?

2. Чем различаютсябизнес, предприятие, фириа, капитал,производственные фонды как объектыоценки и каковы их общие характеристики?

3. В каких целяхосуществляется оценка бизнеса?

4. Какие видыстоимости, в каком случае определяетоценщик?

5. Дайте определениерыночной стоимости. Чем она отличаетсяот затрат и цены?

6. Чем отличаетсяэкономическая модель фирмы отбухгалтерской?

2. Подготовка и анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса

Требованияк информации, необходимой для оценкипредприятий,формулируются в начальной стадиипроцесса оцен­ки.Указываются ограничительные условияи состав информа­ционногообеспечения, который должен бытьпредставлен заказ­чикомэксперту-оценщику к определенномусогласованному обеимисторонами сроку.

2.1. Сбор информации для определения стоимости предприятия (бизнеса)

Основныеисточники информации, используемыеоценщиком:

-статистическая и прогнозная информацияо рынке, отрас­ли,стране, регионе функционированияпредприятия;

— баланс предприятия;

— отчет о прибыляхи убытках;

— отчет о движенииденежных средств;

— сведения обимущественном комплексе предприятия.

Информация,используемая в процессе оценки бизнеса,дол­жнасоответствовать требованиям:

-полноты и достоверности финансово-экономической,технико-эконо-мическойи управленческой информации, характеризующейдеятельность предприятия за периодпредыстории, атакже в будущем периоде;

— точного соответствияцелям оценки;

-комплексного учета внешних условийфункционирования оцениваемогопредприятия.

Информация,необходимая для анализа предприятия вцелях егооценки делится на внешнюю и внутреннюю.Внешняяинфор­мацияхарактеризуетусловия функционирования предприятияв регионе,отрасли и экономике в целом. Внутренняядаетпред­ставлениео деятельности оцениваемого предприятия.

Необходимостьанализа внешней информации определяетсятем,что нормальное функционирование бизнеса(объем продаж, прибыль)во многом определяется внешними условиямифунк­ционированияпредприятия. К информации этого родамы мо­жет отнести макроэкономическиеи отраслевые показатели.

Макроэкономическиеданные –информацияо том, как ска­зывается или скажетсяна деятельности предприятия изменениемакроэкономическойситуации, она характеризует инвестицион­ныйклимат в стране.

К макроэкономической,относится следующая информация:

— стадия экономическогоцикла;

— экономическая иполитическая стабильность;

— социальныефакторы: занятость и уровень жизнинаселе­ния;

— процентные ставкии их динамика;

— налоговоезаконодательство и тенденции егоизменения;

— риски.

Общиемакроэкономические закономерностиразвития эко­номикиоценщик должен учитывать при анализеконкретного предприятия и составлениипрогнозов. Например, в периоды спададеловой активности снижается размерполучаемой при­были,увеличивается вероятность банкротства,снижается стои­мость бизнеса.

Основные источникимакроэкономической информации:

— программыправительства и прогнозы;

— периодическаяэкономическая печать;

— аналитическиеобзоры информационных агентств;

— данные Федеральнойслужбы государственной статистики;

— законодательствоРоссийской Федерации.

Котраслевымданным относитсяинформация об отрасли, в ко­торойфункционирует оцениваемое предприятие:рынки сбыта, наличие и характеристикаконкурентов.

Рынкисбыта анализируются с точки зрениясоотношения спросаи предложения, взаимоотношений споставщиками, стра­тегиисбыта товаров. Основные направлениястратегии сбыта товаров:

-проникновение на уже сложившийся рынокс тем же про­дуктом, что и конкуренты;

— развитие рынказа счет создания новых сегментов рынка;

-разработка принципиально новых товаровили модерниза­ция существующих;

-диверсификация производимой продукциидля освоения новыхрынков.

Взависимости от стратегии сбыта товаровсоставляется про­гноз объемовреализуемой продукции.

Цельсбора этой информации –определение потенциала рынкасбыта товара: объем продаж в текущихценах, ретроспективаза последние два — пять лет по оцениваемомупредприя­тию,объем продаж в текущих ценах у конкурентов,прогнозы по расширениюрынков сбыта.

Прианализе условий конкуренции учитываетсятип рынка, наличие ограничений длявступления в отрасль конкурентов,производящихтовары-заменители.

Анализ должендополняться сведениями об объемепроизводства конкурирующего товара внатуральном и стоимостном выражениях,характеристикой про­дукции конкурентов,данными о доле реализуемой продукциив общем объеме отечественного производства,а также перечнем основныхроссийских импортеров этого товара.

Основные источникиотраслевой информации:

— данные отделамаркетинга оцениваемого предприятия;

— данные Федеральнойслужбы государственной статистики;

— отраслевыеинформационные издания;

— периодическаяэкономическая печать;

— бизнес-план;

— личные контакты;

— фирмы-дилеры(распространители);

— таможенноеуправление.

Указанныеисточники предоставляют информацию,име­ющуюразличную степень достоверности.Поэтому, если на один итот же вопрос мы получили разные ответы,проводится сред­невзвешеннаяоценка с учетом достоверности информации.

Внутренняяинформация включает:

  1. ретроспективные данные об истории компании;

  2. описание и анализ маркетинговой стратегии предприятия,в том числе:

— жизненный циклтоваров,

— объемы продаж запрошлый и текущий периоды,

— себестоимостьреализованной продукции,

— цены товаров иуслуг, их динамика,

— прогнозируемоеизменение объемов спроса,

-производственные мощности с учетомбудущих капитало­вложений(прогноз объемов реализуемой продукциикор­ректируется на производственныемощности);

  1. характеристики поставщиков;

  2. производственные мощности;

  3. рабочий и управленческий персонал и заработную плату:

-управляющий предприятием (управляющийпредприяти­емможет быть ключевой фигурой, обеспечиватьэффектив­ноеуправление бизнесом и его развитием, вслучае же продажи предприятия планыуправляющего в отношении бу­дущейдеятельности могут измениться),

-уровеньзаработной платы на предприятии всравнении со среднеотраслевымиданными (может корректироваться принормализацииотчетности);

  1. внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за три — пять лет);

  2. прочую информацию.

Цели работы оценщикапо сбору внутренней информации:

-анализ истории компании с целью выявлениябудущих тен­денций;

-сбор информации для прогнозированияобъемов продаж, денежных потоков,прибыли;

-учет факторов несистематического риска,характерных для оцениваемогобизнеса;

— корректировка ианализ финансовой документации.

Эффективнымисточником информации являетсяанкетиро­ваниевладельцев, администрации, аудиторов,кредиторов, кон­курентовоцениваемого предприятия, представителейотраслевых ассоциацийи местных администраций. В процессеанкетирова­нияуделяется внимание следующим вопросам:

1)ретроспективные данные об историипредприятия: состав имущественногокомплекса, ассортимент продукции иуслуг, квалификациярабочего и управленческого персонала;основные заказчики,поставщики и кредиторы;

  1. характеристика филиалов и дочерних фирм: формы и раз­меры участия оцениваемого предприятия в филиалах и дочер­них фирмах, ассортимент продукции (услуг) и т.п.;

  2. характеристика оцениваемого предприятия:

-наличие и результаты проверок, проводимыхаудиторами и налоговымиорганами,

— наличие излишних,неоперационных и непроизводствен­ныхактивов, связанные с ними доходы ирасходы,

— сведения обинвентаризации запасов и основныхфондов,

— дивиденднаяполитика,

-обязательства или доходы и расходы, неотраженные в финансовыхдокументах (данные об арендных договорах,незавершенных судебных делах, неотраженных в бухгал­терских документахактивах и т.д.);

4)перспективыразвития оцениваемого предприятия набли­жайшиетри — пять лет: расширение ассортиментапродукции (услуг),рост объемов производства и сбыта,выручка от других операций,себестоимость и прибыль, капитальныевложения, риски.

Источник: https://studfile.net/preview/4614151/page:9/

Финансовый анализ при оценке бизнеса

Подготовка и анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса

  • страница
  • Библиотека управления

Саркисова Светлана оценщик ООО «ГЛАВЭКСПЕРТОЦЕНКА», член Саморегулируемой организации Ассоциация оценщиков «Сообщество профессионалов оценки»

Одним из основных этапов оценки бизнеса является проведение финансового анализа оцениваемого предприятия.

Хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов, способность полностью и в сроки ответить по своим обязательствам, достаточность собственных средств для исключения высокого риска банкротства, хорошие перспективы получения прибыли и др.

Плохое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платежной готовности, в низкой эффективности использования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммобилизации. Пределом плохого финансового состояния предприятия является состояние банкротства, т.е. неспособность предприятия ответить по своим обязательствам.

Задачи финансового анализа при проведении оценки бизнеса включают в себя:

  • оценку реально сложившегося финансового положения объекта оценки и определение реальной доходности оцениваемого бизнеса;
  • обоснование прогнозных значений доходов и расходов объекта оценки с учетом макроэкономической и отраслевой информации;
  • выявление сходства оцениваемого бизнеса с предприятиями-аналогами;
  • выявление скрытого или явного банкротства;
  • оценку эффективности использования активов организации.

Основные методы финансового анализа

1. Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках.

2. Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов.

Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

  • простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;
  • анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

3.

Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Он позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

4. Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

5. Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

6. Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования.

При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез).

При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

7. Метод финансовых коэффициентов — расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. Наибольшее распространение получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, ROCE (ROIC).

Анализ финансового положения (анализ бухгалтерского баланса – форма 1)

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: актива и пассива. В активе баланса представлено имущество организации по составу и размещению, в пассиве – представлены источники формирования этого имущества. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной форме финансовое положение организации на определенную дату.

На основе данных бухгалтерского баланса проводится анализ по следующим направлениям:

  • общая оценка структуры активов и их источников;
  • анализ ликвидности баланса;
  • анализ платежеспособности предприятия;
  • анализ вероятности банкротства;
  • анализ финансовой устойчивости.

1. Общая оценка структуры активов и их источников

Для проведения анализа структуры активов и источников организации в исходном балансе производится уплотнение (объединение) отдельных его статей, дополнение показателями структуры и расчетами динамики величины активов и пассивов. То есть формируют сравнительный аналитический баланс, который включает фактически все показатели горизонтального и вертикального анализа.

Наиболее важные показатели:

  • общая стоимость активов организации;
  • стоимость внеоборотных активов или недвижимых активов;
  • стоимость оборотных активов;
  • стоимость материальных оборотных средств;
  • величина собственного капитала организации;
  • величина заемного капитала;
  • величина собственных средств в обороте;
  • размер текущих обязательств.

Признаки «хорошего» баланса:

  • валюта баланса в конце отчетного периода увеличивается по сравнению с началом периода;
  • темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
  • собственный капитал организации превышает заемный и темпы его роста выше, чем темпы роста заемного капитала;
  • темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые;
  • доля собственных средств в оборотных активах более 10%;
  • в балансе отсутствует статья «непокрытый убыток».

2. Анализ ликвидности баланса

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности (скорости превращения в денежные средства), с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Активы располагают в порядке убывания ликвидности, а пассивы – в порядке возрастания сроков погашения.

Таблица 1. Группы активов предприятия в зависимости от степени ликвидности

Таблица 2. Группы пассивов предприятия в зависимости от сроков погашения

Баланс признается абсолютно ликвидным, если одновременно выполняются следующие соотношения:

А1 ≥ П1;А2 ≥ П2;А3 ≥ П3;

А4 ≤ П4.

Сопоставление данных о ликвидных средствах и обязательствах позволяет вычислить следующие показатели:

текущая ликвидность – показатель, характеризующий платежеспособность (+) или неплатежеспособность (-) организации на ближайшее время:

ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2);

перспективная ликвидность – показатель, характеризующий прогнозную платежеспособность:

ПЛ = А3 – П3.

3. Анализ платежеспособности предприятия

Анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов, представлен в таблице далее.

Таблица 3. Финансовые коэффициенты платежеспособности

где:А – активы;ВА – внеоборотные активы;О – обязательства;ДС – денежные средства;КФВ – краткосрочные финансовые вложения;КО – краткосрочные обязательства;ДЗ – дебиторская задолженность;ОА – оборотные активы;КО – краткосрочные обязательства;СОС – собственные оборотные средства (СОС = ОА – КО);СК – собственный капитал;

Вср/мес. – выручка среднемесячная.

4. Анализ вероятности банкротства

Источник: https://www.cfin.ru/appraisal/business/finanalysis.shtml

Репетитор оценщика — Щербаков В.А. Щербакова Н.А. Оценка бизнеса (предприятия). Скачать учебник бесплатно

Подготовка и анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса


Смотреть все учебники по «Оценке предприятия (бизнеса)»

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. – М.: Омега-Л, 2006. – 288 с

В данном учебнике рассматриваютсяосновные методы оценки бизнеса, подготовки и анализа финансовой отчетностиоцениваемого предприятия (бизнеса), а также особенности оценки различных видовактивов. Приведены практические примеры оценки стоимости предприятия в целомили части его активов.

Для оценщиков, руководителейпредприятий и других лиц, связанных с определением стоимости бизнеса. Книгаможет быть использована в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов, преподавателейвузов.


учебника

Предисловие

1. Стоимость предприятия какцелевая функция управления

2. Основы оценки стоимостипредприятия (бизнеса)

2.1 . Цели и задачи оценкистоимости предприятия (бизнеса)

2.1.1. Правовые основы оценкистоимости предприятия (бизнеса)

2.1.2. Особенности бизнеса какобъекта оценки

2.1.3. Факторы, учитываемые приопределении стоимости бизнеса

2.1.4. Цели оценки стоимостипредприятия (бизнеса)

2.1.5. Оценка бизнеса в целяхантикризисного управления предприятием

2.1.6. Оценка бизнеса в целяхреструктуризации

2.2. Виды стоимости имущества

2.2.1. Рыночная стоимость и ценапродажи

2.2.2. Виды стоимости, отличныеот рыночной

2.3. Принципы оценки имущества

2.4. Процесс оценки стоимостипредприятия (бизнеса)

2.5. Подходы и методы,используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса)  

3. Подготовка и анализ финансовойотчетности в оценке бизнеса  

3.1 . Сбор информации дляопределения стоимости предприятия (бизнеса)

3.2. Цели финансового анализа воценке бизнеса

3.3. Корректировка финансовойотчетности в целях оценки бизнеса

3.4. Анализ финансовых отчетов икоэффициентов

3.4.1. Анализ финансовых отчетов

3.4.2. Анализ финансовыхкоэффициентов (показателей)

3.5. Влияние результатовфинансового анализа на оценку стоимости предприятия

4. Доходный подход к оценке стоимостипредприятия (бизнеса)

4.1 . Основные положениядоходного подхода

4.2. Учет стоимости денег вовремени при использовании доходного подхода

4.3. Метод капитализации дохода

4.4. Метод дисконтированияденежных потоков

4.4.1 . Сущность метода дисконтированияденежных потоков  

4.4.2. Выбор модели денежногопотока  

4.4.3. Определение длительностипрогнозного периода  

4.4.4. Расчет денежных потоков

4.4.5. Выбор методов расчетаставок дисконтирования

4.4.6. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период. МодельГордона

4.4.7. Расчет текущей стоимостибудущих денежных потоков  

4.4.8. Внесение заключительных поправок

4.5. Определение ставокдисконтирования

4.5.1 . Метод кумулятивногопостроения

4.5.2. Модель оценки капитальныхактивов  

4.5.3. Модель средневзвешенной стоимостикапитала

4.6. Прогнозирование доходов воценке бизнеса

4.6.1 . Особенностипрогнозирования доходов в оценке бизнеса

4.6.2. Методы прогнозирования доходов 

5. Затратный подход к оценкестоимости предприятия (бизнеса)

5.1 . Метод чистых активов

5.2. Метод ликвидационнойстоимости

6. Оценка имущества предприятия

6.1 . Оценка машин и оборудования

6.2. Оценка недвижимого имущества 

6.2.1. Сравнительный подход коценке недвижимости

6.2.2. Затратный подход к оценкенедвижимости

6.2.3. Доходный подход к оценкенедвижимости

6.2.4. Особенности оценкиземельных участков

6.3. Оценка нематериальныхактивов

6.4. Пример оценки недвижимогоимущества предприятия

7. Сравнительный подход к оценкебизнеса

7.1 . Особенности сравнительногоподхода к оценке бизнеса

7.2. Методы рынка капитала и сделок

7.2.1 . Сходство и различие методоврынка капитала и сделок

7.2.2. Подбор предприятий-аналогов

7.2.3. Применение оценочныхмультипликаторов

7.3. Метод отраслевых соотношений

8. Оценка стоимости контрольногои неконтрольного пакетов акций

8.1 . Учет уровня контроля надпредприятием в оценке стоимости пакетов акций

8.2. Расчет премии и скидок сучетом степени контроля и ликвидности пакета акций

8.3. Оценка пакета акций с учетомпремий и скидок

9. Составление отчета об оценке

9.1 . Требования отчета об оценке

9.2. Характеристика основных разделовотчета

9.3. Согласование данных витоговую оценку стоимости

9.3.1. Сущность согласованиярезультатов оценки

9.3.2. Методы определения весовыхкоэффициентов при согласовании результатов оценки

9.3.3. Особенности выбора и согласованияподходов к оценке при определении стоимости имущества предприятия

9.4. Пример оценки стоимостипредприятия

10 . Управление стоимостьюпредприятия

10.1 . Концепции управлениястоимостью предприятия

10.2. Амортизационная политикакак инструмент управления стоимостью предприятия  

Литература

Источник: http://dom-khv.ucoz.ru/index/uchebnik_ocenka_biznesa_predprijatija_shherbakov_v_a_shherbakova_n_a_skachat_besplatno/0-175

Подготовка и анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса

Подготовка и анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса

Основные источники информации, используемые оценщиком:

  • — статистическая и прогнозная информация о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия;
  • — баланс предприятия;
  • — отчет о прибылях и убытках;
  • — отчет о движении денежных средств;
  • — сведения об имущественном комплексе предприятия.

Информация, используемая в процессе оценки бизнеса, должна соответствовать требованиям:

  • — полноты и достоверности финансово-экономической, технико-экономической и управленческой информации, характеризующей деятельность предприятия за период предыстории, а также в будущем периоде;
  • — точного соответствия целям оценки;
  • — комплексного учета внешних условий функционирования оцениваемого предприятия. Информация, необходимая для анализа предприятия в целях

его оценки делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

Внутренняя дает представление о деятельности оцениваемого предприятия. Необходимость анализа внешней информации определяется тем, что нормальное функционирование бизнеса (объем продаж, прибыль) во многом определяется внешними условиями функционирования предприятия. К информации этого рода мы может отнести макроэкономические и отраслевые показатели.

Макроэкономические данные — информация о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, она характеризует инвестиционный климат в стране.

К макроэкономической относится следующая информация:

  • — стадия экономического цикла;
  • — экономическая и политическая стабильность;
  • — социальные факторы: занятость и уровень жизни населения;
  • — процентные ставки и их динамика;
  • — налоговое законодательство и тенденции его изменения;
  • — риски.

Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов. Например, в периоды спада деловой активности снижается размер получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства, снижается стоимость бизнеса.

Основные источники макроэкономической информации:

  • — программы правительства и прогнозы;
  • — периодическая экономическая печать;
  • — аналитические обзоры информационных агентств;
  • — данные Федеральной службы государственной статистики;
  • — законодательство Российской Федерации.

К отраслевым данным относится информация об отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие: рынки сбыта, наличие и характеристика конкурентов. Рынки сбыта анализируются с точки зрения соотношения спроса и предложения, взаимоотношений с поставщиками, стратегии сбыта товаров. Основные направления стратегии сбыта

товаров:

  • — проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты;
  • — развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка;
  • — разработка принципиально новых товаров или модернизация существующих;
  • — диверсификация производимой продукции для освоения новых рынков.

В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции. Цель сбора этой информации — определение потенциала рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние два — пять лет по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах у конкурентов, прогнозы по расширению рынков сбыта.

При анализе условий конкуренции учитывается тип рынка, наличие ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители.

Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, характеристикой продукции конкурентов, данными о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем

основных российских импортеров этого товара. Основные источники отраслевой информации:

  • — данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
  • — данные Федеральной службы государственной статистики;
  • — отраслевые информационные издания;
  • — периодическая экономическая печать;
  • — бизнес-план;
  • — личные контакты;
  • —фирмы-дилеры (распространители);
  • — таможенное управление.

Указанные источники предоставляют информацию, имеющую различную степень достоверности. Поэтому, если на один и тот же вопрос мы получили разные ответы, проводится средневзвешенная оценка с учетом достоверности информации. Внутренняя информация включает:

  • 1) ретроспективные данные об истории компании;
  • 2) описание и анализ маркетинговой стратегии предприятия, в том числе:
    • — жизненный цикл товаров,
    • — объемы продаж за прошлый и текущий периоды,
    • — себестоимость реализованной продукции,
    • — цены товаров и услуг, их динамика,
    • — прогнозируемое изменение объемов спроса,
    • — производственные мощности с учетом будущих капиталовложений
    • (прогноз объемов реализуемой продукции корректируется на производственные мощности);
  • 3) характеристики поставщиков;
  • 4) производственные мощности;
  • 5) рабочий и управленческий персонал и заработная плата:
    • — управляющий предприятием (управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление бизнесом и его развитием, в случае же продажи предприятия планы управляющего в отношении будущей деятельности могут измениться),
    • — уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными (может корректироваться при нормализации отчетности);
  • 6) внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за три — пять лет);
  • 7) прочую информацию.

Цели работы оценщика по сбору внутренней информации:

  • — анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;
  • — сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;
  • — учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;
  • — корректировка и анализ финансовой документации.

Эффективным источником информации является анкетирование владельцев, администрации, аудиторов, кредиторов, конкурентов оцениваемого предприятия, представителей отраслевых ассоциаций и местных администраций. В процессе анкетирования уделяется внимание следующим вопросам:

  • 1) ретроспективные данные об истории предприятия: состав имущественного комплекса, ассортимент продукции и услуг, квалификация рабочего и управленческого персонала; основные заказчики, поставщики и кредиторы;
  • 2) характеристика филиалов и дочерних фирм: формы и размеры участия оцениваемого предприятия в филиалах и дочерних фирмах, ассортимент продукции (услуг) и т.п.;
  • 3) характеристика оцениваемого предприятия:
    • — наличие и результаты проверок, проводимых аудиторами и налоговыми органами,
    • — наличие излишних, не операционных и непроизводственных активов, связанные с ними доходы и расходы,
    • — сведения об инвентаризации запасов и основных фондов,
    • — дивидендная политика,
    • — обязательства или доходы и расходы, не отраженные в финансовых документах (данные об арендных договорах, незавершенных судебных делах, не отраженных в бухгалтерских документах активах и т.д.);
  • 4) перспективы развития оцениваемого предприятия на ближайшие три — пять лет: расширение ассортимента продукции (услуг), рост объемов производства и сбыта, выручка от других операций, себестоимость и прибыль, капитальные вложения, риски.

Финансовый анализ оцениваемого предприятия проводится на основе баланса предприятия, отчета о финансовых результатах, данных аналитических и синтетических счетов бухгалтерского учета и других финансовых документов.

Основная цель финансового анализа — определить реальное финансовое состояние предприятия на дату оценки и найти резервы его улучшения.

Финансовое состояние — это способность предприятия финансировать свою деятельность, оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Основная характеристика хорошего финансового состояния — способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе.

При оценке стоимости бизнеса, наряду с определением реального финансового состояния предприятия цели финансового анализа можно дополнить следующими:

  • — определение реальной доходности оцениваемого предприятия для корректного прогнозирования денежных потоков;
  • — выявление степени соответствия финансовой отчетности оцениваемого предприятия общепринятым в отрасли принципам бухгалтерского учета;
  • — сравнение оцениваемого предприятия с его аналогами для оценки риска, присущего данному бизнесу, и параметров его стоимости;
  • — оценка экономических возможностей и перспектив бизнеса;
  • — корректировка финансовых отчетов для целей оценки.

Ретроспективная финансовая отчетность за последние три — пять лет анализируется оценщиком с целью определения потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности.

Желательно использовать отчетность, прошедшую аудиторскую проверку; в отчете должно быть указано, есть или нет заключение аудитора.

В зависимости от целей оценки и применяемых методов финансовый анализ может быть направлен на определение степени рисков, сопоставление с предприятиями-аналогами, прогнозирование доходности, что позволяет изучить показатели самого предприятия по годам, выявить тенденции, увидеть в динамике происходящие изменения в структуре капитала компании, источниках финансирования и т.п. В соответствии с целями оценки бизнеса степень детализации финансового анализа может быть различной:

  • — экспресс-анализ, при котором анализируются данные бухгалтерской отчетности, оценивается финансовая устойчивость и динамика развития, показатели оцениваемого предприятия сравниваются с абсолютными, отраслевыми или с показателями предприятий-аналогов;
  • — детальный анализ финансовой устойчивости направлен на более тщательную оценку имущественного и финансового состояния, возможностей и перспектив развития предприятия (анализируются баланс, отчет о финансовых результатах, данные аналитического и производственного учета).

При любой степени детализации анализ проводится в два этапа:

  • 1) анализ финансовых отчетов;
  • 2) анализ финансовых показателей.

Анализу и корректировке в целях оценки бизнеса подвергаются баланс и отчет о финансовых результатах. Баланс предприятия отражает финансово-имущественное состояние предприятия на конкретную дату.

Отчет о финансовых результатах отражает выручку, затраты и прибыль предприятия за определенный период (квартал, год). Скорректированные баланс и отчет о финансовых результатах используются в каждом из подходов к оценке.

При осуществлении оценки с применением различных подходов уделяется большее или меньшее внимание тому или другому бухгалтерскому документу:

  • — при оценке затратным подходом основное внимание уделяется анализу и корректировке баланса предприятия;
  • — при использовании сравнительного подхода анализируются и баланс, и отчет о финансовых результатах оцениваемого предприятия и его аналогов;
  • — в случае оценки доходным подходом больше внимания уделяется анализу и корректировке отчета о финансовых результатах, где наиболее полно представлена информация о доходности предприятия, на основе которой прогнозируются денежные потоки.

При оценке следует учитывать ряд обстоятельств, затрудняющих применение финансовой отчетности для целей оценки:

  • — финансовая отчетность содержит только ретроспективную информацию;
  • — финансовая отчетность устаревает к дате оценки (если дата оценки не зафиксирована в прошлом);
  • — отчетность может содержать единовременные не характерные для оцениваемого бизнеса доходы и расходы;
  • — стоимость активов, отраженная в балансе, редко соответствует их рыночной стоимости;
  • — некоторые активы не отражены в балансе, например полностью с амортизированные здания, срок экономической «жизни» которых еще не закончился;
  • — отчетность может не отражать реального состояния дел из-за ведения двойной бухгалтерии;
  • — отчетность может содержать ошибки бухгалтера.

Финансовая отчетность, не подвергавшаяся аудиторской проверке, должна анализироваться более тщательно. После сбора бухгалтерской отчетности осуществляется ее корректировка для целей оценки.

Page 3

Результаты выявления реального финансового состояния предприятия учитываются при выборе метода оценки:

  • — в случае «нормального» финансового состояния в затратном подходе выбирается метод чистых активов;
  • — если платежеспособность предприятия «не подлежит восстановлению», динамика финансовых показателей негативна, а общее положение предприятия с трудом описывается в литературных выражениях, то обоснованным будет

выбор внутри затратного подхода метода ликвидационной стоимости. В этом случае результат оценки может получиться отрицательным, что свидетельствует о невозможности полного погашения предприятием своих обязательств;

  • — динамика финансовых показателей положительна, доходы стабильны, примерно одинаковы по годам
  • — выбираем метод капитализации дохода;
  • — динамика финансовых показателей положительна, финансовое положение устойчиво, наблюдается примерно постоянный по годам темп роста доходов — модель Гордона.

При реализации сравнительного подхода результаты анализа финансового состояния объекта оценки и предприятий-аналогов позволят более корректно сравнивать информацию, обоснованно вносить корректировки в цены продаж предприятий-аналогов (их долей, пакетов акций, единичных акций) с учетом финансового состояния.

Даже если использовано много достоверной информации об аналогах, но их финансовое состояние сильно различается» доверие к результатам сравнительного подхода будет низким, что отразится на итоговом согласовании.

Расчет ставки дисконтирования в доходном подходе часто проводится методом суммирования, который основан на учете рисков, в том числе финансовой структуры (нужно учитывать, например, значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств), прогнозируемости доходов (помимо наличия информации за несколько последних лет учитывается динамика финансовых показателей (положительная, негативная, стабильная)). Если предприятие находится в неустойчивом финансовом положении и т.п., то результаты прогнозирования могут оказаться слишком приближенными, риск неточного прогнозирования будет высоким, а «вес» доходного подхода в итоговом согласовании наоборот, низким. Показатели ликвидности и структуры капитала можно объединить в группу показателей финансовой устойчивости.

Очевидно, что предприятие должно быть устойчивым как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе критерием устойчивости может считаться платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме проводить расчеты по краткосрочным обязательствам.

Платежеспособность характеризуют показатели ликвидности, отражающие, в какой степени и за счет каких оборотных активов предприятие способно рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам. Результаты оценки отражаются на значениях показателей финансовой устойчивости.

Предположим, что в результате оценки стоимость основных фондов увеличилась. В случае переоценки на эту же величину возрастает собственный капитал предприятия.

Увеличение собственных средств позволяет уменьшить потребность в заемных средствах для финансирования оборотных активов, увеличивая тем самым ликвидность предприятия и его финансовую независимость.

Кроме того, амортизационные отчисления, величина которых изменяется при изменении стоимости основных фондов, формируют инвестиционные ресурсы предприятия. Поэтому предприятия, ставящие при переоценке цель любым способом занизить стоимость имущества, лишают себя надежного источника средств. Результаты переоценки, которые относятся на добавочный капитал, увеличивают величину собственных средств предприятия и улучшают структуру его капитала.

Также в связи с переоценкой возможно проведение дополнительной эмиссии акций, что является хорошей возможностью для предприятия увеличить рыночную стоимость собственного капитала.

Если неплатежеспособность и финансовая неустойчивость — важнейшие признаки наступающего банкротства, то низкие показатели деловой активности и рентабельности относят к факторам, усугубляющим финансовые проблемы предприятия, но не предопределяющим его банкротство.

Источник: https://vuzlit.ru/1772101/podgotovka_analiz_finansovoy_otchetnosti_otsenke_biznesa

Scicenter1
Добавить комментарий